Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Инструкция

Тщательно и ответственно подготовьте речь. Запишите ее на бумаге, чтобы не упустить самого важного. Лучше подготовить текст заранее, чтобы иметь возможность перечитать и скорректировать его. Речь должна быть простой, понятной и интересной. Старайтесь использовать яркие эпитеты и цитаты , чтобы заинтересовать людей.

Теперь начните борьбу со своим страхом. В первую очередь осознайте, даже если выступление провалится, с вами не случится ничего плохого. Вас не убьют, не покалечат, не уволят, не забросают яйцами. Следовательно, бояться абсолютно нечего.

Запомните, людям свойственно ошибаться. И даже если вы скажете что-нибудь не то, публика лояльно отнесется к этому. Чтобы избежать и этого мелкого конфуза, выучите речь наизусть.

Подумайте, сколько преимуществ даст вам это выступление. Поставьте перед собой конкретную цель. Например, вы будете выступать, чтобы победить на выборах. Или ваша речь поможет претворить в жизнь вашу идею. Если глобальных целей не найдено, подумайте о том, что это выступление поможет перебороть ваш страх.

Не думайте о том, что это публичное выступление. Пусть это будет просто очередной задачей, которую нужно выполнить. Относитесь ко всему проще.

Перед мероприятием не забудьте привести себя в порядок. Это сделает вас более уверенным в себе, а публику более лояльной. Причешитесь, поправьте макияж, погладьте одежду, удалите пыль с обуви.

Прорепетируйте свою речь перед зеркалом или перед родственниками. Сделать это лучше несколько раз. Вы должны понять, насколько это просто. Не только проговорите речь, но и продумайте позу, жестикуляцию, чтобы ваше выступление выглядело органично.

Когда вы будете находиться перед публикой, представьте, что вы спите и видите сон, которым можно управлять. Это решит большинство ваших проблем. Ведь вы начнете ощущать себя более спокойно и просто. Нет публики, нет сцены, есть просто сон, в котором вы главный. Как вы захотите, так и будет. Вы сможете блестяще выступить, убедить людей в своей правоте. Такой простой аутотренинг поможет вам раскрепоститься, стать более уверенным в своих силах.

Перед первым публичным выступлением человек неизбежно испытывает волнение. У одних людей это выражается в чувстве легкой тревоги, другие могут испытывать настоящую панику.

Инструкция

Успех выступления зависит от твердого знания материала, который вы собираетесь излагать. Выучите все и повторите несколько раз перед зеркалом, перед друзьями или членами семьи. Начните преодолевать страх на небольших аудиториях. После нескольких тренировок почувствуете определенную уверенность в том, что сможете успешно выступить и перед незнакомыми людьми .

Дайте себе право на ошибку. Люди несовершенны, и вы не исключение. Аудитория практически всегда положительно настроена на восприятие оратора. Поэтому даже если вы ошибетесь и что-то перепутаете, вас никто не выгонит и не осудит. Представьте, что вы убегаете из зала под свист и улюлюканье слушателей. Это смешно, нереально и совсем не страшно.

Не давайте страху парализовать ваше тело, особенно голосовые связки. Перед выступлением старайтесь расслабиться, а если не получается, подумайте о чем-нибудь смешном. Например, представьте слушателей, сидящих в зале в клоунских костюмах.

Сконцентрируйтесь не на том, как будете выглядеть в глазах слушателей, а на результате, которого хотите достигнуть. Тот, кто думает только о деле, забывает про страхи. Даже если вы что-то забудете в процессе выступления, не паникуйте. Возьмите паузу, соберите листки доклада, расслабьтесь и сосредоточьтесь. Нужные фразы сами всплывут в памяти.

Глоссофобия, иначе говоря, страх публичных выступлений – одна из наиболее распространенных в наше время фобий. Боязнь сцены сегодня так актуальна в связи с постоянно увеличивающейся потребностью в коммуникациях и неподготовленностью людей к ней.

Огромное количество людей, занимающих совершенно непохожие должности, время от времени сталкиваются с необходимостью публичных выступлений. Сегодня не только артистам и профессиональным ораторам нужно взаимодействовать с публикой. Чаще всего, по долгу службы, это приходится делать менеджерам по обучению, топ-менеджерам, адвокатам, руководителям подразделений и т.д. — они проводят , выступают с речью на конференциях, презентуют свои компании, используют публичные выступления для самых разных целей.

Выступления на публике требуют от человека большой уверенности в себе, и зачастую возникают случаи, когда человек эту уверенность полностью теряет. А ведь именно от нее будет зависеть успех любой публичной речи. Как же освоиться в ораторском искусстве и полностью избавиться от страхов выступлений перед публикой? Об этом и поговорим.

Почему возникает страх?

Чтобы полностью преодолеть страх публичных выступлений, для начала, необходимо понять его причины. Среди них может быть:

  • Закомплексованность.
    С детства родители просят своих детей вести себя тише в общественных местах, не привлекать внимания, не выделяться необычным поведением. В юношеском возрасте данная ситуация может усугубиться, когда какое-то громкое высказывание вызывает критику со стороны окружающих. Все это приводит к тому, что человек начинает бояться выражать свои мысли перед аудиторией.
  • Боязнь неизвестного.
    Некоторые люди боятся выступлений просто потому, что не имеют достаточного опыта, чтобы провести грамотный диалог с аудиторией. А излишняя требовательность к себе будет только усиливать глоссофобию.
  • Восприимчивость к чужому мнению.
    Порой люди боятся выглядеть нелепо и даже уверяют себя в том, что хорошо выступить у них не получится, поскольку переоценивают значимость чужого мнения.

Все эти причины довольно банальны, но только не для человека, который вот-вот должен выйти на сцену. Ведь, как отмечают психологи, страх сцены вызывает у некоторых людей такой же прилив адреналина, который испытывают перед прыжком с парашюта. Однако даже с очень большим волнением можно справиться.

Как преодолеть страх сцены?

Чтобы публичные выступления приносили вам удовольствие и работали на вас, а боязнь быть непонятым/непринятым/неубедительным не охватывала уже при одной только мысли о сцене, необходимо основательно заняться подготовкой выступления.

  1. Проанализируйте потенциальные мысли ваших слушателей.
    Контакт со зрителем очень важен. Если вы осознаете их интересы, жизненную позицию и поймете, что именно они хотят услышать, страхов станет гораздо меньше. Ведь вы будете общаться с аудиторией, которую «знаете», находясь при этом в более выигрышном положении.
  2. Проработайте свою речь.
    Избегайте фраз, значение которых вам не совсем понятно. Изъясняйтесь простыми и доступными словами. Говорите уверенно и с осознанием сказанного. Так, вопрос, как своей речью произвести впечатление на публику, перестанет терзать вас и не будет столь актуальным.
  3. Хорошо изучите проблематику вашего выступления.
    Прочтите чуть больше по теме своего доклада, изучите чуть шире все его аспекты, основательнее узнайте о поднимаемых проблемах. Расширенный кругозор и выходящая за рамки выступления подготовка помогут не растеряться в ответственный момент.
  4. Подготовьте ответы.
    Когда текст вашего выступления готов, стоит подумать о потенциальных вопросах слушателей и подготовить удовлетворяющие лично вас ответы. Качество презентации и выступлений при заготовленных ответах резко возрастает за счет вашей уверенности в себе и в том, что вы произносите.
  5. Тренировка перед зеркалом — проверенный годами способ.
    Если вы прочитаете вашу речь несколько раз перед выступлением, сможете увидеть себя со стороны, заменить или же дополнить какие-то нюансы выступления, будь то малозаметный жест, улыбка в нужный момент или любой другой прием невербального общения.
  6. Если будет возможность, посетите место проведения вашего будущего выступления.
    Постояв на сцене пару минут, вы уже не будете так бояться выходить на нее второй раз, в день «икс», поскольку ожидание чего-то неведомого всегда только усиливает волнение. Вы же будете подготовлены.
  7. Keep calm!
    И, самое важное, все время настраивайте себя на состояние спокойствия. Медитируйте, слушайте приятную музыку, контролируйте ваше состояние. Ораторское искусство — это, в первую очередь, гармоничное сочетание риторики и актерского мастерства. Актерское мастерство невозможно без уверенности в себе, потому как только уверенный в себе человек может произвести впечатление на публику. Так что именно ко внутренней гармонии вам и нужно стремиться.

Идеальный образ — ваша визитная карточка

Когда все эти этапы подготовки пройдены успешно, можно приступать к созданию идеального образа. Не стоит забывать, что, как и в любом другом месте, на сцене, вас будут «встречать по одежке».

Психологи советуют создавать образ максимально приближенный к образу потенциального слушателя. Так влияние на аудиторию будет намного выше, а принятие вас публикой, как равного ей, обязательно подпитает ваш энтузиазм. В итоге, боязнь сцены постепенно отступит, а вы будете удовлетворены ходом выступления. Как говорится, аппетит приходит во время еды!


Если в вашем кругу знакомых есть человек, имеющий опыт публичных выступлений, обязательно обратитесь к нему за советом. Вероятно, поддержка этого человека сыграет важную роль, и его советы помогут победить признаки глоссофобии во время выступления.

При желании, можно обратиться в , где работой над развитием ваших навыков публичных выступлений займутся профессионалы. Тренеры по ораторскому мастерству дадут вам необходимые знания о поведении на сцене, расскажут, как произвести верное первое впечатление, как заставить людей себя слушать и как своим поведением влиять на них, научат не бояться сцены и проводить эффективные выступления.

Отличной идеей также будет репетиция выступления в кругу друзей. Ведь наблюдая за их реакцией, вы сможете получить реальный опыт взаимодействия с публикой.

Страх — это внутреннее состояние

Не стоит забывать о том, что даже самая тщательная подготовка не может гарантировать, что не появится непосредственно в процессе.

Если вы чувствуете наступление страха, уже находясь перед аудиторией, необходимо вспомнить, что ваш страх — это только внутреннее состояние, которое легко заменяется состоянием уверенности. Мысленно скажите себе: «Я сделаю это выступление идеальным», «Я прекрасно подготовлен», «Я смогу хорошо выступить». Вспомните о подготовке и поймите наконец, что причин переживать нет. Такое самоубеждение обязательно придаст вам уверенности в своих силах, и страх отступит. Ведь высокая оценка себя и своей работы — это гарантия того, что ваши старания не были напрасными.

Опыт – лучший друг оратора

И напоследок стоит отметить, что лучшим другом в преодолении страха для вас будет опыт. Ведь если вы начали задумываться, как произвести впечатление на слушателей, то непременно хотели бы стать хорошим оратором.

Больше практикуйтесь, не бойтесь громко говорить в общественных местах, не опасайтесь негативной реакции окружающих, становитесь опытным оратором уже сейчас, практикуя свои навыки на работе и дома. Такой подход обязательно приведет к тому, что страх сцены вас полностью оставит, а на смену ему придет желание проводить качественные публичные выступления.

Согласно опросам, страх публичных выступлений стоит на втором месте после страха смерти.

Страх - самый опасный «дракон» на пути оратора. Как бы тщательно вы ни готовили выступление, страх способен превратить его в жалкое зрелище.

Трясущиеся руки и ноги. Прерывистое дыхание. Путаница в мыслях. Вспотевшие ладони. Дрожащий, срывающийся голос. Бегающий взгляд...

Бр-р-р. Не дай бог оказаться в этом страшном сне!

Страх сводит на нет многочасовые усилия преподавателей. Голос, который, казалось бы, еще вчера звучал сильно и уверенно в кабинете у педагога, на сцене, перед публикой, опять становится зажатым и едва слышным.

От схватки со страхом не уйти. Однако намного эффективнее не убегать, а набираться смелости и делать шаг ему навстречу.

Но так как страх многолик, необходимо знать, с какого боку к нему подойти, каким оружием с ним бороться.

Либо - каким подарком можно переманить этого дракона на свою сторону.

Для борьбы со страхом существуют эффективные приемы, основные из которых мы сейчас разберем.

Выберите из этого арсенала те стратегии, которые будут хорошо работать именно для вас!

Преодоление страха за счет управления своим состоянием

Важно помнить, что страх - не всегда самый грозный враг оратора.

Гораздо более опасными и даже убийственными для вашего выступления могут быть такие состояния, как безразличие, скука, вялость, когда нужно быть ярким, зажигающим, вдохновляющим.

Или, наоборот, чрезмерная возбужденность и энергичность - там, где нужно быть спокойным, солидным, серьезным и уравновешенным.

И люди сообразительные очень скоро вместо вопроса «как преодолеть страх перед аудиторией?» начинают исследовать то, «как вызывать внутри себя нужное для выступления эмоциональное состояние».

Действительно, свято место пусто не бывает. Если мы прогнали страх из своей души, на его место может прийти любая другая эмоция, зачастую еще менее подходящая для выступления, чем волнение.

Заполните свою душу, как сосуд, нужной эмоцией! И страх, увидев, что место уже занято, вынужден будет уйти восвояси.

Перейдем от метафор к приемам и упражнениям, которые позволяют управлять своим состоянием.

Итак, наша задача - научиться по щелчку пальцев, как по мановению волшебной палочки, изменять свое эмоциональное состояние.

Представляете, да? Щелкнули одним пальцем - стали уверенным и напористым. Щелкнули другим пальцем - стали веселым и оживленным. Щелкнули третьим - стали солидным и серьезным!

Насколько это возможно?

ЕСЛИ АКТЕРЫ УМЕЮТ ДЕЛАТЬ ЭТО НА СЦЕНЕ, ТО, ЗНАЧИТ, И МЫ МОЖЕМ ДЕЛАТЬ ЭТО В СВОЕЙ ЖИЗНИ

Страх перед аудиторией преодолевается постоянной практикой

Выступать, выступать и еще раз выступать... При всякой удобной возможности. Чтобы для вашего тела встать и заговорить на людях было так же привычно, как утром умыться и почистить зубы. Как показывает практика, достаточно успешно выступить 10-20 раз, чтобы страх неизвестности сошел на нет.

Теперь это уже освоенная территория. Теперь это уже знакомая местность. Теперь я уже знаю, что ничего ужасного здесь нет. Теперь я уже могу предсказать развитие событий в этой ситуации. Слово «успешно» здесь не случайно. Если опыт выступления оказался неудачным, если вас освистали, закидали помидорами или проигнорировали, то страх перед последующим выступлением может только усилиться. И зачастую, чтобы разгрести завалы после таких неудачных выступлений, требуется помощь психотерапевта.

Поэтому набираться опыта в публичных выступлениях лучше там, где вам гарантирована доброжелательная атмосфера.

ВАЖНО ПОМНИТЬ. НЕ ТОЛЬКО ВЫ БОИТЕСЬ СТРАХА, НО И СТРАХ БОИТСЯ ВАС!

Работа с телом для преодоления страха

Страх в первую очередь поражает наше тело, сковывая жесты, придавая нам нелепую позу, зажимая наше дыхание. Поэтому начинаем со своего тела. Освобождаем его от признаков страха! →

Работа со страхом с помощью внутреннего диалога

Одно из отличий человека от животных в том, что человек беспрестанно разговаривает сам с собой, используя такой инструмент эволюции, как внутренний диалог (достигших просветления из этого списка исключаем!) См. →

Преодоление страха с помощью воображения

Как говорится, все болезни от нервов. Большинство страхов, в том числе и боязнь публичных выступлений, мы создаем сами. Но если мы своими мыслями смогли сделать нечто, что вызвало наш страх, точно так же мы в своем воображении можем создать и то, что возвратит нам спокойствие, силу и энергию! См. →

Активизируем положительные эмоции

Страх - это в первую очередь эмоция. Активизируя другие - положительные - эмоции, можно легко справиться со страхом перед аудиторией. См. →

С трудными проблемами идем к психологу

Конечно, в нашей культуре еще не принято прорабатывать свои проблемы с психологом, как это принято на Западе, где уже правилом хорошего тона считается раз в неделю посещать личного психотерапевта. Но тем не менее это может оказаться хорошим и эффективным способом решить закоренелые проблемы, возникшие в прошлом, однако мешающие успешно выступать в настоящем. См. →

Совершаем «нестандартные поступки»

Как хотелось бы свободы! Внутренней свободы от того, что подумают окружающие! Свободы, которая дает легкость, раскованность, естественность, кураж, драйв. Это ощущение легко получить, если попробовать совершать «нестандартные поступки». См. →

Чтобы не запутаться в многообразии приемов, приводим план этой главы в виде интеллект-карты

На Психологосе выложен только фрагмент этой замечательной книги.
Приобрести книгу можно в интернет-магазине

Вы – в центре внимания. От одной мысли об этом у вас отказывают руки, ноги, голос, память. Вы забываете слова, пальцы теряют подвижность, зубы стучат, ноги подкашиваются и дрожат мелкой дрожью...

Знакома ли вам такая ситуация? Впереди концерт, ваш отчет о проделанной работе, а вы за полгода начинаете переживать, как все пройдет. У вас уже сейчас стынут руки и перехватывает дыхание при одной мысли, что вы окажетесь на сцене. Потому что когда вы выходите на нее, вы словно проваливаетесь в параллельную реальность, где слышите только громкий стук собственного сердца и, как сомнамбула, двигаетесь к своей голгофе.

Все остальное кажется нереальным. Звуки как будто вязнут в плотном тумане. Все плывет перед глазами, как в ночном кошмаре. Вас слепит яркий свет осветительных приборов, а там, в черной яме зрительного зала, сидят те, кого вы боитесь больше всего – зрители. Вы стараетесь не смотреть туда, но вы же знаете, что они будут слушать и смотреть только на вас. Вы – в центре внимания. От одной мысли об этом у вас отказывают руки, ноги, голос, память. Вы забываете слова, пальцы теряют подвижность, зубы стучат, ноги подкашиваются и дрожат мелкой дрожью.

Все! Вы уже опозорены, потому что все видели, как вам страшно. Вы еще ничего не сделали, но вам уже стыдно, потому что вы не на высоте, вы не совершенны, не идеальны. А если вы еще и ошибку совершили, то это позор на всю оставшуюся жизнь! Вы больше никогда не выйдете на сцену. Вы уже не сможете сказать людям то, что было для них так важно. Вы не сможете разбудить их сердца поэмой, музыкой или пламенной речью. Вы не выполните свое предназначение в этой жизни.

Страх, который мешает реализации

Страх сцены и публичных выступлений – это не шутка. Это крест на реализации таланта. А что может быть для человека важнее, чем реализация своих свойств? Ведь только это дает ему ни с чем несравнимое ощущение счастья и удовольствия от жизни. Отказаться от реализации – все равно, что не жить.

Когда люди испытывают страх сцены, они часто рационализируют, что «раз у меня это не получается, значит, это не мое». Но почему-то все равно хочется оказаться там, испытать сумасшедший подъем от всеобщего внимания и последующей за выступлением благодарности, которая может выражаться по-разному – в виде цветов, восхищения талантом, уважения. В конце концов, хочется почувствовать, что жизнь прожита не зря, что все то, что наполняет вас, может быть разделено с другими людьми.

Мы живем среди людей и, так или иначе, должны уметь находиться в центре внимания, доносить до окружающих свои мысли. Можно сказать, что в какой-то мере вся жизнь – это сцена. Поэтому проблема страха перед публичными выступлениями для многих людей становится настоящим камнем преткновения. Можно ли помочь в этом случае? Системно-векторная психология Юрия Бурлана утверждает, что это возможно.

Эмоциональность внутрь и наружу

Системно-векторная психология говорит, что существует восемь векторов – наборов врожденных психических свойств человека, которые определяют его желания и способности. Как объясняет системно-векторная психология, прежде всего, страх сцены характерен для людей со . Это очень эмоциональные люди, экстраверты, которые, к тому же, в определенных состояниях очень любят себя показывать, имеют склонность к публичности, демонстративности. То есть это как раз те люди, которые при правильном развитии своих свойств чувствуют себя на сцене наиболее органично, выступают с удовольствием, раскованно, свободно, заражая своими эмоциями зрителей, пробуждая в них сопереживание.

Однако свойства зрительного вектора могут быть не развиты в детстве. Это означает, что ребенка с богатым эмоциональным потенциалом не научили выносить свои эмоции наружу, проявлять свои чувства. Например, зрительному мальчику запрещали плакать, потому что «мужчины не плачут». Или у родителей просто не было времени, чтобы проявлять внимание к ребенку, в то время как маленький зрительник особенно сильно нуждается в нем, гораздо больше, чем другие дети. Ему обязательно нужно выражать свои эмоции, а родителям некогда. Ситуации бывают разные, а вот результат всегда один – закупоривание эмоций внутри.



Обладая огромнейшей эмоциональной амплитудой, зрительные люди часто попадают в крайние ее состояния – переживание невероятной любви на одном конце и страх смерти на другом. У последнего есть корень в нашем коллективном бессознательном. Кожно-зрительная женщина была дневной охранницей древней человеческой стаи. Она первая своим зорким зрением замечала в саванне притаившегося хищника и пугалась, выделяя феромоны страха. Сильнейший страх смерти, который могла испытывать только эта женщина с большим чувственным потенциалом, спасал жизнь стае. Тогда он был оправдан, однако и сейчас он по-прежнему присутствует в психике зрительных людей.

Зрительники от рождения подвержены страху смерти, а он, в свою очередь, является причиной множества других страхов, в том числе, и страха сцены. Развитие чувств, вынос их наружу, на других людей помогают избавиться от этого коренного страха, а заодно и от всех других страхов разом.

Бесполезно уговаривать себя и представлять, что в зале вместо людей сидят тыквы. Бесполезно обивать пороги ораторских курсов, пытаясь регулярной тренировкой избавиться от онемения, которое охватывает тебя при виде зрителей. Нужно осознать свои свойства и научиться направлять их в правильное русло. Страх сцены уходит, как только удается забыть о себе и сосредоточить свои чувства на тех, кому они предназначены – на зрителях.

Как я выгляжу?

Есть еще один фактор, который мешает зрительным людям почувствовать себя свободно на сцене – это зацикленность на собственном внешнем виде. Они могут подолгу смотреться в зеркало. Их приводит в отчаяние маленький прыщик на носу. Посадив пятно на одежду, они пробираются «по стеночке», чтобы кто-нибудь не заметил, что с ними что-то не так. Мятые брюки, испортившаяся прическа, грязные туфли вызывают у них чувство физического дискомфорта. Представьте теперь, что трясущиеся руки такого человека, мертвенную бледность и подкашивающиеся ноги видят десятки людей. Это же ужас!

Но чаще всего неудачи, связанные с фиксацией на том, как он выглядит, проявляются у человека при наличии анально-зрительной связки векторов. Как говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана, именно способствует тому, что человек хочет видеть себя совершенным, без изъянов и недостатков, а также чтобы и другие люди видели его таким. Так проявляется анальный перфекционизм, стремление к совершенству.

Сцена часто обнажает внутренние зажимы человека. Человек теряет естественность, поэтому не всегда выглядит привлекательно. И человеку с анальным вектором это бывает очень сложно принять. Редко ему удается простить себе минуты позора. И хотя с точки зрения зрителей позора может и не быть (бывает, что они и не замечают, что человек сильно волнуется), но зрительный вектор человека уже расписал все происходящее в самых мрачных тонах. Выступающий уже уверен, что был безнадежно плох на сцене. Все пропало! Финита ля комедия! Зрительники - большие фантазеры, склонные «делать из мухи слона».

В плену плохого опыта

Анально-зрительный человек, совершивший хоть раз ошибку на сцене в состоянии сильнейшей зрительной экзальтации, может больше никогда на нее не выйти. Он будет долго переживать собственную неудачу, вплоть до того, что постарается оборвать связи с людьми, которые видели его позор. По-зрительному он будет драматизировать ситуацию. По-анальному постоянно прокручивать свою неудачу в голове, не в состоянии простить себе того, что случилось. Для этого есть предпосылки – у анального человека очень хорошая память, но, к сожалению, он долго помнит не только хорошее, но и плохое.

Плохой опыт может стать для него ориентиром в жизни, и он навсегда поставит крест на том, что у него не получилось однажды.



Страх опозориться

Есть еще категория людей, которые принципиально не хотят рисковать выступать на сцене. Это чисто анальные люди. Выступление на сцене не входит в область их желаний. Они являются интровертами и гораздо более комфортно ощущают себя дома, в кругу семьи, или занимаясь скрупулезной, точной работой, а не под светом рампы. Они не рвутся на сцену. Она для них стрессовый фактор. А в стрессе анальный человек может впадать в ступор, вплоть до неспособности двигаться (когда отказывают руки и ноги). Но будучи ученым, аналитиком, преподавателем, он вынужден бывает выступать перед публикой. И здесь ему также может мешать его родной страх опозориться, природу которого раскрывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Стресс вызывает у такого человека сжатие всех сфинктеров в организме. Именно анальный человек от стресса теряет на сцене голос, так как сжимается горловой сфинктер. Но больше всего страдает самая чувствительная его зона – анальный сфинктер. Поэтому состояние длительного стресса ведет к запорам у такого человека. А вот внезапный стресс может привести к потере контроля над анальным сфинктером и вызвать диарею. Это случается не всегда, но подсознательно анальный человек всегда боится этого, боится опозориться.

Наши свойства даны нам на счастье

Природа не создает дефекта. Это мы неверным использованием наших свойств превращаем нашу жизнь в сплошное страдание. Просто потому, что не понимаем, почему мы созданы такими и для чего в нас вложены те или иные качества. Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет нам глубже понять себя.

Мы начинаем видеть, что наши эмоции имеют два полюса – страх и развитая чувственность, любовь. И чтобы не бояться, надо любить. Причем не себя, а другого человека. Мы осознаем, что анальный вектор дается нам для передачи опыта следующим поколениям, для выполнения качественной и нужной обществу работы. Поэтому и память у людей с анальным вектором хорошая, и перфекционизм идет в дело.

И это осознание бесценно, потому что оно меняет жизненные ориентиры, и плохие состояния, в том числе и любые страхи, уходят мягко и естественно. Так, что мы даже не замечаем, как стали другими. Не верите? Почитайте отзывы тех, кто прошел тренинг:

«Начну с того, что постепенно начали уходить страхи, которые очень мешали жить! Огромная благодарность Юрию за эти бесценные знания! В особенности снизился страх публичных выступлений, на сцене начала чувствовать себя свободнее. Видение мира кардинально изменилось, начинаю чувствовать людей не как раньше (через призму своих убеждений), а по-настоящему понимаю мотивы их поступков! Это невероятно!»

Если вам мешает страх перед публичными выступлениями, начните с познания самого себя на бесплатных вводных онлайн-лекциях по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Зарегистрироваться на них можно по ссылке:

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Потные ладошки, дрожь в коленях, тяжелые свинцовые руки – все это абсолютно нормально, когда вы собираетесь выступать перед большой аудиторией. Страх сцены испытывают многие люди. Его ощущают даже самые талантливые исполнители со стажем. Страх сцены может стать настоящей проблемой, но, к счастью, хорошая новость в том, что этот страх можно преодолеть. Поймите, откуда взялась тревога, постарайтесь с ней справиться, и вы сможете с успехом выступить перед аудиторией.

Шаги

Часть 1

Подготовка к выступлению

    Помните, что этап страха перед сценой абсолютно нормален. Для большинства людей это совершенно нормальное дело, поэтому не стоит этого стесняться. Поймите, что люди в аудитории сами до смерти боятся выступать перед другими, поэтому они только рады, что выступаете вы, а не они. Этот страх вполне оправдан, но важно знать, что вы не одиноки. Эти знания помогут противостоять боязни сцены. Может показаться, что ее невозможно преодолеть, но важно помнить, что многие уже сделали это!

    Хорошо знайте свою роль и материал для выступления. Если вы выступаете с речью, играете в спектакле или танцуете в балете, важно знать назубок каждый шаг и каждое слово. Если вы пытаетесь вспомнить следующее движение или следующее предложение, вы не сможете побороть страх сцены.

    Медитируйте. Медитация помогает успокоиться. Стресс и усталость отнимают энергию, делая нас уставшими, нетерпеливыми и разочарованными. К тому же, они влияют на наше физическое здоровье. Медитация помогает стать более спокойным и сосредоточенным, а еще это хорошее средство для борьбы с боязнью сцены. Начните медитировать , и вы сможете контролировать свои эмоции на протяжении всего выступления.

    Прямо перед выступлением перекусите здоровой закуской. Достаточное количество энергии – ключевой момент в поддержании себя в стрессовых ситуациях (например, когда вы находитесь перед аудиторией). Сосредоточьтесь на том, чтобы потреблять больше «полезных» углеводов, чтобы заранее повысить уровень энергии – это улучшит ваше настроение. «Полезные углеводы» содержатся в овощах, фруктах и цельнозерновых продуктах. Например, возьмите с собой яблоко или батончик-мюсли, скушайте его прямо перед выступлением, чтобы организм был полон энергии и готов к работе.

    Не стоит пить кофе. Сначала может показаться, что шоколад, кофе, газированные и энергетические напитки могут дать вам много энергии, но на самом деле это не так. Вам нужна именно «натуральная» энергия, которая вырабатывается организмом благодаря здоровому сну и хорошему метаболизму. Кофеин и рафинированные сахара могут придать вам нервозности и тревожности.

    Перед выступлением стоит выполнить немного физических упражнений. Вялость и сонливость тоже могут стать причиной тревоги. Прямо перед выступлением стоит найти тихое место, где можно заняться физическими упражнениями, чтобы «разбудить» свой организм. Физические упражнения способствуют выработке энергии, благодаря чему вы сможете спокойно сосредоточиться на выступлении.

    • Бег и прыжки на месте – отличный способ быстро и эффективно увеличить частоту сердечных сокращений, тем самым «разбудив» организм.
    • Упражнение «планка» может быть даже более эффективным, но в том случае, если вы находитесь в тихом уединенном месте и хотите быстро разогреться.
    • Короткая прогулка вокруг здания, в котором вам нужно будет выступить – отличный способ подышать свежим воздухом, проведя немного времени наедине с собой.
  1. Визуализируйте свое успешное выступление. Если вы в восторге от того, чем занимаетесь, это позволит снизить внутреннее напряжение, которое рождает страх. Представьте свою успешную речь или выступление, выполните все необходимые шаги, которые приведут вас к этому успеху. Отбросьте все сомнения и мысли о неудаче. Если они все еще лезут в вашу голову, постарайтесь найти в этих негативных моментах что-то забавное и смешное.

    Слушайте музыку. Можно включить те треки, которые вас «заряжают», которые помогут почувствовать уверенность в себе. И, наоборот, возможно, вам будет намного более комфортно послушать успокаивающую музыку, которая поможет расслабиться. Поразмышляйте над тем, как вы реагируете на ту или иную музыку и решите, что можно было бы выбрать, какой трек сможет вас мотивировать. Музыка действительно очень эффективна, поскольку отвлекает вас от предстоящего события и снижает уровень беспокойства.

Часть 2

Концентрация на выступлении

    Старайтесь дышать равномерно, попробуйте перейти на брюшное дыхание. Страх – это естественный рефлекс, но вы можете с ним справиться. Когда вы начинаете испытывать страх, просто начните дышать, делая короткие вдохи. Прежде чем начать выступление (или пока вы ожидаете выступления), посидите в тишине и медленно дышите, делая глубокие вдохи. Важно знать, как правильно выполнять брюшное дыхание , чтобы можно было сосредоточиться на выступлении.

    • Если вы дышите слишком быстро, вы можете неосознанно спровоцировать гипервентиляцию легких, что может быть опасно для здоровья.
  1. Не стоит зубрить все в последнюю минуту. Постарайтесь выучить текст или роль заранее. Иначе вам придется повторять все перед выступлением, и у вас не будет времени успокоиться и подготовиться к предстоящей задаче. Время перед выступлением имеет огромное значение, поэтому не стоит тратить его на дополнительный стресс и переживания.

  2. Зрительный контакт. Не поддавайтесь тревоге и не избегайте зрительного контакта с публикой. Если вы посмотрите на людей в аудитории и улыбнетесь им, это привлечет их внимание и даст обратную связь, то есть определенную энергию.

    • Если вы знаете кого-то, кто сидит в аудитории, пусть этот человек станет для вас визуальным якорем. Если вы дойдете до точки, когда ваше стеснение и беспокойство будут на грани, сразу же переведите взгляд на этого человека для эмоциональной поддержки.
  3. Стойте на месте. Не стоит ходить по всей сцене, когда вы выступаете с речью перед аудиторией. Все ваше внимание должно быть направлено на тот материал, который вы рассказываете публике. Небольшие переходы от одного места к другому в перерывах между темами вполне нормальны, но бессмысленное движение (которое, как вам кажется, уменьшит беспокойство и боязнь сцены), только отвлекает вас и всю аудиторию.

    • Если вы участвуете в шоу, где движение – часть спектакля, важно не добавлять к выступлению никаких лишних нервных движений из-за беспокойства и волнения. Иначе вы создадите рассеянный образ, и публика не сможет по достоинству оценить ваше выступление.
    • Не стоит перед выступлением кушать фаст-фуд. Нездоровая пища может вызвать расстройство желудка, что только испортит выступление.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь