Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Адресатами произведений научного стиля преимущественно являются специалисты – читатели (слушатели), подготовленные к восприятию научной информации.

В научном стиле выделяют следующие разновидности (подстили ):

· собственно научный,

· научно-информативный,

· научно-справочный,

· научно-учебный,

· научно-популярный.

Каждый подстиль имеет свои особенности структурной организации текста и использования языковых единиц разных уровней.

Кроме того, научный стиль имеет разновидности в зависимости от цикла наук: физико-математические, технические, биологические, медицинские, экономические, сельскохозяйственные и др.

На крайних «полюсах» находятся физико-математическая и общественно-политическая разновидности научного стиля.

Важнейший компонент физико-математической разновидности – система наиболее отвлеченных средств выражения – математическая символика (или математический язык), отражающая высшую степень абстрагированности научных понятий. С этим компонентом связаны две особенности:

1) математическая символика является интернациональной, тем самым в какой-то степени сближает физико-математические разновидности научных стилей разных языков;

2) математическая символика требует строгости и объективности всех остальных средств этой разновидности.

Иной оказывается общественно-политическая разновидность. Ее элементы не обладают такой степенью абстрагированности. Ей не чужды субъективные и эмоциональные элементы (например, в исторических, литературоведческих работах).

В жанровом отношении научный стиль довольно разнообразен. Здесь можно выделить статью, монографию, учебник, рецензию, отзыв, аннотацию, научный комментарий текста, лекцию, доклад, тезисы и др.

Монография – научное исследование (книга) посвящённое одному вопросу, теме.

Статья – научное сочинение небольшого размера в сборнике или журнале.

Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, сообщения, лекции и т.п.

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение на определённую тему.

Реферат – краткое изложение книги, статьи и т.п., включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней, а также доклад с таким изложением.

Аннотация краткая характеристика статьи, книги т.д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей.

Словарь – собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.

Справочник – издание, содержащее краткие сведения по какому-либо вопросу, предмету, области знаний, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания; не предназначено для сплошного чтения.

Лекция – устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения.

Очерк – небольшое произведение, краткое описание жизненных фактов.

Методическое пособие – 1. приложение к учебнику или составная часть учебно-методического комплекса, предназначенная для учителей, с указаниями и рекомендациями по организации учебного процесса;

2. небольшая книжка, брошюра, обычно для судентов, с кратким описанием какого-либо задания, работы и указаниями по их выполнению.

Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, книге, спектакле, фильме.

Отзыв – мнение о ком- чём-нибудь, оценка кого- чего-нибудь.

Патент – документ, свидетельствующий о праве изобретателя на его изобретение, о его приоритете.

Специфика использования единиц разных языковых уровней

В научном стиле речи

Отличительные признаки научного стиля с наибольшей полнотой проявляются в собственно научном подстиле.

Лексика . 1. Выбор слова и его употребление определяется общим для всего стиля требованием точности. Научный стиль очень последователен в этом отношении: он резко сужает состав лексики общего языка, не только налагая запрет на нелитературную лексику (жаргонную, просторечную, диалектную), но и не допуская литературные слова, если они имеют эмоциональную окраску. Слово, входя в научный обиход, окраску теряет, наполняясь другим содержанием.

2. Важнейшим компонентом лексики являются термины , т.е. слова, которые служат точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки (например: полимеризация, альдегиды, реагенты – химия). В развитых языках около 90% лексики представлено научными терминами. Однако в каждой узкой отрасли науки и техники количество специальных терминов не превышает 10-15%.

3. Другим важным компонентом лексики собственно научного подстиля является общенаучная лексика (например: число, система, функция, значение, элемент, процесс, структура, свойство и др.). Одной из особенностей употребления общенаучных слов является их многократное повторение в научных текстах. Повторение одних и тех же слов в узком контексте в художественной речи считается дефектом, а в научной речи – это закономерность, стилевая примета.

4. Своеобразие стиля научных работ состоит в использовании в них абстрактной лексики (например: творчество, самосознание, осмысление, интенсивность, движение, направление и др.).

5. Научный стиль имеет свою фразеологию, куда относятся составные термины (например: грудная жаба, солнечное сплетение, щитовидная железа ).

6. В стилистическом плане лексика собственно научного подстиля однородна – это нейтральные и книжные (но не высокие) слова. Но даже в этом случае использование слов литературного языка избирательно. Особенно это заметно у многозначных слов: из всего набора значений, которым обладает такое слово, научный стиль пользуется обычно одним (редко – двумя-тремя). Например, глагол являться имеет пять значений, а в научном стиле используется только одно: «связка, соединяющая подлежащее со сказуемым».

7. В то же время научный стиль постоянно испытывает потребность в новых единицах для обозначения вновь рождающихся понятий, поэтому процессы словотворчества идут очень активно. Широко используются приставки анти- (антитела ), би- (биполярный ), квази- (квазиколичественный ), сверх- (сверхпрочный ); суффиксы –ист (импрессионист ), -ость (нефтегазоносность ), -изм (мистицизм ), -от (долгота ), -м (морфема ), -ит (амазонит ), -ниj-э (клонирование ); словосложение (с использованием специальных символов – Fe-ядро ).

Морфология . 1. Яркая отличительная черта собственно научного подстиля – преобладание имени существительного . В научном тексте в среднем существительных употребляется почти в четыре раза больше, чем глаголов, так как главное – обозначить явление. Это сказывается и при выборе формы сказуемого: вместо глагола используется глагольно-именная конструкция, состоящая из однокоренного с глаголом существительного и другого глагола, имеющего ослабленное лексическое значение: вместо испытываются новые станки употребляется проводятся испытания новых станков , вместо растет происходит рост культуры и т.п.

2. Абстрактное значение существительные проявляют в специфическом использовании форм числа : у вещественных существительных появляется форма множественного числа (В Санкт-Петербурге в 1991 году 37% сточных вод было отведено без очистки ), а у конкретных существительных форма единственного числа используется для обозначения типа (класса) предметов (Если принять в качестве феноиндикаторов начала и окончания лета зацветание шиповника и начало пожелтения березы , то… ).

3. Высокая частотность существительных влечет за собой появление большого количества предлогов и предложных сочетаний , причем таких, которые в разговорной речи употребляются редко (в течение, в продолжение, путем, методом, в результате, в связи, в процессе, на основе и др.).

4. Отвлеченность научного стиля находит свое выражение и в кратких формах прилагательных , которые способны выражать постоянный, вневременной признак (аналогичен, характерен и т.д.).

5. Употребление глаголов в собственно научном подстиле также имеет свои особенности. Круг личных форм глаголов сужен: совсем не употребляются формы 2 лица единственного и множественного числа (это касается и соответствующих местоимений ты , вы ). Редко употребляется форма 1 лица единственного числа, значительно чаще – 1 лица множественного числа, но не в основном значении – указание на несколько лиц («я и другие»). Чаще всего эта форма (и соответствующее местоимение мы ) имеет значение собственно авторское (собственно авторское мы ). Например: Далее мы (= я) будем говорить об уравнениях…

Кроме того, 1 лицо множественного числа может иметь совместное значение (автор вместе с читателем, слушателем), связанное с привлечением оппонентов к ходу доказательств.

Форма 1 лица множественного числа служит объективности научного сообщения. Введением множественного числа вместо единственного, мы вместо я , автор как бы устраняет из полученной информации элемент субъективный, личностный. Этому в еще большей мере способствует опущение местоимения.

6. Так как наука говорит о «вечных» истинах, то противопоставление настоящего времени прошедшему и будущему практически исчезает. На это явно указывает возможность безболезненной замены одной формы времени другой. (Например: Сжатие звезды продолжается Сжатие звезды будет продолжаться до момента, пока гравитационные силы не уравновесятся давлением газа и излучения внутри зарождающейся звезды. )

Синтаксис . Фраза отличается грамматической и смысловой полнотой и высокой логико-информативной насыщенностью. Следует отметить

1. тенденцию к сложным построениям . Преобладает союзная, чаще подчинительная, связь между частями сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения употребляются преимущественно при перечислении, классификации.

2. Среди простых предложений широко распространена конструкция с большим количеством зависимых, последовательно нанизываемых существительных в форме родительного падежа. Каждый следующий член при этом уточняет предыдущий, а смысл всего словосочетания становится понятен только благодаря последнему элементу в цепочке.

3. Концентрация информации достигается также введением в простые предложения обособленных оборотов (причастных, деепричастных); однородных рядов; вводных и вставных конструкций; уточняющих членов предложения.

Черты научного стиля, которые были определены в качестве основных, могут проявляться с большей или меньшей степенью строгости. Это зависит от многих причин: от жанра, от предмета рассмотрения, от адресата. В зависимости от того, как автор определяет для себя возможности и потребности своего собеседника, он может использовать одну из разновидностей научного стиля: собственно научный, научно-популярный, научно-учебный подстиль.

Стиль литературного языка, которому присущ ряд особенностей - таких как предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Для научной речи характерны такие стилевые черты, как логичность, строгая подчеркнутость изложения, точность, ясность, объективность, абстрактность, «отвлеченно-обобщенность», сжатость изложения, интеллектуальность и ряд других.

Научный стиль - не прихоть, а обязанность. В среде ученых и научных работников давно принято, что все научные тексты должны писаться в определенном строгом стиле. Это вызвано, прежде всего, необходимостью избежать двусмысленностей и многозначностей тех или иных научных понятий. Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Исконная форма существования научной речи - письменная, что объясняется таким ее определяющим признаком, как понятийное отражение действительности, логичность изложения. Научная речь должна быть строго доказательна, аргументирована. Действительно научное изложение, сколь бы ни были важны устные диспуты на научные темы, непосредственное обсуждение тех или иных аспектов или результатов работы, в основном все же ориентировано на письменную речь, о чем явно свидетельствует необходимость во многих случаях хотя бы частичного перехода к элементам письменного изложения (к написанию формул, демонстрации таблиц, диаграмм и т.д.).

Понятия, которыми оперирует научное мышление, выражаются обычно многокомпонентными структурами, характерными именно для письменной речи. Это происходит потому, что письменная форма более удобна и надежна в смысле обнаружения малейших информативных неточностей, логических нарушений, которые неактуальны в бытовом общении, а в научном могут привести к самым серьезным искажениям истины. Обычно научные доклады, сообщения сначала пишут, отрабатывая адекватную форму воплощения научной информации, или хотя бы составляют тезисы, план.

Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.

Выделяют три жанра научного стиля: собственно-научный жанр; научно-учебный жанр; научно-популярный жанр.

В рамках собственно-научного жанра выделяются такие жанры, как монография, диссертация, доклад и др. Жанр отличается в целом строгой, академической манерой изложения. Он объединяет научную литературу, написанную специалистами и предназначенную для специалистов. Этому жанру противопоставлен научно-популярный жанр. Его функция заключается в популяризации научных сведений. Здесь автор-специалист обращается к читателю, не знакомому в достаточной мере с данной наукой, поэтому информация преподносится в доступной, и нередко - в занимательной форме.

Особенностью научно-популярного жанра является соединение в нем полярных стилевых черт: логичности и эмоциональности, объективности и субъективности, абстрактности и конкретности. В отличие от научной прозы в научно-популярной литературе значительно меньше специальных терминов и других собственно научных средств.

Научно-учебный жанр соединяет в себе черты собственно-научного жанра и научно-популярного изложения. С собственно научным жанром его роднит терминологичность, системность в описании научных сведений, логичность, доказательность; с научно-популярными - доступность, насыщенность иллюстративным материалом. К жанрам научно-учебного жанра относятся: учебное пособие, лекция, семинарский доклад, ответ на экзамене и др.

Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация , научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свертывание информации в целях сокращения объёма текста.

К жанрам учебно-научного жанра относятся лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство сельского хозяйства РФ

Департамент научно-технологической Политики и образования ФГБОУ ВПО Волгоградский государственный аграрный у ниверситет

Кафедра «Педагогика и методика профессионального обучения»

Реферат

Тема: «Жанры научной речи»

Дисциплина «Русский язык и культура речи»

Выполнил: Студент 1-го курса

очного отделения факультета

Биотехнологий и Ветеринарной медицины

По специальности Ветеринария

Корчанова Елизавета Андреевна

Проверил: Ст. преподаватель Мулик Ирина Геннадьевна

Волгоград , 2015 год.

Введение

1. Разновидности научного стиля речи

2. Функционально-стилевая классификация

3. Жанровая классификация

4. Собственно научный стиль речи

5. Научно-информативный стиль речи

5.1 Реферат

5.2 Аннотация

5.3 Конспектирование

5.4 Тезисы

Заключение

Библиографический список

Введение

Каждый стиль появляется в свое время - тогда, когда в обществе созрели условия для его формирования, когда язык достигает высокой степени развития. Литературный язык прошел длительную эволюцию, в нем образовались различные стили. Один из них - научный.

Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык.

Основная задача научного стиля - предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию, а это наилучшим образом достигается без использования эмоциональных средств.

В данной работе будут рассмотрены вопросы, связанные с понятием научного стиля и его жанрами.

научный стиль речь тезис

1. Разновидности научного стиля речи

Жанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов. Ученые-филологи, специалисты по культуре речи выделяют разное количество подстилей внутри научного стиля и дают им несовпадающие определения-наименования [Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: Высш. шк., 1987, с.33]:

· научно-популярный,

· научно-деловой,

· научно-технический (производственно-технический),

· научно-публицистический,

· учебно-научный.

2. Функц ионально-стилевая классификация

В учебнике для вузов "Культура русской речи" [М.: Издательство НОРМА, 2001, с.195] функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как:

· собственно научный,

· научно-информативный,

· научно-справочный,

· учебно-научный,

· научно-популярный.

3. Жанровая класси фикация

Опираясь на данную классификацию, ниже предоставлена таблица, где дается описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.

Научный стиль речи

функционально-стилевая классификация

жанровая классификация

Собственно

научный стиль

монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа

Научно-информативный

реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание

Научно-справочный

словарь, справочник, каталог

Учебно-научный

учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение

Научно-популярный

очерк, книга, лекция, статья

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утверждение , требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации - примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения. Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования.

4. Собственно научный стиль речи

Научная статья и монография - оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.

· Монография - научный труд, научная книга, посвященный изучению одной проблемы, одного вопроса.

· Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

· В эту же группу жанров входят доклад , диссертационная работа , а также курсовая работа и дипломная работа , примыкающие к другой разновидности научного стиля - учебно-научным жанрам . Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, - быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты :

· название (заголовок)

· введение

· основная часть

· заключение

· Название (заголовок) научного текста - важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков:

ь название общего характера (введение в терминоведение; беседы о физике; асимметрия мозга и знаковых систем);

ь название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики (хранение информации в бесписьменном обществе; алгебры Ли с конечной градуировкой);

· Введение (водная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается

ь выбор темы исследования,

ь описываются методы исследования,

ь формулируются цели и задачи работы.

Главной целью всякой отрасли науки является раскрытие и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входит также: раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр.

· Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.

· Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

5. Научно-информативный стиль речи

Основными жанрами научно-информативного стиля речи являются:

· реферат

· аннотация

· конспект

· тезисы

Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

5.1 Р еферат

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста.

Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

* Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

- Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

- Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

* Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:

- Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

- Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:

* библиографическое описание,

* собственно реферативный текст,

* справочный аппарат.

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:

1. Вступление . Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

2. Перечисление основных вопросов и проблем , о которых говорится в первоисточнике.

3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Таким образом, реферат имеет следующие признаки:

* содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;

* имеет постоянные структуры: заголовочную часть с библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называются основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы.

В реферате используются речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи:

- Он анализирует…

- Оценивая, он отмечает…

- При этом он отмечает…

- Самым серьезным последствием этого является…

5.2 А ннотация

Аннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет две обязательные части :

2. Адресат аннотируемого текста.

Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части :

1. Композиция, структура первичного текста.

2. Иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

1. Характеристика содержания текста :

- В статье (книге) рассматривается…

- В книге изложены…

- Статья посвящена…

- В статье даются…

- В основу работы положено…

- Цель статьи - показать…

- Целью статьи является изучение…

2. Композиция работы :

Книга состоит из… глав (…частей)…

Статья делится на … части

В книге выделяются … главы

3. Назначение текста :

Сборник рассчитан…

Предназначается широкому кругу читателей…

Для студентов, аспирантов…

Книга заинтересует…

5.3 К онспектирование

Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.

Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику - интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:

* конспект-план,

* конспект-схема,

* текстуальный конспект.

Подготовка конспекта включает следующие этапы:

Этап 1 . Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок.

Этап 2 . В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.

Этап 3 . В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.

Этап 4 . Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).

Этап 5 . Дополнительная информация приводится при необходимости.

Правила работы над конспектом:

1. Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.

2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

3. Составить план - основу конспекта.

4. Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.

5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

6. Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.

7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

8. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

5.4 Т езисы

Тезирование - один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы.

Тезисы - кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.

Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру , в которой выделяются:

1. Преамбула.

2. Основное тезисное положение.

3. Заключительный тезис.

Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически .

* Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами:

Использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых );

С помощью оппозиционных фраз (внешние факторы - внутренние причины );

Использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения ).

* Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.

В зависимости от стиля изложения существуют два типа тезисов:

* Тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание;

* Тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами :

- Известно, что…

- Следует отметить, что…

- Однако…

- При этом важно, что…

- Предполагается, что…

- Специалисты ставят своей задачей…

Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:

- Ставит вопрос…

- Считает…

- Сравнивает…

- Приводит пример…

- Перечисляет…

- Характеризует…

- Подчеркивает…

Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. Подобное смешение свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.

Заключение

Научный стиль - стиль литературного языка, которому присущ ряд особенностей - таких как предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Для научной речи характерны такие стилевые черты, как логичность, строгая подчеркнутость изложения, точность, ясность, объективность, абстрактность, «отвлеченно-обобщенность», сжатость изложения, интеллектуальность и ряд других.

Основная функция научного стиля - передача логической информации и доказательств ее истинности, а часто также новизны и ценности. Вторичной функцией научного стиля, вытекающей из его основной функции, считают активизацию логического мышления читателя (слушателя).

Выделяют три жанра научного стиля: собственно-научный жанр; научно-учебный жанр; научно-популярный жанр.

Библиографический список

1.Альбеткова В.И. Русская словесность / В.И. Альбеткова. - М.: Дрофа, 2001.-326 с.

2. Будагов Р.А. Литературные языки и языковые стили / Р.А. Будагов. - М.: Знание, 1967.-230 с.

3. Вартапетов С.С. Русский язык в школе / С.С. Вартапетов. -Спб.: Питер, 1998.-145 с.

4. Веденская Л.А., Пономарёва А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование/ Л.А. Веденская, А.М. Пономарёва. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.-315 с.

5. Муравьёва Н.В. Научный стиль русского языка / Н.В. Муравьёва // Русская речь.- 2003.- №9 - с.43-49

6. Сомалин Г.Я. Стилистика современного русского языка и культуры речи / Г.Я. Сомалин. - М.: Academia, 2002.-252 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Научный стиль речи - одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства. Разновидности и жанры научного стиля, тематика текстов. Лексические, морфологические и синтаксические особенности данного стиля.

    контрольная работа , добавлен 17.05.2011

    Главное коммуникативное задание общения в научной сфере. История становления и общая характеристика научного стиля речи. Общие внеязыковые свойства научного стиля, его фонетические и лексические особенности, морфология. Стилевая специфика научного стиля.

    реферат , добавлен 01.11.2010

    Общая характеристика научного стиля. Основные задачи научной литературы. Фонетический, морфологический и словообразовательный уровни в научном стиле речи. Уровень лексики и фразеологии. Жанры научного стиля. План написания рефератов, конспекты и рецензии.

    презентация , добавлен 05.04.2013

    Понятие функциональных стилей речи. Морфологические признаки и синтаксические особенности научного стиля. Признаки публицистического и официально-делового стиля. Характерные особенности разговорного стиля, роль прагматического фактора в общении.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    Разновидности научного стиля речи. Особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфологические формы. Классификация основных жанров научной письменной речи. Основные черты: точность, абстрактность, логичность и объективность изложения.

    реферат , добавлен 08.10.2014

    Понятие и разновидности научного стиля речи, особенности его реализации в письменной и устной форме общения. Внеязыковые свойства и стилевые черты научных текстов. Лексические и стилистические языковые единицы, особенности морфологии и синтаксиса.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2012

    Общая характеристика разговорного стиля речи. Компоненты ситуации разговорной речи. Языковые особенности разговорного стиля речи. Интонация и произношение. Лексика и словообразование. Фразеология и морфология. Местоимения и синтаксис разговорного стиля.

    реферат , добавлен 18.10.2011

    Функциональный стиль научно-технической речи как объект переводоведения. Прогресс науки и техники как фактор создания особого стиля речи. Грамматические особенности и лексические закономерности научной прозы. Терминология, тенденции ее развития.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2013

    Общая характеристика научного стиля. Фонетические, лексико-фразеологические и грамматические особенности научного стиля. Морфология научной речи. особенности научного познания воплощаются в содержании и отражаются в языковой форме научных произведений.

    реферат , добавлен 04.07.2005

    Понятие и форма реализации научного стиля, его специфические особенности. Отличительные характеристики публицистического стиля как стиля общественно-политической сферы коммуникации. Морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь