Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

52.05.02 Режиссура театра

Квалификация — специалист.
Специализация — режиссер драмы.
Форма обучения: очная и заочная — 5 лет.

СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА РЕЖИССУРЫ

Режиссерское творчество одно из самых сложных и загадочных. Как разновидность художественного творчества оно направлено на создание уникальных творений. Созидательные возможности такого уровня называют дарованием, талантом, гениальностью, а умение создавать новое, неповторимое признается как духовная ценность и в художественном творчестве и в мире техники.

Новации, созданные созидателями, открывают перспективы развития во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в науке, искусстве, технике. В ряду таких создателей стоит и режиссер театра – двигатель прогресса театрального искусства.

Прогресс искусства, прежде всего и главным образом реализуется в совершенствовании его технологии, в его нарастающем профессионализме. Само понятие технология предполагает наличие материала – то, чем непосредственно «выстилает» творец свои шедевры. Например, танцор – движением, живописец – цветом, музыкант – звуком. И каждый из них владеет своей, присущей только его искусству, профессиональной техникой. Необходимость овладения профессиональной техникой в балете, архитектуре, музыке, композиторском и изобразительном искусствах ни у кого не вызывает сомнений и не оспаривается.

В этот ряд К.С.Станиславский включил и искусство драматического актера и режиссера. По Станиславскому, у актера тоже есть свой материал – это простые физические действия. Несмотря на то, что материал режиссерского искусства Станиславским не был уточнен, его разработки в этом направлении дали пищу для дальнейших творческих поисков.

Видные режиссеры не раз высказывали свое мнение о природе режиссерского творчества. Хотя к общему мнению они не пришли, ясно одно, что организаторское объединение усилий актеров, музыкантов, декораторов не суть искусства режиссуры. Тогда чем должен заниматься режиссер в силу своей профессии? Конечно же, созданием спектакля. Однако при написании картины художник использует цветовую палитру, композитор, создавая будущую симфонию, переводит звуки в нотные знаки. У каждого из них есть свой материал и своя техника работы, присущие только его искусству.

Режиссер тоже «пишет картину», но на полотне пустого пространства сцены. Что же является материалом искусства режиссуры? Какой профессиональной техникой должен владеть режиссер? В трудах и выступлениях выдающихся мастеров сцены есть интересные мысли, проницательные догадки, тонкие наблюдения, взятые из режиссерской практики. Эти работы имеют большую ценность в области театрального искусства, но они не решают главной проблемы – материала искусства режиссуры.

Эту проблему решил выдающийся театральный деятель, крупный ученый П.М.Ершов. В результате своей многолетней режиссерской практики и научных исследований он приходит к выводу, что материалом режиссерского искусства служит борьба. Организуя борьбу сценических персонажей, режиссер моделирует, воспроизводит взаимоотношение людей в их повседневной жизни. Но для моделирования сценической борьбы режиссеру, как и художнику, нужна своя «палитра», с помощью которой он смог бы «нарисовать» тончайшие оттенки взаимоотношений сценических персонажей. П.М.Ершов разработал такую палитру и назвал ее «параметры (измерения) борьбы».

Создавая художественное полотно, режиссер «рисует» в сценическом пространстве борьбу персонажей, но чтобы его полотно засветилось яркими красками, у него есть своя «цветовая палитра» – параметры борьбы. Благодаря открытиям П.М.Ершова была четко определена специфика режиссерского творчества, материал и профессиональная техника, которой должен владеть режиссер театра, создавая свои художественные шедевры.

Студенты, обучающиеся в Институте театрального искусства им. П.М.Ершова по специальности «Режиссура театра», осваивают специфику режиссерского творчества – профессиональную технику построения сценической борьбы, и реализуют свои знания и умения в сценических постановках.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Прием на первый курс производится по личному заявлению абитуриента по результатам:

  • ЕГЭ по русскому языку и литературе,
  • предварительных творческих показов-туров (прослушиваний),
  • экзамена по мастерству актера,
  • экзамена по режиссуре,
  • собеседования (по профессиональной направленности).

Прослушивание проводится по предварительной записи.

По итогам прослушивания абитуриент допускается либо не допускается к следующему этапу творческих испытаний.

Для проведения отборочного прослушивания и экзамена по специальности абитуриент должен быть готов к выполнению необходимых специальных заданий, имеющих целью выявить его профессиональные возможности.

Лица, поступающие на режиссуру, представляют на отборочных консультациях, которые проходя в 2 (два) тура, чтецкую программу (читают наизусть литературные произведения разных жанров) + театральную экспликацию – изложение (устно) режиссерского замысла будущего спектакля по выбранной ими заранее пьесе.

Лица, прошедшие отборочные консультации, предоставляют в Приемную комиссию необходимые документы и допускаются к сдаче вступительных экзаменов.

Необходимый минимум, самостоятельно подготовленный к прослушиваниям и экзамену по мастерству артиста:

  • 2-3 прозаических отрывка;
  • 2-3 стихотворения;
  • 2-3 басни.

    Перечень экзаменов по специальности
    «Режиссура драмы»

1. Практическая режиссура:

С целью выявления способностей к режиссерской профессии (пространственное видение, образно-ассоциативное мышление и другие способности) абитуриенту предлагается поставить этюд на заданную Экзаменационной комиссией тему. На подготовку этюда выделяется необходимое время.

2. Письменная работа по режиссуре драмы:

Для выявления способностей к самостоятельному режиссерскому анализу абитуриенту предлагается написать свободное сочинение на заданные темы (на выбор абитуриента). Одна из тем может быть заданием: как бы абитуриент поставил эту пьесу в драматическом театре. В этом случае абитуриентам заранее сообщается список пьес, несколько из них предлагается на выбор абитуриента на экзамене.

3. Коллоквиум:

Коллоквиум проводится в форме свободной беседы с целью выявления психологических качеств, связанных с выбором творческой профессии, его интерес к театральному искусству, к смежным видам искусств, к литературе, к общекультурным ценностям и др.

Все экзамены по специальности оцениваются по 100-бальной системе.

После прохождения экзамена по специальности абитуриенты, которым не требуется предоставление свидетельств ЕГЭ, сдают экзамен по общеобразовательным предметам:

Русский язык и Литература (сочинение)

Вступительный экзамен по русскому языку и литературе в виде сочинения проводится в институте и оценивается по 100-балльной системе.

Зачисление

Решение о зачислении экзаменующихся Приемная комиссия выносит на основании результатов всех экзаменов и подведения их итогов.

Зачисление проводится после предоставления лицами, рекомендованными к зачислению, оригиналов документов об образовании и документа об оплате обучения (для поступающих на платное обучение).

Приказ о зачислении размещается в разделе сайта «Абитуриентам».

На свободные места, оставшиеся после зачисления абитуриентов, успешно прошедших вступительные экзамены, объявляется дополнительный набор.

Институт не засчитывает в качестве вступительных испытаний выпускные экзамены на подготовительных отделения, курсах (школах) при вузах.

Что делает программу уникальной?

ПРОГРАММА, НАЦЕЛЕННАЯ НА ПРАКТИКУ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕСУРСНАЯ БАЗА

Школа предоставляет студентам ресурсы, позволяющие осуществлять учебные работы в условиях реального кинопроизводства: полностью оснащенный съемочный павильон, современная съемочная техника, световое оборудование, условия для хромакейной съемки, студия саунд-дизайна, партнерские студии звукозаписи и цветокоррекции и многое другое. Все это позволяет студентам получить практические навыки, соответствующие требованиям современного кинопроизводства.

РАБОТА ПО БРИФАМ ИЗ ИНДУСТРИИ

ДЕПАРТАМЕНТ СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ

Совместные проекты со студентами других программ - важнейшая часть обучения в школе, под их производство в школе создан специальный отдел - департамент совместных проектов. Студенты получают практические навыки работы в творческой команде на всех этапах кинопроизводства: от защиты идеи проекта и до показа фильма перед зрителями в кинозале.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ-ПРАКТИКИ

Преподаватели Школы - российские профессионалы кино и телевидения с уникальным опытом, обладающие внушительной фильмографией, международными наградами и большим опытом работы в самых разных областях медиаиндустрии.

*Настоящее предложение не является офертой, стоимость услуг может быть изменена. Стоимость услуг и условия их оказания указываются в договоре.

МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПРЕДЫДУЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Среднее профессиональное образование или высшее / неоконченное высшее (специальность не имеет значения).

НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Анкета-заявление (заполняется в электронном виде на сайте)
- 2 фотографии размером 3х4
- Паспорт (предъявляется при подаче документов)
- Документ о предыдущем образовании

Вступительные испытания

Для поступления в Школу необходимо заполнить анкету-заявление, успешно пройти заочный этап испытаний и собеседование.

При заполнении анкеты в пункте «Дополнительная информация» вы можете дать ссылки на свои работы (рекомендуется).

Для приглашения на собеседование отправьте на адрес

не позднее, чем за 10 дней до начала собеседований:

  1. Автобиография: 1-3 стр. (Стиль написания – любой: от классической «сухой» автобиографии до литературно-художественного повествования.)
  2. Эссе на тему «Почему я хочу стать режиссером»: 1-3 стр. Важно: эссе - это творческая работа, которая не сводится к простому пересказу вашего жизненного пути (для этих целей служит Автобиография).
  3. Устный рассказ на камеру : 2-5 мин. Расскажите на камеру историю из жизни (своей, своих знакомых или других людей, но не сказочных или фантастических персонажей), в которой события связаны с заданной темой. Тема для абитуриентов 3 потока - СТАРТ. Техника, качество и стилистика съемки, постановка голоса и актерская подготовка значения не имеют. Не нужно изысков - главное, чтобы вас было видно и слышно. Допускается не более одной монтажной склейки. Важно: в кадре должны быть вы, и только вы! Убедительная просьба не заучивать текст наизусть и не читать его с листа! Цель задания – рассказат ь историю.
  4. Mood-видео. Снимите сами или смонтируйте из собственных или найденных в Интернете фото- или видеоматериалов ролик длиной 2-5 минут, передающий атмосферу и настроение истории, рассказанной вами в задании 3.
    Не нужно реконструировать и экранизировать эту историю с помощью актеров, не нужно буквально иллюстрировать все описанные в ней события. Речь идет именно о настроении и атмосфере: помогите нам их почувствовать - без слов и поясняющих титров. Вы можете использовать музыку, но если это песня, то не нужно, чтобы ее текст нам что-то объяснял.
    Ролики по заданиям 3 и 4 следует выложить на любой из общедоступных видеохостингов (Youtube, Vimeo) или файлообменников (files.mail.ru, Яндекс Диск, Google Drive и т.п.) с функцией просмотра онлайн без скачивания файла, и прислать ссылку в письме вместе с Автобиографией и Эссе до срока, указанного для каждого соответствующего потока. Если вы защитите ссылку паролем, не забудьте прислать и сам пароль.

По итогам оценки этих работ принимается решение о приглашении абитуриента на очное собеседование. Уведомление о решении с указанием времени собеседования будет отправлено Вам по электронной почте не позднее, чем за 2 дня до начала собеседований в выбранном потоке.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь