Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Читательница сайта Юля , тоже няня, прислала мне письмо:

Здравствуйте! Спасибо Вам за сайт! Обсуждение работы няни действительно актуальная в наше время проблема, как для родителей, так и для нянь. Может быть моя проблема есть и у других нянь? Я воспитатель, в детском саду отработала 12 лет, успешно: не было проблем ни с администрацией, ни с родителями, ни с детьми (в плане дисциплины). Устроившись няней, столкнулась с такой проблемой: мальчик не хочет заниматься. Играть, гулять - всё с удовольствием, т.е. эмоциональный контакт у нас замечательный. Но как только предлагаю выполнить домашние задания (мы ходим в развивающие центры) - сразу "Не хочу! Не буду!" Кое-как выполняем задания, причем большая часть времени уходит на мои уговоры сесть спокойно, убрать ноги со стола, убрать игрушки на другой стол и т.д. Педагоги в центрах тоже говорят о его неусидчивости, невнимательности. Что же делать? Родители предлагают мне быть с ним построже, говорят, что он умный, просто очень активный ребенок. Мальчику 5 лет. Работаю с ним уже 3 года. Спасибо, что прочитали и, может быть, ответите.

Очень сложно (может быть, даже неправильно) давать какие-то дистанционные советы, не видя ребенка, не зная конкретной ситуации, в которой он находится. Попробую ответить просто из самых общих соображений.

Усидчивость у ребенка до 6 лет развивается с течением жизни только в игровой, совместной со взрослыми деятельности. Игры и задания должны обязательно соответствовать уровню развития ребенка. Если ему неинтересно - быть может, причина в том, что ему сложно или, наоборот, слишком просты задания? Или - если он очень любит играть, гулять, - так может быть, для него занятия не игра, а обязаловка? И неусидчивость - своеобразная форма протеста? Или, может быть, ему не нравится урочная система в развивающем центре? Выясните этот вопрос и если дело похоже на правду, то предложите родителям найти другой центр с другим подходом к занятиям.

Как развить у ребенка усидчивость, что главное в этом деле? Важно любое задание доводить до конца (выполнить оговоренное, убрать за собой, вымыть руки и т.д.). Это обязательное условие. И делать это желательно тоже в игровой форме. Не приказывая, а как бы продолжая игру. Это могут быть не игры, а другие занятия. Главное, чтобы они пробуждали интерес и захватывали внимание ребенка. Например, украшение воздушными шарами детской комнаты. Если ему сложно сделать что-либо самому, делайте это вместе, устройте соревнование, кто быстрее уберет игрушки, карандаши. Привить неусидчивому ребенку интерес к таким играм и занятиям, разумеется, непросто - можно столкнуться с его вечными "не хочу - не буду". Но здесь надо проявлять терпение, изобретательность и, можно даже сказать, искусство воспитателя.

Выработать у ребенка усидчивость будет сложнее, если вокруг него слишком много доступных игр, которые рассеивают внимание. Уберите лишние игрушки и время от времени меняйте их. Старайтесь с одной игрушкой придумывать разные варианты игры, пусть он сосредоточится на ней. И не забывайте про поощрения! Хочет мультик – пожалуйста, когда выполнил задание. Сделал – отдыхай!

Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Старайтесь во время вспышки гнева у ребенка удалиться куда-нибудь. Если ребенок следует за вами, значит он хочет продемонстрировать вам свой негатив. Не нужно его в этом поощрять. Если дать возможность ребенку самому успокоиться и далее в доброжелательной обстановке продолжить общение, то он поймет, что демонстративными выпадами ничего не добьется и перестанет это делать.

Научить ребенка усидчивости будет проще, если избегать критических замечаний. Далеко не всякий взрослый, откровенно говоря, способен адекватно воспринимать критику, а у ребенка и вовсе могут опуститься руки. Чаще хвалите ребенка за его успехи, даже самые мелкие. Но и не перехваливайте - иначе он решит, что уже всего достиг и дальше трудиться нет смысла. Похвала должна быть заслуженной и разумно соответствовать уровню достигнутого успеха.

Трудные задачи разбивайте на несколько заданий. Давайте ребенку инструкции короткие и простые. Неусидчивым детям трудно запомнить задание, если оно содержит слишком много информации.

Можно попробовать заняться упражнениями по релаксации. Таким детям показаны упражнения по глубокому дыханию и занятия йогой.

Но могут быть и другие причины детской неусидчивости: хроническое воспаление среднего уха, заболевание щитовидной железы, расстройство зрения, тревога, страх, депрессия. Возможен и синдром дефицита внимания и гиперактивности. Диагностировать это может только специалист. Не пренебрегайте врачебной консультацией. Раннее медикаментозное лечение поможет ребенку быстрее справиться со своей проблемой.

С уважением, Елена .

Если ваш ребенок отличается неусидчивостью, то причиной этого может быть несколько факторов. Во-первых, такое поведение может быть вызвано трудностями в обучении (ребенок может быть еще не готов учиться читать и писать на тот момент, когда его этому учат). Или, возможно, задания слишком трудные или легкие для него, что вызывает у него отчаяние или скуку.

Во-вторых, причиной могут являться расстройства, которые называются гиперактивностью вследствие дефицита внимания. Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания.

Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеются явления повышенной активности вследствие дефицита внимания, обратитесь к педиатру. Вы можете узнать, например, что будет достаточно подобрать ребенку новую пару очков или назначить другие препараты, чтобы восстановить порядок в семье. Если все-таки будет установлено наличие указанного синдрома, то существуют различные виды лечения, которые помогут вам в данной ситуации.

Возможен вариант медикаментозного лечения. Врач может посоветовать вам комбинированное лечение несколькими препаратами, включая антидепрессивные и стимулирующие средства, как например, риталин. (Некоторые препараты, которые действуют стимулирующим образом на взрослых, способствуют лучшей концентрации внимания у детей и в результате этого более спокойному поведению.)

Кроме этого, ребенку будут полезны занятия специальными упражнениями. Многие неусидчивые дети не имеют правильного представления о времени и скорости. Если вы попросите такого ребенка быстро пройти по комнате из одного конца в другой, а потом в обратном направлении медленно, то вряд ли он поймет различие.

Здесь на помощь ему могут придти упражнения по релаксации - глубокое дыхание или йога. (Ваш врач может направить вас к специалисту, который научит этому детей.) Есть специальные игры, которые помогают ребенку научиться внимательно слушать и вовремя решать задачи. С помощью этих игр можно научить его действовать не спеша и концентрировать внимание.

Используйте метод поощрения. Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием хорошо регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение в виде дополнительного часа просмотра телевизионной программы или порции сладкого.

Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с задачей или ведет себя неидеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Будьте терпимее к ребенку, даже если на выполнение определенной задачи у него уходит уйму времени, а в следующий раз постарайтесь проделать тоже самое вместе, но затратив на это как можно меньше времени. Это позволит понять ребенку, как можно сэкономить время и оставить его, допустим, для игр.

Кроме этого, если вы просите ребенка что-то сделать, давайте ему простые и краткие инструкции. Если ваши указания выходят за пределы одного предложения, они считаются слишком длинными для детей и не воспринимаются

Журнал «Будь здоров» № 6, 2005 г.

Детство – пора радости, веселья, подвижных игр и озорных развлечений. Малыши переполнены энергией и расходуют ее на деятельность, которую считают приятной и интересной. Иногда родителям хочется, чтобы их шумный и резвый шалун нашел себе спокойное занятие. Одни дети с удовольствием принимают новые правила и могут на длительное время увлечься рисованием, лепкой или строительством зданий из кубиков. Другие – не хотят и пары минут находиться на одном месте, бросают начатое, тут же хватаясь за новые предметы. В этой статье мы разберем как развить усидчивость ребенка.

Что такое усидчивость и зачем ее развивать?

Усидчивостью называют умение человека концентрировать внимание на какой-либо деятельности. Для приобретения этой способности нужны усилия воли, желание идти к поставленной цели, сдержанность и дисциплинированность. Ни один младенец не появляется на свет с таким набором качеств. Они вырабатываются постепенно в процессе взросления, требуют стимуляции, воздействия со стороны родителей и педагогов.

Уже в средних и в старших группах детского сада начинаются уроки по развитию речи, основам математики, творчеству. Опытные воспитатели сразу замечают, кто из детей приучен к усидчивости, а кто – нет. Ребенок, не умеющий концентрироваться на объекте или действии, плохо воспринимает информацию, не получает знаний и навыков, которые пригодятся в начальной школе. Впоследствии это отражается на качестве учебы, уровне образованности и последующей успешности в жизни.

Как определить, что ребенок неусидчив?

Часто случается, что родители рано поднимают панику, считая свое чадо неусидчивым и невнимательным. Современные папы и мамы с первых лет жизни начинают стимулировать развитие малышей, порой предъявляя завышенные требования. Не стоит ждать от дошкольника успешного изучения таблицы умножения или желать, чтобы отпрыск часами складывал пазлы. Деятельность должна подбираться по возрасту и занимать определенное количество времени:

  • Ребенок от 2 до 3 лет может выдержать не более 10 – 15 минут, рассматривая картинки, собирая пирамидки или складывая кубики.
  • В 3 – 4 года рисование красками и карандашами, лепка из пластилина могут длиться не больше 20 минут.
  • К 4 – 5 годам упражнения по развитию речи и арифметике, декорированию и аппликации не должны превышать 25 минут.
  • Дошкольник 5 – 6 лет может проводить около 30 минут, работая над логическими задачами и программами по подготовке к школе.

Учитывая эту шкалу несложно определить степень усидчивости вашего малыша. Предложите ему настольные игры, совместное чтение книг или творческий труд, рассчитанные на его возраст. У детей разные предпочтения, поэтому какие — то предметы могут просто не вызывать интерес. Смените несколько вариантов, если в течение длительного времени ребенок не стал концентрироваться ни на одном из занятий, нужно приниматься на воспитание усидчивости.

Методика развития усидчивости у дошкольников

Умение сосредоточиться нередко зависит от темперамента или наследственности. Бывает так, что повзрослевшие непоседы чудным образом превращаются в ответственных школьников, но в большинстве случаев проблема требует решения посредством систематических упражнений. Результат не появится через несколько дней, выработка новых навыков – процесс постепенный и достаточно длительный.

1) Организация режима дня и личный пример

Не стоит мечтать об усидчивом и дисциплинированном малыше, если члены семьи не являются предметом подражания. Бесполезно рассказывать крохе, как важно доводить до завершения начатое дело и соблюдать распорядок дня, если перед глазами он видит совсем другие примеры: папа бросает на полпути ремонт утюга, мама не выпускает из рук мобильный телефон, даже когда варит суп, а брат не делает домашнее задание. Ориентируясь на старших, ребенок быстро поймет, что правила можно не выполнять.

Подъем, отбой, прием пищи, развлечения должны проходить приблизительно в одно и то же время. Соблюдения режима способствует привитию навыков самодисциплины и хорошему настроению. Занятия лучше проводить утром после завтрака или во второй половине дня. Необходимым атрибутом является прогулка, в течение которой дошкольник насытится свежим воздухом и выплеснет переизбыток энергии в ходе подвижных игр. В плохую погоду выход на улицу заменяется физминуткой или танцами в хорошо проветренной комнате.

2) Создание оптимальных условий

Удобное положение имеет большое значение для ребенка. Ему не захочется слушать аудиокнигу, собирать части конструктора или рисовать, если он сидит на неудобном стуле при недостаточном освещении. Испытывая дискомфорт, он будет отвлекаться, чтобы поменять положение или улучшить обзор. Стол – это место, где можно лепить, строить, раскрашивать. При правильном выборе мебели столешница должна располагаться на 2 – 3 см. ниже уровня груди, чтобы ребенок сумел спокойно опереться локтями. Идеальным вариантом считаются экземпляры с наклоном поверхности и регуляцией высоты. Хороший стул помогает улучшить эффективность процесса и сохранить осанку, его высота зависит от роста.

Обязательным аксессуаром является настольная лампа, лучше, если конструкция будет регулируемой. Если ваша детка рисует и пишет правой рукой, то светильник должен стоять с левой стороны, если дошкольник левша – справа. В темное время суток нужно включать дополнительные приборы с мягким равномерным светом. Чтобы ребенок мог сосредоточиться, необходимо устранить отвлекающие предметы и звуки: выключить музыку и телевизор, убрать из поля зрения гаджеты.

3) Привлечение к занятиям в группе

Если ребенок посещает детский сад, ему приходится принимать участие в коллективных уроках, спортивных соревнованиях и подготовке к утренникам. Это способствует поднятию самооценки, мотивирует к приложению усилий в освоении того или иного навыка. Родителям, желающим, чтобы их сын или дочь вышли из дошкольного учреждения подготовленными к школе, нужно постоянно общаться с воспитателями, расспрашивать об успехах и неудачах своего чада. Большое значение имеет поощрение влечения к какому — либо творчеству или спорту. Если позволяет возможность, стоит записать дошкольника в кружок или секцию, не забывая при этом об ограничении нагрузок ввиду возраста. Сегодня открыто множество клубов и центров раннего развития, где квалифицированные психологи и педагоги индивидуально подходят к проблемам каждого подопечного, работая по испытанным методикам с применением массы тематического реквизита.

4) Упражнения для развития усидчивости

Прекрасно, если родители уже выявили у своего чада талант или тягу к какому-то роду занятий. Это может быть музыка, спорт или рисование. Но в раннем возрасте детям сложно определить, что им больше по нраву. Предлагая различные виды творчества, проще выявить наклонности и выработать усидчивость. Существует несколько проверенных и эффективных методов:

  • Плоские и трехмерные пазлы, мозаика.
  • Рисование мелками, раскрашивание картинок и объемных фигур, поделки из бумаги, лепка из соленого теста и пластилина.
  • Чтение сказок с обсуждением текста и иллюстраций.
  • Логические задачи по поиску отличий, выявлению предметов одного цвета, формы, размера, эксперименты со счетными палочками.
  • Деревянные, магнитные, пластиковые конструкторы, создание картин и украшений из бусинок и бисера.
  • Совместное приготовление пищи, уборка игрушек, украшение дома к праздникам.

5) Поддержка и поощрение

Мнение родителей – самое важное для дошкольника. Он должен знать, что папе и маме небезразличны его достижения. Необходимо искренне хвалить за успехи и поддерживать при неудачах. В случаях, когда ребенок не может справиться с задачей, нужно одобрить его старания и оказать помощь. Хорошим стимулом считаются сладкие и приятные бонусы, получаемые за отличную работу. Выставка поделок на полке и дневник достижений отлично поднимают самооценку. Залогом эффективных занятий является принцип «от меньшего к большему», начинайте с самых простых и коротких заданий, постепенно увеличивая сложность и время.

При комплексном подходе к проблеме и выполнении рекомендаций очень скоро будет повод отметить первые результаты. Не стоит останавливаться на достигнутом, и впоследствии любимое чадо поразит вас своими успехами и целеустремленностью.

В НАШЕМ КЛАССЕ

Галина МОНИНА,
кандидат педагогических наук,
детский практический психолог,
преподаватель Санкт-Петербургского Университета
педагогического мастерства

Невнимательный, неусидчивый, импульсивный

Поведение ребенка, страдающего синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, вполне поддается корректировке. Только педагогам и родителям нужно знать, как за это взяться

Многие дети отличаются непоседливостью. Они болтают на уроке, вертятся, тянут руку, подпрыгивая на месте. Мы делаем им замечания, хотя в душе сочувствуем: это же дети, им тяжело сидеть неподвижно, чинно дожидаясь, когда их спросят. Но встречаются – в последнее время все чаще – ребята, которые не могут высидеть за партой и пяти минут. Они не выслушивают ни одного задания или вопроса до конца. Такой ребенок может свести к нулю все усилия учителя на уроке.
Что же делать? Ставить двойки, вызывать родителей, отправлять возмутителя спокойствия к директору? Лучше не надо: ученик не виноват...

Что такое СДВГ

СДВГ встречается у детей достаточно часто: от 5 до 20 % (по данным разных специалистов), причем у мальчиков – чаще. Считается, что нижняя граница для выявления СДВГ – возраст 3–4 года, однако первые проявления часто выявляются уже на первом году жизни. Пики проявления симптоматики, как правило, приходятся на период возрастных кризисов ребенка (3 года, 7 лет, 14 лет).

Ребенок с СДВГ в школе

Несмотря на достаточный уровень развития и готовности к школе, дети с СДВГ зачастую оказываются, по выражению Майкла Гриндера, выброшенными со «школьного конвейера». Иногда трудности в учебе начинаются уже в первом классе и продолжаются до окончания школы. При этом высока вероятность отставания в учебе, второгодничества, расстройства поведения, отказа от обучения в школе. Вероятность благополучного окончания средней школы и поступления в вуз у таких детей меньше, чем у сверстников.
У многих детей с СДВГ отмечаются нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счета. 66 % обследуемых детей обнаружили признаки дислексии и дисграфии, 61 % – признаки дискалькулии.
Во время уроков они быстро отвлекаются, не умеют работать в группе, не завершают начатое задание, мешают одноклассникам. Ребенок с СДВГ уже на 7–8 минуте после начала урока проявляет двигательное беспокойство, теряет внимание. Зачастую, стремясь привлечь внимание учителя и одноклассников, он добивается этого единственным известным и доступным ему способом, выполняя роль «классного шута».

Специфика обучения школьников с СДВГ

Несмотря на то что СДВГ – медицинский диагноз и лечить ребенка должен только врач, учитель может во многом помочь ребенку адаптироваться к условиям школы и стать успешным.
Особенность обучения ребенка с СДВГ заключается в том, что меры педагогического воздействия на него принесут свои плоды только в случае систематического их применения. Как правило, единичные мероприятия, даже если в них участвуют медицинские специалисты, педагоги, родители и психологи, не приведут к ожидаемому результату.
Синдром может проявляться по-разному. У одних детей преобладает
гиперактивность, другие в первую очередь страдают расстройством внимания, третьим свойственно и одно, и другое. Поэтому необходимо выявить доминирующий симптом и строить коррекционную работу поэтапно. Опираясь на сильные стороны ребенка, педагог и психолог начинают с одной отдельной функции. Когда будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивают все три дефицитарные функции одновременно.
Поэтапность в работе педагога будет проявляться и в том, что на первых порах, стремясь к тому, чтобы ребенок выполнил все задание, учитель может снизить требования к аккуратности.
Педагоги и родители должны быть готовы к тому, что коррекционная работа с ребенком с СДВГ будет носить длительный характер.
Еще один важнейший принцип работы с гиперактивными детьми – индивидуальный подход.

Повышение учебной мотивации

Поощрение должно быть реальным, вызывающим стимул к работе. Для этого педагогу необходимо узнать, чем любит заниматься ребенок, о чем мечтает, на что надеется. Для этого можно предложить детям нарисовать картинку (в начальной школе) или написать мини-сочинение на тему «Сказка о хорошей жизни», «Самый счастливый день», «Люблю и не люблю», «Кто счастливей всех на свете». Похвала учителя не должна быть преувеличенной. Как показывает практика, похвала и поощрения гораздо эффективнее, чем замечания.
В условиях школы поощрениями могут стать: возможность выбора задания, помощь учителю в проверке тетрадей, роль «хранителя времени» в классе, возможность писать на школьной доске во время перемены или на уроке, выполнение письменного задания на компьютере.
Для детей с СДВГ важно повышать самооценку. Для этого учитель может обращать внимание одноклассников на достижения ребенка с СДВГ, развивать навык рефлексии (анализ в конце рабочего дня, недели «Что у меня хорошо получилось»), приучать ребенка сравнивать последние достижения с его собственными успехами за неделю, за месяц до происходящего. При этом недопустимо сравнивать его со сверстниками!
Учителю следует выбирать задания, посильные для этого ребенка, учитывать его возможности (индивидуальные рабочие листы). Новое задание можно предлагать только после того, как выполнено предыдущее; большое упражнение делить на несколько более мелких заданий.
Значительно облегчает жизнь ребенка использование учителем вместо бесконечных замечаний заранее оговоренных с ребенком «секретных» знаков – сигналов о необходимости изменить поведение.

Как учесть психофизиологические особенности

Мультисенсорный подход: дети с визуальным типом восприятия легче усваивают материал, видя его перед глазами (текст, картинки, диаграммы), с аудиальным типом – на слух и в процессе устных обсуждений, с кинестетическим типом – двигаясь, осязая. Учителю необходимо опираться на сильные стороны ребенка (использовать способности, а не исправлять недостатки, предоставлять возможность решать учебные задачи любым доступным ребенку способом). Обучение и проверку знаний желательно организовать, опираясь на наиболее выраженные учебные стили ребенка, а закрепление – на более слабые.
При работе необходима смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка.
Нельзя забывать о двигательной потребности таких детей. Им можно предлагать поручения, требующие двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски.
Составной частью работы будет и снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения. Ребенка нужно хвалить за работу, выполненную чуть аккуратнее, чем предыдущая.
Детям с СДВГ необходимо время от времени предлагать упражнения на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковые игры).
Инструкции учителя должны быть четкими и немногословными; тон – нейтральным, слова и фразы – понятными ребенку (как показала практика, иногда даже знакомые и часто употребляемые нами слова дети понимают не так, как мы предполагаем).
Проверку знаний ученика с СДВГ лучше проводить в начале урока.
Лучше избегать категоричных запретов.
Объяснять материал в случае необходимости ребенку следует индивидуально (один на один).
Снизить объем рукописных текстов можно за счет использования рабочих тетрадей, выполнения некоторых упражнений на компьютере, отказа от практики «переписывания» неаккуратных работ, от черновиков.
Ребенку нужно предоставлять моментальную обратную связь : поощрения, наказания – непосредственно вслед за событием.
Дети с СДВГ чувствуют себя комфортнее, если учитель соблюдает четкие временные интервалы начала и окончания урока. Недопустимо лишать детей активного отдыха на перемене в качестве наказания.
Ребята с нарушением внимания нуждаются в четком (но не оскорбляющем) контроле: регулярная проверка тетрадей, дневника, устный опрос.
Следует по возможности усадить гиперактивного ребенка за первую парту, где учителю легче контролировать его поведение, а «зрителей» вокруг него и возможностей отвлекаться – меньше.
Необходимо соотносить объем учебного материала с объемом внимания ребенка. Не забывайте уменьшить для него задание, дайте дополнительное время для завершения начатого, предоставляйте перерывы между заданиями, требующими активного внимания. За короткий промежуток времени такие дети могут усвоить только небольшое количество нового материала.

Развитие функций

  • Повысить уровень внимания можно, используя упражнения на концентрацию внимания: «Найди ошибку», «Проверь себя и соседа».
  • Для гиперактивных детей необходима работа по снижению импульсивности. Например, можно вызывать к доске того, кто поднял руку последним, давать задание «Тихий ответ».
  • Также необходимо снижение деструктивной двигательной активности и обучение навыкам самоконтроля. Например, в игре-упражнениях «Замри» или «Волны».
  • Учитель должен помогать ребенку найти собственный стиль учебной деятельности, обучить его навыку контроля за выполнением заданий.
  • Не менее важны навыки самоконтроля: после инструкции учителя ребенок дублирует его слова, обращаясь к одноклассникам, которым тоже предстоит выполнить это же задание. В случае индивидуальной работы ребенок перед ее началом дает себе советы сам: на что, по его мнению, необходимо обратить внимание при выполнении задания. При необходимости ребенок с помощью взрослого (или самостоятельно) составляет письменный алгоритм, в соответствии с которым будет работать.
  • Обучить ребенка навыкам планирования можно так: предложить ему составить список необходимых действий и последовательно вычеркивать их после завершения.

Обучение конструктивным формам взаимодействия

  • Ребенок вполне может научиться выражать гнев в приемлемой форме: иногда он реагирует неадекватно на какую-либо ситуацию, потому что иначе не умеет.
  • Учитель должен постоянно демонстрировать неагрессивное поведение, доброжелательное, спокойное отношение.
  • Ребенка можно и нужно обучать конструктивным способам разрешения конфликтов на уроке и адекватным способам выражать просьбу к учителю, одноклассникам.

Как показывает практика, использование этих принципов и приемов взаимодействия с гиперактивными детьми на уроках помогает им адаптироваться к школьным условиям, выявить собственные сильные стороны и стать успешными учениками.

Монина Г.Б., Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых. М., 1999.
Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М., 1995.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.,1995.
Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997.
Зшкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь “особому” ребенку. СПб., 1998.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
Крюкова С.В., Слободяник Н.С. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
Курчинка М.Ш. Ребенок с характером. СПб., 1996.
Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь