Золотова Ольга Алексеевна
воспитатель
Филиал МАОУ с. Окунёво
ГКП Зарословской СОШ Бердюжского района
Педагогическая цель
: Формировать знания детей о родном крае, прививать любовь к родному дому.
Задачи:
Развивающие:
развивать связную речь, память, внимание, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к ответу сверстника, воспитывать любовь к музыке.
Образовательные:
пополнять и активизировать словарный запас, учить называть свой домашний адрес, формировать гражданскую принадлежность.
Виды деятельности:
игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Средства реализации:
- слайды с видов села.альбомные листы и фломастеры на каждого ребенка, Незнайки, магнитофон, устройство ИКТ, мяч.
Музыкальное сопровождение
: песня «Я, ты, он, она», «У моей России» муз. Г. Струве, «Родина моя» стихи Т.Боковой.
Предварительная работа:
прогулки по улицам села, показ иллюстраций, чтение стихотворений и разучивание песен о Родине.
Ход занятия:
Воспитатель начинает занятие:
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живем в родном краю,
слайд № 1
Появляется Незнайка.
Незнайка:
Здравствуйте, ребята. Пока я добирался до вашего детского сада, я заметил, что в вашем селе много разных зданий, улиц, дорог. И я хотел бы побольше узнать о вашей Малой Родине. Расскажите мне о ней?
Воспитатель:
Конечно, Незнайка, ребята тебе помогут. Присаживайся и внимательно слушай.
- Ребята, сегодня мы будем говорить с вами о малой Родине. Скажите мне, пожалуйста, что такое Родина? (Ответы детей)
Воспитатель:
Верно, ребята, Родина – это страна, в которой мы живём.
О Родине есть очень много стихов, Арина вам расскажет стихотворение Т. Боковой «Родина»
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Воспитатель:
Ребята, скажите, как называется наша страна? (Ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, молодцы, мы с вами живём в России. А что такое малая Родина? (Ответы детей)
Воспитатель:
У каждого человека на Земле есть место, где он родился. Здесь впервые он увидел мамины глаза и улыбку, ласковые лучи солнца, зеленую траву, голубое небо. Это место называется - Малая Родина! Малая Родина - это место, где живут близкие и дорогие нам люди. Малая Родина-это место, где стоит наш детский сад. Малая Родина для нас - село Зарослое
Послушайте отрывок из стихотворения нашей Зарословской поэтессы З.Н. Кутельниковой «Село Зарослое – Родное»
Слайд № 2
Среди лесов, лугов и пашен,
Под небом ясным, голубым,
Стоит село родное наше,
Село Зарослое стоит.
Воспитатель Так как же называется наше село?
Воспитатель:
- Правильно! Мы живем в селе Зарослое. Мы с вами Зарословцы! Так называют жителей, которые живут в нашем селе. Мы знаем, какое оно красивое. Наше село расположилось на берегу озера. С другой стороны – поля и леса. В нашем селе есть - улицы, дома, школа….
Воспитатель:
Ребята, посмотрите внимательно на экран. Я вам буду показывать известные места нашего села, где вы часто бываете, где бывают ваши родители. Вы должны узнать это место и сказать, как оно называется.
Слайд № 3
. Что это? (школа)
Для чего нам в селе нужна школа?
Слайд № 4
.Что это?(наша группа)
Сайд№5
Что это? Фельдшерско-акушерский пункт - Медперсонал ФАП систематически наблюдает за здоровыми детьми до 1 года жизни и осуществляет патронаж детей в возрасте от 1 года до 3 лет, оказывает медпомощь заболевшим детям.
Для чего нам в селе нужен ФАП? ФАП является лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным оказывать медицинскую помощь и осуществлять комплекс профилактических мероприятий по оздоровлению населения и предупреждению заболеваемости. В функцию фельдшера входит оказание первой медицинской помощи при острых и внезапных заболеваниях, травмах, лечение пациентов при обращении на ФАП и вызов на дом, организация и проведение диспансеризации, своевременная госпитализация нуждающихся в стационарном лечении, или консультации специалистов.
Слайд № 6.
Что это? (сельская администрация)
Для чего нам в селе нужна сельская администрация?
Слайд № 7
. Что это? (дом культуры)
Для чего нам в селе нужен Дом Культуры?
Воспитатель:
Молодцы! Вы замечательно справились с заданием.
Динамическая пауза (под музыку)
Мы по селу гуляем, (шагаем)
За природой наблюдаем. (повороты головы вправо и в лево)
Вверх на солнце посмотрели (смотрим вверх)
И нас лучики согрели. (руки вверх, шевелим пальцами)
Птички в домике сидят. (присели)
Птички по небу летят (махи руками)
Воспитатель:
Мы с вами погуляли по селу, скажите, какие улицы есть в нашем селе? (Ответы детей)
Воспитатель:
Ребята, нам с вами еще очень важно знать свой домашний адрес. А кто мне ответит, для чего? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает ребятам встать в круг и поиграть в игру с мячом «Я знаю свой домашний адрес». Мяч передается по кругу, когда музыка останавливается, ребенок, у которого в руках оказывается мяч, называет свой домашний адрес (игра проводится под музыкальное сопровождение).
Воспитатель: У нашего села есть карта. Давайте рассмотрим карту нашего села. На ней можно найти все, что мы видели на фотографиях. Давайте найдем наш детский сад (дети находят здание школы)
Воспитатель:
- В нашем селе живет много хороших и добрых людей. Я вам предлагаю сейчас взять в руки фломастеры, и превратимся в архитекторов. Давайте придумаем новые красивые дома и нарисуем их. Дома для наших родных, друзей и просто хороших людей.
(Дети рисуют дома.Из готовых работ выстраивают улицу будущего).
Воспитатель
: Молодцы! Вы хорошо потрудились!
- Ребята! Любите и берегите свою Родину. А когда вы станете взрослыми, не забывайте о своём родном селе.
Воспитатель:
Молодцы, ребята. Ну, Незнайка, ребята достаточно рассказали тебе о нашем селе?
Незнайка:
Спасибо, вам ребята. Вы такие молодцы. Можно я приду к вам в гости еще раз? (Ответы детей).
Спасибо! До новых встреч! До свидания!
Рефлексия:
1. Вам понравилось занятие? Что вам запомнилось?
2. О чем вы расскажите вечером своим родителям?
В конце занятия коллективно исполняют песню «Наш край».
Слова: А. Пришельца, Музыка: Д. Кабалевского
То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой!
От морей до гор высоких,
Посреди родных широт
Все бегут, бегут дороги
И зовут они вперед.
Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд –
Край родной, навек любимый,
Весь цветет, как вешний сад.
Детство наше золотое
Все светлее с каждым днем!
Под счастливою звездою
Мы живем в краю родном!
Воспитатель : Всем большое спасибо за работу!
"Свидетельства о публикации в СМИ" Серия А № 004351
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Починковский детский сад №6 Ясельная группа Я познаю мир… Проект: «Моя малая Родина» Воспитатель: Балдаева Е.В. 2013 - 2014 г. Актуальность Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Паспорт проекта Цель проекта: Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях, Родине. Задачи проекта: 1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями. 2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях. 3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности. 4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. Возраст участников: дети 2 - 4 лет. Тип проекта: долгосрочный (сентябрь – июнь). Состав проектной группы: воспитатель, воспитанники группы, родители. Этапы реализации проекта I этап – подготовительный - Анкетирование родителей - Определение цели и задач - Создание необходимых условий для реализации проекта II этап – основной (практический) - Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении, о малой Родине - Консультация для родителей «Генеалогическое древо» - Выставка «Генеалогическое древо семьи» - Создание папки-передвижки «Тайна имени» -Создание альбома «Моя семья» - Создание родителями герба своей семьи - Создание альбома «Мой дом» -Доработка альбома «Моя малая Родина - Починки» - Экскурсия в библиотеку с целю расширить знания о малой Родине III этап- заключительный Обработка результатов реализации проекта: Заполнение мониторинговых карт на основе детских ответов; Аналитический отчет о результативности проектной деятельности в ДОУ; Родительское собрание «Ребенок. Семья. Родина»; Презентация проекта «Моя малая Родина»: в педагогических сообществах (РМО, педсовет, участие в районном конкурсе «Педагогическая мозаика»); трансляция в СМИ (сайт детского сада); Место проведения: МБ ДОУ Починковский детский сад №6 Сроки проведения: с сентября по июнь 2013 – 2014 года Режим работы: во время и вне занятий. Ожидаемые результаты проекта: Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о профессии своих родителей, о малой Родине. Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения. Жизнь ребёнка начинается с мамы. Родина начинается с семьи! Дети ясельной группы ещё очень маленькие. Я поставила для себя цель: помочь детям лучше узнать свою семью, свой дом, детский сад, родное село. Для родителей своя цель: заинтересовать жизнью детей в детском саду, вовлечь в совместную деятельность по воспитанию наших детей. 1. Первое, что мы сделали, это познакомились друг с другом. Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий.» Цели: познакомить с группой, игрушками, а также со сверстниками. Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей. 2. Теперь пора познакомится с садиком. 3. Беседа: «Моя семья» Цели: Познакомить детей с понятием «семья», учить называть имена родителей, близких людей. Активизировать речь детей. Дети по фотографиям с помощью воспитателя рассказывали о своей семье. 4. У нас оказалось много фотографий, мы решили создать альбом «Моя семья» Дети охотно разглядывают альбом, рассказывают друг другу о маме, папе, бабушке и дедушке. Развивается речь детей, они учатся рассказывать и слушать. 5. Сюжетно-ролевая игра «Семья» Игра- великая учительница ребенка. Г.Г. Влонский Цели: формировать начальные навыки ролевого поведения. 6. Когда мы начали играть, поняли, что многие дети не знают, кем работают родители. Появилась тема для беседы: «Профессии родителей». Цели: познакомить детей с профессиями родителей, воспитывать чувство уважения к труду взрослых. 7. Во время сюжетно-ролевой игры у нас появилась ещё одна тема: «Где мы живём?» Я предложила родителям создать альбом: «Мой дом». Родители откликнулись. Альбом создали. Теперь дети с гордостью находят в альбоме свой дом и рассказывают о нём своим друзьям. 8. Где же все эти дома расположены? Оказывается, есть красивое село, в котором мы живём. Беседа: «Моё село». Цель: дать первичные знания о родном селе. Познакомить с названием села. В этом мне помог уже созданный альбом с фотографиями Починок. 9. Экскурсия в библиотеку. Чтобы больше узнать о родном селе, мы посетили детскую библиотеку. Цели: расширить кругозор детей, заинтересовать миром книг, приобщать к чтению. 10. Экскурсия вокруг детского сада. Цель: рассказать, что садик находится на территории конного завода, разглядеть растительность, дома. В планах на будущеесходить в гости к лошадкам. 11. Субботник по благоустройству площадок. Лучший метод воспитания –это личный пример родителей. Хорошо, когда этот пример положительный. Положительным примером стали субботники, когда родители приходили благоустраивать игровые площадки, прихожую. Дети с гордостью смотрели на родителей, а потом говорили- это мой папа сделал, это моя мама покрасила. Ломать качели уже не хотелось. 12. Герб семьи. К концу учебного года каждая семья создала свой герб, где отобразила свои увлечения, интересы, особенности. Дети с гордостью рассказывали друзьям про герб семьи. 13. Родословная семьи Некоторые семьи составили свою родословную. Я помогаю детям разобраться в родственных связях. 14. Участие в конкурсах На протяжении всего первого года пребывания в детском саду, мы учились любить свою семью, садик, родное село, а также быть дружными и активными. Вместе с родителями мы участвовали во многих конкурсах. Семья Нагиных заняла первое место в конкурсе: «Мама, папа, яавтомобильная семья.» Конкурс «Папа, мама, я – автомобильная семья» 15. Парад колясок 12 июня мы приняли участие в параде колясок, который проходил на центральной площади Починок. Семья Болдыревых Семья Бурмистровых Семья Климиных Семья Нагиных Планы на будущее На следующий год нам предстоит ещё многое узнать, например, о нашей большой стране. Мы уже сейчас знаем, что она называется Россия, главный город-Москва, а президент В. Путин. Хочется узнать еще больше! Спасибо за внимание!!!
Предполагаемый результат: Дети должны знать и называть: Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад. Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение. Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и области; находить на карте крупные города области, знать природоохранительные мероприятия. Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России. Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции. Должны знать природу России ее флору и фауну. Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней. Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5–6 народов, живущих на Земле, их быт, обычаи, традиции. Знать климатические и природные условия некоторых стран Земли, называть животных которые там живут и растения, которые растут там.
Первый этап «Знакомство с проектом» Раздел первый. «Мой дом моя маленькая Родина» 1.Проведение родительского собрания «Древо семьи» - генеалогическое дерево Занятия « Я человек» «Мой дом, моя семья» (оформление стенда) Работа с родителями Знакомство с семейными реликвиями
Изготовление дидактической игры «Достопримечательности Лимана» выставка детских рисунков Дом улица адрес Экскурсии -по улицам, где рассказывали о названиях улиц Совместная работа детей родителей Составление рассказа «Почему моя улица так названа?» Знакомство с картой Лиманского района
4 этап СТОЛИЦА НАШЕЙ РОДИНЫ - МОСКВА Занятие «Москва столица нашей Родины» Изучение плаката «Лента времени» Экологическое занятие «Флора и фауна России» Утренник «Это русская сторонка- это Родина моя» Экскурсии в музей «Знакомство с бытом, традициями народов России»
5 ЭТАП «Защитники отечества» Занятия «Служу Отечеству» «Виды и рода войск -Фото выставка «Мой папа- солдат» -Ручной труд Изготовление поделок из бросового материала рисунки, аппликации Экскурсия -К памятнику защитникам Отечества Акция Цветы для ветеранов Утренник» 23 февраля «9 мая»
"Моя малая родина (дом, семья, детский сад) "
Подготовила и провела
воспитатель: Коновалова Т.Ю.
Вид проекта : творческий.
Продолжительность: среднесрочный
Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатели группы.
Актуальность темы:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Мы горим желанием воспитывать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать в ребенке любовь к самому близкому – родному дому и детскому саду, а ведь это – основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля.
Ребенку необходимо создать условия для формирования эмоционально-насыщенного образа родного дома, детского сада.
Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, помогать словом и делом.
Цель проекта:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Гипотеза:
Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага. В процессе воспитания у ребенка любви к родному дому, семье, детскому саду происходит осознание им себя как личности и тем самым закладывается уважение к своей малой родине, народу, к его истории и в целом к государству.
Задачи:
1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
6. Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию.
7. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Предполагаемые результаты .
Дети должны знать и называть:
1. Иметь представления о культурных традициях своей семьи. Знать родословную семьи.
2. Знать своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, место работы родителей. Иметь представления о том, как образуются отчества и взрослое имя человека.
3. Иметь представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина - любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение) .
4. Правильно понимать слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый) .
5. Иметь представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников.
6. Узнавать и называть разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.
Этапы работы над проектом:
1 этап – Подготовительный
1. Определение темы проекта. Обоснование его актуальности.
2. Постановка целей и задач работы.
3. Определение уровня знаний детей о семье, доме, детском саде. (Наблюдение за общением детей в группе)
4. Формирование у дошкольников представлений о взаимоотношении в детском коллективе.
5. Подборка художественной литературы по тематическим блокам: «Родная семья», «Детский сад», «Дома бывают разные».
6. Чтение художественной и познавательной литературы.
7. Создание картотеки дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.
8. Конспекты познавательных занятий, бесед.
9. Подбор консультационного материала для родителей.
2 этап: Познавательно – исследовательский (основной)
Реализация проекта через разные виды деятельности.
Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Дом», «Семья», «Кто работает в детском саду? », «Профессия моих родителей», «День рождения».
Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо? », «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «День рождения», «Дарю подарки», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы».
Коммуникативные игры: «Я расту… », «Назови ласково», «Пусти имя по ветру», «У меня есть голова», «С днем рождения».
Образовательная область «Коммуникация» (Речевое развитие)
Тема «Моя семья». Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
Тема: «О моем любимом папе». Задачи: обучит навыкам пересказа небольших историй на основе личного опыта.
Тема: «Моя любимая мама». Задачи: учить отвечать на вопросы воспитателя, составлять короткий рассказ (при педагогической поддержке) пользуясь алгоритмом.
Беседы на темы: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду», «Мои мама, папа, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», «Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть».
Чтение художественной литературы.
Чтение: «Моя бабушка», С. Капутикян; «Мой дедушка», Р. Гамзатов; «Мама», Ю. Яковлев; «Заплатка», Н. Носов; «Грипп», «Прививка», А. Барто; «О мальчиках и девочках», С. Маршак; «Мой додыр», «Айболит», К. Чуковский; «Вместе тесно, врозь скучно», К. Ушинский.
Заучивание стихотворений: «Если был бы я девчонкой», Э. Успенской; «Бабушкины руки», Л. Квитко; «Мама, почему? », Г. Виеру; «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама», Е. Благинина.
Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
Рисование на тему: «Моя семья»
Аппликация: «Герб моей Родины», «Дом где я живу».
Оформление выставок: «Моя семья».
Утренник «Моя родина» (разучивание стихов и песен к празднику)
Прослушивание аудиозаписей. (В. Шаинского «Рано утром детский сад малышей встречает», слушание песни М. Танича и В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».
Экскурсия по детскому саду «Что хорошо, а что плохо».
Работа с родителями.
Оформление выставки «Моя семья».
Выставка детско-родительских поделок «Мы украсим детский сад».
Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка? »
Консультации: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка», «Будем вежливы… », «Мама, купи собаку» или зачем ребёнку домашнее животное? », «Неуправляемые детки: ну и как их воспитывать? », «Как правильно общаться с детьми».
Выставка литературы «Библиотека семейного чтения» по разделу «Общение с детьми».
3 этап – заключительный.
Стенгазета «Моя семья плюс детский сад»
Выставка поделок для детского сада
Продукт проектной деятельности:
В группе была оформлена фотовыставка «Семейные увлечения», которую ребята подготовили вместе с родителями.
В завершении проекта был проведён досуг
Введение:
Тема проекта была выбрана мной не случайно.
Воспитывать у ребёнка любовь к родному городу, дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, в непосредственно образовательной деятельности. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого ребёнка. Вся эта деятельность способствует развитию у детей самостоятельности, они учатся работать в группах; знания, умения и навыки, приобретенные дошкольниками во время работы над проектами, усваиваются надолго, т. е. повышается качество образования.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, получать новые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки в интересной форме.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Проблема:
большинство родителей считают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания.
Актуальность:
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине - это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично - ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной.
Вид проекта: групповой, краткосрочный, познавательный, практико - ориентированный.
Цель: воспитание чувства любви к Родине, родному городу, семье.
Задачи:
Прогнозируемый результат:
Сплочение участников проектной деятельности;
Формирование у воспитанников интереса к истории своего города, достопримечательностям, природе, к своей семье;
Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
Осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей.
Место проведения проекта:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №21 города Егорьевска Московской области.
Участники: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели ДОУ.
Технология проекта
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (аналитический)
Основной (реализация намеченных планов)
Заключительный (подведение итогов)
Подготовительный этап
Основной этап
Совместная деятельность взрослого и ребенка |
Задачи |
|
Экскурсия по территории детского сада |
Уточнить знания детей о детском саде, о постройках на территории детского сада. |
|
Беседа «Моя дружная семья» |
Закреплять у детей представления о членах семьи, родственных отношениях. |
|
Беседа «Наш любимый детский сад» |
Дать детям знания о профессиях сотрудников детского сада. |
|
Беседа «Что я знаю про город Егорьевск» |
Закрепить и уточнить знания детей о своем городе. |
|
ООД Познавательное развитие 1.«Моя семья» 2.«Мой родной город Егорьевск» |
Расширить знания детей о родном городе; формировать чувства привязанности к своему дому, семье, своим близким. |
|
ООД Художественно-эстетическое развитие 1.«Дом, в котором я живу» (рисование) 2.«Огурец и свекла» (лепка) |
Учить передавать впечатления через рисунок, лепку. Воспитывать у детей чувство патриотизма. |
|
Чтение литературных произведений, заучивание стихотворений наизусть Е. Благинина «Вот так мама» С. Михалков «Моя улица» С. Маршак «Почта» Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться» Л. Квитко «Бабушкины руки» |
Расширять кругозор детей путем знакомства их с литературными произведениями. Учить детей запоминать и выразительно читать стихи. |
|
Заучивание пословиц и поговорок о Родине, семье |
Помочь детям запомнить и правильно понять содержание пословиц и поговорок. |
|
Обогащение игрового опыта детей Дидактические игры: «Растения нашего леса» «Животные нашего леса» «Кому что нужно для работы» «Кто с тобой живет?» Сюжетно-ролевые игры: «Больница» «Путешествие по городу» |
Дать информацию детям о социальной жизни человека через различные виды игр. Развивать речь, память, воображение. Формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками. Воспитывать дружеские взаимоотношения в ходе игры. |
|
Оформление ширмы «Егорьевск» Фотовыставка «Город, в котором мы живем» |
Обогатить представления детей об окружающем мире, расширить опыт и знания, повысить мотивацию к познанию. |
Взаимодействие с родителями
Привлечение родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме.
Помощь родителей в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Сообщение на тему «Герои-Егорьевцы».
Сообщение на тему «Егорьевск в годы войны».
Круглый стол «Воспитание любви к малой Родине».
Консультация «Семья и семейные ценности»
Совместное с детьми рисование на тему «Моя семья».
Акция «Прочти книгу о семье» (домашнее семейное чтение).
Заключительный этап
Проект «Моя малая Родина» по повышению уровня познавательного интереса в рамках патриотического воспитания дошкольников показал свою эффективность:
Созданы благоприятные условия для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности;
Подобран обширный материал, пополнилась игротека группы новыми атрибутами;
Положительная динамика в формировании представлений об истории родного города;
У детей наступило понимание осознанного уважения к членам своей семьи;
Повысилась активность родителей по гражданско-патриотическому воспитанию в семье.
Заключение.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания в рамках реализуемого проекта имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей и их совместная деятельность способствуют формированию тесных внутрисемейных отношений, чувству гордости у детей за свою семью, родителей, развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Используемые в ходе работы формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку расширить кругозор, привлекают родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации проекта может быть специально организована, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
Промежуточные результаты работы не сиюминутны, они отсрочены во времени, их сложно измерять цифрами и процентами.
Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса патриотического воспитания и обучения своих детей, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.
Анкетный опрос родителей показал:
Необходимость продолжения работы в данном направлении:
Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, участии в семейных выставках, в оформлении альбомов и т. д.
Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты, и считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов и родителей.