Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Семья в пожилом возрасте становится основным местом удовлетворения человеческих потребностей, сферой, в которой протекает основная жизнедеятельность пожилых. Поговорка "Они жили счастливо и умерли в один день" говорит о том, что супружество (партнёрство) - необходимое, хотя и недостаточное условие счастливой жизни.

По прогнозу демографов, численность людей пенсионного возраста будет расти довольно высокими темпами примерно до 2023 г. Затем этот рост замедлится, однако при прочих равных условиях численность вдов и вдовцов тоже будет расти, создавая перспективный "вторичный рынок" женихов и невест пожилого возраста.

Какие потребности удовлетворяют в повторных браках вдовы и вдовцы пожилого возраста? Какой должна быть социальная политика и позиция государства к повторным бракам пожилых людей? Проведённое исследование показало, что существует заметное разнообразие мотивов вступления в повторные браки в пожилом возрасте.

Информация о мотивах и процессе рождения новых семей собиралась методом глубинных интервью пожилых людей - жителей Н. Новгорода и нескольких сельских районов - состоявших в повторных браках, в ряде случаев "двойных" вдовцов или вдов, т.е. вступивших в повторный брак в пожилом возрасте и успевших похоронить второго мужа (жену). Иногда речь идет не о браке, а сожительстве, когда пожилые люди договариваются заранее, что будут жить вместе, не регистрируя свои отношения в ЗАГСе.

Поскольку ситуации образования новых семей часто уникальные и не носят массовый характер, то отбор (точнее, поиск) таких семей проводился методом "снежного кома". Всего проведено 28 интервью, в них получена информация о 13 женщинах и 6 мужчинах, находящихся в момент опроса в повторном сожительстве, о четырех женщинах и двух мужчинах, вторично овдовевших или прервавших семейные отношения с новым партнером. Два повествования о повторных семьях записаны со слов очевидцев, бывших непосредственными наблюдателями процесса создания повторных браков пожилых мужчин и женщин. Наиболее интересные рассказы касались новых семей, жителей сельской местности, где все и всё знают друг о друге, и такие неординарные события в жизни односельчан привлекают особое внимание соседей, близких и дальних родственников. "Пока пожилые супруги вдвоем, им, по-моему, ничего не страшно. А когда один уходит - все, жизнь пошатнулась... Ты будто с одним крылом. Пожилым людям, которые находят друг друга, и всё начинают снова, можно только позавидовать".

Желание покончить с одиночеством, обрести свой дом, внимание и заботу близкого человека заслуживает сочувствия и понимания. Для пожилых людей новая семья, дающая возможность общения, взаимной поддержки может стать спасением на склоне дней и дать жизненный стимул (см. приложение).

Новые семьи создаются пожилыми людьми преимущественно в первое десятилетие после выхода на пенсию. В этот период еще сохраняется физическая и социальная активность. Поиск партнера в более позднем возрасте обусловлен скорее необходимостью ежедневного ухода,нежели стремлением сохранить социальный статус или избежать одиночества. Длительность нового семейного союза по данным исследования не превышает 10 лет, что обусловлено возрастом супругов и высокой смертностью мужчин.

Особенности выбора брачного партнера. Гендерная асимметрия в позднем возрасте способствует привилегированному положению мужчин на брачном рынке; с возрастом у мужчины возможности брачного выбора только расширяются. Среди пожилых женщин такая привилегия доступна лишь тем, кто имеет популярность (обеспеченные, самостоятельные, известные, привлекательные). Данное обстоятельство подтверждается и другими исследователями.

Анализ особенностей брачного поведения пожилых людей показал, что существует несколько стратегий поиска партнера. Их можно разбить на пять групп: сознательный поиск партнера; случайная встреча; семья в доме престарелых; поздняя любовь; старые чувства, вспыхнувшие вновь.

Пожилые люди, решившиеся на создание нового семейного союза, занимают активную позицию в поиске брачного партнера: "В 57 лет я овдовел. Дети выросли, у них теперь свои семьи. Я остался один... Раньше и не подозревал, что это для меня так тяжело окажется... Вот я и решил избавиться от одиночества". При этом одни пытаются найти партнера самостоятельно: "Я решилась еще раз в ЗАГС сходить. Стала искать одинокого старикашку... Дети о моих планах ничего не знали, да и не позволили бы они мне..." (И . N 10). Другие подключают к процессу поиска подходящего супруга / супруги друзей и знакомых: Подруг попросила меня с кем-нибудь познакомить... вот одна моя знакомая на ее дне рождения нас и свела. Я не вижу в этом ничего зазорного. Я же не просто так, я готовлю хорошо, да и силы еще есть..."

Решив создать семью, пожилые жители активизируют свои социальные связи, пользуются услугами "свах", в роли которых обычно выступают друзья, соседи. Они не только облегчают процесс поиска, но и помогают избежать встречи с аферистами, охотниками за наследством. Гендерные модели выбора брачного партнера весьма схожи. Как мужчины, так и женщины зачастую ограничивают круг выбора близкими знакомыми, бывшими коллегами по работе, соседями. Определяющим является фактор известности, информированности о будущем партнере. Пожилые супруги, как правило, длительное время знали друг друга, и в силу этого в новом браке для них не могли открыться новые черты характера, неизвестные ранее и способные разрушить семью (хотя считается, что к старости положительные черты личности микшируются, а негативные становятся ярче). Союз со старым знакомым является более стабильным, прочным на первом этапе семейной жизни, поскольку притирка личностей проходила в течение знакомства. В подобных семьях исследование характеров друг друга - пройденный этап:

Еще один критерий отбора - общность интересов, единство взглядов. Супруг - это единомышленник, а его проще найти среди бывших коллег, друзей:"...он работал раньше врачом, а я медсестрой в больнице, мы оба любим читать зарубежную классику..." ; "Мы с Г.А. всю жизнь проработали учителями. Я преподавал физику, а она русский язык и литературу. Только работали в разных районах города".

Фактор доверия также играет немаловажную роль - пожилому человеку есть что терять - квартира, сбережения. Пожилым гораздо сложнее решиться на знакомство с новыми людьми, довериться чужому человеку, пустить его в свой дом, разделить с незнакомцем нажитое имущество, в то время как со старыми знакомыми уже налажен контакт, существуют общие интересы, нередко пережиты какие-либо важные жизненные события. Эти факторы облегчают совместную жизнь на первых этапах, процесс адаптации супругов друг к другу.

Но далеко не все пожилые люди, создавшие семью, заранее планировали этот шаг и сознательно искали брачного партнера. Случайная встреча или жизненные обстоятельства способствовали образованию новой семьи: "...а здесь, как говорят, случай помог. Тетка хоть и на пенсии была, несмотря на свой возраст, подрабатывала в больнице. Там и познакомилась с Ф.И., он на обследовании лежал".

Еще одна стратегия выбора партнера предполагает доминирование чувственной стороны при создании семьи. Был выявлен интересный факт - чувства, вспыхнувшие в молодости, но по каким-либо обстоятельствам не приведшие к созданию семьи, способны получить дальнейшее развитие спустя много лет: "Некоторое время дружили, но отношения дальше, так сказать, ухаживаний не зашли... Потом я сменила место работы. И мы долгое время не виделись. Встретились мы случайно, на улице столкнулись. Это было прямо перед моим юбилеем. Я пригласила И. к себе на праздник. После этого стали поддерживать отношения. Он стал мне звонить, приходил в гости, мы много разговаривали". В обществе преобладает мнение, что "негоже старикам влюбляться как юношам". На наш взгляд, боязнь показаться смешным останавливает пожилых людей от теплых отношений с лицами другого пола.

Особую группу образуют семьи, созданные в стенах дома престарелых. Пожилые люди, по разным причинам оказавшиеся в домах-интернатах, находясь под наблюдением специалистов, в кругу сверстников, все-таки нуждаются в брачном партнере и создают новые семьи. Причем одни активно занимаются поиском партнера среди новых знакомых:"Оба активно искали себе пару, чтобы было интересно общаться, проводить свободное время... помощь друг другу оказывать... вдвоем веселее. Старикам по одному скучно, одиноко, не с кем поговорить, пообщаться".

А для других новое знакомство и создание семьи стало незапланированным событием: "Ябольной человек, какая мне вторая половинка! Когда жила еще дома, порой и переодевалась-то еле-еле. На улицу подолгу не выходила, сидела дома. С Ю. встретилась здесь, в доме престарелых... Он стал оказывать мне знаки внимания.., то цветочки принесет с местной клумбы, то шоколадку. У нас прямо как у молодых".

Можно предположить, что образование семейных пар в домах престарелых происходит от скуки или из-за отсутствия контактов с внешним окружением. Исследование показало, что пожилые не только не изолированы от окружающего мира, имеют свободу передвижения, но и поддерживают отношения с близкими родственниками. Пожалуй, факт создания семейных союзов в доме престарелых - самое веское доказательство значимости семьи и брачного партнера в жизни человека, особенно на завершающем жизненном этапе. Супружеские (партнерские) отношения незаменимы приятельскими ни на одном из жизненных этапов.

Мотивация сожительства и юридически зарегистрированного брака. Исторически брак является наиболее желательной формой реализации сексуального поведения, которая имеет гарантированную общественную и государственную поддержку. По мнению М. Э. Елютиной, институтом брака фиксировались наиболее желательные для общества параметры сексуального поведения, известные как условия вступления в брак. Пожилые нуждаются в одобрении и признании со стороны социума социального статуса, высокого общественного положения. Семья выступает в данном случае главным социальным лифтом. Статус семейного человека выше статуса одинокого, вдовы или вдовца.

Регистрация брака - один из наиболее спорных моментов при создании новой семьи пожилыми людьми. Как правило, они не регистрируют свой брак в ЗАГСе. Пожилые люди зачастую считают юридическую регистрацию лишним в своем возрасте и предпочитают отношения сожительства: "Да нет, зачем же, нет, у нас даже такого разговора не стояло... Ну как же почему, это пускай молодые замуж выходят, исправляют положение в стране, детей-то совсем не рожают, а нам уж век свой спокойно дожить.., что уж тут регистрироваться".

В некоторых семьях, где вопрос заключения брака все-таки поднимался, основным препятствием на пути юридической регистрации становились ближайшие родственники. Детям и внукам часто нет дела до личной жизни родителей / прародителей, но остается имущественный вопрос. После юридической регистрации брака новый супруг / супруга, а также их наследники могут претендовать на жилье, нажитое имущество. При этом наблюдается прямая зависимость роли имущественного вопроса от места проживания: для горожан именно вопрос наследования является главным камнем преткновения при образовании новой семьи, тогда как в сельской местности имущественный вопрос возникает заметно реже. Еще одна причина предпочтения старшим поколением сожительства зарегистрированному браку - боязнь осуждения со стороны родственников, друзей, знакомых. Пожилые не хотят выглядеть смешными в глазах окружающих, прислушиваются к общественному мнению, которое на селе не приветствует браки пожилых. В данном случае можно говорить о стремлении соответствовать социокультурным нормам, ожидаемому поведению согласно возрасту.

Те немногие пожилые супруги, которые юридически зарегистрировали брак, назвали две причины: виды на наследство; желание обрести социальный статус - супруг при прочих равных условиях имеет более высокий статус, нежели сожитель. Юридическая регистрация брака в позднем возрасте рассматривается как вынужденная необходимость людьми, рассчитывающими получить наследство. В данной ситуации свидетельство о браке является гарантией получения части, а иногда и всего имущества, сбережений пожилого супруга: "Я на этом настояла... Должна же я быть уверенной, что имею законные права на наследство! Его дети восприняли этот факт как необходимость. Не скажу, что были рады, но и не препятствовали" .. В данном случае замужество пожилой матери воспринималось скорее как удачная сделка, приобретение жилплощади, а не создание новой семьи.

Стремление приобрести социальный статус семейного человека также приводит некоторых пожилых людей в ЗАГС на завершающем жизненном этапе. Стоит учитывать специфику социализации данного поколения, усвоенные ими нормы брачности и семейной жизни. Для части россиян этой возрастной когорты юридическая регистрация брака является обязательной {"отношения свои они узаконили"). Кроме того, отмечалась важность семьи, необходимость ощущения собственной значимости, востребованности: "... мы хотели, чтобы было как у других, то есть, конечно же, чтобы была одна единая семья, родственные отношения... Мы хотели жить как все путные люди ". В данном случае решение зарегистрировать брак сформировалось в процессе семейной жизни, когда отношения уже сформированы и появилась уверенность в партнере.

Причины создания семьи. Сегодня в российском обществе можно выделить, по меньшей мере, семь основных (самых распространенных) причин создания семьи людьми пожилого возраста: необходимость помощи по хозяйству; потребность в уходе за собой; улучшение материального положения; чувства; способ улучшить жилищные условия; попытка избежать одиночества; потребность в семье, брачном партнере.

Исследование показало, что причины создания семьи в пожилом возрасте обусловлены географически. Среди горожан лидирует попытка избежать одиночества, поскольку социальные связи между родственниками и ближайшим окружением носят формальный характер. Социальная изоляция в городе масштабнее, нежели в сельской местности, где отсутствие родственного общения частично компенсируется вовлеченностью пожилого человека во взаимодействие с соседями, односельчанами. Браки с целью обогащения, получения наследства, жилья характерны для городского населения. Жители сельской местности образуют новые семьи в позднем возрасте с целью заручиться поддержкой, помощью в ведении хозяйства.

Среди причин создания семьи людьми пожилого возраста, бесспорно, лидирует необходимость поддержки, помощи. Ради этого объединяются ресурсы одиноких людей:"Хозяйство у него было довольно большое, и одному справляться с ним было тяжело". "Никаких меркантильных соображений не было, просто каждому из них было трудно жить одним, необходима была поддержка и опора" .

Таким образом, супруг (а) в пожилом возрасте рассматривается, прежде всего, как помощник по хозяйству, налаживанию привычного быта, образа жизни, дезорганизованным в силу смерти бывшего мужа (жены) и возрастных изменений организма. И мужчины, и женщины данной возрастной когорты в одинаковой мере в качестве причины создания семьи в пожилом возрасте называли ухудшение здоровья, обострение хронических болезней, что затрудняет нормальную жизнедеятельность: "Очень часто болеть стала. Да и у В. болезней целый букет, то давление скачет, то с сердцем плохо. После дочкиного замужества тяжело ему стало одному жить" . "У нее гипертония. ...у Г. ноги болят последний год, она мало из дома выходит". "В свои 92 года он уже не мог себя обслуживать. Короче говоря, он не хотел оказаться в доме престарелых и тоже искал себе человека... сиделка ему нужна была". Пожилые люди данной категории нуждаются в специальном уходе, требуют повышенного внимания. Отмечается необходимость круглосуточного присутствия кого-то рядом. Супруг в данном случае рассматривается как сиделка, хотя открыто об этом никто из опрошенных пожилых людей не сказал.

Пожилые супруги в ходе интервью были достаточно сдержанны в формулировках, о корыстных мотивах создания семьи либо упоминалось вскользь, либо ситуация приукрашивалась. Сторонние наблюдатели, на глазах которых происходило образование и функционирование семей пожилых людей, были более жестки в определениях, и такие слова как "сиделка", "домработница" произносились.

Характерной чертой новых браков пожилых людей является то, что практически никто из супругов данного возраста в качестве причины образования семьи не говорил о любви. Даже те, чей семейный союз стал логическим продолжением юношеских чувств, первопричиной называли трудности одинокого проживания! Обычно звучали такие слова, как "симпатия", "дружба", "привязанность": "Сказать, что мы полюбили друг друга, я не могу. А вот симпатия, конечно, есть. Г.А. очень симпатичная женщина, интересная, начитанная. Я даже не знаю, как эти чувства назвать...привязанность, наверное". "Я все чувства вместе с мужем похоронила... Нет, мы не чужие люди! Привыкли друг к другу, наверное, как старые знакомые живем. Мне кажется, невозможно жить с человеком, если он тебе хотя бы не симпатичен. Мы вместе ухаживаем за моими цветами, у мужа была кошка, теперь она и моя... Появились общие заботы, дела. Это все рано или поздно сближает, а мы уже почти два года живем".

Тем не менее, исключать чувственную составляющую из списка причин создания семьи не стоит, в позднем возрасте есть место и для романтических чувств. Гораздо реже, но все-таки пожилые супруги говорили о симпатии друг к другу, о чувствах: "Старые чувства возникли опять. Через некоторое время они решили жить вместе". "Я уверена, что они сошлись из-за чувств. А что еще может заставить 60-тилетнего мужика вести себя как подросток?

Поправка своего материального положения также является одной из причин создания семьи в пожилом возрасте. Вероятно, это можно объяснить низким материальным положением подавляющего большинства пожилых россиян: "Да и пенсии у них какие! На них не только жить, существовать не всем удается! А вдвоем все легче". "К тому же у нее пенсия небольшая, а у меня свое дело, какие-никакие деньги есть. Вот она и согласилась" N4); "Пенсия у него большая, он же участник войны, поэтому живем мы неплохо, на хлеб с маслом, как говорится, хватает". "Нам проще стало жить и по деньгам: я получаю пенсию, и он тоже...а еще он работает на заводе, там сейчас тоже стали нормально платить, мы теперь даже своим детям стали помогать".

Потребность в полноценной семье тоже была названа причиной образования семьи людьми данной возрастной когорты. Важно, что, несмотря на трудности в быту, корыстные мотивы, люди говорят о потребности в полноценной семье, в домашнем уюте. Наличие брачного партнера значимо и в позднем возрасте: "Я решил найти человека близкого мне по интересам, с которым можно было бы не только разделить домашние хлопоты, но и поговорить" (И . N 20); "Я счастлива, что нашла того человека, с которым я буду чувствовать себя хорошо, потому что без супруга жить очень трудно, чувствуется какая-то пустота в душе, отсутствие опоры, дети, конечно, есть, но это немного не то, ...."

Новый брак в пожилом возрасте является еще и бегством от одиночества: "Главным мотивом было одиночество. Мы ведь уже старенькие. Нам бы только, чтоб рядом кто-то был!" ; "С. А. и П. П. решили жить вместе, так как на тот момент были одиноки, он был вдовцом, а она - вдова. Мотивами сожительства стали боязнь одиночества и необходимость заботы друг о друге".

Особо подчеркнем, что ощущение одиночества и социальной изоляции, обычно определяемые как отсутствие крепких социальных связей, не всегда оправдано. Далеко не все социально изолированные чувствуют себя одинокими, с другой стороны - одиночество также возможно и в семье при наличии близких родственников . Эта тенденция нашла подтверждение в нашем исследовании: "...после нескольких встреч решили, что будут жить вместе, потому что и ей и ему было одиноко. У нее остались двое внуков, внук и внучка. Они совсем не появляются.. .одиноко... У него сын. Он занят своей семьей, а на отца наплевать" .

По-видимому, ключевыми словами, определяющими суть новой семьи в пожилом возрасте, являются "взаимопомощь" (в домашней работе, финансовая), "уход", "психологический комфорт". Новый брак способствует повышению ресурсности семьи. Можно говорить о двоякой природе мотивации создания семьи пожилыми людьми. Существуют две категории причин образования нового семейного союза в позднем возрасте: меркантильные (обогащение, получение наследства); альтруистические (доминируют эмоциональные, психологические факторы).

Вступая в брак, целью которого является не материальное обогащение, а желание заботиться и помогать духовно близкому человеку, пенсионеры должны быть способными не только принимать плоды труда другого человека, но и сами что-то давать взамен. Иначе при односторонней связи очень сложно установить равноправные взаимоотношения, избежать разочарований и конфликтов.

Если создание новой семьи в пожилом возрасте в большинстве известных нам случаев благотворно действует на жизнь пожилых пар, то несомненно, что содействие созданию повторных браков поможет части пенсионеров на склоне лет вновь ощутить прилив сил, избавиться от одиночества.

Приложение

Характеристики респондентов, вступивших в повторный брак

N Интервью

Возраст супругов в момент создания семьи

Стаж семейной жизни, лет

Профессия (до ухода на пенсию)

Зав. магазином

Зоотехник

Страховой агент

Предприниматель

Домохозяйка

Продавец

Санитарка

Водитель

экономист

Водитель

Воспитатель

Строитель

Бухгалтер

Водитель

Технолог

Безработный

Разнорабочий

Библиотекарь

Домохозяйка

Водитель

Зоотехник

Милиционер

Бухгалтер

Ветеринар

Контролер

Инвалид 1 группы

Преподаватель

Инвалидность

Водитель

Работник банка

Директор школы

Директор школы

Медсестра

Домохозяйка

Наталья БУХАЛОВА, кандидат социологических наук, доцент

(Опубликовано в журнале "Социологические исследования" )

Изменения в жизни семьи в связи с выходом на пенсию

Супружество пожилого возраста характеризуется проявлениями старости у обоих супругов. Снижается производительность труда и увеличивается число проблем, связанных со здоровьем. На данной стадии жизненного цикла семьи одним из самых важных событий может стать выход супругов на пенсию. Кроме того, что профессия и круг связанных с ней обязанностей оказывали существенное влияние на содержание личностной идентичности, работа служила также и прекрасным способом структурирования времени. Она также определяла и основной круг общения.

Теперь количество времени, проводимого супругами вместе, увеличивается в некоторых случаях до 24 часов в сутки. В связи с этим, выход на пенсию может потребовать значительной перестройки личности, взаимоотношений и стиля жизни супругов.

После выхода супругов на пенсию семья и связи с родственниками приобретают для них еще большее значение. Пары, которые дожили до этой стадии супружества, вырастили и «отпустили» детей, говорят, что испытывают сильное чувство удовлетворения браком. Брак в это время стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какие сложились в течение долгой совместной жизни. При этом супруги в большей степени, чем раньше, склонны оказывать эмоциональную поддержку друг другу. Традиционные половые роли оказываются не так важны.

Течение этой стадии может осложняться болезнями супругов в связи с их преклонным возрастом. Как правило, вся тяжесть ухода за больным при этом ложится на плечи супруга, который сам может иметь проблемы со здоровьем. Жены чаще жалуются на стресс, связанный с уходом за больным супругом, чем мужья, хотя разница эта невелика. Мужчины, которые с возрастом больше ориентируются на семью, обеспечивают такой уход охотнее, чем жены, которые и так всю жизнь провели в заботах о семье. Жены могут начать болеть после того, как мужья выходят на пенсию. Посвятивший свою жизнь карьере, муж начинает чувствовать себя ненужным после того, как отходит от дел. Чтобы избавить его от этих тягостных переживаний, жена заболевает и тем самым обеспечивает ему возможность приносить пользу, заботясь о ней, и вновь обрести чувство собственной нужности.

Особые трудности испытывает человек, ухаживающий за лицом, страдающим болезнью Альцгеймера. Она связана с поражением головного мозга и характеризуется потерей памяти и прогрессирующим слабоумием. Ситуация становится особенно тягостной, когда поведение больного начинает распадаться или приобретает шокирующий характер. Тем не менее многие пожилые супруги и в этом случае не тяготятся выполнением своих обязанностей. Помощь человеку, который так много значил в жизни, может приносить глубокое удовлетворение.

Реакция на смерть супруга и проживание вдовства

Когда люди находятся в преклонном возрасте, смерть супруга становится весьма вероятным событием. Реакция горя, возникающая в результате смерти супруга, проходит в своем развитии ряд характерный стадий:

    шок и оцепенение;

    отрицание и отстраненность;

    признание и боль;

    принятие и возрождение.

Эти фазы переживания присутствуют в той или иной степени при любой потере или утрате, хотя их проявление и длительность имеют значительные индивидуальные различия,

Фаза шока может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней. На ней люди не до конца осознают произошедшее и не понимают тяжести утраты. Наличие фазы шока не зависит от того, была смерть внезапной или последовала за длительной неизлечимой болезнью, исход которой все предвидели. В некоторых случаях при длительной болезни супруга, предшествовавшей его смерти, второй супруг имел возможность пережить антиципаторное горе, когда он мог обсудить свои переживания с умирающим супругом или другими близкими людьми. Но переживание антиципаторного горя не всегда делает горевание после смерти менее тяжелым. В случае продолжительной болезни (более 18 месяцев) близкие могут прийти к убеждению, что смертельно больной человек никогда не умрет, что ему удалось обмануть судьбу. В этом случае его смерть вызывает еще большее потрясение, чем в том случае, если бы она произошла внезапно.

При смерти супруга нередко организация похорон и выполнение других необходимых процедур приносит облегчение: это позволяет делать что-то конкретное, реальное, в то время когда все вокруг кажется нереальным.

На фазе отрицания перенесшие потерю люди могут не верить в ее реальность. Часто в это время нарушается функционирование организма: чувствуется слабость, истощение сил, потеря аппетита, нарушение сна, неспособность делать привычные дела. На этой фазе часто присутствуют фантазии, в центре которых находится умерший супруг. Они сопровождаются ожиданием, что он вернется. Страдающий супруг может несколько раз в день забывать о факте смерти, говорить об умершем как о живом и т. п.

На этой фазе могут присутствовать также гнев и злость на умершего, основное содержание которых: «Как он мог так поступить со мной?»

На фазе признания человек наконец признает утрату и то влияние, которое она на него оказала, В среднем она наступает спустя 3-6 месяцев после похорон. Переживания и их внешнее выражение становятся более настойчивыми. Люди плачут, причитают, выражают свою скорбь другим образом. Они мучаются и тоскуют по умершему, часто думая о нем. У них появляется желание постоянно говорить о покойном, о своих отношениях с ним, часто повторяя одни и те же мысли и даже фразы. Следует помнить, что это нормальный этап проживания реакции горя. Подобные «зацикливания» и повторы не связаны с возрастом, так же ведут себя и достаточно молодые люди, перенесшие тяжелую утрату. Возможность «проговаривания» своих переживаний оказывает терапевтический эффект и способствует переходу к следующей фазе.

На фазе «отпускания» пережившие смерть супруга люди начинают вновь интересоваться жизнью, уделять время и силы себе и отношениям с другими людьми. Они заново воссоздают свою идентичность без той части, которую составляли отношения с умершим супругом.

Потерявшие брачного партнера люди приобретают статус вдов и вдовцов. Для многих это связано с тяжелыми переменами в образе жизни и с риском оказаться в социальной изоляции.

Так как средняя продолжительность жизни женщин во всем мире выше, чем у мужчин, количество вдов в значительной степени превышает количество вдовцов. Кроме того, пожилые вдовы после потери супруга живут в среднем на 50% дольше, чем вдовцы. После смерти мужа пожилые женщины гораздо реже вновь выходят замуж, чем пожилые вдовцы.

Вдовы и вдовцы, живущие одни, часто сталкиваются с практическими и психологическими трудностями. Если раньше различные области их жизни были поделены с супругами, то теперь они могут столкнуться с необходимостью выполнения дел, о которых раньше не имели никакого представления. Например, если раньше все финансовые вопросы были в ведении жены, то у пожилого вдовца могут возникнуть трудности с рациональным планированием бюджета.

Социальную поддержку овдовевшие супруги получают в основном от семей своих детей, особенно от дочерей.

Обычно вдовы легче включаются в жизнь семей своих детей, чем вдовцы. Возможной причиной конфликтов может быть то, что овдовевшие родители усиливают давление на взрослых детей, особенно при отсутствии у них иных социальных контактов. Взрослые дети и их семьи становятся главными источниками эмоциональных реакций, но при этом возрастает и их значение как источников стресса. Иногда старый человек может отыскать себе полезную функцию в семье своих детей, иногда же он просто оказывается лишним для представителей младшего поколения. На этой стадии расширенная семья сталкивается с трудной проблемой ухода за старым человеком. Иногда ее пытаются решить переселением его в дом престарелых, где за ним будут ухаживать другие. Однако, как пишет Дж. Хейли, «отношение молодых к своим старым родителям становится моделью того отношения, которое ждет их в старости со стороны своих детей, так как жизненный цикл семьи продолжается бесконечно».

Контрольные вопросы

    Определите понятие «жизненный цикл семьи».

    Какие существуют подходы к выделению жизненного цикла семьи?

    Что такое задачи развития семьи? Назовите основные задачи молодой семьи и семьи с маленьким ребенком.

    Раскройте психологическое содержание «брачного соглашения».

    Назовите типы психологических отношений в браке.

    Опишите некоторые типы сексуального поведения в браке.

    Что понимают под кризисом первой беременности?

    Какие компоненты определяют зрелую материнскую позицию?

    Раскройте основные задачи, стоящие перед семьей с ребенком-школьником.

    Как изменяется тип родительского поведения и роли в семье с подростком?

    По каким основным направлениям идет переструктурирование жизни семьи с ребенком-школьником?

    С какими психологическими проблемами сталкиваются родители при поступлении ребенка в школу?

    Каково психологическое содержание ревности?

    Какие изменения происходят в функционировании организма супругов зрелого возраста?

    Какое влияние оказывает на семейные отношения кризис «середины жизни»?

    Назовите основные роли, исполняемые в семье прародителями.

Литература

    Акин А., Стрельцова Д. Девять месяцев и вся жизнь. Роды нового тысячелетия. - СПб., 1999.

    Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). - М., 1998.

    Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. // Вестник МГУ, серия 18. Социология и политика. - 1997. - № 2.

    Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб., 1992.

    Боровикова Н.В. Развитие Я-концепции женщины. // Дисс. канд. псих. наук. - М., 1999.

    Ботуин К. Соблазненная женщина. Почему изменяют жены и что из этого получается. - М., 1995.

    Браун Дж., КристенсенД. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб., 2001.

    Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. - 2000. - № 2.

    Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. // Вопросы психологии. - 1997. - № 1.

    Виткин Дж. Женщина и стресс. - М., 1995.

    Волкова А.И. Опыт исследования супружеской неверности//Вопросы психологии. - 1989. - № 2.

    Ворошнина О.Р. Психологическая корреляция депривированного материнства. // Дисс. канд. псих. наук. - М., 1997.

    Гаврилица О А. Ролевой конфликт работающей женщины. // Дисс. канд. псих. наук. - М., 1998.

    Гозман Л.Л. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.

    Дейте Б. Жизнь после потери. - М., 1999.

    Захаров А.И. Ребенок до рождения. - СПб., 1998.

    Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.

18. Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. - М., 1990.

19. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999.

    Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001.

    Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний.-М., 1991.

    Лебойе Ф. Рождение без насилия. - М.,1985.

    Марконе М.Д. Девятимесячный сон. Сны в период беременности. - М.,1993.

    МаслоуА. Мотивация и личность. - СПб., 1999.

    Мид М. Культура и мир детства. - М.,1988.

    Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. - М., 1998.

    Мухумадрахимов Р Ж. Формы взаимодействия матери и младенца. // Вопросы психологии. - 1994. - № 6.

    Мэй Р. Любовь и воля. - М., 1997.

    Ниемеля П. Развитие и нормальные кризисы взрослого человека // Проблемы психологии личности. - М.,1982.

    Нохуров А. Нарушения сексуального поведения. - М., 1988.

    Оден М. Возрожденные роды. - М.,1994.

    Психология человека от рождения до смерти. - СПб., 2001.

    Рабочая книга школьного психолога // Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1991.

    Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000.

    Соколова Е.Т., Николаева B . R . Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М., 1995.

    Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы // Социологические исследования. - 1994. - № 6.

    Сысенко В А. Супружеские конфликты. - М., 1989.

    Сысенко В А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. - М., 1981.

    Трунов М.В., Китаев Л.М. Экология младенчества. - М., 1993.

    Филиппова Г.Т. Материнство: сравнительно-психологический подход. // Психологический журнал. - 1999. - Т.20. - № 5.

    Фромм Э. Искусство любить. - М., 1990.

    Хейли Дж. Необычайная психотерапия. - СПб., 1995.

    Хьелл Л., ЗиглерД, Теории личности. - СПб., 1997.

    Шибутани Т. Социальная психология - М., 1969.

    Шмурак Ю.И. Пренатальная общность. // Человек. - 1993. - № 6.

    Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996.

    Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.

    Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М., 1994.

    Bowlby J. Child care and the ground of love. - L., 1957.

    Engen T. et al. Decrement and recovery of responses to olfactory stimule in the human neonale//J.Comparative Physiol. and Psychol. - 1965. - V.59.

    Murstein ВЛ . A theory of marital choice and its applicability to marriage adjustment.//Theories of attraction and love. - N.Y., 1971.

    Pines D. Pregnancy and motherhood: Interaction between fantasy and reality // Brit.J.Med.Psychol. - 1972. - V.45.

    Sternberg R. A triangular of love///Psycholigical Review. - 93.

Error: Reference source not found


ГП Лекция 6. Семья в жизни человека пожилого возраста

Типология семейных отношений пожилого человека

Типология взаимоотношений пожилых супругов.

Семья - культурный универсалий мира. Для разных стран, народов и времен характерен именно такой способ организации личной жизни, именно этот социальный институт. Когда распадается семья - распадается связь времен, потому что семья обеспечивает непрерывность развития человеческого. Все её функции направлены на сохранение непрерывности: репродуктивная - на продолжение человеческого рода; социализация ребенка, установление моральных традиций, сохраняет и развивает человеческую культуру; удовлетворение семейных материальных потребностей создает главный стимул для экономического воспроизводства.

Важно подчеркнуть, никем прежде не отмеченный факт в диалектике развития семейных форм. Урбанизация значительно модернизировала семью: дети и родители живут в разных домах, а порой и разных городах, но между ними существуют устойчивые связи и взаимопомощь. Изменилось само понятие семьи, в связи с изменением её структуры. Ныне семья - это не только люди, проживающие под одной крышей. Современные транспортные, телефонные и другие средства связи, СМИ создали возможность нового вида семейных объединений. Живя на расстоянии друг от друга, люди осознают себя членами одной большой семьи, включающей в себя несколько нуклеарных семей. Семья стала мультинуклеарной, это новый этап в развитии старого социального института - семья.

Социологи семьи подробно разработали проблемы молодежной семьи, в меньшей степени - семьи среднего возраста, но почти не затронули проблем пожилой семьи.

Можно выделить некоторые ключевые характеристики пожилых семей:

1. Происходит изменение структуры и функций семьи : с уходом детей теряется социализирующая функция, сокращается функция передачи опыта и знаний. Приоритетные функции пожилой семьи:

А). поддерживающая, когда супруги оказывают взаимопомощь, обеспечивают психологическую компенсацию всевозможных нагрузок;

Б). защитная, когда семья выступает барьером для непосредственного вторжения других социальных институтов (в частности, государства);

В). посредническая, реализующаяся в том, что семья пожилого человека нередко служит связующим звеном между родственниками, хранителем традиций семьи, воспоминаний.

2. Сокращение спектра семейных социальных ролей , сопровождаемое их конкретизацией, связанной главным образом не с половой дифференциацией, а с физическими возможностями супругов и их склонностями.

3. Изменяется идеология семьи в направлении повышения уровня закрытости: акцент смещается в сторону внутрисемейных проблем. Изменяется характер потребностей : возрастает потребность в безопасности и стабильности, преобладает погружение в мир внутренних переживаний, уменьшается потребность в активном освоении внешней среды.

4. Пожилая семья более стабильна . Разводы сравнительно редки. Демография свидетельствует, что частота разводов зависит от возраста супругов. Обычно она достигает максимума между 20 и 30 годами, а минимума в возрастах старше 50 лет. Влияние возраста супругов как фактора стабилизации брака тесно переплетается с продолжительностью брака: максимум разводов приходится на первые 5-10 лет, минимум, приближающийся к нулю - при длительности брака 30 и более лет.

Семья пожилых людей устойчива к конфликту. Однако встречается скрытое противостояние, базирующееся на давних обидах, связанных с изменами, некорректным поведением. Нередко накопление обид вызывает конфликтную ситуацию.

^ 5. Усиливается привязанность пожилых супругов . Супруги приобретают общий язык, становятся родными не по крови, а по долгим прожитым годам, по образу жизни и мысли, по взглядам, привычкам и вкусам. Даже в бывших конфликтных семьях стихают раздоры. Каждый из супругов способен предугадать альтернативные поведенческие реакции другого и смоделировать собственное поведение.

Но было бы заблуждением полагать, что для пожилых партнеров мели и рифы в супружеских отношениях позади. Ни возраст, ни семейный стаж не дают гарантий мира и согласия. Лев Толстой убежал от Софьи Андреевны в 82 года, прожив с ней 48 лет. Еще одно заблуждение, что в пожилом возрасте отсутствует необходимость приспособления. В пожилом возрасте под влиянием субъективных и объективных обстоятельств происходят частичные вполне естественные ухудшения зрения, слуха, вкусовых ощущений, замедление реакций, изменения внешности, походки и т.п. Все это отражается на характере и манере поведения. Самому себе человек может казаться малоизменившимся, тогда как партнер фиксирует все эти изменения и ему требуются усилия, чтобы приспособиться к новым ситуациям.

^ Типологию отношений между пожилыми супругами: сосуществователи, партнеры-конкуренты, влюбленные друзья.

К типу "сосушествователей" относятся пары, которые живут вместе как бы по привычке, за долгую жизнь у них накопилось столько обид друг на друга, что под их грузом забылось первоначальное чувство, которое объединило этих людей когда-то. Супруги уже "не выясняют отношений", потому что никаких отношений нет, они абсолютно безразличны друг к другу. Как возникают такие пары? Аристофан, создатель мифа о двух половинах, устами Платона объяснил: они соединились не своими половинами и не составили единства. Современные Платоны дают другое объяснение: они не смогли преодолеть барьеров отчуждения, их стремления, установки характеры оказались разнонаправленными.

Второй тип, "партнеры-конкуренты". Этих людей когда-то, в молодые и зрелые годы, объединяло какое-то общее занятие, возможно специальность. Вместе они составляли хороший тандем, движущийся вверх к высотам карьеры. На старости лет, когда карьерные мотивы отошли в прошлое, совместные успехи потеряли свою ценность и остались только скука от однообразия, взаимные упреки в выборе для себя более легкого задания, в нарушении основного договора о партнерстве.

Третий тип, "влюбленные друзья". Отношения, построенные на любви и дружбе, которые эти люди сумели пронести через всю жизнь.

И еще одно интересное наблюдение, подтвержденное исследователями разных стран от Нидерландов до Японии. Продолжительность жизни женатых мужчин больше, чем холостых, а у холостых выше, чем у вдовцов. Смертность женатых мужчин от болезней сердца, онкозаболеваний в два раза ниже, чем у разведенных и что самое удивительное в четыре раза ниже от дорожных катастроф. Суицид более чем в четыре раза популярнее у разведенных, чем у женатых.

^ Сексуальные отношения после шестидесяти. Сексология интегрирует широкий спектр знаний: медицинских, психологических, социологических, философских, исторических, религиоведческих.

В сознании огромного числа людей, особенно старшего поколения, секс предстает как нечто непристойное, унизительное, с множеством табу и ложных представлений. Свой отпечаток на их сознание наложили христианская мораль и советские идеологические установки.

Отличие человеческой сексуальности от репродуктивной функции в мире животных как раз и состоит в социализации этого чувства, его отделении от первоначальной биологической цели, в превращении в цивилизационную особенность человека - возможность любви между мужчиной и женщиной.

Над пожилыми людьми довлеет убеждение, что коль скоро они вышли из фертильного возраста, то секс и любовь необходимо забыть. У каждого человека под влиянием воспитания, образа жизни, культурных и семейных традиций его среды, генетических, гормональных и нервных качеств складываются свои, только ему присущие представления о характере и нормах сексуального поведения. Индивидуальны сроки начала и окончания половой жизни.

Однако потеря интереса к сексу, интегрированному в любовь как целое, не означает потери интереса к жизни, к естественной, только человеку присущей потребности любить и быть любимым, а секс - это только одно из проявлений любви.

^ Типология отношений пожилых людей и их взрослых детей.

Эта вечная, существующая со времен возникновения человеческого общества тема всегда была обоюдоострой для обоих сторон конфликта.

К старикам сейчас все чаще применяют синонимы "обездоленные" и "бездомные". Но навряд ли их делает таковыми только размеры пенсии, скорее это делают собственные дети. Только ли экономический кризис переживает сегодня наше общество? Если так, то можно надеяться на скорый и счастливый исход из такого состояния. Куда мрачнее перспективы выхода из кризиса нравственного, который всегда имеет длинные и давние корни.

Одна из вечных заповедей, прочитанных Моисеем на каменных скрижалях, и повторенная через полторы тысячи лет Иисусом Христом, гласит: "Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли". Возможно, что это первый рецепт долголетия, причем речь идет не о долголетии родителей, что надо понимать само по себе подразумевается, а о долголетии заботливых детей.

Можно выделить два типа отношения к старикам: геронтофобия, или "линия Хама", и геронтофилия , или "линия Сима-Иафета" (по именам сыновей ветхозаветного Ноя, который проклял своего сына Хама и предрек быть его потомкам рабами у потомков братьев).

По тому, какая из линий является господствующей, можно судить, кто "правит бал" в обществе, гуманисты или гуманоиды - последние "радикально" решали проблемы стариков - они их просто съедали. Отношение общества к своим старикам отражает уровень цивилизованности этого общества, несущего ответственность за социальное, материальное, психологическое, одним словом комфортное состояние людей преклонного возраста. Социальная обязанность молодых людей - сгладить, психологически амортизировать трудности последнего этапа жизни. Поддержка и уважение со стороны молодых явится превентивной мерой, продиктованной их стремлением гарантировать себе аналогичную, благополучную осень жизни.

Отношения между детьми и родителями (в нашем анализе: между взрослыми детьми и престарелыми родителями) можно классифицировать по простейшему, но вечному основанию - отношению родства. При этом мы выделяем четыре сочетания: мать-дочь, мать-сын, отец-сын, отец-дочь.

Рассмотрим геронтофильные варианты отношений. Сама система отношений подвергается инволюционному изменению, происходит возврат к прошлому, но стороны при этом меняются местами - младшие начинают опекать старших. Старшие не всегда принимают новые условия игры и новые роли, потому что приняв их, они должны как бы признать свое поражение. "Рокировка" позиций старших и младших чревата разнообразными конфликтными ситуациями. В большинстве своем пожилые люди смиряются с новым поворотом судьбы, подчиняются и теряют всякую самостоятельность, появляется нерешительность, страх что-нибудь напутать.

^ Чтобы чувствовать себя уверенным и собранным, человеку любого возраста необходим самоконтроль, но если кто-то другой берет эту функцию на себя, то проигрывают оба. Бессмысленно стараться отгородить пожилого человека ото всех дел и хлопот, от волнений и стрессов. Такая забота оборачивается для него душевной трагедией. Участие в жизни семьи, посильный труд дает уверенность в собственной полезности.

Росийские геронтологи установили интересный факт: состояние здоровья пожилых людей, проживающих отдельно и самостоятельно, но неподалеку (в том же населенном пункте) от родственников, лучше, чем у пенсионеров по возрасту, живущих в семьях своих детей. Следовательно, - считают геронтологи, - пожилые люди должны как можно дольше проявлять самостоятельную заботу о себе и жить отдельно.

Геронтофильная гипотеза о связи долгожительства с высоким уважением к пожилому человеку в семье и обществе поддерживается буквально всеми геронтологами. Именно изощренным этикетом почитания людей, "продвинувшихся в годах", объясняют феномен массового долгожительства в ряде этносов в том числе и на Северном Кавказе.

Итак, в качестве геронтологических социальных практик (отношение к старости0 можно выделить следующие:

-- геронтофилия – особое почитание стариков, предоставление им исключительных привилегий.

-- геронтофобия – неприятие старых людей, боязнь старости, ассоциирующееся с нарастанием физической и духовной немощности. Крайняя форма этой установки – уничтожение старых людей.

-- агглютинативные модели поведения – смешанное сочетание, к примеру геронтократии и неприязни к старикам, не имеющим высокого социального статуса.

-- рефлексия старости как социокультурной ценности – признание высоких статусных характеристик старого человека как опытного, мудрого, одобрение его наставнических и посреднических функций.

Экономический рост второй половины XX века и резко изменившаяся демографическая ситуация привели к мобильности населения, готовности ради получения образования или заработка отправиться за тридевять земель, легко оторвавшись от дома и собственных корней. Старшее поколение привязано к своим корням гораздо сильнее и является хранителем тех ценностей - дома, семьи и т. п., по которым ныне начинают тосковать более молодые.

Современную цивилизацию отличает своего рода «возрастная сегрегация»: подростки в основном общаются с подростками, тридцатилетние - с друзьями и коллегами примерно того же возраста. Эта возрастная замкнутость возникает в силу того, что жизнь человека в большей мере определяется внешними институтами - школой, университетом, работой, а не внутрисемейными отношениями.

Сегрегация чревата антагонизмом и конфронтацией: в окружении однолеток люди скорее будут стремиться к утверждению собственного первенства, в то время как в «смешанных» возрастных группах устанавливается естественная иерархия в соответствии с опытом прожитых лет и осуществляется чрезвычайно полезный и необходимый обмен информацией между поколениями.

Результат «возрастной сегрегации» - пожилые как социальные изгои; лишение традиционного ореола мудрости; психологический дискомфорт; возрастание числа самоубийств в старости. Каким бы продуманным ни было материальное обеспечение всех нужд престарелых, это не снимает, а порой и усугубляет проблемы духовные, среди которых на первом месте стоит общение с младшими поколениями - детьми и внуками. Это общение и так во многом затруднено из-за отсутствия взаимопонимания: в мире старости царят несколько иные законы и ценности.

Характерная черта современного общества - некое предубеждение по отношению к старости, «ксенофобию» к населению этого другого мира, где потеря сил, болезни и отсутствие долгосрочных перспектив становятся суровой реальностью, противоречащей самому духу молодой и устремленной в будущее цивилизации. Вероятно в этом причина того, что сами старики неохотно говорят о собственных страхах или слабостях, физических и душевных. В то же время их дети внутренне не готовы привыкнуть к новому облику своих некогда сильных и уверенных родителей, а общество оказывается не способным помочь и морально поддержать ни первых, ни вторых.

Психологи считают, что воплощением культурного и социального отторжения старости стали дома престарелых, в которых, несмотря на внешнее благополучие (тоже отнюдь не повсеместное), царит тягостная атмосфера жизни «больного среди больных».

Разностью культурного и психологического багажа нередко объясняются и конфликты между поколениями. Одни и те же факты могут истолковываться прямо противоположным образом: так, на одном сеансе мать рассказывала доктору о долгих годах счастливого брака с покойным мужем, а ее дочь рисовала совершенно иную картину отцовских измен и семейных раздоров и упрекала мать в «блокировке» неприятных воспоминаний.

Открытие нового мира еще более затруднено тем, что он в принципе не кажется новым. Родители и дети знают друг друга много лет, и первым нужно осознать, что их малыши давно выросли и стали взрослыми людьми, обремененными кучей забот, а этим взрослым детям тоже трудно взять в толк, что их авторитетные и уверенные в себе родители теперь сами нуждаются в совете и защите. Привычная фраза, вроде «Почему ты опоздал к обеду?», будит множество воспоминаний и способна породить самые непредсказуемые эмоции, а раздраженный ответ «Я давно уже не ребенок» может вызвать слезы неподдельной обиды. Но не следует поддерживать у стариков иллюзию «остановившегося времени», и нет ничего страшного в том, чтобы объяснить маме, что вы уже давно не едите жареного мяса, которое вредно для вашего желудка.

Вообще, основной совет предельно прост: чтобы понять друг друга, надо разговаривать, в том числе и о самых важных и щекотливых проблемах, начиная с финансов и кончая физиологией. Взрослым детям зачастую приходится помогать больным родителям в отправлении самых естественных надобностей, и у тех и других это рождает чувство стыда и неловкости. Однако простая шутка: «Сколько раз ты меняла мне пеленки? Теперь мой черед» - способна снять напряжение. Точно так же не следует стесняться высказывать и свои претензии: чем сетовать, возвратившись домой, на старческий эгоцентризм матери, лучше вежливо, но твердо сказать ей: «Мама, мне было бы приятно, если бы ты почаще расспрашивала меня о моих детях. Я хочу, чтобы они были частью и твоей жизни тоже». Но в то же время стоит порасспрашивать родителей о временах их молодости, о важных событиях, свидетелями которых они были. Это не только весьма интересно, но и доставит им удовольствие, даст возможность лишний раз почувствовать, что они нужны, что их опыт может быть полезен.

Главная беда стариков - ощущение постепенной утраты сил и способностей. Можно найти в себе силу посмеяться над собственной слабостью, как знаменитый американский поэт У. Х. Оден на своих последних лекциях: «Если кто-то на задних рядах меня не расслышит, пожалуйста, не подымайте руку, я все равно не увижу, у меня жуткая близорукость», но ощущение, что ты уже не можешь делать то, с чем легко справлялся вчера, становится причиной все более и более глубокой депрессии. Чем меньше у человека сил, тем больше он нуждается в общении. Не случайно в штате Небраска, где живет автор книги, старики с горьким удовольствием рассказывают такой анекдот. Пожилой мужчина увидел на дороге лягушку, а она ему и говорит: «Поцелуй меня, и я обернусь прекрасной принцессой». Поднял он ее и посадил себе в карман. Лягушка спрашивает: «Ты что, не хочешь поцеловать меня и заполучить красавицу-принцессу?» Старик отвечает: «Знаешь, в моем возрасте я, пожалуй, предпочту говорящую лягушку». Подспудно в этой шутке скрыта и еще одна драма пожилого человека, мужчины прежде всего, - потеря сексуальной силы и притягательности. Потому старикам так свойственно рассказывать о своих прежних «подвигах», о том, как красивы, сильны и жизнерадостны они некогда были.

С потерей сил сужается и окружающий мир, порой он ограничивается порогом собственного дома. Все, что за его пределами, постепенно становится опасным, а главное, чужим и непривычным, поскольку именно там происходят стремительные перемены. Дом старого человека - это поистине его крепость, в которой он все еще чувствует себя сильным и защищенным, и именно поэтому так неохотно пожилые люди идут на всякое обновление своего жилища, а переезд и вовсе кажется им крушением всей жизни.

Окружающий мир не просто сужается, он еще и стремительно пустеет. Все те, с кем была прожита жизнь, - близкие, одноклассники, друзья и даже враги, - один за другим уходят, и стариков неизбежно настигает чувство одиночества. Особая трагедия - потеря супруга, сильнейший посттравматический синдром. Типичные его проявления - чувство постоянной опасности, раздражительность, бессонница, быстрые смены настроения. Еще одна характерная черта - чувство вины за то, что выжил, за то, что не успел что-то сделать для дорогого человека. Стремясь как-то избыть это чувство, оставшийся в живых постоянно сосредоточен на ушедшем и порой вообще не может говорить ни о чем другом.

Бесконечные разговоры о смерти любимого человека - крайнее проявление характерной, в принципе, для пожилых людей «зацикленности» на обсуждении болезней, своих и чужих. Окружающих подобные нескончаемые разговоры могут приводить в крайнее раздражение, но следует иметь в виду, что они становятся проявлением все того же синдрома - попытки изжить травму путем постоянных размышлений и рассуждений о ней. А для стариков главная травма, главное «поле брани», по выражению писательницы, - борьба с телесной слабостью и приближающейся смертью.

Способы ослабления посттравматического синдрома в любом возрасте - переключение внимания и интересов на нечто новое, будь то новая работа, новые люди или просто новые впечатления. В старости это не так-то просто, но все равно возможно: опять-таки близость с детьми, а тем более с внуками позволяет открывать для себя непривычные миры и получать положительные эмоции. Но зачастую стариков привлекают конкретные предметы и занятия, до которых раньше у них не доходили руки или для которых они, по их мнению, были вовсе не приспособлены.

Разумеется, главная трудность для самих стариков и для тех, кто их окружает,- это ощущение неотвратимо надвигающегося конца, и хотя у 70–80-летних особые отношения со смертью, порой они даже по ней «скучают», все равно осознание ее приближения - проблема, которую каждый из них мучительно решает.

^ Конечно, проще тем, кто находит успокоение в религии, ведь светская культура, скорее, склонна отгораживаться от самой мысли о бренности всего сущего . Поэтому, заключает автор, у нас нет каких-то форм осмысления смерти и примирения с нею, каких-то ритуалов, облегчающих последние дни тех, кто стоит на ее пороге, и боль близких, являющихся свидетелями ухода родного человека. Общение - вот то, что способно скрасить время угасания, и потому можно почаще устраивать семейные собрания и праздники, да и просто побольше говорить со своими стариками, в том числе и на самые болезненные темы. В какой-то степени смерть можно планировать, как всякое будущее событие, - и на уровне конкретных деталей, и на уровне духовной подготовки к ней. В последнем отношении автор считает весьма полезной философию движения хосписов, в основе которой лежит идея, что у всякого умирающего есть пять задач. Он должен суметь и успеть сказать пять простых фраз: «Я прощаю тебя», «Пожалуйста, прости меня», «Спасибо», «Я люблю тебя», «Прощай». Главное - чтобы эти слова были услышаны и не остались безответными.

Справедливое заключение о том, что «всякая жизнь оканчивается трагедией, поскольку живым не ушел никто». Замечательно, если удалось выстроить новую систему ценностей, необходимую в мире старости. Здесь прежде всего ценится не успех и материальное благополучие, а время, которого остается все меньше , и потому надо уметь правильно его распределять, зная, на что его должно тратить, а на что нет.

Психолог и писательница М.Пайфер, не претендуя на универсальность, ссылается на свой личный опыт «подготовки к зиме». Она определила для себя систему приоритетов, состоящую из пяти «Р»: Расположение людей (respect), Родственные чувства (relationship), умение Расслабляться (relaxation), достижение Результата (result) и Реализация себя (realization). В выборе именно этих пяти целей, ради которых не жалко тратить стремительно убывающее время, писательница руководствовалась опытом тех стариков, которые стали для нее примером умения стареть с достоинством и радостью. Слова из дневника ее пациентки и служат достойным описанием «старости со смыслом»: «Жизнь продолжается, и я решила: раз уж я все равно живу, то почему бы не пожить как следует».

Между тем в обыденном сознании наступление старости ассоциируется с появлением внуков: старики - это не столько родители, сколько дедушки и бабушки. Отношения «старых и малых» являются своего рода идеальной моделью семейных взаимоотношений, основанных не на обязанностях или зависимости, а на чистой любви и неподдельном уважении. Дедушки и бабушки способны, с одной стороны, создать у детей ощущение дома и семейных традиций, а с другой - научить их видеть повседневные прелести окружающего мира, ибо именно старики способны осознать красоту и осмысленность каждого жизненного мгновения. И опять-таки автор с горечью замечает, что массовая культура напрочь игнорирует отношения «через поколение»: фильмов о марсианах и серийных убийцах во много раз больше, чем о дедушках и бабушках. Современное общество слишком оторвалось от своих корней и потому забыло о стариках.

Конечно, условия жизни стариков могут разниться: скажем, большинству наших пожилых людей остается только мечтать о жизни в лишенных человеческого тепла, но хорошо оборудованных домах престарелых. Но страхи, физические и душевные страдания, тяга к общению и потребность во внимании близких едины у пожилых людей вне зависимости от языка, культуры и цвета кожи - точно так же, как их детям по всему миру свойственны одни и те же смешанные чувства боли, вины, а порой и раздражения.

Поздняя любовь

и особенности сексуальных отношений

Поздняя любовь может и должна сохранить радость общения, в том числе и сексуального. Однако суще-ствует много мифов, связанных с ослаблением и даже полной потерей сексуальности в старшем возрасте. Печально при этом еще и то, что пред-взятые подходы распространены не только среди молодых, но среди пожилых людей.

Значительная часть общества полагает, что пожилые не испытывают никаких сексуальных желаний и интереса, что они не спо-собны заниматься сексом, даже если у них появляется желание, что они физически недостаточно привлека-тельны, чтобы вызвать сексуальное желание, что они недостаточно здоро-вы, и секс может причинить им вред.

Наиболее консервативные люди счи-тают, что сексуальная жизнь в пожи-лом возрасте является чуть ли не извращением. Вопреки такому мнению большин-ство сексологов не признает автомати-ческого ограничения сексуальных интересов по мере старения.

Исследования

Одним из первых бросил вызов устоявшимся взглядам Альфред Кинсей из Филадельфии. По результатам его исследования большинство муж-чин в возрасте 60 лет сохраняли сек-суальную способность. Для женщин тоже оказалось характерным продле-ние сексуальности вплоть до очень поздних лет жизни.

При общем сохранении инте-реса к сексуальному общению были отмечены и значительные индиви-дуальные различия. По мере старения наблюдалось не снижение сексуаль-ного интереса, а возрастание несо-ответствия между сексуальным инте-ресом и его проявлением — сексуаль-ной активностью. Возрастные колеба-ния сексуальной активности среди мужчин по мере старения были боль-ше, чем среди женщин. Снижение сек-суальности было связано не только со старением, но и с применением некото-рых гипотензивных (снижающих давле-ние крови) и сердечных препаратов, одновременно влияющих и на психику, — таких, как резерпин, клофелин и др.

Главными показателями, по которым сравнивались изменения сек-суальности по мере старения, счита-лись сексуальный интерес, яркость сексуальных переживаний (сексуаль-ное удовольствие) и частота и регуляр-ность сексуальных актов. Чем выше были эти показатели в прошлом, тем лучше они сохранялись и в пожилом возрасте. Вместе с тем у женщин сохранение сексуальности с возрастом в большей степени зависело от семей-ного положения, чем у мужчин. Опти-мальная сексуальная активность у них провлялась с партнерами по браку, они не выражали сексуального интереса к другим мужчинам.

Третьим примечательным исследо-ванием можно назвать исследование Мастерса и Джонсона из Исследова-тельского фонда репродуктивной био-логии в Сан-Луисе, Миссисипи. Они представили первую важную информа-цию о физиологических изменениях, протекающих в сексуальной сфере человека по мере старения. Главный вывод из этого исследования заклю-чался в том, что мужчины и женщины, сохраняющие хорошее здоровье, вполне способны вести удовлетворя-ющую их сексуальную жизнь в 70-лет-нем возрасте и старше. Они также подтвердили практические выводы Пфайфера и Дэвиса о том, что те люди, которые проявляли выражен-ный сексуальный интерес и активность в молодом и зрелом возрасте, обычно проявляют их и в пожилом возрасте. Наиболее важным обоснованием сни-жения сексуальной функции у старе-ющих мужчин является не физиологи-ческая, а скорее психологическая при-чина — тревога за свою возможную сексуальную несостоятельность, или, проще говоря, страх перед неудачей.

По данным Мастерса и Джонсона, в своем сексуальном поведении оба пола находятся в большой зависимо-сти от взглядов окружающих на нормы поведения в сексе, от уровня образованности и осведомленности в вопро-сах секса, а также от знания о возмож-ных последствиях подавления и пре-кращения сексуальной активности для их здоровья.


Мужчины...

Репродуктивная система 60—80-летних мужчин отличается от той, которая была у них в возрасте 20—50 лет. Однако снижение сексуальной функции с возрастом вовсе не озна-чает потерю сексуального интереса и сексуальной активности.

Выработка гормона тестостерона в старшем возрасте продолжается. Тестостерон вырабатывается у муж-чин в достаточном количестве до более позднего возраста, чем эстроген у женщин. Его уровень остается пора-зительно высоким даже в преклонные годы. Однако по мере старения проис-ходит снижение чувствительности генитальных тканей на воздействие тестостерона. Постепенное снижение сексуальной энергии, мышечной силы и жизнеспособности спермы — все это является следствием снижения чув-ствительности организма к тестосте-рону. Семенные канальцы утолщают-ся, нарушается выработка спермы. Поскольку предстательная железа увеличивается, ее сократительная способность ослабевает. Происходит уменьшение объема и вязкости семен-ной жидкости и падение эякуляторной силы. Однако ни одно из этих измене-ний в отдельности само по себе не важно, но все они в совокупности ока-зывают влияние на проявление муж-ской сексуальности.

Возбуждение нарастает медленнее. Интенсивность и продолжительность сексуального прилива и непроизвольных спазмов снижается. Эрекция устанавливается медленнее, стимулируется массированием области мошонки и яичек.

Фаза плато обычно продолжается дольше, чем в молодости, с минималь-ным сосудистым набуханием яичек.

Продолжительность фазы оргазма становится короче» У более пожилых мужчин один или два выброса эяку-лята могут завершить фазу оргазма. Оргазм может и не сопровождаться выделением эякулята.

Продолжительность фазы разре-шения после напряжения в пожилом возрасте может продолжаться от нес-кольких минут, как это бывает у моло-дых мужчин, до 12—24 часов. У пожи-лых мужчин возвращение пениса в рас-слабленное состояние может происхо-дить за несколько секунд (у юношей на это уходят минуты и даже часы).

Однако мужчины пожилого воз-раста обладают рядом преимуществ по сравнению с молодыми любовниками. В связи с тем что возбуждение у них происходит медленнее, мужчины стар-шего возраста более склонны к любов-ной игре. Пожилые мужчины менее опасаются преждевременного оргаз-ма, их не подгоняет неудержимое стремление к скорейшей эякуляции, как это случается с молодыми людьми. Мужчины старшего возраста лучше управляют собой, могут дольше про-должать половой акт. Все это позво-ляет им быть более искусными любов-ными партнерами.

Иногда сексуальная активность в старшем возрасте выражается только в любовной игре, принося полное удов-летворение и радость обоим партне-рам.


Женщины

Физиологические изменения в организме женщины при старении вызыва-ются уменьшением выработки гормо-нов эстрогена и прогестерона после менопаузы (климакса). Вагинальная стенка становится менее эластичной, вагина несколько укорачивается и сужается. Примерно через пять лет после менопаузы ослабляется выделе-ние вагинального секрета при сек-суальном возбуждении. В некоторых случаях из-за этого коитус у пожилых женщин может стать несколько болез-ненным. Матка и яичники уменьша-ются до их дополовозрелого размера. Несколько уменьшается в размерах и сам клитор. Но при этом не снижается сексуальная чувствительность, а это главное.

По мере старения у женщин посте-пенно замедляется физиологический отклик на сексуальную стимуляцию. Следовательно, пожилая женщина нуждается в более продолжительном и интенсивном сексуальном возбужде-нии. Но несмотря на эти физиологичес-кие изменения, все фазы сексуального переживания при половом акте могут сохраняться.

Фаза возбуждения (период выделе-ния секрета) возрастает с 15—20 секунд в молодости до 5 минут и бо-лее. Мужчины обычно этого не ощу-щают, так как с возрастом у них увели-чивается период наступления эрекции.

В фазе плато непроизвольный подъем матки уменьшается.

Продолжительность фазы оргазма в возрасте от 50 до 70 лет уменьшает-ся. Сокращения матки во время ор-газма отличаются от прежних толь-ко тем, что они менее ритмичны и не-сколько спастичны.

Фаза разрешения у пожилых жен-щин происходит примерно так же, как и у молодых.

При всем этом сексуальная заинте-ресованность у женщин в пожилом воз-расте часто даже возрастает. У боль-шинства женщин во время менопаузы и после нее сохраняется способность к множественному оргазму, особенно если они сохранили в хорошем состо-янии свое здоровье и получают регу-лярную эффективную сексуальную стимуляцию.

Барьеры

Если активный сексуальный инте-рес и сексуальная потенция при старе-нии людей сохраняются, то какие же факторы приводят к формированию представления о бесполой, импотент-ной старости, бытующего в обществе? Как ни удивительно, это те же факто-ры, которые влияют на сексуальность в любом возрасте.

Более поздние исследования Мастерса и Джонсона, о которых уже упо-миналось, позволили выделить по крайней мере 6 различных факторов, которые ответственны за снижение сексуальности (преимущественно у мужчин):

1. Монотонность и однообразие сексуального общения (превращающегося порой в скучную обязанность).

2. Озабоченность материальными проблемами.

3. Умственная (душевная, психичес-кая) или физическая усталость.

4. Обильная еда, перегрузка орга-низма пищей и спиртными напитками (наиболее часто этот фактор является вторичной причиной импотенции у 40— 50-летних мужчин).

5. Физическое или психическое утомление партнера, его пассивность.

6. Страх перед возможностью сек-суальной неудачи.

Английский сексолог Черстон обра-щал внимание на то, что нормальному сексуальному общению в старшем воз-расте чаще всего препятствуют эмоциональные, а не физиологические затруднения. Мужчины испытывают страх перед операцией на предста-тельной железе, женщины — по поводу предстоящего удаления матки, что повышает их озабоченность сохра-нением сексуальности. Однако эти опасения не обоснованы. По данным американских ученых Паттерсона и Крейга, более 80% мужчин, которые подвергались операции на предста-тельной железе, и не менее 70% жен-щин после удаления матки сохраняли потенцию и испытывали сексуальное наслаждение.

Одиночные случаи ситуационной импотенции могут так сильно встрево-жить пожилого человека, что он готов полностью прекратить попытки прояв-ления сексуальной активности. Более того, он может принять сексуальную неудачу, вызванную неблагоприят-ными обстоятельствами, за полную потерю сексуальной потенции в связи со старостью.

Одним из часто встречающихся барьеров на пути сексуальности у пожилых людей является продолжи-тельная болезнь супруга. Сочетание неблагоприятных факторов может быть причиной вторичной (не физиоло-гической) импотенции при вдовстве. В повторном браке сексуальные затруд-нения могут быть связаны с психологи-ческими переживаниями, вызванными чувством вины перед ушедшим из жизни супругом, много лет разделяв-шим брачное ложе, и необходимостью менять привычные формы проявления сексуальности с новым супругом. Здесь на помощь могут прийти психоте-рапия, позитивная установка на успех.

Очень важна гигиена сексуального поведения, профилактика раннего сек-суального старения. Когда оба парт-нера будут знать, в чем состоят нор-мальные возрастные изменения сек-суальности, они будут совершать меньше ошибок, более терпимо отно-ситься друг к другу, избавляя себя и партнера от ложных опасений, так часто стоящих на пути к успешной сек-суальной жизни.

С возрастом партнеры должны быть более внимательны и чувстви-тельны к разнообразным проявлениям сексуального интереса — прикоснове-ниям, ласкам, взглядам. Необходимо внести коррективы и в свой режим дня с учетом изменения суточного био-ритма в пожилом возрасте. Например, повышенная гормональная активность в предутренние часы увеличивает привлекательность занятий сексом в это время, после чего можно позво-лить себе расслабиться и поспать еще немного. Удобным для сексуальной активности может быть и время после дневного сна, особенно если один из партнеров или оба легко устают.

Американский сексолог Григгс обращает внимание на особое значе-ние соблюдения сексуального этикета в старшем возрасте, учитывая повы-шенную чувствительность и психологи-ческую ранимость пожилых людей. Сексуальные отношения только выигрывают, если оба партнера стара-тельно поощряют сексуальный инте-рес и активность друг друга, действи-ями и словами сообщают о своем сек-суальном удовольствии, интересуются, насколько удовлетворен партнер.

Пожилым людях с хроническими болезнями, особенно с сердечно-сосу-дистыми, диабетом и др., следует соб-людать осторожность при возобновле-нии активной половой жизни после длительного перерыва, связанного с болезнью. Однако опасения не должны перерастать в боязнь или приводить к прекращению сексуальной жизни.

В любом возрасте люди нуждаются в проявлении любви, внимания, нежно-сти, ласки, заботы, и пожилые люди могут пользоваться всеми радостями жизни и проявлениями чувств в соответствии со своими духовными и физиологическими возможностями и потребностями.

Семья - культурный универсалий мира. Для разных стран, народов и времен характерен именно такой способ организации личной жизни, именно этот социальный институт. Когда распадается семья - распадается связь времен, потому что семья обеспечивает непрерывность развития человеческого. Все её функции направлены на сохранение непрерывности: репродуктивная - на продолжение человеческого рода; социализация ребенка, установление моральных императивов, сохраняет и развивает человеческую культуру; удовлетворение семейных материальных потребностей создает главный стимул для экономического воспроизводства. Однако каждый народ имеет свою собственную историю и свою специфику организации семейной жизни. Современная семья - продукт длительной эволюции при сохранении национальных традиций. Понять сегодняшние коллизии в семье как социальном институте возможно только через познание её исторических особенностей и того общества, в котором она развивалась. С другой стороны, постичь русский национальный характер вне понимания истории семейных нравов, укладов тоже невозможно. В истории семьи отыскиваются корни многих социальных институтов и ключи к объяснению неповторимого колорита России. Рассмотрим историю российской семьи за последние 100- 150 лет. За этот исторически короткий срок российская семья из традиционно крестьянской (по переписи 1897 года 106 млн из 125 млн населения России - крестьяне) преобразовалась в современную, преимущественно городскую, семью. Изменился уклад семейной жизни: от патриархального к биорхатному. Сельский крестьянский быт XIX века с его обрядами и обычаями держал под своей культурной эгидой абсолютное большинство населения. В какой-то степени исключение составляла российская аристократия. Крестьянская семья по своей культуре и быту резко отличалась от аристократической, ориентированной на Западную Европу. Водораздел проходил через психологический склад личности: крестьянину была свойственна привязанность к общине, к семье, тогда как аристократам был присущ европейский индивидуализм. Но будучи соотечественниками, придерживавшимися одной религии, одних и тех же традиций, они имели много общего. Во главе семейства Ростовых, так же как и любой крестьянской семьи - отец, всем распоряжающийся и все определяющий в доме. Власть главы семьи переходила от отца к сыну или брату, то есть наследование властных полномочий и в крестьянской, и в царской семье шло по одной и той же схеме. Историк и этнограф И.Забылин, собиратель описаний русских преданий, обычаев и обрядов писал: "... у славян всегда почитали старших себя. Главой семейства был родоначальник или отец. Жена, дети, родственники и слуги повиновались этому главе беспрекословно" ("Русский народ"). Возможно, потому тоталитаризм и его разновидность - казарменный социализм, с их непременным вмешательством в личную жизнь, с коллективными хозяйствами и коммунальными жилищами, имели благодатную почву и сравнительно легко (относительно стран Восточной Европы) привились на российских просторах. Проведенный нами исторический экскурс должен объяснить, почему семьи людей старших возрастов чаще тяготеют к авторитарному типу и редко к эгалитарному. Безусловно, не только возрастная характеристика определяет тип семьи. Последний складывается под влиянием ряда признаков: территориального (город или село), этнического, имущественного, зависим от образовательного и культурного уровня, наличия или отсутствия детей, психологических особенностей супругов, семейного стажа и других привходящих обстоятельств. Важно подчеркнуть, никем прежде не отмеченный факт в диалектике развития семейных форм. Урбанизация значительно модернизировала семью: дети и родители живут в разных домах, а порой и разных городах, но между ними существуют устойчивые связи и взаимопомощь. Изменилось само понятие семьи, в связи с изменением её структуры. Ныне семья - это не только люди, проживающие под одной крышей. Современные транспортные, телефонные и другие средства связи, СМИ создали возможность нового вида семейных объединений. Живя на расстоянии друг от друга, люди осознают себя членами одной большой семьи, включающей в себя несколько нуклеарных семей. Семья стала мультинуклеарной , это новый этап в развитии старого социального института - семья.

Социологи семьи подробно разработали проблемы молодежной семьи, в меньшей степени - семьи среднего возраста, но почти не затронули проблем пожилой семьи. Демография свидетельствует, что частота разводов зависит от возраста супругов. Обычно она достигает максимума между 20 и 30 годами, а минимума в возрастах старше 50 лет. Влияние возраста супругов как фактора стабилизации брака тесно переплетается с продолжительностью брака: максимум разводов приходится на первые 5-10 лет, минимум, приближающийся к нулю - при длительности брака 30 и более лет. Теория социального распределения ролей утверждает, что среди доминирующих мужских качеств приоритетное место занимает запрет на выражение чувств и эмоциональное поведение, невнимание к проблемам здоровья. В целом же в представлении о мужественности всегда присутствует мотив "антиженственности". С возрастом мужские качества тускнеют, страх женственности теряет былую жесткость, вместе с этим отступает противоположность мужских и женских ролей. Супруги приобретают общий язык, становятся родными не по крови, а по долгим прожитым годам, по образу жизни и мысли, по взглядам, привычкам и вкусам. Даже в бывших конфликтных семьях стихают раздоры. Отношения пожилых супругов могут служить лучшим примером, иллюстрирующим теорию символического интеракционизма: каждое движение, жест, выражение лица несут в себе значение, понятное обоим сторонам общения. Каждый из супругов способен предугадать альтернативные поведенческие реакции другого и смоделировать собственное поведение.

Но было бы заблуждением полагать, что для пожилых партнеров мели и рифы в супружеских отношениях позади . Ни возраст, ни семейный стаж не дают гарантий мира и согласия. Лев Толстой убежал от Софьи Андреевны в 82 года, прожив с ней 48 лет. Еще одно заблуждение, что в пожилом возрасте отсутствует необходимость приспособления, как утверждают некоторые авторы (Е.А.Якуба. Социология. Харьков, 1996). В пожилом возрасте под влиянием субъективных и объективных обстоятельств происходят частичные вполне естественные ухудшения зрения, слуха, вкусовых ощущений, замедление реакций, изменения внешности, походки и т.п. Все это отражается на характере и манере поведения. Самому себе человек может казаться малоизменившимся, тогда как партнер фиксирует все эти изменения и ему требуются усилия, чтобы приспособиться к новым ситуациям. Мы предлагаем следующую типологию отношений между пожилыми супругами:

1. сосуществователи, партнеры-конкуренты, влюбленные друзья. К типу "сосушествователей" относятся пары, которые живут вместе как бы по привычке, за долгую жизнь у них накопилось столько обид друг на друга, что под их грузом забылось первоначальное чувство, которое объединило этих людей когда-то. Супруги уже "не выясняют отношений", потому что никаких отношений нет, они абсолютно безразличны друг к другу. Как возникают такие пары? Аристофан, создатель мифа о двух половинах, устами Платона объяснил: они соединились не своими половинами и не составили единства. Современные Платоны дают другое объяснение: они не смогли преодолеть барьеров отчуждения, их стремления, установки характеры оказались разнонаправленными.

2. "партнеры-конкуренты". Этих людей когда-то, в молодые и зрелые годы, объединяло какое-то общее занятие, возможно специальность. Вместе они составляли хороший тандем, движущийся вверх к высотам карьеры. Они постоянно следили за тем, чтобы любая работа, в том числе и домашняя, выполнялась на паритетных началах. На старости лет, когда карьерные мотивы отошли в прошлое, совместные успехи потеряли свою ценность и остались только скука от однообразия, взаимные упреки в выборе для себя более легкого задания, в нарушении основного договора о партнерстве.

3. "влюбленные друзья". Отношения, построенные на любви и дружбе, которые эти люди сумели пронести через всю жизнь. О такой пожилой паре Андре Моруа писал: "Таким супругам скука не страшна... Почему? Потому что каждый из них настолько хорошо знает, что именно может заинтересовать другого, потому что у обоих вкусы настолько совпадают, что беседа между ними никогда не замирает. Прогулка вдвоем для них так же дорога, как в своё время им были дороги часы любовных свиданий... Каждый знает, что другой не только поймет его, но заранее обо всем догадывается. В одно и тоже время оба думают об одних и тех же вещах. Каждый просто физически страдает из-за нравственных переживаний другого" ("Письма незнакомке").

И.И.Мечников на основе собственных наблюдений отмечал, что "долговечность часто обнаруживается у супругов, не имеющих ничего общего, кроме образа жизни" ("Этюды оптимизма"). И еще одно интересное наблюдение, подтвержденное исследователями разных стран от Нидерландов до Японии. Продолжительность жизни женатых мужчин больше, чем холостых, а у холостых выше, чем у вдовцов. Смертность женатых мужчин от болезней сердца, онкозаболеваний в два раза ниже, чем у разведенных и что самое удивительное в четыре раза ниже от дорожных катастроф. Суицид более чем в четыре раза популярнее у разведенных, чем у женатых.

БЕРЕГИТЕ ДРУГ ДРУГА!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь