Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

13.05.2016 в 06:14

Номер вопроса №10534257

Прочитан 879 раз

Могу ли я отказаться от прохождения ПМПК?

Ребенок болен диабетом 6 лет, учится в общеобразовательной школе , ходит на физкультуру вместе со всеми

МСЭ в этом году отправили на пмпк для продления инвалидности мотивируя каким то законом для заполнения ИПР, причем заявление на ПМПК я должна писать от себя лично

я считаю нам это не нужно!

Могу ли я отказаться от прохождения ПМПК? и предоставить характеристику со школы, как мы делали это раньше

Какие мои законные действия при отказе прохождения ПМПК?

Здравствуйте, Ирина!

Обосновывайте следующим.

1.Прохождение ПМПК носит добровольный характер. Это напрямую установлено законом.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

2. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" не содержит в качестве обязательного требования предоставление заключения ПМПК.

Обосновывать письменно Вы это не обязаны. На словах можете требовать освидетельствования без этого заключения. Если Вам будут отказывать сошлитесь на то, что будете жаловаться в прокуратуру.

Очередная встреча родителей, организованная фондом Даунсайд Ап, была посвящена разбору волнующих юридических проблем. На наши вопросы отвечал юрист Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Линь Нгуен.

Что нужно знать о взаимодействии с ПМПК?

Психолого-медико-педагогическая комиссия – необходимая инстанция перед поступлением в школу. Она ведет свою деятельность, руководствуясь Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении «Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Также существуют региональные нормативные акты, регулирующие ее деятельность.

ПМПК находится в системе органов образования и создана для выявления детей, столкнувшихся с проблемами при освоении общеобразовательной программы, причем речь идет не только о детях с инвалидностью. Цель комиссии – выработать определенные рекомендации, для того чтобы ребенок смог успешно обучаться в школе, а также рекомендовать форму образования и вид образовательного учреждения.

Директор школы имеет право направить ребенка на ПМПК, но только с согласия родителей. Обратиться в комиссию могут и сами родители. ПМПК, со своей стороны, самостоятельного права инициативы не имеют. Специалисты, которые входят в состав комиссии, проводят обследование, и родители имеют право присутствовать при этой процедуре, высказывать свое мнение, участвовать в разработке рекомендаций для ребенка. Кроме того, родители или законные представители ребенка могут отказаться от обследования ПМПК, например, когда образовательное учреждение хочет избавиться от ребенка или он просто не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях, в школе и так все хорошо.

Если вы не согласны с решением ПМПК, например, в нем не учтены ваши пожелания, особенности ребенка, то, чтобы обжаловать его, нужно подать заявление в вышестоящую инстанцию – районное или областное бюро, и тогда ребенку предстоит обследование на следующем уровне. Федерального отделения ПМПК не существует, есть только региональные бюро, поэтому последней инстанцией будет суд.

Опыта судебного оспаривания заключений ПМПК у нас еще не было. Судьи обычно не имеют знаний в узкоспециальных областях, и принимают решения, ориентируясь на мнение специалистов. Выиграть дело можно, если найти экспертов, которые смогут аргументированно опровергнуть выводы предыдущей комиссии. К тому же, оспаривать решения ПМПК, как правило, не имеет смысла, ведь они имеют для родителя и ребенка рекомендательный характер и их можно просто игнорировать.

Может ли школа отказать в приеме ребенка, ссылаясь на заключение ПМПК?

ПМПК выдает рекомендации, а следовать ли им, решают родители. Однако эти рекомендации обязательны для органов образования. Прямой заинтересованности образовательных учреждений в их соблюдении нет, то есть дополнительное финансирование на создание специальных условий для особых детей автоматически не выделяется. Наша организация пыталась добиться так называемого подушевого финансирования, когда вслед за ребенком, например, школе выделяются деньги, но такая система не сформировалась. Директор учреждения должен будет сам «выбивать» дополнительное финансирование. Эта практика привела к тому, что образовательные учреждения боятся принимать детей с ограниченными возможностями.

Могут ли родители требовать от образовательного учреждения создать для ребенка условия в соответствии с рекомендациями ПМПК?

По Закону «Об образовании в Российской Федерации» учреждение должно создать ребенку условия, предусмотренные рекомендациями ИПР и ПМПК, а субъект федерации (городское управление образования, министерство образования области) обязано выделить на это средства.

Несколько дел по этому поводу уже рассматривались в суде, одно из последних – в Ивановской области: ребенка с синдромом Дауна направили в «подходящий» детский сад далеко от дома, но суд обязал ближайшее учреждение принять его и обеспечить необходимые условия. В то же время проблемы с исполнением судебных постановлений существуют, и решение вопроса иногда затягивается надолго.

Скоро нам нужно будет встать на очередь в сад. Нужно ли с этого момента начинать форсировать решение вопроса о создании ребенку необходимых условий?

Положение о тьюторах

Могу ли я официально получить тьютора для ребенка, если занесу его в ИПР?

В Москве действует закон, который вводит институт тьюторов. Речь идет о помощниках, оказывающих ребенку техническую и другую помощь в получении образования. Тьютор может стать одним из тех необходимых условий, фигурирующих в рекомендациях ПМПК.

Однако ситуация с реализацией закона – плачевная, непонятно, какую подготовку должен получить такой специалист, кто курирует его работу. Возможно, нужен судебный прецедент, чтобы эта норма заработала. Только нужно помнить, что тьютор и социальный работник – это не одно и то же.

Может ли родственник стать тьютором?

Теоретически закон этого не запрещает, но комплексная проблема в отношении тьюторов заключается в том, что непонятно, кто и как финансирует их работу, кто этот тьютор, что входит в его обязанности и какие у него для этого есть права. С другой стороны, сейчас возможно оформить тьюторами родителей, на этом основании их хотя бы будут пускать в образовательные учреждения.

Отсрочка поступления в школу

Что дает право на отсрочку поступления в школу?

Откладывать этот шаг не стоит, если ребенок может учиться. Существует положение закона, по которому он имеет право обучаться в лечебных учреждениях, санаториях, на дому. Этот вопрос решается в органах управления образованием.

Закон требует, чтобы в интервале от 6,5 до 7 лет ребенок пошел в школу.

Если вы чувствуете, что он не готов к этому событию, необходимо соответствующее заключение ПМПК, чтобы школа предоставила ему адаптированную программу.

Финансовая помощь семьям

Будет ли принят закон о финансовой поддержке семей, в которых растут дети с синдромом Дауна?

В законопроекте о социальном обслуживании населения РФ такое предложение есть. А пока федеральное законодательство допускает оплату труда опекуна, однако необходимо, чтобы это решение было зафиксировано еще и на местах, на уровне регионального законодательства. Во Владимирской области, например, действует положение о том, что человек, усыновивший ребенка с синдромом Дауна, может рассчитывать на некоторые выплаты по решению органов опеки. Однако к родителям это установление не относится.

Закона, предусматривающего помощь семьям, в которых растут дети-инвалиды, на сегодняшний день нет. Существуют только общие положения о предоставлении государственной социальной помощи (Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Отношения с общеобразовательными школами

Чего могут требовать родители от школы?

Вы имеете право получить тот перечень необходимых условий, который зафиксирован у вас в ИПР и в рекомендациях ПМПК. Если учреждение отказывается, ссылаясь на отсутствие возможности их создать, требуйте, в том числе через суд, у родителей есть такое право. Однако эти проблемы лучше решать сообща, объединившись, а мы, юристы, поможем грамотно аргументировать обращение.

Новый стандарт образования

Новый федеральный государственный стандарт не противоречит закону «Об образовании в Российской Федерации» не отменяет право на инклюзивное образование?

Наша организация была приглашена на слушание в Общественную палату РФ, и мы приложили усилия, чтобы этот стандарт не нарушал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Конвенцию о правах инвалидов. Поддержка со стороны родителей помогла в этой борьбе.

В следующем выпуске журнала мы продолжим публиковать ответы юриста на вопросы родителей о получении статуса ребенка-инвалида.

Даунсайд Ап и общественная организация инвалидов «Перспектива» готовы начать сбор вопросов родителей для следующих встреч, которые могут быть посвящены какой-то определенной теме или проходить в режиме обсуждения разных проблем. Пишите нам по адресу: [email protected] , с пометкой «вопрос юристу».

13.05.2016 в 06:14

Номер вопроса №10534257

Прочитан 879 раз

Могу ли я отказаться от прохождения ПМПК?

Ребенок болен диабетом 6 лет, учится в общеобразовательной школе , ходит на физкультуру вместе со всеми

МСЭ в этом году отправили на пмпк для продления инвалидности мотивируя каким то законом для заполнения ИПР, причем заявление на ПМПК я должна писать от себя лично

я считаю нам это не нужно!

Могу ли я отказаться от прохождения ПМПК? и предоставить характеристику со школы, как мы делали это раньше

Какие мои законные действия при отказе прохождения ПМПК?

Здравствуйте, Ирина!

Обосновывайте следующим.

1.Прохождение ПМПК носит добровольный характер. Это напрямую установлено законом.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

2. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" не содержит в качестве обязательного требования предоставление заключения ПМПК.

Обосновывать письменно Вы это не обязаны. На словах можете требовать освидетельствования без этого заключения. Если Вам будут отказывать сошлитесь на то, что будете жаловаться в прокуратуру.

Как показывает практика, освидетельствование ребенка на ПМПК является тяжелым эмоциональным стрессом, как для родителей, так и для ребенка. Отчасти это объясняется объективными причинами – фактор неизвестности, возможность порой значительного изменения в привычном укладе жизни ребенка смена образовательного маршрута, социальные последствия связанные с решением комиссии, сама процедура обследования, когда все сферы личности ребенка подвергаются внимательному изучению – все это и многое другое, безусловно является серьезной психологической нагрузкой для ребенка и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с родителями.

Как показывает практика, освидетельствование ребенка на ПМПК является тяжелым эмоциональным стрессом, как для родителей, так и для ребенка. Отчасти это объясняется объективными причинами – фактор неизвестности, возможность порой значительного изменения в привычном укладе жизни ребенка смена образовательного маршрута, социальные последствия связанные с решением комиссии, сама процедура обследования, когда все сферы личности ребенка подвергаются внимательному изучению – все это и многое другое, безусловно является серьезной психологической нагрузкой для ребенка и родителей.

Возникает вопрос: можно ли как-то уменьшить стресс, связанный с обследованием? Мы думаем, что можно!

Обычно проблемы, которые привели к направлению на ПМПК, возникают задолго до того, как родителей поставят перед фактом необходимости прохождения комиссии. Как правило, причиной обращения на ПМПК служит плохое усвоение учащимся школьной программы или нарушения поведения, препятствующие нахождению ребенка в коллективе. Нередко эти проблемы остаются без внимания до тех пор, пока не достигают определенной «критической массы», когда становятся непреодолимым препятствием для дальнейшего обучения. Довольно часто родители бывают недостаточно осведомлены об истинном положении дел в школьной жизни ребенка, и постановка вопроса о необходимости смены программы обучения звучит для них как «гром среди ясного неба». Поэтому для педагога очень важно установить тот момент, когда ученик перестал усваивать программу и попытаться проанализировать причины этого. И если педагог убеждается в том, что имеющиеся проблемы ребенка не решаются педагогическими методами, он должен поставить вопрос о необходимости консультации у врача-психиатра и дальнейшего обследования на ПМПК. (Данный вопрос обсуждается на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения, в котором обучается ребенок). Очень часто в своей работе воспитатели дошкольных учреждений, педагоги общеобразовательных школ сталкиваются с нежеланием родителей направлять своего ребенка для прохождения психолого – медико-педагогического обследования.

Родители, как правило, оказываются неподготовленными к данной ситуации, чувствуют свою беспомощность и растерянность. В сложившийся ситуации они начинают использовать все доступные им средства и возможности с целью опровергнуть тот факт, что их ребенок не такой как все, и доказать обратное. Это в свою очередь, можно объяснить тем, что родители имеют достаточно низкую психологическую, и если так можно выразиться, дефектологическую культуру (как и большинство общества). Многие родители переживают главным образом из–за того, что их ребенку будет поставлен диагноз, бояться оценки окружением того факта, что их ребенок отстает в развитии (особенно если ребенок отстает в интеллектуальном развитии). В наиболее сложных случаях (когда проблемы обучения и поведения достаточно выражены) у родителей может возникнуть даже страх – не отправят ли их ребенка в какую-нибудь специальную школу (которая среди родителей имеет вполне определенное название). Родители, к сожалению, часто сталкиваются с далеко негуманным отношением к аномальным детям (особенно в том случае, если дефект интеллектуальный).

Несмотря на то, что в этой сфере уже явно стали заметны процессы гуманизации, отдельные социальные группы со сниженным культурным уровнем по-прежнему отвергают таких детей. И родители, как собственно и их дети, порой начинают осознавать себя отверженными обществом.

У родителей начинают формироваться негативные, настороженные чувства по отношению к окружающим людям и специалистам сфер здравоохранения и образования. Это в свою очередь приводит к отказу родителей от сотрудничества со специалистами всех сфер.

Одним из направлений деятельности педагога являются консультирование родителей. Консультирование семьи ребенка с проблемами обучения и развития имеет ряд отличительных особенностей. Как правило, у родителей наблюдаются эмоциональная неготовность к такому роду консультирования, в некоторых случаях эмоциональное неприятие, иногда даже явная оппозиция. Необходимо помнить, что, несмотря на демонстрируемую или декларируемую позицию, родители испытывают тревогу, которую не всегда сами осознают. Переживаемая тревога, а нередко и чувство уязвленного самолюбия часто заставляют взрослых занимать неконструктивные позиции по отношению к проблемам своего ребенка. Некоторые родители избегают консультации или скрывают негативные особенности развития. Таким родителям можно тактично объяснить, что провести диагностическое обследование, пройти консультацию и получить рекомендации специалистов необходимо в интересах ребенка, следование советам поможет ему в его трудностях. Иногда родители искренне полагают, что школьные проблемы их ребенка обусловлены недостаточными прилежанием и мотивацией (в этом убеждении их нередко поддерживают учителя, говоря, что ребенок «может учиться, но не хочет»). Конечно, успешность зависит от мотивации, однако мысль, что «он может это сделать, если захочет», в этом случае может принести большой вред, так как ребенок не получит той помощи, в которой действительно нуждается. «Недостаточная установка» может быть признаком нарушения процесса, но не его причиной. Называя ребенка недостаточно мотивированным, можно в ряде случаев упустить время, если ему требуются помощь, специальное обучение или консультация врача. В ряде случаев специалисты сталкиваются с тем, что родители продолжают попытки скрыть неблагоприятные особенности в развитии ребенка, что представляет дополнительные сложности объективной диагностики.

Как показывает практика, во многих случаях семья не доводит до конца консультирование или, неудовлетворенные результатами обследования начинает искать другого, «более удобного» специалиста, который дал бы более благоприятную информацию, отвечающую наличным потребностям и состоянию родителей. Родители надеются, что такую «хорошую» информацию, в свою очередь, они могли бы представить в детский сад, школу и тем самым «развеять» опасения и жалобы педагогов. Подобное поведение семьи получило название «хождение по кругу врачей». В результате могут быть потеряны значительные силы, средства и, что более важно, время, так необходимое для работы с ребенком. Исходя из принципов соблюдения интересов ребенка, необходима такая организация процесса консультирования, чтобы:

  • «удержать родителей от преждевременного его прерывания;
  • свести до минимума количества посещения других учреждений и специалистов в целях «снятия» или смягчения диагноза, сохранить время на работу с ребенком;
  • достичь в определенной степени адекватного осознания проблемы;
  • «подвести» родителей к принятию адекватных состоянию ребенка решений по его воспитанию, обучению.

Основой эффективности такого рода консультирования является психологическая готовность родителей воспринимать и усваивать передаваемую информацию.

Специалистам, работающим с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья важно учитывать такой показатель как эмоциональное состояние родителей. Это поможет организовать процесс консультирования наиболее эффективно и своевременно подготовить родителей к прохождению психолого-медико-педагогической комиссии.

Развитие эмоциональных реакций у родителей, узнавших о том, что их ребенок не такой как другие, проходит следующие фазы развития (этапы).

1 Фаза. Состояние растерянности, порой страха.

Состояние родителей детерминируется чувством собственной неполноценности, ответственности за судьбу ребенка, ощущение беспомощности и др. чувствами. Такая сложная гамма отрицательных эмоций может выбивать людей из привычных рамок жизни (нарушаются взаимоотношения с окружающими, в семье). Эта фаза может быть кратковременная. Нередко «шоковое состояние» трансформируется в негативизм, отрицание реальности выявленных специалистом проблем ребенка, что говорит о наступлении 2-ой фазы (негативизма и отрицания). Это является важной психологической составляющей поведения семьи в целом. Данное чувство отрицания является своеобразным механизмом психологической защиты и направленно на то, чтобы сохранить определенный уровень стабильности в семье в возникшей ситуации. Таким образом, отрицание является своеобразным способом устранения эмоциональной подавленности, тревоги.

Крайняя форма – отказ от обследования другими специалистами ребенка, отказ от проведения каких-либо коррекционных мероприятий.

Некоторые родители выражают недоверие к специалистам, независимо от того какими бы квалифицированными они не были. Родители начинают обращаться в различные учреждения с целью снять диагноз. Такое поведение родителей получило название «хождение по кругу врачей». На это тратятся силы, средства (что приносит разочарование), а самое главное время, так необходимое для работы с ребенком.

Эта фаза (2) временная, по мере того, как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл они погружаются в печаль – состояние подавленности, связанное с постепенным осознанием проблем – 3 фаза.

В данный период жизнедеятельности семьи происходит большинство негативных событий в семье:

Когда ребенок не оправдывает надежд родителей;

- «обрываются» социальные контакты с окружающими;

Мать в подавленном состоянии, что может приводить к ослаблению внутрисемейных связей;

Отец может покидать семью.

4 Фаза. Характеризуется выходом из эмоционального кризиса, начинается социально-психологическая адаптация. На данной стадии родители начинают адекватно воспринимать ситуацию, действовать в интересах ребенка, соблюдать рекомендации. Родители начинают самостоятельно обращаться за помощью к специалистам.

Существуют некоторые тактики психологической работы, которые в определенной степени, могут считаться основными психотерапевтическими методами, используемыми на протяжении всего процесса консультирования, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с родителями. При этом полнота использования данных подходов определяется лишь особенностями субъективного восприятиями родителями своего ребенка, а также описанными выше феноменами.

Для работы с чувством вины родителей показали свою эффективность следующие приемы:

Использование авторитета. Специалист в полной мере использует свой профессиональный авторитет, говоря о том, что вины родителей нет. Такие вмешательства выглядят более эффективно, когда они используются во время сообщения родителям психологического диагноза, но не позднее. Заявление специалиста служит основой, которая может быть использована в тот момент, когда у родителей возникнут мысли о собственной вине.

Нормализация. Специалист указывает на то, что и другие в подобной ситуации будут чувствовать себя точно также. Его цель – уменьшить чувство социальной и психологической изоляции, связанных с признанием вины, и подтвердить адекватность мнений родителей.

Новая когнитивная основа. Специалист помогает приобрести новую когнитивную основу, в которой действия родителей приобретают другое, менее стрессовое значение. Например, для людей, выражающих собственную ответственность (то есть вину) за проблемы ребенка, изменение когнитивной основы содержится в следующей формулировке: «Вы являетесь ответственным человеком, и если бы Вы не были таким человеком, то Вы бы не чувствовали того, что сейчас. Но то, что Вы настолько ответственны, не означает, что Вы виноваты в конкретных нарушениях своего ребенка или в его проблемах».

Ограничение ответственности. Цель этой тактики является ограничение пределов личной ответственности родителей. Формула может быть представлена следующим образом: «Вы ответственны за А, но не несете ответственность за В». При невыраженных формах вины эта тактика бывает достаточно эффективной. Она помогает родителям удержаться от переживания ими чувства вины в полном объеме.

При более запущенных формах вины при консультировании родителей может быть полезнее вербальное выражение значения их переживаний. Эффективной стратегией в этом случае также является использование авторитета для освобождения их от ответственности. Выбор тактики облегчения вины часто определяется в неявном виде самими родителями, когда они в той или иной степени формулируют, что им нужно от консультанта.

Развитие рабочего сотрудничества. Родители должны поверить в то, что специалист, работающий с ними, им не судья и будет активно работать в пользу их интересов. Эта тактика является наиболее эффективной в ситуации постоянной тревоги родителей за то, что их ребенка «поставят на учет», повесят ярлык, делающий недоступным определенные формы социальной жизни. Такое положение очень характерно для нашего социума, где в недостаточной степени интегрированы в нашу жизнь и культуру отношения и понимания, связанные с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Акцентирование положительного. Важно сделать акцент на тех областях семьи, где все хорошо (например, акцентирование чувства собственного достоинства). Дело в том, что когда самооценка занижена, люди обычно проявляют тенденции увеличения неуверенности в своей возможности принятия правильного решения и адекватного поведения. Задача специалиста осуществляющего консультацию, постоянно «вознаграждать» родителей, подчеркивая, какие они хорошие люди, как правильно могут находить решение своих проблем, и т.п.

Можно сформулировать две группы задач, которые должны решаться специалистами при консультировании родителей, имеющих детей с проблемами в развитии.

Первая группа задач – создание психологических условий для адекватного восприятия родителями ситуаций, связанными с особенностями развития их ребенка, формирование понимание матерью проблем ее ребенка а именно: постепенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем («Он у меня такой же, как все»), и позиции противопоставления себя социуму и переход в позицию взаимодействия («А как его научить? Я не умею»), создание у них психологической готовности к длительной работе по его развитию, коррекции и воспитанию.

Ко второй группе задач относятся вопросы, связанные с освобождением родителей от чувства вины, преодоления стрессового состояния семьи (в первую очередь, угнетенного, часто депрессивного состояния матери), (переживания, связанные с психофизической недостаточностью ребенка, должны постепенно перейти в осознание возможностей ребенка, в радость от его маленьких успехов), повышением личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка, созданием и поддержанием по возможности нормального климата в семье (хотя бы непосредственно во время консультирования).

Эффективность проведения консультирования в большей степени зависит от возможности и навыков специалиста, ведущего прием. В основном это те способности, которые создают климат доверительности и облегчения общения с консультируемыми: эмпатическое сочувствие, понимание, уважение, позитивное отношение, искренность, и конкретность. В одном ряду с вышеперечисленными стоят выявление и понимание переживаний родителей, а также, что в данном случае немаловажно, способность донести до членов семьи понимание их переживания. Необходимо иметь позитивный настрой при общение с родителями ребенка, уметь выражать уважение и признавать права родителей на наличие определенных чувств, права им самим принимать решения. Будут ли родителями приняты рекомендации, зависит от степени доверия, установившегося у них с консультирующим специалистом.

Беседа должна строиться таким образом, чтобы уменьшить у близких ребенка чувство тревоги, вины и безысходности. Обсуждая проблемы ребенка и возможные пути помощи ему, следует стремиться к тому, чтобы родители приняли его со всеми его особенностями и перешли на конструктивную позицию. Имеет смысл им объяснить, что такие определения, как плохой, ленивый, слабо мотивированный, подменяя собой истинное понимание трудностей ребенка , не могут мобилизовать его, принижают чувство собственного достоинства и могут действовать как «самоосуществляющееся» пророчество. Как альтернативу этому надо разъяснить им возможность и важность адекватного обучения ребенка – в соответствии с его психофизическими и когнитивными возможностями.

Педагог должен взаимодействовать с семьей в определенной последовательности, не пропуская и не преуменьшая значения каждого этапа консультирования, причем на каждом этапе коммуникативного общения родители должны сами определять свои страхи и опасения, осознавать свой взгляд на сложившуюся информацию.

Можно привести определенную последовательность процесса консультирования, заключающуюся в следующих моментах:

  • первоначально необходимо выявить уровень понимания родителями характера трудностей ребенка и уровень адаптации семьи к ним.
  • необходимо проанализировать проблемы. Поэтому для педагога очень важно установить тот момент, когда ученик перестал усваивать программу и попытаться проанализировать причины этой неуспеваемости. Любые возникающие проблемы, в данной ситуации, необходимо решать совместно с родителями. Родители часто бояться, что на ребенка повесят клеймо интеллектуально неполноценно или клеймо «душевно больного», что в свою очередь, негативно отразится на его жизни. Для того, что бы преодолеть этот психологический барьер, необходимо в ТАКТИЧНОЙ и доступной форме рассказать родителям о тех особенностях и отклонениях, которые отмечаются у ребенка в процессе обучения (по возможности на примерах его поведения), чтобы родитель сумел сравнивать замечания специалиста со своими собственными наблюдениями. Вместе с родителями изучить рабочие тетради учащегося. Можно попросить родителей привести собственные примеры наблюдений за ребенком.

В этом случае родитель, вероятнее всего, согласиться с тем, что выявленное нарушение у ребенка присутствует.

  • Обсуждение и выявление причин нарушения у ребенка. Если родитель согласился с тем, что его ребенок имеет то, или иное нарушение, то, вероятнее всего он попросит объяснить причины этого нарушения. Необходимо объяснить им, что в обучении и поведении ученика имеются определенные отклонения, причинами которых могут быть особенности его психического развития. Можно проанализировать это с родителями, не давая своей оценки, особенно негативной к выясненным обстоятельствам. Необходимо убедить родителей, что сам факт отклонений в развитии не является чем-либо постыдным, что такие особенности встречаются достаточно часто, но для дальнейшей успешной жизни и обучения ребенку необходима адекватная помощь. Здесь очень важно (на данном этапе) избежать появления у родителей чувства вины, поскольку за этим последует сопротивление дальнейшей работе, так как они не хотят признавать, что допустили ошибку в воспитании своего ребенка. Или, наоборот, включаются в работу столь рьяно, что могут спровоцировать какое – либо другое нарушения. Поэтому имеет смысл сказать, что, по-видимому, были какие – то объективные причины. Какие? В дальнейшем, с целью уточнения истинных причин, привлекших к нарушениям в развитии у ребенка, можно будет порекомендовать пройти обследования у других специалистов (медицинских работников, педагогов различного профиля и.т.д.). Насколько четко и глубоко педагог может выразить свое понимание проблем и свою позицию, зависит от самой семьи, ее эмоционального статуса, культурного уровня, принадлежности к определенному социальному слою.
  • Решение проблемы. В подобных ситуациях родители обычно спрашивают: «Что делать?», т.е. они понимают, что нарушения имеются, но важно знать, каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию. Специалистом, способным оказать такую помощь, на данном этапе, является врач-психиатр. В данном случае педагог должен тактично и деликатно порекомендовать пройти консультацию у врача – психиатра с целью более точного установления истинных причин нарушения у ребенка и дальнейшего обследования на ПМПК с целью получения рекомендаций, касающихся дальнейшего обучения. В данном разговоре следует упомянуть о деятельности, специфики работы ПМПК для профилактики негативного настроя у родителей к прохождению обследования. (Нередко это вызывает выраженный эмоциональный стресс и непринятие со стороны родителей. К сожалению, в обществе сложилось негативное отношение к направлению детей для прохождения обследования на ПМПК, как носителю неких репрессивных (карательных) функций).

Следует пояснить, что в самой процедуре обследования у врача-психиатра и на ПМПК нет ничего страшного и предосудительного. Специалисты выслушают родителей и ребенка, педагога, воспитателя, расспросят их об имеющихся проблемах.

В работе комиссии принимает участие врач-психиатр. В результате обследования психиатр сможет выявить причины имеющихся отклонений, что в свою очередь позволит разработать план дальнейших оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Кроме этого, только врач-психиатр сможет объяснить родителю суть и причину аномалий и доказать важность и необходимость соблюдения предложенных рекомендаций. Кроме того, в ходе работы врач-психиатр может оказать родителям консультативную помощь по подбору и применению медикаментозных средств, а так же, при необходимости, направить в учреждения здравоохранения для углубленного и динамического обследования и лечения.

Наиболее важным в процессе консультирования является этап принятия родителями решения. Насколько адекватно принятое решение, насколько оно осознано семьей, и насколько родители будут следовать ему в дальнейшем, - все это определяет эффективность консультирования в целом. Необходимо, чтобы родители поняли и осознали, что это решение повлияет на дальнейшею судьбу ребенка. Педагог очень часто оказывается единственным, кто может оказать в этот момент какое – либо влияние на нереалистические фантазии и ожидания родителей и профессионально грамотно подвести к принятию самостоятельного решения родителей о необходимости обследования на ПМПК.

В связи с выше изложенным, возрастает значимость личности, профессиональных, этических качеств специалиста, вступающего в контакт с семьей. Зачастую именно установки, способность консультанта, как личности, к осуществлению эмпатийного диалогического общения, утверждения «другого «Я» при сохранении собственного, обеспечивают эффективность консультирования, дают родителям нечто гораздо большее, чем просто профессионально адекватное владение специалиста различными техниками и процедурами коррекции, которые являются не более чем «надстройками» к существующим качествам консультанта как личности. Следует отметить, что консультирование семьи с ребенком с особыми образовательными потребностями является профессионально наиболее сложным, в первую очередь для начинающих педагогических работников.

Специалист, проводящий консультирование семьи с «проблемным» ребенком, должен ясно и четко понимать цели и задачи такого консультирования, реально оценивать огромную тяжесть подобной работы и ответственность за свою деятельность. Важно учитывать следующее, что психологически правильно построенное обсуждение тревог и опасений семьи может значительно ослабить некоторые из неприятных реакций, повысить эффективность самого консультирования.


Поздно… Страшное слово. К сожалению, нам, специалистам психолого-медико-педагогической комиссии, употреблять его приходится довольно часто. Потому что почти каждую неделю к нам приходит такой ребёнок, помочь которому мы уже не в силах, так как уже слишком поздно. Время упущено, назад его не вернуть, и никакие консультации, развивающие занятия, и даже смена образовательной программы иногда не смогут коренным образом изменить жизнь ребёнка и его учёбу к лучшему.

Почему так происходит? Ведь проблемы возникают не вдруг, не на пустом месте? Неужели родители и педагоги не видят трудностей, не замечают того, что с учёбой, с развитием, с общением у ребёнка, мягко говоря, не всё в порядке, и ему необходима помощь ?

Как правило, первыми обращают внимание на неполадки в детском развитии педагоги, работающие с ребёнком. Именно они пытаются оказать какую-то помощь (если могут), направить семью к специалистам, если сами справиться с трудностями всё же не в силах. И вот тут-то как раз появляется тот самый камень преткновения: родители «проблемного» ребёнка отказываются обращаться к кому бы то ни было, утверждая, что с их ребёнком всё в порядке. Это в лучшем случае, а в худшем – обвиняя всех и вся в предвзятом отношении, в нелюбви, в профессиональной непригодности, в личной неприязни и т.д., и т.п. И, как ни прискорбно это звучит, либо стремление помочь ребёнку пропадает на корню (учителя просто, «махнув на всё рукой», оставляют семью в покое и пускают ситуацию на самотёк), либо начинается «война не на жизнь, а на смерть» между школой и родителями с целью доказать друг другу свою правоту.

Может быть, для кого-то это будет откровением, но я скажу: большинство родителей прекрасно видят такие проблемы. Другое дело, что далеко не все хотят их замечать, говорить о них и что-то делать для их преодоления.

Причин этому может быть огромное множество. Кто-то догадывается о трудностях, но не имеет достаточно собственных знаний и информации извне (от тех же педагогов), для того, чтобы обратить на них пристальное внимание.

Кто-то, отлично понимая, что не всё в порядке, предпочитает закрывать на это глаза из-за простого нежелания признаться себе в том, что проблема всё же есть, и ею надо заниматься (кстати, не всегда это происходит осознанно, чаще – бессознательно, просто такая защитная реакция).

Бывает, что родители, видя проблемы ребёнка, не хотят верить в их существование и ищут любые, даже мизерные, доказательства их незначительности. Оно и понятно – ведь для каждого из нас своё дитя кажется самым лучшим.

А кто-то вообще элементарно не хочет ничего делать, прикладывать усилия, надеясь, что «само рассосётся» (потому что это требует довольно существенных как временных, так и физических, умственных, моральных и иногда материальных затрат).

Поэтому первейшая и главнейшая задача педагогов – это показать родителям, что определённые проблемы в обучении, развитии ребёнка существуют на самом деле, и мотивировать как можно скорее начать их решать всеми возможными методами. Этот шаг – самый важный, и без него движение дальше по пути помощи ребёнку просто невозможно.

Как же педагогам сделать так, чтобы родные ребёнка наконец поняли, что трудности его – реальны, а не выдуманы, и вызвать у них жгучее желание в кратчайшие сроки обратиться за помощью в ПМПК?

Во-первых, не стоит умалчивать о том, что вас беспокоит . Часто случается, что педагоги не спешат рассказывать мамам и папам учеников, как на самом деле у тех обстоят дела с учёбой, так как не хотят их расстраивать или думают, что родители и сами всё прекрасно понимают. Поэтому повторю ещё раз: пока не будет открытым текстом сказано , в чём именно и какие неполадки у ребёнка, каких-либо конкретных шагов родители не сделают!

Для этого следует знакомить родителей с требованиями , предъявляемыми к уровню освоения образовательной программой (т.е. они должны иметь чёткое представление, что нужно освоить ученикам в том или ином классе), и с системой оценивания (за что конкретно ставится та или иная отметка по каждому предмету).

Кроме того, необходимо объективно оценивать успехи ребёнка . Нередко учителя (особенно в начальных классах) завышают отметки, стремясь таким образом стимулировать ученика к дальнейшему обучению («не отбить у него желание») или просто «жалея» его. В результате происходит примерно следующее. Ребёнок, вопреки ожиданиям, далеко не всегда стремится преодолевать появляющиеся перед ним новые учебные трудности, т.к. полученная им «тройка» вместо заслуженной «двойки» отнюдь не заставляет прикладывать дополнительные усилия. А родители, видя в дневнике и тетрадках положительные отметки, тем более не испытывают беспокойства, считая, что пусть худо-бедно, но всё же их чадо учится. Как вы думаете, согласятся ли они в этом случае с мыслью, что их ребёнку требуется помощь в виде обследования на ПМПК и смены образовательной программы? Вы бы на их месте согласились?

Поэтому следует избавиться от угрызений совести по поводу того, что вы можете «испортить ребёнку жизнь», если будете говорить вслух о его неуспехах и ставить ему те отметки, которых заслуживают его работы. Посудите сами: если врач уверяет вас, что вы здоровы и не предпринимает никаких действий, чтобы назначить вам лечение, несмотря на то, что вы чувствуете себя плохо и все анализы указывают на болезнь, это ведь не говорит о его профессионализме и не является качественной помощью для вас, верно?

Поэтому не твердите упрямо себе и родителям « no problem !», а лучше покажите возможные пути выхода из неблагоприятной ситуации с учёбой. Как раз это и будет способствовать тому, что ребёнок справится с трудностями и сможет впоследствии найти своё место в жизни. И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов, что всё наладится.

Воочию убедиться в том, что ребёнок отстаёт в усвоении учебной программы, родителям помогает присутствие на некоторых уроках . Поняв требования педагога, послушав ответы других детей, самостоятельно сравнив их с тем, как отвечает собственный ребёнок, мамы и папы могут лучше увидеть проблему.

Предвидя возражения педагогов, сразу скажу: да, детей нельзя сравнивать с другими. Но здесь не идёт речь о том, хуже ребёнок других или нет. Здесь речь о том, адекватна ли программа, по которой учится ребёнок, его возможностям и способностям. Кстати, говорить об этом надо не ребёнку, а его родителям, и, что тоже важно, не в его присутствии . Отдельно напомню (на всякий случай, вдруг кто забыл?), что очень важно сказать не только о недостатках, но и о достоинствах ребёнка (в первую очередь – о достоинствах!). Это поможет в установлении доверительных отношений с родителями и, в конечном итоге, в достижении положительных результатов педагогического сопровождения ученика.

Во-вторых, обязательно привлекайте родителей к обсуждению проблем ребёнка, поиску средств для их преодоления и к оказанию непосредственной помощи ему . Если вы будете стараться в одиночку, то велика вероятность, что ваши усилия не будут оценены по достоинству. Напротив, может случиться и так, что вас обвинят в некомпетентности и непрофессионализме. Поэтому разделяйте ответственность с родителями неуспевающего ученика, чётко оговаривая свои и их конкретные действия по преодолению трудностей. Здесь нелишним будет подчеркнуть, насколько заботливыми, заинтересованными, любящими и неравнодушными они являются, и как сильно в их участии нуждается ребёнок.

В-третьих, необходимо дать родителям полную и достоверную информацию о ПМПК , процедуре обследования и перспективах после его прохождения . Очень многие мамы и папы не соглашаются обращаться в ПМПК, так как слышали от кого-то (как правило, совершенно некомпетентного в данных вопросах), что все дети, прошедшие такую диагностику, награждаются ярлыком «дурачок», непременно отправляются в коррекционные школы, и получение дальнейшего образования становится для них невозможным.

На самом деле после обследования ребёнка специалисты комиссии не ставят никаких диагнозов, а дают рекомендации о том, какая образовательная программа будет под силу ребёнку (то есть которую он сможет успешно освоить). Таких программ несколько: для детей с задержкой психического развития, для детей с тяжёлыми нарушениями речи, для детей с умственной отсталостью и ряд других. После визита на ПМПК родители самостоятельно решают вопрос о переводе своего ребёнка на обучение по рекомендованной программе либо о продолжении обучения по прежней. Причём время принятия решения никем не ограничивается .

В случае если комиссия рекомендовала программу для детей с умственной отсталостью, и ребёнок в соответствии с этими рекомендациями закончил обучение по ней и получил свидетельство об образовании, у него всегда есть возможность продолжить учёбу в учреждениях начального профессионального образования и получить рабочую специальность. К слову, в настоящее время количество учебных заведений, принимающих выпускников коррекционных школ, неуклонно растёт.

Педагог-психолог ТОПМПК Елена Михайловна Белоусова

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь