Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Дидактический материал по русскому языку.

Тема: «Сложное предложение».

Класс: 9.

Виды материала.

I . Комплексный анализ текста .

1).Прочитайте текст. Сформулируйте его основную мысль.

2). Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

«Семь небес, земля и все, что между ними, прославляют Его». В Коране отмечается, что люди «ранжируются» на небесах по количеству и качеству добрых дел, которые они совершают, и многие мусульмане считают, что этот рейтинг определяет, к какому «небесам» вас примут.

В большинстве случаев небо описывается как «сад, в котором течет поток», в мирном месте, где те, кто предоставил вход, могут жить в роскоши среди течет рек, фруктовых деревьев, слуг и, как отмечается в одном стихе, молодые девственные женщины. Обратите внимание, что в Коране нет упоминания «72 девственницы для каждого человека».

Уже в (не) з…пам…тные времена среди жителей Древней Греции пр…выше всего ц…нились в разговоре краткость и ясность. Само слово лак…низм произошло от названия области Древней Греции – Лаконики жители которой сп…ртанцы отл…чались суровыми нравами а так(же) краткостью и точностью речи. С…хранилось пр…дание о том как одна сп…ртанка пров…жая сына в бой сказала ему Со щитом или на щите. Это знач..ло в…звращайся с победой или вовсе не в..звращайся живым. Пот..рять щит в бою считалось позором а тело погибшего воина пр..носили на щите.

«Праведно стремящиеся верующие получают через свою веру руководство от своего Господа к обильным садам, в которых текут потоки». «Когда будет Судный день?». Когда глаз сбит с толку, луна затмила, и солнце и луна собрались вместе. За их терпение Он вознаградит их раем и шелком. Они будут откидываться на них на кушетках, и они не найдут ни чрезмерного тепла, ни холода. Тени сада будут тесно распространены над ними, и им будет легко достичь плодов. Они будут поданы с серебряными блюдами и кристально чистыми бокалами.

Они будут жить среди деревьев без деревьев без деревьев и бананов, с фруктами, сложенными один на другой, и среди расширенного оттенка, близкого к текущей воде и обильным фруктам, без потусторонних и никогда не отрицаемых и благородных девиц, которые Мы создали для людей правой руки Мы сделали их девственницами, любящими и равными.

Извес(?)ны уд…тельные л…конизм выр…зительность речи меткость русских п…словиц и п…говорок.

Ч(?)рызвачайно высоко ц…нили краткость речи выдающиеся русские писптали. Краткость сестра талагта г…в…рил з..мечательный русский ст…лист А.П.Чехов.

Овладение и(с,сс)ку(с,СС)твом из…ясняться кратко и выразительно что(бы) как писал Н.А. Некрасов словом было тесно а мыслям пр…сторно, - задача (не)лёгкая но при ж…лании вполне осущ…ствимая. Прежде всего надо научит(?)ся и…бегать эл…ментарных ошибок мног…словия. (Н)пример в прел…жении На гор…зонте по…вились л…д…ные айсберги слово л…д…ные соверше(н,нн)о лишнее ведь айсберги и есть пл…вучие горы.

Никакого сострадания к неверующим или грешникам

Этот резкий взгляд на других вне Ислама приводит к впечатлению от Бога, чья любовь обусловлена ​​не только добрыми делами, которые человек производит в своей жизни, но и верой человека. Это приводит читателей, незнакомых с Кораном, быстро воспринимать недостаток сострадания к грешникам и немусульманам.

«Грешники бесполезны перед Богом, и они заслуживают сурового наказания за свои злые планы». «Мы оставим тех, кто не надеется получить нашу милость, в будущей жизни, продолжать слепо в своем беззаконии.». «Бог защищает верующих, но Он не любит никого из предательских, неблагодарных.».

3).Укажите значение выделенных слов, подберите к ним синонимы.

4).Дайте определение слов пословица и поговорка . Чем они различаются? Приведите примеры пословиц и поговорок.

5). Найдите предложения с прямой речью. Расскажите о правилах постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

6).Произведите синтаксический разбор сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, постройте схемы.

Все, что связано в лук - бесполезно, пытаясь обсудить сообщение Корана

Бескомпромиссная характеристика полностью усилена этим шокирующим стихом, описывающим на небесах смех над теми, кто в Аду. «В Судный день верующие будут смеяться над неверующими, откидываясь на кушетки и наслаждаясь щедростями, подаренными им.». Всюду по Корану завязывается сложный узел, который затягивает его Священные Писания в узкий урок, который нельзя спорить и не опрокидывать. Подобно тому, как змея ест свой хвост, Коран подтверждает свое мнение, подчеркивая, что только мусульмане могут понять Коран, оригинальный язык, на котором он был написан, является единственным истинным представлением священной книги, другие будут пытаться интерпретировать Коран в своих целях, и недоброжелатели, разумеется, утверждают, что Коран является ложным.

II . Работа по развитию речи.

А кругом было так хорошо над головой шумели вершины высоких сосен пахло свежей смолой где-то беззаботно и весело переговаривались две птички рассеянный солнечный свет падал сверху широкими полосами переливавшейся золотой пыли.

1).Запишите предложения, подчеркните грамматические основы, вставляя пропущенные знаки препинания.

Например, любое осуждение послания Корана можно объяснить этими стихами. «Те, чьи сердца извращены, следуют неясным заявлениям в поисках своих озорных целей, интерпретируя их таким образом, который будет соответствовать их собственной цели». «Слепые пытаются путать то, что Мы открыли вам, чтобы они могли ложно приписывать нам нечто иное, чем истинное откровение».

Признавая фронт, что некоторые сообщения Корана будут сомневаться, те, кто не согласен с посланием Корана, помечены неверующими, которые обречены на вечные муки. «Те, кто не судит по законам Корана, неверующие». Неверующие будут по-прежнему сомневаться в Коране, пока «Час судьбы»не изменит их размеры, или мучения последнего дня не ударят по ним. Праведно устремленные верующие отправятся в рай, а неверующие, которые назвали ложью Откровения, будут подвергаться унизительным мучениям.

2).Начертите схему предложения. Определите его вид. Объясните, почему после первого простого в составе предложения стоит двоеточие.

3).Найдите односоставные предложения в составе сложного, определите их вид.

4).Выпишите из текста все возможные словосочетания. Распределите их по видам.

5).Назовите языковые средства, с помощью которых автор передает впечатление об окружающем мире.

Эта Книга является откровением от Бога, Величества и Всезнающего, который прощает грехи, кто принимает покаяние, наказание суровое и чья милость универсальна. Никто не оспаривает откровения Корана, кроме неверных. Немусульмане отвергают ислам как свою религию выбора, потому что Бог направил их таким образом.

Противоречия и изменение сообщения

«Бог привлекает религию, кого хочет». Читая Коран так же, как я, одним махом от начала до конца, было совершенно очевидно, что было много противоречий и несоответствий, лежащих в основе сообщения, которое, казалось, менялось, качалось туда и обратно, поскольку внешние обстоятельства влияли на сообщение, переданное Мухаммадом его последователям.

6).Какова тема данного описания? Составьте свое описание с помощью сложного бессоюзного предложения. Для этого используйте данное начало

«А кругом было так хорошо…» и придумайте свою тему, например: «Луговые цветы», «Вечер на реке», «Утро в городском парке», «На огороде» и другие.

III. Мини - диктант .

Обратите внимание, что на раннем этапе в Коране другие религии принимаются как достоверные послания от Бога. На самом деле Коран даже говорит нам, что они действительно получат награду на небесах. Мы дали Исаака и Иакова. Оба получили Наше руководство. Мы также дали указания Захариям, Иоанну, Иисусу и Илии, которые были все благочестивые люди, и Измаил, Елисей, Иона и Лот, которых Мы возвеличили над всеми людьми.

«Те, кто стали верующими, и иудеи, христиане и сабэйцы, которые верят в Бога и в Судный день и стремятся праведно, получат свою награду от Господа и не будут бояться и не будут огорчены». Вскоре, однако, настроение начинает меняться, принимая более уничижительную позицию против еврейских и христианских конфессий.

Прохладное осеннее утро. Солнце ещё не вышло из-за деревьев и золотило только вершины леса, кое-где пробиваясь между стволами и на поляны, покрытые голубой дымкой тумана. Листья переливаются сотнями цветов от ярко-красного, через все степени зеленого, до грязно-желтого, признака гниения и смерти. Впрочем, таких было немного: в лесу преобладал дуб, величаво сохранивший почти всю летнюю окраску. Небо было безоблачное, ясное. День обещал быть чудесным.

Мухаммад как посланник и не почитали

Почему каждый раз, когда они заключают завет, некоторые из них покидают его. Большинство из них даже не верят. К концу Корана позиция занимает почти сердитую, воинственную позицию против других конфессий.

Мухаммад как скромный посланник

В начале Корана Мухаммад принимает вид скромного крестьянина, всего лишь посланника Бога без божественных атрибутов. Он делает все возможное, чтобы подчеркнуть, что он не божественен.

Но этот вид, кажется, резко меняется, поскольку сообщение Корана развивается и начинает включать требования уважения к Мухаммеду. «Не обращайтесь к Посланнику, как вы могли бы называть друг друга». «Верующие, не поднимайте голоса над голосом Пророка Мухаммада, не будьте слишком громкими, чтобы говорить с ним».

1).Мини-диктант. Запишите отрывок из рассказа писателя середины XIX века А. Осиповича «История». Какова его тема?

2).Найдите сложное предложение и выполните его синтаксический и пунктуационный разбор.

3).Найдите односоставное простое предложение. Определите его види роль в тексте.

4).Подчеркните сказуемые и укажите их вид. Какими частями речи выражены составные сказуемые?

Сокровища на земле принадлежат Богу и Посланникам

Сообщение морфирует дальше, подчеркивая, что сокровища на Земле принадлежат как Богу, так и «Посланникам». Они спрашивают вас о добыче, захваченной у врагов во время войны. Скажите им: «Это принадлежит Богу и Посланникам».

Не входите в рай, если вы не верите в Мухаммада

Вскоре вход в рай обусловлен верой в Бога и Мухаммада.

«Разве они не знают, что для недовольства Бога и Его Посланника можно было бы поступить в ад, в котором он будет жить вечно». «Истинные верующие - это те, кто верит в Бога и Его Посланника». Те, кто обязуется повиноваться вам, на самом деле, пообещали послушание Богу. Те, кто не верят в Бога и Его Посланника, должны знать, что Мы приготовили ад для неверующих.

5).Покажите графически, чем осложнены простые предложения.

IV .Игровое задание. Кроссворды

1).Мыслительная способность, умственное начало у человека.

2).Человек, принадлежащий к интеллигенции.

Хотя ранние стихи из Корана свидетельствуют о том, что Мухаммед подчеркивает, что он всего лишь посланник, более поздние стихи представляют более божественное изображение пророка, что, вероятно, объясняет почти богоподобное отношение мусульман к нему.

Даже с простотой Корана есть стихи, которые сами по себе кажутся противоречивыми, неуместными или необычными. Например, этот стих, по-видимому, указывает на то, что мусульманам не нужно выполнять свои обещания, если клятва была «бездумной». Бог не привлечет вас к ответственности за ваши бездумные клятвы. Однако Он будет подвергать вас сомнению ваши преднамеренные присяги.

3).Художник, иллюстрирующий книги.

5).Порожденный иллюзией, несбыточный.

Вино и азартные игры связаны с «сатанинской деятельностью». «Вино, азартные игры, каменные алтари и стрелы - все отвратительные поступки, связанные с сатанинской деятельностью». Использование существ Бога для существа или выживания кажется подходящим для христиан, но использование их для украшений кажется непомерным для нас.

«Это Бог, который поставил океаны в ваше распоряжение, чтобы вы могли найти там свежую рыбу для еды и украшений, с которыми можно пасти себе». В этом стихе Мухаммад специально поручает мусульманам не быть чрезмерно щедрыми. «Не будьте скупыми и не щедрыми, чтобы не стать с пустыми руками и банкротами».

V .Тестовые задания.

БСП 1 вариант

    В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией.

    Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовёт и манит.

3. Допишите, образуя БСП.

    Нас охватило чувство страха… (причина).

    Для человека христианской веры этот стих не имел никакого смысла. «Пусть руки Абу Лахава погибнут!» Его собственность и мирские завоевания не помогут ему. Он будет страдать от пылающего огня, и тоже его жена. Вокруг ее шеи будет веревка из пальмового волокна.

    И тогда появился этот стих, который поразил меня как удивительно поэтичный и умышленный или нет, довольно юмористический. В тот день мы спросим ад: «Вы полны?»Он скажет: «Есть ли еще?». Одной из самых запутанных тем в Коране было частые упоминания о «Джинне». Фактически, это был единственный случай, когда мне нужно было отойти от книги и исследовать, что такое Джинн. Джинн часто упоминается с Человеком, как будто человеческая раса состояла из двух разных видов. Они не признаются западными читателями, за исключением, возможно, «джиннов», мистического существа, которое может быть хорошим или злым и обладает способностями за пределами простых смертных.

    Я давно написал другу письмо… (противопоставление).

    Раздался удар грома… (быстрая смена событий).

    Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.

    Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

5. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги… ,

Из двух океанов приходит жемчуг и кораллы. Джинн и человечество - какая из милостей вашего Господа вы тогда отрицаете? По его приказу корабли с поднятыми мачтами плавают на море, как горы. Каждому на земле суждено умереть. «Мы думали, что ни один человек или джинны не могут лгать о Боге».

Насилие и пропаганда воинственных атак в Коране

«Это, конечно, руководство для всех джиннов и человечества.». «Когда слуга Бога проповедовал его послание, джинны все толпились бы вокруг него». Существует много споров о том, способствует ли Коран насилию или нет. Немусульмане укажут на множество стихов, которые конкретно диктуют необходимые боевые действия со стороны мусульман. Однако умеренные мусульмане объяснят, что соответствующие стихи применимы только к солдатам Мухаммеда в то время, когда был написан Коран.

    простое с однородными членами (без союзов)

    БСП, между частями которого надо поставить запятую

    БСП, между частями которого точка с запятой.

Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бурана?.

    разделяет части БСП

    отделяет приложение.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

Фактически, Коран часто упоминает насильственные боевые действия, но, когда он взят полностью, Ислам не поощряет насильственные действия над своим основным посланием - что есть один Бог прежде всего других. Преобладание жестоких, воинственных стихов ниже затруднит согласие немусульман и, к сожалению, потребуется прочитать весь Коран, чтобы признать, что для этого требуется особая «жесткая интерпретация» Корана, чтобы достичь жестокого, воинствующий консенсус. Несмотря на то, что после полного прочтения Корана становится очевидным, что противоречия внутри Корана гораздо больше виноваты в фрагментации исламских убеждений, в то время как напряженность, которая подчеркивается во всем, способствует возникновению тревожной «стены» между последователями ислама и других религий мира.

    Предложения рисуют быструю смену событий.

    Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.

Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке.

    Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

    Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

    Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

1. Несмотря на тёплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

2. Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

3 .До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

4 . Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

5 Дрозд ранняя перелётная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля.

Заполните таблицу.

Виды предложений

Номер предложения

Сложносочинённые

Сложноподчинённые

Сложные бессоюзные

БСП 2 вариант

1. Какое утверждение является неверным?

    Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений.

    В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.

    Между частями БСП ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.

2. Из данных простых предложений составьте 3 сложных, используя различные средства связи.

Ночью ударил первый морозец с ветерком. После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Всё вокруг побелело.

3. Допишите, образуя БСП.

    Мы хорошо отдохнули… (вывод или результат)

    Я взглянул на небо… (следствие)

    Здесь нельзя проехать… (причина).

4. Перестройте сложные союзные предложения в БСП. Запишите их, расставляя знаки препинания.

    Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

    Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад

5. Продолжите предложение Юноша говорил мало , чтобы получились предложения следующих типов:

А. простое с однородными членами (без союзов)

В. БСП, между частями которого надо поставить запятую

С. БСП, между частями которого точка с запятой.

6. Какова роль тире в предложении Ребята – их было четверо – держались в стороне?

    разделяет подлежащее и сказуемое

    обозначает пропуск члена предложения

    разделяет части сложного бессоюзного предложения

    выделяет вводное предложение.

7. Укажите, почему стоит тире в БСП Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

В. Предложения рисуют быструю смену событий.

С. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.

8. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим мы и не видели бы огня.

10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены)

    Не спится няня здесь так душно.

    Поля и луга обращённые росою и туманом в бесконечные озёра мало-помалу исчезали во мгле ночи звёзды острым своим блеском отражались в реке.

    Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.

    Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.

    Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.

Заполните таблицу.

Виды предложений

Номер предложения

Сложносочинённые

Сложноподчинённые

Сложные бессоюзные

VI . Составление таблицы «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

1). Составить таблицу «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

VII . Словарный диктант с грамматическим заданием.

Летопись, летописец, россияне и иноземцы, оригинальные суждения, притягательная сила, художественная ценность, облик города, колоритный быт, разнообразные типы, обитатели столицы, прихорашивается к праздникам, принимает гостей.

1). Составьте из данных слов и словосочетаний (по выбору) многочленное сложное предложение.

VIII. Синтаксический разбор предложения.

Рядом ёлочка растёт: пурпуровые шишечки в тёмной хвое огоньками горят.

1). Выполните синтаксический разбор предложения.

2). Объясните постановку двоеточия. Придумайте свой пример на тему природы, требующий такого же знака препинания между частями сложного предложения.

3). Поберите к словам цветёт, горят однокоренные слова. Укажите наиболее продуктивные способы образования новых слов.

IX . Задания, связанные с подготовкой к экзамену.

Беличья память.

Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег и мох, достала там спрятанные с осени два орешка, тут же их съела – я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, оставила на снегу скорлупку и через несколько метров сделала третью полазку.

Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.

Но самое удивительное - она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как бы не удивиться беличьей памяти и смекалке!

1). Прочитай текст. Какова его тема?

2). Охарактеризуйте интонационные особенности текста.

3). Произведите синтаксический анализ текста, последовательно характеризуя каждое предложение.

4). Начертите схемы сложных предложений.

5). Объясните смысловые отношения тех простых предложений, которые соединены в сложные бессоюзной сложной связью и разделены двоеточиями или тире.

6). Придумайте, какую роль в тексте играют вопросительные восклицательные предложения.

7). Найдите вводное слово и определите его значение.

X . Контрольный диктант по теме «Сложное предложение».

Я все шел и собирался уже было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной.

Я быстро отдернул занесенную ногу и, сквозь едва прозрачный сумрак ночи, увидел далеко под собой огромную равнину. Широкая река огибала её уходящим то меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её теченье. Холм, на котором я находился, спускался вдруг почти отвесным обрывом; его громадные очертания отделялись, чернея, от синеватой воздушной пустоты, и прямо подо мною, в углу, образованном тем обрывом и равниной, возле речки, которая в этом месте стояла неподвижным, темным зеркалом, под самой кручью холма, красным пламенем горели и дымились друг подле друга два огонька. Вокруг них копошились люди, колебались тени, иногда ярко освещалась передняя половина маленькой кудрявой головы…

Я узнал, наконец, куда я зашел. Этот луг славился в нашем околотке под названием Бежина луга… Но вернуться домой не было никакой возможности, особенно в ночную пору; ноги подкашивались подо мной от усталости. Я решился подойти к огонькам и, в обществе тех людей, которых я принял за гуртовщиков, дождаться зари.

Республика Хакасия, город Абакан

Контрольный диктант «Сложное предложение»

с грамматическим заданием в формате ОГЭ

9 класс ФГОС

Фрам и цапля

1)В ветреную погоду из гнезда выпал оперившийся, но не умевший летать птенец, ничем не отличавшийся от взрослых птиц.

2)Я поймал его и, осторожно держа за длинный острый клюв, принёс домой. 3)Горящие глаза молодой цапли казались недобрыми. 4)Рукой я придерживал клюв пойманной цапли, опасаясь, что она выколет мне глаз. 5)Устроил я её на небольшой стеклянной веранде, где в углу помещалась моя собака Фрам.

6)Расположенная в другом углу цапля, казалось, не обращала на неё внимания. 7)Скоро она привыкла к своему обиталищу и охотно ела рыбёшку, которую ей приносили. 8)Когда Фраму в глиняной чашке давали корм, он начинал обгладывать косточки, повторялась смешная картина: цапля не торопясь направлялась к Фраму. 9)Он оскаливал зубы и лаял, а она не обращала на это ни малейшего внимания. 10)Медленно приближаясь к Фраму, осматривала чашку, обглоданные кости, поворачивалась и медленно уходила. 11)Я недолго держал у себя эту птицу и выпустил её на волю. 12)Она, взмахивая широкими крыльями, скоро исчезла.

13)Я тогда понял, что всё живое, без сомнения, требует заботы. (По И. Соколову-Микитову 164 слова.)

Задания

I вариант

    Из предложений 2–4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

    Выпишите словосочетание (предложение № 13), построенное на основе примыкания.

    Выпишите грамматическую основу предложения № 3.

    Из предложений № 5–6 выпишите слово, в котором написание суффикса определяется правилом «В полных страдательных причастиях пишется НН».

    Среди предложений № 9–13 укажите номера предложений с обособленным обстоятельством.

    Из предложений №4–6 выпишите слово, в котором правописание суффикса в именах прилагательных не определяется правилом (является исключением).

15.2

II вариант

    Из предложений 5–7 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

    Выпишите словосочетание (предложение № 9), построенное на основе согласования.

    Выпишите грамматические основы предложения № 7.

    Из предложений № 1–4 выпишите слово, в котором написание суффикса не определяется правилом (является исключением).

    Среди предложений № 6–9 укажите номер предложения с необособленным согласованным определением.

    Укажите количество грамматических основ в № 8.

    Из предложений №4–10 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – неполное действие.

    Замените словосочетание СТЕКЛЯННАЯ ВЕРАНДА, построенное на основе согласования, синонимичным со связью примыкание.

    В каком предложении заключена основная мысль текста? Укажите номер.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Я тогда понял, что всё живое, без сомнения, требует заботы». Приведите в сочинении два аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

III вариант

    Из предложений 7–9 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне

    Выпишите словосочетание (предложение № 11), построенное на основе примыкания.

    Выпишите грамматические основы предложения № 13.

    Из предложений № 4–7 выпишите слово, в котором написание суффикса не определяется правилом (является исключением).

    Из предложений № 5–8 вводное слово

    Среди предложений № 1–5 укажите номер предложения с обособленным согласованным определением.

    Укажите количество грамматических основ в № 8.

    Из предложений № 5–8 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – приближение.

    Замените словосочетание ГЛИНЯНАЯ ЧАШКА, построенное на основе согласования, синонимичным со связью примыкание.

    В каком предложении заключена основная мысль текста? Укажите номер.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Я тогда понял, что всё живое, без сомнения, требует заботы». Приведите в сочинении два аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

IV вариант

    Из предложений 9–11 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне

    Выпишите словосочетание (предложение № 13), построенное на основе управления.

    Выпишите грамматические основы предложения № 8.

    Из предложений № 8–10 выпишите слово, в котором написание суффикса определяется правилом «В полных прилагательных пишется Н».

    Из предложений № 10–13 вводное слово

    Среди предложений № 10–13 укажите номера предложений с однородными членами.

    Укажите количество грамматических основ в № 8.

    Из предложений № 7–10 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – приближение.

    Замените словосочетание ОХОТНО ЕЛА, построенное на основе примыкания, синонимичным со связью управление.

    В каком предложении заключена основная мысль текста? Укажите номер.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Я тогда понял, что всё живое, без сомнения, требует заботы». Приведите в сочинении два аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь