Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 28 (243). Филология. Искусствоведение. Вып. 59 . С. 138-143.

Т. А. Чеботникова

РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ АКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена описанию модификаций речевого поведения в зависимости от компонентов, составляющих коммуникативную ситуацию. В результате проведенного анализа установлено, что на выбор речеповеденческой модели оказывает влияние ценностно-нормативная система общества, которая дает образец и предопределяет форму.

Систематическое применение этого принципа привело к тому, что специалисты достигли важных достижений в области модификации поведения от проектирования физических пространств, таких как школы, больницы и общественные центры здоровья, тюрьмы; или в области городского планирования.

Экологический дизайн может пониматься как область изучения и применения, связанная с изучением условий, необходимых для инициирования и поддержания человеческой деятельности, а также для разработки механизмов вмешательства таких условий для создания желаемых изменений либо путем манипулирования, либо конфигурация физических структур, как посредством решения проблем и процессов принятия решений. С этой точки зрения окружающая среда понимается как физические и социальные условия, в которых человек ведет себя и с которыми он связан.

Ключевые слова: общение, речевое поведение, личность.

Человек может быть вполне самим собою только пока он один.

Так как общество требует взаимного приспособления.

А. Шопенгауэр

Для человека нет ничего более интересного, чем люди, - писал В. фон Гумбольдт. Именно этим неослабевающим и всепоглощающим интересом объясняется вектор современных лингвистических исследований. Человек говорящий, человек общающийся стал предметом изучения и объектом описания многих ученых (В. И. Карасик, А. М. Шахнарович, И. А. Стернин, Н. И. Формановская, Ю. А. Сорокин, Ю. Е. Прохоров, Е. В. Тарасов, Л. А. Шкатова, К. Ф. Седов и др.) Антропоцентризм дал толчок исследованиям речевого поведения - первоначально в рамках лингвострановедения, а позднее - социальных, гендерных, возрастных и пр. групп, а также отдельных индивидов.

Действительно, это предложение относится к экологическому дизайну к постулатам и практике анализа поведения в том смысле, что проектирование среды также можно понимать как способ организации физических и социальных непредвиденных обстоятельств для изменения вероятности поведения определенным образом, Например, наша образовательная реформа способствует построению классных комнат и мебели, которые благодаря новой пространственной концепции позволяют общаться лицом к лицу между учениками, чтобы способствовать более широкому участию и обмену личным опытом.

В настоящее время понятие ‘речевое поведение’ в науке имеет различные интерпретации и толкования:

Речевое поведение - специфическая и неотъемлемая часть поведения в целом как сложной системы поступков, действий, движений. Речевое поведение есть форма социального бытия человека, в нем проявляется вся совокупность речевых действий и речевой деятельности человека1.

Разумеется, традиционная структура учебных классов определяет физические и социальные условия для уменьшения социального взаимодействия во время учебного процесса, недопустимую ситуацию для учебного процесса. В этом смысле предполагается, что новый макет физической среды приведет к оптимизации академического поведения.

Точно так же Керпен и Кол. они полагали, что физическая среда сама по себе является терапевтическим инструментом и поэтому ее можно манипулировать, чтобы изменить характер и распределение поведения психиатрической больницы. Таким образом, они продемонстрировали, что физическая среда может генерировать новые модели деятельности, ориентированные на структурирование адаптивных взаимодействий между людьми. Из опыта разработки терапевтических пространств появились следующие категории анализа.

Речевое поведение - это речевые поступки индивидуумов в предлагаемых обстоятельствах, отражающих специфику языкового существования данного говорящего коллектива в данном общественном устройстве2.

Под речевым поведением понимается весь комплекс отношений, включенных в коммуникативный акт, т. е. вербальную и невербальную информацию, паралингвистические факторы, а также место и время речевого акта, обстановку, в которых этот факт происходит. Следовательно, речевое поведение - это речевые

Эта дифференциация противоречит условиям, сложившимся в общих учреждениях. Эстетика. Творческое использование формы, пространства, масштаба, цвета и текстуры благоприятствует стимулирующей и гостеприимной среде. Безопасность. Требования безопасности зависят как от качества реакции человека, так и от архитектурных условий. Весь терапевтический контекст требует пространств или областей, предназначенных для безопасности пациентов и специализированного персонала.

Существует также история преднамеренного манипулирования физическими элементами среды с целью оптимизации производительности работы и повышения уровня производительности сотрудников. Результаты этого типа исследований были использованы при разработке проектных норм для построенных сред.

поступки индивидуумов в типовых ситуациях, отражающих специфику языкового сознания данного социума3.

Речевое поведение - осознанная и неосознанная система поступков, раскрывающих характер и образ жизни человека4.

Речевое поведение - это не столько часть поведения вообще, сколько образ человека, составляющийся из способов использования им языка применительно к реальным обстоятельствам его жизни. ... Каждое использование языка - это своего рода поведение, которое имеет место в определенном социальном контексте и требует подчинения другим, а не только правилам, относящимся к компетенции языка и т. п.5

Наконец, может быть интересно добавить, что для проведения точных измерений производительности в физических средах был разработан метод разработки «поведенческих карт». Этельсон, Ривлин и Прошанский применяли эту процедуру для определения плотности определенных видов поведения, испускаемых разными людьми в определенных физических пространствах. Эта процедура состоит из записи числа лиц, которые проявляют конкретное поведение в каждом окружном подрайоне. Ранее составляется список поведенческих категорий, охватывающих большинство поведений, проявляющихся в изучаемом контексте.

Кроме термина ‘речевое поведение’, не менее активно используется термин, предложенный И. А. Стерниным, ‘коммуникативное поведение’, под которым понимается «совокупность реализуемых в коммуникации правил и традиций общения той или иной лингвокультурной общности»6 или «поведение (вербальное и сопровождающее его невербальное) личности или группы лиц в процессе общения, регулируемое нормами и традициями общения данного социума»7.

В дополнение к аннотированию поведения наблюдатель регистрирует конкретное местоположение субъекта в окружающей среде на каждом интервале наблюдения. Информация, полученная с помощью этой процедуры, может использоваться по-разному. Например, исследование потоков покупателей в супермаркетах привело к определению областей большей циркуляции или конвергенции, что позволило принимать решения о маркетинге продукции. С другой стороны, исследования потока трафика, как правило, позволяют принимать меры для дезактивации моторизованного трафика в определенное время пиковой нагрузки.

В. В. Соколова толкует коммуникативное поведение как совокупность правил и традиций общения, связанных с тематикой и особенностями организации речевого общения в определенных условиях. По ее мнению, элементами коммуникативного поведения являются:

Речевые этикетные формулы и ситуации их употребления;

Принятые в определенных ситуациях темы общения;

Одной из наиболее распространенных тем, связанных с изучением экологической психологии, с точки зрения контекстуальной причинности, является познание. Посредством экологического познания мы должны понимать знания, образы, информацию, впечатления, значения и убеждения, которые развиваются индивидами и группами о структурных, функциональных и символических аспектах физической, социальной, культурной, экономической и политической среды.

Конечно, это определение указывает на понятие «когнитивных карт», термин, придуманный Толманом в связи с его работой по изучению с нечеловеческими субъектами и широко используемой Линчем при изучении социального образа городов. В экологической психологии когнитивная карта представляет собой конструкцию, которая отражает процессы, которые объясняют приобретение, хранение, кодирование, извлечение и управление информацией из физической среды и ее пространственной структуры; представляет собой экологическую систему отсчета.

Продолжительность общения;

Соблюдение временных рамок коммуникации;

Интервалы общения различных групп людей;

Частота общения определенных групп людей;

Приоритеты общения различных коммуникативных групп и т. п.8

Как видим, толкование указанных терминов аналогично и практически невозможно уловить разницу в их понимании. Это отмечается Ю. С. Прохоровым и И. А. Стерниным, которые пишут: «“речевое поведение” выступает как синоним термина “коммуникативное поведение”, они описывают одно и то же - общение народа, группы людей или личности как некоторую упорядоченную систему правил». При этом термин ‘коммуникативное поведение’ им представляется более удачным, поскольку, по их мнению, акцентирует коммуникативный аспект общения, «связанный с более широким набором фактов, в том числе нормами и правилами общения»9.

Когнитивные карты широко используются для изучения городских представлений, их пространственной конфигурации и структуры, как это воспринимают отдельные лица, а также ориентации во время перемещения. Хотя до сих пор нет полной информации о природе когнитивных процессов, связанных с разработкой когнитивных карт или их корректировкой или модификацией с течением времени и на основе опыта, исследователи смогли выявить некоторые интересные влияния, Например, образ жизни людей, степень их знакомства, социальный статус, степень участия в общественной деятельности и гендерные различия, по-видимому, оказывают влияние на восприятие пространства, в котором они живут.

Мы же отдаем предпочтение термину ‘речевое поведение’ по ряду причин. Во-первых, в силу его непосредственной соотнесенности с термином ‘общение’ (ср., «.Речевое поведение возникает в процессе общения как один из его продуктов»10 или «Общение - не что иное, как специфический акт поведения»11), а не с термином ‘коммуникация’, латинским по происхождению и толкуемым в словаре через термин ‘общение’ (ср., коммуникация (лат. соттитсаНо, от соттитсо - делаю общим, связываю, общаюсь) - общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д. - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности12) и понимаемым то как синоним слова «общение» во всем объеме его значений, то как понятие, ограничивающееся информацией и ее трансляцией.

Другой вопрос, который занял экологических психологов, связан с эмоциональным опытом окружающей среды, то есть изучением тех процессов, через которые физическое пространство приобретает значение для индивида. Анализ значения предполагает личную оценку окружающей среды, аспект тесно связан с эмоциональным опытом. Таким образом, изучение значения имеет в качестве системы отсчета анализ перцепционных моделей, которые вызывают эмоциональные реакции на данный физический контекст. Типичным примером является реакция страха, которая провоцирует нахождение в городских пространствах, которые позволяют считывать сигналы высокой делинквенциальной активности.

Во-вторых, потому, что термин ‘речевое поведение’ включает в свой состав атрибутивный терминологический элемент ‘речевой’, производный от существительного ‘речь’ и указывающий, что общение между людьми осуществляется прежде всего при помощи речевых (языковых) средств. Л. С. Выготский писал: «Общение, не опосредованное речью, делает возможным общение самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах. В сущности, это общение с помощью выразительных

Авторы, такие как Рассел, Уорд и Пратт, изучали ряд аффективных дескрипторов-индикаторов, связанных с окружающей средой, основанных на семантическом дифференциале. Результаты показывают возможность создания аффективных профилей экологических стимулов с использованием таких факторов, как: удовольствие, активация, воздействие и контроль. Информация, полученная в результате этих исследований, потенциально полезна в работе, которая в настоящее время разрабатывается для объяснения экологически ответственного поведения или про-экологического подхода.

движений не заслуживает даже названия общения. Испуганный гусак, видящий опасность и криком поднимающий всю стаю, не столько сообщает ей о том, что он видел, а скорее заражает ее своим испугом»13.

Именно речевое общение оказывается важнейшим фактором становления индивида как социальной личности, и речевое поведение составляет существенную ее характеристику. «Понятие личности выступает как интегральное в теории поведения, поскольку с его помощью становится возможным ответить на вопрос: “Почему индивид ведет себя тем или иным образом?”»14.

Другими важными источниками информации об эмоциональных аспектах, связанных с окружающей средой, являются исследования экологического стресса, вызванного чрезмерной физической стимуляцией, такой как шум или агломерации, например. Хотя изучение территориальности в основном поощрялось от этиологических течений, которые приближались к рассмотрению поведения животных и его биологически-инстинктивных детерминант, этот феномен далеко не только является выражением самых элементарных видов. Совершенно очевидно проявление территориальности в человеке, которое выражается как способ контроля над непосредственным физико-природным контекстом и символически-обычным пространством, установленным индивидуумом.

Понимание термина ‘личность’ также не отличается однозначностью. Еще в 1937 году Г. Оллпорту удалось выявить около пятидесяти определений и установить наличие диаметрально противоположных точек зрения. С одной стороны, личность толковалась как впечатление, производимое человеком на других людей, а с другой - личность отождествлялась с внутренней сущностью человека. Промежуточное положение занимали «юридические и социологические значения, когда слово “person” указывает на место, занимаемое индивидом в обществе; романтические и этические значения, в которых о личности говорится тогда, когда указывается на существование в человеке определенных идеалов. В некоторых значениях личность отождествлялась с человеком как таковым»15.

Первый объективен, а второй более произволен. Таким образом, территория может быть либо жилым или тропическим лесом, либо деятельностью, которая считается юрисдикцией, в которой исключительное право осуществления ощущается в определенном контексте; например, практика медицины - это территория, запрещенная для других немедицинских специалистов.

Территориальность основана на обеспечении безопасности на выживание и личности человека или группы. Поэтому понятие территории связано с понятиями защиты и персонализации, которые рассматриваются как механизмы территориального контроля. Интересно отметить, что территориальность представляет интерес для экологической психологии, поскольку физическая, естественная или символическая физическая среда, рассматриваемая как территория, может иметь прямое влияние на конфигурацию поведения человека. Например, территория способствует развитию личной, социальной, культурной самобытности и целому ряду человеческих проявлений, происходящих от нее.

Имеющееся многообразие определений, безусловно, свидетельствует о необычайной сложности этого явления, и, дабы избежать неясности или двусмысленности, возникает потребность и необходимость делать каждый раз определенные оговорки и давать пояснения относительно того, что понимается под названным термином и какое содержание в него вкладывается.

Точно так же территория допускает стадное поведение тех, кто ее разделяет, и вызывает действия интеграции, солидарности, принадлежности и боевой защиты от любой текущей или потенциальной угрозы. Следовательно, территория способна генерировать поведение сообщества, социальную организацию и укреплять социокультурные роли тех, кто считает это своим.

Разумеется, исследование территориальности является плодотворным для выяснения природы экологически обусловленного поведения и, таким образом, для усиления области экологического проектирования. Поведенческие влияния на окружающую среду. Другая большая глава экологической психологии связана с изучением отношений поведения и окружающей среды, принимая это как определяющее воздействие на окружающую среду; т.е. с анализом экологических последствий осуществления поведения на последнем. В этом контексте переменная среды зависит от поведения, то же самое, что определяется из ее последствий для окружающей среды.

Исследователи при толковании понятия, обозначаемого словом ‘личность’, обращают внимание на его этимологию. Так, в словарях слово ‘личность’ появляется при определении слова ‘персона’, которое восходит к латинскому ‘persona’ (ср. персона [лат. persona] - 1) особа, личность16. Относительно происхождения слова ‘persona’ существует несколько гипотез. Первая гипотеза: persona - от ‘prosopon’, означающего маску актера, вторая - от ‘peri soma’, что значит ‘вокруг тела’, третья - от ‘persum’ -‘голова, лицо, хозяин, бог’, четвертая - от ‘per sonare’, что значит ‘звучать через’17. Именно

Таким образом, можно идентифицировать два типа поведения: защитное, ответственное или про-экологическое поведение и деструктивное, безответственное или унижающее поведение. Оба они определяются их контекстуальными эффектами. Они относятся к первому классу, все поведение, направленное на смягчение или решение экологических проблем, которые относятся к одной из следующих категорий: эстетическое, здоровье и устойчивое управление природными ресурсами. С другой стороны, они относятся ко второму классу, поведения, которые затрагивают или усугубляют проблемы, связанные с теми же аспектами, о которых говорилось выше.

этимология наводит исследователей на мысль, что личность - это нечто неизначальное, приобретенное в процессе социальной адаптации, прикрывающее или скрывающее сущностное, дабы оно не было увидено досужим наблюдателем. Этой точки зрения придерживался и Г. Оллпорт.

Аналогично мнение А. Б. Орлова, отмечающего, что «личность является не субъектом, но атрибутом и по отношению к подлинному субъекту выступает в качестве внешней, состоящей из мотивационных отношений “оболочки”, которая регулирует отношения индивида с обществом, транслируя или трансформируя подлинные субъектные проявления»18. Поэтому социальная личность не является устойчивой сущностью, переходящей от одной ситуации к другой, это, скорее, процесс постоянного порождения и перерождения в каждой новой социальной ситуации, - пишет П. Л. Бергер19. Личностную оболочку, таким образом, можно рассматривать как область потенциального развития в соответствии с тем, с какими ценностями индивид себя соотносит, на какие идеалы ориентируется, какие отношения культивирует.

Однако ‘persona’ в переводе с латинского -это не только маска, но и лицо, т. е. сам актер, скрывающийся за маской. Следовательно, ‘persona’ сочетает обозначение внутренних (сущностных) и внешних (масочных) качеств. В этом случае представляется уместным и логичным говорить о структурной сложности личности, о наличии у нее ядра и периферии (ср., фрейдовское понимание личности, в составе которой он выделяет Ид, Эго, Супер-эго). Ядро (сущность) включает ведущие характеристики, сохраняющиеся на протяжении всей жизни человека, она не сводится к внешним проявлениям или «отпечатку», который накладывается на него обществом. Периферия, наоборот, социально обусловлена и поэтому представляет собой нечто приобретенное, «наносное», создающее «облик», «стиль», «фасад», видоизменяющийся под воздействием социокультурных условий. Рассуждая таким образом, можно прийти к заключению, что личность - это «... синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде»20. Однако история знает и пограничные случаи, когда ядро и периферия личности настолько тесно смыкаются, что образуют единое целое: в коммунальных квартирах послереволюционного Ленинграда «до-

потопный» интеллигент и невыносимая своей воспитанностью бывшая институтка вызывали раздражение и насмешку новых «хозяев», но они не могли вести себя иначе21.

По данным психологов, актуализация личности может идти двумя путями: по пути персонализации и по пути персонификации. Персонализация проявляется как демонстрация «фасадов» личности, как маскировка, сокрытие человеком своих личностных проблем. Этот процесс приводит к тому, что человек становится: а) более закрытым, более отгороженным от других людей; б) менее способным к сопереживанию, эмпатии во взаимоотношениях с другими людьми; в) менее способным к выражению вовне, предъявлению другим своих собственных психологических проблем. В случае персонализации самоотождествле-ние является не только ложным, но и множественным. Второй путь актуализации личности

Это путь персонификации, ведущей к отказу от личностных фасадов и проявляющейся в стремлении быть самим собой. Успешно протекающий процесс персонификации усиливает интегрированность личностных структур, повышает степень позитивности, эмпатичности и конгруэнтности22. В связи с тем, что условиями возникновения и протекания названных процессов (персонализации и персонификации) являются межличностные коммуникативные процессы, можно говорить как о персонализирующем общении, так и о персонифицирующем. В первом случае человек адекватен не самому себе, а предзаданным и зачастую ритуализированным коммуникативным и ценностным клише. Примером персонализирующего общения и намеренно создаваемой личностной оболочки может служить речевое поведение одного из героев повести А. Платонова «Котлован», который, будучи «устремленным к производству руководства», старался запоминать отрывки всяких формулировок, лозунгов, стихов, заветов, всяких слов мудрости, тезисов различных актов, резолюций, строф песен и проч., чтобы потом, цитируя, повторяя их, произвести впечатление; таким образом он пугал и так уже напуганных служащих своей научностью, кругозором и подкованностью. Кприме-ру, спускаясь в своей светло-серой тройке с автомобиля, он предостерегающе бросал изнывающим от непосильного труда землекопам: «Не будьте оппортунистами на практике».

В персонифицирующем общении, напротив, преобладают установки на безоценоч-

ность, эмпатичность и конгруэнтность самому

Взаимоотношения личности и социальной среды психологи описывают, пользуясь формулой: поиск личности - предложение среды

Выбор личности. Общество, предоставляя ценности, логику, информацию или дезинформацию, формирует психику человека и его мировоззрение. Индивид, черпая свое мировоззрение из общества и по-своему осмысливая спектр его предложений, делает выбор, руководствуясь при этом требованиями и предписаниями социальной среды. Поэтому все словесное в поведении человека не может быть отнесено только на счет изолированно взятого субъекта. Оно принадлежит не только ему, но социальной группе, членом которой он является. Слово - как бы «сценарий» того ближайшего окружения, в рамках которого оно роди-лось24. Созвучна этому мысль Н. В. Волоши-нова, писавшего: «Внешне актуализированное высказывание - остров, поднимающийся из безбрежного океана внутренней речи. Размер и форма этого острова определяются данной ситуацией высказывания и аудиторией. Ситуация и аудитория заставляют внутреннюю речь актуализироваться в определенное внешнее выражение, они придают ему соответствующую форму»25. Правильно и точно выбранный вариант речевого поведения способствует достижению цели и взаимопонимания, и соответственно, наоборот, ошибка в выборе средств или просчет в оценке ситуации неизбежно приводят к неудаче:

Начальник тюрьмы был в замешательстве... Вообще с этими образованными арестантами врачами, юристами, пасторами - всегда как-то неловко, - их, признаться, не выпустишь на свободу с обычным: «Ну, жму руку! Надеюсь, больше не собьешься с прямого пути. Желаю успеха!» Нет! Джентльмен, отбыв срок, переставал быть номером и как бы сразу восстанавливал свое равноправие, и даже больше того, к его имени приставляли звание, которого еще до приговора лишали подсудимого закон и газеты с их непогрешимым чувством меры и знанием того, что должно делать... Начальник решил обойтись только фразой: «Итак, всего доброго, доктор Рейдер», - и, протянув руку, обнаружил, что она повисла в воздухе» (Д. Гол-суорси «Бывший № 299»).

У. Джемс отмечал, что «социальная личность имеет прирожденную наклонность обращать на себя внимание других и производить

на них благоприятное впечатление. <.. .> Многие мальчики ведут себя довольно прилично в присутствии своих родителей или преподавателей, а в компании невоспитанных товарищей бесчинствуют и бранятся как пьяные извозчики». Так, в присутствии другого и под его непосредственным влиянием происходит выбор поведенческого варианта. «Мы выставляем себя в совершенно ином свете перед нашими детьми, нежели перед клубными товарищами; мы держим себя иначе перед нашими постоянными покупателями, чем перед нашими работниками; мы нечто совершенно другое по отношению к нашим близким друзьям, чем по отношению к нашим хозяевам или нашему на-чальству»26.

Напр., С вокзала он прямо поехал в «Эрмитаж». Гостиничные носильщики, в синих блузах и формных шапках, внесли его вещи в вестибюль. Вслед за ними вошел он под руку со своей женой, оба нарядные, представительные, а он прямо таки великолепный.

Не полагается без права на жительство,

Сказал, глядя на него сверху вниз, огромный толстый швейцар, храня на лице сонное и неподвижно-холодное выражение.

Ах, Захар! Опять «не полагается!» - весело воскликнул Горизонт и потрепал гиганта по плечу. - Что такое «не полагается»? Каждый раз вы мне тычете этим «не полагается». Мне всего только на три дня. Только заключу арендный договор с графом Ипатьевым и сейчас же уеду. Бог с вами! Живите себе хоть один во всех номерах. Но вы только поглядите, Захар, какую я вам привез игрушку из Одессы! Вы будете довольны! (А. И. Куприн «Яма»).

В этой ситуации мы наблюдаем, с одной стороны, балагурство и снисходительность относительно надменного поведения швейцара, а, с другой стороны, демонстрацию наличия важных дел и солидных знакомств. В другой ситуации одновременно со сменой партнера по общению кардинально видоизменяется речевое поведение того же самого персонажа (Горизонта):

По дороге к своему купе он остановился около маленькой прелестной трехлетней девочки. Он опустился перед ней на корточки, стал ей делать козу и сюсюкающим голосом расспрашивал:

А сто, куда зе балисня едет? Ой, ой, ой! Такая больсая! Едет одна без мамы? Сама себе купила билет и едет одна? Ай! Какая нехолосая девочка. А где же у девочки мама? и т. д.

В таком случае личность выступает как «психологический полиглот», способный убедить других в том, что он есть то, чем и кем он претендует быть. Действие убеждения строятся по принципу действия актера на сцене, где речь используется не для того, чтобы скрыть «подлинное лицо», а для того, чтобы убедить зрителей в подлинности события, разыгрываемого на сцене27.

Таким образом, быть личностью - значит обладать совокупностью знаний о нормах и правилах социально одобряемого поведения и быть способным применять их в соответствующих ситуациях общения. Кроме этого, процесс формирования личности состоит не только в накоплении знаний и опыта относительно социально одобряемого поведения, но и опыта имитации такого поведения, которое бы соответствовало принятым в культуре паттернам.

При построении модели поведения часто происходит ориентация на ту или иную референтную группу или личность.

Референтная группа - это группа людей, значимых и привлекательных для индивида; источник индивидуальных ценностей, норм, правил поведения, суждений и поступков28. Ее мнения, убеждения и способы действий становятся решающими при формировании способов действий, мнений и убеждений того, для которого она является референтной. Она дает образец для подражания и сравнения, задает нужный формат.

«Присоединяясь к определенной группе, индивид сталкивается с определенными требованиями, касающимися его поведения и одежды. Может понадобиться сдабривать свою речь левацким жаргоном, объявить бойкот местному парикмахеру, носить рубашки с су-патной застежкой, галстуки с маленьким узлом или ходить босиком в марте. Но выбор группы принесет с собой и набор интеллектуальных символов, которые лучше выставлять напоказ как знаки принадлежности к группе.

Теория референтной группы показывает, что социальная аффилиация (или дизаффили-ация) несет с собой особые когнитивные установки. Присоединяясь к определенной группе, индивид “знает”, что мир такой-то и такой-то. Переходя из одной группы в другую, он должен “знать”, что ранее заблуждался. Каждая группа смотрит на мир со своей колокольни. К каждой роли приколота своя бирка мировоззрения. Выбор той или иной группы означает выбор жить в том или ином мире»29. Желание

соответствовать, быть причастным и приближенным к ней становится мотивом, способствующим усвоению того или иного нормативного образца

Одним из наиболее существенных показателей принадлежности индивида к той или иной социальной группе является его речь. Однако современная речевая практика является, скорее, отражением систем социокультурных и нравственных ценностей, чем социальной принадлежности. Демонстрируемые и тиражируемые средствами массовой информации модели речевого поведения ныне популярных людей являются ярким тому свидетельством. Если речь популярного телеведущего или звезды мирового уровня характеризуется колоссальным нарушением стилистического баланса, то это становится достаточно убедительным доказательством того, что говорить плохо не только не стыдно, но даже престижно, что мы далеко ушли от того времени, когда «из-за ужасного произношения человек мог до конца дней остаться на дне общества». Получив информацию, какие личности пользуются сегодня наибольшим спросом, индивид начинает срисовывать то, что лежит на поверхности, моделировать свой образ, наполняя его необходимой атрибутикой - жаргонной и обсценной лексикой, словами, имеющими приблизительную номинацию, несвойственной литературному произношению растяжкой гласных и пр. В этом случае речевое поведение «предстает как визитная карточка человека в обществе, отражающая реальное взаимодействие лингвистических и экстралингвистических факто-ров»30.

Принятие решений, каким быть, ориентируясь на законы спроса и предложения, предъявление той части, на которую есть товарный спрос, неизбежно ведут к свертыванию индивидуальности, к замене ее типовым явлением, программой, маской, т. е., как пишет Э. Фромм, к формированию личности с рыночной ориентацией. У такой личности «на каждый момент времени развиваются именно те качества, которые могут быть проданы на рынке с наибольшим успехом. Не какая-то постоянная доминирующая черта в характере человека - но пустота, которая максимально быстро может быть заполнена любым из требуемых на данный момент качеств»31. Содержательная сторона такой личности может быть определена словом ‘никто’ и является свидетельством того, что ее единственной постоянной чертой является

чрезвычайная изменчивость. Любопытно, что именно такое значение во французском языке имеет слово ‘personne’, подобно русскому ‘персона’, характеризующемуся размытостью и неопределенностью семантики (ср., важная персона, обед на две персоны). Для личности этого типа создание востребованного на рынке образа становится самостоятельной риторической задачей.

Очевидно, что общество, стремящееся обрести стабильность и успешность, не может быть ориентировано на формирование социально зомбированных людей, поведенческая модель которых выстраивается по принципу: «Чего изволите?» Прогресс возможен там, где идет воспитание индивидуальностей, обладающих не только совокупностью знаний, но способных и имеющих возможность применить эти знания на практике. Монопольная пропаганда единственной поведенческой модели не способствует развитию полноценной личности с широким когнитивным диапазоном, характеризующейся осознанностью своих суждений и выбора.

Примечания

1 Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М. : Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. С. 56.

2 Русский язык и его функционирование. Коммуникативно-прагматический аспект. М. : Наука, 1993. С. 5.

3 Супрун, А. Е. Лекции по теории речевой деятельности. Минск: БГУ, 1996. С. 125.

4 Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М. : Гносиз, 2004. С. 8.

5 Винокур, Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М. : Наука, 1993. С. 16.

6 Стернин, И. А. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativfunktionale Sprach-betrachtung. Halle, 1989. S. 279.

7 Прохоров, Ю. Е. Русские: коммуникативное поведение / Ю. Е. Прохоров, И. А. Стернин. М. : Флинта: Наука, 2006. С. 42.

8 Соколова, В. В. Культура речи культура общения. М., 1995. С. 151.

9 Прохоров, Ю. Е. Русские. С. 42.

10 Речевое воздействие в средствах массовой коммуникации. М. : Наука, 1990. С. 8.

11 Психология личности: тексты: сборник. М. : МГУ, 1982. С. 87.

12 Лингвистический энциклопедический словарь. М. : Совет. энцикл., 1990. С. 233.

13 Выгодский, Л. С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М. : АПН РСФСР, 1991. С. 50-51.

14 Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М. : Наука, 1976. С. 125.

15 Там же. С. 124.

16 Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова, Л. С. Шаумяна. М. : Совет. энцикл., 1964. С. 489.

17 Там же. С. 124.

18 Орлов, А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопр. психологии. 1995. № 2. С. 13.

19 Бергер, П. Л. Общество в человеке // Социол. журн. 1995. № 2. С. 170.

20 Личность: определение и описание // Вопр. психологии. 1992. № 3-4. С. 34, 35.

21 Апинян, Т. А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и др. СПб. : Изд-во С-Петерб. ун-та, 2003. С. 187.

22 Орлов, А. Б. Личность и сущность. С. 11.

23 Там же. С. 12.

24 Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М. : Наука, 1976. С. 135.

25 Волошинов, В. Н. Марксизм и философия языка. Л. : Прибой, 1930. С. 97.

26 Психология личности. С. 63.

27 Бергер, П. Л. Общество в человеке. С. 140.

28 Немов, Р. С. Психология: в 3 т. Т. 1. Общие основы психологии. М. : Владос, 1999. С. 597.

29 Бергер, П. Л. Общество в человеке. С. 179.

30 Винокур, Т. Г. Говорящий и слушающий...

31 Фромм, Э. Психоанализ и этика. М. : Республика, 1993. С.71-72.

Что такое речевое поведение?

Речевое поведение человека – сложное явление; оно связано сособенностями воспитания; с местом рождения иобучения,сосредой,вкоторойчеловек привычно общается, со всеми особенностями, свойственными емукакличности, как представителю социальной группы, а такжеинациональнойобщности.По мере того как вырастает человек, речевое поведение становится привычнымдля него,поэтомуоновыражаетсявтребуемыхокружающимистереотипных высказываниях, речевыхклише(приветствия,извиненияит.д.),содной стороны, и, с другой – в каких-то сугубо индивидуальных речевыхпроявлениях даннойличности.Кэтомудобавиминеречевые(невербальные)средства коммуникации – жесты, мимику, тональные и фонациональные особенности.

Инымисловами,вречевомповедениипроявляетсяязыковаяличность, принадлежащая данному возрасту и времени, даннойстране,данномурегиону, данной социальной (в том числе и профессиональной) группе, данной семье. Каждый человекнаходитсявомножестверолевыхиречевыхситуацийи постоянноориентируетсявобстановкеобщения,в своем партнере, в присутствующих третьих лицах. Он постоянно выбираеттуилиинуюречевую манеру, то или иное поведение. Речевоеповедениеотличаетгорожанинаотжителядеревни, высокообразованного человека от малообразованного, детей от взрослых ит.д.Более того, речевое поведение бывает присуще (конечно, всоответствииис общими социальными признаками) только определенным лицам.Следовательно, речевое поведение человека – это разновидность исоставная часть его социального поведения.

Признак возраста делит общество в целомнадетей,молодежь,среднееи старшее поколение (конечно, с переходными зонами).Детскаяречьпрекрасно описана К. Чуковским в его книге «Отдвухдопяти»;речьдетейизучают психологи и психолингвисты. Однако и безспециальногоисследованиякаждый отличит речь ребенка от речи взрослого.

В речевом поведении человека происходит постоянное«исполнение»присущих емуролевыхпризнакови«проигрывание»переменныхситуативныхролей, ориентациявобщемсоциальномположениивроляхадресата,оценка официальностиилинеофициальностиобстановкиобщенияивличностных отношениях с партнеромпо общению,если,конечно,таковыеесть,когда общаются с человеком знакомым. В общем виде такие статусные отношения можно обозначить следующим образом: начальник –подчиненный,воспитатель–воспитанник,учитель–ученик, родитель – ребенок.Безграничноемножествотекстоврождаетсяизограниченногоколичества строевых единиц языка.Зависимостиздесьсамыеразнообразные:мыможем обращаться письменно или устно, контактно или дистанционно, в формедиалога (полилога)илимонолога,спомощьюилибезпомощиопосредствующего аппарата, включаться в массовую коммуникацию илиобщатьсямежличностно,в обстановкеофициальнойилидружеской,исполнятьрольглавысемьиили подчиненногоеечлена,болтунаилимолчуна,начальника,заведующего, коллеги,подчиненного,будучиприэтомчеловекомопределенногопола, возраста, с определенным образовательным уровнем, оказываясь топассажиром, то покупателем, то пешеходом, то пациентом – и так добесконечности.Здесь все зависит от того, кто, кому, о чем, когда, где, почему,зачем говорит.

Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целомикаждого его члена в отдельности и относиться к ним так, как он относитьсяк себеи чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но увы?В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура – человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себяи совершенно с незнакомыми людьми.

Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать илинедумать об интересах окружающих. И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийсявеками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

Всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку,радуется ему– это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Далее детский сад, потом школа. Центральная фигура в обществе, от которой зависит его будущее – это учителя, выдающие еще мудрость – в книге. Объединить нас может только высокая культура. Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура может помочь нам и в отсутствии её - причина многих бед.

Это актуальный вопрос нашего общества и я считаю, что нужно уделять больше внимания подрастающему поколению. С самого раннегодетстваребеноквступаетвсложнуюсистему взаимоотношенийсокружающимилюдьми(дома,вдет/садуит.д.)и приобретаетопытобщественногоповедения.

Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение кпорученномуделу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

Культура общения со взрослыми и сверстниками

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Емунеобходимыконтакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д.любоеобщениетребуетотчеловека умениясоблюдатьобщепринятыеправилаповедения,обусловленныенормами морали. Общение детейдошкольноговозраста,преждевсего,происходитв семье. У ребенка, поступившего в детский сад,кругобщениярасширяется– добавляется общение со сверстниками, с воспитателемидругимиработниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость.Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и неценитсятак дорого, каквежливость.Безнееневозможнопредставитьвзаимоотношения людей. Вежливостьдетей должнаосновыватьсяна искренности, доброжелательности, уважении к окружающим.Вежливостьприобретаетцену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Деликатность - сестравежливости. Человек, наделенныйэтимкачеством, никогданедоставитнеудобстваокружающим,недастповодаощущать собственное превосходство своими действиями.Задаткиделикатностиисходят из глубокого детства.

Предупредительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность,внимание,помощьокружающимпроявлялисьунихиз добрых побуждений.

Скромность. Этанравственнаячерталичностипоказательподлинной воспитанности.

Скромностисопутствуетуважениеичуткостьклюдями высокая требовательность ксамомусебе. Необходимоформироватьудетей умение.

Общительность. Вееосновележатэлементыдоброжелательности, приветливости кокружающим–непременныеусловияввыработкеудетей культурывзаимоотношений.Ребенок, испытывающийрадостьотобщения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы бытьрядомс ним,длянегопроявитьдоброжелательностьестественнее,чемдерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детскогообщества,в котором формируются черты нового человека: коллективизм,товарищество,взаимопомощь,сдержанность,навыки общественногоповедения.Общаясьсосверстниками, ребенокнаучится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитываетсяв жизненныхситуациях, которыевозникаютврезультатеобщения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается сегоумениястроить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затему отдельных детей и соответствующиепроявления–отнять, толкнутьит.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такиежедетикакон, что свои желания приходиться соизмерять сжеланиямидругих,тогдавнем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи сформированием у детей навыков коллективизма. Формируяуребенкастремлениекобщению, взрослые должны поощрять даже самые незначительныепопыткиигратьдруг с другом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытыватьчувствоудовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизниобщениедетей приобретаетособуюсдержанность.Педагогиспользуетразличныеприемы, которые помогают разнообразить повседневнуюжизньдетей.Например:утром встретить их приветливой улыбкой, постаратьсяувлечьинтереснойигрушкой.

Главноеобщение -«ребенок-ребенок», «ребенок- дети» идет пособственномупобуждению, т.к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанникавусловияделитьчто-то вместе: трудиться, играть, заниматься,советоваться,помогать–словом, решать свои маленькие дела.

Задача взрослых – направлять отношениядетейтак,чтобыэтиотношения содействовалиформированиюнавыковколлективизма. Важно прививать ребенкуэлементарнуюкультуруобщения,помогающуюемуустанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссорыдоговариваться,вежливо обращаться с просьбой;еслинеобходимо,тоуступатьиждать;делиться игрушками, спокойноразговаривать,ненарушатьигрышумнымвторжением.

Старший дошкольник должен уметь проявлятьк товарищу предупредительностьи внимание, вежливостьзаботливостьит.д.Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следятзатем,какон ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Детипод руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение

Требования морали дошкольник усваивает, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образамидолжного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять – действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям. Чтобы формироватьдейственныенравственныепредставлениядошкольника, необходимо знать его возрастные особенности. Основы морального «Я», нравственные требования окружающих, важнейшие нормы взаимоотношений между людьми закладываются именно в дошкольномвозрасте. В старшемдошкольномвозрастеособеннозначимыморальныеэмоции–они усиливают илисмягчаютисходящиеотвзрослогонравственныетребования. Именно эмоции являются тем каналом, по которомупоступаеткзарождающейся личности моральная информация.

Определить цепьзависимости:нравственныепредставления,эмоциональные отношения,нравственнаяситуация,создаются ситуации, включающие разнообразныеаспектыжизни,итемсамымребенокставитсяперед необходимостью свершить то или иное действие.Проводятся также беседы по сюжетным картинкам втакомаспекте,чтобыиспытуемыймогсказать,как поступил бы он в данной ситуации.

Моральнаяактивностьанализируетсяпо степени личностной заинтересованности испытуемого в изменении ситуацииклучшему.Ведьчем активнее помощь, поддержка, сочувствие (чтозависитвпервуюочередьот того,насколькоэмоциональнозатронутребенок),темсамостоятельнееи успешнее разрешается ситуация.

Педагогдолженподсказатьсвоемувоспитанникупутьсамостоятельного решения нравственной ситуации, путь,разумеется,доступныйеговозрасту. Темсамымонбудет способствовать формированиючувства долга, ответственности, инициативы,т.е.,техкачеств,безкоторыхневозможно истинноглубокоеусвоениетребованийобщества.Толькопережитые нравственныепредписанияпревращаютсяизчистовнешних во внутренние, личностные регуляторы поведения. Нравственные представления, содержащиеконкретныеспособывзаимопомощи, взаимовыручки,наиболеехарактерныдлядетейподготовительнойкшколе группы (хотя показательны и для старшей). Эти ребята непростосочувствуют сверстнику, упавшему на прогулке, но и предлагают помощь.

Для старших дошкольниковхарактерныдвойственныепредставления. Однако собственное воображаемоеповедениеболеесамоотверженно,болееактивно, бескорыстно. Данный уровень развития говорит о том,что у воспитанникауже наличествует образ должного поведения. Он представляет,какследуетвести себя в определенной ситуации, как поступать емуподвлияниемсиюминутного желания. Правда, представления эти еще образцы, к которымонстремится.В плане представлений он более активен, изобретателен, отзывчив.

Эмоциональные отношения во всех ситуациях оказываютсявзаимосвязаннымис нравственными представлениями разной степенидейственности,которыеболее регулятивны, если насыщены эмоционально. Что касается оценок-правил, оценок- состояний,тоихрольотпятогокседьмомугодужизнивозрастает. Дошкольникивэтомвозрастеужеоцениваютповедениесточкизрения выполнения или невыполнения нравственных правил («Я бабушкепомогу,потому что она старенькая», «Девочкам надо всегда уступать»). Педагог должен помогатьребенкуэмоциональнооцениватьсостояние сверстника. Разбирая конфликтную ситуацию, просмотренный фильм, онобращает внимание воспитанника на состояниедругогочеловека,учитеговидетьи понимать переживания окружающих, сочувствоватьисодействоватьим,ине толькоэмоциональнооцениватьсостояниеокружающих,ноипредвидеть последствия своих действий. Его задача –помочьребенкураздвинутьрамки настоящего и заглянуть в будущее, научить его оценкам-предвосхищением.

Самостоятельноеповедениеребенка–необходимоеусловиеформирования активнойжизненнойпозиции.Повышениедейственностинравственных представлений будет способствовать росту нравственной активности личности.

Задачи нравственного воспитания на занятиях

1. Воспитывать любовь к родной стране, городу, природе

2. Развивать стремление заботиться о растениях и животных.

3. Развивать патриотические чувства.

4.Развиватьпроизвольноеволевоеповедениеребенкавразныхвидах

деятельности.

5. Формировать интерес к явлениям общественной жизни.

Навыки культурного поведения

1. Закреплять навыки и привычки культурного поведения

2. Закреплять навыки поведения в общественных местах, за столом.

3. Продолжать воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам.

4. Воспитыватьположительноеотношение,уважениекработникамдетского сада, родителям, чуткость и уважение к старшим, готовность им помочь.

Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений .

1.Формироватьпредставлениеодобре,честности,скромности,справедливости, дружбе.

2. Воспитывать отрицательное отношениекаморальнымкачествам:хитрости, лживости, жестокости, себялюбия, лености.

4. Формировать взаимоотношения сотрудничестваприрешенииучебныхзадач, умение сопереживать успехам и неудачам товарищей.

5. Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.

6. Формировать дружеский характер и взаимопомощь.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г.

2. ПетеринаС.В.«Воспитаниекультурыповеденияудетейдошкольного возраста» М. Просвещение 1986 г.

3. Островская «Поведение – результат воспитания» Д/в №5 – 77 г.

4. Ядэшко, Сохина «Дошкольная педагогика»

5. Ерофеева Т. «Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами»Д/в №10-80 г.

6. Островская Л.Ф. «Азы воспитанности» Д/в 8-85 г.

7. «Ваш ребенок воспитан?» Д/в №10-86 г.

8. «Воспитывать тактичного собеседника» Д/в №8-85 г.

9. «Беседы на этические темы» Д/в №4-88 г.

10. «Ребенок и сверстники» Д/в №9-88 г.

11. Зернова «Воспитание любви и уважения к книге» Д/в №6-89 г.

12. Гелло В. «Учите беречь книгу» Д/в №1-76 г.

13. «Речевой этикет и вежливость» Д/в №4-90 г.

14. Иванова «Воспитание культуры речи» Д/в №12-88 г.

15. Бархатова «Воспитание культуры поведения» Д/в №11-89 г.

16. Юдина «Уроки вежливости» Д/в №4-88 г.

17. Рычашкова «Упражнения по закреплению культуры поведения» Д/в №3-89 г.

18.Портянкина«Примерноепланированиеработыповоспитаниюкультуры поведения» Д/в №1-89 г.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь