Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Слайд 2

Беседа-это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный,подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. беседа - тот метод, который способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру.

Слайд 3

В беседе вместе с мышление развивается речь. Формируются формы связной речи: Диалогические Монологические. Участие в беседе сочетается с такими навыками культуры поведения как: Внимательно слушать того, кто говорит; Не отвлекаться; Не перебивать собеседника и др.; В беседе воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения. Во время беседы ребенок формулирует свои мысли не в одном. А в нескольких предложениях. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.

Слайд 4

Слайд 5

Беседа - лишь одно из средств обучения детей. Ее роль может быть выполнена, если она опирается на другие методы ознакомления с окружающим (экскурсии, наблюдения, прогулки), если у детей есть знания и опыт, требующие упорядочения. Е. А. Флерина выделила три вида бесед.

Слайд 6

Слайд 7

Вводная беседа. Цель ее - выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. Для того чтобы данный вид беседы не превратился в рассказ, надо заранее подготовить те вопросы, на которые смогут ответить дети и которые будут способствовать активизации мысли, поддержке внимания и интереса к повествованию. Вводные беседы успешны, если они: кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, ряд вопросов остается неразрешенным (посмотрим,. усидим... проверим).

Слайд 8

Беседа, сопровождающая приобретению нового опыта. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений. Цель ее - стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Содержание беседы определяется процессом наблюдения. Во время беседы слово педагога играет объяснительную роль, раскрывает содержанке того материала, который дети воспринимают. Такая беседа проходит непринужденно, дети могут свободно двигаться, переходить с одного места на другое.

Слайд 9

Слайд 10

Прогностическая беседа. Если с книгой работают дети, им предлагается первоначально по обложке определить, о чем будет идти речь в произведении, Прогноз, данный детьми, запоминается, и начинается чтение. В этой беседе приведены в действие 2 вида памяти: Слуховая Зрительная что способствует лучшему запоминанию текста. В ходе такой работы становится активной аудитивная память: детям нужно удержать, запомнить то, что они слушают, чтобы сверить его с прогнозом. В работе с дошкольниками такой вид беседы не следует использовать часто. Надо приучать малышей к внимательному, сосредоточенному слушанию, а затем и чтению. Надо, чтобы они учились находить интерес в самом произведении.

Слайд 11

Беседа по восприятию художественного текста. Цель беседы- выявить, какое воздействие на детей оказало прочитанное. В связи с этим беседу нельзя начинать сразу же после того, как чтение будет закончено. В процессе беседы по восприятию произведения выясняется эмоциональное отношение детей к прочитанному: понравился или не понравился текст; что в нем особо запомнилось маленьким слушателям, что вызвало их отрицательные эмоции; какое впечатление произвели на них события, описанные в произведении, или поступки героев.

Слайд 12

Беседа по содержанию произведений (аналитическая беседа). Цель этого вида беседы - выявить глубину понимания произведения детьми. Вопрос о том, когда следует вводить метод беседы в практику работы с дошкольниками, был поставлен Е.И.Тихеевой. Она считала возможным включать в беседу детей 3 - 4 лет при условии, если они владеют речью. Ж. Пиаже, и этого нельзя не учитывать, заметил: дети могут вступать в полноценный разговор друг с другом только к 7 - 8 годам. В любом случае беседа как форма общения детей дошкольного возраста, в результате которого происходит обсуждение художественного текста, без воспитателя как организатора процесса, с одной стороны, и заинтересованного собеседника, направляю-него обсуждение, с другой, невозможна. В ходе беседы воспитатель старается воздействовать на чувства детей. Воспитатель ведет детей к намеченной цели -вытеснению главной мысли произведения или решению той задачи которая была определена им заранее. Качество беседы зависит от того, какое произведение избрано для обсуждения. Оно должно быть доступно, интересно детям.

Слайд 13

Беседа с родителями, преследует цель - убедишь их в пользе чтения детям, дать методические ориентиры. Беседа с родителями должна содержать веские аргументы в необходимости чтения. Л.Ф.Островская рассматривает беседу как «диалог двух сторон - педагога и родителей. Она должна побуждать к обмену мнениями», способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений между сторонами по обсуждаемому вопросу. Беседа с родителями должна содержать практические советы для них, которые тут же могут быть обсуждены с точки зрения возможности их применения в жизни коп кроной семьи или конкретного ребенка

Слайд 14

Заключительная беседа, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы - систематизировать, уточнять и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Этот тип беседы способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения. В. И. Радина выделила структурные компоненты беседы, такие как: вызывание в сознании детей живого образа в начале беседа на основе воспоминания о близких жизненному опыту анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам; элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определенное поведение в дальнейшем.

Слайд 15

Начало беседы должно мобилизовать детей, быстро собрать их внимание и возбуждать интерес к предстоящему занятию вызывать желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному - с воспоминания, с рассказа „дага, срассматриваяияигрушки, предмета. В качестве эмоционального; средства можно использовать картину, загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к теме беседы В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание.

Слайд 16

В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание. В этой части может быть несколько логически законченных частей. С этой целью перед детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мышление и речевую деятельность. Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от ее характера и содержания. Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи," связанной с темой беседы. Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления.

Слайд 17

Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Основным приемом в методике ее проведения являются вопросы. К. Д. Ушинский отмечал, что правильно поставленный вопрос включает в себя половину ответа Поставить вопрос - значит выдвинуть мыслительную задачу. Вопросы нацеливают на выводы.

Слайд 18

В беседе помимо вопросов используются такие приемы, как: указания, объяснение, рассказ, обобщение, ответы самого воспитателя

Слайд 19

При проведении беседы задача педагога - добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Вопрос задают всем. Речевая активность детей в беседе - один из показателей ее эффективности. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанными, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Ответы детей во время беседы носят характер кратких или развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего.

Слайд 20

СПАСИБО!!!

Посмотреть все слайды

Беседа-это целенаправленное обсуждение чеголибо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. беседа - тот метод, который способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру.

В беседе вместе с мышление развивается речь. Формируются формы связной речи: Диалогические Монологические. Участие в беседе сочетается с такими навыками культуры поведения как: Внимательно слушать того, кто говорит; Не отвлекаться; Не перебивать собеседника и др. ; В беседе воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения. Во время беседы ребенок формулирует свои мысли не в одном. А в нескольких предложениях. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновать свою точку зрения, вступать в «дискуссию» . Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.

Беседа - лишь одно из средств обучения детей. Ее роль может быть выполнена, если она опирается на другие методы ознакомления с окружающим (экскурсии, наблюдения, прогулки), если у детей есть знания и опыт, требующие упорядочения. Е. А. Флерина выделила три вида бесед. 3 вида бесед по Е. А. Флериной: Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей

Виды бесед Вводная беседа Беседа по Беседа, Беседа по содержани сопровожд восприяти ю Прогности Беседа с ающая Заключите ю произведе ческая родителям приобрете льная художеств ний нию беседа. и енного (аналитич нового текста еская опыта беседа).

Вводная беседа. Цель ее - выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. Для того чтобы данный вид беседы не превратился в рассказ, надо заранее подготовить те вопросы, на которые смогут ответить дети и которые будут способствовать активизации мысли, поддержке внимания и интереса к повествованию. Вводные беседы успешны, если они: v кратки, v эмоциональны, v проводятся в непринужденной обстановке, v не выходят за пределы детского опыта, v ряд вопросов остается неразрешенным (посмотрим, . усидим. . . проверим).

Беседа, сопровождающая приобретению нового опыта. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений. Цель ее - стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Содержание беседы определяется процессом наблюдения. Во время беседы слово педагога играет объяснительную роль, раскрывает содержанке того материала, который дети воспринимают. Такая беседа проходит непринужденно, дети могут свободно двигаться, переходить с одного места на другое.

Для этого вида беседы характерно участие разных анализаторов Зрение Слух Осязание Мускульнодвигательн ая сфера Моторная деятельност ь

Прогностическая беседа. Если с книгой работают дети, им предлагается первоначально по обложке определить, о чем будет идти речь в произведении, Прогноз, данный детьми, запоминается, и начинается чтение. В этой беседе приведены в действие 2 вида памяти: Ø Слуховая Ø Зрительная что способствует лучшему запоминанию текста. В ходе такой работы становится активной аудитивная память: детям нужно удержать, запомнить то, что они слушают, чтобы сверить его с прогнозом. В работе с дошкольниками такой вид беседы не следует использовать часто. Надо приучать малышей к внимательному, сосредоточенному слушанию, а затем и чтению. Надо, чтобы они учились находить интерес в самом произведении.

Беседа по восприятию художественного текста. Цель беседы - выявить, какое воздействие на детей оказало прочитанное. В связи с этим беседу нельзя начинать сразу же после того, как чтение будет закончено. В процессе беседы по восприятию произведения выясняется эмоциональное отношение детей к прочитанному: понравился или не понравился текст; что в нем особо запомнилось маленьким слушателям, что вызвало их отрицательные эмоции; какое впечатление произвели на них события, описанные в произведении, или поступки героев.

Беседа по содержанию произведений (аналитическая беседа). Цель этого вида беседы - выявить глубину понимания произведения детьми. Вопрос о том, когда следует вводить метод беседы в практику работы с дошкольниками, был поставлен Е. И. Тихеевой. Она считала возможным включать в беседу детей 3 - 4 лет при условии, если они владеют речью. Ж. Пиаже, и этого нельзя не учитывать, заметил: дети могут вступать в полноценный разговор друг с другом только к 7 - 8 годам. В любом случае беседа как форма общения детей дошкольного возраста, в результате которого происходит обсуждение художественного текста, без воспитателя как организатора процесса, с одной стороны, и заинтересованного собеседника, направляю-него обсуждение, с другой, невозможна. В ходе беседы воспитатель старается воздействовать на чувства детей. Воспитатель ведет детей к намеченной цели -вытеснению главной мысли произведения или решению той задачи которая была определена им заранее. Качество беседы зависит от того, какое произведение избрано для обсуждения. Оно должно быть доступно, интересно детям.

Беседа с родителями, преследует цель - убедишь их в пользе чтения детям, дать методические ориентиры. Беседа с родителями должна содержать веские аргументы в необходимости чтения. Л. Ф. Островская рассматривает беседу как «диалог двух сторон - педагога и родителей. Она должна побуждать к обмену мнениями» , способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений между сторонами по обсуждаемому вопросу. Беседа с родителями должна содержать практические советы для них, которые тут же могут быть обсуждены с точки зрения возможности их применения в жизни коп кроной семьи или конкретного ребенка

Заключительная беседа, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы - систематизировать, уточнять и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Этот тип беседы способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения. В. И. Радина выделила структурные компоненты беседы, такие как: вызывание в сознании детей живого образа в начале беседа на основе воспоминания о близких жизненному опыту анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам; элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определенное поведение в дальнейшем.

Начало беседы должно мобилизовать детей, быстро собрать их внимание и возбуждать интерес к предстоящему занятию вызывать желание участвовать в беседе. Начать беседу можно поразному - с воспоминания, с рассказа „дага, срассматриваяияигрушки, предмета. В качестве эмоционального; средства можно использовать картину, загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к теме беседы В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание.

В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание. В этой части может быть несколько логически законченных частей. С этой целью перед детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мышление и речевую деятельность. Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от ее характера и содержания. Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, " связанной с темой беседы. Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления.

Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Основным приемом в методике ее проведения являются вопросы. К. Д. Ушинский отмечал, что правильно поставленный вопрос включает в себя половину ответа Поставить вопрос - значит выдвинуть мыслительную задачу. Вопросы нацеливают на выводы. Виды вопросов репродуктивны е вопросы поисковые Основные Вспомогательн ые

В беседе помимо вопросов используются такие приемы, как: v указания, v объяснение, v рассказ, v обобщение, v ответы самого воспитателя

При проведении беседы задача педагога - добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Вопрос задают всем. Речевая активность детей в беседе - один из показателей ее эффективности. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанными, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Ответы детей во время беседы носят характер кратких или развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего.

Беседа в детском саду: задачи, типичные ошибки, использование картинок в ходе бесед, методические рекомендации. Е.А.Флерина о беседах с дошкольниками.

В этой статье я хочу рассказать о беседах с дошкольниками: зачем они нужны, какие задачи решаются в ходе бесед, как их лучше проводить. И познакомлю Вас с замечательным классиком методики развития речи в России, основоположником этой науки и научной школы, в которой я училась – Евгенией Александровной Флериной.

Сейчас стало не модно говорить об отечественных исследованиях и педагогах. Чаще внимание уделяется новым «фишкам» и зарубежным работам, многие вообще отвергают классику дошкольной педагогики. А такие имена, как имя Е. А. Флериной, известно сейчас не всем даже среди воспитателей детских садов, не говоря о родителях. Но в архивах ее работ столь современные, интересные и нужные нашим детям идеи, что я решила в этой статье процитировать этого очень любимого и уважаемого мной автора. В этой статье Вы познакомитесь с мыслями Е.А. Флериной о беседах с дошкольниками и увидите, сколь современны эти мысли и насколько они нужны нам – в нашем 21 веке.

В статье даны цитаты из раздела «Беседа в детском саду» учебного пособия Е.А. Флериной и Е. Шабад «Живое слово в дошкольном учреждении», которое выходило в 30-ых годах 20 века. Часто об этом времени говорят только плохое, но ведь именно в этот исторический период было высказано также и много ценных и полезных идей, которые позже не включались в хрестоматии и учебники. Поэтому я хочу дать здесь отрывки из нашей истории. Ведь те ошибки в развитии речи детей, о которых писала почти сто лет назад Е.А. Флёрина, характерны и для нас – современных взрослых.

Статья будет интересна не только педагогам, но и студентам, изучающим методику развития речи детей дошкольного возраста, а также всем, кто интересуется историей отечественной педагогики. В статье я даю материал немного не так, как дает его автор в источнике, а как ответы автора на вопросы для более удобного прочтения современным читателем.

Еще об истории дошкольной педагогики и методики развития речи детей Вы можете узнать из статей:

Беседа в детском саду

Когда используют беседу с детьми? Чем беседа отличается от обычного разговора?

«Трудно провести резкую грань между беседой и разговором. Беседу как более углубленную форму разговора часто используют тогда, когда надо подробнее, глубже раскрыть перед ребенком событие общественной жизни, явление природы».

Зачем нужна беседа с дошкольниками?

«Если воспитатель умело строит беседу, живо, интересно ставит вопросы, дает пояснения, если беседа занимательна, она пробуждает пытливость ума, сообразительность, воображение, догадку ребенка, развивает его речь.

Беседа учит ребенка более систематично мыслить, высказывать свои суждения, связывать факты, намечать несложные выводы, она обогащает его и укрепляет интерес к окружающей жизни, развивает наблюдательность. Беседа с коллективом детей объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не только собственными мыслями, но и высказыванием товарища, приучает его говорить и выслушивать других. А это не всегда умеют делать и взрослые».

Подготовка к беседе.

— Перед беседой нужно узнать, какой жизненный опыт есть у детей по теме беседы, какие конкретные впечатления они получили.

«Иногда воспитателю важно бывает узнать, какой опыт дети накопили помимо детского сада; узнать, что думают они о том или ином предмете явлении. Например, воспитатель задумал впервые повести детей 5-6 лет в лес, за город. Вполне естественно, он спрашивает детей – кто из них был в лесу, что они там видели. У детей возникают воспоминания, все заинтересовались предстоящей экскурсией, новыми наблюдениями».

До проведения беседы детям читают художественную литературу по ее теме, проводят наблюдения на прогулке, рассматривают картинки на эту тему, то есть содействуют накоплению у ребенка конкретных точных наглядных впечатлений по данной теме.

Пример Е.А. Флериной: «Может быть и такой случай. Дети на экскурсии в поле, в лесу: они бегают, играют, наблюдают птиц, насекомых, собирают цветы. Несколько детей с воспитателем присели отдохнуть на лужайке. Дети полны впечатлений. Каждый сообщает что-то интересное, своё, что он заметил. Задает вопросы воспитателю, требует разъяснений, слушает с интересом. Раздается стук дятла; дети прислушиваются, угадывают, что это такое. Пролетела птица и села вблизи в кустах. Дети осторожно наблюдают, кое-кто из них подкрадывается к кусту и, когда птица вспорхнула и улетела, прибегает и сообщает какая она. Дети спрашивают, как она называется. Главная цель такого разговора – беседы – живой, непосредственный обмен впечатлениями; педагог использует ее для того, чтобы натолкнуть детей на более богатое, внимательное наблюдение. Через день – два после интересной экскурсии.наблюдения или чтения увлекшей детей книги,просмотра кино, аллоскопа, естественно, может возникнуть беседа».

Условия успешности беседы с детьми

Первое. Готовность детей к беседе. «Если впечатлений у детей достаточно, если они четкие, яркие и тема детей интересует, получится удачная беседа, в которой воспитатель может упорядочить детские впечатления, отношение ребенка к тем или иным предметам, явлениям, углубить интересы, расширить их кругозор».

«Чем конкретнее и живее получают дети новые впечатления на экскурсии, при чтении книги, рассматривании картинки, тем успешнее и с большим интересом они будут об этом вспоминать и рассказывать в беседе».

Второе. Подготовка педагога к беседе. «Когда педагог твердо знает, каких результатов он ждет от беседы, какие переживания хочет вызвать у детей, какие вопросы он поставит, какие дополнения внесёт, ему легче построить ее план, подобрать материал,иллюстрации и твёрдо направлять детскую мысль и интерес».

Тематика бесед с дошкольниками.

Младший дошкольный возраст (3- 4 года). «У малышей, при рассматривании картинки обычно возникают разговоры, переходящие в беседу о жизни группы, о ближайших предметах».

Старший дошкольный возраст (5-6 лет). «У старших детей такие беседы по содержанию более разнообразны… Следует делать предметом беседы интересные путешествия, случаи из жизни детей, сезонные явления, дни выдающихся событий нашей родины».

«Беседовать с отдельным ребенком и группой нужно на самые разнообразные темы. Беседы, касающиеся отношений детей между собой, со взрослыми в семье, отношений мальчиков и девочек,ссоры, разные вопросы детского поведения также не должны быть упущены воспитателем, особенно когда дело идет о старших детях».

При подборе темы надо учитывать особенности мышления ребенка. Автор приводит комичный пример неправильно выбранной темы и содержания беседы, не учитывающей конкретность и образность детского мышления: «воспитатель детского сада проводил беседу о происхождении человека. Дети,придя домой, говорили: — Мама, ты обезьяна, тетя сказала – все от обезьян. – И обиженные матери приходили в детский сад объясняться с воспитателем.

Ошибки в проведении бесед с дошкольниками.

Основная ошибка в проведении бесед.

Ошибка эта характерна и для нас — современных взрослых, желающих не побеседовать с детьми, а просто «выдать» им «готовую» информацию для запоминания. Или беседовать о том, чего ребенок не видел наглядно, он не получил жизненных представлений, не сделал своих самостоятельных выводов. В этом случае в беседе ребенок выражает не свое мнение (у него его просто нет), а просто повторяет за взрослым.

Вот что пишет Е.А. Флёрина:

«Для дошкольников беседы без достаточных конкретных впечатлений превращаются в отрицательный, чисто словесный метод. Ребенок при этом не приобретает отчетливости представлений и приучается говорить, иметь суждение о том, чего не знает.

Обогащать детский опыт через слово, конечно, необходимо. Надо знакомить ребенка, особенно в старшем возрасте (примечание — имеется ввиду старший дошкольный возраст с 5 до 7 лет), с тем, чего он не может увидеть, но что его может заинтересовать. Но целесообразно то делать не путем беседы, а через художественный рассказ, чтение, показ картинок, то есть через живой образ; это дает детям конкретность и четкость представления. После этого возможна и беседа».

Другие типичные ошибки в проведении бесед с детьми дошкольного возраста.

Первая ошибка. Взрослый неправильно выбирает тему беседы : «На практике воспитатель не всегда задумывается над темой беседы. Если ее не с чем связать, она не вызывает у детей никаких воспоминаний, — ясно, что незачем устраивать беседу».

Пример: «Не требуют предварительных бесед… экскурсии – прогулки, при которых как бы невзначай воспитатель может с детьми набрести на очень интересные новые предметы и явления. Например, в одну из экскурсий – прогулок в лес воспитатель повел детей в такое место, где он знал, что дети встретят белку. Об этом можно не предупреждать детей: еще интереснее, если они неожиданно наткнутся на белку».

Вторая ошибка. Лишение детей активности и инициативы . «Ошибки воспитателей в этом случае чаще всего заключаются в, что они предвосхищают опыт детей и прорабатывают словесно то, что дети могут увидеть своими глазами. Таким путем мы лишаем ребенка возможности инициативно наблюдать,ослабляем интерес, активность детей».

«Руководить ребенком надо не отнимая у него инициативы».

Пример этой ошибки: «Для воспитателя обычно самое важное получить желаемый ответ, а не заставить ребенка подумать, сообразить. Поэтому, ставя трудный вопрос, воспитатель часто здесь же подсказывает ответ. Таким методом воспитатель освобождает себя от необходимости вскрывать содержание по существу, довольствуясь неосознанным ответом детей, и тормозит активность детской мысли. Случается и так, что воспитатель пропускает неверный ответ, закрепляя этим неправильные представления у детей».

Примеры бесед с детьми, в которых продемонстрирована эта ошибка, Вы найдете дальше.

Третья ошибка – слишком много материала в содержании беседы, что вызывает утомление детей. «Намечая беседы, педагог должен воздержаться от слишком разнообразного и громоздкого материала, чтобы не вызвать утомления. Педагог, не заметивший, что дети утомлены, конечно,испортит беседу. Если к тому же беседа не увлекла детей, они теряют интерес к беседам вообще, неохотно собираются: — Ну,опять беседа, я лучше буду строить!»

Четвертая ошибка — взрослый обращается в ходе беседы только к активным детям и не умеет вовлечь всех малышей группы в беседу.

«Обычным недостатком беседы бывает неуменье воспитателя втянуть в нее всех детей. Часто воспитатель в беседе обращается лишь к активной группе детей. Часто воспитатель в беседе обращается лишь к активной группе детей. Это неправильно, так как остальные, таким образом, теряют интерес, не втягиваясь в беседу, не получают нужных навыков речи. Необходимо вовлекать в беседу всех детей.

Детям,которые стесняются говорить в коллективе, воспитатель помогает простыми вопросами, подчеркивает удачное слово или выражение такого застенчивого ребенка: — Верно сказал, интересно.

На детей, которые шалят во время беседы, следует действовать не замечаниями, отвлекающими всех, но сугубым вниманием к ним : таких детей следует сажать ближе, чаще обращаться к ним с вопросами, стараясь втянуть в беседу, подчеркивать их мысли, высказывания, отмечая их как интересные».

Пятая ошибка – беседа не раскрывает глубоко содержание темы: «Нельзя считать содержательной беседу, загроможденную большим количеством различных вопросов, но никак не раскрывающую их. Такие беседы не дают четких образов, ясных представлений. На шаблонные вопросы дети дают шаблонные ответы».

Шестая ошибка – грубость беседы : беседы на морально – этические, санитарно — гигиенические темы не должны вестись в ходе замечаний и упреков!

Пример этой ошибки: «В одном детском саду воспитатель начинает беседу… предложением: — Дети, посмотрите на свои носы. – Некоторые из детей пытаются косить глаза, чтобы увидеть свой нос. Далее: — Почему не приносите платков? Завтра обязательно принесите (и не поясняет, что носовые платки должны быть чистые). Затем идут длинные разговоры о неумении пользоваться уборной и ряд других вопросов и замечаний к детям. В конце воспитатель спрашивает: — Что вы принесете из дома? – Дети, потерявшие нить беседы, отвечают: — Я булку принесу. – Я чашку. — — Не надо булок, не надо чашек, — сердится воспитатель, — платки принесите.

Сумбурность, нагроможденность и грубость такой беседы, ее крайняя небрежность в отношении речи, резкий тон, плохое настроение воспитателя приводят к тому, что дети совершенно теряют нить беседы,нетерпеливо ждут ее конца и с тяжелым осадком расходятся».

Виды бесед (Е.А. Флерина)

Е.А. Флерина различала методику проведения двух типов бесед – 1) беседы, связанной с наблюдением и 2) беседы,закрепляющей опыт детей. Первый тип бесед она рекомендовала проводить с детьми, начиная с 3 лет. Второй тип – в старшем дошкольном возрасте.

«Разговор – беседа на экскурсии доступна всем возрастам, начиная с младшего. Она легка для ребенка потому, что не требует сосредоточенности и неподвижности. Ребенок не утомляется, так как всё время переходит от одного вида активности к другому (двигается, слушает, смотрит, говорит). Этот вид беседы постепенно приучает малышей высказывать свои мысли в коллективе, интересоваться общим разговором, постепенно переходить к более организованным формам беседы.

В старшем дошкольном возрасте… воспитатели в беседе ставят себе более сложные задачи: сосредоточить внимание детей на определенных предметах,явлениях, помочь наблюдению и установить некоторые связи между ними… Такая беседа требует спокойной обстановки и организованности детей».

Длительность беседы.

«С маленькими детьми беседы по картинкам следует проводить небольшой группой. Эти беседы весьма непродолжительны, в 2- 3 минуты. Постепенно беседы несколько удлиняются и становятся более организованными.

В средней и старшей группах беседа иногда длится 15-20 минут,в зависимости от материала и интереса детей, но особенно затягивать бесед не следует».

Время для проведения беседы.

«Если беседа дается после экскурсии, то ее не следует проводить в тот же день. Часто после экскурсии дети склонны играть, строить, сооружать то, что видели или наблюдали. Этой игре надо дать простор.

Следует также прислушиваться к детским разговорам,замечаниям, чтобы уяснить, насколько ярки и отчетливы впечатления детей от экскурсии. Если образы достаточно четкие, педагог проводит беседу. В противном случае можно сделать повторную экскурсию и лишь после нее проводить беседу».

Как начать беседу с детьми дошкольного возраста?

Задача начала беседы – «Начало беседы крайне ответственно, его задача – собрать детское внимание вызвать интерес, дать направление беседы».

«Начало беседы должно восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели. Педагог сам старается живо и образно представить, что было, вызвать активность детей. Дети непременно начнут добавлять, вспоминать. Воспитатель умело организует внимание детей, и беседа идет интересно, занимательно».

Удачное начало беседы – «Подойти к беседе можно различно – от воспоминания, рассказа, картинки, игрушки, от предмета, находящегося в группе и связанного с экскурсией или темой беседы. Важно только чтобы педагог началом беседы направил внимание детей на соответствующие образы, возбудил мысль и обеспечил интерес».

Пример правильного начала беседы: «Один талантливый педагог иногда начинал беседы рассказом, в действующих лицах которого дети быстро узнавали себя. Они проявляли большой интерес к рассказу, вносили свои добавления, поправки,и рассказ переходил в живую, увлекательную беседу».

Неправильное начало беседы – «Неудачно начало, построенное в виде сухих вопросов: — Где мы были, что мы видели? – А еще что? – А еще что видели? Это – скучно и не возбуждает работы воображения». «Известно, как мешают детям крики, одёргивания,окрики. Их необходимо избегать, быстрее приступая к самой беседе».

Как вести беседу с детьми?

«Если в плане беседы воспитатель удачно распределил материал, построил беседу, считаясь с детским опытом и нарастанием интереса, она будет протекать успешно и воспитателю придется лишь правильно чередовать детские высказывания, втягивая всех детей и давая свои «вставки».

Цель этих вставок – уточнить мысль ребенка, подчеркнуть образ,внести ясность в детское суждение,возбудить у детей новую мысль, направить внимание отвлекшегося ребенка.

В зависимости от темы, от доступности материала, от состава группы воспитатель непосредственно участвует в беседе в большей или меньшей степени. При этом он не должен подавлять детских высказываний ».

Как заканчивать беседу?

«Конец беседы может быть различным. Иногда беседа непосредственно переходит в действие (подготовка к празднованию…, изготовление украшений, игра, рисование и т.д.), иногда она вызывает потребность в новых или добавочных наблюдениях (в старших группах). Как бы она не заканчивалась, она должна удовлетворить ребенка, не оставляя его состоянии неясности.

Но беседа может и не исчерпать вопроса. Хорошо, когда она возбуждает у ребенка новый интерес к дальнейшему наблюдению или изобразительной деятельности, игре».

Особенности проведения беседы – разговор на экскурсии с детьми и в ходе наблюдений.

«Если случается беседовать во время экскурсии, воспитатель направляет содержание беседы в зависимости от того, что и в каком порядке заметят дети, что они скажут – заранее предвидеть этого нельзя. Дети объединяются маленькими группами – одни отходят, другие подходят, свободно, без соблюдения очереди, высказывают свои мысли, вновь наблюдают, передвигаясь с места на место и действуя».

Цель экскурсии или наблюдение – это накопление опыта, конкретных жизненных впечатлений,которые ребенок будет отражать в слове.

Пример правильно построенного разговора – беседы с детьми во время прогулки с детьми 3- 4 лет.

«Группа трех-четырехлеток вышла на прогулку во двор. Падает первый снег большими хлопьями. Дети в восторге, ловят снежинки, сгребают лопатками, подбрасывают, расчищают дорожку. Они подбегают к воспитателю и радостно сообщают: — Смотри, какая звездочка беленькая! Прижимают ее теплым пальцем: — Нету, водичка (растаяла). – Какой пушистенький! – подбрасывают снег на лопатке. – Ой,холодный! – А он растает? Они мнут снег в руках: «мягонький», прыгают, вертятся и смеются: — Как снежок, как снежок! И снова вертятся. Детей более вялых педагог старается расшевелить: — Витя,снеси этот снег на лопатке туда в кучку, прихлопни хорошенько! – Маруся, посмотри, какая звездочка у меня на рукаве,возьми ее,возьми.

Дети радостны, деятельны, каждый спешит сообщить свои наблюдения»

Пример неправильно построенной беседы с детьми на экскурсии:

«Дети 6-7 лет отправились на экскурсию посмотреть ледоход. Они остановились парами далеко от берега, несмотря на то, что берег огорожен и вполне безопасно можно подойти ближе. Интерес у детей большой: — Смотри, смотри, во какая плывет, налетела, стоит, раскололась! – Воспитатель же обеспокоен детским поведением: — Тише, тише, чего кричишь! – Кто-то из детей спросил: — А куда льдины плывут? Воспитатель стал объяснять, как из этой реки лед идет в другую, потом в море,как лед тает, как вода испаряется, как образуются облака, откуда дождь, снег, лед. При этом воспитатель всячески старался привлечь внимание детей, пытался экскурсию подменить беседой, задавал вопросы то одному, то другому. И никто из детей не был заинтересован беседой, все следили за ходом льда».

Подумайте, какие ошибки совершил этот взрослый в ходе проведения экскурсии и беседы?

Проверьте себя – все ли ошибки Вы нашли? Ответ Е.А. Флериной: «Педагог был неправ, отвлекая детей от главной цели – от наблюдения. Всё новое, что ребенок видит, слышит, осязает, удивляет его и поглощает его внимание. Необходимо дать детям время для этого и помочь им воспринять эту реальность. Лишь четко восприняв явления, ребенок может подумать об их связи».

«Ошибка заключалась и в том, что воспитатель слишком торопится дать детям сумму знаний, сделать выводы, не обращает внимания на детское восприятие, он не использует разговора для его прямых целей, то есть для содействия более полноценному накоплению опыта. Обмен мнениями среди детей, детская активность, вопросы, замечания либо мешают воспитателю, либо подхватываются и неверно им используются»

«Ошибка педагога обычно заключается в том игнорировании эмоционального восприятия ребенка, а также и в неудовлетворительном методе проведения экскурсий: ребенку не дают понаблюдать, потрогать, ощупать самому, а ведь чем больше органов вовлекается в процесс восприятия, тем отчетливее и интереснее восприятия для ребенка.

Некоторые воспитатели при этом портят беседу –разговор требованием внешней дисциплины, натянутостью, забывая о том, что она в данном случае имеет второстепенное значение, а основное – наблюдение. Педагог должен направлять детей на активность, чтобы они свободно двигались, рассматривали, действовали. Особенно это относится к экскурсиям в природу, где дети почти всегда чувствуют себя легко и свободно».

Как использовать иллюстративный материал в ходе бесед?

Роль иллюстративных средств в беседе. «Иллюстративные средства чрезвычайно облегчают беседу, сосредотачивая внимание детей,придавая беседе привлекательность. Для этого можно использовать картинку, фото, плакат, какой-либо предмет, игрушку, детскую работу».

Может ли иллюстративный материал навредить? «Небрежно относясь к показу картинки в процессе беседы, воспитатель часто вредит культуре детской мысли и воображения».

«Надо помнить, что зрительный материал отвлекает ребенка, — часто беседа превращается в примитивное рассматривание картинок и констатирование, что нарисовано. Это вполне уместно в младшем возрасте. Дети 6-7 лет могу беседовать и без картинки… В том случае, если дети и без картинок имеют достаточно четкие представления и заинтересованы, важно, чтобы они сами вспоминали ообразы, сопоставляли их, думали,ставили вопросы. Перегрузка количеством картинок может тормозить мысль и высказывания ребенка».

Как пользоваться картинками в ходе бесед с дошкольниками?

Е.А. Флерина различает два случая применения картинок в ходе бесед : 1) когда на иллюстрациях построена вся беседа, 2) когда иллюстративный материал лишь частично связан беседой.

В первом случае использования картинок в беседах ее рекомендации таковы:

А) «подобрать серию картинок в нужной последовательности с учетом нарастания интереса детей»,

Б) «показывая картинки по порядку одна за другой, важно не спешить, давая возможность детям хорошо рассмотреть картинку и поговорить о ней»,

В) «привлечь к активному участию всех детей»,

Г) избегать длительных объяснений: «Если материал новый, незнакомый детям, то не следует делать детальных объяснений. Основное внимание должно быть уделено самому предмету, его внешнему виду. Слишком длительные задержки на объяснениях утомляют детей, обычно в таких случаях они требуют: — Покажите другую картинку!»,

Д) не делать непонятные детям выводы, а говорить с детьми о вещах, доступных им, закреплять и подчеркивать образы картины:

«Беседуя с маленькими детьми по картинке, воспитатель часто не довольствуется закреплением образа, но стремится дать непонятные детям выводы. Например, дети рассказывают по картинке: « — Корова рогатая, мычит: му-у, у коровы хвост, ноги, молоко; тетенька доит, я пил. – Воспитатель спрашивает: — А полезное животное корова? – И, не получая ответа, подытоживает: — Корова полезное животное, она дает нам мясо и молоко. Не считаясь с возрастом, спеша дать во что бы то ни стало познавательный материал, воспитатель говорит с ребенком о вещах, недоступных ему, вызывая у него скуку. В результате после таких бесед дети неохотно беседуют.

Другое дело, если, глядя на картинку, дети заинтересовываются, говорят, показывают и называют. Воспитатель ставит один- два вопроса, подчеркивает образ, отдельные детали, прибавляет к детским характеристикам новые, свои.

Для этого не надо усаживать детей в кружок и требовать очередности высказываний. Дети часто по нескольку человек сразу отвечают на вопрос; они еще не очень внимательно слушают друг друга; но в этом нет ничего плохого. Важно, чтобы дети с охотой, легко и свободно высказывали свои мысли. Воспитатель их поощряет: — Вот, что сказал Коля (повторяет его слова). Интересно сказал. – Тише, не слышно что говорит Ваня».

Во втором случае использования картинок в ходе беседы Е.А. Флерина рекомендует:

А) внести картинку тогда, когда нужно уточнить или дополнить высказывания детей, до этого не показывать ее детям: «Воспитатель, стремясь к развитию мышления, внимательно следит за детскими суждениями, за правильностью высказываемых мыслей и вносит иллюстративный материал лишь по мере надобности, когда необходимо дополнить, уточнить или исправить суждение детей или же оживить их интерес. До этого материал не должен быть на виду и отвлекать внимание».

Б) «Картинка или предмет должны быть достаточно крупными. Воспитатель показывает их так, чтобы видели все дети».

В) «Во всех случаях, когда картинка показывается впервые, надо дать детям некоторое время хорошо разглядеть ее и не спешить с объяснениями. Малышам картинку следует дать в руки».

Любая картинка или игрушка, используемая в беседе, должна быть художественна: «Часто попадаются картинки, загроможденные лишними предметами,отвлекающими в сторону внимание детей, или игрушка груба, уродлива. Такой иллюстративный материал только запутает детей, будет портить их художественный вкус».

Увлекательный материал по развитию речи дошкольников для речевых занятий с малышами на разные темы (игры, картинки, презентации, рассказы, сказки) Вы найдете в рубриках сайта.

Статья «Роль беседы в жизни дошкольника»

Шаршакова Юлия Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №3 «Незабудка»
Цель: определить основной метод развития речи и обогащения знаний дошкольника.
Задачи : развитие устной речи детей, развитие свободного общения взрослого и детей, практическое овладение нормами речи дошкольников
Статья посвящена беседе, как методу развития речи у детей дошкольного возраста, будет интересна воспитателям и полезна студентам, изучающим методику развития речи детей дошкольного возраста.
Беседа
- основной метод диалогической речи ребенка. Беседа занимает очень важное место в жизни дошкольника.
Беседа
- целенаправленный заранее подготовленный воспитателем разговор с детьми на определенную тему.
Беседа учит ребенка мыслить, высказывать свои мнения, анализировать и связывать факты с личным опытом, делать из услышенного выводы, беседа толкает ребенка на интерес к окружающей жизни, развивает наблюдательность.
Е. И. Радина раскрыла значение бесед:
1. в процессе бесед воспитания учит мыслить, сравнивать, анализировать, делать выводы;
2. развивается диалогическая речь, навыки вести разговор. Беседа должна быть не только средством общения, но и закрепления знаний; 3. Речевая активность дет. помогает лучше воспринимать все, что дети видели.
Беседа должна быть не только средством общения, но и закрепления знаний. Содержание беседы должно быть доступно для детей, близко опыту дет.
С детьми можно разговаривать о семье, стране, городе, труде, транспорте, игрушках, о животных, о поступках, о погоде, о растительном мире, о правилах поведения и т. д.
В старшей группе проводятся занятия по обучению в форме беседы: уточнять, закреплять, углублять, активизировать представления детей об окружающем мире, которые получены в ходе наблюдений детей. Они проводятся на различные темы в старшей группе, а в средней группе - на определенные (напр. о времени года, о животных, о птицах, о растениях, насекомых, профессиях, и т.д.).

Классификация бесед.

Флерина выделила 3 этапа :
1) вводная (организует на какую-то деятельность.
2) сопутствующая (направляет ход деятельности)
3) заключительная (уточняет и обобщает знания дет).
Цель вводной беседы – выявить опыт и создать интерес, вводная часть беседы должна быть 3-4 мин, заканчивается постановкой цели. Сопутствующая - направлять внимание детей на приобретение более богатого опыта, беседовать о том, что сейчас видят.
Заключительная часть беседы: уточнить, систематизировать и расширять знания детей. Проводим примерно 1 раз в месяц.
Речь воспитателя занимает 1\3 беседы, воспитатель определяет тему, содержание, ставит задачи:
1) познавательную, развивающую: речь должна идти о развитии речи и мышления,
2) воспитательную. Воспитательль определяет объем словарной работы и записывается в предварительной работе.
Структура беседы
1) начало беседы: привлечь внимание к теме беседы, собрать внимание. Должно быть коротким.
2) Основная часть: Раскрывает общее содержание, делится на несколько частей (беседа о маме, мама на работе).
По каждой части продумываются вопросы. В ходе беседы воспитатель дает пояснение, подтверждает, обобщает их, что-то добавляет. Вопросы ставятся всей группе, на него могут ответить несколько детей. По ходу используются загадки, стихи, музыка.

«Ознакомление детей с родным городом» - Считалка. Технологии ознакомления детей дошкольного возраста с родным городом. Мозговой штурм. Педагогическая технология. Считалка «Сто чудес». Личностно-ориентированные технологии. Дидактические игры. Считалка «Грифоны». Технология проектной деятельности. Использование приема мнемотехники. Основные педагогические технологии.

«Математика в ДОУ» - Давайте мы письмо почитаем. Дети садятся за стол и рисуют под диктовку. Материал к занятию. Мы сядем за стол и выполним несколько заданий. Для того, чтобы было весело ехать, споём песню. Вагончики бегут бегут, бегут. Печенье надо вырезать большое, квадратное из толстого теста. Навстречу едет товарный поезд.

«Математика для дошкольников» - Вид мышления. Карточки - символы. Использование логических блоков. Математические способности. Программа "Детство". Программа "Радуга". Способности. Анализ программ. Программа воспитания и обучения в детском саду. Задачи использования логических блоков. Программа "Развитие".

«Занимательная математика в ДОУ» - Схема занятий. Игры Никитиных. Дидактические материалы. Графический диктант. Прием «вхождения в сказку». Игры на воссоздание силуэтов из геометрических фигур. Блоки Дьенеша. Упражнение «Раскодировка». Положительная эмоциональная атмосфера. Палочки Кюизенера. Формирование элементарных математических представлений.

«Развивающая математика для малышей» - Построим треугольник. Демонстрационный материал. Зайчик. Предметы круглой формы. Круг. Математика для малышей. Геометрические фигуры. Познакомить детей с геометрической фигурой. Треугольник. Фактор интеллектуального развития.

«Овладение грамотой» - Подбор антонимов. Образуй множественное число. Полноценность владения речевыми звуками. Медицинское сопровождение. Образование прилагательных. Определить место звука «Л» в словах. Что лишнее. Развитие мелкой моторики. Согласование с числительным. Владение связной речью. Предпосылки для успешного овладения грамотой.

Всего в теме 11 презентаций

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь