Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

За пару лет до поступления в школу родители, как правило, начинают оценивать готовность своего чада к первому классу. И тогда выясняется, что ребёнок, который до этого был «как все дети», оказывается неусидчивым, невнимателеным и плохо запоминает новую информацию. Многие родители совершают грубую ошибку и начинают заставлять детей зубрить стихи, писать буквы и решать арифметические задачки. Такой подход не даёт результатов, а в ребёнке формирует неприязнь к новой учебной информации.

Причины

Прежде чем приступать к усиленным занятиям с ребёнком, нужно разобраться, почему он плохо запоминает

Прежде чем приступать к усиленным занятиям с ребёнком, нужно разобраться, почему он плохо запоминает. Детские психологи выделяют следующие причины:

  • Малыш не привык доводить начатое дело до конца. Как правило, так случается, если ребёнок не приучен к самостоятельности и всегда и во всём надеется на помощь взрослых. Если, собирая конструктор, подходящую деталь находит бабушка, то абсолютно естественно, что ребёнок надеется, что и стихотворение она выучит за него.
  • Скука. Не зря скука считается смертным грехом. Для детей нет ничего более страшного, чем монотонные, однообразные занятия любого характера. Когда выученную в детском саду песенку нужно просто повторить, у малыша не будет желания вспоминать слова. А вот если ему предложить её спеть и подыграть себе подручными средствами: ложками, шуршащими игрушками, или станцевать под неё – ребёнок с удовольствием включится в забавную игру.
  • Стремление сделать «на зло». Бывает и так, что у детей не складываются отношения в семье или коллективе. Тогда они просто не видят причин, зачем нужно показывать свои знания или умения. Ведь известно, что ребятам важна положительная оценка окружающих, но её важность определяется тем, что она даётся любимыми людьми. А если малыш не чувствует, что его принимают, то и стараться он не будет. Однако этот мотив чаще всего возникает у детей подросткового возраста.

Это интересно. Учёные доказали, что ребёнок способен запоминать в десять раз больше информации, чем взрослый человек.

  • Низкая самооценка. Если ребёнок чересчур стеснителен, то он может бояться повторять что-то, чтобы не получить упрёк в неточности или ошибке. В коллективе сверстников он боится быть осмеянным. Поэтому такая маска: «я не помню» - это защита от возможной негативной реакции окружающих. Также подобная ситуация возникает, если родители постоянно повторяют ребёнку, что он всё делает неумело, неправильно или неаккуратно. Кстати, психологи установили, что подобная оценка не играет столь ключевой роли, в отличие от интонации, с которой она была произнесена.
  • Боязнь сравнения. Когда детей начинают сравнивать друг с другом – это верный способ воспитать завистливого эгоиста. Ребёнок ценен самим собой, а не тем, что он в чём-то превосходит сверстника.

Как помочь малышу развить память?

Самое главное – это установление доверительных отношений

Разобравшись в причинах, по которым ребёнок плохо запоминает новую информацию, нужно грамотно построить стратегию помощи. Конечно, самое главное – это установление доверительных отношений. Если малыш чувствует поддержку родителей и близких, то к вашим усилиям прибавится его желание, и тогда по плечу любая задача. Итак, есть ряд методик, облегчающих запоминание материала:

Подключение образного мышления ребёнка

  • Подключение образного мышления ребёнка. Нужно дать возможность малышу графически отобразить то, что нужно запомнить. Например, зарисовать рассказанную взрослым историю. При этом, сразу оговорите, что рисунок не должен быть красивым, это такая карточка-запоминалка которая поможет потом вспомнить сюжет. Начинайте с отдельных пяти-шести коротких предложений, постепенно переходя к длинным историям. Каждое последующее занятие нужно начинать с пересказа по рисункам того, что было услышано на прошлом. Первое время ребёнок будет увлекаться самим процессом рисования, поэтому корректируйте время, уделённое рисунку. Объясняйте, что это задание ещё и на скорость: зарисовку нужно сделать как можно быстрее.
  • Подбор материала. Не стоит браться за большие объемы информации, лучше обратить внимание на качественное запоминание. Поэтому заучивая стихотворения, лучше ограничить количество строк в день, а не пытаться зубрить его целиком. В начале работы над стихотворением следует разобрать развитие сюжета, чтобы впоследствии ребёнок не менял строки местами.
  • Планирование. Очень важно приучить ребёнка составлять план своих действий. Это правило касается любых действий малыша: конструирование из кубиков, например, может состоять из осмысления идеи строительства, подбора строительных материалов, уборки игрушек после игры. Родители должны следить, чтобы озвученный план был реализован в нужной последовательности. Хорошо, если результаты работы ребёнка будут оценены близкими людьми. Например, родные и друзья увидят выстроенное из кубиков сооружение.
  • Автоматизация действий. Чтобы развить в ребёнке внимательность и организованность, приучите его составлять график своего дня. Так времени хватит и на занятия, и на игры. Сделайте это расписание в виде красочного плаката, и первое время как можно чаще обращайтесь к нему. Постепенно малыш будет автоматически следовать определённому режиму дня.
  • Обучение анализу. Конечно, любому человеку для запоминания необходимо анализировать информацию. Чтобы научить малыша анализу, можно поиграть с ним следующим образом: предложите найти ошибки в работе Буратино, которую ему поручила сделать Мальвина. Пусть это будет узор, нарисованный на листе, в котором Буратино допустил неточности. Так ребёнок научится сравнивать с образцом и находить ошибки сначала в чужих действиях, а потом и в своих.

Форма этой методики запоминания подходит детям в любом возрасте. Меняться будет лишь содержательная часть. Главное – показать ребёнку, что вы искренне хотите ему помочь. И его успехи важны для вас гораздо больше, чем отличные оценки в школе.

Часто родители маленького школьника жалуются, что их ребенок плохо запоминает объяснения учителя, забывает записывать домашние задания, не может выучить стихи или пересказать короткий рассказ. “Что делать-то с ним, не пойму!” – горестно делится одна мама своей проблемой в разговоре с подружкой. – “И сидим подолгу, и учим, и повторяем, а результата – ноль.”

Бывает, что память, на которую сетуют озабоченные родители и учителя, вовсе не плохая. Ребенок, к примеру, отлично помнит о своих желаниях и намерениях. С удовольствием рассказывает вам о своих впечатлениях, делится новостями в школе. Значит, есть что-то другое, что мешает успешной учебе… Вот что именно?

Чтобы разобраться в причинах плохого усваивания и запоминания, достаточно провести ряд несложных тестов, которые помогут определить источник проблемы.

Детьми они воспринимаются как игра, а вот взрослым дадут информацию к размышлению.

Проверяем общую память:

Попробуйте в непринужденной обстановке поинтересоваться у своего ребенка, что он делал сегодня утром? Вчера днем? Куда ездил отдыхать прошлым летом? Т.е. расспрашиваете его о минувших событиях, о которых знает не только он, но и вы (чтобы проконтролировать правильность ответов).

Довольно редко дети не отвечают на подобные вопросы. У тех, кто не может вспомнить события прошлого из своей жизни (чистый лист, провал памяти), вероятна недостаточность корковой активности мозга или дисфункция его глубинных структур.

Зрительно-предметная память:

Предложите ребенку (6-9 лет) несколько карточек с изображением разных предметов, например, машина, кошка, тетрадь, стул, карандаш, поезд, чемодан и т.п. Всего их должно быть 5-6 штук. Пусть он посмотрит на них и постарается запомнить. Затем он закрывает глаза, а вы переворачиваете одну из этих картинок или совсем убираете. Ребенок должен вспомнить “исчезнувший” предмет. Если он тест выполнил с 1-2 попытки – с зрительно-предметной памятью все нормально.

Усложняем задание. Ребенка просят запомнить порядок расположения карточек. Он снова закрывает глаза. Теперь к этим картинкам добавляем еще 3 – 4 предмета, перемешиваем и оставляем в произвольном порядке. Теперь просим его открыть глаза, отобрать карточки, которые лежали до добавления остальных трех – четырех и разложить в прежнем порядке.

Обычно дети младшего школьного возраста (6-9 лет) с нормальным уровнем развития памяти в спокойной обстановке легко выполняют тест.

Ошибки и затруднения в результате этого теста могут говорить о:

  • недостаточной памяти
  • низком уровне внимания как произвольного, так и непроизвольного

Слухо-речевая память:

1. Ребенку зачитываются три слова: луч, рама, гриб . Просят повторить один раз, затем еще раз. Потом читают еще три слова: книга, хвост, рама . Эти слова он также повторяет.

Затем просят вспомнить первые три слова (луч, рама, гриб)…, вторые три слова (книга, хвост, рама).

2. Читаете ребенку коротенький рассказ:

Умная ворона

Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить.

После прочтения попросите его пересказать своими словами. Если справился – замечательно. Ошибки или трудности воспроизведения могут указывать на:

  • недостаточную память
  • низкий уровень произвольного внимания
  • слабость фонематического слуха (наиболее частая причина плохого усвоения информации)
  • недостаточное развитие образного мышления
  • низкий уровень речевого развития

Если вы видите, что тесты на общую и зрительно-предметную память выполнены успешно, а тест по слухо-речевой памяти имеет ошибки, скорее всего проблема заключается в восприятии на слух материала (проверьте фонематический слух и уточните, все ли звуки он выговаривает) или в низком уровне внимания, образного мышления.

В следующих постах я расскажу о том, какие упражнения помогут школьнику в развитии памяти.

Даже в случае слабой подготовки к школе ребенок, не знающий буквы и не умеющий читать, при нормальном интеллектуальном развитии постепенно догонит своих сверстников.

Но когда при регулярных занятиях малыш не способен запомнить и назвать уже знакомые ему буквы, путая их между собой, это может быть следствием серьезных отклонений.

Для определения дальнейшей тактики действий родителям необходимо выяснить, какие именно особенности развития мешают их чаду справиться с обучением.

Причины, связанные с нарушениями развития

Трудности с изучением букв могут быть связаны с задержкой психического и речевого развития, вызванной нарушением кровоснабжения шейного отдела позвоночника. Это характерно для родовых травм и может проявиться при начале обучения первоклассника. Родителям и учителям следует обратить внимание на следующие характерные симптомы:

  • повышенная подвижность;
  • быстрая утомляемость;
  • жалобы ребенка на головную боль и тошноту;
  • плаксивость.

Функциональные расстройства организма, вызванные другими факторами, могут быть выявлены только с помощью специальных обследований. К таким нарушениям, многие из которых связаны с отклонениями в развитии центральной нервной системы, относятся:

  • низкая степень зрительного восприятия и плохая зрительная память;
  • затруднения с ориентацией в пространстве, когда ребенок путает направления «справа» – «слева», правую и левую руку/ногу;
  • позднее перераспределение психических функций между полушариями головного мозга;
  • последствия переучивания левши;
  • недоразвитое слуховое восприятие, затрудняющее установление связи между произнесенным звуком и буквой;
  • нарушения в поведении (не может сконцентрироваться, быстро устает) и мотивации (постоянно предпочитает игры занятиям).

В случае возникновения серьезных проблем не обойтись без консультации невролога. После проведенного обследования и установления диагноза врач даст рекомендации родителям и при необходимости назначит соответствующее лечение, в том числе с использованием медикаментозных средств.

Упражнения для коррекции нарушений

Благодаря регулярным упражнениям с проблемным ребенком, которые дополнят назначения невролога, можно устранить большинство речевых патологий, препятствующих формированию навыков чтения и письма.

Занятия помогут скорректировать зрительные представления, внимание и учебную мотивацию, а также отработать навык ориентирования «справа» – «слева», который должен быть сформирован у ребенка еще до поступления в школу.

Для этого подойдут следующие упражнения:

  • Постоянная отработка слов: справа, слева, влево, вправо. Напоминать при любых ситуациях, например, когда ребенок берет в руку какой-либо предмет (ложку, карандаш, ножницы).
  • Читая сказки, задавать вопросы по иллюстрациям, картинкам в книгах: «Что (кто) справа вверху, слева внизу?» и т. д.
  • Развитие мелкой моторики при помощи пальчиковой гимнастики.
  • Графические диктанты (изображение фигуры на листе в клетку, следуя устным пояснениям). Например, попросить провести отрезки наискосок вправо вниз на 5 клеток, влево вверх на 2 клетки.
  • Изготовление буквенных табличек, на которые ребенок может смотреть при необходимости. На одной из них должны быть буквы, смотрящие влево (Л Я З У Э Ч), на другой – вправо (Б В Г К Р С Ц Щ Ы Ь Ъ Ю Е).
  • Проведение сравнения двух похожих букв, таких как «Н» и «П», или «Н» и «И».
  • Использование для обучения азбуки в стихах (например, со стихами С. Маршака: «Мёд в лесу медведь нашёл/Мало мёду, много пчёл») дает эффективный результат, ассоциации ускоряют запоминание.

Развитие памяти

Если неврологических отклонений у ребенка нет, наиболее частыми причинами плохого запоминания букв являются недостаточно сформированные и плохо развитые память, логика и внимание. В этом случае помогут занятия, улучшающие указанные психические функции.

Для тренировки памяти и наблюдательности хорошо вовлекать ребенка в полезные игры:

«Чего не стало?»

Разложить в ряд несколько игрушек, называя их вслух. Накрыть их платком на несколько секунд, убрать платок вместе с одной из игрушек и попросить ребенка назвать исчезнувшую. Повторить 4-5 раз. В дальнейшем игрушки можно заменить буквами.

Нужно определить, что изменилось в облике человека (например, исчез/появился предмет одежды, очки, шляпа). Еще один вариант – периодически спрашивать малыша, во что был одет его друг/подруга, учитель и т. д.

Делать это нужно ежедневно, а для лучшего запоминания сопровождать стихи образными картинками, вместе рисуя их от руки.

Зрительные образы букв

Существуют различные способы запоминания зрительного образа букв. Последовательность действий может быть такой:

  • В течение трех дней нужно изучать с ребенком одну из букв. Она должна быть везде, поэтому помимо настойчивости придется проявить креативное мышление.
  • В квартире развесить листки с изучаемой буквой, чтобы они были перед глазами в каждом помещении.
  • Вылепить букву из различных материалов (пластилина, теста, проволоки), вырезать из цветной бумаги, изготавливать из цветных веревочек, веток, рисовать на асфальте или песке.
  • Написать букву на бумаге. Попросить ребенка обвести ее по контуру клеем-карандашом. Затем приклеить любую мелкую крупу (например, гречневую). Пусть малыш ощупывает получившийся объемный силуэт, подкрепляя зрительный образ тактильными ощущениями.
  • Рисовать букву на ладони малыша. Делать это следует на ведущей руке для стимуляции ведущего полушария.
  • Использовать мягкие паззлы с буквами. Ребенок ощупывает их, закрыв глаза, при этом включаются другие каналы восприятия.
  • Попросить малыша найти и обвести (зачеркнуть) изучаемую букву среди множества других на странице в газете или журнале.
  • Давать задание, во время которого ребёнку предлагается сгруппировать одинаковые буквы, представленные в различных стилях шрифтов.
  • Попросить найти букву в окружающих предметах на улице: на вывесках, рекламе, в магазине.
  • Вместе с ребенком изобразить букву при помощи рук и ног, можно использовать дополнительные предметы.

Полезно написание букв в воздухе указательным пальцем ведущей руки. Хорошей идеей будет меняться ролями: ребенок пишет – взрослый отгадывает, и наоборот.

Можно предложить дописать букву по проведенному пунктиру или переделать одну в другую, переложив счетные палочки, например из «Щ» сделать «Ц».

Многие логопеды используют на занятиях игру под названием «Волшебный мешочек». В мешочек кладут буквы (пластмассовые или металлические), а ребенок на ощупь должен определить, какую он достает.

Если он угадывает, ему начисляются очки. Если нет, буква кладется обратно.
Хороший результат дает выкладывание небольших слов.

Затем буквы можно переставлять местами, «терять» их из слов и просить ребенка восстановить.

Для видимого положительного результата необходимо проводить постоянную работу с ребенком. Нужно хвалить малыша за старание и ни в коем случае не сравнивать его с другими более способными детьми. Главное – не забывать, что все совместные занятия должны проходить в игровой форме и только на положительных эмоциях, доставляя удовольствие и взрослому, и ребенку.

Источник: http://OnWomen.ru/rebenok-ne-zapominaet-bukvy.html

» Почему ребёнок плохо запоминает?

За пару лет до поступления в школу родители, как правило, начинают оценивать готовность своего чада к первому классу.

И тогда выясняется, что ребёнок, который до этого был «как все дети», оказывается неусидчивым, невнимателеным и плохо запоминает новую информацию.

Многие родители совершают грубую ошибку и начинают заставлять детей зубрить стихи, писать буквы и решать арифметические задачки. Такой подход не даёт результатов, а в ребёнке формирует неприязнь к новой учебной информации.

Причины

Прежде чем приступать к усиленным занятиям с ребёнком, нужно разобраться, почему он плохо запоминает

Прежде чем приступать к усиленным занятиям с ребёнком, нужно разобраться, почему он плохо запоминает. Детские психологи выделяют следующие причины:

  • Малыш не привык доводить начатое дело до конца. Как правило, так случается, если ребёнок не приучен к самостоятельности и всегда и во всём надеется на помощь взрослых. Если, собирая конструктор, подходящую деталь находит бабушка, то абсолютно естественно, что ребёнок надеется, что и стихотворение она выучит за него.
  • Скука. Не зря скука считается смертным грехом. Для детей нет ничего более страшного, чем монотонные, однообразные занятия любого характера. Когда выученную в детском саду песенку нужно просто повторить, у малыша не будет желания вспоминать слова. А вот если ему предложить её спеть и подыграть себе подручными средствами: ложками, шуршащими игрушками, или станцевать под неё – ребёнок с удовольствием включится в забавную игру.
  • Стремление сделать «на зло». Бывает и так, что у детей не складываются отношения в семье или коллективе. Тогда они просто не видят причин, зачем нужно показывать свои знания или умения. Ведь известно, что ребятам важна положительная оценка окружающих, но её важность определяется тем, что она даётся любимыми людьми. А если малыш не чувствует, что его принимают, то и стараться он не будет. Однако этот мотив чаще всего возникает у детей подросткового возраста.

Учёные доказали, что ребёнок способен запоминать в десять раз больше информации, чем взрослый человек.

  • Низкая самооценка. Если ребёнок чересчур стеснителен, то он может бояться повторять что-то, чтобы не получить упрёк в неточности или ошибке. В коллективе сверстников он боится быть осмеянным. Поэтому такая маска: «я не помню» - это защита от возможной негативной реакции окружающих. Также подобная ситуация возникает, если родители постоянно повторяют ребёнку, что он всё делает неумело, неправильно или неаккуратно. Кстати, психологи установили, что подобная оценка не играет столь ключевой роли, в отличие от интонации, с которой она была произнесена.
  • Боязнь сравнения. Когда детей начинают сравнивать друг с другом – это верный способ воспитать завистливого эгоиста. Ребёнок ценен самим собой, а не тем, что он в чём-то превосходит сверстника.

Как помочь малышу развить память?

Самое главное – это установление доверительных отношений

Разобравшись в причинах, по которым ребёнок плохо запоминает новую информацию, нужно грамотно построить стратегию помощи. Конечно, самое главное – это установление доверительных отношений. Если малыш чувствует поддержку родителей и близких, то к вашим усилиям прибавится его желание, и тогда по плечу любая задача. Итак, есть ряд методик, облегчающих запоминание материала:

Подключение образного мышления ребёнка

  • Подключение образного мышления ребёнка. Нужно дать возможность малышу графически отобразить то, что нужно запомнить. Например, зарисовать рассказанную взрослым историю. При этом, сразу оговорите, что рисунок не должен быть красивым, это такая карточка-запоминалка которая поможет потом вспомнить сюжет. Начинайте с отдельных пяти-шести коротких предложений, постепенно переходя к длинным историям. Каждое последующее занятие нужно начинать с пересказа по рисункам того, что было услышано на прошлом. Первое время ребёнок будет увлекаться самим процессом рисования, поэтому корректируйте время, уделённое рисунку. Объясняйте, что это задание ещё и на скорость: зарисовку нужно сделать как можно быстрее.
  • Подбор материала. Не стоит браться за большие объемы информации, лучше обратить внимание на качественное запоминание. Поэтому заучивая стихотворения, лучше ограничить количество строк в день, а не пытаться зубрить его целиком. В начале работы над стихотворением следует разобрать развитие сюжета, чтобы впоследствии ребёнок не менял строки местами.
  • Планирование. Очень важно приучить ребёнка составлять план своих действий. Это правило касается любых действий малыша: конструирование из кубиков, например, может состоять из осмысления идеи строительства, подбора строительных материалов, уборки игрушек после игры. Родители должны следить, чтобы озвученный план был реализован в нужной последовательности. Хорошо, если результаты работы ребёнка будут оценены близкими людьми. Например, родные и друзья увидят выстроенное из кубиков сооружение.
  • Автоматизация действий. Чтобы развить в ребёнке внимательность и организованность, приучите его составлять график своего дня. Так времени хватит и на занятия, и на игры. Сделайте это расписание в виде красочного плаката, и первое время как можно чаще обращайтесь к нему. Постепенно малыш будет автоматически следовать определённому режиму дня.
  • Обучение анализу. Конечно, любому человеку для запоминания необходимо анализировать информацию. Чтобы научить малыша анализу, можно поиграть с ним следующим образом: предложите найти ошибки в работе Буратино, которую ему поручила сделать Мальвина. Пусть это будет узор, нарисованный на листе, в котором Буратино допустил неточности. Так ребёнок научится сравнивать с образцом и находить ошибки сначала в чужих действиях, а потом и в своих.

Форма этой методики запоминания подходит детям в любом возрасте. Меняться будет лишь содержательная часть. Главное – показать ребёнку, что вы искренне хотите ему помочь. И его успехи важны для вас гораздо больше, чем отличные оценки в школе.

  • Лариса
  • Распечатать

Источник: http://paidagogos.com/?p=8536

Когда ребёнок не запоминает буквы, поможет Азбука маленьких поэтов. Введение

Что делать, если ребёнок не запоминает буквы?

И, главное, - почему так происходит?

Всё остальное, ведь, запоминает замечательно!

Стихи? - Пожалуйста!

А буквы всё никак!

Не отчаивайтесь! Скорее всего, с вашим ребёнком всё в порядке.

Просто он не способен пока различать символы. То есть, все эти буквы (равно, как и цифры), для него по большому счету на одно лицо – закорючки!

Попросите вот, своё чадо написать много закорючек и назвать их как-то.

Ну как. Всё запомнили? Вот и ему так.

«Что же делать?!» - спросите вы.

Можно подождать. И со временем всё наладится. Вот, - уверена. Много знаете взрослых людей, которые не знают буквы?

То-то и оно!

Если же невтерпёж, то вам поможет наша

Азбука маленьких поэтов,

или что делать ребёнку, который не может запомнить буквы

Эта статья у нас обобщающая.

Для кого эта азбука?

Азбука маленьких поэтов – азбука непростая.

Она рассказывает ребёнку о форме буквы. И помогает их запомнить вместе – букву и форму.

Именно поэтому, такая азбука в первую очередь нужна тому, кто ну никак не может отличить одну букву от другой.

Ребёнку, который без труда запоминает буквы итак, думаю, это всё ни к чему.

Если же вам и вашему малышу просто не терпится выучить буквы, но вот уже вторую неделю вы безрезультатно учите букву «А» …

Вот тогда-то вам и пригодится наша азбука!

Знаю, бывает такое, когда с одной стороны наседают бабушки со словами «в наше время дети в четыре уже читали!». С другой стороны – соседская девочка младше вас «аж на полгода!»(с), а уже прочла «Войну и Мир»(шутка)… Ну а с третьей – сам ребёнок ХОЧЕТ, но никак не может запомнить…

Тут стоит взвесить все «за» и «против». Призадуматься самостоятельно, без участия бабушек и соседки – может, будет лучше подождать всё-таки?

Когда же, даже после этих раздумий, вами принято совместное решение вопроса «учить или не учить» в пользу «учить», тогда можно браться за Азбуку Маленьких Поэтов!

Детское развитие для родителей играет важную роль. Родители стараются как можно больше узнать о том, какими навыками и умениями к определенному моменту должен обладать их малыш. Но приблизительно к школьному возрасту может проявиться плохая память у ребенка. Что делать в данном случае? Почему вообще у малыша могут возникать проблемы с запоминанием и памятью в целом? Когда это считается нормой, а в каких случаях требуется поднимать тревогу и приступать к решительным действиям? Ответить на все это не так просто, как кажется. Каждый ребенок - это индивидуальность. И поэтому предугадать истинную причину плохой памяти трудно. Какие варианты развития событий чаще всего встречаются на практике? И можно ли как-то улучшить детскую память?

Невроз

У ребенка очень плохая память? Что делать в данной ситуации? Уже с первого года жизни малыша можно заметить проблемы с памятью. При подобных обстоятельствах рекомендуется посетить невролога. Ведь проблема может заключаться в неврозе.

При данном заболевании страдают нервная система и головной мозг ребенка. Не слишком опасное явление, оно распространено среди детей и взрослых. Но вот на памяти сказывается нервоз не лучшим образом. Ребенку трудно дается понимание происходящего, с запоминанием тоже возникают некоторые сложности.

Если дело в неврозе, то невропатолог обязательно назначит комплекс упражнений и даже может прописать таблетки для повышения внимательности и умственного развития. В случае с маленькими детьми обычно можно обойтись только первой методикой лечения. А вот ребятам старшего возраста медикаментозное лечение назначается часто. В любом случае сначала придется найти причину невроза и вылечить заболевание. Уйдет оно - память придет в норму. Но тренировать ее все равно придется.

Наследственность

Плохая память у ребенка? Что делать? Следующей причиной, причем весьма распространенной, является не самая лучшая наследственность. Ни для кого не секрет, что интеллектуальные возможности передаются от родителей к детям. И поэтому, если у мамы или папы в детстве или уже во взрослом возрасте были проблемы с памятью, то и у малыша тоже они могут проявляться.

Исправить ситуацию можно, хоть и не всегда. Довольно часто, если у ребенка плохая память и внимание, приходится просто тренировать мозг. Иными словами, заниматься О нескольких методиках тренировки внимания и сообразительности будет сказано далее.

Но если речь идет о совсем маленьких детях, рекомендуется просто больше играть с ребенком в разнообразные логические игры, а также водить его в группы развития, на кружки раннего развития. Там с детьми будут заниматься в игровой форме, уделяя достаточно времени тренировке внимания и памяти.

Недосып

Проявилась плохая память у ребенка? Что делать для того, чтобы помочь малышу развиваться в правильном направлении и запоминать вещи в нормальном режиме? Требуется найти причину

Иногда она заключается в обычном недосыпании. У малышей встречается редко, больше актуальна для детей школьного возраста. Как определить, достаточно ли ребенок спит? Сделать это нетрудно.

С биологической точки зрения, организму на отдых требуется около 10 часов сна. Именно поэтому важно соблюдать режим. Если ребенок мало спит (неважно, по каким причинам), со временем у него появится расстройство памяти. Минимальное время сна должно составлять 8 часов.

Соответственно, если у ребенка с памятью появились проблемы, нужно дать ему выспаться. И далеко не один раз. Некоторые врачи рекомендуют перед сном отправлять ребенка купаться в настойках ромашки и других успокаивающих трав. Выспавшийся малыш не будет мучиться от проблем с вниманием и памятью.

Гиперактивность

Следующая причина распространена среди детей дошкольного и школьного возраста. Обычно проявляется к 3-м годам. У ребенка плохая память? Лечение невроза, например, никаких результатов не принесло? При условии, что малыш высыпается, можно предположить, что у него попросту возник синдром гиперактивности. Это, как уже было сказано, распространенное заболевание ЦНС. Без проблем диагностируется хорошими неврологами.

Проявляется гиперактивность в том, что ребенок ведет себя очень активно, он просто "живчик", постоянно что-то делает, прыгает и бегает бесцельно. Но при этом у него не получается долго усидеть на одном месте, возникают проблемы с вниманием и памятью.

Лечится СГДВ (синдром гиперактивности и дефицита внимания) разными способами. Обычно неврологи предлагают следующие методы:

  • уделять ребенку больше времени;
  • тренировать память;
  • позволять малышу больше двигаться (отдать в спортивные кружки).

Медикаментозное лечение тоже имеет место. Как правило, из таблеток детям чаще всего прописывают разнообразные витаминные комплексы. Например, "Джунгли". Какие-то "серьезные" медикаменты требуются крайне редко. Как правило, гиперактивность лечится. Но родителям нужно проявить терпение. Это трудный и затратный по времени процесс.

Отсутствие тренировок

Почему у ребенка плохая память? Причины могут быть разными. Например, если в области неврологии все в полном порядке, с наследственностью и режимом сна - тоже, тогда требуется обратить внимание на то, насколько часто у малыша происходит Это крайне важно.

Если мозг не подвергается постоянной тренировке, то он утрачивает свое развитие. Точнее, оно останавливается. Вследствие этого происходит нарушение памяти и внимательности. Причем в любом возрасте.

Исправить ситуацию не так уж и трудно. Достаточно регулярно тренировать мозг на внимательность и сообразительность. Упражнения разрабатываются в зависимости от возраста малыша. Как правило, детям достаточно ходить в разнообразные кружки развития. А вот школьникам чаще всего рекомендуют посещать дополнительные занятия и решать математические задачки. Они способствуют развитию не только мышления, но и логики.

Питание

Проявляется плохая память у ребенка? Что делать? Лекарства - далеко не единственный способ лечения. Как показывает практика, причиной и проблем памяти становится неправильно составленный рацион. Не так часто, но подобный вариант развития событий имеет место.

Лечение простое - достаточно наладить рацион питания малыша, особенно если речь идет о школьнике. И добавить прием витаминов. Как только питание будет налажено, проблемы с памятью исчезнут.

Родителям важно знать: у ребенка должно быть разнообразный и полезный рацион, обогащенный витаминами и минералами. Только тогда мозг будет получать достаточно энергии, чтобы запоминать поступающую информацию.

Нет интереса

У ребенка очень плохая память? Что делать? Психологи и неврологи очень часто сталкиваются с ситуациями, при которых малыши могут рассказывать о том, что им интересно, запоминать важную для них информацию в мельчайших деталях. Но как только требуется что-то принудительно запомнить, возникают проблемы. Вполне распространенное явление.

То есть рассеянность и проблемы с памятью - это вовсе не заболевание. И даже не реальное расстройство внимательности. Просто ребенку неинтересна та или иная информация. Из-за этого он не запоминает получаемые сведения.

Объясняется все устройством человеческого мозга. Он фильтрует информацию. То, что важно для конкретного человека и личности, откладывается в долгосрочной памяти, все остальное - в краткосрочной. Разумеется, во втором случае информация будет забыта очень быстро.

Лечение тут одно - заинтересованность. Чтобы ребенок запоминал что-то, его необходимо вовлечь в процесс. Делать так, чтобы малышу было интересно изучать что-либо, получать знания и развиваться. Тогда и проблем с памятью не будет. Заинтересованность - вот залог успешного развития ребенка.

Правило распространяется на всех детей, которые не запоминают ту или иную информацию из-за отсутствия интереса к ней. Даже на школьников. Их тоже придется заинтересовывать. И ни в коем случае не запугивать! Это не принесет успеха. Скорее, наоборот, ребенок вообще ничего не сможет запомнить.

Много информации

Плохая память у детей? Консультация для родителей, которая зачастую предлагается педиатрами, неврологами и психологами, обязательно включает в себя такой пункт, как большое количество поступающей информации. Иными словами, ребенок много чего изучает. Его мозг не способен сохранить надолго в памяти те или иные сведения, потому что новые уже на подходе. Отсюда возникает изучаемое явление.

Как быть? Если дело действительно в большом потоке информации, требуется снизить ее объем. Например, уменьшить количество посещаемых ребенком кружков. Выражение "век живи - век учись" на детей не особо распространяется. Они и так растут и развиваются, каждый день узнают что-то новое. И большая нагрузка не даст желаемых результатов.

Переутомление

Как помочь в изучаемой ситуации ребенку 10 лет? Как выяснить причину данного явления, если все ранее перечисленные ситуации не подходят?

Стоит обратить внимание на общее состояние ребенка. Вполне вероятно, что школьник, особенно в средней и старшей школе, переутомляется. Из-за этого его мозг перестает работать в полную силу. Это не лень, а потребность организма. В условиях стресса и усталости организм переходит в режим экономии энергии. Отсюда появляется плохая память и некая заторможенность.

Именно поэтому детям нужно позволять отдыхать и расслабляться. Причем так, как им хочется. Не стоит нагружать школьника многочисленными кружками и репетиторами, не следует сразу после школы заставлять делать уроки, а выходные использовать как перспективу для большего обучения. Дети - не роботы. Им, как и всем остальным, важен отдых. Бодрый, отдохнувший и веселый малыш не будет страдать от плохой памяти.

Не по возрасту

Иногда бывает и так - родители думают, что у ребенка проблемы с умственным развитием. Но при этом врачи говорят об обратном. И какую-то конкретную, казалось бы, не самую интересную информацию, малыш запоминает. А то, что требуют родители - нет.

Вполне вероятно, что эта информация просто не подходит ребенку по возрасту. Человеческий мозг устроен так, что в определенный момент времени он находится на конкретном этапе развития. И если пытаться вложить в малыша знания, которые не свойственный той или иной возрастной категории, получаемые данные будут заноситься в кратковременную память. Мозгу просто не требуется та или иная информация.

К примеру, если 3-летнему ребенку дать учебник по физике, максимум, что он сможет - прочитать написанное. Но не более того. Заставлять малыша учить формулы, и уж тем более объяснять какие-то запутанные физические явления, не нужно. Эта информация не подходит ему по возрасту. О данной особенности стоит помнить всем родителям. И если есть подозрения на то, что у малыша плохая память, требуется в первую очередь убедиться, что подаваемый материал соответствует возрасту ребенка.

Ранний возраст

Современные родители начинают бить тревогу практически по любому отклоняющемуся от нормы явлению. Предположим, есть ребенок, 4 года. Плохая память? Что делать? Во-первых, не паниковать. Дело все в том, что в таком возрасте у малышей еще не полностью развиты память и концентрация внимания. Хорошо запоминать те или иные вещи, как правило, дети начинают с 3-х лет. Но в 4 года некие проблемы все равно сохраняются.

Во-вторых, с ребенком нужно заниматься. Только развитие памяти поможет избавиться от проблем в будущем. Тренировки, тренировки и еще раз тренировки. Ни в коем случае нельзя забывать о заинтересованности ребенка - ее требуется подпитывать.

Получается, что в 4 года малыша не нужно перегружать. Главное - заниматься с ребенком и уделять его развитию достаточно внимания.

Упражнения для малыша

Следующие советы подойдут родителям маленьких детей, если имеются подозрения на плохую память, но не из-за каких-либо болезней. Уже было неоднократно сказано, что ребенку требуется постоянно тренировать мозг. Для детей хороши следующие упражнения:

  • часто повторять фразы и слова, писать их с ребенком на бумажке;
  • использовать прописи для совершенствования письма;
  • много читать ребенку, акцентировать внимание на ключевых моментах рассказа;
  • говорить нужно короткими фразами;
  • больше рассматривать с малышом картинки, осуждать их.

Также можно применить методику "Коробочка". Это игра. Имеется коробочка, поделенная на несколько отделений. На глазах у ребенка игрушку помещают в ту или иную ячейку. Далее коробка закрывается. Малышу предлагается найти помещенный предмет, вспомнив, в каком отделении он находится. Игра актуальна для детей с 2-х до 6 лет. Изначально рекомендуется начинать с коробочки, поделенной на 2 части, с возрастом увеличивая количество отделов. К школе их количество может достигать 12 штук.

Итоги

Теперь понятно, почему у детей бывают проблемы с памятью, и как их устранять. Чаще всего самостоятельно лечение не назначается. Лучше отвести ребенка к врачу-неврологу. Перед визитом рекомендуется сделать УЗИ головного мозга и общий анализ крови.

К слову, низкая успеваемость в школе - не признак плохой памяти. Это явление связано с пубертатным периодом подростков. Нужно переждать его и, конечно же, заинтересовывать ребенка обучением.

Большинству родителей до боли знакома ситуация. Ребёнок учил, старался, занимался, а в дневнике - тройка. Спрашиваешь: "Почему?". А в ответ: "Я всё забыл...". В чём же дело, ведь кто-то раз прочитал и тут же запомнил.

Оказывается, этому есть очень простое объяснение. Учитель из Новой Зеландии Нейл Флеминг в 1987 году придумал систему определения типов учеников Vark, исходя из особенностей восприятия ими информации.

Как определить тип ученика?

На официальном сайте системы Vark можно пройти даже тест, чтобы выяснить, к какому типу ученика относится ребёнок (аудиал, визуал или кинестетик). Правда тест этот на английском языке. И если вы не владеете им на нужном уровне, то просто обратите внимание на то, как ваш ребёнок принимает решения, ищет информацию и выбирает что-то.

Например, он очень хочет гироскутер и уже "прожужжал вам уши" этой темой:) Поинтересуйтесь, откуда он узнал о нём, почему хочет его. Так, если ребёнок долго смотрел различные видео с трюками на гироскутерах, наблюдал как катаются остальные - это скорее визуал. Если он сразу ответил, что он уже несколько раз просил кататься у друзей и детально описывает свои ощущения - то скорее это кинестетик. А если он начал свой рассказ с того, что об этой штуке говорят все в школе, то вероятно он аудиал. Это очень условный пример, но смысл вы, конечно поняли.

Ребёнок-визуал. Как понятно из определения, дети-визуалы лучше запоминают то, что видят. Это значит, что любая информация, имеющая хоть какие-нибудь визуальные компоненты быстрее откладывается в их памяти. Эти компоненты:картинки, фото, графики, схемы, цветовые выделения текста, видео и т.д. Им легче общаться с учителями, которые не только используют все эти компоненты во время объяснения материала, но и если сам учитель – харизматичен, много жестикулирует, делает, в том числе, и интонационные акценты во время лекции.

Как помочь ребенку-визуалу учиться легко и приятно:

Обеспечьте ученика всем, что позволит ему делать красочные заметки: блокноты, стикеры разного цвета и формы, скрепки, карандашей, маркеров, закладок и т.п.
- купите или сделайте сами каталоги для хранения информации на карточках (карточки для учебы с рисунками-ассоциациями – лучший способ изучения чего-либо для вашего ребенка).
-разрешайте ему обклеивать стены комнаты учебными плакатами и файлами. Отлично работает это для запоминания новой лексики при изучении иностранных языков.
-покажите ребенку интерактивные онлайн-ресурсы и игры для учебы

При выборе репетитора для ребёнка отдавайте предпочтение тому, кто использует слайды, яркие примеры и в целом, ведёт уроки живо и интересно.

Ребенок – аудиал. У этих детей, в отличие от всех остальных, все, что в одно ухо влетает, в другое не вылетает, а задерживается в голове, хорошенько перерабатывается и выдается потоком выводов и гипотез. Они усидчивы и внимательны, любят и послушать, и поговорить. Аудиалам проще заниматься в небольших группах, когда учитель может уделить достаточно времени каждому ученику. Истина рождается в обсуждении, потому аудиалы могут быть весьма настойчивы и даже чуточку надоедливы: приходя со школы, они рассказывают в деталях, что произошло родителям, или, садясь делать домашнее задание, падают на телефон с одноклассником, обсуждая решение задачи в процессе ее же решения.

Как помочь ребенку-аудиалу учиться легко и приятно:

Создайте ребенку спокойную атмосферу для учебы, старайтесь не ругать его, если слышите, что он то и дело громко проговаривает одно и то же битый час или же смотрит какое-то обучающее видео на полную громкость;
- просите ребенка объяснять вам вслух то, что он понял или выучил (не насильно, а по причине вашего искреннего любопытства:)
- купите ребенку самый простой в использовании плеер с функцией записи голоса, он пригодится не только в школе, но и в ВУЗе;

Выбирая репетиторов, ищите того, кто любит вести с ребёнку активную беседу, вызывать его на диалог, это даст наилучший эффект в уроках.

Ребёнок – кинестетик. Дети-кинестетики уверены, что нужно действовать, иначе неизвестно – получится или нет. Поэтому, они постоянно проверяют на прочность себя, мир и терпение родителей. Им нравятся истории из жизни и они легко их запоминают, занимаются активным собирательством, куда бы ни попали (ракушки, камушки, жучки и т.п.). Дети-кинестетики любят бывать на природе, ходить в музеи и на выставки. Таким детям, чтобы понять строение жабы, лучше увидеть ее в разрезе в формальдегиде, а понять строение солнечной системы им помогут наглядные примеры на картонных шариках в сделанной самостоятельно модели. Также, им очень важен опыт, который уже был у их родителей или забавные факты из жизни, которыми учитель разбавляет скучные лекции.

Как помочь ребенку-кинестетику учится легко и приятно:

Купите ребенку хорошие, объемистые и иллюстрирование энциклопедии, толковые словари и книги типа «100 самых интересных фактов о марсианах».
-скачивайте ребенку документальные фильмы, давайте доступ к познавательным телепрограммам
- ходите вместе на всякие интересные выставки

Запишите на занятия по робототехнике или чему-то подобному. Из таких людей получаются отличные инженеры.

Безусловно, вы можете словить себя на мысли, что ребёнок ведёт себя так, что к нему можно приписать каждый из этих типов. И это нормально, ведь нельзя же сказать, что если аудиалу показать картинку - он тут же ее забудет. Просто какой-то тип восприятия будет преобладать, поэтому постарайтесь заметить, что для вашего ребёнка работает лучше и результаты в учёбе не заставят себя ждать!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь