Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Комплексные и интегрированные занятия в детском саду .

В 70-е гг. встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся школ, преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении. В данный момент встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированных занятий. Потребность в этом объясняется целым рядом причин.

Альгирдас Алишаускас, доцент кафедры специальной педагогики, кафедра социального обеспечения и инвалидности Шяуляйского университета, психолог педагогической психологической службы Шяуляй, инклюзивная школа. Какова концепция школы для всех? Шведский университет уже организовал вторую международную конференцию «Обучение учителей». В последнее время много говорят об инклюзивном образовании, хотя этот термин не определен в Законе об образовании. Попробуем описать это на простом человеческом языке.

Действительно, участие в Литве обсуждается практически на всех уровнях, но проблема в том, что инклюзивное образование понимается и рассматривается по-разному. Общепринятая концепция, определенная в международных документах, обеспечивает инклюзивное образование с одним предложением, школой для всех. Другими словами, это детский сад, который хорош для всех и отвечает потребностям всех учащихся: как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для нуждающегося учителя, особенно для одаренных детей и для их родителей.

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Нет аргументов в пользу того, что интегрированное образование потерпело неудачу, инклюзивное образование - это просто расширение интегрированного образования, его более высокий уровень. Мы забываем о том, что здоровые сверстники приобретают, наряду друг с другом: сопереживание, терпимость, уважение и другие человеческие ценности. Кстати, опыт стран, которые десятилетиями были всеобъемлющими, показал, что человечество, наконец, расплачивается даже финансово. Наконец, инклюзивное является характерным для демократического общества, страны, уважения, признания, терпимости к любой другой доброте.

3. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

У талантливых детей также есть особые образовательные потребности. Раньше дети с особыми образовательными потребностями различны. Что, в этом случае, включено в понятие инаковости? Если да, то насколько ваши дети будут считаться в рамках «нормального» и в какой степени они будут приравнены к тем, у кого есть особые образовательные потребности?

Иногда трудно определить предел индивидуальности и инаковости - как особую потребность. - Какова ситуация в наших учебных заведениях, какие законы регулируются инклюзивным образованием? Может ли одна школа быть инклюзивной и другой неинституциональной?

4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных специалистов необходимо начинать с детского сада, младших классов, чему и способствует интеграция в ДОУ, начальной школе.

Прогресс очень очевиден в некоторых учреждениях, а в других - нет, но каждая школа и детский сад должны стремиться к тому, чтобы их девиз был «Школой для всех». И здесь не должно быть никакого различия, потому что школа - это настоящая жизнь, где дается уважаемая, признанная доброта, где созданы условия для каждого, чтобы удовлетворить их индивидуальные потребности и проявить себя. Каково ваше видение в ваших глазах и какова реальность?

В принципе, именно в детских садах дети должны начать учиться жить с другими детьми, но здесь мы сталкиваемся с большой проблемой. Оказалось, что формально отношение двух третей детей к другому ребенку отрицательно, что дети не очень хотят взаимодействовать с другими.

5. За счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности.

6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует раскрытию его способностей. «Миру сегодня не достает своего собственного образа, потому что этот образ может быть сформирован при помощи универсальной системы значений - синтеза».

Но печально то, что сами педагоги объясняют это явление следующим образом: «Эти дети разные, они выделяются, и с ними обращаются по-разному». Тем не менее, исследование также показало, тот факт, что, когда дети дошкольного возраста первая встреча с инаковости в детском саду, на самом деле они очень внимательно следит, исследует, очень заинтересованы в других детей, потому что они не знают, что такое инобытие, для них это только частный случай, И если на этом этапе, в этот момент воспитатель преимущество предоставления положительной информации о другом ребенке - то, что он может, как он пытается то, что он способен - и, таким образом, выделить ту особенность, что мы все разные, которые имеют свои сильные и слабые стороны, и строили более толерантный подход к другой, немного другой ребенок.

Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.+

В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных видов занятий, часто одно подменяется другим или интегрированное занятие путают с комплексным, комбинированным.

Это будет зависеть от того, будет ли ребенок смотреть на другое как естественное различие, индивидуальность или недостаток. С другой стороны, в то же время учитель должен учить другого ребенка общаться со сверстниками, чтобы он мог учиться вести себя в группе и играть, не провоцируя отторжение, отказ и другие негативные реакции.

Таким образом, информация и знания о том, как вести себя по-другому, требуют обеих сторон, не преодолевая ответственности ребенка. Другими словами, если емкость ребенка недостаточно, и он не может узнать, что требует программа, есть два пути: один - чтобы решить, что он отключен, ограниченности, неспособных, поэтому вызывают проблемы и не могут учиться. Или другой способ: он адаптировал программу, выбор содержания и методов ребенка, чтобы узнать его, это изменение окружающей среды, образования, оказание помощи в связи с удовлетворить его потребности, вместо того, чтобы критиковать ребенка и передачи ответственности за него.

Н.Е. Васюкова, О.И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий:

Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

Комплексное – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Нет такой страны, инклюзивное образование - это стремление. Только в одной стране, такой как Новая Зеландия или скандинавские страны, ее стремление ближе к идеалу, а другие - далеко. Мы рады, что у нас также есть преимущества инклюзивного образования в Литве. Между тем, во многих европейских странах, таких как Великобритания, такое разнообразие профессионалов в самой школе - роскошь.

Преподаватели-участники полностью не готовы к инклюзивному образованию. Внедрение инклюзивного образования неотделимо от системы ценностей учителя и профессиональной подготовки. Учитель адекватно подготовлен к такой школе? Лучше специальные потребности учителей дошкольных и начальных школ, которые имеют какую-то подготовку и информацию о детской специальности, особых потребностях и т.д. ситуация В учебную программу включено 3-5 курсов кредитования, в некоторых вузах преподаются специальная педагогика и психология, в том числе инклюзивное образование, поэтому учащиеся приходят на практику, когда слышали о таких детях.

Интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).

Исследовательница дошкольного детства Н. Гавриш в своей книге "Современное занятие" приводит детальный анализ процесса интеграции, категориальных, смысловых, структурных свойств современного занятия.

Наш факультет неоднократно предлагал Министерству образования и науки включить обязательные инклюзивные образовательные программы в программы педагогического образования, но министерство предоставляло только университеты с рекомендациями. Правда, преподаватели, повышающие квалификацию, должны слушать 60 часов. теоретический курс и практические задачи. Это должно быть полезно, если эти курсы действительно посвящены компетентным специалистам, которые хорошо разбираются в инклюзивном образовании и практике.

Вернемся к конференции. Это вторая международная конференция по инклюзивному образованию, организованная Шяуляйским университетом. Он был специально направлен на подготовку учителей. Опытные представители университетов других стран. Это не их вина, но качество качественных пробелов в подготовке учителей.

Она выделяет такие типы занятий по направленности содержания:

однонаправленные − предметные

разнонаправленные − интегрированы и комплексные занятия.

Следовательно, комплексное и интегрированное занятия являются разнонаправленными. Основными задачами на таких занятиях являются: всестороннее развитие ребенка, формирования целостного представления о конкретном предмете на основе интеграции разных понятий с вовлечением детей в разные виды деятельности. Вместе с тем, эти типы занятий имеют ряд отличий.

Было много дискуссий о том, как реформировать подготовку учителей, как укрепить учителя, вопросы помощника учителя, работающего в классе, вместе с преподавателем предмета и другими предметами. Регламент обучения учителей должен определять компетенции и квалификацию, необходимые для инклюзивного школьного учителя.

Разве вы не думаете, что инклюзивное образование - это утопия, которая сильно отличается от реальности? Вспомним: 20 лет назад никто не думал, что умственно отсталый или глухой ребенок сможет учиться вместе со здоровыми учениками в совместной школе. Но как это работает?

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга [Н. Гавриш / 1, с. 22].

Что нужно инклюзивному учителю? Знать у. иметь правильную информацию и подготовиться к работе со студентами с различными индивидуальными потребностями. Сделать это потому, что только при выполнении работы, на практике другой, учитель может научиться учить другого ребенка, потому что говорить и слушать только лекции невозможно. Вот правило: вы не можете научиться плавать, не загромождая воду. Несомненно, в этом случае мы полагаемся на ценности - истинную миссию учителя: открыто принимать и учить каждого ребенка, который пришел в класс, узнать и признать индивидуальность и исключительность каждого ребенка.

Практическая работа с определениями. В чем сходство и отличие.

Интегрированное занятие На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.

Интеллектуальная карта − структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство) [Н. Гавриш / 1, с. 58].

Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема). Эту схему можно еще дополнить конкретными примерами: названиями животных, растений, транспорта, оборудования для дайвинга, видами спорта и тому подобное. Такие карты к теме могут быть составлены из подготовленного материала в процессе проведения занятия вместе с детьми. Конечно, в данном варианте лучше всего использовать всевозможные изображения.

Практическая работа Воспитатели делятся на 3-4 подгруппы и составляют интеллектуальную карту.

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

Следует отметить, что проведение интегрированных занятий требует особенной подготовки от воспитателя и уже сформированного запаса знаний, умений у детей по соответствующей теме. Поэтому проведение таких занятий каждый день является очень сложным.

Комплексные занятия Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.

Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия. Например, при изучении темы "Весна. Сезонные изменения в природе" воспитатель активизирует знание детей с помощью беседы, сопровождая разговор детскими рисунками и произведениями художников.

Если основной целью занятия является создание целостного образа "весны", на нем будет интегрироваться содержание из разных дисциплин, включаться задания с разными видами деятельности. Особенность такого интегрированного занятия заключается в том, что объединяются блоки знаний из разных дисциплин с целью создания целостной системы знаний по конкретной теме.

Также считается, что основной целью интегрированных занятий является создание условий для всестороннего рассмотрения детьми конкретного объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного эмоционального отношения к познанию.

"В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого. В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным" [Н. Гавриш / 1, с. 23].

Тема «Царство растений»

интегрированное

комплексное

1.Разгадывание кроссворда

2.Музыкальные загадки о растениях (как композитор передает образ растения, какому растению подходит музыка)

3.Рассматривание картины…

4.Карта «Царство растений» (обобщение, условные обозначения, величина, счет, количество)

6.Познавательная беседа – «Красная книга растений»

7.Рисование плакатов в защиту природы.

  1. Беседа «Царство растений»
  2. Физ. мин. «Ветер дует нам в лицо»
  3. Счет, размер, величина
  4. Рисование «Мое любимое растение»
  5. Пение осенней песенки

Таким образом

Интегрированное

Комплексное

В этих заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта.

Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме «Царство растений», имеют возможность узнать что-то новое.

Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая − развивать психофизические свойства (скорость, выносливость и тому подобное); художественная − научить передавать художественный образ разными средствами искусства и т.п. А самое главное, выполняя эти задания, знания детей по теме «Царство растений» не систематизируются и скорее всего не расширяются.

Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.

Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки, как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.

При подготовке интегрированного и комплексного занятий необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения:

  • выделить в программе из каждой дисциплины подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты;
  • выявить связи между подобными элементами знаний;
  • изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;
  • учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин;
  • планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;
  • смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;
  • выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).

Практическая работа. Воспитатели делятся на две подгруппы. Одна моделирует комплексное занятие, вторая интегрированное. Представляют друг другу.

Обмен мнениями. Подведение итогов.

Литература

  1. Н. Гавриш "Современное занятие"
  2. С.Д.Сажина. Технология интегрированного занятия в ДОУ. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Интернет-ресурсы

Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей.
Дошкольник воспринимает окружающий мир целостно. Для него не существуют отдельно объекты лишь в пределах учебного предмета: животные и растения − это из «ознакомления с окружающим», числа и геометрические фигуры − это «математика» и т. д.
Каковы же общие черты интегрированных и комплексных занятий? Целью интегрированных и комплексных занятий, построенных на междисциплинарной связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.
Следовательно, комплексное и интегрированное занятия являются разнонаправленными. Основными задачами на таких занятиях являются: всестороннее развитие ребенка, формирования целостного представления о конкретном предмете на основе интеграции разных понятий с вовлечением детей в разные виды деятельности. Интегрированные знания могут включаться в занятия в виде фрагмента (вспоминаем названия животных, которые начинаются на звук [к]), отдельного этапа (актуализация знаний об истинных и ошибочных природных явлениях при работе со сказками), в течение всего занятия (формирование целостного образа понятия "Лес", "Насекомые" и тому подобное).
Интегрированное – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности. Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.
При рассмотрении одного понятия на занятии осуществляется его всестороннее раскрытие, реализовывается интеграция. Если же основное понятие является обобщенным, вследствие проведения интегрированного занятия у детей формируется целостная картина по определенной теме.
Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга. Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.
Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.
Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия. Например, при изучении темы "Весна. Сезонные изменения в природе" воспитатель активизирует знание детей с помощью беседы, сопровождая разговор детскими рисунками и произведениями художников.
Если основной целью занятия является создание целостного образа "весны", на нем будет интегрироваться содержание из разных дисциплин, включаться задания с разными видами деятельности. Особенность такого интегрированного занятия заключается в том, что объединяются блоки знаний из разных дисциплин с целью создания целостной системы знаний по конкретной теме.
Также считается, что основной целью интегрированных занятий является создание условий для всестороннего рассмотрения детьми конкретного объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного эмоционального отношения к познанию.
"В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого. В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным".
В чём же отличие интегрированного занятия от комплексного? Содержание комплексного и интегрированного занятий отличается тем, что в интегрированном занятии очень сложно разделить задание по видам деятельности.
Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности.
Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки, как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь