Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Научный стиль


1. Общая характеристика научного стиля речи


1.1 Разновидности научного стиля речи


Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.

В эпоху цифровых технологий, с легкостью в обработке данных и интеграции изображений с текстом, все больше и больше статей все чаще представляют сложность информации в виде графиков, схемных диаграмм, трехмерных моделей, представленных в двух размеры, фотографии и т.д.

Джонс представляет следующие десять стилистических особенностей как резюме хорошей научной литературы. Его цель - информировать, а не достигать эгоистических целей или убеждать читателя. Только факты не занимаются научной литературой. Он систематичен и логически развит. Это не эмоционально. Обращается к разуму и пониманию, а не к чувствам. Когда он обобщается, он производится в соответствии с законами индуктивного рассуждения. Абстракции с эмоциональной привлекательностью устраняются. Неподдерживаемые мнения исключаются. Это искренне. Он говорит правду и избегает языка, что заставляет читателя подвергать сомнению его искренность. Это не аргументация. Общие выводы сделаны на основе фактов. Это не прямо убедительно. Это относится к фактам, общим законам, которые могут быть получены из изучения фактов, и применению общих законов к конкретным проблемам. Если он индуцирован, это делается с использованием логических рассуждений. Не преувеличивайте. Поскольку он бескорыстный, он не искажает факты.

  • Это относится к применению научных обобщений к конкретным ситуациям.
  • Это точно и правдиво.
  • Он говорит всю правду.
  • Она бескорыстная.
Научные тексты, такие как экспериментальные отчеты, иногда имеют некоторые общие аспекты технической документации.

Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:

·предварительное обдумывание высказывания,

·монологический характер речи,

·строгий отбор языковых средств,

·стремление к нормированной речи.

Они часто отражают цели пользователей. В резюме обобщается информация, доступная каталогизаторам и исследователям. Завершение работы подчеркивает важность недавних результатов, поскольку научная компания часто связана с перемещением старых результатов с помощью новой и точной информации. Работа часто делится на разделы с выделенными подзаголовками, чтобы эффективно направлять читателей к соответствующей информации. Читатель, например, мог бы консультироваться с заключением экспериментального отчета, чтобы сначала определить, стоит ли остальное внимание.

Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия 18 века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. 18 века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу 19 века.

Короче говоря, документ больше предназначен для понимания. Формирование письменных знаний: жанр и деятельность экспериментальной статьи в науке. Написание научных статей и докладов. Мировые гипотезы: пролегомены к систематической философии и полный обзор метафизики. Лос-Анджелес: издательство Калифорнийского университета.

«Глаз в глаза»: поиск новой парадигмы. Стиль: Десять уроков в ясности и благодати. Бостон: Скотт, Форесман и компания. Примечание. Этот текст основан на переводе статьи Генри Янкевича «Некоторые особенности риторических научных текстов». Характеристики научных текстов. Ясность достигается за счет хорошо построенных, упорядоченных и непонятных предложений. В общем, научные тексты поддерживают синтаксическую простоту, хотя и есть тексты синтаксиса более сложные. Точность Следует избегать неоднозначной терминологии и субъективности и вместо этого использовать однозначные термины.

Научный стиль речи имеет разновидности (подстили):

·собственно научный,

·научно-технический (производственно-технический),

·научно-информативный,

·научно-справочный,

·учебно-научный,

·научно-популярный.

Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах:

·сообщение,

·ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка),

Подтверждаемость Верность указаний текста должна быть проверена во все времена и во всех местах. Это может быть подтверждено как научными, так и гипотетическими законами. Универсальность. Возможность того, что рассматриваемые факты могут быть поняты в любой точке мира любым членом группы, к которой она адресована. Это делается с использованием определенной терминологии, которая может быть легко переведена с одного языка на другой. Эти научные термины, также называемые техническими особенностями, обычно однозначны, поскольку они обозначают уникальную и точную реальность.

·рассуждение,

·языковой пример,

·объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).

Многообразие видов научного стиля речи базируется на внутреннем единстве и наличии общих внеязыковых и собственно лингвистических свойств этого вида речевой деятельности, которые проявляются даже независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и собственно жанровых различий.

Объективность. Приоритет дает факты и данные о мнениях и субъективных оценках автора. Основной отличительной чертой научных текстов и общих текстов является тема, сопровождаемая их терминологией и некоторыми грамматическими и стилистическими особенностями, которые, в свою очередь, могут отличать их от общих и специализированных текстов.

Однако в общих чертах можно сказать, что характеристикой является ясность в изложении фактов, структура текста, не забывая, что научный текст имеет в качестве приоритета информацию. Для этого у нас есть Руководства по стилю или руководства по написанию и публикации научных текстов, которые помогают. Цель и цель научного текста Поскольку общение между специалистами области специальности осуществляется на языке, соответствующем этой специальности, и что специализированный язык, который они обрабатывают, соответствует определенной терминологии этой области, которую специалисты используют для общения друг с другом, и что отличает их от других групп или специалистов из разных областей знаний, мы обнаруживаем, что тексты, подготовленные этими специалистами, также имеют конкретную цель и цель: четко и четко информировать получателя, который должен находиться на одном уровне общения чем отправитель и поэтому не будет иметь проблем при декодировании сообщения.

Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мышления в области науки оказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности. Мысль строго аргументирована, подчеркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и синтез. Следовательно, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный характер. Окончательная кристаллизация научной мысли осуществляется во внешней речи, в устных и письменных текстах различных жанров научного стиля, имеющих, как было сказано, общие черты. Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются:

Степень специализации текстов. В специализированных текстах мы ссылаемся на любое сообщение, осуществляемое на специальных языках. Эти тексты могут быть иного рода, как указывает Тереза ​​Кабре в своей книге Терминология, поскольку специализированный характер текста определяется не только ограничением предмета, но и конкретными обстоятельствами и особенностями, в которых эти тексты создаются или для целей, которые они должны выполнять. То есть понятие специальности, относящееся к текстам, должно пониматься, по крайней мере, в трехкратном смысле: специализация субъекта, связанного со специализацией, обстоятельствами общения, в которых они происходят.

·Научная тематика текстов.

·Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения. Почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций.

Высший технологический институт исследования в Вальядолиде. Специализация для преследуемой цели. Именно здесь начинают возникать различные точки зрения, и пока соглашение еще не достигнуто. С методологической точки зрения необходимо учитывать два аспекта: начальную точку и объект анализа. Исходная точка: с учетом отправной точки были предложены типологии, которые возникают: - из предыдущей теории, которая предполагает: º следовать дедуктивному пути; º составляют монотипическую классификацию; º искать необходимые и достаточные условия в качестве закрытого списка; - из текстов, которые предполагают: º постоянную игру между теорией и анализом текстов; º гетерогенность; º искать конфигурации атрибутов, которые являются прототипами ссылки, но которые предполагают понятие континуума, градации.

·Логичность изложения. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.

·Точность изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью.

Эти типологии, сделанные из текстов, предлагают теоретические решения для постепенного характера разнообразия. То есть они предполагают теорию сложности организации дискурсов, которая не исключает того, что является нетипичным. Понимание атипичного всегда связано с большим познавательным усилием. Объект анализа: с учетом объекта анализа возникли различные типологии, которые учитывают: - только внутренние текстовые характеристики - только внешние текстовые характеристики - те, которые сочетают в себе оба.

В системах. Последние характеризуются: с учетом более одного критерия классификации текстов; имеют модульный характер, т.е. работают с понятием последовательности. Верлих постулирует, что в каждом тексте разворачиваются последовательные последовательности. Он понимает по последовательности тематические базы, которые относятся к определенным сокращениям модели реальности. Дискриминация шести тематических баз, которые отвечают основным моделям, которые коррелируют объекты и события мира, опосредствованные языком, с врожденными процессами классификации человеческого знания.

·Доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.

·Объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.

·Насыщенность фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения.

Описательные и повествовательные последовательности связаны с восприятием как когнитивным действием. Обе тематические последовательности связаны с человеческим процессом понимания с помощью понятий. Это правильное определение. Аргументативная последовательность связана с способностью судить человека и поучительной с надлежащим планированием человека, который предполагает хранение знаний для будущих действий. Характеристики академического текста. Говорить об академических текстах - говорить о наборе текстовых классов, которые распространяются в учебных заведениях и вращаются вокруг экспертных знаний.

Важнейшая задача научного стиля речи: объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.

Названные особенности научного стиля находят выражение в его языковых характеристиках и определяют системность собственно языковых средств этого стиля. Научный стиль речи включает в себя языковые единицы трех типов.

В этом случае мы ограничимся академическими текстами, основная функция которых состоит в том, чтобы объяснить или продемонстрировать знание. Мы будем характеризовать эти текстовые классы, принимая во внимание два аспекта: дискурсивные аспекты и организацию контента. Монография: В широком смысле это относительно длинная работа, аргументативный текст с информативной и описательной функцией, которая представляет и организует данные, полученные по определенному предмету, из нескольких источников, анализируемых с помощью критического видения.

1.Лексические единицы, обладающие функционально-стилевой окраской данного (то есть научного) стиля. Это особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфологические формы.

2.Межстилевые единицы, то есть языковые единицы стилистически нейтральные, используемые в равной мере во всех стилях.

.Стилистически нейтральные языковые единицы, преимущественно функционирующие именно в данном стиле. Таким образом, стилистически значимым становится их количественное преобладание в данном стиле. Количественно маркированными единицами в научном стиле становятся, прежде всего, некоторые морфологические формы, а также синтаксические конструкции.

Важно представить объект исследования, проблему или предмет, чтобы разграничить его; исследовать, обнаруживать и собирать информацию по этому вопросу, формулировать гипотезы и предоставлять элементы, подтверждающие или отрицающие эти гипотезы, с критическим духом, а также личное мнение или мнение. Работа выполнена в письменной форме, с четким языком, четкой и с правильным письмом, и может быть объяснена и защищена устно, с правильным выражением и ясностью словарного запаса и идей перед группой слушателей.

Определение. Как видно из названия, монографии представляют собой конкретные исследования по конкретным темам в рамках дисциплины. Они характеризуются их ограничением для изучения определенного вопроса. Это дает возможность учиться более исчерпывающим и глубоким образом, чем это обычно бывает в договорах и руководствах. Они представляют собой тип материала, который характеризуется тем, что его разработка осуществляется с целью получения ученой степени или определенной профессиональной цели.


1.2 Лексика научного стиля


Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы - термины. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры, керметы. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки.

Дата Название Название должно быть репрезентативным для текста, кратким, но информативным. День: «Хороший заголовок определяется как наименьшее количество слов, которые адекватно описывают содержание работы». Автор (ы) Должно быть указано полное имя (имена) и фамилия (имена) автора (ов). Председатель, к которому принадлежит автор (ы). Название или должность Должность или промежуточная степень или ступень последипломного курса, к которому вы стремились Дата, когда монография представляется для принятия.

Это прозаическая письменность, обычно краткая, которая раскрывает с глубиной, зрелостью и чувствительностью, личную интерпретацию по любому вопросу, будь то философская, научная, историческая, литературная и т.д. в способе, которым проблема подвергается и оценивается, она граничит с научной работой, дидактикой и критикой. Он не следует строгому и систематическому порядку воздействия. С точки зрения автора в решении этой темы в эссе предпочтение отдается приоритету. Отдельная нота, чувства автора, симпатии или антипатии - это то, что характеризует его, приближаясь к лирической поэзии.

Термин является основной лексической и понятийной единицей научной сферы человеческой деятельности. В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 процентов общей лексики данного стиля.

Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже - в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила - величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах.). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). «Научный язык совпадает с понятийно-логическим языком, понятийный язык выступает как более абстрактный» (Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961, с. 144, 248).

О.Д. Митрофанова в работе «Язык научно-технической литературы» отмечает однообразие, однородность лексики научного стиля, что приводит к увеличению объема научного текста за счет многократного повторения одних и тех же слов. Так, по ее данным, в текстах по химии на объем текста в 150 тысяч лексических единиц приведенные ниже слова употреблены следующее число раз: вода - 1431, раствор - 1355, кислота - 1182, атом - 1011, ион - 947 и пр.

Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в…, представляет собой…, состоит из…, применяется для … и пр.


1.3 Морфология научного стиля


Языку научного общения присущи и свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).

Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк - хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить - к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить - расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется и в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.

Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят - перегонка производится; можно вывести заключение - выводится заключение и пр.

Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения. Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x приняла определенное значение. Вообще, по наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67-85% от всех глагольных форм.

Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80% составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: рассмотрим…, уравнение примет вид. Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: Металлы легко режутся.

Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее частотны в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении «мы совокупности» (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.


1.4 Синтаксис научного стиля


Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах (Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения).


2. Жанры научной письменной и устной речи


2.1 Классификация основных жанров научной письменной речи


Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.

Основными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Именно они организуют в систему все языковые средства, формирующие этот функциональный стиль, и определяют выбор лексики в произведениях научного стиля. Для этого функционального стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики, причем в последнее время здесь все больше места занимает международная терминология (сегодня это особенно заметно в экономической речи, например менеджер, менеджмент, квотирование, риэлтер и проч.).

Выделяются четыре основных жанра письменной научной речи.

Собственно научный подстиль используется при написании текстов двух типов: первичных и вторичных. К жанрам первичных текстов относятся научные статьи, монографии, диссертации, дипломные и курсовые работы, публикуемые тексты докладов и т.п. Цель этих текстов - доказательство обретенной научной истины. Вторичными текстами называются те письменные и печатные работы, основная цель которых состоит в описании или изложении содержания первичных текстов. Жанрами вторичных текстов являются разного рода конспекты, рефераты, аннотации, рецензии. Основным адресатом произведений собственно научного подстиля являются представители той или иной научной специальности.

Научно-учебный подстиль выступает в учебниках, пособиях, учебных справочниках, публикуемых курсах лекций и др. учебных изданиях. Их цель состоит в передаче уже известных научных истин в ходе обучения и самообразования. Адресат данных произведений - лица, обучающиеся или повышающие квалификацию по какой-либо специальности, а также получающие общеобразовательные сведения.

Научно-справочный подстиль представлен в энциклопедических и терминологических словарях и различных справочниках для специалистов и для широкого круга пользователей. Цель этого стиля - обеспечить читателю возможность быстрого поиска нужной научной информации.

Научно-популярным подстилем пишутся тексты на научные темы для широкого круга читателей: книги, статьи, заметки, рецензии и эссе научных трудов в газетах и журналах, интервью ученых, обзоры научной жизни и научной литературы. Их цель - самым общим образом информировать читателей о тех или иных научных идеях, открытиях и изобретениях [Было бы вполне закономерно отнести научно-популярные произведения к публицистическому стилю, так как с научным стилем их сближает лишь употребление терминологии, да и то в очень ограниченном количестве. Однако отечественная языковедческая традиция относит научно-популярные тексты к научному стилю].


2.2 Классификация основных жанров научной устной речи

стиль научный письменный жанр

К устным научно-информативным жанрам относятся реферативное сообщение, лекция, доклад.

Их объединяют:

коммуникативная задача - передать в устной форме некую информацию так, чтобы она в большей или меньшей мере была усвоена слушателями;

публичный характер высказываний, когда лектор, докладчик, информатор настроен на общение с группой людей, у которой есть свой, во многом индивидуальный настрой на восприятие и говорящего, и того, что он сообщит;

дробная, порционная подача информации, ее членение на сегменты, которые содержат одну порцию нового;

учет того, что слушатели будут фиксировать (по-разному) значимую для них информацию в форме записи отдельных положений, составления более или менее развернутого плана или в форме конспекта - подробного или краткого. Учет этого обстоятельства влияет на организацию высказывания, на отбор четких, точных выражений и на его произнесение, в частности на темп речи;

подготовленный характер высказываний. При подготовке реферативного сообщения, доклада, лекции составляется план, тезисы, иногда пишется весь текст. Однако устные информативные жанры чаще всего произносятся на уровне словесной импровизации, хотя научные доклады нередко читаются. Что же касается устного реферирования и особенно лекций, то адресант, как правило, теряет контакт с аудиторией, если просто читает подготовленный текст;

монологический характер всех рассматриваемых жанров с элементами диалогизации (в большей или меньшей мере). При этом нужно различать устное реферирование, лекцию, доклад, тексты которых подготовлены в форме диалога (вопрос автора - ответ на него автора, без смены говорящего), и диалогизированный монолог - как взаимодействие с аудиторией во время словесной импровизации (предполагающее смену говорящих, включение слушателей в монолог).

Различаются эти жанры в основном по характеру информации, которая сообщается, по задаче ее восприятия и усвоения. Рассмотрим эти жанры.

В реферативном сообщении излагается подробно (или кратко), как правило, вне оценки содержание одного или нескольких книжных источников.

В последнем случае изложение приобретает обзорный характер. Делается это по правилам реферирования.

Известно, что информация, которую слушатель получает в ответ на свой вопрос, т.е. в процессе диалога, усваивается лучше. Проводились специальные опыты. Например, одну и ту же информацию - как кормить ребенка - матери получали перед выпиской из родильного дома в форме лекции врача или в ответ на свои вопросы. Диалог о режиме питания оказывался более эффективным. Нужная информация усваивалась быстрее, точнее - успешнее.

Научный доклад - это сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Это научное сообщение содержит объективно новые сведения. В учебном докладе на гуманитарные темы, в частности, эта новизна в большей мере субъективна. Она определяется наличием новых фактов или их оригинальной интерпретацией, наличием своей точки зрения, своей позиции.


Заключение


Основная задача научного стиля - предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию. А это наилучшим образом достигается без использования эмоциональных средств. Ведь наука апеллирует, прежде всего, к разуму, а не к чувству. Научно-техническая революция изменила и сам характер исследования. Научные проблемы решаются теперь, как правило, усилиями не одиночек, но коллективов ученых и инженеров. А это ведет к тому, что современный способ научного изложения можно определить как коллективный, или формально-логический, в котором не остается места для эмоциональности.

Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык. Совершающаяся на наших глазах научно-техническая революция вводит во всеобщее употребление огромное количество терминов. Компьютер, дисплей, экология, стратосфера, солнечный ветер - эти и многие другие термины перешли со страниц специальных изданий в повседневный обиход. Если раньше толковые словари составлялись на основе языка художественной литературы и в меньшей степени публицистики, то сейчас описание развитых языков мира невозможно без учета научного стиля и его роли в жизни общества.

Итак, быстрое развитие общества, стремительный прогресс науки и техники вызывают потребность в формировании специального языка, наилучшим образом приспособленного для выражения и передачи научного знания.


Список источников


1. Максимов В.И. Русский язык и культура речи, М.: Гардарики, 2004.

Бубнова Г.И., Гарбовский Н.К. Письменная и устная коммуникации: синтаксис и просодия. М., 1991. С. 8.

В.Я. Суртаев, «Основные тенденции развития молодёжной культуры». СПБ.: РАГС - 2004 г.

Греков В.Ф. и др. «Пособие для занятий по русскому языку». М., Просвещение - 1988 г.

Оганесян С.С. «Культура речевого общения» // Русский язык в школе. №5 - 1991 г.

Скворцов Л.И. «Язык, общение и культура» // Русский язык в школе. №1 - 1994 г.

Формановская Н.И. «Культура общения и речевой этикет» // Русский язык в школе - №5, 1993-1994 гг.

Лихачёв Д.С. «Развитие грамматики и лексики современного русского языка». М.: «НАУКА» - 1995 г.

В.Я. Суртаев, «Основные тенденции развития молодёжной культуры».


Заказ работы

Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат»
Отправь заявку с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.

Что такое научный стиль?

Научный стиль – это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения.

Главные черты научного стиля: отвлеченность и обобщеность, подчеркнутая логичность, терминологичность.

Второстепенные черты: смысловая точность, однозначность, объективность, стандартность, краткость, ясность, строгость, безличность, некатегоричность, оценочность, образность и др.

Выделяется три подстиля: собственно-научный (монографии, статьи, диссертации, выступления в научных диспутах, научные доклады), научно-учебный (учебники, лекции), научно-популярный (научно-популярные сообщения, статьи, очерки).

Академик Д. С. Лихачев писал о научной речи:

    Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку художественной литературы.

    Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в случаях необходимости поставить логический акцент на какой-нибудь мысли. В научной работе образность – только педагогический прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы.

    Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена.

    Главное достояние научного языка – ясность.

    Другое достоинство научного языка – легкость, краткость, свобода переходов от предложения к предложению, простота.

    Придаточных предложений должно быть мало. Фразы должны быть короткие, переход от одной фразы к другой – логическим и естественным, «незамеченным».

    Каждую написанную фразу следует проверять на слух, надо прочитать написанное вслух для себя.

    Следует поменьше употреблять местоимения, заставляющие думать, к чему они относятся, что ими заменено.

    Не следует бояться повторений, механически от них избавляться. То или иное понятие должно называться одним словом (слово в научном тексте всегда термин). Избегайте только тех повторений, которые приходят от бедности языка.

    Обращайте внимание на «качество» слов. Сказать напротив лучше, чем наоборот , различие лучше, чем разница . Вообще, будьте осторожны со словами, которые так и лезут под перо, – словами-«новоделами».

(Д. С. Лихачев. Книга беспокойств. М., 1991. )

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь