Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Научный стиль речи используется при создании текстов в таких сферах деятельности , как наука и образование . В научной речи доминирует информативная цель общения: создатели текстов стремятся изложить определенную информацию, донести до партнеров по коммуникации сведения, связанные с научным, рациональным постижением действительности. Основной формой речи для этого стиля является письменная монологическая речь : именно в письменных текстах стилевые особенности языка науки проявляются с наибольшей полнотой и яркостью.

К этому относится и вопрос о временном и территориальном историческом характере проповедей. В дополнение к различию между городскими и сельскими проповедями возникает вопрос о тематических очагах и региональных событиях и проблемах, которые рассматриваются.

Есть также вопросы о проповеднике, его уровне образования, его риторическом таланте, и, следовательно, артикуляторная компетентность предназначена для ответа на вопрос о свободно проповедованной или прочитанной проповеди. Здесь есть первые исследования в биографическом-просопографическом, но редко с коллективной биографической кульминацией. Например, следует более тщательно проанализировать взаимосвязь между учеными гражданами и проповедниками. Хотя в протестантизме пастор обычно рассматривается как представитель образованной буржуазии, это следует считать дифференцированным на протяжении веков.

2.1. Письменная научная речь

Письменные научные тексты различаются по характеру излагаемой информации и по тому, какой аудитории они адресованы; в связи с этим научный стиль выступает в каком-либо из своих вариантов – подстилей.

1. Академический подстиль. Он может считаться основным вариантом научного стиля, черты которого проявляются здесь с наибольшей яркостью и концентрированностью. Тексты ориентированы на специалистов в соответствующей научной сфере, поэтому характеризуются глубиной изложения информации, сложностью, обилием терминов, значительным количеством цитат и ссылок. Жанры, которые создаются в рамках данного подстиля, можно подразделить на три группы. Во-первых, собственно научные жанры : монография, диссертация, научная статья, а также выполненная на высоком профессиональном уровне студенческая квалификационная работа (курсовая работа, дипломная работа, дипломный проект). Эти тексты создаются учеными с целью изложить результаты собственных исследований, ознакомить коллег со своим пониманием той или иной научной проблемы. Во-вторых, это научно-информативные жанры , такие, как реферат, рецензия, тезисы, аннотация; все они носят вторичный характер, поскольку создаются на базе первичных текстов (собственно научных) и имеют своей целью в сжатой форме изложить содержание этих текстов и – если это жанр рецензии или реферата – дать ему определенную оценку. В-третьих, научно-справочные жанры – справочники, словари терминов, специальные энциклопедии, – где даются основные общепринятые сведения, связанные с той или иной научной сферой.

В жанре Постиля эти проблемные области достигают высшей точки особым образом. Прежде всего, необходимо уточнить связь между печатным текстом и устной лекцией, даже в том, что касается печатного текста, подготовки к проповеди и устной презентации. К этому добавляется тот факт, что многочисленные посты содержат, как бы, образцы проповедей, которые должны быть адаптированы проповедниками к ситуационному контексту и соответствующим образом преобразованы. Неудивительно, что постиндустриальные отпечатки, заказанные учеными университетов и городскими пасторами, содержат значительную долю дидактических и ориентированных на действия заявлений на менее конкретном уровне.

2. Научно-учебный подстиль . Это несколько упрощенный, «облегченный» вариант научного стиля, поскольку в данном случае тексты ориентированы на учащихся и создаются таким образом, чтобы излагаемая информация была хорошо понята и усвоена. Жанры данного подстиля – учебники, учебные пособия и т. п. Язык здесь более простой, чем язык академического подстиля (используется меньше терминов, проще грамматика), часто применяются особые графические способы оформления текста (выделение фрагментов текста различными шрифтами, с помощью рамки и пр.), включается большой объем иллюстративного материала (в том числе в виде схем, рисунков).

В многочисленных постилах ученые представители протестантского и канцелярского статуса просто хотят доказать свою богословскую компетентность. Это включает в себя - частично - версию на латинском языке, особенно в конфессиональной ортодоксии, и медленную разговорную переписку. Другая проблема возникает с вопросом о деноминационном характере. Утверждение о том, что посты предпочтительно являются протестантами и в более узком смысле лютеранского, больше не может поддерживаться. Поэтому желательно провести деноминационное сравнение.

Проповедь в эпоху конфессиональной ортодоксии и ее распад Просвещенная проповедь Политическое повествование в проповеди раннего. Вклад практики и обрядов в формирование и укрепление сектантской культуры. . Церковь и война подразумевают диаметральную оппозицию. По крайней мере, это так привязано к сознанию многих современников. Мирные инициативы, предупреждения против войны и насилия высоки в списке ожиданий нынешних слушателей проповеди. В то же время многие люди также знают о фатальной связи между религией и насилием.

3. Научно-популярный подстиль . Он представлен в текстах, которые адресованы неспециалистам: статьи в научно-популярных журналах, научно-популярные книги. Автор в данном случае ставит цель сообщить научную информацию в занимательной и доступной форме. Язык таких текстов отличается простотой (терминов немного и они объясняются, предложения недлинные, с небольшим количеством осложняющих структур), выразительностью (использование сравнений, метафор). Цитаты и ссылки сведены к минимуму. Этот подстиль имеет пограничный характер, поскольку содержит в себе черты двух стилей – научного и публицистического.

В обсуждении последних лет интенсивно обсуждался тезис, согласно которому исключительное требование монотеистических религий особым образом порождает неконтролируемое применение силы. В этом контексте этот факт, похоже, соответствует тому, что духовенство в войне не только сопровождало солдат в молитве и помогало им в трудные часы ранений, выздоровления или даже смерти, но награждало их перед битвой благословением и сохранением Бога, Благословляя оружие и формулируя победу как религиозный долг.

На переднем плане прогнозируемого исследования находятся следующие вопросы. Проповедь в речи и письме - герменевтические предварительные соображения по проблеме связи устной речи и письменной формы источника. Дальнейшие вопросы касаются редакторов печатных документов, часто из третьих рук. Кроме того, должен быть отражен предметный и конфессиональный доступ к этой теме. В традиционной церковной историографии проповеди обычно интерпретируются как свидетельство богословско-исторических позиций. Этот фокус подразумевает методологические и герменевтические узкие места, которые не оправдывают исторический предмет. Следует спросить, в какой степени передаваемые проповеди могут давать информацию о других и последующих вопросах не только в богословско-историческом горизонте. Здесь также существуют многочисленные богословские исторические узкие места и конфессиональные вопросы, которые могут быть разрушены в междисциплинарном диалоге конференции. Проповедь во времена кризиса существенно важна. Это подкрепляется постановками некоторых теологических стратегий управления кризисом в среде публичной проповеди. Особенно для конца империи и Первой мировой войны церкви и особенно протестантские церкви, которые тесно интегрированы в легитимистскую идеологию империи, единодушно обвиняются в милитаризме, проводимом церковью объединились зловещим образом с национализмом, колониализмом и империализмом, а также гротескным шовинизмом и внесли решающий вклад в «первоначальную катастрофу человечества». В этом отношении он близок к первому упору на военную проповедь в Первой мировой войне. Проповедь как религиозная речь и богословское ответственное время. . Тексты в основном написаны образованными буржуазными, консервативными, государственными лояльными проповедниками.

Письменная научная речь характеризуется рядом стилевых черт :

точность изложения информации, выражающаяся в широком использовании терминологической и общенаучной лексики;

– подчеркнутая логичность , обеспечивающаяся последовательным изложением мыслей и использованием соответствующих служебных слов и фраз;

Их биографии образования похожи друг на друга, даже если они происходят из разных слоев буржуазного среднего класса. Теологически интерпретация войны как вызов, данный Богом, перевешивает, в чьей школе вера и благочестие очищаются до новой чистоты и приходят к более глубокому праймированию.

Политически тексты характеризуются большой преданностью императору и империи, а также солдатам в народе. Война разразилась над Германией и не была обязана императору или его империи. Скорее, это агрессия и провокация союзников, на которые мы должны решительно реагировать. Военное, а также политическое руководство могут быть уверены в помощи Бога и его помощи победе.

обобщенность ,отвлеченность излагаемой информации, которые являются следствием того, что наука стремится познавать и описывать общие принципы и закономерности явлений;

сдержанность истрогость тона ,безэмоциональность изложения, проявляющиеся в отказе от слов, которые выражают эмоциональную оценку, от сниженной разговорной и жаргонной лексики, а также в отказе либо минимальном использовании художественных средств выразительности (эпитеты, метафоры и пр.);

В зависимости от жанра и аудитории преобладает либо богословско-библейская, либо культурно-протестантско-политическая акцентуация общей интерпретации. Даже при продолжающейся войне и обострении внутренних потребностей основное сообщение не изменяется в рассмотренных текстах. Часть текущих событий за библейско-пастырским утверждением комфорта. События войны с ее оружием массового поражения и его высокими потерями не соответствуют речам и трактатам.

До сих пор было проверено очень мало свидетельств, которые касались краха теологически-исторической интерпретации настоящего и вытекающей из него теологически основанной надежды на будущее. В рассмотренных текстах едва ли можно почувствовать новаторский переворот пасторов из-за опыта военных действий, как это подчеркивается в более поздней церковной историографии в связи с появлением так называемой диалектической теологии в окружающей среде Карла Барта.

– значительная усложненность текста, выражающаяся в широком использовании сложных грамматических форм, осложняющих грамматических конструкций.

Таким образом, в соответствии с перечисленными стилевыми чертами письменный научный текст обладает рядом языковых особенностей . Ниже дано более подробное описание особенностей языка науки.

В целом, рассмотренные тексты характеризуются большой преемственностью с историей и теориями представителей культурной протестантской теологии после школы Альбрехта Ричля и их академически-интеллектуальных образований Адольфа фон Гарнака, Вильгельма Германа или Эрнста Троельча или более популярных форм Адольф Штекер и другие. В то же время более пристальный взгляд раскрывает широкий круг тем и тем, которые недостаточно описаны с помощью либерально-консервативного нео-лютеранства или его единой формы в форме прусского судебного богословия.

Лексические особенности языка научного стиля

Особенности лексики научного текста обусловливаются такими стилевыми чертами, как стремление к точности и объективности изложения, к сдержанности и строгости тона.

1. Любой научный текст характеризуется широким использованием терминов. Термин – слово (словосочетание), обозначающее определенное понятие, относящееся к той или иной научной сфере. Каждая наука имеет свой комплекс терминов (свою терминосистему):психика, темперамент, аффект – термины психологии,кислота, катализатор, химическая реакция – термины химии, колорит, архитектурный ордер, барокко – термины искусствоведения и т.п. Также можно выделить группу межнаучных терминов, т.е. тех, которые употребляются в нескольких смежных науках: например, общетехнический термин прибор, термин естественных наук организм.

Но как насчет других церковных традиций, таких как конфессиональный лютеранство во Франконии или пиетизм в Вюртемберге? Какова реакция возрождения, религиозного социализма и других популярных церковных течений на сложившееся и господствующее либерально-протестантское отношение?

Литература по дидактике

Это в общую школу и учебник литературу на сегодняшний день, достигающий вердикт нуждается в коррекции несколько способов: даже некритическое энтузиазм война и победа оказывается трудно оправдать теологический. Как разумно одаренные умы преодолевают возникающие противоречия и овладевают антагонизмами? Вышеприведенное грубо изложенное суждение стоит в более широком контексте вывода фатального участия многочисленных представителей протестантских церквей и немецкого протестантизма в реакционно-консервативных и более поздних фашистских контекстах. Любят быть обвиненные представители прусской и других церквей выдвигаться на могильщиков Веймарской республики, либо потому, что они оплакивали идеализированные, гламурные дни единства трона и алтаря в светском обществе или деятельности правых в надежде на новый Вступил час Евангелической церкви в Германии. Историографически, похоже, ретроспективная конструкция, которая может быть проверена более широким выбором источника. До сих пор провал вышеупомянутой консервативно-национальной позиции протестантского протестантизма едва ли был разработан и реконструирован в исходных условиях. В этом контексте повествование о колоссальном шоке, вызванное переживаниями массового вымирания и разрушения во всем мире, должно быть критическим и критическим. Этот подход стоит в замечательной преемственности с попытками справиться с недавним прошлым в контексте Второй мировой войны, а затем и кризисами молодой демократии Германии. Поэтому необходимо критически рассматривать решающий рассказ о роли жертв в Германии и дополнять или заменять теологически обоснованные альтернативные толкования. Адамзик, Кирстен Научные тексты в культурном сравнении.

Термины отличаются от обычных слов языка. Во-первых, они, как правило, характеризуются однозначностью в пределах одной науки, т. е. за одним термином закреплено одно значение (определение или дефиниция термина); например: реакция 1 (физ.-хим.) –взаимодействие между веществами;реакция 2 (мед.) – резкая перемена в самочувствии, упадок, слабость после подъема, возбуждения. Случаи, когда один термин определяется несколько по-разному (например, в разных учебниках), свидетельствуют не о его многозначности, а о стремлении ученых улучшить, уточнить дефиницию термина. Во-вторых, большинство терминов не имеет близких синонимов, что обусловливает частую повторяемость в тексте ключевых терминов; при этом случаи повтора ключевых слов, тавтологические конструкции зачастую не считаются недостатками и не подлежат редактированию. В качестве примера частого повтора ключевых терминов приведем фрагмент текста учебника по культуре речи:

Проблемы эмпирического анализа. В: текст и стиль в культурном сравнении. Антос, Герд Лингвистические постановки «Экспертиза» на примере научных тезисов. В: Кнапп, Аннели; Шуман, многоязычие Адельхейма и мультикультурализм в исследованиях. Ауэр, Питер; Баслер, выступления Харальда и написание в науке.

Университет в обсуждении. Беккер-Мротцек, Майкл, пишущий о разработке и производстве текста. Приобретение навыков записи на примере инструкции по эксплуатации. Боде, христианский немецкий язык как иностранный язык для иностранных студентов и ученых. Каспер-Хехне, Хильтроп; В конце концов, коммуникация Конрада в науке.

В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются разнообразные разновидности единого литературного языка , называемые функциональными стилями .

Термин « функциональный стиль» подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае (подчеркнуто нами) [Введенская, Павлова 2000, 59].

Деммиг, Сильвия Лингвистическое поле действия немецкого языка в переходных процессах? Отдел по связям с общественностью. Дикманн, Уолтер Лингвистические выражения научной власти. Диц, Гюнтер. Название научных текстов. Диттманн, Юрген Написание проблем в исследовании - эмпирическое исследование.

Дрюер, Петра. Когнитивная метафора как инструмент мысли. Роль аналогии в получении и передаче научных знаний. Элих, Конрад Научные тексты и деиктические структуры. В: Штейн, Дитер Сотрудничает с письменными текстами. Элих, Конрад, немецкий как иностранный научный язык.

2. В научном тексте присутствует общенаучная лексика . Общенаучная лексема – это слово, которое обозначает широкое, очень общее понятие и может использоваться в любом научном тексте, независимо от его принадлежности к той или иной сфере науки. Примеры таких слов:система, структура, механизм, элемент, компонент, модель, тип, вид, механизм, характер, свойство, специфика, признак, объект, предмет, эксперимент и пр.

3. Строгость языка науки выражается в недопустимости включения в текст сниженной разговорной лексики, жаргонизмов. Научная речь относится к сфере коммуникации высокого уровня, поэтому, помимо терминов и общенаучных слов, в нем используется нейтральная и специальная книжная лексика .

Рассмотрим пример.

Язык, как бы мы его ни понимали, представляет собой полифункциональную систему, имеющую дело с информацией – с ее созданием, хранением и передачей. Функции языка связаны с его сущностью, природой, назначением в обществе и в то же время взаимосвязаны в большей или меньшей степени между собой. Главнейшей функцией языка является коммуникативная, так как язык служит прежде всего средством человеческого общения. К базовым (или первичным) функциям языка относят также познавательную (когнитивную), имея в виду, что с его помощью происходит в значительной степени познание, изучение окружающего мира, и эмоциональную, проявляющуюся в способности выражать чувства и эмоции говорящих, их оценки (Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. М: Гардарики, 2000. С. 9).

Это фрагмент текста, созданного в рамках лингвистики. Помимо терминов (язык, общение, коммуникативная функция, познавательная (когнитивная) функция, эмоциональная функция ) и общенаучной лексики (функция, полифункциональный, система ), остальные лексические единицы либо нейтральны (представлять собой, чувства, эмоции, способность, иметь дело, выражать, общество, оценки и др.), либо носят книжный характер (сущность, базовый, первичный, познание ). Сниженная разговорная лексика, жаргонизмы отсутствуют.

4. Язык научного стиля отличается сдержанностью тона изложения, поэтому в текстах практически отсутствуют слова с эмоционально-оценочным компонентом значения; вместо них употребляются слова и словосочетания, выражающие рациональную оценку . Такие фразы, какпотрясающие результаты, гениальная концепция, проведена грандиозная работа, привели к плачевным последствиям, превосходный доклад могут быть использованы в текстах научно-популярного подстиля, поскольку его язык более выразителен и допускает включения элементов публицистического и разговорного стилей. Однако в соответствии с требованиями основного варианта научного стиля – академического подстиля – эмоционально окрашенные лексемы должны быть заменены на оценочные единицы нейтральной окраски, например:не прогнозировавшиеся результаты, основополагающая концепция, проведена весьма значительная работа, привели к крайне негативным последствиям, весьма содержательный доклад.

5. Художественные средства выразительности в научном тексте используются весьмаредко . Иногда метафорическое происхождение может иметь термин (ср.:благородные металлы, перистые облака, роза ветров, блуждающая почка ), однако первоначальные образность и выразительность в процессе его функционирования в рамках терминосистемы в значительной степени утрачиваются. Иногда автор текста, в целях наилучшего объяснения, может использоватьсравнение илиметафорическое выражение – чаще они встречаются в текстах, относящихся к гуманитарным наукам (ср. : культурные процессы, направленные на стирание национальных красок, опасны; фундамент рыночной экономики – институт собственности – зыбок и неустойчив, его подмывают грунтовые воды политических течений ). Достаточно широко художественные средства выразительности могут использоваться в текстах научно-популярного подстиля.

6. Крайне редко в текстах академического и научно-учебного подстилей употребляются фразеологизмы; при этом, как правило, они носят книжный или нейтральный характер (ср.:это положение является краеугольным камнем всей теории; слабая теоретическая база эксперимента видна невооруженным глазом ). В научно-популярных текстах фразеологизмы, в том числе разговорные, привлекаются шире.

Грамматические (морфологические и синтаксические) особенности языка научного стиля

Особенности грамматики научного текста обусловлены такими его стилевыми чертами, как обобщенность излагаемой информации, строгость, безличность, логичность, усложненность речи.

1. Поскольку научный текст характеризуется обобщенным характером излагаемой информации, глаголы , употребляемыев личной форме , относятся кнесовершенному виду и имеютформу настоящего времени :раствор состоит из трех компонентов; русский и украинский языки относятся к группе славянских языков; мотивация студентов к самообразованию имеет особую значимость .

2. Язык науки – в силу своего книжного характера – тяготеет к грамматической усложненности при изложении информации, вследствие чего вместо глаголов в личной форме в действительном залоге (преобладающих в устной речи, разговорном и публицистическом стилях) чаще употребляются другие, более сложные отглагольные формы , типичные для письменной книжной речи. Таковыми являются:

а) отглагольные существительные на –ие / –ние (освоение – отосваивать ,восприятие – отвоспринимать ,рассмотрение – отрассматривать ) ина –ия / –ция (интеграция – отинтегрировать ,фильтрация – отфильтровать ,регенерация – отрегенерировать );

б) причастия (ученые, осваивающие новые методы; методы, осваиваемые учеными; ученые, освоившие методы; освоенные учеными методы ); весьма широко в научных текстах используются конструкции скраткими страдательными причастиями (методы освоены учеными; в работе поставлен вопрос; проблема недостаточно изучена );

в) деепричастия (осваивая новые методы, ученые…; освоив новые методы, ученые… );

г) глаголы в страдательном залоге (методы осваиваются учеными вместоученые осваивают методы ;автором ставится вопрос вместоавтор ставит вопрос ).

Сравним два варианта текста.

Вариант 1.

Если деловые люди желают отстоять свои позиции и интересы непосредственно в переговорах, то они должны знать не только сам предмет переговоров, его содержательную сторону. Хорошо, если они умеют пользоваться этикетными и речевыми средствами и придерживаются при этом ряда правил. Если человек невнимателен к этикетной стороне переговоров, то он может не достичь цели переговоров.

Вариант 2.

Деловым людям, желающим отстоять свои позиции и интересы непосредственно в переговорах, кроме знания самого предмета переговоров, т.е. их содержательной стороны, необходимо умение пользоваться этикетными и речевыми средствами, придерживаясь ряда правил; невнимание к этикетной стороне делового общения может привести к тому, что цель переговоров не будет достигнута .

Вариант 1 более прост с точки зрения грамматики, поскольку в нем преобладают глаголы в личной форме. В варианте 2 личные формы глаголов заменены на отглагольные существительные (знания, умение ), действительное причастие (желающим ), страдательное причастие (не будет достигнута ) деепричастие (придерживаясь ), вследствие чего он в большей степени соответствует требованиям научной стилистики, чем вариант 1.

3. Книжный характер языка науки проявляется также в том, что при употреблении прилагательных предпочтение отдается формам, адекватным прежде всего для письменной речи:

а) часто используются краткие формы прилагательных :эта задача сложна вместоэто сложная задача ,метод перспективен вместоперспективный метод ;

б) при употреблении прилагательного в сравнительной степени предпочтение отдаетсясоставной форме :этот вопрос более важен вместоэтот вопрос важнее ;данный прием более эффективен вместоданный прием эффективнее .

4. Письменная научная речь отличается слабой выраженностью личности автора. Автор может высказывать свои мысли, давать оценку тому или иному предмету речи и при этом в значительной степени оставаться «за кадром», вследствие чего текст приобретает безличный характер. В языковом отношении это выражается в отказе от типичной для устной речи конструкции [местоимение Я + глагол в личной форме]; например, в письменном научной тексте (особенно академического и научно-учебного подстилей) будет неуместной такая фраза:Далее я рассмотрю два различных подхода к этой проблеме. Требованиям научной стилистики соответствуют следующие варианты грамматического оформления высказывания:

б) безличная конструкция :Далее следует рассмотреть (планируется рассмотреть , необходимо рассмотреть , представляется важным рассмотреть и т. п.) два различных подхода к этой проблеме ;

5. Требование логичности изложения определяет широкое использование в научном текста служебных и вводных слов и словосочетаний, которые обеспечивают связность фраз и предложений, подчеркивают логику изложения мыслей. Данные языковые единицы могут выполнять разнообразные смысловые функции, устанавливая между фразами текста различные типы связей (причинно-следственные, пространственно-временные, сопоставительные и пр.). Эти слова и словосочетания представлены ниже в таблице с указанием их значения, т.е. функции, которую они могут выполнять в тексте.

Значение

Языковые средства

Причинно-следственные, условно-следственные отношения между частями информации

Поэтому; следовательно; в результате; значит; вследствие этого; в связи с этим; благодаря этому; в таком (этом) случае; при таком (этом) условии; в зависимости от этого и др.

Пространственно-временная соотнесенность частей информации

Вначале; сначала; прежде всего; в первую очередь; предварительно; сейчас; одновременно; в то же время; наряду с; уже; ранее; прежде; опять; еще (раз); снова; вновь; затем; позже; далее; впоследствии; в дальнейшем; наконец; впредь; выше; ниже; во-первых; во-вторых; в-третьих и др.

Сопоставление и противопоставление частей информации

Так же, как; таким же образом; аналогично; если…то; тогда как; в то время как; с одной стороны; с другой стороны; наоборот; напротив; в противоположность; иначе; же; а; но; однако; зато и др.

Дополнение и уточнение информации

Также; при этом; причем; вместе с тем; кроме того; сверх того; более того; кстати; между прочим; в частности и др.

Иллюстрация, пояснение

Например; к примеру; так; именно; особенно; другими словами; иначе говоря; говоря точнее; то есть и др.

Обобщение, подведение итогов

Итак; таким образом; вообще; словом; наконец; в итоге и др.

6. Синтаксис научного текста отличается сложностью. В текстах академического подстиля большинство предложений длинные, с различными осложняющими конструкциями . В частности, достаточно широко в научном тексте представлены следующие синтаксические структуры:

а) предложения, осложненные длинными цепочками однородных членов предложения :Менеджмент представляет собой сложное социально - экономическое , информационное и организационно-технологическое явление, процесс деятельности, имеющий дело со сменой состояний , качеств объекта. Менеджмент включает в себя знания , навыки , умения , приемы , операции , алгоритмы воздействия через мотивацию, т.е. все то, что входит в понятие социальных и человеческих технологий .

б) предложения, осложненные обособленными определениям, часто в виде причастных оборотов (нередко в предложении их может быть два и более):Общей особенностью докладов, сделанных ведущими российскими экономистами , является то, что ни один из 40 ученых, работающих над данной проблемой и принявших участие в форуме , не отметил связи между фондовым рынком и темпами развития экономики ;

в) предложения, осложненные деепричастными оборотами (нередко двумя и более):Завершая анализ статистических данных и резюмируя мнения ведущих экономистов , можно сказать, что наиболее приемлемыми являются два рычага стабилизации рыночной экономики; г) предложения, осложненнымираспространенными дополнениями, приложениями, пояснениями :Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать значения слов (за исключением языка глухонемых ), однако они тонко скоординированы – причем как между собой, так и со словами в целом ;

д) предложения с цепочкой слов в форме родительного падежа : В статье содержится наиболее убедительное обоснование целесообразности (р.п.)создания (р. п.)стабилизационного фонда (р.п.);

е) сложноподчиненные предложения , нередко включающие в себя несколько грамматических основ:Психика как свойство мозга не могла быт ь глубоко изучена до того, как сложились физиологические и анатомические знания от ее субстрате, поэтому большое значение для становления психологии имело происходившее в XIX в. развитие анатомии и физиологии, так как оно привело к открытию чувствующих и двигательных нервов и формулировке понятия о рефлекторной дуге .

Жанры устной научной речи

Каждый ее вид воплощается в особых жанрах. В настоящее время наблюдается как некоторое размывание границ жанров, так и появление их новых модификаций. Например, в жанре доклада выделяются доклады-визуализации, доклады-презентации, стендовые доклады и т.д. Компьютерное общение стирает жанровые границы и рамки формальной и неформальной речи в видеоконференциях.

В научной среде даже выступление на банкете после конференции или защиты диссертации может относиться к жанру УНР. В книге "Физики шутят" (М., 1966) можно прочитать спич Д. Фромана – типичный образец речи остроумного ученого, американца, мечтателя и прагматика в одном лице:

Поскольку я не очень хорошо разбираюсь в физике плазмы и термоядерном синтезе, я буду говорить не о самих явлениях, а об одном их практическом применении в ближайшем будущем. Представим себе, что нам удалось изобрести космический корабль, который движется за счет того, что выбрасывает продукты реакций D-D и D-Т. На таком корабле можно стартовать в космос, поймать там несколько астероидов и отбуксировать их на Землю. (Идея, правда, не нова.) ...1000 тонн астероидов, затратив всего около тонны дейтерия! Я, честно говоря, не знаю, из какого вещества состоят астероиды. Однако вполне может оказаться, что наполовину они состоят из никеля. Известно, что 1 фунт никеля стоит 50 долларов, а один фунт дейтерия – около 100 долларов. Таким образом, за 1 млн долларов... мы могли бы доставить на Землю 2500 тонн никеля стоимостью 2,5 млн долларов... При достаточной субсидии со стороны дяди Сэма это было бы весьма доходное дело. Если кто-либо из присутствующих с крупным счетом в банке пожелает войти в число учредителей, пусть подойдет ко мне после банкета...

Эта речь имеет все характеристики собственно научной речи, произнесенной в среде "своих" – профессионалов, специалистов: с одной стороны, она изобилует сложными предложениями, ей свойственны терминологичность и насыщенность цифрами и фактами, с другой стороны, в ней используются лексика и контактоустанавливающие средства разговорного стиля, юмор. Найдите в приведенном выше фрагменте языковые средства, характерные для научного стиля речи, и средства контакта, обратной связи с аудиторией в условиях публичного неофициального выступления.

Рассмотрим основные жанры современной УНР.

Доклад, как правило, сообщает о результатах научной работы одного или нескольких исследователей, сочетая функцию передачи информации с функцией воздействия. Для того чтобы слушатели легче воспринимали текст на слух, автор/докладчик упрощает синтаксис: употребляет больше простых предложений, использует парцеллированные ("рубленые", "разорванные") простые и сложные предложения и конструкции.

Как жанр УHP доклад характеризуется терминологической насыщенностью – его адресат предполагается "равным" докладчику, он является специалистом в той же области (вспомните еще раз требования протокола передачи информации, рассмотренные в главе 1). В письменной научной речи докладу соответствует статья, где черты научного стиля выступают в "чистом" виде.

Содоклад освещает, конкретизирует одну сторону какой-то более широкой общей проблемы.

Сообщение является более кратким и обычно менее значимым в научном, эвристическом плане, чем доклад, выступлением. Как жанр УНР оно соотносится с такими письменными жанрами научной речи, как аннотация и реферат.

Выступление , как правило, – это реакция на прозвучавший ранее доклад, сообщение, другое выступление. Поэтому, являясь коротким монологом, оно имеет потенциально диалогический характер. С устной бытовой речью его роднят ситуативность и наличие реального адресата.

Посмотрите, в чем состоят различия этих двух видов устной речи.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь