Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Коммуникативная культура - это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.

В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.

Вежливость - это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости - грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией. ■ Подсчитано, что в результате грубого обхождения работники теряют в производительности труда в среднем около 17%.

Корректность - умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.

Тактичность также является одной из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта - это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т. д.

Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.

Точность, также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением - обманом, ложью.

Предупредительность - это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.

Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих личностных качеств:

Эмпатия - умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они;

Доброжелательность - уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других;

Аутентичность - способность быть самим собой в контактах с другими людьми;

Конкретность - умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы;

Инициативность - способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;

Непосредственность - умение говорить и действовать напрямую;

Открытость - готовность открывать другим свой внутренний мир и твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношении с окружающими, искренность;

принятие чувства - умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других;

самопознание - исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самооценки.

Человек начинает лучше понимать других, если познает следующие аспекты собственной личности:

♦ собственные потребности и ценностные ориентации, технику личной работы;

♦ свои перцептивные умения, т. е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений, без проявления стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем, личностей, социальных групп;

♦ готовность воспринимать новое во внешней среде;

♦ свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и других культур;

♦ свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды;

♦ свои способы персонализации внешней среды, т. е. основания и причины, по которым что-то во внешней среде рассматривается как свое, в отношении которого проявляется чувство хозяина.

Повышение уровня коммуникативной культуры должно быть направлено на развитие следующих социально-психологических умений:

· психологически верно и ситуативно обусловленно вступать в общение;

· поддерживать общение, стимулировать активность партнера; психологически точно определять «точку» завершения общения;

· максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;

· прогнозировать реакции партнеров на собственные действия;

· психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседника;

· овладевать и удерживать инициативу в общении;

· провоцировать «желательную реакцию» партнера по общению;

· формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера по общению; преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излишнее напряжение;

· психологически и физически «соответствовать» собеседнику;

· адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения;

· мобилизовываться на достижение поставленной коммуникативной задачи.

Не менее важными составляющими коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т. е. культура речи. В речевой деятельности можно выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную. Содержательная сторона речи характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей. Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой. Побудительная сторона речевой деятельности состоит во влиянии се на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную и побудительную стороны, зависит степень восприятия речи слушателями.

К числу основных показателей культуры речи в деловом общении можно отнести:

словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы); словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает) произношение (нормой современного произношения в русском языке является старомосковский диалект); грамматика (деловая речь требует соблюдения общих пра-вил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий; в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами);

стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений).

Особенности развития каждой личности, уникальность се внутреннего мира и деловой среды позволяет говорить и об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры. Важно помнить, что коммуникативная культура поддается развитию в процессе социально-психологического обучения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В настоящее время в условиях совершенствования системы образования приобретает значение изменения процессов, которые происходят в разных областях профессиональной деятельности, без чего немыслима реализация и выработка образовательных технологий и программ, которые обеспечивают успешность деятельности специалиста сервиса. Наиболее актуально данный аспект отражается при подготовке специалистов социально-культурной деятельности, функции которых осуществляются в новой экономической, социальной политической сферах. Эта ситуация характеризуется большой динамикой и резонансом в разных областях сервисной деятельности, высокой степенью ответственности специалистов, потребностью осуществлять различные виды профессиональной деятельности, устанавливать деловые связи, многочисленные широкопрофильные контакты. В этой связи коммуникативные умения и навыки специалиста сервиса особенно актуальны.

Коммуникативная культура как социально-психологическая категория рассматривается в трудах многих психологов, педагогов, социологов и предполагает знания, умения и навыки общения, обхождения, взаимодействия. Содержание данного аспекта представляет не только отношения симпатии и антипатии, проявления личностно-психологических характеристик в сфере малых и больших групп, но и как совокупность норм, правил, предписаний и технологий в социальных, политических, экономических и др. сферах жизнедеятельности. Совокупность социальных связей общества независимо от их размаха, может рассматриваться как реализация и характеристика коммуникативной культуры между людьми.

1. Коммуникативные способности

Успех человека зависит не только от силы его характера и жизненного везения. Во многих делах определяющим фактором являются наши взаимоотношения с окружающими. В частности это наши коммуникативные способности, и от того, насколько они развиты, зависит успешность человека в трудовой деятельности и других различных областях жизни. Формирование коммуникативных способностей у человека начинается почти с рождения. Чем раньше ребенок научится говорить, тем проще будет его взаимодействие с окружающими. Коммуникативные способности личности у каждого человека формируются индивидуально. Влияющими факторами здесь являются взаимоотношения с родителями, сверстниками, позже с руководством и коллегами по работе, а также собственная социальная роль человека в обществе.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию "способности".

Способности -- это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками.

Чтобы рассмотреть понятие коммуникативных способностей, рассмотрим понятие общение, так как коммуникативные способности формируются в процессе деятельности, в общении с окружающими.

Общение является неотъемлемой частью образования. В современных условиях образование рассматривается как компонент культуры, являющейся основным средством развития гуманистической сущности человека. Общение - это и источник, и канал информации, поэтому в образовании оно выполняет ведущую роль.

Общение - это взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми.

Общение является важным условием для выявления и раскрытия лучших сторон личности, для формирования сознания и самосознания личности, для ее развития.

Особый вид общения -- коммуникационная деятельность -- это деятельность по передаче информации от источника (коммуникатора) к получателю (реципиенту) посредством определенного канала.

Понятие «коммуникация» трактуется как общение, в процессе которого происходит обмен мыслями, эмоциями между двумя или более людьми с помощью слов, букв либо других символов для обеспечения взаимопонимания.

Таким образом, коммуникативные способности - индивидуально- психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. Коммуникативные способности позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую и другие виды деятельности; они определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания другого человека, выработки стратегии взаимодействия.

Если будучи ребенком человек не получал должной поддержки со стороны близких, и не смог приобрести опыт коммуникации, он может вырасти замкнутым и неуверенным в себе. Это значит, что его коммуникативные способности общения будут находиться на низком уровне. Выходом из этой ситуации является развитие навыков общения и поведения в обществе. Прежде чем разобраться, как развивать в себе эти данные, необходимо знать из чего они состоят. Структура коммуникативных способностей включает в себя следующие виды:

Информационно-коммуникативная функция раскрывается также в процессах передачи и приема информации партнерами по общению. В реальных процессах общения между людьми информация не просто передается -- принимается, но и формируется, что является очень важным моментом для творческого продуктивного общения. Это не только выравнивание различий в исходной информированности партнеров, но и стремление понять взгляды и установки друг друга, сопоставить их, выразить свое согласие или несогласие, прийти к определенным согласованным или новым результатам. коммуникативный способность специалист сервис

Вторая функция общения -- регулятивно-управляющая -- проявляется в воздействии на поведение партнеров в процессе их общения. Благодаря общению человек получает возможность регулировать не только свое собственное поведение, но и поведение других людей. Происходит взаимная «подстройка» действий. Через глубинные психологические механизмы общения, о которых написано в предыдущей главе -- заражение, подражание, внушение и убеждение, можно оказывать управляющее воздействие на человека, глубина которого зависит от индивидуальных свойств партнеров общения.

Третья функция общения -- эмоционально-коммуникативная -- оказывает большое воздействие на эмоциональное состояние человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в процессе общения людей. Потребность в общении часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения людей может изменяться интенсивность эмоциональных состояний партнеров: происходит либо сближение этих состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Человек в общении может эмоционально разрядиться или, наоборот, усилить эмоциональную напряженность.

Развивая коммуникативные способности, люди овладевают многообразным опытом человечества, в том числе коммуникативными компетенциями. Коммуникативная деятельность способствует развитию всех психических процессов и свойств личности. Коммуникативные способности человека являются важным аспектом установления полноценных межличностных отношений, а так же налаживания контактов с окружающими людьми.

2. Требования к коммуникативным умениям специалистов в области сервиса

Динамично развивающейся сфере сервиса ежегодно требуется большое количество высококвалифицированных специалистов. От квалификации персонала в большей степени зависит эффективность работы сервисных предприятий, конкурентоспособность предоставляемых услуг, как следствие, постоянно повышаются требования к уровню подготовки и переподготовки специалистов сферы сервиса, которые, должны владеть «профессиональными технико-технологическими знаниями, методами использования новых инновационных технологий, навыками организационно-управленческой деятельности».

Перспективы развития экономики и социальной сферы порождают новые общественные требования к профессиональным качествам личности, которые позволяют специалисту успешно адаптироваться, жить и работать в новом тысячелетии.

Речевое искусство, как область коммуникативной культуры специалиста по сервису является неотъемлемой частью его профессиональной коммуникативной компетентности.

Специалист социокультурной сферы должен быть словесником независимо от того, с каким уровнем клиентов он общается, где важнейший рабочий инструмент является его слово. К специалисту сферы сервиса предъявляются высокие требования, где присущи диалогическая открытость и умение быть коммуникативным лидером. Именно данные умения адаптируют к более успешной социализации в профессиональной сфере. Это такое владение риторикой сервисного обслуживания, в результате которого прогнозируется реакция клиента, что позволяет выстраивать траекторию и тактику дальнейшего, перспективного сотрудничества, а также намечать линию возможного сетевого маркетинга по продвижению и реализации услуги или продукта.

Специалист сферы сервиса должен быть коммуникативным лидером, способным привлечь внимание компетентностью не только в области знаний, но и в сфере владения речевым мастерством, с легкостью оперируя всеми приемами ведения деловой беседы в соответствии с этикетными нормами. Менеджеру необходимо обладать умением выслушать обслуживаемое лицо, живо интересуясь его проблемами, используя речь как средство их разрешения. Специалисту сферы сервиса необходимо иметь знания, умения и навыки в области психологии и этики делового взаимодействия, которые, безусловно, помогут достичь уверенности в себе, умения грамотно презентовать товар или услугу, которые он представляет.

Высокий профессиональный уровень владения коммуникативными приемами, включающими и речевое искусство, позволяет урегулировать нестандартные ситуаций, возникающие в процессе взаимодействия. Умение подобрать для каждого именно те слова, которые клиент ожидает услышать, является необходимым, чтобы заинтересовать и вступить в творческое взаимодействие с перспективой дальнейшего сотрудничества. Для успешной реализации поставленных задач, уровень владения речью специалиста сферы сервиса должен быть высоким.

Целенаправленное систематическое формирование у будущих специалистов сервиса речевой компетентности является одним из путей решения этой проблемы как фактора успешной профессиональной социализации.

Общение в сфере сервиса является как функцией взаимодействия, так и функциональной категорией. Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми является выражением коммуникативной культуры. Для продуктивной коммуникации специалистов сервиса характерно лучшее понимание ситуации и предмета общения, взаимопонимание партнеров, что способствует достижение целей, обеспечивает разрешение проблем и предполагает оптимальное использование ресурсов.

В современных условиях развитие эффективного общения специалистов предполагает несколько направлений с целью гармонизации самого взаимодействия. В практике развития коммуникативной культуры как фактора успешной социализации выделяют виды общения, как ролевое, личностное, социально-ориентированное, а также служебно-деловое. Основанием для различения является не только психологическая и социальная дистанция, между партнёрами, но и роль, а также цель и статус самого процесса взаимоотношений. В социальной психологии рассматривают 3 стороны самого процесса общения, которые являются доминантами процесса социализации: перцептивная сторона - взаимное восприятие, при котором складываются первые впечатления, симпатии или антипатии, а также понимание мотивов поведения партнеров; коммуникативная сторона - обмен знаковыми сообщениями, высказываниями; интерактивная сторона - деятельностная сторона, предполагающая активную реализацию проектов и принятие решений.

Особую актуальность в настоящее время приобретают этические стороны сервисной деятельности, в том числе, взаимодействие потребителей услуг и работников предприятий сервиса. Важное значение имеет профессиональная этика, которая помогает в выполнении задач по обеспечению увеличения объема услуг, формированию имиджа предприятий сервиса, и как следствие, более полного удовлетворения спроса населения.

Не имея знаний и представлений об этических нормах, а также специфике коммуникации как особого вида взаимодействия людей, порой специалисты сервиса осуществляют свою профессиональную деятельность на примитивном уровне, не позволяющем росту, как личной карьерной перспективы, так и предприятия в целом. При этом процесс социализации проходит непродуктивно и безуспешно. Проблема коммуникативной культуры как фактора успешной социализации в профессиональной сфере выделяется особенно остро.

В настоящее время современным обществом востребованы профессионалы своего дела, а для множества профессий владение коммуникативными техниками - основное профессиональное качество. Коммуникация может быть реализована, как и беседа с конкретным лицом, так и обсуждение определенных вопросов группой людей. Специалисты по теории коммуникации выделяют несколько этапов. Это этап установления первичного контакта, этап адаптации и ориентации в ситуации, этап принятия какого-либо решения и, наконец, этап выхода из взаимодействия. Выделением этих этапов и умением их управления определяется во многом эффективность делового партнерства. Любая коммуникация начинается с первичного контакта. Основная задача этого этапа - мотивировать собеседника к общению и создать благоприятные возможности для принятия решений и дальнейшего делового сотрудничества. Специалист сервиса должен обладать умениями такта, корректности, оставаться сдержанным и доброжелательным в продолжение всего общения с клиентом. Коммуникативная культура - важное условие эффективной сервисной деятельности. Она предполагает умение стратегически и тактически строить свои отношения, опираясь на знания и умения применять средства общения (вербальные и невербальные), мастерство использования особенностей коммуникативного процесса, интерпретации коммуникативных типов партнеров, приемов влияния.

Заключение

Коммуникативная культура как социально-психологическая категория рассматривается в трудах многих психологов, педагогов, социологов и предполагает знания, умения и навыки общения, обхождения, взаимодействия. Содержание данного аспекта представляет не только отношения симпатии и антипатии, проявления личностно-психологических характеристик в сфере малых и больших групп, но и как совокупность норм, правил, предписаний и технологий в социальных, политических, экономических и др. сферах жизнедеятельности.

Совокупность социальных связей общества независимо от их размаха, может рассматриваться как реализация и характеристика коммуникативной культуры между людьми.

В настоящей работе мы познакомились с одним из опросников, предназначенных для исследования коммуникативной сферы личности, а также в профориентационных целях.

В тестировании участвовало 5 человека, возраст от 20 до 44 лет, студенты и работающие люди.

Средний показатель коммуникативных способностей по группе составляет 12,3, что говорит о среднем уровне развития этих способностей. Что касается среднего показателя организаторских способностей по группе, то он составляет 13,8 и это также свидетельствует о среднем уровне развития организаторских способностей.

По моим наблюдениям, люди редко сталкиваются с такого рода тестов, и при выполнении его не могут сразу сосредоточиться. Именно это и могло повлиять на результаты тестирования.

Список использованных источников

1.Андреева Г. М. Социальная психология - М., 2001.

2.Кишкель Е. Н. Социология и психология управления. - М., 2005

3.Немов Р. С. Психология. Т. 1 - М., 2000.

4.Поршнев Б.Ф. Функция выбора -- основа личности. В кн.: Проблемы личности. - М.2002

5.Квинн В. Н. Прикладная психология. - Спб., 2000.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение понятия делового общения, его форм и видов. Ознакомление с понятием коммуникативных способностей. Исследование особенностей методики "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей - КОС". Анализ теста коммуникативных умений Михельсона.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2015

    Теоретический анализ исследования коммуникативных особенностей личности. Коммуникативный механизм в социальной среде. Исследования коммуникативных особенностей зарубежными и отечественными авторами. Установки и способности коммуникативной личности.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2015

    Понятие и направления становления коммуникативных навыков личности. Психологический анализ развития коммуникативных навыков у школьников в зависимости от их возрастной категории. Разработка рекомендаций по развитию коммуникативных навыков у школьников.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2011

    Общая характеристика возрастных особенностей подростков. Процесс формирования коммуникативных способностей в подростковом возрасте. Основные методы развития коммуникативных способностей у детей на базе творческого (хореографического) коллектива.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2015

    Проблема способностей в контексте психологических теорий. Понятие и отличительные особенности коммуникативных способностей человека. Создание экспресс-методики по определению развития коммуникативных способностей, проверка ее на надежность и валидность.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2010

    Исследование проблемы развития коммуникативных свойств личности различными психологическими течениями. Путь формирования коммуникативных способностей менеджера в управленческой деятельности через деловое общение, методики его изучения и коррекции.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2009

    Сущность общения и коммуникативных способностей. Пути развития коммуникативных способностей детей и роль игрового общения в жизни дошкольников. Методы формирования игры. Экспериментальное исследование уровня коммуникативных способностей у дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2014

    Изучение психологических черт и особенностей (фантазия, независимость) креативной личности. Рассмотрение сущности и стадий творчества, определение его влияния на развитие отношений личности. Исследование связи личностных черт с развитием таланта.

    курсовая работа , добавлен 01.08.2010

    Переживания как способ управления окружающими. Скорость изменения функциональных состояний. Особенности формирования и развития эмпатии. Основные моменты развития чувств и эмоций в школьном возрасте. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы личности.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2012

    Теоретический анализ сущности и значения развития творческих способностей человека. Особенности творчества, как психического процесса. Анализ личностных характеристик, которые присущи творческим людям. Изучение концепции редукции творчества к интеллекту.

Железовская Г.И., Токарева Е.А.

В своей работе мы исходим из того, что такой феномен, как коммуникативная культура личности, не является изначально заданным качеством, а выступает сложным структурно-уровневым образованием, которое проходит длительный период становления, развития и совершенствования. Теоретико-методологической основой исследований, выявляющих состав коммуникативной культуры личности, служит понятие о потребности как «объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности» . Потребность в общении способствует установлению и укреплению взаимоотношений между людьми, стимулирует их на обмен опытом, знаниями, а также чувствами и мнениями. На базе потребности ребенка в коммуникации возникает и развивается его потребность в признании, которая, как отмечает А.Н. Леонтьев, «позволяет развивающейся личности постичь культурные ценности своего народа и других представителей культурных этносов» .

Социальные установки рассматриваются нами как необходимые компоненты коммуникативной культуры личности. Социальная установка имеет определенное строение, структуру, в которой выделяются три компонента: аффективный (эмоциональная оценка объекта), когнитивный (осознание объекта социальной установки), конативный (последовательное поведение по отношению к объекту) . Среди важнейших социальных установок субъекта общения - «образ Я» и установка на общительность - замкнутость. Сущностью «образа Я» можно считать самоуважение личности, которое совмещает в себе рассудочный и эмоциональный элементы - осознание себя и удовлетворение собой. Совмещение этих элементов и определяет поведение субъекта к самому себе и окружающим его людям.

Социальные установки могут воплощаться в жизнь по-разному, многое зависит от характерологических особенностей личности и от того, насколько она владеет коммуникативными умениями. Термином «умения» в психологии обозначают владение сложной системой психических и практических действий, которые необходимы для целесообразной регуляции деятельности с помощью имеющихся у субъекта знаний и навыков . Разбор психолого-педагогической литературы показывает, что основными коммуникативными умениями выступают умения слушать и слышать собеседника, адекватно ориентироваться в сложившийся ситуации, планировать и реализовывать свое высказывание, строить его в определенном стиле. В случае неудачного коммуникативного процесса не каждый его участник готов взять на себя ответственность за провал, хотя осуществлять контроль за речью, корректировать себя в случае необходимости, а также знать нормы и правила общения культурный человек просто обязан.

Не менее важной теоретико-методологической основой выделения состава коммуникативной культуры служит понятие о ценностных ориентациях личности. Ценностностью мы называем психологическое образование, которое представляет собой взаимосвязь, единство между наиболее значимой для человека сферой деятельности, той или иной стороной его жизни и способами осознания, выделения и утверждения себя, своего «Я» в системе взаимоотношений с людьми. Ценностность есть тот необходимый психологический механизм, который определяет стремление, направленность человека к предельной самореализации в той области жизни, которая имеет для него немаловажное значение. Как отмечает В. Франкл, «стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни является врожденной ценностной ориентацией, присущей всем людям и являющейся основным двигателем поведения и развития личности» .

Анализ психолого-педагогической и философской литературы позволяет выделить универсальные ценности для развития и саморазвития личности. Среди наиболее актуальных ценностных ориентаций исследователи (Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, А.В. Зосимовский, А.В. Кирьянова, И.С. Кон и др.) выделяют любовь, свободу, культуру, совесть, жизнь, красоту, человека, общение. Ценности общения - это те значимые ориентиры процесса общения, которые определяют, в первую очередь, его основные содержательные характеристики, а не только формальные. Гуманистическая этика общения позиционирует честь и достоинство человека как высшую ценность. Так, Д. Карнеги пишет: «Существует один наиважнейший закон человеческого поведения. Этот закон гласит: всегда поступай так, чтобы у других создавалось ощущение своей значительности» . Эта практическая рекомендация Карнеги как раз и исходит из того, что для человека его честь и достоинство - главнейшие ценности.

Признание ценности партнера по общению может проявляться также и в искренней и ненавязчивой предусмотрительности, которая заключается в том, чтобы предугадать желания партнера и способствовать их более успешному исполнению. Но здесь следует быть осторожным: необходимо чувствовать такт и не нарушать меру, за которой человек, которому в чем-то помогают, может почувствовать себя неудобно. Этика межличностного взаимодействия синтезирует в себе как доброжелательность и доверие, так и уважение не только к другому человеку, но и ко всему, что с ним связано. Это, как правило, проявляется во взглядах, суждениях, оценках, поступках, а также в жестах, мимике, другими словами - в искусстве ценить других. Если же человек видит высшую ценность общения только в себе самом, в удовлетворении только своих личных потребностей, если на первом месте у него неблагородные и сугубо корыстные цели, если другой участник общения выступает для него только как средство для решения личных задач, то ценности общения в таком случае потеряны и такой коммуникативный процесс можно назвать безнравственным и бескультурным.

В способности учитывать все эти факторы и находить разумные компромиссы и заключается искусство общения. Для того чтобы уметь находить эти компромиссы, необходимо осознать ценность принципа толерантности в общении.

Ценность этого принципа сейчас не является, к сожалению, популярной, так как его часто отождествляют со смирением, с конформизмом, с капитуляцией, с попыткой подставить другую щеку. На самом деле, этот принцип связан с неосуществимостью преодолеть тотчас, немедленно слабости и несовершенства человеческого рода. Это относится к случайным, порой неосознанным проявлениям высокомерия, к психологической несовместимости характеров, стрессам и т.п. Поэтому общение без толерантности может превратиться в постоянные выяснения отношений. В каждом конкретном случае порог толерантности может меняться. Однако во всех ситуациях общения толерантность никогда не может быть связана с ущемлением достоинства любого из общающихся субъектов, с культивированием зла. Человеку, не осознавшему ценность этого принципа, очень сложно общаться. Необходимо развивать в себе эту способность, которая вырастает из понимания самоценности человека в процессе межличностного взаимодействия, помогает гуманизировать межличностные отношения, т.е. делать их более человечными, доброжелательными, тактичными.

Помимо толерантности, гуманистическая этика опирается на такие общечеловеческие нравственные ценности, как доверие, бескорыстие, откровенность, милосердие, честность, забота, благодарность. Все они равнозначны и переплетаются между собой, поэтому выстроить ценностную иерархию не представляется возможным. Идеальное общение, на наш взгляд, также не отделимо и от таких ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. Ценить в общении нужно не только свою свободу, а в первую очередь свободу другого. Общение, ориентированное на эти ценности, можно назвать гуманистическим, именно оно может сделать человека по-настоящему счастливым.

Динамичные процессы урбанизации, технизация всех социальных взаимодействий часто ведут к индивидуализму в общении, замкнутости, отчужденности. Бездуховность общения ведет, как правило, к различным отклонениям в поведении личности. Поэтому задача педагогов и родителей состоит в формировании подлинной культуры общения у своих воспитанников, общения, ориентированного на гуманистические ценности. Так как основной элемент общения речь - очень важно следить за ней, избегать нецензурных выражений и некорректных формулировок, а также агрессии и гнева. Культура общения подразумевает соблюдение определенных правил не только в вербальной речи, но и в невербальной - мимике, жестах, позе тела. Культурное общение - это всегда обмен мнениями, диалог, выражение собственных мыслей и интерес к мыслям собеседника. Вступать в общение без предвзятости является существенной стороной культуры общения. М. Горький советовал: «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего». В общении обычно проявляется характер отношения человека к другим людям - те, кто видит в людях хорошее, даже иногда и малозаметное, имеют больше шансов рассчитывать на ответное положительное отношение. Кроме того, важно понять: относясь к человеку хорошо за то хорошее, что есть в нем, мы постепенно делаем его на самом деле лучше.

Культура общения - это еще и такт, и уважение, и вежливость. Сформированная коммуникативная культура предполагает осознанное, основанное на «принципах справедливости и благородства» отношение к людям, а не слепое исполнение этикетных норм. Немаловажное место в составе коммуникативной культуры занимает ответственность. В психологии ответственность понимается как свойство, характеризующее социальную типичность личности . Ответственность отражает склонность личности исполнять ролевые обязанности, придерживаться в своем поведении общепринятых норм, а также готовность ответить за свои поступки и действия.

Ответственность - такая черта характера, проявляющаяся как готовность взвалить на себя груз принятия решения и быть с этим грузом до последнего, вплоть до неудачи. Ответственность и долг - понятия взаимосвязанные. Истинная ответственность - это личное осознание коммуникативной задачи, поиск перспектив ее решения, это осознание человеком себя как субъекта общения, независимо от кого-либо принимающего решения. Ответственность всегда характеризуется самостоятельными действиями и не может быть навязана по определению.

Таким образом, коммуникативную культуру личности мы понимаем как комплекс сформированных знаний и умений в области межличностного общения. Она выражается в толерантном отношении к людям, в умении контролировать и регулировать свое речевое поведение, грамотно аргументировать свою позицию, продуктивно сотрудничать с помощью вербальных и невербальных средств и способов общения.

Список литературы

Антонова Т.В. Коммуникативные воздействия на сверстников при организации продуктивной деятельности//Общение детей в школе и семье. М., 1990.

Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2003.

Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей, выступая публично. М., 1994.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

Леонтьев А.Н. Очерк психологии личности. М., 1993.

Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.; Киев, 2003.

Психология: Учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. Спб., 2004.

Социальная психология / Под ред. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д, 2011.

Франкл В. Человек в поисках смыслах. М., 1990.

Образовательная политика сейчас во многом сконцентрирована на развитии коммуникативной компетентности. Способность эффективно общаться часто называют одной из целей образования, наряду с другими ключевыми навыками, такими как критическое и способность эффективного решения проблем.

Что такое коммуникативная культура?

Одно из определений коммуникативной культуры – способность человека запомнить эффективные коммуникационные методы и использовать эти знания, адаптируя их к различным контекстам.

Вот список навыков, составляющих коммуникативную культуру общения:

  1. Выражать свои идеи ясно.
  2. Вести общение корректно, в соответствии с этическими нормами.
  3. Понимать момент, когда коммуникация удобна.
  4. Четко осознавать цель своих коммуникаций.
  5. Выбирать наиболее подходящий и эффективный способ для коммуникации.
  6. Демонстрировать доверие к собеседнику.
  7. Определять и нейтрализовать моменты непонимания.
  8. Способность предотвращать или грамотно разрешать конфликты.
  9. Открытие к восприятию чужой точки зрения.
  10. Слушать внимательно.

Коммуникативная культура личности

Социальные психологи выделяют также список навыков, которые составляют коммуникативную культуру в целом.

Важно отметить, что человек с развитой коммуникативной культурой – ни в коем случае не «ботаник» с накрахмаленным воротничком. Это цельная , способная дипломатично и находчиво справиться с любой речевой или переговорной ситуацией. Кстати, если вы интересуетесь коммуникациями в дипломатии, мы советуем прочесть труд китайских стратегов «36 стратагем».

Следует исходить из общего понимания феномена культуры как: а) способа созидательной деятельности (не только «чем», но и «как» она осуществляется); б) уровня совершенства, степени развития этой деятельности (где главный критерий - творчество); в) результата этой деятельности (артефакты, мемы, смыслы, символы, коды); г) степень гуманистичности содержания деятельности и ее результатов (человеколюбие, толерантность, уважение достоинства другого

Коммуникативная культура общения включает знание о приемах (способах), нормах и правилах данного вида общения. При этом, конечно, подлинно культурное коммуникативное общение - то, которое опирается на нормы этики, морали, нравственности которое осуществляется в рамках общепринятых правил этикета. Нетрудно заметить здесь и то обстоятельство, что коммуникативная культура находится в прямой зависимости от направленности личности , т.е. от ее ценностных ориентаций , потребностей, устремлений, что составляет своеобразное духовное поле коммуникаций. Это поле формирует, в свою очередь, феномен «позитивного» или «непозитивного» сознания как стержня успешного или неуспешного коммуникативного общения.

Коммуникативное общение подлинно культурно, когда оно как деятельность осуществляется свободно и демократично , когда оно наполнено креативностью (творчеством), т.е. изобретательно, не загнано в прокрустово ложе штампов, идеологем, политических догм, корпоративных шор, социально-групповых интересов.

Коммуникативность общения людей связана с их вербальной культурой, которая органично отливается в культурные формы вербальных коммуникаций. В связи с этим обратим внимание на необходимость расширения личностного запаса слов, понятий, категорий. Современная «Эллочка-людоедка» просто не сможет участвовать в современном коммуникативном диалоге.

Следует, наверное, сказать о том, что мат - есть свидетельство и бедности языка, и «опущения» информационного ряда, и «моветон» (дурной тон) в общении. Это и проникновение в информационное поле этики насилия, морали неуважения к человеческому достоинству.

Коммуникационная культурность связана с широтой и разнообразием используемых средств - носителей информационного смысла, с мастерством владения ими и их использованием. Это касается не только человеческой речи, но и невербальных, и технических (СМИ) средств коммуникативных связей.

Коммуникативная культура - это гуманизм коммуникаций. В данном аспекте речь идет и о «тональности» передачи сообщений, и самого содержания информации, которое должно учитывать «живое в человеке», его психическую жизнь; учитывать обстоятельства человеческого бытия, осуществляться с чувством такта. Вовсе не случайно метафорическое суждение о том, что словом можно вдохновить, вылечить, ранить и убить.

Коммуникативная культура - это обеспечение в общении «семантически значимой информации» 1 . О чем здесь речь? При общении, в особенности через системы невербального взаимодействия, используются определенные знаковые системы, которые можно рассматривать как коды . Проблема состоит в том, что система кодификации и декодификации должна быть известна всем участникам коммуникативного процесса. Семантически значимая информация - это та, что дается на входе, а фиксируется на выходе системы, т.е. которая только и «срабатывает». Она-то как раз и влияет на изменения в поведении, т.е. имеет смысл. В противном случае прибавки к вербальной коммуникации не будет.

Наконец, культура коммуникативности - это установка коммуникатора и реципиента на положительное друг в друге, это доброжелательность, но самое главное - это общение, которое в основе содержит «позитивное мышление», ведущее к благоприятному общению. Позитивное мышление охватывает положительное оценивание человеком мира, явлений, событий, людей и, конечно, самого себя.

В наиболее общем плане коммуникативная культура есть степень творчества в средствах, технике и технологии осуществления коммуникаций, уровень совершенства и гуманности его содержания, упорядоченность коммуникативных отношений.

Вместе с тем коммуникативный процесс может протекать и спонтанно (хаотично). Ведь это - системный акт. И здесь могут быть случайности, парадоксы, несоразмерности, попятные явления и т.п.

Однако, последнее - тоже сфера культурного процесса, если вести речь об общении как о динамическом действии. В данном случае следует выделять «устойчивые» и «неустойчивые» формы коммуникативности - относительно параметров культуры как результата, как момента коммуникации.

Разумеется, в контексте исследуемого аспекта культура личности связывается и с общим, и со специфическим. Так, например, «образованность» связана в большой мере именно со сферой «коммуникаций», однако важна культура личности и в целом. Ну, а говоря о нравственности личности, нельзя не различать специфики ее технологического проявления в коммуникациях, с которыми связаны этикетные нормы.

Еще одна сторона коммуникативности - субъекты общения. Их культурные параметры тоже являются составной частью коммуникативной межличностной культуры. В этом смысле мы должны выделить такие личностные показатели, как: а) гуманистическая направленность; б) включенность в созидательную деятельность; в) образованность; г) инкультурированность; д) воспитанность; е) духовность; ж) наличие нравственно регулирующей рефлексии

С детства мы усваиваем определенные нормы и правила поведения. Воспитанного человека отличает то, что правила культурного поведения стали нормой его жизни. Известные истины нужно говорить как можно чаще, именно поэтому мы еще раз обращаемся к ним, чтобы, читая их, вы оценили себя, насколько им следуете.

Правило 1 . Обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами. Уважение других начинается с уважения себя, а уважение себя с уважительного отношения к другим. Проявляйте к людям искренний интерес, помните, что одобрение, похвала -эффективные средства самореализации.

Правило 2 . Хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбайтесь чаще себе и окружающим. добрая шутка сближает людей. Оптимист вселяет в окружающих убежденность успехе самого трудного дела.

Правило 3. Старайтесь сохранять спокойствие во всех ситуациях. Помните, что со спокойными людьми общаться гораздо приятнее. Спокойная атмосфера повышает чувство собственного достоинства, создает комфортные условия для труда, учебы, творчества.

Правило 4 . Справедливо оценивайте людей, а если критикуете, то делайте это умело, сохраняя честь и достоинство критикуемого. Лучше всего замечание делать с глазу на глаз- Помните, что ничто так не деморализует людей, как постоянные упреки.

Правило 5. В общении стремитесь к диалогу, тогда вы не только расскажете о своей точке зрения, но и узнаете мнение окружающих, что может оказаться гораздо ценнее.

Правило 6 . Соблюдайте культуру речи, которая заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению. Критериями культуры речи, определенными еще с древнейших времен, являются: правильность, коммуникативная целесообразность, точность, логичность, ясность и доступность изложения, чистота и выразительность речи, разнообразие средств выражения, эстетичность и уместность. То, какие слова человек употребляет, говорит о его внутренней культуре, духовном богатстве.

Правило 7. Помните о культуре одежды. Эффект первого впечатления оказывает влияние на последующее общение. Сначала человек видит, а уже потом слышит и воспринимает смысл сказанного. Симпатия к человеку возникает первоначально от внешнего восприятия. Учитесь располагать к себе людей.

Правило 8 . Будьте благодарны. Человек, умеющий благодарить, получает во много раз больше. Когда дают совет, следует поблагодарить, а уже потом решать: следовать этому совету илинет.

Правило 9 . Стремитесь к развитию и совершенствованию. Как только вы поймете, что причина жизненных неудач внутри, а не вне вас, вы начнете прогрессировать.

Некорректное действие собеседника

Нейтрализующая защита собеседника

«Раздувание» проблемы, вывод ее за принятые в дискуссии границы.

Напомнить о рамках дискуссии, о ее цели. Попросить еще раз уточнить антитезис и вернуть разговор в прежнее русло, в установленные границы обсуждения.

Выхватывание мелочи (факта), не затрагивающей основного тезиса.

Спросить оратора о цели дискуссии, цели его выступления. Спросить, какую мысль

Попытка со стороны оппонента перехватить инициативу в выборе направления разговора:

    Выдвижение вопроса не по существу проблемы;

    Выдвижение контрвопроса, игнорирование высказанного мнения, аргументации

Предусмотреть возражения соперников, изучить их мотивы, позиции и т.д.:

    Указать собеседнику на его уход от спорного вопроса;

    Спросить его, какую мысль он доказывал;

    Попросить высказать отношение к аргументации, изложенному мнению.

Высказывание намеков, компрометирующих собеседника, ставящих тем самым под сомнение его мысль, предложения:

    Перенесение критики на выступающего, на личность;

    Приписывание выступающему явно нелепых высказываний

Не исключать комплиментов в адрес соперника, выигрывать доброжелательностью, демонстрировать свою объективность:

    Не пытаться оправдываться, не проявлять резких эмоций, не поддаваться не провокацию.

Намеренный увод к ложным выводам, подтасовка фактов для того, чтобы впоследствии уличить оппонента в безграмотности и дилетанстве.

Прекратить обмен мнениями, похвалить собеседника за глубину анализа и попросить его сделать обобщающий вывод.

Скрывание резко отрицательного отношения к позиции или автору идеи под маской доброжелательности.

Остроумно сорвать маску оратора, напомнить факт подобной «доброжелательности» и раскрыть его замысел всем присутствующим.

Демонстрация некомпетентности соперника в проблеме, ведение демагогических рассуждений.

Не проявлять излишнюю деликатность, спросить, о чем конкретно шла речь, ради чего.

Игра на ошибках оппонентов, недоработках, несовершенствах их, игнорирование фактов «за» и «против», тенденциозное преподнесение материала.

Попросить высказать соображения, как выйти из затруднения.

Постоянное изменение позиции, кружение вокруг до около, попытка найти что-то третье свое.

Не настаивать на признании, согласии и поддержке вашей идеи. Ваш соперник – марионетка. Сверните разговор, который все равно ни к чему не приведет.

Грубое одергивание собеседника

Не давать волю своим чувствам. Это попытка соперника вывести вас из равновесия на этом сыграть. По возможности использовать сатиру, иронию, сарказм.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь