Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Вопрос о раннем контроле собственного мочеиспускания и позывов в туалет стал неактуален, что отодвинуло сроки приучения карапуза к горшку на рубеж 2,5-3 лет. Однако многих мам беспокоит вопрос, с какого возраста всё-таки стоит приучать, и как приучить ребёнка к горшку правильно, без психологических травм и неприятных эмоций?

Поскольку существует слишком много факторов, которые влияют на процесс «обучения», то нет единых правил для всех. Нельзя точно обозначить возраст, когда приучение ребёнка к горшку становится возможным. Есть общие рекомендации, принятые современными врачами, которые не совпадают с советами педиатров двадцатилетней давности. Поскольку меняются даже воззрения медицины, стоит критично относиться к любым советам и внимательно оценивать возможности и желания своего ребёнка.

А для того чтобы создать собственное более менее объективное мнение, давайте ознакомимся с разными точками зрения и различными традициями приучения детей к горшку.

Нетрадиционный подход к «горшочному делу»

Рекомендации медиков говорят о том, что ребёнок может сознательно контролировать собственные позывы в туалет не раньше 2,5-3 лет. Однако существует множество примеров, когда ребёнка приучали не писать в одежду даже в младенческом возрасте.

К примеру, среди африканских племён принято приучение ребёнка к горшку в течение первых дней жизни. Мама носит ребёнка постоянно в слинге на спине (на боку), внимательно наблюдает за ним, видит, когда взять малыша из пелёнок и подержать пописать. Женщина, у которой недельный ребёнок мочится в пелёнки, считается невнимательной матерью. Африканская норма – приучить ребёнка к горшку за 3 дня.

Совсем по-другому обстоят дела в цивилизованных странах. Здесь «сухость» малыша поддерживается памперсами, а процесс приучения к горшку считается нормой после 1-2 лет. Однако даже среди европейцев встречаются родители, которые начали процесс приучения к горшку значительно раньше, чем рекомендует официальная медицина.

В теории естественного воспитания считается, что быстро приучить ребёнка к горшку можно в течение первого месяца. Ребёнок в этот период всегда подаёт определённые сигналы о желании опорожниться. Это происходит неосознанно, но внимательная мать может выделить эти признаки среди других поведенческих особенностей. Возможно кряхтение, задерживание взгляда, беспокойное сопение и даже призывный крик, которые будут сообщать о том, что малышу нужна помощь – он хочет сходить в туалет.

Внимательное наблюдение за ребёнком сказывается также на формировании тесной связи между ним и матерью. Это ещё один плюс естественного подхода.

Однако для многих женщин такой процесс оказывается слишком сложным. Всё время наблюдать за своим малышом могут немногие. Поэтому рефлекторный навык не формируется, к 2-м месяцам малыш перестаёт подавать какие-либо сигналы и спокойно писает в пелёнки или подгузники. В таком случае стоит обратиться к рекомендациям современных медиков.

Советы медиков начала 21 века в Европе и Америке сводятся к тому, что приучать ребёнка к горшку раньше 2-лет не стоит. Если ребёнок в 2 года не ходит на горшок – это вообще не проблема. При этом возможны небольшие вариации. К примеру, лучший возраст, чтобы научить ребёнка ходить на горшок, в Европе принят как два года, а в Америке – ближе к двум с половиной.

В любом случае процесс знакомства с туалетом происходит тогда, когда малыш умеет ходить, садиться, выполнять поручения, понимает речь. Поэтому в этот период часто обходятся уже без горшков, используют специальные накладки на туалет и подставные скамеечки для ног рядом с унитазом.

По каким признаками определяют, что малыша уже можно приучать к сознательному посещению туалета:

  • когда памперс в течение 1,5-2 часов остаётся сухим;
  • когда малыш часто просыпается утром или после дневного сна с сухим подгузником;
  • когда у ребёнка установился некоторый режим «походов» в туалет (к примеру, он обязательно писает после сна, или какает через 2 часа после еды);
  • когда ребёнок «подаёт знак» родителям (часто это происходит неосознанно) – перед тем, как помочиться или покакать, он останавливается, задумывается, перестаёт играть. Это говорит о том, что ребёнок ощущает происходящий внутри него процесс, и уже способен сознательно контролировать его;
  • если малыш часто демонстрирует свои негативные эмоции после намокания штанишек (однако для этого необходимо, чтобы многоразовые подгузники были сменены на простые х/б прокладки или штанишки без подгузников).

Кроме того, существуют дополнительные рекомендации. Чтобы начать приучение к горшку, ребёнок должен уметь выполнять простые поручения, снимать и надевать штанишки, произносить и понимать слова. В частности, необходимо понимать названия одежды, значения слов «писать», «какать», «лужа». Это – методика приучения современных медиков, ею пользуется большинство родителей.

Все психологи сходятся на том, что нельзя приучать ребёнка к горшку с негативными эмоциями и действиями. Знакомство с новым, наработка новых умений, навыков, знаний, должны происходить на фоне положительных оценок.

При этом надо понимать, что рано или поздно здоровый ребёнок будет писать на горшок или в унитаз (если у него нет психических отклонений, он будет просто повторять за родителями и ровесниками в садике).

А все наши старания по приучению к горшку направлены на следующие цели:

  1. уменьшить количество стирки;
  2. сократить расходы на дорогие памперсы;
  3. выглядеть «не хуже других».

Важно знать: для опорожнения мочевого пузыря и дефекации необходимо расслабление. Если ребёнок находится в состоянии стресса, он зажат, напуган недовольством родителей, то заставить его пописать на горшок будет сложно. Не пользуйтесь агрессивными методами для приучения малыша к горшку.

Личный пример папы или мамы

Личные пример – самый главный мотив обучения. Если ребёнок видит, как писает на горшок (унитаз) старший брат (или сестра), он точно захочет повторить их действия. Поэтому значительно легче приучать к горшку младшего, чем единственного ребёнка в семье. Но как же быть со старшим?

Подать пример может папа или мама. Хотя в славянских традициях это не принято – мочиться перед детьми, напоказ. Но это помогает объяснить маленькому ребёнку без слов, для чего нужен горшок и туалетная комната.

Для аналогии вспомните, как вы учили малыша строить пирамиду из кубиков. Вы много раз складывали её сами, играя с ребёнком и незаметно побуждая его к повторению действий. Пока он сам не захотел повторить то же и попытаться поставить кубики один на другой.

Положительные эмоции и похвала

За любые достижения ребёнка нужно хвалить. Похвала родителей, слова и эмоции одобрения понятны в любом возрасте. Это тот главный бонус, который формирует в ребёнке наклонности и характер. То, что оценивается положительно – развивается. Поэтому если «поход» в туалет удался, малыша надо похвалить, погладить по головке, похлопать в ладоши, выразить своё восхищение его «геройским» поступком. Если произошла неудача, малыш написал в штаны, ничего страшного, получится в следующий раз.

Игра – самое лучшее обучение

Этот девиз поможет вам в дальнейшем. Лучший способ научить малыша делать что-то – придумать игру. В случае с горшком, можно использовать ролевую игру, где к зайчонку, ежику, тигрёнку приходит игрушечный горшок. Дальше – разыграйте по ролям разные ситуации – тигрёнок с радостью согласился пописать на унитаз, или тигрёнок отказался и горшок расстроился, или к тигрёнку пришёл старший брат и показал ему пример, или другой сюжет, который вы придумаете сами.

Важно знать: придуманная ролевая игра должна быть ненавязчивой, приносить удовольствие ребёнку.

Наши педиатры говорят о том, что раннее приучение к горшку формирует неправильную последовательность импульсов. Ребёнок привыкает, что при звуке (пс-с-с или а-а-а) надо опорожниться, независимо от того, есть ли что-то внутри мочевого пузыря или кишечника. Поэтому в возрасте около двух лет, когда проявляются признаки самостоятельности, дети начинают протестовать против горшка, показывая родителям, что писать им сейчас нечем. Однако протест формируется не всегда и не у всех.

По рекомендациям медиков необходимо приступать к приучению после 2-х лет. Показывать малышу горшок, говорить о том, что на него надо писать, усаживать в определённое время – словом, делать то же, что рекомендуют другие методики.

Иногда в процессе приучения возникают проблемы. К примеру, если малыш до того находился постоянно в памперсах, то поначалу бывает сложно оставить его без подгузника. Он протестует, он часто бывает не согласен расстаться с привычной одеждой.

Хотите кое-что интересное?

Как ребенка приучить к горшку после памперсов?

  • Дать малышу возможность почувствовать, что подгузник ему мешает. Для этого не снимать памперс до тех пор, пока влагопоглощающий слой не наполнится и не станет слишком тяжёлым.
  • Снимать подгузник с малыша периодически уже после года (летом, когда тепло, или во время отопительного сезона дома). Нельзя держать детей старше года в подгузниках с утра до вечера.

Какие особенности необходимо учесть, приучая малыша к ночной вазе?

  • Нет памперсам. Это условие – обязательно, без отказа от подгузников ребёнок не станет различать мокрые после писания штанишки и сухую одежду.
  • Малышей держат над тазиком или ванной, не высаживая. Детей старше 1 года высаживают непосредственно на горшок. Садить рекомендуют как девочек, так и мальчиков. Это связано с сопутствующей дефекацией. Мальчик может не только пописать, но и покакать.
  • Существует время обязательного высаживания. Дети почти всегда писают после сна и часто хотят в туалет через непродолжительное время после еды (от 30 мин. до 1,5 часов). В это время их необходимо посадить на горшок.

Во сколько приучать ребенка к горшку

Научить ребенка ходить на горшок можно даже в полгода. Стойкого эффекта вы, возможно, и не добьётесь, но количество мокрых штанишек и использованных памперсов будет заметно меньше. Да и малыш получит возможность связать процесс их намокания с опорожнением собственного кишечника или мочевого пузыря.

Обязательно стоит приучать малыша к горшку после двух лет. Но если вы видите негатив по отношению к процессу приучения, забудьте про горшок на пару месяцев. И после – вернитесь к вопросу снова.

Стоит позаботиться о приучении к горшку до детского садика. Поскольку в самой группе воспитателям будет некогда заниматься туалетом вашего малыша.

Важно знать: чтобы приучить маленького ребёнка к горшку, понадобится время, внимание. Если у вас его нет – ваши усилия в данный момент обречены на провал.

Вопрос, с какого возраста приучать ребенка к горшку, не имеет точного ответа. Он определяется желанием и возможностями родителей. Можно приучать писать в ночную вазу уже в полгода, или познакомить ребёнка с горшком после двух лет.

Методика раннего приучения к горшку

Выработка рефлекса в первые месяцы жизни основывается на внимательном наблюдении за малышом. Когда мать видит признаки беспокойства, дискомфорта, она берёт ребёнка на руки в определённой позе («орла» — поджимает ему ножки и поворачивает спиной к себе).

Для того, чтобы малыш опорожнил мочевой пузырь или кишечник, он должен расслабиться.

Для этого используют два приёма:

  • Рекомендуется легко похлопать (или погладить) малыша по промежности половым органам.
  • Рекомендуется дать малышу пососать грудь.

Способ приучения к горшку после 1 года

Этим способом пользовались в большинстве советских детских садов. Детей высаживали на горшок через определённые промежутки времени. При этом обязательно — после еды и после сна.

Методика проста и работает безотказно. При этом большинство детей привыкают писать на горшок ещё до 2-х лет.

Виды горшков и их особенности

Старые металлические горшки давно канули в прошлое. Им на смену пришли удобные пластиковые «чаши», которые не «холодят» кожу ребёнка и изготавливаются в удобной для сидения малыша форме. Кроме того, существуют горшки для пользования в гостях или в дороге.

Дорожный горшок для детей может быть пластиковым разборным или резиновым надувным. Пластиковые разборные конструкции раскладываются в привычную чашу со стульчиком и собираются в чемоданчик. Чашу часто делают из плотной полиэтиленовой плёнки. Круг, спинку и ножки сидения – из пластика.

Надувной горшок для детей – изготавливается из плотной медицинской резины. Он получается мягким, пружинящим, сходить в туалет на такой горшок не всегда удобно, особенно тем детям, которые долго привыкают к новому.

Поэтому за неделю перед поездкой предложите малышу новое приспособление, покажите ему надувной горшок, продемонстрируйте его надувание и сдувание. Возможно, малыш сначала попрыгает на пружинящем сиденье, и только после согласится, что в него можно писать.

Горшок – важное изобретение человечества. Приучить ребёнка к горшку можно в любом возрасте. При этом придётся потратить некоторые усилия, и после — получить вознаграждение в виде сокращения стирки и уменьшения расходов на памперсы. Однако если у вас не получается приучить малыша к горшку рано, не расстраивайтесь и не давите на ребёнка. Всему своё время.

«Как и когда приучать ребенка к горшку? Почему у некоторых родителей проходит легко и быстро, а у кого-то нет?». Такими вопросами задаются все мамы и папы. Начитавшись литературы, родители примерно знают, когда малыши начинают сидеть, ползать, вставать, говорить, а вот сроки, когда лучше приучать ребенка к горшку, сильно размыты. Некоторые родители стараются в раннем возрасте приучить ребенка ходить на горшок, чтобы избежать хлопот со стиркой, снизить расходы на приобретение подгузников, а некоторые спускают на самотек, чтобы их чадо самостоятельно проявило интерес к горшку.

Когда приучать к горшку ребенка

Существуют разные мнения о том, когда некоторые считают, что как только ребенок научился сидеть сразу же нужно сажать его на горшочек, а кто-то считает, что в два года с ребенком будет проще договориться и «подружить» его с горшком. Те, кто начинает приучать ребенка с раннего возраста, испытывают больше хлопот с малышом, потому что шестимесячный ребенок еще не может контролировать процесс мочеиспускания.

Если вы для себя решили, что будете приучать свое чадо к горшку с полугода, тогда нужно с первых дней жизни, когда малыш начинает писать или какать, приговаривать «пис-пис-пис» или «а-а-а». Таким образом, ребенок научится говорить вам о своих потребностях. Контролировать свое мочеиспускание малыш научится только к году, поэтому приучая малыша к горшку, будьте готовы, что у него будут происходить иногда «аварии».

Чаще всего детки до года, стремясь к самостоятельности, бунтуют против принуждений и запретов. Горшок - это не исключение. Детские психологи утверждают, что ребенок осознанно садится на горшок в полуторагодовалом возрасте. Поэтому познакомить малыша с горшком можно в год, а начинать ближе к полутора годам.

Если все попытки до двухлетнего возраста ребенка были тщетны, попробуйте снова, но смените тактику приучения. Например, так как малыш уже отлично понимает речь, попробуйте договориться с ним. Конечно, все цифры приблизительны, так как все детки индивидуальны и развиваются по-разному. Чтобы понять, когда приучать ребенка к горшку ориентируйтесь по его поведению, и вы сами увидите тот самый момент, когда нужно будет действовать.

Как приучить ребенка к горшку

Итак, разобравшись, когда приучать ребенка к горшку, и дождавшись этого момента, необходимо незамедлительно действовать. Если малыш не приучен к подгузникам, то процесс обучения будет намного легче, чем у детишек, привыкшим к ним. Как научить ребенка к горшку:

  1. В течение дня не одевайте ребенку подгузники. Если вы приучаете ребенка в теплое время года, то пускай малыш бегает голышом по квартире. Дайте ему время изучить и исследовать свое тело, увидеть процесс дефекации и мочеиспускания.
  2. Если есть старшие дети, которые уже во всю используют горшок по назначению, то попросите их личным примером продемонстрировать для чего его нужно использовать.
  3. Храните горшок на полу в пределах досягаемости ребенка, чтобы малыш при необходимости мог на него в любой момент сесть. Если ребенок будет голый, то отпадет надобность в снятии одежды.
  4. Посадив малыша на горшочек, отвлеките его игрушками и книжками, а вы в это время приговаривайте: «пись-пись-пись» или «а-а-а». Если ребенок не хочет сидеть, насильно не заставляйте. И наоборот, не разрешайте ребенку играть с горшком, иначе он нескоро научится использовать его по назначению.
  5. Приучая ребенка к горшку, проговаривайте в слух все свои действия: «берем горшочек», «открываем его», «садимся на горшочек», «писаем», «одеваем штанишки», «выносим горшочек», «моем горшочек», «накрываем крышечкой его», «ставим на место». И тогда ребенок будет воспринимать поход на горшок как некую игру, которую он должен правильно выполнить.
  6. В возрасте до года дети ходят в туалет «по-маленькому» в среднем каждые 15-20 минут. Поэтому предлагайте ребенку сесть на горшочек, приговаривая: «Малыш, давай пописаем (покакаем) в горшочек. Горшок нам нужен для того, чтобы ты в него писал и какал. Куда пописаешь и покакаешь? Правильно, в горшочек!»
  7. Если ребенок все-таки «напрудил» на пол, то не стоит его ругать. Просто выразите свое разочарование. Малыш поймет, что огорчил вас, и будет стараться в следующий раз справить свою нужду в горшок. Если же наоборот поругать малыша, то горшок у него будет вызывать чувство отвращения, что значительно увеличит процесс приучения.
  8. После того как ребенок использовал горшочек по назначению, улыбнитесь ему, похвалите и погладьте по головке. И тогда он запомнит приятные эмоции от применения горшка.
  9. Предлагать горшок следует перед каждым сном, а также после сна, после приема пищи, перед гулянием и после прогулки.
  10. Бывают ситуации, когда малыш заигрался и не смог проконтролировать процесс мочеиспускания. Не ругайте его, спокойно вытрите лужу, показывая ему свое огорчение от сложившейся ситуации. А также «сбой» с горшком может произойти во время болезни ребенка и когда режутся зубки.
  11. Приучая ребенка спать без подгузника, стоит примерно 2-3 раза за ночь поднимать малыша, чтобы он пописал на горшочек. Периодичность времени вы поймете сами. Это нужно на короткий срок, далее малыш научится всю ночь терпеть, при условии, что он пописал перед сном. Чтобы не перестилать ночью полностью постель, можно застелить кровать одноразовыми и тогда вы сможете быстренько убрать последствия «аварии», не доставляя ребенку дискомфорт.
  12. Приучать гулять без подгузника лучше в теплое время года. Если ребенок пописал, не ругайте его, ведь он и так испытывает неприятные ощущения от мокрых штанишек. Спокойно переоденьте его и предложите ему в следующий раз, когда он захочет в туалет некую игру: полить травку или деревце. А также на улице регулярно спрашивайте ребенка, о том: не хочет ли малыш пописать.

Будьте терпимы и у вас все получится!

Когда начинать приучать ребенка к горшку? Ребенок в возрасте 1-2 лет, как раз тогда, когда легче всего сформировать привычку пользоваться горшком, делает только то, что ему нравится.

Задача родителей – не «спугнуть» желание ребенка научиться писать в горшок, помочь ему освоиться с этим новым для себя процессом. Для ребенка же это целое открытие: он, оказывается, может, «как большой» писать в горшок!

Но от желания родителей, чтобы их ребенок поскорее стал пользоваться горшком, до реализации этого навыка, иногда может пройти достаточно много времени. Этот период (возраст 1-2 года) и является самым благоприятным временем для приучения к горшку.

Многие родители 5-6 месячных малышей с гордостью хвастаются: «А наш-то, наш-то… Уже на горшок ходит!». На самом же деле, это достижение не ребенка, а мамы, которая периодически сажает чадо на горшок.

По теории вероятности (особенно при знании примерного режима облегчения младенца), периодически желание ребенка «сходить в туалет» совпадает с моментом, когда родительница высаживает его на горшок.

Когда начинать приучать ребенка к горшку?

Но на самом деле, в возрасте до 9-12 месяцев, ребенку «без разницы», пописает он в подгузник, на пол или в горшок. Так стоит ли тратить свое время и проявлять постоянное терпение в этот период?

Ведь у любой мамочки много гораздо более неотложных дел. Намного легче приучить ребенка к горшку, когда он уже может уверенно сидеть, манипулировать игрушками, ходить.

Его пассивный словарь достаточно широк, он сможет соотнести понятие горшка с предметом (горшок – это тот зеленый круглый «стульчик» с нарисованным тигренком, который стоит под детской кроваткой).

Он сможет сам найти и достать горшок по просьбе взрослого. Он сможет понять, что родители довольны его действиями (попросился на горшок), и что действия эти правильные.

Правила приучения малыша к горшку просты.Основная трудность заключается в том, что процесс этот требует большого терпения от родителей и регулярной повторяемости одного и того же ритуала.

Пока ребенок научиться осознавать, что он сам может контролировать мочеиспускание и дефекацию, понимать, что делать «пи-пи» и «ка-ка» нужно в горшок, проситься на горшок, снимать трусики, может пройти несколько недель, а то и месяцев.

Но вплоть до возраста 5-6 лет возможны «аварии» (заигрался, не рассчитал силы, не успел добежать до горшка).

Итак, примерно после года (можно с 9-10 месяцев) надо постепенно приучать малыша к горшку (а себя к мысли, что теперь и на долгое время слежение за желанием малыша облегчиться будет Вашей основной задачей).

Как приучить ребенка к горшку?

Отмените подгузник, когда вы дома (на ночь, на прогулку и в поликлинику – лучше пока оставить).

Пусть малыш играет дома в обычных хлопчатобумажных трусиках. В отличие от одноразовых подгузников, мокрые трусики будут вызывать у ребенка дискомфорт, что также будет дополнительным стимулом для малыша поскорее приучиться к горшку. Понаблюдайте за ребенком и попытайтесь определить примерную длительность «сухих» периодов.

Как правило, у большинства ребятишек вырабатывается определенный «режим»: «по большому» — с утра (обратите внимание на поведение ребенка перед эти событием, чаще всего малыш перед дефекацией может покряхтывать, делать сосредоточенное лицо), «по маленькому» — после сна, после приема пищи или прогулки.

На начальном этапе приучения к горшку можно высаживать ребенка примерно каждые полчаса-час, либо каждый раз, когда Вам покажется, что малыш готов облегчиться. Позже Вы приноровитесь и почти на подсознательном уровне сможете почувствовать, что «час икс» наступил.

Устройте ребенку знакомство с горшком.

Покажите ему новый для него предмет, назовите его. Опишите («Это горшок. Он круглый и синий. На горшке нарисована кошка. Катя будет писать и какать в горшок, как взрослая»). Дайте ребенку потрогать, повертеть горшок в руках, постучать им об пол.

Покажите место, где будет стоять горшок (в углу детской, под кроватью, в ванной комнате). Заинтересовывая ребенка горшком, постарайтесь не превращать его в игрушку.

Горшок должен вызывать у малыша симпатию и интерес, но надо приучить ребенка к тому, что он предназначен все-таки «для дела», а не для постоянных игр, как, например, машинка или пирамидка.

Малыши любят все яркое и красивое.

Поэтому к выбору горшка стоит отнестись серьезно. В детских магазинах большой выбор различных горшков. Можно сходить туда с ребенком и «примерить» несколько штук на предмет удобства сидения, размера.

Есть горшки необычные и нестандартные (музыкальные, например). На таком горшке ребенок будет сидеть с удовольствием, но есть опасность, что приучение к горшку может превратиться в многочасовое сидение на новой игрушке, а основная задача (мочеиспускание) пройдет мимо внимания малыша.

Высаживая ребенка на горшок, комментируйте свои действия: «Маша снимает трусики, садится попой на горшок, писает. Встает. Посмотри, Маша пописала, в горшочке водичка. Маша молодец, большая девочка, умеет ходить на горшок. Вечером придет папа, мы ему расскажем, что Маша весь день писала в горшок сама».

Если результат «сидения на горшке» достигнут, ребенка надо обязательно похвалить. Дети любят доставлять маме удовольствие, пусть ребенок видит по Вашему радостному лицу, что Вам приятно. За «неудачи» никогда не ругайте. Если ребенок не хочет сидеть на горшке, не заставляйте его силой.

Каждый раз, когда ребенок, встав с горшка, «не сделав дела», чрез несколько минут «напрудил» лужу на пол, говорите ему, что сделать это надо было в горшок, можно подвести ребенка к горшку, показать его. Покажите, что Вы расстроены, не ругайте малыша и обязательно выразите уверенность, что у него все получится.

Лучший способ обучения маленького ребенка – личный пример.

Конечно, не каждый родитель сможет чисто психологически заставить себя присесть на детский горшок (хотя такой вариант допустим). Но есть и другие возможности.

Если у Вас есть знакомые семьи с маленькими детьми, которые уже пользуются горшком, сходите к ним в гости, устройте малышу ликбез. Можно использовать в качестве примера игрушки (звери, куклы, особенно такие, которые «пьют и писают»).

Если ребенку скучно сидеть на горшке, посадите рядышком ним на игрушечный (а можно и настоящий) горшок любимого медвежонка или котенка. Можно показать ребенку фото и видео с сидящими на горшках детьми.

Когда ребенок станет постарше (около 1,5-2,5 лет – у всех по-разному), надо объяснить ему, что не стоит ждать, пока мама догадается, что чаду надо бы сходить в туалет.

Пусть ребенок, почувствовав позыв, подойдет к Вам или к горшку и знаками или словами доведет до Вашего сведения, что пора на горшок.

Опять же, можно использовать пример: собачка (медвежонок, кукла) «подходит» к маме и «говорит» (озвучивает, естественно, мама): «Мама, хочу пи-пи». Мама сажает собачку на горшок, хвалит: «Молодец, собачка, попросилась на горшок».

Когда начинать приучать ребенка к горшку, решайте сами. Но проявляя терпение и упорство, вы рано или поздно увидите результат.

Однажды ребенок, захотев в туалет, подойдет к горшку, сам снимет трусики, сядет на него и… словом, сделает все то, чему Вы его так долго учили.

На первом году жизни крохи процесс опорожнения мочевого пузыря и кишечника происходит рефлекторно. Ребенок еще не способен чувствовать наполнение/опустошение выделительных органов и контролировать осознанно данный процесс. Возникает вопрос: когда приучать ребенка к горшку, и как лучше это сделать?

Многие молодые родители озабочены вопросом «приручения» малыша к горшку, ставят его во главу угла. Они слушают радостные сообщения подруг и соседей о том, какой умный у них сыночек/дочка — ведь уже в 7 месяцев он/она опорожняется по командам «пи-пи, а-а»! Является ли это осознанным процессом на самом деле?

Врачи утверждают, что по своему физиологическому состоянию развития кроха до двенадцати месяцев просто не ощущает наполнения выделительных органов, не чувствует давления на стенки мочевого пузыря и прямой кишки. Соответственно, младенец до годика никак не может контролировать выделительные процессы.

Почему же тогда детки опорожняются по команде? Потому что упорные родители не устают высаживать грудничка на горшок и держать его над ванной, призывая сделать «пи-пи». У малыша естественным образом вырабатывается условный рефлекс на данные требования, и он опорожняется.

По наблюдению врачей готовность к осознанному опорожнению формируется вместе с развитием центральной нервной системы и претерпевает следующие этапы становления:

  • после двенадцати месяцев формируется контроль над выделениями;
  • после 1,5 лет ребенок начинает приобретать устойчивые (более менее) навыки туалетной науки;
  • к трем годам приобретенные навыки фиксируются в сознании на всю жизнь.

Исходя из данных наблюдений, можно сделать вывод: приучать малыша к горшечным делам до 12-18 месяцев бесполезно.

Он просто не осознает, что должен делать. Можно днями садить малютку на горшок, добиться рефлекторного опорожнения — но это не будет являться осознанным желанием сходить в туалет.

Прежде всего, чтобы осознанно проситься и ходить на горшок, нужно чувствовать давление на стенки органов выделения. Далее, нужно уметь сознательно удерживать наполнившую мочевой пузырь урину. Если у малыша нет подобных ощущений (а их не будет до 12-18 месяцев), начинать обучению ходить на горшок бессмысленно.

Признаки готовности ребенка к обучению

Когда надо садить кроху на горшочек в первый раз? Существуют некоторые признаки, по которым мама поймет: время ходить на горшок пришло. Произойдет ли это событие в 12 месяцев или затянется до 18 месяцев, никто ответить не сможет. К стойким признакам готовности малыша относятся такие:

  • умеет садиться на корточки и вставать самостоятельно;
  • осознанно наклоняется и поднимает предметы с пола;
  • с ним можно «договориться», он все понимает;
  • может выражать желание ходить в туалет звуками или знаками;
  • просыпается сухим после дневного отдыха;
  • может находиться сухим более двух часов подряд;
  • выработал ритм опорожнений: после ночного сна и еды;
  • чувствует дискомфорт в мокрых штанишках.

Созревание малыша к физиологическому оправлению проявляется постепенно. К этому времени ребенок должен понимать слова «писать, какать», уметь отличать ручку от ножки, проявлять желание раздеться/одеться и нежелание находиться в грязных трусиках. На пути психологического созревания к горшку у малютки формируется соответствующая реакция на физиологические проявления, происходящие с ним:

  • замечает, что по ногам течет теплая струйка урины;
  • старается знаками и голосом показать, что хочет оправиться.

Важно! Если вы начали активно обучать опорожнению в горшок, не надевайте на прогулку памперсы. Малыш просто не поймет ваших намерений: то нельзя в штанишки, то вдруг разрешается.

Знакомство с горшком

Когда сажать ребенка на горшок, мы выяснили. Как правильно садить кроху на горшочек, сколько раз в день это делать, и нужно ли придерживаться какой-то схемы? Распространенные ошибки молодых родителей приводят к тому, что:

  1. кроха воспринимает горшок игрушкой;
  2. малыш боится горшка, потому что не понимает его назначения.

Прежде чем первый раз посадить малыша на новый для него предмет, нужно сначала познакомить его с этой диковинкой. Психологически малютка должен быть готов к данной манипуляции и не испугаться до слез. Страх приводит к тому, что кроха при виде горшочка заливается слезами и кричит.

Каким должен быть горшочек? Родители стремятся приобрести яркий нарядный предмет, который, по их мнению, непременно привлечет внимание крохи и понравится. Здесь кроется ошибка: малыш должен почувствовать практическое назначение данного предмета (ходить в туалет) и не путать его с игрушкой.

Важно! Приучать малыша к горшку можно после того, как он осознает, что именно нужно с ним делать. Если ребенок воспринимает предмет туалета игрушкой, можно долго и упорно приучать опорожняться без результата.

Как объяснить малютке назначение горшочка? Для этого мама/папа должны внимательно наблюдать за крохой и успеть подловить момент, когда он «замирает» или начинает ходить и кряхтеть. Нужно срочно снять штанишки и усадить малыша на горшочек. Сколько раз придется ловить момент, чтобы кроха осознал назначение данного предмета туалета, неизвестно.

Не включайте воду, чтобы инициировать мочеиспускание в горшочек! Это может спровоцировать неожиданные проблемы уже во взрослом возрасте: на подсознательном уровне может зафиксироваться рефлекторное опорожнение на текущую воду.

Этап привыкания

Привыкание к предмету гигиены и четкое осознание необходимости данного процесса происходит осознанно и закрепляется на всю жизнь. Ответственность за выработку необходимого навыка лежит на родителях. Сколько усилий они приложат, сколько терпения выработают — знают только они сами.

Чтобы выработать устойчивый навык ходить на горшок, нужно посвятить этому процессу немало времени. Лучше приучать кроху в такое время, когда ему надо опорожниться: сразу после ночного сна или после еды. Он так быстрее привыкнет справлять нужду в определенное место. Этапы обучения можно характеризовать так:

  1. знакомство с новым предметом гигиены;
  2. потребность крохи ходить на горшок;
  3. окончательное формирование полученного навыка.

Результатами первого этапа обучения должны стать сформировавшиеся положительные эмоции от самого процесса взаимодействия с новым предметом гигиены. Малютку необходимо эмоционально хвалить за успехи и никогда не ругать за промашки.

Сколько может длиться этап знакомства и привыкания к горшочку? Начинать привыкание к опорожнению можно уже с шести месяцев, когда ребеночек научился сидеть. Обычно к возрасту 12-14 месяцев он адаптируется к данной гигиенической процедуре и усаживается с удовольствием, хоть и не чувствует потребности.

Этап закрепления навыков

После года малютка уже чувствует наполнение кишечника и мочевого пузыря (кишечник — раньше), у него формируется потребность ходить в туалет по необходимости. Это очень важный момент, который надо закрепить в сознании маленького человечка.

Малыш начинает понимать, что мокрые штанишки — это неуютно и холодно. Конечно, и на данном этапе не исключены осечки: заигрался и напрудил в штанишки. В это время можно обучать малыша не только опорожняться по требованию организма, но и обслуживать себя:

  • уметь снять штанишки;
  • сообщить об окончании процесса словами;
  • попросить вытереть попку;
  • надеть штанишки;
  • закрыть крышку горшочка.

Вначале малютка не может справиться со всеми требованиями данной процедуры. Он научился снимать штанишки, но не умеет вытирать попку. Надо ему помогать проявлять самостоятельность, поощрять за успехи.

Последний этап обучения завершается формированием логической цепочки в сознании ребенка:

  • позыв к опорожнению;
  • снятие штанишек;
  • опорожнение;
  • очищение попки;
  • одевание штанишек;
  • вынос содержимого горшка.

Когда у малютки сформируется цепочка логической последовательности, зависит от стараний мамы и ее терпения. Можно помогать ребенку, но не вызывать негативного отношения к туалету критикой и шлепками за конфузы в штанишки.

Важно! Не сравнивайте успехи/неудачи своего дитя с чужими: ваш малыш — индивидуальность.

Ошибки обучения

Приучать кроху к осознанному стремлению ходить на горшок можно разными путями, но не все они правильные. Что нужно делать, вы знаете. Вот список действий, которые делать не надо:

  • ругать малютку, если он оконфузился;
  • долго удерживать на горшке;
  • приучать к горшку в состоянии недомогания;
  • превращать гигиеническую процедуру в развлечение с игрушками.

По недосмотру мама может усадить малютку на холодный горшочек, что вызовет естественное отторжение из-за дискомфорта.

Во время прорезывания зубика все внимание малютки отвлечено болью — ему не до горшка. Необходимо уловить состояние ребенка и не заставлять его сидеть на горшочке и плакать. Не забывайте, что горшок необходимо оставлять на виду у ребенка, чтобы он не искал его по квартире и не замочил штанишки во время поисков.

Как избавиться от растяжек после родов?

Ребенок растет, и перед каждым родителем встает вопрос о его приучении к хождению на горшок. Споры о том, с какого возраста необходимо знакомить малыша с этим предметом не утихают. Некоторые родители начинают чуть ли не с рождения, другие ждут, когда ребенок научится сидеть, третьи – когда попросится сам.

Поэтому вопрос, когда нужно приучать ребенка к горшку, придется решать каждому родителю.

Тема приучения ребенка к горшку довольно актуальна среди родителей. Со сколько месяцев ребенок может освоить этот навык? Многие стараются начать приучение малыша к походу на горшок как можно раньше, чуть ли не с рождения. При этом ребенка держат над горшком или ванной в течении некоторого времени, повторяя звуки «пись-пись» или «пи-пи» и тому подобное. Со временем у ребенка вырабатывается инстинкт к мочеиспусканию по этому звуку. Однако это всего лишь выработанный рефлекс, и он не имеет никакого отношения к осознанному действию. То есть ребенок выполняет мочеиспускание неосознанно.

По мнению специалистов, физиология ребенка такова, что до 1 года он не ощущает наполненности мочевого пузыря и позывов к мочеиспусканию. Та же ситуация и дефекацией. Только после 12 месяцев, а то и после 1, 5 лет по мере развития коры головного мозга и центральной нервной системы в целом у малыша формируется способность контролировать выделения. И только к трем годам у ребенка формируются стойкие осознанные желания к мочеиспусканию и испражнению.

Поэтому начинать приучать ребенка к горшку раньше года не целесообразно. От физиологической зрелости ребенка зависит, как быстро произойдет освоение «туалетной науки».

Подходящий возраст. Признаки готовности ребенка

С какого возраста начать знакомство малыша с горшком каждый родитель выбирает самостоятельно. Если основываться на физиологии ребенка, то лучше начинать не раньше, чем в 1 год. Вероятно, что 1,5 годовалого малыша научить пользоваться горшком будет еще проще. Однако сильно затягивать со знакомством с горшком тоже не стоит. Чтобы определить, готов ли ребенок к этой науке, стоит обратить внимание на такие моменты в его развитии:

  • Малыш может самостоятельно приседать и вставать;
  • Способен выдерживать перерыв между мочеиспусканием около 2-х часов;
  • Выработался определенный ритм опорожнения кишечника;
  • Ребенок понимает значение слов «пописать», «покакать», может выразить эти желания жестами или звуками;
  • Знает необходимые части тела и предметы одежды;
  • Испытывает неудобство в мокрой одежде, когда описался

Если у малыша есть хотя бы несколько из этих умений, то пришло время для его знакомства с горшком.

Какой горшок лучше выбрать

Определившись с возрастом, во сколько нужно начинать приучение к горшку, родители задумываются о покупке самого этого предмета. Как правильно выбрать горшок для малыша, какой лучше взять? Этими вопросами озадачиваются многие, ведь ассортимент, представленный в магазинах, довольно широкий: горшки-кресла, музыкальные, в виде разных зверей, всевозможных форм и расцветок.

Прежде всего, горшок должен быть удобным и функциональным. Обычный пластиковый горшок вполне подойдет. Ребенок должен комфортно чувствовать себя при пользовании этим предметом. Лучше, если это будет не очередная игрушка, а именно предмет, в который ходят в туалет.

Не стоит давать ребенку просто играться с горшком. Он должен осознать его назначение.

Важно подобрать горшок удобной формы и нужного размера, чтобы не возникало трудностей при его эксплуатации. Для мальчиков удобно использовать модель с выступом спереди, который поможет избежать неприятных луж, когда малыш сидит на горшке. Если у горшка присутствует спинка, то это придаст дополнительный комфорт ребенку.

Этот предмет должен располагаться в досягаемости малыша, чтобы при необходимости он мог самостоятельно воспользоваться горшком.

Процесс приучения должен быть комфортным для всех

Подробно о приучении – этапы

Освоение ребенком горшка требует немало времени и сил со стороны родителей. В приобретении этого навыка можно выделить такие этапы:

  1. Знакомство с горшком. Родители приобретают этот предмет и объясняют ребенку как им пользоваться;
  2. Привыкание к горшку. Малыш постепенно под руководством взрослого учится пользоваться горшком;
  3. Закрепление полученных навыков.

Знакомимся с горшком

Для успешного освоения этого навыка нужно, чтобы был готов не только ребенок, но и родители. Необходимо, чтобы приучение проходило не от случая к случаю, а постоянно. Для этого понадобится время. Нужно подобрать подходящее время, чтобы у ребенка было хорошее настроение. Хорошо начинать летом, когда одежды на ребенке минимум. Наиболее удачно высадить ребенка на горшок после сна, особенно если подгузник сухой. Если у малыша выработался режим опорожнения кишечника, например, утром после завтрака, то можно посадить ребенка на горшок в это время.

На начальном этапе необходимо показать малышу всю последовательность действий: снять трусики, сесть на горшок, пописать или покакать, куда потом вылить, помыть, поставить. Конечно, пока ребенок не сможет выполнять эти действия самостоятельно, но они его заинтересуют.

Обязательно следует похвалить малыша, если он справился как надо. А вот ругать за то, что не сходил куда нужно не стоит. Горшок не должен быть связан с отрицательными эмоциями.

Привыкаем к горшку

Итак, знакомство ребенка с горшком состоялось. Сколько времени займет привыкание ребенка к этому предмету, зависит от его физиологической готовности и от терпения и способа обучения родителей. Кто-то осваивает горшок за 7 дней (Джина Форд «Как приучить ребенка к горшку за 7 дней»), а кто-то месяцами не может добиться нужного результата. Однозначно, что чем в более раннем возрасте ребенка приучают к горшку, тем больше времени и сил потребуется от родителей.

Постепенно вводим горшок не только после сна или после еды, а и тогда, когда нужно по распорядку дня.
В 1,5 — 2 года дети могут подолгу задерживать мочеиспускание. Если последний раз ребенок пописал 2 часа назад, то уже можно посадить его на горшок.

Продолжаем всячески хвалить ребенка за то, что сходил на горшок, и не показываем раздражение, если у него не получилось. Процесс должны сопровождать только положительные эмоции.

Закрепляем навыки

В 2 года ребенок хорошо чувствует наполнение кишечника и мочевого пузыря и потребность похода в туалет. Он понимает, что в мокрых трусах неудобно и неприятно. Ребенок осознанно начинает проситься в туалет. В это время можно приучить ребенка снимать и одевать штанишки, закрывать горшок, а в 3 года – вытирать самостоятельно попу, выливать горшок в унитаз, мыть. Ребенок уже запомнил, в какой последовательности действовать и способен выполнять эти действия.

Поощряйте самостоятельность ребенка, помогайте закреплять полученные навыки и получать новые.

Причины неудач и ошибки в обучении

Не все дети одинаково успешно осваивают горшок. Часто в неудачах виноваты родители. Чтобы приобретение навыка «похода в туалет» стало успешным, следует избегать таких ошибок:

  • Не стоит ругать малыша, если он не хочет пользоваться горшком. Возможно, что он пока не готов, лучше отложить это на пару месяцев.
  • Если малыш сходил мимо горшка или забыл попроситься, не нужно его ругать или выражать недовольство;
  • Горшок должен быть сухим и теплым, чтобы не вызвать у ребенка чувство дискомфорта;
  • Не удерживайте ребенка на горшке длительно;
  • Не усаживайте насильно;
  • Когда ребенок болен или просто капризничает не стоит начинать обучение;
  • Не делайте из горшка игрушку.

Если не все получается так, как вы планировали, посмотрите видео психолога и мамы четверых детей — Марины Романенко:

Когда стоит обратиться к врачу

Бывает, что и после 3-х лет ребенок мочится не на горшок. Не всегда это связано с болезнями, но и пропустить возможное заболевание нельзя. Поэтому если у малыша после 3 лет частые непроизвольные мочеиспускания днем, он постоянно мочится ночью в кровать, то это может быть патологией.

Энурез может быть вызван врожденными отклонениями развития мочеполовой системы, воспалительными заболеваниями и прочими факторами. Часто такое положение может быть вызвано неврологическими проблемами.

Поэтому ребенка необходимо показать врачу.

Почему ребенок не хочет ходить на горшок

Бывают ситуации, когда ребенок категорически не воспринимает горшок и не хочет им пользоваться. Чаще всего такое положение связано с ошибками, которые допустили взрослые при приучении крохи к горшку.

    1. Часто родители стыдят ребенка за его «промахи», смеются или наказывают, унижая малыша и травмируя нежную детскую психику;
    2. Иногда, если ребенка сразу приучают к унитазу, то малыш может его испугаться. Необходимо использовать специальное детское сидение или все-таки приобрести горшок;
    3. Некоторые стрессы или проблемы у ребенка могут привести к его нежеланию садиться на горшок. Не нужно настаивать. Дайте ему время.

В любом случае рано или поздно кроха освоит умение ходить в туалет. Не нужно заставлять его силой.

Мешают ли процессу памперсы

Многие считают, что нахождение ребенка в одноразовых подгузниках мешает освоению им горшка. Однако многие педиатры не согласны с таким мнением. Исследования показали, что малыши в памперсах и без них учатся осознанно ходить на горшок приблизительно в одно время. Это умение связано только с развитием нервной системы ребенка и умением контролировать позывы к мочеиспусканию, которое развивается у ребенка ближе к 2 годам и позже.

Вопреки распространенному мнению, памперсы не мешают процессу

Когда ребенок уже готов к освоению горшка, то помочь ему может соблюдение таких несложных рекомендаций:

    • Дома малыша можно оставлять без штаников и даже без трусов, чтобы легче было воспользоваться горшком;
    • Хвалите ребенка за удачные «походы в туалет»;
    • Если кроха не сходил на горшок, не отчитывайте его за лужу. Напомните лишний раз, что у него для этого есть горшок;
    • Позаботьтесь, чтобы горшок был сухим и теплым, ребенок мог быстро его достать;
    • При высаживании крохи на горшок. Обеспечьте ему тихую спокойную обстановку. Хорошо, чтобы его ничто не отвлекало

Немного усилий и внимания со стороны родителей и малыш обязательно освоит эту «науку».

Мнение доктора Комаровского

Детский врач Комаровский Е.О. советует не спешить с приучением ребенка к горшку. По его мнению, чем раньше родители пытаются привить ребенку это умение, тем больше понадобится усилий с их стороны.

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, которые уже умеют делать что-то лучше его. Помните, что каждый ребенок индивидуален.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь