Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Книга: ЛОГИКА ДЛЯ ЮРИСТОВ: ЛЕКЦИИ. / Правовой колледж ЛНУ им. Франко

6. Виды и типы мышления.

В философской и психологической литературе дается классификация мышления по типам, видам, средствами на определенных основаниях. Так, к типам мышления относят конкретное и абстрактное, интуитивное и дискурсивное, наглядно-образное и концептуальное (понятийное, системное).

Конкретное мышление - это мыслительный процесс отражения и оперирование простыми, конкретными понятиями, которые определяют предметы и явления объективного мира в их непосредственной данности человеку.

Абстрактное мышление - это мыслительный процесс восхождения от конкретного к абстрактному, то есть, познавая конкретный предмет или явление, субъект познания абстрагируется (лат. аЬзігакііо - мысленное отвлечение от несущественного в предмете и выделяет существенное, которое фиксируется средствами языка в форме понятий (абстракций). Главная особенность абстрактного мышление - это оперирование абстрактными понятиями и на их основании создание новых абстракций с помощью логических методов анализа, синтеза, обобщения и т.д.

Дискурсивное (лат. сіівсигзиз - рассуждение) - это рассудочное, обоснованное предварительным знанием мышления. Понятие "дискурсивное мышление" еще имеет значение как "логическое", "обоснованное", "доказательное", то есть мышления, которое доказывает определенные положения с точки зрения их истинности, убедительности.

Недискурсивне мышление - это интуиция и представление. Термин "интуиция" (лат. іпіиШо - пристально, внимательно смотреть) имеет очень много значений. В современной литературе его употребляют в таких значениях:

Мгновенное постижение сущности вещей, мгновенное понимание чего-то, мгновенный умозаключение;

Предсказания оптимального варианта в поиска, предчувствие проблемы;

Упоминание, внезапная догадка;

Способность быстро рассмотреть суть вопроса;

Способность к синтезу знания;

Общий взгляд или обобщенное восприятие;

Инсайт, или открытие;

Подсознательный разум, который дает истину, минуя логические рассуждения и доказательства.

Итак, интуиция - это такой мыслительный процесс, который мгновенно охватывает истину (суть проблемы, вопросы, задает направление поиска и др.) без строгого логического доказательства и приводит к новому знанию. В этом смысле интуиция (интуитивное мышление) противопоставляется дискурсивному (абстрактно-логическому) мышлению, которая "достигает" истины более длинным путем на основании доказательства и опровержения.

На уровне двух универсальных типов отражения действительности в мозгу человека - чувственного, наглядно-образного и абстрактно-логического мышления - выделяют чувственную и интеллектуальную интуицию.

Представление - это интеллектуальная способность воспроизводить образы прошлого, также создавать образы будущего в определенной понятийной форме. В зависимости от функциональной роли, представления делятся на творческие и нетворческие. Например, способность представить себе образы прошлого (вспоминать прошлое) является не созидательной, а репродуктивной воображением, однако создание образов будущего, безусловно, проявлением творческого воображения.

Виды мышления - практическое (эмпирическое) и теоретическое, профессиональное (как единство практического и теоретического мышления). их разновидностями являются обыденное и научное, философское и художественное, инженерное и технологическое, и т.д.

В истории философии разделение мышления человека на практическое и теоретическое впервые было осуществлено философами античности (Платон, Аристотель), в Новое время Кант, Гегель и другие философы определяли особенности практического и теоретического мышления, их функции.

Практическое мышление формируется и развивается в процессе непосредственной жизнедеятельности человека. Оно неразрывно связано с конкретными действиями, которые совершает человек в таких видах деятельности как игра, обучение, профессиональная работа, общественная работа и выполняет функцию обоснования деятельности. Психологи называют практическое мышление "мышление в действии".

Практическое мышление направлено на решение практических задач и проблем; на решение проблемных ситуаций, которые возникают перед человеком или социальной группой; интеллектуальную подготовку к физическому преобразованию действительности - постановка цели, составление плана действий, поиск средств, необходимых для достижения цели.

Термин "практическое мышление" также используют в значении как целесообразным, обусловлено лишь целью и действиями людей. Для характеристики практического мышления можно воспользоваться принципом средневекового философа В.Оккама - "Не умножать сущность без необходимости".

Киевский логик А.Т.Ішмуратов при анализе практических усмотрению, опредмечують практическую мнению, называет следующие особенности - рассудительность, рациональность, целесообразность, логичность.

Благоразумие означает, что человек обсуждает сама с собой или с кем-то другим способы выполнения деятельности, ее результаты и возможные последствия, то есть осмысливает по сути деятельность, которую она осуществляет.

Рациональность означает оценку деятельности человеком, который практически реализует определенный план, программу, схему, нормы поведения и т.д. Рационально мыслящий человек всегда соотносит свою практическую деятельность с идеальными планами, схемами, нормами и дает оценку в определенном контексте и ситуации.

Целесообразность означает действие, которое оценивается как средство для достижения цели. Синонимом термина "целесообразность" является термин "полезность" ("Полезно заниматься спортом", "Целесообразно чаще бывать на свежем воздухе").

Логичность означает, насколько логично обусловлена (обоснованная) та или иная деятельность, поведение, выводится она с необходимостью из предыдущей; импульсивная она, логически обоснованная предыдущим планом, программой. 1

В практических розсудах (высказываниях и умозаключениях) главным является осознание и доказательство о необходимости или желательности, или нужность осуществления определенных действий. Желательность, необходимость, необходимость, целесообразность являются исходными положениями (принципами, постулатами), на основании которых в сфере практического мышления логически обосновывается осуществления планов и программ (намерений).

Теоретическое мышление - это сфера "умозрения" (по Аристотелю), сфера "чистого" разума, который строит теоретические системы знания, не обращаясь непосредственно к чувственному опыту; это сфера всеобщих абстракций (понятий). Всеобщим Аристотель называл "то, что есть всегда и везде".

В процессе реального мышления современного человека практическое и теоретическое мышление взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Практическое мышление осуществляется в процессе непосредственного, чувственно-конкретного взаимодействия человека с окружающим его миром. Оно:

а) наполняет теоретическое мышление новым содержанием, дает исходный материал для теоретического анализа и синтеза, для формирования и развития нового знания в науке, философии;

б) конкретизирует теоретические знания путем разработки особых понятий и методов для его практического использования, то есть осуществляет процесс "восхождения" от абстрактного к конкретному, от всеобщего к единичному.

Теоретическое мышление формирует системы знания (теории), которые используются на практике и, таким образом, дают возможность более глубоко "овладеть" предметами и явлениями объективного мира, понять их сущность.

Исторически, в результате влияния теоретического мышления на практическое, путем использования теоретического знания на практике, практическая деятельность людей становится все более рациональной, системной, обусловленной теоретическим разумом.

Синтезом практической деятельности и мышления является опыт.

Термин "опыт" (етреігіа) в современном философском словаре определяется следующим образом: "Опыт - совокупность знаний и навыков, приобретенных на основе и в процессе непосредственного практического взаимодействия людей с внешним миром; форма усвоения человеком рациональных достижений прошлой деятельности". 1

Опыт может быть объективным (опыт или знания, накопленные людьми (человечеством) в процессе своего исторического развития, то есть исторический опыт народов, наций, других социальных общностей и субъективный (опыт или знания, которые приобрела отдельный человек в процессе своей личной жизнедеятельности). Субъективный опыт делится на внешний (опыт работы, общения, взаимоотношений между людьми) и внутренний (опыт сознания).

Системное мышление. Современный человек мыслит все более системно. Системное мышление - это процесс оперирования системными понятиями, которые отражают взаимосвязь объектов (предметов мысли между собой. Основные системные понятия: "система", "элемент", "структура", "организация", "целостность", "часть", "взаимосвязь". Объективной основой возникновения и развития системного мышления является факт существования материальных (физических) объектов, которые выступают перед пізнаючим субъектом как определенные целостности и, вместо этого, эти разнообразные объекты взаимосвязаны между собой и взаимовлияют на развитие этих объектов. Рассмотрим значение основных системных понятий.

"Система" - это любая совокупность элементов материальной и идеальной природы, которые взаимосвязаны между собой необходимым образом (Л.фон Берталанфи). Система - целостная совокупность взаимосвязанных объектов. 1

"Элемент" - это колотая отдельная часть (единица) определенной целостной совокупности.

Структура - это внутренняя взаимосвязь между элементами по типу координации и субординации, что создает систему как упорядоченную целостность.

Организация (лат. ог^апіго - упорядоченность, построение) - внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частиц целого, обусловленных их структурой; способ существования системы (целостности) с определенной структурой, которая дает возможность выполнять данной системе свои функции.

"Целостность" ("целое") - это синоним термина "система".

"Часть" - это синоним термина "элемент".

Особенности систем (целостных совокупностей):

а) устойчивые связи между элементами (частями целого;

б) наличие разнообразных связей и отношений между элементами внутри системы;

в) упорядоченность и иерархичность отношений между элементами;

г) способность системы к саморазвитию, в результате чего система тае все более сложной структурой и организацией и начинает выполнять новые функции.

В литературе по системным исследованиям подается классификация систем.

В логике все системы делятся на эмпирические (материальные) и абстрактные (теоретические), то есть выделяют систему эмпирических объектов и систему абстрактных объектов.

Рациональное мышление (лат. гаііо - разум) - это такое мышление, которое познает предметы и явления объективного мира в их взаимосвязи в логических формах понятий, высказываний, умозаключений. Его противоположностью является иррациональное мышление, т.е. мышление, которое не имеет адекватной логической формы изображения, или то, чего нельзя в данный исторический момент отразить в логических терминах. В более широком смысле термин "иррациональное" означает "бессознательное", "неосмысленное", "неразумное", "то, что не постигнуто разумом, логикой".

Рациональное и абстрактное мышление также рассматривают в значении "логическое мышление". Логическое мышление - это мышление, которое строго подчиняется определенным законам, их изучает наука логика. На основании законов логики формулируются правила логического мышления.

Противоположностью логического мышления будет алогичное мышление, то есть такое, которое противоречит законам логики, или мышление не по правилам.

Творческое мышление выражает такие разновидности умственной деятельности человека, как продуктивное, конструктивное, изобретательное, прогнозуюче мышления. Особенности творческого мышления изучает теория (наука), которая получила название "эвристика".

Термин "эвристика" (гр. Неигізко - открыл, нашел) в наше время используется в нескольких значениях.

1. "Эвристика как интеллектуальный процесс, направленный на решение определенных задач и проблем, постановки вопросов, выработки новой стратегии деятельности, выдвижения новых идей и гипотез. В этом смысле эвристика есть наука, которая изучает закономерности и методик процессов поиска и нахождения решения той или иной задачи" 1 .

2. В более узком смысле под термином "эвристика" понимают любой принцип или механизм, который способствует сокращению поиска решения задачи. В этом значении термин "эвристика" совпадает с интеллектуальным процессом анализа вариантов (отбрасывание тех вариантов, которые являются неперспективными и выделения перспективных). Приемы, которые лежат в основе неприятия неперспективных вариантов, называют эвристиками.

3. Эвристика как логика мыслительной деятельности, направленной на от
крытии нового, на изобретение. Например, "логика научного открытия",
"логика изобретательской деятельности". В этом смысле "эвристика
есть совокупность логических приемов не только по решению задач,
но и средств теоретического исследования и поиска истины" 2 .

Термины "творчество", "творческое мышление" используются в следующих значениях:

а) в широком смысле - как активность субъекта практики
и познания, направленная на внешний мир (объект) с целью
его присвоения или изменения;

б) в узком смысле - как способность человека (субъекта практики

и познания) создавать что-то новое в процессе своей деятельности.

Термин "новое" используется в значении "то, чего еще не было".

В современной литературе различают сущностно (качественно) новое и новое в

времени; объективно и субъективно новое 3 . Сущностно (качественно) новое означает,что создаются предметы (артефакты), которые возникают впервые и не имеют аналога в прошлом. В науке и философии существенная (качественная) новизна может быть тогда, когда новый результат исследования меняет понимание сущности вещи (системы) или дает возможность иначе объяснять предметы и явления. В этом смысле существенно новым в науке и философии могут быть программы исследований, экспериментов, определенные концептуальные системы знаний (системы понятий), или теории, открытие законов и др. Новое во времени означает, что предметы, которые создаются людьми, уже имеют или имели аналоги в прошлом. В таком значении обычно вспоминают пословицу: "Новое - это хорошо забытое старое".

Объективно новое - это что-то социальное, обще значимое, то есть то, что имеет общечеловеческую ценность; субъективно новое - это знание, открытое человеком для себя, но уже известно суспільтву.

В творческом мышлении диалектически взаимосвязаны логическое и интуитивное (логика и интуиция), дискурсивное и недискурсивне. Французский математик А.Пуанкаре писал: "Логика и интуиция играют каждая свою необходимую роль. Обе они неизбежны. Логика является орудием доказательства, интуиция является орудием изобретательности" 1 .

Каждый человек может быть носителем различных типов и видов мышления, характеристика которых была дана выше.

1. ЛОГИКА ДЛЯ ЮРИСТОВ: ЛЕКЦИИ. / Правовой колледж ЛНУ им. Франко
2.
3. 3. Исторические этапы развития логического знания: логика Древней Индии, логика Древней Греции
4. 4. Особенности общей или традиционной (арістотелівської) логики.
5. 5. Особенности символической или математической логики.
6. 6. Теоретическая и практическая логика.
7. Тема 2: МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ 1. Мышления (рассуждения): определение и особенности.
8. 2. Деятельность и мышление
9. 3. Структура мышления
10. 4. Правильные и неправильные рассуждения. Понятие о логической ошибке
11. 5. Логическая форма рассуждения
12. 6. Виды и типы мышления.
13. 7. Особенности мышления юриста
14. 8. Значение логики для юристов
15. Тема 3: Семиотика как наука о знаках. Язык как знаковая система. 1. Семиотика как наука о знаках
16. 2. Понятие о знаке. Виды позамовних знаков
17. 3. Язык как знаковая система. Языковые знаки.
18. 4. Структура знакового процесса. Структура значения знака. Типичные логические ошибки
19. 5. Измерения и уровни знакового процесса
20. 6. Язык права
21. Раздел III. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ 1. Метод и методология.
22. 2. Логические методы исследования (познания)
23. 3. Метод формализации
24.

Страница 13 из 42

Логические формы мышления.

В психологической науке различают такие конкретные формы мышления: понятия, суждения и умозаключения (см. рис. 3).

Рис. 3. Формы мышления

Человеческое мышление - эторечевое мышление. Мышле­ние неразрывно связано с речью. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование специ­фически человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка. Связь мышле­ния и речи наиболее выражена в значениях или понятиях.

Понятие представляет собой основное содержание мышле­ния, форму его существования и одновременно способ действия с определенной реальностью.Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии сущест­венных связей и отношений объективного мира, способа его воз­никновения и развития.

Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно осмыслить, оно раскрывается опосредованно и выходит за пределы образной наглядности. Можно говорить, что у поня­тия существует особого рода “наглядность” - опосредованная, модельная, схематичная, знаковая и т.п. Соотношение мысли и образа, мышления и восприятия - сложная и недостаточно еще исследованная в психологии проблема.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существен­ных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, ко­торая отображает единичное и осо­бенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.

Понятия могут быть общими и еди­ничными, конкретными и абстрак­тными, эмпирическими и теоретическими (см. рис. 4).



Рис. 4. Классификация понятий

Понятие в зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в основе его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое. Эмпирическое понятие фик­сирует одинаковые предметы в каж­дом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим со­держанием теоретического понятия выступает объектив­ная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общест­венно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, суще­ственные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие “человек” входят такие весьма существенные признаки, как трудовая дея­тельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все это отличает людей от животных. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утвер­ждаются или отражаются связи между предметами и явлениями дей­ствительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: “Металлы при нагревании рас­ширяются” - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Устанавливая, таким образом, различные связи и отношения между понятиями, суждения являются вы­сказываниями кого-то о чем-то. Они утверждают или отри­цают какие-либо отношения между предметами, событиями, явлениями действительности. Например, когда мы говорим: “Земля вращается вокруг Солнца”, мы тем самым утверждаем наличие определенной объективной связи в пространстве между двумя небесными телами.

Суждения образуются двумя основными способами: 1) не­посредственно, когда в них выражают то, что воспринимает­ся; 2) опосредствованно - путем умозаключений или рассуж­дений. В первом случае мы видим, например, стол коричнево­го цвета и высказываем простейшее суждение: “Этот стол коричневый”. Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суж­дения. Например, Д.И.Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть истинными и ложными, общими, частными и единичными (см. рис. 5).



Рис. 5. Классификация суждений

Истинные суждения – это объективно верные суждения. Ложные суждения – это суждения не соответствующие объективной реальности.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относи­тельно всех предметов данной группы, данного класса, напри­мер: “Все рыбы дышат жабрами”. В частных суждениях ут­верждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: “Некоторые студенты - отличники”. В единичных суждениях - только к одному, на­пример: “Этот ученик плохо выучил урок”.

Умозаключение - это выведение из одного или нескольких сужде­ний нового суждения. Различают умозаключения индуктивное, дедук­тивное, по аналогии (см. рис.6).



Рис. 6. Классификация умозаключений

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод дела­ется на основании частичного сходства между явлениями, без доста­точного исследования всех условий. называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу.

В такой производящей умозаключения мыслительной работе, заключающейся в рассуждениях (и, в частности, предсказаниях), наиболее отчетливо проявляется ее опосредствованный характер. Умозаключение, рассуждение - это и есть основная форма опосредствованного познания действительности. Например, если известно, что “все сланцы горючи” (первое суждение) и что “данное вещество является сланцем” (второе суж­ение), то сразу можно умозаключить, т.е. сделать вывод, что данное вещество горюче” (третье суждение выведено из первых двух). Причем уже не требуется специально прибегать к непосредственно опытной, эмпирической проверке этого вывода. Следовательно, умозаключение - это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.

Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения . В приведенном выше примере посылками будут следующие суждения: “все сланцы горючи” (общая, или большая посылка), “данное вещество является сланцем” (частная, или меньшая посылка).

Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм . Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: “Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно”.

Человеческий мозг - конструкция сложная, до сих пор полностью не изученная. Мы используем совсем небольшой его потенциал, медленно совершенствуясь и иногда не стараясь открыть новые для себя возможности. Но даже эта маленькая часть работы главного органа центральной нервной системы поражает своим запутанным механизмом: операции мышления, его виды и проявления у всех людей бывают такими разными, одновременно при этом подчиняясь одним и тем же законам формирования.

Сравнение

Эту несложную операцию мы делаем каждый день, сами того не замечая. Ведь чтобы иметь представление о том или ином предмете, мы мысленно вычленяем главные его характеристики, выделяя их и подчеркивая. Например, чтоб понять причину неудачного интервью, журналист сосредотачивается на том, какое оно было, при каких условиях записывалось, его особенностях. Выделение этих моментов всегда связано с осознанием задачи, путем сравнения ее с другими более удачными работами.

Мышления мы начинаем применять еще с пеленок. То же сравнение использует малыш, только что родившийся. По определенным признакам - голосу, запаху, осязанию - он отличает маму от других людей.

Сравнивая предметы и явления, мы делаем выводы про их отличия и сходство, противоположность и тождество. В результате мы лучше познаем окружающий мир. Операции мышления нас учат, развивают. Например, сравнивая интервью с репортажем, студент-журналист определяет суть и форму каждого их этих жанров, что позволяет ему в будущем их разделить, отличить и воспроизвести.

Абстракция

Основные операции мышления включают и эту функцию мозга, благодаря которой человек способен не только выделять отдельные характеристики, а также свойства явлений и предметов, но и уметь осознавать их отвлеченно. На основе абстракции формируется понятие. Например, все мы знаем, что пища дает нам силы и здоровье. Благодаря каждодневному употреблению мяса, молока и круп мы живем, двигаемся, работаем. Главное свойство пищи - насыщение и обогащение организма необходимыми веществами. Абстрагируясь от понятия "еда", мы, говоря о необходимости утолить голод, уже подразумеваем продукты питания, даже не произнося их название.

Абстракция помогает человеку устанавливать логические связи между предметами. Вникая вглубь того или иного явления, мы видим его суть, цель, направление и поставленную задачу. Абстракция помогает человеку мыслить обобщенно, целостно, делая выводы и умозаключения. Операции и такие как сравнение и абстракция, способствуют познанию истины.

Обобщение

Эта функция нашего мозга тесно связана с предыдущей, вместе они формируют наше мышление. абстракция и обобщение позволяют человеку распознать и изучить окружающий мир на основе характеристик. Первый вид мозговой деятельности выделяет одно свойство предмета, характерное только ему. На его основе мы делаем вывод, о чем идет речь. Вместо этого, обобщение - это тоже свойство, но характерное не только для данного явления, а и для других. Например, для удара боксера характерна резкость. Мы даём нокауту такое определение уже на основе наших знаний про резкость, которые сформировались у нас во время других жизненных ситуаций: при просмотре футбола, передач про змей, ощущая порывы ветра на улице.

То есть мы узнали, что такое резкость, проанализировав все характеристики данных явлений. Смогли определить, что это процесс, который наступает при быстром и сильном воздействии. Только эта одна операция отражает в нашем сознании всю суть явления: поражение боксера при нокауте наступает именно благодаря резкости его соперника.

Конкретизация

Еще одно свойство мозга, связанное с абстракцией. Конкретизация - ее прямая противоположность. Если на одном конце палки у нас находятся абстракция и обобщение, то на другом - конкретизация. Первые могут быть индивидуальными, вторая же общая для всех. В учебном процессе под конкретизацией подразумевают определенный пример для установленного положения.


Чтобы правильно понимать действительность, нужно уметь владеть всеми этими процессами. Ведь конкретизация не позволяет умственной деятельности уходить далеко от предмета или деятельности. Созерцая явления или события, мы чётко понимаем их суть. Без конкретизации все полученные знания остаются голыми, абстрактными, поэтому и бесполезными. Например, изучив теорию выделения воды из спирта, мы никогда до конца не поймем суть процесса, пока собственными глазами не увидим, что в действительности происходит во время этого действия. Мозг конкретизирует все полученные знания с помощью зрения, осязания и запаха. Человек также часто наводит факты, чтобы конкретизировать то или иное событие.

Анализ

Используется человеком каждый день так же, как и остальные операции мышления. Это отдельное свойство мозга, когда он раскладывает на составляющие явление или предмет. Это фактически расчленение, разборка на детали. Например, бег спортсмена. Мысленно можем выделить такие его элементы, как старт, сам бег и финиш. Это и будет анализ данного процесса деятельности.

Анализируя более глубоко и детально, мы также можем выделить резкость при старте, скорость движения спортсмена, ритм дыхания. Эти составляющие также входят в общую картину под названием "бег". Анализируя, мы глубже узнаем мир, который нас окружает. Ведь во время этого процесса мышления мы выделяем не любые части, а только те, что характерны для определенного явления. Во время того же бега, человек по-разному машет руками, у него разное выражение лица. Но это будет уже конкретизация спортсмена, а не самого бега. Выделять нужно только существенные элементы для каждого предмета или явления.

Синтез

Это умственная деятельность, прямо противоположная анализу. С помощью синтеза мы, наоборот, из конкретных деталей составляем общую картину происходящего. Он дает нам возможность воссоздать события на основе отдельных фактов. Человек получает из разносторонних деталей цельное понятие о происходящем. Это как собирать пазлы: подставляешь ту или другую часть, лишнее откидываешь, нужное присоединяешь.

Основные операции мышления, такие как идут всегда рядом рука об руку. Только при этом нужно понимать, что ни одно из этих понятий не доминирует, поскольку оба они важны. Всякий анализ предусматривает синтез и наоборот. Очень ярким примером синтеза является расследование преступления. Следователь собирает воедино факты, изучает улики, опрашивает людей, отображает в уме цепочку событий и действий, чтоб прийти к правильному заключению: кто, когда и зачем нарушил закон. Созданная им цельная картина преступления состоит из массы мелких, на первый взгляд незначительных элементов. Поодиночке они не представляют ценности, зато собранные вместе способны изменить ход тех или иных событий.

Виды мышления

Умственная деятельность человека имеет и другие свои проявления. Например, она бывает трех видов, каждый из которых помогает обобщить и одновременно конкретизировать окружающий мир:

  1. Действенное мышление, основанное на прямом восприятии предметов. Возникает во время практической деятельности. Это основа для всех других видов мышления.
  2. Образное. Человек при этом опирается на образы, фантазию и восприятие.
  3. Абстрактно-логическое. Происходит во время выделения связей и свойств отдельных предметов и обретает форму рассуждений и отвлеченных понятий.


Все виды и операции мышления тесно связаны между собой, можно сказать, сплетены в единый узел. Например, при описании тех же исторических событий слова опираются на образы, а воссоздание в уме образов неотъемлемо основано на прочитанных или услышанных фразах. Операции мышления при этом также берут участие в процессе, делая его индивидуальным для каждого человека. Благодаря разным видам умственной деятельности мы открываем пред собой новые горизонты познания.

Формы умственной деятельности

Каждая наша мысль имеет не только наполнение, но и внешнюю оболочку. То есть основные операции мышления всегда выражаются в определенной форме:

  • Понятие. Отражает характеристики, свойства предметов и явлений, их взаимоотношения. Одновременно понятия бывают конкретными и абстрактными, общими и единичными.
  • Суждение. Выражает отрицание или утверждение чего-либо. Отражает связь между событиями и явлениями. Суждения бывают ложными или истинными.
  • тот же вывод, сделанный на ряде суждений. Умозаключения могут быть индуктивными (логический вывод от частного к общему) и дедуктивными (от общего к частному).


Операции и формы мышления - основной способ восприятия и познания мира. Без напряженной работы головного мозга человек бы оставался "овощем", неспособным думать, воображать, чувствовать, двигаться. не предел возможностям "серого вещества". С развитием и совершенствованием его в будущем возможно открытие новых видов, форм и операций мышления.

Понятие логического мышления

Прежде чем рассмотреть развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста, определим, что такое мышление как психофизиологический процесс в целом.

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление - это психические процессы отражения объективной реальности, составляющие высшую ступень человеческого познания.

Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков. Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности.

Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности.

Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций.

Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, т.е. мы не можем мыслить, не произнося слова. Итак, мышление – это обобщенное отраженное и опосредованное познание действительности.

Вообще, что касается понятия «мышление», то следует отметить несколько взглядов.

Во-первых, как указывает толковый словарь С.И. Ожегова, мышление – это “способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях” . Разберем это понятие.

Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось лишь показаниями его анализаторов. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. То, что у фигуры четыре угла доказывать не надо, так как мы это видим с помощью анализатора (зрения). А вот, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, мы не можем ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать. Такого рода понятие является опосредованным.

По мнению Е.Г. Ревиной, мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

В работах В.В. Левитеса мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения.

Рогов Е.И. под мышлением понимает процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредственно – умозаключением – раскрыть то, что непосредственно – восприятием – не дано.

А. В. Петровский определяет мышление как социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

С.Л. Рубинштейн трактует мышление как обобщенное и опосредованное познание объективной реальности.

В российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях».

Традиционные в психологической науке определения обычно фиксируют два его существенных признака:

  • обобщенность и
  • опосредованность.

Таким образом, мышление – это высший, наиболее обобщающий и опосредованный процесс отражения в человеческом сознании действительности, устанавливающий связи и отношения между познаваемыми и объектами, раскрывающими их свойства и сущность.

В процессе мышления при взаимодействии внешних и внутренних раздражителей в коре головного мозга начинают возбуждаться и функционировать временные нервные связи, которые являются физиологическими механизмами процесса мышления. Главной особенностью человеческого мышления является то, что оно способно выявлять не только случайные, единичные, но и существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений. Всякое мышление человека совершается в обобщениях, идя от единичного к общему и от общего к единичному, отмечает Л.М. Веккер.

Наиболее полно мышление как процесс выступает при решении человеком любой задачи. Этот путь решения можно разделить на 4 фазы:

  • первая – возникновение затруднения, противоречия, вопроса, проблемы;
  • вторая – выработка гипотезы, предложения или проекта решения задачи;
  • третья – осуществление решения;
  • четвертая – проверка решения практикой и последующая оценка.

Успех задачи зависит от того, насколько правильно осуществляются мыслительные операции, как используются различные формы и виды мышления.

Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.

Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия.

Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением.

Наглядно – образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может.

Наглядно-действенное мышление – это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

Итак, мышление:

Это высший познавательный процесс;

Это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея;

Это теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно – исследовательского; преобразовательного и познавательного характера;

Это высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувствительной ступени познания.

Если задача решается с помощью логических рассуждений, то человек использует логическое мышление.

Артемов А. К. логическим называет мышление, которое протекает в форме рассуждений является последовательным, непротиворечивым, обоснованным.

Логика изучает логические формы мышления - понятие, суждение, умозаключение. Оперирование ими отражает сущность логического мышления.

Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Принято различать общие и единичные понятия.

Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов и явлений, носящих одно и то же название. Например, понятия «стул», «здание», «болезнь» и др. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.

Единичными называются понятия, обозначающие какой-либо один предмет. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, который могут быть охвачены другим, более общим понятием. Например, в понятии «Енисей» входит то, что это река, которая течет по территории России.

Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Суждения бывают:

Общими;

Частными;

Единичными.

В общих суждения что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: «Все рыбы дышат жабрами». В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: «Некоторые студенты отличники»; в единичных суждениях – только к одному, например: «Этот ученик плохо выучил урок» .

Мышление – процесс производства умозаключений с логическими операциями над ними (Веккер М.Л.).

Умозаключение – форма мышления, позволяющая человеку сделать новый вывод из ряда суждений. Иными словами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение.

Различают два основных вида умозаключений – индукцию и дедукцию.

Индукция – это умозаключение от частных случаев к общему положению.

Дедукция – такое умозаключение, в котором вывод заключается от общего суждения к суждению единичному или от общего положения к частному случаю.

Аналогия – способ рассуждения, характеризующийся тем, что из сходства двух объектов в нескольких признаках и при наличии у одного из них дополнительного признака делается вывод о наличии такого же признака у другого объекта.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления - опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей т отношений между предметами, явлениями, фактами.

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия межу ними. К.Д.Ушинский считал операцию сравнения основой понимания. Он писал: «…сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы познаем не иначе, как через сравнение…» .

Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.

Синтез это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств.

Абстракция – это мысленное отвлечение от каких либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков.

Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.

Умение логически мыслить, по мнению А.В. Петровского, включает в себя ряд компонентов: умение ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений, умение подчиняться законам логики, строить свои действия в соответствии с ними, умение производить логические операции, осознанно их аргументируя, умение строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок и т.д. Поэтому, для него логическое мышление включает в себя ряд компонентов: умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений; умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени; умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок; умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.

Психолог Л.Ф. Тихомирова в своём исследовании, посвященном психолого-педагогическим основам обучения в школе, справедливо отмечает, что логика мышления не дана человеку от рождения. Ею он овладевает в процессе жизни, в обучении. Подчёркивая значение математики в воспитании логического мышления, учёный выделяет общие положения организации такого воспитания:

Длительность процесса воспитания культуры мышления, осуществление его повседневно;

Недопустимость погрешности в логике изложения и обосновании;

Вовлечение детей в постоянную работу по совершенствованию своего мышления, которая рассматривалась бы ими как личностно значимая задача;

Включение в содержание обучения системы определённых теоретических знаний, во-первых, знаний о способах ориентировки в выполнении умственных действий.

Развитие логического мышления ребёнка - это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно-теоретический уровень (логическое мышление), с последующим оформлением структуры взаимосвязных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления (логические умения), которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления.

Таким, образом, логическое мышление - это вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.


Сайт - незаменимый помощник для студентов и школьников, который позволяет быстро создавать и получать доступ к шпаргалкам или другим заметкам с любых устройств. В любое время. Абсолютно бесплатно. Зарегистрироватся | Войти

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • обобщение.

Сравнение - мыслительная операции, основанная на

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.

Абстрагирование - выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Формы логического мышления

Основными формами логического мышления являются:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения.

Понятие

Понятие - форма мышления, отражающая словом конкретными и абстрактными.

Суждение

Суждение - форма мышления, отражающая связи форме утверждения илиотрицания.

Умозаключение

Умозаключение - вывод.

Различаются умозаключения:

  • индуктивные;
  • дедуктивные;
  • по аналогии.

Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придаст мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология , без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний , умений, навыков.

Логика и эмоции в процессе мышления

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез. абстрагирование и обобщение.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому Познанию действительности.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на вы делении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлении по их общим и существенным признакам.

Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения илиотрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.


Русский язык и культура речи

1. ЭЛЕМЕНТЫ И УРОВНИ ЯЗЫКА

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит. В большинстве языков мира выделяются следующие единицы: фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение. Единицы языка неоднородны по своему строению: простые (фонемы) и сложные (словосочетания, предложения). При этом более сложные единицы всегда состоят из более простых.

Самая простая единица языка – это фонема, неделимая и сама по себе...

Математические формулы. Шпаргалка для ЕГЭ с математики

Формулы сокращенного умножения

(а+b) 2 = a 2 + 2ab + b 2

(а-b) 2 = a 2 – 2ab + b 2

a 2 – b 2 = (a-b)(a+b)

a 3 – b 3 = (a-b)(a 2 + ab + b 2)

a 3 + b 3 = (a+b)(a 2 – ab + b 2)

(a + b) 3 = a 3 + 3a 2 b+ 3ab 2 + b 3

(a – b) 3 = a 3 – 3a 2 b+ 3ab 2 - b 3

Свойства степеней

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь