Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

>>Русский язык: Значение и строение сложного предложения. Основные виды сложных предложений". Средства связи между частями сложного предложения. Интонация в сложных предложениях.

Значение и строение сложного предложения . Основные виды сложных предложений". Средства связи между частями сложного предложения. Интонация в сложных предложениях.

На самом деле грамматика - это не только искусство говорить и писать язык хорошо; это также, и прежде всего, наука, которая изучает связь между словом и мыслью. Конечная цель обучения в школе заключается не в том, что учащиеся изучают притупленные фразы и выражения, полученные от великих писателей, но в том, что они приобретают привычки строить и упорядочивать мысли и чувства, основываясь на знании правил, регулирующих язык.

Если грамматика, в рамках функционирования языка, является одной из наиболее важных частей, как преподавать? Для Хосе Ромера Кастильо необходимо окончить преподавание грамматики. Изучение языка должно начинаться без учета грамматической терминологии. Изучение грамматики до двенадцати лет с правилами, исключениями, определениями и классификациями может осуществляться только посредством практических упражнений. Сложные синтаксические вопросы и понимание отношений и зависимостей подчиненной молитвы должны рассматриваться только с этого возраста по причинам, связанным с периодами психического развития.

Сложные предложения.- это предложения, которые состоят из двух и более частей. Части по форме однотипны с простыми предложениями, но в составе сложного предложения они образуют единое смысловое и интонационное целое.

На письме части сложного предложения могут выделяться парной запятой пли разделяться, в зависимости от синтаксической ситуации, одиночной занятой, точкой с занятой, двоеточием или тире.

Он считает, что морфо-синтаксическое содержание, подлежащее изучению, должно быть принципиально практичным и извлекаться из ресурсов, предлагаемых самим устным и письменным языком в любой момент. Фактически, синтаксис и морфология дают ребенку знания, которые позволяют ему развивать язык. В то время как в синтаксисе изучаются элементы взаимосвязи, которые позволяют осознать структуру предложения, в морфологии имена элементов фиксированы и установлена ​​конкретная номенклатура, чтобы различать формы слов.

Валнир Чагас говорит, что для преподавания грамматики «чтение является основным источником, из которого необходимы незаменимые элементы для систематизации языковых явлений, которые студенты, так сказать, изучили эмпирическим использованием языка». сделанный только когда текст уже полностью преодолен в его многочисленных аспектах понимания, скорости, усвоения словарного запаса, разговора, композиции и даже произношения. Но как только этот предел будет достигнут, рекомендуется, чтобы страница, прочитанная, интерпретированная и прокомментированная, послужила основой для синтезов морфологической и синтаксической природы, которые должны быть предприняты.

В зависимости от средств связи между частями сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные сложные предложения.

В союзных сложных предложениях части предложения соединяются с помощью интонации и союзов или слов, выступающих в роли союзов.

Сложные союзные предложения делятся на две группы: сложносочинённые и сложноподчинённые .

Изучение грамматики в классе после первого цикла, согласно Хосе Ромере Кастильо, должно следовать следующему курсу. На первом этапе не должно быть абстрактных определений или сложных классификаций. Вся морфо-синтаксическая информация будет получена индуктивно. Обучение будет проходить через практику языка в его привычной и повседневной практике. Студент научится говорить и четко выражать себя во всех школьных мероприятиях. Между первым и вторым этапами обучение синтаксическим и морфологическим знаниям будет систематизироваться поэтапно.

В сложносочинённых предложениях части связаны с помощью сочинительных союзов и, а, но, да, зато, ни - ни, и - и, или - или и т. д. Части сложносочинённого предложения равоправны и не зависят одна от другой. На письме части сложносочинённого предложения в основном разделяются одиночной занятой: Ночь уж ложилась на горы, и ту мет начинал бродить по ущельям (М. Лермонтов).

Он начинает период отношений и надлежащего использования в различных контекстах. Отражение будет индуктивным в качестве помощи чтению текстов. На втором этапе грамматика будет изучена совершенно и ясно, так что знание структуры молитвы развивает у студентов способность связывать язык и мысли. Последним шагом должно быть множество приложений. Студент должен уметь распознавать и понимать идеи, передаваемые простыми и сложными предложениями. Хорошо отобранные литературные тексты завершат грамматическое исследование.

Для того же автора преподавание синтаксиса и морфологии следует рассматривать как средство, позволяющее абстрагировать познавательный образ; объективный анализ идей; различие основной структуры молитвы; получение грамматической функции; обобщение понятий; практическое применение. Морфо-синтаксическое знание должно быть всем функциональным и незаменимым, и его следует обучать только после того, как ребенок узнал первые зачатки письма, так что грамматические нормы представлены как результат языка, который он знает и практикует ежедневно.

В сложноподчинённых предложениях части связаны с помощью подчинительных союзов и слов, выступающих в роли союзов что, чтобы, если, где, когда, потому что и т. д. В этих предложениях части неравноправны: одна часть зависит от другой, поэтому в них выделяются главная , поясняемая, и придаточная , поясняющая, уточняющая, части. На письме придаточная часть отделяется от главной занятой: Хлеб, если проголодаешься, всегда бывает свеж и пахуч .

Из идей, изложенных Хосе Ромерой Кастильо, можно сделать два вывода: преподавание чисто ментальной грамматики не способствует улучшению языка; чисто формальные и теоретические грамматические правила не имеют привычного использования в повседневном языке и поэтому забываются младшими детьми.

Валнир Чагас подчеркивает чтение текстов, как уже упоминалось выше. В нем утверждается, что «почти все фразы, которые можно использовать для изучения правила, - это те, которые читают, о которых уже знают ученики, и через которые они приобрели опыт рассматриваемых фактов». Он считает, что пример, упомянутый случайным образом, почти такой же абстрактный, как правило, ожидаемое традиционными способами. Но поскольку разговорный язык не всегда приспосабливается к такого рода упражнениям, только чтение представляет условия и характеристики, чтобы обеспечить с точки зрения естественного и живого языка «модели», на которых основывается грамматическая дисциплина изучаемого языка.

В бессоюзном сложном предложении части предложения соединяются только с помощью интонации: Стояла ясная осенняя ночь, луна озаряла поредевшие листья (Ф. Искандер) . В зависимости от смысла части бессоюзного сложного предложения могут разделяться одиночной запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире.

Сложные предложения по сравнению с простыми предложениями помогают передать больший объём информации.

Для Валнира Чагаса традиционная школа, основанная на чисто логических выводах, уменьшала все явления, а точнее, все слова, до однородной плоскости схем, сделанных априори, замаскированных, как и ее сторонники, которые учились и поскольку он является самой структурой языка, является живым процессом чрезвычайно психологической природы, который нельзя контролировать заранее. Изучение грамматики было подчинено ожидаемым классификациям и поэтому настолько жестким и искусственным, что даже когда обстоятельства потребовали его, появление синтаксиса не было задумано до того, как морфологическая часть была исчерпана; представление инвариантных слов перед переменными; учение существительного перед статьей, прилагательное перед существительным, местоимение перед прилагательным, глагол перед местоимением; или сопряжение нерегулярных глаголов перед правильными, то есть сослагательного наклонения перед индикативным режимом, то есть претерита перед настоящим, второго - до первого; и т.д.

1. Выборочно-распределительная работа

І. Работа в парах . Выразительно прочитайте данные в упражнении предложения вслух, соблюдая интонацию, с которой произносятся союзные и бессоюзные предложения.

ІІ. Выпишите пословицы в такой последовательности: 1) сложные предложения, связанные сочинительными союзами (сложносочинённые предложения); 2) сложные предложения, связанные подчинительными союзами (сложноподчинённые предложения); 3) сложные предложения, связанные по смыслу без помощи союзов (бессоюзные сложные предложения). Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?

Что касается исключений, то они были тщательно детализированы; и часто значение, придаваемое им, предшествовало тем самым правилам, из которых они исходили. Сегодня благодаря значительным импульсам, уже предпринятым исследованиями, связанными с лингвистикой и методологией языков, мы имеем несравненно более широкие перспективы для судить, насколько ложна эта концепция, основанная на преподавании языка исключительно через грамматику, единственным результатом которой был аридный вербализм, преобладавший в другие времена.

Валнир Чагас далее указывает, что реакция на этот пустой формализм была неизбежна и, как и любое оппозиционное движение, быстро впала в противоположное преувеличение исследования, проведенного как инстинктивно, так и путем простого подражания. Если раньше законы упоминались без фактов, что они составляли концептуальное и синтетическое выражение, феномены уже были представлены, лишены любого элемента систематизации или дисциплины в диспергирующем эмпиризме, который не привел к чему-либо твердому и эффективному. лингвисты и педагоги быстро поняли, что требуется среднее решение, которое в эклектической формуле объединяет положительные аспекты двух антагонистических систем.

1. Вечер покажет, каков был день. 2. Учи других, и сам поймёшь. 3. Глупа та птица, которой гнездо своё не мило. 4. Корова черна, да молоко бело. 5. Всё минется, одна правда останется. 6. Дитя не заплачет - мать не знает. 7. Не давай себе воли - не будет неволи. 8. Деньги не щепки: на полу не подымешь. 9. Смелый там найдёт, где робкий потеряет. 10. Пашню пашут - руками не машут. 11. Зелен
виноград не сладок, млад человек не крепок. 12. Вор не паутина всегда крадёт, а всегда берегись. 13. Закон как паутина: шмель пролетит, а муха останется. 14. Попытка не пытка, а спрос не беда. 15. Глуп совсем, кто не знается ни с кем. 16. Всем надобно желать, чтобы друга сыскать. 17. Лучше худое отложить, чтобы после не тужить. 18. Лето припасает - зима поедает.

Однако процессы, возникающие при ненадлежащем наименовании прямого метода, были слишком упрощенными для решения проблемы. Принимая во внимание внешность правила правил и факта, которые в конечном счете являются концептуальными аспектами одной и той же реальности, новая методология смутила явление на примере и сделала закон, который в любом случае должен быть живым творением и персонал ученика, рецепт, заранее разработанный мастером или автором руководства, что делает невозможным отражение, усилие и активную концентрацию, на которой покоится истинное обучение.

ІІІ. Объясните написание не со словами. Укажите в упражнении случаи раздельного написания не с именами существительными и краткими прилагательными, вызванные скрытым противопоставлением. Подчеркните эти слова как члены предложения. Сформулируйте правило «Как распознать скрытое противопоставление».

Части сложного предложения могут быть разными по составу грамматической основы : двусоставные (двоскладні), односоставные (односкладні). Виды односоставных частей: определённо-личные (означсно-особові), неопределённо-личные (неозначено-особові), безличные (безособові), назывные (називні)

Тот же автор считает, что недостаточно учитывать один или несколько примеров определенного грамматического случая, выслушав соответствующее утверждение, чтобы ученик смог правильно использовать его в новых ситуациях. Как мы уже отмечали, недостаточно сначала услышать правило, а затем применить его. По сути, эти два решения кажутся совершенно идентичными друг другу, поскольку инверсия терминов, сделанных немедленно и только внешне, не делает ничего, чтобы изменить динамику процесса. Преподавание грамматики по языку не означает, поэтому, просто вводя пример вместо правила.

2. Пунктуационно-орфографическая работа

І. Спишите предложения, вставляя пропущенную частицу ни в отрицательных местоимениях. Расставьте пропущенные занятые;.

ІІ. Подчеркните грамматические основы в каждой части сложного предложения, укажите тин сказуемого.

ІІІ. Найдите односоставные предложения и в скобках укажите их вид: определённо-личные (опр.-л.), неопределённо-личные (неопр.-л.), безличные (безл.), назывные (п.). Односоставных предложений какого вида нт в данном упражнении? Назовите неполные предложения.

Это означает, скорее, что ученик должен таким образом интегрироваться в духе языка посредством многократного использования различных явлений, что правило является меньшим порядком, исходящим от кого-то другого, чем доказательная и активная систематизация того, что он уже знай.

В нем предлагается изучение грамматики, ориентированной на структуры лингвистических процессов. На самом деле, как указывает Гайчет, все трудности, с которыми учителям жалуются, в лице неработающей ученики, исходят именно из этой грамматики слов, которые мы практиковали, вместо грамматики структур; о неизбирательной каталогизации видов слов, единственным результатом которых до сих пор было пренебрежение той ролью, которую они играют во фразе; и, особенно, с морфологической точки зрения, в которой были помещены ученые, полностью забывая психологический угол проблем.

1. Я там чуть-чуть не умер с голода да ещё вдобавок меня хотели утопить(М. Лермонтов) . 2. Мне двадцать четыре года я самый настоящий инженер-электрик (А. Вампилов) . 3. Словно кричат что-то да...чего не разберёшь (А. Островский). 4. Было видно что ей...чего не хотелось делать (В. Белов) . 5. Когда я проснулся в доме уже...кого не было. 6. Я ей...чего не сказал чтобы не волновать её (Ф. Искандер) . 7. Она сразу же сказала ему что не знает... о каких таких родственниках и...когда с ними не встречалась (Ф. Искандер) . 8. Мама и папа спорили о моём воспитании а я не подчинялся...кому чтобы...кого не обитель (А. Алексин). 9. Дверь у Гусевых...когда не запиралась - не потому что доверяли людям а потому что теряли ключи (В. Токарева).

При изучении грамматических вопросов, как в словах лексики, - говорит Вальнир Чагас, - на что в основном следует смотреть, - это конфигурация каждого значения, что меньше, чем слова или правила, которые считаются таковыми, структур, рожденных в соответствии с идеями, которые должны быть выражены. Эти структуры чаще всего не могут быть зафиксированы априори; но могут быть сведены к истинным «формулам», когда они соответствуют тем уже устоявшимся построениям, которые изобилуют всеми языками.

Марио Вилела понимает, что «использование языка предполагает систему правил, подразумеваемая грамматика и грамматика должны одновременно расширять знания и признание правил». Для этого автора невозможно составить и интерпретировать письменные тексты без понятий пунктуации, флективных и деривационных закономерностей или неровностей, великих линий синтаксиса и текстовых когерентностей, вытекающих из грамматики. Письменный или письменный текст, который следует понимать, должен быть представлен с грамматической структурой: предложение проецируется в тексте, а текст в основном состоит из предложений. «Теперь», грамматика дает учащемуся способность действовать лингвистически общаться, анализировать тексты и их нормы, сфокусировать ученика на языке: как образ жизни и действия.

IV. Укажите предложение с косвенной речью.

3. Выборочно-распределительная работа

I. Выпишите предложения в такой последовательности: 1) сложные предложения с причастным оборотом : 2) сложные предложения с деепричастным оборотом: 3) сложные предложения с обособленными приложениями; 4) сложные предложения с вводными словами и обращениями, вставьте пропущенные буквы и дефисы (место пропуска дефиса не обозначено). Расставьте пропущенные запятые.

1. Я схватил бумаги и поскорее унёс их боясь чтоб штабе капитан но раскаялся (М. Лермонтов) . 2. Прямо перед глазами было окно по которому движется плоская щёточка дворник очищающая стекло (В. Липатов) . 3. Я пошёл к соседу старику к Олёше Смолину чтобы попросить помощи (В. Белов) . 4. Опять застучал по крыше дождь но Воронцов завёрнутый в плащ-палатку н..чего не видел и не слышал (В. Распутин) . 5. Единстве..ый вое..ый корабль ныне ставший кораблём музеем первым встал на защиту городка однако весь его экипаж погиб в бою. 6. Старики помещики сверстники Хвощинского рассказывают что он когда-то слыл за редкого умницу (И. Бунин). 7. Друзья советчики умудрё..ые опытом настаивали чтобы он н.. о чём н..кому не рассказывал. 8. Это значит сударь что вам наследства вашего не видать н..когда(Н. Островский). 9. Матушка и тётка не раз творили, что она несомне..о была в своё время красавица (И. Лесков). 10. Я проводил её крепко накрепко предупредив чтобы она н..кому н..когда не открывала по вечерам дверь (Ф. Искандер).

ІІ. Объясните написание не с разными частями речи.

4. Слушание с опорой на текст

І. Прослушайте текст. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте его. Передайте содержание текста в 4-5 предложениях.

ІІ. Выпишите примеры сложных предложении разных типов: бессоюзное, сложносочинённое, сложноподчинённое. Выпишите предложения, включающие прямую речь и диалог, повторно запишите их в виде косвенной речи.

Я вспомнил, как в детстве ждал дня рождения и в ночь перед ним долго не мог уснуть. Сердце никак не успокаивалось, оно громко и часто стучало от волнения. Я ворочался и уговаривал себя заснуть, понимая, что, как только я засну, сразу наступит завтра. То есть надо уснуть - и день рождения настанет. Но из-за того, что я так напряжённо об этом думал, именно от этого и не мог уснуть, ворочался, громко издыхал или.лежал и слушал тишину в других комнатах, тиканье часов да звуки редко проезжавших машин. Как же я ждал дня рождения!

Хотя чего я ждал? Я знал заранее, что утром мне мама даст белую рубашку, потому что в школе в день рождения мне нужно быть нарядным. Родители меня поздравят, но сразу все подарки не дадут, придётся ждать вечера. В школу я брал с собой конфеты, чтобы всех
угостить. Учительница в начале первого урока сообщала классу, что у меня сегодня день рождения, и не тревожила потом вопросами и не вызывала к доске.

Вечером ко мне приходили друзья, бабушка и тётя с маленькой моей троюродной сестрой. Все дарили какую-нибудь ерунду, бабушка дарила книгу и тайком от всех совала мне в руку сложенную вчетверо купюру. «Купи себе что-нибудь и сходи в кино», - шептала она.

Родители дарили, конечно, что-то ценное, не всегда то, что я хотел, но всё же ценное. Друзья, пришедшие меня поздравить, сначала родительским подарком восхищались, но вскоре находили в нём массу недостатков и раскритиковывали его, доводя меня чуть ли не до слёз. Потом мы ели, потом пили чай с маминым тортом. Потом недолго «бесились», ссорились, кто-то уходил раньше остальных. Мне казалось, что мои приятели затевали какую-то интригу против меня, и вообще недостаточно мне благодарны за праздник и угощение. Потом папа праздник заканчивал.

Всё! Давайте-ка по домам! Завтра в школу, - говорил он, - за уроки-то ещё не садились.

Ребята уходили, и становилось пусто...
(Е. Гришковец)

5. Устное сочинение

Работа в группах . Составьте устное высказывание о праздновании дня рождения, используя опорные слова, данные в тематическом словаре, и Фото "День рождения".

Тематический словарь :

День рождения, семейный праздник, гости, поздравления , пожелания, угощение, торт, подарки, сюрпризы, развлечения, радость, хлопоты.

Восстановите пропущенные слова и пропущенные реплики диалога. Прочитайте составленные диалоги по ролям.

У меня вчера был день рождения.
-
- Мама, отец, мамина сестра с мужем и двумя детьми, моими двоюродными братом и сестрой, бабушка и дедушка.
-
- По это же семейный праздник. Конечно же, пришли самые родные. А с друзьями мы устроили целое шоу: разыграли сюжет Фабрика звёзд».
-
- Да подарков много: …, … , … .Но больше всего мне понравились … , … , … .

7. Домашнее задание

Вариант 1 . Из упражнения 5 спишите часть, посвященную празднованию дня рождения. В сложных предложениях подчеркните грамматические основы, обосновав таким образом постановку запятых между частями (ложного предложения.

Вариант 2. Напишите сочинение-повествование о каком-либо событии, связанном с днём рождения, - как вы ждали этот праздник, как у вас приходил этот день, - или расскажите о самом памятном дне рождения, эпизоде илиподарке.

А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Русский язык онлайн, электронные издания бесплатно, конспекты уроков, рефератов, бесплатные учебники по русскому языку, домашние задания вопросы и ответы

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации

Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения

Тема: Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения.
Цели:
1) закрепление навыка различия простых и сложных предложений;
2) классификация сложных предложений и средств связи между их частями;
3) употребление запятой между частями сложного предложения.

Человеку нужна тишина, чтобы слышать, как дышит трава,
Чтобы верить, что речка жива,
Чтобы думать о песне в ночи,
Чтобы слышать, что пушка мертва и что сердце любимой стучит, -
Человеку нужна тишина

Ход урока
I. Оргмомент
Слово учителя: Сегодня я позволю себе использовать в качестве эпиграфа слова Василия Кулёмина.
Л. - проявлять интерес к культуре своего народа.
Слайд 1
С помощью какой синтаксической конструкции автор выразил своё отношение к потребности человека жить в тишине, жить в мире?
- Сложное предложение.

Сколько грамматических основ в этом СП? - 10.
С помощью чего соединены части?
- с помощью союзов, интонации.
По наличию или отсутствию союзов между частями СП делятся на типы. Пора уже назвать тему.
Слайд 2. (часть1)
Л.- воспринимать речь учителя, непосредственно не обращённую к учащемуся
II. Объяснение нового материала
Какие же типы предложений существуют?
Слайд 2 (часть 2)
П. - высказывать предположения
Чтобы различить типы союзных сложных предложений, нужно знать типы союзов.
Выполните упражнение «Союзный дождь»
Разделите страницу на две части.
Слева - сочинительные, справа - подчинительные.
Слайд 3.
Слайд 4.
П. - классифицировать объекты
Р. - корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших ошибок.
III. Закрепление.
Конструирование предложений.
Слайд 5
Запишите получившиеся предложения, подчеркните грамматические основы.
Составьте из двух данных простых предложений сложносочиненное и сложноподчиненное.
Любовь к Родине начинается с любви к матери. Человек начинается с отношения к обеим.
- Любовь к Родине начинается с любви к матери, а человек начинается с отношения к обеим.

С горем и радостью ребёнок идет к матери. Он находит у неё понимание.
- С горем и радостью ребёнок идет к матери, потому что он находит у неё понимание.
Укажите тип предложения в скобках
П. - классифицировать объекты


Составьте из данных простых предложений сложноподчиненное и бессоюзное
На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.

На свете не существует человека роднее и ближе матери, так как ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.

На свете не существует человека роднее и ближе матери: ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.
Укажите тип предложения в скобках.
Назовите средства связи между частями предложения.
П. - классифицировать объекты
П. - преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Р. - корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Мы записали примеры предложений всех типов.
Как отличить союзное от бессоюзного?
Как отличается сложноподчинённое от сложносочинённого?
При помощи стрелки зависимости и смыслового вопроса покажите зависимость одной части от другой.
В параграфе 8 на странице 43 найдите, как называются части СПП.
К. - воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи.
Сложные предложения с разными видами связи.
Из данных трёх предложений составьте такое сложное предложение,
в котором бы встретились разные виды связи.

Ребёнок - зеркало своей мамы. Ему хочется быть похожим на неё. Она самая добрая и ласковая из живущих.

Ребёнок - зеркало своей мамы, и ему хочется быть похожим на неё, потому что она самая добрая и ласковая из живущих.
К. - характеризовать признаки объекта, относящие его к определённому классу
П. - преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

IV. Самостоятельная работа (по уровням)
Абитуриент
Расставьте знаки препинания в предложениях. Укажите тип предложения.
Помните, что кроме сложных существуют ещё и простые предложения.
Наступит время, и города шире раздвинут свои стены и впустят к себе леса, поля и дикую природу. (__ССП_)Людям на земле отведено очень небольшое место, и они живут в окружении природы. (_ССП_) Она легко может взять обратно всё, что необходимо человеку. (_СПП_) Ей ничего не стоит смести нас с лица земли своим дыханием или затопить водами океана, чтобы ещё раз напомнить человеку, что он не так всемогущ, как думает. (_СПП_) Если мы не будем ощущать природу рядом с собой, мы позабудем, какой она может быть грозной и могущественной. (_СПП_) И тогда в один прекрасный день она придёт и поглотит нас. (__ПП_)

Студент
Расставьте знаки препинания в предложениях. Подчеркните грамматические основы.
Помните, что если части сложного предложения сильно распространены или в них уже есть запятые, между частями сложного предложения ставится точка с запятой.
Тихо было всё на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колёса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она всё поднималась и наконец пропадала в облаке, которое ещё с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что больно было дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром…

Бакалавр
Выполните задания в формате ОГЭ. Будьте внимательны.
1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
По залитому лунным светом тротуару ветер гнал осенние листья, и казалось, что идущая навстречу девушка не переступает по плитам, а скользит над ними, подгоняемая ветром и листвой. ____3___
2. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Земля была устлана опавшими листьями, и ноги Монтэга погружались в них, словно он переходил вброд сухую шуршащую реку, которая пахнет гвоздикой и тёплой пылью: сколько разных запахов. ___5___
3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Твоя планетка такая крохотная,(1) - продолжал Маленький принц,(2) - ты можешь обойти её в три шага. И просто нужно идти с такой скоростью,(3) чтобы всё время оставаться на солнце. Когда захочется отдохнуть,(4) ты просто всё иди,(5) иди… И день будет тянуться столько времени,(6) сколько ты пожелаешь. ______3,4,6______
4. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Взрослые вам,(1) конечно,(2) не поверят. Они воображают,(3) что занимают очень много места. Они кажутся самим себе величественными,(4) как баобабы. А вы посоветуйте им сделать точный расчёт. Им это понравится,(5) они ведь обожают цифры. Вы же не тратьте время на эту арифметику. Это ни к чему. Вы и без того мне верите. ______3_____
5. Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1)Кто-то достал из кармана клочок бумаги, чиркнул спичкой, на огонёк положили пучок травы и горсть сухих листьев, потом стали подбрасывать ветки, они шипели и трещали, но вот наконец костёр вспыхнул, разгораясь всё жарче и жарче. (2) Взошло солнце, и люди медленно отвернулись от реки, молча придвинулись к костру, низко склоняясь над огнём. (3)Лучи солнца коснулись их затылков. __1___
Л. - мотивировать свои действия, выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.
П. - классифицировать объекты.
К - анализировать и исправлять деформированный текст.
Р. - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

V. Рефлексия
С какими типами сложных предложений мы познакомились?

VI. Домашнее задание.
§ 8 (выучить, уметь составлять схемы предложений)
Упражнение 63 (дополнительные задания 1 и 2)
VII. Итоги урока.
Сегодня отвечающие получают отметки, и каждый узнает свой результат за самостоятельную работу на следующем уроке.
До завтра.
Спасибо за урок.

Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2015.
2. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2014. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. - М.: Интеллект-Центр, 2014.
3. http://festival.1september.ru/articles/553654/

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь