Размер ежемесячной оплаты пребывания ребенка в детском саду волнует многих родителей. Вопреки многим стереотипам, не все жители столицы живут очень обеспеченно, и даже относительно высокие московские зарплаты съедаются высокой стоимостью жизни. Сколько стоит детский сад в Москве в 2017 году в месяц, можно ли каким-то образом сэкономить на оплате пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Величина ежемесячной оплаты пребывания ребенка в детском саду складывается из затрат на питание ребенка, постоянный присмотр за ним воспитателями и организацию дневного отдыха. Прочие услуги, которые оказывает детский сад, такие, как образование и подготовка к школе, формально являются бесплатными и финансируются из городского бюджета.
То, сколько стоит детский сад в Москве в 2017 году в месяц, зависит в том числе от того, повышается ли стоимость продуктов питания, которые закупаются детскими садами, остро ли стоит проблема индексации зарплат воспитателей и т.д. То есть, при увеличении этих и других подобных расходов детский сад может быть вынужден увеличить и оплату пребывания ребенка в детском саду.
Законодатель позволил определять величину оплаты нахождения ребенка в дошкольном учреждении руководству самих этих учреждений или управляющим советам. Таким образом, нет какой-то единой суммы, которая использовалась бы в столице всеми детсадами. Обычно эта сумма доходит до 1300-1500 рублей в месяц.
Московское законодательство допускает получение родителями компенсации оплаты услуг детских садов. Если то, сколько стоит детский сад в Москве в 2017 году в месяц, для вас слишком много, вы можете вернуть часть этой суммы. Величина компенсации зависит от количества детей в семье:
Стоит иметь в виду, что столичный закон берет в расчет не только детей, которые посещают детский сад, но и любого ребенка в возрасте до 18 лет (или даже до 23 лет, если такой ребенок посещает учебное заведение и учится по очной форме).
Поэтому, если у вас трое детей, но двое из них давно не посещают детский сад, это не мешает вам претендовать на компенсацию 70 процентов оплаты детского сада на третьего ребенка дошкольного возраста.
Для получения компенсации требуется не так много документов:
Московский закон не ограничивает круг получателей компенсации по признаку финансового благополучия и другим параметрам. Получить компенсацию может любой родитель, который подаст соответствующее заявления. Поэтому рекомендуем вам обязательно пользоваться этой возможностью, чтобы оплата услуг дошкольного учреждения не так сильно била по вашему семейному бюджету.
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон N 273-ФЗ) предусматривает, что дошкольная образовательная организация вправе осуществлять:
а) функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования;
б) и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях, а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 и 6 ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ). Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в этих образовательных организациях в пределах федерального государственного образовательного стандарта.
Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей (органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих организаций (п. 5 ч. 1 ст. 8 и п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ).
Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ).
Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 N 5-П).
С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) и ее размер. Это плата и именуется родительской платой (ч. 2 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).
Так, средний размер родительской платы за содержание ребенка в государственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, города Москвы по состоянию на 1 января 2012 года составляет 598 рублей в месяц. Этот размер установлен Приказом ДОгМ от 14.02.2012 N 57 "Об установлении среднего размера родительской платы за содержание ребенка в государственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, города Москвы".
Под присмотром и уходом за детьми в Законе N 273-ФЗ понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Закона N 273-ФЗ).
Присмотр и уход за детьми осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.
При установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (ч. 4 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).
Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ).
Время чтения: 6 минут
В условиях постоянного подорожания жизненно необходимых товаров, даже с учетом льгот, которые предлагает государство, вырастить ребенка очень сложно. К числу социальных субсидий относится и компенсация за детский сад, направленная на то, чтобы возвращать определенный процент от ежемесячной родительской платы. Иногда возможно финансовое возмещение и при ситуации, если малыш не посещает садик.
Реализация демографической программы государства подразумевает разные формы социальной поддержки родителей. К этой категории можно отнести и компенсационные выплаты, которые семья получает, если ребенок посещает государственные или муниципальные образовательные учреждения для дошкольного возраста. Родители совершают ежемесячную оплату, а затем на их счет производятся выплаты компенсаций. При этом немаловажно, что:
Базовым документом, определяющим возможность назначения компенсации является Федеральный закон «Об образовании». Там говорится, что существует максимальный размер родительской платы, превышение которого для государственных и муниципальных образовательных дошкольных учреждений не допускается. Кроме того, детсады такого типа допускают бесплатное пребывание сирот, инвалидов, оставшихся без родительского попечения.
Выступая как форма ежемесячного пособия, компенсация за детсад может регулироваться как федеральным, так и местным законодательством. Например, рассматривая вопрос частичного возврата денежных средств, потраченных на оплату услуг дошкольного образовательного учреждения, федеральное законодательство не говорит о ситуации непосещения детского сада. Так как родители и в этом случае имеют не меньшую финансовую нагрузку (например, при непредоставлении места), во многих регионах такие выплаты устанавливаются на местном уровне.
Федеральное законодательство определяет размер денежных компенсаций для разных категорий семей, к которой может добавляться региональное или ведомственное дополнение. Например, имеющие одного малыша, могут претендовать на получение льгот – 20% от выплаты.Так, для структурных подразделений Министерства обороны РФ устанавливается 50-процентная льгота, если один из родителей:
Местное законодательство предусматривает ряд дополнительных льгот – например, они касаются ситуаций, когда семья не может получить места в детском садике. Конституцией России гарантировано предоставление бесплатной программы дошкольного образования. На федеральном уровне подобный законопроект о компенсации за детсад при непредоставлении услуги, неоднократно вносился на законодательное обсуждение, но окончательного решения в масштабах всей страны эта проблема не нашла.
При этом, местные законодательные акты, отличаются между собой требованиями по возрастным границам детей, размерам выплат и суммы с которой считается компенсация за детский сад. Во многих случаях это 20% от вносимой суммы при одном ребенке, но, например, в Севастополе в этой ситуации выплачивают компенсацию 30% от размера средней оплаты по городу, что очень выгодно для семей с низким достатком.
Оформление компенсации выполняется на того из родителей (либо заменяющих лиц), кто вносит оплату. Главным фактором, определяющим размеры пособий, в этом случае является количество несовершеннолетних в семье. Размер возмещения зависит от количества детей:
Родители, дети которых посещают дошкольные учреждения, могут рассчитать, какая будет компенсация за детский сад в текущем месяце – она напрямую зависит от суммы оплаты. Все это можно найти по формуле СК = СОД х ДПР х ККД =(ОСП / РДМ) х ДПР х ККД, где:
Это можно пояснить примером: в семье есть один ребенок, который в июле 2017 года, 14 дней посещал детсад, за который платят 1 800 рублей в месяц. Чтобы узнать сумму компенсационных выплат, в формулу подставляются имеющиеся данные, и легко выясняется, что СК = 1 800 р. / 21 день х 14 дн. х 0,2 = 240 рублей. Сумма некрупная, но если посчитать за полгода, то получится 2140 р. – это больше, чем средняя сумма ежемесячного платежа!
Родители не всегда проявляют активность при получении компенсации, считая хлопоты большими, а сумму – незначительной. Затраты времени вряд ли составят больше 15 минут, а для воспитания ребенка лишних денег не бывает. Пошаговая инструкция объяснит вам, как оформить компенсацию за детский сад:
Пакет документов для получения компенсационных выплат включает только самые обычные документы, которые в доме всегда под рукой. Полностью подготовленный пакет должен включать:
В большинстве случаев государственные образовательные учреждениях уже имеют готовый бланк заявления получателей, куда остается вписать только свои данные, что значительно упрощает задачу. Подготовленное заявление обязательно должно содержать:
Оформить компенсационные социальные выплаты можно и при посещении частных садиков. Алгоритм действий тут будет таким же, как и при обращении в государственные учреждения, но нужно учитывать, что выплаты производятся не со всей затраченной суммы, а только со среднего размера оплаты за аналогичные услуги государственных организаций. Эта разница может быть очень существенной, учитывая что:
Законодательное решение этого вопроса на федеральном уровне отсутствует. Согласно Закону «Об образовании», эта инициатива передана местным администрациям республик и областей. Если речь идет о получении компенсационных выплат за неполучение услуги дошкольных образовательных учреждений, то необходимо обращаться в Управление соцзащиты населения по месту жительства. Пакет документов будет побольше, чем для тех, кто хочет вернуть часть родительской платы, и дополнительно предоставляются:
Переходя от федерального уровня на места, заметно, что компенсационные выплаты такого рода есть далеко не во всех городах и регионах (например, их нет в Москве и Нижнем Новгороде). Примеры некоторых выплат приведены в таблице, и тут наглядно видно, насколько сильно различается размер этих субсидий:
Охватываемый возрастной период ребенка, лет | Размер выплаты, рублей | |
Киров | 1,5-3 | 2 500 |
Красноярск | 1,5-3 | 3 709 |
Пермь | 1,5-3 | 5 295 |
3-6 | 4 490 | |
Самара | 1,5-3 | На первого ребенка – 1 000, на второго – 1 500, на третьего – 2 000 |
Томск | 1,5-5 | 4000 |
Компенсация за детский сад узаконена правительством государства. Согласно Федеральному закону об образовании, родители, чьи дети ходят в садик, могут воспользоваться своим правом и обратиться к руководству детсада с заявлением на возмещение средств.
Размер компенсационной выплаты определяется с учетом индивидуальной ситуации в семье заявителя и суммы, уплаченной родителями за посещение малышом детсада. Статья посвящена тому, каким образом исчисляется компенсация, кому положена выплата в 2019 году и как оформить пособие.
Существуют отдельные группы граждан, дети которых могут поступить в детсад без очереди и в дальнейшем воспользоваться правом на компенсацию.
Дополнительно они могут получить помощь, связанную с отсутствием свободных мест в детсаду. В перечень таких малышей входят:
Такие группы детей и родителей получают право на зачисление в садик без очереди, и только после их зачисления в детсад могут попасть дети других граждан.
Сумма возмещения определяется с учетом следующих правил:
Иными словами, компенсация – это часть суммы, уплаченной родителями за садик. Арифметически расчеты производятся следующим образом:
Для получения полного представления о порядке расчета возмещения приведем пример.
Андрей посещал в апреле детсад в течение 16 дней. Оплата за посещение ребенком детсада равна 1600 рублей в месяц. Выполним необходимые действия.
Полученная сумма перечисляется по реквизитам, указанным родителями ребенка во время подачи заявления, после того, как будет произведено перечисление начисленной суммы. Ранее квитанции передавались родителям сразу с учетом возмещения, однако сегодня компенсация перечисляется после того, как средства будут полностью переведены на лицевой счет.
Чтобы получить компенсацию, родители обязаны подготовить и предоставить руководству детского сада необходимые документы. В перечень таких бумаг входят:
Пакет документации передается заведующей детсада, куда ходит ребенок, и руководитель обязан зафиксировать факт поступления заявки.
Законом установлен определенный порядок оформления возмещения.
После предоставления обязательных бумаг в детсад руководство заведения выполняет следующие действия:
Все выплаты строго проверяются и контролируются работниками исполнительных организаций.
В отдельных регионах часто встречаются такие ситуации, когда ребенок не ходит в детский садик по причине того, что отсутствуют свободные места. В связи с этим родители малыша могут обратиться в органы соцзащиты и оформить компенсационное пособие. Для этого с собой потребуется иметь следующие документы:
Принятое решение действует в течение одного года, после чего потребуется подавать новое заявление.
Родители детей, посещающих детсад, имеют право оформить компенсацию родительской платы. Для этого потребуется подать необходимые документы заведующей дошкольного учреждений и банковские реквизиты для зачисления выплаты. Размер возмещения зависит от ряда индивидуальных параметров.