Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Игры на развитие пространственной ориентации - неотъемлемая часть математической подготовки ребенка к школе. У ребенка старшего дошкольного возраста должны быть сформированы пространственные представления о направлениях: влево, вправо, расположении вверху, внизу, впереди, позади, между, рядом.

На первых порах ребенок будет соотносить направления с собственным телом и его расположением (сзади — за спиной, впереди — перед лицом, справа — там, где правая рука, слева — там, где левая рука) поэтому необходимо научить ребенка различать и правильно называть части своего тела. Поочередно назовите части тела, дотрагиваясь до них рукой сначала на себе, потом на самом малыше: голова, лицо, глаза, лоб, уши, нос, рот, подбородок, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги. Обратите внимание ребенка на симметричные части тела, скажите, что они парные, обозначьте каждую словами правая, левая. «Каких частей тела у нас по две? Посмотрим: руки — правая рука и левая, ноги — правая и левая. Глаза — правый и левый, уши — правое и левое». Предложите ребенку самостоятельно назвать и указать на части тела, сначала своего, затем вашего. Пусть он назовет части тела кукол, на фотографиях и картинках с изображением людей, попросите проверить вас в тот момент, когда вы будете называть части тела и найти ваши «ошибки». Далее отрабатывайте с ребенком умение различать правую и левую стороны тела. Обратите внимание на функциональные различия правой и левой руки, вспомните и перечислите вместе с малышом, что он делает правой рукой, а что левой: «Правая рука больше привыкла трудиться, чем левая: правой мы держим ложку, а левой кусок хлеба, в правой руке находится карандаш, которым ты рисуешь, а левой ты придерживаешь лист бумаги». Закрепите полученные ребенком знания, используя несложные приемы — попросите малыша выполнить следующие упражнения: сделать шаг вперед с правой ноги, с левой, поднять вверх левую руку, затем правую, закрыть правый глаз, закрыть левый, дотронуться правой рукой левого уха и наоборот, повернуться налево, повернуться направо. Предложите ребенку игры по ориентации в пространстве.

Флажки

Дайте ребенку два ярких флажка — по флажку в каждую руку. Попросите его указывать направления по вашей команде, поочередно правой, левой или обеими руками.

Регулировщик

Пусть ребенок будет регулировщиком уличного движения. Дайте ему полосатый жезл регулировщика, который несложно изготовить из свернутого в трубку листа картона и цветной бумаги. Вы возьмете в руки игрушечный руль и будете водителем автомобиля. Ребенок, стоя в центре комнаты, будет указывать вам направление жезлом и подтверждать его словесными командами: Направо! Налево! Вперед! Назад. По команде вы движетесь в заданном направлении, иногда допуская «ошибки», которые регулировщик должен отметить и исправить.

Далеко и близко, высоко и низко

В эту игру можно играть дома и на прогулке. Попросите ребенка осмотреться и рассказать, что находится вокруг него. Помогайте ему наводящими вопросами: что перед ним, что сзади, что справа, что слева, что снизу, что вверху, что близко, что далеко. Попросите его развернуться на 90, 180 градусов. Что теперь находится справа и слева, впереди и сзади?

Поиски

Спрячьте в комнате какую-либо игрушку или вещь, и попросите ребенка найти ее, строго следуя вашим словесным указаниям: иди вперед, поверни вправо, сделай шаг назад, посмотри внизу, под столом, на полке, выше, ниже и т. д. Заранее продумайте маршрут

В качестве варианта игру можно провести иначе: на полу разложить разноцветные стрелки в разных направлениях, а ребенок, следуя стрелкам, на каждый поворот должен говорить, куда он повернул: направо или налево.

Ход вслепую

Нарисуйте мелом на асфальте лабиринт или разметьте маршрут кеглями. Предложите ребенку пройти лабиринт или маршрут с кеглями вслепую (закрыв глаза или с повязкой), под вашим руководством. Вы подаете команды, направляя движение ребенка: «Шаг вперед, два шага вправо, шаг влево, шаг назад, три шага вперед», а он должен четко следовать им, стараясь не заступить черту или не сбить кегли.

Все на месте

Попросите ребенка помочь вам навести порядок дома. Попросите его разложить вещи на места. Руководите его действиями: поставь слева, положи на верхнюю полку, убери в нижний ящик и т. п.

Настольный театр

Настольный театр представляет собой набор предметов- макетов для моделирования игровых ситуаций. Предметы и игровое поле вы можете приобрести в магазине, а можете использовать имеющиеся игрушки, а недостающие склеить из цветной бумаги. Они должны быть миниатюрными, чтобы умещаться на столе или на детском столике и отражать реалии жизни. Это могут быть набор «улица»-поле, изображающее тротуар и проезжую часть с перекрестком, макеты домов и светофора, машинки и фигурка постового, или деревенский домик с набором деревьев и фигурок домашних животных, или зоопарк — с перегородками вольеров и животными, или кукольная комната с игрушечной мебелью и предметами быта. Все эти наборы вы можете с успехом использовать для отработки понятий под, над, сверху, внизу, справа, слева, сзади и т. д., давая ребенку во время игры задания разместить игрушечные предметы относительно него самого или друг друга в определенном направлении. Например, набор предметов: домик, береза, елка, скамейка и птичка — воробышек. Вы можете размещать воробышка повсюду, объяснив ребенку, что воробышек летает везде. Перемещайте фигурку воробья на елку, под скамейку, за избушку — пусть ребенок правильно назовет его местоположение. Далее пусть сам ребенок расположит игрушку, следуя вашим командам: правее, левее, выше на елке, ниже на березе, справа от скамейки, и т. д. Пусть ребенок станет ведущим и дает вам задания, поправляя ваши «ошибки».

Вы можете использовать также фланелеграф для отработки понятий справа, слева, вверху, внизу, под, над, и т. д. Фланелеграф представляет собой небольшой стенд из картона, обтянутый или обклеенный фланелевой тканью — на нем раскладываются карточки и фигурки из бумаги, так как ворсистая ткань хорошо фиксирует бумажные фигурки, не давая им соскальзывать.

Мяч на поле

Настольная игра, для которой понадобятся лист цветной бумаги зеленого цвета и белый кружок картона или плотной бумаги размером с монетку в 2 рубля. Кружок — это футбольный мяч, листок — футбольное поле. Мяч летает по всему полю. Ребенок будет футболистом. Он положит поле перед собой на столе, на него положит мяч, и по вашей команде будет перемещать мяч по полю пальцем в заданном направлении: вправо, влево, дальше, ближе, пока мяч не попадет в нарисованные на противоположной стороне поля ворота. Тогда вы поменяетесь ролями, и теперь вы будете футболистом, а ребенок будет руководить вашими действиями.

Гномик и великан

Игра заключается в том, что вы произносите поочередно слова «великан» и «гномик». На слово «великан» ребенок должен подняться на носки и поднять руки вверх, а на слово «гномик». — присесть и вытянуть руки вперед. Продемонстрируйте, как надо делать эти движения. По вашей команде выполняйте их вместе с ребенком. Он должен следить за вами и стараться не повторять вашу «ошибку», если вы на слово великан присядете, а на слово «гномик» вытянетесь вверх.

Робот

Предложите ребенку представить, что он робот с дистанционным управлением. Вы будете подавать ему команды, которые он должен выполнять четко и дословно, например: «Иди вперед, поверни вправо, подними левую руку, повернись налево». Поменяйтесь ролями, теперь вы робот, а ребенок пусть вами руководит.

Репка

Рассмотрите вместе с ребенком картинку к известной сказке «Репка». Расспросите ребенка, какое место на картинке занимает каждый из героев сказки по отношению к другим? Кто (что) находится впереди (позади) деда, бабки, внучки, жучки, кто между кем, кто к кому ближе, дальше.

Кто, что, где?

В эту игру вы можете играть вдвоем с ребенком, а можете с группой детей. Игра заключается в следующем: вы задаете ребенку вопрос на ориентацию в пространстве, например, что слева от тебя или что позади тебя, и бросаете ему мяч. А он, сориентировавшись в пространстве, возвращает вам мяч, отвечая на вопрос. Если играют несколько детей, они встают в круг и перебрасываются мячом, задавая друг другу вопросы и отвечая на них. В этом случае уместен вопрос: «Кто слева- справа от тебя». Игра должна проходить в достаточно быстром темпе.

Используйте в качестве дидактического материала книжки раскраски, давая ребенку задания закрасить предметы, находящиеся справа, слева, выше, ниже по отношению к одному из них.

Дети шестого года жизни продолжают овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Новая задача — обучить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Ребенка необходимо научить выполнять задания(типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади — стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади — Коля».

Кроме этого, дети должны научиться определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы — пирамидка, впереди Тани — окно, над головой Тани — лампа».
Формирование пространственных ориентировок проходит успешно, если ребенок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями. Ситуации, в которые включаются дети, должны быть занимательны для дошкольников.

В заданиях типа «Угадай, где что находится» можно использовать разнообразный материал: привлекательные игрушки, картинки, расположенные в определенной последовательности. Дети определяют, что находится перед ними, позади них, справа, слева, вверху, внизу.
Следует отметить, что если мы прибегаем к помощи или контролю со стороны других детей, то местоположение их должно быть таким же.
В процессе обучения рекомендуется широко использовать различные дидактические игры.

Игра «Отгадай, кто где стоит» . Перед детьми — несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т. д.

Игра «Что изменилось?» . На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял слева от кошки, а теперь стоит справа от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.

Игра «Найди похожую». Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, за ним — мартышка, последним — мишка» или «В середине — большой чайник, справа от него — голубая чашка, слева — розовая чашка».
Игра «Расскажи про свой узор». У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу — круг, в левом верхнем углу — квадрат, в левом нижнем углу — овал, в правом нижнем углу — прямоугольник, в середине — треугольник.

Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине — большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу — цветы, вверху и внизу — волнистые линии, справа и слева — по одной волнистой линии с листочками и т. д.

Игра «Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель.
Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната или зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым), вверху, на крыше дома,— трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т. д.
В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому также помогают дидактические игры.

Игра «Найди игрушку» . «Ночью, когда в группе никого не было,— говорит воспитатель,— к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, при за шторой находит матрешку.
Игра «Путешествие по комнате» . Буратино с помощью ведущего дает детям задания: «Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то Ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений не должно быть больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить.
Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай Вше два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг».

В развитии пространственных ориентировок, кроме специальных игр и заданий на занятиях по математике, особую роль играют прогулки, подвижные игры, физкультурные упражнения, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, различные режимные моменты (одевание, раздевание, дежурства), битовая ориентировка детей не только в своей групповой комнате или на своем участке, но и в помещении всего детского сада.

Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М:1992.

Цель:

  • Закрепить умение ориентироваться «на самом себе», знать части тела, различать правую и левую руку; сформировать пространственные направления «от себя»: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.
  • Научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами
  • Развивать внимание, память, умение анализировать, действовать по алгоритму.

«Зеркало»

Дети стоят свободно пред воспитателем, который предлагает им стать «зеркалом» и повторять все его движения. Дети отображают движения воспитателя. Вначале даются несложные движения, а затем их можно усложнить.

«Куда спряталась мышка?»

Воспитатель начинает игру с загадки: Под полом таится. Кошки боится. Кто это? (мышка).

Далее воспитатель говорит, что к нам в гости прибежала мышка, она хочет с нами поиграть. Предлагает детям закрыть глаза, а мышка в это время прячется (воспитатель ставит ее на стол, под шкаф). Дети, открыв глаза ищут мышку, найдя ее ребята должны описать где она находилась, используя слова: вверху, внизу, на, слева, справа, посередине, под и т.п.

«Угадай, что загадали»

Вариант 1.

Игрушки необходимо разложить вокруг (впереди, сзади, слева, справа) вызванного ребенка. Воспитатель говорит, что он загадал одну из игрушек и надо отгадать какую. Для этого воспитатель предлагает определения: она перед тобой (за тобой, впереди, …) Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном направлении (при повторном проведении игрушки можно поменять местами или заменить другими).

Вариант 2.

Игрушки раскладываются вокруг воспитателя. Теперь загадывать игрушку будет ребенок.

«Куда пойдешь, то и найдешь»

В комнате спрятаны игрушки. Воспитатель дает задание детям: иди вперед, остановись, направо, … Ребенок показывает названное направление, идет в этом направлении и берет игрушку.

«В какой руке игрушка?»

Игрушки лежат перед детьми на столе. По сигналу воспитателя «раз, два, три левой (правой) рукой бери!» Ребенок должен взять игрушку в правую или левую руку. Потом можно предложить детям посчитать, а воспитатель должен взять игрушку в правую или левую руку. Можно допустить ошибку, чтобы дети ее исправили.

«Что изменилось?»

Перед детьми на столе лежат игрушки не более 5. воспитатель предлагает рассмотреть что и как лежит. Дети закрывают глаза. Воспитатель меняет положение игрушки, открыв глаза, дети определяют, что изменилось.

«Скажи, куда мы положили»

Вариант 1.

Один из детей закрывает глаза, остальные прячут игрушку. По сигналу ребенок открывает глаза и начинает искать игрушку, найдя ее, он объясняет, где она находилась.

Вариант 2.

Играющие подсказывают ребенку, куда положили предмет. Ребенок должен искать в направлении, указанном детьми.

«Дорожки»

(Д/и «День рождения»)

Воспитатель предлагает ребенку карточку-поле, разбитое на 9 квадратов и изображение любого животного и кладет его в начале средней дорожки. Воспитатель показывает как идти по клеткам (1 шаг – 1 клетка), дальше просит ребенка самостоятельно добраться до дупла с пчелами, собрать землянику и т.п. Затем можно разложить карточки с персонажами по карточке-полю. Попросить ребенка рассказать, как они расположены относительно друг друга, кто ближе всех к цветку, дальше всех от мостика …

«Я полез на крышу»

(Д/и «Строим дом»)

Воспитатель складывает карточки в готовый дом. На карточке - лестнице стоит человек. Задача ребенка – провести человека от лестницы до карточки – крыши. Причем наступать можно только на изображение тех предметов, на которые действительно можно залезать. Во время путешествия ребенок должен считать шаги: 1 шаг влево, 2 шага вниз и т.п. Задача играющих найти самый короткий путь.

«Магазин»

На доске игровой щит «магазин». Дети подходят к витрине. Игрушки стоят на верхней, средней, нижней полках. Купить игрушку можно только тем, кто не называя ее скажет правильно, где она стоит.

Информационные ресурсы:

1. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе «Математика от 3 до 7», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2001г.

2. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, «Математика – это интересно», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г.

3. Д.Альхаус, Э.Дум «Цвет, форма, количество», Москва, Просвещение, 1984г

4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991г.

Наталья Черникова

Важным показателем развития интеллекта ребёнка является осознание себя во времени и пространстве. Ориентирование в пространстве имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, оказывает влияние на развитие его самосознания, а также личности в целом.

Развивать у дошкольников различные способы восприятия пространства, полноценные пространственные представления можно посредством игр и упражнений.

Игра «Найди клад»

Воспитатель-ведущий, он заранее прячет какой-нибудь предмет и сообщает детям, что им предстоит отправиться на поиски клада. Можно спрятать новую игрушку или игру.

Воспитатель направляет детей словами: «Надо пройти 5 шагов прямо, затем повернуть направо и сделать 2 шага прямо» и т. д. Дети выполняют инструкции последовательно.

Можно организовать поиски клада по принципу игры «12 записок». Когда дети идут по маршруту, находят схематичное обозначение дальнейшего пути на каждом пункте.

На последнем этапе, когда дети находятся у пункта назначения, но не видят предмет, можно использовать слова «тепло»-«холодно». Когда дети находят новую игрушку, можно предложить им поиграть с ней.

Дети старшего возраста могут принять на себя роль ведущего и направлять детей во время поиска клада.

Игра «Составь рассказ по картинке»

Воспитатель демонстрирует детям иллюстрации с изображением предметов, сюжетные картинки. Предлагает составить рассказы, уточняя местонахождение предметов относительно других предметов. Рассказ дети могут составлять по очереди, а также все вместе по одному предложению.

Игра «Отгадай, какой предмет загадал»

Для игры понадобятся сюжетные картинки с изображением предметов, животных, людей. Ведущий загадывает какой-нибудь предмет и начинает описывать его местонахождение относительно других предметов на картинке. Задача детей – догадаться, о каком предмете идёт речь.

Игра с мячом «Ловкие движения»

Для игры понадобятся мячики небольшого размера на каждого ребёнка.

Все встают в круг, воспитатель в середине круга, он руководит игрой, проговаривает слова, дети выполняют действия с мячиком в соответствии с текстом.

В правую руку мячик возьми.

Над головою его подними.

Перед грудью его подержи,

К правой ступне своей положи.

За спину спрячь

И затылка коснись.

Руку смени и друзьям улыбнись.

Левого плечика мячик коснётся,

И ненадолго за спину вернётся.

С правой коленки да к левой ступне.

А потом на живот.

Игра с мячом «Лови, не урони»

Для игры понадобится мяч большого размера.

Дети стоят в кругу. Воспитатель в середине круга, мяч у него в руках.

Воспитатель бросает мяч любому ребёнку, затем даёт команды, дети выполняют их.

Например: «Маша передай мяч вправо любому мальчику», «Саша, бросай мяч прямо», «Миша передай мяч влево рядом стоящему ребёнку» и т. д.

Игра «Расскажи, где находится предмет»

Для игры понадобятся картинки с изображением предметов. Можно использовать картинки в соответствии с лексическими темами. Воспитатель раскладывает картинки для детей младшего возраста в ряд, для детей старшего возраста в 2 ряда.

1 вариант

Воспитатель предлагает отыскать предмет по условиям. Например: «Это животное находится справа от лисы». Если ребёнок затрудняется, можно дополнить: «Он находится между зайцем и волком. Кто это?»

«Эта птица находится над синицей, справа от воробья. Назови птицу»

2 вариант

Воспитатель загадывает загадку, ребёнок отгадывает и называет местонахождение предмета в ряду, используя слова «справа», «слева», предлоги над, под, около. Дети проверяют правильность ответа.

Игра «Выполни команду»

Детей надо разбить на пары. Один ребёнок будет выполнять действия относительно другого ребёнка. Воспитатель даёт команды, например: «Займите место напротив друга», «Встаньте слева от него, справа», «Спрячьтесь за друга», «Встаньте перед ним», «Положите правую руку другу на правое плечо» и т. д.

Игру можно повторить, дети в парах при этом меняются местами.

Публикации по теме:

Дидактические игры на формирование у детей навыков пространственного мышления и ориентирования Игра «Подбери нужную стрелку и её цвет» Цель: формирование у детей навыков пространственного мышления и ориентирования. Ход игры: Воспитатель:.

Игры и задания на ориентировку в пространстве для дошкольников Игры и задания на ориентировку в пространстве и на собственном теле для дошкольников Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью.

Игры на ориентацию в пространстве «Какой игрушки не стало?» Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве, счет до 5 (10). Дети закрывают глаза, ведущий убирает.

Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве "Прятки" Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом.

Игры-путешествия во времени и пространстве (уточнить качественные изменения на каждом этапе развития) Цель: 1. Формировать познавательный интерес, аналитическое способности. 2. Используя фотографии детей, родителей и карточки с литературными.

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушенным зрением Пространственная ориентировка это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического.

Игры на формирование ориентировки «на себе»,

на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве , на ориентировку в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от предметов», на ориентировку в пространстве с помощью сохранных анализаторов, на ориентировку в пространстве в процессе передвижения, на ориентировку в микро-пространстве, на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр для развития пространственной ориентировки

Игры на формирование ориентировки «на себе»

«Солнышко»

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

«Скульптор»

Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей - либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.

Оборудование: макет игрушки Буратино.

«Контролер»

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения

детьми парно противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи

Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве

«Прятки»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.

Содержание: Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто - разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) - «город», куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: «Мы находимся… (называет местонахождение)!». Это помогает его команде ориентироваться: оставать-ся в укрытии или бежать завоевывать «город». Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в «город». Команда, прибежавшая в «город» раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать «город» еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.

«Дорога в школу».

Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять схему пути.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

«Бег к реке»

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела.

Оборудование: мел, камни.

«Всадник»

Цель: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

Игры на ориентировку в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от предметов»

«Кто правильно назовет»

Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

«Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя».

«Вратарь»

Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.

Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.
Воспитатель: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Игры на ориентировку в пространстве с помощью сохранных анализаторов

«Автогонки»

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера и способа управления (обычная и энерционная), темная повязка для глаз.

«Жмурки с колокольчиком»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.
Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.
Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения

«Найди игрушки»

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Оборудование: разные игрушки

«Разведчик»

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.

Оборудование: лист бумаги, карандаш

Содержание: Ребенку дается инструкция: «Ты - разведчик. Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни), запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)». Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.

«Скок-перескок»

Цель: развитие внимательности, умения ориентироваться, укрепление мускулатуры ног.

Оборудование: мел

Содержание: На игровой площадке чертят круг диаметром 15- 25 м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30- 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий. Водящий говорит: «Перескок!». После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

«Автогонки»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и энерционная), темная повязка для глаз.

«Жмурки с колокольчиком»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.

Игры на ориентировку в микро-пространстве

«Художник»

Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.

Оборудование: картинка - фон, предметные картинки.

«Волшебный сундучок»

Цель: закреплять навыки ориентировки в микро-пространстве, активизировать в речи детей слова «вверху», «внизу», «справа», «слева».

Оборудование: «сундучок», мелкие игрушки

«Разноцветное путешествие»

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.

Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого - на лесной полянке, желтого - на песчаном пляже и т.д.).

«Бабочка»

Цель: закреплять умение ориентироваться на микро-плоскости, вызывать интерес к чтению, закреплять навыки чтения.

Оборудование: поле с буквами.

Содержание: ребенку предлагается поле с буквами. В центре поля бабочка. Ребенку говорится: Бабочка очень любит кушать сладкий нектар, перелетая с цветочка на цветочек. Сегодня бабочка пригласила тебя поиграть. На ее любимой полянке растут не обычные цветы. На каждом из них буква. Если ты будешь следить за ее полетом и вместе с ней собирать с цветов буквы, то узнаешь, какое слово она загадала. Далее педагог задает направление движения бабочки, а ребенок собирает с цветов буквы, выкладывает их на столе и читает получившееся слово. Затем педагог меняется ролями с ребенком. Теперь ребенок задает направление движения, а педагог выполняет это задание. Буквы можно менять в зависимости от загаданного слова.

«Путешествие по азбуке»

Цель: закреплять умение ориентироваться на микро-плоскости, формировать образы буквы и слова.

Оборудование: игровое поле с буквами

Содержание: ребенку говорим: Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по волшебной стране, где живут загадки, а азбука поможет тебе их разгадать. Если ты правильно соберешь все буквы, то сможешь узнать отгадку. Педагог загадывает загадку, а затем дается направление движения по игровому полю. Ребенок действует в соответствие с инструкцией, составляет слово - отгадку.

«Стреплан»

Цель: учить детей ориентировать на плоскости, закреплять понятие «право», «лево», активизировать в речи предлоги, стимулировать глазо-двигательную функцию.

Оборудование: игровое пособие «Стрелоплан».

«Найди место»

Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

Оборудование: цветные ленты, игрушки.

такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкции педагога. Например, мяч положить в дальнем левом углу, машинку - в середине,

мишку - в ближнем правом углу и т.п.

Игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства

«Адресное бюро»

Цель: учить ориентироваться на карте города, располагать на плане объекты в соответствие с расположением реальных объектов.

Оборудование: карта города, фотографии достопримечательностей.

«Астрономы»

Цель: закреплять умение ориентировать по схеме, ориентироваться на микроплоскости (фланелеграфе).

Оборудование: фланелеграфе, схемы созвездий, звездочки, колпаки.

Содержание: педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.

«Помоги Незнайке разложить учебные принадлежности»

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве по картинке - плану, в микро-пространстве, соотносить схематическое изображение предмета с реальным

Оборудование: картинка - план, учебные принадлежности.

«Где Маша?»

Цель: закреплять умение соотносить реальное пространство с планом.

Оборудование: план



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь