Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Социальный институт - исторически сложившаяся устойчивая форма совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей (экономические, политические, культурные, религиозные и др.). Воспитание как социальный институт возникло для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности -осмысленного взращивания членов общества.

В процессе развития общества в воспитании как в деятельности отмечаются следующие процессы:

Воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;

Воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);

В процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем образование;

Появляется коррекционное воспитание;

Складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;

Меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;

Растет значение воспитания, оно становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.

Воспитание как социальный институт включает в себя:

Совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;

Набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспитательных организаций, лидеры криминальных и тоталитарных групп;

Воспитательные организации различных видов и типов;

Системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, муниципальном уровнях;

Набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;

Ресурсы: личностные (качественные характеристики субъектов воспитания - детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные (инфраструктура, оборудование, учебно-методическая литература и пр.).

Воспитание как социальный институт имеет определенные функции в общественной жизни:

Создание условий для относительно целенаправленного взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей в процессе воспитания;

Подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества «человеческого капитала», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

Обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры, способствование ее преемственности, обновлению;

Способствование интеграции стремлений, действий и отношений членов общества и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально-профессиональных и этноконфессио-нальных групп (что является предпосылками и условиями внутренней сплоченности общества);

Социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;

Адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации.

Составными частями воспитания как социального института являются семейное, религиозное, социальное, коррекционное и диссоциальное, которые существенно различаются между собой. В религиозном и семейном воспитании большую роль играет эмоциональный компонент, в социальном и коррекционном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмоциональный играет существенную, но лишь дополняющую роль. Основой диссоциального воспитания является психическое и физическое насилие. Существенно различаются семейное, религиозное, социальное, коррекционное и диссоциальное воспитание по принципам, целям, содержанию, средствам. Выделенные виды воспитания принципиально отличаются характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания. В семейном воспитании взаимосвязь субъектов имеет кровнородственный характер. В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиозных организациях, взаимосвязь субъектов имеет конфессионально-общинный характер, т.е. она определяется исповедуемым ими вероучением и отношениями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами. Социальное и коррекционное воспитание осуществляется в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания имеет институционально-ролевой характер. В биосоциальном воспитании взаимосвязь субъектов и объектов имеет характер отношений «господин - раб». Воспитание как социальный институт, обладая универсальными элементами и характеристиками, имеет более или менее существенные различия, связанные с историей развития, социально-экономическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества.

Из истории социального воспитания

В процессе исторического развития в любом обществе воспитание проходит свой собственный путь становления.

  1. Ранние этапы развития человечества. Специального периода, подготавливающего к взрослой жизни, не существовало. Воспитание и стихийная социализация были тесно взаимосвязаны, синкретичны. Дети активно участвовали в различных сферах жизнедеятельности (бытовой, производственной, ритуальной) взрослых. Воспитание ограничивалось усвоением житейских правил, жизненно-практического опыта, передающегося из поколения в поколение.
  2. Раннеклассовые общества. Детей начинают специально подготавливать для жизнедеятельности в конкретном социуме. Процесс воспитания выделяется в относительно независимую часть процесса социализации, однако стихийная составляющая этого процесса еще просматривается в развитии разных возрастных групп. Как семейное воспитание, так и зарождающееся религиозное воспитание, было ориентировано на формирование у индивида позитивных, с точки зрения общества, качеств, развитие задатков и способностей, характерных тому или иному сословию. Происходит социальная дифференциация воспитания. Появляются специализированные воспитательные организации (для господствующих сословий).
  3. Средние века. В Европе широко распространяются различные воспитательные учреждения для детей ремесленников и торговцев (гильдейские школы, цеховые или ремесленные школы). Развитие фабричного и мануфактурного производства сопровождается появлением школ для детей рабочих, организовывались школы для крестьянских детей.
  4. Новое время. Становление гражданского общества, развитие промышленности и внедрение капиталистических отношений в сельскую местность повысили требования к подготовке рабочей силы всех сфер общественной и социально-экономической жизни. Развитие системы социального воспитания привело к всеобщему начальному, всеобщему среднему образованию. Подготовка ко взрослой жизни выделилась в самостоятельную сферу. Возникают контркультурные организации в сфере религиозной, политической и социальной жизни проводящие диссоциальное воспитание (криминальные структуры, квазирелигиозные секты, экстремистские организации и т.д.).
  5. Новейшее время. Воспитание реализуется через институты семьи, культуры, религиозные институты, образование (начальное, среднее, высшее). Появляется коррекционное воспитание. Происходит окончательное оформление воспитания в специфический социальный институт. Оно становится специальной функцией государства и общества.

Воспитание как социальный институт

Воспитание как социальный институт появилось для следующих задачь:

  • развития социально-контролируемой социализации;
  • передачи социальных норм и культурных ценностей;
  • реализации социального и коррекционного воспитания.

Замечание 1

Как институт воспитание обладает структурными, более-менее оформленными элементами, имеющими определенные специфические черты в социальном, семейном, диссоциальном, религиозном и коррекционном воспитании.

Структурные элементы социального института воспитания:

  • функции,
  • ресурсы, организации и группы для реализации соответствующих функций;
  • набор социальных ролей;
  • набор санкций (поощрительные, наказывающие, осуждающие).

Замечание 2

Воспитание выполняет в общественной жизни как явные, так и латентные функции.

Общие явные, или осознаваемые функции воспитания:

  • систематическое и последовательное создание условий, обеспечивающих целенаправленное развитие членов общества, удовлетворения ими реализуемых в процессе воспитания или через другие социальные институты, потребностей;
  • подготовка «человеческого материала», адекватного общественной культуре и ценностям, необходимого для устойчивого развития и функционирования общества;
  • гарантия стабильной общественной жизнедеятельности через передачу культурных ценностей, обеспечение преемственности культуры и ее обновления;
  • содействие интеграции гармонизации интересов общества, половозрелых, социально-профессиональных, этноконфессиональных групп и стремлений, действий отдельных членов общества.

Скрытые, или латентные функции воспитания многочисленны и предопределены культурой общества, видом воспитания. Существуют общие скрытые функции:

  • социальный отбор членов общества;
  • адаптация членов общества к изменяющейся социокультурной ситуации.

Функции процесса воспитания

Для реализации функций процесса воспитания необходимы определенные ресурсы, группы и организации. Понятие ресурсы включает:

  • личностные ресурсы субъектов воспитания;
  • различные ценности, которые передаются в процессе воспитания;
  • материальные ресурсы – оборудование, пособия, инфраструктура и т.д.;
  • финансовые ресурсы – частные инвестиции, бюджетные, внебюджетные, доходы семьи и др.

Социальные роли, необходимые для осуществления функций воспитания:

  • различного возраста воспитуемые;
  • воспитатели-профессионалы (воспитатели, преподаватели, руководители творческих объединений, тренеры, социальные педагоги и работники, няни, гувернеры и т.д.);
  • родственники, участвующие в семейном воспитании;
  • руководители, методические и технические специалисты, участвующие в разработке и внедрении различных воспитательных программ на всех уровнях;
  • единоверцы и священнослужители;
  • лидеры тоталитарных и криминальных сообществ.

Социализация — это процесс и результат приобретения и воспроизводства индивидом социального опыта.
Важнейшим институтом социализации является воспитание — целенаправленное воздействие на человека с целью сформировать у него определенные качества, отвечающие социальному заказу.
✍ К основным видам воспитания можно отнести:
. умственное;
. нравственное;
. физическое;
. эстетическое;
. трудовое;
. правовое;
. экологическое;
. валеологическое.

Виды и системы воспитания, воспитательные организации

✍ Существуют различные системы воспитания и подходы к нему. Можно выделить, в частности:
. системный (целостный) подход — воспитание в совокупности различных его видов, обеспечивающее всесторонность развития;
. антропологический (природосообразный) подход — естественное воспитание, исходящее из природы ребенка и нацеленное на развитие его индивидуальных способностей;
. культурологический подход — воспитание в контексте культуры, с опорой на ее характер и ценности;
. личностный подход — воспитание с опорой на личностные качества ребенка, помощь ребенку в их осознании и развитии;
. деятельностный подход — воспитание, рассматривающее деятельность ребенка в качестве основного средства его развития;
. полисубъектный (диалогический) подход — воспитание, основанное на равноправности позиций педагога и воспитанника;
. этнопедагогический подход — воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи.

✍ К институтам воспитания (воспитательным организациям) можно отнести:
. семью;
. дошкольные учреждения;
. школу;
. учреждения дополнительного образования;
. группы, коллективы;
. общественные организации;
. средства массовой информации;
. институты политики, культуры, церкви. Воспитание осуществляется и другими общностями, сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением (дискотеки, компании и т. д.).

Лекция, реферат. Воспитание как институт социализации - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.



Современные социальные институты – высокоорганизованные формы жизнедеятельности, отвечающие за отражение в человеке экономических, культурных, правовых требований общественного строя. Задача их – воздействовать на поведение, мировоззрение индивида установленными социумом правилами, ценностями, нормами, принципами, законами; через специальные органы, организации, структуры.

Человечество благодаря институтам создало мощную действенную систему социализации каждого его члена.

Воспитание как социальный институт возникло в виде необходимости осуществления управляемой, для передачи культуры, норм, опыта. Первостепенная задача воспитывающей деятельности – подготовить достойных членов общества.

Классификация институтов

  • государство;
  • брак, семья;
  • культура;
  • здравоохранение;
  • наука, обучение;
  • средства массовой информации;
  • труд, производственная деятельность;
  • образование, право;
  • воспитательная деятельность.

Каждый из них регулирует определенные отношения (религиозные, политические, духовные), принятые данным обществом, способствует его развитию, поддержанию целостности, устойчивости.

  • Реляционные (производственная деятельность, труд) определяют ролевую структуру;
  • Регулятивные (здравоохранение, государство, образование) определяют границы личностной независимости человека при достижении им общественных, личных целей

Функции институтов

Существует два основных вида функций: общие и отдельные.

  • укрепление, воспроизводство норм, отношений, ценностей;
  • регулирование, корректировка межличностных отношений;
  • организация взаимодействия;
  • накопление, передача опыта, приобщение к культурным ценностям.

Специальные:


Воспитание – основа формирования личности

Социальное воспитание – составляющая процесса социализации, установившаяся исторически деятельность членов социума, создающая направленное действие по взращиванию членов общества. Многокомпонентная система, обладающая ресурсами: материальными, человеческими, духовными, состоящая из многочисленных государственных, негосударственных учреждений.

Институт социального воспитания – структура, отвечающая за подготовку молодого поколения к независимой самостоятельной общественной жизни, содействующая адаптации, развитию совместно с обществом.

Состав института социального воспитания

Составляющие:

  • Семейное, религиозное, социальное, коррекционное воспитание;
  • Совокупность ролей (учитель, ученик, воспитуемый, воспитатель, руководители организаций, служб, служители церкви);
  • Организации, структуры;
  • Системы воспитания;
  • Органы контроля, управления;
  • Набор санкций, правил, обязанностей, прав, закрепленных государственными документами, неформальными уставами;
  • ресурсы: личностные, духовные, информационные, материальные.

Функции воспитательной деятельности

Главная функция – поддержание внутренней стабильности общества, структуры, внутренних связей.

Функцией определяются задачи:

  • планомерное формирование индивидов;
  • подготовка человеческого капитала, ресурсов, соответствующих общепринятой культуре, нормам, правилам;
  • передача культурных ценностей, отвечающих за стабильность общества;
  • учет интересов возрастных, половых, социальных групп, регулирование внутриобщественных отношений;
  • изменение, адаптация членов социума;
  • селекция членов общества.

Выделяются многочисленные скрытые функции, зависящие от формы общественного устройства, отношений, особенностей культуры, политической системы, режима.

Развитие социальных институтов

Воспитание – развивающийся процесс, возникающий на зрелом этапе развития общества. Вскоре он отделяется от социализации.

Развитие его связано с изменением общественного строя, изменением оценок, норм, требований к качествам человека.

Наблюдаются тенденции изменения направлений воспитания:


Основные социальные институты

Составные части воспитания – семейное, социальное, религиозное, коррекционное, а также диссоциальное, отличающиеся задачами, содержанием, методами.

Институты воспитательного процесса: семья, образовательные воспитательные учреждения, общественные, религиозные организации, культурные учреждения, средства массовой коммуникации, находящиеся в постоянном сотрудничестве и взаимодополняемости. Они отвечают за нормальную социализацию человека, направленно воздействуют на формирование значимых, необходимых качеств личности.

Особую роль играют общеобразовательные учебные заведения, профессионально-технические, ВУЗы, специальные, коррекционные учреждения образования, досуговые, оздоровительные, общественные организации, аппарат управления, учреждения культуры, разрешенные религиозные организации.

Важнейшие из них – семья и школа.

Семья как социальный институт

Семья – группа, участники которой связаны между собой родственными отношениями, браком на законодательном уровне, общностью быта, досуга, взаимной ответственностью. Главная ее задача – помогать развитию подрастающего поколения, его социализации. Семья – первый источник социализации индивида. С ранних лет нахождения в составе семейной общности происходит зарождение основных характеристик и качеств личности, эмоций, навыков, необходимых для дальнейшего оптимального вхождения человека в окружение.

Воспитательная, социализирующая функция зависит от факторов:

  • материальное положение;
  • статус;
  • профессия, образование родителей;
  • культурный, интеллектуальный уровень;
  • микроклимат, эмоциональная атмосфера;
  • категория.

Семья – комплексное образование с многообразием форм взаимоотношений, процессов, формирующая основные общественные функции маленького человека. Она удовлетворяет потребности ребенка. При поступлении в школу, ребенок – уже наполовину сформированная личность.

Семейные ценности накладывает отпечаток на последующее развитие ребенка. Эта структура определяет дальнейшую жизнь человека. Все, что дети приобретают благодаря родителям, сохраняется надолго. Важность определяется также тем, что люди находятся в семье всю жизнь. По длительности влияния ей нет равных. Она предоставляет ребенку минимум, необходимый для становления личности.

Школа – орган управления социализацией

В учебных, воспитательных заведениях ребенок обучается значительную часть жизни (минимум 11 лет с дошкольным учебным заведением). На ребенка влияют взрослые и сверстники. Воспитательный процесс – основная задача работы школы. , отделяющий их от общеобразовательных:

  • содействие эмансипации ребенка (развитию самостоятельности);
  • усвоение общественно значимых ценностей, норм, стандартов;
  • усвоение ролей, дифференциации;
  • устранение ошибок семьи.

Учебное заведение обладает методами, формами работы,формирующими любые качества личности, гарантирующие поддержку нуждающихся, корректирующими нарушения личностного развития.

Школа может воспитывать ценные качества, одновременно не допускать формирования вредных качеств, значительно ограничивать воздействие факторов стихийной социализации, негативно влияющих на становление зарождающейся личности.

Институты влияют на индивида комплексно. Рациональное их взаимодействие, осуществление своего влияния с соблюдением всех гуманных принципов формирует активную личность, соответствующую требованиям среды, современного окружения.

Проблема соотношения процессов социализации и самовоспитания внутри целостной системы воспитания является центральной в социологии воспитания. Условно здесь выделяются две позиции: индивидоцентристская (личность выступает как высшая ценность и самоцель общественного развития) и социоцентристская (личность существует и имеет значение как элемент общества, значимость которого - в степени вклада в него). Таким образом, говоря об основных видах воспитания, в одном случае акцент делается на индивидуальные, в другом - на общественно значимые цели и ценности.

Очевидно, эти крайние позиции не могут обеспечить воспроизводство социальной гармонии в современном обществе.

Воспитание, как один из центральных при воспроизводстве социокультурного процесса видов деятельности, предполагает учет интересов общества (сохранение стабильности, общих цивилизационных норм существования) и специфических интересов индивидуальности (оставить неповторимый след в культуре, обновить социокультурное пространство).

Наиболее общим понятием по отношению к «воспитанию» выступает «социализация ».

Существуют два основных подхода к интерпретации социализации как явления . Сторонники так называемой жесткой социализации , представители школы структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) определяют этот процесс как полную интеграцию личности в социальную систему. Здесь анализ социализации опирается на понятия «адаптация», «конформность», «равновесие».

Их оппоненты, сторонники «нового гуманизма », социализацию видят как деятельность личности по развитию своих способностей и потенций на основе критического разбора предлагаемых обществом стереотипов. Соответственно здесь успех социализации означает преодоление личностью тех элементов среды, которые мешают ее самореализации, «самоутверждению».

На процесс социализации влияет ряд факторов , которые объединены в следующие группы:

Мега-факторы (космос, планета, мир);

Макро-факторы (страна, общество, государство);

Мезо-факторы (типы поселений; условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку; место и тип поселения; принадлежность к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации);

Микро-факторы (семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание).

Выделение групп факторов позволяет классифицировать механизмы (способы) социализации . К ним относятся:

Традиционный (через семью и ближайшее окружение);

Институциональный (через различные институты общества);

Стилизованный (через субкультуры);

Межличностный (через значимых лиц);

Рефлексивный (через переживание и осознание).

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека, к которым можно отнести:

Способы вскармливания младенца и ухода за ним;

Язык и речь агентов социализации;

Формируемые бытовые и гигиенические умения и представления;

Окружающие человека продукты материальной культуры;

Элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки, приметы, предрассудки, обычаи, произведения литературы и искусства и др.);

Стиль и содержание общения в семье, группах сверстников, воспитательных и иных организациях;

Методы поощрения и наказания в семье, группах сверстников, воспитательных, профессиональных и иных социализирующих организациях;

Последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности: общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, рекреационной, общественной, религиозной и прочих сферах.

Социология воспитания рассматривает воспитание в широком и узком смыслах.

В широком смысле социология воспитания рассматривает воспитание как функцию общества, обеспечивающую ее развитие посредством передачи новым поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений в соответствии с целями и интересами тех или иных классов, социальных групп.

Воспитание в узком смысле - процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый в рамках социальных институтов с целью ее подготовки к выполнению определенных социальных функций и ролей, к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики и на различных ролях, в различных ролевых композициях.

Субъектами воспитания могут выступать как отдельные личности, так и социальные группы, понимаемые в самом широком смысле этого слова (семья, организация, социальный институт и т. д.).

Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов.

Институты обеспечивают стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, защищают права и свободы граждан, оберегают общество от дезорганизации, образуют социальную (институциональную) систему. Основы институционального анализа воспитания в рамках структурно-функциональной парадигмы были заложены Э. Дюркгеймом.

Воспитание как социальный институт имеет определенные функции в общественной жизни - явные и латентные .

Наиболее общими явными функциями воспитания являются:

Планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;

Подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре;

Обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры;

Регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учетом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп;

Сохранение накопленных культурных ценностей, их передача, обогащение и пополнение (культурологическая);

Накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны во всех типах и видах учебно-воспитательных и образовательных заведений (духовное воспроизводство);

Создание возможностей для получения всеми слоями населения профессиональной подготовки и переквалификации в зависимости от изменений рынка труда (профессионально-экономическая);

Формирование установок на создание семьи, рождение и воспитание детей, готовности и способности жить в браке (подготовка к семейной жизни).

Латентные функции воспитания многочисленны и различны в зависимости от типа и культуры общества. Вместе с тем следует отметить существование всеобщих латентных функций: социальная и духовно-ценностная селекция членов общества, их адаптация к меняющейся социальной ситуации, ее реалиям, которые не осознаются или не признаются обществом.

Для выполнения своих функций социальный институт воспитания имеет необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность (учреждения образования разных уровней и органы управления ими).

Кроме того, институт воспитания обладает необходимыми ресурсами: личностными; духовными (ценности и нормы); информационными, финансовыми, материальными (инфраструктура, оборудование, методическая литература и др.).

Основные реально существующие противоречия , требующие осмысления с позиции социологического анализа воспитания:

Настоятельная потребность общества в использовании консолидирующего потенциала воспитания и его неэффективной реализации в силу неопределенности (размытости) его нормативно-ценностного содержания;

Потребность в государственной идеологии развития культуры и воспитания граждан и ее отсутствие в ситуации нормативно-ценностного кризиса;

Необходимость развития духовной сферы общества и отсутствие социального идеала как ее системообразующего фактора;

Противодействие воспитанию как управлению социализацией, осуществляемому институализированными структурами (семьей, школой, церковью), стихийному влиянию неинституализированного социокультурного пространства;

Нарастание культурных девиаций в обществе и слабая степень влияния воспитания как механизма культурной социализации на их профилактику и преодоление;

Принятие государственных программ по молодежной политике и отсутствие социальной регуляции и контроля их выполнения.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь