Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Инструкция

Перед выбором факультета разберитесь для себя в разнице профессий звукооператора, звукорежиссера и звукоинженера. Первый занимается записью звука, второй - его концепцией, третий - технической стороной вопроса. Высшие учебные заведения предлагают кафедры и факультеты звукорежиссуры, которые включают в себя обучение навыкам работы звукооператора и звукоинженера.

В дальнейшем вы сможете работать звукооператором в различных областях: кино, радио, театр, концертная звукорежиссура, студийная работа с классикой, джазом, рок музыкой. Стоит заранее прикинуть для себя, что вам ближе, так как все факультеты предлагают те или иные области в звукозаписи: "Музыкальная звукорежиссура", "Звукорежиссура кино и телевидения", "Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников".

Если в ваших планах специальность "Музыкальная звукорежиссура", то вы можете освоить профессию в следующих вузах Москвы: Российская Академия музыки им. Гнесиных (РАМ им. Гнесиных), Государственный специализированный Институт Искусств (ГСИИ), Институт современного искусства. В Петербурге выдает дипломы по этой специальности Санкт-Петербургский Государственный университет Профсоюзов (СПбГУП). Самым престижным считается первый.

По специальности "Звукорежиссура кино и телевидения" вы получите диплом в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, Всероссийском Государственном университете кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК). В Петербурге диплом выдает Санкт-Петербургский Государственный университет кино и телевидения (СПбГУКиТ).

Если ваш выбор - "Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников", то поступайте или в Московский Государственный университет культуры и искусства, или в Петербургский университет Профсоюзов.
Санкт-Петербургский Государственный университет кино и телевидения единственный вуз, который предлагает сугубо инженерную профессию работы со звуком на кафедре акустики и звукотехники. Это техническая должность. Вступительные испытания проходят с уклоном на знания физики и математики.

Задача отстроить звук возникает в концертной практике звук орежиссера и звук ооператора. И, если, к примеру, на стационаре (то есть на собственной сцене) звук отстраивается один раз, а дальше только корректируется, то на гастролях каждый раз приходится отстраиваться заново. Все, разумеется, зависит от зала, но на такие случаи есть довольно устойчивый алгоритм – на «раз-два-три-четыре».

Инструкция

Проверка наличия аппаратуры, имеющейся в звук оцехе этого зала – «раз». Прямо по списку проверьте наличие обязательной аппаратуры: микшера, микрофонов, коммутации, предусилителей, усилителей выхода, акустических систем (портал, сателлиты, сабвуфер), эквалайзера, процессора эффектов, компрессора/лимитера, MD-CD-плеера (или компьютера с выходом).

Вместе с местным звук ооператором определитесь, работаете вы с «местного» пульта (микшера), или со своего, или со своего через местный, в зависимости от коммутации, установленной на сцене – это «два». Как правило, на выездныве концерты усилители выхода и акустические системы с собой берут немногие; если вы входите в число этих немногих, то общее правило таково: акустика и микрофоны – только свои (если мало – дополняем местными). В этом случае вы работаете со своего пульта. Так же, со своего – но выдавая звук через местный – работаете в случае специфических условий (например, у нас цифровой пульт с набором сложных предустановок). Во всех прочих случаях лучше работать через местный пульт, дополнив набор имеющихся процессоров своими при необходимости.

Расставьте на сцене микрофоны, инструменты, подключите шнуры, скоммутируйте – это «три». Проверьте, все ли работает.

Собственно отстройка , или «саунд-чек», происходит непосредственно перед выступлением – «четыре». Ваша задача – максимальная разборчивость звук а при оптимальной плотности. Сначала установите общую акустическаую картину: выставьте уровни звук а, панораму, реверберацию. Солиста, если он один, поставьте в центр панорамы, если несколько, разнести вправо-влево. Стереобаза сопровождения (если есть) в целом выставляется не более 70 градусов, если солистов нет, то до 90-100. Общую реверберацию проверьте на самом громком звук е – должно быть аккуратное эхо, не разрушающее разборчивости. Отстойте динамический диапазон (разницу самого громкого и самого тихого звучания), в зависимости от этого установите компрессию. После этого вам остаются тонкие, «художественные » настройки. Эквалайзером выделите наиболее яркие тона голоса солиста и инструментов. Можете аккуратно добавить реверберации в отдельные каналы, перепроверить общую картину на самом громком и самом тихом звучании. Проверьте слышимость в мониторах: у солиста отдельно, сопровождения отдельно, у всех вместе. Установите точные уровни громкости и нужных эффектов. Спраосите музыкантов, все ли хорошо звучит. Если да, объявите «готово» и включите на

36.4

Для друзей!

Справка

Звук в кино важен для восприятия зрителем полноты картины. К примеру, известный режиссер Альфред Хичкок в своих триллерах широко применял звуковые эффекты и оригинальные музыкальные темы. Это, пожалуй, щекочет зрителям нервы даже сильнее визуального ряда фильмов. Звуковое оформление важно не только в фильмах ужасов и кинематографе, вообще. В театрах, на телевидении и радио, в учреждениях культуры, развлекательных центрах и звукозаписывающих студиях работают специалисты, знающие о звуке все - звукорежиссеры. Эта профессия сочетает в себе творческую и техническую составляющие практически в равных долях.

Описание деятельности

Где бы ни работал звукорежиссер - на телевидении, радио, киноплощадке - под его начальством находится целый звуковой цех (звукооператор, микрофонный оператор, монтажер звука). Однако если бюджет проекта слишком мал, тогда звукорежиссер сам работает за весь звуковой цех.

На телевидении и радио звукорежиссер занимается звуковым оформлением передач, анонсов, записывает заставки и ролики. В театре - отвечает за звуковое оформление постановок и решает не только технические, но и художественные задачи. Согласно требованиям режиссера-постановщика, звукорежиссер создает отдельный сценарий для звукового сопровождения спектакля, фильма или мультфильма.

При создании фильмов звукорежиссер задействован как во время съемки, так и после. Он следит за записью голосов актеров, шумов, переозвучиванием диалогов, подбирает звуковые эффекты…
Большая ответственность ложится на звукорежиссера во время работы над музыкальными концертами и шоу, особенно на открытых площадках и в помещениях с плохой акустикой.

Работая в студиях звукозаписи, этот специалист занимается, соответственно, записью музыкантов и певцов, редактирует полученный материал.

Занятость в индустрии развлечений и обычно большой объем работы вынуждает звукорежиссера часто задерживаться на работе, трудиться без выходных. Кроме того, звукорежиссер постоянно слушает громкую музыку и другие звуковые материалы, что способствует снижению слуха.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

Особенности карьерного роста

Характеристика сотрудника

Звукорежиссер должен обладать музыкальным слухом и здоровым музыкальным вкусом. Он должен владеть музыкальной грамотой. Это творческий человек с богатым воображением. В то же время он должен быть на «ты» с техникой, уверенно владеть профессиональными компьютерными программами. Чтобы добиваться качественного звучания и слышимости музыки или голоса певца, звукорежиссеру пригодятся в работе знания физики звука и акустики, а также особенности звучания различных музыкальных инструментов.

Чаще всего звукорежиссер имеет дело с творческими людьми, к которым порой трудно найти подход. Поэтому данному специалисту нужно быть дружелюбным и терпеливым. Кроме того, звукорежиссер должен быть готов трудиться сверхурочно. Работа в прямом эфире или на масштабных мероприятиях требует от него быстрой реакции и ответственности. Такое качество, как внимательность поможет избегать досадных оплошностей.

Звукорежиссер — это человек, который управляет звуком в студиях записи, на радио, телевидении, концертах, дискотеках и вообще везде, где требуется звук высокого качества.

Не надо путать профессию звукорежиссера с работой звукооператора и диджея — те просто технически воспроизводят звук, а звукорежиссер создает полную звуковую картину записываемого материала или проводимого мероприятия.

Главная цель работы специалиста — создать у аудитории подходящее настроение и восприятие, на которое рассчитывают авторы произведения или организаторы мероприятия. Потому звукорежиссер должен не только знать технику, но и быть творческой личностью.

Места работы

Основные виды организаций, где предусмотрена именно должность звукорежиссера:

  • студии записи;
  • радиостудии;
  • телевидение;
  • киностудии;
  • театры;
  • стадионы;
  • концертные залы;
  • дискотеки;
  • рестораны.

Нередко творческие личности работают в «свободном полете», предпочитая отдельные проекты. Разумеется, и им самим приходится искать заказчиков, и заказчикам — таких фрилансеров.

История профессии

Некоторые шутники говорят так: чем занимается звукорежиссер сегодня — тем тысячи лет назад занимались первобытные шаманы. И в этой шутке доля правды есть: звук играет важную роль для восприятия человеком действительности.

Не случайно же мы порой помним какие-то музыкальные темы, даже не пытаясь вспомнить, в каком фильме они звучали. А это значит, что свои обязанности звукорежиссер выполнил куда лучше просто режиссера и актеров.

Если серьезно, то предшественниками звукорежиссеров можно назвать дирижеров оркестров, управлявших звуком десятков разных инструментов. Сама же профессия звукорежиссера сформировалась после появления звукового кино.


Обязанности звукорежиссера

Работодатели в зависимости от специфики своей деятельности или конкретного мероприятия устанавливают различные должностные обязанности звукорежиссера:

  • проводить работы над звуковым решением программ;
  • руководить расстановкой микрофонов в аудитории и проведением технических проб, обеспечивать использование специальных звуковых эффектов;
  • готовить оборудование к записи и коммутации;
  • знакомить исполнителей произведений с техникой обращения с микрофоном;
  • следить за точным и качественным исполнением речевых и музыкальных текстов, ритмом и чистотой музыкального звучания, а также за правильной артикуляцией исполнителей;
  • записывать вокал и голоса дикторов
  • создавать аранжировки к музыке;
  • осуществлять монтаж музыкальных фонограмм и соответствующие работы по озвучанию, наложению музыки и шумов, тонированию, сведению, перезаписи;
  • вести дискотеки, отстраивать звук на концертах и управлять светом (для соответствующих заведений).

Требования к звукорежиссеру

Конечно, требования к звукорежиссеру зависят от проводимых мероприятий, но, в основном, они следующие:

  • опыт работы (наличие портфолио — выполненных проектов);
  • музыкальный слух;
  • отсутствие страха перед микрофоном;
  • знание музыкальных редакторов: Vegas, Nuendo, Sound Forge, Samplitude и т.п.;
  • знание звуковых пультов и иного звукового, светового и видеооборудования;
  • знание акустических особенностей концертных и театральных залов;
  • знание основ актерского мастерства и режиссуры;
  • желательно наличие профессионального образования.


Образец резюме звукорежиссера

Как стать звукорежиссером

Чтобы стать звукорежиссером можно просто начать изучать работу со звуком — например, с помощью компьютерных аудиопрограмм. Продемонстрировать свои достижения друзьям и знакомым. Также можно попытаться устроиться диджеем, но ни в коем случае не прекращать самообучение и различные эксперименты.

Можно пройти разные курсы и семинары, но лучше уж получить высшее образование по специальности — институтов телевидения и радиовещания и прочих вузов у нас хватает. Высшее образование даст большой объем знаний и набор навыков для карьерного роста.

Зарплата звукорежиссера

Вычислить среднюю зарплату звукорежиссера проблематично: слишком мало вакансий от работодателей и слишком большой разброс по зарплатам.

Если подойти проще, то за работу звукорежиссером-диджеем даже в столицах (если повезет) можно рассчитывать лишь на 1000 — 3000 рублей за смену. При наличии образования и опыта — заработная плата звукорежиссера существенно выше.

«Звукорежиссура кино и телевидения»

Срок обучения на курсе
  • 12 месяцев (основной курс) - 600 ак. часов
Стажировка/практика Да
Занятий в неделю 3-5 дней в неделю
Доступ к записям пропущенных занятий просмотр лекций в личном кабинете слушателя
Время занятий
  • с 19 до 22 часов;
  • Группа заочного обучения с применением дистанционных технологий .
Слушателей в группе от 6 до 12 человек (зависит от направления)
Гражданство не имеет значения
Возраст (с 9-11 класса школы) и взрослые - без ограничения
На выходе:
  • Профессиональные навыки;
  • Право работы по специальности;
  • Диплом ДПО - профессинальная переподготовка, дополнительное образование.

Приглашаем на оформление документов

При оформлении документов в указанные дни, предоставляется скидка 3000 рублей за первый месяц обучения!

Мастер курса

Более 8 лет опыта работы на студии звукозаписи "Make Hits Records": запись, сведение (вокала, музыкальных инструментов), рекламных роликов, короткометражных фильмов, спектаклей, дикторов. Работает с финалистом проекта голос - Ивайло Филипповым, r&b soul исполнителем - Souloud, певицей - Sunny, группа Ботаника и др. Написание аранжировок (разных...

Мастер курса

Профессиональный звукорежиссёр, саунд-дизайнер, саунд-продюсер, композитор, аранжировщик с 1993 года по настоящее время. Образование: Среднее специальное - Химик-лаборант (УПК при МГУ) Среднее специальное - Оператор ЭВМ (Пензенский НУЦ) Среднее специальное - электротехник-приборостроитель (ВЗЭМТ) Высшее - звукорежиссёр театрализованных...

Мастер курса

Образование - Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина факультет звукорежиссуры кино и телевидения (диплом с отличием), аспирантура по специальности "кино-, теле-, и другие экранные искусства". Работает звукорежиссером на канале Матч. Работала на "Студии кинопроизводства" звукорежиссером на проектах "Мент в...

Учёба проходит в 7-и минутах ходьбы от метро Шаболовская (основные лекции, практика) и в здании Аппаратно-студийного комплекса (АСК-3) телецентра «Останкино » (метро ВДНХ, ММТС Останкино), киностудии АМЕДИА - мастерклассы и практические занятия.

В нашем Учебном центре слушатели изучают не только теоретическескую часть выбранной профессии, но и получают практический опыт, чтобы стать настоящим профессионалом!

Методики преподавания предполагают стажировку, что позволяет лучше познакомиться с будущей профессией в рабочих условиях!

Наш учебный центр помогает реализовать Ваши желания - стать профессионалами в телевизионном мире и индустрии кино. Требуется только искра Вашего желания! А костёр мы разожжём!

Мы принимаем на обучение звукорежиссеров слушателей:

  • с начальным профессиональным образованием;
  • с незаконченным высшим образованием;
  • средним (полным) общим образованием (9-11 классов).
  • студентов всех курсов Вузов;
  • средним профессиональным образованием;
  • высшим образованием;

Документы, необходимые для оформления договора:

  • Паспорт;
  • Три фотографии 3 x 4 (цветных или черно-белых);
  • Документ об образовании или его копию (на русском языке).

После окончания курса звукорежиссера Вы получаете:

  • Интересную и творческую профессию;
  • Знания и практический опыт;
  • Диплом (выдаётся на основании ВПО и СПО) о

    Изучаемые предметы по направлению: «Звукорежиссура кино и телевидения»

    Дипломные видеоработы слушателей

    О профессии

    Одной из самых востребованных профессий в области телевизионной деятельности по праву считается профессия звукорежиссера. Звукорежиссер - это важнейший человек в телевизионном мире, так как только профессиональный и опытный звукорежиссер сможет донести до зрителя весь спектр разнообразия звукового сопровождения той или иной новости, сюжета, события или телевизионной передачи. Иными словами, то, что именно услышит зритель со своего экрана, напрямую зависит от профессионализма и творческого подхода к своей работе звукорежиссера, работающего над сюжетом или программой.

    Звукорежиссер должен разбираться, помимо тонкостей своей профессии, в большом количестве звукового оборудования, компьютерной и цифровой техники, ведь рабочее место специалиста состоит из огромного количества различных микрофонов, огромного микшерного пульта с невероятным количеством кнопочек, тумблеров и мониторов. Поэтому обучаться будущий звукорежиссер должен в специализированном учебном заведении, где занятия ведут опытнейшие педагоги с многолетним стажем работы и глубокими познаниями в области телевизионной деятельности, имеющие необходимое образование и опыт работы в данной сфере деятельности.

    Пройдя обучение в Учебном центре кино и телевидения UHD, будущий звукорежиссер овладеет всеми необходимыми навыками, знаниями и умениям в этой нелегкой профессии. По окончании обучения многие телевизионные каналы с радостью возьмут молодого специалиста на работу, так что перспективы обучения данной интереснейшей профессии очевидны.

    Об учебном процессе

    С самого начала обучения студенты учебного центра кино и телевидения UHD привыкают работать в команде единомышленников телевизионной специфики - многие предметы читаются одновременно и для будущих звукорежиссеров, и для будущих операторов ТВ, а также для редакторов и монтажеров программ. Поэтому навык командной работы приобретается практически сразу и в дальнейшем очень пригодится в профессии телевизионщика. Опыт показывает, что студенты, закончившие обучение в учебном Центре кино и телевидения UHD, попадая в дальнейшем на телевизионные каналы и окунаясь в ежедневную работу, практически не испытывают никаких трудностей, так как получены и отработаны все рабочие навыки, изучена технология создания телепередачи или сюжета, освоена необходимая в будущей работе телевизионная техника.

    Уже с третьего месяца обучения занятия становятся не только лекционными и теоретическими, но, что немаловажно, практическими. Аудитории нашего образовательного учреждения имеют все необходимые профессиональные звукорежиссерское оборудование, работу на которых студенты изучат и освоят. Студенты выполняют практические упражнения по созданию звукового сопровождения и в дальнейшем используют полученные навыки в изготовлении пробных сюжетов и телепрограмм. Приэтом, выполнение работы происходит с задействованием всех участников создания телевизионной программы одновременно - режиссер пишет сценарий, оператор снимает сюжет, звукорежиссер накладывает звуковое сопровождение, а редактор телевидения готовит передачу к выходу в эфир. Таким образом, наглядно отрабатываются все навыки, которые потребуются в дальнейшем в профессии звукорежиссера.

    Стоит отметить, что качество профессиональной подготовки, как будущих звукорежиссеров, так и студентов других специализаций, в нашем учебном центре не было бы возможным без наличия качественного преподавательского состава. Обучение ведут только профессиональные преподаватели, которые имеют необходимое образование и опыт, как в педагогической деятельности, так и в телевизионной работе.

    Изучаемые предметы

    За время обучения студент, занимающийся по специальности звукорежиссер, освоит следующие дисциплины - звуковую технику, мастерство звукорежиссера, компьютерную обработку и запись звука, основы режиссерского мастерства, основы теории и практику монтажа, историю кино, историю телевидения, технологию телевизионного производства, теорию работы с прямым эфиром и еще массу необходимых и интересных предметов. В соответствии с существующим учебным планом, студентами должно быть выполнено за время обучения в Учебном центре кино и ТВ две основные работы, одна из которых - курсовая работа, другая - дипломная работа. Как правило, в качестве курсовой и дипломной работы студенты выполняют создание телепрограммы или небольшого телевизионного фильма. Средняя продолжительность работы, т.е. хронометраж, не превышает десяти минут. Помимо этого, все обучающиеся работают над несколькими учебными проектами, которые создаются слушателями на специализированном оборудовании в оборудованных аудиториях.

    Диплом об окончании

    Успешная защита дипломной работы считается последним, завершающим моментом, после чего выпускник Учебного центра кино и телевидения UHD готов к самостоятельной работе уже в своей профессональной деятельности.

Звукооператор — специалист по звукозаписи и обработке звука.

Особенности профессии

Звукооператора часто отождествляют со звукорежиссёром. Хотя на самом деле задачи звукорежиссёра значительно шире. Звукооператор не разрабатывает концепции звукового оформления, он записывает или обрабатывает звук, контролируя техническое качество фонограммы. Его задача — добиться качественного звука, удобного для восприятия. Обычно фонограмма складывается из звуков от разных источников. И делая запись, звукооператор следит, чтобы звуки были сбалансированы и не мешали друг другу. Например, музыкальное сопровождение в фильме не должно заглушать речь диктора, и т.д. В кино и на телевидении звукооператор подчиняется звукорежиссёру. Он контролирует (микширует) уровень звука в соответствии с экспликацией, которую заранее составляет звукорежиссёр. Хотя порой он составляет экспликацию сам в процессе записи. В кино звукооператор занимается звукозаписью.
На телевидении и на радио звукооператор может работать и в прямом эфире. Это особенно ответственная работа, т.к. не даёт шанса повторить неудачный эпизод и исправить ошибку. Звукооператор может работать и с живым звуком, обеспечивая хорошую акустику на концертах.

Рабочее место

Профессия звукооператора позволяет работать в кино, на телевидении, в концертных залах и т.п.

Оплата труда

Диапазон зарплат на 29.08.2017

Москва 45000—70000 р.

Важные качества

Профессия звукооператора предполагает музыкальность, хороший слух, хорошую память на звуки, способность осваивать технические приспособления для записи и обработки звука.

Знания и навыки

Звукооператор должен владеть технологией записи и обработки звука, уметь пользоваться техническими средствами (цифровыми и аналоговыми). В частности нужно знать технологию съёмок и последующего озвучания, правила расстановки микрофонов. Звукооператор должен понимать свойства звука, акустические характеристики различных помещений, предметов, инструментов - в зависимости от места работы.

Где учиться на Звукооператора

Звукооператору требуется среднее профессиональное образование (квалификация «техник»), которое можно получить в одном из колледжей.

  • Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИК имени С.А.Герасимова. Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника». Специализация «Техника и технология аудиовизуальных программ».
  • Театрально-художественный колледж №60 (г. Москва). Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника»
  • Санкт-Петербургский киновидеотехнический колледж. Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника»
  • Колледж предпринимательства №11. Специальность «Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ». Специализация «Звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ».

И др. региональные театральные колледжи, колледжи культуры и искусств.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь