Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Добрый день, уважаемые читатели! Все мы слышали про возрастные кризисы. С ними сталкиваются и взрослые, и дети. Кризис новорожденного, кризис семи лет, кризис подросткового возраста, кризис среднего возраста. И это еще далеко не все. Так что же это за такое явление? Когда его ждать? Что происходит в этот момент? И как со всем этим справится? Сегодня разберем на примере кризиса 7 лет.

Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «кризис»? Тревога, трудности, страх. Мы часто слышим фразы про «финансовый и экономический кризис», «политический кризис» и «возрастной кризис».

И, конечно, это не может оставить равнодушным. А ведь кризис — это просто переходный период, перешагнув который, идет скачок развития. Например, переходный период у ребенка от дошкольного возраста к младшему школьному.

Столкнувшись с первыми симптомами, не стоит паниковать и думать, что вашего послушного малыша подменили! Вы и ваш ребенок не первые, кто сталкиваетесь с такой ситуацией. Помните, что кризис — это явление временное !

В психологии выделяется несколько возрастных кризисов у детей:

  1. Кризис новорожденности
  2. Кризис 7 лет
  3. Кризис подросткового возраста

Кризис семи лет считается наиболее «спокойным» среди них. Но, тем не менее, он не перестает быть кризисным периодом в жизни вашего малыша, когда ему так важна поддержка и внимание со стороны взрослых.

Сущность кризиса — в психологических изменениях личности ребенка, развития у него « ». Вызван данный возрастной кризис сменой ведущей деятельности ребенка.

До этого момента это была игра. Малыш играл не только ради удовольствия, он таким образом познавал мир. Но данная деятельность, как способ познания мира, себя исчерпала, и появилось стремление получать знания путем обучения.

Хоть кризис и носит название «7 лет», но на самом деле его возрастные рамки шире — от 6 до 8 лет. Его особенность еще заключается в том, что личностные изменения совпадают со сменой окружающей среды малыша. Ведь именно в этом возрасте происходит поступление в первый класс и все это сочетается с проблемой .

Кризис семи лет: краткая характеристика

Горькая конфета

Негативные, как нам, родителям, кажутся изменения в характере ребенка всегда идут в ногу вместе с положительными. Так, например, у ребенка появляется такая черта, как манерность, кривляние. А с другой стороны, он учится лучше справляться со своими эмоциями.

В психологии описан эффект «горькой конфеты», который можно увидеть у детей в старшем дошкольном, младшем школьном возрасте.

Был проведен эксперимент. Детей просили достать предмет, не вставая со своего места, что физически сделать было невозможно. А в награду обещали дать конфету. Пока взрослый был рядом, дети не делали попыток подняться со своего места. Затем, экспериментатора срочно куда-то вызывали, и он выходил из комнаты, но через стекло мог продолжать наблюдать за ребенком.

Малыши вставали со стула и, взяв предмет, возвращались на место. Когда взрослый вернулся, то, как и обещал, предлагал конфету детям. На что многие стыдились, прятали глаза и даже плакали. Так для них эта конфета стала «горькой».

Этот пример говорит о том, что дети утрачивают свою импульсивность. Они могут совладать со своими желаниями (под присмотром никто не вставал, хотя очень хотелось). Но появляется новое желание и потребность — социальное одобрение. Поэтому, когда взрослый предлагает конфету, детям горько, ведь они не выполнили требования взрослого. Начался процесс усвоения социальных норм.

Дети могут обобщить и понять свои чувства: я злюсь, я огорчен, я хочу что-то. Но очень важно признание со стороны взрослых. Отсюда могут появляться следующие желания: «я сделаю, но не скажу, обману» или «я злюсь, но вам не скажу, буду кривляться», потому, что злость часто порицается родителями.

Мальчики и девочки примеряют на себя новую роль — позицию школьника. Появляется желание почувствовать себя взрослым и признанным. Больше погружаются в половые роли. Мальчики хотят быть больше похожи на взрослых мужчин, могут быть более жесткими, властными, упрямыми.

Девочки, наоборот, могут становится мягче, но при этом капризнее и манернее.

Симптомы кризиса семи лет

Основные симптомы:

  • Упрямство;
  • Непослушание или перед тем как выполнить, долго раздумывает;
  • Капризы, хочет, чтобы принимали его позицию;
  • Пытается подражать взрослым и даже чрезмерно утрированно;
  • Не слышит и не может воспринимать критику, настолько важно одобрение;
  • Перестает верить в чудеса и сказки;

Как справиться с кризисом семи лет


Посмотрите видео «Кризис семи лет: в чем его главная особенность»:

Дорогие родители, помните, что особенность кризиса — это еще и прекрасная возможность для личностного роста вашего малыша. Будьте внимательны друг к другу, и этот период пройдет более гладко.


Независимо от времени начала обучения в школе (с 6-8 лет), ребенок в какой-то момент своей жизни проходит через кризис. Как и каждый кризис, кризис 7 лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Здесь важно то, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую включен . Меняется восприятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития, и он оказывается на границе (на пороге) нового возрастного периода. Напомним, что кризис 3 лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов . Произнося классическое Я сам, ребенок стремится действовать в этом мире, изменять его.

Кризис 7 лет — это рождение социального Я ребенка . Происходит перестройка эмоционально-мотивационной сферы. В конце дошкольного детства намечается осознание им своих переживаний, что приводит к образованию устойчивых аффективных комплексов. Маленький школьник играет и еще довольно долго будет играть, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Все, что связано с игрой, становится менее существенным для него. И, напротив, все, что имеет отношение к учебной деятельности (например, отметки), оказывается ценным, важным (вновь имеем дело с переоценкой ценностей). Ребенок открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, позиции, которая связана с высоко-ценимой взрослыми выполняемой учебной работой.

Основное содержание развития ребенка в дошкольном возрасте и на этапе кризиса 7 лет включает :

1. Основные изменения в личности ребенка с середины дошкольного возраста группируются в сфере социальных отношений, и основной причиной этого является расширение социальных связей ребенка с миром, обогащение опыта его общения с близкими взрослыми за счет контактов с ровесниками и посторонними людьми.

2. Социальная сфера жизни ребенка становится объектом его целенаправленного познания. Это ставит его перед необходимостью адекватного отражения этой сферы, ориентации в ней и вызывает к жизни такого рода деятельность, в которой ребенок может реализовать свою общественную сущность.

3. Предметная деятельность утрачивает свое особое значение для ребенка, перестает быть той сферой, в которой он стремился утвердить себя. Ребенок начинает оценивать себя не столько с позиции успешности в конкретном деле, сколько с точки зрения своей авторитетности среди других в связи с тем или иным достижением.

4. Механизмом, обеспечивающим такого рода смещение акцентов в отношении ребенка к себе и к своим действиям, является смена формы общения с окружающими. Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми обретает внеситуативно-личностную форму, максимально приспособленную к процессу познания ребенком себя в новом социальном качестве. Оценки и мнения окружающих людей, касающиеся не его деятельности, а его самого как личности, ориентируют дошкольника на восприятие и оценку окружающих в этом же качестве. Периферические области его образа себя заполняются новыми представлениями о себе, проецируемыми ему извне партнерами по общению. Ближе к семи годам они смещаются в ядро образа себя, начинают переживаться ребенком как субъективно значимые, ложатся в основу его самоотношения и обеспечивают его саморегуляцию в социальных контактах.


5. Познание себя в социальном качестве в ходе осуществления ролевого поведения является наиболее адекватным. Именно в роли объективируется социальная цель, а принятие на себя роли означает заявку ребенка на определенную позицию в социуме, которая всегда в свернутом виде содержится в роли как особая цель.

6. К семи годам социальная сфера активности становится не только источником отношения ребенка к себе, но и тем условием, которое обеспечивает мотивацию его учения в начале школьной жизни: ребенок учится ради признания и одобрения его значимыми для него другими. Переживание собственной успешности в учебе как соответствия тому социальному статусу, на который претендует ребенок, видимо, и является главным показателем того, что он стал субъектом социальных отношений.

В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготский назвал обобщением переживаний . Цепь неудач или успехов (в учебе, системе взаимоотношений), которые каждый раз переживаются ребенком примерно одинаково, неизбежно приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или же чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний в 7-летнем возрасте появляется логика чувств: переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, появляется реальная возможность борьбы переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к тому, что возникает внутренняя жизнь ребенка.

Внешние события своеобразно преломляются в сознании младшего школьника 7 лет, эмоциональные представления складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д. Например, отметка четыре для одного — источник радости, а для другого — разочарования и обиды; один воспринимает это как успех, другой — как неудачу. Внутренняя жизнь 7-летнего ребенка, в свою очередь, влияет на его поведение и на внешнюю канву событий. Существенной стороной внутренней жизни ребенка становится смысловая ориентировка в его собственных действиях.

Ребенок начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Он может быть внешне уже не таким, как внутренне (и это при том, что на протяжении всего периода младшего школьного возраста еще в значительной мере сохраняются открытость, стремление выплеснуть свои эмоции на детей и близких взрослых и т.п.). Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни младших школьников обычно становится кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность в детстве к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Основные признаки:

1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);

2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);

3) симптом "горькой конфеты" - ребенку плохо, но он старается этого не показать. Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

По сложности протекания кризис у детей 6-7 лет может сравниться разве что с подростковым кризисом. В этом возрасте заканчивается беззаботная дошкольная жизнь малыша, он приобретает новый статус – первоклассника. Во многом кризис детей 6-7 лет обусловлен навалившимися на них обязанностями, с грузом которых маленькие ученики не всегда могут справиться без помощи родителей.

С чем связан кризис семилетнего возраста у детей

Примерно в семилетием возрасте родители сталкиваются с определенным кризисом личности, связанным с тем, что малышу нужно идти в школу. Здесь начинается новый период в жизни ребенка - младший . Родители, конечно же, весьма обеспокоены тем, насколько их чадо готово к тому, чтобы пойти в школу, справится ли с усвоением программы, как его примет новый коллектив.

В силу возрастной психологии справиться с кризисом у ребенка 7-ми лет можно только при комплексном подходе. Иногда требуется привлечение специалистов. Большинство родителей полагают, что наиболее важными моментами обучения в школе являются умение делать то, что говорят, сдерживать свои эмоции, выслушивать указания и т. д.

На первый взгляд может показаться, что ребенок постепенно достигает требуемого уровня психического развития. Действительно, о кризисе 6-летнего возраста звучат упоминания намного реже, так как в этот период малыш имеет относительно стабильную систему взаимоотношений с родителями, другими членами семьи и сверстниками. Данные отношения регламентируются при помощи целого ряда норм и требований. Ребенок выполняет ряд определенных обязанностей, например, соблюдает режим дня, помогает родителям по хозяйству и пр., кроме того, у него имеется определенное количество свободного времени.

Однако через некоторое время родители сталкиваются с одной очень важной проблемой - их чадо становится непослушным, раздражительным, все чаще капризничает. Кризис 7 лет ребенка проявляется регулярными конфликтами с взрослыми, младший школьник игнорирует те обязанности, которые раньше выполнял чуть ли не с удовольствием.

Родители замечают, что их ребенок перестал с ними взаимодействовать и никак не реагирует на напоминания, связанные с отходом ко сну, временем приема пищи и т. п. Позже он начинает спорить, прекословить, в значительной степени нарушать установленный режим дня, капризничать.

Стоит отметить, что в этот период жизни у ребенка наблюдается довольно серьезная стрессовая ситуация, связанная с тем, что социальная ситуация малыша резко меняется. Она приходит на смену отношениям между ребенком и родителями, виды деятельности младшего школьника заменяются новыми. Такой переход часто проходит довольно болезненно, он обычно сопровождается упрямством, различными негативными проявлениями. На данном этапе родители приходят в определенное замешательство - если ребенок перестает их слушать, не соблюдает ряд элементарных правил, то, как же он будет слушать учителя, когда пойдет в школу?

Психология кризиса детского возраста в 6-7 лет

Однако если рассматривать сложившуюся ситуацию с точки зрения психологии, то в кризисе у ребенка 7 лет ничего удивительного нет. Это вполне закономерный этап развития его личности, когда он переживает один из важнейших периодов своей жизни. Психологическое пространство образовавшегося кризиса представляет собой ту самую область, где ребенок начинает пробовать свои формирующиеся способности.

Дело в том, что прежде чем понять, каково это - действовать по определенным правилам, ребенок сначала должен осознать эти правила, выделить их из сложившейся жизненной ситуации. Именно это и служит причиной кризиса и непонимания между ним и его родителями. Дети постепенно выделяют те правила, которые были установлены для них, и первая их реакция - нарушение, что является вполне закономерным явлением.

А как понять, что у детей 7 лет начался кризис на физиологическом уровне? Молодой организм проходит активную стадию биологического созревания. К этому возрасту окончательно формируются лобные отделы больших полушарий головного мозга. Благодаря этому ребенок приобретает способность целенаправленного и произвольного поведения, он оказывается в состоянии планировать свои дальнейшие действия.

В этом же возрасте увеличивается подвижность нервных процессов, однако по-прежнему ключевыми являются процессы возбуждения, именно из-за них малыш непоседлив, его эмоциональная возбудимость находится на повышенном уровне. На развитие кризиса ребенка в 7 лет воздействует целый ряд окружающих неблагоприятных факторов. Психика малыша начинает по-новому реагировать на разного рода вредные внешние раздражители. К примеру, если малышу плохо, то у него возникают психомоторные возбуждения, заикания или тики. В младшем школьном возрасте у многих детей повышена общая эмоциональная возбудимость, регулярно появляются симптомы и синдромы страхов, он начинает чаще, чем раньше, проявлять агрессию.

Близость школьной скамьи также провоцирует кризис ребенка 7-го года жизни, и это связано с образованием внутренней позиции будущего первоклассника. В этом возрасте ребенок постепенно утрачивает свою детскую непосредственность. В более младшем возрасте его поведение является относительно понятным для окружающих его людей, в первую очередь для родителей. Когда у него начинается кризис семилетнего возраста, даже посторонний наблюдатель сможет заметить, что малыш лишился своей наивности и непосредственности в поведении. В общении с окружающими людьми, как со сверстниками, так и со старшими, тоже происходят определенные изменения. Его действия, начиная с этого возраста, объяснить не так легко.

Утрата непосредственности связывается с тем, что в поведение ребенка начинает вклиниваться интеллектуальная составляющая. В некоторых случаях поступки кажутся искусственными или натянутыми, они не всегда четко проявляются. Поэтому наиболее существенная черта кризисной ситуации этого возраста - разведение внешней и внутренней стороны личности, из-за которой возникает большое количество разного рода переживаний.

В этом возрасте он впервые пробует обобщить те эмоции, которые происходят внутри него. Если ситуация повторялась с ним неоднократно, то малыш в состоянии осмыслить ее и сделать вывод, как относиться к самому себе, своим успехам и положению. Он может примерно представлять себе, как отреагируют окружающие на тот или иной его поступок. Однако у переживаний есть и другая сторона - зачастую они вступают в конфликт друг с другом, что, в конечном счете, приводит к возникновению внутренней напряженности. Это не может не сказаться на психике ребенка.

Стоит отметить, что переживания ребенка в 6-7 лет имеют целый ряд своих особенностей. Они приобретают конкретный смысл, т. е. ребенок становится способен понять, какого рода переживания происходят в его душе - радуется он, огорчается, сердится и пр.

Очень часто бывает, что переживания ребенка связаны с тем, что он впервые в жизни сталкивается с новыми трудными или неприятными ситуациями, из которых ему приходится искать выход. Однако обобщение переживаний является одним из ключевых моментов для того, чтобы малыш смог преодолеть кризис семилетнего возраста.

Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, он постепенно начинает осознавать свои возможности, в его голове начинают формироваться такие жизненно важные понятия, как самолюбие и самооценка. Они в значительной степени отличаются от того, что происходило с ним раньше. Ребенок младшего возраста очень любит себя, однако самолюбия (если его воспринимать в качестве обобщенного отношения к своей личности) и самооценки в нем не наблюдается.

Кризис развития ребенка 7-го года жизни: первый раз в первый класс

Помимо этого, кризис семилетнего возраста у детей психологами связывается с формированием нового для ребенка системного образования - внутренней позиции первоклассника. Возникает оно не ежеминутно, а начинает закладываться в психике малыша, начиная приблизительно с пяти лет. Дети постепенно осознают, что в ближайшее время им придется идти в школу, многие из них ждут этого момента как праздника, для них более привлекательными становятся серьезные дела, которые уже выбиваются из игрового процесса. Поэтому зачастую ребенок на этой стадии начинает нарушать сложившийся распорядок дня в детском саду, общество младших дошкольников становится для него в тягость. Он начинает понимать, что ему необходимы новые знания. Таким образом, возникает потребность в учении, которая может реализоваться после того, как малыш первый раз отправится в первый класс.

Иногда ситуация начинает развиваться в другом ключе. Детский кризис 7 лет может развиться и в том случае если дети под влиянием определенных обстоятельств не оказываются на школьной скамье, однако их позиция школьника к этому моменту полностью сформировалась. У детей возникает желание пойти в школу, они стремятся занять новое положение в обществе, обыкновенная дошкольная деятельность перестает их удовлетворять. Ребенок в этом возрасте стремится, чтобы его новая социальная позиция была признана окружающими. Он начинает протестовать против того, что родители относятся к нему как к маленькому. При этом совершенно не важно, где это происходит - на улице, среди незнакомых людей, или же дома, когда рядом только близкие люди. Подобный протест может выражаться в самых разных формах.

Само собой разумеется, что кризис семилетнего возраста формируется не ежеминутно, поэтому психологи выделяют сразу несколько этапов становления позиции будущего школьника. Прежде всего, они отмечают, что ближе к семи содам дети начинают положительно воспринимать школу, Даже несмотря на то, что основные содержательные моменты учебного процесса остаются для них загадкой. По большому счету, такая позиция ребенка остается еще дошкольной, он ее попросту переносит на школьную почву. Ребенок стремится пойти в школу, однако не собирается менять свой привычный образ жизни. В его сознании формируется позитивный образ этого учебного заведения за счет внешних атрибутов: ему становится интересно, есть ли там определенная форма одежды, как будут оценены его успехи, как придется там себя вести.

Следующий этап развития позитивной позиции будущего ученика по отношению к школе представляет собой возникновение ориентации на действительность учебного заведения, в частности, на ее содержательные моменты. Однако, прежде всего ребенок обращает внимание не столько на сам обучающий процесс, сколько на социализацию в коллективе.

Последний этап, связанный с формированием кризиса 7-летнего возраста, представляет собой непосредственное возникновение позиции ребенка, когда у него уже формируются социальная направленность и окончательная ориентация на ключевые составляющие жизни в самой школе. Однако, как правило, школьник полностью осознает это только ближе к началу третьего класса начальной школы.

Кризис младшего школьника и мотивы первоклассника

Кризис младшего школьника во многом провоцируется активным развитием мотивационной сферы, когда у него появляются новые мотивы совершить или не совершить тот или иной поступок. Здесь ключевую роль играют мотивы, которые могут побудить будущего первоклассника отправиться в школу:

  • познавательная деятельность, выражающаяся в учебном процессе;
  • мотивы, направленные на появление новых знакомств, кроме того, они связаны с принятием как данности того, что учиться необходимо;
  • ребенок стремится занять новое положение в отношениях с окружающими его людьми, т. е. он, по большому счету, переходит из одной социальной группы (дошкольники) в новую (учащиеся средней школы);
  • мотивы, которые имеют внешнюю направленность, ведь ребенку приходится так или иначе подчиняться требованиям, предъявляемым ему взрослыми людьми; V игровой мотив, переносимый в его сознании в новую сферу, которая теперь представляет собой учебу;
  • соревновательный мотив, базирующийся на получении более высокой оценки по сравнению с другими учащимися класса.

Чтобы подробно изучить все мотивы, которые движут поведением ребенка, можно воспользоваться одним хорошо проверенным психологическим методом. Предложите малышу небольшой рассказ, где каждый из героев по-своему объясняет свое желание идти или не идти в школу. При этом ребенок должен будет выбрать одну из предложенных версий. Как говорят детские психологи, дети в возрасте около шести лет имеют высокую побудительную силу игрового мотива, который зачастую сочетается с социальным или позиционным мотивом. В обучающих условиях (если 6-летний ребенок уже посещает школу) данный мотив постепенно отходит на второй план, а ему на смену приходят позиционный и познавательный. Этот процесс идет значительно медленнее, чем у шестилетнего ребенка, который пока не ходит в школу.

Эти данные говорят о том, что отдавать ребенка в школу до тех пор, пока он не достигнет определенного возраста, не следует. Так называемы1 «кризис первого класса» может весьма негативно сказаться на его развитии.

Психологи заметили, что между дошкольным и младшим школьным возрастом ребенок резко меняет свою самооценку. До достижения шести-семи лет он воспринимает себя исключительно положительно, причем это совершенно не зависит от того, в какой сфере он себя оценивает. Психологи наглядно демонстрируют проявление кризиса детского возраста в 6-7 лет при помощи простейшего упражнения под названием «Лесенка». Ребенку предлагают определить свои навыки и умения и поставить их на определенную ступень лестницы в зависимости от того, как он оценивает себя. Дети до шести лет всегда ставят себя на самую верхнюю ступень и определяют свое развитие как наиболее высокое.

Перед поступлением в школу ответы ребенка начинают резко изменяться. Во многом кризис первоклассника связан с тем, что он начинает разграничивать Я-реальное (тот человек, каким он является на самом деле в настоящий момент) и Я-идеальное (кем бы он хотел стать или какими навыками овладеть). Самооценка растущей личности становится более адекватной, малыш не собирается больше располагать себя на самой высокой ступени, однако уровень притязаний, который диктуется ему со стороны идеального Я, остается очень высоким.

В этом же возрасте очень сильно меняется отношение ребенка к взрослым. Примерно к семи годам дети постепенно начинают отличать свое поведение при общении с близкими людьми и прочими взрослыми, пусть даже и посторонними. Если спросить шестилетнего ребенка, о чем с ним может заговорить посторонний человек, то он ответит, что он предложит поиграть, позовет куда-нибудь. Получается, что дети в шестилетнем возрасте воспринимают чужих взрослых людей как приятелей или же, как близких. Но буквально через пару месяцев после того, как ребенку исполняется шесть лет, он может предложить сразу несколько вариантов относительно общения с посторонним человеком, рассказать, чего именно он ждет от обращения чужого. Например, дети зачастую говорят, что посторонний может попробовать узнать их адрес, имя и телефон. Они начинают постепенно различать разницу общения между близкими и чужими людьми.

В возрасте семи лет начинают формироваться произвольная умственная деятельность и поведение. Именно в этом возрасте ребенок становится способен воспринимать и удерживать ряд определенных правил, причем их значимость существенно возрастает. Все эти способности появляются в связи с тем, что в сознании ребенка возникает довольно сложная цепочка понятий.

Статья прочитана 21 306 раз(a).

Кризис в возрасте 7 лет – очередная ступень развития ребенка, связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника. Основные черты этого переходного периода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе. Как понять, что сын или дочка переживает кризис? Почему так происходит? Как вести себя маме и папе, чтобы помочь отпрыску? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения возрастной психологии.

Кризис 7 лет связан с нежеланием ребенка подчиняться общепринятым дисциплинарным требованиям

Проявления кризиса

Переживая кризис 7-8 лет, ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит школьный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды. Особенности этого периода:

  • изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
  • общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.
  • Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:

    • наигранность;
    • вертлявость, неусидчивость;
    • вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
    • передразнивание взрослых;
    • клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

    Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:

    • повышенная утомляемость;
    • раздражительность;
    • вспыльчивость;
    • рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
    • агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

    В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:

    • сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
    • ищут авторитет - к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;
    • кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.

    Кривляние и паясничание - характерные признаки кризисного периода

    Самостоятельная диагностика

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Ваш вопрос:

    Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

    Определить, что ребенок столкнулся с кризисом, мама и папа могут, внимательно понаблюдав за его поведением. Упорядочить выводы и дать оценку эмоциональному состоянию отпрыска поможет следующая анкета. Отвечая на ее вопросы, следует ставить «2 балла», если перечисленные черты и особенности поведения проявляются постоянно, «1 балл» – заметны периодически, «0 баллов» – они вообще несвойственны ребенку.

    Анкета, позволяющая выявить признаки кризиса 7 лет :

    1. В течение последних 6-12 месяцев ребенок кардинально изменился.
    2. Все время пытается «переговорить» старших, грубит.
    3. Утратил интерес к детскому саду, развивающим занятиям в детском центре.
    4. Стал безразличен к игрушкам, которые раньше сильно любил. Интересуется только играми с другими детьми.
    5. Ему больше нравится общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
    6. Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
    7. Часто ругается с родителями из-за мелочей.
    8. Упрямится, отстаивает свое мнение вопреки всему.
    9. Паясничает, кривляется, разговаривает «не своим» голосом.
    10. Подражает взрослым, пытается выполнять их обязанности.

    После того как получены ответы на все вопросы, следует подбить сумму баллов, она получится в интервале от 0 до 20. Интерпретация результатов:

    1. 0-5 баллов. Для семилетки это слишком мало. Ребенок очень спокоен, но такое поведение может указывать на некоторое отставание в психоэмоциональном развитии.
    2. 5-10 баллов. Данный итог, скорее всего, не означает наличие кризиса. Плохое поведение может быть обусловлено индивидуальными особенностями характера или ошибками в воспитательном процессе.
    3. 10-20 баллов. Отпрыск переживает кризис 7 лет. Сгладить его проявления и помочь ребенку можно, изменив систему требований и отношение к нему. В противном случае кризис может затянуться и привести к формированию негативных черт характера.

    Грубые слова и проявления ребенка могут шокировать неподготовленных родителей

    Причины кризиса

    Кризисы подросткового возраста, трех, семи лет имеют одну общую черту – отрицание. Вместе с тем, каждый сложный период характеризуется своими особенностями.

    В три года малыш борется за свою самостоятельность – возможность совершать поступки автономно. Семилетка начинает терять непосредственность, свойственную детству, между поступком и переживанием вклинивается интеллектуальный момент. Плюс подключается непростая адаптация к школе.

    Конфликт между потребностями и окружающей средой

    Ребенок 7-8 лет больше всего на свете хочет стать взрослым. К этому подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда. Большинству мальчиков и девочек старшие члены семьи внушают, что поход в первый класс означает взросление.

    Начав посещать школу, ребенок искренне надеется, что он стал самостоятельным и приобрел новую социальную позицию. По его мнению, устоявшиеся бытовые правила, которые действовали в «прошлой детской жизни», должны претерпеть изменения. В результате он начинает им сопротивляться - хочет сам решать, когда и куда ему идти, что надевать и так далее. Ребенок убежден, что имеет полное право вести себя как взрослый.

    Утрата детской непосредственности

    Еще один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье.

    Мальчик или девочка выбирает для себя роль и следует ее логике, при этом его позиция может абсолютно не соответствовать ситуации. В результате возникают беспричинные скачки настроения, непоследовательность эмоций, изменения в поведении, неестественность реакций на те или иные события.

    Результат кризиса

    Наряду с трудностями отпрыск переживает стремительное развитие. Сначала, в первый период кризиса, возникает дисгармония – ребенок и среда, которая его окружает, вступают в противоречие. Затем, на втором этапе, все стабилизируется. Как следствие, происходит психическое новообразование, которым является новая структура личности. Его суть для кризиса 7 лет – потребность и возможность функционировать в социуме. Отпрыск стремится к социальной позиции, в частности к позиции ученика школы.

    Что делать родителям?

    Что делать маме и папе «кризисного» ребенка? Прежде всего - не паниковать. Важно понимать, что критический период не продлится долго. В итоге вместо кривляния ребенок научится действовать по собственной воле в любой ситуации, учитывая внешние обстоятельства, но не слепо следуя им. Он обретет собственную позицию, свое мнение, свое отношение к различным перипетиям, которые будут возникать в жизни. Он сконструирует собственное «Я», свой внутренний мир с пространством для работы воображения и выбора действий.

    Облегчить протекание кризисного периода под силу понимающим родителям. Следует изменить свое отношение к отпрыску, расширив границы его свободы. Необходимо дать ему возможность разобраться в себе. Важно меньше опекать и ограничивать сына или дочку - забота должна проявляться не в тотальном управлении жизнью ребенка, а в контроле и острожном наставлении.

    Право на собственные решения

    Основное поле для проявления негативных признаков кризиса семи лет – требования, предъявляемые к ребенку в школе и дома, которым он отчаянно внутренне сопротивляется. После того как прозвучит первый звонок, очень многие действия переходят в категорию «нужно делать», «должен». Как следствие, из уст отпрыска все чаще и чаще звучат слова «не хочу», «не буду».


    В 7 лет ребенок уже хочет принимать многие решения самостоятельно

    Маме и папе нужно проявлять хитрость. Следует формулировать требования так, чтобы сын или дочка захотел их выполнить по своей воле. Можно призвать в помощь авторитетного для ребенка героя, рассказав поучительную историю, в которой он оказался в аналогичной ситуации и поступил правильно.

    К 7 годам отпрыск накапливает некоторое количество жизненного опыта, и часть решений он способен принимать, основываясь на нем. По возможности родителям следует апеллировать к этому опыту, а не давить на чадо своим авторитетом. Например, ребенок не хочет тепло одеваться. Ему нужно напомнить, как он недавно замерз, будучи экипированным не по погоде.

    У семилетнего ребенка во многих вопросах уже есть собственное мнение. Нельзя его заглушать - наоборот, следует учить чадо аргументировано спорить, доказывая свою позицию. С одной стороны, это заставит его обосновывать свои требования или отказ от выполнения наставлений старших, а с другой – мама и папа научатся слышать и считаться с мнением своего ребенка.

    Одна из главных проблем кризиса 7 лет – непослушание. Родителям необходимо пересмотреть свою позицию в общении с сыном или дочкой. Не должно быть приказов. Важно вести диалог на равных. Ребенку следует задавать вопросы, интересоваться его мнением, давать возможность принимать решения, а также отвечать за них. Например, если сын отказывается следовать установленному режиму дня, не нужно принуждать его. Лучше спросить, сколько времени ему требуется на то или иное дело, затем подкорректировать график вместе.


    Чтобы ребенок стал послушным, лучше применять метод диалога, а не приказов

    Сохранение детства

    В кризисный период происходит переход на очередной этап становления личности, но отпрыск все еще остается ребенком. Не стоит забывать об этом. В сложные моменты можно использовать поучительные мультфильмы, сказки, истории. Сын или дочка будет с удовольствием следовать положительному примеру любимых героев. Маме и папе такой подход позволит сместить авторитарную роль с себя.

    С началом школьной жизни появляется необходимость проводить много времени за уроками. Ребенку сложно полностью погрузиться в учебный процесс. В его жизни должно оставаться место для игр. Хорошо, если есть возможность вводить школьные предметы играючи - например, позволить сыну или дочке заняться любимым делом, а тем временем повторять слова или устно решать примеры. Буквы можно рисовать карандашами или мелками. Важно учиться вместе с чадом, так ему проще будет принять новые процессы и они станут гармоничной частью режима дня.

    При условии правильного отношения родителей кризис 7 лет проходит почти незаметно. Более того, в этот период у ребенка могут сформироваться человеческие качества, которые затем будут помогать ему в жизни. Важно, чтобы взрослые члены семьи придерживались простых правил:

    • объясняли;
    • слушали;
    • советовались;
    • исключили насилие;
    • предоставляли личное время;
    • не относились к ребенку как к собственности.

    В воспитании ребенка элемент физического наказания должен быть полностью исключен

    Объяснять

    Разумеется, в жизни ребенка должны быть запреты, но перед тем как ввести «табу», следует объяснить, почему так нельзя поступать. Кроме того, стоит правильно формулировать правила – в виде совета или предостережения, а не приказа. Благодаря этому ребенок почувствует свое равенство со взрослыми.

    Не нужно бояться, что такой подход приведет к потере родительского безусловного авторитета. Сын или дочка будут продолжать прислушиваться к словам старших на инстинктивном уровне.

    Слушать

    Маме и папе нужно внимательно слушать ребенка без критики. Пусть рассказывает истории, даже если в них присутствуют фантазийные элементы, делится тем, что ему интересно. Психологи отмечают, что боязнь публичных выступлений закладывается в детстве, когда старшие члены семьи не удосуживаются выслушать ребенка или, что еще хуже, смеются над ним (рекомендуем прочитать: ).

    Ребенок начинает постепенно осознавать себя новой частью социума, понимать важность своей роли в обществе. Не нужно лишать его значимости дома, он должен чувствовать себя полноправным членом семьи.

    Следует интересоваться мнением сына или дочки - планируя досуг, совершая покупки. Важно привлекать отпрыска к составлению семейного бюджета. Это поможет ему понять ценность денег. В подростковом возрасте он не будет их требовать или самовольно брать у родителей.


    Когда родители советуются с ребенком и учитывают его мнение, конфликтов будет гораздо меньше

    Исключить насилие

    Нельзя проявлять насилие по отношению к чаду – ни моральное, ни физическое. Унижение способствует формированию низкой самооценки. Если ребенка очень строго наказывают за непослушание, то в будущем он не умеет говорить «нет» в ответ на просьбы других людей. Жесткие физические меры воздействия сеют в детской душе обиду, которая остается на всю жизнь.

    Предоставлять личное время

    Семилетке приходится подолгу пребывать в коллективе и находить общий язык с разными детьми. Разумеется, это требует много энергии и сил. Стоит предоставлять ему возможность побыть одному. Если ребенок закрывает в дверь в свою комнату, не нужно его беспокоить, пусть проведет время так, как ему хочется – порисует, потанцует, споет песню, пофантазирует.

    Не относиться к ребенку как к собственности

    Родителям, которые потратили массу времени и сил на взращивание ребенка, сложно отпустить его и перестать опекать. Однако он является не их собственностью, а отдельной личностью, которая имеет право на свои особенности, увлечения, мнения. Тяжелее всего кризис семи лет проходит у тех детей, родители которых усиленно пытаются взять их под свой контроль. Сыну или дочке нужна помощь и поддержка, а не нравоучения и ужесточение правил. Если ситуация очень сложная, стоит обратиться за консультацией к психологу, который поможет разобраться в родительских чувствах.

    (8 оценили на 4,50 из 5 )

    Здравствуйте! Как должна вести себя молодая учительница музыки с учеником 7 лет? Я, бабушка, была на уроке. Ребенок сидит как кол проглотил и молчит, с ней не разговаривает. Чтобы заставить его играть она начинает с ним заигрывать, называть его красавцем мужчиной, щекотать, требуя улыбнуться. На вопрос нравится ли она ему он ответил -нет.А так он нормальный мальчишка, ходит в первый класс в обычную школу и в 1 класс в музыкальную школу. Я после урока порекомендовала ей выбрать отношения более официальные, не трогать его руками, а как учитель- ученик. Права ли я?

  • Добрый день! У нас вообще критичная ситуация. Ребенок ко всему прочему еще и гиперактивный. Приходится сидеть на уроках, так как постоянно ходит по классу, мешает и детям и учителю. Устраивает клаунаду, срывает уроки, у него повышенный интеллект, программу опережает, особенно по математике, но абсолютно неуправляемый. Беседуем с директором или завучем по поводу его поведения, а ему в этот момент скучно. Со всеми соглашается, а сам зевает, я уже чувствую, что теряю контакт с ним, раньше у меня с ним не было проблем.

    Мальчик 6 лет 9 мес. В школу еще не ходит. В последнее время постоянно ноет. Может ли это уже быть кризисом 7 лет или это отдельное явление? К слову, вниманием не обделен, но и каждую секунду его не опекаю, т.е. не похоже, чтобы нытье было способом обратить на себя внимание.

  • НЕ ЗАИТЕРЕСОВАНА НЕ ЧЕМ В ШКОЛЕ. ПОСТОЯННО ВРЕТ. ЛАЗИТ ВЕЗДЕ В ДОМЕ И ТРОГАЕТ ЧТО НЕ ПОЛОЖЕННО, И ВОРУЕТ ЧУЖИЕ ВЕЩИ В ДОМЕ И ПРЯЧЕТ. НЕ ВЫПОЛНЯЕТ ТО ЧТО СКАЗАНО. ДЕВОЧКА 7 ЛЕТ.

    Как вести себя уже не знаем! Ребёнок все слышит, но делать ничего не хочет, говоришь одно и то же по 50 раз, потом ругаешься, повышаешь голос, он плачет просит прощения и через 10 минут все повторяется. На любые просьбы почитать, позаниматься, только и слышишь «нет » или «ууууу». Как быть нам в этой ситуации?! На замечания не реагирует никак.

    Сыну 8 лет, ходит в первый класс. В школе трудности с выполнением требований учителей. Не слушается. Игровая деятельность преобладает — хочет играть. Учёба даётся нормально. Но учителя выбились из сил — ребёнок не управляем. Порой мешает вести уроки. Как воздействовать нам, родителям, на такое поведение в школе? Дома он слушается и выполняет наши поручения. Откликается на просьбы и обращения. Сложность в том, что я разговорами с сыном и назиданиями ничего не могу поменять. А муж только с ремнём может подойти к «решению проблемы»- и не признаёт во мне вообще никаких педагогических навыков. У нас раздрай в семье по поводу единого поведения. Я не хочу применять насилие к ребёнку. Помогите советом.

    СЫНУ СКОРО 7 ЛЕТ и он ведёт себя очень агрессивно по отношению ко мне, особенно в обществе других взрослых. Понимаю, что ребёнок очень трудно пережить развод и его психика очень нарушена поведением отца, но я не понимаю, как себя вести с ним. Я стараюсь быть максимально собранной и спокойной, мы посещаем тренировки, подготовку к школе, много гуляем. Как мне себя вести, чтоб просто не сойти с ума от его поведения?

    Дочке 7 лет пошли в первый класс, не хочет ничего делать нужно постоянно повышать голос. Совершив ошибку не исправляет ее, а говорит что плохая и ее не любят. В школе задания все выполняет хорошо, дома все наоборот, нет ни какой концентрации. В людях очень застенчивая а дома дьяволёнок. Нет чувства времени. Есть младшая сестра год и 7, но несмотря на это, старшему ребенку уделяю достаточно времени.

    Как нам пережить и помочь нашему мальчику пережить тяжелое время. Ему 6,5 лет. Всегда осень позитивный, веселый, увлекающийся ребёнок, который с удовольствием занимался спортом, ходил в садик, участвовал во всех праздниках и играх, теперь неожиданно для нас стал плаксивым! В садике утром слезы, мама не уходи, в спортивной школе перед началом тренировки-слезы, у меня, говорит, все хорошо, но я не знаю, почему плачу и не могу успокоиться! И т.д. Мы очень обеспокоены! Подскажите, как помочь ему обрести себя!

    Зачастую неожиданное поведение ребенка в критические возрастные периоды взрослые воспринимают с большим негативом. «Он стал неуправляем!», «Совершенно отбился от рук», «Он совсем меня слушается!», «Я все для него делаю, а он грубит и хамит!», «Он все делает назло!» — эти и подобные мысли впервые приходят в головы родителей 6-7 летних детей. Книги, журналы, статьи в интернете дают миллионы советов как вести себя с ребенком в тот или иной период, но именно у Вас это не срабатывает или достигается временный эффект. Почему? Означает ли это, что Вы плохой родитель и совершенно бездарный воспитатель? Ну, конечно же, нет!

    Все советы и схемы поведения, которым мы следуем по чужой подсказке, без понимая, что происходит с ребенком в данный момент, приносит мало результата. А дети при этом чувствуют неестественность в поведении родителей и практически не воспринимают то, что мы хотим до них донести заученными фразами и навязанными нам действиями. Но даже небольшое осознание причин детского поведения в данный момент дает достаточное понимание необходимых именно сейчас слов или реакций на ситуацию, чтобы вернуть Ваши отношения в правильное русло. Вы становитесь более вариативными и осмысленными в общении с ребенком и достигаете лучших результатов от своих действий.

    Заглянем чуть глубже в причины поведения ребенка 6-8 лет

    Главной и отличительной особенностью этого периода является появление у ребенка личного мнения и принятия личных решений . Это происходит примерно с 5 до 9 лет. Если в 3 года мы сталкивались с желаниями ребенка делать то, что ему хочется или нравится в данный момент, и эти желания носили ситуативный характер, то ближе к 7ми годам, эти желания становятся именно его личным мнением. Он не просто хочет купить именно эту одежду. Ему нужно ее купить потому, что это модно. Как бы мама не настаивала, не объясняла, что другая вещь более практична и удобна, ребенок уже начинает приводить личные доводы и объяснения своего собственного выбора. И, если сейчас мы его не выслушаем с уважением, обрежем на полуслове фразами: «Мал еще!», «Вот вырастешь, тогда и разговаривать будешь!», тогда у ребенка возникает психологическая травма.

    Такими словами Вы формируете будущего безвольного, легко управляемого человека, не имеющего собственного мнения. Такие люди часто не знают как правильно вести себя в конкретных ситуациях, а для выбора стратегии поведения будут наблюдать первых попавших в их поле зрения и копировать слова и поступки других без должного понимания и осмысления. Так люди без собственного мнения в будущем попадают в секты, криминальные группы и т.д. Поэтому очень важно поддерживать в ребенке формирование собственного мнения, но при этом не боимся выставлять границы поведения, чтобы ребенок понимал что такое можно и нельзя, дозволенное и недозволенное.

    Очень важно, чтобы в этот период у ребенка появилась своя территория, если ее до этого не было. Это его личная комната или уголок в квартире с его личной кроватью, личным столом, личным стулом и личной полочкой в шкафу. И это именно его территория, куда доступ родителям должен быть ограничен. Хозяином этого пространства будет именно ребенок. Он сам там убирается или не убирается, расставляет предметы или просит помощи, совета родителей. Мы может только предложить, предположить, подсказать, но не принуждать, не навязывать! Сейчас ребенок становится личностью со своим личным пространством. Часто мамочки с врожденным чувством порядка и чистоты здесь не выдерживают и начинают уборку, чем опять же ломают личное мнение своего ребенка и приучают его к лени и безделью. Сами же мамы получают при этом личную психологическую травму, т.к. убирая чужую территорию, ожидают в дальнейшем благодарностей, но не получают их.

    Если не прислушиваться к мнению ребенка, заставлять делать, как хотят старшие, наказывать ремнем — все это приводит к протесту. И этот бунт, в зависимости от характера ребенка может достигать двух крайних противоположных поведенческих линий. Произойдет либо полное закрытие его от родителей, либо выльется в открытую демонстрацию своей агрессивности. К тому же в этом случае дети могут начать врать из-за боязни наказания или возможного неуважительного к ним отношения старших. Это важно понять и помнить каждому взрослому, чтобы избежать ненужных конфликтов и не потерять контакта с ребенком.

    Также этот возрастной этап связан с началом периода социализации . Сейчас ребенку необходимо принадлежать какой-то группе во дворе или в школе. И очень важно не раствориться в ней, а быть отдельной личностью со своим мнением, вкусом и внешностью. Формируется его позиция и статус в каждой группе.

    В этом возрасте в большей или меньшей степени может проявиться детское воровство. Ребенок не осознает до конца насколько такое поведение плохое и неправильное. Им просто нравится какая-то вещь и они ее берут, не понимая, что воруют. Такое поведение необходимо контролировать, опять же спокойно и с уважением к любому действию ребенка. Обязательно нужно объяснять, что это воровство, как к этому относятся другие и к чему это приводит.

    Период подготовки к школе

    Кризис 7 лет — это период подготовки к школе и начала школьного обучения . Чтобы этот период прошел для ребенка более гладко, с меньшими потрясениями, необходимо заранее позаботиться о его привыкании к школе, если вы видно, что ребенку требуется привыкание к новой обстановке. Очень важно выбирать учебное заведение исходя не из ее престижности, а по уровню квалификации учителя. Психологический и эмоциональный комфорт в этом случае ценнее любой стоимости потраченной на обучение в элитной школе.

    Для многих детей будет крайне полезно водить дошкольника на подготовку именно в ту школу, куда планируется его поступление. Это нужно в первую очередь для того, чтобы он понял, принял и привык заранее к новой обстановке, новому социуму, новой жизни. Бывает, что дети просто теряются в школьных коридорах, выйдя, например, с урока по нужде, что опять же приводит к дополнительному стрессу. Для избегания подобных ситуаций желательно заранее прогуляться по школе и изучить расположение классов. Замечательно, если новый школьный коллектив будет формироваться из основного состава группы детского сада, которую посещал ребенок. Это значительно снизит уровень тревоги и напряжения в первые учебные дни.

    Часто первоклассник бывает не готов к тому, что в классе он не единственный ученик, а один из 20-30ти таких же школьников. Ему зачастую не понятно, что учитель не может уделять ему все 100% внимания. Отсюда возникают обида, растерянность, ему кажется, что он не достоин внимания. Возможно, что ребенку будет трудно ориентироваться в общении и понимании других детей, когда он поймет, что все они разные, каждый со своим индивидуальным характером и поведением. Чтобы избежать подобных реакций или свести их к минимуму, крайне важно посещать детский сад хотя бы за 2 года перед школой. Только тогда им будет пройден этап социализации, когда отрабатываются и трансформируются в приемлемые стратегии поведения такие проявления как злость, ярость, агрессия по отношению к сверстникам. Если ребенок не пройдет этот этап, то он с большой долей вероятности не будет принят школьным коллективом и станет изгоем в классе.

    Для того, чтобы ребенок как можно быстрее привык к школе и ходил туда с большей радостью и воодушевлением, достаточно применять несколько простых правил.

    Во-первых, каждое 1-е сентября в начальной школе можно превратить в небольшой семейный праздник: украсить комнату тематическими вывесками и плакатами, устроить семейный ужин с тортиком и обсуждением как прошел этот день, составить план достижений на этот учебный год. Для первоклассников первое время будет большой поддержкой, если родители будут обсуждать с ним абсолютно все, что касается школы.

    Так провожая ребенка с утра можно проговорить с ним как он будет сегодня учиться, насколько это важно и нужно для него. Очень важно делать это с хорошим и позитивным настроением, чтобы зарядить ребенка положительной энергетикой на весь учебный день. Встречая школьника после занятий будет очень полезно обсудить то как прошел этот день, какие отметки получил, что смог ответить на уроке, что ответить не удалось, что сегодня понравилось, а что — нет. Замечательно, когда родители обсуждают не только учебные проблемы, но и отношения с другими учениками, с кем ребенку было хорошо, приятно общаться, а с кем — плохо. Обязательно при этом делать конечные выводы. И, конечно же, общаемся с ребенком с уважением, поддержкой и не ругаем за неудачи и промахи.

    Очень важно помнить о недопустимости сравнения своего ребенка с другими. Любое его сравнение с кем-то приводит к тому, что он начинает выслуживаться, чтобы получить одобрение и любовь взрослого. Так дети начинают ходить в школу не для того, чтобы учиться и получать знания, а ради хороших отметок. Это отягощается еще и тем, что, оторвавшись от семьи, в школе, дети живут в новом социуме, где их воспринимают по-другому, не как дома. Здесь они не чувствуют той любви и заботы, которую привыкли получать от родителей. Им кажется, что они одиноки и их никто не любит, не понимает. В этом случае большую поддержку и опору ребенку может оказать семья. Для этого достаточно, например, как минимум раз в неделю устраивать семейное чаепитие, где каждый, в том числе и ребенок, рассказывает как у него прошла неделя. И опять же, никогда и никого при этом не осуждаем, не обсуждаем. Это будет очень важный круг семейной поддержки для каждого, и не только ребенка.

    Все вышеперечисленное играет большую роль в формировании самооценки ребенка. Кроме того, многие психологи рекомендуют обязательно с 5 лет приобщать детей к спорту. Это не только поможет дополнительно в формировании самооценки, но и разовьет ответственность, навык физической работы и внутреннее состояние полноценности. Можно предложить на выбор несколько спортивных секций, чтобы ребенок сам выбрал себе занятие по душе. Есть родители, которые и здесь совершают ошибки. Часто, отдавая своего ребенка в кружки и секции, взрослые ориентируются только на свое личное мнение и свой выбор. Они выбирают именно то, чем хотели бы заниматься сами, но по каким-то причинам это им не удалось. Теперь же повзрослевший человек стремиться реализовать себя через своего собственного ребенка, ломая его мнение и преступая через его личные желания. Естественно, что дети при этом будут сопротивляться как могут. Либо они не будут заниматься в этих кружках и школах вообще, либо будут их посещать через силу и сохранят ненависть и неприятие к этим занятиям на всю оставшуюся жизнь. Естественно ни о какой пользе от такого обучения ждать не приходится.

    Кроме всего уже перечисленного, очень хорошо помогает в выстраивании правильного поведения с ребенком знание и понимание этапов познания мира, согласно его возраста.

    Приобщение к труду и обязанностям

    В период с 5-ти до 7-ми лет ребенок познает труд. Очень важно приобщать его в это время к работе по дому, помощи на даче. Ребенок уже готов, может и должен уметь выполнять простейшие задания: помыть посуду, накрыть на стол, постирать, застелить кровать, помыть пол и т.д. Можно предложить ему на выбор какую-то работу, которая станет его обязанностью. За выполнение этой работы должен будет следить и отвечать только он.

    Обучение и учителя

    В возрасте с 7-ми до 9-ти лет, в связи с началом школьного обучения, наступает период познания учебы. Хочется отметить, что в это время ценность учителя, становиться намного важнее ценности родителя. Любое мнение учителя становиться непререкаемым и самым правильным. Большинство родителей это сильно расстраивает, они пытаются сломить этот барьер, но это приведет только к дополнительным ссорам и конфликтам. Не стоит так негативно и остро на это реагировать. Несмотря на такую позицию ребенка, Вы все так же остаетесь его родителем, он все так же нуждается в Вас, в Вашей поддержке, любви и заботе. И это даже больше необходимо сейчас, чем может показаться на первый взгляд.

    Период в возрасте 7-ми лет связывают с появлением большого количества страхов и стрессов.

    Это может быть связано с началом обучения в школе, так и с его личными особенностями.

    В этот период возникает страх плохих оценок. Может появится страх одиночества. Часто возникает боязнь нападения сказочных персонажей. Это связано с чрезмерным увлечением современными мультиками, мистическими фильмами и передачами. В результате может возникнуть так называемая триада страхов: одиночество — темнота — замкнутое пространство. В таких случаях очень опасно наказывать детей, закрывая их в темной комнате. Это может привести к очень негативным психологическим проблемам.

    После 5ти лет ребенок начинает осознавать, что все в этой жизни временно, люди — смертны. Появляется страх смерти как своей, так и родителей. Причем намного сильнее и ярче переживается страх за родителей, чем за себя.

    Проявляются сомнения в своих способностях и возможностях. Дети боятся не соответствовать общественному мнению, не хотят оказаться «белой вороной». Ребенку кажется, что, если он не будет таким каким хотят его видеть окружающие, то его не будут любить. Если он не сможет преодолеть этот страх, перерасти его, то в будущем у него будут возникать проблемы с публичными выступлениями, он будет сильно зависим от мнения окружающих.

    Большое количество страхов, переживаний, большая физическая, психологическая, умственная перегрузки, все это может привести ребенка к стрессу. Следует обратить особое внимание на те признаки, которые указывают на наличие стресса у ребенка:

    — частые непринятие, негодование, агрессия, завышенная требовательность

    — ребенок возвращается в младенчество (накрываться с головой одеялом, ложиться в позу зародыша, отгораживается от проблем словами «я в домике», меня нет)

    повышенная нервозность

    — перепады настроения

    — слезы при появлении новых людей

    — неожиданная смена гиперактивного поведения на пассивный

    Если Вы заметили появление этих признаков в поведении, и они сохраняются продолжительное время, то не стоит заниматься «самолечением», следует обязательно обратится за помощью к квалифицированному психологу.

    Для предупреждения стрессов у детей следует воспользоваться следующими советами психологов:

    — Больше тишины и спокойствия.

    — Максимально оградить ребенка от радио, телевизора, компьютера

    — Включить в питание успокоительные чаи, горячее молоко с медом на ночь

    — Разнообразить питание яркими цветами. Например, можно добавить в кашу яркую красную ягоду, украсить суп веточкой зелени.

    — Много гулять, общаться с животными, наблюдать природу

    — Больше времени уделять общению с ребенком. Сейчас ему как никогда нужен Ваш опыт и знания.

    Каждый ребенок индивидуален

    Стоить отметить, что есть общие рекомендации от психологов, но каждый ребенок индивидуален и обладает своим собственным опытом и набором врожденных психических свойств личности. Один ребенок в 7 лет будет открыт и крайне социально активен, другой будет закрыт и полон страхов. Один быстро привыкает к новым людям и обстановке, а второму будет требоваться длительная адаптация. Это необходимо обязательно учитывать.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
  • ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь