Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Цель: раскрыть методику словарной работы в детском саду.

Теоретическая часть. Сущность и значение словарной работы ее сложность и многоаспектность. Особенности развития словаря детей, задачи и содержание работы, своеобразие методики в разных возрастных группах.

Практическая часть. Определите примерный словарь-минимум для своей возрастной группы по теме «Одежда» (по желанию студента тема может быть другой), руководствуясь при этом следующими критериями:

Отнесенность слова к общеупотребительной лексике, необходимой для усвоения содержания представлений, рекомендованных программой детского сада для общения с окружающими и совершенствования детской деятельности;

Доступность слова детям по его лексическим, грамматическим, фонетическим особенностям;

Учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы;

Значимость слова для решения воспитательных задач;

Значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений;

Частота употребления слова взрослыми, учет статистических характеристик активного словаря взрослых людей с которыми общаются дети;

В словарь должны входить слова, относящиеся к разным частям речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

Изучите запас бытового словаря по этой теме в вашей группе.

Для этого подберите к словам вашего словаря-минимума наглядный материал (предметы, картинки, игрушки). Ребенку предлагают: «Скажи, как это называется?» В случае затруднения говорят: «Покажи то-то» (при этом взрослый правильно называет объект, его части, признаки или действия). Полученные данные занесите в протокол обследования, который может иметь форму таблицы (см. Приложение 7, табл. 7).

С учетом данных обследования продумайте систему работы по обогащению и активизации словаря по выбранной теме. Опишите проведенную работу и ее результаты.

Приложение: протоколы диагностики, словарь-минимум, конспекты работы.

Литература

1. Гризик, Т. И. В мире слов: пособие по изучению и развитию словаря детей 5-6 лет / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2006. – 40 с.

2. Логинова, В. И. Развитие словаря // Развитие речи дошкольного возраста; под ред. Ф.А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984. – С. 79-101.

3. Струнина, Е. М. Работа над смысловой стороной слова / Е. М. Струнина // Развитие речи дошкольного возраста; под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984. – С. 101-104.

4. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) : пособие для воспитателей детских садов / Е. И. Тихеева. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 1972. – 176 с.

5. Ушакова, О. Умноватый мальчик. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников / О. Ушакова, Л. Колунова // Дошкольное воспитание. – 1994. – №9. – С. 11-14.

Тема 5. Методика формирования грамматического строя речи

Цель работы: раскрыть методику формирования грамматического строя речи в дошкольном возрасте.

Теоретическая часть. Исследования проблемы формирования грамматического строя речи у детей в дошкольном возрасте. Значение формирования грамматического строя речи для развития ребенка. Типичные трудности в овладении синтаксической и морфологической сторонами речи, способами словообразования, словотворчеством, их причины. Своеобразие методики формирования грамматического строя в разных возрастных группах.

Практическая речь. Выявите уровень сформированности у детей вашей группы грамматического строя русского языка на основе содержания программных требований по формированию грамматического строя в каждой возрастной группе. (Примерный ход обследования через выполнение игровых заданий и упражнений см. в Приложении 8). Укажите выявленные ошибки, трудности.

С учетом данных обследования продумайте систему работы по оптимизации решения задач воспитания звуковой культуры речи. Опишите проведенную работу и ее результаты.

Приложение: протоколы обследования, конспекты работы.

Литература

1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова – 2-изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 296 с.

2. Борисенко, М. Г. Животные наших лесов / М.Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – СПб: Паритет, 2005. – 32 с. + цв. вкл. (Серия «Грамматика в играх и картинках».) (Кроме того, можно обратиться к выпускам:«Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Осень», «Зима», «Перелетные и зимующие птицы», «Домашние животные», «Зимние забавы», «Новогодний праздник»).

3. Гризик, Т. И. Маленький волшебник: пособие для обследования и закрепления граммат. строя речи у детей 4-5 лет / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М. : Просвещение, 2005. – 47 с.

4. Тюрикова, И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей / И. Тюрикова // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 2. – С. 20-23 ; № 3. – С. 21-27 ; № 4. – С. 33-38.

Тема 6. Методика развития речи в раннем возрасте

Цель: раскрыть своеобразие методики речевого развития детей первых трех лет жизни.

Теоретическая часть. Роль подготовительного периода в развитии речи детей. Развитие общения у детей на первом году жизни. Особенности методики развития понимания и активной речи у детей второго и третьего годов жизни.

Практическая часть . Выявите уровень развития речи и речевого общения у детей раннего возраста согласно показателям, данным в пособии Голубева Л.Г. и др. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора; Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с. (См. Приложение 9, табл.8, 9.) С учетом полученных данных запланируйте и проведите работу по формированию и развитию речевых умений. Виды и содержание занятий (5-7) согласуйте с этапами, выделенными Л.Г. Голубевой, М.В. Лещенко, К.Л. Печорой (см. табл. 1). Опишите изменения, наблюдаемые в речевом поведении детей в результате проведенной работы.

Таблица 1Этапы игр и занятий с детьми с 1 года 3 месяцев до 4 лет

III. Речь и речевое общение

№ п/п Виды занятий, этапы Возраст
1. Картинки 1 этап- 2картинки (узнавание предметов) 2 этап - 3 картинки 3 этап - обобщение в картинке 4 этап - несколько картинок(6-8) 5 этап - картинки в действии: разные предметы в действии (2 картинки): собака ест, кукла спит одинаковые действия, разные предметы: собакаест, кукла ест одинаковые предметы, разные действия: собака ест,собака спит 6 этап - сюжетные картинки (узнавание, называние простых сюжетов) 7 этап - рассказ по сюжетной картинке (ответы на вопросы воспитателя) 8 этап - чтение сказки с показом картинки 9 этап - проговаривание четверостиший, стихов, малые формы детского фольклора и др. 1 г. – 1 г. 2 м. 1 г. 3 м. 1 г. 3 м. 1 г. 4 м. – 1 г. 6 м. 1 г. 6 м. 1 г. 6 м. 1 г. 8 м. 1 г. 9 м. – 2 г. 2 г. – 2. г. 6 м. 2. г. 6 м.– 3 г. 1. г. 3 м.– 4 г.
Показ Показ предметов и действий с ними Показ простых сюжетов Настольный театр Кукольный, теневой театр 1 г. – 1 г. 6 м. 1 г. 6 м. – 2г. 2 – 3 г. 2 – 3 г.
Наблюдения, экскурсии Экскурсии по группе Выполнение поручений («Положи туда-то», «Сделай то-то») Наблюдение за животными (детенышами), птицами Наблюдение за старшими детьми Экскурсия за пределы участка и по участку Наблюдение за профессиями (шофер, повар и т.д.) 1 г. 3 м. – 1 г. 6 м. 1 г. 6 м. – 2г. 1г. 3 м. – 3 г. 2 – 3 г. 2 – 3 г. 2 – 3 г.
Рассказывание без показа Краткие рассказы о многократно виденном Рассказы более длинные Рассказы, сказки о том, чего не было в опыте 1 г. 9 м. – 2г. 2г. – 2 г. 6 м. 2 г. 6 м. – 3 г.

Приложение: данные обследования, конспекты занятий.

Литература

1. Гербова, В. В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе: 2-4 года: пособие для педагогов дошк. учреждений / В. В. Гербова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 160 с.

2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста; под ред.С. Л. Новоселовой. – М. : Просвещение, 1985. – 113 с.

3. Кольцова, М. М. Физиологические подходы к проблеме повышения умственной деятельности / М. М. Кольцова // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4 – С. 67-71.

4. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковыйигротренинг / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. – Екатеринбург:У-Фактория, 2004. – 224 с. (Серия «Психология детства:Современный взгляд»).

5. Лямина, Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста: метод.пособие / Г.М. Лямина. – М.: Айрисс-пресс, 2005. – 96 с.

6. Моисеева, Р. Пальчиковые игры-упражнения / Р. Моисеева // Дошкольное воспитание. – 2000 – № 10. – С. 40-54.

7. Павлова, Л. Н. Раннее детстве: развитие речи и мышления: методическое пособие / Л.Н. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 168 с.

8. Павлова, Л. Н. Развитие речи в раннем возрасте / Л. Н. Павлова // Развитие речи детей дошкольного возраста; под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984. – С. 16-48.

9. Щеповских, Е. Развитие мелкой моторики / Е. Щеповских // Дошкольное воспитание. – 2000 – № 5. – С. 61-63.

Основная задача каждого изучающего английский — просто заговорить. Пусть даже на первых порах ваш словарный запас невелик, а предложения получаются не такими изысканными, как хотелось бы. Но когда начальный этап пройден, можно задуматься и о пополнении своего активного словаря. Например, как еще можно описать понравившийся вам фильм, кроме «cool» или «great»? Что еще можно сказать о книге, кроме «interesting»? Давайте рассмотрим самые полезные прилагательные, которые могут пригодиться вам при описании фильмов и книг.

Brilliant - блестящий, восхитительный

Синонимы: «outstanding», «splendid», «exceptional».

Если вам очень понравилась игра актеров, операторская работа, любой другой момент фильма или вся картина в целом, то это прилагательное подойдет как нельзя лучше. Оно относится к разряду «extreme adjectives» — отличаются тем, что выражают очень ярко выраженный признак, и слово «very» как бы входит в их значение изначально. Поэтому если мы хотим усилить такое прилагательное, то нужно использовать «absolutely», «really», «totally», но только не «very».

The acting was brilliant!
I liked this film a lot, it"s absolutely brilliant!

Gripping - захватывающий

Синонимы: «fascinating», «interesting», «intriguing».

Отличный эпитет для истории, которая заставила вас забросить все дела и прочитать книгу от корки до корки не отрываясь. Да и фильмы с таким сюжетом — тоже не редкость.

I like detective stories, they are usually so gripping.
We really enjoyed the gripping plot of that blockbuster.

Entertaining - забавный, развлекательный

Синонимы: «amusing», «delightful», «funny».

Это прилагательное нужно взять на заметку любителям развлекательного чтения и несерьезных фильмов. Если вы недавно смотрели или читали что-то просто для отдыха, то можете использовать именно слово «entertaining».

I am tired of reading classical literature in university, so I prefer some entertaining short stories now.
I don"t want to watch anything scary or dramatic, let"s choose an entertaining film.

Hilarious - очень смешной, уморительный

Синонимы: «comical», «humorous», «witty».

Тому, кто предпочитает комедии или юмористические рассказы, пригодится такой эпитет (кстати, «hilarious» — тоже «extreme adjective»). Если вы смеялись до слез в зрительном зале или изо всех сил сдерживались, чтоб не пугать своим хохотом окружающих во время чтения в общественном транспорте — то вам попалось нечто «absolutely hilarious»!

I adore Jim Carrey - he is totally hilarious.
You must read this hilarious book, I"m sure you"ll like it.

Insightful - поучительный, с глубоким смыслом

Синонимы: «enlightening», «revealing».

Многие фильмы и книги заставляют нас задуматься о чем-то серьезном, поднимают вопросы, на которые непросто найти ответ.

This novel is highly praised as an insightful work of literature.
What I really liked about this film was the last speech of the main character - it was so insightful.

Fast-moving - динамичный

Синонимы: «dynamic», «flashing».

Человек-Паук и Супермен — ваши любимые герои? А может быть, вы фанат серии фильмов «Форсаж» ? Теперь вы будете знать, как охарактеризовать фильмы в жанре «экшн», в которых события молниеносно сменяют друг друга.

Why did you like this film? - Well, it"s fast-moving and exciting.

Predictable - предсказуемый

Синонимы: «anticipated», «foreseeable», «expected».

Бывает и так, что сюжет книги или фильма оказался не слишком захватывающим, и вы минут через пятнадцать поняли, к примеру, что убийца — парикмахер. Или наоборот — с первого взгляда на главных героев было ясно, что в конце они поженятся. Кого-то такая предсказуемость разочаровывает, а кто-то даже радуется своей догадливости, но слово «predictable» понадобится в обоих случаях.

The happy end was quite predictable.

Disappointing - разочаровывающий, неудачный

Синонимы: «failing», «mediocre».

Не всегда выбор фильма или книги бывает удачным, иногда нам совсем не нравится то, что мы смотрим или читаем, потому что мы ожидали большего. Обратите внимание, что суффикс «-ing» означает качество предмета, а «-ed» — чувства человека. Поэтому про фильм мы можем сказать «disappointing», а про свое разочарование — «I am disappointed».

We were looking forward to watching this film but it turned out to be so disappointing.

Violent - жестокий

Синонимы: «brutal», «cruel», «savage».

У всех разные вкусы, кто-то любит боевики, кто-то — фильмы о катастрофах, и иногда слово «violent» может понадобиться для описания событий или персонажей.

The plot centers around the investigation of a violent crime.

Truthful - правдивый, достоверный

Синонимы: «realistic», «trustworthy».

Хорошее слово для характеристики книг и фильмов, которые отражают события такими, какими они есть в реальной жизни, рисуют реалистичную картину происходящего.

The great actress managed to create a truthful portrait of the queen.
The author gives a truthful description of historical events.

Многие из вас обсуждают фильмы и книги на занятиях английским по Skype, и теперь вы сможете удивить своего преподавателя самостоятельно освоенной новой лексикой. Но не забывайте, что только регулярная практика переведет новые слова в активный запас. Тренируйтесь почаще — например, можете описать свой любимый фильм или книгу прямо сейчас.

Бонус для наших новых читателей!

Мы дарим бесплатный индивидуальный урок английского по Скайпу .

  • занятия дома или на работе в любое время
  • преподаватель мечты, с которым интересно учиться и болтать
  • гарантия результата: более 10 000 студентов достигли цели

Большая и дружная семья EnglishDom

Алла Клименко
Занятие по лексической теме Игрушки. Старшая группа

Лексическая тема «Игрушки » .

Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме «Игрушки » . Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, связной речи, мышления, артикуляционной и общей моторики, учить детей давать полные ответы на вопросы, развивать память, составляя рассказы об игрушках ;

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование : предметные картинки по теме «Игрушки » , алгоритм описания игрушки , индивидуальные зеркала по количеству детей, игрушки (кукла, машина, матрёшка, мяч, плюшевый мишка, презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент.

[Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов]

Давайте возьмёмся за руки

Логопед : вдохнули через носик хорошее настроение, красоту, доброту, а через ротик выдохнули все наши обиды и огорчения

Давайте пройдём к столу и встанем около стульчиков.

Логопед. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Что вы видите на них?

Дети. Это игрушки .

Логопед. Сядет тот, кто правильно разделит на слоги название своей игрушки .

2. Психогимнастика.

Дети, отгадайте загадку : “Его бьют, а он не плачет, только еще выше скачет”. (Мячик.) Изобразите, с помощью щек, губ, какой мячик бывает.

Каким стал, попавший под колесо машины.

Покажите, как вы огорчились, увидев разорванный мячик.

И изобразите, как вы обрадовались, когда родители купили вам новый разноцветный мяч.

Сообщение темы занятия . Ребята, сегодня мы с вами продолжим говорить об игрушках .

3. Беседа по вопросам

Для чего нужны игрушки ? Кому?

Где изготавливают игрушки ? Где их продают?

Из чего делают игрушки ?

4. Игра «Что из чего?» [образование относительных прилагательных]

Мишка сшит из плюша, он какой? Правильно, плюшевый.

Машина сделана из металла, она какая? (металлическая)

Матрешка сделана из дерева, она какая? (деревянная)

Куклу изготовили из пластмассы, она какая? (пластмассовая)

Мяч изготовлен из резины, он какой? (резиновый)

5. Пальчиковая гимнастикаИгрушки” . [Работа над темпом и ритмом речи. ]

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят :

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

6. Игра «Отгадай-ка» .

[Развитие связной речи, составление загадок-описаний об игрушках по алгоритму . ]

Логопед помещает на наборное полотно алгоритм описания игрушки (рис. 15) .

Логопед. А теперь я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру .

Давайте попробуем составить загадки-описания об игрушках .

Вот эти картинки помогут вам загадать загадки.

Вы должны рассказать, какая ваша игрушка по цвету , по размеру, из чего она сделана, какие у нее есть детали, как с ней можно играть, не называя ее.

Послушайте мою загадку.

Он коричневый, меховой, большой. У него круглая голова, четыре толстых лапы, кругленькие ушки, черные глаза и нос. На шее у него красный бант в горошек. Кто это?

Дети. Это мишка!

Логопед. Правильно! А теперь вы загадайте свои загадки.

7. Физкультурная пауза «Мячик мой» .

[Координация речи с движением, развитие общей моторики. Совершенствование навыка выполнения прыжков на носочках. ]

Логопед приглашает детей пройти на ковер.

Друг веселый, мячик мой, 4 прыжка на носочках, держат руки на поясе.

Всюду, всюду он со мной. По два взмаха каждой рукой, как бы удары по мячу.

Раз, два, три, четыре, пять. 5 прыжков на носочках, держат руки на поясе.

Хорошо мячом играть. По два взмаха каждой рукой, как бы удары по мячу

Вы были веселыми мячиками. Молодцы! А теперь занимайте свои места.

Дети рассаживаются.

А теперь давайте покажем игрушкам и гостям , что может делать наш язычок.

8. Артикуляционная гимнастика :

1. «Лопатка» .

2. «Вкусное варенье»

3. «Чашечка»

4. «Фокусник»

9. Игра «Четвёртый лишний»

Логопед. Вы так много знаете об игрушках , вы легко можете справиться с моим заданием. Из каждого слайда нужно убрать лишнюю игрушку , «кликнуть» по ней, и объяснить, почему она лишняя.

1. мягкие – железная

2. деревянные - пластмассовая

3. соломенные – железная

4. бумажные – стеклянная

5. ёлочные - конструктор (сборная)

6. игрушки для девочек - для мальчиков

7. пластмассовые (музыкальные) - мягкая

8. погремушки (пластмассовые) – мягкая

9. кастрюля - это не игрушка

10. Окончание занятия . Оценка работы детей.

Молодцы, правильно выполнили все задания.

Вот и открылся наш ларец, потому что мы все задания выполнили.

(Один из детей собирает пирамидку) .

Наше занятие подходит к концу .

«Песня игрушек »

Дети любят игрушки -

Так все говорят.

Ну, а разве игрушки

Не любят ребят?

Очень любят!

Души в них не чают!

Это НЕ ВСЕ

Замечают.

Мы молчим, мы не хнычем,

Когда нас бросают, -

Мы ведь знаем, что слезы

От бед не спасают.

Не заметишь обиды

По нашему виду -

Мы ребятам прощаем

Любую обиду.

Оттого-то, наверное,

НЕ ВСЕ замечают,

Как игрушки страдают ,

Оттого-то не знают

(И знать не хотят,

Как мы верно и преданно

Любим ребят.

Ах, не так нам обидно,

Когда нас ломают,

Как обидно, что нас

Не всегда понимают!

Ребята, для чего нужны игрушки , как с ними надо обращаться?

(Игрушки нужны для того , чтобы в них играть. Нужно их беречь, не ломать, не бросать. Игрушки любят , когда в них играют).

Что вам было интересно делать.

Затем педагог оценивает работу каждого ребенка, отмечает лучших и обязательно подбадривает тех, у кого не все получается.

Публикации по теме:

Фронтальное занятие по лексической теме: «Наземный транспорт» с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: 1. Активизация словаря

Обследование словаря

Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.

Возможности детей в построении достаточно информативных, коммуникативно-полноценных связных высказываний в значительной степени определяются уровнем сформированности лексического строя речи. Поэтому целенаправленное изучение состояния словаря детей - необходимая составная часть комплексного исследования связной речи.

Для обследования словаря может быть применен специально составленный обследующим словарный минимум в объеме 250-300 слов. При этом рекомендуется использовать наглядный материал из соответствующих пособий Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой, Т.Б. Филичевой и А.В. Соболевой, О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой, О.Н. Усановой и др. Лексический и соответствующий иллюстративный материал отбирается с учетом следующих принципов:

§ семантического (в словарь-минимум входят слова, обозначающие разные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов; слова, связанные с определением временных и пространственных отношений, например: «далеко - близко», «вверху - внизу», «сначала - потом» др.);

§ лексико-грамматического (в словарь включаются слова разных частей речи - существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги - в количественном соотношении, характерном для словарного запаса старших дошкольников с нормальным речевым развитием)*;

§ тематического, в соответствии с которым в пределах отдельных разрядов слов лексический материал группируется по темам («Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Овощи и фрукты» и т.д.; физические, обиходно-бытовые, профессиональные действия; слова, обозначающие цвет, форму, величину и другие качественные характеристики предметов и т.д.). Выясняется знание ребенком названий наблюдаемых природных явлений, понятий о времени суток и года.

Составление словаря-минимума проводится в соответствии с типовой программой воспитания и обучения в детском дошкольном учреждении (1995), с учетом лексического материала, который должны усвоить дети, поступающие в старшие возрастные группы. Отбираются слова, известные детям с нормальным речевым развитием; в то же время предпочтение отдается словам, доступным детям с ОНР по слоговой структуре. При обследовании словаря используется прием называния детьми изображенных на картинках предметов, действий и т.д. Если ребенок не может вспомнить или правильно назвать нужное слово, используются приемы подсказки начального слога (звука) или «немой» артикуляции.

Для выявления сформированности у детей некоторых общекатегориальных понятий применяются наборы картинок с изображением однородных предметов (примерно 15-18 обобщающих слов-понятий). Ребенку предлагается назвать одним словом общую группу предметов. Для определения возможностей детей в установлении соотношений между некоторыми словами-понятиями дается задание на подбор антонимов.

При анализе данных обследования обращается внимание на то, какие слова каждой из лексико-понятийных групп отсутствуют в словаре ребенка; отмечаются характерные ошибки и лексические замены.

Наблюдение за речью детей осуществляется в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности (логопедические занятия и различные виды предметно-практических занятий, воспитательские занятия по родному языку). Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответы, задать вопрос педагогу, рассказать о планируемом и выполненном действии и др.), на особенности речевого поведения. Проводится запись ответов детей на занятиях монологической речи в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов. Метод наблюдений дает возможность получить общее представление об уровне развития спонтанной речи детей, сформированности ее грамматического строя, способности употреблять связные высказывания при общении, передавать ту или иную информацию и т.д.

Методика обследования словаря детей

по (Стребелевой )

Средний возраст(4-5 л.)

1.Методика «Покажи картинку».

Цель: диагностика понимания ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

О6рудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.

Ход обследования: перед ребенком раскладывают картинки, при этомречевая инструкция не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других ориентируясь на следующие словесные инструкции: Покажи, что люди надевают на голову, когда идут на улицу. - «Что люди надевают на руки зимой?» - «Чем пришивают пуговицу?» - «Что нужно людям, чтобы лучше видеть?» - «Чем режут бумагу?» - «Что нужно взять на улицу, если идет дождь?» Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с иней, возможность называть предметы, изображенные на картине.

2.Методика «Назови, что покажу».

Оборудование: картинки с изображением предметов, встречающихся в жизни ребенка: яблоко, чашка, кошка, машина, морковь, пальто, часы, конфеты; груша, кастрюля, корова, корабль, лук, шарф, лиса, реши, яйцо, халат, диван, слон, слива, черепаха, аквариум, памятник. Картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: читает, катается, кормит.

Ходобследования: взрослый последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных предметов действий и назвать их. Вслучаях затруднения взрослый просит показать определенную картинку, а затем ее назвать.

3.Методика «Будь внимательным».

Цель: проверка предметного и глагольного словаря.

Оборудование: картинки с изображением предметов, встречающихся в жизни ребенка: яблоко, чашка, кошка, машина, морковь, пальто, часы, конфеты, груша, кастрюля, корова, корабль, шарф, лиса, репа, яйцо, халат, диван, слон, слива, черепаха, аквариум. Картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: читает, катает, кормит.

Ход обследования: взрослый последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных предметов действий и назвать их.

В случаях затруднения взрослый просит показать определенную картинку, затем ее назвать.

4. Методика «Назови одним словом».

Цель: проверка умения обобщить одним словом предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку. игрушки - машинка, зайка, мишка, пирамидка, матрешка, картинки с изображением нескольких предметов: одежда и овощи.

Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением одежды и овощей, а также игрушки и назвать их одним словом.

5.Методика «Скажи наоборот».

Цель:диагностика умения употреблять слова, обозначающие признаки предметов.

Оборудование: картинки с изображением предметов, имеющих противоположные признаки: здоровая-больная; чистые - грязные, белый-черный; толстая-тонкая; высокий-низкий.

Ход обследования: ребенку предлагают поиграть, подобрав слова-признаки с противоположным значением. Например: «У одного мальчика чистые руки, а у другого - какие?»

5. Методика «Назови ласково»

Цель:диагностика сформированности умения образовывать имена существительнные с уменньшительно-ласкательным суффиксом.

Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов: цветок - цветочек, шапка - шапочка, кольцо- колечко, скамейка - скамеечка.

Ходобследования: ребенку предлагают рассмотреть и назвать картинки с изображением большого в маленького предметов.

Старший возраст.(5-6 л.)

Выявление овладения словарем (точность словоупотребления, использование разных частей речи).

1.Методика «Назови, что это?»

Оборудование: картинки с изображением: одежды, фруктов, мебели.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок и назвать их одним словом (одежда, мебель). Затем взрослый просит ребенка перечислить цветы, птиц и животных. Далее ребенку предлагают отгадать предмет по описанию: «Круглое, гладкое, сочное, сладкое, фрукт» (яблоко). Оранжевая, длинная, сладкая, растет на грядке, овощ (морковь); зеленый, длинный, вкусный он соленый, вкусный он сырой, кто же он такой? (огурец); красный, круглый, сочный, мягкий, вкусный, овощ (помидор).

2.Методика «Кто как двигается?»

Оборудование: картинки с изображением рыбы, птицы, лошади, собаки, кошки, лягушки, бабочки, змеи.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на Вопросы: Рыба.,. (плавает) Птица.,. (летает). Лошадь..(скачет). Собака... (бегает) Кошка.. .(крадется, бегает). Лягушка (как двигается?) - прыгает. Бабочка. ..(летает).

3.Методика «Назови животного и его детеныша».

Цель: выявление уровня сформированности словарного запаса.

Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных и их детенышей.

Ход обследования: ребенку показывают картинку с изображением одного из животных и предлагают назвать его и его детеныша. В случаях затруднения взрослый берет картинки и помогает ребенку ответить: «Это кошка, а у нее детёныш - котенок. А это собака, как называется ее детеныш?»

4.Методика «Подбери слово».

Цель: выявление умения подбирать слова, обозначающие качество действия.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать словосочетание и подобрать к нему нужное слово. Например: «Конь бежит. Как? Быстро». Предлагаются следующие словосочетания: ветер дует... (сильно); собака лает... (громко); лодка плывет... (медленно); девочка шепчет... (тихо).

Старший возраст (6-7 л)

1.Методика «Объясни действия».

Цель: выявление понимания смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (при помощи приставок, которые придают словам различные оттенки).

Ход обследования: ребенку предлагается выслушать слова и объяснить значения слов:

бежать-подбежать-выбежать;

писать-подписать-переписать;

играть-выиграть-проиграть;

смеяться-засмеяться-высмеять;

шел-отошел-вошел.

2.Методика «Подбери слово»

Цель: выявление понимания оттенков значений синонимов - прилагательных.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по значению к названному слову (прилагательному), Например:умный - рассудительный.; слабый - робкий -. старый.

3.Методика «Объясни»

Цель: выявление понимания переносного значения прилагательных.

Ход обследования: ребенку предлагают объяснить следующие словосочетания: злая зима; золотые руки; золотые волосы; колючий ветер; легкий ветерок.

Методика обследования (по Ушаковой, Струниной)

Младший возраст(3-4 л.)

Цель: диагностика сформированности словаря детей.

Задание 1. Кукла.

1. Как зовут куклу? Придумай ей имя.

1) Ребенок называет имя в предложении (Я хочу назвать ее Марина);

2) дает имя (одним словом);

3) не дает имя (повторяет слово кукла).

2. Скажи, какая Марина?

1) Называет два слова и более (красивая, нарядная);

2) называет одно слово (хорошая);

3) не называет качеств, признаков (повторяет слово кукла).

3 . Что на ней (Марине) надето?

1) Самостоятельно называет более двух предметов одежды (в зеленомплатье, белых носочках);

2) с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи...» (Это - носочки, это - платье);

3) показывает предметы одежды, но не называет.

4. Как назвать одним словом? (Педагог называет: «Платье, носки - это...?»)

1) Ребенок называет обобщающие слова (одежда, вещи);

2) называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта...);

3) повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).

5. Какая одежда надета на тебе?

1) Называет более двух слов (рубашка, майка, брюки);

2) называет два предмета одежды (сарафан, майка);

3) называет только одно слово (платье) или перечисляет обувь (тапочки, туфли).

6. Что делает Марина? (Педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею.)

1) Ребенок называет все действия;

2) называет два действия (встала, подняла руку);

3) называет одно слово - действие (стоит или сидит).

7 .Что можно делать с куклой?

1) Называет более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть);

2) называет два действия (катать в коляске, кормить куклу);

Задание 2. Мяч.

1 . Какой мяч (дать в руки ребенка)?

1) Называет два признака и более (круглый, резиновый);

2) называет одно слово;

3) не называет качеств, говорит другое слово (играть).

2 .Что с ним можно делать?

1) Называет более двух слов (глаголов) (подбрасывать, в футбол играть);

2) называет два действия (играть, бросать);

3) называет одно слово (играть).

3 .Взрослый задает вопрос после действия. Бросает ребенку мяч и говорит:

Что я сделала (бросает мяч)? (Бросила.)

А ты что сделал? (Поймал.)

Теперь ты бросай. Что ты сделал? (Бросил.)

А я что сделала? (Поймала.)

1) Ребенок называет все глаголы в нужной форме;

2) называет 2-3 глагола правильно;

3) называет только одно действие.

Задание 4.

1 . Как одним словом назвать куклу, мяч?

1) Ребенок дает обобщающее слово (игрушки);

2) перечисляет названия (Катя, мяч);

3) говорит одно слово (кукла).

2 . Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем?

1) Составляет рассказ из личного опыта (У меня дома есть машинки. Их много, все машинки разные. Я ставлю их в гараж);

2) перечисляет игрушки;

3) называет одну игрушку.

Средний возраст(4-5 л.)

Задание 1. Кукла .

Цель: проверка сформированности словаря детей.

Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.

1. Скажи, что такое кукла!

1), Ребенок дает определение (кукла - это игрушка, с куклой играют);

2) называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит);

3) не выполняет задание, повторяет слово кукла.

2. Какая на кукле одежда?

1) Ребенок называет более четырех слов;

2) называет более двух вещей;

3) показывает, не называя.

3. Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.

1) Ребенок дает правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста (помаши рукой);

2)дает только глаголы - побегай, помаши;

3) дает неправильные формы.

4. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?

1) Ребенок называет слово посуда;

2) перечисляет отдельные предметы посуды;

3) называет один предмет.

5. Какую посуду ты знаешь?

1) Ребенок называет более четырех предметов;

2) называет два предмета;

3) называет один предмет.

6. Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу), масло (в масленку), соль (в солонку)!

1) Правильно отвечает на все вопросы;

2) ответил на три вопроса;

3) выполнил только одно задание.

7. Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?» (Показать картинку с разной посудой.)

1) Называет по цвету (или форме и величине);

2) перечисляет отдельные признаки (эта чашка - зеленая, эта - красная, эта - высокая);

3) называет одно отличие.

8 . Назови, что это? Стеклянный, прозрачный - это стакан или ваза? Металлическая, блестящая - это вилка или нож? Глиняное, расписное - это блюдо или тарелка?

1) Выполняет все задания;

2) выполняет два задания;

3) выполняет одно задание.

9 .Подскажи (подбери) слово. Одна тарелка глубокая, а другая... (мелкая); один стакан высокий, а другой... (низкий); эта чашка чистая, а эта... (грязная).

1) Правильно подобрал все слова;

2) выполнил два задания;

3) выполнил одно задание.

10. У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?

1) Называет ручку у 3-4 предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика);

2) называет две ручки (у кастрюли, сковородки);

3) показывает ручку у чашки.

Задание 2. Мяч.

1. Воспитатель показывает два мяча и спрашивает: «Что такое мяч?»

1) Ребенок дает определение (мяч - это игрушка; он круглый, резиновый);

2) называет какой-то признак;

3) повторяет слово мяч.

2. Что значит бросать, ловить!

1) Ребенок объясняет: бросать - это я кому-то кинул мяч, а другой поймал;

2) показывает движение и нацеливает, говорит - бросил;

3) только показывает движение (без слов).

3. Сравни два мяча, чем они отличаются и чем похожи?

1) Ребенок называет признаки: оба круглые, резиновые, мячами играют;

2) называет только различия по цвету;

3) говорит одно слово.

4. Какие игрушки ты знаешь?

1) Ребенок называет более четырех игрушек;

2) называет более двух;

3) говорит одно слово.

Старший возраст(5-6 л.)

I серия заданий.

Цель: выявление сформированности словарного запаса детей.

Ход обследования.1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

2) называет отдельные признаки, действия;

2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1-2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

2) подбирает слова к 2-3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

3. Что называют словом ручка?

1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);

2) называет два значения этого слова;

3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1-2 слова).

Методика обследования (по программе Из отрочества -в детство )

Средний возраст(4-5 л.)

Методика «Предметный словарь»

Цель: диагностика понимания функционального назначения предметов.

Ход обследования:

Педагог выкладывает перед ребенком 6 картинок с изображением сапога, чайника, дома, машины, платья, стула. Педагог задает вопрос, ребенок находит ответ в картинках и отвечает на поставленный вопрос. Вопросы педагога: что носят на ногах? В чем кипятят воду? Где живут люди? Что носят девочки? На чем ездят люди? На чем мы сидим?

2.Методика «Части предметов»

Цель: диагностика понимания частей предметов.

Ход обследования:

Ребенок 4 лет воспринимает предметы нашего мира целостно и поэтому испытывает определенные трудности в назывании частей предметов;

Педагог использует картинки из предыдущего задания. Просит брать картинки по одной; повторять название предмета; называть его части. Из 6 картинок ребенок может выбрать любые 3-4. При этом педагог может указкой показывать части изображенных предметов, что поможет ребенку в их назывании. Например: сапог - подошва, носок, пятка, молния,(замок, шнурки), каблук; чайник - ручка, носик, дно, крышка; дом - крыша, окна, дверь, крыльцо, труба, стены; машина - кузов, кабина, колеса, окно, фары, дверца; платье - рукава, воротник, пуговицы, карман, пояс; стул - спинка, сиденье, ножки.

3.Методика «Слова – обобщения»

Изучение проходит по темам «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные».

Цель: выявление овладения обобщающими словами.

Ход обследования:

Воспитатель выкладывает перед ребенком 4 картинки (например, платье, брюки, юбка, блузка). Просит назвать изображенные предметы одним словом. Можно использовать одну картинку с изображением предметов (объектов), соответствующих слову-обобщению. В приложении даны некоторые образцы картинок на обобщение по темам «Овощи, «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Животные».

5.Методика «Детеныши животных»

Цель: диагностика сформированности умения образовывать существительные с помощью суффиксов.

Ход обследования:

Ребенку предлагаются 4 картинки, на которых изображены животные и птицы со своими детенышами: лиса с лисятами, утка с утятами, свинья с поросятами, собака со щенятами. Часть картинок можно взять из предыдущего задания (тема «Животные»). Ребенок называет то, что видит.

6.Методика «Профессии»

Цель: выявление элементарного представления ребенком о профессиях взрослых.

Ход обследования:

Ребенок 4 лет уже имеет элементарное представление о том, что все взрослые люди работают. Воспитатель строит обследование следующим образом:

1. Говорит: «У каждого взрослого человека есть своя профессия - дело, которое он хорошо умеет делать. Посмотри на картинки и скажи, кем работают люди, изображенные на них». Воспитатель демонстрирует картинки, дети определяют и называют профессии (повар, летчик, продавец, водитель (шофер).

2. Спрашивает: «Твоя мама работает? Кем? Твой папа работает? Кем?»

З. Просит назвать любые известные профессии людей: «Какие еще профессии людей ты знаешь? Назови их».

7.Методика «Словарь признаков»

Цель: диагностика умения употреблять слова обозначающие признака предметов.

Ход обследования:

Воспитатель показывает по одной картинке: шар, шапку, ведро, цветы. Просит ответить на вопросы какой? какая? какое? какие? Например: «Что это?» (Шар.) «Шар какой?» (Красный, большой, круглый, воздушный, легкий и т. п.) Следует поощрять ребенка, если он при ответе будет подбирать несколько прилагательных к одному предмету. Антонимы. Изучая словарь признаков, следует особое внимание уделить антонимам - словам с противоположным значением. Ребенку предлагают игру «Наоборот».

Педагог рассказывает: «Жил-был мальчик, который все говорил наоборот. Мама скажет: У тебя руки грязные. А он отвечает: Чистые. Ему говорят: Посмотри в окно, на улице идет белый снег. А он в ответ: Нет, снег черный». Давай поиграем в игру «Наоборот». Педагог предлагает следующие слова, показывая при этом соответствующие пары противоположных картинок: чистый - грязный; сухой - мокрый; толстый - тонкий; широкий - узкий. Игру можно усложнить. Воспитатель показывает одну картинку и называет слово, ребенок находит картинку с противоположным значением, показывает ее и называет.

Ребенку предлагается сюжетная картинка, на которой изображено несколько героев в разнообразных движениях. Воспитатель спрашивает ребенка, кого он здесь видит и что они делают. Например: 1. На картинке изображены: кузнечик (прыгает), ящерица (бежит), бабочка (летает), гусь (плавает), птичка (сидит, поет, клюет).

2. На картинке изображены дети в парке: девочки прыгают со скакалками; ребята копают, строят в песочнице; Воспитатель сидит на скамейке и читает группе детей книгу; мальчик бежит за девочкой; мальчик везет машину; девочка качается на качелях и т. п.

Старший возраст(5-6 л.)

Оценивая состояние словаря ребенка 5 лет, педагоги изучают предметный словарь (части предмета, слова – обобщения); глагольный словарь(глаголы с пространственными приставками); словарь признаков(относительные прилагательные; антонимы, обозначающие цвет, величину, время, пространственные признаки).

1.Методика«Предметный словарь»

Цель: выявление умения в назывании частей предметов.

Ход обследования:

Педагог выкладывает перед ребенком предметные картинки с изображением машины(легковой), дома и просит назвать предметы и его части. Воспитатель может указкой показать некоторые части изображенного предмета, что поможет ребенку вычленить часть из целого и назвать ее. В старшем дошкольном возрасте желательно, чтобы дети указывали части и детали, которые не видны на картинке. Если ребенок не называет невидимые части, то воспитатель задает вопрос: «Что еще есть у машины? Что есть в доме?».Например: машина -колеса, руль, бензобак, дверь (передняя, задняя), ветровое стекло, зеркало, мотор, тормоз, ремень безопасности, салон, сиденье и пр.; дом - стены, крыша, дверь, крыльцо, окно, труба, ступеньки, комнаты, потолок и пр.

2. Методика « Слова-обобщения»

Цель: выявление овладения обобщающими словами.

Ход обследования:

Педагог предлагает детям четыре картинки. Просит назвать их одним словом («Каким одним словом можно назвать эти предметы?»).

Воспитатель выясняет, владеют ли дети следующими обобщающими понятиями: инструменты, транспорт, деревья, ягоды.

Примерный перечень картинок:

инструменты - дрель, рубанок, пила, молоток;

транспорт - машина (легковая), автобус, троллейбус, трамвай;

деревья - береза, дуб, ель, рябина;

ягоды - малина, клубника, черная смородина, крыжовник.

3.Методика «Словарь глаголов»

Цель: выявление наличия глаголов в словаре ребенка.

Ход обследования:

Ребенку предлагается на столе условный макет городской улицы, на которой стоит гараж (это может быть, например, кубик или коробочка), проложены дороги (например, полоски бумаги или ленточки), стоят мост, дома (например, кубики). В гараж ставится машина (игрушка). Воспитатель говорит и действует с игрушкой: Я расскажу тебе, что делала машина на улице города, а ты мне помогай. Подбирай необходимые слова, похожие на слово - ехать..

Воспитатель везет машину по макету и говорит: «Машина из гаража... (выехала) и по дороге... (поехала); на мост машина.. (въехала); через дорогу... (переехала); к светофору... (подъехала); за дом... (заехала); далеко... (уехала)».

Далее воспитатель предлагает ребенку взять машинку, показать и рассказать, что делала машина на улице города. При этом особое внимание уделяется не только умению ребенка использовать пространственные приставки, но и правильному соотнесению действия и слова.

4.Методика «словарь признаков»

Относительные прилагательные .

Цель: выявление понимания ребенком признаков предмета.

Ход обследования:

Проводится в виде игрового упражнения «Скажи по-другому». Сначала педагог говорит, из чего сделан предмет (ваза из стекла), а затем ребенок (стеклянная).

Примеры: ваза из стекла - стеклянная;

стол из дерева - деревянный;

сумка из кожи - кожаная;

коробка из картона - картонная;

игрушка из пластмассы - пластмассовая;

ключ из металла металлический.

2 . Антонимы. Педагог называет слова, ребенок подбирает противоположную пару:

светлый - темный;

белый - черный;

высокий - низкий;

правый - левый;

зимний - летний;

легкий - тяжелый;

верхний - нижний и т. д.

При затруднении воспитатель может добавить существительное, которое поможет ребенку ответить верно:

светлый костюм - темный костюм;

белый воротник - черный воротник;

высокий человек - низкий человек;

зимний день - летний день; легкий

камень - тяжелый камень;

верхний этаж - нижний этаж;

правый глаз - левый глаз и т. д.

Полученные при обследовании словаря ребенка данные педагог заносит в таблицу.

Старший возраст(5-6 л.)

Методика «Предметный словарь».

Цель: изучить предметный словарь (части предмета, слова-обобщения); глагольный словарь (глаголы с пространственными приставками); словарь признаков; антонимы (обозначенные глаголами и существительными пространственные признаки).Обследование включает в себя пять заданий.

1.Методика «Части предмета »

Цель: выявление умения в назывании частей предмета.

Педагог выкладывает перед ребенком предметные картинки с изображением автобуса, дома (многоэтажного) и просит назвать предмет и все возможные его части. Необходимо, чтобы дети указывали не только видимые части и детали, но и те, которых не видно на картинке. дополнительные вопросы при обследовании не задаются (в отличие от старшейгруппы).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь