Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

В окружении каждого из нас есть люди, которые дарят беспричинную радость и оптимизм одним своим присутствием. А есть и такие, кто вечно чем-то недоволен. Общение с таким человеком чаще всего приводит к усталости и опустошению. Может показаться, что у этих брюзжащих людей просто более тяжелая жизнь, чем у тех, кто полон бодрости и надежд. На самом деле восприятие любой ситуации и мира в целом зависит исключительно от типа мышления самого человека.

В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь. Другой - листвы зелёной вязь, Весну и небо голубое. В одно окно смотрели двое.

© Омар Хайям

Типы мышления

В современной психологии выделено два разных типа мышления: позитивное и негативное . Именно они задают вектор восприятия окружающей действительности. Каждому типу свойственны определенные черты, которые и определяют отношение личности к разным событиям.

Негативное мышление

Негативное мышление формируется у тех людей, которые с детства привыкли держать переживания при себе . Такой человек не станет открыто высказывать недовольство или делиться разочарованием. Он копит весь негатив внутри, и каждая новая отрицательная эмоция будет добавлять черных красок в общую картину. Такая особенность мыслительного процесса свойственна интровертам.

Важнее всего для человека с негативным типом мышления, которого также называют пессимистом, избежать повторения прошлых ошибок и разочарований. Проще говоря, такая личность предпочитает отказаться от черешни из страха снова подавиться косточкой . Характерно, что при этом человек постепенно забывает вкус ягод и вместо сочной мякоти видит лишь опасность. Но если отказ от черешни не так уж страшен, то при переносе подобного восприятия на весь окружающий мир картина становится весьма удручающей.

Когда негативный тип мышления уже сформирован, человек практически самоустраняется от активной жизни. Приоритетом его действий является только избежание возможной опасности. Такие люди боятся внести в свою жизнь какие-то изменения , руководствуясь поговоркой «Лучшее - враг хорошего». Они не приветствуют смену деятельности, какие-либо развлечения, поскольку во всем прежде всего видят риск. Жизнь человека, мыслящего подобным образом, постепенно утрачивает все краски .

Выделено несколько признаков, по которым можно определить негативный тип мышления:

Также негативно мыслящим людям свойственно желание получить всё и сразу просто так, без вложения каких-либо усилий . Но как ни парадоксально, даже при исполнении этой мечты человек станет ещё более несчастным. Например, выигрыш в лотерею воспримется прежде всего как возможность обмана организаторами, риск быть ограбленным и неудобства с уплатой налога на выигрыш.

Психология позитивного мышления довольно проста - это оптимизм, восприятие любого события как выгодного, вера в лучшее. Любое препятствие, любая ошибка становится не шагом назад, а поводом для дальнейшего развития. Если привести тот же пример с черешней, то там, где пессимист откажется от ягод вовсе, оптимист либо просто будет есть внимательнее, либо изобретет специальное устройство для удаления косточек. Такой человек не копит в себе негатив , поскольку любая отрицательная эмоция воспринимается им просто как материал для работы над собой и улучшения качества жизни. Соответственно, и вся картина мира оптимиста остается яркой и жизнерадостной.

Позитивному мышлению, как и негативному, свойственны определенные признаки:

Изменение типа мышления

Конечно, чтобы переключить своё восприятие мира на более положительное, недостаточно просто щелкнуть пальцами. Особенности мыслительного процесса формируются с раннего детства , они зависят от примера родителей, от воспитания, от личного опыта. Поэтому потребуется много времени и усилий для развития позитивного мышления. Что это даст в итоге? Умение быть счастливым каждый день, независимо от обстоятельств и окружающих людей.

Как развить позитивное мышление

Про изменение типа мышления написано немало книг. Некоторые из них предназначены только для профессиональных психологов, но есть и такие, которые будут понятны любому человеку. Например, книга «Сила позитивного мышления» , которую написал священнослужитель Пил Норман Винсент . Она содержит глубокую, но в то же время простую философию. Главный принцип, описываемый в книге - вера в себя, нахождение источника силы непосредственно в собственной личности. Труд «Сила позитивного мышления» представляет собой грамотное смешение религии и психологии, которое в итоге приводит к успешному результату.

Ещё одной очень популярной книгой стало произведение психолога Луизы Хей «Ты можешь исцелить свою жизнь» . Оно содержит набор правил и принципов, призванных изменить взгляд на жизнь в лучшую, позитивную сторону.

Если видеть в проблеме возможность меняться, а в кризисе — потенциал для роста, то вы никогда не будете застигнуты обстоятельствами врасплох.

© Луиза Хей

Практически любая из книг на тему изменения мышления предлагает читателю ряд упражнений или тренингов. Позитивное мышление требует постоянной вдумчивой работы над собой, поэтому выполнение рекомендованных практик - это первый и самый важный шаг на пути к успеху.

Упражнения для развития позитивного мышления

Существует несколько психологических упражнений, выполнение которых под силу любому человеку.

Помимо этих общих упражнений существуют более глубокие практики, выполнение которых требует особой сосредоточенности и воображения. Например, большую популярность обрели эффективные методы из книги Кристофера Хансарда «Тибетское искусство позитивного мышления» .

Тибетская практика

Основной принцип, изложенный в книге «Тибетское искусство позитивного мышления», гласит, что весь мир - это одна огромная мысль. Поэтому каждый человек своим восприятием действительности вкладывает в неё позитив или негатив. Соответственно, каких эмоций будет вложено больше, таким и будет окружающий мир .

Тибетская практика развития позитивного мышления создана как раз для того, чтобы сделать жизнь яркой и прекрасной. Комплекс упражнений рассчитан на 28 дней. Начинать практику лучше всего в четверг. Такая рекомендация связана с учением Бон, по которому этот день недели считается благополучным.

Первое упражнение «Ликвидация преград»

  1. сядьте поудобнее. Можно выбрать любое место: стул, пол или другое, где вам будет наиболее комфортно;
  2. явственно представьте себе проблему, сосредоточьтесь на ней;
  3. представьте, что на эту проблему рухнул огромный молот, или что её объяло пламя. Посмотрите, как она рассыпалась на мелкие кусочки или превратилась в пепел. В то же время позвольте негативным мыслям, которые прятались под этой проблемой, выйти наружу;
  4. подумайте, как весь этот негатив смывается потоком положительной энергии;
  5. затем просто посидите, мысленно благодаря высшие силы.

Это упражнение нужно делать утром в течение 25 минут и более.

Второе упражнение «Превращение негативной ситуации в позитивную»

Любой человек периодически попадает в неприятную ситуацию. Чтобы спокойно пережить её и обратить себе во благо, нужно ответить на несколько вопросов и выполнить упражнение. Прежде всего нужно понять, какая причина привела к возникновению проблемы и как долго длится эта ситуация. Далее нужно честно и объективно принять во внимание реакцию других людей, связанных с проблемой. Ответьте себе, верят ли те участники в возможность выхода из неприятной ситуации, каковы могут быть последствия её превращения в позитивную. Подумайте, как долго продлится эффект в случае успеха. И затем приступайте к выполнению упражнения:

При регулярном выполнении этого упражнения вы вскоре успешно разберетесь с той неприятной ситуацией, которая вас беспокоила.

Третье упражнение «Удача для всей моей семьи»

Это довольно простое упражнение не требует пошагового описания. Прежде всего убедитесь в своем искреннем желании помочь близкому человеку. Затем представьте, как сила вашей мысли сметает вокруг него все барьеры и препятствия. После их исчезновения направьте свою мысленную энергию белым лучом в сердце того человека. И в завершение упражнения громко хлопните в ладоши семь раз.

Первое упражнение нужно сделать в воскресенье, а затем трижды повторить в течение недели. Эта нехитрая практика придаст вашим близким жизненную силу и направит вектор их развития на правильный путь.

Позитивное мышление помогает решению проблем и улучшает качество жизни. Но возникающие в жизни не самые лучшие обстоятельства заставляют тут же забыть об этом прекрасном методе. Как мыслить позитивно при любых сложностях?

Ответ один: только сделав это своей привычкой. Помогут в этом специальные упражнения, применяемые как на тренингах, так и самостоятельно.

Позитивное мышление – наиважнейший фактор успеха. Как научиться радоваться жизни и видеть позитив? Свой мозг надо приучить к доминированию позитивных мыслей. Человек должен быть осознанным и отслеживать постоянно не только то, что делает его тело, но и чем занят его мозг. Все возникающие негативные мысли необходимо немедленно заменять на позитивные. Со временем это будет происходить автоматически.

Мыслить позитивными категориями вовсе не означает быть легкомысленным оптимистом или пофигистом. Позитивно мыслящий человек отлично понимает реализм происходящего вокруг, но концентрируется не на проблемах, а на способах их решения. Если решения нет или оно не устраивает, следует спокойно принять это, сделать вывод на будущее и жить дальше. Впереди еще много хорошего.

Как научиться позитивно мыслить и жить? Чтобы не разочаровываться, не следует иметь завышенные ожидания. Оценивать себя лучше реально. Можно и рискнуть, получив удовольствие от этой игры, независимо от исхода.

Но самое первое, что надо сделать – оценить, зависит ли что-нибудь лично от вас. Если не зависит, то, условно говоря, землетрясение и его последствия в другой половине земного шара надо воспринимать просто как информацию. А вот дождь за окном должен навести вас на мысль, что надо взять с собой зонтик. Тогда вы избежите порчи одежды, плохого настроения и простуды.

Методы, помогающие развитию позитивного мышления

  1. Окружайте себя такими же позитивными людьми . Два индивидуума, соприкасаясь, неизбежно испытывают взаимное влияние. Если вы постоянно будете выслушивать жалобы и негативные монологи о том, как тяжела жизнь то, трудно будет настроиться на позитив. Кстати, можете почитать « «
  2. Меньше проводите время за просмотром упаднических передач по телевизору о катастрофах, кризисах, уголовных преступлениях. В мире всегда происходит и плохое, и хорошее. Конечно, быть в курсе происходящих событий необходимо, но не стоит уж слишком концентрироваться на них. Смотрите комедии, читайте хорошие книги.
  3. Записывайте все свои маленькие радости. Перечитывая, постарайтесь заново испытать такие же эмоции и приподнятое настроение. Рассматривайте чаще свой семейный альбом. Ведь там запечатлены лучшие моменты вашей жизни.
  4. Улыбайтесь! Человек начинает улыбаться, когда ему хорошо. Но это работает и в обратную сторону. Если вы сначала улыбнетесь, то следом появится хорошее настроение.
  5. Занимайтесь медитацией. Это способствует появлению осознанности. А обладая таким качеством человек способен контролировать свою жизнь.
  6. Произносите аффирмации. Можете даже создать маленькие плакатики с утверждающими изречениями и развесить их на стене.
  7. Визуализируйте. Об этом написана статья « «. Представляйте себя победителем в любой ситуации. Можно создать в своем воображении картинку или небольшой ролик с собой в главной роли.
  8. Чаще испытывайте чувство благодарности за все хорошее , что происходит в вашей жизни.
  9. Чаще слушайте приятную музыку.

Вы можете сами дополнить этот список способов, как начать мыслить позитивно.

Принимайте то, что изменить нельзя

Как научиться позитивно мыслить и жить, если далеко не все мечты сбываются? Понять, что не все возможно изменить. Вы не в силах выбрать других родителей, изменить ваш нынешний возраст, свой рост. Если это не принять, то придется каждый день мучиться от наличия этих факторов, а это прямой путь к неврозу.

Кроме этого, надо принять и полюбить себя. Любить даже в неудачах. Старайтесь делать только то, что вам нравится. Не стоит обращать внимание на критику других людей, даже самых близких. Не всегда замечания делаются из добрых побуждений. Иногда это просто слив негатива или элементарная зависть.

Комплекс «гадкого утенка»

Часто родители, боясь избаловать детей, никогда их не хвалят, зато ни один промах не оставляют без внимания. Вполне возможно, что также их воспитывали их собственные родители.

Как начать мыслить позитивно в этом случае? Следует проанализировать свою жизнь, взглянуть на себя собственными глазами, а не ориентироваться на высказывания своих родителей и учителей. Может быть, вы увидите вполне успешного, положительного человека, заслуживающего вполне лестных характеристик. Кстати, вспомните, не имеется ли у вас привычки отвечать на комплименты отрицанием. Избавьтесь от этого комплекса, а комплименты припишите в свой список положительных качеств.

Обретение душевного покоя

Как научиться мыслить позитивно и перестать воевать с жизнью? Для этого необходимо перестать делить события на «плохие» и «хорошие». Логичное отношение к жизненным событиям не всегда идет на пользу. Потеря работы, кажущаяся катастрофой, может обернуться взлетом карьеры на новом месте и обретением финансового благополучия. Развод позволит встретить настоящую любовь.

В каждом событии находить положительные моменты – это ответ на вопрос: «Как научиться мыслить позитивно?» Принимать мир нужно таким, каков он есть. Не стоит бороться с жизнью – она все равно победит.

Пересмотр правил

Большинство стрессов порождаются правилами, которые мы сами придумали, или услышали в детском саду. Не стоит самим устанавливать для себя границы, а потом страдать из-за этого. Многие установки давно устарели и требуют пересмотра. Из внуков мы сами превратились в бабушек и дедушек, а, не отдавая себе в этом отчет, продолжаем вести себя по-прежнему. Это порождает внутренний конфликт и невроз. Как мыслить позитивно при такой ситуации? Придется поработать над собой.

Необходимо развивать позитивное мышление. Упражнения, специально разработанные для этого, помогут сделать это в интересной, игровой форме.

Упражнения для тренировки позитивного настроя

  1. Упражнение «Вызывание различных эмоций». Сядьте перед зеркалом и внимательно посмотрите на свое лицо. У вас должно быть ощущение, что вы видите его впервые. Попробуйте поочередно изображать различные эмоции. Сопровождайте это соответствующими репликами, наблюдая за изменениями звучания своего голоса. Отслеживайте свои внутренние ощущения.
  2. Упражнение «Смена эмоций». Вызовите в себе негативную эмоцию. Почувствовав в себе неприятные ощущения. Смените негативную эмоцию на позитивную. Прислушайтесь снова к своим ощущениям. Появляется навык, как мыслить позитивно.
  3. Упражнение «Замена ожиданий». Представьте, что вам предстоит испытание, в котором вы будете выглядеть не самым лучшим образом. Замените эту картинку на другую, где вы будете главным победителем. Это упражнение является тренировкой, как научиться мыслить позитивно.
  4. Упражнение «Познакомимся со своей рукой». Выполнение этого упражнения тренирует способность наблюдать свои ощущения. Сконцентрируйте свое внимание на правой руке. Почувствуйте ее вес, температуру. Сухая она или влажная. Имеется ли небольшая вибрация. Нет ли чувства ползания мурашек. Повторите это упражнение со второй рукой.
  5. Упражнение «Почувствовать вкус еды». Заключается в том, чтобы не есть машинально, а получать удовольствие от вкусной еды. Принимая пищу, отвлекитесь от посторонних мыслей. Сконцентрируйтесь на вкусовых ощущениях. Ешьте медленно, не торопитесь, старайтесь прочувствовать каждый ингредиент. Тщательно прожевывайте пищу, смакуйте ее. Станьте гурманом и дегустатором. Приобретается навык получения удовольствия от любого дела, которым вы занимаетесь.
  6. Упражнение «Фантазии без ограничений». Это упражнение помогает раскрепощению сознания. Выберите какую-нибудь часть тела, например, безымянный палец на правой руке. Если вы хотите выйти замуж или жениться, представьте, как на этот палец вам надевают обручальное кольцо. Ощутите холодок металла, почувствуйте, как сильнее забилось ваше сердце. Добавьте окружающие звуки, приятные запахи. Запомните эти ощущения. Чтобы сделать привычкой позитивное мышление упражнения эти надо повторять регулярно.
  7. Упражнение «Релаксация». Расположитесь удобно с закрытыми глазами. Сосредоточьтесь на внутренних ощущениях. Начните быстро сжимать и разжимать кулаки. Поднимите руки на уровни плеч и продолжайте упражнение. Когда почувствуете, что руки устали и продолжать нет сил, положите реки на колени и расслабьтесь. Поработайте над своими ощущениями некоторое время. Запомните состояние приятной расслабленности. Теперь, в стрессовых ситуациях вы можете вспомнить эти ощущения и снизить напряжение.
  8. Упражнение «Осознание своих положительных качеств». Это упражнение учит, как начать мыслить позитивно. Когда мы думаем о своих достижениях, это придает нам уверенности. Но часто мы забываем о прошлых успехах, на которые могли бы опереться. Надо приучиться постоянно напоминать себе, какой вы значительный, успешный. Возьмите лист бумаги и карандаш. Разделите его на три части и озаглавьте их: «Мои достоинства», «В чем я силен», «Мои достижения». Заполните эти столбцы. Постарайтесь их запомнить. С первого раза не получится, поэтому регулярно его перечитывайте. Теперь в минуты неуверенности и сомнений представьте себе его перед глазами. Распрямите плечи и поднимите голову – вам все по силам!
  9. Упражнение «Развитие веры в будущие достижения». Повторите предыдущее упражнение, но составляйте список из тех качеств, которых вы еще только собираетесь развить в себе.
  10. Упражнение «Представление о финансовых достижениях». В понятие успеха непременной составляющей входит финансовая стабильность. Человеку, живущему «от получки до получки» трудно сохранять уверенность в себе. Статья на тему: « «. Для этого необходимо иметь позитивное мышление, упражнения для развития, которых разработаны психологами надо применять на практике. Представьте себя преуспевающим и финансово независимым, а также те преимущества, которые это дает. Можете вообразить покупки, которые вы сможете теперь приобрести, отдых на модных курортах, занятие благотворительностью. Разумеется, не выходите за рамки реальности, все-таки олигархами становятся немногие.
  11. Упражнение «Советы умных людей». Допустим, вам предстоит принять какое-то важное решение. Вы колеблетесь, ведь имеются и плюсы, и минусы. Представьте себя в компании людей, которых вы уважаете. Это могут быть люди, знакомые вам или те, о которых вы только слышали или читали. Сократ может находиться рядом с вашим умным коллегой. Озвучьте перед ними свою проблему, а потом внимательно «выслушайте» их советы.

Вывод

Развитие способности позитивно мыслить необходимо для успешной жизни. Для этого надо изучать советы «как начать мыслить позитивно» и не забывать выполнять разработанные для этого специальные упражнения.

Позитивное мышление и упражнения для гармонизации сознания - это простой путь к освобождению от , неуверенности и раздражительности. Попробуйте привыкнуть думать только о хорошем, сходу отметая сомнения, негатив и злобу - и вы увидите, как жизнь начнет меняться сама собой. Достаточно нескольких месяцев практики, чтобы понять - работает! И мы знаем, как.


Почему важно мыслить позитивно?

Человек, привыкший смотреть на мир с оптимизмом, всегда выделяется из толпы. Его уверенность и спокойствие, дружелюбность и открытость всему новому видна каждому.

Поэтому такие люди легко заводят новые знакомства, легко решаются и всегда готовы использовать шанс. И самое интересное, что удачные шансы судьба «подкидывает» им постоянно.

Загадка? Вовсе нет - просто настроенный на позитив человек видит шанс даже там, где скептик лишь ухмыльнулся бы. Правильный настрой и укрепляет здоровье, способствует повышению активности и помогает быстрее справляться с недугами.

Упражнения для развития позитивного мышления для взрослых

Эти упражнения помогут вам избавиться от тревожности, выработать привычку смотреть на мир с улыбкой и ожиданием лучшего. А если вы научитесь мыслить в таком ключе, то сами не заметите, как ваши мечты начнут сбываться, а судьба то и дело станет преподносить приятные сюрпризы.

Доказано, что формирование устойчивой привычки требует около полутора месяцев практики. - тоже наша привычка, хорошая или плохая - зависит от того, какие мысли преобладают.


Позитивное мышление работает не само по себе, а когда есть цель

Вначале постарайтесь следить за своими мыслями и словами. Если вы часто повторяете что-то вроде «я не умею», «у меня не получится», «не везет», «нам так не жить» и т.д., значит, пора заняться своими мыслями.

Заменяйте все негативные утверждения противоположными, говорите только в положительном ключе. Если вам трудно сразу придумать такие жизнеутверждающие фразы, начните с аффирмаций.

Готовые шаблоны текстов легче выучить, а повторяя их регулярно, вы сможете с ними «сродниться» и они станут вашими собственными мыслительными установками.

Благодарность

Быть благодарным за то, что имеешь, а не плакать из-за того, чего у тебя нет - намного труднее, чем кажется. Ведь жалеть себя многим даже нравится. Попробуйте каждый день находить 5 или 10 поводов для благодарности.

Радуйтесь тому, что у вас уже есть. Будьте благодарны даже за ошибки - ведь они помогают вам стать умнее, опытнее, научиться чему-то новому.

Суть этого упражнения - держать фокус на позитиве. Ведь известно, что мы замечаем то, что хотим видеть. Те, кто ищет негатив, неприятности или плохое к себе отношение - находят их. Те, кто ищет добро, удачу и везенье - находят их тоже.


Отпустить прошлое

Не ждите быстрых результатов, анализируйте неудачи и позвольте себе быть несовершенными.


Могут ли упражнения для позитивного мышления быть опасны?

Но как и во всяком деле, не стоит переоценивать свои силы. Несмотря на множественные заявления о материализации мыслей, не стоит думать, что пожелав сгоряча кому-то зла, вы немедленно призовете в жизнь человека темные силы.

Вовсе нет. Суть в другом: в том, чтобы научиться видеть шансы и стать открытым , перестать бояться проблем и начать думать о способах достижения желаемого.

К чему ведет неправильно понимание позитивного мышления?

Неправильное понимание позитивного мышления ведет к попыткам навсегда избавиться от , обид, злости и раздражений. Но важно помнить, что все эти реакции - естественны, и постоянно подавлять их нельзя.

Попытки думать только о хорошем и блокировать любые проявления негатива могут превратиться в навязчивые идеи, страх негативных мыслей или постоянное ощущение вины за свои «плохие» мысли.

Некоторые люди начинают винить себя буквально за все происходящее вокруг, считая, что весь негатив в своей жизни они привлекли сами своими силами. Конечно же, это не так.

В жизни каждого человека были и будут , неприятности и ссоры, разочарования и ошибки. Но научившись контролировать свои мысли и принимать чувства, в том числе и негативные, вы сможете не зацикливаться на них, а продолжать идти к цели, чувствовать себя счастливее и увереннее каждый день.


Фанатизм - явление, которое никогда не доводит до добра. Поэтому не теряйте адекватное восприятие реальности и не запрещайте себе иногда обижаться или расстраиваться, волноваться о чем-то или злиться.

Вы живой человек и имеете на это право. Смерть, несчастные случаи или природные катаклизмы - далеко не полный перечень ужасных ситуаций, над которыми мы не властны.

Положительный настрой не способен избавить нас от них, но правильная установка поможет пережить самые ужасные трагедии и двигаться дальше.

Чтобы со временем позитивные мысли не иссякли, а пришедший им на смену негатив не потащил вас в пучину глубокой депрессии, подумайте о том, к какой цели вы стремитесь. Ведь оптимизм и желание использовать шансы не могут существовать сами по себе.

Какие именно шансы вам нужны? Чего вы хотите достичь? Мотивирует ли вас большая цель или доступная уже сегодня, через неделю или месяц?

Найдите ответы на эти вопросы до того, как начнете практиковать позитивное мышление, потому что оно эффективно, если помогает вам идти к цели, найти , а не само по себе.

Если вы даже и не собираетесь что-то делать, нет смысла искать позитив и шансы. Позитивные установки - это дополнение, «приправа» к труду и упорству, а не самостоятельное блюдо.

Е. А. Ковалева (г. Могилев, Беларусь)

Современная жизнь школьников полна информационных и психологических нагрузок, которые их организмы не могут самостоятельно перенести. Формирование подготовленной к новым социальным условиям личности складывается из большого количества нюансов. Позитивное мышление- часть внутреннего мира самого человека, которое помогает справиться с физической и умственной усталостью, эмоциональной нагрузкой в школе . Психологический тренинг по формированию позитивного мышления учащихся является эффективным способом повышения стрессоустойчивости личности, формированию активной жизненной позиции, основанной на позитивном Я- образе.

Психологический тренинг

по формированию позитивного мышления учащихся

Цель: формирование позитивного мышления, активной жизненной позиции , позитивного настроя и взгляда в будущее; повышение стрессоустойчивости личности и профилактика формирования аутодеструктивного поведения.

Задачи:

1. способствовать осознанию разнообразия физических и психологических особенностей человека;

2. формировать ценностное отношение к жизни; развитие умения осознавать собственные чувства, говорить о них, получать поддержку от окружающих;

3. формирование позитивного отношения учащегося к своему «Я»;

4. активизация использования учащимися своих внутренних ресурсов;

5.развитие способности самостоятельно определять цели своей жизни и моделировать собственное будущее.

Условия проведения : класс или любое другое просторное, хорошо освещенное помещение. Группа формируется из учащихся одной параллели. Тренинг рассчитан на у чащихся 6-7 классов.

1.Знакомство.

Цель : развитие чувства принадлежности к группе; сближение друг с другом.

Время :10 минут.

Инструкция : Сейчас этот веселый мяч побежит по вашим рукам. Тот, у кого он окажется, должен назвать свое имя. Как только круг завершится, мяч покатится обратно, в другую сторону, и вы должны назвать имя, которым вас будут называть участники группы в период всего тренинга. Желательно, чтобы имена не повторялись. А теперь напишите свои имена и оформите карточку-визитку.

Анализ упражнения :

Какие чувства вызвало у вас это упражнение?

Как вы думаете, для чего именно в начале тренинга мы провели это упражнение?

Что вы хотите пожелать на предстоящий тренинг?

2.Правила работы группы. Любое тренинговое занятие имеет свои правила. Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: я думаю”, слушать друг друга внимательно.

Принцип нашего занятия «Расскажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь».

Человек усваивает: 10% того, что слышит. 50 % того, что видит,70 % того, что сам переживает, 90 % того, что сам делает. Не можешь изменить ситуацию, измени к ней отношение.

3.Упражнение «Кого я вижу».

Время:7 минут.

Цель: формировать ценностное отношение к жизни; развитие умения осознавать собственные чувства, говорить о них, получать поддержку от окружающих.

Материал: Коробочка с приклеенным внутри зеркалом.

Инструкция: у меня есть такая коробочка, в которой приклеено изображение человека, которого вы все знаете. Ваша задача состоит в том, чтобы назвать 3-4 характеристики это человека, можно сказать что он любит делать, кушать. Нельзя называть имя это человека и пол.

Анализ упражнения :
Трудно ли было говорить о себе?
группы?
?

4. Притча «Сад».

Как-то король пошел в свой сад и обнаружил увядшие и умирающие деревья, кустарники и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не такой высокий, как сосна. Обернувшись к сосне, король обнаружил, что она погибает оттого, что не может давать виноград. А виноградник умирает потому, что не может цвести так же прекрасно, как роза.

И король нашел лишь один цветок, анютины глазки, цветущий и свежий как всегда. Ему было интересно узнать, почему так происходит. Цветок ответил:

-Я принял как само собой разумеющееся, что когда ты посадил меня, то хотел именно анютины глазки. Если бы ты захотел видеть в саду дуб, виноградник или розу, ты бы посадил их. А я - если я не могу быть ничем иным, кроме того, чем являюсь,- я буду стараться быть этим как можно лучше.

Вы здесь потому, что существование нуждается в вас таком, каков вы есть. Иначе здесь был бы кто-то другой.

5.Упражнение «Дерево».

Время:15 минут.

Цели: Через рисунок подростки смогут открыть для себя важные качества собственной личности.

Материалы: бумага для рисования формата А3, восковые мелки, музыка.

Инструкция: Есть много способов познать себя. Один из них – рисование. Я хочу, чтобы вы сегодня рисовали деревья. Нарисуйте дерево, которое вам по вкусу.

Решите, какое дерево вам хотелось бы изобразить, каким оно будет по высоте, какая у него будет форма и какого оно будет цвета. Будут ли на нем цветы или плоды? Будет оно молодым или старым? Потом вы увидите, что все деревья выйдут очень разными. Рисуйте молча и ни с кем не разговаривайте. Сосредоточьтесь на том, чтобы изобразить такое дерево, которое вам по-настоящему понравиться. Рисуйте с удовольствием и радуйтесь тому, сто ваше собственное дерево постепенно обретает контуры на бумаге.

Теперь подпишите рисунок и поставьте на нем сегодняшнее число. Соберитесь в группы по четверо и каждый по очереди будет класть свой рисунок в центр, вести рассказ от имени дерева так, будто он сам является этим деревом. Пока вы, таким образом, описываете дерево, подумайте, а не похоже ли оно чем-нибудь на вас. Другие участники могут помочь вам, обращая внимание на детали, которые вы пропустили в своем описании.

Когда все, таким образом, отождествят себя со своим деревом, вы можете коротко обсудить друг с другом, насколько, по вашему мнению, дерево похоже на того, кто его нарисовал.

А теперь вернитесь в большой круг. Поднимите ваши рисунки. Расскажите о своих впечатлениях от увиденных вами деревьев. Теперь возьмите подходящий мелок и напишите на рисунке большую букву «Я…», а затем припишите важнейшие черты вашего дерева.

А сейчас возьмите ваше дерево и держите его на уровне груди так, чтобы все его видели. Я приглашаю вас на прогулку. Если вы увидите дерево, такое, как у вас или очень похожее, создайте вместе лес. Таким образом, у нас получатся в разных местах разный лес: еловый, березовый, дубовый и т.д. Обсудите в получившихся группах следующие моменты: какой вы лес, что хочет этот лес и чего боится?

Анализ упражнения:

Понравилось ли мне это упражнение?

В какой степени черты моего дерева являются также и моими?

В какие моменты я проявляю эти черты?

Понравился ли я себе на «лесной прогулке»?

Какое дерево мне особенно понравилось?

Как я сейчас себя чувствую?

6.Информационный блок «Оптимисты и пессимисты».

Цель : сообщить в доступной форме об особенностях поведения и стилях мышления оптимистов и пессимистов, как они ведут себя в сложных ситуациях, осознать эффективные способы поведения при различных испытаниях.
Время :15 минут.

Ребята, как вы думаете, что такое оптимист и пессимист?

Каждый из нас видит мир и живущих в нем людей по-своему. Одни смотрят на него в розовых очках и полагают, что наша жизнь состоит только из белых полос, а другие не питают никаких иллюзий по этому поводу и воспринимают всё только в черных тонах. В зависимости от мировоззрений таких людей называют оптимистами и пессимистами.

Что это за понятия и в чем заключается разница?

Кого называют оптимистами?

Оптимист–это человек, который смотрит на жизнь и все ее составляющие с позитивной точки зрения. Само понятие происходит от латинского слова optimus, что означает «наилучший». Оптимисты радуются каждому новому дню и получают массу положительных эмоций от каждого мгновения. При этом все их впечатления благотворно сказываются на работе организма и активизируют функции иммунной системы. Оптимисты всегда утверждают, что мир чудесен, люди великолепны, а из любой ситуации всегда можно найти выход. Многие исследователи полагают, что такое отношение к жизни кроется в стиле мышления, согласно которому все неудачи являются случайностью и быстро проходят, а положительные события вполне естественны и закономерны. Благодаря подобным мыслям оптимисты гораздо легче сходятся с другими людьми, у них много друзей, поскольку любой человек всегда тянется ко всему прекрасному и жизнерадостному.

Кто такие пессимисты?

Пессимисты отличаются негативным взглядом на жизнь и во всем видят плохое. Отсюда и понятие термина pessimus – от латинского «наихудший». Живется пессимистам намного сложнее, чем оптимистам, так как их негативные взгляды на мир часто приводят к депрессиям, унынию и отталкивают окружающих. Таким людям свойственна низкая работоспособность и слабая жизненная энергия. Они теряются перед любой проблемой, а каждая неудача воспринимается ими как конец света. Любой пессимист скажет, что успех в чем-либо – это чистая случайность, а во всех его неприятностях виноват не он сам, а его близкие и друзья. Из-за постоянного пребывания в унынии пессимисты страдают от стрессов, часто болеют, у них повышается уровень адреналина в крови и растет артериальное давление. Жалобы на свою жизнь, бедствия в обществе, политические проблемы в стране – обычное явление для пессимиста.

Какая разница между оптимистами и пессимистами?

Понять разницу между оптимистами и пессимистами можно по простому примеру с сосудом, наполовину наполненному водой. Первые считают, что этот сосуд наполовину полон, вторые – что наполовину пуст. Пессимисты способны более трезво оценивать ситуацию, в то время как оптимисты склонны к поверхностному мышлению. Пессимисты никогда не переоценивают своих возможностей, потому им удается лучше прогнозировать свои взлеты и падения.

Оптимистический взгляд значительно выигрывает у пессимистических мировоззрений, но имеет ряд недостатков. Люди с таким складом мышления смотрят на свою жизнь как на череду побед и доказательство собственного прогрессивного роста, поэтому никогда не обращают внимание на временные проблемы, даже если они представляют риск для их жизни или благополучия. Пессимисты же лучше контролируют ситуацию и редко ошибаются в своих суждениях. По мнению многих ученых, у пессимистичных людей более развит интеллект–они хоть и печальнее, но мудрее. Пессимистам стоит научиться радоваться жизни, а оптимистам – более реально смотреть на многие вещи. Наиболее ценной считается способность находить «золотую серединку», стараясь не преувеличивать свои проблемы и не тешить себя иллюзорными представлениями о мире и других людях.

7.Упражнение «Откровенно говоря…»

Цель : укрепить групповое доверие к окружающим, снять внутреннее напряжение, страхи, быть откровеннее, формирование способов поведения в сложной ситуации.

Время : 15 минут.

Материал : карточки с незаконченными предложениями.

Инструкция : перед вами в центре круга лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить и брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними. Если члены группы почувствуют неискренность кого-либо из участников, ему придется взять другую карточку с новым текстом и ответить еще раз.

Примеры карточек:

Я весь вечер провел в одиночестве, и это плохо, потому что…

Я весь вечер провел в одиночестве, и это хорошо, потому что…

Я поссорился с другом, и это плохо, потому что…

Я поссорился с другом, и это хорошо, потому что…

Я поссорился с родителями, и это плохо, потому что…

Я поссорился с родителями, и это хорошо, потому что

Я поссорился с лучшим другом, и это плохо, потому что…

Я поссорился с лучшим другом, и это хорошо, потому что..

Меня обвинили в воровстве, и это плохо, потому что…

Меня обвинили в воровстве, и это хорошо, потому что…

Анализ упражнения :
Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?
Узнали ли вы что-нибудь новое об участниках
группы?
Какой вывод мы можете сделать из данного упражнения
?

8. Упражнение «Прощание с...»

Время:15 минут.

Цель: коррекция реагирования на негативные переживания, эмоции, чувства.

Материалы: белый лист бумаги (А-4), карандаш, краски, стаканы для воды, емкость с водой.

Инструкция: У каждого человека есть чувства, эмоции, переживания, которые не дают ему спокойно жить, от которых он хотел бы избавиться. Сейчас я каждому из вас предлагаю определить чувство, эмоцию, состояние, с которым он хотел бы проститься. Вспомнить это чувство или состояние. Положите перед собой лист А-4, закройте глаза и нарисуйте контур (если вы «правша», рисуйте левой рукой, и наоборот). Скомкайте этот лист, что есть силы, окуните его в воду, намочите полностью, «искупайте» как следует. Разверните лист бумаги и с помощью красок создайте новый образ. Далее каждому участнику предлагается взять небольшие листы бумаги, карандаши и внимательно рассмотреть все созданные картины. То, как они «отзовутся», записать на отдельном листе и оставить рядом с соответствующим рисунком.

Затем каждый может посмотреть, что ему написали. Следует разложить листы с надписями от наиболее приятного к менее приятному и проанализировать 3 последних. Часто это вытесненные чувства, которые не позволяют участнику «допрожить» и отпустить проблемную ситуацию.

Анализ упражнения:

Как изначально называлось чувство, с которым вы работали?

Как называется теперь?

Какой отклик у вас нашел этот рисунок?

О чем из вашей жизни рассказывает этот рисунок?

9.Упражнение «Выбор».

Время:10 минут

Цель: способствовать осознанию разнообразия физических и психологических особенностей человека, активизация использования учащимися своих внутренних ресурсов.

Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент–повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1.Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

2.Говорите себе: «Бывает»-и съедаете пустой пончик.

3.Съедаете что-то другое.

4.Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Юлия Каюмова
Тренинг «Искусство позитивного мышления»

Тренинг

«Искусство позитивного мышления »

Актуальность

В современное время стресс, тревога, боязнь неудачи и часто - заниженная самооценка, крепко вошли в нашу жизнь. Людям кажется, что замкнутый круг проблем, и нескончаемая депрессия будут преследовать их до конца.

Мы смотрим вокруг и видим усталых, невеселых, порой и озлобленных людей. Они ведут неинтересную жизнь : ссорятся между собой, имеют массу семейных проблем, а так же проблемы на работе. Основной причиной является – жизненный настрой. Если он не положительный, то и жизнь в таких же красках – отражение нашего отношения к ней.

Также негативно влияют установки родителей на ребенка «ты должен быть отличником» , «Ты ничего не умеешь» , «ты ничего не добьешься в жизни» , и даже часто ставят в пример другого, более успешного ребенка. Все это влияет на будущее. Эти отрицательные установки обычно проявляются в более старшем возрасте. Но можно изменить ситуацию в лучшую сторону. Для этого и существует позитивное мышление .

Позитивное мышление влечет за собой позитивную жизнь . Это предполагает, в свою очередь, умение совершенствоваться.

Цель : сохранение и укрепление психологического и социального здоровья учащихся, формирование основ толерантной коммуникативной культуры, овладение навыками позитивного мышления и умением применять полученные знания в жизни.

Задачи :

Раскрыть учащимся психологическое содержание понятий «позитивное и негативное мышление » , «коммуникативная толерантность» ;

Показать значение позитивного мышления для жизни и здоровья человека;

Способствовать осмыслению ценности позитивного мышления ;

Способствовать развитию креативности;

Способствовать овладению навыками позитивного мышления , используя созданный группой алгоритм.

Продолжительность : тренинг рассчитан на 1 ,5 часа.

Материалы и оборудование :

Клубок толстых мягких шерстяных ниток пастельных тонов;

Бумага формата А 4 на каждого учащегося, карандаши, ручки.

Ход занятия

Упражнение № 1 «Комплименты в круге»

Цель : развивать умение замечать положительные качества в людях, выражать это в доброжелательной и приятной форме.

Педагог-психолог : Добрый день! Сегодня мы начнем наше занятие с приятных слов другому человеку о его умениях и достоинствах. Вы, конечно, помните, как называются такие слова? Совершенно верно, комплимент. (Педагог-психолог начинает, дети подхватывают игру : протягивая нить и передавая друг другу клубок, говорят друг другу комплименты.) Все комплименты сказаны? Никого не забыли? Попробуйте теперь тихонько потянуть нить. Что вы чувствуете? (Чувство своих партнеров, все мы связаны друг с другом, мы одно целое, между нами образовалось что-то общее.) Да. А чем мы с вами связаны, что сейчас нас так объединило? (Хорошие, добрые слова) . Верно. А пока слова не сказаны вслух, как они называются (Наши мысли.) Значит, сейчас мы связаны добрыми, положительными мыслями друг о друге!

Посмотрите, я послала в круг добрую мысль, и ко мне она вернулась, пускай и выраженная другими словами. Как вы думаете, улучшилось у меня настроение, прибавилось ли у меня положительной энергии, силы? А у вас? А теперь, представьте, что я послала бы кому-то из вас нехорошую мысль (насмешку, обиду, раздражение и др.) и у вас в руках сейчас черная нить. Как вы думаете, что бы я получила из круга обратно? Да, скорее всего, я бы сейчас держала два черных конца нити. Как бы это отразилось на мне? (Плохое настроение, неуверенность в себе, отрицательная мысль об окружающих, может быть, ухудшение здоровья, если это состояние будет долгим). Давайте смотаем наш клубочек светлых мыслей и обобщим наши рассуждения.

Вопросы для обсуждения :

1. Почему важен положительный эмоциональный настрой, уверенность в себе, положительные мысли об окружающих, принятие чужого мнения, даже если оно расходится с вашим и. т. ?

2. Почему важно уметь общаться друг с другом (обладать толерантной коммуникативной культурой?

Лекция : Позитивное мышление – это дорога к свободе, к новому уровню жизни, к успеху и личностному росту. Каждый человек может стать успешным творцом своего будущего. Ведь наше будущее это только мысленный образ, идея, которая пока не имеет реализации и формы в материальном мире. Каждый человек изначально обладает всем необходимым, чтобы быть счастливым, любимым и успешным. Наше будущее – это результат нашего мышления сегодня . Поэтому практика позитивного мышления – это тот самый инструмент формирования реальности, который способен изменить нашу жизнь к лучшему.

Какой он позитивно-мыслящий человек ?

Наверняка Вы хотя бы раз в жизни встречали человека, удивительно спокойного и уверенного в себе. В его движениях нет спешки, в словах нет грубости. На его лице обитает легкая ненавязчивая улыбка. Такого человека любят дети и животные, они будто чувствуют какую-то исходящую от него неведомую силу, глубокую и бесконечную, теплую и добрую. Глядя на такого человека, Вы можете ощутить его необычайную уравновешенность. Будто бы он знает об этом мире что-то, чего не знаете Вы. Какой-то секрет, дающий ему абсолютное спокойствие и свободу от волнений и тревог. Причем, его социальный статус и материальное положение абсолютно никакой роли не играют.

Если с таким человеком и случается неприятность (понятие, кстати, тоже весьма субъективное, он в первую очередь спрашивает себя - что хорошего мне несет случившееся? Ведь любая проблема имеет две стороны. Обычно мы почему-то видим только темную. А человек с позитивным мышлением знает , что есть и светлая, и ее он и ищет в жизни. Ищет и находит!

Позитивное и негативное мышление – это проявление характера человека. И этот характер надо формировать. Быть позитивным , как и любое другое искусство , требует постоянного развития. Никто не может говорить на другом языке, до обучения или практики в течение некоторого времени. Нетренированные люди не могут поднимать большой вес, бегать или плавать как спортсмен.

Сказать, что всё будет хорошо, улыбаться без причины или игнорировать проблемы и трудности, без попыток их решить, не значит быть позитивным . В настоящее время это называется непрактичность. «Все хорошо» - это безответственное мышление , потому что человек находится в иллюзиях, но при этом идет тенденция к ухудшению, а человек не хочет этого видеть.

Позитивные люди действуют , а не просто мечтают. Они ищут возможности и решения и не ищут того, кто повинен в их неприятностях. Они не живут своими проблемами, не испытывают к себе жалости и не являются жертвами.

Позитивное мышление в трудные времена

Когда наступают нелёгкие времена, приносящие бедствия, несчастья и лишения, что хорошего может произойти, если вы испытываете уныние, становитесь негативным и считаете себя несчастным? Почему обстоятельства и ситуации должны влиять на ваше настроение и душевное состояние? Позитивное мышление не растворит сложившиеся обстоятельства и условия, как по мановению волшебной палочки, но с позитивным отношением можно улучшить ситуацию, и в большей степени контролировать состояние вашего ума, ваши реакции и поведение.

Вы можете продолжать думать о проблемах, с которыми вы сталкиваетесь, и даже страдать, но вы так же можете отказаться от того, чтобы обстоятельства влияли на ваш разум слишком сильно. Вы не всегда можете контролировать внешние обстоятельства, но вы можете изменить своё отношение и мышление .

Позитивное мышление достигнуть не так просто, особенно людям, находящимся в трудных ситуациях. Эта идея не может возникнуть в их разуме с парочкой позитивных мыслей . Некоторые люди не позволяют событиям влиять на их разум, поэтому, они меньше страдают и испытывают больше счастья. Даже людям, живущим на уровне выживания необходимо позитивное мышление , с тем, чтобы они могли улучшить своё положение, пусть и незначительно.

Даже в разгар войны человек может думать о мире. Даже в условиях катастроф, люди могут видеть свет и искать утешение. Вы можете жить в страхе и негативных ожиданиях, но можно попытаться сделать всё лучше, несмотря на обстоятельства. Это вопрос выбора.

Влияние мыслей

Влияние мыслей проявляется незаметно. Надо только помнить, что позитивными или негативными мыслями каждый уже сейчас вносит вклад в формирование своего качества жизни. Игнорировать свои переживания - дело неблагодарное. Когда мы честны с собой, мы получаем возможность работать с этими качествами. И достигать каких-то сдвигов, получать реальные результаты, меняться. Позитивное мышление не в том Позитивное мышление в том , чтобы смотреть туда, куда нужно, и делать то, что следует. А чтобы что-то сделать реально, обычно глупо составлять списки чего у меня нет, надо быстро сориентироваться, чем ты владеешь, каковы твои ресурсы.

Позитивное мышление соединяет в себе элементы и позитива , и конструктива.

Позитивное мышление помогает спокойному , конструктивному реагированию на свои и чужие ошибки, строить грамотную критику, осуществлять мотивацию и поддержку. Позитивное мышление - один из важнейших инструментов и важный этап в развитии личности, залог делового успеха, межличностной и внутренней гармонии .

При этом, позитивное мышление должно быть реалистичным, конструктивным и ответственным. Если вам нездоровиться, у вас высокая температура и тяжелый кашель, вы можете свое состояние интерпретировать по разному, от "Ужас, я умираю" до "Все в порядке, начинаю лечиться". Второе, позитивное отношение - полезнее и для здоровья, и для души. Однако рассказывать себе и другим, что это вообще все ерунда, отказываться полоскать горло и сидеть неодетым на сквозняке - это другое. Это не позитивное мышление , а глупость и безответственность.

И у каждого из нас есть возможность выбора каждый день, каждую минуту. Мы сами принимаем решение, в какой цвет раскрасить свой сегодняшний день и всю свою жизнь. Мы сами решаем : стакан, наполненный наполовину, - он наполовину пустой или наполовину полный? Как отреагировать на каракули в гостиной -приступом ярости или хохота? Как воспринимать увольнение с работы - как крах всех надежд или как внезапно открывшиеся новые горизонты?

И так во всем, без исключения. Просто сделайте свой выбор. Найдите у себя в душе точку опоры, раскрасьте свою жизнь в яркие светлые тона, ведь это Ваша жизнь. И тогда, скорее всего, Вы перестанете задумываться над темой позитивного мышления , - это просто станет Вашим образом жизни.

Почему позитивное отношение к жизни так важно?

позитивное мышление вызывает позитивные чувства и эмоции : счастье, радость, удовлетворенность собой, умиротворение, в то в время как негативное мышление вызывает в основном , негативные эмоции : страх гнев, ревность, разочарование, уныние;

Положительные эмоции влияют не только на на психологическое здоровье, они укрепляют иммунитет, повышая устойчивость к болезням; практикуя упражнения позитивного мышления вы сможете избавиться от ряда заболеваний, вызванных негативными установками и переживаниями;

Оптимизм заразителен – вы сумеете легче привлекать в свою жизнь нужных и более позитивно настроенных людей , что приблизит вас к достижению целей;

позитивный настрой повышает вашу энергетику и приближает к осуществлению ваших желаний, в том время как негативное мышление запускает противоположные процессы

Оптимистическое (позитивное ) мышление - тип мышления , где при решении жизненных задач человек видит преимущественно достоинства, а не недостатки; удачи, успехи и жизненные уроки, а не ошибки и невезение; цели и задачи, а не проблемы; возможности, а не препятствия; свои желания и ресурсы, а не нужды и потребности.

Позитивное мышление не в том , чтобы не замечать негатива. Позитивное мышление в том , чтобы смотреть туда, куда нужно, и делать то, что следует. А чтобы что-то сделать реально, обычно глупо составлять списки, чего у меня нет, надо быстро сориентироваться чем ты владеешь, каковы твои ресурсы.

Упражнение № 3 Таблица

Цель : формирование положительного отношения к себе, принятие себя.

Педагог-психолог : «Сейчас каждый из вас начертит таблицу. Для этого возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1,2,3,4.» Далее подростки работают индивидуально с таблицами : в квадрате

1 квадрат – вписать пять ваших положительных качеств;

3 квадрат – пять ваших качеств, которые вам не нравятся;

2 квадрат – посмотреть на качества, вписанные в кв. 3 и переформулировать их так, чтобы они стали выглядеть как положительные (с точки зрения ваших друзей) ;

4 квадрат – посмотреть на качества, вписанные в кв. 1 и переформулировать их в негативные (с точки зрения ваших врагов) .

Педагог-психолог : «А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4, и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой вы замечательный человек! И наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2, и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! Посмотрите в целом на таблицу. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения : друга и врага. Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву «Я» .Затем закрыть ладонью кв. 1 и 2. Какой вы замечательный человек! Закрыть кв. 3 и 4. Теперь посмотреть на весь лист в целом. На самом деле одни и те же качества. Только с разных точек зрения. А теперь нарисуйте на пересечении кв. круг и впишите в нем букву «Я»

Обсуждение. Какое впечатление произвело на вас это упражнение? Какие качества было записывать и переформулировать легче, какие труднее?

Ведущий : «На самом деле, нет плохих и хороших качеств. Есть ситуации, в которых тоже качество мешает, а есть ситуации, в которых тоже качество помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы сможем сами управлять их проявлениями, вместо того чтобы подчиняться им. Тогда мы сможем сказать : «Я использую свое качество, а не качество использует меня» . А теперь подумайте : как относитесь к другим людям? Есть ли люди, к которым вы относитесь как к квадратам 3, 4?»

Упражнение № 5. Методики развития позитивного мышления

Педагог-психолог : Мы с вами рассуждали о том, что есть мысли положительные, добрые, хорошие о себе и окружающих, которые несут улучшение настроения, заряд бодрости, здоровья, увеличение сил не только психических, но и физических. Такое мышление называется положительным или «позитивным » . А если мы «переносим» позитивное мышление на взаимоотношения с другими людьми, то мы говорим о толерантной коммуникативной культуре, что же это такое (это терпимость человека к другим людям, способность принимать их такими, какие они есть, без возникновения агрессивных защитных действий, умение принятии их точку зрения, даже если она расходиться с вашей? Есть мысли отрицательные, плохие, недобрые, приносящие себе и другим людям не только плохое настроение, неуверенность в себе, недоверие к окружающим, но и ухудшение физического здоровья, если эти мысли надолго «застрянут» у нас в голове. Такое мышление назовем отрицательным или «негативным» . Наверное, каждый из нас когда-нибудь испытывал на себе действие и тех, и других мыслей? Тогда вам, наверное, знакомо состояние, когда трудно прогнать от себя дурные мысли и настроиться на хорошее, «позитивное » мышление ?. (Да) . Может быть, у кого-то из вас есть свой способ изгнания «негативных» мыслей из головы?

Упражнение «Дневник» .

Если у вас преобладают негативные взгляды и установки в жизни, то помочь их изменить поможет ведение дневника. Возьмите за правило, что каждый день, на протяжении, как минимум 1 месяца, вы будете вести дневник. Если дневник будет красиво оформлен и вызывать приятные ощущения от внешнего вида, то это только добавит вам удовольствие от выполнения следующей ежедневной тренировке позитивного мышления .

1. Радостные события. Записывайте сюда фрагменты жизни, которые вас приятно удивили, рассмешили, доставили массу удовольствия. Описывайте свои чувства, переживания, передайте краски! Пусть это будет экстремальный полет на тарзанке в борьбе со страхом высоты или удивительный подарок, врученный вам на день рождения, который вы никогда не забудете. А может. какой-нибудь до умопомрачения нелепый и курьезный поступок вашего лучшего друга, над которым вы хохотали еще не одну неделю. Помните, в тяжелые для вас дни эта книжечка станет настоящим спасательным кругом. Просто откройте ее и улыбнитесь.

2. Успехи/Удача. Здесь вы записываете ваши удачи (в чем вам сегодня повезло) и успехи (то, чего вы добились, что у вас получилось) . Многие люди запоминают в первую очередь свои ошибки и промахи, постоянно к ним возвращаются, игнорируя и не замечая свои удачи и успехи. В результате у них складывается искаженное представление о себе, как о неудачнике.

Полезно записывать все хорошее, все что вас радует : ваши удачи (в чем вам сегодня повезло) и ваши успехи - то, чего вы добились, что у вас получилось. Не обязательно вести записи успеха много лет. Но хотя бы месяц - хорошо. Наладили уверенность в себе - и занялись другими, более практичными делами!

Упражнение «+5» .

Суть этого упражнения очень проста : необходимо сделать ревизию всех негативных событий, который занимают ваш разум. Для каждого негативного события нужно найти 5 выгод, 5 положительных сторон конкретной проблемы.

Это поможет вам переключить ваше внимание с проблемы на другие стороны ситуации и поможет быстрее найти ее решение.

Упражнение «Будьте Благодарны» .

Благодарность обладает колоссальной силой.

Благодарите абсолютно за все что, есть в вашей жизни, даже за трудности и разочарования, ведь они делают вас сильнее, обогащают ваш жизненный опыт.

Посмотрите на свою жизнь с точки зрения того, что у вас уже есть, а не с точки зрения того, что чего не хватает

Ежедневно находите и записывайте 5 положительных моментов своей жизни, за которые вы испытываете благодарность. Такое простое упражнение научит вас держать фокус на положительных сторонах происходящего.

Визуализация «Заряд мотивации» .

Не секрет, что наш разум работает и мыслит посредством образов. Образы влияют на все, что нас окружает : на то, что чувствуем, что мы делаем, как достигаем своих целей, как строим отношения с окружающими людьми.

«Воображение важнее знания» – слова Эйнштейна. Чем более позитивные картины вы будете рисовать в своем воображении, тем больше хорошего ста нет проявляться в вашей жизни. Сначала идея, потом воплощение. Секрет визуализации прост – создавая в своем уме позитивные образы своей жизни и самих себя, мы влияем на свое сознание.

Есть еще одно условие – только регулярные, ежедневные занятия визуализацией дают ощутимый эффект, помогают настроиться на позитивное мышление в будущем и навсегда. Правда в том, что визуализация не работает только у тех, кто делает ее от случая, к случаю, и ждет мгновенных результатов : сегодня помедитировал – завтра стал миллионером.

Нарисуйте себя сегодня, через какое-то время. Что вас окружает, какое у вас настроение, кто с вами рядом, чего вы достигли.

Цель : научиться вдохновляться на достижение задуманного. Эта практика позитивного мышления поможет вам не свернуть с намеченного курса.

Закройте глаза, постарайтесь полностью расслабиться, а затем представьте себя будущего. Например, себя через пять лет. Если у вас есть цель, то наверняка перед вами будет человек, который ее уже достиг. Представьте, насколько он счастлив, что достиг задуманного, как изменилась его жизнь, внешний облик. Обратите внимание, как вы в будущем одеваетесь, какие эмоции преобладают на вашем лице. Вообразите, что ваша личность из будущего стоит напротив вас настоящего.

А теперь вообразите, что вы настоящий входите в себя будущего, словно призрак вселяетесь в его тело. Ощутите ту гамму эмоций, которую испытывает ваша будущая личность. Почувствуйте, что не он, а вы обладаете желаемым, достигли своей цели, исполнили мечту.

Выйдите из него. Сконцентрируйтесь на том, что ваша личность будущего стоит напротив вас. Попросите несколько советов, которые помогут вам стать таким же.

После этого выйдите из визуализации, запишите эти советы на бумаге и следуйте им. Это действительно очень ценные рекомендации, поскольку их дало ваше подсознание, а ему всегда известно, как будет лучше для вас.

Упражнение 6. «Портрет»

Педагог-психолог просит ребят подумать, какие качества в других людях, по их мнению, достойны уважения, затем поразмышлять над тем , присутствуют ли они в них самих. Можно «нарисовать» свой «портрет» сверстника, учителя, родителя, который вызывает уважение у большинства учащихся.

Обсуждение итогов

Педагог-психолог : Итак, на этом занятии мы узнали о том, каким может быть наше мышление . Кто назовет новые понятия, с помощью которых мы можем повлиять на наше здоровье? Почему для человека важно позитивное мышление и почему вредны негативные мысли? Какая сила помогает человеку избавляться от негативных мыслей? Что питает мысль и делает ее сильнее? (Воображение, фантазия.) Верно. Как (при каких обстоятельствах) вы можете использовать полученные знания?

Педагог-психолог : Давайте в конце нашего занятия придумаем свой способ избавления от негативных мыслей и контроля над своим мышлением .

Педагог-психолог с помощью наводящих вопросов помогает выстроить алгоритм контроля над своим мышлением . Например, такой :

Отметить, если мысль нехорошая;

Подключить силу воли, чтобы не подпитывать негативную мысль воображением и размышлением над ней ;

Призвать на ее место противоположную по значению позитивную мысль ;

Усилить позитивную мысль с помощью воображения и размышления над ней ;

Обратиться за помощью к взрослому (родителям, психологам, педагогам, если сам не можешь справиться;

Изменить свое отношение к ситуации, если не можешь изменить её;

Дети могут создать и свой алгоритм. Педагог-психолог поддерживает и помогает оформить его в слова.

Мне бы хотелось поблагодарить вас за занятие, за ваши мнения. Я уверена, в том, что в дальнейшем этот алгоритм и рекомендации, которые мы совместно разработали в течение нашей работы, помогут вам стабилизировать эмоциональное состояние, и позволят сохранить и укрепить здоровье.

Упражнение №7 «Дружеский привет»

Цель : позитивное утверждение личности, интеграция эмоционально положительного опыта, полученного на занятиях.

Инструкция : Каждый участник обрисовывает свою ладошку на листе бумаги, лист подписывается. Далее участники передают листы по кругу и пишут в каждой «ладошке» свое искреннее пожелание ее хозяину. Форма выполнения произвольная. Психолог тоже может остановиться на каждом подростке и дать каждому положительную обратную связь, пожелания на будущее.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь