Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь


Техника дерганье была широко распространена по всему миру. Ныне эта техника еще сохранилась в некоторых районах нашей страны (например, в Северной Осетии эта техника мне известна как "осетинский пояс"), в отдаленных областях Европы ("Fingerloop braids"), Ближнего Востока, Южной Америки и Японии. В Европе достигла звездного часа в Средневековой Европе и Англии между 1200 и 1600гг.

Эта техника очень проста и удобна в том смысле, что тесьму и пояски в этой технике можно плести где угодно и когда угодно. При кажущейся простоте, в этой технике можно сплести тесьму с разным узором, при этом фантазия ограничивается лишь количеством пальцев (если не хватает своих, привлекайте к труду домашних, подруг/друзей, в таком случаи тесьму можно плести вдвоем или даже втроем), сочетанием и последовательностью расположения цветов в начале плетения и способом перекидывания ниток с одной руки на другую, то есть я не сильно ошибусь, если скажу, что ограничений практически нет))) Главное, чтобы было желание искать и экспериментировать)

Пояснения к схемам:

Я очень люблю эту технику плетения, поэтому охотно занимаюсь составлением схем и каталога узоров, и для того, чтобы вам было понятно, что я имею ввиду, хочу сразу рассказать об используемых мною обозначениях. Рассмотрим вот на таком примере:


1. Пальцы в схеме обозначаются следующим образом:

ЛА - указательный палец левой руки

ЛБ - средний палец левой руки

ЛВ - безымянный палец левой руки

ЛГ - мизинец левой руки


АП - указательный палец правой руки

БП - средний палец правой руки

ВП - безымянный палец правой руки

ГП - мизинец правой руки


2. В отличие от иностранных схем (тех, что я видела), я указываю конечное перемещение петли с пальца на палец. Мне так проще, поэтому чтобы не запутаться, внимательно читайте текст в схемах.

3. Пунктирной линией обозначается расположение петли в начале шага.

4. Начальное расположение ниток я обозначаю следующим образом:


ЛА - синяя нитка, т.е размещаем петлю синего цвета на указательном пальце левой руки

ЛБ - синяя нитка, соответственно для среднего пальца левой руки

ЛВ - синяя нитка, соответственно для безымянного пальца левой руки


ПА - оранжевая нитка, т.е размещаем петлю оранжевого цвета на указательном пальце правой руки

ПБ - оранжевая нитка, соответственно для среднего пальца правой руки


Выглядит это так:



Или такой пример:


ЛА - зелёная нитка

ЛБ - зелёная нитка

ЛВ - красная нитка


ПА - красная нитка

ПБ - зелёная нитка


Выглядит это так:

Подготовка к плетению:

1. Считаем необходимую длину ниток. Так как плетём мы петлями в данной технике, то конечную длину умножаем на два и добавляем на сокращение длины. При разных вариантах плетения расход разный, но нужно добавить для начала хотя бы четверть, а потом уже смотреть, для каких вариантов плетения этого достаточно, а где даже мало. Поэтому для начала предлагаю такой расчёт: 100см*2+25см=225см.

2. Подготовленные нитки складываем пополам.


3. Аккуратно, не ленимся, раскладываем каждую петли по отдельности, укладываем рядом друг с другом, выравниваем их, чтобы петли находились на одном уровне, завязываем в пучок.


4. Крепим пучок за неподвижную опору: трубу, батарею, крюк, дверную ручку. Если тесьма короткая, то можно просто зажать конец между коленками. Можно плести в паре, то есть один плетет, а второй одной рукой держит пучок ниток, а второй рукой подбивает нитки.

5. Если планируете плести длинную тесьму, то тогда сматываем петли в пасмы. Хочу заметить, что пасмы имеют свойство распускаться при сильном натяжении петель, поэтому сама я делаю узелки на расстоянии 50-70см по всей длине (когда тесьма доходит до узелка, его нужно развязать). Может, конечно, есть какой-нибудь другой более удобный способ, я его пока, к сожалению, не знаю. Лучше, конечно, кого-то просить, чтобы помог подбивать, иначе на дальнем конце тесьма выходит рыхлой и не красивой.

6. Рекомендую заготовить вот такие картонные пальчики. Обрисовываем свои пальчики на картонке или другой плотной бумаге, вырезаем и по два раза сгибаем каждый "пальчик", чтобы получились "фаланги". При вынужденном завершении плетения переносим петли с пальцев на картонки, чтобы не перепутать расположение ниток при дальнейшем плетении.


7. Располагаем петли на пальцах по заданной схеме - кисти ладонями вверх, пальцы слегка согнуты.


8. Можно начинать! И самое главное - будьте внимательны! В этой технике легко немножко напутать, а потом так и не суметь вернутся к месту, где ошиблись, потому что надо очень хорошо знать расположение ниток на каждом шаге. Мне обычно проще начать заново.

(разработалаМ.А. Бойко, педагог детской художественной школы, Москва)

Пояса делали, как правило, из разноцветных шерстяных ниток, иногда с добавлением льняных (реже — шелковых). Узоры их были очень разнообразны — от простых продольных или поперечных полосок до скошенных геометрических мотивов, выполнявшихся браным способом (на дощечках-бральницах). Народные пояса делали длинными, концы их украшали пышными кистями, отделывали бисером, стеклярусом, шариками-пушками.

Цвета для пояса подбирали большей частью яркие и контрастные, но народные мастерицы умели при этом избегать излишней пестроты — все многоцветные гаммы подчинялись одному ведущему цвету: красному, оранжево-желтому или другому.

Нарядный красочный пояс служил дополнением к народному костюму, как женскому, так и мужскому. Изготовлялись пояса разными способами.

Пояса
Детские работы

Плетение «дерганье»

Наиболее простой способ изготовления поясов и тесьмы так называемое «дерганье» — род плетения, применявшийся особенно часто в Рязанской губернии. Способ этот прост и не требует специального оборудования, с этой работой легко справляются дети 7-8 лет.

Прежде чем начать дерганье, нитки нужно подготовить — сделать из них пять петель одинаковой длины с учетом того, что плетение получится раза в полтора короче, чем петли. С одной стороны петли крепко связываем вместе и прикрепляем к какому-нибудь неподвижному предмету: гвоздю, стене, ручке двери и др. Свободные концы петель надеваем на пальцы: три петли на указательный, средний и безымянный одной руки, а две петли — на указательный и средний пальцы другой руки (кисти рук должны быть повернуты ладонями к себе, пальцы слегка согнуты), безымянный палец правой (или левой) руки остается свободным для работы.

Продеваем свободный безымянный палец в петли, надетые на пальцы другой руки, подцепив дальнюю петлю снизу вверх, и протащим ее сквозь другие петли на себя, после чего она окажется надетой на безымянный палец уже другой руки. Безымянный палец этой руки освободился для работы. Теперь этот свободный палец проденем сквозь петли, надетые на пальцы другой руки, подцепим дальнюю петлю и протащим ее на себя — петля окажется на безымянном пальце снова этой руки. Теперь повторим весь цикл сначала. Протащив очередную петлю, нужно развести обе руки в стороны и потянуть за все петли, чтобы затянуть работу. Делать это нужно равномерно, чтобы пояс был ровный — не расширялся и не сужался. Рисунок образуется от чередования петель разных цветов. Сделав нужную длину, завязываем нити, оставляя несколько сантиметров на кисть.

Этим способом можно сплести круглый или более плоский пояс. Если длина пояса или тесьмы должна быть более одного метра, то работать должны два человека, так как большая длина петель не позволит одному человеку развести руки на нужную ширину для затягивания тесьмы. В этом случае один собственно дергает, а второй помогает затягивать петли. Таким образом можно сплести неширокий узорный пояс из шерстяных ниток разных цветов.

Плетение «на бутылочке»

Вариантами простейших форм плетения поясов являются технологии, построенные на основе узлов и петель. Для плетения круглых поясов или тесьмы существует способ плетения «на бутылочке». Плетение чаще всего применялось на Русском Севере, в Архангельской губернии. Нитки для плетения брали шерстяные. Узор получался в виде закрученных по спирали полосок. Подготовка нитей при этом способе заключалась в том, что определенное количество нитей (от количества нитей зависит количество полосок) длиной в два раза больше будущего готового изделия собирали с одной стороны в пучок и связывали в узел вместе с основной нитью, а с другой — каждую нить сматывали в клубочки. Конец спицы вставляли в узел и опускали в бутылку. Плели вокруг спицы, завязывая узорными нитями узелок вокруг основной нити.

Плетение полотняное и саржевое

Для плетения более широких поясов существовал другой способ, тоже не требовавший дополнительных приспособлений. Нитки для плетения брали шерстяные или шелковые, узор получали в косую клетку. Подготовка нитей при этом способе заключалась в том, что определенное количество нитей (в зависимости от ширины изделия) длиной раза в полтора больше будущего готового изделия собирали с одной стороны в пучок, а с другой оставляли свободными. Нужно было прикрепить связанный пучок к неподвижному предмету, например к спинке стула, поставив его перед собой. Начиная плести, распределяли нити в желаемом порядке, разделив на две равные пряди. Теперь нужно отделить крайнюю нить с левой стороны и переложить ее в середину (т.е. к левому краю правой пряди), образуя полотняное переплетение, после чего присоединить ее к правой пряди.

Затем таким же порядком прокладывается крайняя правая нить к середине и присоединяется к левой пряди и так далее.

Узор получается в результате переплетения цветных нитей.

Порядок переплетения нитей может быть не только по принципу полотняного переплетения — через одну нить, но также и через две, каждый раз со сдвигом на одну нить, то есть по принципу саржевого переплетения. Плетение этого вида несколько более сложное, но с его помощью можно получить интересный эффект, напоминающий поперечный или продольный рубчик. При первом виде плетения лучше брать четное количество нитей, при втором — нечетное (для лучшей обработки краев). Еще один из вариантов этого плетения — с дополнительными нитями, которые оплетаются узорными нитями.

Тканье на дощечках

Еще одним способом изготовления узорных поясов является тканье на небольших квадратной формы тонких дощечках с отверстиями по углам. С этим плетением могут справиться дети разного возраста, но младшим (7-9 лет) педагог помогает заправлять нити в дощечки, а дети более старшего возраста (12-16 лет) справляются с задачей самостоятельно.

Нити, связанные в пучок и прикрепленные к неподвижному предмету, пробираются в отверстия дощечек: в каждое отверстие по одной нити (в каждую дощечку по четыре нити). Количество дощечек может быть разное — они определяют ширину изделия. Обычно их берут от десяти до тридцати, а в некоторых случаях и больше. Нити для такого тканья используются обычно шерстяные, разноцветные, средней толщины.

При тканье в тех местах, где в дощечки были пробраны нити одного цвета, получится узкая продольная полоска этого цвета. В том месте, где были пробраны в одну дощечку нити двух цветов, получится пестрая полоска. Затем дощечки соединяются, а нити натягиваются. Перед началом тканья дощечки должны быть установлены попарно, так чтобы две соседние нити были пробраны симметрично относительно друг друга. Для утка используют нить такую же, как в основе.

При тканье нити должны находиться в натянутом положении. Для этого их привязывают к поясу таким образом, чтобы для работы оставалось около полуметра, считая от подвязки к неподвижному предмету. Дощечки складываются вплотную друг к другу так, чтобы между нитями, пробранными в верхние и нижние отверстия, образовался зев.

Прокладывается уточная нить в этот зев и прибивается пальцем или деревянным ножом на себя. Теперь дощечки осторожно переворачиваются все вместе на 90 градусов в направлении к себе, и в полученный таким образом зев прокладывается еще уточная нить и прибивается к первой уточной нити как можно плотнее. Затем дощечки снова поворачиваются к себе, прокладывается очередная уточная нить, подтягивается и прибивается к предыдущей. Повторяем весь процесс сначала. Работаем таким образом до тех пор, пока нити не перевьются настолько, что становится трудно работать. Тогда начинаем поворачивать дощечки в обратную сторону, прокладываем уточные нити тем же порядком.

Узор образуется от чередования цветных полос, гладких и пестрых. Можно придумать различные узоры в обрамлении гладких полосок по краям или сделать многоцветные шашечки. Можно сделать узор и в виде крупной елочки посередине, в окаймлении гладких и пестрых полосок по краям. Елочки выполняются из тех же шашечек, но сделанных со сдвигом на один поворот дощечки.

Известен еще и способ тканья на дощечках поясов и других изделий с орнаментальными узорами. Изделия с такими узорами выполняют на дощечках двух видов: обычных и с нитками двух цветов, расположенных по диагонали. Края изделия, как правило, делаются на обычных дощечках, с рисунком в продольную полоску. Узор выполняют из ниток двух контрастных цветов.

Количество узорных дощечек берут, в зависимости от ширины выполняемого узора, по одной паре на каждый уступ рисунка.

В начале работы узорные дощечки устанавливаются таким образом, чтобы в верхней части зева находились нитки как первого, так и второго цвета, расположенные в таком же порядке, как в узоре в исходном его положении. Переход из одного положения в другое соответствует одному повороту дощечек и одной прокидке утка. Простые дощечки поворачивают всегда одинаково — на 90 градусов. Узорные дощечки вращают в зависимости от узора. Поворачивая пару узорных дощечек вместе с неузорными на 90 градусов два раза (и, соответственно, каждый раз прокладывая уток), мы оставляем тем самым первый цвет наверху. Но при следующем повороте на 90 градусов он должен уйти вниз, поэтому мы смотрим на рисунок: если, по узору он должен при следующей прокидке утка уйти вниз, то мы поворачиваем данную пару дощечек, как обычно, на 90 градусов. Если же мы видим, что цвет этот должен в данном месте остаться наверху, то мы поворачиваем дощечку на 270 градусов, чтобы нужный цвет оказался снова наверху. И так поступаем со всеми парами узорных дощечек, строго следуя узору. Чем больше пар узорных дощечек, тем шире и сложнее рисунок, который можно на них выполнить. Непременным условием является только одно — по краям узора обязательно должны помещаться гладкие полоски, выполняемые на обычных дощечках.

Сами орнаментальные мотивы могут быть разнообразным. При желании можно выполнить пояс или другое изделие с надписями, датами, скомпоновав их в узор.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи»

Центр творчества и спорта «Лора Плюс»

Мастер- класс

Тема:"Изготовление пояса

(элемент русской национальной одежды)".

Возраст: 12-16 лет

Год обучения: 2 год

Направление деятельности: художественно - эстетическое

Тип занятия: изучение нового материала

Горянина Наталия Александровна

Педагог дополнительного образования

г. Оренбург 2018 г.

Мастер класс на тему:"Изготовление пояса (элемент русской национальной одежды)"

Цель: сформировать знания о поясе, выявить значение пояса в русском народном костюме через применение навыков ремесленного производства, и исторических знаний.

Задачи:

Образовательные :

    Отработать навык работы с пряжей.

    Дать необходимые навыки по изготовлению различных видов плетения.

    Расширить знания о поясе как элементе русского национального костюма.

Развивающие :

    Развивать у обучающихся умение находить взаимосвязь народной одежды с современными направлениями в моде.

    Развивать у обучающихся умение использовать универсальные учебные навыки.

    Комплексное развитие художественных способностей детей средствами рукоделия, и обобщения исторического материала.

Воспитательные :

    Воспитывать человека знающего историческое наследие предков и знакомого с культурными ценностями своего народа.

    Воспитание у обучающихся интереса к народному искусству через развитие творческих способностей.

    Воспитывать умение работать в коллективе, добиваясь совершенства исполнения и завершенности в работе.

Тип занятия: интегрированный (история, технология).

Наглядные пособия:

    изображения традиционных народных костюмов;

    наглядное пособие с изображениями поясов, выполненных в различных техниках плетения и ткачества;

    мини-выставка с готовыми образцами;

    презентация к уроку ( );

    инструкционные карты по изготовлению поясов в технике дерганья.

Оборудование:

    демонстрационный компьютер;

    проектор;

    Материалы: пряжа разных цветов для практической работы.

Ход мастер класса

I. Организационный момент.

Обучающиеся заранее объединены в группу 7-10 человек, что позволяет использовать групповую форму работы, и формирует у обучающихся представление о взаимопомощи.

Мастер класс начинается с постановки цели и задач занятия.

II. Изучение нового материала.

Блок педагога.

Ребята, сегодня мы поговорим об одежде. Во все времена одежда носила функциональный характер

Зачем людям нужна одежда?

Ответы детей: чтобы было тепло, для красоты, чтобы защитить организм человека от внешних воздействий.

Когда появилась одежда?

Ответы детей: несколько миллионов лет назад, в каменном веке, в первобытном обществе.

Почему древнейшие люди начали изготавливать одежду, и какой она была.

Ответы детей: потому что было холодно В качестве одежды использовали шкуры животных и листья растений.

Педагог: Прошли тысячелетия, и люди приручили животных. Конечно, хозяину-скотоводу было жаль убивать животных только ради одежды. И люди придумали способы, как завладеть шкуркой животного, не убивая его.

Как вы думаете, какие способы придумали люди?

Ответы детей: люди научились стричь животных.

Педагог: Стриженую шерсть научились прясть, а затем изготавливать ткань. Ткань также изготавливали и из некоторых растений.

Что еще делали из шерстяной пряжи?

Ответы детей: изготавливали теплую одежду.

Спасибо, ребята, за активную работу. Из ваших ответов понятно, что вы знаете, как жили и во что одевались первобытные люди. Прошли столетия, первоначально люди были равны по своему положению и носили сходную одежду. Затем появились богатые и бедные, появились различия в одежде.

скажите, кто из людей богатый человек, а кто бедный? Дети показывают на картинках различия в одежде.

Педагог: Конечно, богатые и бедные использовали в своей одежде дорогие ткани, украшения, меха. А еще частенько они начинали носить иноземную одежду, чтобы отличаться от простонародья. На Руси, например, князья и бояре носили византийский костюм, а простые люди - традиционный русский .

Но в любой одежде присутствовал элемент, без которого она не могла существовать.

Сегодня на занятии мы откроем сундучок. В нем лежит этот предмет. Его придумали еще в каменном веке, но он до сих пор служит каждому из нас верой и правдой.

Как вы думаете, что это?

- Это пояс!

Ребята, как вы думаете, зачем наши предки носили пояс?

Ответы детей: чтобы одежда не спадала, чтобы удобнее было, для красоты.

Педагог: Правильно, а еще он выполнял различные функции: За пояс «закладывали» некоторые предметы, а другие – подвешивали к поясу. Например, меч, нож, оружие воины носили за поясом. К поясу в старину подвешивали зеркальце, игольницу, фигурки-обереги от нечистой силы и мешочки для денег. Такие мешочки называли «калита» Одного из богатых московских князей Ивана Даниловича даже прозвали Калитой. Под этим именем он и вошел в историю.

Была у пояса еще одна задача – тайная...

Скажите, какую форму приобретает завязанный на талии пояс?

Ответы детей: форму круга.

А что изображал символ круга в древности у большинства народов?

Ответы детей: круг изображал солнце.

Педагог:

Круг у древних славян обозначал религиозный символ Бога Единого – Рода. И был оберегом. Значит, пояс был оберегом, он живот оберегал. Ведь слово «живот» в древности имело значение «жизнь». Таким образом, получается, что пояс жизнь оберегал. Поэтому и получается, что носить его должен был каждый.

Ребята, слышали, когда-нибудь выражение «распоясался»? Что оно значит?

Ответы детей: балуется, плохо себя ведет.

Педагог: Правильно. Это значит, как бы потерял человеческий облик.

Пояс ограждал от напастей и нечистой силы.

Когда рождался маленький ребенок, на него надевали поясок из теплой шерсти, перевитый материнским волосом. Первый поясок – первый оберег. И обладали эти пояса волшебной силой. Вырастали дети - уходили из дома. Мама достанет поясок, поглядит на него. Если пояс хороший чистый, значит у ребенка все хорошо. А если гниль появилась, плесень, значит беда, нужно спешить на помощь.

Пояс являлся обязательным элементом русского народного костюма . Но подвязывали его по-разному: спереди, сбоку, сзади. Женщины – под грудью, по талии. Мужчины – под животом.



Длина и ширина пояса

Способ навязывания поясов обозначал их длину, которая варьируется от1,5 до 4м, отдельные пояса достигают длины 5-6 м.

Ширина поясов тоже различна. Обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22мм) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44-45мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка (6,5-88,9мм).

Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность человека к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Пояс на свадьбе

Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.

Магические свойства пояса, скрепляющего союз молодых, использовали и в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в единое целое. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха, невеста кидала поясок на печь (показывая домовому, что она новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая, идя по воду, ложила поясок на сруб колодца. Подметая хату, завязывала поясок на веник. Есть сведения, что иной раз невеста раздавала на свадьбе более ста поясков.

Пояс и славянские обряды

Поясом связывали первый сноп урожая. При первом выгоне скота в поле у восточных славян было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. Его также привязывали к рогам коровы, клали к пастухам в сумки. Первую борозду вели коня за пояс. При покупке скота его вводили в новый дом через пояс. Во Владимирской губернии в этот момент приговаривали: «забывай старого хозяина, привыкай к новому.».

В славянской традиции пояс - это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающим свойствами.. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д.

Обереговые свойства пояса знахари при необходимости могли усилить определенным заговором.

Для изготовления поясов использовались различные способы и техники. Наиболее красочными и разнообразными орнаментами отличаются бранные пояса тканные на ниту, бердо или сволочке.

Сейчас нас ждет увлекательное путешествие во времени. Мы перенесемся на несколько веков назад и познакомимся с одним из видов плетения.

III. Подготовка к практической работе.

Блок педагога по технологии.

Сегодня мы с вами остановимся на одном из древних видов плетения поясов – плетение в технике «Дерганье». Техника «дерганья» – очень древний способ изготовления тесьмы. Еще в Х веке славяне плели такие узенькие прочные тесемки для обшивки понев (юбок), на петли для пуговиц, на «гашники» (завязки для штанов), на «оборы». Тесемки из толстых шерстяных нитей использовались для изготовления браслетов. Этот древний вид плетения со временем не был забыт. В начале ХХ века в русских деревнях таким способом изготавливали тесьму и пояса. Сейчас в некоторых городах России и за рубежом в рамках программы возрождения ремесел проводятся занятия по изготовлению поясов из «дерганой» тесьмы. Освоить технику «дерганья» несложно. «Дёргали» нити вдвоём, причём, одна работница держала конец готовой тесьмы и затягивала плетение, а вторая подставляла пальцы, на которые надевали петельки сплетаемых нитей. Переставляя петли, получали узор – любой, насколько хватало фантазии и количества нитей. По заключению специалистов, за день можно было «надёргать» до 4,5 м тесьмы. Таким «дерганьем» можно плести и плоские тонкие пояса, тесёмки, завязки. Этот способ удобен для изготовления небольших детских поясков и всевозможных завязок для хозяйства. Наши бабушки плели пояса сами, но мы с вами живем в современном мире. И чаще используем не самодельные пояса, а покупные. Да и сама одежда изменилась.

Скажите, ребята, где мы можем найти информацию о национальной русской одежде?

Ответы детей: у бабушек, в книгах, в Интернете.

педагог :

Правильно, сейчас мы переходим к практической части нашего занятия.

Одна группа будет работать в современном времени.

Другая группа отправится в прошлое и попробует сплести пояс своими руками.

Обучающиеся делятся на группы и расходятся для выполнения практической части.

Темы для индивидуальных работ:

    Роль пояса в национальном костюме.

    Пояс как оберег.

    Способы изготовления поясов.

    Пояс в современной одежде.

    Использование различных видов плетения при изготовлении аксессуаров.

педагог :

Инструктаж по выполнению элемента пояса в технике «дерганье»

Сегодня мы с вами научимся выполнять элемент пояса в технике «Дерганье», который можно будет использовать в качестве закладки для книг или фенечки на руку.

Обратите внимание на готовые образцы плетения.

Перед вами лежат инструкционные карты, по которым мы будем работать

Обучающиеся выполняют практические работы в течение 15-20 минут.

Подведение итогов (демонстрация готовых образцов и презентаций).

Слово педагогу по технологии.

Вот наши работы готовы. Мы вернулись с вами в настоящее время.

Вы, наверное, помните, как в начальной школе девочки младших классов развлекались на переменах игрой «в ниточки». Между растопыренными пальцами рук натягивается шнурок или резинка; двое играющих стараются переставить пальцы так, чтобы получилась наиболее красивая и сложная геометрическая фигура. Нельзя исключать, что в этой игре сохранился отголосок древнего способа плетения – «дёрганья» тесьмы.

Всем большое спасибо. На этом наш урок окончен.

Плетение пояса в технике дёрганья на пальцах.

По материалам книги Е.Осиповой «Ручное ткачество и ».

Для плетения пояска нужно взять 5-7 нитей длиной 2,5- 3 метра (длина на выбор, поясок будет в половину этой длины). Нити лучше взять толстые. Их можно составить из 2-х цветов, пояс будет пёстрый.

Нити сложить пополам и получится 5 петель. С той стороны, где у петель свободные концы, связать их все в один узел и прикрепить с помощью шнура к ручке двери или окна на уровне груди, так, чтобы нити шли к нам под лёгким наклоном.

Сами петли одеть на пальцы рук : три петли - на левую руку, на указательный, средний и безымянный пальцы , две петли – на правую руку, на указательный и средний пальцы.
Безымянный палец средней руки будет свободный. Им мы начнём работу. Это необычно – начинать работу безымянным пальцем.
Кисти рук повёрнуты ладонями к себе, пальцы слегка согнуты.

1 . Свободный безымянный палец правой руки продеваем в петли, одетые на пальцы левой руки. Для этого пальцы чуть наклоним, чтобы в петлях образовался проход.
2 . Безымянный палец продеваем прямо внутрь петель и подцепляем дальнюю (с указательного пальца) петлю снизу верх и протащим её сквозь все эти петли на себя. Она окажется одетой на безымянный палец правой руки.
3 . Сразу же осторожно перекидываем оставшиеся две петли левой руки на другие пальцы этой руки, на указательный и средний, а безымянный палец левой руки освободился для работы.
4 . Теперь нужно развести руки в стороны и, этим мы прибьём наш первый ряд, первое переплетение к началу пояса. Если у вас есть помощник, он поможет прибить этот ряд своими руками. Прибивать надо с натягом.
5 . Теперь этот свободный безымянный палец левой руки проденем сквозь петли на пальцах правой руки к дальнему (указательному) пальцу, подцепим эту дальнюю петлю снизу вверх и протащим на себя. Петля снова окажется на безымянном пальце левой руки.
6 . Перекинем оставшиеся две петли на указательный и средний пальцы правой руки, освободив для работы безымянный палец. И опять прибьём получившийся ряд, разведя руки в стороны.
7 . Теперь нам нужно только повторять эту последовательность из раза в раз, не забывая разводить руки после каждого ряда, и поясок будет плестись.
Когда вы закончите плетение, обхватите любой петлёй сплетённый поясок, и затяните его покрепче петелькой.
Концы пояса оформить кистями.

Сегодня попыталась разместить свой старенький мастер-класс по плетению тесьмы на пальцах на Ярмарке Мастеров. Но из-за отсутствия возможности отредактировать готовый текст там теперь столько косяков, что мне ужасно стыдно!! Поэтому решила опубликовать ещё и здесь, только в том виде, в каком этому МК полагается быть.

Здравствуйте, дорогие мастера и мастерицы!

Приглашаю всех, кому интересны старинные виды рукоделия, на мастер-класс по плетению тесьмы на пальцах. В английском варианте этот вид рукоделия называется "fingerloop", в русском - "дёрганье".

Подготовьте, пожалуйста, нитки (тренироваться лучше на шерстяных), ножницы, дощечку с канцелярской кнопкой, где удобно закрепить узелок (можно также привязать край к дверной ручке, батарее, или попросить кого-нибудь подержать), - и начнём!

Изготовление тесьмы в технике fingerloop («дёрганье»)

Прежде чем освоить настоящее ткачество, человечество, по-видимому, в совершенстве освоило разного рода плетение. Девочки младших классов школ до сих пор развлекаются на переменах игрой «в ниточки». Нельзя исключать, что в этой игре сохранился отголосок старинного способа плетения, или «дёрганья» тесьмы.

Техника «дёрганья» очень древний способ изготовления тесьмы. Ещё в период раннего средневековья славяне и финно-угры, жившие на территории нашего края, плели такие узенькие прочные тесёмки для обшивки понёв, на петли для пуговиц, на «гашники» (завязки для штанов), на «оборы». Тесёмки из толстых шерстяных нитей использовались для изготовления браслетов.
Учёные-этнографы отмечают, что подобный способ плетения был широко распространён в древности, поскольку им пользовались не только представители славянского народа (этноса), но также финского. Это подтверждают данные археологии: при раскопках находили фрагменты таких шнурков и тесёмок.

Тесьма и шнуры, изготовленные в технике «дёрганья» (fingerloop), были довольно широко распространены в Европе в средневековый период, например, в Лондоне при раскопках найдено 24 образца (культурные слои с конца 12-го до начала 15-го веков). Тесьма использовалась для отделки края плетёных сеточек для волос, в качестве затягивающего шнура для кошелька, а также, для застёгивания и шнурования одежды.

Этот древний вид плетения со временем не был забыт, он благополучно дожил до наших дней: до самого начала XX века в русских деревнях таким способом изготавливали тесьму и пояса. Сейчас в некоторых воспитательных и образовательных центрах (в Москве и других городах) в рамках программы возрождения ремёсел проводятся занятия по изготовлению поясов из «дёрганой» тесьмы. В России и за рубежом организуются специализированные мастер-классы, причём в европейских странах это очень популярный вид рукоделья. Освоить технику «дерганье» несложно. Кстати, она хорошо развивает гибкость и подвижность пальцев.

Существует множество способов изготовления «дёрганой» тесьмы, они отличаются друг от друга количеством рабочих петель и вариантами перекидывания нитей. Сегодня мы с вами научимся плести тесьму так, как это делали дамы в средневековой Англии. Освоив этот несложный способ, вы при желании сможете научиться всем остальным.

Техника

Первый этап изготовления шнура формирование петель одинаковой длины. Для изготовления однотонного шнура лучше всего использовать неразрезанную нить, натягивая ее между двумя штырьками (закрепленными палками, колышками и т.п.), до получения нужного числа петель. Разноцветные шнуры требуют достаточного количества нити каждого цвета для получения нужного общего числа петель.

Для облегчения плетения очень важно, чтобы все петли были равной длины, поэтому неплохо при сновании нити удерживать получаемые петли с одного конца рукой, слегка натягивая, чтобы петли лучше выравнивались по длине. На другом конце пучка петель все нити можно завязать простым узлом «через руку», оставив на этом конце небольшую петельку для закрепления, например, на палке, колышке, или на большом пальце ноги.

Прочно закрепив эту небольшую петельку на каком-нибудь предмете, затем все длинные нитяные петли разместите на пальцах обеих рук, начиная с указательных, каждую петлю помещая на отдельный палец.

Для основной схемы с использованием семи петель, в данном случае четыре петли будут размещены на одной руке и три на другой.

Во время плетения петли должны быть слегка натянуты. Следующие иллюстрации демонстрируют процесс, для примера правая рука изначально удерживает три петли:

Сперва петли «переводят» вниз по пальцам руки, используя ловкость пальцев, начиная с самой нижней петли. В данном случае, петля с безымянного пальца переносится на мизинец, затем петля со среднего пальца переносится на безымянный палец. Наконец, верхняя петля подцепляется средним пальцем, так что она обхватывает одновременно указательный и средний пальцы. Это должно выглядеть так:

Руки сводятся вместе, и указательный палец правой руки вводится в нижнюю петлю на другой руке (которая с четырьмя петлями):

Это важный момент для начинающих. Действуя осторожно, указательный палец подцепляет самую нижнюю петлю на другой руке и, придерживая ее большим пальцем, снимает эту петлю с другой руки и протягивает ее сквозь большую петлю на «рабочей» руке, создавая «переплетение».

Общий результат перенос одной петли с одной руки на другую.

После этой стадии руки широко разводятся, чтобы «переплетение» передвинулось на дальний конец шнура. Это также помогает уплотнить предыдущие «переплетения».

Это завершает половину цикла. Число петель на каждой руке переменилось, и теперь на левой руке три петли, а на правой четыре. Теперь процесс следует повторить в зеркальном отображении, «переведя» вниз петли на левой руке, подцепив нижнюю петлю с правой руки, и уплотнив шнур разведением рук в стороны.

Шнур можно продолжать до тех пор, пока не будет достигнута желаемая длина, либо пока петли не станут слишком короткими для работы.

Шнуры из чётного количества петель плести не труднее, однако важно запоминать, какая рука идет следующей, поскольку наглядное правило «перенести петлю на руку, на которой петель меньше» возникает только при работе с нечётным числом петель.

Практическое значение

В современной жизни «дёрганым» шнурам и тесёмкам можно найти применение не только в рамках реконструкции исторического костюма. Шнуры, сплетённые из прочных и ярких синтетических нитей можно использовать в качестве шнурков для летней обуви и одежды. Разноцветная шерстяная тесьма хорошо подходит для отделки одежды из плотных натуральных тканей: шерсти, джинса, а также замши. Можно сделать эксклюзивный чехол для мобильного телефона и фотоаппарата, или же наплести фенечек. Смело фантазируйте, и вы найдёте много интересных, оригинальных решений для применения продуктов этого старинного вида рукоделья!

Вот несколько примеров из нашей мастерской:

При подготовке мастер-класса использованы материалы:

Фрагменты статьи "Circa 1265 fingerloop braids information" − автор: Andy Soddard ©1997; переводчик: Ольга Владимировна Часовитина ©2007 http://www.13c.ru/texts/Fingerloop_braids_making.pdf
‘Textiles and Clothing: Medieval Finds from Excavations in London, c.1150-c.1450’ by Elisabeth Crowfoot, Frances Pritchard, Kay Staniland ©1992, 2001 Museumof London; переводчик: Часовитина Ольга Владимировна (Руся), © 2006 http://www.13c.ru/texts/FingerloopBraids.pdf
Мария Семёнова. Мы – славяне! – СПб: «Азбука-классика», 2005. – С. 307-308.
Технология плетения русских поясов (разработала М.А. Бойко, педагог детской художественной школы, Москва) http://art.1september.ru/2006/20/no20_6.htm
Студия декоративно-прикладного творчества (Москва, городской Дворец детского (юношеского) творчества). Мастер-класс «Плетение поясов» проводит педагог В.А. СЕЛИВАХИНА http://www.dm-magazine.ru/arhive/Nomer-06-2007/D_M-06_07

Рада сообщить, что начинается эпопея под названием "ДЁРГАНЦЫ". Надеюсь, после моих мастер-классов у вас уже не будет желания покупать готовые шнурки и тесёмки, а будете охотно плести их сами)))
Это очень многообразная и красивая техника. В Европе она известна как Fingerloop.
Вариантов плетения очень много, но главное, что их объединяет - это плетение из петель, которые располагаются на пальцах. Начнём!

Рекомендую сделать себе вот такие "ладошки". Когда плетение не закончено, а вам нужно отойти, расположите петли на шаблонах аналогично тому, как они располагаются на пальцах. Если вы этого не сделаете, то рискуете потом неправильно расположить петли на пальцах и тем самым можете испортить всю свою работу.

Кому-то может моя дотошность быть не совсем понятной, но я очень люблю плести тесьму с определённым рисунком, а для этого необходимо в самом начале плетения расположить петли определённого цвета на нужные пальцы. Пальцы я буду обозначать вот так:

Указательный палец - №1
Средний палец - №2
Безымянный палец - №3
Мезинец - №4
Буква "Л" будет означать - левая рука
Буква "П" будет обозначать - правая рука

Выглядть это будет так:


Л №3 - синий

Или:
Л №1 - зелёный П №1 - зелёный
Л №2 - зелёный П №2 - красный
Л №3 - красный

Подготовка к плетению.

Нарежем нитки нужной длины, например: конечная длина тесьмы - 1,5м, значит 1,5м*2,3=3,45м. Этот вариант расчёт длины годиться не для всех вариантов плетения, где-то расход ниток будет больше, особенно если тесьма будет широкой, это уже выявляется опытным путём.
Затем нарезанные нитки складываем пополам и аккуратно их раскладываем, чтобы кажда петля была самостоятельной и не переплеталась с другими петлями.

Выравниваем петельки, чтобы все они были на одном уровне, поправляем нитки по всей длине и завязываем весь пучок ниток в узел.

Крепим пучок за неподвижную опору: трубу, батарею, крюк, дверную ручку. Если тесьма короткая, то можно просто зажать конец между коленками))) Можно плести в паре, то есть один плетет, а второй одной рукой держит пучок ниток, а второй подбивает нитк.

Располагаем петли в соответствии с выбранным рисунком:
Л №1 - синий П №1 - оранжевый
Л №2 - синий П №2 - оранжевый
Л №3 - синий

Ход плетения.

В данном варианте плетения рабочим пальцем у нас будет безымяный палец.
Безымянным пальцем правой руки снимаем петлю с указательного пальца левой руки - нитка идет поверх двух других ниток. Я это поясняю для того, что в дальнейшем знакомстве с этой техникой ход нитки будет другой.
Чтобы закрепить нитки, разводим руки в разные стороны. Если вы работаете в паре, то помощник, держащий концы ниток, помогает в закреплении, подбив петлю пальцем.

Так как рабочий палец у нас безымянный, его необходимо освободить от петли, для этого последовательно перекидываем петли на левой руке со среднего пальца на указательный и с безымянного на средний. Должно получиться как на фото, теперь у нас безымяный палец левой руки свободен.

Теперь безымянным пальцем левой руки снимаем петлю с указательного пальца правой руки. Закрепляем нитки. Перекидываем петли на правой руке со среднего пальца на указательный, с безымянного на средний.
Далее все повторяется с первого шага.

Сразу же буду приучать вас к тому, как это будет выглядить на схемах, так как после знакомства с несколькими вариантами плетения, я буду публиковать уже только схемы, так как при более сложных методах плетения с больших кол-вом шагов нужно либо воочию показывать, либо вот так вот на схеме.

Ну а теперь самое главное!
Ради чего затевался весь мастер-класс!
У меня вышел целый рассказ)

Жила была тесёмочка) Однажды её пригласили на весенний бал! А тесёмочка наша была та ещё модница! Нарядов у неё было не с честь!
Долго разглядывала тесёмочка свой гардероб, решила выбрать золотой и хелёный цвета в честь праздника весны.
Схема:
Л №1 - жёлтый (или зелёный) П №1 - белый
Л №2 - белый П №2 - белый
Л №3 - белый

Т.к. здесь у нас только одна цветная нитка, то её расположение в принципе значение не имеет.

Примеряет тесёмочка зелёный наряд:
"Может так?" (слева)

Л №1 - зелёный П №1 - зелёный
Л №2 - белый П №2 - белый
Л №3 - белый

"А может быть вот так?" (справа)
Л №1 - белый П №1 - зелёный
Л №2 - белый П №2 - зелёный
Л №3 - белый

Наша модница решила поэкспериментировать и взяла два цвета. Но и тут не всё просто! Их же по разному можно прикладывать!
Можно вот так (слева)
Л №1 - золотой П №1 - зелёный
Л №2 - белый П №2 - белый
Л №3 - белый

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь