Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь


23. /Материалы к лекциям/Педагогическая психология/Проблемы неуспеваемости.docx
24. /Материалы к лекциям/Педагогическая психология/Проблемы школьной отметки и оценки.docx
25. /Материалы к лекциям/Педагогическая психология/Профессионально-личностный рост учителя.docx
26. /Материалы к лекциям/Педагогическая психология/Профессионально-психологическая компетентность.docx
27. /Материалы к лекциям/Педагогическая психология/Психология личности учителя.docx
28. /Материалы к лекциям/Педагогическая психология/Учитель как субъект педагогической деятельности.docx
29. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Групповая поляризация. Огруппление мышления.docx
30. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Динамические процессы в малой группе.docx
31. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Исследования малой группы.docx
32. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Конфликт.docx
33. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Конформизм.docx
34. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Методы социальной психологии.docx
35. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Нормативно-ролевые феномены малой группы.docx
36. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Понятие группы в социальной психологии.docx
37. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Предмет и проблемы социальной психологии.docx
38. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Психология агрессии.docx
39. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Руководство и лидерство.docx
40. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Словарь.doc
41. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Совместимость и срабатываемость.docx
42. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Социализация.docx
43. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Социальная установка.docx
44. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Социальная фасилитация. Социальная ленность.docx
45. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Социометрия и референтометрия.docx
46. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Феномены больших социальных групп.docx Дошкольный возраст
Младенчество (1 мес. – 1 год)
Новорожденность (0-1-2 мес.)
Подростковый возраст
Предмет и основные понятия возрастной психологии
Психологическая готовность ребенка к школе
Психология младшего школьника
Ранний возраст (1 – 3 года)
Юношеский возраст (17–18 – 23 года) Социальная ситуация развития
История развития психологического знания и основные направления в психологии
Понятие об ощущениях, их измерение и изменение Понятие об ощущениях
Понятие о памяти. Виды и их особенности. Индивидуальные различия памяти у людей. Теории и законы памяти
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук Психология как наука
Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психология личности Понятие личности в психологии. Соотношение понятий личность, человек, индивидуальность
Речь, ее функции, средство общения и инструмент мышления Речь и ее функции
Понятие о способностях, их природе Способности, задатки и индивидуальные различия людей
Понятие о темпераменте, его свойствах. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности Темперамент, его виды и свойства
Структура и механизмы педагогической деятельности в парадигме личностно-развивающего обучения Парадигма
Мотивация учения. Формирование учебно-познавательных мотивов
Из Зимней: Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание
Педагогические способности: понятие, структура, проблемы формирования
Психологические проблемы компьютеризации обучения
Психологические проблемы неуспеваемости
Психологические проблемы школьной отметки и оценки
Становлением, ростом и преобразованием личностных качеств и способностей
Проблемы профессионально-психологической компетентности учителя. Основные педагогические функции и умения
Психология личности учителя. Мотивация, центрация деятельности, стиль общения
Учитель как субъект педагогической деятельности (организатор, фасилитатор, носитель культуры, эффективный коммуникатор) Фаслитация
Социально-психологические феномены группы – групповая поляризация, огруппление мышление Групповая поляризация Групповая поляризация
Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности Термином «групповая динамика»
Понятие малой группы. Основные направления исследований малой группы
Конфликт: функции, структура, динамика. Причины конфликтов
Конформизм и групповое давление
Методы исследования в социальной психологии
Нормативное влияние в группе
Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп. Формальная и неформальная структура малой группы Понятие социальной группы
Предмет и методы социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания
Психология агрессивного поведения. Причины агрессии. Управление агрессивным поведением
Руководство и лидерство в малой группе. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства. Влияние меньшинства в группе
Авторитарная личность
Групповая совместимость и срабатываемость. Проблемы эффективности групповой деятельности

Социальная установка личности
Социально-психологические феномены группы – социальная фасилитация, социальная леность Социальная фасилитация
Структура предпочтений и коммуникаций в малой группе. Социометрия и референтометрия Структура малой группы Структура малой группы
Феномены больших социальных групп. Виды больших социальных групп Большая социальная группа
Психология агрессивного поведения. Причины агрессии. Управление агрессивным поведением

Социальные психологи до сих пор спорят по поводу терминологического определения агрессии, но во многом их мнения сходятся: мы должны иметь более точный словарь, в котором будет различаться поведение самоуверенное, энергичное, направленное на достижение поставленной цели , и поведение, единственная цель которого – причинить боль, навредить или разрушить . Первое – это напористость, второе – агрессия.

Суммируя все результаты, полученные психологами, мы обнаруживаем, что агрессивное проявление у людей имеет три основных фактора, которые могут действовать выборочно или совместно: наследственный биологический фактор, индивидуальный опыт организма и внешнее влияние или фрустрации.

Девиз: Обезьяна - очень хорошее животное. Что этот человек может выпасть из нее. Теория биологического происхождения агрессивного поведения была разработана лауреатом Нобелевской премии Австрии Конрадом Лоренцем, который сказал, что агрессия в человеке была спонтанной унаследованной тенденцией, напоминающей жажду и голод. Человек постепенно накапливает определенное количество агрессивной энергии, которая, если ее не выпускать периодически, увеличивается и усиливается. Экспериментальные породы собак, петухов и рыб с более высокой степенью агрессии были получены, чем у их собратьев.

Агрессия – физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда.

Сюда не относятся дорожно-транспортные происшествия, причинение боли во время лечения зубов, а также непреднамеренные столкновения на тротуарах.

Под это определение подпадают рукоприкладство, прямые оскорбления и даже «дразнилки».

Они чувствуют потребность проявлять свою агрессию чаще, что подтверждает правильность теории Лоренца. Путем игнорирования научно-биологических интерпретаций феномена агрессивности и постановки его в перспективе чисто философской интерпретации мы также найдем в этом случае правдивость вышеупомянутой теории. Упоминание о «естественной тенденции к жестокости» можно найти в Монтенье, о «врожденной природе» в Шопенгауэре. Руссо раскрывает сущность «дикого человека», и Фрейд находит источник человеческого насилия в пульсе смерти, который мы имеем с рождения.

Психологи различают два типа агрессии: враждебная агрессия и инструментальная агрессия .

Враждебная агрессия : агрессия, побуждаемая злостью и являющаяся самоцелью.

Инструментальная агрессия : агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели.

Источник враждебной агрессии это злость . Ее единственная цель – причинить вред.

Вот что показывает опыт: в этом отношении мы вряд ли можем противоречить Канту, хотя он не претендует на объяснение того, как и почему все происходит, но, несомненно, это так. На самом деле ни одна теория не может опираться на абсолютную поддержку и принятие, поскольку любая философская мысль или исследование феномена агрессии достигает субстратов слишком глубокими и тонкими, недоступными для чисто теоретических исследований. Здесь физиология, этология, генетика, психология, антропология будут вносить существенный вклад.

Можно сказать, что наука находится на грани новых и открывающих открытий в области человеческой биологии. Индивидуальный опыт тела. Девиз: Если блюдо не чистое. Все, что льется в него, идет дождь. Индивидуальный опыт организма включает в себя образование, полученное в ранние годы жизни, и влияние условий роста и развития. Было показано, что под воздействием образования в раннем возрасте степень враждебности к окружающей среде может быть значительно изменена у людей, некоторые становятся агрессивными, а другие - одного и того же происхождения, кажущиеся более мирными.

В случае инструментальной агрессии причинение вреда не самоцель, но средство достижения какой-либо иной позитивной цели.

Иногда трудно провести различие между враждебной и инструментальной агрессией. То, что начинается с холодного расчета, может разжечь вражду. Тем не менее, социальные психологи находят это различение полезным. Например, большинство убийц враждебны . Они импульсивны, у них бывают неконтролируемые вспышки эмоций, и это объясняет, почему результаты национальных опросов, проведенных в странах, показывают: введение смертной казни не уменьшает количества совершаемых убийств .

В настоящее время многочисленные исследования в этой области приводят убедительные аргументы в поддержку этого тезиса, и практически нет сомнений в его достоверности. Эмпирически, психологические исследования, похоже, показывают, что худший убийца - это человек, который так или иначе был жестоким, как правило, в детстве. Вот почему мы можем с уверенностью утверждать, что все пороки, за очень немногими исключениями, происходят из детства. Психоаналитик Мелани Клейн обнаружила в детях признаки особенно сильных агрессивных тенденций, направленных против ее собственных родителей.

Но некоторые из этих убийств являются инструментальными – холодными и расчетливыми.

Теории агрессии

Анализируя причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи выдвинули три важные теоретические концепции :

1) существуют врожденные агрессивные побуждения;

2) агрессия – естественная реакция на фрустрацию;

Она также утверждает, что сексуальное насилие, садизм, возникло в годы преклонения. Психолог Вильгельм Штекель также предлагает прохождение, подтверждающее вышеизложенное: Дети иногда проявляют сильную склонность к жестокости. В свете этого, если мы признаем, что человек с самого начала подвержен насилию, первостепенное значение имеет образовательный фактор в формировании личности. К сожалению, часто бывает, что первоначальная тенденция к агрессии, напротив, связана с избытком, питаемым в раннем детстве.

Реальности повседневной жизни в сочетании с явным желанием родителей дать своим сыновьям психологический иммунитет, чтобы облегчить их жизнь в обществе позднее, обусловливают сознательное развитие наступления или иного вызова поведения ребенка агрессивное поведение. И семья, школа, детские дома так нездоровы, чтобы решить эту проблему.

3) агрессивное поведение является результатом научения.

Фрустрация – характеризуемое напряжением и тревогой неприятное психическое состояние, возникающее у человека при столкновении с какими-либо непреодолимыми для него препятствиями на пути к определенной цели (удовлетворению потребности).

Является ли агрессия врожденной? Философы долго спорили, является ли человек по своей истинной природе добродушным и покладистым «благородным дикарем» или же в основе своей он представляет собой неуправляемое, импульсивное животное.

Внешние факторы и различные разочарования. Девиз: «Отсутствие денег - основа всего зла». Человек, образно говоря, зеркало, которое отражает именно ту среду, в которой он живет, и реальность, которую он воспринимает. Это особенность феномена адаптивности всех живых существ - способ выжить в борьбе за существование, подчиниться суровым пристрастиям природы, которые требуют от человека гармонии и гармонии с окружающей средой. Наша среда является стрессовой, непредсказуемой и нетерпимой, окружающей средой, которая заставляет вас совершать оскорбительные поступки.

Первая позиция, обычно связываемая с философом Жан-Жаком Руссо, возлагает вину за социальное зло на общество, но не на человеческую природу.

Вторая позиция, которую связывают с философом Томасом Гоббсом (1588-1679), рассматривает социальные ограничения как необходимые для обуздания животных проявлений человеческой натуры, нуждающейся в строгом контроле. В нашем столетии взгляды Гоббса о том, что агрессивные побуждения являются врожденными и потому неизбежными, разделяли Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц .

Учитывая, что нас переполняют новости о катаклизмах, войнах, межэтнических конфликтах, авариях, загрязнении, преступлениях, мы находимся в подсознании, мы испытываем состояние постоянного психологического дискомфорта, вынуждены проявлять себя как таковые, то есть агрессивно рассказывая окружающим, что мы можем столкнуться с возможным внешним нападением. Это своего рода социальный мим, который упрощает вам присоединиться к толпе и перечислить вас как «одного из них».

Другими словами, в агрессивном мире агрессивное поведение является адаптацией, следствием влияния среды обитания. Кроме того, проявление агрессивных людей часто происходят от их острой реакции на различные фрустрации они сталкиваются. Все дефекты, которые имеют индивидуальный сублимируются и преобразованы в отрицательную энергию, а также все недостатки материала, эмоциональные и т.д. в целом, именно разочарование за женщин-правонарушителей - люди мести на компанию, которая предоставила им достойную жизнь на своих сверстников, живущих лучше, тех, кто обидел или вызванных им вред.

Теория инстинктивной агрессии

Инстинктивное поведение: врожденная, не связанная с научением модель поведения, проявляющаяся у всех представителей данного вида.

Фрейд , основатель психоанализа, полагал, что источник человеческой агрессии – перенесение индивидом энергии примитивного влечения к смерти (которое он называл «инстинктом смерти») с самого себя на внешние объекты.

Лица, которые не оживут, которые недовольны своим имуществом, часто демонстрируют агрессивный. Бочка-Северин отмечает в своей книге «Психоанализ преступление»: Значительный во многих психических расстройствах, сопровождающихся агрессией разочарования отношения мать Волнения природа психопатической некоторых несовершеннолетний правонарушителей, отмеченное отсутствием привязанности, истории опыт отказа. материнский или несколько разделений прочные. Недавний пример агрессии, вызванное разочарованием они предложили болельщикам сборной России по футболу после поражения своей команды перед группой чемпионата мира японцы выпустили гнев и бессилие вмешаться опустошает и сжигая все вокруг.

Лоренц , изучавший поведение животных, рассматривал агрессию скорее как адаптивное , а не как саморазрушительное поведение .

Но оба ученых единодушны в том, что агрессивная энергия имеет инстинктивную природу . По их мнению, если она не находит разрядки, то накапливается до тех пор, пока не взрывается или пока подходящий стимул не выпустит ее наружу, как мышь из мышеловки.

Эффект он оказывает на поведение расстройстве человека, в сущности, раскрывается в трудах Жан-Жак Руссо: Человек дикий после столовой в мире со всей природой и является другом всех своих собратьев. Психологи говорят, что проявление агрессии у человека свидетельствует о неполноценности присутствия, маскирующей его. Как это ни парадоксально, но часто желание показать превосходство над другими из-за того, что человек пренебрежительно. Унизить их или избиение других, эти люди пытаются спуститься других на своем уровне, стремятся казаться жестче, чем они на самом деле.

Лоренц, помимо всего прочего, считал, что у нас нет врожденных механизмов торможения агрессии, так как они сделали бы нас беззащитными. Тот факт, что, будучи одарены «бойцовским инстинктом», мы не обладаем средствами его торможения, вызывал у него серьезные опасения.

Теория агрессии как инстинкта также не объясняет вариаций агрессивности у разных людей и в разных культурах.

Это может быть представлено с помощью математической формулы: работа хотела - ЕТ энергию реальности агрессивности. Другими слова, расстояние между «мечтой» и реальностью больше, тем сильнее недовольство сам, соответственно, больше агрессивности. Такое же объяснение имеет и «копролалия» - эротическое наслаждение, которое испытывают некоторые мужчины, когда женщины в шоке от их жестокой речи.

Агрессия и человеческие отношения. Девиз: Мы должны проснуться быстро, иначе. Христианство утверждает, что на его пути к счастью полной, человек имеет к лицу три вещи: грех, смерть и зло. Так мы снова сталкиваемся со злым, и теперь снова уже в религиозных терминах, мы столкнулись с нейтрализованной жидкостью уменьшить этот бич человечества. Злоба, по сути, является тем фактором, который препятствует удовлетворения основных заповедям христианства: «возлюби ближнего твоего, как самого себя.» В человеческом обществе, чтобы соответствовать этому принципу экзистенциального кажется утопическим.

В современном мире культуры разнятся: от исповедующей ненасилие Норвегии , где убийства редки, до яномамо в Южной Америке , у которых почти половина мужчин, дожив до зрелого возраста, занимается тем, что убивает. Хотя склонность человека к агрессии не может рассматриваться как инстинктивное поведение, она несомненно биологически обусловлена.

Войны и преступления происходят, почему люди убивают друг друг, когда, в соответствии с основными законами природы, внутренняя борьбой до смерти между людьми являются пагубными видами? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны принимать во внимание характеристики внутривидовых отношений у животных.

Во время драки между собаками, бедным, если он не имеет ни малейшего шанса бежать, принимая «положение побежденных», раскрывающую противника наиболее уязвимую часть тела, как правило, шеи и декольте, а победитель, который с зубами его острые и могут привести к серьезным травмам, не кусаются. Он просто не может сделать это: собака из шеи своего соперника никогда не будет укушен «врагом». Нечто подобное происходит и вороны, мишенью во время боя не будет клевать друг другу в глаза.

Несмотря на то, что причины и формы проявления агрессии чрезвычайно разнообразны, для наших отдаленных предков агрессия являлась одним из факторов адаптации, замечают психологи-эволюционисты. Агрессивное поведение помогало более успешно добывать пропитание, оказывать сопротивление при нападении, запугивать или убивать соперников в борьбе за обладание женщиной, препятствовать сексуальной неверности партнера. Взгляд на агрессию как на фактор адаптации помогает объяснить, почему уровень мужской агрессии был настолько высок на протяжении всей истории человечества.

Если мы закрываем, а две птицы в клетке, что вражда между ними, а затем положить конец их противостояние будет грустно. Сильнейший постоянно подправить противник, чтобы убить его. Как олень - при хранении в не-пространстве чердака, мужчина, рано или поздно, он сожмет стену слабым или женского пола или цыпленка, и убить его с рогами.

Почему помочь собаке укусить его противник убитый, и Ворон глаза коллега твики нет? И голубь, и олени, не ограничены в своих действиях? Трудно ответить на эти вопросы, но очевидно, что с приходом тела нападают на добычу животных в процессе эволюции видов, были разработаны некоторые механизмы сдерживания, которые препятствуют их использование несдержанный. Птицы, олени и другие травоядные, но они развивались механизмы сдерживания. Будучи мирными животными, их способность вызывать серьезные травмы противника гораздо меньше, сохраняя их в бегстве, так что, когда вы получите в необычные условия в закрытых помещениях, они не выбирают боевых навыки.

«Все вышесказанное не означает… что людям присущ врожденный «инстинкт агрессии», представляющий собой некую энергию, которая постепенно накапливается и периодически требует выхода. Скорее, современные люди унаследовали от своих предков определенные психологические механизмы» (Buss & Shackelford), которые увеличивают их шансы передать свои гены будущим поколениям.

Таким образом, в отношениях с другими лицами, его видов, зверей и хищных птиц оказываются более сдержанным, чем «мирного» пастбищного скота. И здесь мы подходим к тому моменту, когда нависла естественный вопрос: какая категория является человек, то «голуби» или «волки»? Ни одна часть человеческого тела не является серьезным оружием, и этот инстинкт не требует абстиненции. Мы, однако, не «оборудованы» с оружием природы, мы придумали сами и разработку механизмов самоконтроля это занимает длительный период эволюции.

Последний в своей книге Биологии мира и войны, он утверждает, что люди, как правило, убивают конспецифичным является следствием культурной революции. И группа шимпанзе, и племя первобытных людей, чтобы защитить свою территорию от соперников, используя те же процедуры, за исключением того, что человек мог убить своего врага с оружием, в то время как у шимпанзе нет. В этом случае, даже если есть механизм, который мешает человеку его собрата убийство, убийство стало актом настолько быстро, что механизм трезвости не удалось активировать.

Влияние нервной системы. Агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс, и потому невозможно говорить о существовании в человеческом мозгу четко локализуемого «центра агрессии». Однако и у животных, и у человека ученые обнаружили участки нервной системы, отвечающие за проявление агрессии . При активации этих структур мозга враждебность возрастает; дезактивация их ведет к уменьшению враждебности. Поэтому даже самых кротких животных можно привести в ярость, а самых свирепых – укротить.

Однажды был проведен следующий эксперимент на обезьянах . В мозг доминирующей особи, а именно в тот участок коры, который отвечает за торможение агрессии, был вживлен электрод. И, в конце концов, маленькая обезьянка, получившая в свое распоряжение пульт дистанционного управления, научилась нажимать на кнопку, активирующую электрод всякий раз, когда обезьяна-тиран начинала вести себя угрожающе.

Активация мозга проявляется и у людей. Так, после безболезненной для пациентки электростимуляции миндалевидного тела (участок коры головного мозга) она пришла в ярость и вдребезги разбила о стену свою гитару, лишь случайно промахнувшись и потому не повредив голову своему психиатру.

Генетические влияния. Способность человека к разрушению во много раз превышает его способность сдерживать агрессию.

Наследственность влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии. Давно известно, что животных многих видов иногда разводят из-за их агрессивности .

Преследуются и научные цели. Кирсти Лагерспец, финский психолог , взяла обычных мышей-альбиносов и разделила их на две группы по признаку агрессивности/неагрессивности . При повторении этой процедуры в 26 поколениях она получила один помет невероятно свирепых мышей, а другой – исключительно спокойных.

Агрессивность точно так же варьируется у приматов и у людей. Наш темперамент – то, насколько мы восприимчивы и реактивны , – частично дан нам от рождения и зависит от реактивности нашей симпатической нервной системы . Опрошенные по отдельности однояйцевые близнецы в большей степени, чем двуяйцевые, соглашались с тем, что у них «горячий характер». Если, выяснялось, что один из однояйцевых близнецов совершал преступление, то в 50 % случаев оказывалось, что и второй тоже имеет криминальное прошлое. Однако если близнецы были двуяйцевые, соотношение составляло 1 к 5.

Темперамент человека, проявляющийся в самом раннем детстве, обычно не меняется в течение жизни. Существует определенный риск, что у бесстрашного, импульсивного ребенка могут возникнуть нарушения поведения в подростковом возрасте. Замечено, что с возрастом генетически обусловленная агрессивность возрастает, в то время как влияние семейного окружения уменьшается.

Биохимические факторы. Химический состав крови – еще один фактор, влияющий на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии. И лабораторные эксперименты, и данные полиции показывают: находящихся в состоянии алкогольного опьянения гораздо легче спровоцировать на агрессивное поведение .

Люди, виновные в совершении насилия, часто: 1) злоупотребляют алкоголем и 2) становятся агрессивными после интоксикации.

В экспериментальных условиях испытуемые, находящиеся в состоянии интоксикации, посылают более сильные разряды электрического тока «наказуемым» . В реальном мире под воздействием алкоголя совершается почти половина преступлений , связанных с совершением насилия, в том числе сексуального.

На агрессивность также влияет мужской половой гормон тестостерон . Хотя, по-видимому, влияние гормонов ярче проявляется у животных, чем у людей, препараты, понижающие уровень тестостерона у мужчин, склонных к насилию, ослабляют их агрессивные тенденции.

Также среди нормальных подростков и взрослых мужчин те, у кого уровень тестостерона высокий, более склонны к делинквентному поведению , наркотической зависимости и агрессивным проявлениям в ответ на провокацию. Инъекция тестостерона не сделает мужчину агрессивным; однако мужчины с низким уровнем тестостерона обычно более сдержанно реагируют на провоцирующее поведение. Уровень тестостерона можно сравнить с энергией заряженной батарейки для плейера: если чересчур долго заряжать батарейку, то плеер не станет прокручивать кассету быстрее, но если зарядить батарейку недостаточно, плейер будет работать хуже.

Среди других источников агрессивного поведения предполагают низкий уровень нейромедиатора серотонина , недостаток которого также отмечается у людей, страдающих депрессией. Среди людей и приматов низкий уровень серотонина обнаруживается у индивидуумов, склонных к насилию . Более того, искусственное понижение уровня серотонина в ходе лабораторных экспериментов заставляет испытуемых сильнее проявлять агрессию в ответ на провоцирующие явления (в частности, в некоторых экспериментах они охотнее соглашаются «наказывать» другого испытуемого разрядом электрического тока).

Важно иметь в виду, что между уровнем тестостерона и серотонина и поведением существует двухсторонняя зависимость . Например, высокий уровень тестостерона способствует развитию таких качеств личности, как доминантность и агрессивность . С другой стороны, при агрессивном поведении повышается уровень тестостерона . У людей, чье положение в обществе внезапно изменилось в худшую сторону, понижается уровень серотонина . Психологи-эволюционисты предполагают, что таким образом природа подготавливает их к возможным неблагоприятным ситуациям, требующим готовности пойти на риск.

Итак, существуют весомые биологические , генетические и биохимические факторы , способствующие возникновению агрессии.

Но быть может, агрессия является столь значительной и неотъемлемой частью человеческой природы, что превращает мирные отношения в несбыточную мечту? Совет представителей Американской психологической ассоциации и директора Международного совета психологов, объединившись с другими общественными организациями, единодушно одобрили заявление о насилии, разработанное многонациональным коллективом ученых (Adams, 1991): «С точки зрения науки некорректно заявлять, что война и вообще поведение, связанное с насилием, генетически заложено в человеческой природе и что войны вызываются «инстинктом», т. е. в конечном счете имеют какую-либо однозначную мотивировку».

Более того, существуют пути ослабления человеческой агрессии.

Теория фрустрации-агрессии

Душный летний вечер . Вы, уставший и томимый жаждой после двух часов занятий, берете взаймы у приятеля немного разменной мелочи и торопливо идете к ближайшему автомату с надписью «Прохладительные напитки». Пока автомат глотает мелочь, вы уже почти ощущаете вкус холодной, освежающей колы. Но вот кнопка нажата – и ничего не происходит. Вы снова нажимаете. Затем слегка щелкаете по кнопке возврата монет. Опять ничего. Тогда вы бьете по кнопкам. Вы уже колотите по ним и наконец трясете автомат. Облапошенный, несолоно хлебавши вы плететесь назад, к своим учебникам. Стоит ли вашему соседу по комнате поостеречься вас? Возрастет ли вероятность того, что вы скажете или сделаете ему что-нибудь неприятное?

Согласно одной из первых психологических теорий фрустрации –агрессии, ответ будет «да». «Фрустрация всегда ведет к какому-нибудь проявлению агрессии» , – говорили Джон Доллард и его коллеги (1939).

Фрустрация – это все, что препятствует достижению цели , в том числе и неисправный автомат с надписью «Прохладительные напитки». Фрустрация усиливается, когда наша целеустремленность имеет очень сильную мотивацию, когда мы ожидаем получить удовольствие, а получаем, грубо говоря, шиш.

Классическая теория фрустрации–агрессии . Фрустрация создает мотивацию для агрессивного проявления. Страх наказания или осуждения за агрессию, направленную непосредственно на источник фрустрации, может обусловить смещение агрессивного побуждения на какую-нибудь другую мишень или даже на самого фрустрированного (суицид ).

Перенос : переключение агрессии с источника фрустрации на другую мишень. Обычно новая мишень более безобидна или более социально приемлема (по Фрейду – проекция ).

Энергия агрессии не обязательно разряжается на своей первопричине. Постепенно мы научаемся подавлять гнев и вымещать его опосредованно, особенно когда несдержанность может повлечь за собой неодобрение или даже наказание со стороны окружающих. Вместо прямого ответа мы переносим наши враждебные чувства на более безобидные мишени . Именно о таком переносе идет речь в старом анекдоте о муже, который бранит жену, которая вопит на сына, который пинает собаку, которая кусает почтальона; и все это потому, что на работе муж получил нагоняй от босса.

Пересмотр теории фрустрации-агрессии. Лабораторные испытания теории фрустрации–агрессии дали смешанные результаты : иногда фрустрация усиливала агрессивность, а иногда нет.

Например, если причины фрустрации были вполне понятны – как в одном эксперименте Юджина Бернстайна и Филипа Уорчела (1962), где ассистент экспериментатора срывал процесс группового решения проблем, потому что постоянно выходил из строя его слуховой аппарат (а не просто потому, что он был невнимателен), – фрустрация не приводила ни к раздражению, ни к агрессии. Фрустрация , которую можно объяснить объективными причинами , тоже огорчает, но вызывает меньше раздражения, чем фрустрация, которую мы считаем несправедливой.

Зная, что и своем первоначальном виде теория преувеличивает значение связи фрустрации и агрессии, Леонард Берковиц (1978,1989) пересмотрел ее.

Берковиц выдвинул предположение о том, что фрустрация вызывает озлобление и эмоциональную готовность реагировать агрессивно . Озлобление нарастает, когда тот, кто вызвал у вас фрустрацию, имел возможность не совершать фрустрирующего действия. Фрустрированный человек особенно часто разражается бранью, когда агрессивные подначки провоцируют высвобождение его с трудом сдерживаемого гнева. Иногда пробка вылетает из горлышка бутылки и без провокации. Но стимулы, ассоциированные с агрессией, усиливают агрессию.

Берковиц и другие ученые обнаружили, что таким стимулом является находящееся в поле зрения оружие . В одном поставленном ими эксперименте дети после игры с игрушечным оружием с большей готовностью разрушали постройку из кубиков, сделанную другим ребенком.

В другом эксперименте разозленные мужчины посылали своему «мучителю» электрические разряды большей силы, когда в поле их зрения находились винтовка или револьвер (предположительно оставленный по недосмотру после предыдущего эксперимента), чем в том случае, когда «случайно оставленными предметами» были ракетки для бадминтона.

Оружие активизирует агрессивные мысли (1996). Таким образом, Берковиц вовсе не удивился, когда обнаружил, что половина всех убийств в США была совершена с помощью личного огнестрельного оружия и что если дома хранится оружие, то велика вероятность того, что будут убиты скорее домашние, чем незваные гости. «Оружие не только позволяет совершить преступление, – говорит автор, – оно может также стимулировать это преступление. Палец тянется к курку, но и курок тянется к пальцу».

Также не удивило бы Берковица и то, что в тех странах, где запрещено ношение огнестрельного оружия, отмечается меньшее количество убийств.

Оружие не только провоцирует агрессию, но также создает психологическую дистанцию между агрессором и его жертвой . Как было показано в работах Милграма по изучению покорности, пространственная удаленность от жертвы облегчает проявление жестокости . Можно убить ножом, но это труднее и случается реже; куда легче совершить убийство, когда ты просто нажимаешь на курок и от жертвы тебя отделяет значительное расстояние.

Фрустрация и депривация - одно и то же? Представьте кого-нибудь в состоянии сильной фрустрации – экономической, сексуальной или политической.

Подозреваю, что большинство из вас представили кого-то, кто находится в состоянии экономической, политической или сексуальной депривации. И этому есть веские причины: например, замечено, что вместе с уровнем безработицы возрастает и уровень преступности. Когда в середине 1990-х в Америке резко сократилась безработица, уровень преступности сразу снизился.

Но фрустрация далеко не всегда связана с депривацией . Большинство людей, испытывающих сексуальную фрустрацию, вероятно, не холостяки. Большинство экономически фрустрированных людей, вероятно, не нищие обитатели ямайских трущоб. По заключению Национальной комиссии по причинам и предотвращению насилия, оглашенному в 1969 г., экономический подъем может даже усиливать фрустрацию и повышать уровень насилия . Давайте прервемся и проанализируем это парадоксальное заключение.

Незадолго до беспорядков в Детройте в 1967 г., во время которых были убиты 43 человека и разрушено 683 строения, губернатор Мичигана Джордж Ромни выступал по телевидению в передаче «Встреча с прессой». Он с нескрываемой гордостью говорил о том, что его штат лидирует в области гражданских прав и что в развитие Детройта вложено почти 367 миллионов долларов из федерального бюджета в течение последних пяти лет. Не успел он это произнести, как в пригороде Детройта, населенном афроамериканцами, вспыхнули гражданские беспорядки, самые серьезные в США в этом столетии.

Я бы сказал, что человек испытывает депривацию, если он безнадежно лишен чего-то такого, что обычно считается привлекательным или желанным; но только тогда он может считаться фрустрированным, когда он уже предвкушал удовольствие от обладания объектом своего желания, но его ожидания не сбылись . (Леонард Берковиц, 1972).

Люди были ошеломлены. Почему Детройт? Конечно, экономическое положение черного населения Детройта оставалось еще довольно тяжелым, но здесь оно хотя бы было в какой-то степени сопоставимо с уровнем благосостояния белого населения. А получалось так, что несправедливости здесь больше, чем где бы то ни было.

Национальная консультативная комиссия по гражданским беспорядкам, созданная для выяснения обстоятельств, пришла к выводу, что единственной непосредственной причиной беспорядков была фрустрация ожиданий, подогретых победами в области гражданских прав в 1960-х гг.. Когда происходит «революция растущих ожиданий», как это случилось и том же самом Детройте, фрустрация может усиливаться, даже если условия жизни улучшаются.

Фрустрация произрастает из зияющего разрыва между ожиданиями и достижениями.

Пока бедствия кажутся нам неотвратимыми, мы смиренно претерпеваем их, но при первой же мысли о том, что их можно избежать, они делаются совершенно невыносимыми. (Алексис де Токвилль, 1856).

Теория социального научения агрессии

Теории агрессии, базирующиеся на понятиях «инстинкта» и «фрустрации», предполагают, что враждебные импульсы прорываются наружу с уровня глубинных эмоций; эти эмоции естественным образом «выталкивают» агрессию изнутри на поверхность. Социальные психологи считают, что, кроме того, человек научается «вытаскивать» наружу свою агрессию .

На собственном опыте и наблюдая за другими, мы узнаем, что агрессия часто вознаграждается . В экспериментальных условиях послушные животные превращались в свирепых драчунов. С другой стороны, повторяющиеся поражения формируют покорность.

Люди тоже приучаются к тому, что агрессия может вознаграждаться . Ребенок, который своими агрессивными действиями с успехом запугивает других детей, становится все более агрессивным. Агрессивные хоккеисты – те, которые чаще всего сидят на штрафной скамье из-за грубой игры, – приносят своей команде больше голов, чем неагрессивные игроки. В этих случаях агрессия, направленная на получение определенного вознаграждения, является инструментом.

Научение посредством наблюдения. Альберт Бандура (1997), ведущий сторонник теории социального научения , убежден, что мы научаемся агрессии не только потому, что это бывает выгодным, но также и перенимаем ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми. Как и большинство прочих социальных навыков, мы усваиваем агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями окружающих и отмечая последствия этих действий.

Представим себе сцену из одного эксперимента Бандуры (1961). Воспитанник одного из дошкольных учреждений Стэнфорда сидит на полу и увлеченно мастерит что-то из бумаги и пластилина. В другом углу комнаты находится взрослый, а рядом с ним лежат несколько игрушечных автомобилей, деревянный молоток и большая надувная кукла . После минуты игры с машинками экспериментатор (женщина) встает и в течение почти 10 минут колошматит надувную куклу. Она бьет ее молотком, щипает, швыряет на пол и при этом вопит: «Вмажь ему по носу... Врежь ему... Ну, пни же его как следует!..»

После того как ребенок пронаблюдает этот взрыв, он идет в другую комнату, где много очень занимательных игрушек. Спустя две минуты женщина-экспериментатор отвлекается от своих занятий и говорит, что это ее самые лучшие игрушки и что она должна «поберечь их для других детей» . Фрустрированный ребенок отправляется в следующую комнату , где также много разных игрушек, предназначенных и для агрессивной, и для неагрессивной игры, и две из них – кукла Бобо и деревянный молоток . Если детям не демонстрировалась модель агрессивного поведения взрослого, они редко проявляли агрессию в игре или разговоре и, несмотря на фрустрацию, играли спокойно. Те же из них, кто наблюдал за агрессивным взрослым, во много раз чаще брали молоток и внезапно ударяли куклу . Наблюдение агрессивного поведения взрослого ослабило у них торможение . Более того, дети часто воспроизводили агрессивные действия и слова экспериментатора. Увиденное ими агрессивное поведение снизило их торможение и одновременно научило их определенному способу проявления агрессии. По мнению Бандуры (Bandura, 1979), повседневная жизнь постоянно демонстрирует нам модели агрессивного поведения в семье, субкультуре и средствах массовой информации.

Теория социального научения: теория, согласно которой мы учимся социальному поведению посредством наблюдения и имитации и под воздействием вознаграждений и наказаний.

Дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно используют сходные агрессивные формы поведения в отношениях с другими. Родители добивались от них послушания с помощью окриков, шлепков и подзатыльников и таким образом давали им уроки агрессии как метода решения проблем. Таких родителей часто подвергали физическим наказаниям со стороны их собственных родителей. Хотя большинство детей, подвергавшихся оскорбительным наказаниям, не становятся в дальнейшем преступниками пли оскорбляющими своих детей родителями, 30% из них все же злоупотребляют наказаниями в отношении своих детей: они наказывают их вчетверо чаще, чем в целом по национальной статистике. Насилие в семьях часто ведет к насилию в дальнейшей жизни .

Социальная среда за пределами дома предоставляет широкий выбор агрессивных моделей поведения. В сообществах, где стиль «мачо» (macho – от испанского – «настоящий мужчина», самец) вызывает восхищение, агрессия легко передается новым поколениям. Окрашенная насилием субкультура подростковых банд демонстрирует их наиболее молодым членам образцы агрессивного поведения. В таких видах спорта, как футбол, за проявлениями насилия на игровом поле в большинстве случаев следуют проявления насилия среди болельщиков.

Хотя семья и субкультура могут формировать агрессию, телевидение предоставляет нам больший выбор образцов насилия .

Наблюдение насилия по телевидению:

1) ведет к усилению агрессивности,

2) повышает порог чувствительности зрителей к насилию и

3) формирует их взгляды на социальную реальность.

Итак, люди сталкиваются с агрессивностью и на собственном опыте, и при пассивном наблюдении агрессивных моделей поведения. Но в каких ситуациях приобретенные ими навыки получают практическую реализацию? Бандура утверждает (1979), что агрессивные действия мотивированы разнообразным аверсивным опытом – фрустрацией, болью, оскорблениями . Аверсивный опыт вызывает у нас эмоциональное возбуждение. Но будем мы вести себя агрессивно или нет, зависит от ожидаемых последствий. Агрессия наиболее вероятно проявится тогда, когда мы возбуждены и агрессивные действия кажутся нам безопасными и сулят определеннную выгоду.

Эмоциональное возбуждение, вызванное аверсивным опытом, лишь обусловливает агрессию. Будет ли результатом негативного возбуждения агрессия или какая-либо другая реакция, зависит от того, на какие последствия мы приучились рассчитывать в подобных ситуациях.

Вывод

Агрессия проявляется в двух формах: враждебная агрессия , проистекающая от таких эмоций, как злость, и направленная на причинение ущерба, и инструментальная агрессия , понимаемая как средство достижения какой-либо позитивной цели.

Существуют три основные теории агрессии .

Теория агрессии, целенаправленной как инстинкт , наиболее часто ассоциируется с именами Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. Согласно этой теории, агрессивная энергия аккумулируется внутри, как вода в запруде. Хотя аргументы, которые приводятся в доказательство этой теории, весьма слабы, все же нельзя не признать, что на агрессию влияют определенные биологические факторы, такие как наследственность, биохимия крови и устройство центральной нервной системы.

Согласно второй точке зрения, причиной гнева и враждебности является фрустрация . При наличии агрессивных стимулов гнев может провоцировать агрессию. Фрустрация не является следствием депривации как таковой, но возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и уровнем реальных достижений личности.

Теория социального научения представляет агрессию как поведение, приобретенное посредством научения. И наш собственный опыт, и наблюдение за успехами других порой убедительно демонстрируют нам, что агрессия приносит определенную выгоду.

Управление агрессивным поведением.


  1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

  2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

  3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

  4. Снижение напряжения ситуации.

  5. Обсуждение проступка.

  6. Сохранение положительной репутации ребенка.

  7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

В работах, посвященных проблемам воспитания «труд­ных» подростков, а также их социальным отклонениям, одно из первых мест занимает проблема агрессивности. Мно­гие авторы отмечают, что агрессивность затрудняет приспо­собление детей к условиям жизни в обществе и играет зна­чительную роль в отклоняющемся поведении несовершен­нолетних. Агрессивные индивиды часто обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоцио­нальных нарушениях. Они, как правило, импульсивны, раз­дражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания. Агрессивное поведение вызывает со­ответствующую реакцию окружающих, а это, в свою оче­редь, ведет к усилению агрессивности, т.е. возникает ситуа­ция порочного круга. Таким образом, исследование агрес­сивного поведения детей и молодежи важно еще и потому,

что оно существенным образом сказывается на частоте и интенсивности агрессивных, насильственных действий всех возрастных групп населения.

Агрессия рассматривается как любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Бэ-рон Р., Ричардсон Д., 1977).

Отечественные исследователи понимают агрессию как целенаправленное, разрушительное поведение, противоре­чащее нормам и правилам существования людей в обще­стве, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб лю­дям и вызывающее у них психологический дискомфорт (от­рицательные переживания, состояние психической напря­женности, страха, подавленности и т.д.).

При этом агрессивные действия выступают:

В качестве средства достижения значимой цели;

Как способ психологической разрядки, замещения бло­кированной потребности и переключения деятельности;

Как самоцель, -удовлетворяющая потребность в само­реализации и самоутверждении.

В последнем случае агрессивность непосредственно связа­на с «Я-концепцией» личности (Еникополов С.Н., 1996).

Агрессивность можно определить как личностную харак­теристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения и зак­лючающуюся в агрессивных реакциях на различного рода раздражители.

Показателем агрессивности является количество агрес­сивных реакций, имеющих место в действительности или проявляющиеся в фантазиях. Лица, отличающиеся высокой агрессивностью, ведут себя подобным образом в различных ситуациях по отношению к большинству людей и различ­ных социальных объектов. Агрессия является одним из рас­пространенных способов решения проблем, возникающих в сложных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих агрес­сивные действия, используемые для преодоления трудно­стей и снятия напряжения, не всегда адекватны ситуации.

Интенсивность и неадекватность агрессивных реакций зависят от предыдущего опыта, культурных норм и стан­дартов, от реактивности нервной системы, силы и равнове­сия нервных процессов, а также восприятия и интерпрета­ции различных раздражителей, способных вызвать агрес­сию, и т.п. Можно утверждать, что агрессия как форма

поведения находится в прямой зависимости от комплексно­го личностного образования, детерминирующего и направ­ляющего реализацию агрессивного поведения.

В последние годы в отечественной литературе выделяется самостоятельная акцентуация характера по «криминогенно­му» типу, под которой понимается «определенный тип раз­вития подростка, когда с раннего детства определяется не­управляемость поведения и трудности социализации в соче­тании с нарушениями построения общепринятой системы ценностей» (Амбрумова А.Г., Трайнина Е.Г., 1991). Поведение отличается бездумной жестокостью, отсутствием корыстных побуждений на фоне постоянной ожесточенности и агрес­сивности. М. Клайн указывает, что поведению представите­лей данного типа акцентуации в раннем детстве присущи следующие признаки:

Сверхактивность (ребенок беспокоен, непоседлив, очень энергичен, как-будто не устает, и агрессивен; он постоянно задевает окружающие предметы, детей-сверстников, за ним «тянется шлейф» разрушений и обид;

Отвлекаемость и рассеянность внимания (ребенок ис­пытывает трудности сосредоточения, он не способен довес­ти начатое дело до конца);

Импульсивность (ребенок неожиданно бросает нача­тое, поступает необдуманно, может легко солгать, взять чужую вещь, нарушить запрет, абсолютно не задумываясь о последствиях);

Возбудимость (ребенок крайне раздражителен, неурав­новешен, часто плачет, быстро обижается, по Незначитель­ному поводу начинает кричать, ломать вещи, драться).

И.А. Горьковской установлено, что у 75% подростков специальных коррекционных школ отмечаются признаки криминогенного типа акцентуации характера (1994).

Считается, что в подростковой агрессии наиболее ярко выступают следующие особенности:

Высокая аффективная заряженность поведенческих реакций;

Импульсивный характер реагирования на фрустриру-ющую ситуацию;

Кратковременность реакций с критическим выходом;

Низкий уровень стимуляции;

Недифференцированная направленность реагирования;

Высокий уровень готовности к агрессии. Выделяются различные формы проявления агрессии:

В литературе представлено несколько классификаций аг­рессии. Ведущей является концепция Г. Аммона (1990), ко­торый выделяет следующие ее виды:

- конструктивная агрессия (открытое проявление агрес­сивных побуждений, реализуемое в социально приемлемой форме, при наличии соответствующих поведенческих на­выков и стереотипов эмоционального реагирования, откры­тости социальному опыту и возможности саморегуляции и коррекции поведения;

- дифференцированная агрессия (отсутствие достаточной реализации агрессивных побуждений при дефиците соот­ветствующих поведенческих навыков и тенденций к чрез­мерному подавлению эмоциональных реакций);

- деструктивная агрессия (прямое проявление агрессив­ности, связанное с нарушением морально-этических норм, квалифицируемое как элементы делинквентного или кри­минального поведения с недоучетом требований реальности и недостаточностью эмоционального самоконтроля).

И.Б. Бойко (1993) предлагает включать в типологию форм агрессивности адаптивную агрессию - стиль поведения, со­ответствующий стереотипам, выработанным в конкретной среде и микросоциуме, и патологическую агрессию, обус­ловленную каким-либо психическим недоразвитием или расстройством.

Анализ отечественных и зарубежных публикаций, объяс­няющих природу агрессии, обнаруживает несколько основ­ных тенденций.

Первая базируется на изучении биологических основ аг­рессивного поведения и связана с установлением биохими­ческих, гормональных механизмов, влияющих на форми-

рование. К этому направлению следует отнести и исследова­ния жестокости при психических расстройствах, агрессивно­сти в связи и некоторыми душевными заболеваниями с на­растающим психическим дефектом, распадом личности (Бу­янов МЖ, 1992; Личко А.Е., 1985).

Во втором направлении агрессивные проявления пони­маются как устойчивая готовность индивида к активным, разрушительным актам и действиям. При этом они часто выражают собой вытесненные малоосознаваемые пережива­ния и представляют своеобразный клапан для выхода опас­ных желаний (Фрейд 3., 1920). Повышение агрессивного поведения связывается и с внутриличностным конфликтом (Мясищев В.Н., 1960), неполноценным развитием «обра-за-Я» (Бютнер К., 1991).

Сторонники третьего направления контроль над агрес­сивными импульсами и непрямое их выражение считают результатом социального научения (Бандура А., 1983).

Четвертое направление рассматривает агрессию как реак­цию на фрустрацию. При чрезмерной интенсивности или длительности эмоционально -негативных состояний возни­кает потеря эмоционального контроля и снижается порог агрессивных поведенческих реакций (Доллард Дж., 1939; Озерецковский С.Д., 1992).

Ряд исследователей рассматривают агрессивное поведе­ние как реакцию на аверсивные стимулы среды, которые провоцируют агрессию, если создают негативные пережи­вания, либо осознаются как неприятные.

Представляет определенный интерес аффективно-дина­мический подход к объяснению причин нарушения поведе­ния у детей. Суть его сводится к тому, что ребенок, попада­ющий в ситуацию сильной депривации психически и соци­ально важных потребностей, когда оценка вероятности- их удовлетворения падает, испытывает сильные негативные переживания. Такое состояние психоэнергетического дис­комфорта вынуждает его выбирать между двумя типами адап­тивных стратегий: ребенок стремится либо совладать с собы­тиями и изменить ситуацию, либо сохранить или восстано­вить эмоциональное равновесие. Затруднения при реализации первой программы чаще всего сопровождается такими эмо­циями, как негодование, гнев, ярость, и приводят к воз­никновению эмоциональных расстройств, вызывают раз­личные виды агрессивных реакций или активный негати­визм. Другой тип стратегии опирается на программу защиты и процессы уравновешивания. Невозможность добиться удов-

летворения потребностей или достичь эмоционального рав­новесия обусловлено нарастанием энергетики потребностей и сопровождается астеническими эмоциональными пережи­ваниями ситуации фрустрации, такими, как беспокойство, печаль, горе, отчаяние. Часто такое состояние приводит к поиску замещающих форм поведения: асоциальное™, пас­сивному негативизму, алкоголизации и наркомании (Леви­тов Н.Д., 1967; Манова-Томова B.C., 1981; Фурманов И.А., 1996).

Одной из наиболее важных проблем является научение агрессивному поведению. На первом месте здесь стоит влия­ние взаимоотношений родителей, ссоры и драки между ними, а также агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям.

Говоря о том, что представляемые родителями модели поведения влияют на поведение детей, исследователи учи­тывают и такой фактор, как эмоциональные отношения между ними. Позитивная эмоциональная связь облегчает подражание. Этот вид научения агрессивному поведению чрезвычайно характерен как в детском, так и в подростко­вом возрасте. Важно отметить, что у ребенка часто имеет место тенденция к идентификации с отцом, когда ребенок старается уподобиться агрессору, вести себя так, чтобы из­бежать наказания. Следует подчеркнуть, что роль модели для подражания может выполнять не только поведение ро­дителей, но и их взгляды, система ценностей и отношений. Эта «идеальная модель* может быть представлена опосредо­ванно - домашние беседы, рекомендации почитать ту или иную книгу, посмотреть тот или иной фильм, похвалы в адрес того или иного образца поведения. Представляется, что сочетание таких различных способов моделирования аг­рессии, как само агрессивное поведение родителей, одобре­ние ими агрессивного поведения других, может дать даже больший эффект, чем принятие родителями агрессивного поведения их детей при одновременном неагрессивном по­ведении их самих.

Наказания, применяемые взрослыми, следует также рас­сматривать как акты агрессии, которые могут стать моде­лью агрессивного поведения. Так, исследования поведения пятилетних детей показали наличие зависимости между вы­сокой агрессивностью и частотой применения к ним физи­ческих наказаний.

Результаты исследований позволяют утверждать, что вли­яние отца и матери на агрессивность у мальчиков связано с

различными факторами. Так, отцы агрессивных детей ха­рактеризуются значительной агрессивностью по отношению к окружающим их лицам (как к родственникам, так и к посторонним), часто применяют физические наказания по отношению к сыновьям. У матерей фактором, наиболее вли­яющим на агрессивность детей, является терпимость к их агрессивному поведению. На основании приведенных выше результатов исследований генезиса агрессивности можно сделать следующие выводы, касающиеся влияния семьи на агрессивность:

Наличие нарушений в эмоциональных отношениях меж­ду родителями и детьми способствует агрессивности;

Возникновению агрессивного поведения способствует равнодушие родителей к агрессивности своих детей;

Существенную роль в формировании агрессивности сыновей играет модель агрессивности поведения родителей (особенно отца).

Другой важной проблемой является воздействие средств массовой информации, в первую очередь кино и телевиде­ния, на агрессивное поведение.

Можно выделить четыре основных круга проблем, по­рождаемых показом агрессивных действий на кино- и теле­экране.

1. Эффект научения. Проявляется ли эффект обучения новым формам агрессивного поведения при наблюдении детьми и подростками сцен насилия с помощью средств массовой информации (кино, телевидение, видео)? Какие условия, если они есть, поощряют реальное проявление аг­рессивных актов, которым они обучены посредством массо­вых коммуникаций?

2. Эмоциональное следствие. Ведет ли повторение сцен на­силия средствами массовой коммуникации к снижению эмо­циональной чувствительности к насилию? Имеет ли сниже­ние эмоциональной чувствительности отношение к вероят­ности актуального агрессивного поведения в реальной жизненной ситуации?

3. Проблема катарсиса. Ведет ли наблюдение за агрессией к агрессивному катарсису - истощению агрессивной энер­гии? Ведет ли к катарсису наблюдение боли, ужаса, страда­ний?

4. Проблема условий. Имеются ли какие-либо условия при наблюдении сцен насилия, которые могут служить как по­давлению (торможению), так и усилению агрессии?

Среди большинства исследователей агрессивного поведе­ния практически нет расхождений при ответе на первый вопрос. Как показали многочисленные исследования, преж­де всего А. Бандуры и его сотрудников, дети действительно обучаются новому для них агрессивному поведению при показе такого поведения в кино и по телевидению. Ответы на другие вопросы позволяют выделить три основных под­хода или модели изучения отношения кино и телевидения к последующему агрессивному поведению.

Первую объясняющую модель можно условно назвать «спо­собствующей». Среди исследователей, разделяющих данную модель, существуют разногласия по вопросу о том, какие психологические механизмы и процессы способствуют тому, что просмотр сцен насилия облегчает (повышает вероят­ность) реальное агрессивное поведение. Одни авторы ак­центируют роль обучающе-моделирующих процессов, дру­гие - «ключевого» процесса, когда реальное агрессивное поведение вызывается «ключевыми» стимулами, совпадаю­щими с виденными ранее в кино и по телевидению; третьи подчеркивают то, что наблюдаемая в фильмах агрессия ста­новится узаконенной.

Вторую модель, существенно отличающуюся от первой, активно разрабатывают С. Фешбах и Д. Сингер. Ее можно назвать «моделью катарсиса». Центральным постулатом дан­ного исследования является наличие у каждого индивида врожденного агрессивного влечения, которое варьируется лишь по степени интенсивности и уменьшается при участии в ак­тах насилия. Фешбах утверждает, что «врожденная агрессив­ная фантазия служит способом контроля над открытым вы­ражением агрессии, и те, кто испытывает недостаток во внут­ренних ресурсах фантазии, могут использовать внешнюю фантазию агрессивного телевидения для этой цели».

Третья объяснительная модель - «возбуждающая», осно­вывается на работах С. Шехтера и других психологов, кото­рые показали, что если некоторой возбуждающей процеду­рой вызывается усиление какого-либо влечения, то инди­вид объясняет это возбуждение определенными социальными и личностными причинами, т.е. опирается на взаимодей­ствие между физиологическим состоянием и когнитивны­ми процессами. В данной модели существуют два механизма связи наблюдаемого с агрессией:

а) эмоциональное возбуждение, которое зависит от кон­текста наблюдаемой программы;

б) возбуждение, связанное с неопределенностью стиму­лов.

«Модель катарсиса» часто используется защитниками по­каза сцен насилия. Однако большинство исследователей, пытаясь повторить работы С. Фешбаха, получают результа­ты, опровергающие концепцию катарсического действия просмотра сцен насилия. Они отмечают противоречащее по­ложениям катарсической модели возрастания частоты и сте­пени агрессивности после просмотра сцен насилия. В настоя­щее время нет доказательств того, что наблюдения наси­лия, боли, ужаса и страдания приводят наблюдателя к катарсису.

«Способствующая» модель существенно продвинула впе­ред наше знание о том, при каких условиях возникают или не возникают агрессивные последствия. Так, в рамках этой модели показано, что средства массовой коммуникации по­могают детям определить свое отношение к другим людям, способствуют образованию у них представлений о вероят­ном поведении других людей. В результате просмотра кино­фильмов и передач у подростков формируются представле­ния относительно того, каким способом лучше всего ре­шать проблемы, возникающие между людьми.

У многих подростков складывается впечатление о том, что большинство людей применяют насилие - «хорошие парни» и «плохие парни». В большинстве случаев агрессив­ное поведение персонажей приводило к счастливому кон­цу, т.е. насилие являлось действенным средством для дости­жения желаемой цели.

Кроме того, в телепередачах люди редко подвергаются аресту за насильственные действия и сравнительно немно­гие жертвы насилия испытывают физические страдания или умирают. Насилие, демонстрируемое по телевидению, не только эффективно, но к тому же безболезненно. Роль кино и телевидения не только в обучении насильственным дей­ствиям, но и в том, что с их помощью у молодежи могут формироваться такие способствующие насильственным, аг­рессивным действиям факторы, как предубеждение, враж­дебность, подозрительность и т.д.

Известна Модель Хьюстона, описывающая воздействие телепередач на становление агрессивного поведения. Чрез­мерное увлечение телепередачами с показом насилия и же­стокости развивает агрессивные фантазии у детей и подрос­тков, способствует копированию агрессивных реакций в их собственном поведении. С другой стороны, отождествляя себя

с героями агрессивных телепередач, усваивают варианты решения проблем с помощью агрессии и переносят их в межличностные отношения. Подкрепление агрессивных дей­ствий формирует агрессивные привычки и тормозит разви­тие социальных умений. Последнее отражается на плохой адаптации агрессивных детей и подростков в группах свер­стников, фрустрируется их потребность в контактах, а со­циальная позиция гипертрофирует увлечение телепередача­ми с уже более глубокими последствиями.

Зарубежные исследователи агрессии Р. Бэрон й Д. Ричард­сон (1997) считают, что дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех источников: семья, сверст­ники и масс-медиа. Что касается сверстников, то научение агрессивному поведению происходит в основном через игры. Большой объем общения позволяет копировать его различ­ные способы либо способствует их подкреплению. Низкий социальный статус в формальных группах, как правило, способствует переходу детей и подростков в неформальные группы с отклоняющимся поведением, в которых происхо­дит викарное научение агрессивному поведению через де­монстрацию его моделей, либо дети сами становятся жерт­вами агрессии.

К индивидуальным детерминантам агрессивного поведе­ния относят личностные и биологические предпосылки: тре­вога, связанная со страхом социального неодобрения, пред­взятая атрибуция враждебности других, раздражительность и эмоциональная чувствительность, внешний фокус конт­роля, авторитаризм, напористость, честолюбие, нетерпе­ние, поленезависимость, а также самонеприятие, чрезмер­ный самоконтроль или его полное отсутствие; хромосомные нарушения, гормональные сдвиги, отклонения со стороны центральной нервной системы.

При этом указывается на то, что биологические процес­сы протекают в социальном контексте, а внешняя среда в значительной мере влияет на характер наших реакций. Од­нако оба фактора (социальный и биологический) сочета­ются с личностным.

Развитие агрессии в детском возрасте связано с блокирова­нием желаний ребенка в результате применения воспитатель­ных воздействий. Состояние фрустрации и беспомощности ре­бенка, психологического дискомфорта часто приводят к не­преднамеренным агрессивным действиям, проявляющимся в упрямстве, негативизме, драчливости, гневе.

В более позднем возрасте на первый план выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладани­ем игрушками или вещами. Удержание его становится гру­бым захватом, отпускание может превращаться в стремле­ние дать волю эмоциям (Эриксон Э., 1993).

Каждый ребенок имеет свой круг игрушек, который он включает во внутренние границы «Я». Конфликты между детьми, связанные с обладанием вещами и игрушками, воз­никают, когда эти границы пересекаются или один из де­тей пытается расширить свои границы путем экспансии {Фур­манов АИ., 1996).

В дальнейшем ребенок научается контролировать свои аг­рессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявления агрессивности зависят главным образом от ре­акции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители терпимы к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться и символические формы агрессивности, такие как нытье, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопро­тивления.

Усиление исследовательского инстинкта ребенка наряду с расширением социальных контактов, сопровождающихся системой запретов и социальных обязанностей, также могут вызвать сильнейшую депривацию с последующими агрес­сивными проявлениями.

В подростковом возрасте проявления аграссивности свя­зывают с полоролевой идентификацией и особенностями «Эдиповой ситуации» в семье. В семьях, где нет отца, осно­вы мужских черт возникают медленно, мальчики менее аг­рессивны и более зависимы.

К четырем годам фрустрация, неудачи вызывают у маль­чиков и девочек разную реакцию: первые дерутся, а вторые визжат. С возрастом число проявлений агрессии у мальчиков возрастает, а у девочек уменьшается. Эту динамику связыва­ют с различием социально одобряемых моделей поведения либо с отношением детей к санкциям. С возрастом увеличи­вается количество социализированных форм агрессии, а про­являемая агрессивность все больше приобретает враждебную окраску. При переходе к юношескому возрасту у мальчиков устойчиво доминируют физическая агрессия и негативизм, а у девочек - негативизм и вербальная агрессия.

Многие отечественные и зарубежные исследователи счи­тают, что в основе отклонений в процессе формирования личности прежде всего лежат неудовлетворенные потребно-

сти общения, слабость социально ценных связей. Асоциаль­ное, в том числе и агрессивное, поведение в дошкольном возрасте связано прежде всего с нарушением общения в семье, в результате чего у детей искажаются этические по­нятия и моральные чувства. Общение в детском саду, а в дальнейшем и в школе, не только не компенсирует недо­статки семейного общения, но чаще всего усугубляет поло­жение. Основным видом компенсаторной деятельности для дошкольников и младших школьников является сублима­ция и фантазия, а для подростков более типичны рациона­лизация и фрустрация (агрессия и уход).

В развитии такой формы отклоняющегося поведения, как агрессия, играет роль не только нарушение общения, но и ряд других проблем, с которыми сталкиваются дети в учеб­но-воспитательных учреждениях. Одной из них является дидактогения.

Итак, кроме семьи и средств массовой коммуникации, на формирование агрессивности существенное влияние ока­зывают и различные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа, ПТУ, техникум, вуз). К проблемам, связанным с закономерностями психического развития че­ловека в этом достаточно большом и важном периоде, при­бавляются проблемы, связанные с взаимодействием в раз­личных формальных и неформальных группах, а также вли­янием учителей и воспитателей.

Однако следует признать, что современное состояние исследований влияния школы на агрессивное поведение как в отечественной, так и в зарубежной психологии не может быть признано удовлетворительным. Недостаточно разрабо­таны вопросы возрастных различий и агрессивности, хотя известно, что стимулы, вызывающие агрессивную реакцию у учеников младших классов, существенно отличаются от стимулов, вызывающих агрессию у старшеклассников.

На основе анализа социальных детерминант агрессивного поведения исследователи делают следующие выводы:

Агрессия не возникает в социальном вакууме. Наоборот, зачастую именно различные аспекты межличностных взаи­модействий приводят к ее возникновению, предопределя­ют формы и направленность.

Фрустрация с наибольшей вероятностью вызовет агрес­сию, когда она сравнительно интенсивна, когда присут­ствуют посылы к агрессии, когда фрустрация кажется вне­запной и воспринимается как произвол, когда она когни­тивно привязывается к агрессии.

Провокация является более устойчивой детерминантой агрессии. Физическая агрессия является ответной; агрессив­ная реакция связана с предположением о наличии агрес­сивных намерений. При вербальной агрессии ответом может стать физическая агрессия.

Характеристики объекта: его пол, раса также влияют на характер агрессии. Представители женского пола сталкива­ются с более мягкими формами агрессии, до тех пор пока соответствуют стереотипу. Представители одной расы, на­циональности более агрессивны по отношению к другой.

Сторонние наблюдатели являются посылами агрессии: они могут подстрекать, подавлять реакцию прямыми действия­ми вербально; могут влиять лишь своим присутствием, если агрессор подозревает, что его действия вызовут одобрение, и наоборот.

Помимо социальных выделяются внешние детерминанты. Установлено, что вероятность агрессии возрастает при на­личии таких средовых стрессоров, как температура, шум, теснота, загрязненность воздуха и др., которые, усиливая возбуждение, провоцируют агрессию. Приглашением к аг­рессии являются средства массовой информации и реакция жертвы.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь