Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Слайд 2

Взаимная любовь Юноша и девушка с детства испытывают симпатию друг к другу, их чувства проверены временем, а в глазах родственников и знакомых они давно считаются сложившейся парой. В этом случае ничто не мешает им заключить брак по достижении совершеннолетия. Разумеется, они могут и не спешить с этим, отложив женитьбу на несколько лет, чтобы определиться в жизни, стать самостоятельными и только после этого создать семью. Или молодые люди познакомились недавно, полюбили друг друга и через некоторое время собрались подавать заявление в ЗАГС. Но он (или она) - «единственное чадо» в семье, которого любили и лелеяли с самого рождения, и родители, безусловно, желая своему ребенку счастья, могут оказаться против его выбора. При этом они в состоянии в значительной степени повлиять на отношение молодых людей друг к другу, особенно если они являются непререкаемым авторитетом для своего ребенка.Но любовь - очень сильное чувство, и после общения с любимым человеком снова предпринимается попытка оформить отношения. В такой ситуации решение о браке может приниматься и откладываться до бесконечности, психологически выматывая всех участников конфликта.

Слайд 3

Слайд 4

Обстоятельства. В жизни часто возникают обстоятельства, при которых принимается решение о необходимости оформления отношений. Это решение может диктоваться соображениями нравственного порядка, корыстью и семейными обстоятельствами. Порядочный мужчина, еще не обремененный узами брака, обязан сделать предложение женщине, которая ждет от него ребенка. Последнее слово в такой ситуации остается за женщиной. Прекрасно сознавая, что тот человек не испытывает ответных чувств, он ничего не требует взамен. Нередко предложение руки и сердца делается с корыстными целями. Причем корысть может преследоваться как делающим предложение, так и принимающим его. Чтобы удержать около себя любимого человека, любящий идет на любые ухищрения. В такой ситуации царит эгоизм чистой воды.

Слайд 5

Улучшение материального положения. Решение о вступлении в брак с нелюбимым человеком может быть обусловлено жела­нием повысить свой жизненный уровень. Обыч­но в таком тандеме один получает деньги, вто­рой - весьма привлекательного партнера для брака, как бы подтверждающего своей красо­той финансовое положение второго.Подобное решение может приниматься также для поправки финансового положения семьи. Человек сознательно приносит себя в жертву, освобождая родных от «лишнего рта» или рассчитывая помогать им материально из бюджета новой семьи. Благодарность человеку, помогшему в трудную минуту, может со време­нем перерасти в любовь.

Слайд 6

Традиции. На Кавказе и во многих восточных странах мнения жениха и невесты при заключении брака не только не учитываются, но и попросту игнорируется. Но самое удивительное, что против подобного диктата родителей молодые не оченьто и протестуют, ведь это дань много­вековым традициям. Решение о браке принимается ближайшими родственниками, иногда даже до рождения будущих супругов. Это может быть нужно для примирения враждующих семей, сохранения «чистоты крови» или повышения социального статуса.

Слайд 7

Слайд 8

Безысходность. Во многих семьях существует лидер, определяющий семейную политику. Это может быть тиран, приказы которого должны выполняться беспрекословно, зануда, своими нравоучениями доводящий всех до «белого каления», или аферист, периодически ввергающий семью в долговую яму претворением в жизнь своих и чужих сомнительных проектов. У детей в таких семьях возникает вполне естественное желание покинуть родственников как можно быстрее и видеться с ними как можно реже. В подобных ситуациях решаются даже на брак с нелюбимым человеком, лишь бы только уехать из дома. Если у будущего супруга есть отдельная квартира или комната, то шаг к соз­данию новой семьи делается еще быстрее.

Слайд 9

Одиночество. Одиночество противно человеческой натуре, человеку свойственно желание найти свою вторую половинку, способную разделить и радость, и печаль. Одни решают повторно вступить в брак в зрелом возрасте, после смерти супруга (супруги), другие - для создания новой полноценной семьи после неудачной предыдущей попытки. Именно одиночество толкает человека на такой поступок, надеждой заживляя «ожоги» от прошлых несчастий и неудач. Часто это делается ради ребенка, чтобы дать ему возможность расти в полной семье.

Слайд 10

Слайд 11

Подражание. Человек, не имеющий собственного мнения, чтобы в глазах окружающих выглядеть личностью самодостаточной, стремится подражать другим. И даже к вопросу о создании брака он подходит именно с этих позиций «Все создают семью, так почему мне не сделать то же самое?» Встретятся два таких «подражателя», при­мут решение заключить брак (просто потому, что все так делают) и серенько, ни от кого не от­личаясь, проживут всю жизнь. Но это, разумеет­ся, в лучшем случае. В худшем же такие люди, даже вступив в брак, остаются друг для друга абсолютно чужими, а стало быть, ни о каком взаимопонимании, уважении и тем более любви и речи быть не может. Неудивительно, что вся эта затея обречена на провал. Некоторые «подражатели» остаются на всю жизнь холостяками, причем вовсе не потому, что такова их жизненная позиция, а из-за того, что в их окружении достаточно много одиноких людей, которым они, собственно, и подражают.

Слайд 12

Амбиции. Совеем другое дело - амбиции. Амбициоз­ные люди решаются на брак только после того, как достигнут цели, которую поставили перед собой сами или которую определил для них любимый человек. Причем иногда процесс достижения цели так увлекает их, что сама цель в результате становится неинтересной. Упрямство. Если в человеке силен дух противоречия и он с детства делает все наперекор родителям и друзьям, то и в зрелом возрасте он будет принимать решение вопреки чьим-то советам.

Слайд 13

Слайд 14

Безрассудство. Безрассудные решения о создании семьи часто возникают из-за неожиданно вспыхнувшей страсти между мужчиной и женщиной. Решение соединиться узами брака в таких случаях, как правило, основано на сек­суальных ощущениях («она мне подходит «от» и «до»). Позже может наступить разочарование, потому что физической совместимости оказывается недостаточно для создания семьи. Подобные браки редко оказываются продолжительными. Обида. После ссоры с любимым (любимой), назло ему или от обиды, человек может решиться на брак с кем-то другим. Но злость на любимого человека может обернуться ненавистью к супругу (супруге) и иметь трагические последствия. Нередко после примирения любящих сторон или осознания ошибки подобные помолвки или браки расторгаются.

Слайд 15

Самоутверждение. Порой, создавая семью, человек движим желанием самоутвердиться. Он считает, что только такое решение избавит его от психологического (физического) давления окружающих. После вступления в брак для него возможны 3 варианта: 1. Он не сможет занять главенствующую роль в семье и, оставшись на второстепенных ролях, ничего в своей жизни не изменит. После такой неудачи он смирится и проживет «счастливой» семейной жизнью долгие годы. 2. Он займет главенствующую роль в семье. Но, получив официальное право на лидерство, станет тираном или занудой, подавляющим своим «авторитетом» всех домашних. 3. Если семья была создана по обоюдной любви, у человека могут «распрямиться крылья». и он реализует свой духовный и физический потенциал. . Жалость. Жалость никогда не заменит любви. Реше­ние о вступлении в брак в таком случае принимается из жалости к любящему челове­ку. При этом жалеющий «разрывается» между жалостью и здравым смыслом, в связи с чем бракосочетание может постоянно отклады­ваться.

Слайд 16

Слайд 17

Собственники. Естъ люди, которые всю жизнь пользуются только своей тарелкой, своей ложкой, своей чашкой. Они вступают в брак, чтобы обзавестись очередной «собственностью». В данном случае решение о создании семьи принимается один раз и на всю жизнь. Любовь здесь вообще не играет никакой роли. Экстремалы. Есть люди, которым в жизни постоянно не хватает впечатлений, как положительных, так и отрицательных. Для них вступление в брак может быть сродни очередному приключению. По той же причине они могут принять и решение о разводе

Посмотреть все слайды

Брак - это сложнейший социальный институт, являющийся совокупным результатом взаимодействия факторов социального, природного, индивидуального и общественного, единичного и общего характера. Стабильность как самого брака, так и основанной на нем семьи в значительной мере будет зависеть от содержания и характера мотивов заключения брака. Исследование этих мотивов позволяет выяснить механизм формирования будущих брачно-семейных отношений и спрогнозировать их положительный или отрицательный социальный потенциал.

В научной литературе “мотив” принято рассматривать как побудительную причину действий и поступков человека. Исходным побуждением человека к деятельности являются его потребности. В любой сложной деятельности всегда выделяется мотив, играющий ведущую роль /4, 875/. По мнению А.Н. Леонтьева, “ мотив мы употребляем не для обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее” /1, 300/. Р.С. Немов отмечает, что “мотив - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий” /3, 465/.

Л.Б. Шнейдер выделяет три мотива на брак:

1) Мотив “факт брака”. Главная движущая сила в этом случае - намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга “Пора!”. При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания - жениться или выйти замуж. В общем неважно, какой именно партнер рядом.

2) Мотив “определенный тип брака”. В этих случаях действуют более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты и соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений.

3) Мотив “определенного человека”. Избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми слабостями и недостатками. Делается сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства /5, 158-159/.

Мотивы вступления в брак можно рассматривать не как кратковременный душевный порыв, а как длительный процесс, в результате которого взгляды, установки и ориентации, сформировавшиеся в определенной обстановке, побуждают людей к активизации своей деятельности в направлении удовлетворения своих социальных и природных потребностей в браке. В этом случае представляется естественным, что чем выше степень зрелости взглядов и установок на брак, тем выше и социальная зрелость порождаемых ими мотивов вступления в брак. Мотивы могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми психологическими факторами, побуждающими и направляющими поведение человека. К.Г. Юнг в статье “Брак как психологическое отношение” пишет о том, что молодому человеку дана возможность неполного понимания как других, так и самого себя, поэтому он не может быть удовлетворительно осведомлен о мотивах других людей, в том числе и о своих собственных. В большинстве случаев он поступает, как правило, под влиянием бессознательных мотивов. Бессознательные мотивы по Юнгу имеют как личностную, так и всеобщую природу. Прежде всего это мотивы, вызванные родительским влиянием. В этом смысле для молодого человека определяющим является отношение к матери, а для девушки - к отцу. В первую очередь это степень связанности с родителями, которая бессознательно влияет на выбор супруга, поощряя или затрудняя его. Бессознательная связанность усложняет выбор и вызывает своеобразные модификации /5, 159/.

Среди мотивов поиска брачного партнера, по данным Н.Ф. Федотовой и Л.А. Филипповой (1977), наиболее часто указываются: стремление к половой близости, желание проявлять заботу (эти мотивы чаще отмечаются мужчинами), желание испытывать заботу (чаще отмечаются женщинами), желание любить и быть любимым (чаще у женщин), стремление найти подобного себе человека, желание быть понятым. Мотивация на организацию семьи сильнее выражена у женщин, чем у мужчин. З.И. Файнбург (1970) сводит мотивацию брака к трем основным причинам: биологической, социально - культурной и экономической /2, 222/.

Мотивы вступления в брак существенно зависят от социального положения субъекта, его пола, возраста, имеющихся ценностей жизни и других факторов. У большинства молодых людей главным мотивом выбора будущего супруга называлась любовь (А.Г. Харчев, 1979; С.И. Голод, 1984, 1990; Н.Г. Юркевич, 1970). Так, по данным обследования в 2002 - 2003 годах, этот фактор отмечен у 70 % студентов. Отмечается и роль материального фактора в выборе супруга, то есть желание быть материально обеспеченным (“брак по расчету”). Играет роль и желание связать свою судьбу со знаменитым, популярным, известным в обществе человеком (“покупаться в лучах его славы”), стремление к семейному уюту, боязнь одиночества, желание иметь детей и проявлять взаимную заботу (все это чаще отмечается девушками). С возрастом (от 18 до 30 лет) различия между мотивами вступления в брак у мужчин и женщин уменьшаются. Е. Ильин отмечает, что наибольшее сходство наблюдается в случаях, когда муж несколько старше жены, а наибольшее расхождение - когда жена старше мужа /2, 222/.

В то же время, несмотря на, казалось бы, наиболее приемлемую причину брака - любовь, она не гарантирует прочности брака (Д.М Чечота, 1976). Все дело в том, что под одним и тем же мотивом (“по любви”) скрываются разные потребности (чувства). Когда под любовью понимается сексуальное влечение (“эрос”), то она не является гарантией прочного брака, если не подкреплена другими потребностями и мотиваторами из нравственной сферы человека. Только в тех случаях, когда любимый воспринимается как незаменимый по своим индивидуальным качествам и целью любви является не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости через радость другого человека (такая любовь называлась древними греками “агапе”), исключается возможность “пресыщения” партнером и отказа от него /2, 223/.

Известный психолог А.Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним он относит: общность интересов, уязвленное самолюбие, ловушка неполноценности, интимная удача, взаимная легкодоступность, жалость, выгода, месть (“назло обидчику”), боязнь одиночества. Данные мотивационные модификации могут быть осознаны, и тогда, при условии, что люди не лукавят сами с собой, намерения серьезны, а ответственность за семейную жизнь принимается в полном объеме, есть шанс, что брак может оказаться успешным /5, 160/. За рамками аналитической психологии исследователи выделяют три большие группы брачных мотивов. В первую группу входят эмоционально-этические мотивы, во вторую - мотивы самореализации, в третью - мотивы долга и обязанности. Вероятно, принятие решения о вступлении в брак определяется всей совокупностью брачных мотивов, просто один из них становится ведущим. Таким мотивом повсеместно является любовь /5, 161/.

Таким образом, можно утверждать, что для вступающих в брак, мотивы, которыми они при этом руководствуются, являются фундаментом, на котором затем можно строить семейные отношения. Формирование мотивов - это сложный и длительный процесс, в течение которого в сознании индивида складываются определенные взгляды по вопросам брака и семьи. При этом содержание (взглядов) определяется характером социально-экономических условий, духовного потенциала общества, господствующих традиционных установок и норм поведения.

Литература:

1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Московского университета, 1981. - 584 с.
2. Мотивация и мотивы / Е. Ильин. - Спб.: Питер, 2003. - 512 с.
3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выс. пед. учеб. зав.: в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1.: Общие основы психологии. - 688 с.
4. Педагогическая энциклопедия / И.А. Каиров, Ф.Н. Петров. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1965. - 912 с.
5. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.

Наиболее значимой для предбрачного периода является мотивация принятия решения о вступлении в брак. Принятие решения нередко полимотивированно. Как правило, выделяют такие мотивы: любовь, долг, духовная близость, материальный расчет (выгода), психологическое соответствие, моральные соображения, традиции, бегство от родителей, одиночество, месть.

Любой из этих мотивов может оказаться ведущим, либо, принимая решение о вступлении в брак, партнеры пойдут на компромисс. Однако, с нашей точки зрения, ведущим мотивом вступления в брак является любовь, да и молодые люди чаще всего на первое место ставят все-таки любовь, подчеркивая значимость данного феномена для жизни человека.

Любовь как мотив вступления в брак. Долгое время теме любви в академической психологии не уделялось должного внимания. В рамках психологической науки систематический анализ проблем любви начался в 40-е гг. XX в. Первые работы о любви были в основном теоретическими. В них подчеркивались сложность и комплексность феномена «любовь», выдвигались различные теории любви, однако до сих пор общепризнанной концепции любви не разработано. Начиная с 90-х гг. XX столетия появляется большое число эмпирических исследований различных аспектов феномена «любовь» и любовных отношений.

В философской энциклопедии понятие «любовь» определяется как «нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту». Специфическим содержанием этого чувства, с точки зрения философов, являются самоотверженность, самоотдача и возникающая на этой основе духовная близость.

Многие психологи считают любовь избирательным отношением к представителю противоположного иола как к уникальной целостной личности.

Направленность на объект любви не должна быть односторонней, эгоистичной и предполагает отождествление себя с объектом любви, замену «Я» на «мы» (но без потери своей индивидуальности). В связи с этим уместно привести слова Э. Фромма, который настаивает на том, что любовь прежде всего должна быть волевым актом. Любовь , согласно его точке зрения, - не только чувство , это и решение , и суд , и обет.

В современной психологии существуют модели любви, которые условно могут быть разделены на «пессимистические» и «оптимистические».

Теоретики пессимистического направления подчеркивают момент зависимости влюбленного от объекта его любви и связь любви с отрицательными переживаниями, прежде всего со страхом потери любви и партнера. Любовь, по их представлениям, делает человека тревожным, демонстрирующим виктимное поведение, низкую самооценку, а также агрессивность, зависть, ревность и т.п. Согласно этой модели один партнер как бы растворяется в другом, подчиняя свою личную, профессиональную жизнь в угоду успеху партнера, теряя свою индивидуальность. В такой паре отношения выстраиваются не по принципу «мы», а по модели «я для него». В предельных случаях любовь может быть симптомом личностной патологии.

«Оптимистические» модели связаны в первую очередь с концепцией А. Маслоу и других представителей гуманистической психологии. Любовь в этих моделях характеризуется психологическим комфортом и благополучием, удовлетворенностью отношениями и является основным ресурсом для решения семейных конфликтов и трудных жизненных ситуаций. Краеугольным камнем «оптимистических» моделей является представление о возможности каждого партнера реализовать свой личностный потенциал, свои жизненные потребности. При этом в паре сформирована положительная установка на партнера, демонстрируется понимающее и поддерживающее поведение. Такая любовь делает людей счастливыми и обеспечивает возможности долгого благополучного брака мужчины и женщины. Психологи считают, что любовь складывается из обмена приятными для человека словами и действиями, который продолжается достаточно длительный период. Супружество может быть успешным, если оба партнера принимают решения и совершают поступки, которые позволяют каждому из супругов чувствовать себя любимым и ценимым.

Как возникает любовь? Российский семейный психолог Л. М. Панкова выделяет три стадии рождения любви.

  • 1. Интерес, симпатия, влечение . Мы говорим: «Он (она) мне нравится». Этого вполне достаточно для первого сближения, возникновения дружбы между юношей и девушкой. Такие отношения могут быть длительными и недолговременными, романтичными или будничными, но они всегда очень приятные, поднимают настроение, хотя пока ни к чему не обязывают. Когда есть человек, которому ты нравишься и который нравится тебе, повышается жизненный тонус, активизируются личные действия по самоусовершенствованию.
  • 2. Восхищение, восторженность, влюбленность, страсть . Эти чувства уже создают определенную напряженность и накал, они возникают всегда, но утомляют, выбивают из ритма, требуют своего разрешения. Жить в состоянии страстного возбуждения трудно. Страсть либо должна погаснуть, либо получить удовлетворение. Если чувства одного подогреваются и поощряются другим, возможность превращения дружеских отношений симпатизирующих друг другу мужчины и женщины в любовный роман становится реальностью. Далее все зависит от воспитания, культуры, волевых компонентов, нравственных установок и т.д., т.е. от самой личности.
  • 3. Поклонение, уважение, преданность . Можно испытывать страсть как наваждение, но любить человека, не уважая его, нельзя. На этой стадии любовь приводит мужчину и женщину к принятию решения о вступлении в брак.

Любовь, прошедшая все три фазы развития, и есть индивидуальное чувство на всю жизнь.

С данной точкой зрения частично можно согласиться. Действительно, как показывает практика, может случиться так, что страстная предбрачная любовь не становится залогом успешной семейной жизни в будущем. Сильные эмоции могут помешать ориентации партнеров на личностные характеристики или будут носить второстепенный характер, они уменьшают точность взаимоотношений и взаимопонимания, способствуют идеализации партнера. А идеализация партнера и любовь к партнеру, как уже отмечалось, - это не одно и то же.

Продолжая разговор о любви, стоит отметить интересные рассуждения американского психолога и психотерапевта Р. Мэя о единстве любви и воли - в этом его позиция совпадает с Э. Фроммом.

Р. Мэй утверждал, что современное общество страдает от нездорового разделения любви и воли. Понятие любви связывается с чувственным влечением, отождествляется с сексом, тогда как понятию воли приписывают значение упорной решимости в достижении целей и реализации каких-либо амбиций. Когда любовь рассматривается только как секс, она становится явлением временным и лишается обязательств; воля исчезает и остается только желание. Поэтому Мэй предлагает объединить волю и любовь. Для зрелой личности и любовь, и воля означают стремление вовне, к другому человеку. Любовь и воля сообща обеспечивают чувство заботы в отношениях к ближнему, помогают понять необходимость выбора, подразумевают действие и требуют ответственности. Не случайно психологи выделяют в «структуре любви» ответственность и обязательство, сексуальные отношения и доверительное общение.

Р. Стернберг, профессор психологии Йельского университета, создал свою теорию любви, которую назвал триангулированной. Смысл триангулированной модели состоит в том, что, согласно представлению Стернберга, настоящая любовь должна обязательно включать в себя три компонента: интимность, страсть и преданность. Эти компоненты любви можно уподобить сторонам треугольника: в зависимости от их соотношения форма и площадь подобных «виртуальных» треугольников, символизирующих ту или иную любовь, будут различаться.

Интимность является эмоциональным компонентом любви, который подразумевает близость и взаимную поддержку. Этот элемент, как правило, увеличивается по мере формирования отношений.

Страсть является элементом мотивации и отражает сексуальную сторону любви. Стернберг уподобляет страсть наркотику, который манит людей и сулит им наслаждение, но далеко не всегда оправдывает ожидания. Как и в случае с наркотическим привыканием, внезапное охлаждение одного из партнеров может вызывать у другого эффект отмены, проявляющийся в приступах депрессии и душевной боли. По мере развития отношений между людьми страсть на внешнем уровне постепенно уменьшается, хотя по предположению автора остается в скрытой форме в виде «позитивного потенциала».

Третий элемент в этой модели - преданность , по мысли автора, представляет собой когнитивный (познавательный) компонент любви 1 . С нашей точки зрения, преданность можно рассматривать как обязательство, ответственность.

В плане лучшего понимания понятия «любовь» интересны работы американского психолога Зика Рубина, который предложил свою методику развития взаимоотношений влюбленной пары на основе двух мотивов: любви и симпатии (расположения), т.е. он разделял «люблю» и «нравится».

Опираясь на выводы 3. Рубина, уже в обыденном понимании любовь и симпатия (расположение) различаются не только количественно (любовь как высшая степень расположения), но и качественно. В расположении преобладает оценочный компонент: нравиться может только тот, кто обладает какими-то положительными или желательными качествами (в данном случае неважно - реальными или воображаемыми), а в любви это необязательно. Любовь - не расположение, а напряженная потребность в данном человеке, страстное желание обладать, заботиться о нем, быть ему нужным независимо от оценки его качеств .

Авторами настоящего учебника было проведено исследование представлений современной российской молодежи о любви. Для сбора эмпирических данных применялись: цветовой тест отношений (ЦТО), разработанный под руководством А. М. Эткинда; методика «Изучение представления о любви», разработанная Р. Р. Калининой и А. А. Мироновой; авторская методика «Незаконченные предложения».

Результаты всех трех методик дают основания утверждать, что представления о любви у современной молодежи имеют определенные особенности, обусловленные половыми различиями.

Для ЦТО Эткинда содержательными единицами были выбраны следующие слова и словосочетания: «Любовь», «Любовь как переживание», «Любовь как действие», «Человек, который любит», «Человек, которого любят».

Статистически значимые различия обнаруживаются при ассоциировании понятия «Любовь как переживание». Мужчинам «переживания» представляются чем-то неясным, овеянным некой туманностью, близким к депрессии и глубокой рефлексии чувств. Для женщин «Любовь как переживание» - это способность получать удовлетворение от желаний, стремлением к привязанности. Любовные переживания женщин характеризуются рефлексией чувств и надеждами на реалистичное будущее.

Так же статистически значимые различия выявлены в понятии «Человек, который любит». В понимании женщин он предстает активным, стремящимся к реальным достижениям, открытым человеком с большими надеждами, которому свойственны сильные эмоции и рефлексия чувств. Мужчины понимают «Человека, который любит» как мечтательного, для которого характерны надежды и волнения по поводу будущего, а также желание в самоутверждении и потребность в привязанности.

Среди остальных понятий выборы мужчин и женщин в большинстве своем являются общими. Например, мужчины и женщины одинаково понимают «Любовь как активную деятельность», для которой характерны сильные эмоциональные переживания, стремление к успеху и потребность в самореализации. «Человек, которого любят» понимается молодежью как открытый, ожидающий встреч, для такого человека характерно смотреть вперед и надеяться.

Психологическое содержание понятия «Любовь», полученное по результатам методики Р. Р. Калининой, имеет как общие, так и различные характеристики для мужчин и женщин. Так, общим для всех мужчин и женщин является раскрытие понятия «Любовь» через описание чувств, эмоций, причем как положительных, так и отрицательных, которые могут характеризовать любовь как счастье и боль, радость, страдание и ревность. Также для мужчин и женщин в основном характерно понимание любви как межличностных отношений, под которыми могут подразумеваться взаимопонимание, уважение, и в то же время присутствуют упоминания о негативных сторонах отношений: измена, безответная любовь. Половина мужчин и женщин понимают любовь как сексуальные отношения.

Мужчины гораздо чаще женщин склонны к пониманию любви через описание семейной жизни, т.е. им более свойственно понимание любви как брака, родительства, совместной жизни. Женщины, в свою очередь, чаще мужчин склонны понимать любовь через описание личностных качеств, таких как искренность, ответственность, честность, самоотверженность, доброта.

Анализ результатов авторской методики «Незаконченные предложения» дополняют информацию, полученную в ходе предыдущих исследований, и дают основания утверждать, что «Любовь» мужчинами и женщинами понимается двойственно. Мужчины о любви женщины пишут, что это «редко вызываемое чувство, игра, изменчива, обманчива»; женщины, в свою очередь, характеризуют любовь мужчины как «разрушительную, непостоянную, непредсказуемую; зависит от секса». Образ себя как любящего человека мужчины описывают такими словами, как трепетный, легко ранимый. Женщины характеризуют свою любовь, как «всеобъемлющую, настоящую, хрупкую, награду» .

Каковы же возможные причины исчезновения любви из отношений мужчины и женщины, состоящих в браке? Ведь даже респонденты опросов, отмечающие, что ведущим мотивом вступления в брак были расчет, выгода, все-таки говорят о наличии любви к партнеру. На этот вопрос можно попытаться ответить с использованием следующих аргументов.

В отношениях предбрачной пары выделяются, кроме любви, такие чувства, как влюбленность, частичная любовь. Любовь - это дружба, нежность, узнавание внутренних достоинств, принятие и понимание индивидуальности партнера, детерминант личностного роста. Э. Фромм рассматривал любовь как умение, чувство и волевой акт. Он писал, что любви надо учиться, постепенно овладевать ее теорией и практикой. Зрелая любовь является одной из наиболее важных человеческих эмоций, означая единение при индивидуальных поступках. Любовь - это активная сила, характеризующаяся заботой о другом человеке, открытостью, уважением и пониманием другого человека.

Влюбленность характеризуется концентрацией внимания на внешних данных парнера (влюбляться в глаза), его общественном положении и т.д. В ситуации частичной любви отношения в паре строятся в основном на сексуальном влечении партнеров друг к другу.

Здесь уместно показать различия между любовью и влюбленностью. Необходимость этого продиктована тем, что при принятии решения о вступлении в брак молодыми людьми, возможно, движет отнюдь не любовь, а влюбленность.

И. Ю. Полякова, О. И. Панова, А. Ю. Меньшова приводят следующие различия между этими понятиями (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Любовь и влюбленность: восемь различий

Влюбленность

Не ориентирована на ответственность

Ответственность, дисциплина, развитие, постоянство

Это переживание особых романтических эмоций, у которых есть шанс перерасти в любовь

Основой любви является влюбленность как необходимая ее составляющая (первая ступень)

Влюбленность не имеет прочного фундамента: совместных интересов, творческих дел, которые требуют развития и самостоятельного формирования

Это объединяющее начало, поэтому между партнерами обязательно должны быть общие интересы, дела, цели, перспективы, в которые каждый вкладывает свои силы, душу

Чаще всего связана с идеальным образом (она иллюзорна). Человек более любит свое чувство, чем реального человека с его достоинствами и недостатками. Одним словом, влюбленный человек «любит любовь»

Направлена на объект - определенного человека: на принятие его таким, какой он есть. Любовь - это свобода, так как позволяет партнерам быть самими собой: не играть роли, не носить «маски»

Длится до первых испытаний, которые являются проверкой на прочность и истинность

Возрождается, укрепляется и развивается в испытаниях и трудностях

Более направлена на себя, на удовлетворение личностных потребностей, личностных желаний

Ориентирована на партнера и совместное творческое развитие, что включает такие качества, как способность жертвовать личными интересами ради общих дел; поддержка, взаимопомощь, умение отдавать и делиться

Окончание табл. 2.2

Таким образом:

  • влюбленность - это задатки, а любовь - способность и талант;
  • влюбленность - эго эмоционально-чувственное состояние, а любовь - творчество;
  • влюбленность - это образ (роль), а любовь - истинное лицо;
  • влюбленность - это идеализация, а любовь - принятие;
  • влюбленность - это юность, а любовь - зрелость;
  • влюбленность кратковременна и множественна, любовь длительна;
  • влюбленность - такое состояние, когда не знаешь, за что любишь, а любовь - когда осознаешь, ради чего любишь .

Рассматривая вопрос о причинах исчезновения любви из отношений супругов, стоит упомянуть так называемые ловушки любви, которые ошибочно могут быть восприняты предбрачной парой как любовь и стать мотивом для принятия решения о вступлении в брак, что в дальнейшем, возможно, приведет к возникновению трудных ситуаций в супружеском взаимодействии.

Ловушки любви - это то, что человеком интерпретируется как любовное чувство, но на самом деле не имеет отношения к любви. Вот некоторые из них:

  • ловушка неполноценности - неуверенный в себе человек, неудачник в сфере межличностных отношений может интерпретировать чувство, возникающее к тому, кто хорошо к нему относится, проявляет внимание и заботу, как любовь. Но это скорее благодарность, а не любовь;
  • ловушка жалости - брак из чувства долга, желания покровительствовать. В эту ловушку чаще всего попадают женщины и мужчины покровительствующего типа;
  • уязвленное самолюбие - если кто-то не замечает или отвергает человека, то у него появляется потребность победить, сломить сопротивление;
  • взаимная легкодоступностъ - быстрое и легкое сближение создает иллюзию полной совместимости и безоблачной жизни на брачном горизонте;
  • ловушка выгоды - в чистом виде брак по расчету. Нередко заключение супружеского союза оказывается выгодным для одного или обоих партнеров. Тогда под вывеской любви скрываются меркантильно-экономические интересы; согласно некоторым данным, для женщин это главным образом материальная обеспеченность будущего мужа, а для мужчин - заинтересованность в жилплощади жены;
  • обоюдное актерство - партнеры играют романтические роли в соответствии с ожиданиями друг друга, друзей и близких и, чтобы не обмануть эти ожидания, выйти из принятых ролей уже не могут;
  • сексуальный комфорт - эта ловушка уготовлена тем, кто считает, что сексуальная совместимость, которую они ошибочно интерпретируют как любовь - основной детерминант супружеской гармонии;
  • общность интересов часто также может быть принята за любовь, особенно в значимых видах деятельности.

Возможно, причиной исчезновения любви из отношений мужчины и женщины также можно считать ее амбивалентную природу, т.е. то, что любовь может приносить и радость, и боль. И. С. Кон отмечает, что такое переплетение положительных и отрицательных эмоций характерно не только для любви, но и для других аффективных переживаний. Он пишет: «Поскольку страсть принципиально неутолима, удовлетворение означает ее угасание и смерть; она всегда двойственна, амбивалентна, а ее объект вызывает поочередно и даже одновременно любовь и ненависть» .

Ученых и практиков в области психологии супружеских отношений уже давно интересует вопрос о сохранении чувства любви в брачной паре. Еще И. М. Сеченов, обращаясь к вопросу о сохранении любви, различал три последовательные фазы в ее развитии:

  • 1) платоническая любовь - это любовь с еще ^определившимися половыми желаниями;
  • 2) любовь-обладание у в которой на место неопределенных половых стремлений заступают яркие, трепетные ощущения любви;
  • 3) любовь по привычкву когда партнер стал «половиной» другого партнера. (На наш взгляд, любовь по привычке здесь рассматривается позитивно, а не так, как принято в современном обществе - с негативным оттенком.)

Вывод И. М. Сеченова: если человек один раз пережил все эти фазы любви, едва ли он может страстно любить во второй раз. Повторные страсти - признак неудовлетворенности предшествующими любовными отношениями. Добавим, что, возможно, человек испытывал состояние влюбленности, неоправданной идеализации партнера, или же за чувство любви было принято то, что мы обозначили понятием «ловушки любви».

Считается, что чувства могут ослабляться не вследствии угасания любви, а вследствии действия двух ее законов: интериоризации и ритма.

Закон интериоризации описывает своеобразное «свертывание» и уход этого чувства вглубь сознания. Любовь не обязательно покидает супругов с годами, если, конечно, они не растеряли ее в мелких ссорах, конфликтах. Чаще всего с течением времени просто утрачивается новизна впечатлений, наступает привыкание к происходящему в отношениях, да и к самому чувству любви. В результате любовь либо тихо угасает (что редко), либо (что чаще всего) ждет своего часа.

Закон ритма состоит в периодической смене положительных и отрицательных отношений. Подобное характерно для любых отношений - любовных, дружеских, даже профессиональных. Что касается любви, то даже в счастливом браке отношения могут меняться. Страстная любовь, когда другой супруг занимает достаточно большую часть внимания, а его образ, воспоминание о нем вызывают положительные эмоции, может несколько меняться, приобретать форму спокойного восприятия партнера и отношений с ним, порой наступает некоторое охлаждение, даже появляется раздражение. Это нормальная ситуация в развитии любовных отношений. Главное, чтобы супруги имели способность понимать, что такое может происходить, и давать возможность отдохнуть друг от друга, не заполнять собой внимание партнера, а предоставить ему возможность побыть одному. Вот почему психологи советуют супругам поддерживать и развивать любовь, ведь любовь - не только чувство, но и действие.

Таким образом, рассматривая любовь как ведущий мотив вступления в брак, можно отметить, что она будет жизнеспособна только при условии ее понимания не только как чувства, но и как действия, а также если в ее структуре присутствуют такие важные компоненты, как ответственность, интимность (доверительное общение) и секс. Это дает нам основание ответить на вопросы тех, кто говорит, что любовь постепенно исчезает из отношений партнеров, что она является далеко не позитивным мотивом в принятии о вступлении в брак. Ответ может быть таким: «Любовь - это не только и не столько любование звездами, закатами и восходами, она предполагает усилия, действия, обязательства, отвественность перед собой и партнером». Об этом очень хорошо и правильно сказал Антуан де Сент- Экзюпери: «Любить - значит смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении».

Другие мотивы вступления в брак. Исследуя мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях , отечественные семейные психотерапевты Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис в шкале психологических причин формирования неблагополучных семейных отношений также обозначили любовь одним из мотивов вступления в брак. Однако по рангу он находится на последнем месте. Главными здесь, по мнению ученых, являются следующие мотивы, которые могут привести к распаду супружеских отношений или хроническим конфликтам :

- бегство от родителей - часто означает пассивный протест против власти и авторитарности родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей ее реальной полноте;

долженствование - ведущий мотив для принятия решения вступить в брак в ситуации незапланированной (неожиданной, нежелательной) беременности партнерши. Психологи называют такой брак «браком вдогонку», когда в молодой супружеской паре возникают проблемы, характерные сразу для двух периодов супружества - адаптации к супружеской жизни (медовый месяц, построение ролевой структуры, выстраивание отношений с родителями партнера и т.д.) и периода подготовки к рождению первого ребенка;

  • - одиночество - характерен для людей, которые переживают экзистенциальную пустоту или по разным причинам не смогли сформировать брачные отношения (негативные родительские послания, неконструктивные жизненные сценарии, деструктивные отношения в родительской паре, собственный негативный опыт в построении супружеских отношений и т.п.);
  • - месть - используется в ситуации, когда один из партнеров был отвергнут и из мести, в короткий срок, не завершив отношения, в большей степени на эмоциональном уровне вступает в брак с другим человеком .

Л. Б. Шнейдер описывает три мотивации на брак.

  • 1. Мотивация па сам факт брака . Главная движущая сила в этом случае - намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других людей при реализации лозунга «Пора!». При этом партнер является только средством для исполнения заветного желания - жениться или выйти замуж, и в общем-то неважно, какой именно человек рядом. Главное, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет, все силы тратятся на его поиски. Сами по себе такие действия не окрашены в негативные тона. Во многих случаях брак стартует именно с этой позиции, и многие люди, имевшие серьезную потребность в семейной самореализации, долго и счастливо - во всяком случае, благополучно - живут в браке. Проблема возникает, когда впоследствии встречается человек, способный вызвать сильное чувство. Такой вариант даже не рассматривается как психологическая измена, так как внутренняя убежденность свидетельствует, что законный супруг был всего лишь средством.
  • 2. Мотивация на определенный тип брака . В этих случаях действуют более уверенные в себе люди: они ориентируются на партнера, который способен осуществить их мечты, соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. В прежнее время для девушки признаком успешного замужества был брак с капитаном дальнего плавания, артистом, дипломатом, для юноши - женитьба на дочке известных людей, начальников. В нынешние времена символом успешного замужества является брак с иностранцем или иностранкой, богатым человеком, фотомоделью. Сам но себе этот факт не несет отрицательной окраски, дай бог, как говорится, прожить в любви и согласии. Проблемы опять-таки возникают, если в жизни встречается другой или другая. Такие оценочно- сравнительные выборы могут происходить в жизни многократно: всегда можно найти кого-то еще лучше.
  • 3. Мотивация на определенного человека . В этом случае избранник воспринимается как конкретный, реальный человек со всеми слабостями и недостатками. Конечно, мог бы встретиться и лучше, и красивее, но это ничего не меняет. Это сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.

5.2. Мотивы вступления в брак

В современной психологии различают три мотива вступления в брак (Л. Б. Шнейдер, 2000).

Брак ради брака - потому что «пора завести семью, родить детей». При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания - жениться или выйти замуж. И в общем, все силы тратятся на поиски партнера, не вызывающего неприязнь. Сами по себе такие действия не окрашены в негативные тона, и люди, имевшие серьезную потребность в семейной самореализации, могут жить в браке долго и счастливо или, во всяком случае, благополучно. По выражению И. С. Тургенева, можно даже «дожить до любви». Недаром в народе существует поговорка: «Стерпится - слюбится». В одном из рассказов А. П. Чехова речь идет о том, как родители поженили двух молодых людей. Финал же этого рассказа таков: «Сегодня мы празднуем нашу серебряную свадьбу. Четверть столетия вместе прожили! Сначала жутко приходилось. Бранил ее, лупцевал, принимался любить ее с горя… Детей имели с горя… Потом… ничего себе… попривыкли… А в настоящий момент стоит она, Зоечка, за моей спиной и, положив ручки на мои плечи, целует меня в лысину». Проблемы возникают, когда впоследствии встречается человек, который способен вызвать сильное чувство. Такой вариант даже не рассматривается как психологическая измена: ведь внутренняя убежденность свидетельствует, что законный супруг был всего лишь средством.

Мотивация на престижный тип брака. В этих случаях действуют более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. Престижность же меняется в зависимости от изменений в обществе. Когда-то, в предвоенные и послевоенные годы, для женщины признаком успешного замужества был брак с офицером, с капитаном дальнего плавания, артистом, дипломатом. Для юноши - брак с дочкой известных людей, начальников. В недавние времена успешным признавался брак с иностранцем или иностранкой, богатым человеком, для новых русских - с фотомоделью. Сам по себе этот факт не несет отрицательной окраски. Дай бог, как говорится, дожить в любви и согласии. Проблемы опять-таки возникают, если в жизни встречается другой или другая. Такие оценочно-сравнительные выборы могут происходить в жизни многократно: всегда можно найти кого-то еще лучше.

Мотивация на брак с любимым человеком является наиболее распространенной. В этом случае избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми достоинствами и недостатками. Конечно, могут встретиться и лучше и красивее, но это ничего не меняет. Это был сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства.

Результаты опроса Всероссийского центра исследований общественного мнения (ВЦИОМ) показали, что большинство москвичей - 63 % - женятся и выходят замуж из желания быть с любимым человеком в законном браке. Женщины называют эту причину чаще - в 70 % случаев, по сравнению с 54 % у мужчин, однако около 18 % москвичек и 30 % москвичей признались, что вступают в брак по расчету.

Для мужчин важной причиной для заключения брака также является продолжение рода. Ее назвали 42 % респондентов. Опрос среди женщин показывает, что ради продолжения рода выходят замуж 27 % из них; 6 % женщин и 27 % мужчин назвали в качестве причины создания семьи боязнь одиночества и желание иметь стабильную старость.

Брак как психологическое отношение, по Юнгу (1995), имеет ряд особенностей:

2) неизбежность создания счастливого брака через превращение бессознательных мотивов в осознаваемые;

3) возможность установления психологических отношений в браке только во второй половине жизни;

4) взгляд на конфликтную атмосферу как непременное предусловие осознавания.

К. Г. Юнг пишет о том, что молодому человеку дана возможность неполного понимания как других, так и самого себя, поэтому он не может быть удовлетворительно осведомлен о мотивах других людей, в том числе и о своих собственных. В большинстве случаев он поступает под влиянием бессознательных установок.

Бессознательные установки, по Юнгу, имеют как личностную, так и всеобщую природу. Прежде всего это мотивы, вызванные родительским влиянием. В этом смысле для молодого человека определяющим является отношение к матери, а для девушки - к отцу. В первую очередь это степень связанности с родителями, которая бессознательно влияет на выбор супруга, поощряя или затрудняя его. Сознательная любовь к отцу или матери способствует выбору супруга, сходного с отцом или матерью.

Юнг полагает, что если инстинкт не изуродован, то выбор супруга может оставаться свободным от этих влияний, но все же они - раньше или позже - станут ощутимыми помехами. По Юнгу, инстинктивный выбор является наилучшим с точки зрения поддержания рода, но он отмечает, что с психологической точки зрения такой брак не всегда бывает счастливым, так как между инстинктивной и индивидуально развитой личностью зачастую имеется большая разница.

Женитьба - это дорогая плата за бесплатно выстиранные носки.

А. Б. Добрович (цит. по Л. Б. Шнейдер, 2000) выделена большая группа конкретных мотивов, побуждающих человека вступать в брак:

Обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли;

Общность интересов, когда совпадение интересов, общее увлечение принимают за родство душ;

Уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь «заветного» любой ценой, стимулирует азарт и жажду победы через обладание «непокорным»;

Ловушка неполноценности, в которой сливаются воедино установка благодарности и ощущение реализации «последнего шанса»;

Интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака;

Взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях;

Жалость, она же в вариантах вины, долга, воспринимается как «собственная доблесть» и позволяет играть на сцене жизни весьма благородную роль;

Порядочность, когда брак стимулируется мнением ближайшего окружения и ответственностью перед ним;

Выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие;

Месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершают «назло обидчику»;

Боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни.

По данным социологических опросов, проведенных в нашей стране в 1980-х гг., материальную обеспеченность как мотив брака назвали всего 3,1 % женщин, тогда как общность взглядов, интересов - около 30, любовь - около 50 % (В. Т. Лисовский, 1986). В начале XXI в. произошли некоторые изменения в мотивах вступления в брак (табл. 5.2). Любовь называют уже почти в два раза реже, снизился и такой показатель, как общность взглядов и интересов (А. М. Швец с соавт., 2006).

Таблица 5.2. Мотивы вступления в брак, количество случаев, % (180 пар)

О. В. Митина и В. Ф. Петренко (2000) выявили брачные предпочтения российских и американских женщин (рис. 5.1).

Наиболее предпочтительным для российских женщин (в основном это были москвички) является брак с человеком более высокого социального статуса или с простым человеком, хорошим хозяином, живущим «земными» проблемами. За этими выборами, отмечают авторы, просматривается желание найти в браке безопасность, стабильность, гарантированный уровень жизни. Для американок наиболее предпочтителен муж-бизнесмен, хотя велика доля женщин, хотевших иметь мужа более высокого социального статуса.

Потребности, удовлетворяемые в браке. Взаимоотношения супругов во многом определяются тем, насколько их брак позволяет удовлетворять потребности и цели каждого. Среди этих потребностей и целей все авторы выделяют коммуникативные: потребность в общении, в теплых, сердечных межличностных отношениях. Взгляд на то, что дает семья с точки зрения удовлетворения коммуникативных потребностей, у женщин и мужчин, по данным Л. А. Коростылевой (2000), практически одинаковый: 2) избавляет от одиночества; 3) приносит счастье материнства и отцовства. Однако для женщин в удовлетворении коммуникативных потребностей характерны и некоторые особенности.

Так, У. Харли (1992) показано, что у женщин основными потребностями, реализуемыми в браке, являются: 1) романтическая атмосфера в семье, нежность, проявляемая мужем; 2) потребность в общении (возможность поговорить с мужем обо всем, что случилось за день); 3) честность и открытость в отношениях с мужем. Мужчины надеются удовлетворить в браке такую коммуникативную потребность, как моральная поддержка со стороны жены.

Сходные данные получены Т. В. Андреевой и Т. Ю. Пипченко (2000): у женщин ведущими потребностями-ожиданиями от мужей были следующие: 1) проявление нежности и заботы; 2) искренность и открытость в отношениях с мужем;

3) потребность в общении.

Рис. 5.1. Брачные предпочтения российских и американских женщин. Вопросы: 1 - выйти замуж за человека более высокого социального статуса; 2 - выйти замуж за простого человека, хорошего хозяина, живущего «земными» проблемами; 3 - выйти замуж за человека другой национальности; 4 - выйти замуж за любимого человека с очень низкими доходами без перспективы их увеличить; 5 - выйти замуж за бизнесмена; 6 - выйти замуж за человека, посвятившего свою жизнь науке; 7 - выйти замуж за человека искусства (музыканта, поэта, артиста); 8 - выйти замуж за иностранца и уехать жить за границу; 9 - выйти замуж за военнослужащего; 10 - выйти замуж за политического деятеля; 11 - выйти замуж за рабочего; 12 - находиться на содержании у состоятельного мужчины; 13 - выйти замуж за «звезду» (спорта, эстрады, кино); 14 - выйти замуж без любви, по расчету; 15 - выйти замуж за фермера; 16 - выйти замуж за человека другой расы; 17 - не выходить замуж, полагая, что лучше прожить жизнь одной; 18 - выйти замуж за глубоко религиозного человека; 19 - выйти замуж за представителя криминальных структур

Мужчины меньше были склонны анализировать и осознавать свои потребности, связанные с браком. Молодые мужчины указывали на потребность в моральной поддержке. Потребность в совместном проведении отдыха с женой ими не отмечалась.

Взгляд на то, что дает семья, у женщин и мужчин, по данным Л. А. Коростылевой (2000), практически одинаковый.

1) служит опорой в трудную минуту;

2) избавляет от одиночества;

3) приносит счастье материнства;

4) упорядочивает интимную жизнь;

5) налаживает быт, режим питания.

1) служит опорой в трудную минуту;

2) избавляет от одиночества;

3) налаживает быт, режим питания;

4) приносит счастье отцовства;

5) упорядочивает интимную жизнь.

Неудачи мужчин и женщин в строительстве семьи обусловлены, считает У. Харли (1992), незнанием потребностей друг друга, а постоянная неудовлетворенность хотя бы одной из потребностей приводит к внебрачным связям. Он выделил по пять основных потребностей для мужей и жен, исполнения которых супруги ожидают друг от друга. У мужчин это: 1) половое удовлетворение; 2) спутник по отдыху; 3) привлекательность жены; 4) ведение домашнего хозяйства; 5) моральная поддержка женой. У женщин основными потребностями являются: 1) романтическая атмосфера в семье, нежность, проявляемая мужем; 2) потребность в общении (возможность поговорить с мужем обо всем, что случилось за день); 3) честность и открытость в отношениях с мужем; 4) финансовая поддержка отца семейства; 5) посвященность семье (роль отца).

Возрастные особенности. Т. В. Андреева и Т. Ю. Пипченко (2000) выявили, что в различные периоды зрелости имеются значительные различия в потребностях-ожиданиях.

У женщин в возрасте 20–30 лет ведущие потребности-ожидания от мужей следующие: 1) проявление нежности и заботы; 2) половое удовлетворение; 3) искренность и открытость в отношениях с мужем; 4) финансовая поддержка; 5) потребность в общении. Часть опрошенных подчеркивала важность физической защиты со стороны мужа, чувство безопасности.

Для 30-40-летних женщин значимость потребностей несколько меняется: 1) искренность и открытость; 2) посвященность семье и воспитанию детей; 3) финансовая поддержка; 4) проявление нежности; 5) потребность в общении.

Для 40-50-летних женщин важными являются следующие потребности: 1) посвященность семье и детям; 2) помощь по дому; 3) финансовая поддержка; 4) нежность; 5) искренность в отношениях.

Женщины 50–60 лет главными считали: 1) финансовую поддержку; 2) помощь мужа по дому; 3) посвященность семье; 4) искренность и открытость; 5) нежность.

Мужчины меньше были склонны анализировать и осознавать свои потребности, связанные с браком. Молодыми мужчинами отмечались такие потребности, как сексуальная и моральная поддержка. Потребности в совместном проведении отдыха с женой и в ее привлекательной внешности не отмечались.

Сложность удовлетворения потребности в сохранении собственного Я состоит в том, что в глазах каждого из супругов собственное Я выглядит значительно привлекательнее, чем Я другого. Кроме того, гендерные ожидания мужчин и женщин могут расходиться. Например, А. А. Тагановой (2002) было выявлено, что девушки в описании своего идеала женщины дают характеристики, относящиеся к доминированию, а юноши - характеристики подчиняющегося поведения.

Из книги Сказки и сказкотерапия автора Соколов Дмитрий Юрьевич

Сундук (Сказка вместо вступления) Одному волку надоела волчья жизнь, и он посватался к лисе. К открытке хотел он приложить сердце и лапу, да сердце так и не решил, чье, и приложил только лапу. Лиса ему не отказала. «За счастие почту, любезный муженек, - писала она, - ваши

Из книги Книга сказочных перемен автора Соколов Дмитрий Юрьевич

Вступления Вступление 1.Прежде всего, это КНИГА СКАЗОК. Хорошая сказка обладает самоценностью, как стихотворение или мелодия. Она может выиграть от огранки и красивой упаковке, но все упаковки быстро будут выброшены, огранки триста раз сотрутся, а вот хорошая сказка живет

Из книги Разблокируй свою память: запомни все! автора Мюллер Станислав

Вместо вступления Стамбул. Пятнадцатое июня 2006 года. Офис на четвертом этаже в центре этого удивительного, как будто не имеющего возраста, города. В первом ряду среди занимающихся в группе голографической памяти – шестидесятилетняя оперная певица. Свободно поет на пяти

Из книги Стань гением! [Секреты супермышления] автора Мюллер Станислав

Вместо вступления Заканчивается очередной курс по управлению мышлением. Уютный зал, в котором на протяжении многих лет я веду большинство своих тренингов, располагает к общению. Один из участников группы, аспирант педагогического университета, рассказывает

Из книги Вспомни всё [Секреты суперпамяти. Книга-тренажер] автора Мюллер Станислав

Вместо вступления ПрактикаСтамбул, 15 июня 2006 года. Офис на четвертом этаже в центре этого удивительного, словно не имеющего возраста города. В первом ряду среди занимающихся в группе голографической памяти – шестидесятилетняя оперная певица. Она свободно поет на пяти

Из книги Преображение. Путевые заметки автора Калинаускас Игорь Николаевич

Вместо вступления «А зачем вообще все это надо? Зачем надо находить свое Я, а потом с ним мучиться?» Вопрос сложный. А ответить на него практически нечего, потому, что никто и не знает, «зачем». Почему с одним человеком это случается, а с другим нет?Я уже рассказывал, и не один

Из книги Любовные реки, семейные берега (Архетипические сюжеты семьи и рода) автора Соколов Дмитрий Юрьевич

Три вступления Направляем луч осознанияСюжетов взаимодействия между людьми множество. Их так много, что я бы не взялся назвать их поименно, как никто пока не взялся; а кто брался – с тем лично я мог бы очень поспорить. Кто из нас может сказать: я ВСЕ это знаю? Но собрав

Из книги Стратегии выдающихся личностей автора

Вместо вступления Начало XXI века ясно говорит нам: грядет эра Человека Духовного. Кто это не поймет, очень быстро оставит этот мир, который вынужден самоочищаться, как всякое загрязненное место в Природе. Регенерация неизбежна, ибо человек в своем эволюционном движении

Из книги Как создать идею для лидера автора Бадрак Валентин Владимирович

ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ Начало XXI века ясно говорит нам: грядет эра Человека Духовного. Кто это не поймет, очень быстро оставит этот мир, который вынужден самоочищаться, как всякое загрязненное место в Природе. Регенерация неизбежна, ибо человек в своем эволюционном движении

Из книги Расскажите дочке, как... Откровенно о сокровенном автора Стельникова Офелия Мартиросовна

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Важность вступления в брак Брак может показаться иллюзорным вариантом решения проблемы одиночества, потому что некоторые браки не ис­ключают одиночества супругов. Это даже может показать­ся отчаянным решением, потому что брак - все-таки обя­зательство перед другим

Из книги Основы личной безопасности автора Самойлов Дмитрий

ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ Я смотрю на себя как на ребёнка, который, играя на морском берегу, нашёл несколько камешков поглаже и раковин попестрее, чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины расстилался перед моим взором неисследованным. Исаак Ньютон Почему

Из книги Книга о счастье автора Лоргус Андрей

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

5.4. Возраст вступления в брак В дореволюционной России существовали различные возрастные ограничения вступления в брак. Например, предельный брачный возраст - 80 лет, а для вступления в брак старше 60 лет требовалось специальное разрешение архиерея. В 1917 г. эти

Из книги Эффект Люцифера [Почему хорошие люди превращаются в злодеев] автора Зимбардо Филип Джордж

Сложные мотивы и социальные мотивы Человеческое поведение сложно, и у любого действия обычно имеется больше одной побудительной причины. Я полагаю, что цифровые снимки из тюрьмы Абу-Грейб также стали продуктом множества мотивов и сложных межличностных отношений, а не

Из книги Как разговаривать с кем угодно. Уверенное общение в любой ситуации автора Роудз Марк

Физический аспект: стиль вступления Каждая ситуация требует выбора стиля вступления: подчиненного, нейтрального или доминирующего. Это не оценочные категории: «доминирующий» значит не «агрессивный», а просто «властный». И «подчиненный» не значит «слабый». Это три

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь