Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

1. Понятие агрессивности

3. Дополнительные сведения об агрессивности как свойстве личности

Литература

1. Понятие агрессивности

Рост подростковой агрессии в разных ее проявлениях – проблема, которая все больше волнует педагогов и родителей. Как взаимодействовать с агрессивными подростками? Ответить на этот вопрос невозможно без достаточно полного определения понятий “агрессия” и “агрессивность”.

Суть в том, что вы редко можете добиться этого уникального ощущения потока в самых редких случаях. Особенно если вы будете судорожно искать его, это будет сложно настроить. Скорее, вы должны быть удивлены. Однако, по мнению Барбары Хоттер, в любом случае: Если физические упражнения и спорт оказывают конкретное и целенаправленное влияние на наше настроение и благополучие и оказывают положительное влияние на личность и настроение, то деятельность должна проводиться регулярно. И с правильной дозой, которая индивидуально отличается.

Не слишком мало, но не слишком много. Те, кто придерживаются этого, имеют хорошие шансы стать более уравновешенной личностью, более успешными в своей работе и, возможно, даже счастливее. Потому что это точно: физическое благополучие, развивающееся во время занятий спортом, в значительной степени влияет на психическое состояние.

В специальной литературе, посвященной данному вопросу, можно встретить различное толкование этих терминов. Одни авторы определяют агрессию как поведение, содержащее угрозу и наносящее вред другим (А. Басс), как действие, которое включает в себя намерение причинить другому обиду или оскорбление (Л. Берковитц). Другие говорят об агрессии как о специфически ориентированном поведении, направленном на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и психической целостности живого организма (Х. Хекхаузен).

В этом документе анализируется агрессивный стиль вождения с точки зрения переменных личности, которые могут предрасполагать к такому типу поведения и объясняют индивидуальные различия, наблюдаемые в драйверах. Мы работаем с не-вероятностным образцом по возрастным и половым квотам, состоящим из 245 водителей из города Мар-дель-Плата. Данные анализируются с использованием модели множественной регрессии. Оценены эффекты личностных факторов на меру агрессивности вождения. Этот анализ был проведен для общей выборки и для подгрупп, определяемых по полу и возрасту.

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения5.

Агрессивность как ярко выраженное свойство личности представляет собой враждебное отношение индивида к окружающим с намерением причинить вред6.

Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия агрессивности до ее предельного развития. Каждой личности необходима определенная доля агрессивности, проявляющейся в способности к устранению препятствий. Подобная, ситуационно обусловленная, агрессивность субъекта рассматривается как состояние его личности, которое может утрачивать свою актуальность с изменением обстановки. Если же агрессивное состояние у субъекта носит постоянный характер, то следует говорить об агрессивности как об актуальной черте характера личности.

Полученные данные свидетельствуют о том, что существуют особенности личности, которые могут объяснить агрессию во время вождения, но также и то, что эти характеристики могут различаться для разных групп пользователей трафика. Обсуждаются практические последствия этих результатов.

Ключевые слова: Агрессивное вождение, Факторы личности, Гендерные различия, Возрастные различия, Безопасность на дорогах. Целью этого исследования было проанализировать особенности личности, которые могли бы объяснить индивидуальные различия в агрессивном вождении. Участниками были 245 аргентинских водителей из не вероятностной выборки, стратифицированной по полу и возрасту. Данные анализировались с использованием линейной модели множественной регрессии, где характеристики личности определялись как предиктора, а агрессивный стиль вождения - это переменный ответ.

Агрессия может быть представлена в двух видах: агрессия мотивационная и агрессия инструментальная. В основе мотивационной агрессии лежит мотив, стремление причинить зло или ущерб кому-либо, тогда как лица, проявляющие инструментальную агрессию, преследуют иные цели. Они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления своих желаний.

Анализ проводился для общей выборки, а для суб-образцов, стратифицированных по полу и возрасту. Полученные данные свидетельствуют о том, что существуют особенности личности, связанные с агрессивностью вождения. Тем не менее, черты характера, лежащие в основе разных возрастных и гендерных групп пользователей дорожного движения, не обязательно одинаковы. Обсуждаются практические последствия этих выводов.

Ключевые слова: агрессивное вождение, черты характера, гендерные различия, возрастные различия, безопасность дорожного движения. Хотя в последние годы признается, что проявления гнева и агрессивного поведения в пути являются проблемой, которая достигает масштабов эпидемии, эмпирические исследования и теоретические разработки по этому вопросу все еще зарождаются. Фактически, объем изучаемых явлений еще не был четко определен, и не так много консенсуса относительно определений конструкций, используемых в исследовании.

Объектом пристального изучения педагогов и психологов является мотивационная агрессия как форма проявления присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень выраженности таких проявлений, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

2. Методика исследования агрессивности личности

Таким образом, отмечается, что в научной литературе такие термины, как агрессивное вождение, ярость дороги или гнев гнева, как представляется, нечетко относятся к изучению эмоций гнева и агрессивного поведения во время вождения. В некоторых случаях эти термины используются по-разному, оставляя термин «ярость дороги» реакциям физического насилия. В других случаях они появляются как синонимы или взаимозаменяемые термины или наложенные определения.

Эти авторы обнаружили, что терминологическое использование было наложено в большинстве случаев, хотя в других случаях термин «ярость дороги» использовался, подчеркивая его эмоциональный аспект, или он рассматривался как преступное поведение, состоящее в физическом нападении на другого водителя или пассажира вследствие транзитный инцидент. Однако включение любого поведения риска как агрессивного поведения вызывает сомнения, поэтому большинство авторов рассматривают эти явления как реальности, которые необходимо дифференцировать и изучать отдельно.

Созданный американскими психологами А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. одноименный опросник, - одна из наиболее часто применяемых методик для исследования уровня агрессивности.


Работа опубликована

Например, Басе определяет агрессию «как реакцию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».

Эти авторы разработали инструмент, который доказал свою силу для идентификации моделей поведения в драйверах, а также для изучения механизмов, лежащих в основе этих поведений. Этот инструмент оценивает стиль вождения, определяемый как привычный образ поведения, решений и эмоциональных переживаний человека во время вождения. Это включает в себя выбор скорости для способов использования других драйверов и пользователей транзита. Тест состоит из его первоначальной версии в восьми шкалах, которые являются результатом анализа факторов факторов.

В настоящее время все больше утверждается представление об агрессии как мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдание людям.

Основы психологии

Не менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Познавательный компонент заключается в понимании ситуации как угрожающей, в видении объекта для нападения. Некоторые психологи, например, Лазарус, считают основным возбудителем агрессии угрозу, полагая, что угроза вызывает стресс, а агрессия уже является реакцией на стресс. Но далеко не всякая угроза вызывает агрессию, и не всегда агрессивное состояние провоцируется угрозой.

Эти шкалы показали хорошие уровни внутренней согласованности и способность различать группы риска при дорожно-транспортных происшествиях. Среди таких масштабов мера агрессивного стиля вождения оценивает проявления раздражения и гнева во время вождения и враждебного отношения или действия к другим пользователям трафика, что отражает общую тенденцию действовать агрессивно в этом контексте. Напротив, рискованный стиль будет относиться к активному поиску эмоций и ощущений, связанных с риском вождения, которые связаны с такими поведением, как вождение на высокой скорости, превышение скорости движения, нарушение правил дорожного движения и т.д.

Важен и эмоциональный компонент агрессивного состояния - здесь прежде всего выделяется гнев: часто при подготовке и в процессе осуществления агресии человек испы-тыват сильную эмоцию гнева, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Волевой компонент агрессивного действия четко выражен: присутствует целеустремленность, настойчивость, решимость, инициативность, смелость.

Что касается измерения и оценки агрессивного поведения, были предложены и другие процедуры. В этих случаях это конкретные и ситуационные меры, связанные с агрессией и гневом во время вождения. С другой стороны, наличие многомерного инструмента имеет дополнительное преимущество, позволяющее оценивать различные аспекты поведения водителя и дифференцировать агрессивный компонент от других компонентов, например, беспокойство, стресс или риск. Эти факторы представляли собой рискованное, диссоциативное, тревожное, агрессивное, стрессоустойчивое и терпеливое поведение.

Агрессивность - свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Агрессия - проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу. Агрессивность у различных лиц может иметь различную степень выраженности - от почти полного отсутствия до предельного развития. Вероятно, гармонически развитая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Потребности индивидуального развития и общественной практики должны формировать в людях способность к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, неспособности занять активную жизненную позицию. Вместе с тем чрезмерное развитие агрессивности по типу акцентуации начинает определять весь облик личности, превращает ее в конфликтную, неспособную на социальную кооперацию, а в своем крайнем выражении является патологией (социальной и клинической): агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и становится привычным способом поведения, проявля-

Все шкалы представляли приемлемые значения, надежность и значимые корреляции, ориентированные в смысле теоретически ожидаемого. Также была отмечена способность различать различные группы риска в зависимости от истории несчастных случаев, возраста и пола водителей. Несмотря на трудности, упомянутые выше с точки зрения определения, использования терминов и распространения мер, можно сказать, что исследования продвинулись в признании различных факторов или переменных, которые влияют, способствуют или способствуют гневу и агрессии в водители.

ясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме.

Агрессивные проявления могут являться: 1) средством достижения определенной цели, 2)способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности, 3) самоцелью, 4) способом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Таким образом, агрессивность человека неоднородна, варьирует от слабой до крайней степени, различна по своей модальности и назначению. Можно выделить параметры агрессивности различной модальности, отличающиеся: 1) интенсивностью агрессии, ее жестокостью; 2) направленностью на конкретное лицо либо вообще на всех людей; 3) ситуативностью или устойчивостью агрессивных тенденций личности. Условно можно выделить следующие разновидности поведения с точки зрения агрессивности:

Шаркин проанализировал эти переменные и сгруппировал их в три группы: экологическую, личную и демографическую. Первый включает ситуационные факторы, характерные для трафика, которые могут увеличить или усилить чувство гнева и выражений враждебности, таких как пробки или перегрузки, и враждебные сообщения от других драйверов. Некоторые авторы считают, что эти переменные являются определяющими для понимания выражений раздражения, гнева и враждебности в драйверах. Например, Шинар считает, что увеличение проявлений агрессивной агрессии больше отвечает таким факторам, как строго личные факторы.

1) антиагрессивность - негативное отношение к любым агрессивным проявлениям человека, который всегда старается примириться с людьми, считает для себя невозможным бить слабого, женщину, детей, калеку; в случае конфликта считает, что лучше уйти, стерпеть или обратиться в милицию, обороняется лишь при явном физическом нападении;

По мнению автора, рост числа автомобилей влияет на возможность участия в обменах, которые вызывают чувство разочарования, что в конечном итоге приведет к агрессивному поведению. Это связано с тем, что основная цель драйверов, определяемая как намерение двигаться с наименьшим количеством перерывов или возможных неудобств, может быть расстроена. Следовательно, это увеличит вероятность возникновения враждебности по отношению к другим водителям и ведет себя агрессивно. Другие важные переменные окружающей среды, которые влияют на агрессию, связаны с характеристиками других драйверов.

2) интринсивная агрессия, мотивированная удовлетворением, получаемым от выполнения условно-агрессивной деятельности (игры, борьба, соревнования), не имеющая цели причинения вреда. Таким образом, спорт является социально приемлемой формой проявления агрессивных тенденций человека, своеобразной разрядкой агрессии, а также формой самоутверждения, повышения социального статуса и получения материальных благ (для профессиональных спортсменов);

Отрицательное смещение индивидов вносит позитивный вклад в агрессивное поведение. В этих рамках враждебное отклонение атрибуции - это тенденция индивидуума интерпретировать то, что другие водители намереваются причинить ему вред. Эти авторы также обнаружили, что различные типы атрибуций, такие как враждебная атрибуция и чувство вины, опосредуют агрессивные ответы для разных ситуаций.

Среди диспозиционных факторов, которые сделают человека более склонным к агрессивному поведению во время вождения, переменные личности также играют важную роль. Во-первых, есть много доказательств, которые связывают гнев и общую агрессию с агрессивным поведением в конкретной области трафика. В этом смысле можно утверждать, что существует общий фактор предрасположенности, чтобы испытать чувства гнева и действовать агрессивно, что проявляется с некоторой интенсивностью в транзитных ситуациях. Таким образом, при рассмотрении различных расследований агрессия как личностная черта представляется одним из самых последовательных предикторов агрессивного поведения вождения.

3) агрессивность недифференцированная - несильное проявление агрессии, выражающееся в раздражительности и скандалах по любому поводу и с самыми различными людьми, во вспыльчивости, резкости, грубости. Но эти люди могут дойти до физической агрессии и даже преступления на семейно-бытовой почве;

4) агрессивность локальная, или импульсивная, - агрессия проявляется как непосредственная реакция на ситуацию конфликта, человек может словесно оскорбить противника (вербальная агрессия), но допускает и физические средства агрессии, может ударить, избить и т. п. Степень общего раздражения выражена меньше, чем в предыдущем подтипе;

Как известно, некоторые из этих переменных также включают компонент гнева и общей агрессии. Например, признак невротизма пяти основных личностных факторов включает аспекты эмоциональной нестабильности, раздражительности, гнева и враждебности. Таким образом, это не странно, что эта черта была определена как предиктор агрессивного вождения. Что касается шаблона поведения типа А, он также объединяет аспекты враждебности, агрессивности, нетерпения и конкурентоспособности. Поэтому не странно, что это связано с агрессией и гневом в транзитных ситуациях, как показали некоторые исследования.

Основы психологии

5) условная, инструментальная агрессия, связанная с самоутверждением, например в мальчишеской возне;

6) агрессивность враждебная - устойчивые эмоции злости, ненависти, зависти, человек свою враждебность проявляет открыто, но не стремится к столкновению сторон, реальная физическая агрессия может быть и не очень выраженной. Ненависть может быть направлена на конкретное лицо, посторонние незнакомые люди могут вызывать у такого человека раздражение и злобу без всякого повода. Возникает желание унизить другого человека, чувствуя к нему презрение и ненависть, но этим добиться уважения окружающих. В драках хладнокровен, в случае победы вспоминает драку с удовольствием. Свою агрессию может вначале сдерживать, а потом мстит (разными способами: клеветой, интригами, физической агрессией). В случае перевеса сил и вероятности безнаказанности может дойти до убийства. В целом к людям относится враждебно;

Эта особенность будет характеризоваться активным поиском опыта, связанного с волнением и риском, сопровождающимся отсутствием планирования действий и тенденцией действовать импульсивно, то есть без оценки возможных последствий или риска действий. Это измерение изучалось по отношению к вождению, особенно в связи с рискованным поведением у самого младшего. Наконец, важно отметить, что в предыдущей литературе имеются хорошо документированные возрастные и гендерные различия. По сравнению со взрослыми водителями было обнаружено, что молодые водители более склонны к агрессивному и рискованному вождению.

7) инструментальная агрессия - для достижения какой-либо значимой цели;

8) жестокая агрессия - насилие и агрессия как самоцель, агрессивные действия всегда превышают действия противника, отличаются излишней жестокостью и особой злостностью: минимальный повод и максимальная жестокость. Такие люди совершают особо жестокие преступления;

9) психопатическая агрессия - жестокая и часто бессмысленная агрессия, повторяющиеся акты агрессии (агрессивный психопат, «маньяк-убийца»);

10) агрессия по мотиву групповой солидарности - агрессия или даже убийство совершается вследствие стремления следовать групповым традициям, утвердить себя в глазах своей группы, желание получить одобрение своей группы, показать свою силу, решительность, бесстрашие. Этот вид агрессии часто проявляется в группах подростков. Военная агрессия (действия военнослужащих в боевых условиях, убийство врага) является социально признанной и одобряемой формой агрессии по мотиву групповой (или национальной) солидарности, реализуются социальные традиции «защиты отечества», «защиты определенных идей», например, защиты демократии, защиты правопорядка и т. п.;

11) сексуальная агрессия различной степени - от сексуальной грубости до изнасилования или сексуального издевательства и убийства. Фрейд писал, что сексуальность большинства мужчин содержит в себе примесь агрессии,

Общее и индивидуальное в психике человека

желания подчинять, так что садизм - просто обособление и гипертрофия агрессивного компонента, свойственного нормальной сексуальности. Связь секса и агрессии подтверждается и экспериментально. Эндокринологи констатировали, что агрессивное поведение самцов и их сексуальная активность обусловлены влиянием одних и тех же гормонов - андрогенов, а психологи - что выраженные компоненты агрессивности присутствуют в эротических фантазиях, а отчасти и в сексуальном поведении мужчин. А с другой стороны, подавление сексуальных влечений, сексуальная неудовлетворенность людей также сопровождается ростом раздражения и агрессивных импульсов; отказ женщины от удовлетворения сексуального желания мужчины приводит опять же к агрессии. Условная агрессия и половое возбуждение, по-видимому, взаимодействуют у людей, как и у некоторых животных, взаимно усиливая друг друга. Например, у мальчиков-подростков эрекция часто возникает во время возни, силовой борьбы, но никогда - в настоящей драке. Игра влюбленных, когда мужчина как бы «охотится» за женщиной, преодолевая ее условную борьбу и сопротивление, очень сексуально возбуждает его, т. е. тут условный «насильник» выступает и как соблазнитель. Но есть группа мужчин, которые могут испытать сексуальное возбуждение и удовольствие только в случае действительной агрессии, насилия, избиения, унижения женщины. Такая патологическая сексуальность часто перерастает в сексуальный садизм, сексуальные убийства.

Для диагностики уровня агрессивности может использоваться опросник Басса - Дарки.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каково соотношение общего и индивидуального в психике человека?

2. Какие способности выделяют у людей? Каков критерий наличия способностей?

3. Какое определение темпераменту можно дать? У младенца уже есть темперамент?

4. Какие теории темперамента Вы знаете? Охарактеризуйте сильные и слабые стороны своего темперамента.

5. К какому конституционному типу вы себя относите?

6. Что такое психосоциотип? Определите свой психосоци-отип и укажите, с каким типом людей у вас будут отношения ревизии, дуальные и конфликтные отношения и почему.

Основы психологии

7. В чем отличие характера от темперамента? Какие акцентуации характера встречаются у людей и, возможно, намечаются у вас?

8. Влияет ли самооценка и уровень притязаний на жизненную судьбу человека?

9. Что такое комплекс неполноценности? Можете ли вы осознать свой жизненный сценарий?

11. Какой доминирующий инстинкт, на ваш взгляд, преобладает у вас?

12. Выполните индивидуальное психологическое задание: определите и проанализируйте свой темперамент, пси-хосоциотип, сенсорный тип, характер, акцентуации характера, самооценку и уровень притязаний, доминирующий тип инстинктов.

13. Какие мотивы поведения являются преобладающими у вас?

14. Охарактеризуйте психические состояния людей.

15. В чем отличие уверенного и агрессивного поведения? Какие теории и виды агрессивности вы можете выделить?

16. Составьте структурно-логические схемы по изучаемому материалу, сравните с приведенными схемами, дополняя их.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. Л., 1991.

2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. СПб., 1992.

3. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. СПб., 1994.

4. Психология и психоанализ характера. Саратов, 1997.

5. Крупное А. И. Психологические проявления и структура темперамента. М., 1992.

6. Леонгардт К. Акцентуированные личности. Киев, 1980.

7. Седых Р. К. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология. М., 1994.

8. Филатова Е. С. Соционика для вас. Новосибирск, 1993.

9. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып 1,2,3. М., 1992.

10. Люшер. Цвет вашего характера. М., 1997.

11. Тайна характера.Чтение характера по лицу. Харьков, 1996.

12. Тайна характера. Психологические типы. Харьков, 1996.

13. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997.

Общее и индивидуальное в психике человека

14. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 1997.

15. Бороздина А. В. Психология характера. Исторический очерк. МГУ, 1997.

16. Колесников В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996.

17. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. М., 1997.

18. Собчик Л.Н. Характер и судьба. М., 1996.

19. Еникеева Д. Плохой характер или невроз? М., 1997.

20. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1997.

21. Хорни К. Собр. соч. Т. 3. Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности. М., 1997.

22. Корнилова Т. В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М., 1997.

23. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.

24. Шадриков В.Д. Способности человека. М.; Воронеж, 1997.

25. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивация. М., 1998.

26. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

27. Альберти, Эммонс. Самоутверждающее поведение: выпрямись, выскажись, возрази. СПб., 1998.

28. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Спб., 1997.

29. Делакур Ж. Б. Большой словарь характеров. Ростов н/ Д, 1997.

30. Кляйн Мелани. Зависть и благодарность: исследование бессознательных источников. Спб., 1997.

31. Коваль Н.А., Родионова Е.В. Методика исследования индивидуального духовного пространства. М.; Тамбов, 1997.

32. Мясищев В. Н. Психология отношений. Избр. Псих. тр. М., 1996.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ФЕНОМЕНЫ

Человек - социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к Другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.

1. Психология общения

1.1. Функции и структура общения

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся: 1. Язык - система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для

всех говорящих на данном языке. Это и делает возможным общение при помощи языка: если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, - это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл - поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) - побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего сообщения - человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения. Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то

говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

психологии

Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения.

Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. «Коммуникация» в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

а) стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) «предвзятые представления» - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);

д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

Социально-психологические феномены

Стратегии общения: 1) открытое - закрытое общение; 2) монологическое-диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) - личностное (общение «по душам»).

Открытое общение - желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь