Конечно, родителям не всегда хочется утруждать драгоценное чадо и придумывать для него наисложнейшие загадки. Тем не менее такие вопросы, над ответом на которые нужно поразмыслить, полезны и нужны для детей и взрослых, независимо от возраста.
Мамы и папы могут задаться вопросом о том, стоит ли вводить ребенка в заблуждение и включать в программу непростые задачки. Тем не менее, изучив информацию о том, насколько продуктивны наисложнейшие загадки для детей разных возрастов, родители тут же изменят свое былое мнение. Загадки на логику и с подвохом нужны по следующим причинам:
Это лишь некоторые факторы, которые указывают на то, что для детей обязательно нужны непростые вопросы, на которые надо найти ответы. Это поможет полноценно развиваться и быть грамотным.
Понятное дело, что сложные загадки несколько отличаются от простых логических вопросов. Продумать программу развивающего занятия с такими заданиями следует предварительно, чтобы процесс прошел с легкостью и без заминок. Наисложнейшие загадки должны быть:
Стоит учитывать вышеуказанные факторы, подбирая логические вопросы для своего чада.
Для деток дошкольного возраста можно взять во внимание следующие загадки:
На березе росло три яблока, а на тополе - пять груш, сколько всего фруктов на этих деревьях?
(Ни одного, на березе и тополе не растут фрукты)
Как можно найти черную кошку в темной комнате?
(Включить свет)
Каким станет красный с белой вышивкой платочек, если его опустить в Черное море?
Чего нельзя съесть на обед?
(Завтрак и ужин)
Что будет в следующем году с собакой, которой исполнилось пять лет?
(Ей будет шесть лет)
Чьи волосы не намокнут под проливным дождем?
(Лысого человека)
Как правильнее сказать: не видно белого желтка или не вижу белый желток?
(Никак, желток не бывает белым)
Утка, стоящая на одной лапе, весит три килограмма, сколько будет весить эта же утка, если она станет на две лапы.
(3 килограмма)
Два яйца варятся 4 минуты, сколько будут вариться десять яиц?
(4 минуты)
Возле лавочки отдыхает кошка. И хвост, и глаза, и усы - все, как у кошки, но это не кошка. Кто отдыхает возле лавочки?
Угадай, что пропадет, если съесть бублик?
Как можно зажечь спичку, когда находишься под водой?
(Можно, если находишься в подводной лодке)
В зале было зажжено 30 свечей. Зайдя в комнату человек, погасил 15 из них. Сколько свечей осталось в зале?
(Осталось 30 свечей, затушенные свечи по-прежнему в комнате)
У дома неровная крыша. Одна сторона опущена больше, другая меньше. Петух сел на вершину крыши и снес яйцо, в какую сторону оно покатится?
(Никуда не покатится, петух не несет яйца)
Под какое дерево прячется лисица во время дождя?
(Под мокрое)
На каких полях не растет ни одного растения?
(На полях шляпки)
Такие сложные загадки на логику для самых маленьких вызовут водоворот эмоций и интереса. Самое главное, давать ребенку намеки, благодаря которым он сможет найти правильный ответ.
Детям школьного возраста можно подобрать вопросы еще труднее. Очень сложные могут быть следующими:
Ты на соревновании по бегу. Когда ты перегнал того, кто бежал последним, каким ты стал?
(Такого не может быть, ведь последнего бегуна нельзя перегнать, потому что он последний и сзади него не может быть еще кого-то)
У троих владельцев автомобилей был брат Алеша. Но у Алеши не было ни одного брата, как такое возможно?
(Возможно, если у Алеши были сестры)
Каким вы станете по счету, если перегнали второго по очереди бегуна?
(Многие ответят первым, но это неправильно, потому что перегнав второго бегуна человек станет вторым)
Такие сложные загадки с подвохом непременно понравятся школьникам. Поразмыслив над ответом, его будет несложно озвучить.
Порой взрослые люди, словно дети. Поэтому очень сложные загадки им тоже придутся по душе. Людям старше школьного возраста можно задать следующие логические вопросы:
Едет трамвай с пятью пассажирами. На первой остановке вышли два пассажира, зашли четыре. На следующей остановке никто не вышел, зашли десять пассажиров. Еще на одной станции вошли пятеро пассажиров, один вышел. На следующей - вышли семеро, зашли восемь человек. Когда была еще одна остановка, вышли пятеро и никто не заходил. Сколько всего остановок было у трамвая?
(Ответ в данной загадке не столь важен. Суть в том, что все участники, скорее всего, будут считать количество пассажиров и вряд ли кто-то примет решение подсчитывать остановки)
В дверь звонят. Ты знаешь, что за ней находятся твои родственники. В твоем холодильнике стоят шампанское, холодная вода и сок. Что ты откроешь в первую очередь?
(Дверь, потому что гостей сначала нужно впустить в квартиру)
Здорового человека, который не болеет, не имеет инвалидности и у которого все в порядке с ногами, выносят на руках из больницы. Кто это?
(Новорожденный ребенок)
Зашел ты в комнату. В ней находятся пять котов, четыре собаки, три попугая, две морские свинки и жираф. Какое количество ног стоит в комнате на полу?
(На полу две ноги. У животных лапы, ноги только у человека)
Трое заключенных, не зная запланировали сбежать из тюрьмы. Тюрьму окружала речка. Когда сбегал первый заключенный, на него напала акула и съела его. Так погиб первый из сбегающих. Когда второй заключенный осуществлял попытку бедствия, его заметили часовые и за волосы потащили на территорию тюрьмы, там его расстреляли. Третий заключенный убежал нормально, и больше его никто не видел. Что не так в этой истории?
(Акул в речке не бывает, заключенного не могли потащить за волосы, потому что их бреют наголо)
Такие загадки понравятся взрослым участникам мероприятия.
Понятное дело, что детям обязательно нужна мотивация для того, чтобы участие в игре было азартным и желаемым. Достаточно просто пообещать ребеночку какой-то презент и, конечно же, вручить его в конце игры.
Содержание
Развивать память и сообразительность вам помогут разные виды головоломок для взрослых – задачи на логику, сложные, смешные или заковыристые вопросы, разнообразные интеллектуальные математические игры.
Для решения разнообразных логических головоломок не требуется высокий уровень образования, начать их решать – полезное занятие абсолютно для всех. Разнообразные загадки с подвохом для взрослых тренируют нестандартное мышление, что поможет в повседневной жизни быстрее находить рациональные решения в непростых житейских ситуациях.
Такой тип заданий позволит сразу же проверить правильность найденного вами решения. Чем хороши эти короткие загадки? Можно тематически, по ответам, сделать подборку для определенного праздника или застолья, чтобы развлечь гостей. В зависимости от состава приглашенных, хорошо подойдут загадки с подвохом, задания, которые рассмешат ваших друзей, или математические задания.
В заданиях с подвохом зачастую сам вопрос на первый взгляд выглядит нелогичным, например: на каком языке говорят молча? Когда же оглашается ответ, то первая реакция человека проявляется как несогласие с ним. На первый взгляд, вопрос и подобранная отгадка соединены непривычно и с двойным подтекстом. Но немного подумав, не можешь не согласиться, что такое дерзкое решение правильное и очень логичное (ответ: на языке жестов).
Играть в разгадывание смешных загадок – одно удовольствие. Пока ваши гости будут высказывать варианты ответов на заковыристые вопросы, всю компанию гарантированно будут сотрясать взрывы хохота.
В таких загадках надо угадать заданную цифру, либо высчитать результат, полагаясь не так на арифметику, как на сообразительность. Ответ, который выглядит очевидным и как будто лежит на поверхности, часто является неверным.
Задачи на логику для взрослых – это многоходовые комбинации для тренировки мышления. Чтобы правильно их решить, надо продумывать действия на несколько шагов вперед. Такие задания относительно трудные, часто они бывают в виде оригинальных картинок, где нужно переставить или дорисовать некоторые элементы.
Зачастую логические задачи предполагают использование подручных материалов: спичек, бумаги, карандашей и т.п. Решение таких заданий многоходовое, требует построения стратегии – например, просчитать, как сложить спички или соединить точки определенным образом.
Логические задачи - пожалуй, самый эффективный инструмент для развития логики и мышления как у детей, так и у взрослых.
Решение задачи на логику предполагает сложный мыслительный процесс. Это последовательное совершение определённых логических действий, работа с понятиями, использование различных логических конструкций, построение цепочки точных рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями.
В отличие от большинства математических и других видов задач, при решении логических задач ключевым является не нахождение количественных характеристик объекта, а определение и анализ отношений между всеми объектами задачи.
Среди всего многообразия логических задач часто дети выбирают себе пару любимых категорий и погружаются в их решение. Достаточно ли этого?
Наверняка большинство из нас хотя бы раз проходили тесты на уровень логики. Большинство их составлено из одних силлогизмов или вопросов с подвохом. Мы не предлагаем подобные тесты, потому что точно знаем, что определить уровень развития логического мышления с помощью десятка или двух вопросов, даже приблизительно, невозможно. Так же, как и развить нестандартное мышление, решая только отдельные типы логических задач.
Классические логические, комбинаторные и истинностные задачи, закономерности и математические ребусы, задачи про фигуры в пространстве и развертки, на перестановки и движение, на взвешивание и переливание; решаемые с конца, с помощью таблиц, отрезков, графов или кругов Эйлера – это далеко не все разнообразие логических задач, при решении которых активизируются всевозможные мыслительные операции и развивается творческое, нестандартное мышление.
Именно так написали на доске ученики перед началом одного из занятий нашего кружка по логике. В чём же прелесть логических задач?
Дети любят решать логические задачи и загадки. Им это интересно! Когда я работала в школе, я видела, что ребята справляются с программой, механически запоминая способ решения тех или иных типовых задач.
А задачи со звёздочками сразу оживляли класс, в процесс обсуждения включались и сильные, и слабые ученики. Дома эту задачу дети уже могли и хотели сами объяснить родителям. Но даже эти задачи со звёздочками были расположены на страницах учебника случайным образом, не было выработано никакой системы.
Битно Галина Михайловна
завуч LogicLike, учитель высшей категории
Только системный и комплексный подход создаёт благоприятные предпосылки для формирования нестандартного мышления. «Пища для ума» тоже должна быть сбалансированной и разнообразной. Попробуйте сами и предложите вашим детям решить именно такую подборку задач. Это поможет выявить те звенья в логике, над которыми стоит поработать усерднее.
В онлайн-платформе Logiclike , созданной для развития логики и математических способностей у детей 5-12 лет, авторы постарались реализовать всё то, чего зачастую так не хватает и ученикам, и учителям в школьных программах. Системность, вовлечение, интерактивность, наглядность, мотивация… Но первым делом это - пища для ума, та самая «вкусняшка», которая заставляет ребенка думать, рассуждать, проверять свои силы, проявлять творческий подход и радоваться, когда удаётся найти правильное решение.
Занимайтесь вместе с ребенком и с удовольствием!
Большинство известных загадок мы уже слышали и отгадывали, а значит, запомнили правильный ответ. Малыши 4 -5 лет иногда любят «отгадывать» в сотый раз одни и те же легкие загадки, но уже школьникам не доставит никакого удовольствия загадкавроде «зимой и летом одним цветом».
Приводим подборку сложных загадок с ответами (чтобы можно было себя проверить).
Когда вы предлагаете ребенку сложную загадку, и он, подумав, называет не тот ответ, который указан как правильный, не спешите исправлять сразу. Возможно, ответ ребенка тоже вполне соответствует условиям загадки и может быть принят.
Загадки с подвохом часто бывают смешные. Ну уж улыбку-то ответ точно вызовет. Ведь предполагается, что ответ на такую загадку найти не просто, и он не так предсказуем, как кажется. Чаще всего в загадках с подвохом есть какое-то кажущееся противоречие в условии.
Девочка Нуми, с планеты Пирра, задает земному мальчику Ники загадку:
Один глоф и две мулфы весят, сколько один дабел и четыре лаци. В свою очередь, один дабел весит столько же, сколько два лаци. Один глоф и три лаци весят вместе, сколько один дабел, две мулфы и шесть крак. Один глоф весит, сколько два дабела. Спрашивается, сколько крак нужно добавить к одной мулфе, чтобы получить вес двух дабелов и одного лаци?
Ответ с подсказкой хода решения:
Итак, Николай Буяновский достал из портфеля черновую тетрадь, или, как он ее окрестил, тетрадь по всевозможнознанию, и ручку, а Нуми медленно принялась диктовать ему вес всех этих таинственных дабелов, мулф, лаци и крак. И когда он, записав все по порядку и поменяв в уме кое-что местами, составил несколько коротеньких уравнений, а потом, вдруг догадавшись, привел вес всех данных к весу таких же загадочных существ, ответ, казалось, получился сам собой. Задача была логическая, а по этой части Ники Буян был бог и царь.
– Восемь, – уверенно сообщил он. – К этой твоей мулфе надо прибавить восемь крак.
Если у вас есть на примете любимые сложные загадки – напишите в комментариях, а мы попробуем отгадать!
101 вопрос с подвохом.
Цель: развитие логических связей1. Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (буква "б")
2. Несла бабка на базар сто яиц, одно (а дно) упало. Сколько яиц осталось в корзине? (ни одного, потому что дно упало)
3. Когда человек бывает в комнате без головы? (когда высовывает ее из окна)
4. Чем оканчиваются день и ночь? (мягким знаком)
5. Какие часы показывают точное время только два раза в сутки? (которые остановились)
6. Что легче: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаково)
7. По чему, когда хочешь спать, идешь на кровать? (по полу)
8. Что надо сделать, чтобы четыре парня остались в одном сапоге? (снять с каждого по сапогу)
8. Ворона сидит, а собака на хвосте сидит. Может ли это быть? (собака сидит на собственном хвосте)
9. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (когда дверь открыта)
10. В каком месяце болтливая Машенька говорит меньше всего? (в феврале, он самый короткий)
11. Растут две березы. На каждой березе по четыре шишки. Сколько всего шишек? (на березе шишки не растут)
12. Что случится с голубым шарфом, если его положить в воду на пять минут? (намокнет)
13. Как написать слово "мышеловка" пятью буквами? (кошка)
14. Когда коня покупают, какой он бывает? (мокрый)
15. У человека - одно, у вороны - два, у медведя - ни одного. Что это? (буква "о")
16. Летела стая птиц на рощу. Сели по две на дерево - одно осталось; сели по одной - одного не досталось. Сколько в роще деревьев, а в стае птиц? (три дерева, четыре птицы)
17. Шла баба в Москву, навстречу ей три старика, у каждого старика - по мешку, а в каждом мешке - по коту. Сколько всего шло в Москву? (одна баба)
18. На четырех березах по четыре дупла, на каждом дупле по четыре ветки, на каждой ветке по четыре яблока. Сколько всего яблок? (на березе яблоки не растут)
19. Бежало сорок волков, сколько у них у шей и хвостов? (У шеи хвосты не растут)
20. Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (Из железнодорожного)
21. Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат? (1, 2 и 3)
22. Когда руки бывают местоимениями? (Вы-мы-ты)
23. Какое женское имя состоит из двух букв, которые дважды повторяются? (Анна, Алла)
24. В каких лесах нет дичи? (В строительных)
25. Какое колесо автомобиля не вращается во время движения? (Запасное)
26. Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники? (Без дроби)
27. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (Имя)
28. Когда автомобиль движется все время со скоростью поезда? (Когда он находится на платформе движущегося поезда)
29. Одно яйцо варится 4 минуты, сколько минут надо варить 6 яиц? (4 минуты)
30: Какой цветок имеет мужской и женский род? (Иван-да-Марья)
31. Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
32. Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой рекой в Европе? (Иволга)
33. Какой город назван в честь большой птицы? (Орел)
34. Назовите имя первой женщины в мире, освоившей летательный аппарат? (Баба-Яга)
35. Из названия какого города можно сделать начинку для сладких пирожков? (Изюм)
36. В каком году люди едят больше обыкновенного? (В високосном)
37. В каком геометрическом теле может закипеть вода? (В кубе).
38. Какая река самая страшная? (Река Тигр).
39. Какой месяц короче всех? (Май - три буквы).
40. Где край света? (Там, где начинается тень).
41. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить).
42. Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви).
43. Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух)
44. Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной - все надо положить).
45. Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным).
46. Как можно пронести воду в решете? (Замороженную)
47. Когда лес бывает закуской? (Когда он сыр)
48. Как сорвать ветку, чтобы не вспугнуть птицу? (Подождать, когда птица улетит)
49. Каких камней в море нет? (Сухих)
50. Что зимой в комнате мерзнет, а на улице - нет? (Оконное стекло)
51. Какая опера состоит из трех союзов? (А, и, да - Аида)
52. У кого нет, тот не хочет ее иметь, а у кого она есть, тот не может ее отдать. (Лысина)
53. Какой болезнью на земле никто не болел? (Морской)
54. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (Я сам)
55. На какой вопрос нельзя дать положительный ответ? (Ты спишь?)
56. Что стоит между окном и дверью? (Буква "и").
57. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки).
58. Как можно помеcтить два литр молока в литровую банку? (Надо из молока сварить сгущенку).
59. Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут).
60. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы).
61. Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды? (Якорь).
62. Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла триста метров. Как ей это удалось? (Веревка не была ни к чему привязана).
63. Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Почтовая марка).
64. Можно ли зажечь спичку под водой? (Можно, если если воду налить в стакан, а спичку держать ниже стакана).
65. Как может брошенное яицо пролететь три метра и не разбиться? (Нужно бросить яицо на четыре метра, тогда первые три метра оно пролетит целым).
66. Что станет с зеленым утесом, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым).
67. Два человека играли в шашки. Каждый сыграл по пять партий и выиграл по пять раз. Это возможно? (Оба человека играли с другими людьми).
68. Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (Тень слона).
69. Какой рукой лучше размешать чай? (Чай лучше размешивать ложкой).
70. На какой вопрос нельзя ответить "нет"? (Вы живы?).
71. Что имеет две руки, два крыла, два хвоста, три головы, три туловища и восемь ног? (Всадник, держащий в руках курицу).
72. Что все люди на земле делают одновременно? (Становятся старше).
73. Что становится больше, если его поставить вверх ногами. (Число 6).
74. Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? (Прыгнуть с нижней ступени).
75. Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить? (Время, температура).
76. От чего плавает утка? (От берега)
77. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)
78. Когда машина едет, какое колесо у нее не крутится? (Запасное)
79. По чему собака бегает? (По земле)
80. За чем язык во рту? (За зубами)
81. Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая)
82. Почему корова ложится? (Потому что не умеет садиться)
83. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта)
84. Какой месяц короче всех? (Май – в нем всего три буквы)
85. Какая река самая страшная? (Река Тигр)
86. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, т.к. он не умеет говорить)
87. Что стоит между окном и дверью? (Буква «и»)
88. Что станет с зеленым мячиком, если он упадет в Желтое море? (Он намокнет)
89. Сколько горошин может войти в один стакан? (Нисколько. Они ходить не умеют!)
90. Что будет, если чёрный платок опустить в красное море? (Намокнет)
91. Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)
92. На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое)
93. Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)
94. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
95. За чем мы едим? (За столом)
96. По чему, когда захочешь спать, идешь на кровать? (По полу)
97. Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты)
98. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (сено)
99. На березе росло 90 яблок. Подул сильный ветер, и 10 яблок упало. (На березе яблоки не растут).
100. Под каким деревом сидит заяц, когда идет дождь? (Под мокрым).
101. Назовите пять дней, не называя чисел (напр., 1, 2, 3,..) и названий дней (напр., понедельник, вторник, среда...).(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
Дополнение:
Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, остальные не натощак.)
На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое.)
Сколько минут надо варить крутое яйцо - две -три - пять? (Нисколько, оно уже сварено. Варят вкрутую.)
Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Которые стоят.)
Где вода стоит столбом? (В стакане.)
Что делается с красным шелковым платком, если его опустить на 5 минут на дно моря? (Будет мокрым.)
Какой болезнью на суше никто не болеет? (Морской.)
Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты.)
Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошвы сапог.)
По чему часто ходят и никогда не ездят? (По лестнице.)
Как далеко в лес может забежать заяц? (До середины леса, дальше он уже выбегает из леса.)
Что случается с вороной через три года? (Ей идет 4-й год.)
Под каким деревом прячется заяц во время дождя? (Под мокрым.)
Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона, не потревожив ее? (Подождать, пока она улетит.)
У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестер? (Одна.)
Ворона летит, а собака на хвосте сидит. Может ли это быть? (Может, так как собака сидит на земле на своем хвосте.)
Если кошка влезла на дерево и хочет слезть с него по гладкому стволу, как она будет спускаться: головой вниз или хвостом вперед? (Хвостом вперед, иначе она не удержится.)
Кто над нами вверх ногами? (Муха.)
На что похожа половина яблока? (На вторую половину.)
Можно ли в решете принести поды? (Можно, когда она замерзнет.)
Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (Страусы не летают.)
Какая птица состоит из буквы и реки? ("И"-Волга.)
Что находится между городом и селом? (Союз "и".)
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон.)
Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)
Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (Я сам.)
В комнате горело семь свечей. Проходил мимо человек, потушил две свечи. Сколько осталось? (Две, остальные сгорели.)