"Она искренно, матерински любит своего сына, любит его потому только, что она родила его, что он ее сын, а совсем не потому, чтобы она видела в нем проблески человеческого достоинства"
(В.Г.Белинский.)
Примеров материнской любви очень много,как и проявления любви очень различны-от "слепой" материнской любви,на грани самопожертвования,до холодной и аристократичной сдержанности чувств,приносящий страдания от недостатка материнской любви.Образ матери часто лишь присутствует в произведениях,рядом с главными героями,но чувства,надежды,переживания материнского сердца очень схожи,каждая мать желает своему ребёнку счастья и добра,но каждая делает это по-своему,поэтому разные выражения любви объединяют общие черты.Приведу несколько примеров:
Комедия Фонвизина "Недоросль" и "слепая "материнская любовь госпожи Простаковой,обожающей Митрофанушку.Для неё сын-это "свет в окошке",она не видит его пороков,недостатков и такое обожание приводит к предательству сына.
Паустовский К.Г. "Телеграмма"-всепрощающая материнская любовь старушки,которая ждёт свою дочь каждый день,оправдывая эгоизм и чёрствость дочери её занятостью на работе.Забытая дочерью,мать так и умирает в одиночестве,опоздав на похороны,дочь только тогда понимает свою ошибку,но уже слишком поздно.
Толстой А.Н. "Русский характер" -не обмануть сердце матери,мать любит сына таким,каков он есть,а не как он выглядит.После ранения,сын вернулся домой под чужим именем,боясь своего уродства.Мать сразу узнала его,её сердце ёкнуло-"родной мой Егорушка",главное жив,а остальное не важно.
Гоголь Н.В. "Тарас Бульба"-трогательная любовь "старушки" матери к сыновьям,она не может на них наглядеться,но не смеет им рассказать о своих чувствах.Хрупкая и нестарая женщина,любит всем сердцем сыновей и …"за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю".
Пермяк Е.А. "Мама и мы"-сдержанность чувств матери,приводит к ошибочном выводам сына.Только спустя годы,сын понимает,как сильно мама любила его,просто не показывала это "на людях",а готовила его к жизненным трудностям.Только любящая мать, может провести зимой,в метель и мороз, всю ночь в поисках сына.
Чехов А.П. "Чайка"-недостаток материнской любви и страдания Константина.Мать предпочла карьеру,воспитанию сына.Сын не безразличен матери,но её выбор и предпочтения в жизни,приводят к трагедии.Сын не перенёс тяжести отсутствия матери в своей жизни,он застрелился.
Несколько примеров материнской любви показывают,насколько важно это чувство, как для детей,так и для родителей.Забота,ласка, понимание,безотчетная любовь матерей очень важны при воспитании ребёнка,но не менее важны и ответные чувства детей,пусть даже когда они уже становятся взрослыми."Лучше поздно,чем никогда".
Наверное, каждый человек рано или поздно приходит к мысли о том, что нет на свете ближе и роднее матери. Это женщина, которая не просто подарила жизнь, но и помогла стать тем, кем каждый из нас сегодня является. Невозможно переоценить ее вклад в развитие и становление личности. Каждого из нас в трудные минуты согревает материнская любовь: безграничная, нежная. Она как лучик солнца, пробивающийся через темные тучи будничных дней.
Если провести опрос людей на улицах, то ответы могут быть достаточно разнообразными и порой интересными. Любовь - это чувство. А каждый чувствует определенным образом и описать это может абсолютно разными словами. Кроме этого, такое понятие имеет глубокий философский смысл, трактовать который можно с разных позиций. Например, есть различия между тем, что чувствуем мы к противоположному полу и понятием "материнская любовь". Аргументы для каждого из этих вариантов будут различаться.
В любом случае можно сказать, что это чувство - возвышенное состояние человека. Испытывая любовь, мы посылаем во Вселенную положительную энергию, излучаем свет огромной силы.
Интересно, что еще в древней Греции выделяли несколько понятий любви:
Первый вариант - это восторженная любовь, похожая на почитание объекта или поклонение ему. Вторым термином можно описать дружеские взаимоотношения, обусловленные социальными связями. Сторге - это нежность, которая особенно подходит для описания понятия "материнская любовь". Последняя разновидность - это чувство, не обусловленное никакими рамками. Так можно описать отношение верующих к Богу.
Чаще всего первые теплые чувства к ребенку женщина начинает испытывать уже в период беременности. Каждая помнит те волнительные моменты, когда малыш впервые начинал шевелиться в животе, вызывая ни с чем не сравнимые переживания. Если в этот период спросить женщину о том, что такое материнская любовь, определение будет расплывчатым и не совсем ясным. Потому что, лишь взяв на руки ребенка, проведя с ним дни, месяцы и годы, можно ответить на такой вопрос правильно.
Но не стоит забывать, что все равно одинакового определения невозможно получить. Для кого-то - это забота, для других - безграничная вера, поддержка.
Еще до появления малыша можно проявлять свою любовь по отношению к нему. Например, петь колыбельные песни, читать сказки, разговаривать с ним. И как утверждают ученые, все это будет услышано и принято ребенком. Он будет понимать, что его ждут. А ведь это так важно. Момент родов сопровождается болезненными ощущениями не только для матери, но и для ребенка. Поэтому поддержка и вера в лучшее скажутся благоприятно. Думаем, каждый понимает, как это радостно, когда тебя кто-то ждет.
Однако самые невероятные чувства, яркие и многогранные, испытывает человек, впервые увидевший своего ребенка. Точно так же, как и малыш, который за девять месяцев своего существования, никогда не видевший солнца, вдруг оказывается в залитой светом комнате. Он щурит глаза, вдыхает воздух и плачет. В этот момент как никогда ему нужна материнская любовь, которая способна окружить его заботой, подарить покой и уверенность в будущем.
Оказавшемуся в огромном новом мире маленькому человеку нужен наставник, проводник, помощник. И все это он ищет в лице своей матери.
Нужно помнить, что существуют самые разнообразные примеры материнской любви: в истории, литературе, жизни. И, знакомясь с ними, можно понять, что есть положительного в этом чувстве, а что может отразиться негативным образом.
Необходимо постоянно стремиться к пониманию и осмыслению своих чувств и взаимоотношений с ребенком, чтобы дать ему самое лучшее, не травмировав. Ведь если долго смотреть на солнце, можно ослепнуть - вот и постоянно окруженный чрезмерной любовью человек может потерять важные жизненные ориентиры.
Сложно определить, каким должно быть это чувство по своей силе, интенсивности и объему. С этим вопросом можно обратиться к церкви. В одной из проповедей священник спросил прихожан: «Если в вашем доме случится пожар, кого вы первым будете спасать: супруга или ребенка?» И, не дождавшись ответа, сам произнес правильный вариант: "Супруга!" Это человек, который является вашей частью, неотъемлемой половинкой. Вас невозможно разделить. Именно супруг поможет в трудные минуты, окажет поддержку и проявит заботу. Если не будет его, то и потомства не следует ждать. А что касается детей - Бог вам их дал, он же может и забрать.
Принять такое может не каждый верующий, а что уж говорить об обычных людях. Для многих сила материнской любви имеет первостепенное значение. Она превосходит все другие чувства. Однако, изучая вопрос детальнее, можно прийти к однозначному выводу, что на первом месте - любовь между мужчиной и женщиной. Именно она создает пространство, наплоенное светом и добротой, которое станет основой для счастливого детства.
Вопрос отношений между родителями и детьми, мужем и женой затрагивается уже много тысячелетий. Но если примеры недостатка любви мы встречаем в литературе, театре, музыке, кино, то о чрезмерном проявлении этого чувства говорят достаточно редко. А ведь оно может вызывать не менее худшие последствия. К сожалению, сегодня люди недостаточно понимают, насколько пагубной, негативной может быть чрезмерная материнская любовь. Она ломает судьбы, разрушает семьи и порой даже убивает.
Каковы же причины возникновения такого сильного чувства? Во-первых, это может быть непонимание собственных жизненных целей. Не имея понятия о том, зачем она здесь, в этом мире, женщина считает, что главное - это воспитание детей, которые становятся смыслом ее жизни. С этого и начинаются проблемы. Во-вторых, зачастую все это идет из глубины семьи, передается по наследству. В-третьих, причиной могут стать определенные религиозные взгляды, влияние современных тенденций воспитания, когда ребенок ставится на первое место.
Еще два чувства, которые заставляют окружать чадо чрезмерной любовью, - чувство собственности и жалость.
Всего этого нужно тщательно избегать, дабы не нанести непоправимого ущерба личности собственного ребенка.
Рассматривая вопрос отношений между детьми и родителями, можно уйти глубоко в дебри, но так и не понять, какой должна быть материнская любовь. Аргументы, приводимые двумя сторонами, порой кардинально различаются, но иногда и поддерживают общую мысль, например, о том, что для ребенка это чувство играет достаточно важную роль. Благодаря любви матери малыш чувствует себя более уверенно, защищено и, следовательно, комфортно.
Только вспомните о том, как, ударившись в детстве ручкой или ножкой, вы прибегали в слезах. Мама просто целовала ее, и боль проходила. Точно так же и в более серьезных вопросах - ребенку достаточно ощущения плеча для того, чтобы достигать больших результатов.
Изучая классические примеры художественных произведений, невозможно найти ответа на вопрос о том, что такое материнская любовь. Определение этого чувства многогранно и заслуживает описания в толстенном постулате. Да и образ матери практически не встречается в произведениях русских писателей как один из главных. Зачастую это второстепенные персонажи. Но при этом все они, описанные в разные времена разными людьми, имеют общие черты. Чаще всего авторами показывается любовь, не знающая границ. Такие чувства описаны в произведениях «Недоросль» Фонвизина, «Капитанская дочка» Пушкина, «Тарас Бульба» Гоголя.
В каждом доме и даже в каждом подъезде найдется человек, который пострадал от любви. Кому-то ее не хватало, а над кем-то она довлела. Такие люди обычно страдают от множества болезней, часто это алкоголизм и другие виды зависимости. Они могут быть неуверенными в себе и закомплексованными. Для того чтобы такие примеры материнской любви встречались как можно реже, необходимо постоянно работать над собой.
Несмотря на то что в христианской вере любви к супругу отводится большее значение, здесь все же имеется место молитвам о детях. Причем это не просто слова, в которых мать просит прощения или отмаливает перед Богом свое чадо. Это молитвы, помогающие создать защиту, окружить ребенка светлой энергией на протяжении всей жизни. Как вы понимаете, материнская любовь - это не только то, что женщина дает сыну или дочери, но и то, что она чувствует, думает. Все это мать посылает во Вселенную, которая, отражая лучи, направляет свет на малыша.
Невозможно однозначно рассматривать чувства к ребенку, ведь сколько людей - столько и мнений. Для каждого она своя - материнская любовь. Значение этого чувства в нашем понимании складывается годами на основе собственного опыта, переживаний и ярких моментов.
Мама… как много в этом слове. Это свет, доброта, та сила, которая способна свернуть горы, возродить к жизни и спасти от самого страшного недуга. Говорят, что отец любит ребенка за то, какой он есть, а мать – за то, что он есть. То есть любовь матери безусловное и самое постоянное из всех чувств, присущих человеку. Что такое материнская любовь – в этой статье.
Как это нередко случается, до появления у женщины своего собственного ребенка она не понимает, что такое материнская любовь. Но как только возьмет на руки живой комочек и заглянет в бездонные глаза, то, как говорят, пропадает. Сложно определить природу этого чувства, ведь она заложена в нас генетически и определяет движение эволюции. Любовь матери – это то, в чем нуждается беззащитный младенец, не способный к самостоятельной жизни, и если он ее не получает, то может и погибнуть. Мать любит свое чадо априори. Ей все равно, как он выглядит, как учится и какой у него характер.
Она найдет оправдание любому поступку и сумеет найти достоинства в недостатках. Не каждая мать способна на проявления нежности, заботы и тепла, ведь многое зависит от того, в какой атмосфере она сама выросла, но в трудную минуту и в ситуации опасности она готова защищать своего ребенка до последней капли крови. В современном обществе этого не требуется в буквальном смысле слова. Любовь заключается в желании и необходимости отдавать, растить, учить, кормить и одевать. Как говорят, готовить себе старость, ведь дети – наше будущее.
Если женщина не махровая эгоистка, он поступится собственными желаниями ради своего ребенка. Она уже не одна – рядом с ней ее часть, и она готова подарить ей целый мир. Вместе с чадом радоваться и плакать, расти и учиться новому, познавать мир. Она сделает все, чтобы вырастить полноценного члена общества, даст и научит всему тому, что знает сама, поможет реализоваться, встать на ноги. Желающим знать, на что способна материнская любовь, можно ответить, что на многое, если не на все.
Она свернет горы ради ребенка, будет искать лучших врачей, если он болен, лучших учителей, если у него есть способности. Великая материнская любовь находит отражение в религии. В православии и других конфессиях есть немало случаев, когда сила материнской молитвы спасала ребенка от неминуемой гибели. Мать безгранично верит в своего ребенка и поддерживает его, создает и защиты, ничего не требуя взамен, ведь ее чувства бескорыстны.
Потому что женщина понимает, что ее ребенок больше никому, кроме нее не нужен. Да, в истории есть немало случаев, когда женщины растили чужих детей и это особенно проявлялось во времена войн. Сегодня детей продолжают усыновлять, принимать в семьи, но зачастую ситуация продиктована невозможностью иметь своих собственных. Само понятие материнская любовь стоит особняком ото всех других. Любовь между мужчиной и женщиной может закончиться, а любовь между матерью и ребенком не имеет срока.
Слепая материнская любовь называется таковой потому, что мать просто не в состоянии адекватно оценивать свое чадо. Для нее он самый лучший. Вот почему так редки случаи, когда на суде матери даже самых отъявленных негодяев отказывались от них. Не каждый готов признать ошибки своего воспитания, ведь это означало бы, что женщина была плохой матерью, а согласиться с этим готовы немногие.
К сожалению, не все матери, приступая к так необходимой заботе о появившемся на свет потомстве, могут вовремя остановиться и понять, что малыш уже вырос и готов к самостоятельной жизни. Они продолжают делать за него то, что он может и хочет делать сам. Нередко женщины, разочаровавшиеся в мужчинах, рожают ребенка «для себя», делая его . Это опасная ситуация, которая редко приводит к чему-то хорошему.
Не задумываясь о том, как ребенок будет жить после смерти матери, эти женщины с рождения ставят крест на его судьбе. Как пишет в своей книге «Материнская любовь» Анатолий Некрасов, каждый раз помогая своему ребенку, мать отнимает у него собственную возможность улучшить свою жизнь. К сожалению, такова безусловная материнская любовь и не все осознают, что у нее есть и обратная сторона.
Любовь матери к сыну отличается от того чувства, которое она испытывает к дочери. Во многом это объясняется различием полов. Нет, она не видит в нем сексуальный объект, но ревность, которую она испытывает к потенциальным невесткам, заложена в ней изначально. Любовь сына к матери сильна, но она растит его на уход. Так психологически устроено, что мужчина находит любовь и заботу в своей семье, когда женится, и больше не нуждается в опеке родившей его.
Родоначальником мама-терапии является Б. Драпкин. Его лечение строится на огромном значении голоса матери для ребенка. Он рекомендует всем женщинам пока ребенок спит вслух произносить фразы, которые будут действовать, как установка. Психотерапия материнской любовью помогает при различных заболеваниях, нервных расстройствах, плаксивости, плохом сне. Можно самостоятельно составить фразы, которые мать желает претворить в жизнь, и произносить их над кроваткой малышей в возрасте до 4-х лет.
Рассказы про материнскую любовь известных писателей включают:
Тексты для подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Тема «Материнская любовь» (из ОБЗ ФИПИ)
Составила (скомпоновала) учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ с. Лорино»
Камышева Светлана Ильинична
Все мамы разные: молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие. (2)Но до самой старости они остаются для нас всё теми же мамами. (3)Ведь и взрослому человеку, так же как и ребёнку, нужен мамин совет. (4)Только мама, невзирая ни на что, поддержит в любых хороших начинаниях, а иногда и выручит в трудную минуту, простит тебе любую ошибку и неудачу, грубое слово и непонимание. (5)Только вздохнёт тихонько, смахнёт украдкой слезу с грустных глаз и... простит тебя.
(6)Ведь сердце матери бездонно. (7)Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете. (8)Вдруг вспомнилось стихотворение Бирюкова о том, как сын, вырвав сердце матери, понёс его жестокой возлюбленной. (9)Нелёгок был его путь, на скользком пороге он оступился и упал. (10)И в этот момент услышал, как сердце спросило: «Ты не ушибся, сынок?» (11)Мама простила предательство сына и его жестокость, потому что не может она иначе...
(12)А руки матери... (13)Вы задумывались когда-нибудь, как много делают для вас мамины руки, как натружены они, как беспокойны - добрые, нежные, сильные и заботливые мамины руки. (14)Они - самое первое, что мы почувствовали в жизни, когда пришли в этот новый, незнакомый и удивительный мир. (15)Они прижали нас к груди, защитив от невзгод и тревог. (16)Мамина ладошка коснётся твоих волос, потреплет их игриво, и вот ушли все неприятности и огорчения, как будто мама отвела их от тебя своей материнской рукой. (17)Самое дорогое сокровище, самая большая ценность в нашей жизни - руки нашей мамы! (18)Взявшие на себя всю боль и холод, все раны и удары жизни, все тяжести и непогоды - всё то, что ограждает нас от невзгод и позволяет быть счастливыми.
(19)К сожалению, мы редко задумываемся о том, сколько времени и сил, сколько труда и здоровья, сколько ласки и заботы тратит на нас мама. (20)Вырастаем и, уехав из родного дома, забываем позвонить, написать пару строчек, подписать открытку к празднику. (21)А мама ждёт! (22)И находит любые оправдания нашей чёрствости, нашей занятости, нашему невниманию.
(23)К сожалению, многие слишком поздно понимают, что забыли сказать много хороших слов своим мамам. (24)Чтобы этого не произошло, нужно дарить тепло матерям каждый день и час, ведь благодарные дети - лучший подарок для них.
(25)Сколько бы мы ни говорили о маме, этого будет мало. (26)Каждая мама бескорыстно сделает всё для своего ребёнка. (27)Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет. (28)Она отругает своего повзрослевшего ребёнка, а потом порадуется за него и обязательно отметит все хорошие перемены, которые произошли с её всегда маленьким родным человечком. (29)Мама отдаст всё за то, чтобы ты стал настоящим человеком.
(По И. Селивёрстовой) *
* Селивёрстова Инна - современный прозаик и поэт.
обоснования ответа на вопрос: «Почему мамы всегда прощают своих детей?»
Дети, осознав свои ошибки, всегда просят у своих мам прощения.
Дети дарят своим мамам тепло и заботу каждый день.
Сердце матери бездонно и способно простить всё.
Мамы, отругав детей за дурной поступок, видят их раскаяние.
гипербола .
Все мамы разные: молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие.
Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете.
К сожалению, многие слишком поздно понимают, что забыли сказать много хороших слов своим мамам.
Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет.
3. Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «присоединение
4. Из предложений 9–13 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н».
«украдкой» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот
6. Замените словосочетание «мамин совет» управление
7. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
8. Среди предложений 13–18 найдите предложение
9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове .
К сожалению, (1) мы редко задумываемся о том, (2) сколько времени и сил, (3) сколько труда и здоровья, (4) сколько ласки и заботы тратит на нас мама. Вырастаем и, (5) уехав из родного дома, (6) забываем позвонить, (7) написать пару строчек, (8) подписать открытку к празднику.
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 28. Ответ запишите цифрой.
сочинительной связью.
Мамина ладошка коснётся твоих волос, (1) потреплет их игриво, (2) и вот ушли все неприятности и огорчения, (3) как будто мама отвела их от тебя своей материнской рукой. Самое дорогое сокровище, (4) самая большая ценность в нашей жизни –
руки нашей мамы!
12. Среди предложений 13–18 найдите сложное предложение с последовательным подчинением
13. Среди предложений 6–11 найдите бессоюзное сложное
Текст 2
Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, - земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.
(2)Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.
(6)Один, только один раз земля не уберегла меня...
(7)Я очнулся в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды.
(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, - мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.
(17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.
(26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:
– (27)Сынок, сынок, родненький…
(28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:
– (33)Мама, мамочка…
(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.
(37)Мама. (38)Мамочка.
(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.
(44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы блокады. (46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало сердцем земли.
(По Ю. Я. Яковлеву)*
*
1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик принял чужую мать за свою?
1) Мать героя-рассказчика погибла в осаждённом Ленинграде
2) Он знал о подвигах женщин, «выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями».
3) Чужая женщина была внешне похожа на родную мать героя-рассказчика.
4) Чужая женщина заботилась о раненом герое-рассказчике с материнской любовью.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение .
1) Один, только один раз земля не уберегла меня.
2) Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу.
3) Я сгорал от жажды.
4) И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама.
3. Из предложений 27–32 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»
4. Из предложений 44–50 выпишите слово, в котором правописание суффикса
5. Замените книжное слово «ведает» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.
6. Замените словосочетание «народным горем» (предложение 44), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 16.
8. Среди предложений 13–19 найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения.
вводном слове .
Я много знаю о подвигах женщин: выносивших с поля боя раненых бойцов, (1) работавших за мужчин, (2) отдававших свою кровь детям, (3) идущих по сибирским трактам за своими мужьями. Я никогда не думал, (4) что всё это, (5) несомненно, (6) имеет отношение к моей матери.
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 36. Ответ запишите цифрой.
11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, (1) что смерть минует меня. Это была земля моей матери, (2) родная земля, (3) и она хранила меня с материнской верностью.
Один, (4) только один раз земля не уберегла меня...
Я очнулся в телеге, (5) на сене. Я не почувствовал боли, (6) меня мучила нечеловеческая жажда.
12. Среди предложений 10–15 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
13. Среди предложений 1–10 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Текст 3
Мы задержались в школе, и, когда вышли на улицу, уже смеркалось. (2)Снегу навалило до половины валенка. (3)Я забеспокоился, зная, как жестоки наши степные сибирские метели, какие беды они могут принести.
(4)И скоро началось то, чего я опасался. (5)Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран. (6)Узенькую дорожку, которая вела в наше село, то и дело засыпало снегом, а потом она и совсем пропала. (7)Будто из-под ног её украл кто-то очень недобрый.
(8)Я испугался и не знал, что делать дальше. (9)Ветер свистел на все лады, чудились волки. (10)И вдруг в вое ветра я услышал спокойный голос матери: «Не бойся, тебе надо зарыться в снег». (11)Я так отчётливо слышал голос моей матери, отлично зная, что маминым голосом я разговариваю сам с собой в моём воображении…
(12)Мы вырыли пещерку и всю ночь просидели, рассказывая друг другу разные истории. (13)А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.
(14)Открыв дверь, я бросился к маме. (15)Бросился и - что было, то было - заплакал.
– (16)Да о чём ты? (17)Переобувайся да живо за стол, - сказала мать, ничего не спросив о минувшей ночи.
(18)Приехал отец. (19)Он хвалил меня, обещал мне купить маленькое, но настоящее ружьё. (20)Он удивлялся моей находчивости. (21)А мать?.. (22)Мать сказала: «Парню тринадцатый год, и странно было бы, если бы он растерялся в метель да себя с товарищами не спас».
(23)Вечером мы остались с бабушкой вдвоём. (24)Мать ушла на станцию, к фельдшеру. (25)Сказала, что угорела - болит голова. (26)С бабушкой мне всегда было легко и просто. (27)Я спросил её: «Бабушка, хоть ты скажи мне правду: почему мать не пожалела меня? (28)Неужели я в самом деле такой нестoящий?».
– (29)Дурень ты, больше никто! - ответила бабушка. - (30)Мать всю ночь не спала, ревела, как умалишённая, с собакой по степи тебя искала, колени обморозила... (31)Только ты ей, смотри, об этом ни гугу!
(32)Вскоре вернулась мать. (33)Она сказала бабушке: «Фельдшер дал порошки от головы. (34)Говорит, чепуха, скоро пройдёт».
(35)Я бросился к матери и обнял её ноги. (36)Сквозь толщу юбок я почувствовал, что её колени забинтованы. (37)Но я даже не подал виду. (38)Я никогда ещё не был так ласков с нею. (39)Я никогда ещё так не любил свою мать. (40)Обливаясь слезами, я целовал её обветренные руки. (41)А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь. (42)Видимо, стоять ей было трудно.
(43)Так растила и закаливала нас наша любящая и заботливая мать. (44)Далеко смотрела она. (45)И худого из этого не получилось. (46)Мой брат теперь дважды Герой. (47)И про себя я кое-что мог бы сказать, да матерью строго-настрого наказано как можно меньше говорить о себе.
(По Е. А. Пермяку) *
* Пермя"к Евгений Андреевич (настоящая фамилия - Виссов) (1902 - 1982) - русский советский писатель.
1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мать не пожалела сына?»
1) Мать была бессердечной и равнодушной по отношению к сыну.
2) Мать считала, что сыну достаточно будет сочувствия и похвалы отца.
3) Мать рассердилась на сына за то беспокойство, которое он причинил ей.
4) Мать считала поведение сына естественным для взрослого, ответственного человека и хотела, чтобы он почувствовал себя настоящим мужчиной.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм .
1) Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран.
2) А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.
3) Но я даже не подал виду.
4) А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь.
3. Из предложений 18–24 выпишите слово, в котором правописание приставки
4. Из предложений 35–40 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».
5. Замените разговорное слово «живо» синонимом . Напишите этот синоним.
6. Замените словосочетание «степные метели» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
8. Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением . Напишите номер этого предложения.
9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .
– Дурень ты, (1) больше никто! – ответила бабушка. – Мать всю ночь не спала, (2) ревела, (3) как умалишённая, (4) с собакой по степи тебя искала, (5) колени обморозила... Только ты ей, (6) смотри, (7) об этом ни гугу!
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.
11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
И скоро началось то, (1) чего я опасался. Снежинки вдруг закружились в таком танце, (2) что через несколько минут началась настоящая пурга, (3) вскоре перешедшая в большой буран. Узенькую дорожку, (4) которая вела в наше село, (5) то и дело засыпало снегом, (6) а потом она и совсем пропала.
однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
13. Среди предложений 3–9 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Текст 4
Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать свои страдания и муки. (2)И никто, как дети, не умеет так хладнокровно не замечать того, что происходит с матерью. (3)Она не жалуется, значит, ей хорошо.
(4)Я никогда не видел слёз своей матери. (5)Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль. (6)Я не знал, что это было милосердием, которое она оказывала мне.
(7)В детстве мы легко принимаем от матери жертвы, всё время требуем жертв. (8)А то, что это жестоко, узнаём позже - от своих детей.
(9)«Золотые дни» не вечны, на смену им приходят «суровые дни», когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы. (10)И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, а если он и есть, то у него другая прекрасная дама - с косичками, с капризно надутыми губами, с кляксой на платье...
(11)В один из «суровых дней» я пришёл из школы голодный и усталый. (12)Швырнул портфель. (13)Разделся. (14)И сразу за стол. (15)На тарелке лежал розовый кружок колбасы. (16)Я съел его мгновенно. (17)Он растаял во рту. (18)Его как бы и не было. (19)Я сказал:
– (20)Мало. (21)Хочу ещё.
– (22)Мама промолчала. (23)Я повторил свою просьбу. (24)Она подошла к окну и, не оглядываясь, тихо сказала:
– (25)Больше нет... колбасы.
(26)Я встал из-за стола, не сказав «спасибо». (27)Мало! (28)Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна. (29)Я подумал, что она, наверное, разглядывает что-то, и тоже подошёл к окну. (30)Но ничего не увидел. (31)Я хлопнул дверью - мало! - и ушёл.
(32)Нет ничего более жестокого, чем просить у матери хлеба, когда его у неё нет. (33)И негде взять. (34)И она уже отдала тебе свой кусок... (35)Тогда можно рассердиться и хлопнуть дверью. (36)Но пройдут годы, и стыд настигнет тебя. (37)И тебе станет мучительно больно от своей жестокой несправедливости.
(38)Ты будешь думать о дне своего позора даже после смерти матери, и эта мысль, как незаживающая рана, будет то затихать, то пробуждаться. (39)Ты будешь находиться под её тяжёлой властью и, оглядываясь, скажешь: «Прости!» (40)Нет ответа.
(41)Некому прошептать милосердное слово «прощаю».
(42)Когда мама стояла у окна, её плечи слегка вздрагивали от беззвучных слёз. (43)Но я этого не заметил. (44)Я не заметил грязных своих апрельских следов на полу, не расслышал хлопнувшей двери.
(45)Теперь я всё вижу и слышу. (46)Время всё отдаляет, но оно приблизило ко мне и этот день, и многие другие дни. (47)Во мне накопилось много слов. (48)Они распирают мне грудь, стучат в висок. (49)Они рвутся наружу, на свет, на бумагу.
(50)Прости меня, родная!
(По Ю. Я. Яковлеву)*
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923-1996) - писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мама беззвучно плакала, стоя у окна?»
1) Герой-рассказчик после еды не поблагодарил маму.
2) Герой-рассказчик наследил грязной обувью на чистом полу.
3) Герой-рассказчик повёл себя эгоистично и жестоко по отношению к ней.
4) Герой-рассказчик, взрослея, постепенно отдалялся от мамы.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .
1) Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль.
2) И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, а если он и есть, то у него другая прекрасная дама – с косичками, с капризно надутыми губами, с кляксой на платье...
3) Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна.
4) Во мне накопилось много слов. Они распирают мне грудь, стучат в висок. Они рвутся наружу, на свет, на бумагу.
3. Из предложений 32–37 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
4. Из предложений 6–9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».
5. Замените разговорное слово «швырнул» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.
6. Замените словосочетание «слёз матери» (предложение 4), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 18.
8. Среди предложений 38–50 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом . Напишите номер этого предложения.
9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .
Я шумно ходил по комнате, (1) грохотал стульями, (2) а мама всё стояла у окна. Я подумал, (3) что она, (4) наверное, (5) разглядывает что-то, (6) и тоже подошёл к окну.
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.
11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
«Золотые дни» не вечны, (1) на смену им приходят «суровые дни», (2) когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы. И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, (3) а если он и есть, (4) то у него другая прекрасная дама –
с косичками, (5) с капризно надутыми губами, (6) с кляксой на платье...
12. Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Текст 5
Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.
(3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу
в любую погоду!
(6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.
– (7)Ты куда? – удивился Толя.
– (8)Тебя провожу.
– (9)Меня... провожать? (10)Что ты?
(11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф.
(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.
(16)«Прячется!» – сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.
(18)Возле самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было.
(19)«Вернулась», – с облегчением подумал он.
(20)На торжественной линейке ученики строились по классам. (21)Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала:
– (22)Первый «В»! (23)Первый «В»!
(24)Толя знал, что первый «В» – это он. (25)Учительница повела ребят на четвёртый этаж.
(26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой. (27)Но учительница, словно шутя, спросила его:
– (28)Ты, наверное, хочешь сесть с Черновой, да?
(29)И Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.
(30)Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После переклички она сказала:
– (32)Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.
(33)Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко. (34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.
(36)И тут он не смог рассердиться. (37)Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть:
– (38)Не волнуйся! (39)Не волнуйся, мамочка... (40)Всё хорошо! (41)Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.
(По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.
1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Толя не хотел, чтобы мама провожала его до школы?»
1) На улице шёл осенний дождь, и Толя боялся, что мама простудится и заболеет.
2) Толе очень нравилось бежать в школу под дождём, а мама запрещала ему это делать
3) Толе не хотелось, чтобы мама узнала, что он сидит за одной партой с девочкой.
4) Толя не хотел, чтобы мама его опекала, как маленького.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение .
1) Толя осени не любил. Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.
2) А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.
3) Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу...
4) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.
3. Из предложений 29–33 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».
4. Из предложений 16–20 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ЕНН-,-ОНН-, пишется НН».
5. Замените разговорное слово «(не) вздумала» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним
6. Замените словосочетание «в водяных дорожках» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 12.
8. Среди предложений 12–17 найдите предложения с однородными членами . Напишите номера этих предложений
9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .
Но учительница, (1) словно шутя, (2) спросила его: «Ты, (3) наверное, (4) хочешь сесть с Черновой, (5) да?». И Толе показалось, (6) будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.
11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
На улице было много плащей и зонтиков, (1) но маму он узнал сразу. А она, (2) заметив, (3) что Толя обернулся, (4) спряталась за углом старого двухэтажного дома.
«Прячется!» – сердито подумал Толя. И побежал ещё быстрей, (5) чтоб мама не вздумала догонять его.
Возле самой школы он обернулся ещё раз, (6) но мамы уже не было.
12. Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных . Напишите номер этого предложения
13. Среди предложений 33–35 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.