Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Мир детства велик и чудесен, но состоит он не только из сказок и игр. Важной стороной жизни растущего поколения является его воспитание. Насколько различны традиции, религии и обычаи народов нашей Земли, настолько отличается и воспитание детей в разных странах мира. Формирование личности идет по законам, сложившимся в обществе за многие века существования тех или иных стран и народностей. Объединяет их лишь одно – любовь к детям, а вот отношение к правилам воспитания у всех свое.

Люди всех народностей любят своих детей, однако к воспитанию подходят по-разному

Как подходят к воспитанию детей в разных странах?

Интерес специалистов к различным системам воспитания привел к появлению целой науки, называемой этнопедагогикой. Обычным родителям просто хочется сравнить методики, взять что-то для себя или наоборот убедиться в совершенстве собственного подхода. Мы решили развить увлекательную тему и представить вам особенности воспитания детей в разных странах в виде небольших содержательных комментариев.

Какие системы существуют в Европе?

Начнем мы с ближайших наших соседей на Западе, а точнее, с некоторых европейских стран. Объединившись в Евросоюз, страны не потеряли своей аутентичности и сохранили привычные для них системы формирования нового поколения. Основы каждой из них закладывались на протяжении многих столетий в Испании и Англии, Германии и Франции, но сами методики претерпевали изменения, ориентируясь на достижения цивилизации. Какое же оно, воспитание детей в разных странах?



Несмотря на объединение, страны Евросоюза сохранили свою индивидуальность, в том числе и в воспитании детей

Отношения детей и родителей в скандинавских странах

Обычаи викингов и суровая природа наложили свой отпечаток на отношение взрослых к маленьким членам семьи. Детей в скандинавских семьях боготворят, а не просто любят. Большая часть воспитания состоит из развития в маленьком гражданине творческих способностей. Никаких жестких ограничений и безоговорочного подчинения дисциплине. Свобода во всем: в выборе увлечений, режиме дня, занятий. Единственное, на что обращается особое внимание взрослых, – это абсолютная безопасность для ребенка.

Равноправие стоит в основе отношений между родителями и детьми. Взрослые считаются с мнением маленького человечка вплоть до того, что легко меняют свое решение по какому-либо вопросу, если чадо высказывается против него. Детские сады и школы принимают на равных правах здоровых малышей и инвалидов. Педагоги скандинавских государств уверены, что лучший инструмент развития детей – это игра, поэтому все дошкольные и школьные учреждения оборудуются игровыми комнатами.

Подход к детям в Швеции

Шведы подошли к формированию маленькой личности настолько смело, что чуть ли не с детского сада детей в Швеции просвещают по вопросам половых различий, процесса деторождения, проблемам контрацепции. Законы Швеции направлены на исключение насильственных действий в качестве педагогических методов. Родителям запрещается даже голос повышать на свое чадо. Соблюдение установленных правил контролируется социальными работниками.



В Швеции считают необходимыми уроки полового воспитания – профилактику ранней половой жизни и абортов (подробнее в статье: )

Кроме того, сам подопечный может пожаловаться на родителей, тогда взрослых ждет жесткое наказание. Такой подход приводит к тому, что приюты Швеции постоянно пополняются новыми маленькими жильцами.

Дети Швеции признаются полноценной юридической единицей, родителям приходится сдувать с них пылинки, даже за плохое поведение благодарить. Если кто-то из мам или пап Швеции решается отшлепать свое сокровище, он может предстать перед судом.

Педагогические устои Норвегии

Толерантные законы Норвегии не так строги к родителям. Самая главная забота родителей в том, чтобы дети в Норвегии были обеспечены здоровым и полноценным питанием. Рыба и рыбий жир обязательно входят в детское меню. Строго следят и за тем, чтобы на детский стол поступало местное фермерское молоко. Занятия в детских садах направлены на развитие двигательных способностей малышей. Взрослые Норвегии придерживаются мнения, что бег и подвижные игры важнее, чем математика или литература. Кроме того, малышей в Норвегии стараются чаще выводить на улицу, разрешая им копаться в земле и плескаться в воде, объясняя такие действия желанием укрепить иммунную защиту крох.



Норвежским детишкам позволяется проводить много времени на природе, гулять и выплескивать энергию

Французская педагогическая система

Главный критерий французского воспитания детей заключен в прививании детям самостоятельности с раннего возраста. Взрослым жителям Франции важно реализоваться в этой жизни, поэтому юных членов французской семьи стараются отделить от тесного общения, устанавливая определенные ограничения:

  • Малыша с трех месяцев приучают спать в отдельной кроватке. Существуют и четкие разграничения времени: на ребенка и для себя. Чадо рано ложиться спать и никогда не спит в одной кровати с родителями.
  • Детей детсадовского возраста французские мамы активно записывают в кружки, развлекательные студии, спортивные секции. Для работающих мам это оптимальный выход и развить малыша, и найти ему занятие, пока женщина на работе.
  • Французское отношение к малышам отличается мягкостью, наказание может быть только за действительно серьезный проступок. Принято поощрять ребенка за хорошее поведение, лишать развлечений и лакомств за плохие дела.
  • Бабушки и дедушки Франции не нянчатся с малышами, их могут попросить отвести кроху в секцию или кружок, но постоянное пребывание у бабушки не практикуется. Французские старики столь же независимы и свободны от обязательств перед семейными обязанностями, как и молодежь.


Французским деткам с раннего возраста прививают самостоятельность

Как воспитывают детей в Германии?

Знаменитая немецкая пунктуальность и собранность воспитывается с детства. Родители строят воспитание детей в Германии по правилам, основанным на строгости. Малыш должен ложиться спать не позднее 8 вечера, ему запрещается долго сидеть за компьютером или телевизором. Самостоятельность выражается в собирании малышом осколков разбитой чашки или поднятию после падения без помощи взрослых. Кроме того, есть и другие особенности:

  • Бабушки Германии не принимают участие в выращивании крох, мамы с определенного возраста малыша нанимают ему няню, у которой обязательно должно быть медицинское образование. Грудничков женщины берут с собой на прогулку, в кафе, на встречу с подругами.
  • Посещение детского сада начинается с 3-х лет. Ребята помладше этого возраста ходят на занятия в специальные игровые группы в сопровождении родителей или нянь.
  • Программа дошкольных учреждений Германии не подразумевает обучение маленьких граждан чтению и счету. Малышам прививают правила поведения в коллективе и учат дисциплине. Игровые занятия ребенок выбирает сам.
  • Обучение грамоте стартует в начальной школе. Уроки проходят в игровой форме. Планированию жизни, в том числе всех дел и бюджета, отпрысков учат родители.


Учиться грамоте немецкие дети начинают только в школе

Воспитательные методики Испании

Воспитательные процессы в Испании кардинально отличаются от многих стран в Европе. Если внимательно рассматривать законы страны, касающиеся детства, можно сказать, что все они направлены на воспитание взрослых Испании, а не их отпрысков. Нередко родителям выносят суровые наказания за малейшую грубость или строгость в отношении сына или дочки. Малышей в Испании могут забрать из семьи, если посчитают, что родители плохо с ними обращаются. Откровенной цели разлучить маму и малыша не ставится, социальные органы Испании приветствуют участие взрослых в изменении ситуации к лучшему и со временем возвращают ребенка в семью.

Что характерно для Англии?

Чопорная Англия верна королевским традициям и воспитывает из своих маленьких граждан настоящих леди и джентльменов. Тенденция поздних родов, когда родителями впервые становятся в 35-40 лет, позволяет подходить к педагогическому процессу серьезно и основательно. Родители прививают малышам безупречные манеры, с малых лет учат пользоваться столовыми приборами. Приветствуется сдержанность в проявлении эмоций. Встретить на улицах Англии маму, нежно целующую своего кроху или что-то весело с ним обсуждающую, невозможно. Такое близкое общение проходит только в стенах дома, на людях все чинно и сдержанно.



Большинство британских детишек похожи на маленьких взрослых – сдержанных и чинных

Как воспитывают детей в азиатских странах?

Слова известного киногероя о том, что Восток – дело тонкое, находят свое яркое отражение в воспитательных методах стран Азии. Религиозные постулаты оказывают существенное влияние на взаимоотношения взрослых и детей. Родители в азиатских государствах бережно сохраняют сложившиеся в их обществе традиции и, основываясь на них, формируют маленькую личность.

Японская система воспитания

Основа воспитательных принципов Японии – вседозволенность до пятилетнего возраста. Что разрешено малышу до этого срока:

  • Практически любое желание ребенка до 5 лет не вызывает запретных мер от родителей. Желает чадо зарисовать красками все стены в доме – пожалуйста! Хочет перекопать горшок с цветком и рассыпать землю по полу – сколько угодно!
  • Философский подход родителей к малышам означает, что эти 5 лет отведены им для полной свободы, для всевозможных игр и забав. Единственное, что ведется неукоснительно, так это приучение их к вежливости и хорошим манерам. Маленький японец должен правильно ощущать себя частью общества и государства.
  • Общение между детьми и родителями ведется в спокойной тональности, взрослые никогда не повышают голос. Исключены в Японии и телесные наказания. Если малыш расшалился на виду у всех, мама отведет его в сторону и тихо объяснит ему, что так себя вести нельзя.
  • Мамы в Японии никогда не используют шантаж и угрозы в сторону своих маленьких сокровищ. Если произошел конфликт, мама может первой пойти на примирение, при этом мягко показывая малышу, что он огорчил ее.

Как учат жизни в Китае?

Воспитательные традиции в Китае – это образец выращивания из детей вундеркиндов. Рано прекращая кормить малыша грудью, китайская мама отправляет грудничка в ясли. Строгий режим дошкольного учреждения расписан по минутам. Для каждого действия отведено определенное время: сон, занятия, игры, обед по точно установленному времени.

Важным моментом остается обучение китайских малышей уважению к старшим. Повсеместно в Китае развивается чувство коллективизма, трудолюбия, дисциплинированности и взаимопомощи у юных граждан страны.

Зацикленные на раннем развитии своего сокровища, мамы в Китае методично водят малышей в различные секции, кружки, группы интеллектуального развития. Женщины изучают новейшие методики развития интеллектуальных способностей ребенка и абсолютно уверены, что кроха всегда должен быть занят каким-то полезным делом. Разделения на мужские и женские обязанности в Китае нет: мальчик умеет мыть посуду, а девочка легко вобьет гвоздь в стену. Таково китайское отношение к подрастающему поколению.

Родительская педагогика Индии

Родители Индии начинают учить ребенка жизни с пеленок. Большая часть воспитательного процесса ложится на плечи мамы. Женщины стремятся взрастить в малышах любовь ко всему живому на Земле, они взращивают в них уважение к старшим. Обучение ведется в деликатной манере, тихим голосом и с великим терпением к шумным непоседам. Родители не кричат на своих отпрысков, тем более не делают это на улицах. Мамы закрепляют в крохах умение управлять своими эмоциями, учат сдерживать гнев и раздражение, что характерно для Индии. Большинство взрослых индийцев – это благожелательные, приветливые и терпеливые люди.



Семья и школа учит индийских детей уважительно относиться к другим и к всему живому

Какими принципами руководствуются в США?

Самое интересное в педагогике США то, что маленькие американцы – это почти профессиональные юристы, которые хорошо знают свои права и законодательные нормы по ним. Часто они обращаются в суд с жалобами на родителей по поводу ущемления их прав. Само общество в США широко дискутирует по теме прав детей, что приводит к крепкой правовой подкованности последних. Познакомимся с еще некоторыми особенностями:

  • Культ семьи сильно развит в Америке. Традиционные семейные встречи Рождества и Дня Благодарения не пропускает никто, если на то нет очень уважительной причины.
  • Характерна для Америки и практика посещения с отпрысками публичных мест. Молодые родители, которые не могут нанять няню, чтобы присматривать за малышом, берут его с собой на взрослые вечеринки.
  • Многие женщины Америки работают домохозяйками, поэтому не водят малышей в детский сад, занимаясь с ними дома. Однако не все из них учат своих чад грамоте и счету. Поступая в первый класс школы, многие маленькие американцы не умеют ни писать, ни читать.

Методика наказаний в Америке получила название «тайм-аут». Родители могут прекратить общение с малышом, оставив его на короткое время в полном одиночестве. Продолжительность тайм-аута зависит от возраста ребенка: в 4 года его оставляют одного на 4 минуты, в 5 лет к тайм-ауту добавляется 1 минута. Серьезное отношение мам и пап к дисциплине выливается в лишение сына или дочери игр на компьютере, разных развлечений и прогулок. Взрослые в обязательном порядке объясняют ребенку причину такого решения. Особенностью взаимоотношений родителей и детей в Америки считаются и их раскованные разговоры о сексе.

Франция. Детей не воспитывают. Детей выращивают

«У меня двое детей. Сын в этом году оканчивает школу, а дочь пошла в первый класс как раз в год нашего переезда. С самого первого дня я наблюдала и волей-неволей сравнивала, „а как у них?“. Из-за работы мужа мы переезжали несколько раз и сменили три региона Франции. Поэтому я могу сделать некоторые общие выводы о детях и родителях-французах», – рассказывает Элла.

«В свое время книга американки Памелы Друкерман „Французские дети не плюются едой“ получила огромный резонанс. Настолько, что даже вышел «наш ответ Чемберлену». «Русские дети вообще не плюются», – так назвала свою книгу Маргарита Заворотняя. Но, положа руку на сердце, признаемся: это не так! Дети шумят, шалят и капризничают. Вопрос лишь в том, как на это реагируют взрослые.

Фото Getty Images

На том, как поступают французы в ответ на плохое поведение детей, сказывается давление общества, призывающего к толерантности. Да, я слышала, как молоденькая учительница сорвалась на крик, отчитывая 6-летнего ученика в бассейне. Видела гусынь-мамаш, оттаскивающих в сторону своих чад и шипящих им в ухо. Мне известно об отце, залепившем пощечину своей дочери-подростку прямо посреди улицы в Ницце. Но это – исключение. Проявлять открытую агрессию во французском обществе не только не принято, но и наказуемо.

Начиная со средних классов, среди детей регулярно проводится анкетирование, иногда анонимное. И стоит ребенку пожаловаться на то, что «мама иногда шлепает меня», как делу тут же дается ход. Ребенок в тот же день с уроков отправляется в приемную семью, и родители несколько месяцев добиваются встречи с ним. Мне рассказывали о женщине, которая каждое утро в течение 6 месяцев приезжала к школе, чтобы из салона своего автомобиля увидеть, как чужие люди привозят ее дочь на уроки. Она сама могла лишь провожать взглядом свою девочку.

Когда мой 15-летний сын вернулся из своего нового лицея домой, он пожаловался на то, что в классе слишком шумно. «А что же учитель?» – поинтересовалась я. «Ну, один раз сказал „силь ву пле!“, но все как шумели, так и продолжали». Дисциплина на уроках во французских школах – это отдельная тема. Учителя крайне редко делают замечания. Их задача – передавать знания, а не воспитывать ваших чад. Наверное, учителей не «прессуют» сверху, если даже весь поток напишет контрольную на 2 балла. Успеваемость – личное дело учеников. Платное репетиторство не имеет таких размахов, как в российских школах. Подготовка и сдача ВАС (французский ЕГЭ) – стресс и большая нагрузка. Но не выкачка денег из родительских кошельков. Кстати сказать, я до сих пор не в курсе, как пройдет выпускной. А ведь до окончания года остался месяц!»

«На собраниях, которые проходят как индивидуальные встречи с каждым преподавателем (запись ведется заранее и строго по времени, не более 15 минут на каждого) ребенка не отчитывают. Скорее, дают советы. Учительница английского поставила меня в тупик вопросом: «Как вы считаете, счастлив ли ваш сын здесь? Есть ли у него друзья?».

Что же касается моей дочери, то тут сюрпризы начались с первого дня. Чтобы устроить ее в школу, нам понадобился 1 рабочий день. Есть ребенок – нужна школа. Дети должны учиться! 1 сентября к нам подошел улыбчивый месье и объяснил, что поскольку наша девочка еще не говорит по-французски, он будет несколько раз в неделю проводить с ней индивидуальные уроки. Я с благодарностью вспоминаю этого педагога. К Рождеству наша дочь лепетала не хуже француженок. Нам это не стоило ни сантима. Это государственная программа интеграции детей.

В конце каждого учебного года дирекция школы интересуется: «Не хотите ли вы повторить этот класс?» Что означает: «Вы хотите оставить ребенка на второй год?» И 1−2 ученика из класса «повторяют». Добровольно. Чтобы в будущем преуспеть. К слову, и «перешагивать» через класс тоже не возбраняется.

Французы, как точно подметила Памела Друкерман, не воспитывают, а «растят» детей. Их не ругают за порванные или испачканные вещи. Родители не накричат, если малыш разобьет тарелку за ужином. Просто дадут ему возможность самому убрать осколки. Иногда у меня создавалось впечатление, что взрослые будто наблюдают со стороны за свои чадом. Никаких бурных эмоций. Притом что французы очень эмоциональный народ!

В жизни французских детей есть великое множество спортивных секций и прочего активного досуга. Но все это «лайт»-версия, по сравнению с российскими музыкальными школами, танцами или фигурным катанием. Ребенок во Франции успевает посещать за неделю 3−4 секции, например, консерваторию, бассейн и каток. Все занятия возможно совмещать и вопрос выбора «или-или» не стоит. Редко кто хочет преуспеть в чем-то одном. Главное – участие! Французские мамы не перекладывают свои амбиции на хрупкие плечики детей».

Фото Getty Images

«Совсем другое я видела в семьях эмигрантов или смешанных семьях. Русские мамы до тошноты пичкают детей дополнительными упражнениями и требуют по максимуму. Однажды я наблюдала, как на региональных соревнованиях по фигурному катанию высокая блондинка в мехах „разогревала“ свою дочь перед выступлением. Она буквально силой тянула девочку в шпагат, оттеснив миниатюрную француженку-тренера.

„Отсадите мою дочь отдельно!“ – „прорабатывала“ учителя математики моя соседка. Суть конфликта заключалась в том, что за работу „в паре“, когда задание дается на двоих, девочка получила 18 баллов из 20, в то время как индивидуальные задания делала неизменно на 20. „Я не вижу смысла в совместной работе, если страдает успеваемость“, – негодовала мать.

Конечно, все родители разные. Есть строгие, есть пофигистически-спокойные. Есть мамы-подружки, есть такие, чей авторитет непререкаем, даже если своими успехами не похвастать, можно пытаться „построить“ жизнь детей по-своему.

Да, мы все хотим для детей самого лучшего. Но мы привыкли, что успех – это жертвы, это когда „через тернии“. А для французов жизнь – это жизнь. И они дают себе время ею насладиться».

Чехия. Больше доверяй, меньше требуй!

Фото Getty Images

Даша – мама 10-летней Лики. Когда они приехали в Чехию, девочке был всего годик. Вот что рассказывает она:

«Лика почти сразу пошла в детский сад, а теперь ходит школу с углубленным изучением английского языка. Поделюсь своими наблюдениями, как воспитывают детей здесь. Первое и самое главное – это свобода во всем! Чехи очень лояльно воспитывают детей! Нет ограничений. Можно все: ползать, прыгать, лизать пол и прочие шалости.

Молодые семьи много путешествуют, приучают детей заниматься спортом с младенчества. Ролики, велосипеды – ежедневное явление в парках. Зимой большинство семей имеют возможность выезжать в горы на лыжи. Здесь ведут очень активный образ жизни.

В Чехии в семьях по 2−3 детей при небольшой разнице в возрасте. Поэтому сидеть в декрете – это тоже работа, которая растягивается на несколько лет. Часто, кстати, дома с детьми сидят папы. Специфично, что от детей ничего не требуют в учебе. В некоторых школах даже нет домашнего задания. По статистике, большой процент жителей Чехии не стремится получить высшее образование. Хотя в государственных вузах образование бесплатное и в целом доступное. Тем не менее, подростков рано отправляют из дома, чтобы они начинали самостоятельную жизнь: подрабатывали, сами платили за жилье. Среднее профессиональное образование считается вполне приемлемым. А вот платные школы и университеты дорогие. Сопоставимы с московскими.

Но и уровень требований и знаний здесь отличается в разы. Строгий контроль и дисциплина. Нам это ближе. И результат есть: дочь к третьему классу уже свободно говорит по-чешски и по-английски. В поездках за рубеж у нее нет языкового барьера, она прекрасно общается».

Дания. Неприкасаемые

Фото Getty Images

Закон, запрещающий бить детей, был принят в Дании в 1968 году. За почти 50 лет выросло не одно поколение, не знающее физического наказания. «В Дании дети управляют своей жизнью с пеленок! Это мое мнение, основанное на личном опыте. И действительно, на детей нельзя здесь психически влиять или угрожать наказанием. Каким-либо, я не имею в виду ремень – это уголовно наказуемо», – говорит Инна, которая замужем за датчанином.

Тем не менее, датчан нельзя назвать «маменькиными сынками». Как раз наоборот, воспитание в этой стране с «мужским характером». Сильная половина принимает, пожалуй, даже более активное участие в развитии детей, чем женщины. Папы в декрете, мужчины-воспитатели – это распространенное явление. Возможно, поэтому физическому развитию и закаливанию отводится не последнее место.

Для наших соотечественников многие вещи кажутся дикими. «Детям дозволено все – можно пить из лужи, валяться в грязи, лить ее себе на голову, бегать в носках или босиком, снимать одежду, даже если на дворе зима. Воспитатели следуют единственному правилу: «нельзя кричать на детей и физически наказывать», – здесь это запрещено законом, а все остальное – пожалуйста. Вообще, над детьми тут никто не трясется. Дети летом без панамок, зимой без шапок, одеты не по сезону. Частое явление – сопли или аллергическая сыпь. У датчан принято сидеть прямо на асфальте или траве. Они совершенно не заботятся, что могут испачкаться или простудиться. Нередкое явление – босые дети», – пишет в своем блоге Татьяна.

Родительский дом дети покидают, достигнув 18 лет. Они считаются уже самостоятельными людьми, которые создают свою собственную жизнь. Датские законы, позволяющие решать квартирные вопросы даже детям в возрасте 15 лет, дают возможность молодым людям быстро обзавестись собственным жильем.

Как бы там ни было, психологи утверждают, что датчане – одна из самых счастливых стран в мире.

Канада. Можно все, что не вредит тебе и другим

Фото Getty Images

В Канаде очень доброжелательное отношение к детям. Разрешено все, что безопасно. Вот что рассказала нам 45-летняя Светлана, которая уже более 10 лет живет в Оттаве:

«Несколько лет назад, когда моему сыну было 4 года, мы приехали в Россию. Для ребенка это был большой стресс. Он был в недоумении, почему все «нельзя»? Нельзя сидеть на траве, нельзя обнимать других детей, нельзя трогать руками что-то в магазине. Приведу такой пример. В Канаде мне нужно было срочно заказать новые очки перед отъездом, и мы вместе с сыном зашли в отдел оптики. Ну, вы представляете, кругом дорогие оправы, стекло. И тут заходит мой активный мальчик четырех лет… Консультант среагировал мгновенно – он вручил мальчугану два воздушных шара! Ребенок замер от восхищения. Внимание, а главное, руки были заняты. И я благополучно оформила заказ. Ни одна оправа не пострадала! И совсем противоположная ситуация случилась с нами в магазине парфюмерии в России. Не успели мы зайти, как на моего ребенка начали шикать, а на меня смотреть с укоризной. Канадцы в целом стремятся избегать любых конфликтов. В Канаде считается неприемлемым делать замечания чужим детям. У нас же страна советов! Такое впечатление, что все готовы «воспитывать» чужих детей: в магазине, на детской площадке, в транспорте».

Израиль. Детей не наказывают. Им облегчают жизнь

Ну, еврейские мамы – это таки да, те самые мамы, для которых материнство – не тяжелый труд, а радость. Поэтому, что бы ребенок ни делал, – на то есть веские причины. Плачет – устал, кидается курицей в ресторане – познает мир, облизывает витрины – тем более познает мир!

Фото Getty Images

Родители поддерживают чувства ребенка. Например, ребенок комкает свой рисунок. Скорее всего, взрослый на это скажет: «Ты недоволен своим рисунком и злишься, что он не получается? Я тебя понимаю». Наверное, чтение книг Юлии Гиппенрейтер и применение методики «активного слушания» входит в обязательную программу подготовки родителей?! Школьные учителя в Израиле избегают давать прямые характеристики ученикам. Никаких «ты молодец» и тем более «в математике он у нас тугодум». Любое невротическое проявление в поведении ребенка считают следствием перегрузки. Ребенок может вести себя плохо только по одной причине – он не справляется со своей жизнью. Детская жизнь состоит из семьи и школы. Значит, прямая задача взрослых – и родителей, и педагогов – облегчить ребенку жизнь. Если ты плохо вел себя на уроке – получи на дом на одну задачу меньше. Парадокс? Принципиальной задачей школы является социальная адаптация детей. Главное – научить общаться и взаимодействовать в коллективе. За детьми признается право быть, например, талантливым оратором и не любить при этом химию.

Тем не менее, на практике, конечно, не все так безоблачно. Играет не последнюю роль и человеческий фактор. Вот что пишет Алина, мама маленькой Лили, о поисках детского сада:

«Когда мы решили отдать младшую дочь в садик, перед нами встал вопрос: какой выбрать – частный или государственный. Я обошла несколько дошкольных заведений. В первом саду все мои страшные воспоминания о собственном детстве тут же воскресли. Уже на подходе к саду мы услышали, как воспитатели покрикивают на детей. В саду стоял гул из многоголосого плача. Из четырех воспитателей двое ни разу за время прогулки не оторвались от своих телефонов. Остальные двое по мере возможности следили за детьми.

Во второй сад я пошла с тяжелым чувством, предполагая, что увижу то же самое. Но садик оказался полной противоположностью. Нянечки весело выкрикивали какие-то стихи, играя с детьми, дети безудержно хохотали. На прогулке никто не плакал. На стенах – рисунки и поделки детей. Прекрасная игровая площадка. Заведующая заверила, что у них готовят свежие завтраки, обеды и полдники. Хотя в большинстве израильских садов детей кормят бутербродами, которые родители сами приносят из дома.

У наших знакомых ситуация сложилась вообще очень интересно. По каким-то своим причинам (как мне помнится, бытовым) они выбрали религиозный детский сад. Поэтому каждый вечер выслушивали, как сидя на горшке их дочь распевала молитвы и объясняла, как мама должна уважать мужа. Потому что папа – это второй человек после Бога. Когда же начались вопросы, почему родители в шабат ездят на машине, семья все же решила найти другой сад».

Германия. Лояльность и сексуальное просвещение

Фото Getty Images

В Германии к детям относятся очень лояльно. Если они кричат в поезде или автобусе или начинают шумно возиться, это нормально, никто не сделает замечаний ни детям, ни родителям. Ну а чтобы мама ребенку по попе дала – такое вообще недопустимо, не дай бог еще кто вокруг увидит и за жестокое обращение с ребенком «настучит»! Крики и телесные наказания категорически исключены. Но надо отметить, что терпение у родителей в Германии натренировано до совершенства!

«Дочь наших друзей занимается вокалом, – рассказывает Татьяна. – Несколько лет назад они приезжали в Москву на один из конкурсов. Это был их первый визит в Россию. «Мама, а почему дети так себя ведут? Они словно боятся своих мам», – спросила тогда 15-летняя певица.

В Германии к детям относятся с большим уважением, соблюдают их личные границы. Подростки 15–16 лет уже вправе распоряжаться своей жизнью. Например, если подросток решил бросить школу, фактически никто не может на это повлиять. Не понимает, что нужно учиться? Придет время, поймет. Есть школы, наподобие наших вечерних, куда можно прийти и в 20 лет. Практически в любой ситуации немецкие родители остаются выдержанными и терпеливыми. Наверное, сказывается нордический характер. Они не только не кричат на детей, но и не шипят, не испепеляют взглядом и не пользуется другими «заменителями крика» в тех ситуациях, когда кричать почему-то вдруг неудобно. Немцы вообще менее эмоциональны в вопросах воспитания».

В школах никто не будет «тянуть за уши» ради хороших оценок. Тройка – вполне себе сносный результат. Продолжать учебу после школы или идти работать – выбор подростка. Большое внимание в школах уделяется раннему сексуальному воспитанию.

«В третьем классе учительница попросила родителей выдать детям по презервативу. На следующий день на уроке они «тренировались» надевать его на пластиковую бутылочку», – вспоминает Виктория. Как говорится, кто предупрежден, тот предохранен!

Великобритания. Мир взрослых

«Поощряемый к самостоятельности, английский ребенок мало-помалу свыкается с тем, что испытывая голод, усталость, боль, обиду, он не должен жаловаться, беспокоить отца или мать по пустякам». Дети рано понимают, что живут в царстве взрослых, где им положено знать свое место. И место это отнюдь не на коленях у родителей.

Здесь с самого рождения детям дают понять, что есть определенные правила и ограничения. Их нужно соблюдать. Капризы не приветствуются. Прекращать их принято, переключив внимание ребенка на что-то другое. Ребенок быстро привыкает быть предоставленным самому себе и как можно реже напоминать родителям о своем существовании. Детей должно быть «видно, но не слышно» – относится к малышам. Со школьного возраста их вообще не видно. 13-летний подросток, самостоятельно добирающийся в школу на пригородной электричке, – норма. Мамы не работают «таксистками» у своих детей, развозя их по занятиям и кружкам.

Прагматичные британцы не тратят на детей, как это принято у нас, большую часть зарплаты. Не заваливают их игрушками и не покупают дорогих вещей. Дети так быстро растут! Почему бы не сэкономить, купив подержанную одежду, коляски и другие вещи? А после использования их снова перепродают. В книгах, издаваемых в помощь родителям, например, можно встретить такой совет: «покупайте детям одежду одного определенного цвета. Так вы сэкономите на стирке».

Кутать детей не принято в любую погоду. Выглядывающие из брюк голые щиколотки зимой – норма. Детей закаляют. И не верят в существование микробов. Поднятое с тротуара печенье – просто печенье.

Англичане категорически пресекают проявление жестокости со стороны ребенка. Если ребенок мучает кошку, обидит младшего или нанесет ущерб чужому имуществу, его ждет суровое наказание – такие правила. Дети рано осознают, что любой поступок несет за собой ответственность. Кстати, официально телесные наказания в государственных школах были отменены в Англии только в 1987 году. То есть сравнительно недавно.

В школах нет уборщиц. Ученики с самых младших классов убирают все помещения, включая туалеты, да еще и школьный двор. Не считают это повинностью. Думаю, благодаря тому, что учителя не просто руководят процессом, а наравне с учениками в нем участвуют. Несмотря на то, что Япония прежде всего представляется высокотехнологичной страной с роботами на каждом углу, живя здесь, быстро приобщаешься к ее аграрным традициям. В детских садах и школах выращивают овощи. Воспитанников даже самых престижных заведений стараются хотя бы раз в жизни вывезти на рисовое поле для посадки этого злака вручную, по колено в воде и грязи, как это делали предки.

Еще я никак не привыкну, и до сих пор пребываю в изумлении, когда на массовых детских праздниках или выступлениях вижу способность к организации даже самых маленьких японцев в группы и синхронное поведение при этом. Непоседливые дети трех-пяти лет слаженно танцуют, поют и играют на музыкальных инструментах, спокойно ждут своей очереди на концерте, и это в самых обычных детских садах без специальных уклонов. Еще мне кажется, местные дети тонко чувствуют момент, когда можно резвиться и кричать от души, но я почти никогда не вижу бегающих чад в ресторанах, за исключением своих собственных.

В мире проживает огромное количество народов, различных по национальности, менталитету, религии, образу жизни. Эти особенности влияют на то, как родители в разных странах мира воспитывают своих детей. Системы воспитания разных народов сильно отличаются между собой. Любовь родителей сильна, независимо от места проживания, но воспитание различно.

Существуют различные точки зрения насчет правильного и неправильного воспитания подрастающего поколения. В разных странах имеют место отличительные черты в воспитании малыша. В некоторых государствах малышей слишком опекают, а где-то они растут абсолютно самостоятельно. Они могут быть привязаны к одному из родителей, другие воспитываются обществом или государством.

Европейские системы воспитания

В современной Европе основой воспитания считается самостоятельность, индивидуальность, полная свобода выбора. Родители воспитывают своих чад так, чтобы они состоялись, как личность. Особое внимание уделяется творчеству. Выбор делает сам ребенок. Будет он петь или танцевать, рисовать или лепить, конструировать – решает он сам.

К самостоятельности приучают с раннего детства. Если малыш упал, к нему не бегут на помощь, а дают возможность подняться самому.

Европейские мамы после рождения малыша буквально через месяц выходят на работу. Воспитание своего чада доверяют няне, которая учит его ползать, ходить, говорить и прочим премудростям. Родители же обеспечивают комфортные условия для полноценного развития личности.

Подход к детям в Норвегии

В Норвегии несколько особенностей воспитания. Одна из них – прогулки. Дети гуляют в любую погоду. Снег, дождь, ветер не станут преградой прогулкам. Школьные перемены проходят на улице. Спорт стоит на первом месте. Весной и летом – плавание, зимой – лыжи, походы круглый год. С 9 лет дети ходят с учителем в трехдневные походы. Один раз в неделю школьников вывозят на прогулку в лес, горы. Зимой – лыжные походы.

С ранних лет прививают самостоятельность. С младших классов ученики самостоятельно собираются в школу. Родители только контролируют. Их никто не провожает, не отвозит на машине и не встречает со школы. Помимо рюкзака, они несут с собой пакет с ланчем, в школах нет горячих обедов. Дети вполне самостоятельны.

Педагогические устои в Швеции

Родители с рождения говорят с малышом на равных. Не повышают голос за непослушания. Дети могут заниматься чем угодно, только бы не навредили своему здоровью. Родители тщательно выбирают игрушки, одежду, детскую косметику. Они предпочитают покупать только качественные вещи.

Шведы готовят малышей ко взрослой жизни с садика. Учат ребят готовить легкие блюда, шить, вязать, работать с картоном и деревом.

Как воспитывают детей во Франции

Во Франции дети очень рано становятся самостоятельными. Мамы занимаются своей карьерой, а малышам приходится всему учиться в детском саду. Играм с крохой родители также не спешат уделять время. Несмотря на свою занятость, семьи во Франции очень крепкие. Дети остаются жить с родителями до тридцати лет.

Педагогическая система в Германии

Подрастающее поколение в Германии находится под надежной защитой государства. Родители не могут повышать голос на них, и тем более поднимать руку. В противном случае они будут нести ответственность перед законом. Ребенок уже в дошкольном возрасте знает свои права и чувствует вседозволенность.

Воспитательные методики Англии

Английское воспитание довольно строгое. У родителей много требований к своему малышу. Для взрослых важно сформировать у подростков традиционные английские привычки, умение вести себя в обществе, сдерживать свои эмоции.

Несмотря на строгость, англичане часто хвалят своих чад, таким образом, развивая уверенность в себе. За провинность малыш не будет строго наказан. С ним проведут воспитательную беседу, не показывая свои негативные эмоции. В английских школах преподаватели находят подход к каждому школьнику. Приветствуется любое увлечение ученика.

Что характерно для Испании

Испанский народ очень эмоциональный и темпераментный. К воспитанию подрастающего поколения они подходят с легкостью. Родители не считают нужным наказывать их за провинности, а наоборот, всячески потакают их капризам. Взрослые уверены, что такое лояльное воспитание сделает ребенка счастливым.

Воспитание малышей в азиатских странах

В азиатских странах малышей принято рано отдавать в ясли, мамы и папы хотят, чтобы они начали раньше контактировать с коллективом. Родители уделяют воспитанию достаточно много времени. Детей воспитывают в строгости, требуя от них хорошей успеваемости в школе и послушания. Их задача – вырастить успешного человека и, в первую очередь, заботливого сына или дочь.

Как учат жизни в Индии

Для индусов карьера и образование не стоят на первом месте. Для них главное – создать крепкую семью и жить в гармонии с природой. По этим принципам взрослые и воспитывают своих чад. Практически с самого рождения малышам прививают любовь к людям и окружающему миру. Подрастая, маленький человечек с бережностью и любовью относится к природе и животным.

Также родители учат детей контролировать эмоции на собственном примере. Взрослые никогда не кричат на своих чад, даже если они провинились.

В школах ученики занимаются медитацией, йогой. В учебных заведениях большая часть времени тратится на воспитание, а только потом – на знания. Индусы очень добрые и приветливые люди, несмотря на тяжелое финансовое положение.

Основная задача японского воспитания

Японцы воспитывают детей в зависимости от возраста. Малышам до пяти лет, в буквальном смысле, разрешается все. Бить посуду, рисовать на обоях, разбрасывать вещи. Взрослые потакают любым капризам крохи, не повышают на него голос.

Все меняется, когда ребенку исполняется шесть лет. С этого момента слово родителей – закон. Дети начинают жить по правилам, в силу вступает множество запретов. До четырнадцати лет их приучают к трудолюбию, послушанию, при любых обстоятельствах следовать закону.

В этом возрасте мальчиков отдают на секции, кружки. А девочкам, как считают родители, дополнительные занятия в жизни не пригодятся. Мамы обучают своих дочерей кулинарным хитростям. К пятнадцати годам дети становятся самостоятельными и могут наравне общаться со взрослыми.

Родительская педагогика в Китае

Воспитание подрастающего поколения в Китае довольно жесткое. Главная цель родителей – воспитать в них беспрекословное подчинение установленным правилам. Со стороны ребенка должно быть полное послушание.

  1. Малыш живет по графику, установленному взрослыми, его день расписан по часам.
  2. Любое отклонение от составленного распорядка дня не приветствуется.
  3. Мнение детей в этой стране не учитывается, все решают родители.
  4. Секции и кружки выбирают взрослые, игрушки также.
  5. Слова похвалы ребенок практически никогда не слышит.

Взаимоотношения детей и родителей в странах Скандинавии

С появлением крохи родители просто не могут нарадоваться, глядя на своего малыша. Их любовь не знает границ. Мама и папа относятся лояльно к воспитанию своего чада. Не устанавливают правил, не приучают к дисциплине. Они не живут по распорядку дня. Малыш сам выбирает занятия по душе, без помощи родителей.

В семье царит равноправие, мнение детей учитывается так же, как и мнение взрослого члена семьи. Несогласие малыша в каком-либо вопросе может повлиять на решение родителей в пользу ребенка.

Воспитание младенцев в Израиле

Еврейское воспитание отличается от других стран. В Израиле существуют частные детские сады, которые принимают малышей с трех месяцев до трех лет. Такое для родителей из других стран просто неприемлемо. Для израильских детей практически не существует запретов. Они не слышат «нет» от своих родителей.

Приучая кроху к соске, в дальнейшем мамы не спешат забирать эту вещь уже у больших, трех-, четырехлетних детей. Они считают, что малыш сам должен отказаться от пустышки, и неважно, в каком возрасте это произойдет. Также евреи своих малышей не спешат отучать от подгузников. Современные мамы не видят в этом проблемы.

Американская методика

Одна из задач американских родителей – привить ребенку самостоятельность. Если малыш начинает плакать, мама не бросается его утешать, а дает ему время самостоятельно успокоиться. Взрослые восхищаются своими крохами, во многом потакают им, тем самым балуя.

Подрастающему поколению дают много свободы и стараются не ограничивать их действия. Даже маленький ребенок знает свои права, но зачастую халатно относится к своим обязанностям. Взрослые редко наказывают свое чадо. Физическое наказание в Америке не допустимо, даже за шлепок в воспитательных целях родителей могут привлечь к ответственности. В качестве наказания малыша могут лишить игрушки или запретить просмотр любимых телепередач.

Семья для американцев – это главное. Свободное время родители с детьми проводят на природе, посещают парк развлечений, могут организовать воскресный ужин. Любое школьное мероприятие, будь это концерт или соревнование, не проходит без моральной поддержки мамы и папы. Появление малыша в семье не отражается на веселом отдыхе родителей. Они всегда берут кроху с собой. Будь это вечеринка, ресторан или кино.

Главная цель воспитания в России

Родители, бабушки и дедушки ребенку дошкольного возраста прививают любовь к своей стране. Мамы крохам рассказывают русские народные сказки, поют песни, учат поговоркам. Прочтение таких произведений является неким воспитательным моментом. В сказках добро всегда побеждает зло, в песнях чувствуется патриотизм. Главной целью россиян является воспитание в подрастающем поколении патриотизма и любви к спорту.

Общие устои и правила для Кавказа

В первую очередь, малышей с ранних лет учат уважать и почитать старших. Примером для них являются родители, старшие братья, сестра, родственники. Пожилым людям всегда найдется место в общественном транспорте, им помогут донести тяжелые сумки и, при необходимости, переведут через дорогу.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Чтобы открыть для себя и для своих читателей новые подходы к воспитанию, мы решили связаться с родителями, живущими в странах, чья культура не так часто становится достоянием общественности. Наши собеседники с радостью поделились своими наблюдениями и рассказали, как выглядит родительство в их государствах. О многих особенностях не пишут в книгах, не рассказывают в кино, однако они заслуживают внимания, потому что являются частью мировой культуры, ответственной за формирование будущего общества.

Сегодня мы делимся самыми интересными моментами из рассказов наших респондентов специально для сайт.

Голландия

Детям в Голландии позволяют прожить детство так, как они того сами желают: ходить по лужам, бегать босиком, валяться в песке и, если так захочется, шумно выражать свое недовольство в общественных местах, не боясь суровых взглядов со стороны. Все можно. Дети живут беззаботно и познают мир в своем темпе. Не мчатся с мамой на 48 кружков и секций раннего развития в свои неполные 3 года. Голландец скажет: "Всему свое время".

Но, несмотря на кажущуюся со стороны полную свободу, пересекать установленные родителями границы детям не дозволено. И при этом «нет» у голландцев - это четкое ограничение без возможности сместиться в сторону «да».

Чему все же голландские родители уделяют внимание с самого рождения, так это приучению малыша к плаванию, развитию координации (в среднем в 4 года каждый здесь уже катается на двухколесном велосипеде) и укреплению иммунитета - минимум медикаментов, максимум свежего воздуха и закаливания детского организма.

Гана

В Гане очень немногие мамы могут себе позволить после родов сидеть с малышом дома, чаще ребенок либо остается с бабушкой, либо отправляется в ясли, либо сопровождает маму на работу привязанным за ее спиной.

Здесь вся семья готова работать в поте лица, чтобы сын или дочь могли получить образование, чтобы потом повзрослевшие дети, в свою очередь, работали и содержали всю семью. Подростков иногда отправляют на содержание более состоятельным родственникам, где они прислуживают в обмен на возможность жить и учиться, например в столице.

Ганским детям не позавидуешь. Многие из них лишены радости детства и мечтают поскорее вырасти, чтобы наконец оказаться среди «привилегированной касты» взрослых. И это неудивительно по следующим причинам.

  • Во многих школах до сих пор практикуются телесные наказания.
  • Самые простые вещи, такие как леденцы или мороженое, становятся чем-то особенным и желанным.
  • Уборка, мытье посуды и другие несложные дела во многих семьях полностью возлагаются на детей. Местные даже шутят: «Наконец-то у нас появился ребенок и можно не мыть посуду до конца своих дней».

Мой 2-летний сын, который растет в атмосфере относительной свободы, вызывает у местных жителей самые разные эмоции: некоторые смотрят на него с осуждением, другие, наоборот, глядя на него, начинают жалеть, что мешают своим деткам развиваться, загоняя их в рамки, которые диктует общество.

Но есть и вещи, которые мне очень нравятся в ганских детях, — это почтение и уважение к взрослым, трудолюбие, самостоятельность и огромная мотивация к учебе — единственному для многих шансу добиться успеха в жизни.

Италия

Итальянцы очень внимательны к вопросам безопасности, они поддерживают и контролируют ребенка на каждом шагу. Но при этом совершенно спокойно относятся к еде. Чипсы на полдник их совершенно не смущают, даже педиатры рекомендуют в качестве перекуса попкорн, а при болях в животе дать полстаканчика колы на голодный желудок.

Детские проблемы приравниваются к взрослым. Фразы «Не перебивай, видишь, взрослые разговаривают!» вы не услышите от итальянских родителей. С детьми говорят простым языком, рассуждают и решают их проблемы как со взрослым человеком. Школьные учителя относятся к детям уважительно, здесь нет принудительно дежурящих школьников, есть только дети, любезно помогающие навести порядок.

Взрослые, знакомые и нет, постоянно отвешивают комплименты детям по любому поводу. Поэтому они очень уверены в себе и знают, что всегда найдут поддержку в окружении.

Агрессия в обществе на очень низком уровне. Драка среди школьников - большая редкость. Понятия «дай сдачи» в принципе не существует. Зато подростки, увидев малыша, обязательно скажут ему «Чао!», спросят, как зовут и сколько лет. 15-летнему юноше незазорно поиграть на улице с проходящим мимо малышом.

Сирия

В сирийских семьях очень ждут наследников, мальчиков, которые в будущем будут заботиться обо всех родных. Поэтому, если рождается девочка, в здешних семьях стараются продолжать род, пока не появится младенец мужского пола.

До школы, как правило, дети находятся с мамой, в школьную пору учатся обычно - по программе (репетиторы для школьников и кружки для малышей далеко не всем по карману). В свободное от школы время мальчики трудятся, помогая отцу на работе и выполняя мелкие поручения (ценность такой работы прививается им с пеленок), а девочки остаются с матерями, помогая по дому.

Большинство детей, вырастая, продолжают дела своих родителей. Конечно, есть и те, кто едут учиться за границу, на медицинские или военные специальности (до войны большинство сирийцев учились в СССР и РФ), но это достаточно затратно, поэтому не сильно распространено.

А в целом, как говорит мой сирийский муж, в России дети возведены в культ, они неприкасаемы и все вокруг подчиняется им. В Сирии ситуация ровно противоположная: дети живут по распорядку родителей, никто под них не подстраивается и особо не заморачивается над режимом их дня.

Египет

Об отношении египтян к детям нам рассказала Райана , профессиональный журналист, чья семья живет в Каире.

Дети в Египте - всеобщий предмет обожания независимо от возраста и пола. Куда бы ты ни пришел с ребенком, тебе везде будут рады. Если у чада начнется истерика, египтяне будут улыбаться, стараться помочь успокоить малыша и никогда не упрекнут, независимо от того, в ресторане ли вы, в парке или в транспорте.

Некоторые экспаты такие проявления любви воспринимают как нарушение личных границ, но большинство мам здесь чувствуют себя свободно и уверенно везде, куда бы они ни отправились с детьми. Правда, иногда они слишком расслабляются и не останавливают ребенка, даже когда он перегибает палку.

Если спросить меня, какие они, египетские мамы, я скажу, что расслабленные. Они не боятся детских истерик, не бегут в больницу при любом чихе, не штудируют километры литературы, полагаясь на собственный инстинкт. Кстати, здесь с раннего возраста кормят детей чипсами и поят кока-колой, что меня немного пугает.

Но, несмотря на это, мне импонирует умение египетских мам отпустить ситуацию, их спокойствие и уверенность в себе. И это именно то, чему мне хочется научиться.

ЮАР

У южноафриканских детей часто очень хороший иммунитет, так как, едва научившись ходить, они бегают босиком везде (начиная от травы у дома и заканчивая холодным плиточным полом торгового центра) и в любую погоду.

Дети здесь воспринимаются как обычные члены общества, их не стремятся чрезмерно опекать или ставить интересы ребенка превыше всего. Очень большую роль в воспитании детей имеют родственники, которые могут бесцеремонно вмешиваться в дела семьи. Никто не требует от детей невозможного: они проводят свои дни за играми и учебой.

Кстати, об учебе: здесь расходы, связанные с детским образованием, составляют, пожалуй, большую часть всех семейных расходов. Государственные школы и детсады - платные, частные - тоже платные, только еще дороже. Да и не все бедные семьи понимают важность образования, их дети стремятся как можно раньше начать «зарабатывать» деньги. Зачастую их можно встретить просящими милостыню на дорогах в школьное время.

Малайзия и Норвегия

Об этих странах нам рассказала Дарья , чья семья однажды променяла жаркий малайзийский климат на норвежские снега.

Детские сады в Малайзии бывают государственными, бесплатными, и частными. Частные детские сады делятся на частные местные и международные.
Мои дети ходили в местный частный детский сад.

Вся система образования основывается на зубрежке, и 3-летние дети имеют огромное количество учебников и домашней работы. В садике за партами каждый день дети изучают математику, рисование, английский и малайский языки. По желанию - китайский. Дети из мусульманских семей обязаны посещать уроки религии.

Детский садик в Норвегии же абсолютно другой.

Занятий за партой здесь нет. Дети свободны в своем выборе: здесь и зона Lego со множеством разных деталей, и конструкторы — магнитные, липучки и т. д. Бумага и карандаши, мягкие игрушки, кухня с посудой — все в свободном доступе, и ребенок сам решает, чем ему заняться.

Есть отдельная комната для изучения окружающей среды, в ней все необходимое: микроскопы, лупы, пинцеты и колбы. Также отдельная комната для ролевых игр: больница, магазин. Специальная комната для поделок, где в свободном доступе клей, пряжа, цветная бумага, блестки и фаворит всех 5-леток — термомозаика.

Прогулки в любую погоду дважды в день. Летом все занятия на улице, включая даже обед. Раз в неделю поход в лес с термосом с горячим какао и вкусными бутербродами.

Садики не бесплатные, но цена фиксированная за количество посещаемых дней. Открыты с 6:45 до 17:00.

С 4 до 7 лет почти все дети в нашей деревне ходят в так называемые "монтессори" - типа детских садов при храме, где, конечно, никто не блюдет методику Монтессори, просто дети поют, рисуют, танцуют и раз в полгода устраивают отчетные концерты для всей деревни.

Униформу дети начинают носить, придя в детский сад, и цвет ее меняется в зависимости от возраста и учебного заведения. При этом частью униформы для девочек являются прически: в детский сад они ходят с 2 хвостиками, а в школу — с 2 косами, подвязанными красными лентами.

Шри-Ланка занимает 2-е место в Азии по количеству образованного населения. Родители с самого рождения ребенка начинают копить деньги на его образование, хотя университеты и колледжи для граждан бесплатные. Но, чтобы попасть в вуз, нужно сдать серьезный выпускной экзамен, поэтому лет с 12 ребенка готовят к поступлению.

Девочек растят немного более закрыто, чем мальчиков. Их учат, что соперничать с мужчиной не нужно, у каждого свое место и предназначение в жизни, и есть в этом зерно истины.

Я же беру то, что мне кажется разумным в ланкийской и русской культуре, делаю огненный микс и подаю его вместе со свежими фруктами на обеденный столик моих детей. И верю в то, что все происходит правильно.

Мир такой огромный, но в каждом его уголке находятся родители, которые точно знают, как вырастить ребенка счастливым, и готовые сделать ради этого все возможное. Расскажите, а какой подход к воспитанию ближе вам? О каких странах вам было бы интересно почитать в следующий раз?

Системы воспитания детей у разных народов мира значительно отличаются. И влияют на эти различия многие факторы: менталитет, религия, образ жизни и даже климатические условия. Мы собрали в этой статье описания основных моделей воспитания, а также, если вдруг вам захочется углубиться в одну из них – литературу по данной теме.

Важно! Мы не даем никаких оценок данным системам. В статьях из "Базы знаний", так же, как, например, в Википедии, мы открыты к вашим правкам – оставляйте комментарии, если с чем-то не согласны, хотите дополнить или пояснить.


Японское воспитание


С рождения до 5-ти лет у японского ребенка длится так называемый период вседозволенности, когда ему позволено делать все, что вздумается, не нарываясь на замечания взрослых.

До 5 лет японцы обращаются с ребенком, "как с королем", с 5 до 15 лет – "как с рабом", а после 15 – "как с равным".


Другие особенности японского воспитания:

1. Родители разрешают своим чадам практические все. Хочется рисовать фломастером на обоях – пожалуйста! Нравится копаться в горшке с цветами – можно!

2. Японцы уверены, что ранние годы – время для забав, игр и наслаждения. Конечно, это не означает, что малыши абсолютно избалованы. Их учат вежливости, хорошим манерам, приучают ощущать себя частью государства и общества.

3. Мама с папой никогда не повышают тон в беседе с детьми и не читают многочасовые нотации. Исключены и физические наказания. Главная дисциплинарная мера – родители отводят малыша в сторонку и объясняют, почему нельзя себя так вести.

4. Родители ведут себя мудро, не утверждая свой авторитет через угрозы и шантаж. После конфликтов японская мама первой идет на контакт, косвенно показывая, насколько сильно ее огорчил детский поступок.

5. Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости . Этот народ склоняется к тому, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка.

Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей – создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности.


Однако к моменту поступления в школу отношение взрослых к детям резко меняется.

Их поведение строго регламентировано: нужно почтительно относиться к родителям и учителям, носить одинаковую одежду и вообще не выделяться на фоне сверстников.

К 15-ти годам ребенок уже должен стать полностью самостоятельным человеком и отношение к нему с этого возраста "на равных".


Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей.

Литература об этом: "После трех уже поздно" Масару Ибука.

Немецкое воспитание


Жизнь немецких детей с самого юного возраста подчинена строгим правилам: им не разрешают сидеть перед телевизором или компьютером, спать они ложатся в 8 часов вечера. С детства малыши приобретают такие черты характера, как пунктуальность и организованность.

Немецкий стиль воспитания – четкая организация и последовательность.


Другие особенности немецкого воспитания:

1. Не принято оставлять детей с бабушкой, мамы берут младенцев с собой в слинге или коляске. Затем родители выходят на работу, а малыши остаются с нянями, которые обычно имеют медицинский диплом.

2. У ребенка обязательно есть своя детская комната, в обустройстве которой он принимал активное участие и которая является его законной территорией, где ему многое позволено. Что касается остальной квартиры – там действуют правила, установленные родителями.

3. В распространены игры, в которых моделируются житейские ситуации, развивается умение самостоятельно мыслить и принимать решение.

4. Немецкие мамы растят самостоятельных детей: если малыш упадет – он поднимется сам и т.д.

5. Дети в обязательном порядке посещают садик с трехлетнего возраста. До этого времени проводится подготовка в специальных игровых группах, куда малыши ходят с мамами или нянями. Здесь они приобретают навыки общения с ровесниками.

6. В дошкольном учреждении немецких детей не учат чтению и счету. Педагоги считают важным привить дисциплину и объяснить правила поведения в коллективе. Дошкольник сам выбирает занятие по душе: шумные забавы, рисование или игру в машинки.

7. Грамоте ребенка учат в начальных классах. Учителя превращают уроки в занимательную игру, тем самым прививая любовь к учебе.

Взрослые стараются приучить школьника к планированию дел и бюджета, приобретая для него ежедневник и первую копилку.


Кстати, в Германии трое детей в семье – своего рода аномалия. Многодетные семьи для этой страны редкость. Возможно, это связано с скрупулезной тщательностью немецких родителей в подходе к вопросу расширения семьи.

Литература об этом: Аксель Хаке "Краткое руководство по воспитанию малышей"

Французское воспитание


В этой европейской стране большое внимание уделяется раннему развитию детей.

Особенно французские мамы стараются воспитать в малышах самостоятельность, поскольку женщины рано выходят на работу, стремясь реализовать себя.


Другие особенности французского воспитания:

1. Родители не считают, что после рождения младенца их личная жизнь заканчивается. Напротив, они четко разграничивают время на ребенка и на себя. Так, малышей рано укладывают спать, и мама с папой могут побыть вдвоем. Родительская же постель – не место для детей, ребенка с трех месяцев приучают к отдельной кроватке.

2. Многие родители пользуются услугами детских развивающих центров и развлекательных студий для всестороннего образования и воспитания своих чад. Также во Франции широко развита сеть , где они находятся, пока мама на работе.

3. Француженки относятся к малышам мягко, обращая внимание лишь на серьезные проступки. Мамы награждают за хорошее поведение и лишают подарков или лакомств за плохое. Если же наказания не избежать, то родители обязательно объяснят причину этого решения.

4. Бабушки и дедушки обычно не нянчатся с внучатами, но иногда отводят их в секцию или студию. Основное время малыши проводят в садиках, легко адаптируясь к условиям дошкольного учреждения. Кстати, если мама не работает, то ей могут и не дать бесплатную путевку в государственный детский сад.

Французское воспитание – это не только скромные и выдержанные дети, это еще и сильные родители.

Мамы и папы во Франции умеют говорить слово "Нет" так, чтобы оно звучало уверенно.


Литература об этом: "Французские дети не плюются едой" Памела Друкерман, "Сделать счастливыми наших детей" Мадлен Дени.

Американское воспитание


Современные маленькие американцы – это знатоки юридических норм, не редко дети жалуются на родителей в суд за ущемление своих прав. Возможно, это происходит потому, что общество огромное внимание уделяет разъяснению детских свобод и развитию индивидуальности.

Другие особенности американского воспитания:

1. Для многих американцев семья – это культ. Хотя бабушки и родители часто проживают в разных штатах, на Рождество и День благодарения все члены семьи любят собираться вместе.

2. Еще одна характерная особенность американского стиля воспитания – привычка посещать публичные места вместе со своими чадами. На то есть две причины: во-первых, не все молодые родители могут позволить услуги няни, во-вторых, они не хотят отказываться от прежнего "вольного" образа жизни. Поэтому часто можно увидеть детей на взрослых вечеринках.

3. Американских малышей редко отдают в детские сады (точнее, группы при школах). Женщины-домохозяйки сами предпочитают воспитывать детей, однако не всегда занимаются с ними. Поэтому в первый класс девочки и мальчики идут, не умея ни писать, ни читать.

4. Почти каждый ребенок в среднестатистической американской семье с ранних лет состоит в каком-нибудь спортивном клубе, секции, играет за школьную спортивную команду. Существует даже стереотип, когда об американских школах говорят, что там главный школьный предмет "Физкультура".

5. Американцы серьезно относятся к дисциплине и наказанию: если лишают детей компьютерной игры или прогулки, то всегда объясняют причину.

Кстати, именно США – родина такой техники конструктивного наказания, как тайм-аут. В этом случае родитель перестает общаться с ребенком или оставляет его в одиночестве на короткое время.


Период "обособления" зависит от возраста: по одной минуте на каждый год жизни. То есть четырехлетнему малышу хватит 4 минут, пятилетнему – 5 минут. Например, если ребенок дерется, достаточно отвести его в другую комнату, усадить в кресло и оставить одного. После окончания тайм-аута нужно обязательно спросить, понял ли малыш, почему его наказали.

Еще одна особенность американцев – несмотря на пуританские взгляды, открыто говорить с детьми на тему секса.

Литература об этом: книга "От пеленок до первых свиданий" американского сексолога Дебры Хаффнер поможет нашим мамам по-иному взглянуть на сексуальное воспитание ребенка.

Итальянское воспитание


Итальянцы трепетно относятся к детям, считая их дарами небес. Детей любят, причем не только их родители, дядюшки, тетушки и бабушки с дедушками, а вообще все встречные, начиная от бармена и заканчивая продавцом газет. Всем малышам гарантировано внимание. Прохожий может улыбаться ребенку, потрепать его за щечки, что-то ему сказать.

Неудивительно, что для своих родителей ребенок в Италии остается ребенком и в 20, и в 30 лет.

Другие особенности итальянского воспитания:

1. Итальянские родительницы редко отдают малышей в садик, считая, что они должны воспитываться в большой и дружной семье. За детьми приглядывают бабушки, тети, другие близкие и дальние родственники.

2. Малыш растет в атмосфере тотального надзора, опеки и, одновременно, в условиях вседозволенности. Ему разрешают все: шуметь, кричать, дурачиться, не выполнять требования взрослых, играть часами на улице.

3. Детей берут с собой повсюду – на свадьбу, концерт, светский раут. Получается, что итальянский "бамбино" с рождения ведет активнейшую "светскую жизнь".

Никто не возмущается этим правилом, потому что малышей в Италии любят все и не скрывают своего восхищения.


4. Русские женщины, живущие в Италии, отмечают нехватку литературы о раннем развитии и воспитании детей. Проблемы есть и с развивающими центрами и группами для занятий с маленькими детьми. Исключение – кружки по музыке и плаванию.

5. Итальянские папы наравне со своими женами разделяют обязанности по воспитанию ребенка.

Итальянский папа никогда не скажет "Воспитание детей –женское дело". Наоборот, он стремится принимать активнейшую роль в воспитании своего чада.

Особенно если это чадо женского пола. В Италии так и говорят: родилась девочка –папина радость.

Литература об этом: книги итальянского психолога Марии Монтессори.

Русское воспитание



Если несколько десятилетий назад у нас применялись единые требования и правила к воспитанию ребенка, то сегодняшние родители используют самые разные популярные развивающие методики.

Однако до сих пор в России актуальна народная мудрость: "Нужно воспитывать детей, пока они поперек лавки помещаются".


Другие особенности русского воспитания:

1. Главные воспитатели – женщины. Это относится и к семье, и к образовательным учреждениям. Мужчины намного реже занимаются развитием детей, большую часть времени посвящая карьере и зарабатыванию денег.

Традиционно российская семья строится по типу мужчина – кормилец, женщина – хранительница домашнего очага.


2. Подавляющее большинство малышей посещает детские сады (к сожалению, приходится долго стоять в очереди), которые предлагают услуги по всестороннему развитию: интеллектуальному, социальному, творческому, спортивному. Однако многие родители не доверяют детсадовскому образованию, записывая деток в кружки, центры и студии.

3. В России не так популярны услуги нянь, как в других европейских странах.

Чаще всего родители оставляют детей на бабушек и дедушек, если вынуждены выйти на работу, а место в яслях или садике пока недоступно.


В целом бабушки часто принимают активное участие в вопросах воспитания детей.

4. Дети остаются детьми, даже когда они уходят из дома и заводят собственные семьи. Мама с папой стараются помочь материально, решить различные бытовые сложности подросших сыновей и дочерей, а также нянчатся с внучатами.

Литература об этом: "Shapka, babushka, kefir. Как воспитывают детей в России" .

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь