Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Есть множество примеров, когда человек очень качественно делает свою работу, но абсолютно не может её презентовать. К презентации нужно готовиться. И существуют тысячи советов о том, как подготовиться к великой речи перед большой аудиторией. Но гораздо чаще приходится выступать перед маленькими группами с речью на 2–5 минут. И обычно произносить такие речи приходится абсолютно неожиданно. О том, что же делать в таких случаях, читайте в статье.

1. Уберите всё лишнее

Даже не пытайтесь втиснуть всё, что вы хотите сказать, в сжатые временные рамки. Вместо того чтобы увеличивать длительность речи, измените вашу речь. Если у вас пять минут времени, значит, у вас не должно быть больше трёх основных пунктов.

Подсказка: если ваше выступление больше, чем эта статья, то это слишком долго.

2. Планируйте и репетируйте

Планируйте и репетируйте. Неважно, есть у вас пять дней или 30 секунд. Вас могут застать врасплох. И тогда ваше планирование должно состоять из представления трёх основных пунктов. Прекрасный момент для этого - это когда кто-то пытается привлечь внимание аудитории и представляет вас. В идеале, конечно же, лучше спланировать всё, что хотите сказать. И переписывать это раз за разом. Пока не получите лучший результат. И не забудьте отрепетировать при людях.

Подсказка: не попадитесь в ловушку, думая, что короткие выступления не требуют подготовки. На самом деле короткая речь может оказаться гораздо сложнее, чем длительное выступление.

3. Краткость - сестра таланта

Я думаю, что за всю мировую историю никто ни разу не сказал: «Мне бы хотелось, чтобы это выступление длилось дольше». Так что следите за временем и ни в коем случае не отвлекайтесь от темы. Вам может не хватить времени, чтобы донести всю суть основных моментов. Для этого вам представится возможность, когда вы будете отвечать на вопросы слушателей. Или вы можете отправить участникам рабочие заметки по теме выступления.

Подсказка: возьмите время, отведённое вам для выступления и, репетируя, отнимите от него 20%.

4. Подчёркивайте важные моменты

Пятиминутное выступление вы можете разделить на интервалы по одной минуте. В этих интервалах вы озвучите все основные аспекты вашего выступления. Первую минуту вы можете взять для того, чтобы представиться и рассказать аудитории, о чём пойдёт речь в вашем выступлении. Последнюю минуту вы можете использовать для подведения итогов вашего выступления. Таким образом, у вас останется по 60 секунд для каждого из трёх основных пунктов вашего выступления.

Подсказка: используйте словесные сигналы, чтобы направить аудиторию в нужное русло. Фразы, которые кажутся очевидными при написании текста, могут быть гораздо полезнее при устной речи: «Это был первый пункт, а сейчас мы поговорим о втором».

5. Не просто говори. Показывай!

Выступая перед аудиторией, я люблю, чтобы у меня под рукой был наглядный материал, который можно продемонстрировать аудитории. Например, пара фотографий или что-то, на чём зритель может сфокусировать свой взгляд. Подумайте о разнице между тем, чтобы просто сказать: «Вчера мы подписали важный контракт», - и тем, чтобы взять в руки ручку и сказать: «Вчера мы вошли в историю, когда с помощью вот этой ручки подписали контракт на пять лет». Или же просто поднять чашку кофе и предложить тост, вместо того чтобы просто сделать объявление. Хоть это и может показаться немного банальным, но зато уж точно будет запоминающимся.

Подсказка: если вы используете в своём выступлении реквизит, то старайтесь сделать это в самом начале вашего выступления. Это не отвлечёт внимание зрителя мыслями о том, почему у вас в руках плюшевый мишка или пылесос.

6. Вложите свою душу

Подсказка: нескольких коротких слов будет достаточно для эмоционального соединения с публикой. Просто скажите искренне что-то вроде: «Что касается меня лично, то я невероятно горжусь этой группой…» или «Я пока не могу вам сказать, как мы преодолеем это, но скажу с уверенностью, что мы точно найдём выход». В зависимости от обстоятельств, таких коротких фраз может быть вполне достаточно.

7. Говорите!

Все ваши приготовления, доработки, сокращения текста и все усилия, приложенные к улучшению вашего выступления, пойдут насмарку, если зритель не сможет вас услышать. Если у вас есть хорошее аудиооборудование, используйте его. Если же нет, то начните ваше выступление с вопроса о том, хорошо ли слышен ваш голос публике. Небольшая хитрость: попросите людей поднять руки, если они слышат вас хорошо. Если же вы увидите, что многие из них не подняли рук, то вы сразу поймёте о наличии проблемы, которую необходимо решить.

Как подготовиться к публичному выступлению? Как провести его с успехом, и что вообще можно назвать успешным выступлением? Являются ли показателем успешного выступления бурные аплодисменты из зала? Или может показатель хорошего выступления это множество вопросов от аудитории? А может это те самые благодарные слушатели, которые подходят к вам, чтобы пожать руку и поблагодарить за столь яркое выступление? А ответ как обычно лежит на поверхности. Хорошим можно назвать то выступление, с помощью которого вы добились поставленной цели.

Итак, в первую очередь необходимо разобраться с тем, что любая деятельность совершается ради достижения определенной цели. В свою очередь сама цель всегда находится за пределами этой деятельности. Иными словами, никто не полезет на дерево просто ради того, чтобы залезть на дерево. На него обычно если и лезут, то только чтобы срывать плоды. Пример достаточно элементарный, но очень четко передает разницу между процессом и результатом.

Также происходит и с публичными выступлениями. Никто не выступает ради выступления, оно всегда должно иметь какую-то конкретную цель. В рамках данной статьи я приведу последовательные алгоритмы подготовки к публичным выступлениям и расскажу, как определить цель выступления, как оценить аудиторию и как на основании этой информации подготовиться к предстоящему мероприятию.

Как определить цель

Главным элементом подготовки к публичному выступлению является четко поставленная цель. Вы должны сформулировать буквально в деталях – какова цель вашего выступления. Определитесь, что вы хотите получить от аудитории? Вы хотите просто произвести на слушателей впечатление? Или может просто донести до них определенную информацию? Или же каким-то образом обаять публику, чтобы она вас полюбила и запомнила? Что ж, все это хорошо и очень интересно, но опять-таки – с какой целью? Ответ как всегда лежит на поверхности. Ваше выступление должно побуждать аудиторию к какому-то действию. Задайте себе вопрос «Что я хочу, чтобы сделали слушатели после моего выступления?».

  • Если вы политик – они должны проголосовать за вашу кандидатуру.
  • Если вы продавец – они должны купить ваши товары или услуги.
  • Если вы поставщик – они должны заключить с вами контракт.

В рамках данной тематики, актуальным будет следующий пример. Если вы администратор (менеджер) фитнес-клуба, и вы презентуете свой клуб и его услуги перед определенной аудиторией, цель вашего выступления состоит в том, чтобы по его окончании слушатели начали пользоваться услугами клуба. Если вы маркетолог, в ходе своего выступления вы должны убедить начальство выделить средства на проведение рекламной кампании. Если вы выступаете перед вышестоящими должностными лицами или непосредственными руководителями, ваша задача состоит в том, чтобы вас повысили в должности.

Сформулируйте свой вариант в зависимости от вашей задачи. Запишите его на лист и хорошо обдумайте в течение некоторого времени, какие выгоды вы получите, если цель будет достигнута? Четко осознавая то, зачем вы будете выступать и что вам это даст, вы во-первых сможете соответствующим образом составить текст и план выступления, во-вторых, конкретная цель всегда дает силы, вдохновение и энтузиазм для ее осуществления. Причем как в процессе подготовки, так и во время самого выступления.

Как оценить аудиторию


Теперь можно смело приступать непосредственно к подготовительному этапу. Главное запомнить, что целью любого выступления всегда должен быть ответ на вопрос о том, какого действия вы хотите добиться от аудитории. Далее нам необходимо интегрировать вашу цель непосредственно в план подготовки к публичному выступлению. Для этого мы воспользуемся следующей схемой из трех вопросов: кто (что)?; какой (какие)?; что делают (что сделают)?. И заодно я отвечу на вопрос, какой в эту схему заложен смысл.

Мы с вами хорошо знаем, что любой специалист, будь то электрик, программист или врач, прежде, чем приступить к выполнению каких-либо манипуляций собирает исходные данные о предстоящем объеме работ. Электрик оценивает наличие и общее состояние проводки, программист изучает техническое задание, врач обследует пациента. Точно так же и хороший оратор при подготовке к публичному выступлению всегда собирает исходные данные о том, кто будет присутствовать на мероприятии, какими аргументами необходимо будет оперировать и что должна будет сделать аудитория по завершению выступления. А теперь рассмотрим эти вопросы подробнее.

  • Кто будет присутствовать на мероприятии? Этот большой вопрос включает множество более мелких. Кем работают эти люди и каков их уровень достатка? Каков их средний возраст и семейный статус? Каково их хобби и насколько они образованы? Что привело их к вам и чего они ждут от вас? Что хотят узнать, и как планируют поступить с этой информацией? Что их тревожит, а что радует? И в конце концов важно понять, каково их мнение о вас как о специалисте.
  • Какие аргументы будут звучать убедительно? Когда вы владеете информацией относительно того, кто находится в зале и зачем он сюда пришел, вам становится проще оперировать аргументами, так как вы знаете, что перед вами управленческий, менеджерский или младший персонал. Задайте себе вопрос, какие факты могут их заинтересовать, а какие могут оттолкнуть? Какие данные могут воздействовать на аудиторию положительно, а какие отрицательно?
  • Что должны будут сделать слушатели в конце? Это действие стоит на последнем месте, но сам вопрос является отправной точкой в вашем публичном выступлении. Вы должны знать, что вам нужно от аудитории задолго до того, как выйдете к ней со своей речью. Если цель вашего выступления, к примеру, презентовать аудитории выгоды приобретения франшизы вашей сети фитнес-клубов, в конце выступления слушатели должны регистрироваться на ее приобретение.

ОПЫТ. Нередко можно услышать мнение, что в рамках одного мероприятия подчас собирается совершенно разношерстная аудитория. Но такой взгляд на вещи является довольно поверхностным. Сами посудите, если на одном мероприятии собирается достаточно разношерстная аудитория, значит что-то их все-таки объединяет. Ваша задача состоит в том, чтобы понять что именно, а понять это зачастую несложно. Достаточно вникнуть в суть темы выступления.

Как вы могли заметить, вопросы должны стоят в соответствующей последовательности, то есть переходить к описанию следующих, вы должны только ответив на предыдущие. Здесь к слову стоит заметить, что вопросов на самом деле может быть значительно больше. Те, что приведены здесь ставят целью указать вам на базовую тенденцию в их постановке, а импровизация конечно же приветствуется, ведь в зависимости от ситуации, количество таких вопросов, которые вы можете задать самому себе всегда будет варьироваться. Главное в этой модели то, что первый блок вопросов должен описывать аудиторию, второй блок должен описывать способ воздействия на нее, третий блок – желаемую реакцию на ваше выступление. Такая схема отлично подойдет для подготовки к любому публичному выступлению, будь то презентация, мастер класс, воркшоп, семинар либо тренинг.

Как подготовиться к выступлению


Теперь, когда нам уже известен портрет нашей потенциальной аудитории, когда мы поняли, какими аргументами будем на нее воздействовать и какие действия она должна совершить в конце нашего выступления, пора подготовить текст своей речи. Но и здесь не обошлось без подвоха, так как за письменную и устную речь в коре головного мозга отвечают разные отделы, а значит писать и заучивать текст – это определенно не путь к успеху. Заученный текст всегда отчетливо слышен. Он отличается своей характерной монотонностью, от чего звучит довольно неестественно. Именно по этой причине мы в процессе подготовки к публичному выступлению пойдем от обратного.

Не нужно заморачиваться с составлением текста или даже формировать конспект с основными тезисами. Начните с отработки самой речи. Возьмите на вооружение следующий подход. Если тема вам как специалисту хорошо известна, просто берите и начинайте произносить речь так, словно выступление происходит прямо сейчас. В свою очередь, по ходу произнесения речи, структура изложения будет выстраиваться в голове сама собой. Пробуйте. Начинайте говорить и не поправляйте себя, генерируйте речь одним потоком, не прерываясь. Как только дойдете до конца, сразу начинайте заново. Причем важно не мысленно пройти всю речь, а именно проговорить ее вслух. Можно даже негромко, буквально вполголоса. Повторите это действие от трех до пяти раз.

Скорее всего, каждый следующий раз текст будет несколько отличаться от предыдущего варианта, но в этом нет ничего страшного, скорее наоборот, с каждым новым разом, вы будете вспоминать и вставлять в текст интересные речевые обороты, статистические факты или случаи из жизни. На данном этапе не спешите ничего фиксировать на бумаге, просто прогоняйте текст раз за разом. По мере того, как вы будете все лучше и лучше шлифовать речь, начинайте подключать мимику и жесты, чтобы добавить выступлению эмоциональности. Также по мере продвижения к конечному варианту пробуйте засекать время, чтобы научиться вписываться в регламент мероприятия.

Такой своеобразный процесс подготовки требует не только времени, но и места, которое должно быть уединенным. Вы можете произносить речь прогуливаясь по отдаленной аллее парка, вдоль побережья реки или моря, или вообще у себя дома в комнате. С течением времени, практикуя свою речь вы заметите, что текст повторяется практически слово в слово. Такой эффект обычно достигается примерно на третий день практики. Только теперь можно будет записать на бумаге основные тезисы. Их не должно быть слишком много, запишите буквально пять, семь, чтобы не запутаться. Что ж, теперь можно с уверенностью сказать, что вы готовы к выступлению.

ОПЫТ. Довольно часто бывает так, что процесс подготовки к публичному выступлению люди откладывают на самый последний момент. Как только наступает крайний срок и времени на подготовку остается критически мало, мы тут же начинаем суетиться, в надежде сделать все быстро и за максимально короткий срок. Поскольку времени на отработку речи уже нет, приходится быстро набрасывать на бумагу первое, что придет в голову. В итоге такой текст не имеет ни структуры, ни логики, ни смысла и мы приходим к тому результату, что текст и не написан и даже не заучен. Предложенная выше модель не требует значительных усилий и временных затрат на подготовку к выступлению. Ищите тихое место и просто начинайте говорить. Бумага и ручка понадобятся вам лишь в последний момент, если понадобятся вообще.

Заключение

На первый взгляд может показаться, что нет более сложной задачи, чем подготовиться к публичному выступлению, однако если следовать описанным здесь шагам, процесс этот уже не кажется таким непосильным. Вам достаточно всего лишь определить цель вашего выступления, задать самому себе правильные вопросы относительно того, кто ваша аудитория, какими аргументами можно на нее воздействовать и что должны сделать слушатели в конце. Дальше остается только практиковаться, то есть говорить, говорить и еще раз говорить. Причем сначала говорить, а потом только записывать.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Н. ТАТИЩЕВА» (ИНСТИТУТ)


Факультет – экономический

Специальность – менеджмент организации

Кафедра менеджмента организации


Контрольная работа

По дисциплине: «Организация управленческого труда»

На тему: «Подготовка публичного выступления»


студент 5курса, группы ЭМЗ-501

Семенов А.Е.


Преподаватель:

Чапурина Екатерина Викторовна


Дата сдачи:_________________

Дата защиты:________________

Оценка:_____________________


Тольятти 2010


1.Введение ……………………………………………………………………….2

2.Подготовка к выступлению……………………………………………………5

3.Техника выступления. Структура публичной речи………………………...12

4.Основы ораторского мастерства……………………………………………..16

5. Самоанализ качества выступления………………………………………….18

6. Заключение…………………………………………………………………….23

7. Список использованной литературы………………………………………...25


1.Введение.

«Публичное выступление – это путешествие с определенной целью, и маршрут должен быть нанесен на карту. Ни один здравомыслящий человек не начнет строить дом, не имея проекта. Как же он может начать выступление, не имея хотя бы приблизительного плана или тезисов» - писал Дейл Карнеги. Готовиться к выступлению, - подчеркивает Карнеги- это значит думать, вынашивать мысли, вспоминать, отбирать те из них, которые привлекают, отшлифовывать их, располагать в определенном порядке.

Публичное выступление является линейной коммуникацией, когда сообщения направляются коммуникатором (оратором) в одну сторону без обратной связи с реципиентом. Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важное условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями. Не случайно гласит народная мудрость: "Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, а наполовину тому, кто слушает". Чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо грамотно спланировать, подготовить и реализовать выступление, используя речевое мастерство и ораторское искусство.

Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.

Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Хорошо подготовленная речь – это на девять десятых произнесенная речь.

К тому же, помимо всего прочего, оратор стремящийся произвести должное впечатление на слушателей, должен уметь свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестами и мимикой. Он должен уметь оперативно и безошибочно реагировать на поведение аудитории.

Основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

Ораторское искусство, в зависимости от сферы применения, подразделяется на различные роды и виды:

Социально-политические выступления. Это выступления, посвященные, как правило, вопросам государственной экономики, права, этики, культуры, продуцируемые в парламенте, на митингах, общественных собраниях, заседаниях и т.п.;

Академические выступления – учебные лекции, научные доклады, обзоры, сообщения;

Судебные выступления – речи, произносимые участниками процесса – прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.;

Социально-бытовые – приветствия, поздравительные, поминальные речи и т.п.;

Богословско-церковные – проповеди, речи на соборе и т.п.

Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом функции, которую выполняет выступление с социальной точки зрения, а также его специфика, тема и цели.

Владение технологиями "публичных" выступлений, более чем, актуально в наше время. Эти методы помогут всем начинающим ораторам подготовить хорошее выступление, грамотно проанализировать его и не допустить типичные ошибки.

Устойчивая способность добиваться целей выступлений приходит с опытом. Поняв схемы, приёмы, техники, облегчающие публичную коммуникацию, человек, методом проб и ошибок нарабатывает опыт поведения в разнообразных ситуациях.

2.Подготовка к выступлению.


Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.

Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы:

Докоммуникативную, т.е. фаза планирования и подготовки публичного выступления и коммуникативную – реализация данного выступления.

В докоммуникативной фазе необходимо учитывать три фактора:

Тема и цель выступления;

Участники коммуникации, аудитория;

Условия: место и время.

Работа на этом этапе носит характер учета и оценки объективных данных, тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Важно, чтобы тема представляла интерес как для самого выступающего, так и для его слушателей.

Следует помнить и том, что состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

Выступление, как правило, имеет три составляющих:

1. Задача, или цель, речи;

2. Тема или проблема;

3. Метод выступления.

Цель речи состоит в том, чтобы представить новую информацию, которая требует осмысления и убедить – побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили точку зрения. Знание цели усиливает внимание. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха.

Стержневая идея - это основной тезис, который необходимо ясно и четко сформулировать с самого начала. В речи допускается несколько стержневых идей, но для эффективности выступления их должно быть не более трех.

Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению, его характер. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в непроизносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

Сформулировать основной тезис выступления означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

Фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления

Суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти.

Мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

Тема выступления должна быть конкретизирована, интересна, и абсолютно понятна для аудитории. Оратор, безусловно, должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон. Для того, чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия (термины), предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать мысли дополнительным материалом. Так же, необходимо участь, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы слушателей. Тему выступления следует выбирать очень тщательно. Название речи должно быть ясным, четким, и по возможности лаконичным. Если есть соответствующая возможность, то свой выбор лучше остановить на том, что хорошо знакомо и интересно самому выступающему. Тогда более вероятно, что все сказанное произведет должное впечатление и на остальных. Затем, нужно попробовать сузить тему выступления, чтобы она представляла наибольший интерес для слушателя. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию. Если есть такая возможность, то обдумыванию своего выступления следует посвятить достаточно продолжительное время. Речь должна вызреть. Необходимо выбрать тему, обдумывать ее в свободное время, сделать ее предметом бесед, записывать пришедшие в самое различное время мысли, примеры, соображения. За это время появится множество новых идей. В процессе выбора темы и определения целевой установки рекомендуется проконтролировать себя вопросами:

Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?

Достаточно ли я знаю по данному вопросу и могу ли я заручиться достаточными данными?

Смогу ли я уложиться в отведенное время?

Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателя?

Итак, подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому, или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями. Поэтому при планировании публичного выступления значительную роль играет анализ аудитории. Важно определит, что интересно и полезно людям, что им нравится и, наоборот, что не производит на них никакого впечатления.

Анализ аудитории может идти по ряду параметров: возраст, пол, религиозная и культурная основа, интеллектуальный уровень, профессия, национальность, политическая ориентация, уровень осведомленности в данном вопросе, социальное и экономическое положение. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей, тем легче выступать.

Существенный признак аудитории – количественный состав слушателей. Малочисленной аудиторией легче управлять, но при этом оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с "листа" перед небольшим количеством слушателей.

После анализа следует приспособить выступление к аудитории, выбрать соответствующий код – общий или профессиональный, простой или сложный.

В процессе речи параллельно анализируется реакция слушателей, и вносятся соответствующие коррективы. Кроме того, если есть соответствующая возможность, следует заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой аудитории, что поможет лучше понять специфику предстоящего выступления.

Оценка темы, цели выступления и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:

1.Поиск и подбор материалов. Основными источниками, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи, являются:

Официальные документы;

Научная, научно-популярная литература;

Справочная литература: энциклопедии, словари по различным отраслям знаний, статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;

Художественная литература;

Статьи из газет и журналов;

Передачи радио и телевидения;

Результаты социологических опросов;

Собственные знания и опыт;

Личные контакты, беседы, интервью;

Размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

При подготовке к выступлению необходимо использовать и так называемый местный материал, т.е. имеющий отношение к слушателям. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими данными – трудоемкий этап подготовки публичного выступления, который требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению необходимо начинать заранее.

Данный этап подготовки во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи, критически осмысливает материал, выясняет основные проблемы.

2. Композиционно-логическое оформление речи. При планировании выступления необходимо определить метод – выбор ключевых слов и их подачу.

Для информационной речи такими словами могут быть, например - анализ, демонстрация, объяснение, суммирование, сравнение, описание, обсуждение, перечисление, показ и т.д.

Цель убеждающей речи может включать такие слова, как принять, сделать, вступить, поддержать, согласиться, внести вклад, помочь, защитить, предложить, разделить мнение, выступить за и т.д.

Возможны интонационные окраски выступлений:

Мажорная;

Беспечная или юмористическая;

Шутливая;

Сердитая или упрекающая;

Мрачная;

Торжественная;

Предостерегающая;

Просительная.

3. Использование фактологического материала. Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.


Крайне важно помнить, что место и время – это ключевые факторы успешного выступления. На речь влияют обстановка, освещение, температура в помещении и пр. Небольшая комната располагает к спокойному, тихому тону, к беседе, а большой зал настраивает на громкий голос, на наступательный, ораторский стиль. Если выступление планируется перед небольшой группой слушателей, то необходимо выбрать небольшое помещение. Ничто так не гасит энтузиазм, как обширные помещения и пустые кресла в зале. Лучше поставить плотно стулья в небольшом помещении, чем рассадить слушателей в большом зале. Аудиторию нелегко расшевелить, если она разбросана по залу, поэтому прежде чем начать выступление, попросить слушателей перейти вперед и сесть поближе к выступающему.

Человек, находящийся в большой аудитории, может утратить свою индивидуальность. Он становится частью толпы, и в этом случае на него значительно легче воздействовать, чем, если бы он был отдельным индивидуумом. Он будет смеяться и аплодировать по поводу таких вещей, которые его совершенно не тронули бы, если бы он был только одним из слушающих оратора.

Имеет значение время дня и день недели. Ранним утром труднее овладеть вниманием аудитории, а после обеда его легко потерять. Поэтому в таких ситуациях следует использовать возбуждающие приемы – юмор, драматизацию, необычный материал.

Для того, чтобы чувствовать себя более уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться, оценить обстановку и т.д.

Подниматься на трибуну необходимо только в том случае, если аудитория довольно велика и в связи с этим возникает необходимость для оратора стоять на возвышении. В ином случае, лучше стоять рядом со своими слушателями, превратив выступление в беседу.

Докоммуникативная фаза, для своей большей результативности непременно должна завершаться репетицией предстоящего выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, но так же можно использовать и средства аудио- или видеозаписи. Это очень эффективный способ проконтролировать хронометраж, грамотность построения речи и качество выступления.


Коммуникативная фаза – это непосредственно произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д. Можно сказать, что она прогнозируема лишь в некоторой степени, и ее успех во многом зависит от находчивости, сосредоточенности оратора, от остроты его ума и уровня подготовленности. В любом случае, не стоит рассчитывать на заранее запланированное линейное развитие выступления. По возможности необходимо предусмотреть все возможные нюансы.


3.Техника выступления. Структура публичной речи

В теории ораторского искусства под структурой речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Основными элементами речи в выступлении являются:

1. Введение, которым оратор привлекает внимание слушателей и настраивает его на тему своего выступления – 10-15% общего времени.

2. Основная часть, в которой, как правило, раскрываются главные пункты сообщения – примерно 60-65% общего времени

3. Заключение, в котором подводятся итоги – 20-30% времени выступления.

Каждая часть выступления имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого "закона края".

Цельвведения – привлечь внимание слушателей и ориентировать их на материал, который будет представлен в сообщении. Привлечь внимание можно одним из следующих способов:

Рассказать что-то из личного опыта.

Дать иллюстрацию в виде, например, словесного рассказа или какого-нибудь наглядного изображения.

Обратиться к чему-либо, известному по опыту всей аудитории.

Начать с риторического вопроса.

Для привлечения внимания слушателей можно начать выступление с какой-нибудь потрясающей цитаты известного человека.

Ориентирующий материал дает аудитории основу, необходимую для понимания основного содержания. Этот материал связан с главной идеей, в нем содержится необходимая информация, с его помощью докладчик устанавливает доверие к себе и показывает слушателям важность сообщения.

Чтобы ориентировать слушателей, можно:

Дать историческую основу;

Дать определение основных терминов;

Взять примеры из личного жизненного опыта и связать их с заданной темой;

Указать на важность темы для слушателей.

Введение - важная часть, поэтому должно быть тщательно продуманным, выглядеть свободным, естественным. «Засиживаться» на вступлении не стоит – оно должно быть кратким.

Главная идея выступления должна быть представлена в виде краткого, ясного и четкого положения. Если этой идеи нет, аудитория подчас не может понять, о чем идет речь, и теряет внимание.

Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно является исключительно важным, так как в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление.

В основной части выступления развертывается главная идея, раскрываются ее аспекты. Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает успеха выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые идеи и положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Существует шесть методовпоследовательного изложения идеи:

1. Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод используется в агитационных выступлениях;

2. Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор вначале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах и фактах. Этот метод получил широкое распространение в выступлениях пропагандистского характера;

3. Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводиться с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей;

4. Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу;

5. Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней;

6. Исторический метод – изложение материла в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

План развития основной части должен быть ясным. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения. Даже в серьезную по содержанию речь уместно ввести элементы юмора.

Каким бы методом не пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.

Располагая определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таком важном принципе построения речи, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

Продумывая структуру своей речи, выступающий не должен забывать о поддержании внимания, которое со временем притупляется, и человек перестает слушать. Составляя свою речь, оратору следует определить, какой из существующих приемов использовать:

Обращение к слушателям с неожиданным вопросом;

Прерывание речи, использование паузы;

Вопросно-ответный ход;

Примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т.п.

Излагая основную часть очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения.

Заключениеявляется важной композиционной частью любого выступления. В заключении подводятся итоги, формулируются выводы, которые следуют из главной цели основной идеи выступления или аудитория побуждается к определенным действиям. Некоторые исследователи коммуникаций предлагают заключить обобщением, т.е. можно еще раз подчеркнуть важность проблемы, верность основной идеи, плодотворность использованного метода, при этом используя такие приемы, как: личный опыт, юмор, иллюстрации.

Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению, призывом к действию, поэтической строкой (если это уместно). Это придаст выступлению благородство и индивидуальность. Это следует делать, конечно, кратко и быстро.

Публичное выступление будет успешным, если удастся:

Добиться интереса и внимания;

Завоевать доверие;

Изложить факты, разъяснить слушателям достоинства предложения выступающего;

Привести убедительные доводы, побуждающие людей действовать или принимать во внимание полученную информацию.


4.Основы ораторского мастерства


Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т.п.

Безусловно, то, что ораторский успех во многом зависит от эффективности работы над содержанием каждого отдельно взятого публичного выступления. Так из чего же конкретно складывается содержание публичного выступления? Что для этого нужно? Анализ публичных выступлений наиболее талантливых ораторов показывает, что способности к импровизации, эрудиция и многие другие достоинства оратора - это лишь предпосылки ораторского успеха, который может и не состояться, если не вложен труд в разработку содержания публичного выступления. Вообще разработка содержания публичного выступления начинается с осмысления и уточнения темы, вычленения главной - центральной идее, уточнения основных положений и понятий, формулирования основного тезиса и подтверждающих его аргументов.

Нелишне будет знать, и использовать классическую схему ораторского искусства. В основе ее лежат следующие пять этапов:

1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления.

2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

3. Литературная обработка речи, насыщение ее содержания.

4. Заучивание, запоминание текста речи.

5. Произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами. Как видим, классическая риторика исключительно большое значение придает подготовке публичного выступления. По крайней мере, 4 из 5 этапов в деятельности оратора отводятся на подготовку речи. Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и он сам об этом говорил: "Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать, что продумал и разучил свою речь, насколько это было возможно".

Для оратора - нашего современника - трудолюбие Демосфена не просто поучительно. Оно говорит о том, что ораторское красноречие в лучшем значении этого слова не посещает ленивых.

Обратимся к некоторым сторонам, условиям ораторского творчества на этапе подготовки содержания публичного выступления.

1. Первым условием успешного подбора и отбора содержания публичного выступления является подбор темы. Важно, чтобы тема была вам близка, интересна и лично значима для вас.

2. Регулярность и систематичность работы над подготовкой материала выступления.

3. Составление списка литературы по теме предстоящего публичного выступления. Работа с этой литературой. Использование дополнительной справочной информации.

4. Осведомленность по самой новейшей литературе, последним газетным публикациям, особенно полемическим статьям, которые, так или иначе, связаны с темой вашего выступления.

5. Упорная работа над композиционно-стилистическим построением публичного выступления, логикой изложения материала и непосредственно речевой культурой.

После того как сбор необходимого материала к публичному выступлению завершен, материал логически выстроен, скрупулезно отредактирован, можно положить текст в ящик письменного стола и выступить, опираясь лишь на краткий план или тезисы. И ни в коем случае не считать, что проделанный вами труд напрасен. Как утверждают даже опытные ораторы, невидимый ни для кого труд - основа уверенности лектора. Размер его волнения обратно пропорционален затраченному труду.


5.Самоанализ качества выступления


Безусловно, любая даже самым тщательным образом подготовленная речь, нуждается в предварительном прослушивании и анализе. Это позволит устранить некоторые недоработки, повысить эффективность предстоящего выступления и в целом оценить его уровень.

Кроме того, оратору, желающему достичь исключительного мастерства в своем деле, следует так же анализировать и уже состоявшееся выступление. Это поможет выявить некоторые ошибки и не допускать их в будущем. При самоанализе можно использовать аудио- или видеозапись, что позволит наглядно, со стороны оценить уровень речи, но также не стоит пренебрегать и мнением слушателей. Очень часто именно они могут указать вам на ваши недоработки или дать дельный совет.

Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение дилетантов и профессиональных ораторов. Используйте их советы на практике, и вы заметите, как растет ваша уверенность и самоконтроль во время публичных выступлений.

Ошибка 1: Несоответствие

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме - будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему.

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление.

Ошибка 3. Извинения

Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика - не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно - за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!». Но лучше всего - умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все - одна команда, работающая в тесном взаимодействии».

Ошибка 4: Глаза и брови

Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.

Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови - главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови - признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови - это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его.

Ошибка 5: Подбор слов.

Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора. Создавайте позитивное настроение позитивными словами - ведь от настроения публики зависит очень многое!

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Лучше информативной речи - только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность - слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез.

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов - ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят той же монетой. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку. интереса к вашему выступлению.

Ошибка 8: Суетливость

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией.

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания? Выражайте голосом свои чувства и вы завоюете публику! Вы предстанете уверенным, энергичным и увлеченным темой человеком.

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Изложенные технологии активно используют многие специалисты в разных сферах деятельности: артисты, политики и партийные лидеры, руководители различных коллективов, преподаватели и многие другие.


6.Заключение


Таким образом, чтобы выполнить свою задачу и оказать желаемое воздействие на аудиторию, оратор должен грамотно подготовить выступление и умело произнести речь.

Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.

Немаловажное значение имеет речевой этикет и имидж оратора.

Конечно, ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее.

Однако, существует ряд советов по совершенствованию публичных выступлений:

Использовать речь, которая написана самим.

Говорить короткими фразами.

Не описывать, а акцентировать внимание на чем-то.

Использовать простые слова.

Приспосабливать слова и стиль речи к аудитории.

Писать или произносить речь для конкретного слушателя, то есть, что называется персонализировать речь.

Говорить ясно и конкретно. Избегать абстракций, двусмысленных выражений и специальных технических терминов.

Лучше использовать слова «мы», чем «вы».

Округлять в речи большие, сложные цифры, упрощать витиеватые фразы.

Демонстрировать не свою эрудицию, а знания, понятные другим.

Говорить живо, эмоционально.

После завершенных пунктов делать паузу.

Речь должна быть не монотонной, а волнообразной, т.е. колебаться по громкости и скорости.

Необходимо правильно произносит слова, ставить ударение, расставлять паузы.

Жесты должны быть естественными движениями для конкретного оратора, но не следует выходить из границ нормы. Нельзя слишком сильно размахивать руками, слишком активно ходить по аудитории, но и нельзя неподвижно стоять в течение всего выступления.

Безусловно, все перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянной практики. Пренебрегать этими знаниями – значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.


7. Список использованной литературы.


1. Аннушкин В.И., "Русская риторика - исторический аспект", изд-во "Высшая школа", Москва, 2003

2. Бакирова Г. Х., "Тренинг управления персоналом ", изд-во "Речь", СПб, 2004

3. "1500 советов тренеру и менеджеру по персоналу", под ред. Фила Рейса, СПб, 2003

4. Яковлев И.С., "Ключи к общению. Основы теории коммуникации", изд-во "Азбука-классика", СПб, 2006

5. М.И.Чеховских. "Психология делового общения", изд-во "Новое знание",

Москва, 2006


6. Карнеги Д. "Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично", изд-во "Аспект Пресс "- Москва, 1995.

Рано или поздно перед каждым из нас возникает вопрос: перед живой аудиторией.

Человек, развивающийся и шагающий по пути личностного роста, непременно приходит к тому, что умение выступать публично – одна из ступенек в его движении вперед и вверх.

Как подготовиться к выступлению Типичные ошибки

Тут-то и необходимо выяснить: , какой использовать и как обойти типичные ошибки.

Главные ошибки.

1. Отсутствие подготовки.

Если человек много знает в своей области, является профессионалом и даже экспертом в своем деле, честь и хвала ему! Но публичное выступление – особое искусство, навык, который требует внимания, усилий, опыта.

Глубоко зная материал, человек не всегда может интересно и легко его преподнести аудитории. Это умение имеет свои нюансы и подводные камни. Подготовка даст понимание недостатков и как от них избавиться.

2. Отсутствие цели выступления.

Если выступление делается только ради того, чтобы выступить, покрасоваться на публике или человек выступает, лишь потому, что его пригласили – это не , а пустая трата времени своего и слушателей.

Перед выступлением определитесь с целью. Что вы хотите? Развлечь. Подтолкнуть к размышлениям. Привлечь внимание к проблеме. Внедрить идею. Донести информацию. Чему-то научить. Продать свой товар, информационный продукт.

3. Отсутствие плана выступления.

Выступление без плана похоже на движение без маршрута или на дрейф шлюпки без весел, куда ветер дунул, туда и плывем. План необходим и обязателен.

Вы можете его подготовить в виде тезисов, интеллект-карт, презентации, оформить в виде знаковой системы или рисунков (пиктограмм).

Главное, чтобы план был на выступлении. Можно даже им не пользоваться и не заглядывать в него. Это тыл, уверенность, шпаргалка, которая позволяет лучше владеть собой, подготовленным текстом и аудиторией.

4. Неграмотное оформление презентации.

Большое количество текста. Замените его на одну кратко изложенную мысль.

Стандартные шаблоны. Экспериментируйте, выдумывайте, изменяйте!

Неподходящая цветовая гамма – слишком кричащая или наоборот блеклая, незапоминающаяся.

Трудный шрифт, неверный его размер.

Избыток слайдов. Здесь работает правило: "лучше меньше, да лучше". :-)

5. Выступающий не репетировал свою речь.

Из-за этого он не всегда укладывается в отведенное . Его выступление прерывается незапланированными паузами. Страдает качество речи, так как не все, что красиво написано на бумаге, так же воспринимается на слух.

6. Отсутствие контакта со слушателями.



Чтение, не отрываясь от текста, взгляд по верх голов или на заднюю стенку зала.

Эта ошибка – путь к тому, что речь воспринимается, как сухая, лишенная жизни, эмоций, оторванная от насущных задач и вопросов, волнующих аудиторию.

Необходим зрительный контакт со слушателями, вопросы в зал, интересные случаи, шутки, примеры из жизни и, конечно же, улыбка.

7. Техническая неподготовленность.

Выступающие очень часто ощущают себя «не в своей тарелке», если заранее не познакомились с местом выступления. Лучше всего провести мини-репетицию в зале, где ожидается выступление, прочувствовать акустику, пройтись по сцене, взглянуть в зал.

Обязательно уточните наличие микрофона и необходимых для презентации технических средств сопровождения. Без должной технической подготовки, любая отлично подготовленная речь может провалиться. Позаботьтесь об этом заранее.

Сегодня вы узнали или повторили заново, и избежать типичных ошибок. Желаю вам успехов и благодарных слушателей! Поделитесь своим опытом публичных выступлений в комментариях. Думаю, для многих будет интересно.


P.S. Друзья, посетите сайта, почитайте свежие публикации и узнайте, кто вошел в ТОП лучших комментаторов текущего месяца.

Для удобства поиска статей воспользуйтесь .

P.P.S.Если статья вам понравилась - комментируйте и нажимайте кнопочки соцсетей, если не понравилась - критикуйте и нажимайте на кнопочки соцсетей, чтобы обсудить и высказать свое мнение. Благодарю!

Выполненная научная работа должна быть в необходимых случаях соответствующим образом представлена в виде доклада (защита курсовой, дипломной работы, диссертации, выступление на конференции, участие в дискуссии и т.д.).

Выступление с докладом – ответственное научное поручение. Доклад обеспечивает возможность апробирования результатов научного исследования в мнениях других лиц, проверить сделанные выводы через оценки различных специалистов, преодолеть сомнения и разногласия. Особенно полезны в этом смысле выступления слушателей и научные дискуссии. Публичные выступления с докладами воспитывают привычку не бояться аудитории, умение быстро концентрировать внимание при ответах на вопросы, вести научную дискуссию.

Перед выступлением с докладом следует подготовить краткий план изложения и подробный конспект так, чтобы в начале доклада кратко назвать основные вопросы, которые будут изложены. Во время доклада можно пользоваться записями, чтобы не упустить важное (это придает чувство уверенности, обеспечивает ясность и даже краткость в изложении материала). Однако записи не должны быть слишком подробными, так как это затрудняет пользование ими в момент доклада. Хорошая форма записей – карточка, в которой легко найти то, что нужно.

Если есть необходимость пользоваться доской, следует обратить внимание на внешний вид выписываемого материала – текста, чертежей, схем и т.д. Они должны быть четкими, разборчивыми. Если рисунки сложны, то лучше пользоваться заранее подготовленными плакатами, слайдами или, в крайнем случае, цветным мелом.

В процессе доклада держаться следует свободно, не концентрировать своего внимания на отдельном слушателе, а обращаться ко всей аудитории. При подготовке доклада необходимо предварительно его несколько раз прочесть вслух. Перед докладом следует подготовить тезисы – это сжатые, кратко сформулированные основные положения доклада, сообщения и т.д. Они включают изложение основных положений всей научной работы от начала до конца, а не только собственно исследовательской части.

Тезисы представляют собой развернутые выводы, с вводной поясняющей и обосновывающей частью, а также заключением. В тезисах в краткой форме (одна-две фразы) обосновывается тема, характеризуется история вопроса, излагается методика и указываются результаты исследования. Тезисы могут быть краткими или развернутыми, но они всегда отличаются от полного текста доклада, сообщения тем, что в них отсутствуют детали, пояснения, иллюстрации. Отдельные тезисы должны быть связаны между собой.

Выступление – это самопроверка и самоконтроль своих знаний. Поэтому нужно учиться готовить выступления. Схема подготовки устного выступления может быть следующей:


♦ О чем говорить? Нужно сформулировать основной тезис, а это значит раскрыть тему и определить, о чем говорить.

♦ Зачем говорить? Необходимо осознавать цель своей речи. Цель речи должна соответствовать цели дискуссии.

♦ Сколько говорить? Время публичной речи всегда строго ограничено. Принцип простой – лучше меньше, да лучше.

♦ Кому говорить? Выбирать тактику выступления необходимо, оценив слушателей (узнав, какая аудитория).

♦ Где говорить? Новая обстановка и новая аудитория влияют на характер выступления.

В процессе подготовки к выступлению необходимо продумать следующие моменты:

♦ Какой самый интересный и короткий путь к намеченной цели?

♦ Будет ли изложение простым и доступным?

♦ Увлекут ли ваши рассуждения аудиторию?

Выступление должно строиться с исключительно конкретной целью и ясным представлением конечного результата речевого воздействия. Выступление должно быть убедительным, а убедить – это значит довести до понимания идею (тезис), так, чтобы аудитория не сомневалась в достоверности вывода, не испытывала неуверенности в том, что излагается в выступлении. Можно выделить четыре способа убеждения (воздействия), используемые в выступлении:

♦ воздействие на разум (логический);

♦ воздействие на рассудок (риторический). Риторика – наука о красноречии;

♦ воздействие на веру (подражательный). Верить – значит подражать в чем-либо;

♦ воздействие на чувства (психоэмоциональный).

Следовательно, к выступлению предъявляются следующие требования:

♦ быть понятным для аудитории;

♦ быть лаконичным;

♦ быть законченным.

Выступление должно строиться по плану (следует разработать план выступления), который предусматривает перечень основных элементов речи согласно традиционной композиции. Композиция – это расположение материала в разрезе трех блоков: вступление; главная часть; заключение.

При этом следует располагать материал выступления согласно следующим принципам:

♦ последовательности (каждая мысль (фраза) должна вытекать из предшествующей, "мысли не должны перескакивать");

♦ усиления (необходимо наращивать воздействие от начала речи к концу. Это достигается расположением материала по возрастанию значимости);

♦ органического единства (необходимо обеспечить соответствие основной мысли (тезиса) теме выступления);

♦ экономии (краткость, точность, ясность, отсутствие излишеств, минимальное количество аргументов, примеров и т.д.).

Для того чтобы выступление было воспринято и понято слушателями, необходимо соблюдать следующее:

♦ контролировать время выступления (не выпрашивать лишних минут и не затягивать выступление);

♦ иметь подробный план текста выступления, но не читать его (или по крайней мере делать вид, что не читаешь. Но можно и читать);

♦ использовать визуальный материал (доска, плакаты, слайды, раздача материалов);

♦ в целях контроля внимания аудитории варьировать формами подачи материала;

♦ выступление не должно превращаться в развлекательное шоу;

♦ выступающий не обязан отвечать на все заданные вопросы, тем более делать это немедленно после постановки вопроса.

К наиболее часто встречающимся недостаткам в выступлениях относятся следующие:

♦ отсутствие зачина (вступления), резкое вхождение в тему и тоскливое однообразие изложения;

♦ неясность и нечеткость переходов от мысли к мысли, от вопроса к вопросу, что лишает изложение плавности и текучести;

♦ нарушение пропорций между частями (затянутое вступление, множество основных вопросов, слишком короткое заключение или вообще пренебрежение им);

♦ однообразие вариантов изложения вопросов;

♦ преобладание теоретических рассуждений и отсутствие эмоциональных разрядок;

♦ отсутствие связки конца с началом в заключении;

♦ хаос в рассуждениях, когда не выдержана логика развития мысли.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь