Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Беседы с Наставниками.

Почему люди проявляют агрессию?

1. 15 И когда я научусь руководить своими эмоциями?

Гнев и обида взрывают меня изнутри.

- Как научиться не реагировать, если ты Человек?

- Это долгий Путь.

- В чем причина уязвимости. Реакции на раздражитель?

Религиозная вера постепенно развивается: она требует постоянного преодоления стоящих перед ней проблем и часто движений против основного течения. Речь идет не только об индивидуализме, но и о человеке как таковом. Представьте себе, если бы семилетний ребенок сказал: Готов, вот и все! вы не будете расти. Вы уже достигли максимальных пределов эволюции. Вы не можете стать еще умнее, ни лучше, ни сильнее. Теперь вы можете делать все, что хотите. Вам больше не нужно ходить в школу. Вам не нужно уважать социальные правила, и вы можете ограничить себя тем, что вы уже знаете.

- Причина уязвимости внизкой самооценке, неумении дать отпор, неуверенности в себе,в повышенной ценности ситуации, отношений, зависимости от мнения окружающих, в привязанности к чему- либо…

Надо понимать, что пришла ни с чем, ни с чем и уйдешь. Не привязывайся не только к вещам, но и к событиям, эмоциям, чувствам, целям, желаниям, людям. Пока ты будешь испытывать неуверенность в себе, ты будешь притягивать события, где тебя будут на пустом месте обвинять в некомпетентности.

Вам не нужно мобилизовать себя, чтобы делать то, что вы не можете хотеть, но это необходимо обществу. Вы совершенны! Этот ребенок был бы преступлением, потому что вместо того, чтобы помогать ему расти и развиваться, этот подход откроет свой путь к деградации, к недоразвитию.

Трагедия светского гуманизма заключается в том, что он заложил в сознании людей ложную идею о том, что она представляет кульминацию человеческого разума, и если этот уровень достигнут, нет места для эволюции. Поэтому проблема здесь. Дети, естественно, гораздо более эгоцентричны, чем большинство взрослых, но это всего лишь эпизод их жизни, который они должны «расти» и достигать зрелости.

Если у тебя низкая самооценка. То тебя будут цеплять тем, что является твоимкомплексом: внешность, фигура, одежда, ум, социальный статус и т.д.

Если ты слишком дорожишь отношениями, мнением окружающих, то постоянно будешь натыкаться на ситуации пренебрежения и осуждения.

- Но почему люди нападают? Почему проявляют агрессию, причем близкие и даже друзья? Что толкает людей жаловаться, ныть, говорить гадости, предъявлять претензии, гнев? Что мешает им быть дружелюбными и жизнерадостными?

В чем разница между взрослым и ребенком? Взрослый знает, как строить отношения с другими, чтобы все были в порядке. Христианин - это «взрослый человек», который способен не только «хорошо» для других, но и делать других счастливыми - потому что он счастлив, и от света, который нагревает его душу, может предложить божественное тепло и другие.

Нашим современникам предлагается программа «хронического инфантилизма», с которой, конечно же, христианство не соглашается. Корень всех грехов и желаний, как учат Святые Отцы Православной Церкви, - это любовь к себе, невозможность любить мучительно до самоотдачи и самопожертвования. И у Церкви есть богатый арсенал путей решения этой проблемы - начиная с Мистерий Церкви, через которые Сам Бог вступает в контакт с человеком и заканчивается деликатными формами христианского аскетизма, который помогает понять несчастья души и соединиться с внутренним миром помогает лучше понять божественную благодать.

- Причин несколько:

  1. Возможно, ты сама спровоцировала обиду и гнев своим некорректным высказыванием, критикой. Поэтому вызвала ответную защитную реакцию. Причем возможно обида была нанесена давно, а вот теперь представился случай «дать сдачи».
  2. Возможно, в тебе есть энергия осуждения или не приятия человека. Любой человек, чувствует интуитивно, истинное отношение к себе и, как бы ты не демонстрировала любезность, твои подлинные чувства легко считываются Душой человека. А значит жди ответной реакции, человек непроизвольно начинает огрызаться, раздражаться.
  3. Человек сильно устал, опустошен или болен и нуждается в подпитке. Больной или опустошенный физической нагрузкой человек нуждается в Земной, Жизненной энергии. При нормальном энергообмене, достаточно плотно поесть, сократить контакты и просто выспаться. Но не все люди могут самовосстанавливаться. Тогда в ход идут обвинения типа: вы черствые,все свалилина мои плечи, что вокруг одни иждивенцы и все здоровье подорвано из- завас … Человек получает в ответ энергию вины, оправдания или ответные обвинения. Но при этом пополняет свой энергетический потенциал.Какая ни какая, а ЭНЕРГИЯ!
  4. Возможно твое поведение, реакция не соответствует ожиданиям. Чаще всего мы поддакиваем и подыгрываем и если это твоя привычный стиль поведение, то любая реакция протеста может вызвать раздражение. Лучше всегда четко, но не агрессивно высказывать свою точку зрения и стараться уходить от обсуждения (сплетни бытовые) друзей, подруг, родственников, сослуживцев…
  5. Возможно в тебе есть гордыня и ты считаешь себя лучше, талантливее, добрее, умнее, порядочнее, нравственнее и… список можно продолжать до бесконечности. Никогда не ставь себя выше других, даже если перед тобой совсем никчемный человек. У каждого СВОЯ Судьба и не тебе судить зачем он проживает эту Жизнь именно так. Не суди и не сравнивай. Просто Живи СВОЕЙ Жизнью.
  6. Человек подцепил как насморк чуждую энергетику.. был в агрессивной толпе (митинг, например), смотрел боевик, общался с агрессивным, злобным человеком. Ты должна осознавать, что эмоцию можно подцепить, если есть хоть малейшая обида на людей. Агрессивная эмоция проникает в твое поле и разрастается. Она впитает в себя ТВОЮ энергию обиды. и не важно против чего была злоба изначально.Теперь злоба найдет другую ТВОЮ причину. Как бы подстроится под ТВОИ вибрации и начнет подогревать уже ТВОЮ обиду, сидевшую в ТЕБЕ. С Чем сравнить? Да какая разница где топливо взял, главное, что теперь Твоя машина едет. Но только топливо грязное.. как бы движок не заглох...Именно поэтому так трудно понять, что изначально агрессия была не Твоя .
  7. Человек не имеет достаточно Жизненной Силы и не имеет связи с Планетой и Божественными Структурами, тогда он способен пополнить свой запас энергии только через скандал,гнев, драму и другие проявления низкого астрала. В таких случаях человек осознанно или не осознанно провоцирует конфликт. Можно вообще то мяса поесть или рыбы эффект будет тот же, но зато по-честному, без провокации скандала, будет пополнен неприкосновенный запас 1 чакры. Обычно именно таких людей называют биовампирами.
  8. Эффект рвоты…это когда энергию агрессии запустил в себя, но она мало созвучна с тобой, даже совсем не созвучна, но бродит, Душу выворачивает… проще всего найти свободные уши и выплеснуть гнев, раздражение, возмущение на кого то. Кто готов выслушать (перемалывание негативных событий с подружкой, мужем коллегами)
  9. Сам по себе низкочастотный энергонасыщенный человек, гневливый по характеру выплескивает избыток энергии, чтобы не отравиться собственной злобой, после этого становится, как правило, тихим и дружелюбным
  10. Способ общения.. «поприкалываться».. выбирается жертва и, от скуки ради, начинается ехидное подначивание. По большому счету в этом есть даже польза, потому как цепляют именно за больное, если не обижаться, то можно потом поработать над гранями еще не отшлифованных черт характера…

И, все таки это чаще всего ЭТО энергообмен низкочастотных людей, которые не могут себя сами обеспечить энергией через качественную пищу, общение с природой, медитацию, молитву и через все виды творчества.

Вне Церкви ни одна из них не существует. Да, есть психология, психотерапия, но это всего лишь попытка найти решение внутри самой системы, и поэтому всегда происходят ошибки и неудачи. В этом смысле христианство было и остается вне конкуренции, потому что оно обеспечивает неразрушимую связь живого общения Бога-Человека - через нашего Господа Иисуса Христа, истинного диапоса человечества.

В настоящее время Евангелие остается наиболее эффективным и кратчайшим способом обучения счастью как для человека, так и для всего общества. Главная цель - научить его читать, а не как «ритуальную» книгу, но как проникнуть за пределы чувств, понять контекст, внимательно посмотреть на тех, чья судьба изображена там.

При всем различии характеров и темпераментов большинство наших людей объединяет выражение лица с которым они перемещаются в пространстве. Попытка ответа на вопрос «Почему мы такие злые?» в материале психолога Людмилы Петрановской.

Почти каждый, кому приходилось возвращаться на родину из других краев, ощущал на себе этот эффект. Едва ступив на родную землю, ты словно входишь в некую особую ауру. Еще никто не оттоптал тебе ног в метро, ничего плохого не сделал, а тело реагирует. Что-то словно сжимается в солнечном сплетении, едва заметно напрягаются плечи, кисти рук и челюсти. Мы чувствуем, что попали в агрессивную среду. Своим мнением о причинах этого делится психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ.

Индивидуализм бессмыслен и невозможно преодолеть только ради коллективизма. Христианство неизмеримо глубже. Он утверждает, что только служение Богу и тому, кто рядом с нами, является единственной полнотой существа, которое божественное вдохновение может предложить и за пределами настоящего ограниченного существования земного существования, Счастья.

Может ли религия быть политическим фактором? Религия, с точки зрения христианского понимания мира, делает возможной связь между верующим и Создателем Неба и Земли, религия объединяет людей в сообщество, и Церковь помогает им практиковать свою веру в общении. Но любая религия в мире делает и взаимодействует с подобными людьми. Конечно, он также взаимодействует с политическим фактором.

Боевая стойка

Наши зеркальные нейроны, считав нечто по лицам, голосам, взглядам, запаху, мгновенно, минуя сознание, приводят тело в состояние готовности к агрессии. Вы сами можете быть сколь угодно мирным и добродушным человеком, но мозг и тело мгновенно оценивают окружающую среду как небезопасную и приводят бронепоезд на запасном пути в рабочее положение. И наоборот, многие отмечают, что за границей расслабляются, даже если бывают там по работе, несмотря на языковой барьер и непривычную обстановку.

В частности, на религию нельзя влиять конфликты, противоречия, которые происходят в любом обществе или между нациями и государствами. Религия не дистиллированная вода. Напротив, это напрямую связано с историей и устремлениями людей в этом конкретном сегменте своей истории. Например, если мы сравним историю и обстоятельства жизни православной церкви при императоре Юстиниане, царе Иване Грозном, Петре Первом, и, как он выглядит сегодня, мы увидим, что обстоятельства и формы выражения церковной жизни очень разные.

Наша история, история мирового православия, знает самые разнообразные формы взаимодействия между Церковью и государством. Церковь не участвует в конституционных обязанностях государства. Но это разделение не означает, что между нами есть непрозрачная стена.

Не забуду, как в командировке по обмену опытом в Англии, мы ехали с английским коллегой по узким улочкам городка, мы спешили, опаздывали на следующую встречу. И тут перед машиной откуда ни возьмись появилась старушенция, бойкий такой божий одуван, с палочкой. И в совершенно неположенном месте, сердито махнув в нашу сторону тростью, начала переходить дорогу. Завизжали тормоза, натянулись ремни, машина встала, коллега, человек довольно эмоциональный, высунулся из окна. Ну, думаю, сейчас я продвинусь в разговорном английском, узнаю, как будет «Куда прешь, старая карга!». Но он шутливо погрозил ей пальцев и сказал заботливо: «Осторожнее!». Дело не в том, что он был вежлив и сдержался. Я сидела рядом и видела, что он совершенно не был разозлен. Небольшой стресс, но раз все обошлось - то и прекрасно. Вслед старушке он покачал головой, как любящий родитель качает, глядя на непоседливого малыша.

Нет, сегодня у нас есть активные отношения с государством. Например, в настоящее время мы работаем над решением социальных и образовательных вопросов. В России, в регионах, где живет большое количество верующих, мы работаем вместе с государством и называем это партнерство социальным партнерством. Вся наша общая работа - это благосостояние общества.

Это цена нашей независимости и, в то же время, благосостояния общества. Церковь гордится всеми своими прихожанами, она должна защищать свое добро и не делать описания, основанные на политических интересах. Как Церковь относится к Интернету и к виртуальному миру, который соблазняет большую часть молодого поколения.

Что мешает нам так же реагировать на неизбежные в жизни неприятные неожиданности, мелкие неудобства, чью-то глупость и неосторожность, столкновение интересов - не из-за чего-то очень важного, а по мелочам? Почему русский интернет полон текстов на тему «Нет, ну вы только подумайте, какие все идиоты (сволочи, быдло, хамы)», несколько таких текстов всегда висят на вершинах рейтингов. Поводом может быть что угодно: дети шумели в кафе, а родители их не заткнули, девушки с недостаточно красивыми, на взгляд автора, фигурами, носят открытую одежду, люди, которые неправильно, на взгляд автора, паркуются (переходят улицу), любят неправильную, на взгляд автора, музыку и т.п. На каждый такой пост приходят сотни комментариев одного и того же содержания: «да, как меня тоже бесят эти уроды!», в ответ на которые приходят ответы «да сам ты урод», и пошло-поехало. Тут дело не в дурных манерах, не в низкой культуре, как часто думают, а в чувствах. Ведь действительно бесит.

Конечно, в виртуальном мире есть много ужасных вещей, плохих, нечестных, а иногда и преступлений. Так же, как это происходит в реальном мире. Важно учитывать негативные аспекты, которые можно ожидать там. В Интернете вы можете найти много ложной информации, которая часто раздражает человека, умаляет то, что он должен делать вместе, создает неприятные ощущения, и особенно бывает много случаев, когда информация в Интернете как определенность, хотя это спекуляция, сплетни. Обычно это очень агрессивно.

Очень важно иметь в виду слова Спасителя: «С твоими словами ты будешь спасен, и по твоим словам ты будешь осужден». Девять христиан призывают отправиться в мир, чтобы изложить слово Евангелия Христа, которое дает прощение и новую жизнь. Однако, это нужно понимать, однако: то, что мы делаем в виртуальном мире, ориентировано на мир.

Ярость вспыхивает внутри легко, как спичка. Словно шумные дети или чьи-то голые неидеальные коленки, или провинциал в метро, ошарашено застывший на проходе и озирающийся в поисках указателей, это не просто люди, которые чем-то помешали или не нравятся - они агрессоры. И им надо дать немедленный жесткий отпор.

Причины ярости

Каждый пользователь сети - живой человек, а не виртуальный объект. Кроме того, таинства Церкви не совершаются в виртуальном пространстве, но они являются ядром жизни верующего. Христиане призваны засвидетельствовать жизнь, преображенную светом Веры всюду - включая Интернет, и должны проявляться не только в идеях, которые они раскрывают, но и в том, как они представлены собеседнику.

Какие ожидания или надежды у вас есть от вашего визита в Румынию? Мой визит в Румынию связан с важными мероприятиями, организованными сегодня Румынской Православной Церковью, посвященной памяти о битвах против Бога, которые пострадали все Церкви Восточной Европы. Мы были жертвами атеистической идеологии и системы, где не было места вере в Бога.

Причин у этой ярости много, и они переплетены в такой тесный узор, что не всегда понятно, где кончается действие одного фактора и начинается другого.

Для начала о самой агрессии. Хотя иногда само это понятие воспринимается негативно, да и слова «злость» и «зло» в русском языке однокоренные, в природе агрессия - очень полезное для выживания свойство живых существ. Она предназначена для самообороны, для защиты своей территории и своего потомства, для добычи пропитания (у хищников), для конкурентной борьбы за самку (у самцов). То есть агрессия, хотя и может порой убивать, сама по себе стоит на службе жизни, продолжения рода. При этом природная агрессия всегда очень функциональна и экономна, если на кону не стоит жизнь, используются в первую очередь ее ритуальные формы: угрожающие звуки и позы, силовая борьба без причинения серьезных увечий, обозначение территории знаками и. т. д. Чем менее плодовит и чем опасней вооружен от природы тот или иной вид, тем меньше он может себе позволить игры с агрессией. Городские коты могут скоротать вечерок за кровавой дракой, тигры в тайге - никогда.

За лозунгами, которые смотрели на людей, была антипатия Церкви и всего, что связано с религией. Такие опасные революционные перемены были бы невозможны, если бы значительная часть наших сограждан, охотно или неохотно, не сочувствовала идее строительства Неба на Земле, как это заметили классики марксизма-ленинизма.

Это небо означало уничтожение всех диссидентов и тех, кто боролся за веру. Однако власти не смогли отделить верующих от их веры, и теперь мы в России, Румынии и других странах переживаем эпоху религиозного возрождения. Строятся церкви, развивается приходская жизнь, благотворительные акты Церкви, уроки катехизиса и воспитания верующих.

Человек сам по себе, от природы, животное слабое. Ни зубов, ни когтей. Поэтому вшитых, инстинктивных программ замены драки на ритуалы у него очень мало, чай не тигр. Поэтому людям пришлось самим изобретать себе способы замены прямой агрессии: от ритуалов вежливости до чемпионатов по футболу, от тонкой иронии до процедуры судебного разбирательства, от государственных границ и дипломатии до демонстраций и профсоюзов. Мы агрессивны, и научились с этим жить, и учимся дальше, потому что когда мы теряем контроль над своей агрессией, это бывает страшно, примеров в истории немало.

Но расцвет религиозной жизни происходит, как ни парадоксально, на фоне распространения идеологии потребительства и пропаганды изолированной свободы на моральную ответственность человека за его слова и поступки. Такая свобода уничтожает человека, семью и общество.

Жители Восточной Европы смогли защитить свою религию, когда они были вынуждены отказаться. Однако теперь многие предпочитают потребительские товары вместо веры. Их использование не требует моральных усилий, но ведет к забывчивости Бога и ограничивает жизнь непоследовательностью и безусловной любовью к самому себе.

Но та разлитая агрессия, о которой мы начали разговор, не похожа на агрессию на страже жизни. Это разлитая «агрессия вообще», никуда и ни с какой конкретной целью, а значит, везде, всегда и по любому поводу, агрессия невроза, одно из определений которого: «регулярная неадекватная эмоциональная реакция на обстоятельства, вызванная психотравмой или дистрессом (длительным, постоянным стрессом)». То есть буквально то, что мы имеем: реакция, явно неадекватная причине, буря в стакане воды, бешенство из-за мелочей.

Православные церкви собираются в Румынии, чтобы вспомнить времена преследования за веру, но также и говорить об опасностях жизни без Бога. Выбор жизни без Бога одинаково разрушителен как для человека, так и для общества, будь то навязанный извне или являющийся результатом свободного выбора.

Кроме того, мой визит связан с празднованием десятой годовщины интронизации Патриарха Румынии, Блаженства Даниила. Румынская церковь жива и сильна. Она энергично стремится сохранить христианские ценности в современной Европе. Мы все вместе с ней в этом подходе, чтобы исповедать Истину Евангелия.

Что же за психотравма, что за дистресс стоит за этим явлением?

То, что лежит на поверхности - это постоянные мелкие и не очень ограничения в правах. Простой пример: на всех вокзалах у нас теперь стоят на входе металлодетекторы. ОК, страна живет с постоянной угрозой терроризма, пусть так. В Израиле, например, тоже везде стоят. Но. Там при этом все действительно тщательно проверяют. И если у тебя «звенит», никуда ты не пойдешь, пока сотрудники полиции не поймут, что. При этом рамок ставят столько, сколько помещается, работают на досмотре сумок, не покладая рук, очень стараются, чтобы побыстрее. Очередь терпеливо ждет: потому что видно, что это все серьезно и имеет смысл.

Мы все верим в определенные стереотипы о некоторых меньшинствах. Стереотипы обычно уничижительны и обычно ложны. Но время от времени они верны. Мы, мужчины, составляют менее 50% населения, но мы порождаем непропорциональный уровень насилия. Является ли это что-то первобытное в качестве боевого топора в клиринговой Амазонке, что-то появилось в эксплуатации судна, руководствуясь компьютером, чтобы уничтожить деревню, что-то отвратительное, что нападение на инвалида или прославлен как убийство кого-то носить форму неправильно, если это жестоко, мужчины преуспеют.

Что у нас. Широкий вход в вокзал. Посреди стоит одна рамка. Остальное пространство попросту перегорожено столами или барьерами. У рамки дремлют или болтают трое полицейских. Люди, звеня и гремя, не снимая с плеча сумок, проходят внутрь. Никто и не смотрит в их строну, пронести можно хоть базуку. Но если вдруг вы поняли, что ошиблись входом, пришли не туда, и захотите выйти обратно - вас не выпустят. Потому что выход - там. Где там? А вот там, в двухстах метров. Которые вам предстоит, с детьми ими чемоданами, преодолеть сначала туда - до разрешенного выхода, а потом обратно - до той точки, в которую вам надо вернуться. Возможно, опоздав при этом на свой поезд. Почему? Потому что так, и все.

Мы все думаем, что знаем ответ. Несколько тысячелетий назад или что-то в этом духе, приключенческая душа сумела разрезать яички быка и, таким образом, изобрела поведенческую эндокринологию. Исторические источники не ясно показывают, получил ли этот человек средства или университетский пост в результате эксперимента, но это было явно важное открытие - яички секретны, что делает мужчин настолько агрессивными.

Эта вещь - тестостерон 1. Гормон возбуждает специализированные мышечные рецепторы и заставляет клетки расти. Он также связан с аналогичными рецепторами в клетках гортани и вызывает серьезные характерные звуки. Вызывает другие вторичные сексуальные характеристики, ведет к развитию относительно нездоровых кровеносных сосудов, изменяет биохимические процессы в печени, которые настолько сложны, что у них головокружение и оказывает глубокое воздействие на клетки больших пальцев стопы. Кроме того, он достигает мозга, где он сочетается с теми же рецепторами андрогенов и влияет на поведение очень релевантным способом понимания агрессии.

Ограничения, не имеющие под собой никакой разумной основы, конечно, злят. Перекрытие дорог и пробки при проезде первых лиц, закрытие центральных станций метро в выходной, чтобы помешать акциям оппозиции, требование приносить с собой бахилы в больницу и школу, даже дорожки, которые почему-то всегда прокладывают не там, где людям удобно ходить - все это создает постоянный фон дистресса, как будто тебя ежеминутно «ставят на место», дают понять, что ты никто и звать никак. Это особенность общества, выстроенного сверху вниз, по вертикали: здесь права и возможности не принадлежат людям по определению, их спускают сверху. Сколько и каких считают нужным. Здесь у человека нет «своей территории» в принципе, а значит, нет и границ, которые можно было бы охранять. У него в любой момент могут потребовать документы, ему диктуют, где он может и где не может находиться, к нему могут попытаться войти в дом, чтобы проверить, как он растит детей, - он себе не принадлежит. Границы не то чтобы нарушены - они проломлены и стерты очень давно.

Представим себе, что человек решил использовать природную здоровую агрессию, чтобы отстаивать свои границы, когда их кто-то нарушает. Возмутиться, отказаться выполнять дурацкие требования, написать жалобу, подать в суд, наконец. Выясняется, что в вертикальном обществе это почти невозможно. Сами процедуры отстаивания своих прав, если они и есть, очень невнятны и громоздки. Допустим, я хочу, контролируя свою агрессию, то есть цивилизованными методами, отстоять свое право выходить из метро в собственном городе в выходной день там, где мне удобно. На кого мне подавать в суд? На администрацию метрополитена? На полицию? На мэрию? Кто принимает решения и кто может их отменять? Это всегда довольно сложно бывает выяснить. Но даже если я все же подам, меня ждет непредсказуемая по временным затратам волокита: заседания бесконечно могут переносить и отменять. А если суд и состоится, каковы мои шансы его выиграть? При нашем-то правосудии?

Хорошо, попробуем другой путь. Я хочу явочным образом, мирно и ненасильственно, осуществить свое право. То есть все равно пойду, хоть и не велят. Вежливо, никого не обижая. Просто мне тут удобней, тут специальное место для выхода, я заплатил за услуги метрополитена и хочу их получить в полном объеме, доехав куда мне надо, не куда дозволено. Чем закончится? Скорее всего, задержанием и судом, исход которого тоже предопределен. И даже собственные друзья и сослуживцы меня могут осудить: зачем лез, раз не положено? Самый умный?

То есть что получается: практически все наработанные человечеством мирные способы отстаивания своих границ и прав, в вертикальном обществе перекрыты. Мы не можем сменить власть, не можем добиться снятия с должности виновного в нарушении наших прав чиновника, у нас нет возможности воспрепятствовать принятию нарушающих наши права законов и решений. Попытки реализовать свои права явочным порядком автоматически считаются преступлением, и всегда найдется какой-нибудь «закон», по которому мы же окажемся и виноваты.

Но границы-то проломлены! Мы задеты. Мы чувствуем стресс. Агрессия возникла, она не испарится в никуда. Не имея возможности быть отработанной «по существу вопроса», она, как пар, прижатый сверху крышкой, требует выхода.

Зло передается по кругу

Выход разные люди находят разный.

Один из самых частых - перевод агрессии вниз. То есть, получив хамский нагоняй от начальства, нагрубить подчиненному. Выслушав нападки учительницы, отлупить ребенка. Мой сын, впервые самостоятельно совершая далекое путешествие, совершал пересадку в аэропорту Франкфурта, огромном, как целый город. «Но я - рассказывал он - быстро нашел свой самолет на Москву. Надо просто идти туда, где родители кричат на детей». Привычка любой стресс (а авиаперелеты - всегда стресс) сливать вниз по иерархии, на более слабых, на детей, вместо того, чтобы заботиться и снижении стресса для них - типичное, к сожалению, поведение наших соотечественников.

Существуют целые системы, где агрессия идет постоянным потоком сверху вниз: начальство орет на директора школы, она на учителя, учитель за восьмиклассника, тот отвешивает пинка первоклашке. Можно ли ожидать, что, например, сотрудник опеки, которого начальство по телефону только что покрыло матом (реальность, увы) что-то с полученной порцией агрессии быстро сделает и встретит посетителя с улыбкой на лице?

Следующий способ тоже очень частотный: перенаправить агрессию по горизонтали. То есть, проще говоря, злиться на всех вокруг. Любого и каждого, кто вольно или невольно встанет поперек. Но выбор этот тоже чреват: если злиться постоянно и на любого, быстро приобретешь репутацию вздорного человека с плохим характером. И сам себе не будешь нравиться. Поэтому есть хороший вариант: злиться не на всех подряд, а на иных. Неважно, чем иных: манерами, поведением религией, национальностью, полом, особенностями фигуры или речи, имеющих (не имеющих) детей, жителей столицы (провинции), образованных (необразованных), смотрящих ТВ (не смотрящих ТВ), ходящих на митинги (не ходящих на митинги). В ход идут аргументы, строятся длинные и стройные системы доказательств почему испытывать и проявлять агрессию по отношению к ним хорошо и правильно. Находятся единомышленники, и вот уже можно «дружить против», заодно удовлетворят свое чувство принадлежности. Неудивительно, что эта игра в «свой-чужой» как способ перенаправления агрессии очень популярна.

Наконец, можно перенаправить агрессию тоже вверх, но не туда вверх, откуда пришел задевший тебя импульс, это, как мы уже говорили, или невозможно, или опасно, а куда-то там вверх. Как говорится, выстрелить в воздух. Например, ненавидеть «начальство вообще». Ругать власти, не предпринимая ни одной попытки отстоять свои права. Еще хорошо получается ненавидеть правительство другой страны. Это просто, безопасно и очень духоподъемно. Как в старом советском анекдоте: у нас свобода слова, каждый может выйти на Красную площадь и обругать президента США.

Самым одобряемым и «интеллигентным» (а также «христианским») вариантом является попытка погасить агрессивный импульс на себе. Лечь на гранату агрессии, накрыв ее собой. Одно плохо - делать это долго не удается никому. Пусть не за один раз, как граната, но за несколько лет проглатываемая усилием воли агрессия разрушает тело, оборачивается болезнями и выгоранием. Человек или уступает требованиям среды и начинаете исправно, как все, быть проводником агрессии сверху во все стороны, либо научается не чувствовать, усваивает ту самую искусственную «добренькость», которая часто так раздражает в людях, подчеркнуто «культурных» (или подчеркнуто верующих).

Надо быть святым, чтобы поглощая агрессию, не разрушаться и не передавать дальше, а святыми, как известно, поле не засеяно.

Беспомощный агрессор

Впрочем, и этим дело не исчерпывается. Перенаправить-то агрессию можно. Но при этом ты знаешь: ты проблему-то не решил. Нарушенные границы никуда не делись. Ты не защитил себя, своего ребенка, свою территорию, свои права. Стерпел, проглотил. И за это ты ненавидишь и презираешь самого себя. А значит, каждый, вроде бы пустяковый акт нарушения твоих границ (подростки ночью орут под окном), для тебя не просто неприятность и безобразие (спать не дают), это вопрос, который звучит в голове с издевательски-глумливой интонацией: «Ну, и что ты сделаешь? Ты, кто ни на что не способен? Ты, ничтожество?».

Опыта решать такие ситуации нет, отработанных технологий защиты границ нет, даже самих границ нет почти. Страшно. Сложно. Непонятно как. И десятки людей ворочаются в кроватях, матерятся и клянут «этих уродов», но ни один не спустится вниз, чтобы попросить их вести себя тише и ни один не позвонит в полицию, чтобы вызвать дежурный наряд. Потому что: а вдруг они агрессивны? А если они не послушают? Да разве полиция приедет? Да и вообще, что мне больше всех надо, другие же терпят.

Парадокс в том, что на самом деле мы имеем дело не с избытком, а с дефицитом агрессии, здоровой агрессии, способной защитить. Многолетняя привычка пускать эту энергию в боковые русла приводит к тому, что в самой явной, очевидной ситуации, когда нам нужно отстоять свои границы, защитить покой свой и своих близких, мы бессильно злимся и ничего не делаем. Заранее решив, что это невозможно, хотя подростки под окном - это не полицейское государство и, в общем, можно было бы попробовать.

Вспоминается случай: летом по ночам кто-то регулярно катался под окнами на громко тарахтящем мопеде. Мы ворочались, злились, смотрели в окно, долго не решались спуститься вниз. В голове крутились фантазии о том, как наглый хозяин мопеда, моральный урод, специально ездит именно по ночам, упивается своей властью над целым микрорайоном, которому он не дает спать и никто ему ничего не может сделать. Наконец пошли во двор - спать хотелось невыносимо. Уже порядком злой, мой супруг просто встал на пути мопеда и когда тот затормозил, схватил нашего мучителя за шиворот. И тут мы услышали перепуганный голос: «Дяденька, не бейте меня, пожалуйста!».

«Моральным уродом» оказался щуплый пацаненок лет 13, который сбивчиво объяснил, что катается по ночам просто потому, что у него прав нет, а про то, что в квартирах так слышно, он просто не подумал: напротив, был уверен, что раз ночь, все спят и никто не узнает. Ну, и понятно, что там за родители, которые не переживали, где ребенок в два часа ночи.

Подхватил свой мопед и ушел кататься на пустырь. Мы ему крикнули вслед, чтоб осторожно ездил. Было и смешно, и стыдно за себя и свои фантазии о ком-то крутом и злонамеренном.

Вот тут содержится причина более глубокая и серьезная: неверие в свои силы, сознание своей трусости, презрение и ненависть к себе, неспособному к самозащите, делает каждый случай стократ более болезненным. Чтобы выйти из состояния ничтожества, люди вновь используют агрессию - как способ почувствовать хоть на время свою силу, свое существование. К любой агрессии сверху всегда находятся желающие присоединиться и громко «поддержать» (иногда громче и активнее, чем даже сам агрессор), как будто это символической слияние с «сильным» дает им индульгенцию от ничтожества. И потоки перенаправленной агрессии не иссякают и безудержно плещутся вокруг.
И мы спускаемся с трапа в аэропорту и входим в эту знакомую ауру, и наши плечи, пальцы и челюсти едва заметно сжимаются…

Что делать

Что же делать? Прежде всего, осознавать все это. Осознавать что позиция вечной жертвы - это вовсе не позиция миролюбия и «доброты». Это позиция пассивной, бессильной агрессии, которая разрушает и нас самих, и ткань общества, потому что когда все вокруг «уроды» - какая тут может быть социальная ткань?

Осознавать, что позицию эту мы занимаем вовсе не только потому, что нас в нее загнали, но и по собственному выбору. Она выгодна, при всех минусах, не предусматривает никаких действий и никакой ответственности. Сидеть и привычно злиться на все и всех просто и удобно.

Но если мы хотим когда-нибудь перестать слышать вопрос «А почему в России все такие злые?» и перестать «наслаждаться» разлитой повсюду бессильной злобой, нам нужно вернуть себе свою агрессию, свою здоровую злость, свою способность за себя постоять.

Вспомнить или создать заново технологии отстаивания своих границ, научиться не бояться говорить: «я не согласен, мне это не подходит», не бояться «высовываться», научиться объединяться с другими, чтобы отстоять свои права. Не случайно, например, многие отмечают, что толпа людей на протестных митингах, как ни странно, оказывается гораздо более дружелюбной, вежливой и веселой, чем толпа в метро в час-пик. Когда люди осваивают цивилизованный способ выразить свою агрессию прямо по адресу, им не за что злиться на окружающих.

В конечном итоге - задача состоит в том, чтобы заново простроить границы на всех уровнях снизу вверх, переделать вертикальное общество в общество какой-нибудь более интересной и сложной конфигурации. И тогда наверняка окажется, что вовсе мы не злые, а совсем наоборот.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь