Развитие мелкой моторики у детей: мифы и правда о пальчиковых играх, как правильно проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры с дошкольниками, упражнения для развития мелкой моторики, массаж рук и пальчиков для самых маленьких.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям. Ведь сейчас малыши, к сожалению, мало тренируют движения пальчиков рук: на одежде и обуви — липучки вместо пуговиц или шнурков (так нам, взрослым, удобнее и быстрее), на играх кнопочки, мало кто из детей вышивает, шьет или вяжет, выпиливает или выжигает, помогает маме перебирать крупу, вытирать пыль, мыть игрушки или стирать кукольные принадлежности. Эта смена жизненной ситуации развития детей дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики руки, которая ранее развивалась в быту, незаметно, без специальной тренировки. Сейчас же развитие мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий с малышами.
Считается, что любое упражнение, развивающее мелкую моторику, развивает речь и мышление. Ребенок не говорит или плохо говорит? Собирайте мозаики, шнуруйте, и речь появится! Хотите, чтобы малыш хорошо развивался? Развивайте пальчики, и мозг будет развиваться намного эффективнее. Но это не так или не совсем так. Давайте попробуем разобраться и отделить правду от мифов. А также узнать, как использовать упражнения для развития мелкой моторики, чтобы они действительно развивали наших малышей.
Уже классическим стало утверждение о том, что развитие руки помогает развитию речи ребенка дошкольного возраста и развивает мышление. И всем воспитателям и логопедам известны слова М.М. Кольцовой «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Это положение вошло в педагогику в 70-ые годы 20 века и обосновано как результатами проведенного эксперимента с детьми, так и анатомией головного мозга (моторный центр речи Брока и центр, руководящий пальцевой моторикой расположены рядом).
Но всегда встречались и встречаются семьи, в которых очень много занимаются с детьми развитием мелкой моторики, покупают специальные игрушки и пособия (шнуровки, сортеры, бусы) но результат не радует, и сдвига в развитии речи и мышления почему-то не происходит.
И есть другие семьи, где специально вроде бы развитием мелкой моторики не занимались и на занимаются, ребенок просто лепит, рисует, играет, помогает маме по дому, а с мелкой моторикой всё в порядке, да и малыш явно очень сообразительный и с хорошо развитым мышлением и речью.
Значит, специальные игры не панацея? Или – тут появляется крамольная мысль – мы их не так проводим? И чего-то явно не знаем? Да, это действительно так!
Ведь пальчиковые игры и упражнения – это лишь инструмент. И надо еще уметь им пользоваться! Ведь и другими инструментами мы учимся пользоваться – учимся играть на скрипке, шить на швейной машине или вязать крючком. Если же мы без обучения и без специальных знаний попробуем играть на скрипке Паганини, из этого не получим нужного результата.
А основа моего рассказа – это научные исследования развития ребенка. Я очень советую специалистам познакомиться с ними в книге «15 мифов о детской речи». Авторы книги Олег Игоревич Ефимов – детский невролог и Виктория Леонидовна Ефимова – кандидат педагогических наук, логопед. Книга вышла в издательстве «Диля» в этом году.
А для неспециалистов – заинтересованных родителей и педагогов — я дам самые важные рекомендации в этой статье. И поделюсь тем, что знаю и использую в работе с детьми.
Первый факт. Итак, с чего всё началось. В 70-ые годы проводилось исследование развития детей младенческого возраста. Детей из Дома ребенка разделили на три подгруппы. Одна подгруппа детишек сидела в манеже, вторая могла спокойно ползать по групповой комнате. А третья подгруппа собирала пирамидки, нанизывала бусины и занималась другими упражнениями по развитию мелкой моторики с экспериментатором. И дети третьей подгруппы значительно превзошли своих сверстников в развитии, у них произошел резкий скачок в развитии речи. Получается, что «занимайся развитием мелкой моторики – и всё будет хорошо»? Но это не так.
Второй факт. Автором книги В.Л. Ефимовой был проведен другой эксперимент в детском доме в 2001 году. И дал он совсем другой результат. Оказалось, что дети в детдоме уже в полтора года сами едят суп ложкой, сами застегивают пуговицы на одежде, с ними очень много занимаются – они бесконечно собирают пирамидки, вкладыши, сортируют. Но при этом… не говорят!!! В чем причина? Может быть, мы не так общаемся с малышами? Или пальчиковые игры действительно так сильно не влияют на развитие речи и мышления? А повлияло на результат предыдущего эксперимента то, что с этими малышами просто начали общаться? А все другие подгруппы деток не имели такого общения со взрослым-экспериментатором, поэтому и отставали в развитии?
Третий факт. Оказывается, ответ на вопрос нам может дать не педагогика, а физиология! Ученые доказывают, что в раннем возрасте первичным центром речи у детей является отнюдь не центр Брока, а передняя часть поясной извилины, и значит… развитие пальчиков не влияет прямо на развитие ребенка!?
А что же тогда влияет? Лимбическая система – это центр эмоциональной жизни человека! Значит, влияет все-таки в первую очередь общение со взрослым? Ведь мы знаем, как быстро малыши схватывают информацию в состоянии радости и интереса.
Современные биологические исследования дают возможность предположить, что зоны Вернике и Брока созревают не ранее третьего – четвертого года жизни ребенка (как мы помним именно близость этого самого центра Брока к центру управления моторикой дала возможность ранее ученым предположить большое влияние пальчиковых игр на развитие речи малышей).
Научные работы в этом направлении еще ведутся, а что же делать в это время нам???
Четвертый факт. Ответ на все вопросы! И ключ для педагогов и родителей!
Оказывается, важен не факт проведения пальчиковых игр и упражнений, а то, КАКИЕ упражнения и КАК проводятся с малышом. И поэтому либо будет результат таких игр и упражнений, либо его не будет!И зависит это от того, задействовано ли в пальчиковых упражнениях и в играх для развития мелкой моторики моторное планирование. Что это такое?
Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. А моторное планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное.
Дорогие читатели, кто был на нашей апрельской «Мастерской развивающих игр» — помните первый вебинар про механизмы развития малышей. И понятие «зоны ближайшего развития»? Вот об этом сейчас речь и идет. Для тех, кто не был на вебинаре – по многочисленным просьбам я сделала рассылку, в которой Вы можете бесплатно получить его запись. Для этого нужно подписаться в форме подписки после статьи.
Известно, что у всех детей с проблемами в развитии именно моторное планирование плохо развито. И именно в этом корень всех бед во многих случаях отставания в развитии. Но как же оно может быть плохо развито, если у малыша дома куча развивающих игрушек для развития мелкой моторики, есть и пирамидки, и шнуровки, и бусы для нанизывания? В чем ответ?
Как мы уже знаем, моторное планирование появляется в случае новых задач, новых непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий. Здесь ключевое слово – новый, непривычный! Когда ребенок уже наизусть знает эту свою единственную пирамидку, но много раз ее собирает, даже быстро собирает на радость всем взрослым — это не новое действие! Здесь нет моторного планирования! Когда он играет в одну и ту же шнуровку – это тоже не моторное планирование, а уже почти навык. Ведь такая игрушка уже не является для него новой, а является привычной! Когда он видит много дней одни и те же карточки, с которыми взрослый производит одни и те же действия – здесь тоже нет моторного планирования! А именно моторное планирование обеспечивает развивающее действие упражнений!
Итак, какой же вывод. А где найти наш Ключ к успеху?
Раньше в детских садах были специальные пятиминутки пальчиковой гимнастики перед завтраком — каждый день! Это было, когда я начинала работать, и очень хорошо это помню. Малыши делали один и тот же комплекс пальчиковой гимнастики в течение одной недели как минимум, пока его полностью не осваивали. С каждым днем у них получалось все лучше и лучше. Сейчас уже много лет таких регулярных минуток в обычных детских садиках, увы, нет или почти нет. А пальчиковая гимнастика существует как фрагмент занятий с детьми, и почти всегда упражнения детям даются в разные дни недели разные! И бывает, что упражнения даются слишком легкие для детей, которые у них и так легко получаются! А ведь именно в регулярном постепенном освоении сложных движений заключается суть такой гимнастики.
Секрет успешных занятий по развитию мелкой моторики уже известен. А теперь давайте разберемся, что включается в развитие мелкой моторики и какие упражнения нужны ребенку.
Зачем нужно развивать мелкую моторику? В чем проблема современного общества и почему раньше ее специально не развивали, и у детей проблем не было? Чем вредны длинные мультики? Что такое ниткопись и как ей заниматься с детьми? Об этом Вы узнаете в видео первого образовательного канала.
Умение совмещать два предмета или две части одного предмета (вкладыши, сортеры, пирамидки, матрешки и другие подобные игрушки).
Сначала эти движения неуклюжие, с ошибками, а со временем становятся всё более тонкими и четкими. Важно также умение подражать тем движениям, которые показывает взрослый.
Развиваются эти умения не только в процессе специальной пальчиковой гимнастики, но и:
Массаж рук делается самым маленьким деткам. Он неспложен. Вот методика такого массажа, данная О. Приходько
Советы:
1.Резиновая груша
(продается в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.
2.Разминание пластилина.
Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее чем мягкий импортный.
3.Игра с изюмом – всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи.
Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!
4.Нанизывание колец на стержень пирамидки (развитие соотносящих движений рук).
Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание– даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!
5.Упражнения с бумагой:
1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.
Важные советы:
— Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место.
— Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.
— Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.
3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)
4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.
6. Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки). Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.
7. Сортировка мелких предметов – очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.
Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).
Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.
Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.
Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.
8. Пересыпание. Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу). Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
9. Использование столовых приборов – ложки, вилки. Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.
10.Разворачивание завернутого в бумагу предмета – сюрприза – «Что там?» Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.
11.Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.
Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:
— Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как Вы захватываете предмет.
— Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!
— В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.
12.Конструкторы. Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.
13. Наматывание. Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину
14. Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями. Очень хорошую идею для нанизывания я увидела в детском саду «Солнышко» в Москве. Педагоги этого детского сада собирают старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Этот корпус распиливается на части. Получаются разноцветные «трубочки», которые нанизывают на шнурок.
Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.
15. Перелистывать страницы книги по одной. Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.
Покажите малышу книгу. А на следующую страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть приподняв страничку.
16. Игры – шнуровки (пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки). Но эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.
17. Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки.
Хотя чаще всего в современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек решается с помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый этап. Дальше малыш тренируется делать это в жизни в быту.
На одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом человеке, чем на себе.
Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.
Уже в раннем возрасте малыш может сам снимать и надевать шапку, протягивать ручки при надевании свитера, надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки, снимать ботинки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать расстегнутые штанишки, пальто, куртку – и это тоже вклад в развитие мелкой моторики малыша, и очень большой вклад.
18. Волчки. Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.
19. Открывать и закрывать баночки (раскручивать и закручивать крышки) Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?
20. Выкладывать фигуры из палочек, из разных видов мозаики.
21. Прокатывание шариков. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).
22. Катание карандаша между ладошками. Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.
Еще о развитии мелкой моторики детей на сайте «Родная тропинка»:
О том, как развивать мелкую моторику у детей с 3 до 7 лет мы поговорим в следующей статье (для детей от 3 до 7 лет). В ней Вы найдете пальчиковые игры, упражнения Марии Монтессори для развития мелкой моторики дошкольников, пальчиковый театр, игры с прищепками, тесты по определению уровня развития мелкой моторики и много других интересных идей.
Перечень «20 самых интересных и необычных предметов для развития мелкой моторики детей» Вы найдете
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
чодураа хомушку
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Что же такое мелкая моторика ?
Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами , передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику , мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.
Актуальность.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то , как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Цель : развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности; совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук , детей дошкольного возраста .
Задачи :
Формировать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- развивать мелкую моторику пальцев , кистей рук;
Улучшить общую двигательную активность;
Содействовать нормализации речевой функции;
-развивать воображение , логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики , которыми можно заниматься и дома.
Игры с пуговицами
Развитию пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Различные виды мозаик или игры с пуговицами, развивают внимание , восприятие.
Рисование по манной крупе, муке, по гречневой крупе
Можно рисовать по манной крупе, муке, по гречневой крупе. Созданная ребенком картина из этих сыпучих материалов является творческим продуктом, и развивает чувственное восприятие, фантазия и воображение.
Собирание разрезных картинок, пазлов, кубиков
Эти игры развивают зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно - двигательную координацию.
Аппликации
При помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика . Ребенок, выполняя аппликации, сможет сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые.
Игры с прищепками
Также можно играть с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.
Перекатывание карандаша в ладонях
Перекатывание карандаша в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.
Рисование и раскрашивание карандашами
Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след. Ребенок должен учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины. В процессе рисования у детей развиваются не только представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, необходимые для развития ручной ловкости , освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки . Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.
В ходе занятий у детей развивается мелкая моторика пальцев и воображение, они учатся координировать движения рук и приобретают новый сенсорный опыт, учатся доводить работу до конца. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, развитию самостоятельности , настойчивости, аккуратности, трудолюбия, формированию умений и навыков в лепке.
Шнуровки
Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера , последовательности действий.
Заданий и упражнений, направленных на развитие очень много , если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Тут главное учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст , настроение, желание и возможности. Наша задача поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не забывать хвалить ребенка.
Систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи , а самое главное- способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Публикации по теме:
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Период работы над темой: 2015-16 учебный год (первый год) Когда предполагается закончить работу над темой: май 2017 г. Форма отчета: творческий.
План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Индивидуальный план самообразования Должность: воспитатель.
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Автор работы воспитатель Береснева Л. И. В последнее время современные родители.
Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – март). Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, посещающих логопункт, воспитатели,.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Трехмесячный малыш вдруг замечает свои ручки. Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе ручки к предмету, привлекшему внимание. Вскоре малыш пробует зацепить одной рукой пальчики на второй и, наконец, возьмется за предмет каждой ручкой по очереди.
Постепенно детские пальчики приспосабливаются хватать подвешенные рядом игрушки. Медленно, но верно дистанция сокращается: младенец достает и ощупывает игрушку, висящую прямо над его рукой, затем – над грудью, и наконец – сбоку от него.
Малыш пробует схватить игрушки, лежа на животе. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, ибо наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.
Без специальных упражнений тут не обойтись. Одни «познакомят» левую ручку с правой, другие позволят активно манипулировать, например, с собственными ножками. Играя, карапуз развивает двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а также координацию тела. Но прежде несколько важных правил:
Малыш сводит обе ручки по средней линии. Захватывает одну ручку другой.
Задача: стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и маминому лицу, а также попытки захватить одну ручку другой.
Объекты: мамино лицо, яркий цветной носочек, браслет из бусин.
Условия: ребенок лежит на спинке.
Занятие 1: весело декламируйте потешку и выполняйте нужные действия:
Обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики.
Перед лицом малыша сводите и разводите его ручки, держа их за локотки.
Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо.
Проделайте ручками ребенка те же упражнения с вашим лицом.
Занятие 2: наденьте на детскую ручку яркий носочек или браслет из бусин. И – начинайте игру со слов веселой потешки:
Приподнимите локоток, чтобы малыш смог увидеть носочек или браслет.
Поводите ручку с предметом перед глазами ребенка, пусть понаблюдает.
После этих слов не спешите продолжать, пусть малыш попробует ухватиться за браслет свободной рукой.
Если это произошло, ваши слова будут радостным заключением игры, если же нет – сами подтолкните вторую ручку ребенка к браслету.
Совет: не забывайте надевать браслет на ручки малыша поочередно.
Результат: ребенок активно тянет ручки вверх, сводит их по центру тела, захватывает одну ручку другой.
Упражнение на развитие мелкой моторики : 2Малыш захватывает рукой свою ножку.
Задача: стимулировать у малыша желание дотронуться руками до ножек.
Игрушки: яркий носочек с бубенчиком.
Условия: малыш лежит на спинке.
Занятие: наденьте на детскую ножку носочек и запевайте потешку.
Соедините стопы ребенка, чтобы он мог рассмотреть свои ножки.
Сводите и разводите стопы так, чтобы позванивал бубенчик на носочке.
Направьте противоположную ручку ребенка к ноге с носочком.
Помогите карапузу схватить носочек.
Советы: надевайте носочек на правую и левую ножку, помогая малышу схватить противоположной рукой; щекочите ножки ребенка, помогайте ему ощупывать пальчики руками.
Результат: малыш активно захватывает правую ногу левой рукой, и наоборот.
Малыш рукой захватывает круглые и квадратные предметы.
Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.
Игрушки: кубики с гранью 4 см и шарики (по три штуки).
Условия: малыш лежит на животе (под грудью у него валик).
Занятие 1: положите перед ребенком шарик и весело скажите:
Малыш взял шарик? Положите перед ним еще один и продолжите:
Малыш взял шарик? Положите третий:
Следите чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика.
Занятие 2: положите перед малышом в ряд три шарика, а между нами кубик и начните словами:
Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Затем предлагайте поочередно оставшиеся шарики.
Занятие 3: вновь положите три шара и кубик (с края). Что бы ни выбрал малыш, помогите захватить это правильно. Предлагайте оставшиеся фигуры.
Занятие 4: выкладывайте шарики и кубики поочередно, наблюдайте, как малыш делает захват, помогайте ему удобно распределить пальчики:
Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими.
Результат: малыш тянется к предмету двумя руками (кисти раскрыты), захватывает его пальцами, поворачивает.
Упражнение на развитие мелкой моторики: 4Малыш хватает прямоугольные и треугольные фигуры.
Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы, а также манипулировать ими.
Игрушки: прямоугольные деревянные брусочки и конусы, по три фигуры каждого вида.
Условия: малыш лежит на животе (под грудь можно подложить валик).
Занятие 1: положите перед малышом брусочек и скажите:
Он взял фигурку? Положите еще один брусочек и продолжите потешку:
Наверняка малыш оставит первый брусок ради второго. Теперь положите третий брусок и закончите игру:
Важно, чтобы малыш, захватывая брусок, распределял пальцы по углам.
Занятие 2: положите перед ребенком три бруска и один конус (он в центре) и вновь «стройте дом»:
Малыш потянется к «крыше». Помогите ему равномерно распределить пальцы по поверхности конуса. Предлагайте поочередно оставшиеся фигуры.
Занятие 3: снова положите перед ребенком три бруска и один конус (он с края). Понаблюдайте, что выберет малыш, помогите захватить предмет правильно. Затем предлагайте ему поочередно оставшиеся фигуры.
Занятие 4: выкладывайте перед ребенком бруски и конусы поочередно, наблюдайте, как малыш берет их, вовремя помогайте ему удобно распределить пальчики по поверхности фигуры:
Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими фигурами.
Результат: малыш тянется к увиденному предмету (кисти рук раскрыты), заранее готовит руку, чтобы удобнее захватить фигуру, захватывает ее всеми пальцами, поворачивает ее в руке.
Надавливаем пальчиками на поверхность игрушки.
Задача: стимулировать у ребенка попытку нажимать на клавиши инструмента, пока не удастся извлечь звук.
Игрушки: игрушечное пианино.
Условия: малыш лежит на животе, перед ним – музыкальный инструмент (под грудь положите валик).
Занятие: сначала поиграйте с клавишами сами. Затем дайте малышу возможность понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой.
Советы: помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу; разожмите детские пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны.
Результат: малыш нажимает пальцами обеих рук на клавиши или ударяет по ним ладошками, извлекая звуки.
Ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую.
Задача: стимулировать у малыша желание перекладывать предмет.
Игрушки: шарик диаметром 3 см.
Условия: малыш лежит на животе.
Занятие 1: протяните младенцу шарик. Он взял его? Начинайте потешку:
Сожмите слегка руку ребенка с шариком, потрясите ею.
Слегка потяните игрушку, чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.
Потеребите игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.
Переложите игрушку в другую руку карапуза или направьте мячик к ней.
Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.
Занятие 2: начало прежнее, изменения в ходе игры появляются со слов:
Детской рукой с шариком коснитесь пальчиков свободной руки.
Продолжайте касаться игрушкой пальчиков. Если они сжаты, расправьте их.
Мягко возьмите шарик из рук ребенка.
Советы: игру можно повторять, увеличивая число «попаданий» в разные ручки; чередуйте предметы, которыми вы касаетесь пальчиков малыша, формируя навык отдавать разные вещи; организуйте «развивающие ситуации», побуждая малыша одной рукой достать игрушку, а другой играть с ней.
Результат: малыш (лежа на животике или сидя) перекладывает игрушку в руках, отдает ее по просьбе взрослого.
Мелочь для развития мелкой моторики
Однажды я прочитала пост одной мамы о том, как она активно занимается мелкой моторикой с малышом, порой находя в подгузнике «сюрпризы», и была в ужасе, ведь каждый из мелкомоторных сюрпризов мог оказаться причиной смерти малыша! Я хочу всех предупредить, что мелкие предметы в дыхательных путях смертельно опасны
и если Вы не готовы не отрывать взгляда от малыша во время занятий мелкой моторикой, лучше подождите до 3 лет
!
При занятиях мелкой моторикой с малышами не забываем про самое важное правило
:
Если у ребенка до трех лет в зоне досягаемости есть предметы менее 5-4 см Ваш взгляд должен быть постоянно прикован к ребенку.
Многие дети действительно это делают, но не все!
Мне повезло — Яна практически никогда ничего не тянула в рот. При первых играх с мелкими предметами я сделала ей несколько предупреждений. Примерно с года такие предупреждения уже не требовались. Порой у нее возникает желание сыпать сыпучие предметы, в том числе на голову. Особенно при знакомстве с новым сыпучим наполнителем. Как правило, после ряда объяснений это желание проходит. Предлагаю попробовать собрать статистику, ответив на вопрос: |
Наполнители-крупы для развития мелкой моторики
Самый первый вопрос у тех, кто только задумался о занятиях мелкой моторикой — «Какой использовать наполнитель?».
В основном всем хочется чтобы он был экономичным и эстетично выглядел.
Я предлагаю ориентироваться на возрастные рамки. Малышу 6-8 месяцев нет смысла предлагать для развития моторики мелкую крупу. Как таковое мелкомоторное развитие в этом случае будет низкоэффективное. Малыш получит порцию тактильных ощущений, но для маленьких ручек
, чувствительность которых еще не развита, мелкая крупа чересчур сложный наполнитель
. Представляете если Вам предложат перебирать крупу в варежках. Это не очень удобно, не так ли? Поэтому начинаем с крупных деталей, постепенно уменьшая их размер.
После того как малыш начинает уверенно держать средние предметы 5-4 см, предоставляем более мелкие.
Крупы и другие мелкие наполнители имеет смысл добавлять, когда малыш начинает учиться держать ложки, лопатки, пересыпать, сеять. Чаще всего этот возраст соответствует 1 году, для малышей с быстрыми темпами развития лучше начинать игры с крупами от 9 месяцев.
Для эстетичных сочетаний у меня следующие ориентиры:
Самые экономичные наполнители и их спутники:
Самый интересный наполнитель (один из наших любимых) — кинетический песок (о нём у меня есть красивый и подробный ). Он приятен во всех отношениях, кроме цены. Разнообразие игр с ним требует отдельного поста:-).
Недостатки и особенности некоторых наполнителей:
Мелкая моторика, по разным источникам, это — движения пальцев или кисти рук и пальцев. К слову, крупная моторика это — движение рук и ног и она не менее важна:-).
Развивать мелкую моторику следует начать с момента когда ребенок научился держать первую погремушку. Для начала предлагаем держать самые удобные легкие и небольшие предметы. Постепенно задачу усложняем — выдаем предметы помельче и предлагаем их потрогать/достать/положить/спрятать/выбрать/отсортировать из различных емкостей и т.п. Игр должно быть очень много потому что большинство являются одноразовыми — надоедают после одной игры.
Для игр с самыми маленькими лучше использовать:
Идеальными вариантами для развития мелкой моторики являются многие предметы, которые есть в каждом доме:
Приведу некоторые наши варианты игр, надеюсь буду оригинальной:
Шарфы и кольца пирамидок отличное начало для развития мелкой моторики |
Резинки для волос еще один безопасный и интересный вариант для игры |
В зависимости от темпов развития (при более быстрых — в 9 месяцев, при медленных — к году) добавляем игры с:
Некоторые мамы рекомендуют для быстрейшего обучения самостоятельной еде вручать малышам как можно раньше ложку. Я против этого, так как если у вас ребенок с медленными темпами развития Вам придется долгое время отмывать всю кухню и самого ребенка. Совсем другое дело учиться пользоваться ложкой на крупах!
Отсеиваем рис от бусин. Это наше любимое сито — крупное и удобное |
Этих уток Яна почему-то привлекла к мелкомоторным играм |
Посудку можно заменить пирамидкой из стаканчиков и обычной ложкой |
Самое легкое занятие ложкой, для него можно использовать ячейку от яиц и бусины |
В возрасте постарше малыш сам начинает придумывать игры, зачастую превращая их в ролевые.
Бусины 0,5 см отлично раскладываются в ячейки обратной стороны деталей Лего |
Мелкие кубики из губки для посуды Яну увлекли на несколько часов |
Многие игры из этого поста взяты из наблюдений за Яной.
Для интересующихся нашими успехами напишу о её развитии (ей сейчас почти 1 год 10 месяцев). Несмотря на активные обильные занятия мелкой моторикой и прочим, результаты развития речи у нас очень скромные — в активном словарном запасе всего около 10 слов. Порой у меня создается впечатление, что моя дочь решила доказать несостоятельность современных педагогических теорий:-).
Тем не менее, это не повод им не следовать и при медленных темпах развития считать свои усилия напрасными, так как скорей всего результаты не видны не вооруженным взглядом. Ведь на самом деле очень сложно объективно оценить развитие ребенка
(степень его понимания окружающей ситуации, умение принимать решения и другие действительно важные вещи) — поэтому за стандарты приняли, то что можно посчитать и измерить (такие поверхностные признаки как количество слов в активном словаре, кубиков в башне и т.п.).
Надеюсь пост оказался для Вас полезен! Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:
Также не забудьте подписаться на или присоединиться к группе
Кто сейчас не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики. О ее способности эффективно стимулировать речь и интеллект малышей. Что же такое мелкая моторика и действительно ли ее стоит развивать?Мелкомоторые действия - это совместный акт нервного и костно-мышечного аппарата, направленные на манипуляции с мелкими предметами с помощью пальцев и кистей рук. Движения часто сочетаются с работой зрительного аппарата и требуют точности.
Это и простые действия, направленные на захват и удержание предмета (пинцетный захват), и сложные, связанные с несколькими очень точными манипуляциями одновременно (письмо).
Будет ли у малышей развиваться мелкая моторика, если не заниматься с ними целенаправленно? Будет, в рамках развития общих моторных навыков. Ребенок будет учиться хватать игрушки, используя даже свои стопы для тренировки рук.
Однако дети, которые обучались целенаправленно, получают преимущество в начальной школе. Так как их речь, мышление и мелкие мышцы кистей более подготовлены к обучению вообще и письму в частности, чем у детей, которые развивались самостоятельно.
Развитие мелкой моторики способствует совершенствованию когнитивных навыков, стимуляции функционирования коры головного мозга и формированию ассоциативных связей при работе зрительного, слухового, речевого анализаторов.
Начинать развитие мелкой моторики стоит с самых первых дней жизни ребенка.
Чем старше становиться малютка, тем более свободно родители могут выбирать дидактические материалы для игр, и разнообразить занятия с крохой, используя нетрадиционные игровые материалы и среды. Основные методы развития точных движений пальцев рук и ног детей:
В возрасте от 0 до 3 месяцев развитие мелкомоторных навыков у детей в основном сводиться к массажу ладошек, стоп и пальчиков. Можно предлагать ребенку игрушки с протекторной поверхностью, давать свои пальцы. Кроха будет сжимать мамины пальцы, и пытаться встать. Вместо пальцев можно предлагать крупные бусы для этих целей.
С 3-х месячного возраста над кроваткой младенца можно вещать игрушки разной текстуры, со временем он научиться их ощупывать. Вначале младенец будет тянуться к игрушкам находящимся на уровне его глаз, потом над грудью и далее сбоку. Младенец научается дотрагиваться до вещей пальчиками, ручками переменно, и, наконец, обеими руками хватать игрушки.
Развивающие игровые занятия, которые можно проводить с ребенком:
Через месяц можно добавить игру «знакомимся с ножками». На ножку младенца надо надеть яркий носочек. Взять его стопы, растереть их, свести вместе на уровне глаз малыша и постучать ими друг о дружку, чтобы привлечь его внимание. Затем отпустить. Карапуз будет тянуться ручонкой к цветному носочку. Если у него сразу не получается, надо показать ему, как это сделать, левую руку и правую ногу привести в соприкосновение и дать малышу захватить носок.
К 5 месяцам можно подключать пальчиковые упражнения с надавливанием на предметы. Для этого можно использовать детское пианино. Младенца выкладывают на живот, перед ним ставят пианино. Для начала нужно поиграть с клавишами, показывая малютке как это делать, потом дать ему постучать пальчиками и ладошками рук по клавишам.
Ближе к 6-ти месяцам можно приобрести специальные дидактические материалы (фигуры объемные и плоские). Выкладывать их перед крохой вместе, стимулируя его выбирать один предмет из нескольких. Занятия надо обязательно сопровождать стишками, песенками и потешками.
В возрасте от 6 до 12 месяцев массаж, бусы и ребристые игрушки дополняются играми:
Для того чтобы игры были успешными нужно проводить занятия с ребенком каждый день, не менее 2-х раз. Предметы следует выбирать разные по форме, текстуре, цвету. Игрушки стоит тщательно вымыть перед тем, как давать малышу, т. к. научившись хватать вещи, он сразу же потянет в рот свою добычу. Вещицы, которые предлагаются крохе, должны быть, как плоскими, так и объемными.