Физическая активность ребенка должна формироваться и развиваться с самого детства. Это задача родителей, и в частности мамы малыша, которая проводит с ним наибольшее количество времени. Только делать это нужно очень осторожно и грамотно. Как именно? Сколько времени уделять физическим упражнениям с ребенком? Что следует при этом учитывать? Давайте разбираться.
Движение малыша с раннего детства способно решать много задач его здорового развития. Это увеличение кровяного притока к мышцам и тканям, ускорение обмена веществ, улучшение функционирования коры надпочечников, обеспечение прочной сцепки мышц и костей.
Физические упражнения с малышом должны приносить ему радость и удовольствие. Для маленького ребёнка собственное тело является предметом игры. Он может играть руками и ногами, хватая себя за разные части тела и таким образом изучая их.
Идеальное время для занятий гимнастикой с малышом - время смены подгузников, поскольку голенькому ничто не будет сковывать движения, а гимнастика позволит не мерзнуть в это время. Кроме этого, такая гимнастика с раздетым ребенком будет своеобразной закаливающей процедурой, принятием воздушных ванн. Делать упражнения рекомендуется на ровной поверхности. Это может быть пеленальный столик.
Следует соблюдать ряд требований при выполнении таких упражнений:
Уже с первых дней рождения ваш ребенок активно двигает ручками и ножками. Поэтому после выписки из роддома можно начинать с ним занятия элементарными физическими упражнениями:
Ребенок взрослеет, крепнет, а физические упражнения для него усложняются и повторяются чаще. Но начинаются они также с поглаживания всего тела малыша:
Каждое упражнение нужно выполнять по 2-3 раза. При этом всегда разговаривайте с малышом, считайте, озвучивайте количество повторений.
Эта гимнастика рассчитана на выполнение родителями, а не специалистами. Кажущиеся сложными на первый взгляд упражнения на самом деле просто требуют внимательности.
Динамическая гимнастика очень универсальна, поскольку позволяет тренировать скелетно-мышечный аппарат ребенка и оказывает положительное влияние на все системы его организма. Она активизирует обменные процессы и стимулирует работу внутренних органов, развивает координацию движений и способствует психическому развитию, укрепляет суставы и развивает способность адекватно реагировать в травмоопасной ситуации.
Динамическая гимнастика отлично совмещается с закаливающими процедурами, если ребенок в это время обнажен. Итак, начинайте традиционно с поглаживания тела малыша, переходя после этого к следующим упражнениям:
При выполнении этих упражнений вы должны чувствовать настроение ребенка. Если он начинает сопротивляться, то насильственно активизировать дитя не нужно. Повремените либо замените сложные упражнения более простыми.
Сегодня очень эффективными и популярными являются физические упражнения с ребенком на фитболе - большом мяче. Выполняя их, родители укрепят все группы мышц ребенка и вместе с этим будут тренировать его вестибулярный аппарат. Покачивания и вибрация на мяче расслабляют мышцы ребенка, стимулируют приток крови и улучшают обмен веществ в маленьком организме.
Большим достоинством занятий на фитболе является то, что специальной подготовки родители не требуют. Для грудничков оптимальным размером фитбола считается диаметр 75 сантиметров. Кстати, на таком фитболе может заниматься и вся семья. Фитбол является устойчивым, если он выдерживает нагрузку 200 кг. В нашем случае нагрузка будет минимальной, так что о безопасности беспокоиться не нужно.
Выполнять физические упражнения на фитболе рекомендуется с двухнедельного возраста ребенка.
Перед занятием нужно сделать малышу массаж, подготавливая его мышцы к движению. Теперь положите дитя на мяч животиком. Покачайте его немного. Обязательно наблюдайте за реакцией ребенка. Занятия должны приносить ему радость и удовольствие. Если малыш капризничает и напрягается, то не нужно продолжать. Повремените или перенесите занятие на другой день. Если же все в порядке, то проделайте с ребенком комплекс таких упражнений:
Это базовые упражнения для самых маленьких деток на фитболе. Только после их освоения и при условии регулярности выполнений можно переходить к более сложным. Не забывайте о принципе постепенности и возрастания нагрузки, то есть каждые 2-3 дня количество повторений одного упражнения должно возрастать, как и увеличиваться его амплитуда. При этом обязательно нужно наблюдать за реакцией вашего ребенка и постоянно общаться, разговаривать с ним во время движения. Комментируйте ваши действия. Улыбайтесь, чтобы активность была для малыша в радость.
Приучая своего ребенка к физической активности с пеленок, вы закаливаете его и укрепляете иммунитет, помогаете ему правильно развиваться и расти здоровым.
Специально для - Диана Руденко
Когда ребёнок впервые порадовал родителей своим появлением, мамы прикладывают все силы, чтобы вырастить его сильным и крепким. Тогда взрослые начинают с основного - гимнастики для грудничков, которую советуют делать не только бабушки, но и педиатры.
Гимнастика для грудничков имеет огромное значение, ведь во время занятий ребёнок развивает мышцы и рефлексы: ползания, ходьбы. Заниматься с детками упражнениями разрешается без надлежащих навыков, образования.
Главное - не перестараться и придерживаться особых правил:
Даже в малом возрасте, ежедневная гимнастика для грудничков пользуется спросом. Малыши 1 месяца не могут сами сознательно двигаться, поэтому могут появляться: пролежни; затекание ручек, ножек, спинки, шейки.
Преимущества гимнастики для грудничков:
Гимнастические или массажные упражнения, которые мамы проводят с детками развивают, закрепляют, вырабатывают конкретные навыки и способствуют хорошему самочувствию.
Массаж и гимнастика для грудничков 1 месяц - упражнения:
Гимнастика для грудничков 1 месяц видео:
Гимнастика для грудничков 2 месяцев предполагает собой удвоенную нагрузку на мышечную систему, сравнительно с месячными детками.
Упражнения на спинке:
Упражнения на животике:
Массаж и гимнастика для грудничков 2 месяца видео:
Гимнастика для грудничков 3 - 4 месяца делается намного легче, ведь малыш уже может сам держать головку, но за спинкой, все равно нужно наблюдать. Несмотря на возраст, старыми заданиями лучше не пренебрегать, резкое введение нового комплекса упражнений может смутить младенца.
Гимнастика для грудничков 3 - 4 месяцев выполняется следующим образом:
Гимнастика для грудничков в 3 месяца видео:
Гимнастика для грудничков 4 - 5 месяцев напрямую готовит к развитию тазобедренной части, а также вызывает желание поворачиваться самому.
Гимнастика для грудничка 4 месяца видео:
Гимнастика для грудничков в 5 месяцев, рассчитана на укрепление мышц спины и обучению ползать. Чтобы выполнить эти немаловажные для развития функции, стоит к уже выполняемым заданиям добавлять следующие.
Учим ребенка ползать видео:
Эта гимнастическая зарядка годами разрабатывалась врачами, и уже давно проверена временем. Следовательно, эффективность занятий будет оправдана в кратчайшие сроки при ежедневном использовании комплекса процедур.
Гимнастика для грудничков 5 месяцев - упражнения:
Гимнастика для грудничков 5 месяцев видео:
Шестимесячные дети начинают ползать, но чтобы это произошло как можно скорее, необходима помощь.
Лежащий на животике младенец поднимается на ручки. Маме необходимо согнуть ножки в коленках, и подставить руку вместо опоры. После этого, вскоре грудничок привыкнет к такому положению, и сможет перемещаться сам.
Чтобы не возникало гипертонуса мышц, и развивались двигательные навыки без наличия двигательной неловкости, неуклюжести, нарушения осанки и походки наряду с массажем выполняют гимнастику для младенцев.
Для проведения упражнений понадобится помощник. Все упражнения повторяют 10 раз.
Ребенка укладывают на спину, скрещивают ручки на груди, попеременно располагают их сверху, удерживая за кисти. Далее обе ручки приподнимают вверх и заводят прямые и параллельные ручки за голову, затем опускают и вытягивают вдоль бедер. Все манипуляции повторяют по 4-5 раз.
Ребенка укладывают на спину и повторяют упражнения по 10 раз.
Упражнение 1. Ножки малыша сгибают в суставах: коленных и тазобедренных, смыкают их, сближая колени. Большим пальцем придерживается колено, остальными – обхватывается его таз, и выполняются повороты таза в стороны.
Упражнение 2. Разгибают и сгибают попеременно ножки младенца, затем правую ручку и левую ножку, левую ручку и правую ножку.
Упражнение 3. Разводят ножки в тазобедренном суставе. Не забывайте, что усилия на преодоление сопротивления малыша должны быть минимальными, поскольку дети это упражнение не любят. При наличии дисплазии тазобедренного сустава выполнять данное упражнение может разрешить только лечащий врач-ортопед.
В положении ребенка на спине, помощник должен поднять правую ручку вверх и удерживать до тех пор, пока инструктор не зафиксирует правое бедро. Далее помощник вытянутую правую ручку прижимает к столу расправленной ладошкой. Инструктор перекидывает левую ножку через правую ножку, помогая малышу повернуться на животик. Повторяют 10 раз.
Укладывают ребенка на живот, инструктор придерживает его за ноги, помощник – за руки, вытягивая их попеременно вперед и прижимая расправленную ладошку к поверхности стола. Одновременно инструктор сгибает попеременно ножки и подтягивает их к животу. При вытягивании правой руки, поджимают левую ножку и наоборот. Если малыш еще не может самостоятельно удерживать голову, тогда необходим еще один помощник для удерживания головы ладонями прямо.
После 4-х-месячного возраста ребенка учат осваивать присаживание, приседать и наклоняться, придерживаясь за палочку, стоять на четвереньках. Повторяют упражнения по 10 раз.
Присаживание. Малыш лежит на спине с вытянутыми вдоль туловища ручками. Помощнику нужно прижать правую ладошку к столу рядом с телом. Инструктору – придержать малыша за прямые ножки, второй рукой – приподнять за спинку и заставить сесть, опираясь на правую, чуть согнутую в локте, ручку и небольшим наклоном туловища вправо. Затем ручки меняют и все начинают заново.
Присаживание с палочкой. В положении лежа на спине ребенку дают палочку с диаметром 2-3 см в ручки и придерживают его кулачки, чтобы он не смог ее отпустить, одновременно заставляют оторвать спину от поверхности и присесть. Помощнику нужно фиксировать прямые ножки и следить, чтобы ребенок не ударился затылком о стол.
Приседание на палочке. Палочку кладут на поверхность стола под сложенную пеленку. Малыша придерживают под мышками и устанавливают ножки на ширине плеч на палочку срединой подошвы. При выполнении приседаний следят, чтобы стопы не смещались.
Наклоны на палочке. Фиксирование стоп, как в предыдущем упражнении. Левой рукой придерживают прямые ножки ребенка спереди, правой рукой фиксируют под грудью и животом, затем наклоняют туловище малыша.
Стойка на четвереньках. Малыш лежит на животе, рука инструктора – под его грудью, второй рукой он сгибает ножки в тазобедренных и коленных суставах. Помощнику в это время нужно прижать к поверхности расправленные ладошки на ширине плеч малыша. Ему дают зафиксировать позу 1 минуту, что удается не с первого раза.
Ползание на четвереньках. Выполняют в 6 месяцев или при умении стоять на четвереньках. Выполняется по вышеуказанной методике обучения ползания на животе.
Упражнением укрепляют вегетативную нервную систему и вестибулярный аппарат. На диск «Грация» или «Здоровье» кладут сложенную пеленку и на нее металлический тазик. Размер тазика подбирают таким, чтобы выложить одеяло, и поместить туда ребенка в полулежащем положении. Медленно и плавно, без толчков вращают тазик полминуты. При остановке глазные яблоки малыша должны совершать колебания по горизонтали. Такой нистагм возникает при взгляде на неподвижные предметы или окрестность из вращающейся или движущейся кабины. Как только глазные яблоки перестанут двигаться, тазик вращают в другую сторону. Постепенно время движения увеличивается до 5 минут.
Рефлекторные упражнения помогают укреплять мышцы шеи и туловища и их используют для движений, протекающих как безусловные двигательные рефлексы. При раздражении рецепторов мышц, нервного аппарата и кожи появляются врожденные двигательные рефлекторные реакции: отклонение головы назад в положении на весу, изгибание всего тела и образовании открытой кверху дуги. Это движение и есть энергичный раздражитель, укрепляющий вестибулярный аппарат. Поэтому с 4-х месячного возраста нужно чаще держать ребенка на весу в положении на спине или на животе для укрепления мышц шеи и туловища. В дальнейшем можно использовать сигнальные раздражители в виде звуковых сигналов, потягивания за ножки, хватания и др., для создания условных связей на базе врожденных рефлексов.
Ребенок может выполнять некоторые движения самостоятельно, но с помощью родителей. Он присаживается во время подтягивания за ручки или кисти, стоит при поддерживании под мышками и т.д.
Упражнения, выполняемые ребенком произвольно и самостоятельно, называют активными, поэтому рекомендуется способствовать их выполнению голосовыми инструкциями и игрой.
1. Дети 1,5-3 месяца
Комплекс состоит из массажа (поглаживания рук, ног, спины и живота) в чередовании с активными движениями на основании врожденных безусловных рефлексов: упражнениями для стоп, рефлекторными разгибаниями позвоночника и ползанием.
2. Дети 3-4 месяцев
Комплекс состоит:
3. Дети 4-6 месяцев
В комплекс входят несложные активные движения: хватания, удерживания предметов, размахивания. Поэтому акт хватания стимулируют. Например, сначала ребенок держится за палец мамы, затем за кольцо, при этом меняется положение тела в качестве подготовки к ползанию.
Комплекс состоит:
4. Дети 6-12 месяцев
В комплекс входят условные связи, вырабатываемые на базе условных и безусловных рефлексов: зрительных сигналов (колец, палочек), легких потягиваний за ножки и речевых сигналов (садись, топай, возьми колечко, отдай палочку и т.д.). Ребенок учится стоять без опоры и ходить, сидеть на корточках.
Комплекс состоит из:
Родители должны помнить, что упражнения выполняют в одно и то же время и только при наличии положительных эмоций у ребенка. Не стоит настаивать на продолжении, если ребенок плачет. Нужно считаться с его настроением и реакциями на массаж и ЛФК, не переутомлять. Нагрузку увеличивают постепенно, начинают ЛФК и заканчивают растиранием пальчиков и кистей рук. Полезно вкладывать в ладошку маленькую игрушку с наличием неровной поверхности и отнимать ее. А также: включать тихую и мелодичную музыку, окружать спокойных детей яркими и контрастными цветами, а беспокойных и плаксивых детей – салатными и голубыми тонами штор, игрушек, одежды, постельного белья и др. Посторонних громких шумов и людей в комнате не должно быть.
На втором месяце жизни ребенок вступает в фазу активного роста. Он уже приспособился к пребыванию вне материнской утробы и привык узнавать самых близких людей. Из этой статьи вы узнаете о том, как развивать ребенка в 2 месяца.
Малыш в этом возрасте прибавляет в весе около 800 грамм, а его рост увеличивается на 3-4 сантиметра. Данные показатели верны не для всех детей, так как каждый ребенок развивается в собственном темпе.
Поэтому не стоит паниковать, если набор веса немного выше или немного ниже указанного. Насторожиться стоит в том случае, если младенец резко поправился или похудел. В этой ситуации необходимо проконсультироваться с врачом.
Зрение малыша в два месяца становится более развитым. Он способен фокусировать взгляд, останавливая его на игрушках или предметах. Грудничок сопровождает взглядом движущиеся предметы, если они находятся невдалеке от него. Он уже умеет различать родителей зрительно. В ответ на вашу улыбку или нежные слова ребенок может радостно улыбаться.
Также развивается его слух. Малыш начинает понимать, откуда идет звук. Через несколько секунд после появления звука кроха повернет голову в его сторону. Грудничок понимает интонацию голоса родителей.
В жизни младенца по-прежнему главным человеком остается мама. Он целиком от нее зависит. Очень важно уделять ребенку достаточно много внимания. Психология грудничка такова, что он хочет все время быть рядом с мамой. И уже не так важно, что именно она будет с ним делать — играть, купать или одевать.
Почаще берите малыша на ручки, прислоняйте к своей коже. Разговаривайте с ним. Мягким и нежным голосом проговаривайте свои действия из жизни: «мама сейчас тебя искупает, водичка теплая, приятная, а теперь мы будем вытираться» и т.п.
Попробуйте пообщаться с младенцем на его языке. Подражайте гулению, издавайте причмокивающие звуки, меняйте интонации, говорите то тише, то громче, а можно и нараспев. Наблюдайте за реакцией ребенка. Он постарается подражать вам, как умеет. Устройте веселый диалог на «детском» языке. Это полезно для речевого развития.
Итак, 2-месячный ребенок уже умеет:
Массаж очень важен для жизни и здорового роста крохи. Он расслабляет мышцы ножек и ручек, успокоит кишечник и поможет справиться с коликами. Массаж также успокаивает и гармонизирует нервную систему ребенка. Ниже приведены простые массажные приемы.
Для развития слуха полезно время от времени включать музыку. Пусть это будут разные мелодии — бодрые, энергичные в первой половине дня и мягкие, успокаивающие вечером. Самой благоприятной музыкой считается классическая.
Интересным опытом для малыша будут браслеты с бубенцами. Наденьте такой браслет на запястье ребенка. Наблюдайте, как он во время движения начнет вслушиваться в звучание бубенцов. Если малыш проявит недовольство, снимите браслет.
Проводите занятия с погремушками, это тоже полезно для развития слуха. Если реагировать на звук одной погремушки 2-месячный грудничок уже умеет, то пора переходить к занятиям с двумя игрушками. Погремите одной из них, сделайте паузу в несколько секунд, затем погремите еще одной погремушкой в другой стороне. Дождитесь реакции малыша.
2-месячный малыш будет рад игрушке под названием «мобиль». Это подвесная карусель с игрушками, которая вращается. Обычно устанавливается над детской кроваткой. Одни модели вращаются от дуновения ветра или движений мамы, у других есть встроенный механизм вращения. А еще мобили часто оснащают мелодиями, которые звучат во время вращения карусели.
Грудничок начнет следить за движением фигурок на мобиле и прислушиваться к музыке. Это хорошая тренировка и зрения, и слуха. Оптимальное время работы мобиля — 5 минут. При более длительном включении малыш начнет уставать, а его зрение будет перегружено.
Полезными будут упражнения на развитие тактильных ощущений. Вкладывайте в ладошку младенца разные предметы. Например, фломастер, толстая нитка с узелком на конце, рельефный кусочек ткани и т.д.
А вот еще одно полезное упражнение. Сшейте маленькие мешочки из яркой ткани. Заполните их чем-нибудь, например, бисером или крупой. Крепко зашейте мешочки так, чтобы малыш не смог достать оттуда наполнитель. Пусть он щупает мешочки с разными наполнителями. Это обогатит его тактильные ощущения и будет способствовать развитию мелкой моторики.
Гимнастика позволяет укреплять мышцы и двигательный аппарат, а также развивать рефлекторные навыки. Ниже описаны приемы для второго месяца жизни.
Данная гимнастика выполняется 1-2 раза в сутки. Каждое упражнение по 5-7 раз.
Таким образом, 2-месячный ребенок нуждается в интенсивном развитии. Занимайтесь с ним, дарите ему свою нежность и тепло. Ваш кроха обязательно ответит взаимностью.
Как избавиться от растяжек после родов?
Движение – это основа всей нашей жизни. Даже лёгкая физическая нагрузка очень полезна каждому человеку для нормального самочувствия.
Для правильного и своевременного развития ребёнка родителям стоит хорошо изучить теоретический материал о специальных упражнениях для грудничков и ежедневно использовать полученные знания на практике.
В первые месяцы жизни малыш большую часть времени проводит во сне: пока он только набирается сил для того, чтобы активно познавать окружающий мир. Поэтому гимнастика в совокупности с – это великолепный способ для того, чтобы поддерживать мышцы ребёнка в тонусе.
Рассмотрим, что ещё полезного в занятиях гимнастикой:
1 Развитие координации движений . Примерно к 1-2 месяцам малыш уже начинает совершать координированные движения ручками, к 3 месяцу – осознанно и с интересом ощупывать предметы вокруг себя. А к 6-7 месяцам вы уже можете заметить, как малыш держит равновесие в положении сидя, без вашей помощи.
Тем самым, ребёнок уверенно преодолевает множество этапов для того, чтобы сделать свои первые самостоятельные шаги. Правильное формирование опорно-двигательного аппарата происходит именно благодаря комплексу упражнений для развития равновесия (например, упражнения на мяче – фитболе).
2
Улучшение работы желудочно-кишечного тракта
. Физические упражнения благоприятно влияют не только на мускулатуру, но и на работу внутренних органов. В частности, движение обеспечивает появление здорового аппетита, лучшее переваривание пищи, снижает вероятность появления желудочных расстройств и коликов.
3 Развитие речи . Как правило, во время гимнастики мамочка озвучивает свои действия, общается с ребёнком, хвалит его и всячески подбадривает.
Слуховое восприятие звуков помогает малышу формировать собственное представление о речи. Ребёнок подражает маме, тем самым приобретая самые первые речевые навыки.
4 Улучшение циркуляции крови и работы обмена веществ . Любое движение способствует правильной циркуляции крови по организму и, как следствие, нормализации работы сердца и сосудов. Гимнастика в раннем возрасте позволит избежать развития болезней и отклонений, связанных с артериальным давлением. Также прилив крови к мягким тканям положительно сказывается на росте.
5 Общение, развитие тактильных ощущений . Во время гимнастики происходит непосредственный контакт мамы или папы с ребёнком: и тактильный, и визуальный. Совместные занятия дают возможность лучше узнать друг друга, почувствовать малышу то, что он важен для родителей. Это успокаивает ребёнка, благотворно влияет на сон и нервную систему в целом.
Интересно! Как правильно купать новорожденного
Вводить первые элементы гимнастики можно начинать уже с возраста нескольких недель.
Это аккуратные поглаживания конечностей и животика, которые, по сути, являются частью массажного комплекса, однако также играют роль подготовки к гимнастике.
Если у малыша нет соответствующих противопоказаний, то начинать рефлекторные упражнения (сгибание и разгибание конечностей, «ходьба» и др.) можно с 1-1,5 месяца.
Любопытно, что лучшим первым гимнастическим опытом для ребёнка является плавание. Придя в наш мир из влажной среды, детки сохраняют инстинктивную способность к плаванию до трёх месяцев. Тщательно наблюдая за малышом, проводить сеансы плавания в домашней ванне можно с момента полного заживления пупочной раны. Если вы не уверены в своих силах, так как плавание – достаточно травмоопасная процедура, обратитесь к врачу-педиатру за помощью.
Естественно, что для новорожденного малыша нужен более деликатный подход абсолютно во всём. Для того чтобы гимнастика приносила только пользу, к этому процессу нужно относиться внимательно и аккуратно. Существует несколько несложных правил, благодаря которым от упражнений можно добиться максимального эффекта:
1 Оценивайте реально способности ребёнка. Главной целью гимнастики всё-таки является стимуляция и развитие навыков, а не серьёзная спортивная подготовка. Не спешите, выбирайте упражнения, доступные для возраста вашего малыша. Если вы видите, что ребёнок не справляется с нагрузкой, уменьшите количество времени, отведённое на тренировку, ослабьте интенсивность выполняемых действий.
2 Не стоит начинать гимнастику, если вы не в настроении. Упражнения с ребёнком должны быть интересными и желанными, а не рутинной скучной процедурой.
Если вы чувствуете, что достаточно устали за сегодня, то лучше сделать выходной, чем лишний раз портить настроение себе и крохе.
Подходите к выполнению упражнений исключительно с позитивным настроем и ребёнок, как лучший непредвзятый психолог, обязательно ответит вам взаимностью. То же самое касается и ребёнка – если малыш хочет отдохнуть и капризничает, не стоит заставлять его.
3 Желательно выработать режим тренировок. Идеальное время для занятий с малышом – полдень. К этому времени ребёнок должен быть сытым, настроенным на упражнения, но с момента последнего кормления должно пройти не менее 20-30 минут.
Отложите занятия гимнастикой, если ребёнок не здоров. Также упражнения не следует выполнять несколько дней после прививок.
5 Хорошо проветривайте комнату перед гимнастикой, но также следите за температурой воздуха в комнате. Упражнения будут гораздо более эффективными, если во время них малыш будет голым, поэтому температура ниже 22-23 градусов не допустима для занятий.
В этот период все упражнения имеют рефлекторный характер. Главный принцип – раздражение кожи малыша с целью получения ответной реакции. Все движения делаются только при помощи взрослых. Тренировка длится не более 15 минут. Стоит помнить, что любая гимнастика начинается с лёгкого массажа, поглаживания.
Интересно! Режим дня новорожденного
1
Выкладывание на живот
. Пожалуй, самое простое упражнение. При выкладывании ребёнка на живот, например, для массажа спины, проявляется одна из его интересных инстинктивных особенностей: малыш сразу кладёт голову набок. Такое упражнение помогает развитию мышц шей и спины.
2 Реакции на прикосновение, сгибание и разгибание пальцев . Аккуратно придерживайте ножку ребёнка за голеностопный сустав и проводите подушечками пальцев по его ступне. Малыш будет сгибать и разгибать пальчики ног.
3 «Ползание» . Исходное положение – лёжа на животе. Ножки полусогнуты в стороны. Одной рукой аккуратно придерживайте малыша под грудью, другой дотрагивайтесь до ступней. Ребёнок рефлекторно выпрямляет ножки, отталкиваясь и как бы «ползя» вперёд.
4 «Ходьба» . Крепко, но осторожно придерживая малыша в области подмышек, поставьте его на ножки. Пятка должна коснуться поверхности стола или кушетки. Ощутив твёрдое основание, ребёнок будет рефлекторно перебирать ногами.
5 Разгибание позвоночника . Исходное положение – лёжа на боку. Одной рукой придерживайте ноги малыша, большим и указательным пальцами другой проводите линию вдоль позвоночника. Это упражнение направлено на развитие сгибателей и разгибателей спины.
Помимо предыдущих, в комплекс могут быть добавлены упражнения, провоцирующие ребёнка к самостоятельным действиям, а также упражнения с мячом.
1 «Боксёр» . Это упражнение заключается в выполнении ритмичных сгибании и разгибаний рук ребёнка. Осторожно обхватите его за запястья, вложив большие пальцы ему в ладошку. Поочерёдно поднимайте ручки: если левая поднята, то правая находится в согнутом положении, и наоборот.
2 Положите ребёнка на мяч (он не должен вызывать неприятных ощущений у ребёнка, например, быть холодным). Малыш должен слегка развести колени, обеспечив более устойчивое положение. Придерживая его за спину, не спеша раскачивайте на мяче из стороны в сторону. Это же упражнение можно выполнять и лёжа на спине.
3 Сгибание и разгибание ног . В положении лёжа на спине, возьмитесь руками за голени ребёнка. Сначала сгибайте ножки поочерёдно, после выполняйте сгибания синхронно. Колени должны касаться живота.