Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3

Анализ ситуации……………………………………………………………..…..4

Актуальность проекта……………………………………………………………4

Цель и задачи проекта ……………………………………………………….......6

Ожидаемые результаты реализации проекта…………………………………...8

Заключение……………………………………………………………………….9

Список использованных документов и источников информации………………………………………………………………………10

Контрольно-диагностический лист по разделу «Повторение

изученного в 5классе……………………………………………………………11

Приложение………………………………………………………………………12

Введение

Внедрение ФГОС ОО – важнейшая задача нынешней школы. Цель сегодня - переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей.

Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным для достижения новых образовательных результатов уровнем.

Изменения, происходящие в российском школьном гуманитарном образовании в связи с введением новых стандартов образования, существенно повлияли на обновление целей, содержания и требований к результатам образовательной деятельности учащихся по русскому языку .

Результат образования - это не просто знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

    Анализ ситуации

Современная школа требует от учителя использования новых передовых технологий, диктует совершенно иной подход в обучении и воспитании подрастающего поколения. Новые стандарты систематизировали опыт и научные труды прогрессивных психологов, теоретиков и практиков управления образованием, реально добивавшихся в своей работе взаимодействия предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, воспитания и развития.

Ни один из современных учебных комплексов по русскому языку не содержит в достаточной степени материала для построения системы контроля качества образования в новом его понимании. Учителя затрудняются в планировании нового содержания, обеспечивающего становление коммуникативной компетентности по классам и темам, а также в организации контроля с применением новых видов работ и новых критериев оценки.

    Актуальность проекта

Одной из ключевых проблем современного образования является проблема недостаточного наличия учебников и учебных пособий, соответствующих новым требованиям ФГОС.

Для решения новых задач, стоящих перед учителями, необходимо разработать новый подход к обучению. Использование новых технологий влечет за собой необходимость разработки новых критериев оценки, и, как следствие, разработку нового контрольно-диагностического материала.

Педагогическая диагностика призвана оптимизировать процесс обучения, обеспечить правильное определение результатов обучения. Основанием для формирования системы диагностики учебных достижений учащихся является государственный образовательный стандарт. В государственном образовательном стандарте к образовательным достижениям предъявляются определённые требования (планируемые результаты образования).

Использование требований в качестве критериев оценки позволит перейти от норм оценки, которые фактически часто и во многом субъективно устанавливает сам учитель, к достаточно четким и однозначным критериям оценки, устанавливаемым стандартом.

При новом подходе на первое место становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ.

Проведение диагностики образовательных достижений учащихся включает:

Оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов;

Оценку личностных результатов;

Оценку метапредметных результатов;

Оценку динамики изменения образовательных достижений обучающихся и уровня личностного развития.

В связи с этим актуальным становится разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребёнка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и надёжного достижения определённых ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться. Именно формирование у учащихся умения учиться, способностей к самоизменению и саморазвитию наиболее эффективно способствует сегодня их духовно-нравственному становлению, освоению научной картины мира, успешному вхождению в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределению и самореализации личности.

Разработка контрольно-диагностического материала по русскому языку для 6 класса по разделу «Повторение изученного в 5класе» является особенно актуальной сейчас, когда осуществляется переход учащихся 5 классов на обучение по новым стандартам и ощущается недостаточность диагностических материалов нового поколения.

    Цель и задачи проекта

    1. Цель проекта

Разработка и внедрение контрольно-диагностических материалов по русскому для формирования и оценки учебных достижений учащихся 6 класса по разделу : « » с учетом принципа преемственности и требований ФГОС.

3.2 Задачи проекта:

1. Изучить требования ФГОС к формированию универсальных учебных действий у учащихся к планируемым результатам по русскому языку.

2 . Определить структуру и содержание методического комплекта.

3. Определить планируемые познавательные, регулятивные, коммуникативные результаты основной образовательной программы по русскому языку в 6 классе по разделу « Повторение изученного в 5 классе».

4. Разработать систему контрольно-диагностических материалов для оценки познавательных, регулятивных, коммуникативных результатов по русскому языку учащихся 6 классов по разделу « Повторение изученного в 5 классе ».

5. Внедрить дидактические материалы, разработанные в рамках проекта, в практику обучения в средней школе в соответствии с требованиями ФГОС.

3.3 Целевая группа проекта: Учащиеся 6 класса средней общеобразовательной школы

3.4 Объект исследования методическое обеспечение урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

3.5 Предмет исследования контрольно-диагностические материалы по русскому языку учащихся 6 классов по разделу «Повторение изученного в 5 классе».

    Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

В качестве проектного решения представляем разработки контрольно-диагностических материалов (Контрольно-диагностический лист).

5.Жизненный цикл и этапы реализации проекта

5.1 Сроки реализации проекта: 2015-2016 год

5.2 Этапы реализации проекта

1.Подготовительный: разработка комплекта контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки учебных достижений по русскому языку учащихся 6 классов по разделу «Повторение изученного в 5 классе».

2.Основной: реализация комплекта комплекта контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки учебных достижений по русскому языку учащихся 6 классов по разделу «Повторение изученного в 5 классе».

3. Заключительный: апробация комплекта контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки учебных достижений по русскому языку учащихся 6 классов по разделу «Повторение изученного в 5 классе».

7. Ожидаемые результаты реализации проекта

    Диагностический материал призван сформировать универсальные учебные действия как основу ведущей образовательной компетенции. Задания подобраны таким образом, чтобы развить регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

    Оригинальные тексты и нестандартные задания по формированию УУД будут способствовать развитию интереса к предмету у учащихся с разным уровнем подготовки, сформируют навыки самостоятельной деятельности, расширят культурологические знания.

    Создание системы контрольно-диагностических материалов по русскому для формирования и оценки учебных достижений учащихся 6 классов по разделу « Повторение изученного в 5 классе ».

    Повышение качества образования.

    Повышение профессиональной компетенции учителя по вопросам ФГОС.

Заключение

Задания, представленные в проектной работе, помогут сформировать у ученика необходимые универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), а учителю – оценить качество образования и развивать рефлективные способности учащихся. Материал подобран таким образом, чтобы осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и, в конечном счете, повысить качество знаний по предмету. В результате получим ученика, умеющего полностью организовать успешное решение любой из образовательных предметных задач.

На уроке важно создать такие условия, в которых ребёнок осознавал бы себя субъектом учебной деятельности, был заинтересован в самоизменении и был способен самостоятельно находить оптимальные способы решения возникающих перед ним задач интеллектуального, эстетического, нравственного, социального характера.

Список использованных документов и источников информации

    Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И., Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская. – М: Просвещение, 2014.

    Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе/ О.В.Волкова - Казань: РИЦ «Школа». 2015.-172 с.

    Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 5 класс» /М. М. Разумовская и др.-М.: Дрофа, 2012.

    Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2008.

    Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. –М.: Просвещение, 2010

    Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский].

    Секреты орфографии. Г.Г.Граник- М.: Просвещение, 1994.- 222.с.

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

    Шибалова Л.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5класс: к учебнику Т.А.Ладыженской. М.: Издательство «Экзамен»,2013


Контрольно-диагностический лист по разделу «Повторение изученного в 5-ом классе»

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, уметь производить морфемный и словообразовательный разборы

Орфограммы в приставках и корнях слов

Соблюдать основные правила орфографии в процессе письменного общения, группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения(в приставке, корне) и по основному условию выбора

Части речи.Морфологический разбор слова

Объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе выполнения морфологического разбора слова

Словосочетание.

Научиться применять алгоритм различения словосочетаний от предложений и других конструкций; установление связи слов между словами в словосочетании, анализ строения словосочетаний, их синтаксический разбор, составление схем, классификация по способу выражения главного слова

Простое предложение. Знаки препинания в нем.

Научиться применять

правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, производить синтаксический разбор, конструировать предложения по заданным схемам, распознавать главные и второстепенные члены

Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении

Формировать навыки речевых действий: использование адекватных языковых средств для отображения форм устных и письменных речевых высказываний, научиться определять

структуры сложного предложения, применять правила постановки запятой в сложном предложении

Прямая речь. Диалог.

Научиться оформлять прямую речь и диалог на письме, моделирование предложений в соответствии с коммуникативной задачей, составлять диалог и монолог по заданной теме

Приложение

Регулятивные универсальные учебные действия

Задания

Задание 1 . Составьте словарный диктант на основе текста из 7 слов по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»

Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,

И детские звончее
Над лугом голоса. (А.Блок)

Задание 3 . Найдите ошибки в тексте одного из учеников.

Пригласил нас как - то сын лисника к себе. Сказал, что сходим за гребами, рыбу лавить будем. Уху сварим -пальчики оближыш. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили.

Мой бротишка голову потирял от счастья. Сын лисника –мастер лавить рыбу, он на этом сабаку съел. Не знаю, каких он собак там съел, а вот мы папались на удочьку. Он нас обманул.

Задание 4. Составьте самоинструкцию к правилу о правописании Ь знака после шипящих в словах разных частей речи.


Задание 5 . Представьте себе, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, только смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить Ь.





Лусый молош увертал чуленую велоч.

Задание 6. Распределите по частям речи, используя карту.

Мелестная девеж притесля комейный боромож

Задание 7. Найдите слово, которое заблудилось.

З

С

.С С

Безрассудный

Разжигать

Расшуметься

Расбежаться

Бессвязный

Рассердился

Дополните таблицу словами-ответами на вопрос:

Как звали Кощея в русских сказках?

Как звали героя в стихотворении С. Маршака, который жил на улице Бассейной?

Задание 8: Расскажи все, что ты знаешь о дополнении (определении, обстоятельстве и т.д.) по плану:

    Какой это член предложения?

    Что обозначает?

    На какой вопрос отвечает?

    Какими частями речи может быть выражено?

    Как подчеркивается?

    Приведите пример предложения с дополнением(определением, обстоятельством )?

Задание 9. Объясните графически наличие /отсутствие запятой перед союзом И в предложениях.

Ослепительные капли катаются по листьям деревьев и радуют взгляд.

Наступила осень и дни стали короче.

Задание 10. Составьте схему-опору на тему: «Богатство русского языка».

Ко

Коммуникативные универсальные учебные действия

Задания

Задание 1. Подготовить карточку с индивидуальным заданием для соседа по парте на тему падежные окончания существительных и прилагательных.

Задание 2 . Оцени ответ одноклассника. Выслушав выступление ученика, другой должен дать рецензию-оценку на ответ по плану:

а)соответствует ли рассказ предложенному плану?

б)насколько доказательными были утверждения автора?

в)есть ли примеры?

г)правильно ли подобраны примеры?

д)общие впечатления от ответа(выразительность речи, богатство словаря, правильность произношения, наличие-отсутствие речевых ошибок).

Задание 3 .Составить устный рассказ по плану «Словообразование и орфография». Рассказать его соседу по парте. Поставить оценку соседу за устный ответ.

Задание 4 .Работа в парах. Спишите, вставляя пропущенные буквы и ставя недостающие знаки препинания.

Ландыш я считаю ч..дом пр..роды. Каждый цветок в отдельности это шедевр которым можно любоват..ся и восхищат..ся. Ж..лтовато-белые к..локол..чики идеальной формы на тонкой з..лёной ножке, возвышающейся среди довольно ш..роких удл..нённых лист..ев. Кажется, тронь их – и зазвенят тоненько нежно, возвышая о том что в..сна в разгаре. На ландышевой п..ляне ст..ит ч..десный ар..мат, не сравнимый ни с каким другим зап..хом. Немного сл..дковатый, он кружит гол..ву окутывает нас приятным дурманом.

Придумай заглавие текста.

Раздели текст на абзацы.

Задание 5. Опишите, используя имена прилагательные, какими вы представляете себе Буратино, Мальвину, Пьеро.

Задание 6. Мини-сочинение «История моей фамилии», «Моё отношение к прозвищам».

Задание 7. Составьте диалог на тему: «Я в библиотеке», используя слова вежливости.

Задание 8.

Игра со словами

    Снег

    Листья

    Тучи

    Речка

    Дом

Запишите к этим словам эпитеты в том порядке, в каком расположены слова.

СДЕЛАЕМ ВЫВОД: какова роль прилагательных в речи?

Задание 9. Придумайте название картине.Составьте небольшой рассказ по картине Ю.Н.Кротова на тему дети у моря .


Задание 10 . Составьте монолог от имени школьного портфеля двоечника и отличника или от лица потрепанного учебника. Обсудите в классе, что предметы могут рассказать о своем хозяине. (Групповое задание)

Познавательные универсальные учебные действия.

Задания

Задание 1 .Игра «третий лишний». Аргументируйте свой ответ, по какому принципу лишний.

А)гора,горе,гористый

Б)сложить,сложение,слагаемое

В)ужасный,грустный,опасный

Задание 2 .Составьте словарный диктант из 10-12 слов на орфоэпические нормы. Какие словари вам в это помогут?

Задание 3 .Дайте толкование 5 заимствованным словам. С какими словарями ты будешь работать?

Кофе, сальто, домино, кенгуру , акваланг

Задание 4. Нарисуйте [плот]. Почему у всех получились разные рисунки?

Задание 5. Словарный диктант «Наоборот». Записать к словам антонимы, обозначить орфограммы .

1.диалог(монолог)

2.исчезать(появляться)

3.оптимизм(пессимизм)

4.прекрасный(безобразный)

5.рассвет(закат)

6.расставаться(встретиться)

Задание 6. Словарный диктант. Подбери слово по его толкованию или разгадайте загадку, запишите, обозначьте орфограмму.

1.Беспилотный летательный аппарат с реактивным двигателем.(Ракета)

2.Разносчик почты по адресам.(Почтальон)

3.Группа солдат, обслуживающих орудие, пулемёт.(Расчёт)

4.Водитель машины.(Шофёр)

5.Виден край, да не дойдёшь.(Горизонт)

6.Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса.(Велосипед)

7.Не кошено, не рожено, на коленях плачет.(Гитара)

8.То же, что и гиппопотам.(Бегемот)

9.То, что приобретают для проезда в транспорте.(Билет)

10.Музыкант, управляющий оркестром или хором.(Дирижёр)

11.Цирковой артист, занимающийся жонглированием.(Жонглёр)

12.Художественный музей.(Галерея).

13.То, без чего невозможно первое блюдо.(Бульон)

14.Группа лиц, проводящих вместе время.(Компания)

15.Путь следования.(Маршрут)

Задание 7. Объясните значение фразеологизмов, подберите к ним синонимы и антонимы. В случае затруднения обращайтесь к словарю. Составьте с тремя фразеологизмами предложения.

Бить баклуши, валять дурака, водить за нос, зарубить на носу, во всё горло, кот наплакал, за тридевять земель.

Задание 8

Легенда.

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты. Но сердце у молодой жены было черствое, а характер тяжелый. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай, пусть не ходит в хату».

Боялась мать холодных очей снохи, только по ночам она выходила из темного сарая. Но и этого было мало красавице.

Вот жена и говорит мужу: «Если не хочешь потерять меня, вынь из груди матери сердце и принеси его мне». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовало его красота жены.

Сын повел мать к реке и убил. Пошел обратно, а ее сердце положил в кафтан. Споткнулся он о камень, упал, ударился, а горячее окровавленное сердце упало на утес и прошептало: «Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!» (119 слов)

Грамматическое задание.

Подчеркните в тексте словосочетания с переносным значением.

Подберите антонимы к словам:

Молодая, темный, горячее, красота, потерять

Поберите синонимы к словам:

Упасть, утес, муж, холодный, ушибся.

Найдите в тексте и выпишите архаизм.

Найдите в тексте и выпишите историзм .

Задание 9 . Прочитайте басню Л. Н.Толстого «Отец и сыновья» и выполните задания:

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте»!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит».

В чем главная мысль этой басни?

На какие группы делятся все приставки?

Заполнить таблицу примерами из данного текста:

Задание 10 . Прочитайте текст М.Пришвина «Бабочка» и выполните задания к нему.

Бабочка.

(1)Ранним утром на земле ещё оставался холстами мороз, но когда солнце разогрело землю, мороз обдался росой.

(2)Под горячим лучом пробудилась жизнь в одной бабочке.(3)Серая, цветом в осиновый ствол, бабочка небольшим треугольником лежала на траве и билась червяком, а крылья не слушались.(4)Я взял её на ладонь и рассмотрел: у бабочки голова была вроде как у совы с двумя длинными оранжевыми усиками- ночная бабочка.(5)Она лежала на ладони, как мёртвая, но, когда я подбросил её, полетела, да ещё как!

(6)Сколько у нас тоже, у людей, есть таких спящих, а толкнешь- откуда что возьмется! (М.Пришвин)

1 .Какая характеристика соответствует тексту?

а)разговорный стиль, рассуждение

б)художественный стиль, повествование с элементами описания

в)художественный стиль, повествование

2. Кака особенность характерна для прочитанного текста?

а)употребление олицетворений

б)употребление фразеологических оборотов

в)употребление сравнений

3 .Какие средства выразительности использованы в 5-ом предложении текста?

а)ирония,

б)сравнение,

в)эпитет

4 .В каком предложении слово употреблено в переносном значении?

а)5

б)4

в)6


Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2–14). Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы

Часть 3 выполняется на основе того же текста , который Вы читали, работая над заданиями части 2. Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Вариант 1

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2–14.

– (1)Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма.

– (2)Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод, – отвечает няня. – (3)Весь день, говорят, визжала, сердечная...

(4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове. (5)У него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно колодца.

(7)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. (8)На дворе светает.

– (10)Жучка, Жучка!

– (12)Я сейчас тебя вызволю, – кричит он, точно собака понимает его.

(13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь.

(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна – самому спуститься в колодец.

(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.

(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.

(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.

(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться! (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх охватывает его, но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:

– (26)Не надо бояться, не надо бояться! (27)Стыдно бояться! (28)Трусы только боятся! (29)Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят.

(30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил. (31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца.

(32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку. (33)Но теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют его, и он падает в обморок.

(По Н. Гарину-Михайловскому)*

* Гарин-Михайловский Николай Георгиевич (1852 1906) – русский писатель. Самым известным его произведением стала повесть «Детство Тёмы», с которой он начал своё литературное творчество.

2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Тёма решил вытащить Жучку из колодца?»

1)Тёма любил захватывающие и опасные приключения.

2)Мальчик испытывал сострадание к попавшему в беду беспомощному животному.

3)Мальчику хотелось испытать свои силы.

4)Тёма боялся, что родители подумают, будто это он бросил собаку в колодец.

3. В каком предложении средством речевой выразительности является метафора?

1)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.

2)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

Жучка, Жучка!

3)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.

4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.

_________

4.Из предложений 16–19 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными – С».

_____

5. Из предложений 29–33 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

Ответ: ___________________________________________

6.Замените просторечное слово ВЫЗВОЛИТЬ из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: __________________________________________________

7.Замените словосочетание ДНО КОЛОДЦА(предложение 6), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: __________________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 8.

Ответ: __________________________________

9.Среди предложений 18–21 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Няня, (1) где Жучка? – спрашивает Тёма.

Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод, (2) – отвечает няня. – Весь день, (3) говорят, (4) визжала, (5) сердечная...

Ответ: ____________________________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Напишите ответ цифрой.

Ответ: __________________________________

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Сделав последнее усилие, (1) он выбирается сам и вытаскивает Жучку. Но теперь, (2) когда дело сделано, (3) силы быстро оставляют его, (4) и он падает в обморок.

Ответ: ______________________________________

13.Среди предложений 13–17 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________________________

14.Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _________________________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Е. В. Джанджаковой:«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Е. В. Джанджаковой.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «– Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его» .

Приведите в сочинении2 (два)аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите
2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведитеиз прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 1

Часть1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Благополучно переплыв Атлантику и высадившись со своей командой на берег Америки, Колумб был убеждён, что добрался до Индии, и (…….)нарёк местных жителей «индейцами». (2)Несмотря на очевидную ошибку, это название так и закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент.(3) Но на самом деле американские индейцы не были даже единым народом: они разительно отличались друг от друга ростом и внешним видом, говорили на множестве разных языков и создали широкое разнообразие обычаев и верований.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Несмотря на очевидную ошибку, название «индейцы» закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент, поэтому они создали разнообразные обычаи.

2) До конца своих дней Колумб так и не признал своей ошибки и был убеждён, что, благополучно переплыв Атлантику и высадившись на берег Америки, он добрался до Индии, именно поэтому он назвал местных жителей американского континента «индейцами».

3) Общее название «индейцы» закрепилось за коренными жителями Америки благодаря Колумбу, потому что у жителей американского континента много общих черт: смуглая кожа, высокие скулы, чёрные волосы и глаза, химический состав крови.

4) За коренными жителями Америки, которые не были единым народом, закрепилось ошибочное название «индейцы», так как Колумб, открывший Америку, считал, что добрался до Индии.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте

пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.

На самом деле

Поэтому

Именно

Так

В связи с этим

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОМАНДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Команда, -ы, ж.

1.Краткий устный приказ установленной формы. Раздалась к. «Огонь!».

2. Автоматически передаваемый сигнал, вызывающий действие какой-нибудь системы, механизма. Система команд .

3. Начальствование над какой-нибудь воинской частью. Отряд под командой офицера .

4. Группа связанных чем-нибудь людей. Команда президента.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

при´нял тамо´жня на´долго

перелила´ озло´бить

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Каждый ВЕЛИКИЙ поэт является выразителем духа народа, его истории.

ВОДНЫЙ стадион – гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.

ВЕЧНЫЙ огонь – это народная память о героях, которые отдали свою жизнь, защищая Родину.

Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИКАЯ, Елена держалась всегда необыкновенно прямо, и это придавало ей царственный вид.

Коллекционер придирчиво разглядывает картину Левитана, любуется КРАСОЧНЫМ пейзажем осени.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Береговые КАТЕРА скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ

ТРОЕ братьев у новых ТУФЛЕЙ

Без ВИШЕН

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

Несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры, нуждающихся в реставрации.

2) По приезду в Сочи мы, как всегда, остановились в гостинице «Жемчужина».

3) Выбирая профессию, прошло немало времени, а он всё колебался.
4) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.
5) Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту.

6) Он считал, что будто мы его неправильно поняли.

7) В журнале «Собеседнике» напечатана рецензия на недавно вышедший роман известного писателя.

8)Лермонтов в романе показал облик своего современника и раскрывает его внутренний мир.

9) Друг сказал, что я не согласен с решением класса.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

К..рпорация обж..гать

пом..стить расст..лая с..туация

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.

р..спорядиться, с..гласие

чере..чур, бе..болезненный,

пр..образовать, пр..следовать

о..пирать, по..тянуть

без..мянный, сверх..зобретательный

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Блюд..чко Зареч..нский

претерп..вать привередл..вый плутони..вый

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Догон..шь, разбуд..шь

Беспоко..шься шепч..шься

Расчист..вший

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.

Люди, (не) бывавшие в тропиках, не могут представить себе зимний дождь.

Птиц гонит на юг (не) наступающий холод, а отсутствие корма.

В детстве Чехов был (не) истощим на выдумки.

Андрей вошёл в ещё (не) оштукатуренную комнату.

Мост (не)построен.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

И КАК(БЫ) вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы несколько раз остановитесь, ЧТО(БЫ) взглянуть на дали по ту сторону реки.

(В) ТЕЧЕНИЕ двух часов альпинисты карабкались по склону горы, то продвигаясь (В) ПЕРЁД, то вновь сползая вниз.

А если (ОТ) ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то, признаюсь, ЗА(ТО) охотнее берусь.

(В) СЛЕДСТВИЕ прошедших ливней река вышла из берегов, и всё пространство (ВО) КРУГ было покрыто водой.

(В) СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Портрет стра(1)ого человека, написа(2)ый художником, обладавшим недюжи(3)ым талантом, был частью прида(4)ого ю(5)ой хозяйки дома.

15. Укажите предложения, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В народной медицине водные настои приготавливают холодным или горячим способами.

2) Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в жизни и литературе.

3) За чаем собрались гости да хозяева.

4) Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть голубоватыми

5)Три раза зимовал он в Мирном () и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лес (1) ещё недавно синевший впереди (2) неожиданно побледнел (3) растворяясь (4) в косых потоках ливня.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В прошлом многим был (1) конечно (2) хорошо известен дом Аксаковых, где всё дышало творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семьи, многочисленным гостям (3) вероятно (4) не раз доводилось отдыхать в этом доме от житейских дрязг и треволнений.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. (2)То же происходит и с языком. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит. (5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» – мы говорим «крыша поехала». (9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».(10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. (11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. (12)А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю. (15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. (16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». (17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо. (18)В Думе несколько лет обсуждался «3акон о русском языке». (19)Закон, конечно же, нужен. (20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. (21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. (22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23)Были уже такие тщетные попытки. (24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. (25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация. (30)И молодёжь начинает им подражать. (31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.(33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. (34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. (35)Он приспосабливается к потребностям общества. (36)Если в нашем обществе сегодня существует потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37)Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. (38)За что его ругать? (39)Он отражает состояние общества. (40)Так что не язык надо сейчас исправлять.

(По В. Костомарову)

20. Какое утверждение соответствует точке зрения автора, выраженной в тексте?

1) Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык.

2) Нужно оберегать язык от каких бы то ни было изменений и сохранять его таким, каким он был в предшествующую эпоху.

3) Негативные изменения в обществе ведут к негативным изменениям в языке.

4) Негативные изменения в языке ведут к негативным изменениям в обществе.

21. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 33 – 40?

1) повествование

2) описание

3) рассуждение и повествование

4) Рассуждение

22. Укажите значение слова ТЩЕТНЫЕ в предложении 23.

1) бесцельные

2) безуспешные

3) старательные

4) вредные

23.Среди предложений 33 – 37 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24.«…Статья известного языковеда В.Г. Костомарова посвящена не собственно лингвистическим, а скорее социальным проблемам. Задача автора – дать объяснение некоторых явлений и их оценку. При этом В.Г. Костомаров часто прибегает к вводным словам, выражающим его отношение к проблеме. Важную роль играют такой приём, как А_____ (например, в предложениях 36 – 37), и троп - Б _____ (в предложениях 1 – 4). Выразить авторскую оценку явлений помогают такие лексические средства, как В_____ («сэндвичи», «ленчи», «дисплеи» в предложении 13), Г _____ («что ни говори», «бог знает что»), риторический вопрос и другие».

Список терминов:

1)метонимия 2)сравнение

3)сравнительный оборот 4)ирония

5)разговорные слова и фразеологизмы

6)заимствованные слова

7)литота

8)риторический вопрос

9)синтаксический параллелизм

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь