Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Ваш ребенок перестает быть маленьким, примеряя на себя это чувство – быть взрослым. Многие из родителей боятся наступления этого переходного периода, нередко вспоминая себя в этом возрасте и считая, что вслед за взрослением чада проблем не избежать. Переходный возраст – время тяжелое, но не только для родителей, но и для самих детей. Что же такое происходит в это сложное, трудное время, как понять психологию подростка?

Что это такое

Переходный возраст, или отрочество – период развития человека в процессе перехода от детства к юности. Отрочество длится с 10-11 до 15 лет. Этот переходный период, называемый также пубертатным, относится к числу критических, поскольку в этом возрасте происходит не только бурный рост и половое созревание юнца, но и кардинальные изменения в сфере сознания, системе взаимоотношений. Подробная информация об этом есть в учебниках по обществознанию.

Начинается отрочество с полового созревания – выработки гормонов, стимулирующих развитие репродуктивной системы, мозга, мышц, костей и кожи. Для этого возраста характерно «чувство взросления», развитие самооценки и самосознания. На переходном этапе онтогенеза развивается интерес к самому себе как личности. Если условия для реализации возможностей, индивидуализации отсутствуют, самореализация тинейджера кризисного возраста может принять неблагоприятную форму.

Признаки переходного возраста:

Во время полового созревания, приблизительно в 10 лет, у человека начинается активный рост – до 10 сантиметров в год. Девушки перестают расти к 16-18 годам, а юноши могут продолжать вытягиваться до 22 лет. Внешними признаками начала переходного периода считается рост у мальчиков яичек, груди – у девочек, у обоих полов рост волос подмышками и в паху.

Физическое развитие девочек проходит быстрее, чем мальчиков, но признаком того, что у вашего ребенка начался переходный возраст, считаются не только физические перемены. Среди изменений – и перемены в характере. Ласковое, послушное чадо этого возраста может стать грубым, категоричным и обидчивым. Рассмотреть признаки взросления более детально у представителей разного пола лучше всего по отдельности.

У мальчиков:

Знание родителей о том, что происходит в переходное время с их сыном, поможет им и мальчику справиться с этим непростым бременем трудного возраста, называемого переходным. Признаки взросления у мальчиков подразделяются на три основные группы — физические, эмоциональные и половые. Все они взаимосвязаны между собой, вытекают одна из другой под влиянием выработки тестостерона — гормона, с помощью которого мальчик постепенно превращается в мужчину. Какие же основные признаки этого превращения?

  1. Мускулатура начинает резко развиваться.
  2. Расширяются плечи.
  3. В области подмышек, на лице и в паху начинают расти волосы, в этом возрасте пока еще пушковые.
  4. Ломается голос.
  5. На спине и лице появляется угревая сыпь.
  6. Запах пота становится более резким.
  7. Появляются перепады настроения, свойственные этому возрасту агрессивность, рассеянность и невнимательность, максимализм.
  8. Активно развиваются половые органы, появляется сексуальное влечение.
  9. Возможно ночное неконтролируемое семяизвержение – так называемые поллюции, которые с возрастом пройдут.

У девочек:

У девочек отрочество начинается во время увеличения выработки половых гормонов, приблизительно к 10-11 годам. Репродуктивные органы девочки начинают меняться, готовиться к материнству. Гормональный всплеск, свойственный переходному этапу, приводит к дисбалансу нервной, эндокринной и вегето-сосудистой системы. Появляются первые признаки взросления девочки:

  1. Расширяются тазовые кости, ягодицы и бедра округляются.
  2. К 10 годам становится ярко выраженной пигментация около сосков. Сами соски припухают и выступают.
  3. К 11 годам молочные железы развиваются уже заметнее, область подмышками и лобок покрывается волосами. С этого же возраста может начаться менструация. У кого-то она наступает раньше, у кого-то позже. По достижении 16-летнего возраста цикл должен стабилизироваться, приняв регулярный характер.
  4. В связи с увеличением массы тела, свойственным переходному периоду, у девушек может начаться депрессия и резкое ограничение себя в питании. Поэтому внимательно следите за тем, как питается ваша дочь, чтобы ограничения не привели ее к серьезному психическому заболеванию – анорексии.

Почему подростковый возраст называют переходным

Переходный возраст представляет собой переход к взрослости из детства, за счет чего получил свое название. С переходным периодом в онтогенезе (развитии человека) во многом связан и кризис подросткового возраста. В это переходное время становления личности ребенок становится «трудным» – ему свойственны неустойчивость психики и поведения, неадекватность.

Развитие человека на переходном этапе претерпевает качественную перестройку, происходит половое созревание. Человек усиленно растет — причем, в этом периоде рост скелета протекает быстрее мышечной массы. Активно развивается сердечно-сосудистая система. В процессе перестройки у юнца как раз могут возникнуть депрессия, тревожность и другие признаки.

Проблемы и трудности у подростков

Трудности переходного периода зачастую связаны с активной гормональной перестройкой организма. Из-за резкого всплеска гормонов возникает частая смена настроения. Этому возрасту свойственны депрессия или агрессия, тревожность или замкнутость. Нередко подросток становится просто невыносимым, доставляя немало проблем не только родителям, но и самому себе.

Растущему организму необходимо личное пространство – он хочет быть самостоятельным, норовит выйти из-под родительского контроля. На этом фоне нередко возникает конфликт между родителями и детьми. Лучше позволить своему взрослеющему ребенку побыть наедине с собой, не лезть к нему в душу. Если подросток посчитает, что вам стоит доверять, он расскажет что посчитает нужным, сам.

Появляются трудности и при вхождении парня или девушки в какой-либо коллектив, где происходит своеобразная борьба за лидерство. В компании людей с подобными проблемами, сложным характером редко бывает равенство. То же стремление к лидерству может подтолкнуть к необдуманным поступкам – к примеру, привязаться к плохой компании, а как следствие — пристраститься к выпивке, сигаретам хулиганству, а иногда даже наркомании.

Изгоям среди ровесников тяжело, такой изгнанник замыкается, становится некоммуникабельным, испытывает стресс и чувство унижения или самоуничижения в компании ровесников. В этом случае родителям необходимо помочь своему чаду адаптироваться в социуме во избежание серьезных психологических проблем в будущем.

Большое значение для взрослеющего парня или девушки имеет проблема внешнего вида. Особенно тяжело переживают это девушки — ведь все внимание достается красивым, ярким и самоуверенным. Плюс ко всему появляются подростковые прыщи, жирная кожа и прочие атрибуты подросткового периода. Поэтому первая задача родителей в данном направлении — научить сына или дочь ухаживать за собой, своей внешностью, привить хороший вкус в одежде, развить чувство уверенности в себе, что потребуется впоследствии им в любом периоде жизни.

Возникают проблемы также на фоне неразделенной любви. Первая любовь, к тому же подогреваемая различными сериалами, зачастую очень сильна, а неудача в совокупности с повышенной эмоциональностью подростка и склонностью этого возраста раскрашивать все жизненные моменты яркими красками, могут подорвать психическое здоровье. Лучше всего, если родители объяснят своим влюбленным детям, что лучшее обязательно ждет их впереди, неудачи вполне переживаемы, а с возрастом они иначе воспримут свои чувства.

Виды подростковой депрессии

Депрессию трудно распознать, поскольку поведение юных чад этого возраста зачастую вызвано не отрицательными эмоциями, а перепадами настроения, вызванными процессом полового созревания. Но постоянное плохое настроение, ухудшение успеваемости в школе и некоторые другие проявления трудного возраста могут указать на наличие депрессии. Следует учитывать, что это заболевание, и оно является не видом настроения, а психическим расстройством. В целом выделяется несколько видов депрессии:

Классическая депрессия. ­ В этот период юные люди нередко чувствуют печаль, подавленность, тревогу. Человек перестает испытывать удовольствие от привычных ему дел. Любимые фильмы, фото, еда вызывают приступ раздражительности. К симптомам классической депрессии у подростка относятся замедленность движений и мышления, внешнее безволие.

Невротическая депрессия. Этот вид депрессии, иногда присущей подростковому периоду, возникает в результате длительной ситуации, травмирующей психику. Начинается заболевание со снижения настроения, слезливости и ощущения несправедливого отношения к себе. Симптомами невротической депрессии могут быть проблемы с засыпанием, тревожное просыпание, слабость, утренние головные боли, низкое артериальное давление.

Психогенная депрессия. Развивается при утрате жизненно важных для подростка (и не только) ценностей. Это может быть смерть близких людей, разрыв отношений. Психогенная депрессия может развиться за короткое время. К признакам ее относятся внутреннее напряжение, беспокойство за судьбу, тоска и заторможенность, жалобы на свою малоценность. При появлении таких симптомов необходимо сразу обратить внимание на парня или девушку, и отвести их к психологу, пока они не сочли лучшим выходом из ситуации самоубийство.

Особенности контакта с подростком

При достижении ребенком отрочества, все предъявляемые к нему требования условно разделяются на три группы: не обсуждаемые (к примеру, время возвращения домой), обсуждаемые (планирование свободного времени) и принимаемые им самостоятельно. Эти группы обязательно подлежат предварительному обсуждению.

Единые требования в семье к взрослеющему ребенку имеют немалое значение. Сам юнец больше жаждет прав, чем стремится к обязанностям. Если подрастающее поколение поймет, что от него ожидают слишком много, то постарается уклониться от обязанностей. Поэтому ко всем требованиям необходимо приводить серьезные аргументы – простое навязывание подростку на этапе становления личности может не пройти.

Стоит учесть, что нередко взрослеющее поколение совершает свои поступки под влиянием сиюминутных эмоций, свойственных переходному периоду. Поэтому не стоит проводить беседу, обсуждать поведение подростка или слова, когда вы видите, что ваше чадо возбуждено, раздражено или расстроено. Кроме того, следует учитывать нестабильное состояние психики, на данном этапе не сильно придираться. Особого отношения требует чувство взрослости у подростка. Ощущение значимости и независимости в этом сложном возрасте очень важно поддержать разными способами.

Позволяйте ребенку самому разбираться в объектах своей привязанности или влюбленности и самому принимать решения в данном направлении, хоть это еще и не вполне взрослый возраст. И не забывайте, что даже если подросток нуждается в помощи родителей, одновременно он старается оградить собственный мир от вторжения, и имеет на это право. Старайтесь не контролировать его поведение и относиться к своему чаду с уважением, в тоже время, косвенно влияя на поступки.

Но не всегда стоит обращать внимание и на противодействие, свойственное данному периоду – подросток все же испытывает потребность в поддержке со стороны взрослых. Лучше всего, если взрослый будет выступать в качестве друга. Тем самым вы облегчит ребенку поиск себя при самопознании. При таком взаимодействии появляется возможность создания глубокого духовного контакта.

Как пережить кризис

  1. Внимательно отнеситесь к развитию своего ребенка. Не пропустите первые, пусть даже слабые признаки вступления его в отрочество.
  2. Серьезно отнеситесь к тому, что любой человек развивается индивидуальными темпами, не всегда соответствующими конкретному возрасту. Не стоит считать взрослеющего юнца маленьким ребенком. Но и не пытайтесь сделать ребенка подростком раньше, чем он сам к этому готов, даже если его возраст как таковой считается переходным.
  3. Серьезно отнеситесь ко всем высказываниям вашего чада, какими бы глупыми они ни казались.
  4. Дайте взрослеющему организму максимум самостоятельности – столько, сколько он сможет выдержать для своего возраста. Старайтесь советоваться с детьми по любому поводу – даже самому пустячному. Они должны почувствовать себя наравне с вами, равноправным членом семьи.
  5. То, чего вы хотите добиться от дочери или сына, выполняйте сами – к примеру, всегда звоните, если задерживаетесь.
  6. Старайтесь исправить ошибки в воспитании, сделанные ранее. В этом возрасте все ошибки имеют склонность выползти наружу.
  7. Проявите интерес ко всему, что имеет значение для вашего сына или дочери. В переходном, богатым сюрпризами возрасте у них происходит переоценка интересов и ценностей, и лучше, если вы примете в данном процессе непосредственное участие.
  8. Используйте поощрения, обсуждайте правила. Но некоторые вещи, особенно касающиеся безопасности, в любом возрасте, а переходном особенно, должны соблюдаться беспрекословно.

Чтобы такой трудный и сложный переходный период у вашего ребенка прошел безболезненнее, как для него, так и для вас, вы можете обратиться за помощью к психологу. Правда, мало какой подросток пойдет на это, считая, что проблемы как таковой нет. Как вариант помощи, вы можете прочитать книгу по психологии подросткового возраста или посмотреть видео.

Рано или поздно каждый ребенок вступает в пору взросления, вместе с ней приходят и проблемы переходного возраста. Добрый, милый, ласковый малыш начинает меняться на глазах, становится грубым, агрессивным, а возможно и наоборот замкнутым и отстраненным. В этом нет ничего удивительного, ведь в этот период детский организм начинает стремительно меняться, вместе с этим происходят и изменения в мировоззрении, отношении к себе и окружающим.

Пора взросления – это один из самых важных, но вместе с тем и самых трудных жизненных этапов каждого человека. От того, как именно он пройдет вполне может зависеть будущее ребенка. Именно поэтому главная основная задача родителей мальчика-подростка – помочь максимально безболезненно пережит ему этот период.

Период переходного возраста

Вообще переходным возрастом принято называть временной промежуток, в течение которого происходит половое созревание детей. В этот период ускоряется физическое развитие и рост, окончательно формируются системы и внутренние органы организма. Когда именно все эти процессы начнутся и закончатся – сказать очень сложно. Это связанно с тем, что организм каждого ребенка имеет свои, индивидуальные ритмы и физические особенности.

Поэтому и точно предсказать, во сколько лет переходный возраст у мальчиков наступит – нельзя. Он может начаться как в десять, так и в четырнадцать лет и продлится до пятнадцати-семнадцати. Причем и эти показатели могут варьироваться. У мальчиков взросление происходит примерно на пару лет позже, проходит намного активнее и длится дольше (около 4-5 лет)

Специалисты считают, что начало переходного возраста зависит от разных факторов – наследственности, национальности, уровня физического развития, образа жизни, наличия или отсутствия вредных привычек и т.д. Мальчики, которые правильно питались, придерживались здорового образа жизни и проявляли физическую активность, вступают в пору полового созревания, как правило, вовремя.

Но когда бы он не наступил период взросления, он будет состоять из трех основных фаз :

  • Подготовительной – ее нередко именуют еще и младшим подростковым возрастом. В этот период происходит подготовка психики и тела к грядущим переменам.
  • Пубертатной – это и есть переходный возраст или подростковый период.
  • Постпубертатной – в данный период окончательно завершается психологическое и физиологическое формирование. Он затрагивает уже пору юношества, именно в это время мальчики начинают проявлять активный интерес к представительницам противоположного пола.

Организм ребенка с началом переходного возраста подвергается сильным изменениям, такие изменения влияют и на его внешний вид и на поведение. Основной причиной перемен являются активно вырабатывающиеся гормоны. Именно они становятся виновниками резких перепадов настроения, раздражительности, нервозности, интенсивного роста и т.д.

Для начала рассмотрим физиологические изменения, по которым можно определить переходный возраст у мальчиков. Признаки полового созревания бывают следующими:


  • Станьте ребенку другом . Так как на данном этапе в жизни мальчика-подростка большую роль играют друзья, родителям нужно приложить максимум усилий, чтобы попасть в их число. Так вам будет намного легче быть в курсе того, что происходит в жизни вашего чада, а значит, вы вовремя сможете оказать ему помощь или поддержку. Конечно, стать другом ребенка очень непросто, особенно если он привык от вас слышать одни лишь нравоучения. Сделать это поможет понимание мальчика, что вы равны друг другу. Вспомните себя в этом возрасте, наверняка вы считали, что взрослые никогда не смогут вас понять. Поверьте, то же думает и ваш сын. Постарайтесь развеять это убеждение, откройтесь ребенку с другой стороны, предстаньте перед ним простым человеком со своими недостатками и комплексами. Можете рассказать мальчику что-то о себе, поведайте несколько историй о своей молодости, о первой любви, о проблемах в школе и т.д.
  • Не ограничивайте свободу ребенка . В подростковом возрасте возникает особенно острая потребность в личном пространстве. Предоставьте это ребенку. Причем, речь здесь идет не только о собственной территории в квартире (комнате, столе или уголке), у взрослеющих детей она должна быть обязательно, а еще и о свободе и праве выбора. Не следует контролировать каждый шаг сына, рыться в его вещах, подслушивать разговоры, это приведет только к негативным последствиям. Не ограничивайте ребенка во всем, стараясь таким образом оградить от неприятностей, поскольку тотальный контроль не позволит ему чувствовать себя самостоятельным и только настроит против вас. Естественно, рушить все рамки нельзя, они обязательно должны быть, но разумные. Научитесь доверять сыну, в спорных вопросах предлагайте компромиссы, ну а чтобы узнать о его личной жизни больше общайтесь, но, ни в коем случае, не допрашивайте.
  • Избегайте излишней критики . Естественно, бывают обстоятельства, когда без критики обойтись нельзя, но она должна быть только конструктивной, причем направленной не на самого ребенка (ты неряха, лентяй и т.д.), а на его поступки, поведение, ошибки, словом на все, что можно исправить. Так как подростки слишком чувствительны к любым замечаниям, свое недовольство высказывайте максимально мягко, можете даже сочетать его с похвалой.
  • Проявляйте интерес . Созревание мальчиков сопровождается изменением системы ценностей и мировоззрения, ничего удивительного, что в этот период изменяются увлечения, суждения, взгляды. Если вы будете проявлять интерес к тому, чем занимается ребенок (но не навязчиво) и поддерживать его в этом, он станет больше вам доверять. Не ленитесь разговаривать с подростком, интересуйтесь его жизнью, рассуждениями и т.д. Не лишним будет спрашивать мнение сына в решении общих вопросов (какие обои поклеить, куда передвинуть шкаф и т.д.)
  • Проявляйте терпение . Если ребенок нагрубил или нахамил, старайтесь держать себя в руках. Помните, чрезмерная эмоциональность – это последствие переходного периода. Ответив сыну тем же, вы только спровоцируете скандал. Лучше попробуйте поговорить с ним позже, в спокойной обстановке, такое общение будет куда результативней.
  • Чаще хвалите . Похвала необходима всем, после слов одобрения будто вырастают крылья, появляется желание и силы покорять все новые и новые вершины. Чаще хвалите свое чадо, причем даже за небольшие достижения или просто хорошие поступки, это послужит для него стимулом развиваться и самосовершенствоваться. К тому же похвала неплохой способ показать, что ребенок вам не безразличен.
  • Признайте его личность . Подросток, пусть маленькая, но уже личность, имеющая свои интересы, увлечения, взгляды на жизнь, мнение. Не пытайтесь изменить сына, не навязывайте свои убеждения, лучше примите его таким, какой он есть.

Ваш милый ребенок стал сам не свой? Он стремится показать свое превосходство или наоборот замкнулся? При этом он ученик средних классов? Все нормально. Это – ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ. И вот его особенности у мальчиков.

У мальчиков переходный этап взросления попадает на возраст 12 (14) – 17 (18) лет. Пиком негативных реакций является этап от 14 до 16 лет. Негативная фаза заканчивается поиском друга, тоской по другу. Пик эмоциональной нестабильности приходится на 11-13 лет.

Особенности переходного возраста у мальчиков

  • Признаки переходного возраста
  • Половое созревание
  • Физическое развитие
  • Эмоциональная сфера
  • Рекомендации родителям

Признаки переходного возраста

  • У мальчиков переходный возраст начинается с набухания яичек, позже увеличивается член и другие половые органы. Это происходит в среднем в 11-15 лет.
  • Одновременно с этим появляются волосы в районе половых органов.
  • Через пару лет начинают прорезаться волосы на лице и на теле.
  • Происходит ломка голоса (перепады от низкого к высокому).
  • В самом начале созревания может наблюдаться небольшое увеличение молочных желез, которое проходит через год-два.
  • Ночные эякуляции.
  • Общие для обоих полов реакции (агрессия, противоречивость, усталость, максимализм).
  • Стремление продемонстрировать свою физическую силу.

Половое созревание

У мальчиков половое созревание начинается в 13-14 лет, а заканчивается в 16-17 лет. Специфика полового развития – стремление выглядеть старше, «круче», быть похожим на своих кумиров. Они так же, как девочки, тянутся к противоположному полу. Однако по-настоящему редко влюбляются, чаще «играют в отношения».

Половая идентификация у мальчиков тесно связана с образом женщины рядом. То есть чем больше женского примера вокруг, тем больше мальчик осознает свою мужественность. Чем женственнее окружающие его девочки, тем он больше чувствует себя мужчиной.

Физическое развитие

Самоопределение

Пик роста мальчиков приходится на 13 (13,5) лет – 15 лет, а замедляется к 18 годам. При этом вес растет с 14 до 16 лет.

Становление иммунитета

На подростковый возраст приходится итоговая фаза развития иммунной системы человека. У мальчиков это происходит в 14-15 лет. Становление иммунитета зависит от внешних условий среды и от наследственности. Именно поэтому подросткам важно:

  • хорошо и правильно питаться;
  • заниматься спортом;
  • избегать вредных привычек.

Сердечно-сосудистая система

Отмечается постепенное увеличение артериального давления. Пульс несколько выше нормы, но ниже, чем у девочек. Однако, как и у них, возникают головные боли, головокружения, слабость.

Мышцы

У юношей рост мышечной массы приходится на 14 лет, но соответствие силе взрослого мужчины достигается позже.

Дыхание

Растут органы дыхания. У юношей преобладает брюшной тип дыхания. Мальчики проще переносят нехватку воздуха при физической нагрузке.

Эмоциональная сфера

Как и девочки, мальчики отличаются повышенной эмоциональностью и глубиной эмоций. Им в большей мере свойственна агрессивность. В целом у мальчиков-подростков эмоциональность ниже, чем у девочек. Особенно это касается отношений между полами.

  • Из всех элементов полового созревания большее негодование (испуг, стеснение, непонимание, неуверенность) у мальчиков может вызвать феномен ночной эякуляции. Важно поговорить об этом с сыном. Мальчикам, как и девочкам, важно знать особенности своей репродуктивной системы (заранее).
  • Если не можете сами поговорить с подростком о половом созревании (к слову, поверьте, он испытывает не меньший дискомфорт), то просто подарите ему хорошую книгу с доступной информацией. Мальчик сам решит, что именно и когда из нее он захочет узнать.
  • Подсказывайте подростку советы по уходу за кожей или сводите к дерматологу. Подросткам очень важен их внешний вид.
  • Не игнорируйте переживания подростка относительно его внешнего вида, даже если вы своего сына считаете идеальным. Важно объяснить, что это временно и внешность человека формируется до 20 лет анатомически, а позже легко корректируется своими силами.
  • Не усугубляйте ситуацию возгласами о незначительности его проблем.
  • Помните, что девиантное поведение, которое у подростков встречается часто – компенсация комплекса неполноценности. Важно разобраться, почему подросток не уверен в себе и помочь.
  • Судите поступки, а не подростка.
  • Безусловно любите.
  • Успешность во многом зависит от самооценки. Самооценку нужно обязательно поддерживать извне (задача родителей). Поверьте, подросток и так сам себя достаточно ругает и акцентирует внимание на недостатках. Ваша задача в противовес замечать только положительные моменты. По крайне мере акцентировать внимание на них.
  • Общение со сверстниками и увлечения очень значимы. Если это не вредит ребенку и обществу, то пусть слушает «жуткую» музыку или «страшно» выглядит.
  • В ограничениях нужно выступать единым фронтом. Подросток не должен иметь возможности найти «лазейку» в семье.

Таким образом, задача родителей мальчика-подростка – научить его самостоятельно действовать, нести ответственность за поступки, выбирать круг общения и жизненные ориентиры. Важно способствовать развитию положительных черт его характера и уменьшению выраженности негативных (либо акцентуаций). Для этого можно проводить беседы, самостоятельно исследовать личность (анкеты, опросы).

Самопознание и самоопределение – основа возраста. У мальчиков самоопределение больше ориентировано на профессиональную деятельность. Нередко они даже стремятся найти подработку. Это хорошо и не стоит этому препятствовать. Но нужно поспособствовать расстановке адекватных приоритетов и вместе найти компромисс.

Однако существует и обратный вариант – пассивность. Тогда нужно поспособствовать нахождению хобби для подростка.

При взаимодействии с подростком важно избегать авторитарности и жестокости, либерализма («кумир семьи»), гиперопеки и гипоопеки. Это разрушающие стили воспитания. Они оказывают деструктивное влияние на отношения детей и родителей, их личности.

Установлению доброжелательных сотруднических взаимоотношений с подростком поспособствует:

  • зрительный и тактильный контакт (естественная потребность всех людей, часто неосознаваемая);
  • активное слушание (проговаривание чувств ребенка: «ты расстроен, потому что у тебя не получается домашнее задание»);
  • проговаривание своих чувств, особенно отрицательных (но не «ты меня расстроил», а «я расстроена», то есть оперируйте Я-высказываниями).

Желаю взаимопонимания с вашими детьми! Слушайте и будете услышаны.опубликовано .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Переходный возраст — особый период в жизни человека. Он проявляется определенными симптомами, на которые следует правильно реагировать родителям. Дети резко меняют свое поведение, ими сложно управлять. Однако этот этап, хоть и отличается сложностью, можно преодолеть без особых проблем.

Существуют методики, позволяющие налаживать нормальные взаимоотношения с детьми. Некоторым родителям будет полезно почитать соответствующую литературу, чтобы избежать последствий общения с ребенком. Ведь именно в таком возрасте очень много летальных исходов, когда маленький человек не смог найти поддержку у родителей и справиться с собственными переживаниями. Многие сбегают из дома, стараясь найти поддержку на улице. Они со временем разочаровываются, но пути назад может не оказаться.

Что такое переходный возраст? Его другое название пубертатный период. Для ребенка меняются не только ощущения жизни и себя как элемента всей системы, его тело преобразовывается. Почему подростковый возраст называют переходным? В это время происходит переход каждого человека во взрослую жизнь из детской. Меняется все: отношение к родителям, к жизни, к будущему.

Сколько длится переходный возраст? Его продолжительность может составлять приблизительно 4 года. Сейчас наблюдаются более ранее взросление детей, поэтому и период перехода может сокращаться в 2 раза, но это все индивидуально. Во сколько лет начинается переходный возраст? С 12 лет и заканчивается в 16. В каждом индивидуальном случае этот временной отрезок может варьироваться в любую сторону.

Рассматриваемый этап отличается сложностью, определенной драматичностью для некоторых подростков. Переходный возраст связан с трудностями из-за ряда причин. Наиболее существенный фактор — . Для подростков свойственна высокая степень чувствительности к тому, как окружающие оценивают их внешность. При этом у них проявляется самостоятельность, твердость во мнении, которая выражается по поводу других людей.

Когда наступает переходный возраст, у детей можно одновременно наблюдать черствость, внимательность, болезненную застенчивость. Присутствует потребность в оценке авторитетных для него личностей. Они хотят, чтобы их признавали, ведут себя во многих ситуациях достаточно развязно. Характерно на этом этапе обожествление кумира. Они всячески стремятся демонстрировать собственную независимость, бороться с установленными правилами, противостоят авторитетам.

Проявляется этот этап тем, что подростков часто не удовлетворяет собственная внешность, появляется неудовлетворенность в собственном теле. У ребенка могут возникать стеснения по поводу тела, его он стесняется открыто показывать. Нередко дети не хотят фотографироваться, хотя ранее им нравилось это занятие.

Проявляться все это может из-за происходящих преобразований на гормональном уровне. В организме должны начаться перестройки абсолютно всех систем и внутренние органов. В течение всего времени возникает потребность в материале, который является основой при строительстве тканей. Из-за этого возникает необходимость в обильном питании, но наблюдаются перепады аппетита.

Другие причины

Характеристика переходного возраста говорит о том, что у подростков, достигших 13-14 лет, наблюдаются определенные чередования всплесков активных периодов. Ребенок может быть бодрым, но уже через короткий временной промежуток у него появляется усталость или же полное изнеможение. Период переходного возраста характеризуется синдромом подростковой лени. При этом родители этот так называемый синдром описывают тем, что ребенок ленится что-либо делать и выявляет желание полежать, посидеть или же не хочет стоять ровно (опирается на различные предметы).

Данные особенности переходного возраста специалисты связывают с усиленным ростом, поэтому у него затрачивается достаточно много сил и энергии на выполнение тех или иных действий. Все это отражается на том, что выносливость ребенка в значительной степени снижается. Проявляющийся эффект синдрома отражается на общем состоянии и поведении ребенка.

Так, у подростка наблюдается некая неловкость, что приводит к различным поломкам и повреждениям предметов. Данные трудности переходного возраста могут производить впечатление, что подросток действует специально, но это не так. Все негативные проявления происходят вне зависимости от ребенка, они обуславливаются перестройкой двигательной системы.

Справляться с рассматриваемыми изменениями достаточно сложно, но со временем подросток становится взрослым человеком. Чтобы процесс реализовался, необходимы большие физические затраты. Если обращать внимание на психологический аспект, то ребенку достаточно тяжело жить в этот момент времени.

Переходный возраст в определенных случаях протекает со сложностями, которые связаны с нежеланием взрослеть. В его подсознании заложено, что он потеряет свое привычное состояние, поэтому возникает дискомфорт.

О возможном поведении подростка

Признаки переходного возраста наблюдаются в поведении подростка. Достаточно часто оно очень сильно меняется и становится вызывающим. Эти изменения проявляются в грубости. Он не подпускает к себе взрослых, не хочет делиться личным. Кроме того, его настроение часто меняется, также он не допускает близко к себе родителя, например, не дает себя обнять. Психологи такое поведение сравнивают с ежиком, который все время отталкивает окружающих и .

Поздний переходный возраст проходит еще более тяжело. Нередко ребенок отказывается проводить уборку в своей собственной комнате. Родители могут наблюдать там полный беспорядок, который абсолютно не смущает подростка. О домашних обязанностях он также слышать не хочет, заставить их выполнять очень тяжело.

Симптомы подросткового возраста наблюдаются еще и в том, что сын или дочь пытаются разозлить своих родителей, что в конечном итоге может привести к скандалу. При этом подросток может совсем не переживать по этому поводу.

Кризис переходного возраста у подростков порой негативно отражается на состоянии родителей, так как они все это время ощущают некую растерянность и не могут понять, какие действия предпринимать. Весь этот процесс болезненный как для родителей, так и для детей, но все эти симптомы можно побороть, если подойти к такому поведению правильно.

Если подошел переходный возраст, что делать? Родители должны мудро реагировать на такое поведение. Подросток своим неординарным поведением пытается выработать свой подход на те или иные происходящие события.

Кризис этого возраста дает понять, что подросток находится под давлением различных сторон: родители, школа и сверстники. Поэтому он пытается начинать жить собственной жизнью без сторонней помощи. Психология акцентирует внимание на том, что подросток пытается заявить окружающим о своем существовании. Однако проблемы переходного возраста здесь начинают развиваться из-за того, что целей в жизни у ребенка еще нет, эмоциональная устойчивость также не наблюдается.

О развитии личности подростка

Как справиться с переходным возрастом? В данном случае приходит на помощь психология. Данная наука акцентирует внимание на том, что подросток в этот непростой для него период становится личностью. Поэтому ни к каким упрекам, унижениям или же аналогичным действиям прибегать нельзя.

Как помочь подростку в этот период? В первую очередь его необходимо постараться чем-то занять. Но при этом нужно помнить о том, что ребенка нужно воспринимать как личность.

Сколько длится переходный возраст? У каждого подростка это время может длиться по-разному, но все признаки практически одинаковы: это стремление к максимальной самостоятельности и отказ от приема проблемных ситуаций.

Когда начинается переходный возраст, у подростков выражено ощущение чрезмерной взрослости. При этом психология отмечает, что у него появляется новый уровень притязаний, который не совпадает с фактическим состоянием. Переходный возраст, особенности контакта с подростками необходимо учитывать. Для ребенка чрезвычайно важно, чтобы его взросление было отмечено родителями и окружающими. Однако если поведение не удовлетворяет взрослых, возникают конфликты.

Как пережить переходный возраст? Для подростка очень важно, чтобы он все это время получал и ощущал поддержку близких людей. Но при этом ребенок может всячески отказываться от заботы и прочих проявлений поддержки.

Что это такое — правильное поведение родителей? Это выстраивание доверительных отношений с близкими людьми. Данный процесс должен базироваться на поддержке, одобрении. Длительность переходного возраста будет обуславливаться и тем, насколько верно ведут себя родители.

Нужно быть готовым и к тому, что подросток будет всячески протестовать, причем ему не будет хватать именно взрослых советов. Общение будет принято должным образом только в тех случаях, когда он понимает, что у него со взрослыми равные права. Заканчивается переходный возраст, когда родитель ведет конструктивную беседу со своим сыном/дочкой. При этом не нужно грубить, кричать и т. д. Просто нужно всячески показывать, что ребенка понимают. Необходимо делиться с ним собственными мыслями, опытом и т. д.

Когда заканчивается подростковый период, ребенок уже обретает возможность самостоятельно мыслить и разбираться в различных жизненных ситуациях. Интерес к жизни чада не должен быть искусственным или же наигранным. За всеми его действиями нужно следить и запрещать негативные поступки.

Дополнительные сведения

Вне зависимости от того, со скольки лет начался переходный возраст, рекомендуют использовать определенную выработанную технологию для погашения возникающего конфликта между подростком и взрослыми. Не многий родитель знает о том, что в процессе ссор с подростком нельзя его оскорблять или же в чем-то обвинять. Рекомендуется высказывать свое отношение к ребенку, причем только положительное. Этот процесс должен называться выстраиванием доверительных отношений.

В первый год переходного возраста и в последующее время нужно максимально правильно выстраивать диалог с ребенком. Например, нужно акцентировать внимание на том, что грубое поведение негативно сказывается на взрослых и т. д. При этом нужно быть готовым и к резкому ответу ребенка, например, что ему все равно. Но это всего лишь маска, и рано или поздно такое поведение должно заканчиваться. Подросток обязательно запомнит эти слова и сделает для себя выводы.

В жизни ребенка должен начинаться новый период, и он не должен быть подкреплен какими-либо оскорблениями или же прочими отрицательными эмоциями, так как все это ошибки. Допуская их, родители вызывают у своего чада только агрессию. Но все это со временем проходит, а в результате у подростка откладываются только положительные впечатления от поддержки родителей. Высказывая собственные чувства и ощущения ребенку, удастся избежать конфликта.

Как относиться к подростку? Быть с ним строгим или заигрывать? Считать его ребенком или спрашивать как со взрослого? Что он думает о нас? Что ценит в этом мире? А главное, невероятно сложно узнать, как он относится к нам - старшему поколению. Наталия Мишанина, практический психолог, специалист в области детско-родительских отношений, руководитель психологической службы Благотворительного фонда «Арифметика добра».

Когда заканчивается детство?

Пубертатный кризис. Так его называют в возрастной психологии. В переводе с латинского языка означает половую зрелость. Однако изменения, происходящие в этот период, невозможно свести лишь к физиологическому и половому воспитанию. У каждого ребенка переходный возраст проходит по-разному. Один ребенок может провести эти годы вполне мирно и спокойно, другой будет совершать дикие выходки, то и дело подвергая себя опасности.

Общим для всех - и детей, и родителей - будет одно: волнующий, напряженный и необратимый процесс превращения беспомощного ребенка во взрослого человека.

Несмотря на индивидуальные различия, в этот период развитие ребенка имеет общие черты:

Путь к обособлению,

Поиск своего «Я»,

Обретение своего «Я» и примирение с родителями.

Со мною что-то происходит…

— Я не понимал, что со мной тогда происходило. Мне казалось, что все люди с интересом разглядывают меня. В моей внешности я искал странности и находил их. Меня и моих родителей пугало мое изменчивое настроение. Порой я боялся выходить на улицу из-за того, что считал себя уродом…

— Самым страшным для меня в школе был урок физкультуры. Учитель требовал от наc, девочек, ношения белой майки и черных трусиков. Эта одежда подчеркивала выпуклости моего тела, особенно грудь, чего я ужасно стеснялась. Я первая из класса стала носить бюстгальтер. Это стало темой обсуждения у одноклассниц и причиной насмешек наших глупых мальчишек.

— Лет в 12 я посмотрела на себя в зеркало и… горько заплакала. Все лицо было покрыто ужасными прыщами. Я сразу попыталась избавиться от них: терла жесткой губкой, прижигала одеколоном, выдавливала, и от этого делалось еще хуже. К маме я потом боялась подойти и услышать упрек, что во всем виновата сама. А как страшно было показаться друзьям в таком виде.

Важной задачей взросления подростка является его психологическое совладание с собственным телесным и сексуальным созреванием. Он впервые осознает ограниченную способность контролировать и регулировать происходящие в нем физические изменения (рост тела, появление вторичных половых признаков и т.д.). Тесная связь биологических и психологических изменений во многом определяет специфику данного возрастного кризиса.

Основные признаки пубертатного периода

Начинается все с отчетливого ускорения роста. Такой скачок у девочек наступает 2 годами раньше, чем у мальчиков, поэтому в 5-6 классе все мальчишки значительно ниже ростом, чем девочки. Для подростков типична неравномерность физического созревания.

Двигательная система также развивается своеобразно. Можно отметить изменение в моторике, результатом которого является временное нарушение координации движений. Этим объясняется некоторая неуклюжесть подростков.

Изменения происходят и в развитии внутренних органов. Внутренние органы развиваются с разной скоростью. В озникают трудности в работе сердца, легких, кровоснабжения головного мозга. Поэтому для подростка характерны периоды сосудистого и мышечного тонуса, вызывающие быструю смену физического состояния и настроения.

Особо хочется обратить внимание на гормональную регуляцию, происходящую в этот период. Она проходит на различных уровнях: эндокринных желез и координации их работы с гипофизом.

Удлинение тела стимулируется гормоном роста - соматотропином. За половое созревание отвечают гормоны эстроген и гонадотропин. Андрогены отвечают за сексуальное влечение и половое созревание подростков.

Сильные гормональные изменения оказывают влияние на психику, особенно на такие явления, как депрессивные и эйфорические состояния, проявление агрессивности.

Стоит задуматься, что ни в какой иной период своей жизни человек не испытывает столь бурных и быстрых изменений, какие происходят с ним в подростковый период. В это время буквально рушится вся система координат, действовавшая в детстве.

Биологическая перестройка так меняет тело, что оно вскоре начинает казаться чужим. Подросток, подстегиваемый гормонами и вдруг возникшими непривычными сексуальными переживаниями, чувствует, что перерос роль ребенка и стремится на поиски своего нового «Я».

Нельзя не думать «про это»

Возможно, первый сексуальный опыт подростка родители могут и не заметить, но первую любовь невозможно проглядеть. Мечтательное выражение лица, возвышенность чувств, бесконечные разговоры по телефону, запах духов и дезодорантов, длительное стояние у зеркала…Тот из взрослых, кто не равнодушен к своему ребенку, не упустит этих признаков.

Большинство подростков жаждут испытать любовь. Однако, когда это будоражащее чувство приходит, заполняя собой все, оно почти неизбежно приносит боль. Одни отдают свое сердце человеку, который понятия не имеет об их чувстве, и терзаются сомнениями, стоит ли сделать признание. Другие испытывают неразделенную любовь, оказываются отвергнутыми.

Родители склонны легкомысленно относиться к любви ребенка, особенно если она - первая.

— Он был старше меня на 3 года, уже заканчивал школу. Себя я считала маленькой, незаметной пигалицей и никогда не думала, что ОН когда-то обратит на меня внимание. Но это произошло, и мы стали встречаться, ходить в кино, на каток, в кафе. Это было настоящее счастье! В этот период я не могла думать ни о чем, кроме него. Весь мир для меня - это Он. Я сильно похудела, забросила учебу и музыкальную школу. Начались проблемы с родителями. Маме я рассказала о НЕМ, но вместо того, чтобы разделить мои чувства, она усмехнулась и сказала: «Таких, как он, будет еще вагон и маленькая тележка!». Тогда мы впервые серьезно с ней поссорились.

Летом мы расстались. Он уехал в лагерь работать вожатым, и после этого он сказал, что встретил девушку своей мечты. Я думала, что умру - так мне тогда было больно. А пойти к маме уже не могла, боялась наткнуться на непонимание. Спасибо подругам, только он смогли «вытащить» меня из этого состояния.

Порой родители с усмешкой и любопытством наблюдают страдание в глазах и опущенные плечи своего поверженного любовью отпрыска. По собственному опыту взрослые знают, какую боль приносит разбитое сердце, но, по их мнению, такой боли не может быть у подростка.

Современные подростки живут в мире, в котором нет никаких правил, связанных с сексом. Кино, СМИ, музыка отождествляют секс с любовью и изображают его как часть полноценных отношений между людьми. Поэтому значительное число подростков ведет активную сексуальную жизнь.

Подростки, не живущие половой жизнью, борются с такими мыслями: «Может, со мной что-то не так? Может быть, я упускаю что-то важное?».

Современные подростки живут в мире, в котором секс не только считается нормальной частью ухаживания, но и совместная жизнь до вступления брак все более и более становится естественным делом, а гомосексуализм превращается в альтернативный образ жизни. Такие слова, как «бисексуал» и «трансвестит», стали привычными для современного подростка. Наверное, в этом мире подросток должен справиться и с этой проблемой своей развивающейся сексуальности.

«Я уже не ребенок!»

— В то время я представлял себя как вполне установившуюся натуру, но натуру, только начинающую входить в общество уже не как ребенок, а скорее как полноценный человек, но еще многого не знающий в жизни. Конечно, как и у других моих сверстников, у меня были кумиры. Я даже мог называться фанатом одной популярной группы. Быть фанатом, значит, быть как все: серым и из толпы. Поэтому и я казался им таким же, как и они. Но я был другим, я менялся. Казалось, что во мне просто кто-то рос и взрослел. Накапливался конфликт между мной, похожим на всех, и мной взрослеющим. Появлялось понимание, а потом и уважение к людям, особенно к родителям, которые помогали в трудные минуты.

— В 13 лет я видела себя взрослой, полноценной, современной девушкой. Другим, особенно родителям, я казалась маленькой, глупенькой и беспомощной. Мне очень мешало чрезмерное опекунство и внимание. Мне казалось, что я пленница, что родители меня не понимают и не признают моих друзей - таких умных, опытных (наркоманов, малолетних хулиганов). Мне хотелось, чтобы все оставили меня в покое.

— До 14 лет я была ребенком в «розовых очках». Мне казалось, что все люди вокруг добрые и отзывчивые. Но потом мои взгляды на жизнь резко изменились. Это было в 8-м классе, когда я влюбилась в парня девушки, которая была лидером в нашем классе. Она подговорила всех ребят, и мне устроили бойкот. Все отвернулись от меня. Было так тяжело, что не хотелось жить. Рядом со мной осталась только одна моя подруга. Лишь она помогла мне в трудный момент. Я очень сильно разочаровалась в людях, в любви и превратилась из веселой общительной девчонки в мрачного и молчаливого человека.

Образ «Я», создаваемый в муках «самотворчества», определяет психологическое и социальное самочувствие подростка, его веру, надежду, волю. Внутриличностная «картина мира» и образ «Я» в период взросления начинают экспериментальный процесс сопряжения накопленных представлений о жизни.

«Я - концепция» созидающей себя личности строится на сложных жизненных вопросах:

Как и каким быть, если быть?

Кем быть, если не быть, а только казаться?..

За все эти творческие мучения расплата одна - невыносимая душевная боль, в существовании которой невозможно признаться даже самому себе.

Все, что знакомо, скучно; все, что не знакомо, страшно… и страшно интересно. Как быть и куда двигаться дальше? Эти «гамлетовские» вопросы возникают в период новообразования подросткового возраста - «чувства взрослости». Это особая форма подросткового самосознания, через которую подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или друзьями), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, пересматривает свою деятельность.

Многообразие взрослости

Подражание внешним признакам взрослости

Курение, игра в карты, употребление спиртного, особый лексикон, стремление к взрослой моде, прическе, косметике. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни. Психологи и социологи называют это «низкой культурой досуга». При этом познавательные интересы утрачиваются, и складывается специфическая установка весело провести время с компанией с со ценностями.

Равнение мальчиков-подростков на качества «настоящего мужчины»

Это сила, смелость, выносливость, воля, преданность товарищам, верность настоящей мужской дружбе. Этот вид «взрослости» может иметь две стороны. Положительно, если ребенок начинает заниматься спортом и имеет позитивные установки на приведенные понятия.

Отрицательная сторона заключается в том, что подростков тянет особая жизнь в кругу себе подобных, где провозглашаются сила, жестокость, агрессия, нетерпимость.

Интересно отметить и то, что многие девушки в наше время также хотят обладать «мужскими качествами». Они неженственны, подражают мальчишкам во всем, ходят в «качалку», занимаются боевым видами спорта.

Проявление социальной зрелости

Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, когда подросток чувствует себя нужным и полезным в процессе сотворчества. Тогда он занимает место помощника взрослого. Обычно социальная взрослость наблюдается в семьях, переживающих трудности. Там подросток фактически занимает ведущую роль. Здесь забота о близких и их благополучии принимает характер пожизненных ценностей этого человека.

Интеллектуальная зрелость

Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний подростка - это результат его самостоятельной работы. Подростки, стремящиеся к знаниям, среди группы чувствуют себя не совсем уверенно.

Задачи взросления

Подведем небольшой итог тому, к чему стремится подросток в период взросления:

Принять свою новую внешность и расширить возможности своего тела, занимаясь спортом, танцами, искусством, трудом и т.д.;

Усвоить специфику поведения и образа своей мужской и женской роли;

Научиться устанавливать более зрелые, новые отношения с ровесниками обоего пола;

Сформировать эмоциональную независимость от родителей и других взрослых;

Подготовиться к профессиональной карьере;

Построить систему ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения, в процессе которого происходят столкновения с учителями, сверстниками, родителями, социумом за счет расширения «личностного пространства»;

Сформировать собственное отношение к жизни, к смерти, к вечности, к Богу.

О самосознании

Формирование самосознания в подростковом возрасте проявляется и развивается в специфических эмоционально-поведенческих реакциях.

Многие взрослые, не зная о подобных новообразованиях, расценивают это как бунт и непослушание, таким образом настраивая подростка против себя.

РЕАКЦИЯ ЭМАНСИПАЦИИ. В основе этой реакции лежит характерная для подростков потребность в освобождении от контроля и опеки взрослых. Факторами возникновения проявления эмансипации могут быть: гиперопека, мелочный контроль, полное лишение подростка самостоятельности, инициативы, отношение к нему, как к маленькому ребенку, критика в адрес личности подростка, грубость в общении, насилие, насмешки.

В этом случае подростки протестуют против несправедливости по отношению к их личности.

Эмансипация может проявляться явно и скрытно. Среди явных проявлений можно отметить: непослушание, грубость, патологическое упрямство, прямое игнорирование мнений и распоряжений взрослых, существующих порядков и традиций, алкоголизм, наркоманию, правонарушения.

Среди скрытых проявлений можно отметить такие, как бродяжничество, половая свобода, создание неформальных групп.

РЕАКЦИЯ ГРУППИРОВАНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ. Когда подростки перестают чувствовать себя в безопасности среди своей семьи, то неизменно их ждут друзья. Что получают подростки в кругу своих друзей? Во-первых, это важный канал информации, которую нельзя получить от взрослых. Во-вторых, здесь завязываются новые формы межличностных отношений, в которых подростки глубже познают себя и окружающий мир. В-третьих, группа представляет собой новый вид эмоциональных контактов, невозможных в семье.

РЕАКЦИЯ УВЛЕЧЕНИЯ. Любое увлечение - это средство самовыражения, коммуникации и идентификации. Средство достижения престижного статуса в своей среде. Иногда увлечения выступают своеобразным типом психологической защиты. И нельзя сказать, что увлеченный проросток - это плохо, напротив, взрослым нужно приложить все усилия для самовыражения собственного ребенка.

РЕАКЦИИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЕМ САМОСОЗНАНИЯ. Эти реакции вызваны тем вниманием, с каким подросток относится к своей внешности, то есть к форме, образу собственного «Я». А также он обращает внимание на свой внутренний мир.

Возникающая тревожность

От чего может возникнуть чувство тревоги в подростковом возрасте? Возрастание личностной тревожности объясняется особенностью социальной ситуации. Перед подростком ставятся задачи целеполагания и профориентации.

О синдроме иллюзорного восприятия действительности

Этот синдром - не патология. Просто подростки с данным синдромом совершают поступки, которые до этого они себе не позволяли - занимаются сексом со случайными партнерами, нередко имеют искаженное представление о противоположном поле («Если в первый раз не получилось с девочкой, может, попробовать с парнем?»), катаются на скейтах и роликах, подвергая себя видимой опасности - без шлема и наколенников по проезжей части, купаются в опасных местах и т.д.

Им кажется, что все происходит «понарошку» и не представляет никакой опасности. Этот синдром возникает тогда, когда подростку предоставляется возможность насладиться относительной свободой (учеба за границей, летние лагеря, длительные туристические поездки со сверстниками).

В этом случае подсознание подростка дает сбой. Новое окружение, обстановка, новые лица, знакомства - все это вместе влияет на психику подростка. Мальчикам и девочкам кажется, что события происходят не на самом деле, а как в кино. Можно сказать, что появляется так называемый кураж. Новая обстановка меняет и самого человека, тем более подростка.

Вы спросите: «Как долго будет это пребывание в сказке?». Оно будет до тех пор, пока подросток не почувствует ваше внимание к нему как личности, пока вы не начнете поддерживать с ним доверительные отношения. Пока вы не станете для него якорем или «костылями», которые будут удерживать его от погружения в иллюзорный, сказочный мир.

Недетские проблемы

В нашем современном мире подростки являются самой уязвимой категорией граждан. Порой некоторым из них приходится выживать, бороться за свое существование.

Результаты этой «гонки на выживание» давно дают о себе знать: разгул преступности, безудержный рост наркомании, повседневная бессмысленная жестокость - вот далеко не полный перечень отличительных особенностей нашего времени. Но самое страшное - это то, что в каждом третьем случае главными участниками событий становятся 13-18-летние. «Нарастающая волна преступности среди подростков, причем в насильственных формах, - факт уже официальной статистики… Как свидетельствуют криминологи, нынешние преступления несовершеннолетних все чаще приобретают характер звериной жестокости и изощренного глумления над жертвой…».

Да, многие этому ужасаются и признают необходимость принятия мер, но каких? Комиссия по делам несовершеннолетних, колония для мальчиков, колония для девочек… - все это обрушивается на голову юного преступника. Конечно, виновные должны получить по заслугам, конечно, нужно обезопасить общество от криминала, но ведь все это только последствия, только «вершина айсберга»! И пока истоки проблемы не получат должного внимания, не будут раскрыты, все останется по-прежнему.

И еще один индикатор распада общества, еще одна, иногда последняя, попытка юного человека достучаться до взрослых - это суицид, который с каждым годом все молодеет и растет. В таком большом городе, как Москва, ежегодно от 1,5 до 2 тыс. несовершеннолетних пытаются покончить жизнь самоубийством. И следует, наконец, спросить себя: понятно ли, под каким жестоким прессом живут подростки, если грубое слово учителя, очередной скандал, устроенный матерью, любовная или школьная неудача подводят к последней черте, за которой обрывается едва начавшаяся жизнь?

Подсказки для родителей

1. Для того чтобы существовала эмоциональная связь с подростком, проводите с ним вместе какое-то время, чтобы он не ощущал себя покинутым и одиноким.

2. Установите доверительные отношения с подростком, прежде чем переходить к нотациям и сложным темам бесед.

3. Не отказывайте подростку в общении с вами, даже если для этого нужно будет отложить дела!

4. Общайтесь с подростком в соответствии с темпом развития его отношений с окружающим миром.

5. Для сохранения эмоционального контакта крайне необходимо общение. Общайтесь с подростком на интересующие его темы, изучите молодежную субкультуру, читайте их журналы, чтобы быть «продвинутыми». Тогда ребенок почувствует, что он и его мир вам интересны, и станет больше доверять вам. Только ни в коем случае не критикуйте молодежные движения, стили, музыку, моду в присутствии подростка. Вы можете потерять нить общения с ним.

6. Никогда не обсуждайте личность подростка и его поступки в присутствии других людей, особенно друзей или сверстников. Они не любят, когда их с кем-то сравнивают, ставят других в пример. Это расценивается как посягательство на его личность.

7. Подросток должен чувствовать себя полезным. Дайте ему возможность почувствовать себя помощником в каком-то общем семейном деле.

8. Не злоупотребляйте своей любовью и заботой. Старайтесь не проживать за него жизнь. Фразы «Я лучше знаю, как тебе поступить» или «Я делаю это ради тебя, потому что люблю тебя» неискренни и не воспринимаются подростками.

9. Никогда не оскорбляйте подростка. Когда ребенок слышит от родителей враждебные, резкие, грубые слова, он сохраняет обиду на всю жизнь. Уж очень тонко устроены психика подростка и его восприятие окружающего.

10. Родители, злоупотребляющие своей властью физически, шлепая, толкая, избивая детей, могут причинить вред физическому и психическому развитию, а еще больший вред - эмоциональному развитию подростка, что значительно осложнит его взрослую жизнь.

11. Помните, подросток - не ребенок. Он находится на стадии перехода к взрослой жизни, его основные качества - НЕЗАВИСИМОСТЬ и САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.

Родители, которые продолжают общаться с подростком так же, как общались с ним в детстве, не получат ожидаемых результатов. Насильно навязанные собственные принципы приводят к спорам, утрате самообладания и оскорблениям.

Такое поведение становится эмоционально губительным для подростка. Попытки родителей спорить с подростком, чтобы заставить его повиноваться, на самом деле побуждают подростка к бунту. Родители, сами того не осознавая, лишают подростка эмоциональной поддержки и начинают с ним словесную войну. Наши намерения как родителей могут быть благими, но результаты однозначно плохи.

12. Тем не менее подросток хочет быть частью семьи и в то же время быть независимым от семьи. Часто это выражается как потребность в личном пространстве. Выделение личного помещения и возможность его самостоятельно оформить - вот те желания подростков, которые, если удовлетворяются в сопровождении проявлений любви, способствуют формированию чувства независимости.

13. Подростки нуждаются в эмоциональной независимости. Когда вы спрашиваете девочку-подростка о каком-нибудь ее друге, она обвинит вас в том, что вы лезете не в свое дело. Это не означает, что она от вас что-то скрывает. Это говорит лишь о том, что, не раскрывая родителям своих чувств и мыслей, она утверждает свою эмоциональную независимость. Родители должны уважать подобный настрой подростков. Потребность в данном виде независимости может проявляться в нежелании принимать ваши проявления любви, против которых раньше они ничего не имели.

14. Не удивляйтесь, если ваша дочь-подросток вдруг откажется от вашей помощи. Теперь она все хочет делать сама, причем не так, как сделали бы это вы. Иногда это происходит не потому, что она не нуждается в вашей помощи, а потому, что она не хочет, чтобы ей об этом напоминали.

15. Подростка необходимо поддерживать. И одним из способов поддержки является похвала. Только одним из факторов похвалы должна быть искренность, а другим - то, что похвала должна быть конкретной. Если родители не могут похвалить подростка за результаты или конкретные действия, то необходимо оценить его старание.

16. Подростки часто выбирают друзей самостоятельно. Родители, которые понимают ценность независимости для подростка, разрешат ему проводить время вне семьи и не станут с этим спорить. Желание подростка быть с друзьями - это не отказ от родителей; это свидетельство того, что его горизонты общения расширяются.

17. Важная область подростковой независимости - это их музыкальные вкусы. Подростки выбирают свою музыку. Нет в подростковой культуре ничего важнее, чем музыка. Музыка способна тронуть сердце и душу человека. Родитель, который критикует музыку, выбранную подростком, косвенным образом критикует и самого подростка. Если критика продолжается, то ребенок может сделать вывод, что его не любят.

Вы должны разделять чувства своего ребенка, сопереживать ему, и тогда он почувствует вашу поддержку. Помните, подросток в состоянии мыслить логически, и он сделает правильные выводы. Повернитесь лицом к своему ребенку и будьте счастливы!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь