Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Галина Сотникова
Воспитатель детского сада - это не профессия, а состояние души

Воспитатель детского сада – это не профессия , а состояние души .

Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ благодарных слов. Работа воспитателя не просто труд , а это, прежде всего, способность и умение отдать всего себя, без остатка и видеть в этом свет и благодать. Воспитатель становится для ребёнка «второй» мамой. Он полностью заменяет родителей, пока они на работе. Воспитатель оденет , накормит, объяснит что хорошо, что плохо, поиграет, пожалеет и похвалит. Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение детей : игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

Образование :

Требования, предъявляемые к современным воспитателям , очень высокие. Для воспитания ребёнка чрезвычайно важны дошкольные годы, поэтому профильное образование воспитателям просто необходимо . Получить профессию воспитателя можно в педагогических колледжах или педагогических университетах. На эту должность работодатели предпочитают брать кандидатов с хорошими знаниями дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы , навыки проведения занятий по физической культуре. Приветствуется опыт ухода за маленькими детьми (братьями, сёстрами, собственным ребёнком) . Будущий воспитатель должен знать содержание и принципы организации дошкольного воспитания .

Функциональные обязанности :

1. Организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, готовит их к школе.

2. Обучает навыкам устного счета, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения. Развивает у детей речь и мышление, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу, знакомит с произведениями искусства, этическими и эстетическими нормами и правилами.

3. Прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.) .

4. Способствует укреплению здоровья путем закаливания, физических упражнений, следит за строгим соблюдением режима занятий и отдыха. Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и качественным питанием детей, поведением во время приема пищи.

5. Приобщает детей к труду, привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление помещения к праздникам, работа на клумбах и т. п.).

6. Консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей , укрепления их здоровья.

Навыки и умения /личные качества :

Для воспитателя важно умение работать с детьми и их родителями. Для успешного овладения профессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Нужна общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом. Также необходимы стрессойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система : работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения.

Воспитатель детского сада должен обладать следующими качествами :

Творческое и абстрактно-логическое мышление;

Образная и оперативная память;

Эмоциональная устойчивость;

Выдержка;

Доброта;

Чуткость;

Наблюдательность распределение и переключение внимания;

Зрительное и слуховое восприятие ;

Терпение;

Самоконтроль;

Искренность;

Внимательность;

Ответственность.

Профессиональные умения :

1. Конструктивная деятельность :

Аналитические умения :

Разделять педагогические явления на соответствующие элементы (условия, приемы, мотивы и т. д.)

Осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса

Находить в психолого-педагогической теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления

Правильно диагностировать педагогическое явление

Вычленять основную педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения

Рефлексия

Прогностические умения :

Умение прогнозировать развитие коллектива, развитие системы взаимоотношений

Умение прогнозировать развитие личности (ее качеств, чувств, отклонений в поведении и т. п.)

Умение прогнозировать ход педагогического процесса : трудности обучающихся, результаты применяемых методов и т. п.

Проективные умения :

Переводить цель и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи

Учитывать потребности и интересы воспитанников , возможности материальной базы, свой опыт и личностно – деловые качества

Определять основные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса

Отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, и планировать систему совместных творческих дел

Планировать индивидуальную работу с детьми

Отбирать содержание, формы и методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании

Планировать систему приемов стимулирования активности и сдерживания негативных проявлений в поведении

Планировать способы создания личностно – развивающей среды поддержания связей с родителями и общественностью

2. Организаторская деятельность :

Мобилизационные умения :

Умение привлечь внимание к учению, труду, другим видам деятельности, сформировать потребность в знаниях, создание специальных ситуаций для совершенствования воспитанниками нравственных поступков

Информационные умения :

Умение изложить учебный материал, работать с источниками, дидактически преобразовывать информацию

Развивающие умения :

Определение ЗБР

Ориентационные умения :

Формирование ценностных установок, привитие устойчивого интереса окружающему миру

3. Коммуникативная деятельность :

Перцептивные умения :

Умение понимать других, их личностные особенности и ценностные ориентации

Умение общения :

Умение распределять внимание и поддерживать его устойчивость, анализировать поступки воспитанников и управлять инициативой в общении

Педагогическая техника :

Совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности, как индивидов, так и коллектива в целом, личностные качества педагога (гуманное отношение к детям, доброжелательность, рассудительность; правильная дикция, опрятный внешний вид и т. п.)

Плюсы и минусы :

Работа воспитателя приносит радость от общения с детьми, непосредственная близость и работа с детьми продлевает молодость и годы жизни.

К минусам можно отнести огромную ответственность, которую несёт воспитатель за жизнь и здоровье детей.

Несмотря на все трудности, работа воспитателя очень интересная , многообразная и почётная.

Воспитание — великое дело: им решается участь человека В. Г. Белинский

История профессии воспитатель

Профессия воспитателя или педагога является крайне почетной и уважаемой. Именно воспитатель ответственен за формирование личности воспитанников и развитие их дальнейшей судьбы.

Профессия воспитателя появилась впервые еще в Античной Греции,но не получила была распространена, поскольку воспитанием детей состоятельных людей занимались рабы, а дети крестьян не получали образования вообще. В эволюционирующем обществе, профессия воспитателя переросла в профессию домашнего наставника, чья цель была сосредоточена на воспитании потомства работодателя.

Несколько веков назад, работа воспитателя и педагога обрела массовую направленность, чему способствовало появление первых школ. На плечи воспитателя была возложена огромная задача, заключавшаяся в формировании молодых юношей и девушек, и в последующем направлении на выбранный путь. Нельзя не добавить, что профессия воспитателя имеет высокую актуальность даже сегодня.

Профессия воспитатель - описание

Проблема воспитания подрастающего поколения всегда была, есть и будет насущной проблемой. Ведь всё, что с самого раннего возраста закладывается в детские головы, потом даёт свои всходы - хорошие или не очень.

Несомненно, есть две профессии, в которых нет места неучам и дилетантам. Это врач и педагог, учитель, воспитатель.

С врачом всё понятно - люди доверяют ему здоровье, а зачастую даже жизнь.

Профессия педагога обязывает ничуть не меньше.

Профессия воспитатель детского сада

Особенно важна и ответственна должность воспитателя детского сада. Ведь это фактически первый человек, который вводит ребёнка в социум, учит общению и даёт первоначальные знания и общие понятия, позволяющие малышу ориентироваться.

Именно воспитателем прочерчивается первая граница между "хочу" и "нельзя", между "не хочу" и "надо".

И сделать это нужно максимально тактично и грамотно, чтобы ни в коем разе не покалечить подвижную психику ребёнка.

Воспитатель должен уметь ввести в коллектив малыша так, чтобы исключить малейший дискомфорт, который может в дальнейшем привести ребёнка к сложным психологическим травмам.

Где получить профессию "воспитатель"

Хотя данный вид деятельности обрел высокий уровень массовости и распространенности в современном обществе, получить почетное звание педагога не является возможным для каждого.

Сперва необходимо окончить специализированные училища и высшие учебные заведения, которые обучат будущих воспитателей педагогическим методам воздействия на воспитанников.

Крайне важно, чтобы роль воспитателя занимала личность психически стабильная и не задействованная в коррупционных процессах.

Воспитатель - почетная профессия на все века!

Профессия воспитатель - плюсы и минусы

Надо сказать, что в эту непростую профессию чаще всего приходят по призванию. Ведь мало того, что она достаточно тяжёлая - отработав смену, приходится, как и учителю, готовиться к следующему дню - писать конспекты занятий и готовить дидактические материалы, так ещё и заработная плата воспитателя оставляет желать лучшего.

В муниципальных детских садах она совсем невысокая, чуть выше минимальной.

В частных же - может быть значительно выше - в два-три раза, но попасть туда даже высококвалифицированным профессионалам достаточно сложно. Вот и получается, что профессия воспитатель - героическая профессия.

Есть ещё один важный момент, о котором следует знать.

Это регулярные методические проверки и всевозможные комиссии.

Воспитателю не только необходимо быть хорошим детским психологом и организатором, но и чётко выполнять все методические указания, иногда даже вопреки собственному мнению.

Прекрасная профессия воспитатель И всё же надо отдать должное - профессия воспитатель детского сада не только сложная, но и очень интересная.

Когда видишь, с какой радостью тебя встречают малыши, как широко открываются глазёнки навстречу чему-то новому, как этим замечательным почемучкам всё на свете интересно, понимаешь, какая великая сила и ответственность находится в твоих руках. Но выполнять эту работу должны непременно люди увлечённые, добрые и ответственные.

Не стоит полагать, что воспитатель — это такой же педагог, как . В отличие от учительской, данная профессия предполагает работу с детьми на ранней, фундаментальной стадии их развития.

Сотрудники детских садов имеют дело с малышами, которые не знают об окружающем мире практически ничего. От этих специалистов зависит, насколько любознательным, активным и общительным станет каждый подопечный ребенок в дальнейшем.

Следует обратить внимание еще на одно отличие: воспитатель, в отличие от преподавателя, выполняет множество обязанностей бытового толка — ему нужно кормить ребят, укладывать их на дневной отдых, одевать на прогулку, развлекать познавательными забавами.

Способы получения профессии

Обычно сотрудников учреждений дошкольного образования подготавливают в учебных заведениях среднего звена — то есть, в техникумах . Поступают в такие учреждения преимущественно после окончания девятого, а не одиннадцатого класса.

Курс учебы включает в себя не только базовые гуманитарные и собственно педагогические, но и творческие дисциплины. Быть студентом подобного техникума очень интересно. В нем на занятиях и поют, и пляшут, и лепят, и рисуют.

Многие девушки (воспитатель — это на 99% женская профессия) поступают в такие техникумы заочно , предварительно получив должность нянечки.

Конкретные вакансии, которые предлагаются воспитателям, смотрите . Читая объявления, обратите внимание на предлагаемую зарплату. Устроит ли вас она?

Особенности работы в детском саду

Воспитатели обычно трудятся на группе в паре — то есть, попеременно по особому графику. Та воспитательница, которой выпадает рабочий день, с утра встречает родителей с ребятами, отмечает пришедших. Далее день расписывается в соответствии с действующей в детском саду программой.

То, что раньше называлось занятиями, сейчас почти не практикуется. Ребятам дают необходимые базовые знания преимущественно через различные игры и проекты.

В определенные дни недели группа ходит в физкультурный или музыкальный зал. Обязательны завтрак, обед и полдник, ежедневный сон, прогулка. Часто помимо прогулки организуется какое-либо мероприятие на выходе (коллективный визит в зоопарк, музей, на выставку и др.).

Многие педагоги дополнительного образования дополнительно берут себе часы работы на кружке — допустим, по народной культуре, экологии или изодеятельности.

Воспитателю обычно приходится выступать в роли автора сценариев для утренников, ведущего и аниматора.

Неотъемлемым компонентом педагогической деятельности считается взаимодействие с родителями — проведение семейных конкурсов, просветительских и отчетных собраний.

Педагог детского сада тратит много времени на подготовку к занятиям. Ему не нужно проверять тетради, но необходимо корпеть над изготовлением наглядных материалов и постоянным повышением квалификации.

Летом работники дошкольных учреждений в корне меняют род деятельности — как минимум на месяц они становятся мастерами-отделочниками и приводят в порядок помещения своих групп, ремонтируют прогулочную зону.

Не каждому дано работать с детишками. Надо иметь железные нервы, чтобы выслушивать просьбы и требования 25 маленьких существ и на все оперативно реагировать. Но железных нервов недостаточно. О том, что еще нужно для работы воспитательницей детского сада, журналу Reconomica рассказала девушка, получившая работу своей мечты. Если вы хотите попробовать свои силы в работе с детьми - эта статья для вас!

Меня зовут Ильдейкина Анжелика Юрьевна, мне 27 лет, я живу в городе Пенза, работаю в МБДОУ № 37 «Ладушка» 4 года. И, знаете, я абсолютно счастлива от осознания того, что занимаюсь любимым делом, поэтому хочу познакомить вас с этой интересной деятельностью. Моя профессия называется воспитатель детского сада. Простыми словами, это человек, осуществляющий присмотр и уход за детьми во время занятости родителей.

Вы спросите, зачем тогда человеку, просто присматривающему за ребенком «чтобы он не убился», получать специальное педагогическое образование, заканчивать институт и тд? Присмотр и уход – это общее описание. Воспитатель обязан обладать специальными знаниями, умениями, навыками, которые могут дать только в Педколледже и ПедВУЗе. Это и знание педагогики, детской психологии, и знание развивающих методик, ведь в детском саду так же проходят занятия, и специалисту нужно донести знания, необходимые в конкретном возрасте, понятным малышу языком.

Профессия воспитатель – очень творческая, креативная , для нее подходят люди эмоциональные, живые, с богатой фантазией, готовые творить «все из нечего», например, была старая драная книжка «Три медведя», красочные картинки вырезались, заламинировались скотчем, и получился, так любимый малышами, театр на фланелеграфе ! Есть поговорка «Существуют 3 профессии от Бога: педагог, врач и судья». Действительно, в воспитатели «любой» пойти не может, это дело поистине нужно любить, отдаваться ему, и, даже, в какой-то степени жить им!

Немного о тонкостях работы в детском саду

Получить образование воспитателя несложно, достаточно закончить педагогический колледж или техникум по специальности воспитатель дошкольного учреждения. А теперь, собственно, о самой работе.

Рабочий день воспитателя

Специалисты трудятся в 2 смены.

Наш рабочий день начинается в детском саду в 6:30 утра, с приема детей. Важно встретить ребенка и родителя с улыбкой и радостью, тем самым вы задаете настроение на весь день и себе, и ребенку, и родителю.

В 8:15 педагог проводит утреннюю зарядку, для того, чтобы дети размялись и окончательно проснулись.

В 9:00 после завтрака в каждой возрастной группе проходят занятия, расписание которых утверждается методистом в начале учебного года. Занятия ориентированы на всестороннее развитие ребенка: это и лепка, и аппликация, и математика, и рисование, и физкультура и многое другое. После занятий следует самостоятельная деятельность детей в группе, затем прогулка.

В 11:30 начинается вторая смена воспитателя, утренний воспитатель находится в группе до 13:30. Они обедают с детьми, помогают готовится им ко сну, укладывают спать.

Подъем детей происходит в 15:00, после полдника воспитатель играет с детьми в спокойные игры, читает литературу, показывает театры или организует сюжетно-ролевые игры детей.

На протяжении всего дня с воспитателем всегда находится няня (младший воспитатель), она отвечает за чистоту и порядок в группе: мытье посуды, пола, окон, кормление, переодевание детей, одевание на улицу и прочая помощь воспитателю – вот обязанности младшего воспитателя.

Рабочий день заканчивается с закрытием сада в 18:30.

Если за малышом не пришли родители

Как и на каждой работе, у нас случаются форс-мажорные обстоятельства. В моей практике был случай, когда ребенка из довольно приличной семьи просто не забрали до закрытия сада и, так как нам категорически запрещено оставлять ребенка с посторонними сотрудниками - сторожами, нянями и т. д., мне его пришлось брать к себе домой, кормить, успокаивать… Вот вам и вторая мама! Потом родители, конечно, рассыпались в извинениях, оказалось, что они понадеялись друг на друга, и ребенок оказался всеми забыт.

Путь к любимому делу. Как устроиться на работу в детсад

Сейчас, в отличие от советского и постсоветского времени, воспитатель – довольно престижная и высокооплачиваемая профессия, поэтому, как житель региона, скажу: устроиться воспитателем в детский сад можно, но сложновато, придется постараться.

Чтобы попасть на данную вакансию с нуля – вам достаточно показать диплом по специальности. Мне, например, повезло меньше, город маленький, мне везде отказывали, особенно узнав про ребенка, мол «из больничных вылазить не будешь». Для таких, как я, существует второй вариант – устроиться на работу младшим воспитателем (няней) и зарекомендовать себя с хорошей стороны.

Как зарекомендовать? Во-первых – никогда не сплетничайте, никогда, ни при каких обстоятельствах! Да, коллектив женский, соблазнов «перемыть кости» много, но вы же хотите получить эту работу. Во-вторых, уважительно, с теплом и добротой относитесь к детям, приветливо ведите себя с родителями – представьте, что Вы уже воспитатель, репетируйте! Ну, и в-третьих, добросовестно выполняйте свою работу, пусть в Вашей группе всегда будет чисто, уютно, проветрено, а посуда скрипит от чистоты! Уверена, при соблюдении этих простых правил, у заведующей не возникнет сомнений, что на освободившуюся вакансию необходимо перевести именно Вас!

Что по деньгам? Зарплата воспитателя в детском саду

Воспитатель – профессия не только интересная, но и высокооплачиваемая! Средний оклад по Пензенской области составляет 17500 рублей плюс стимулирующие выплаты каждый месяц.

Особенно хороша материальная поддержка молодого специалиста. Согласно правилам программы господдержки, молодой специалист - это человек, только что закончивший педколледж, или человек, пришедший устраиваться на работу через год (не позже!) после получения диплома. Такие специалисты получают оклад наравне со стажистами (воспитателями, отработавшими от 10 лет и более) – 19000 рублей целых 3 года, после чего их зарплата немного падает, и они получают как обычные работники, не наработавшие стаж.

Соцпакет

Заработная плата воспитателя всегда белая, никаких выплат «в конверте». Состоит она из оклада и стимулирующих выплат, и делится на аванс в размере 40% от оклада (7000 рублей фиксированно ) и подрасчет (остаток подрасчета и стимуляция). Стимулирующие выплаты в каждом месяце разные, самые высокие, обычно, начиная с сентября и до НГ, доходят до 6-8 т, соответственно и зарплата «чистыми» доходит до 25 т.

Отпуск у педагога 42 календарных дня, который еще можно дробить, уйдя на две недели зимой, и на месяц летом. Очень удобно. Наиболее выгодно брать отпуск в подрасчет, то есть, когда отпускные выплаты приходят вместе с зарплатой, тогда сумма выплаты может быть около 50000 рублей. Согласитесь, для региона, для женщины, работающей в теплом, чистом помещении с предоставлением бесплатного питания зарплата более чем хорошая! Самые маленькие стимулирующие выплаты всегда летом, так как летом самое большое количество отпускников.

«Дорога наверх»

Допустим, Вы прирожденный карьерист, и Вам показалось, что как-то вы засиделись в воспитателях, надо двигаться вверх. Карьерный рост у воспитателя тоже возможен! Это методист (старший воспитатель), заведующий детским садом или специалист ГОРОНО. Здесь есть одно «но»: педагог обязательно должен иметь высшее образование, по специальности «Дошкольная педагогика».

Плюсы и минусы профессии

О плюсах моей профессии я уже сказала немало, но такая уж она идеальная, спросите вы? Ну, смотря, что считать минусами.

Минус этой профессии – это огромные моральные затраты. В группе в среднем 25 детей - и всех надо встретить, всем уделить внимание, привить нормы поведения, чему-то научить, похвалить, поругать, «разрулить» детские конфликты и много чего еще. И это все КАЖДЫЙ день!

Запомните, в вашей группе главный Вы! Поэтому со всякими «у меня сандалик расстегнулся», «Миша машинку отобрал», «Коля Толю стукнул», «Заплетите косичку» и т. д., придется работать ТОЛЬКО вам. Согласитесь, голова запросто пойдет кругом! Поэтому так часто слышишь от педагогов: «Прихожу домой как выжатый лимон!»

Мой же личный минус – это нередко встречающиеся не совсем адекватные родители. Не спорю, для каждого родителя именно его ребенок самый лучший, самый хороший, самый золотой, НО, у воспитателя этих «самых лучших» 25 человек. Мы всегда делим поровну между детьми выступления, стихотворения, участия в конкурсах, но практически всегда найдутся родители, упрекнувшие педагога в предвзятом отношении к ее ребенку. Или, на корректное и тактичное замечание по поводу внешнего вида ребенка, родитель закатывает истерику: «Как вы смеете, я неустанно 24/7 только и делаю, что мою ребенка, стираю и глажу ему одежду!!!» Тем не менее, внешний вид воспитанника оставляет желать лучшего… Вот, пожалуй, для меня самый главный минус.

Дорогие будущие воспитатели, если вы любите детей, вдохновляетесь ими, если вы актеры-фантазеры по жизни, вы миролюбивы и открыты для общения, значит эта работа точно для вас!! Идите к своей цели, ведь эта работа для удовольствия, а если за нее еще и хорошо платят, то это втройне приятно!!!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь