Одним из распространенных видов нарушений развития является повышенная активность, достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь "фасад" в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.
Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не "не хочет", а не может вести себя соответственно общим правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем.
Ученые связывают это состояние, прежде всего, с микроорганическими поражениями головного мозга, возникшие по причине осложнений беременности и родов, соматических заболеваний в раннем возрасте или психических травм.
Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим , т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект внимания. У гиперактивного ребенка сильно страдает объем внимания, он может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение.
Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков: "сначала сделает, а потом подумает". Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях.
Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.
Пик проявления синдрома - 6-7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).
Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребенка:
Наличие у ребенка подобных симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза "синдром дефицита внимания" является прерогативой врача, и в преодолении синдрома важное место принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением специалиста.
Улучшение состояния ребенка зависит, конечно, не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье. Недисциплинированность, непослушание, отсутствие реакций на замечания сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. У многих детей наблюдается низкая самооценка, отчасти потому, что они часто страдают от сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример.
Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.
Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой, - предъявления повышенных требований, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Педагоги и родители должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный, требующий от них больших усилий и огромного терпения.
При неблагоприятном педагогическом воздействии у детей может возникнуть деструктивное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.
Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться с имеющимися у него трудностями.
Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут использовать игры, в которых требуется внимательность и самоконтроль. Желательно научить играть детей в народные игры, а также в игры, типа: "Да и нет не говорите", "Тише едешь…", "Съедобное - несъедобное", "Холодно - горячо", различные лото, настольные игры и др. Старайтесь придерживаться "позитивной модели" воспитания, т.е.:
При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия учебной нагрузки реальным возможностям ребенка с учетом его познавательных способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность ребенка была успешной, а поставленная цель - достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для подвижных, неусидчивых детей. Они нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки.
Гиперактивные дети особенно трудны для учителя, так как постоянно привлекают его внимание, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако эта мера не способствует решению существующих у ребенка проблем. Если учитель понимает причины неправильного поведения маленького "нарушителя", не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь ему.
Во время проведения уроков используйте следующие рекомендации:
Практика показывает, что при грамотном воспитательном подходе, к подростковому возрасту двигательная расторможенность уменьшается или исчезает совсем. Может сохраниться импульсивность поступков, но это не препятствует благополучному личностному развитию ребенка, позволяя ему адаптироваться в обществе, утвердиться в профессиональном плане, научиться устанавливать и поддерживать дружеские отношения с окружающими.
В неблагоприятных, запущенных социально-педагогических условиях часть детей и подростков показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям поведения и влечений. Чаще это происходит при наличии вторичных (личностных) нарушений, возникающих как реакция на уродливые отношения с близкими. Поэтому наряду с медикаментозной терапией лечение гиперактивности должно обязательно включать элементы психотерапии, лечебной и коррекционной педагогики, учитывающие его физиологические ресурсы и уровень интеллектуального развития.
Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности поможет ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.
Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института
Есть дети как дети: любопытные, веселые и смышленые, но есть и другие. Слезы с утра, слезы в обед, слезы по любому поводу. Чуть что не так – капризы и истерики. Договориться с ними невозможно, уговорить – трудно. Какую стратегию выбрать родителям, чтобы выжить рядом с беспокойным грудничком, воспитать его и как-то уравновесить.
Неспокойный ребенок вызывает у мам и пап кучу негативных эмоций. Они начинают винить себя и друг друга во всех грехах: от проблемной беременности (мама много работала) до неправильного воспитания («разбаловала ты его»). На этой почве в семье нередки конфликты. Скандалы отнюдь не помогают воспитывать беспокойную кроху, а только усугубляют ситуацию.
Первым делом родителям нужно принять тот факт, что никто не виноват в том, что малыш такой, какой он есть. Некоторые дети рождаются с чрезмерно возбудимой нервной системой. Что на это повлияло сказать трудно. Возможно, это генетическая обусловленность или экология. Единственное, что можно утверждать стопроцентно, разбаловать до такого невозможно - это врожденное явление.
Советы доктора Комаровского по воспитанию младенцев для беспокойных детей не годятся. Главная проблема таких малышей – перевозбуждение нервной системы. Громкие звуки, запахи, яркие предметы, игрушки, движения способны вызывать у них сильное раздражение. Проявляется оно в поведении: ребенок начинает выгибаться, капризничать, крутиться, появляются беспорядочные хаотичные движения.
Важно знать! Советы бабушек типа «пусть набегается, быстрее уснет» не работают с возбудимыми детьми. Чем больше малыш бегает, тем больше переутомляется нервная система. Чрезмерное возбуждение никак не может смениться торможением. Из-за этого ребенок долго не засыпает, и очень беспокойно спит. Поэтому игры должны быть спокойными и только такими.
Иногда повышенная возбудимость идет в паре с общей слабостью нервной системы. Таких детей очень трудно накормить. Они едят мало, капризны в продуктах, плохо набирают вес.
Здесь важно взять себя в руки и не скатиться в насилие. Поскольку, еда – это базовое явление, организм всегда возьмет свою норму. Но если кормить насильно, может возникнуть отвращение к приему пищи и даже психологическое отторжение самого процесса.
Избежать проблем поможет сокращение периодов времени между кормлениями. Малыш не может сразу съесть много, значит, пусть кушает чаще. Тогда он будет сыт, а родители перестанут беспокоиться.
В общении с возбудимым малышом желательно проявлять мягкость и терпимость. Со временем данная особенность нервной системы сглаживается, а у ребенка появляется возможность самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние и реакции. Срывы родителей, силовые методы и тем более вербальное осуждение поведения только усугубят ситуацию, приведут к возникновению реактивной агрессивности и убьют на корню самооценку. Такое сочетание будет крайне тяжело корректировать дальше.
Рождение на свет младенца – самое счастливое событие в жизни любой семьи. С этого момента на плечи родителей ложится огромная ответственность – воспитание малыша. Первые несколько месяцев кроха в основном только спит и ест. Бодрствует он мало и это считается абсолютно нормальным явлением, ведь именно во сне ребенок растет и развивается. Однако не все родители могут похвастаться хорошим сном своего грудничка. Часто бывает, что ребенок мало и беспокойно спит, все время просыпается и капризничает, тем самым не давая отдохнуть маме и папе.
К сожалению, не каждые родители могут похвастаться сладким продолжительным сном своего малыша
Почему это происходит и как помочь малышу обрести крепкий и полноценный сон? Рассмотрим несколько причин, не связанных со здоровьем:
При введении младенцу нового продукта питания порой тоже возникают проблемы со сном. Если мама кормит грудью, то несоблюдение ею правильного меню может привести к беспокойству и дискомфорту.
Иногда причиной плохого сна может стать и неправильное формирование коры головного мозга. В такой ситуации ребенок одинаково плохо спит и днем и ночью. В таком случае вам может помочь только хороший врач.
У беспокойного малыша могут быть колики в животике. Как правило, они наблюдаются у новорожденных начиная с 2 недель. Длиться колики могут вплоть до 4 месяцев. В этот период жизни происходит адаптация кишечника малышей к материнскому молоку или смеси. Из-за того, что пищеварительная система еще несовершенна, часто наблюдается ее расстройство.
Груднички испытывают самые разнообразные боли в животике. Одни ощущают лишь небольшие покалывания, другие же испытывают острые боли в области живота. С этой проблемой справиться не так просто, потому что имеющиеся сейчас медицинские препараты могут снизить боль всего лишь на 8-12%. Они же помогают успокоить на какое-то время нервную систему крохи.
Какие фармацевтические препараты можно давать малышу? Можно выделить небольшой список: « », « », « », «Симетикон», «Бейби Калм». Также можно попробовать дать попить укропную водичку или просто приложить к животику теплую пеленку. Кроме того, не пускайте свое питание на самотек. Не забывайте, что часто боль в животике возникает именно из-за того, что мама съела что-то не то. Так, во время грудного вскармливания нельзя есть капусту, лук, чеснок, кукурузу, фасоль, черный хлеб, цельное молоко и многие подобные продукты.
Что еще может помочь ребенку хорошо спать? Например, правильно подобранный для малыша климат в детской комнате или добавление в вечерние ванночки различных успокаивающих травок, таких как ромашка, череда. Они не только помогут расслабить ребенка и настроить его на нужный вам лад, но и помогут справиться с разного рода опрелостями. Кроме того:
Наблюдайте за тем, как питается ваш малыш на протяжении дня. Если во время кормления он все время отвлекается на какие-то другие занятия и не съедает все что положено, то стоит убрать все возможные отвлечения от процесса кормления и следить за тем, чтобы он съедал всю свою порцию.
Как устроить вечер малыша так, чтобы он лучше спал:
ВАЖНО: Ни в коем случае не ругайтесь и не кричите при малыше. Младенцы очень хорошо чувствуют состояние мамы. Они также могут начать переживать, из-за чего и ухудшится сон.
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
До 10-12 месяца вздрагивание малышей во сне является совершенно нормальным явлением. Это может происходить по следующим причинам:
В основном такие вздрагивания происходят у деток только в первые несколько месяцев их жизни. Со временем они обязательно пропадут. Что делать для того, чтобы малыш меньше вздрагивал во сне:
При соблюдении этих простых правил возможно избежать вздрагивания и постоянного просыпания младенца. Следите за физическим и эмоциональным комфортом.
Многие родители перед рождением малыша задаются вопросом: а надо ли крохе покупать подушку? Ответ на этот вопрос - нет! У детей с момента рождения и до достижения ими 2 лет пропорции тела очень отличаются от взрослого человека. Так, голова у новорожденных большая, шея достаточно короткая, а плечи узкие. Главное предназначение подушки – восполнить промежуток между головой человека и поверхностью кровати. Это нужно для того, чтобы не произошло искривления шеи.
У младенца же головка лежит на поверхности кроватки и шейка при этом остается все равно ровной. Это как раз связано с тем, что голова у малыша крупная, а плечи, в свою очередь, короткие.
Ни в коем случае нельзя во время сна выкладывать младенцев до года на живот! Таким является общее мнение врачей во всем мире. Это положение малыша во сне может привести к трагическим последствиям, а именно - к его внезапной смерти. В какой-то момент у малыша может просто остановиться дыхание. Из-за чего это происходит, не выяснено до сих пор, поэтому все врачи советуют класть новорожденных и грудных детей на спинку, не забывая при этом повернуть головку ребенку набок. Это необходимо делать, чтобы он при срыгивании не захлебнулся. Также можно класть малыша на бочок. После того, как крохе исполнится годик (а лучше 2 года), он может сам решать, как ему ложиться. Синдром внезапной детской смерти с этой поры практически пропадает.
Педиатр и автор многих знаменитых книг, посвященных здоровью детей, Е. О. Комаровский, считает: здоровый сон будет у всей семьи только в том случае, если здоровый сон будет у крохи. Только родители могут помочь малышу крепко и хорошо спать. Для этого надо лишь правильно организовывать кормление, как можно больше бывать с младенцем на свежем воздухе, следить за влажностью воздуха в доме, а также своевременно проводить в помещении уборку.
Новорождённые часто плохо спят в ночное время, беспокоя подобным поведением неопытных мам и пап. Родители начинают думать, что малыш плохо себя чувствует, поэтому так себя ведёт. На самом деле не стоит сильно переживать, ведь груднички часто страдают расстройствами сна, просто необходимо правильно определить причины нарушений.
Каждая мама может добиться того, чтобы малыш сладко посапывал в кроватке нужное количество часов. Для этого необходимо приложить некоторые усилия. Крепкий сон днём и ночью – это не только польза растущему организму, но и масса свободного времени у родителей, которых выматывают работа и дела по хозяйству. У молодых мам появляется возможность посвятить себе лишние пару часов. Давайте разберёмся, почему ребенок ворочается и что делать, если сон малыша стал беспокойным.
Факты. Первые месяцы жизни груднички не понимают, что такое день и ночь. Они бодрствуют около 6-10 часов в сутки.
Маленькие дети еще не совсем адаптированы к режиму дня. Малыши пробуждаются, если хотят есть, пить или же из-за неподходящей температуры в комнате. Влияет на качество дневного сна и время кормления. Грудничок беспокойно спит по нескольким причинам:
Существенное влияние на качество сна оказывают следующие факторы:
Факты. Человек проводит во сне примерно 20-30 лет своей жизни. Для полноценного отдыха необходимо 7-8 часов сна.
Настоящей проблемой оборачивается бодрствование малыша в темное время суток. Ведь тогда взрослые и грудничок не могут полноценно отдохнуть. Оказаться в царстве Морфея мешают приём пищи в неподходящее время или нервное перевозбуждение. Свою лепту вносят и младенческие , появляющиеся с двухнедельного возраста и дающие о себе знать вплоть до 4 месяцев.
Зачастую грудной ребёнок крепко спит, когда мама укладывает его спать рядом с собой. Семье необязательно проводить всю ночь на одном спальном месте, малыша можно переложить в кроватку после того, как он заснёт. Родительская кровать должна быть в непосредственной близости от спящего ребенка. Не дают хорошенько выспаться:
Факты. Рождение ребенка приводит к тому, что молодые родители недосыпают порядка 500 часов сна в первый год жизни малыша.
Продолжительность сна и его качество влияют на здоровье и общее развитие маленького организма. Следует знать, сколько ваше чадо должно проводить времени в постели на каждом этапе жизни:
Факты. Учёные доказали, что наличие лишнего веса связано с недосыпом.
Но не стоит бежать к врачу, если время, проведённое ребенком во сне, немного отличается от этих данных. Здесь представлены усреднённые показатели, а каждый человеческий организм уникален: кому-то хватает 5 часов, а кому-то мало и 10.
Малыш будет безмятежно спать, если следовать нижеизложенным рекомендациям.
Поддерживаете оптимальную температуру и влажность. Идеальными считаются около двадцати градусов тепла. Свежий воздух способствует глубокому сну, поэтому важно, как можно чаще открывать окна. Например, малыши хорошо спят во время прогулки. Родителям стоит регулярно пребывать на улице с ребенком.
В комнате должно быть максимально темно, именно в темноте у человека вырабатывается гормон сна – мелатонин. Для хорошего дневного сна необходимо занавесить окна плотными гардинами, чтобы естественный свет не мешал процессу засыпания. Маленькие дети не всегда любят находиться в кромешной тьме, ему будет комфортнее с ночником или светом, проникающим из соседнего помещения.
На сытый желудок спят лучше и дети, и их родители. Кормление должно быть обязательным перед моционом и перед укладыванием спать. Сон на голодный желудок становиться поверхностным. Новорождённый, находящийся на грудном вскармливании, хорошо засыпает после употребления материнского молока. Для искусственников подойдёт бутылочка с соской. Процесс кормления успокаивает, настраивает на продолжительный отдых.
На некоторых крох благотворно влияет прослушивание приятной музыки или колыбельной песни. Материнский голос успокаивает любого новорождённого.
Способствует быстрому засыпанию укачивание. Но малыши сильно , качать придётся продолжительное время, иначе сон не наступит. Дети часто спят в коляске, которая приведена в движение, пробуждение возникает, когда она перестаёт ехать.
Маленькие дети тяжело адаптируются к новым условиям жизни. Ещё вчера они были в утробе матери, а сегодня уже вынуждены находиться в этом незнакомом и большом мире. Психологически комфортнее рядом с самым близким человеком – с мамой. Поэтому новорождённые успокаиваются, находясь возле матери, ощущая её тепло и запах.
Некоторые родители скептически относятся ко сну в одной кровати. Тогда ваши спальные места должны находиться рядом друг с другом. Груднички часто просыпаются посреди ночи и отсутствие матери может оказаться сильным стрессом для маленького ребенка. Близость детской кроватки позволяет сразу реагировать на звуки, издаваемые малышом.
В магазине детской мебели обратите внимания не на кроватки, а на небольшие люльки. Миниатюрное пространство даёт чувство комфорта и защищённости.
Малыш будет ворочаться и беспокойно вести себя, если он намочил или бельё. Памперсы не рекомендуют многие педиатры, но они удобны в ночное время. Если вы не хотите надевать их на малыша, то будьте готов к ночным подъёмам и смене мокрых пелёнок на сухие.
Грудничок плохо спит и просыпается от сильного желания пить. Жажда и беспокойство могут быть вызваны слишком сухим воздухом в помещении, это актуально в холодно время года, когда работает отопление. Для увлажнения помещения можно приобрести специальное устройство или просто повесить мокрую простыню на радиатор. Рядом с кроваткой должна быть бутылочка с жидкостью.
До 4 месяцев беспокойный сон у грудничка может быть вызван . В таком случае показаны лечебный массаж, специальная гимнастика, лежание на животе перед кормлением, купание в теплой воде, приём . Родителям детей, находящихся на искусственных смесях, следует внимательно отнестись к выбору питания. Неправильно подобранная смесь может причинить сильный вред организму.
Разработайте своеобразный ритуал отхода ко сну, например, это может быть прослушивание музыки, ванночка с отваром целебных трав или чтение сказок вечером. Также у новорожденного должен быть строгий режим дня. Некоторые факторы приводят к перевозбуждению психики, например, просмотр телепередач, подвижные игры, большое количество незнакомых людей вокруг. Стоит избегать этого и тогда ребенок будет легко засыпать и крепок спать продолжительное время. Спокойная атмосфера – зало хорошего отдыха.
Самостоятельное засыпание – это лучшая профилактика частых ночных пробуждений. Только не нужно полночи слушать крики младенца и не предпринимать никаких действий. К этому вопросу стоит подходить последовательно и осторожно.
Перед ночным сном ребенок должен бодрствовать не менее 4 часов, тогда он будет крепко спать всю ночь.
Нормально ли, что мой двухлетний ребенок беспокоится и тревожится?
В период младенчества дети еще не имеют представление обо всем мире в целом. Подрастая, они начинают понимать, что иногда с ними происходит что-то, о чем они не знают и чего не могут ожидать или предвидеть. Пчелы жалят, другие дети отбирают игрушки, родители иногда надолго уходят из дома. Ваш малыш, например, может отказываться идти в потому что болеет мама. Такое поведение нормально для двухлетки. Когда малыш немного подрастет, он не будет так реагировать на подобные ситуации. И здесь нет повода для беспокойства: проявления тревожности — исключая необычные страхи – типичны для поведения двухлетнего ребенка.
Да, ниже мы приводим краткое описание некоторых видов детской тревожности:
Тревожность из-за разлуки с мамой
Хотя пик этого вида тревожности приходится на возраст 18 месяцев, иногда вновь появляются периоды, когда малыш начинает беспокоиться из-за . Такие периоды могут длиться вплоть до поступления ребенка в детский сад или даже дольше. Обострение может спровоцировать какое-то событие в жизни малыша – например, заботу о нем неожиданно поручили няне или ребенок на ночь остался в чужом для него доме. Тревога из-за разлуки с мамой объясняется еще и тем, что ребенок уже начинает понимать, что такое время и расстояние. В возрасте двух лет малыш уже знает, что если он не видит маму, это не значит, что мама исчезла — она просто делает что-то интересное и без него. У этого вида тревожности есть один положительный момент – малыш тревожится потому, что очень любит маму.
Боязнь незнакомых людей
Любое незнакомое лицо – даже если это дружелюбно настроенный родственник – вызывает беспокойство у двухлетнего малыша. Ваш ребенок – а теперь его мышление более сложное – воспринимает незнакомца как угрозу. В большинстве случаев малыш успокоится, как только чужой для него человек уйдет.
Наиболее распространенные страхи
Чудовища под кроватью. Соседская собака. Шум спускаемой воды в унитазе. У двухлетнего ребенка множество самых разнообразных страхов. Они – продукт его развивающегося воображения и появившейся способности представлять различные фантастические образы. Причиной того или иного страха может стать и реальный случай – например, малыша испугала собака или ему прочитали на ночь страшную книжку. Возможно так же, что ребенка пугает какое-то воображаемое им существо или что-то, что однажды поразило его: звук стиральной машины, отжимающей белье на полной скорости, темнота или вспышки праздничной иллюминации. Прибавьте ко всему этому общий для всех маленьких детей страх пред чем-то новым и вы поймете, что вашего двухлетку может напугать что-то совершенно обычное, из его повседневной жизни. Дети в этом возрасте легко поддаются внушению. Если ваш малыш увидел что-то страшное по телевизору или если его старшая сестра боится, например, клоунов, он тоже может испугаться, увидев незнакомых людей со странным гримом на лице.
Детская стеснительность или социальная тревожность
Почти все двухлетки время от времени или часто испытывают приступы застенчивости. Некоторые дети робеют в компании детей, с которыми они раньше не встречались, другие – в обществе взрослых. Есть дети, которые чувствуют себя дискомфортно в любой необычной для них ситуации. К счастью, большинство двухлеток со временем перерастают детскую застенчивость.
Если ваш ребенок тревожится и беспокоится, почаще обнимайте его и подбадривайте. Но не стоит останавливаться только на этом. Если вы решили помочь малышу преодолеть свои страхи, вам понадобится вся ваша изобретательность. Подойдите к решению проблемы творчески. Возможно, наши советы помогут вам в этом:
Необходимо понять, что это за страхи
Некоторые страхи вашего малыша абсолютно нормальны для его возраста, бороться с ними не имеет смысла. Если, например, он боится потеряться в большом магазине, скажите ребенку, что вас эта мысль страшит так же, как и его. И объясните, что именно поэтому вы так строго за ним следите и хотите, чтобы он был у вас на глазах. И всегда напоминайте своему ребенку, когда оставляете его с бабушкой, няней или в детском саду, что вы обязательно вернетесь, чтобы забрать его домой.
Поговорите с малышом о его страхах
У двухлеток очень развито воображение, но активный словарный запас пока не велик. Поэтому им бывает сложно объяснить, что же их пугает. Но с помощью мамы ребенок может научиться рассказывать о том, что вызывает у него страх. Помогите ему определить свои эмоции: ему грустно, он сердится или боится чего-то? Многие родители отмечали, что просто помогая своему ребенку подобрать правильные слова, чтобы описать свои чувства, они значительно облегчали его состояние.
Не стыдите ребенка и не заставляйте делать то, чего он боится
Некоторые родители стараются бороться с чрезмерной, как они считают, «привязанностью,» ребенка к ним. Не понимая при этом, что именно тесный и постоянный контакт с родителями очень важен для двухлетки во время процесса формирования таких качеств как самоуважение, уверенность в себе. Не надо говорит малышу «перестань плакать, это же глупо» или «ты уже большой мальчик». Если вы уговариваете ребенка погладить собаку, которую он боится или , это не поможет ему преодолеть свои страхи. В этом возрасте лучше не принуждать и не давить на детей – пусть все идет своим чередом.
Используйте свое воображение
В борьбе с детскими страхами ваши лучшие помощники – юмор и смех. Если малыш боится грозы, придумайте смешную историю (как это делали древние греки, придумывая свои мифы) о сказочном существе, которое магией вызывает вспышки молнии на небе. А если малыш боится страшных монстров, которые спрятались в шкафу, скажите ему так «Я проверила: в шкафу нет ни одного монстра. Но ты можешь взять этот волшебный фонарь, чтобы при случае отпугивать любых, даже воображаемых монстров.» И конечно, надо рассказать ребенку о том, что ночник – это «лучшее в мире средство» для отпугивания приведений, к тому же он помогает детям ориентироваться в темноте, если они вдруг проснутся посреди ночи.
Поступайте так, как лучше для вашего малыша
Пока ваш малыш не перерастет свои страхи, делайте и предпринимайте все возможное, чтобы успокоить и ободрить его. Если, например, ребенок потому что думает, что его может засосать в отверстие для пробки, разрешите ему купаться сидя на стуле. Дайте ему специальную мочалку и помогите вымыться при помощи душа. А еще вы можете лишь немного наполнить ванну водой (объясните ребенку, что воды в ванной ровно столько, чтобы («просто помыть твои ножки»), а затем постепенно добавляйте воды.
Планируйте все заранее
Если малыш робеет в обществе других детей или взрослых или его тревожит любая новая для него обстановка, лучше всего, вероятно, подготовить его заранее. Расскажите ребенку о том, что скоро вы отправитесь в интересное место, где он познакомится с другими людьми. Будьте при этом позитивны. Спросите, не хочет ли он взять с собой в гости любимое одеяло или плюшевого мишку. А когда вы придете в гости, будьте рядом с ребенком до тех пор, пока не убедитесь, что ему комфортно в новой обстановке. Даже если для этого вам придется час держать малыша на коленях.
Хотя страхи двухлетнего малыша часто настораживают родителей, они совершенно нормальны. Однако вам следует обратиться к специалисту в том случае, если чрезмерная тревожность малыша нарушает семейный уклад, если его страхи становятся постоянным предлогом не идти в детский сад, если они не дают ребенку заснуть и приводят к импульсивному поведению. В случае необходимости ваш педиатр даст направление к неврологу или посоветует обратиться за консультацией к детскому психологу.