Видео – урок с удовольствием посмотрят те, кто интересуется, что такое риторика и ораторское мастерство и как ими пользоваться на практике.
Современная ораторская речь, так или иначе, касается опыта Рима и Древней Греции. Прежде всего, давайте вспомним, риторика – наука, изучающая ораторское искусство и художественную прозу. К ней стали прибегать еще в V веке до н.э. в Греции.
Традиционно ее классифицируют на пять частей:
Отдельно существует такой термин, как красноречие – живая речь в художественной обработке. Красноречие или ораторская проза, подразделяется на отдельные формы:
С появлением электронных СМИ к традиционным формам добавились:
Это вид речи в форме диалога, когда лектор в обращении к аудитории пытается убедить или внушить какую-то мысль. Она характерна использованием традиционных особенностей композиции и стиля с применением языковых и неязыковых способов общения. Освоению риторики в давние времена отводилось важное место в образовании. Достаточно вспомнить, в Древней Греции и Риме действовали Риторские школы – высшее звено 3-ступенчатой системы образования. На втором месте стояли грамматика и изучение классики. На третьем – практическое освоение искусства слова.
Задача Риторской школы заключалась в подготовке учеников, в первую очередь, для политической карьеры.
По определению Платона, красноречие – это искусство управлять умами. Современное красноречие древние критики в свое время назвали бы аттическим — умеренным, изысканным, которое, прежде всего, поучает разум, а не затрагивает чувства. Речь ведется в виде простого диалога с развитием аргументации. Издревле красноречие расценивалось мыслителями, как дар, который помогает овладевать умами и сердцами собеседников.
Невозможно слушать оратора, который постоянно перескакивает с темы на тему и постоянно «сходит» с основной мысли. Чтобы люди выслушали, необходимо предварительно подготовиться и составить план выступления. Каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей, между частями выступления должен ощущаться плавный переход и т.д. К составляющим выступления оратора относят:
В ходе подготовки к речи оратор должен четко представлять цель выступления, реакцию, которая должна появиться в результате.
Важное значение для достижения цели оратора играет мимика и голос. Слушатель готов поверить, прежде всего, тому, кто говорит с чувством. Не воспринимается оратор, говорящий монотонно.
Ораторское искусство не для всех есть дар, поэтому лучше осваивать его под руководством опытного репетитора. Плюсом будет филологическое, философское образование с опытом преподавания украинского или русского языка и литературы.
Содержание:Сколько в мире людей – столько и уровней воспитания и образования, различных характеров, мнений и мировоззрений, а также способностей давать оценку происходящим событиям. Оратору следует одолеть упрямство и безразличие, заблуждения и неосведомленность, сопротивление: активное и пассивное. Если вам слушает многочисленная аудитория, то ваша речь должна быть медленнее и громче. Необходимо убрать все излишнее и второстепенное. Удачный выбор выражений и короткие предложения способны повысить воздействие вашей речи на публику. Выступающий человек – это личность, которая может и должна завоевать внимание, доверие и симпатию слушателей. Уроки ораторского искусства – это фундаментальные правила. С их помощью повысите воздействие своей на аудиторию.
1) Совершенное, четкое и красивое произношение – вот основа ясной, свободной речи.
2) Красота сказанной речи зависит от того, насколько чисто вы произносите гласные звуки в сочетании с четко звучащими согласными, а внятность достигается полноценным выговариванием всех звуков оратором.
3) Плавность речи может повысить как ясность, так и красоту звучания слов.
4) Степень громкости и речевой темп подбирайте в соответствии с акустикой помещения, где вы будите выступать. Если слушателей более семидесяти человек – говорите медленно и громко.
5) Используйте короткие предложения, следите за произносимыми выражениями, отметайте все лишнее и второстепенное. Так вы повысите воздействие своей речи на аудиторию.
6) Облагораживание своего языка – важнейшее условие для освоения искусства красноречия поэтому «почистите» свой словарь: исключите все вульгарные и обыденные выражения.
8) Избегайте любых небрежностей, свободно владейте своим .
Убедительность очень важна в публичном выступлении. Но «не перегибайте палку».
1) Выбирайте тему своего выступления разумно и владейте ею в совершенстве.
2) Выступающий человек сможет завладеть вниманием публики и воздействовать на их умы. Если он увяжет свою речь с темой, которая интересна слушателям или волнует их.
3) Всегда обращайтесь к аудитории. Тогда выступление не будет монологом. Оратор дает почувствовать, что он испытывает живой интерес к слушателям.
4) Харизматичный оратор составляет свое выступление в увлекательном и динамичном стиле. Кроме того, он никогда не говорит холодным равнодушным тоном.
5) Ваше выступление будет ценным для слушателей, если оно послужит поддержке либо осуществлению какой-либо практической идеи.
6) Настоящая личность ведет себя корректно как по отношению к врагу, так и к другу. Даже несмотря на вероисповедание, национальность, политические взгляды, финансовое и служебное положение в обществе, пол и возраст.
7) Ваша уверенность и спокойствие не менее важны, чем слова, которые вы .
8) Изучая уроки ораторского искусства, помните: если вы доверяете себе, то слушатели будут доверять и вам.
9) Красноречивый оратор способен пробуждать воображение у аудитории.
10) Публика состоит из разных людей: у каждого свой уровень образования и воспитания, характер, взгляды на жизнь. Поэтому вам необходимо одолеть заблуждения, неосведомленность, безразличие, упрямство, активное и пассивное сопротивление с их стороны.
11) Предстаньте той личностью, которая может завоевать внимание, доверие и симпатию.
13) У вас должно быть понимание, с какой вы целью выступаете и к чему призываете аудиторию.
14) Выступающему человеку желательно предусмотреть все те, условия, способствующие гармонии и оптимистичному настрою.
15) Оратор добьется успеха, если сумеет поставить себя на место другого человека. А также взглянуть на вещи глазами другого.
16) Несмотря на свою критику, строгость и порицание, вы все-таки должны дать почувствовать людям, что настроены доброжелательно и относитесь к ним с симпатией.
17) Если оратор – положительный творческий человек, но внимателен и не отвлекается от предмета разговора, относится к слушателям с симпатией и сохраняет присутствие духа, то успех ему гарантирован.
1) Основная мысль выступления – его душа. Стремитесь к тому, чтобы раскрывать ее последовательно в своей речи. А все рассуждения направьте на подкрепление и дополнение ключевой мысли.
2) Вам необходимо упорядочить свои мысли и ощущения. Только в таком случае они выстроятся в логическую последовательность.
3) Оратору постоянно следует представлять, чего он хочет добиться.
4) Если тема выступления по-настоящему вас «цепляет», то вам значительно легче будет выражать свои мысли и концентрироваться на предмете разговора.
5) Уроки ораторского искусства, в большинстве случаев, рассматривают выражение как силу, которая движет мыслями. Именно она находится с нами в тесной связи.
6) Все мысли, все образы необходимо направить на одну единственную цель, который выступающий поставил перед собой. А все второстепенное, не касающееся главной темы выступления, вы должны сознательно убрать.
7) Учитесь спокойному размышлению. Переход между мыслями должен быть плавным. Так вы достигнете уравновешенности в выражении своих мыслей.
8) Контролируйте сознанием направление своих мыслей. Способность концентрироваться основывается на силе воли человека.
9) Дискуссия представляет собой деловой обмен мнениями. В ходе такого процесса каждый оратор должен рассуждать объективно.
Обращайтесь к аудитории, слушайте мнения зрителей
10) Вам следует говорить только по заданной теме выступления, избегая любых бесполезных уклонений в сторону.
11) Сохраняйте спокойствие, если слушатель высказывает мнение, которое не совпадает с вашим. Уроки ораторского искусства содержат закон различия. Два человека не могут обладать одинаковым мнением. Он придает выступающему уверенность, а также дает возможность по достоинству оценивать каждое высказывание.
12) Любое выступление оратора должно иметь цель, в которой будут разъясняться точки зрения людей и примирения спорящих.
13) Необходимо вести себя прилично. Вам предоставляют слово вовсе не для высказывания своего недовольства тому или иному лицу, тем более отсутствующему.
14) Слушайте внимательно других людей. Размышляйте над сказанным и начинайте говорить сами, если уверены, что каждое ваше слово будет сказано по делу.
15) Оратору нужно говорит лаконично, воздерживаясь от длинных и растянутых вступлений. Поэтому сразу же начинайте говорить по . Точные высказывания придадут остроту вашей дискуссии.
16) Привыкайте выражать свои убеждения энергично, образно. Не унижайте при этом человека, который высказал противоположное мнение.
«Ясность одно из главнейших достоинств речи человека» — Аристотель.
Наука «риторика» — одна из древнейших дисциплин. Зародилась она еще в античной Греции в четвертом веке до нашей эры. Если говорить о термине «риторика», то он означает «ораторское искусство или учение об ораторском мастерстве». Однако главным аспектом этой науки уже в те времена была аргументация в устной речи выступающего человека.
Великий и известный философ древней Греции, Аристотель, дал определение дисциплине «риторика» как «способность оратора находить возможные способы убеждения касательно предмета разговора».
В настоящее время знание основ риторики и ораторского искусства, необходимо каждому человеку. Не только для тех, кто по роду своей деятельности часто выступает на публике, но и для начинающих ораторов. Ниже перечисленные советы помогут вам, если вы готовите выступление перед аудиторией, защищая свой научный труд. Или же, если вам необходимо подготовить доклад по работе, и вы переживаете по поводу предстоящей речи.
Готовьтесь к речи по следующему алгоритму:
1) соберите нужный вам материал
2) отберите его и организуйте
3) вам следует обдумать материал: связать детали, внести комментарии и так далее
4) выделите ключевые мысли в тексте
5) оформите стилистически главную часть
6) сформулируйте вступление и заключение (вывод)
7) прочтите полученный текст
8) окончательно просмотрите тезисы, ключевые мысли
9) на последнем этапе следует отрепетировать речь
Более подробно вы сможете ознакомиться с шагами для подготовки к своему выступлению .
Для подготовки своей речи делайте небольшие паузы, перерывы для отдыха. Поскольку новый материал лучше всего осваивать в течение трех дней по часу, чем в течение трех часов за один день. Это можно объяснить тем, что во время перерыва между занятиями ваше подсознание продолжает закреплять полученную информацию в памяти.
Подчините ее себе. Ученые установили, что укрепить свою память человек может, в первую очередь, при совокупном воздействии трех основных факторов:
1) концентрация внимания (то есть повышение способности к восприятию)
2) создание ассоциаций (их еще называют «мостиками памяти»)
3) повторение (как известно, оно «мать учения»)
Желательно определить, как вы лучше запоминаете информацию. Кто-то обладает звуковой памятью и ему нужно все заучивать вслух. Ему необходимо слышать, что он учит. А возможно кто-то обладает моторной, как Наполеон Бонапарт. Такой человек прекрасно запоминает имена. Он может сначала несколько раз записать новое имя, затем выбросить записку и вспомнить это имя. Для людей-визуалов, основа памяти – обдуманное расположение тезисов, мыслей и ключевых слов.
Научитесь легко пересказывать! К примеру, прочтите отрывок из любой книги и перескажите его. При этом берите не более пяти предложений из текста. Старайтесь излагать максимально дословно. После чего, сделайте это собственными словами, выстраивая свою речь самостоятельно.
Что касается делового сообщения, например, короткий отрезок из газетной статьи, то его следует пересказывать своими словами. Сделать это можно с помощью конспекта ключевых слов выбранного текста. Перескажите отрывок несколько раз. Используйте разные .
Полководец Наполеон Бонапарт мог без проблем запомнить любое имя.
Важный аспект в риторике и ораторском искусстве. К свободе любого выступления приводит только регулярное упражнение по овладению навыками красноречия. А не чтение статей и не заучивание их наизусть. Использовать следует и конспект из основных тезисов вашего мышления. Поэтому оратор не придерживается ранее заготовленных фраз. Наоборот, выступающий одну и ту же мысль произносить снова и снова. При этом каждый раз он делает это по-новому.
Старайтесь интересно, увлекательно и предельно образно рассказывать о всевозможных случаях и приключениях. Анекдоты, байки, короткие истории должны увлечь вашу аудиторию.
И последний, но не менее важный пункт. Проговаривайте каждое слово, каждый звук в предложении медленно и с расстановкой. Говорите как можно дольше. При этом постарайтесь все это делать на одном .
Умение убедительно говорить и работать с аудиторией слушателей сегодня важно каждому. Даже тем, у кого нет необходимости ежедневно выступать на конференциях, все равно требуется правильно подавать себя – от этого зависит устройство на работу, заработная плата, продвижение по карьерной лестнице. Каким бы востребованным специалистом вы ни были, важно, чтобы вас и ваши идеи услышали.
Два способа повысить ораторские способности:
Главное преимущество курсов — в реальной возможности выступать перед аудиторией слушателей. Однако у курсов есть и недостатки – из-за того, что в группе много людей, преподаватель не уделяет достаточное время каждому. Таким образом, отсутствует персонализированный подход, который так важен при работе над психологическими и речевыми проблемами людей, мешающими им правильно и раскрепощенно говорить.
В случае самообучения преимущества очевидны – можно пробовать различные методики, тратить на выполнение упражнений и закрепление тех или иных навыков ровно столько времени, сколько нужно, можно заниматься по удобному графику и т. д. Уроки ораторского искусства не обязательно должны проходить под контролем преподавателя: сегодня можно найти разнообразные видео уроки в интернете, самоучитель для начинающих, а также множество советов.
Обучение может проходить по-разному. Большой популярностью с появлением в каждом доме интернета стали пользоваться видео уроки. Фактически они ничем не отличаются от прослушивания лекции на семинаре или тренинге для улучшения риторики – разве что нельзя задать преподавателю вопрос.
Видео могут быть бесплатными или платными. Бесплатными можно свободно находить, просматривать и скачивать в сети. На них дается информация, касающаяся риторики, рассматриваются наиболее известные упражнения по ее улучшению. Платные уроки можно найти на сайтах преподавателей риторики либо обратившись к ним лично.
К популярным упражнениям для развития ораторского мастерства относятся:
В первом случае можно самому наблюдать за собой во время речи или монолога. Смотря на себя в зеркало, каждый заметит волнение и суету, которые мы сами не замечаем, но которые видны тем, кто слушает публичное выступление. Эффективно и записать речь на видео – эффект упражнения будет как в упражнении с зеркалом, причем говорящий не будет постоянно отвлекаться на отражение в зеркале.
«Опорные точки» можно самостоятельно найти в интернете или книге, а можно – почерпнуть из видео, на котором о них рассказывает преподаватель. Зная «схему» монолога, составить речь легко. Однако со временем потребуется усложнение задачи и тренировки по импровизации.
На видео уроках в интернете рассказывается и о других приемах, которые можно и применять для того, чтобы стать опытным оратором. Путь к этому займет некоторое время, однако, результат того стоит – можно выступать на конференциях и собраниях перед незнакомыми людьми, общаться с коллегами, партнерами и близкими без стеснения, волнения, мгновенно формулируя мысли и умея добиваться нужной реакции на них.
Обучение ораторскому мастерству важно в каждом возрасте, для молодых и для опытных специалистов, и при разнообразных видах деятельности. Время, которое уйдет на тренировки, принесет дивиденды на протяжении будущих лет. Кроме того, даже умея выступать публично, стоит периодически расширять знания и способности в области риторики – это поможет и в бизнесе, и в учебе, и в личных отношениях.
Риторика – наука о речи, правильных и красивых методах общения, способных убедить любого в правоте оратора, создать почву для дальнейших убеждений. Это искусство изучается в современных учебных заведениях, потому что слово является мощным инструментом, если его правильно использовать. Основная цель риторики – научить общаться, чтобы ощущать уверенность в любой ситуации.
Возникновением риторики принято считать V век до н. э. Древняя Греция первой в современной Европе сформировала основы науки. В то время в Древней Греции изучались стилистика и грамматика. Греки первыми стали систематизировать знания по риторике и создали большое количество трактатов по данной теме, и некоторые из них изучаются даже в наше время.
Цицерон — один из известнейших ораторов Древнего Рима
Римляне заинтересовались искусством риторики после завоевания Греции, когда традиции этих стран начали перемешиваться, и империя активно заимствовала знания своих провинций. Искусство начало процветать в сенате, судах, общественных собраниях.
Существовали некоторые различия между стилями риторики, так как римляне были менее образованы, чем греки. У завоевателей речь была усеяна отступлениями, историями, стилистическими нюансами. Несмотря на это, красноречие все равно являлось мощным инструментом ораторов. Были случаи, когда в Древнем Риме высокие государственные посты занимали люди, искусно владеющие речью, и именно это было их главным преимуществом в политической борьбе, о чем мы можем узнать из исторических справок.
В древних эпохах это искусство видоизменялось, дополнялось полезными приемами. Использовать риторику начали и церковные деятели, которые активно завлекали в свою веру новую паству, и приводили неопровержимые словесные доказательства против еретиков. В Россию понятие риторики попало из Европейских стран в XVIII веке.
Михаил Васильевич Ломоносов
Возникновение ораторства совпало со временем распространения христианства. Называлось оно чаще всего «дар красноречия». Немного позже Ломоносов создал «Русскую грамматику», в которой присутствовали «Правила красноречия». Хорошими ораторами считались такие политические деятели, как Столыпин, Троцкий. Немного меньше, но все же преуспел в познании этой науки и Ленин.
Ораторское мастерство вполне можно развивать самостоятельно. Для развития речи требуются тренировки, сопровождающиеся постоянными замечаниями к себе, исправлениями и дополнениями навыков. Нужно подмечать все ошибки, которые совершаются, чтобы постараться исправить их при следующем разговоре.
Чтобы развивать ораторские навыки, следует тренироваться. Иначе овладеть ими не получится. Для совершенствования существует комплекс упражнений:
При чтении отчетливо произносится каждый звук, скорость увеличивается постепенно. Главное – следить за правильным произношением, только потом ускорять речь. Для удобства нужно создать в голове картину происходящего, стараться понять прочтенные слова. Не следует прекращать работу над одной фразой до тех пор, пока ошибки полностью не исчезнут.
По возможности, вести диктофонную запись как прочтенного из книги материала, так и скороговорок. Таким образом, можно устранить речевые недостатки, найденные после прослушивания.
Существует много упражнений, развивающих произношение, улучшающих навыки оратора. Приведенных вариантов вполне достаточно для начинающих ораторов. С их помощью можно добиться немалых успехов. Главное в ораторском искусстве – не прекращать развиваться, постоянно совершенствовать навыки, и как можно больше говорить.