Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Номинация: «Математика»

«Великий квадрат не знает пределов»

Японская народная пословица

Искусство оригами увлекло меня еще в раннем детстве. Мы вместе с бабушкой складывали простые фигурки из бумаги, когда мне было всего три года! Конечно, это было не обучение, а игра - волшебное превращение простого листочка в игрушку! Оригами - это идеальный конструктор, который состоит из одной детали (листа), с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм, складываются тысячи и тысячи разных фигурок.

Я обратила внимание, что искусство оригами сочетает в себе красивые формы и удивительно правильные линии. А на уроках в школе мне всегда больше всего нравилась математика… Мне стало интересно, насколько близко связано искусство оригами с математикой? Может быть, именно из-за этого мастера оригами говорят, что при складывании фигурок «голова работает руками» и очень успешно.

Гипотеза: Искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения.

Цель: установить взаимосвязь искусства оригами и науки математики.

Задачи:

  • Знакомство с основными этапами изучения оригами.
  • Анализ взаимосвязи основ оригами и математики.
  • Поиск исторических фактов.
  • Знакомство с понятием многогранник.
  • Изучение видов многогранников.
  • Исследование возможности техники оригами для создания правильных многоугольников и многогранников.

Объект исследования - связь искусства оригами и математики

Предмет исследования - лист бумаги.

Методы исследования : поиск информации из разных источников (специальная литература, интернет ресурсы); практическая работа.

Ход работы

Вот перед нами обычный лист бумаги, чаще всего прямоугольной формы (стандартный лист с размерами 21-29,6). Чтобы превратить лист бумаги в фигурку, можно обратиться к искусству оригами.

Сейчас в оригами существует три основных течения.

Первое течение -традиционное оригами, где в качестве основы используется квадрат.

Второе течение -модели складываются из листов треугольной, прямоугольной, пяти-, шести-, восьмиугольной формы.

Третье течение - модульное оригами, модели изготавливаются из некоторого, иногда довольно большого числа однотипных модулей.

То есть все фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур, значит это одна из точек прикосновения оригами с математикой. Но в оригами фигуры можно построить без чертежных инструментов, используя несколько сгибов.

При работе с квадратом знакомимся с понятиями: угол, сторона, диагональ, центр, средняя линия, вершина, деление отрезка на части, угла на части, со способами складывания квадрата и складывания из квадрата других геометрических фигур. Таким образом, с помощью оригами решаются геометрические задачи на плоскости.

Продолжая исследование, складывая модульные конструкции, традиционные кусудамы, я пришла к выводу, что они напоминают геометрические тела.

И я погрузилась в оригаметрию. Складывание многогранников - увлекательнейшее занятие, но вместе с тем и не простое. Оно требует аккуратности, точности и высокого сосредоточения внимания.

Существует пять правильных многогранников, которые называют Платоновыми телами. Они составлены из правильных многоугольников (тетраэтд - 4 треугольника, октаэдр - 8 треугольников, икосаэдр - 20 треугольников, куб - 6 квадратов, додекаэдр - 12 пятиугольников).

Неоценимую помощь в изготовлении многогранников может принести оригами. Вы можете изготовить многогранник любого размера без всякой выкройки. Нужно только выбрать размер листа бумаги. Кроме того оригамный многогранник всегда можно разобрать, а его модули при этом не займут много места.

По результатам моего исследования можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась.

Вывод: искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения. Занимаясь оригами, я вышла за границы стандартной программы по математике в начальной школе и познакомилась на практике с элементами геометрии на плоскости и в пространстве.

Проект «Оригами и математика»

Королева Даша, 11 лет, объединение «Оригами», МОУ ДОД СЮТ №2, город Красноярск. Даша несколько лет увлекается искусством оригами, неоднократно становилась победителем и призером районных, городских и краевых мероприятий. Всегда рада поделится своими знаниями и навыками, приобщая детей и взрослых к великому искусству, которое дает пищу для головы и радость для сердца. Руководитель: Тарасова Нина Анатольевна, педагог дополнительного образования высшей категории, стаж работы 29 лет, МОУ ДОД СЮТ №2, г. Красноярск.

1.Тема работы
2.Содержание
3.Актуальность темы
4.Цели и задачи
5.История модульного оригами
6. Материалы и инструменты
7.Технология изготовления «Лебедя»
8.Заключение
9.Приложение

АКТУАЛЬНОСТЬ

Давно смотрю влюбленными глазами
На древнее искусство - Оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить.
Недавно я познакомилась с искусством ОРИГАМИ. Это очень увлекательное занятие. Оно доступно всем: и богатым и бедным, и детям и взрослым. Потому что все, что нужно иметь это бумага и желание. И тогда рождаются на свет разнообразные фигурки от простых до сложных: цветы, животные, замки, причудливые формы. Как безгранична фантазия человека, так и разнообразен мир оригами.
Наш календарь богат праздниками. А на праздники принято дарить подарки. Когда подходил праздник 8 марта, я долго думала, чтобы подарить своей маме. Сначала хотела купить в магазине цветы, но они через некоторое время завянут, и их придется выкинуть. А потом решила лучше сделать подарок своими руками. Ведь подарок сделанный своими руками, будет украшением и сохранится на долгую – долгую память. Исследовав все возможные варианты изделий из модульного оригами, я решила выбрать эскиз «Лебедя». Этот эскиз мне больше всего понравился. Еще с древних времен эта птица олицетворяла чистоту и непорочность. Поэтому ее легко встретить в большинстве мифов античности. Так же, лебедь считается птицей поэтов, в общем, всех творческих людей, которые по-другому смотрят на происходящие события и жизнь в целом.
Лебедь из бумаги – это красиво и удивительно. Такая поделка послужит отличным и уникальным подарком. Главное делать ее с душой.
Цели моей работы:
Обогатить свою коллекцию фигурок, сложенных в технике Оригами;
Развить свои творческие способности.
Задачи:
Изучить историю этого искусства;
Научиться работать с дополнительной литературой;
Изготовить птицу «Лебедь» в технике Оригами.

ИСТОРИЯ МОДУЛЬНОГО ОРИГАМИ

Оригами (яп. «сложенная бумага») - древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Оригами, сложение фигур из бумаги – настоящее искусство, которое имеет свою тысячелетнюю историю. И это действительно очень радует и роднит всех нас, ведь 500 лет назад в Японии складывали такие же бумажные самолёты и игрушки. Но история возникновения оригами начинается гораздо раньше. В Древнем Китае, почти 2 тысячи лет назад появился первый станок по производству бумаги. Именно эту дату считает точкой и началом отсчета нового вида искусства. Стоит заметить, что лист бумаги, в то время был на вес золота и развитие оригами протекало очень медленно. Более широкое развитие оригами получило в Японии. В начале 8 века поделки из бумаги стали распространятся по монастырями.

Жрецы и настоятели храмов, делали специальные бумажные оригами коробочки санбо, в которых подавали дань богам. Слово «оригами» происходит из сочетания двух иероглифов, «ори» и «ками». Первый в переводе означает «бумага», а второй «складывать».
Спустя несколько лет, каждый уважающий себя аристократ знал, как сделать оригами из бумаги. А через 600 лет, когда бумага перестала быть ценным ресурсом, оригами стало главным развлечением для японского народа. Именно тогда зародились первые летучие самолётики, оригами животные и оригами цветы.
Сейчас, в современном мире, в 21 веке, оригами является состоявшимся видом искусства и различает в себе множество видов, например модульное оригами из бумаги или художественное оригами.
Первое упоминание о модульном оригами встречается в японской книге «Ranma Zushiki» Хаято Охоко в 1734 году.

Модульное оригами - техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются, путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила упругости не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой
Также ряд моделей модульного оригами существует в китайской традиции бумажного складывания, особенно примечательны лотос, сделанный из «бумаги счастья».
Несмотря на давнюю историю модульного оригами, большинство традиционных фигурок всё же сложены из одного листа бумаги. Возможности, присущие модульному оригами, не развивались вплоть до 1960-х, когда данную технику открыли заново Роберт Нейл в США и, позднее, Мицунобу Сонобе в Японии. С тех пор модульное оригами широко развивалось и сейчас оно представлено тысячами работ.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ:

Клей,
- ножницы,
- белая офисная бумага,
- цветная бумага,
- стразы,
- линейка,
- простой карандаш,
- нитки.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ «ЛЕБЕДЯ»

Для того чтобы собрать лебедя мне понадобилось 382 белых модуля и 1 красный модуль.
Лист формата А4 разрезать на 16 прямоугольников.
Как сложить треугольный модуль оригами
1. Согни прямоугольник пополам
2. Согни и разогни, чтобы наметить линию середины. Поверни горой к себе
3. Согни края к середине 4. Переворачиваем и складываем внешние уголки.
5. Складываем верхний край с двумя сложенными уголками так, чтобы получился треугольник.
6. Теперь осталось только сложить полученный треугольник пополам слева на право. Модуль готов.

- Собираю три ряда каждый ряд состоит из 30 модулей, и замыкаю их в круг.
- Дальше, аналогично третьему ряду надеваю модули четвертого и пятого рядов.
- Беру двумя руками слева и справа полученную юбочку, большими пальцами аккуратно вдавливаю середину, выворачивая изделие
- Дальше надеваю шестой ряд модулей таким же образом, как и предыдущий
- С седьмого ряда начинаю делать крылья. С помощью нитки делю модули по середине.
С каждой стороны, получается, по 15 модулей. Уменьшая каждое крыло на один модуль.
- Поворачиваю лебедя и делаю хвостик. Для хвостика мне понадобилось три модуля.
-Начинаем складывать шею, модули нужно соединять другим способом. Возьмем красный модуль и вставим в два его кармашка два уголка белого модуля. На шею нам понадобится 30 белых модулей. Укрепить шею на двух уголках между крыльями.
- Приклеиваю стразы – будут глаза.
- Мой лебедь готов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Достоинств оригами очень много. Это искусство позволило мне успокоиться, сосредоточиться. Так что если вы устали, попробуйте остановиться и смастерить из любого листочка понравившуюся вам фигурку. За это время вы отвлечетесь, успокоитесь, сосредоточитесь на новом деле и получите удовольствие от практически произведения искусства. Оригами используют различные группы людей. Художники используют оригами, как способ выразиться творчески. Ученые, архитекторы и математики исследуют геометрию оригами для красоты или для практических применений. Врачи и преподаватели используют оригами, чтобы помочь их пациентам поправится от болезни или в целях обучения. И огромное число людей складывают бумагу просто потому, что это весело.

Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки. Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом), вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность.
Японская мудрость издревле гласит:
"Великий квадрат не имеет пределов".
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечёт интересное дело.
А мир оригамский подобен горам,
Оригамист - альпинисту подобен.
Осилив вершину, задашься не раз
Вопросом: "На что я способен?"
И на нелёгком пути к совершенству,
Истратив немало бумаги и сил,
Ты вдруг осознаешь, что лучшей фигуркой
Становится та, что ещё не сложил…
И в сказочном царстве фигурок бумажных
Научишься добрым, уверенным быть,
И множество разных подарков приятных
Ты сможешь родным и друзьям подарить.

ВВЕДЕНИЕ

В школе всем интересно,

Учиться нравится нам,

Но об одном занятии чудесном

Мы сейчас расскажем вам.

Оригами, оригами,

Мастерить умеем сами:

И фонарик, и хлопушку,

И загадочный цветок.

Оригами, оригами,

Мастерить умеем сами:

И дракона, и лягушку,

И загадочный цветок

Что такое это оригами?

Рассказать давно уже пора.

Это мир фантазии бумажной,

Это сказка, фокус, и игра.

Мы привыкли, что любой конструктор состоит из определенного набора деталей, которые можно соединять, создавая разнообразные конструкции. Теория изобретательства (ТРИЗ) утверждает, что идеальный конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это - оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок!

Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал эту увлекательную японскую игру, называемую во всем мире «ОРИГАМИ». Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку. С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в синтоистских храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали дам на средневековых балах, складывая нехитрые фигурки, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки .

Актуальность. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир. Мир особый, радостный, веселый, добрый и ни на что иное не похожий. Искусство оригами открыто всему миру. Его подхватывают и парижские модельеры, и американские дизайнеры, и шестилетние дети. Каждый находит в оригами что-то свое.

Без лишних затрат, к любому празднику из бумаги в наше время можно сделать множество оригинальных сувениров, открыток, заколок и др. Красиво можно свернуть полотенце, салфетку и даже рулон туалетной бумаги.

В интернете появилось множество групп оригамистов - это и на сайте одноклассники (участники делятся своими работами или мастер-классами) и просто сайты по оригами. Прекрасный сайт «Страна мастеров», на котором представлено более 10000 работ по техникам оригами: модульное оригами, квиллинг, кирик и др.

Каждый год мы изготавливаем в школе новогодние игрушки – это и шары, и снежинки, и цепочки, и др. Дома, сервируя стол, стараемся красиво складывать салфетки. И в голове возник вопрос, а где ещё можно применить способ оригами? И развивается ли этот способ складывания бумаги дальше, или же это искусство передаётся из поколения в поколение.

Данные вопросы и натолкнули провести исследовательскую работу по данной теме.

Цель: выявление сфер жизни,где встречается оригами.

Гипотеза исследования построена на предположении о том, что оригами достаточно распространённый вид творчества и имеет дальнейшее развитие.

Задачи исследования , вытекающие из цели и проблема, звучат следующим образом:

    проанализировать теоретический материала и литературу по данной теме;

    попробовать выявить сферы, где используется оригами;

    узнать есть ли новые техники оригами;

    самостоятельно изготовить изделия с помощью различных техник оригами.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы:

1. Анализ литературы по проблеме исследования.

2. Изготовление изделий способом оригами.

Этапы исследования:

Первый этап (октябрь 2013г.) анализ научных публикаций по проблеме. Определение гипотезы и методов исследования. Освоение базовых форм модульного оригами.

Второй этап (ноябрь - 2013г.) – изготовление простых изделий модульного оригами.

Третий этап (декабрь - январь 2014г.) – изготовление сложных изделий модульного оригами

Четвертый этап (февраль - март 2014г.) – Освоение модульной мозаики и изготовление работы. Оформление работы (черновой вариант) и составление библиографического писка.

Пятый этап (октябрь - апрель 2013 - 2014г.) - работа с литературой по данной теме (интернет – ресурсы), изготовление изделий техникой модульного оригами с уменьшением модуля «Змей - Горыныч» и «Змея»

Шестой этап (декабрь – январь 2013-2014г.) освоение техники квиллинг, изготовление базовых форм. И изготовление поделки в техники квиллинг.

Седьмой этап (март - апрель 2014г.) – Оформление работы.

Глава I . ТЕХНИКА ОРИГАМИ

1.1. ИСТОРИЯ ОРИГАМИ

Оригами ( 折り紙 , букв.: «сложенная бумага») - древнее искусство складывания фигурок из . Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага.

Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы и попало в и , где сразу обрело своих поклонников.

Вообще-то истоки оригами стоит искать в Индии и Южном Китае, но раскрылся этот прекрасный и удивительный цветок именно в Японии. И надо быть японцем, чтобы понять пластику восточного мышления и сознания, превратившего элемент храмового обряда в светское развлечение. Первые схемы оригами вполне можно отнести к тому самому храмовому периоду существования оригами. Но классические схемы оригами родились в конце 16 века, уже в светский период. Даже в наше время схемы оригами можно поделить на классические и авторские (авторские - это, так скажем, более сложные формы.). А ведь классические схемы оригами дошли до нас, пережив несколько столетий, и это несмотря на то, что до поры до времени этапы складывания никуда и никак не записывались, все навыки передавались из поколения в поколение. И только из-за этого до нашего времени дошли только самые простые схемы оригами. Чуть позже появилась азбука оригами, систематизированы базовые формы. И только в начале 20 го века первые схемы оригами сумели перелететь, переплыть и перепрыгнуть океаны и …завоевать Европу.

Первооткрывателем оригами считается скромный рабочий одного из японских оборонных заводов который изобрел универсальный способ записи складывания. Звали японца Акира Ёсидзава. И способ, им придуманный, стал таким же универсальным языком, как и нотная грамота. А чем оригами не музыка, исполняемая пальцами посредством листа бумаги?

Есидзава ездил по всему миру, преподавая основы оригами, выступая послом японской культуры. На основе традиционных схем и приемов складывания появлялись сотни и тысячи новых изображений.

Оригами стало значительной частью японских церемоний уже к началу . Самураи обменивались подарками, украшенными , своего рода символами удачи, сложенными из бумажных лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования и представляли жениха и невесту.

Каждый японец и каждый, кто брался за оригами, знает историю Садако, девочки из Хиросимы, которая делала бумажных журавликов, веря, что это спасет ее от лучевой болезни. Кто-то сказал ей, что если она сделает тысячу журавликов, она поправится. Садако скоро поняла, что ей уже не станет лучше, она умрет. И тогда она стала дарить своих журавликов другим больным - каждый журавлик, которого сворачивала маленькая Садако, был молитвой: молитвой о спасении человека и молитвой о мире. На Востоке журавль издавна символизирует жизнь и надежду - история двенадцатилетней Садако превратила фигурку журавля в символ .

На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX в. одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. А история этого знакомства была такова. В 1908 году молодой филолог, выпускник Кембриджа Чарльз Сидней Гиббс был приглашён ко двору в Петербург для преподавания английского языка юным принцессам. В 1914 году к урокам присоединился совсем молодой царевич. Для того чтобы завоевать доверие ребёнка, Гиббс прибегнул к хорошо испытанному приёму: начал складывать из бумаги на глазах мальчика разные фигурки. Через совсем короткое время, несмотря на разницу в возрасте, ученик и учитель стали настоящими друзьями, и уроки английского из нудных занятий превратились в веселое времяпрепровождение!

Примерно в это же время оригами пришло и во Францию. Сюда его завезли странствующие фокусники. Они развлекали жителей страны тем, что прямо на глазах у них выполняли замысловатые фигурки животных, птиц или человека из бумаги. Причем эти фигурки оживали во время представления. А по окончании номера циркачи разбирали фигурку, снова превращая ее в ровный лист бумаги.

Историки утверждают, что многие известные миру люди занимались оригами всерьез. К их числу относят и русского писателя Льва Толстого.

А вот европеец Роберт Харбин был фокусником и накопил в области оригами большой опыт. Этим он и решил воспользоваться, чтобы заработать себе на жизнь. Однажды он осознал, что оригами может быть весьма прибыльным делом, ничуть не хуже кино или цирка. Он совместил эти виды искусства и организовал собственный театр оригами. В середине XX в. он предложил телевидению собственную передачу, которую назвал «Мистер Левая и Правая Рука». Накопив богатый опыт по оригами, уже через десяток лет он выпустил и первую книгу.

В старину оригами было не только искусством, но и наукой, обучающей точности и терпению.

1.2. ТИПЫ ОРИГАМИ

Древние японцы, создавая первые изделия из бумажного листа, придумали и технику исполнения оригами. Эти традиционные знания передавались из поколения в поколение, из страны в страну, от одного города к другому. За многие столетия существования этого древнего вида искусства многое было утрачено, что-то претерпело изменения, появилось новое. Но древние традиции в целом сохранены. Оригами было и остается техникой работы с целым листом бумаги.

Традиционным, классическим способом оригамного дела по праву считается работа с квадратом, взятым за основу. Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания, исключая какие-либо надрезы и склеивания. Определенная цепочка взаимопревращений исходного листа-квадрата от начала работы и до полного ее завершения - это и есть техника выполнения оригами.

Обучение искусству оригами необходимо начинать не только с отдельных элементов изделий, но и со “школы оригами” – с базовых форм . Следует хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий – подобрать наиболее подходящий вариант базы. [Приложение 1].

Один важный классический подход к разработке оригами заключается в понятии базы. База – простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок .

Отрабатывая технику складывания различных элементов изделий оригами, следует обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически “острыми” и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. В противном случае при наложении сгибов друг на друга в последующих операциях происходит смещение элементов и невозможно создать красивое, аккуратное изделие. Поэтому после выполнения каждого отдельного этапа работы нужно проверять “остроту” всех сгибов.

При отработке сгибов для получения головы, клюва, лапы, хвоста следует обратить внимание, на часть какого животного или птицы похоже то, что получилось во время складывания. Важно знать особенности их строения в жизни, понять возможности стилизации. Это поможет выполнять изделия по схемам, а также совершенствовать их и разрабатывать собственные модели.

При отработке техники складывания симметричных сгибов (выполнение ног, клюва, элементов цветов) не следует сгибаемые стороны плотно состыковывать друг с другом, так как при последующих операциях они могут накладываться друг на друга и портить внешний вид изделия. При грубых ошибках такого рода изделие сложить иногда просто невозможно.

В Японии известно несколько типов оригами. Возникли они в разные времена, что обусловливалось не только разными технологиями изготовления похожих изделий, но и появлением цветной бумаги, а также целями выполнения того или иного предмета.

Со временем стали появляться мастера, которых не устраивали рамки традиционной формы оригами. Они искали новые базовые формы для выполнения своих изделий. Использовали не только лист квадратной формы, но и прямоугольник, ромб, пятиугольники и шестиугольники, круг, треугольник. Это расширило возможности оригами и позволило создавать изделия, которые из квадратного листа сделать не возможно. Кошо Ушияво говорил: “Оригами – это мир, в котором каждый, кто может изобразить вещи из единственного листа бумаги, испытывает радость создателя “. Изделия стали более личностными, более творческими и разнообразными.

Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила не даёт конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является , объёмное тело шарообразной формы . [Приложение 2].

Кусудама ( 薬玉 , букв. «лекарственный шар») - модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные , сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе. Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка. В древней Японии кусудамы использовались для целебных сборов и благовоний. И в наше время не утратили своего традиционного назначения - нести здоровье людям. Считается, что такой шар, если его подвесить над кроватью больного, будет способствовать выздоровлению [Приложение 3].

Кстати, складывают не только из квадратных листочков, как принято считать. Есть фигурки и на основе прямоугольных и даже треугольных листов бумаги. И использование ножниц в процессе создания фигуры совершенно не является преступлением. Это тоже оригами, а техника называется " кирикоми" . .

Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона.

Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling - от слова quill (птичье перо)) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. Искусство пришло в Россию из Кореи. Как хобби также популярно в Германии, Англии и Америке. Это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. Изделия из бумажных лент можно использовать также как настенные украшения или даже бижутерию .

Глава 2. ОРИГАМИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Практически во всем мире это искусство развивается в соответствии с традициями народа.

Недолгий путь создания оригамной фигуры особо важен для тех, кому не терпится получить быстрый результат. Ведь уже через несколько минут после начала работы вы держите в руках готовую фигурку. При этом процесс творчества не ограничивается только складыванием. Ведь с готовой фигуркой можно поиграть, преподнести ее в подарок другу и даже устроить спектакль для детей с бумажными куклами - героями сказок. Создание оригамной фигуры похоже на чудо. Только что у него в руках был лист бумаги. Несколько поворотов... И птица начинает махать крыльями! Или лошадка скачет по столу!

2.1. ОРИГАМИ В ПЕДАГОГИКЕ

Мы связаны с бумагой от наших самых первых дней и до конца жизни. Сегодня малыши сталкиваются с листами этого материала гораздо раньше, чем начинают учиться писать или читать. Ребенок рвет, мнет ее, пытаясь придать листу определенную желаемую форму. Этот материал доступен и дешев, поэтому его можно без страха доверять детям. Другое удобство таких занятий для ребенка это то, что бумага легко поддается любым деформациям. А после занятий еще долго и хорошо держит заданную форму. Это используется сегодня во многих воспитательно-развивающих методиках.

Оригами развивает способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как чтобы сделать поделку, нужно запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и тт. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, можно включиться в игру-драматизацию по знакомой сказке, они становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

Сейчас во многих школах ведется преподавание оригами в начальных классах. По мнению известного российского популяризатора оригами С.А. Афонькина, занятия можно проводить в 1-4 классах на уроках труда или уроки оригами могут быть введены отдельным предметом в сетку часов расписания учебного заведения как постоянный предмет. Оригами проводится факультативными предметами, а также в виде занятия в группах продленного дня или кружках.

Оригами можно очень продуктивно использовать в процессе обучения. С его помощью ученики быстрее освоят математику (особенно ее раздел - геометрию, т.к. понятие о геометрических фигурах лежит в основе всех методик). Бумажные техники помогут понять и другие точные науки, основы архитектуры и других искусств.

Обращаясь к оригами, все педагоги могут найти в нем необходимые психологические и развивающие аспекты, которые не всегда легко найти в обычном классическом образовании. Занятия по этому виду искусства значительно улучшает координацию движений, логику, конструктивное и художественное мышление детей.

2.2. ОРИГАМИ В ПСИХОЛОГИИ

В наше время оригами с успехом используют в лечебной и реабилитационной практике врачи самых разных специализаций. В материалах «Первой международной конференции «Оригами в педагогике и психологии» отмечается позитивное влияние занятий оригами в работе с инвалидами слуха, зрения, опорно-двигательной системы, пациентами психиатрических больниц, глухонемыми, онкологическими больными, а также социальной реабилитации наркоманов, алкоголиков и заключенных. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами улучшают качество жизни больных, уменьшают уровень тревожности, помогают забыть боль и горе, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают установить контакт между врачом и пациентом.

В чем же секрет применения оригами в реабилитационной работе взрослых и детских отделений больниц, санаториев и т.п.? Занимаясь оригами, пациент становится участником захватывающего действия - превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – цветок, коробочку, бабочку, динозавра и т.д. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Путем последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние больного. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то еще. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение, в том числе и врача с пациентом, что является особенно важным, если пациент – ребенок. Бывают случаи, когда дети, в состоянии страха, тревоги отказываются принимать еду или лекарства. Тогда на помощь приходит кукла в руках психолога и не возможное становится возможным. Такой же «волшебной палочкой» служит оригами. Но далеко не в каждой больнице найдется специалист по куклотерапии, в то время как складывание в технике оригами доступно практически всем, да и бумага есть всегда под рукой. Известны примеры успешного применения оригами даже в случаях аутизма. Известно, что сын Николая II, Алексей был болезненным и замкнутым ребенком с симптомами аутизма. Преподаватель из Англии, при помощи занятий оригами, не только сумел разговорить мальчика, но и повысил его интерес к английскому языку. Вот еще один пример со взрослым человеком: терапевт пытается привлечь внимание больного, листая перед ним красочный иллюстрированный журнал. Пациент безучастен. Тогда врач вырывает страницу из журнала, складывает из нее фигурку оригами, и пациент начинает проявлять к увиденному интерес, - контакт установлен. Эффект усиливается, если применить подвижные фигуры оригами, такие как прыгающая лягушка, каркающая ворона, журавлик, машущий крыльями и др. Такие бумажные игрушки интересны и взрослым и детям, особенно, если они сложены собственными руками. С ними, в условиях стационара, можно устраивать игры-соревнования для детей. А тем, кто ограничен в передвижении, будут доступны и поднимут настроение пальчиковый кукольный театр и сказки оригами, разнообразные головоломки из бумаги - все это внесет новые яркие цвета в серую действительность больничной жизни пациента. Врачи из разных стран мира, где уже более 20 лет используется оригами утверждают, что эти занятия значительно улучшают эмоциональное состояние больных, снимают депрессию, повышают уверенность в собственных силах, способствуют установлению дружеских контактов, что в целом улучшает психологическое состояние пациентов и делает лечение более эффективным. Уникальность влияния оригами заключается также в том, что человек, даже в условиях полной изоляции, имеет возможность вести диалог с собой, со своим интеллектом. Это приносит огромное удовольствие.

Вот любопытный случай психологической реабилитации ребенка, одного из их учеников, воспитанника детского дома, который находился в санатории. Им мало кто интересовался, до тех пор, пока он не сложил кусудаму, из обычных тетрадных листов. Сначала ею заинтересовались дети из палаты, где находился мальчик, потом обслуживающий персонал санатория, и, наконец, слух дошел до самого директора. Он пригласил парня к себе и спросил, верно ли, что тот сам сложил такую удивительную вещь. Парень ответил, что это так, и по просьбе директора сложил еще одну кусудаму. Никому не известный до этого мальчик из детского дома стал героем, центром внимания всех, кто был в санатории. Этот случай запомнится на всю жизнь, даст ребенку уверенность в своих силах, повысит самооценку и улучшит эмоциональное состояние маленького пациента. Есть и другие примеры социальной реабилитации детей, занимающихся оригами. Ученик 4 класса одной из киевских школ, благодаря увлечению оригами, не только преодолел обусловленную болезнью (нарушение речи) застенчивость, но и стал лидером группы детей, которых он обучал этому искусству.

Причин успеха занятий оригами в психологии и организации досуга больных в больницах и реабилитационных центрах много:

    во-первых – это сама бумага с ее привычным, неагрессивным статусом. С бумагой можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли - из нее можно сложить множество интересных моделей. Появляется мотивация, желание научиться этому;

    освоить технику оригами очень легко, в любом возрасте, как детям, так и взрослым, (в условиях больницы учителями могут быть и специалисты-психологи, и родители, и медицинский персонал);

    результат достигается быстро;

    имеет место прогнозируемый позитивный результат – если складывать фигурку аккуратно и точно, она обязательно получится красивой, и залог этому – сама природа этой техники конструирования, где царят точность, симметрия и гармония геометрических линий;

    устраняется барьер между врачом и пациентом, возникает атмосфера доверия;

    на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении, что в отдельных случаях бывает единственно возможным;

    оригами объединяет в себе приемы и формы работы некоторых других психологических направлений: сказкотерапию (сказки оригами), игротерапию (игры с подвижными фигурками), терапию средствами драмы и куклотерапии (разыгрывание сцен с куклами оригами, маскам, и тому подобное), терапию средствами музыки, хорового пения с присущими им гармонией и ритмичностью движений (что также имеет место при складывании в технике оригами и дает терапевтический эффект), терапию цветом (используется разноцветная бумага);

    метод повтора и ритмичность в складывании модульного оригами (звезды, орнаменты, «3-D»-модели) уравновешивают психическое состояние человека.

2.3. ОРИГАМИ И ПРАЗДНИКИ

Оригами активно используется в индустрии развлечений и праздников. Стоит вспомнить лишь традиции празднования Нового года во многих странах. Именно в этот период года оригами оживает каждый раз с новыми силами. Фигурки из бумаги вдруг заполоняют все вокруг и приносят ощущения праздника в дома и на улицы городов. [Приложение 2].

Оригами часто используется в украшении рождественской елки, что позволяет не только значительно сократить расходы на праздновании, но и занять беспокойных детей интересным и увлекательным занятием.

Во многих городах традицией стало в огромном павильоне размещать новогоднюю елку, которая украшается исключительно оригамными фигуркам, которые привозятся для нее со всех концов света. Эта елка становится «деревом мира» в период новогодних каникул. Это дерево становится символом объединения народов, мира и того, что все население Земного шара, объединившись, свободно совершить чудо.

Не только игрушки, но и сами елки теперь делают из бумаги. Не так давно в США при поддержке обществ защиты природы были созданы необычные - целиком бумажные - елки. Начинание американских «зеленых» подхватили европейские коллеги. А теперь оригамные елочки можно встретить по всему миру. Самая большая их них была создана в 1993 году в Нидерландах. В городе Ейндовене в центральном павильоне была установлена 15-метровая бумажная новогодняя елка. Дерево было украшено неисчислимым множеством разнообразных разноцветных бумажных игрушек.

И все же Новый год не остался единственным праздником оригами. В США в штате Северная Каролина проходит ежегодный недельный фестиваль оригами. Впервые инициатором этого действия стал американский очень известный шоу-мен и продюсер Джонатан Бакстер. Он в своем родном городе Шарлотте ежегодно устраивает спектакль, в котором все роли отданы бумаге.

В праздновании всегда задействовано и местное население. Дети и взрослые складывают множество бумажных фигурок и украшают ими здания, холлы, улицы, собственные дома. Каждый год Бакстер преподносит своему городу удивительный сюрприз из бумаги. Когда-то это был аэропорт полностью украшенный техниками оригами. А в какой-то год в главном холле города был выставлен скелет тиранозавра в полную величину, целиком сделанный из бумаги.

Фигурки оригами могут стать прекрасным украшением праздничного стола (можно делать модели из накрахмаленных салфеток). А можно из простых бумажных.

2.4. ОРИГАМИ И МОДА

Каждый день сталкиваемся с новостями и новинками в мире моды. Мы все же не перестаем удивляться фантазии, креативности и нестандартному подходу дизайнеров в разработке и создании порой иногда немыслимых силуэтов, форм с помощью обычных или новаторских материалов. Вот уже в который раз интересные украшения из работы Синди Ног, рожденной в Гон-Конге, выросшей в Сан-Франциско и ныне работающей в Нью-Йорке. Эта девушка является очередным наглядным примером того, как любимое занятие может приносить не только удовольствие, но и прибыль.
Для создания своих украшений Синди вдохновилась оригами. Подвески и элементы сережек сделаны с одного листика чистого серебра, иногда с добавлением золота, таким же образом, как и скручивают оригами с листа бумаги. И понятно, что это ручная работа автора.

А ещё в технике квиллинг, можно изготовить оригинальные украшения в виде заколок для волос.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.

Освоив основы оригами, можно применить его отражения в таких сферах жизни, как сервировка стола, упаковка подарка, изготовление сувениров, новогодних игрушек, открыток к праздникам, бижутерии и др.

С помощью оригами можно развить свои психологические способности – это память, внимание, воображение и даже речь. Ведь мелкая моторика (работа пальцами рук) активизирует работу левого полушария, которое отвечает за функцию речи. Ведь не зря оригами используют в работе с детьми, больными людьми, чтоб войти в контакт и получить доверие.

Сейчас методику оригами используют в развивающих центрах (детские центры развития), в школах как факультативы или даже как отдельный предмет. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов, в интернете можно найти множество сайтов посвящённых техникам оригами. Люди, в жизни которых оригами играет не последнюю роль; каждый год проводятся выставки, конференции, и все больше людей узнают об этом замечательном занятии.

Подводя итоги своей работы, мы убедились в том, что оригами действительно находится вокруг нас. Данный вид творчества можно увидеть во многих отраслях нашей жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Справочник. С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005.

    Рис. 5. «Снежинка». Модульное оригами.

    Рис. 6. «Самолетик». Модульное оригами.


    Рис. 7 «Ананас». Кусудами.

    Рис. 8. «Лошадка». Кусудами.


    Рис. 9. «Зайчонок». Кусудами.

    Рис. 10. «Лебедушка». Кусудами.

    Рис. 11. «Хрюшка». Кусудами.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Искусство оригами увлекло меня два года назад. Первоначально мы вместе с мамой складывали несложные фигуры из бумаги, затем фигуры становились сложнее. Конечно, это было не обучение, а игра - волшебное превращение простого листочка в игрушку. Оригами - это идеальный конструктор, который состоит из одной детали (листа), с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм, складываются тысячи и тысячи разных фигурок.

Актуальность.

Оригами - удивительное искусство бумажной пластики. Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Бумажные фигурки делают и взрослые и дети, художники и конструкторы. Я заметил, что, складывая фигурки оригами, сталкиваюсь с математическими понятиями. Мне стало интересно, как связаны таинственное искусство складывания фигурок из бумаги оригами и давно интересующая меня математика.

Цель работы. Расширение знаний об истории развития оригами, выяснение, каким образом математика проявляется в оригами.

Задачи.

    Изучить понятие, историю происхождения, виды оригами;

    Исследовать связь математики и оригами на примере модульного оригами;

    Научить одноклассников создавать различные фигуры в технике модульного оригами и заинтересовать их данной работой;

    Разработать буклет для одноклассников с описанием последовательности выполнения фигуры павлина в технике «Модульное оригами».

Объект.

Оригами в математике.

Предмет исследования.

Модульное оригами.

В процессе изготовления фигур оригами я открыл для себя удивительное явление: из плоского листа бумаги появляется объемная фигура. Если развернуть фигурку оригами, и посмотреть на складки, то можно видеть множество многоугольников. И здесь я столкнулся с математическими понятиями и подумал, что с помощью оригами, можно показать, что математика не скучная наука, а красота и гармония.

Так появилась гипотеза: искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения.

Методы исследования.

Поиск и анализ информации в Интернете, библиотеке, практическая работа, описание, обобщение, фотосъемка.

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1. История оригами

Знакомство с оригами следует начинать с древней истории. Именно там, в Древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея.

Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки, появляются сначала в монастырях. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Они становились участниками религиозных церемоний. Украшали стены храмов.

Со временем оригами стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Японцы использовали бумажные фигурки для того, чтобы передать то или иное послание другому человеку. Например, записки, сложенные в форме бабочки, журавля или цветка, были символом дружбы и доброго пожелания. Только человек, владеющий искусством оригами, может аккуратно развернуть и прочитать послание, не предназначенное для посторонних глаз. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. Далее бумага перестает быть предметом роскоши, и оригами начинает распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста - четыреста лет назад, изобретается ряд фигур, которым суждено было стать классическими. Среди них и японский журавлик «цуру» - традиционный японский символ счастья и долголетия, а теперь и международный символ свободы и мира.

Однако настоящее революционное развитие оригами началось только после Второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно признанного теперь мастера Акиры Йошизавы. Акиро Йошизава работал на машиностроительной фабрике, где помимо основной работы ему поручили учить новичков читать чертежи. При этом он начал активно использовать оригами, объясняя с помощью складывания азы геометрических понятий. Эти занятия имели успех и вызывали неподдельный интерес. Он изобрел сотни новых, ранее неизвестных фигур. Он не только доказал, что искусство складывания может быть широко применимо на практике, но и способствовал его распространению. С помощью изобретенных им несложных условных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков - чертежей.

Новый поворот в истории оригами тесно связан со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда была сброшена атомная бомба на Хиросиму. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны. Каждый, кто брался за оригами, знает историю Садако, девочки из Хиросимы, которая делала журавликов, веря, что это спасёт её от лучевой болезни. Кто-то сказал ей, что, если она сделает 1000 журавликов, она поправится. Садако скоро поняла, что ей уже не станет лучше, она умрёт. И тогда она стала дарить журавликов другим больным. Каждый журавлик, которого делала Садако, был молитвой, молитвой о спасении человека. Девочка успела сложить 644 фигурки и умерла. Её подруги закончили остальных журавликов. Печальная история японской девочки подняла волну детской солидарности во всём мире. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом - бумажными журавликами. Так возникло движение «1000 журавликов». Это движение вызвало интерес к японскому искусству оригами.

Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается из поколения в поколение. Историки утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.

В Европе же в начале XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором "фольклорных" фигурок из бумаги. В настоящий момент оригами превратилось по-настоящему в международное искусство. Сейчас центры оригами открыты в 26 государствах планеты. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов, каждый год проводятся выставки и конференции.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что оригами появилось очень давно и в разное время, в разных странах использовалось для различных целей: украшение стен храмов, передача посланий, обучение, игры. В настоящее время оригами завоевало весь мир. С каждым годом, все большее количество людей вовлекаются в это искусство.

1.2. Виды оригами

Существует пять основных видов оригами: простое оригами, складывание по развертке, мокрое складывание, модульное оригами и киригами. Простое оригами

Простое оригами — стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом. Этот стиль ограничен использованием только складок, как складки между горой и долиной. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. (Приложение 1, рис.1)

Складывание по развёртке

Развёртка (англ. creasepattern; паттерн складок) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, но по праву считается наиболее точной и практичной, ведь представляет собою диаграмму, которая нанесена на лист и которой пользуется мастер-оригамист перед складыванием. А линии, которые показаны на диаграмме, есть не что иное, как будущие складки, из которых впоследствии сформируется конечная фигура. (Приложение 2, Рис.2)

Мокрое складывание

Мокрое складывание— техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометрических объектов, как фигурки животных и цветов — в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу. (Приложение 2, Рис.3)

Модульное оригами

Эта увлекательная техника — создание объёмных фигур из модулей. (Приложение 3, Рис.4)

Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

В этой технике можно создавать целые бумажные скульптуры, а также различные полезные предметы, которые можно использовать в быту и преподнести в качестве подарка: коробочки, подставки для мелочей, шкатулки, вазы.

Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама , объёмное тело шарообразной формы. (Приложение 4, Рис.5)

Киригами

Киригами - вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: (киру) — резать, (ками) — бумага.

Большинство людей помнит, как в детстве делали бумажные снежинки. Да и взрослые с восхищением и удивлением разворачивают бумажные снежинки, к тому же почти невозможно сделать один и тоже образец дважды. В дополнение к снежинкам можно вырезать различные цветы, паутинки и другие элементы декоративного оформления. Так вот эти бумажные Снежинки и декорации и есть первые шаги в изучении техники Киригами. (Приложение 4, Рис.6)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует несколько видов оригами, каждый из которых интересен по-своему.

1.3. Оригами - это математика

Многие считают, что оригами, это забава, с помощью которой люди создают различные фигуры, но очень многое в оригами связано с математикой, геометрией.

В процессе складывания фигур оригами мы учимся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, диагональ, узнаем многое другое, что относиться к математике и геометрии.

Американский педагог Ф.Фребель предлагал основы геометрии изучать не с помощью линейки, циркуля и некоторых понятий, а на примере фигур складывающейся бумаги. Он активно внедрял оригами в педагогический процесс.

Оригами способствует активности как левого, так и правого полушария мозга, так как требует одновременного контроля за движениями обеих рук. На занятиях по математике при помощи оригами можно повторить следующие понятия:

Горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;

Сложи квадрат разными способами, покажи смежные стороны, диагональ;

Квадраты;

Все виды треугольников (Приложение 5, рис.7).

В ходе изучения геометрии с использованием оригами знакомимся с основными геометрическими фигурами (треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, четырехугольник), понятиями (сторона, угол, вершина угла, диагональ, центр фигуры), их свойствами и учимся основам техники оригами.

Работа по схемам, процесс складывания плоскостных фигур направлены на развитие восприятия, которое связано с различными операциями мышления.

По мнению дизайнера оригами Адзума Хидэаки, если развернуть фигуру оригами и посмотреть на складки - то можно увидеть лишь обилие многоугольников, соединенных друг с другом. В сложенном же виде оригами представляет собой многогранник, фигуру с множеством плоских поверхностей, а когда фигура разложена и показаны все складки, то мы можем увидеть множество геометрических фигур.

С точки зрения математики оригами, это точное определение местоположения одной или более точек листа, задающих складки, необходимые для формирования окончательного объекта. Я проанализировал базовые формы оригами (Приложение 6, рис.8) и заметил, что уже при первом знакомстве с этим искусством дети узнают о таких простых геометрических фигурах, как прямоугольник и треугольник. Сам же процесс складывания подразумевает выполнение последовательности точно определенных действий по следующим правилам, которые перекликаются с законами математики:

Точность выполнения инструкции;

Точки определяются пересечениями линий;

Линия определяется либо краем листа, либо линией сгиба бумаги;

Все линии прямые и делятся на два вида параллельные и перпендикулярные.

Таким образом, математика это одна из сторон оригами и наоборот оригами является одной из направляющих математики.

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Анкетирование

С целью выяснить, имеют ли представление об оригами и знают ли о том, что оригами связано с математикой, был проведен опрос учащихся 2 «Г» класса на тему: «Оригами» (Приложение 7). Количество опрошенных - 28 человек. В ходе опроса мы узнали, что 80% ребят знают, что такое оригами, 20% - не знают.

50 % опрошенных считают, что оригами способствует развитию интереса у человека, 18 % - мелкой моторики, 12 % - ума, 20% - затрудняются ответить. (Приложение 7).

100% ребят считают, что технику оригами можно использовать на уроках труда.

60% ребят не умеют создавать фигуры в технике оригами, 40% - умеет.

Ребята нашего класса выразили 100% желание научиться создавать фигуры оригами.

Таким образом, можно сделать вывод, что мои одноклассники имеют представление о том, что такое оригами, но считают, что оригами можно использовать только на уроках технологии.

2.2. Мастер-класс «Оригами - это увлекательно»

Исходя из результатов первого анкетирования, и для того чтобы познакомить одноклассников с разнообразием оригами, и убедиться вместе с ними в том, что оригами связано с математикой, в классе мы (с классным руководителем) провели мастер - класс под названием «Оригами - это увлекательно», на котором показали этапы технологии создания модульного оригами, а также рассмотрели развертку модуля с точки зрения математики. Сначала я показал свои работы, сделанные в технике оригами. Далее мы приступили к созданию сердечка в технике модульного оригами. Ребята научились правильно складывать бумагу, создавать модули, с помощью которых потом они собирали сердечко. После создания первого модуля, я попросил ребят развернуть лист, который они сложили, и задал им вопрос: «Что вы видите на листе бумаги?». Они ответили, что видят множество прямых линий (места сгиба), различные фигуры - треугольники, прямоугольники. Таким образом, мы вместе с ними, убедились в том, что с помощью оригами можно изучать различные геометрические фигуры, а значит, мы можем использовать оригами при изучении некоторых тем в школьном предмете «математика». Я рад, что смог научить одноклассников делать модульное оригами. Теперь и они смогут поздравить своих дорогих и любимых мам (близких людей) с праздником и подарить незабываемый подарок, сделанный своими руками. (Приложение 8,10).

После мастер-класса, я еще раз провел анкетирование. По его результатам, можно сказать о том, что мои одноклассники расширили свои знания об оригами и, создавая фигуры оригами, убедились в том, что оригами связано с математикой и может использоваться на уроках математики.

2.3. Беседа учителем математики МБОУ СОШ №8 г.Туймазы Пупышевой В.В.

Для того, чтобы удостовериться в своих предположениях о том, что оригами связано с математикой я также побеседовал с учителем математики высшей категории МБОУ СОШ №8 г.Туймазы Пупышевой Верой Владимировной. (Приложение 12).

На простейшем примере, складывание листа бумаги по вертикали и диагонали, она показала, что мы уже решаем задачи на построение: строим перпендикуляр к прямой, биссектрису угла, высоту треугольника. Учитель отметила, что при решении задач с помощью методов оригами роль прямых играют края листа и линии сгибов, образующиеся при его перегибании, а роль точек - вершины углов листа и точки пересечения линий сгибов друг с другом или с краями листов. Во время беседы мы вместе с учителем выполнили несколько несложных задач методом оригами: разделили один из углов квадрата на три равных угла, построили правильный треугольник. После выполнения задач, Вера Владимировна сказала о том, что точность полученных правильных многоугольников можно проверить с помощью чертежных инструментов либо применить математическое обоснование. Также учитель показала мне изображения готовых разверток различных многогранников, которые изучаются в старших классах.

Во время беседы, Вера Владимировна подтвердила мои предположения о том, что математика тесно связана с оригами. С помощью оригами можно успешно решать различные задачи на построение, также изучать различные геометрические, обьемные фигуры.

Заключение

В ходе исследования мною была проведена следующая работа:

    Изучил Интернет-ресурсы и литературу в Туймазинской центральной библиотеке

1 Научная работа "Сказочный мир Оригами"

Казахстан, город Талдыкорган

Средняя школа №9

Учитель начальных классов

Лаврентьева Татьяна Игорьевна

Тема исследования

"Сказочный мир оригами"

Отзывы

на работу учащегося 4 «В» класса Ли Артёма «Сказочный мир оригами».

Работа посвящена одной из интересных тем об оригами.

Оригами – это хобби, которое позволяет в свободные минуты заниматься изучением всемирного наследия через пальцы рук. Это дает непередаваемое ощущение приобщения к культуре и исскуству Японии, которым Артем увлекается второй год. Ему нравится сам медитативный процесс создания этих оригами, которыми можно заниматься как на переменах, так и в свободное Технология создания фигур погружает состояние творчества, потрясения и восхищения этой технологией. Это простая и в то же уникальная и трудная технология, помогает усовершенствоваться в своей профессиональной подготовке. Делая по образцу, потом хочется творить и придумывать самому. В процессе работы возникает множество вопросов, ответы на которые нужно находить, изучая это исскуство. Первые работы были простыми и незатейливыми - складывание из простых белых листов. Затем Артём приобрёл специальную цветную двустороннюю бумагу для оригами, креповую бумагу, салфетки. Оказывается можно воплотить свои идеи в быту: красивые белые лебеди украсят праздничный стол, цветы из салфеток, букеты цветов надолго порадуют глаз. Ну и это ещё не всё, есть модульное оригами. Для него нужна простая офисная бумага и терпение. Складывание маленьких деталей в большую фигуру вырабатывает терпение и усидчивость.

Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Оригами тоже своеобразный мостик. Это и увлекло Артёма.

Очень часто изобразительные свойства оригами остаются сказкой для детей. Артём видит в изготовляемых им поделках простор для творчества и фантазии. Как сделать игрушку более выразительной, отличающейся от других. Этого можно достичь, не только варьируя игрушки по величине и цвету, но и внося какие-либо новые детали в конструкцию самих поделок. Эта работа развивает воображение и обогащает духовную жизнь. Изготовление оригами для Артёма – является очень интересной, увлекательной и познавательной деятельностью, которая воспитывает у него аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности.

Тема исследования_________________________________________ 1

Рецензия________________________________________________­­­_ 2

Озывы___________________________________________________ 3

Цель и задачи исследования_________________________________ 6

Гипотеза_________________________________________________ 7

Актуальность, ожидаемый результат__________________________ 8

Заключение_______________________________________________ 15

Галерея работ______________________________________________ 16

Список используемой литературы_____________________________ 20

Тема исследования

Сказочный мир оригами

Исходя из темы «Сказочный мир оригами», мы поставили перед собой

Цель

- на основе собственных впечатлений и интереса к необычному занятию, заинтересовать одноклассников и родителей этим увлечением.

В ходе работы решались следующие задачи:

  1. 1. Познакомить учащихся и взрослых с всемирным наследием через пальцы рук.
  2. 2. Составить демонстрационное пособие для всех.
  3. 3. Разработать слайды с фотографиями.
  4. 4. Анализировать знания разных возрастов людей об оригами.

Гипотеза:

Мы часто встречаемся в жизни с разной бумагой, а знаем ли мы что из бумаги можно создать произведения искусства?

Предположим , что оригами развивает логику, мышление, память.

Допустим , что,выполняя мелкие детали мы развиваем мелкую моторику пальцев рук.

Возможно , делая оригами, мы станем архитекторами, конструкторами, математиками.

Что, если , взять не белую, а цветную бумагу, соединить много мелких деталей?

Практическая значимость работы заключается в том, что:

во-первых, данный материал может быть использован учебными заведениями, в качестве учебного пособия для уроков и классных часов;

во-вторых, для саморазвития детей;

в-третьих, это интересно и актуально.

Актуальность

это хобби, которое позволяет в свободные минуты заниматься изучением всемирного наследия через пальцы рук, погружает в состояние творчества, потрясения и восхищения этой технологией.

Методы и приемы: частично-поисковый, научный, практический

Ожидаемый результат:

  • Использование материала данной работы на внеклассных мероприятиях по изобразительному искусству, трудовому обучению и на классных часах в школе
  • Заинтересовать детей и взрослых искусством оригами
  • Научить делать простые и сложные фигурки животных и птиц
  • Занять свободное полезным делом

Теоретическая часть

Что такое оригами?

  • Оригами-это японское искусство складывать животных, игрушки или людей.
  • Своё название оно получило от японских слов <<ори>>-складывать и <<гами>>-бумага
  • Оригами складывают ТОЛЬКО из бумаги

Оригами. Кто-то уже не раз слышал это слово, кто-то сам занимается этим замечательным искусством, а для некоторых это слово звучит впервые. Но оригами стоит того, чтоб о нём говорили. Это уникальное занятие для всех и каждого, для пятилетнего малыша и математика на пенсии, для папы в выходной и учителя на уроке. Каждый найдёт в оригами то, что ему близко, интересно. И никого оригами не оставит равнодушным. А впрочем, вы и сами знаете об оригами много. Помните, тюльпаны из тетрадного листа или «водяные бомбочки»? Да и самолетики запускали прямо в классе и кораблики из бумаги пускали плавать по лужам. Помните? Так вот это и есть – оригами.

– Оригами похоже на фокус – из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка!

– Для занятий нужна только бумага и ваши знания!

– С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть

– Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей

– Оригами – коллективное творчество! Работая вместе, дети сделают множество интересных композиций!

– Оригами не требует больших материальных затрат

– Для занятий оригами нет возрастных пределов

– Не требуется особых способностей – получается у всех!

– Помогает быстро оформить класс, комнату, зал

– С помощью оригами дети научатся быстро делать удивительные и оригинальные подарки

Какая бумага нужна для оригами?

Например: уоши (бумага ручной работы), двусторонняя бумага, тисненая бумага (её поверхность не гладкая, а шершавая), метализированнная бумага (фольга, целлофан, слюда), бумага с узором, подручные материалы.

В Японии выпускается специальная бумага различного формата и оттенков для занятий оригами. Она заранее нарезана на аккуратные квадратики и продается небольшими наборами. Работать с ней – одно удовольствие. Нам потребуется позаботиться о квадратах самим. Вы можете работать с обычной офисной бумагой. Ее толщина и качество вполне подходят для складывания, но, к сожалению, она белая. Показывать складывание фигурок с ее помощью неудобно. Цветная сторона позволяет лучше демонстрировать процесс складывания. По этой же причине не совсем хороша для демонстраций красочная цветная импортная бумага для ксероксов и факсов, хотя некоторые сложенные из нее изделия смотрятся чрезвычайно эффектно. Можно использовать цветную бумагу. Главное, чтобы она была не слишком толстой и не ломалась на сгибах.

Японские традиции оригами

Самураи изготавливали амулеты-оригами, которые назывались <<ноши>>. Амулет должен принести победу в битве.

Так выглядит <<ноши>>

А в чём лучше всего приподнестидары богу?

Оригами в Японии ведет начало от периода Хэйан (794 – 1185 гг.). В эту эпоху бумага, сделанная ручным способом, была изысканным и ценным материалом, который использовался в особых главным образом в религиозных церемониях.

Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Быть может, в этом сыграло немаловажную роль сходство звучания японских слов «бумага» и «Бог» – «Ками». Тем самым у японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги («ори-ками»). Один из таких ритуалов, например, состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек Санбо, в которые клали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений в синтоиских храмах.

Модульное оригами

Сами занятия оригами, безусловно, очень полезны для любого возраста, поскольку прекрасно развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, внимание, точность и терпение. Отличие модульного оригами в том, что изделие собирается как конструктор из множества одинаковых деталей (модулей). Эта увлекательная техника была придумана в Китае. Работы, выполненные в этой технике очень эффектны, необычны. Они могут быть прекрасным эксклюзивным подарком ручной работы для друзей, замечательным украшением интерьера помещений, оформлением выставок, витрин и т. д. Сложность лишь в том, что для одного изделия может понадобиться от нескольких сотен до тысячи и более деталей. Поэтому эта техника очень хорошо подходит для коллективного выполнения и может использоваться на уроках и в семейном творчестве.

Кому обязан мир оригами?

Развитие оригами, как направления современного искусства, связано с именем Акиры Йошизава.

С оригами он впервые столкнулся в три года, когда соседка сложила ему бумажную лодочку. Старшие братья быстро привели её в негодное состояние и Акира попытался сложить точно такую же, и несмотря на малый возраст, ему это удалось! В шесть лет Акира пошёл в школу и продолжал самостоятельно заниматься оригами, осваивая традиционные для того времени фигурки. В тринадцать он перебирается в Токио, где работает и учится в вечерней школе. В двадцать два года Йошизава устраивается на машиностроительную фабрику, где помимо основной работы изучает начертательную геометрию. Вскоре ему поручают учить новичков читать чертежи. При этом Йошизава активно использует оригами, объясняя с его помощью азы геометрических понятий. Эти занятия имели успех и вызвали интерес не только у его учеников, но и у владельцев фабрики. Тогда Акира получает разрешение заниматься оригами в рабочие часы. В это самое время у него созревает представление о том, что отсутствующая и в душе человека, и в природе абстрактная геометрия проявляется в мире в виде оригами.
В 1978 году он посещает СССР, где демонстрирует своё искусство в Москве, Ленинграде и Находке. Только в 1989г. в Москве и в 1991г. в Санкт-Петербурге создаются общественные организации центров оригами.
Одно из первых упоминаний об оригами в российской отечественной литературе написано графом Львом Николаевичем Толстым. Он отметил самое важное, что с помощью оригами умение творить красоту своими руками люди могли передавать друг другу.
конструкции распасться.

Символ мира -журавлик

Весь мир облетела история маленькой девочки СадакоСасаки, лишившейся родителей во Второй мировой войны. Она жила в Хиросиме в доме своего дяди. Садако заболела раком крови (лейкемией), и с этим страшным диагнозом её положили в больницу.Врачи не могли помочь девочке. На протяжении всей болезни Садако складывала из любых, попадавшихся в руки бумажек фигурки классических японских журавликов. Она верила в старинную легенду, о том, что тысяча таких сложенных фигурок может помочь ей в исполнении заветных желаний. Сначала Садако молилась о своём выздоровлении, однако, когда поняла, что умирает, то стала просить у священного журавлика мира для всех детей планеты.Садако успела сложить 644 журавлика.

Оригами сегодня

На западе оригами долго не признавали искусством. В Америке и Европе мальчики и девочки складывали разные фигурки.

Но только недавно оригами признали искусством. Лишь совсем недавно мир наконец рассмотрел в оригами именно искусство, развивающее творческие и интеллектуальные возможности человека.

Сейчас уже доказана связь способности ребёнка совершать сложно координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное – оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению.

Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Оригами тоже своеобразный мостик.

Оригами оказалось, кроме всего прочего, и идеальным конструктором, состоящим из одной детали – листа бумаги, который позволяет складывать тысячи и тысячи разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия способны сотворить из кусочка бумаги целый мир!

Заключение

В ходе работы над темой «Сказочный мир оригами», мы поставили перед собой цель - на основе собственныхвпечатлений и интереса Артёма, заинтересовать детей и их родителей искусством оригами.

В ходе работы решили следующие задачи:

  1. Познакомили учащихся и взрослых с всемирным наследием через пальцы рук.
  2. Составили демонстрационное пособие для всех.
  3. Разработать слайды с фотографиями.
  4. Анализировали знания разных возрастов людей об оригами.

Об оригами написаны множество книг, снято множество фильмов взрослыми людьми для взрослых, поэтому наше предположение, что работа, составленная ребёнком, заинтересует вас, подтвердилось.

Практическая значимость работы заключается в том, что:

во-первых, данный материал может быть использован семьями и детьми;

во-вторых, может быть использован во и после учебных занятий;

в-третьих, на внеклассных мероприятиях по изобразительному искусству и трудовому обучению или на классных часах в школе.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что этопрежде всего развитие творчества, которое позволяет в свободные минуты заниматься изучением всемирного наследия через пальцы рук, погружает в состояние творчества, улучшает память, внимание, сосредоточенность и развитие мелкой моторики рук.Потому данная работа считается актуальной.

В ходе работы мы использовали методы и приемы: частично-поисковый, аналитический, научный, практический.

Ожидаемый результат: данную работу предлагаем в качестве материала для развития творческих способностей учащихся в школе и хобби для всех возрастов.

Список используемой литературы:

  1. Артистова У. Своими руками – оригами. // Народное творчество. – 1995. – №1. – С. 25–27.
  2. С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина // Оригами на праздничном столе. – М., 1996. – С. 2–3.
  3. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома: Экспериментальный учебник для начальной школы./С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. – 5-е изд. – М.: Аким, 1998. – 207 с. – Библиогр.: 206–207.: ил.
  4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь