Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Контрольная работа по психологии семейных отношений
Вариант№1
Тема: Этапы развития психологии семейных отношений, дисфункциональные семьи. Этапы конфликта

План

1. Назовите этапы развития психологии семейных отношений

3. Раскройте мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях
Литература

1.Назовите этапы развития психологии семейных отношений

Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: Дикость, варварство, цивилизацию.
Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью.
Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений.
С появлением родов возник групповой брак , который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» - каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. Постепенно формировалась групповая семья , в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм (гинекократию) - отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, - прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только повзрослев, переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия - свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия - запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Род состоял из половин, возникающих в ходе соединения двух линейных экзогамных племен, или фратрий (дуально-родовая организация), в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.
Позднее сложилась пуналуальная семья - групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно.
Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).
Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.
Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство - нет. В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия , но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.
В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции:
- почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу;
- на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений;
-постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину);
-динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.
Современные исследования семейно-брачных отношений
В настоящее время проблемам супружества - родительства - родства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю. И.Алешиной, В. Н.Дружинина, С. В. Ковалева, А. С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный институт устояла. В последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни.
Психология семейных отношений развивается в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, а также проблемами семейного воспитания. Вопросы, рассматриваемые семейной психологией, разнообразны: это проблемы супружеских, родительско-детских отношений, взаимоотношений со старшими поколениями в семье, направления развития, диагностика, семейное консультирование, коррекция отношений.
Семья является объектом исследования многих наук - социологии, экономики, права, этнографии, психологии, демографии, педагогики и др. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи.
Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений - статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.
Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) - уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.).
Новым направлением в развитии психологии семейных отношений является разработка ее методологических основ, опора на которые позволяет избежать фрагментарности, случайности, интуитивности. Согласно основному методологическому принципу системности, семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены. Это супружеские, родительско-детские, детско-родительские, детско-детские, прародительско-родительские, прародительско-детские отношения.
Важный методологический принцип - синергетический - позволяет рассматривать динамику семейных отношений с позиций нелинейности, неравновесности, с учетом кризисных периодов. В настоящее время активно разрабатывается семейная психотерапия, опирающаяся на системный, научный подход, интегрирующая накопленный опыт, выявляющая общие закономерности терапии семей с нарушениями взаимоотношений.

2. Охарактеризовать этапы конфликта

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения.
1) предконфликтная стадия: конфликтная ситуация или потенциальный конфликт (нарастание социальной напряженности или формирование конфликта характеризуется осознанием несовместимости интересов и позиций, консолидацией сторон конфликта; выдвижением требований к оппоненту);
2) инцидент;
3)эскалация конфликта: конфликтные действия или расцвет конфликта, а также его развитие;
4) сбалансированное противодействие;
5) завершение конфликта: угасание или преобразование конфликта;
6) послеконфликтная стадия.
В литературе часто конфликтом именуются 3, 4 и 5 стадии: открытый конфликт, что называется конфликтом в узком смысле слова. Тогда как 1--6 стадии -- широкое понимание конфликта. Стадии 3, 4 называют стадиями дифференциации, стадии 5, 6 -- интеграции.
По Б.Л. Еремину фазами конфликта являются:
- конфронтационная (военная) фаза: стороны стремятся обеспечить свой интерес за счет устранения чужого;
- компромиссная (политическая) фаза: стороны стремятся по возможности достичь своего интереса через переговоры, в ходе которых производят замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий компромиссный;
- коммуникативная (управленческая) фаза: стороны стремятся достичь согласия в том, что суверенитетом обладает не только каждый субъект конфликта, но и его интерес и ликвидируют лишь незаконные с точки зрения сообщества различия в процессе движения к взаимодополнению интересов.
По этой типологии кризис -- псевдофаза: такое взаимодействие субъектов, при котором не происходит поступательного перехода от фазы к фазе (фазовая стагнация, зацикленность на одной фазе, возврат к предыдущей). В результате кризиса возникает напряженность, снять которую может продолжение развития конфликта.
Схематично течение конфликта можно отразить следующим образом:
- начальная фаза;
- фаза подъема (1);
- пик конфликта (2);
- фаза спада (3).
Фазы могут повторяться циклически: 1 -- 2 -- 3, 1 -- 2 -- 3, 1 -- 2 -- 3.
Начальная фаза -- 1-й цикл -- 2 й цикл -- 3-й цикл.
Возможность разрешения конфликта:
- начальная фаза -- 92%;
- фаза подъема -- 46%;
- пик конфликта -- 5%;
- фаза спада -- 20%.
Конфликтная ситуация -- это развитие конфликта в конкретный временной период, характеризующееся накопившимися различиями, которые связаны с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создают почву для реального противоборства между ними.
Инцидент конфликтный -- это эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, при которой происходит столкновение интересов или целей участников. Именно с этого эпизода конфликт становится для оппонентов реальностью, в этот момент происходит осознание собственной включенности в конфликт.
Инцидент информационный -- событие, которое помогло хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов осознать отличие (полное или частичное) его интересов и позиции от интересов и позиции других участников взаимодействия.
Инцидент деятельностный -- повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий, связанных с различием интересов и позиций.
Инцидент может быть скрытым (проходящим на уровне эмоционального переживания, не проявляемого вовне) или открытым (на грани каких-то действий или представляющим собой серию таких действий).
Инцидент демонстрирует участникам наличие проблемы, суть которой им может быть и неясна, но наличие которой осознается. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться. В одних случаях так происходит потому, что конфликтанты расстаются, чтобы больше не встречаться; в других случаях конфликт исчерпывается инцидентом, так как оппонентам удается в ходе инцидента разрешить свои проблемы. Особый случай -- острый конфликт, когда речь идет об угрозе физической расправы, такой конфликт может завершиться гибелью одной из сторон или выведением ее из строя. Но при нормальном ходе развития событий инцидент перерастает в эскалацию.
Многие отечественные и зарубежные авторы выделяют объективные и субъективные факторы, являющиеся источниками конфликтов или конфликтогенами. Конфликтогены -- это факторы, способствующие возникновению и развитию конфликта, к их числу относятся слова, интонации, невербальные проявления, действия (или бездействия), которые могут провоцировать возникновение или эскалацию конфликта.
Общепринятой типологии конфликтогенов в литературе нет, однако, можно говорить о поведенческих, ролевых и личностных конфликтогенах:
- поведенческие конфликтогены -- проявление превосходства, эгоизма и агрессии;
- ролевые конфликтогены -- пересечение трансакций (в типологии Э. Берна);
- личностные конфликтогены -- общение с трудными людьми.
Эскалация конфликта -- прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.
Внешний план эскалации конфликта может быть описан с помощью теории симметричного схизмогенеза (Г. Бейтсон). Схизмогенез -- это изменение индивидуального поведения, происходящее в результате накопления опыта взаимодействия между индивидами. Различают 2 варианта схизмогенеза:
- дополнительный -- взаимодействие строится по принципу взаимодополнения действий (настойчивость первого оппонента, уступчивость второго или наступательные действия и оборона);
- симметричный схизмогенез развивается тогда, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели (на действие первого оппонента второй отвечает действием той же направленности, но более интенсивным).
Эскалация конфликта происходит именно по второму варианту.
Эскалация может быть непрерывной, с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты, и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьями, временными улучшениями отношений.
Эскалация также может быть крутой, быстро вздымающейся до крайней точки резких проявлений враждебности; и вялой, медленно разгорающейся, а то и долго держащейся на одном и том же уровне. В последнем случае можно говорить о хроническом, затяжном конфликте.
Во время этого этапа происходят трансформации, которые конфликтологи называют также и признаками эскалации конфликта.
Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности (искажение конфликтной ситуации). По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной части психики. Данный процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном уровне психики. Он развивается поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону.
Искажение конфликтной ситуации в целом:
- характер соперничества;
- консенсус (согласие);
- несогласие (расхождение мнений);
- спор (идейное противоборство);
-напряженность (настороженное ожидание недружественных действий);
- враждебность (неприязнь);
- соперничество (конкуренция по определенным правилам);
- агрессивность (отдельные враждебные действия);
- насилие (ограниченная сфера крайнего противоборства);
- война (неограниченный спектр применяемых средств борьбы).
Формы редукции конфликта:
- упрощение элементов конфликтной ситуации, редукция от сложного к простому, отсутствие анализа;
- схематизация конфликтной ситуации в виде выделения неких устойчивых связей и отношений;
- уменьшение перспективы восприятия ситуации: только здесь и сейчас, без прошлого и последствий;
- поляризация оценок до черного и белого;
- категоричность оценок, не подлежащих пересмотру;
-фильтрация информации и интерпретация в соответствии с существующими предубеждениями.
Искажение восприятия собственной стороны:
- мотивация рассматривается как социально приемлемая;
- действия как справедливые;
- позиция как нормативная, целесообразная;
- операционная составляющая работает по одному из вариантов: я все делаю правильно, я вынужден так делать, по-другому в этой ситуации поступить невозможно, он сам виноват, что мне приходится так поступать;
- восприятие самого себя происходит с преобладанием белых красок.
Искажения восприятия действий, высказываний, поступков, мотивов оппонента:
- друг;
- союзник (помощник в определенной области);
- партнер (постоянное сотрудничество);
- сотрудник (временное взаимодействие);
- противник (непримиримая борьба);
- соперник (противоборство по определенному вопросу);
- враг.
Оценка оппонента происходит по следующим направлениям:
- мотивы расцениваются как подлые и низменные;
-действия рассматриваются как несправедливые и социально не одобряемые или неприемлемые;
-позиция как ненормативная, нецелесообразная, ошибочная, бездоказательная;
-операционная составляющая работает по одному из вариантов: это удары ниже пояса, он делает только то, что мне во вред, он намеренно так поступает;
-восприятие оппонента происходит с преобладанием черных красок: гиперболизация негативных черт, что приводит к созданию образа врага. Его признаки: недоверие, возложение вины на врага, негативные ожидания, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ в сочувствии.
Детерминанты степени искажения восприятия конфликтной ситуации:
- состояние стресса;
- высокий уровень негативных эмоций, уровень информированности друг о друге;
- неумение предвидеть последствия, степень важности и жизненности мотивов и потребностей;
- доминирование в сознании оппонента агрессивной концепции среды;
- негативная установка на оппонента, ограниченность кругозора или особенность перцептивных процессов, физиологическое состояние (алкогольное или наркотическое опьянение);
- рост эмоционального напряжения;
- переход от частного к общему: частные моменты, вызвавшие разногласия, имеют тенденцию уступать место разногласиям более широкого плана, что ведет к окончательному ухудшению отношений между сторонами. Мелкие, конкретные проблемы сменяются грандиозными, всеохватывающими темами, и вырабатывается общая нетерпимость к противнику;
- переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. В большинстве случаев на ранних стадиях конфликта сторона конфликта просто стремится как можно скорее добиться успеха, она занята только своими удачами или неудачами и совершенно не думает, хорошо или плохо чувствует себя вторая сторона. Однако по мере развития конфликта расходы на участие в нем растут, и цели стороны изменяются. Теперь сторона больше всего озабочена тем, чтобы причинить как можно больше вреда другой стороне, а если в дело замешаны расходы, то как заставить противника понести как можно большие потери;
- рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Особенно это касается применения насилия;
- потеря первоначального предмета разногласий: по мере эскалации конфликта выявляется тенденция к появлению все большего количества объектов конфликта. Кроме того, каждая сторона все больше увязает в борьбе и прибегает к привлечению все больших ресурсов, необходимых для победы над противником;
- расширение социальных границ конфликта за счет увеличения числа участников; переход от мягких тактик противостояния к жестким.

3. Раскройте мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях

Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях провели отечественные семейные психотерапевты Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис. Им удалось выявить следующие мотивы: бегство от родителей, долженствование (вступление в брак из чувства долга), одиночество, следование традициям (инициативе родителей), любовь, престиж, поиск материальных благ, месть.
Мотив «бегство от родителей» часто означает пассивный протест против власти родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей ее реальной полноте.
Заключение брака по мотиву «долженствование» очень часто означает, что партнерша забеременела или половая близость сопровождалась переживаниями вины.
Мотив «одиночество» встречается у людей, которые переехали на новое место жительства. Они заключали брак с теми людьми, которых знали ранее или которых рекомендовали сослуживцы («Ты живешь один, а у твоей хозяйки есть дочка в Казани. Она такая хорошая и одинокая, смотри...»). В других случаях одиночество было следствием переживания экзистенциальной пустоты.
Мотив «месть» означает, что один из партнеров был, отвергнут, и из мести отвергнувшему вступил в брак с другим человеком.
Мотив «любовь» также значится в шкале психологических причин формирования дисфункциональных семей. И все-таки любовь -- это прекрасное чувство. На наш взгляд, именно любовь формирует предбрачную пару, а в последующем брачный союз, хотя при выборе партнера неизбежен компромисс, так как вероятность встретить человека, полностью соответствующего «эталону», мала.
Выделяются также различные состояния в отношениях предбрачной пары: любовь, влюбленность, частичная любовь. Любовь -- это дружба, нежность, узнавание внутренних достоинств, принятие и понимание индивидуальности партнера, детерминант личностного роста. Э. Фромм рассматривал любовь как умение, чувство и волевой акт: «Любви надо учиться, постепенно овладевать ее теорией и практикой». Зрелая любовь является одной из наиболее важных человеческих эмоций, означая единение при индивидуальных поступках. Любовь-- это активная сила, характеризующаяся заботой о другом человеке, открытостью, уважением и пониманием другого человека. Эротическая любовь, для того чтобы быть действительно любовью, должна основываться на следующей предпосылке: надо любить исходя из своей сущности и переживать исходя из сущности другого. Любовь, прежде всего, должна быть волевым актом. Любовь -- не только чувство, это и решение, и суд, и обет.
Влюбленность характеризуется концентрацией внимания на внешних данных партнера (влюбиться в глаза), его общественном положении и т.д.
В ситуации частичной любви отношения в паре строятся в основном на сексуальном влечении партнеров друг к другу.
Здесь уместно упомянуть о так называемых ловушках любви. Ловушки любви -- это то, что человеком интерпретируется как любовное чувство, но на самом деле к любви не имеет отношения. Вот некоторые из них.
Ловушка неполноценности. Неуверенный в себе человек, неудачник в сфере межличностных отношений может интерпретировать чувство, возникшее к тому, кто хорошо к нему относится, проявляет внимание и заботу, как любовь. Но это скорее благодарность, а не любовь.
Ловушка жалости. На эту ловушку чаще всего «попадают» женщины и мужчины покровительствующего типа.
Сексуальный комфорт. Эта ловушка уготована тем, кто считает, что сексуальная гармония -- основной детерминант супружеской гармонии. Гармонию в интимных отношениях они ошибочно интерпретируют как любовь.
Общность интересов особенно в значимых видах деятельности очень часто также может быть принята за любовь.
Подведем итоги. Формирование супружеской пары -- сложный процесс, сопряженный с различного рода трудностями и проблемами. Хорошо если молодые люди самостоятельно найдут эффективные пути выхода из этих проблем, в противном случае им необходима психологическая помощь, которую они могут получить в центрах и дворцах молодежи, в психологической консультации при ЗАГСе.

Литература

1. Петровский А.В., М.Г. Ярошевский - под общ. ред. “Психология. Словарь”. Москва - 1990г. (494с.)
2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.
3. Сатир В. Как строить себя и свою семью /Пер. с англ. М.: Педагогика - Пресс, 1992. - 192 с.
4. Силяевой Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования Под редакцией М Издательский центр «Академия», 2002 - 192с
5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. - 656 с.
и т.д.................

Проблема заключается в том, что супружеская связь не может оставаться одинаковой, она постоянно развивается и меняется. Вполне естественно, что в отношениях супругов время от времени могут возникать некоторые непредвиденные изменения, однако, кроме того, существуют определенные, закономерные изменения, типичные для развития брака во времени. Если мы сравним периоды ухаживания и моло-доженства с последующими периодами, то увидим типичный переход от романтической любви к реалистическому пониманию брака. Часто дело доходит до конфронтации идеалистических представлений о браке и партнере с реальными мелочами повседневного быта. Наиболее часто муж замолкает, так как ему просто не о чем больше говорить. После рождения детей появляются новые радости и заботы, которые касаются главным образом жены. Особые стадии развития супружеских отношений соответствуют периодам воспитания детей, их отделения от родителей и возможного ухода из дома, а также климактерическому периоду, периоду паники по поводу «закрытых дверей» и инволюции чувств.

Стадии развития супружеских отношений

  • Социологи выделяют следующие стадии развития:
  • 1) супружество до рождения детей;
  • 2) супружество с маленькими детьми;
  • 3) супружество с повзрослевшими детьми, которые нередко оставляют родительскую семью;
  • 4) супружество после того, как дети отделились от родителей.

Каждый период характеризуется своими задачами, с которыми супруги должны справиться, и типичными проблемами, требующими своего разрешения. Трудности возникают при переходе от одной стадии к другой, когда супруги не могут сразу перестроиться и сохраняют прежние принципы и поведение, характерное для предыдущей стадии. Необходимо помочь супругам быстрее приспособиться к условиям, задачам и потребностям нового этапа развития их брака.

При дифференцированном подходе к супружеской терапии в зависимости от стадии супружества можно также использовать периодизацию, предложенную на специальной

конференции Академии и не раз обсуждавшуюся в печати: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет. Это деление следовало бы расширить, добавив и супружество пожилого возраста. При данной классификации отсутствует однозначная временная шкала, поэтому возникает некоторая путаница: одни исследователи опираются на продолжительность совместной жизни супругов, другие - на возраст партнеров. Периоды же супружеской жизни, однако, имеют характерную для них психологическую атмосферу и типичные проблемы.

Молодое супружество

Молодое супружество - это супружество, продолжающееся менее 5 лет; согласно большинству исследователей, данный период составляет 10 лет. Возраст супругов от 18 до 30 лет. В этот период супруги привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто вначале не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей; с рождением детей возникает ряд особенностей, связанных с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, часто превышающих заработки молодых, поэтому их материально поддерживают родители.

Особую проблему представляют ранние браки (один или оба супруга моложе 18 лет). Определенный риск таких браков обусловлен недостаточной психосоциальной зрелостью партнеров, плохой продуманностью столь серьезного шага, низким уровнем профессиональной квалификации, проблемами с жильем и заботами о детях.

Супружество среднего возраста

Супружество среднего возраста, охватывает период в 6-14 лет, а согласно другим исследователям, - 10-25 лет от момента заключения брака. Возраст супругов от 30 до 45-50 лет. В этом возрасте люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т. п. В доме уже нет маленьких детей, дети - школьники или студенты, которые постепенно становятся все более самостоятельными. Жена, помимо обязанностей по дому, может значительно больше времени отдавать профессиональной деятельности.

Супружеством зрелого возраста

Супружеством зрелого возраста назван период, наступающий после 15 лет совместной жизни или после 25 лет (по другим источникам). Партнеры в возрасте 45-60 лет; этот возраст Prihoda назвал переходным между зрелостью и старостью. В данный возрастной период снижается скорость психических процессов, уменьшается способность освоения нового, падает уровень оригинального, творческого и гибкого мышления, однако это хорошо компенсируется большим объемом накопленной информации и жизненным опытом. В начале этого этапа супружества обычно проходит климактерический период, который часто сопровождается у женщин повышенной напряженностью и лабильностью психических процессов. К концу этапа с выходом супругов на пенсию изменяется стереотип их жизни. Дети уходят и создают собственные семьи. Супруги привыкают к тому, что они опять, как и в начале совместной жизни, остаются одни, или привыкают жить с семьями своих детей и воспитывать внуков.

Супружество пожилого возраста

Супружество пожилого возраста характеризуется проявлениями старости у обоих супругов. Снижается производительность труда и увеличивается число проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. На данном этапе супружеские отношения становятся предметом супружеской терапии лишь в исключительных случаях, и если это случается, то объясняется инволюционными или сенильными проявлениями патологических черт личности, эгоцентризмом и недостатком понимания потребностей партнера. При сужении социальных контактов в некоторых случаях усиливается давление на взрослых детей, особенно при их совместном проживании, что также может служить причиной возникновения конфликтов. Конфликты между стариками могут возникать как отражение их конфликта с «молодыми» или на основе различного отношения к ним. Общение с внуками обычно обогащает жизнь стариков.

Второй брак

В связи с высокой частотой разводов при супружеской терапии нередко приходится сталкиваться с партнерами, для одного из которых (или обоих) настоящий брак является вторым. При этом возникают специфические проблемы, которые пока плохо разработаны в специальной литературе. Наиболее часто наблюдаются два типа повторных браков: 1) женитьба разведенного мужчины среднего или пожилого возраста на более молодой, свободной и бездетной женщине; 2) женитьба разведенного мужчины, дети которого остались с матерью, на разведенной женщине с ребенком или несколькими детьми. Особые проблемы могут возникать при повторных браках вдовцов или вдов.

Брак разведенного мужчины со свободной и значительно молодой женщиной.

Любовная связь этих партнеров когда-то явилась основной причиной распада прежней семьи. Переживания в первоначально внебрачной связи настолько отличаются от привычной семейной жизни, полной обязанностей, что у мужчины вновь появляются энтузиазм и энергия. Он покидает семью, чтобы начать новую жизнь. Молодой женщине импонируют опытность мужчины, его знания и общественное положение, его уверенность в поступках, она восхищается им и одновременно находит в нем отцовские черты. Несколько другим представляется случай, когда давно разведенный мужчина ищет свободную женщину для создания новой семьи.

Отношения между ними вначале часто формируются на комбинации «родительского» и «детского» партнера, которые (согласно рассмотренным уже профилям брака) вполне совместимы. Дальнейшее развитие брака зависит от того, сохраняется ли данный тип отношений или же после некоторого периода времени, в течение которого молодая женщина развивается и созревает социально, она оставляет роль «детского» партнера и начинает проводить свою автономную линию, претендовать на главенство в семье. В результате она перестает с уважением относиться к поступкам своего более старшего мужа, которые раньше ей импонировали, и начинает с повышенной критичностью оценивать его привычки и меньшую гибкость в поведении. Не исключено, однако, что мужчина в начальный период второго брака сумеет хорошо приспособиться к повышенной гибкости поведения и сохранит ее в дальнейшем.

Определенные проблемы могут быть связаны с необходимостью материальной поддержки детей от первого брака, что снижает уровень жизни новой семьи, встречами мужа со своими детьми от первого брака, а также с некоторым неблагополучием в сексуальной сфере. Если разница в возрасте супругов значительна, возможно и временное уменьшение половой активности, которая постепенно возвращается к прежнему уровню; снижение сексуальной производительности и интенсивности часто не удовлетворяет сексуально реактивную молодую жену.

Второй брак с разведенной женщиной, имеющей детей.

В большинстве случаев разведенными бывают оба партнера, причем разница в возрасте обычно невелика. Оба были неудовлетворены в первом браке и в новый вступают с надеждой, что на этот раз супружеская жизнь будет лучше. Они уже имеют поучительный опыт, но, с другой стороны, стали менее гибкими, медленнее меняют свои привычки. Жена приводит с собой ребенка (или нескольких детей) от первого брака, ее новый муж становится отчимом. Дети от первого брака оказывают отрицательное влияние на согласие в новой семье. У приемного отца возникают проблемы в общении с ними, с их дисциплинированием, что ему сделать значительно труднее, чем родному отцу. Он может восприниматься детьми как незваный гость, отнимающий у них часть материнской любви. Они могут протестовать против любых его попыток сблизиться. Жена может чувствовать себя особенно уязвленной, когда муж критикует поведение «ее» детей. Кроме того, необходимо уважать права родного отца, что повышает неуверенность приемного (в какой мере он может претендовать на роль действительного отца в семье). Иногда приемный отец снимает с себя ответственность за детей, теряет авторитет, чувствует себя отстраненным от семьи. Проблемы воспитания «ее детей» он оставляет жене, а когда она делает это, по его мнению, неправильно, критикует ее или подавляет свои порывы, протест, что приводит к возникновению напряженности, появлению отрицательных эмоций. Напряженность иногда ослабевает или снимается с рождением собственного ребенка, но в ряде случаев она может усилиться, когда возникают проблемы в отношениях между «ее» и «их» детьми.

Преимущества второго брака по сравнению с первым заключаются в том, что партнеры уже не рассчитывают на «вечную», романтическую любовь и подходят к супружеству более рационально. Помня о той горечи, с которой нередко оканчивается первый брак, партнеры испытывают благодарность за все хорошее, что им представляет второй брак, и они стараются сохранить его, активнее его оберегают. Если же дисгармония в семейных отношениях возникает вновь, партнеры более подготовлены, мотивированы к супружеской терапии и сотрудничеству в ее рамках.

Интересным вопросом, требующим дальнейших подробных исследований, является следующий вопрос: как часто и при каких условиях второй брак бывает лучше, таким же или хуже, чем первый. У невротиков, лиц с патологическими чертами характера или с выраженным фрустрационным комплексом (еще с детских лет) во втором (и других) браке наблюдается тот же неудачный выбор партнера, отмечаются те же ошибки, которые привели к распаду первого брака.

Жена, которая развелась с мужем по причине его пристрастия к алкоголю, вновь выходит замуж за алкоголика. Муж, разведясь с женой-истеричкой, опять женится на истеричке. Муж (или жена) переносит типичное для него (или для нее) неадаптивное поведение из первого брака во второй, и отношения, которые привели к дисгармонии в первой семье, повторяются. Муж постоянно раздражает вторую жену (как и первую) невниманием, отсутствием интереса к домашним делам, задержками в пивной, придирчивостью, деспотичностью, вспыльчивостью или ревностью. Жена же своей истеричностью, постоянными замечаниями, причитаниями или театральными жалобами может (как и в первом браке) вызвать у мужа нежелание приходить домой. Кроме того, партнеры, как правило, игнорируют собственную роль в возникновении конфликта, целиком сваливая вину на другого, как это было в прежнем браке. Исправление сложившейся ситуации требует применения систематической групповой психотерапии.

Нормальные, адаптивные личности, по-видимому, чаще делают правильные выводы из предыдущей неудачи, выбирают для второго брака более адекватного партнера или ведут себя более разумно и тактично.

Мужчина, имевший в первом браке излишне эмоциональную жену, постоянно требовавшую проявлений внимания к себе, доказательств любви и восхищения ею, для второго брака выбирает скромную, тихую женщину. Мужчина, имевший в первом браке слишком заботливую жену, от чрезмерной опеки которой он чувствовал себя несмышленым ребенком, во второй раз выбирает женщину, с которой у него устанавливаются симметричные товарищеские отношения, или даже несамостоятельную женщину, рассчитывающую на его защиту и заботу, что позволит ему поддерживать в себе ощущение зрелости и чувство ответственности. Женщина, бывшая замужем за алкоголиком, желает найти для второго брака спокойного и непьющего человека, к которому она проявит исключительную приветливость и терпимость, если только он будет дорожить семьей, домом.

В этих случаях к ситуациям, требующим вмешательства супружеской терапии, относятся уже не те, что встречались в первом браке, а новые, связанные с особенностями поведения данного партнера.

Иногда во втором браке возникает проблема, связанная с отличием в поведении Нового партнера (в сравнении с предыдущим). Чувства и мотивация могут быть амбивалентны. Вот, например, что сказала одна из наших пациенток: «Мой второй муж - хороший человек, тихий и нежный, такой, какого я хотела. Первый мой муж был грубым и деспотичным, но это был мужик».

В браке вдовца со вдовой, у которых первый брак был спокойным и вполне благополучным, иногда возникают подрывающие супружество тенденции сравнения второго партнера с первым. Живой партнер никак не может помешать идеализации умершего. Воспоминания и нетактичные ссылки на пример умершего мужа могут вызвать напряжение и неудовлетворенность. Подобные ситуации чаще встречаются в семьях, где мать приводит с собой детей от первого брака. В анамнезе наших пациентов-невротиков иногда проскальзывают воспоминания о травмирующих психику поступках мачехи (или отчима). В супружеских консультациях с такими проблемами сталкиваются редко.

Кризисные ситуации в браке

Plzak описал два критических периода в развитии супружеских отношений. Наши клинические данные подтверждают его заключение.

Первый критический период наступает между 3-м и 7-м годом супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около 1 года .

Его возникновению способствуют уже известные факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию, учащение проявлений отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами вследствие частых столкновений. Кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов. Безусловно, присутствие указанных факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее.

В кризисной ситуации нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во взглядах, возникают молчаливый протест, ссоры, ощущение обманутости и упреки. Plzak рекомендует в таких случаях ограничить разговоры, касающиеся супружеских отношений, временно прекратить половые сношения, избегать проявлений романтической любви и совместного обсуждения практических проблем (например, воспитание детей).

Лучше ориентировать беседу на профессиональные интересы партнера, вести открытую жизнь, когда каждый из супругов не отказывается от своих интересов и связей (имеет свой круг друзей и т. п.), чем требовать от партнера общительности.

Второй кризисный период наступает примерно между 17-м и 25-м годом совместной жизни .

Этот кризис менее глубок, чем первый, он может продолжаться 1 год или несколько лет. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне, «пока не поздно».

На определенном уровне удовлетворенности браком и в соответствии с длительностью совместной жизни проставляются точки, которые затем соединяют кривой, что позволяет увидеть в динамике изменения степени удовлетворенности и периоды наступления кризисов. В графе «календарный год» отмечаются год заключения брака, даты каких-либо знаменательных событий и год заполнения формы.

В данной кризисной ситуации Plzak рекомендует запрограммированное отвлечение супругов от проблем старения и приобщение их к различным коллективным развлечениям, для чего потребуется какое-либо внешнее вмешательство, поскольку сами они, как правило, уже не могут проявить инициативу. Удобной формой такого отвлечения является групповой туризм, дополняемый краткими визитами к приятелям и посещением культурных центров. Если все же дело доходит до измен, не следует излишне драматизировать события, лучше немного подождать, пока у партнера пройдет повышенный интерес к внебрачным связям (чем чаще всего и заканчивается).

Для регистрации приведенных выше критических периодов была разработана карта (формуляр); в ней по горизонтальной оси отмечается количество совместно прожитых лет, а по вертикали - степень удовлетворенности супружескими отношениями Такая карта заполнялась различными людьми, здоровыми и невротиками.

Из 300 невротиков (110 мужчин и 190 жен щин), проживших в браке не менее 7 лет, у 12% первый супружеский кризис отмечался в период от 3 до 7 лет совместной жизни. В 31 % остальных случаев показатель степени удовлетворенности браком упал к нулевой отметке, отклонение в направлении неудовлетворенности отмечено в 43% случаев. У16% пациентов глубокий супружеский кризис наступил в период между 8-м и 12-м годом совместной жизни. Относительно спокойный период наблюдался между 13-м и 16-м годом совместной жизни, когда глубокий супружеский кризис возник только у 8% пар.

У 82 лиц из 300 продолжительность брака составляла не менее 17 лет. У тех, кого мы смогли проследить, кривая степени удовлетворенности браком снижается, доходя до второго супружеского кризиса в диапазоне 17- 25 лет совместной жизни. Снижение до уровня глубокого кризиса наблюдалось у 1 7% супружеских пар. У 22% пар снижение достигает нулевой отметки. У 40% от общего числа супружеских пар ни в первый, ни во второй критический период показатель степени удовлетворенности браком не опускался ниже нулевой отметки. У тех пар, которые продолжили совместную жизнь, отклонение при первом супружеском кризисе было значительно меньше средних показателей в группе.

Приведенные данные не свидетельствуют о неизбежности критической ситуации, но подтверждают существование предрасположенности к ее возникновению и появлению неудовлетворенности браком в критические периоды, отмеченные Plzak, в бопьшей степени в первый период и в меньшей степени - во второй. Центр тяжести первого супружеского кризиса смещается от 3-го до 6-го года совместной жизни; он может продлиться до 9 лет. К кризису могут привести и другие факторы, различные внешние влияния. Некоторые супружеские пары отмечают постепенное снижение удовпетворенности браком, другие более четко указывают период возникновения предкризисных ситуаций, иные констатируют длительный период удовлетворенности браком без выраженного его снижения. Приведенные данные, полученные нами у невротиков, ориентировочны; их следовало бы сравнить с результатами, полученными у здоровых людей.

На основании результатов анализа динамики супружеских отношений можно подвести некоторые итоги.

Прежде всего необходимо подвести супругов к выводу, что проблемы и кризисные ситуации в супружеской жизни имеют определенные закономерности, лежащие в основах супружеских отношений, и не следует искать вину за создавшуюся ситуацию лишь в поведении кого-либо из партнеров. Эти закономерности надо знать и учитывать, корректируя в соответствии с ними свое поведение. В критической ситуации прежде всего необходимо проявить терпение, избегать опрометчивых поступков и решений.

Объясняя эти положения, необходимо дать пациенту (или обоим супругам) описанный выше формуляр, на котором они должны построить кривую, отражающую степень удовлетворенности или неудовлетворенности своими супружескими отношениями. Если полученная кривая имеет хотя бы некоторое сходство с типичной кривой Plzak, следует убедить супругов в том, что в их случае речь идет не о чьей-то индивидуальной вине, а о проявлении общей закономерности. Одновременно с этим наклассической кривой Plzak можно продемонстрировать пациентам оптимистические тенденции в развитии брака и привести их к убеждению, что им необходимо немного подождать, проявить терпение и их отношения, как на классической кривой, начнут налаживаться.

Семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.

Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:

  • 1. внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи;
  • 2. семья молодоженов;
  • 3. семья с маленькими детьми;
  • 4. семья с подростками;
  • 5. выход повзрослевших детей из семьи;
  • 6. семья на поздней стадии развития.

В. А. Сысенко выделяет:

  • 1. совсем молодые браки -- от 0 до 4 лет совместной жизни;
  • 2. молодые браки -- от 5 до 9 лет;
  • 3. средние браки -- от 10 до 19 лет;
  • 4. пожилые браки -- более 20 лет совместной жизни.

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

  • 1. Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.
  • 2. Брак -- принятие супружеских социальных ролей.
  • 3. Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.
  • 4. Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода -- возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.
  • 5. Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

6. Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) (Навайтис Г., 1999).

Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья стадия (по классификации Картера и Мак-Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

Несмотря на то, что количество пар, живущих в гражданском браке, с каждым годом увеличивается, желающих узаконить свои отношения хватает. Почему одни влюбленные создают семьи, растят детей и вместе преодолевают трудности, а другие разочаровываются друг в друге и разводятся? Дело в том, что не всем под силу преодолеть этапы развития семейных отношений. Тысячи людей не могут смириться с переменами чувств, они не понимают, что любовь не ушла, она приобрела новую форму.

Какие бывают этапы развития семейных отношений?

Этап первый. Влюбленность, встречи, ожидания и расставания, нежность, страсть, романтика Так бурно начинаются отношения. Влюбленные не представляют жизнь друг без друга, считают минуты до назначенного свидания. Жизнь после свадьбы меняется: появляются обязанности, выдвигаются обоюдные требования. Начало семейной жизни может сопровождаться неуверенностью в правильности выбора. В период встреч мы боготворим друг друга, видим достоинства, а недостатки стараемся не замечать. В семейной жизни все по-другому. Находясь под одной крышей, становятся заметными все промахи в поступках и издержки характера. Некогда бывшая снисходительность меняется на раздражение и гнев. Этот этап можно назвать «ПРИТИРКОЙ». Супруги узнают друг друга с нового ракурса и стараются как-то вместе сосуществовать. Женщина расслабляется, теряет «лоск», она замужем, программа минимум выполнена. Мужчина становится менее внимательным, женщина в его собственности, можно взять передышку. Изменения в худшую сторону становятся заметными, начинаются упреки и ссоры. Чтобы с достоинством пережить этот этап, нужно оставить партнеру собственной пространство и не пытаться его переделать.

Этап второй. Супруги «обтёрлись» , узнали положительные и отрицательные стороны друг друга, научились жить на одной территории. Сексуальная жизнь стала менее эмоциональной, уже не устраиваются скандалы по пустякам, в отношениях появляется некая сдержанность. Пара понимает, что семейная жизнь – это не только праздник, это еще и сложности. Оба партнера успели хорошо узнать свою вторую половину, с одной стороны это замечательно, а с другой… Чувство непредсказуемости ушло, мы предсказываем наперед поведение любимого человека. Те фразы или действия, которые нравились раньше, теперь раздражают. Муж и жена могут передвигаться по квартире и часами не замечать один другого, они не против проводить досуг раздельно. Появляется желание задержаться на работе или у друзьей. Если ситуация усугубляется, один из партнеров может предложить пожить раздельно. Дальше может развиваться два сценария. Один заканчивается страстным примирением, другой – разводом. Чтобы не осуществился сценарий под номером два, нужно понимать, что предпосылок к разводу нет, супруги просто устали друг от друга. Необходимо внести новизну в отношения: отправиться в путешествие, разнообразить сексуальную жизнь, сменить имидж, устраивать романтические прогулки и т. д.

Этап третий. Осознанный этап семейной жизни . Оба партнера успели понять, насколько важно сберечь семью. Они научились дорожить отношениями и теперь не ругаются из-за мелочей. Разногласия быстро забываются, супруги научились друг другу уступать. На третьем этапе между мужчиной и женщиной появляется связь на психологическом уровне, они очень сблизились и не представляют свою жизнь без своего спутника. Они срослись в одно целое.

Этап четвёртый — Этап взаимного уважения . Супруги стараются не расстраивать друг друга, подстроились под чужие интересы. Вместе они пережили много радостей и невзгод, время сделало их друзьями. Пара отдает предпочтение общению с близкими людьми. К сожалению, на этом этапе секс становится редким и однообразным, это единственный подводный камень этого периода.

Этап пятый – Настоящая любов ь . Дети выращены, пара живет друг для друга. Если в молодости они любили друг друга за красоту, сексуальность и другие достоинства, теперь они любят душой. Прежде, чем вы достигнете такого «высшего пилотажа», придется съесть не один пуд соли, выстоять ураганы, пережить тайфуны семейных испытаний.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь