Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Развивающие игры для детей старшей-подготовительной группы ДОУ

Конструктор

Развиваем внимание, аналитические способности, воображение, умение концентрироваться

Описание : ребенок усаживается за стол, ему дается комплект деталей и предлагается собрать определенную картинку. На одну картинку должно уходить не больше 15 минут.

Варианты картинок и наборов деталей:

1) девочка — туловище (трапеция), ноги (2 маленьких прямоугольника), руки (2 маленьких треугольника), голова (круг);

2) дом — основа дома (большой квадрат), крыша (треугольник), окошко (маленький квадрат), труба на крыше — (маленький прямоугольник);

3) грузовик — основной корпус (большой прямоугольник), 2 колеса (2 кружочка), кабина — (трапеция), окошко в кабине (маленький прямоугольник).

Схематичные картинки — образцы с изображением тех предметов, который составляет ребенок (примерный размер — тетрадный лист), комплект деталей, из которых можно составить эти картинки.

Ложка к тарелке

Развиваем логическое мышление, внимание, аналитические способности

Описание: эта игра требует определенных приготовлений.

Просмотрите выбранные вами картинки и выберите те, на которых изображены предметы, схожие по форме, материалу, из которого они изготовлены, или по другим параметрам. Затем из картона вырежьте около 30 прямоугольников: размером 5 см в ширину и 10 см в длину. Возможны и другие варианты, все зависит от размера картинок, которые вы выбрали. Далее необходимо вырезать картинки и с помощью клея наклеить по 2 штуки на картон. Теперь материал для игры полностью готов.

Игра в некоторой степени напоминает домино, так как заготовленные карточки должны выстраиваться по тому же принципу. В отличие от домино правила здесь менее строгие.

В начале игры необходимо раздать всем участникам игры по 6 карточек. Если некоторое количество карточек осталось, их нужно отложить: их можно будет брать тогда, когда закончатся те карточки, которые были розданы.

Выбирается участник, делающий первый ход, и определяется порядок игры. Когда первая карточка окажется на столе, следующий по очереди участник должен найти в своих карточках те картинки, которые могли бы логически или практически иметь с ней что-то общее. Например, если на первой карточке нарисованы дерево и поле пшеницы, то к ним логически могут подойти изображения книжки (так как бумага изготавливается из дерева) и хлеба (так как его пекут из пшеничной муки). Если очередной участник не может найти у себя подходящую картинку, то ход переходит к следующему игроку.

Главное в этой игре, чтобы дети научились | находить логические связи между предметами и умели их объяснить.

Материалы и наглядные пособия для игры

Различные картинки небольших размеров (около 60 штук), картон, клей, ножницы.

Поход в гости

Развиваем внимание, аналитические способности, творческое мышление

Описание: перед началом игры необходимо вырезать из бумаги прямоугольники и треугольники разных размеров. Затем на столе из них выложить домики (прямоугольники играют роль основной части дома, треугольники — роль крыши). К этому занятию можно привлечь и самого ребенка. Рядом разложите картинки с изображением животных. В нашем случае это будут слон, собака, муравей, кошка, еж.

После этих приготовлений предложите ребенку представить, что сейчас вы с ним отправитесь в гости к некоторым сказочным персонажам. Но для этого вам необходимо выяснить, где же они живут. Затем обратите внимание на домики, которые вы вместе выложили на столе, и картинки животных. Попросите ребенка подумать, в каких домиках могли бы жить эти животные, и, главное, объяснить, почему он так решил. Если он затрудняется и не может найти правильного решения, помогите ему наводящими вопросами.

В этой игре, как и в предыдущей, важно, чтобы ваш ребенок научился логически рассуждать.

Материалы и наглядные пособиям игры

Несколько чистых листов бумаги (можно цветной), карточки с изображением различных животных или сказочных персонажей (они должны заметно отличаться по размеру) и ножницы.

Остров

Развиваем внимание, наблюдательность, аналитические способности

Описание: эта игра является разновидностью популярной игры «Морской бой». В ней также должны участвовать 2 человека. Каждый участник игры получает чистый лист и рисует на нем квадрат следующих размеров: 6 клеток в длину и 6 клеток в ширину. Это будет таинственный остров. Каждый игрок должен спрятать на этом острове свои сокровища в сундуках. Их роль будут играть прямоугольники, состоящие из 2 клеток. Таких сундуков может быть около 5. Рядом со своим квадратом нужно нарисовать еще один, но его не надо заполнять, это будет остров противника. На этом квадрате нужно будет отмечать все найденные сундуки соперника. Затем на 2 квадратах с левой стороны у каждой клеточки необходимо написать цифры от 1 до 6, сверху — буквы от «А» до «Е». Это будут координаты острова, по которым нужно искать сокровища. Когда игроки совершат все приготовления, можно начинать игру. Игроки должны сесть так, чтобы не было возможности заглянуть в карту острова соперника. Затем называя определенные координаты (например «А5» или «ДЗ»), игроки должны постепенно обнаружить все сокровища своего соперника. Победителем окажется тот, кто быстрее найдет весь клад другого игрока.

Материалы и наглядные пособия для игры

2 чистых листа бумаги в клеточку и карандаши.

Сканворд

Расширяем словарный запас, развиваем внимание, умение концентрироваться, аналитическое мышление

Описание : в этой игре ваш ребенок должен попробовать самостоятельно составить сканворд. Перед тем как начать игру, вам нужно нарисовать основу для сканворда, в которую будут вписываться слова. После этих приготовлений вы можете пригласить ребенка и объяснить ему задание. Оно заключается в следующем: ваш малыш должен вписать свои слова в заготовленную вами основу, чтобы получился настоящий сканворд. При этом слова, которые он вписывает, должны быть ему знакомы. Рядом ему нужно будет написать определение к ним или вопрос. Для первых игр нужно выбирать небольшой сканворд, состоящий из 5—10 слов. Впоследствии можно увеличивать их размеры.

Если в игре участвует несколько человек, то после его составления всем можно обменяться сканвордами и заняться их разгадыванием.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый лист бумаги в клеточку, карандаш.

Магический квадрат

Развиваем внимание, аналитические способности, расширяем словарный запас

Описание: в этой игре может участвовать неограниченное количество игроков, но идеально участие 3 человек.

На чистом листе бумаги нужно начертить квадрат размером 6x6 клеток. Затем в третьем или четвертом ряду нужно написать слово из 6 букв, например, собака. Затем первый участник должен подписать к этому слову 1 букву, чтобы получилось новое слово. Например, подписав букву «К» к букве «О», можно получить слово сок. Следующий участник должен получить новое слово, прибавив еще 1 букву и т. д. В этой игре нельзя использовать имена собственные или названия городов. Случайно образовавшиеся слова не считаются.

Проигравшим в этой игре окажется тот, кто не сможет придумать очередного слова.

Если количество участников больше 3 человек, то по кругу можно пустить несколько квадратов. Размеры квадрата могут варьироваться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый листок бумаги в клетку и карандаши.

Электрификация

Расширяем словарный запас, развиваем речь, внимание, умение сосредоточиться

Описание: правила этой игры заключаются в следующем: участниками выбирается длинное слово, например, электрификация. Затем засекается определенное время, за которое участники игры должны составить как можно больше новых слов из заданного (из выбранного нами слова можно составить слова тир, риф, акция, лекция и т. д.).

Победителем считается тот, кто составит самое большое количество слов.

Материалы и наглядные пособия для игры


Цветочки

Развиваем мышление, словарный запас

Описание : в начале игры все садятся в круг, выбирается определенная тема (например, цветы) и ведущий, который назовет первое слово. Затем участники игры должны вспомнить все, что можно причислить к этой теме.

Когда будет объявлено о начале игры, ведущий назовет первое слово (например, тюльпан). Следующий за ним участник должен вспомнить название цветка, которое должно начинаться с последней буквы предыдущего слова (например, незабудка). Следующий игрок тоже должен назвать цветок, название которого начинается с буквы «а» (например, астра) и т. д.

В этой игре побеждает тот, кто назовет последним новый цветок.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый лист бумаги и карандаш для каждого участника игры.

Придумай фразу

Развиваем внимание, мышление, пополняем словарный запас

Описание: эта игра идеально подходит для длительных путешествий или для детей, которые не могут участвовать в подвижных играх.

Суть этой игры — составление фразы. Ее можно составлять как из коротких слов, так и из букв номеров машин (этот вариант подходит для игр в дороге). Например, из слова «ток» можно составить следующие предложение: «Таня отмывает коридор». Из букв номера машины «мосо» можно составить такое предложение: «Моряки отплывали с острова».

Из одного слова можно составить несколько предложений. Победителем считается тот, кто составил большее количество предложений за самое короткое время. Главное, чтобы предложения были смысловыми и грамотными.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый лист бумаги, карандаш.

Заколдованные имена

Развиваем внимание, аналитические способности, расширяем словарный запас, учимся выделять первую букву

Описание : если ваш ребенок еще не умеет читать, то эту игру нужно проводить с помощью карточек. Для этого вам нужно подобрать карточки с изображением тех предметов, из первых букв которых можно сложить какое-нибудь имя. Например, имя «Оля» можно составить, используя карточки со следующими картинками: облако, лыжи, яблоко. Вы должны разложить эти карточки в таком же порядке. Ребенок должен назвать, что на этих картинках изображено, выделить в этих словах первую букву и составить из них новое слово. Если ребенок уже умеет читать, то эти слова вы можете выписать на листочке, он должен их прочитать, а затем выполнить те же задания.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый лист бумаги, карандаш, картинки с изображением различных предметов.


Вкусная арифметика

Развиваем аналитические способности, внимание

Описание: в игре могут участвовать 2 человека. На стол выкладываются конфеты. Затем по очереди каждый игрок может взять из общей кучи 1, 2 или 3 конфеты. Проигравшим окажется тот, кто возьмет со стола последнюю конфету. Для того чтобы выиграть, нужно постараться сделать так, чтобы на столе осталось 5, 9 или 13 конфет. В этом случае, сколько бы ваш соперник ни взял конфет, ему все равно достанется последняя.

Материалы и наглядные пособия для игры

Буквенный лабиринт

Развиваем аналитические способности, наблюдательность, память, расширяем словарный запас

Описание: на листе бумаги рисуется квадрат размером 6x6 клеток. Затем в каждой клетке пишутся буквы алфавита в хаотичном порядке. Суть этой игры состоит в том, чтобы из букв сложить слова. Двигаться можно и в прямом, и в обратном направлении. Движение по диагонали тоже возможно. Главное, чтобы направление движения не нарушалось. Не принимаются имена собственные и названия городов. Проигравшим считается тот, кто последним не сможет придумать нового слова.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистые листы бумаги, карандаши для каждого участника.

Расшифровка

Описание : в этой игре участвуют не менее двух игроков.

Сообщите участникам, что вы вместе работаете в секретной организации. Совместно придумайте, чем вы могли бы заниматься, что вы могли бы выпускать. Пусть дети пофантазируют. Затем расскажите им историю о том, что обнаружен шпион, но, к сожалению, вы точно не знаете, кто он, потому что он не может говорить и на все вопросы может отвечать кивком головы — либо да, либо нет.

Распределите между ребятами, кто из них будет играть роль следователя, а кто — роль шпиона. Затем ребенок, который играет роль шпиона, должен вспомнить кого-то из известных сказочных или мультипликационных героев и назвать первую букву его имени. Второй участник, в течение определенного времени задав около 20 вопросов, должен угадать, кто этот герой.

Когда следователь выяснит имя этого персонажа, ребята могут поменяться ролями и теперь расшифровкой может заняться ребенок, игравший роль шпиона.

Победителей в этой игре нет, хотя победителем можно считать того, кто за меньшее количество вопросов угадает имя загаданного персонажа.

Материалы и наглядные пособия для игры

Развиваем мышление, внимание, аналитические способности, расширяем словарный запас

Описание : откройте выбранный вами рассказ, прочитайте его, попросите вашего малыша пересказать его. Затем сообщите ребенку, что сейчас вам предстоит искать общие буквы в разных словах из этого рассказа.

Выберите 2 слова, в которых можно найти общие буквы, и попросите ребенка найти и показать их.

После того как будет выполнено это упражнение, можно переходить к следующему. Его можно проводить как в письменном варианте, так и в устном. Придумайте слово, которое будет у вас ключевым. Выберите несколько букв, которые вы будете считать общими и станете искать в других словах. Например: в качестве ключевого слова вы выбрали слово «лошадка» и решили, что общими буквами будут «а», «о» и «к». В данном случае можно назвать следующие слова: «корзина», «корова», «комната» и т. д.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый лист бумаги и карандаш для каждого участника игры. Небольшой рассказ или просто набор слов, в которых есть общие буквы.

Количество общих букв надо увеличивать постепенно, начиная с одной буквы. Если малыш затрудняется в поиске слов, предложите ему свое — пусть он назовет общие буквы.

Как меня зовут?

Развиваем аналитические и логические способности, внимание

Описание: это групповая игра, и в самом ее начале выбирается водящий. Он должен уйти в другую комнату или закрыть уши. В это время остальные участники должны загадать какого- то известного человека или сказочный персонаж. Когда водящий вернется, он должен, задавая наводящие вопросы, догадаться, о ком идет речь.

Материалы и наглядные пособия для игры

Комната с расставленными по кругу стульями.

Шпионские игры

Развиваем внимание, мышление, аналитические способности, воображение, творческое мышление

Описание : эта игра рассчитана на несколько участников, хотя ее можно проводить и с одним ребенком.

Сначала нужно распределить роли шпионов и шифровальщика (если вы играете с ребенком вдвоем, то роль шпиона играет ваш малыш). Затем шифровальщик придумывает какое-нибудь слово. Чистый лист бумаги разрезается на определенное количество частей, соответствующее количеству букв в слове. На каждый лист шифровальщик записывает по одной букве из задуманного им слова, сворачивает эти бумажки и прячет их по разным местам. Все шпионы в этот момент находятся в другой комнате.

Цель шпионов — найти бумажки с буквами и составить из них слово пароля. Во время поисков шифровальщик может мешать и запутывать I шпионов.

Вместо букв можно выписать слова из известной пословицы или поговорки, строчки из знакомого им стихотворения.

Победителем в этой игре считается тот, кто быстрее всех обнаружит все листочки и составит пароль.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый лист бумаги, карандаш, ножницы.

«Самолет пролетел над бегемотом»

Развиваем мышление, внимание, память, аналитические способности, образное мышление

Описание : в процессе этой игры проводятся ассоциации, связывающие далекие по смыслу слова. Так, например, если в качестве первоначальных даются слова «самолет» и «бегемот», из них можно составить следующее предложение: «Самолет пролетел над бегемотом» или более нереальное: «Бегемот пробежал перед самолетом». Для ребят постарше это упражнение можно значительно усложнить. Слова выписываются в 2 столбика напротив друг друга. Цель ребенка — запомнить слова из первого столбика за счет ассоциаций со словами из второго. На изучение слов ребенку дается от 10 до 15 минут. Затем вы оставляете ему список слов из второго столбика, а он с помощью придуманных им самим ассоциаций должен вспомнить и произнести все слова из первого столбика.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый лист бумаги, карандаш.

❧ Чтобы ребенок не схитрил и просто не выучил один из столбиков слов, нужно сделать следующее: во-первых, сразу не говорите ему, какой именно столбик слов вы попросите его вспомнить. Во-вторых, попросите его все ассоциации произносить вслух.

Начинать эту игру нужно с нескольких слов, постепенно увеличивая их количество.

Пословицы и поговорки

Развиваем творческие способности, внимание, наблюдательность

Описание : для участия в этой игре ребенок должен уже хорошо читать. Есть несколько вариантов ее проведения: во-первых, вы с ребенком можете вместе почитать пословицы и поговорки. Затем, совмещая начало и конец из разных поговорок, вы можете составить из них свои. Главное, чтобы в них заключался определенный смысл, хотя бессмысленные поговорки тоже полезны, так как они поднимают настроение.

Во-вторых, вы сами составляете смешные поговорки. В этом случае цель ребенка — определить, из какой поговорки взята та или иная часть новой пословицы.

Материалы и наглядные пособия для игры

Книга с пословицами и поговорками.

Рассказ по алфавиту

Развиваем внимание, умение сосредоточиться, логическое и творческое мышление

Описание: суть этой игры состоит в том, чтобы написать рассказ, слова которого должны начинаться с заданных букв. До начала игры вы должны решить, какое слово или набор букв вы будете использовать. Если это слово, то оно должно состоять, как минимум, из 10 букв. Кроме того, можно использовать алфавит в прямом и обратном порядке. Затем выделяется определенное время, за которое необходимо составить рассказ (5—10 минут). По истечении этого времени ваш ребенок должен сочинить рассказ.

Для детей дошкольного возраста эту игру можно проводить устно, используя карточки с буквами алфавита. В этом случае можно оказывать значительную помощь. Вы можете вместе придумывать слова на заданные буквы и пытаться соединить их в предложения.

Материалы и наглядные пособия для игры


Мое будущее

Развиваем воображение, внимание, художественные и аналитические способности, умение высказывать свою точку зрения

Описание: каждому участнику игры раздаются листы бумаги и карандаш. Ребятам необходимо нарисовать себя в настоящее время и себя в будущем. На это задание дается около 10 минут. Затем работы отдаются ведущему. Он их перемешивает и достает один из рисунков. Дети должны постараться угадать, кто на нем изображен (сколько лет этому человеку, чем он занимается, что на нем надето и т. д.). В идеальном варианте они должны сочинить целую историю об этом человеке и угадать, кто нарисовал этот рисунок. При этом его автор активно принимает участие в обсуждении и не выявляет своего авторства.

Материалы и наглядные пособия для игры

По 2 листа чистой бумаги и карандаш на каждого

Аленький цветочек

Развиваем внимание, аналитические способности, образное мышление, воображение

Описание : суть этой игры — собрать как можно быстрее из камешков задуманную картинку.

В начале игры вы определяете, какую картинку вы будете собирать и сколько именно камешков нужно в ней использовать. Затем вы решаете, кто делает первый ход, и начинаете игру. Для этого вам и понадобится кубик, так как выпавшее на нем число будет означать то, сколько камешков вы можете использовать в своем рисунке. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из участников первым не соберет свою картинку. Затем начинается новый раунд, придумывается новая картинка, и игра начинается заново.

Материалы и наглядные пособия для игры

20—30 маленьких камешков или пуговиц для каждого игрока, кубик с цифрами.

Облака - белогривые лошадки

Развиваем образное мышление, внимание, умение сосредоточиться, восприятие формы и качеств предмета, аналитические способности

Описание: порой в пасмурную погоду сложно поднять настроение не только ребенку, но и самим родителям. Эта игра не только развивает самые разнообразные качества у ребенка, но и способствует созданию хорошего настроения и оптимистическому взгляду на окружающий мир.

Главное условие проведения этой игры — наличие облаков на небе. Если она проводится на свежем воздухе, важно, чтобы не было дождя.

Суть игры — поиск облаков интересной формы. Тот, кто первый обнаружил такое облако, должен показать его и, главное, рассказать, на что оно похоже и какие ассоциации оно вызывает. В идеальном варианте участник должен придумать целую историю об этом предмете или персонаже, на который похоже облако.

Победителем считается тот, чей рассказ оказался самым интересным и увлекательным.

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая музыка.

Эта игра станет еще и познавательной, если во время поиска тучек интересной формы вы будете рассказывать вашему ребенку об их разновидностях.

Закорючки

Развиваем внимание, усидчивость, творческие способности

Описание : дайте каждому игроку чистый лист бумаги и карандаш и предложите нарисовать какую-нибудь закорючку в центре листа. Можно нарисовать и несколько закорючек, все зависит от желания игроков. Затем все должны поменяться друг с другом своими листочками. Теперь каждый участник игры должен посмотреть на закорючки, нарисованные другим человеком, и представить, как их можно дорисовать, чтобы они превратились в какой-нибудь рисунок. Важно, чтобы все линии предыдущего игрока сохранились и были задействованы в будущем рисунке. Это может быть и изображение животного, и портрет человека, и пейзаж. Главное — проявить свою фантазию и образное мышление.

После того как ребята дорисуют свои картины, можно устроить конкурс на самые интересные и необычные.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый листок бумаги и карандаш для каждого участника игры.

Изобрази-ка

Развиваем внимание, образное и логическое мышление, аналитические способности

Описание: в начале игры выберите тему, героев которой вы будете изображать. Это могут быть животные, представители различных профессий, цветы и т. д. Затем вы выбираете ведущего, который будет пытаться изобразить первый персонаж. Объяснять что-то словами нельзя. Можно использовать жесты и (или) звуки, которые мог бы издавать этот персонаж. Остальные участники должны угадать задуманного героя.

Если ребята затрудняются и никто не может угадать, ведущий может подсказать первую букву его имени или названия.

Тот участник, который первым узнает задуманный персонаж, становится ведущим. Теперь он загадывает и показывает новый персонаж..

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая музыка.

Расскажи о картине

Развиваем внимание, воображение, творческие способности

Описание: расскажите вашему ребенку, что сейчас ему предстоит нарисовать картину, но делать он это будет самым необычным способом — без красок и карандашей.

Затем попросите его закрыть глаза и мысленно представить ту картину, которую он хотел бы нарисовать. Теперь предложите ему попробовать описать ее словами, начиная с самого центрального персонажа и постепенно переходя к более мелким деталям. Если он затрудняется, помогайте ему наводящими вопросами, уточняйте цвет и форму тех предметов, которые ваш ребенок называет.

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая музыка.


Юные поэты

Развиваем образное мышление, внимание, творческие способности

Описание : эта игра требует определенных навыков, поэтому с ней могут справиться только дети старшего возраста. Перед началом игры вам нужно придумать несколько рифм (например, елки — иголки, ночь — прочь и т. д.). Каждому участнику игры необходимо дать чистый листок бумаги и карандаш, предложить одну из заготовленных рифм и объяснить, что те слова, которые были предложены, должны находиться в конце каждой фразы. После этого вы вместе решаете, за какой промежуток времени все участники должны справиться с этим заданием, и ребята приступают к работе.

Вариант четверостишия:

Просыпались утром елки,

Расправляли все иголки,

Провожали птицу-ночь —

Улетала птица прочь.

Победителем в этой игре будет тот, кто сочинит самое интересное и красивое стихотворение.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый лист бумаги и карандаш.

Мы сочиняем сказку

Развиваем мышление, воображение и творческие способности

Описание : придумайте сами начало сказки, предложите его детям и попросите их продолжить сказку. Чтобы детям было легче, можно сочинить сказку, используя картинки.

Материалы и наглядные пособия для игры

Любые картинки, например карточки из детского лото.


Юные клипмейкеры

Развиваем образное мышление, память, внимание, творческие способности

Описание : сядьте поудобнее и прочитайте (или вспомните) выбранную вами сказку. Затем предложите вашему ребенку представить, что сейчас вы вместе с ним будете играть роль клипмейкеров и вам нужно снять клип на прочитанную сказку. Для этого вам необходимо хорошо знать сюжет этого произведения. Проанализируйте сказку и перечислите всех героев и все I ключевые события. Затем попросите ребенка подробно описать внешний вид главных и второстепенных героев. В идеальном варианте лучше I их нарисовать. После этого переходите к подробному описанию обстановки, отдельных сцен.

Когда вы закончите словесное описание сказки, попросите ребенка нарисовать несколько рисунков, которые будут фиксировать ключевые моменты прочитанного произведения.

Материалы и наглядные пособия для игры

Сказка или рассказ (можно использовать как знакомые, так и незнакомые).

Угадай-ка

Развиваем воображение, фантазию, навыки творческого, логического мышления, внимание, аккуратность

Описание : ребенку выдается чистый лист бумаги и простой карандаш, завязываются глаза. В течение 1 минуты он может спокойно водить карандашом по этому листу. В итоге получается непонятная картина. Когда вы развяжете ему глаза, ребенок должен проанализировать рисунок и попытаться описать, что на нем может быть изображено (человек, дерево, какое-то животное). Затем уже сознательно он должен дорисовать картинку и раскрасить ее цветными карандашами.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый лист бумаги, простой и цветные карандаши.

В мире детских игр существуют такие, которые в целом можно назвать «спортивным комплексом», но… для ума, для развития творческих способностей ребенка. К сожалению, современное обучение детей в большинстве своем направлено в одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – развитие воображения, образного мышления – как правило, остается без внимания.

В принципе, каждого ребенка можно сделать творчески развитым, но незнание основ педагогики и психологии детей, да и традиции некоторых родителей этому серьезно мешают. Творческие умы с хорошо развитым образно-художественным мышлением – сегодня большая редкость. К счастью, человечество ставит перед собой только разрешимые задачи. Пусть алмазы редки, но, познав естественные закономерности появления их в природе, люди сами научились «делать» алмазы. Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать… таланты! Недаром во всех развитых странах мира идут различные научные и практические поиски в этом направлении. И результаты этих поисков удивительны.

Оказывается, природа щедро наделила при рождении каждого из нас возможностями развиваться. И каждый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности! Итак, первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Но когда именно следует приступать к этому? И как это делать? Очень многое зависит от родителей, в том числе от их отношения к детям.

Как быть, например, если малыш успешно справляется с самыми трудными и сложными заданиями игры? Каждая творческая игра направлена на развитие у ребенка образно-художественного мышления и памяти. В некоторых из них предусматривается вариативность заданий, и переход к творческой работе над самими играми тем успешнее и приятнее, чем выше уровень творческих способностей ребенка.

Очень хочется думать, что, познакомившись с развивающими играми и попробовав занять в них своих малышей, сами мамы и папы, в зависимости от своих склонностей или профессиональных знаний, дополнят их новыми условиями, придумают дополнительные варианты игр, способствующих развитию образно-художественных способностей, будь они из области математики, рисования, техники или физики, химии, биологии.

«Облака»

Самой простой из огромного числа игр, направленных на развитие художественно-образного мышления, является игра «Облака». Она способствует возникновению ассоциативности у ребенка и активной работе воображения. Рассчитана она на детей дошкольного и младшего школьного возраста, но наряду с детьми играть в нее могут и взрослые.

Организовать ее лучше на свежем воздухе, в облачный летний день. Заключается она в том, чтобы попытаться определить, с какими знакомыми вещами или животными имеют сходство проплывающие облака. Удобнее всего, если дети, принимающие участие в игре, лягут на ровную горизонтальную или немного наклонную поверхность, на которую, чтобы не испачкать одежду, желательно постелить какое-нибудь покрывало.

Особенно приятно играть в подобную игру на пляже, но в том случае, если, несмотря на наличие облаков, день будет достаточно солнечным. Кстати, детям лучше укрыться в тени, так как длительное пребывание под солнцем может привести к солнечному удару или получению значительной дозы солнечной радиации. Играть можно и стоя, подняв лицо кверху, но длительное пребывание в такой неудобной для организма позе ведет к появлению головной боли и физиологическим нарушениям.

«Пантомима»

Подойдет игра детям 9-14 лет, она способствует не только увеличению их багажа знаний, но и проявлению их художественных, актерских способностей. Суть в следующем: родители, участие которых обязательно, объясняют детям, какие жесты были в ходу несколько веков назад (поклоны, реверансы), и показывают их. Задача детей состоит в том, чтобы как можно лучше повторить эти жесты, но речь здесь идет не о чисто механическом повторении, а именно о «вживании» ребенка в роль. Ему надо постараться представить себя на месте людей, кланявшихся или размахивающих шляпой при встрече.

Это одна из игр, способствующих развитию фантазии ребенка, его мгновенной способности перевоплощаться в других, незнакомых ему людей. Пантомима способствует и раскрепощению ребенка, так как, поучаствовав в ней, он начинает увереннее чувствовать себя в обществе, избавляется от излишней стеснительности. Такой мини-спектакль помогает раскрытию художественного потенциала, который пригодится впоследствии, если он решит связать свою судьбу с одной из творческих профессий.

«Лесной подарок»

Рассчитана игра на детей дошкольного и младшего школьного возраста и принадлежит к числу настольных, но участвовать в ней может неограниченное число детей и взрослых. Для этой замечательной забавы детям понадобятся пластилин, еловые и сосновые шишки, желуди и каштаны. Задача ее состоит в том, чтобы дети попытались с помощью подручных средств изобразить пейзаж, который чем-то привлек их внимание, или же сюжет, рожденный фантазией. И если ребенок действительно заинтересуется этой игрой, предела полету его фантазии не будет. В ход могут идти различные предметы, казалось бы, не сочетающиеся друг с другом, и чем богаче творческие способности у ребенка, тем неожиданнее и вернее окажутся эти сочетания.

Кроме непосредственной тренировки художественно-образного мышления, эта игра способствует развитию памяти, так как в следующий раз ребенок сам сможет сосредоточить свое внимание на тех деталях, которые он хочет воплотить в пластилине.

Одновременно он постарается домыслить то, что не успел запомнить, а также найти лучшее соотношение желудей, каштанов и прочего, что помогает развитию чувства гармонии и творческого воображения.

«Ассоциации»

Для этой игры понадобится несколько участников, рассчитана она на детей среднего школьного возраста. Как видно уже из ее названия, она помогает развитию ассоциативного мышления и формирует творческие способности ребенка, так как в ней необходимо наличие определенной фантазии и умение мыслить нетрадиционно.

Все участники игры собираются в одной комнате и с помощью какой-нибудь считалки выбирают одного из детей, который на несколько минут уходит из комнаты, в то время как остальные загадывают человека, знакомого всем присутствующим. Вернувшийся возвращается в комнату и начинает задавать каждому по очереди вопросы, основанные на ассоциативном мышлении, например: «Если бы он был мебелью, на что он был бы похож?» или «Какое животное по своим качествам похоже на него?» Продолжается игра до тех пор, пока игрок не угадает предложенное ему задание, после чего тот, кто дал ему последнюю подсказку, сам становится главным участником игры.

Существует еще один вариант этой же игры, в которой условия прямо противоположны вышепредложенным. Все участники заранее договариваются, о ком пойдет речь, после чего по очереди начинают придумывать предметы или животных, сходных по своим чертам с загаданным человеком. Выбывает в этой игре тот, кто не сможет продолжить цепочку ассоциаций, а продолжаться это развлечение может до тех пор, пока в игре не останется только один участник, который и объявляется победителем, после чего игру можно начать заново.

«Тень»

Игры, в которых ребенок пытается распознать предмет по его тени, принадлежат к числу наиболее интересных и способствующих развитию творческого потенциала. Образность и непосредственность, изначально свойственные детям, благодаря возможности пофантазировать на славу становятся мощным толчком для зарождения художественного таланта.

Немногие владеют искусством показывать тени на стене с помощью пальцев, но достаточно даже каких-то минимальных знаний, чтобы продемонстрировать голову собаки или другие простейшие фигуры. Ребенок, для которого предназначена эта игра, то есть в возрасте детского сада и начальной школы, получит настоящее удовольствие, если кто-то из родителей покажет ему такие фигуры. Но от этой, казалось бы, простой забавы можно получить и большую пользу, так как дети, пытаясь угадать тень животного, одновременно тренируют свою память и сообразительность, а также на время уходят в страну вымысла и фантазий.

«Клякса»

Такой забавой можно занять дошкольников и учащихся начальных классов, но тем не менее она способна стать развлечением и для более старших возрастов, так как отличается простотой и очень интересна. Она способствует не только развитию наблюдательности, но и создает условия для полета фантазии, помогая проявлению художественных дарований ребенка.

Правила игры незамысловаты, для участия в ней понадобится старая перьевая ручка, пузырек чернил и несколько листов бумаги. С помощью ручки необходимо сделать на листе бумаги несколько клякс и попытаться по их причудливым очертаниям определить сходство с какими-то знакомыми вам предметами.

Если в игре участвуют несколько детей, они могут искать сходство по очереди, пока все возможные варианты не будут исчерпаны.

«Цепочка»

В эту игру, рассчитанную на детей младшего и дошкольного возраста, часто играют даже взрослые, так как она очень интересна и благотворно влияет на развитие творческих способностей человека, помогает выявлению образности мышления. Число игроков, принимающих участие в ней, не ограничено.

Атрибуты игры весьма незамысловаты, весь комплект состоит только из обычной цепочки, не обязательно ценной, которую можно найти в любой семье. Поднимите ее над полом на высоту 1-2 м и отпустите, чтобы она свободно упала на пол или на землю (если вы играете на улице), а затем попытайтесь понять, на что похожи причудливые переплетения звеньев цепочки. В том случае, если все варианты окажутся исчерпаны, можете кинуть ее заново.

«Спички»

Условия игры в целом схожи с предложенными выше, но она не менее интересна. Зачастую группа участников этой игры пополняется даже взрослыми, не меньше детей любящими такие игры, требующие применения некоторых творческих способностей, а также свободного полета фантазии.

Играть в нее можно как дома, так и во дворе, где она будет, пожалуй, интереснее, так как там спички можно рассыпать на большем расстоянии, следовательно, увеличивается возможность комбинаций, которые составляют рассыпанные спички.

Наиболее удачно раскидывать их на песчаной поверхности, так как смысл игры заключается в том, чтобы провести линии между разбросанными спичками и тем самым превратить их в некий рисунок, изображающий какого-нибудь зверя или любую другую знакомую ребенку вещь. Проводимые линии, разумеется, могут быть только воображаемыми, но ребенку легче включиться в игру, если он действительно сможет увидеть перед собой изображение животного.

«Угадай эмоцию»

Дети 4-10 лет, особенно застенчивые, с большим удовольствием отдаются этой игре. Уже через некоторое время вы заметите в них перемены. Они станут активнее включаться в игру, больше фантазировать, свободнее чувствовать себя при показе сценок. Большинство детей всегда радуются возможности поиграть в артистов.

Самое главное – правильно замотивировать необходимость игры упирающемуся ребенку. Дело в том, что застенчивые дети обычно стесняются своих эмоций, и уж тем более им стыдно «кривляться» на людях. А данная игра будет восприниматься ми именно как кривлянье. Поэтому вам придется взять на себя активную роль и подавать ребенку пример.

Сперва лучше играть вдвоем. Затем, когда ребенок без труда начнет справляться с заданиями, можете вовлечь в игру его приятелей. Но если ребенок очень раскрепощенный и большой выдумщик, начинайте играть с несколькими участниками.

Правила просты: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию на лице, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко.

Лучше всего начинать с легко узнаваемых и угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали и т. д. Показывать эмоции следует утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (раздражение, возмущение, гнев, ярость, раздумье и т. д.).

Детям постарше и посмелее можно давать задание не только на отгадку эмоции, но и разыграть с ними экспромтом маленькую сценку с использованием этих эмоций или даже зарисовать их на листе бумаги. Естественно, что за каждое новое задание, если оно выполнено, ребенок получает дополнительное очко. Победителем становится участник, набравший большее количество очков.

«Живая иллюстрация»

Детям от 5 до 10 лет эта игра придется очень по душе. Для ее проведения идеально подходят стихи А. Барто, в которых очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, часто оказывающимся для нервных детей целебней любых лекарств. Стихи А. Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки типа «Мишка», «Бычок», «Мячик». Детям постарше – «Обида», «Любочка», «Сонечка», «По дороге в класс» и многие другие.

Правила следующие. Один игрок читает стихотворение, а другой в это время мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Необходимо научить ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств: разочарование, возмущение, заинтересованность, восхищение и т. п.

Если игроков несколько, можно ввести элемент соревновательности. Пусть ведущий объективно оценивает выступления участников и награждает победителей. За каждое выступление игрока, удачно изобразившего прочитанный отрывок из стихотворения А. Барто, ведущий по пятибалльной системе выставляет оценку. Но не забывайте о том, что, если у ребенка ничего не получилось, это вовсе не значит, что он неумеха. Скорее всего, он очень стеснительный, и ваша задача в данном случае – не только установление справедливости, но и психокоррекция.

«Нарисуй фигуру»

Многие дети, дичащиеся взрослых, боятся физического контакта с ними и с другими сверстниками: отстраняются, если кто-то хочет погладить их, съеживаются, втягивают голову в плечи. С другой стороны, среди застенчивых детей достаточно и таких, которые жаждут нежности, явно недополучая ее от родителей.

Предлагаемая нами игра как раз рассчитана на сближение родителей со своими детьми возраста 6-12 лет. Правила простые и не предусматривают особых строгостей. Участники договариваются, что они будут изображать. Взрослый должен позаботиться о том, чтобы задумка детей не была слишком сложной и трудно выполнимой.

Один из игроков рисует пальцем на спине другого какую-то фигуру, и тот, в свою очередь, начинает изображать ее мимикой, жестами, можно танцем (как угодно, только чтобы это было понятно противоположной паре). Вторая пара должна отгадать, что же изобразили противники. Внимание! Очко присуждается не отгадавшим, а тем, кто похоже изобразил задуманное.

Играть нужно минимум вчетвером: двое детей и двое взрослых. Надо разбиться на пары – один взрослый и один ребенок. Лучше, конечно, чтобы дети оказались в паре с чужими родителями. Можно, правда, ввести условие, что игроки непременно должны меняться партнерами, но если у застенчивого ребенка это вызывает сильное напряжение, лучше немного подождать. Когда он будет готов, он сам с радостью испытает свои силы.

«Передай рисунок»

Число детей 6-12 лет, занятых в этой игре, не ограничено. Все игроки разбиваются на две равные команды. Каждая команда усаживается в свой замкнутый круг. Принцип игры, как в «испорченном телефоне», только вы не шепчете какое-то слово на ухо партнеру, а рисуете на его ладошке знак или букву. Этот игрок должен догадаться, что это такое, и быстро «передать» рисунок дальше. Обе команды получают одинаковое задание – рисунок от ведущего, роль которого вы, родители, можете взять на себя.

Правила игры должны соблюдать все игроки, за нарушение правил у команды отнимается очко. Победившая команда зарабатывает 5 очков. Подглядывать нельзя. Значки, естественно, должны быть простыми, чтобы сами игроки без особого труда догадывались о том, что изображает напарник. Заранее объясните детям, какие это могут быть значки: круг, треугольник, квадрат, волнистая линия, примитивная рожица, вопросительный или восклицательный знаки, елочки и т. п. Соответственно этим значкам, ведущий должен подобрать простое задание.

Получив сообщение – рисунок, последний в цепочке быстро вслух называет загаданное изображение. Ведущий сравнивает этот ответ с первоначальным заданием, и если рисунок правильно отгадан, команда выигрывает.

«Скульптура»

На первый взгляд, игра может показаться детям сложной и трудной в исполнении. Но при ближайшем знакомстве с ней ребенок обязательно заинтересуется. В основном направлена она на развитие образно-художественных способностей детей, любящих пофантазировать, изображать различных киногероев или героев любимых книжек.

Наилучшим образом игра подходит детям 5-13 лет. Число игроков не ограничено, главное – выбрать ведущего, точнее сказать, жюри. Чем больше детей участвует в ней, тем она увлекательнее. Минимальное количество участников – 4 человека: один ведущий и 3 игрока.

Суть игры состоит в показе какой-либо скульптуры или какого-либо сюжетного отрывка. Все участники рассаживаются в один большой круг. В центр круга выходят два человека. Они договариваются между собой о том, какую фигуру хотят изобразить, и после этого пишут на листке бумаги или тихонько говорят ведущему об этой фигуре. Затем один игрок «лепит» вместе с другим саму «скульптуру», постепенно заставляя принять его нужную позу. Другие игроки должны отгадать, что это за скульптура.

Игрок, знающий ответ, говорит его вслух, а ведущий сравнивает с первоначальным заданием. Тот, кто первым и правильно отгадает, выбирает себе в пару еще одного человека и с ним тоже «лепит» скульптуру.

Игры для развития речи и мышления дошкольников — советы для родителей с описанием игр.

Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой - самый радостный и комфортный способ познать мир.

Чему учить

Первый и главный вопрос для нее - чему учить ? Благо, выбор огромен - спасибо прогрессу! Сегодня 3-4-летний «знаток» без труда управляется с телевизором и микроволновкой, шлепает по клавиатуре компьютера и кнопкам мобильного телефона. И все же мир вокруг нас не изменился в том смысле, что каждый ребенок открывает его для себя заново. Поэтому начнем сначала.

Заметно облегчит жизнь самодеятельному педагогу систематизация . Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!

Изучение предметов и их качеств

Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств . Для удобства общения допустимы тематические уроки - «одежда», «посуда», «мебель», «транспорт» и т.д., а также учебные игры - «Мишка одевается», «Я мою посуду», «Квартира для куклы» и т.д.

Эти простейшие примеры исподволь приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал. Быстро будет расширять словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения - развитие речи . Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает более старший ребенок, говорящий к примеру, о жвачке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель - приохотить «ученика» говорить много и правильно.

Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как «светло-зеленый», «темно-зеленый», «изумрудный», «салатный», «болотный», «желто-зеленый». Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов - всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями.

Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.

Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами - пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно - величаво-торжественное, другое - бесшабашно-веселое, третье - трагически грустное.

Предложите малышу найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Когда малыш поймет, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два совершенно разных листа. Ребенок с радостью принесет вам большой лист клена и маленький березовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их вместе и вы увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилками, оба растут на дереве, их фор​мы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив не​сколько пар листьев, малыш убедится, что самые разные предметы могут иметь сходство, особенно те, которые зовутся одинаково (как в нашем случае - «листья»).

Можно сыграть с ребенком в игру «Что на что похоже и почему?» Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что по​хож? Чем? На что похожи пень, цветок, коряга, ветка?» Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!

Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.); «А на траву?» (Цветом.); «А на каплю?» (Формой.)

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумыва​ние и отгадывание загадок , постро​енных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».

Следующий вид упражнений - скороговорки . Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках.

  • Ткач ткет ткани на платок Тане.
  • Около кола - колокола.
  • Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.
  • Орел на горе, перо на орле.
  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо)?

  • Милая моя, ты не спишь!
  • Вы ели на завтрак мороженое?
  • Мама купила (купи) виноград.
  • Скорее домой!
  • У нас кончился хлеб.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

Многие игры имеют комбинированный характер , что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!

«Четвертый лишний»

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребенком и предлагаете определить, ка​кие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попроси​те назвать известных ему животных (птиц, рыб), овощи (фрукты).

Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но отличающими​ся (например, «береза», «дуб», «липа», и «ель»). Эта игра предназначена для развития логического мышления дошкольника.

«Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем»

Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Папа или мама загадыва​ют простое предметное действие (например, «чтение книги») и с помощью мимики и жестов пока​зывают его ребенку. Тот должен отгадать, что делают родители. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Если малыш успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий (например, «проснулся - встал - умылся - позавтракал» и т.д.).

В другом варианте игры можно рассказать известные ребенку короткое стихотворение, сказку или спеть песенку. Все это развивает воображение, фантазию, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

«Потерявшаяся игрушка»

Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек. Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно, поме​няйтесь ролями. Если ребенку трудно запомнить сразу такое ко​личество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно увеличивая их число. Если малыш справляется с заданием, усложни​те задачу, изменив игрушки на картинки с изображением предме​тов (например, из детского лото).

Предложите сыну или дочке запомнить последовательность расположения игрушек на столе (ка​кая за какой стоит). Затем незаметно поменяйте две-три из них местами. Попросите угадать, какая игрушка занимает не свое место.

Такая, на первый взгляд, простая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания, умения сосредоточиваться.

«Найди тайник»

Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажи​те на плане место ее расположе​ния. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно де​лать и на детской площадке, что значительно усложнит задание.

Игра поможет развитию логического мышления, пространствен​ной ориентации и умения действовать по определенной схеме.

Игры с буквами

Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в «звуки». Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук «а» стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.

Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее можно по дороге в детский сад или в магазин.

«Я к вам пишу…»

Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую его мотивацию. Для этого понадобится магнитная азбука или ручка и лист бумаги. В отсутствие ребенка напишите ему с помощью магнитной азбу​ки «письмо», например, на холо​дильнике, чтобы он мог самосто​ятельно прочесть его. Текст может быть любым: послание от героя сказки, сообщение о спря​танном гостинце и т.д. Сначала письмо может содержать два-три простых слова, затем пять-семь.

Для обучения дошкольника письму и чтению полезно предло​жить ему и его ближайшему това​рищу написать друг другу письма, которые можно отправить по почте или передать из рук в руки. Перво​начально детям потребуется помощь взрослых, но потом они на​учатся делать это самостоятельно.

«Кляксы»

Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок обоев и краски. Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра. Дайте малышу лист бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он захочет. Можете присоеди​ниться к этому «безобразию». Такое занятие способствует расслаблению, снятию напряжения, эмо​циональной разрядке. А главное - вы вместе, вы рядом.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он уви​дел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы.

Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, рассказы, сказки, повести, загадки. У него под ру​кой должно быть достаточно ма​териалов для чтения и рассматри​вания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет, журналов. Желательно записать ребенка в детскую библиотеку, чтобы он мог по​листать книги на полках и выбрать что-то.

Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и на​стольные, со словами и геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, предло​жите - а он пускай выберет сам.

Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой, клеем и т.д.

Поощряйте игры с другими детьми . По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д.

Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное.

Консультация для родителей «Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников»

Подготовила психолог: Корнелюк Л.В.

Цель:

Мышление

Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Словесно-логическое

Игра «Закончи слово»

Предлагается 10 слогов:

«Найди лишнее слово».

  1. Яблоко, слива, огурец , груша.
  2. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка .
  3. Платье, свитер, рубашка, шапка.
  4. Береза, дуб, земляника , сосна.
  5. Мыло, зубная паста, метла , шампунь.
  6. Хлеб , молоко, творог, сметана.
  7. Час, минута, лето , секунда.
  8. Ласточка, ворона, курица , сорока.

Игра «Назови слово»

Веселый – грустный
Быстрый – медленный
Пустой – полный
Худой – толстый
Умный – глупый
Тяжелый – легкий
Храбрый – трусливый
Твердый – мягкий
Шершавый – гладкий

Игра «Бывает – не бывает»

Для игры вам понадобится мяч.

Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Яблоко соленое.
Дом пошел гулять.
Волк бродит по лесу.
На дереве выросли шишки.
Кошка гуляет по крыше.
Собака гуляет по крыше.
Девочка рисует домик.
Лодка плавает по небу.
Ночью светит солнце.
Зимой идет снег.
Зимой гремит гром.
Рыба поет песни.
Ветер качает деревья

Игра «Угадай по описанию»

(Помидор )

Игра «Кто кем будет»

Игра «Что внутри?»

Например:

дом – стол;
шкаф – свитер;
холодильник – кефир;
тумбочка – книжка
кастрюля – суп;
дупло – белка;
улей – пчелы;
нора – лиса;
автобус – пассажиры;
корабль – матросы;
больница – врачи,
магазин – покупатели.

«Отвечай быстро».

«Придумай название»

Памятка







Цель: познакомить родителей с некоторыми игровыми приемами развития мышления дошкольников; дать практические советы по организации игровых занятий в домашних условиях.

Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребенок успешно начал обучение в школе. Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Понимая важность подготовки к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители – первые и самые важные воспитатели.

Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу. На языке психологов – это мотивация к обучению. Также он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, контролировать свое поведение, выполнять требования педагога. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, чтобы мог выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И, пожалуй, самое главное, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у ребенка развито мышление.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.

Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное . Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.
Наглядно-образное . Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.
Словесно-логическое . Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается в младшем возрасте. На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно – следственных связей, способность рассуждать.

Если с ребенком проводятся специальные занятия, то развитие мышления происходит быстрее. А сами показатели мышления могут улучшаться в 3-4 раза. Большую помощь своему ребенку могут оказать родители. Обучение лучше осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре.

Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру.

Работа по развитию мышления должна проводиться систематически. Развивать мышление можно не только дома. Это можно делать по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними делами. Самое важное в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящее для этого время.

Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, способствующими развитию мышления. Эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.

Игра «Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

«Отгадай, что я хочу сказать»

Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.

Например: по-лет, по-лотенце, по-душка.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно провести игру «Найди лишнее слово».

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

  1. Яблоко, слива, огурец , груша.
  2. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка .
  3. Платье, свитер, рубашка, шапка.
  4. Береза, дуб, земляника , сосна.
  5. Мыло, зубная паста, метла , шампунь.
  6. Хлеб , молоко, творог, сметана.
  7. Час, минута, лето , секунда.
  8. Ласточка, ворона, курица , сорока.

Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума.

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

  1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)
  2. Назови слова, обозначающие домашних животных.
  3. Назови слова, обозначающие зверей.
  4. Назови слова, обозначающие овощи.
  5. Назови слова, обозначающие фрукты.
  6. Назови слова, обозначающие транспорт.
  7. Назови слова, относящиеся к спорту.
  8. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.
Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.

Игра «Как это можно использовать»

Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например: большой – маленький».
Можно использовать следующие пары слов:

Веселый – грустный
Быстрый – медленный
Пустой – полный
Худой – толстый
Умный – глупый
Тяжелый – легкий
Храбрый – трусливый
Твердый – мягкий
Шершавый – гладкий

Игра «Бывает – не бывает»

Для игры вам понадобится мяч.
Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Яблоко соленое.
Дом пошел гулять.
Волк бродит по лесу.
На дереве выросли шишки.
Кошка гуляет по крыше.
Собака гуляет по крыше.
Девочка рисует домик.
Лодка плавает по небу.
Ночью светит солнце.
Зимой идет снег.
Зимой гремит гром.
Рыба поет песни.
Ветер качает деревья

Игра «Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: это овощ, он красный, сочный.(Помидор )

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

Игра «Кто кем будет»

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.

Игра «Что внутри?»

Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например:

дом – стол;
шкаф – свитер;
холодильник – кефир;
тумбочка – книжка
кастрюля – суп;
дупло – белка;
улей – пчелы;
нора – лиса;
автобус – пассажиры;
корабль – матросы;
больница – врачи,
магазин – покупатели.

Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры «Отвечай быстро».

Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Вечером, в спокойной домашней остановке проведите игру «Придумай название» . Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.
Уважаемые родители! Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а реальность и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу успеваемости.

Памятка

Уважаемые родители! Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

  1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
    2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
    3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
    4. Будьте терпеливы, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
    5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он устал, расстроен. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
    6. Избегайте недоброжелательной оценки, находите слова поддержки. Чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
    Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд. Радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь