Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Видно, что каждый тип имеет свои сильные и слабые стороны. Иначе говоря, человек не универсален - что-то у него получается лучше, а что-то ему не дано. Однако, для нормальной жизни необходима реализация всех аспектов, а такое возможно только в дуальной паре. Каждому человеку необходим дополняющий его партнер – дуал .

Существует 8 дуальных пар:

Дуальные отношения – наиболее комфортные. Их еще называют отношениями полного взаимного дополнения. Эти отношения являются самым главным открытием соционики. Это как раз то, о чем пишется в Библии: "Не хорошо быть человеку одному, создадим ему помощника, соответственного ему" (2 Быт. 18). В дуальном контакте партнеры органично дополняют друг друга, причем происходит это самым естественным образом: то, что для одного из дуалов – обычное дело, другого восхищает и принимается им с огромной благодарностью.
Впрочем, принимать дуала за "волшебную палочку-выручалочку", которая способна решить все проблемы, не стоит. Эти отношения становятся по настоящему гармоничными, только если дуалы к этому стремятся. И, в отличие от остальных видов отношений, это взаимное стремление дает наибольший эффект

В данном примере мы рассмотрели взаимодействие только 2-х пар функций, однако подобным образом можно проследить, как взаимодействуют и остальные функции, в общем, можно сказать, что сила и характер проявления любого аспекта у одного из партнеров в дуальных отношениях всегда адекватны запросу по тому же аспекту у второго партнера.

Аналогично можно проанализировать взаимодействие в остальных дуальных парах.

Всего в соционике существует 16 типов отношений:

Все эти отношения можно проанализировать исходя из Модели А . Для контраста рассмотрим как происходит взаимодействие в наименее комфортных отношениях – отношениях конфликта.

Существует 8 конфликтных пар:

На примере пары Штирлиц – Есенин , рассмотрим, каким образом происходит взаимодействие в конфликтных отношениях.

Главная функция Есенина – интуиция времени , это мечтательный романтик, человек скорее размышления, чем действия. А поскольку у Штирлица интуиция времени является болевой функцией, то такой подход Есенина к жизни его крайне раздражает и выводит из равновесия. Штирлиц просто не понимает, считает не нужным и неправильным "оторванность Есенина от жизни", старается переделать Есенина , что неизбежно приводит к конфликту.

У Есенина болевая функция – деловая логика , поэтому ему трудно ужиться с теми, кто заставляет его трудиться в несвойственном ему ритме, он всегда надеется на снисхождение и поблажки, не выносит упреков в неорганизованности и недисциплинированности. Поскольку деловая логика – главная функция

Нетрудно понять интерес, который вызвала у читателей опубликованная в "Труде" статья "Повстречался "Дон Кихот" с "Робеспьером" о возможностях соционики. Наука эта - новая, весьма прагматичная и полезная: тот, кто умеет пользоваться ее рекомендациями, сможет лучше адаптироваться на службе, имеет больше шансов сделать карьеру, устроить личную жизнь, создать надежную семью. Не имея возможности ответить на каждое письмо, автор той статьи, специалист по соционике Анатолий БОДРОВ согласился дать общие рекомендации, которые помогут читателям самостоятельно пользоваться азами соционики применительно к себе.

Сначала о том, как определить тип своей личности. Вы можете сделать это сами с помощью цифрового теста. Напомню, что соционика делит людей на 16 типов, каждый из которых наделен условным именем и имеет свой четырехзначный номер. Назову все шестнадцать по алфавиту "Бальзак" (2367), "Габен" (2357), "Гамлет" (1468), "Гексли" (2468), "Горький" (1357), "Гюго" (1458), "Джек Лондон" (1368), "Дон-Кихот" (2368), "Достоевский" (1467), "Драйзер" (1457), "Дюма" (2457), "Есенин" (2467), "Жуков" (2358), "Наполеон" (2458), "Робеспьер" (1367), "Штирлиц" (1358). Каждый из этих типов имеет свою личностную характеристику.
"Габен". Кредо: миром правит польза.
Люди этого типа постоянно ищут гармонию, стараются обеспечить окружающим удобства и комфорт. В каждом деле и в отношениях с другими пытаются извлечь пользу. Умеют уходить от бесполезных дел, не приносящих конкретной отдачи. Мнение о человеке составляют по результатам его деятельности. Хорошо видят расстановку сил вокруг себя и умеют использовать это знание в своих целях. Общий язык с человеком этого типа можно найти, если подойти к нему с позиций перспектив дела.
"Гамлет". Кредо: миром правит судьба.
Оригинален. При взаимодействии сначала очень осторожно оценивает партнера. Может играть роль предприимчивого человека, хотя на деле ему это не свойственно. Очень энергичная личность. Сильная склонность к авторитарности. Хороший оратор, владеет аудиторией. Нетерпим к рутине, к монотонной деятельности. Не любит фамильярности, при общении с ним сокращать дистанцию надо постепенно.
"Гексли". Кредо: миром правят талант и способности.
Видит людей "насквозь", подмечает все необычное. Оказывает влияние на окружающих. Непрактичен, но ценит практичность в других. Исключительно субъективен в оценках людей и событий. Щедр, иногда до безрассудства. Безалаберен по отношению к времени, однако любит контролировать в этом других.
"Горький". Кредо: миром правят закон, порядок, дисциплина.
Человек этого типа лучше других умеет выстраивать отношения с людьми, устанавливать порядок. Склонен поступать, "как принято". Внушаем чужим эмоциям, причем чаще негативным. Положительные эмоции вызывают у него раздражение. Живет сегодняшним днем, предвидит плохо, не принимает прогнозов. Самое важное для него - стабильность. Очень честен. О нем можно сказать: человек долга.
"Джек Лондон". Кредо: миром правит живая природа.
По натуре - руководитель, очень динамичен, подвижен. Всегда в поиске. Считает, что нет вопросов, которые не поддаются решению - было бы желание. Часто бывает тороплив и опрометчив в поступках. Таким человеком можно управлять, даже если он - начальник. Видит и умеет ценить деловые качества других, превыше всего для него - эффективность в работе. В отношениях с этим типом личности нужны доверительность и честность.
"Достоевский". Кредо: миром правит доброта.
Этим мягким и терпимым людям присущи альтруизм, сопереживание, милосердие. Они - та самая "жилетка", в которую всегда можно выплакаться. Чувствительны и очень ранимы, не любят споров и конфликтов. Умеют хорошо планировать работу, но нуждаются в расторопном деловом партнере, за которым можно чувствовать себя, как за каменной стеной.
"Драйзер". Кредо: миром правят мораль, этика, нравственный долг.
Очень волевой человек, может давить своей волей других. Раним и обидчив, при этом долго помнит обиды. Источник стресса для него - неведение: он обязательно должен знать, когда именно будет завершено начатое, когда случится то или иное событие. Не слишком любит руководить - ему спокойнее выполнять поручения. Крайне негативно относится к эмоциям, проявляемым "не по делу". В своем доме - рачительный хозяин.
"Есенин". Кредо: миром правят настроение и умение передать его другим.
Самый непредсказуемый тип - его реакции могут быть совершенно неадекватными. Не лидер и не организатор - свои проблемы решает обычно за чьей-то широкой спиной. Очень комфортен в общении, но легко идет на поводу у других. Нуждается в покровительстве. Романтик по натуре, обладает развитым чувством собственного достоинства и чести. Людей этого типа не стоит предоставлять самим себе - ими нужно управлять, их нужно контролировать, иногда даже жестко.
"Жуков". Кредо: миром правят сила, власть, авторитет.
Самый пробивной из всех типов. В нем заложены мощные управленческо-организаторские качества. Умеет подчинять людей и манипулировать ими, часто бывает груб и нетерпим, может унизить, обидеть, сам того не желая. Настроен брать больше, чем давать. Прагматик "до мозга костей", всегда учитывает свою выгоду во взаимоотношениях. К новым людям обычно относится негативно. С человеком этого типа лучше действовать по принципу: "добро в ответ на зло" - это озадачивает его и выбивает из колеи.
"Робеспьер". Кредо: миром правит разум, прежде всего - мой.
Внешне холодноват, иногда даже выглядит "замороженным". В эмоциональной среде - ведомый. Изредка способен сделать комплимент, но только за интеллект и деловые качества. Добиваться чего-то в "инстанциях" не умеет - это его слабое место, но любит подчинять себе других, не позволяя давить на себя. Хорошо чувствует себя в атмосфере доверительности и положительных эмоций. "Робеспьеры" - самые педантичные и скрупулезные люди в отношении к времени - по ним можно сверять часы. На заботу о себе откликаются, но не терпят авторитарности. Очень самоуверенны.
"Штирлиц". Кредо: миром правит труд.
Самый большой "трудоголик". Очень ответственный, с развитым чувством долга. Надежен, старается не подводить других. Свое отношение к тому или иному лицу или событию высказывает прямо. Выбить его из колеи может только одно: непредсказуемость. Как специалист может лучше всего реализовать себя в доброжелательной обстановке, иначе предпочтет уйти. Для него справедливость - превыше всего.
В целях экономии газетного места напоминаю: характеристики на пять остальных типов ("Бальзак", "Гюго", "Дон Кихот", "Дюма", "Наполеон") вы найдете в статье "Повстречался "Дон Кихот" с "Робеспьером" - "Труд", 3 августа 2000 г.)
Теперь, когда вы знаете, что представляет из себя каждый из шестнадцати типов личности, можете приступать к тесту. Ниже вам предлагаются четыре пары так называемых "описаний": 1-2, 3-4, 5-6, 7-8. Честно, не лукавя перед самим собой и не пытаясь себя приукрасить, выберите из каждой пары то, которое отражает ваши личные качества.
1.Ваша работоспособность, как правило, всегда одинакова и меняется только по определенным причинам. Вы последовательны в работе, все доводите до конца. Решения принимаете взвешенно и не любите их менять. Вам легко придерживаться установленных правил, строгой дисциплины, вам нравится порядок.
2.Ваша работоспособность зависит от настроения, которое может меняться без видимых причин. Периоды подъемов сменяются спадами активности. Вы часто действуете без подготовки, рассчитывая на везение. Вам трудно подчиняться строгим графикам и инструкциям.
3.Вы не любите выяснять причины ссор и недоразумений. Ставите разум выше чувств, объективно судите о людях, независимо от симпатий. Предпочитаете не обсуждать темы личной жизни как своей, так и других.
4.Вы склонны идти на компромиссы в делах ради хороших отношений. Вас интересуют чувства и взаимоотношения между людьми. Стараетесь делать другим приятное.
5.Вы реалист, не любящий пустых фантазий, практичны и деятельны, уверены в себе. Предпочитаете не распыляться на несколько дел сразу: тщательно занимаетесь одним. Многие вещи любите делать своими руками, проверяете результаты сделанного вами и другими.
6.Вы хорошо предвидите будущее, часто вспоминаете прошлое, стремитесь к новизне и переменам. Склонны к сомнениям, не всегда уверены в себе, рассеянны. Больше тяготеете к теории, чем к практике.
7.Вы осмотрительны, сдержанны, малоинициативны в общении, недоверчивы к новым людям. Контролируете себя, не любите выставлять свои заслуги напоказ. Стараетесь сдерживать себя в споре, чтобы не сказать лишнее.
8.Вы легко сходитесь с новыми людьми, стремитесь расширять круг знакомств. Вам легче понять другого, чем себя. Вы непринужденны, импульсивны и откровенны. Часто склонны к риску и опрометчивым поступкам.
Предположим, что из первой пары вы взяли номер 2, из второй - 4, из третьей - 5, из четвертой - 8. Поставьте эти цифры в один ряд - у вас получится четырехзначное число: 2458. Теперь посмотрите, какой из шестнадцати соционических типов наделен этим номером. Ага, это "Наполеон". Остается заглянуть в "подсказку" и прочитать, что говорит соционика о "Наполеоне", ибо это и есть ваш тип.
Теперь о том, как найти своего "дуала" - то бишь, как поймать "птицу счастья". Не хотелось бы огорчать Ольгу, однако, скорее всего, она встретила не "дуала", а так называемого "конфликтера" - одного из тех, кто привлекает внимание своей непохожестью на других и этим интригует партнера. Женитьба очертя голову, по "любви с первого взгляда" вообще оставляет, как правило, мало шансов для "хэппи-энда". У скороспелого брака вряд ли есть основания надеяться на золотую свадьбу. Как правило, в его основе лежат любопытство ("редкий экземпляр - я таких не встречала") и половое влечение. Чаще всего приходится потом расплачиваться за ошибку поломанными судьбами.
Так что мой вам совет, Ольга, не торопитесь скреплять узами брака ваш союз - присмотритесь друг к другу, получше узнайте один другого. Соционика может помочь вам, хотя, конечно, простого цифрового теста, как в первом случае, тут недостаточно. Ведь одно дело - определить собственный тип личности, отлично зная себя, свой характер, свои достоинства и недостатки, и совсем другое - получить достоверные данные о личностных качествах своего партнера. Для этого нужно достаточно полно узнать его - только тогда вы сможете определить, к какому типу личности относится ваш избранник (избранница) и является ли он (она) вашим "дуалом".
Но и в том случае, если вы найдете своего "дуала", счастье не упадет к вам в руки само по себе - потребуется время, чтобы "притереться" друг к другу, научиться распознавать "сигналы", снимать, когда надо, напряжение своей "половины".
Ужиться друг с другом могут и "полудуальные" союзы (в пример можно привести нашу "звездную пару" - Аллу Пугачеву и Филиппа Киркорова), но особо повезло в жизни тем, кто встретил своего полного "дуала". Идеальным в этом смысле является сочетание "Дюма" - "Дон Кихот", "Робеспьер" - "Гюго", "Джек Лондон" - "Драйзер". Ярким примером таких идеальных союзов может служить супружеская пара Ельциных ("Джек Лондон" - "Драйзер") и чета Горбачевых ("Наполеон" - "Бальзак").
Примеров "недуальных" пар приводить по этическим соображениям не буду, скажу лишь, что очень непросто подобрать идеальную пару, к примеру, "Гамлету" - прочтите его характеристику и поймете, почему. Кстати, один из ярких представителей "Гамлетов" - Владимир Вольфович Жириновский.
Явно конфликтными являются контрпары "Драйзер" - "Дон Кихот", "Достоевский" - "Горький", "Штирлиц" - "Есенин". Такие партнеры в браке нередко начинают "воспитывать" друг друга "под себя", пытаясь подавить волю партнера и указать ему "единственно верный путь". Конечно, и к этому союзу можно притерпеться и продолжать жить вместе, однако такой брак заранее обречен на душевный дискомфорт. Подобные отношения опасны еще и потому, что их, как правило, очень трудно разорвать, хотя совместная жизнь порой бывает просто невыносимой.

Женщины – те же мужчины, только еще лучше.

(Андрей Кнышев)

Как мы уже не раз подчеркивали в нашей книге, соционика не замахивается на все традиции психологии, педагогики и социальной жизни. Знание человеком своего типа не отменяет необходимости получать образование, воспитывать детей, участвовать в социальной жизни, не стирает половых различий. Однако внедрение социального знания в культуру способно внести ряд существенных поправок в некоторые (весьма важные) социальные сюжеты и навсегда изменить систему приоритетов в них.


Полоролевые программы


Еще одним архаическим пережитком (не хуже идеи всестороннего развития личности) является идея доминирования мужчины во всех областях жизни, кроме, может быть, мытья посуды.

До сих пор необъяснимым казусом считается тот факт, что девочки чаще лучше сдают вступительные экзамены в вузы, а также сессии. Все объясняется исключительно их старательностью и усидчивостью.

Существует предубеждение, что женщины хуже справляются с руководящей работой и не могут организовать производственный процесс. Хотя с организацией сложной экономики семьи справляются именно женщины.

Считается, что мужчина лучше водит машину, а женщина только создает аварийные ситуации на дороге. Хотя мужчин, не понимающих, как устроен двигатель, сейчас не меньше, чем женщин. Зато совершенно точно известно, что последние реже выезжают на дорогу в нетрезвом виде.

Принято считать, что мужчина автоматически является главой семьи, хотя зачастую у него нет никаких оснований для этого. Женщине приходится играть в эту игру, чтобы сделать вид, что она соблюдает субординацию в семье. На самом деле у нее иногда просто нет другого выхода: возложить на него ответственность за семью она не может, потому что он не справится, а открыто объявить себя главой семьи она тоже не может, потому что это спровоцирует скандал.

Этот список можно продолжать бесконечно. И хотя каждый знает, что эти утверждения в половине случаев не соответствуют реальному положению дел, все равно эти устарелые догмы все еще в ходу.

Как ни странно, наряду с этими предубеждениями существует также ряд предрассудков прямо противоположного свойства, связанных с превосходством женщин в определенных областях жизни.

Например, считается, что психологически мужчина не настолько тонок, как женщина, он хуже разбирается в отношениях, не умеет строить и регулировать их в семье. На самом деле психологический дар не связан с полом, и все эти задачи вполне по плечу мужчине этического склада. Только зачастую в силу устоявшихся представлений он не берет их на себя.

Еще одно заблуждение касается того, что женщина лучше заботится о детях, понимает их чаяния и чувствует их потребности. Но, если задуматься, это тоже не связано с полом. Мужчина с развитой сенсорикой ощущений прекрасно справится с уходом за ребенком, причем гораздо лучше женщины-интуита.

Очень распространены легенды о женской интуиции. Якобы женщина шестым чувством воспринимает измену, опасность, возможную удачу, грядущие несчастья с близкими. А ведь, как мы знаем, интуиция тоже не связана с полом человека. Мужчинам вполне свойственны интуитивные прозрения, но общество фактически игнорирует это, допуская подобные явления только в научной области.

Вот так и получается, что когда в семье рождается ребенок, в основе его воспитания обычно лежат скрытые ожидания родителей, связанные, как правило, с полом.

Если это мальчик, предполагается, что он должен стать в итоге сильным, умным, доминирующим, успешным, в будущем взять на себя роль главы семьи.

При малейшем несоответствии этой программе – увлечении куклами, мечтами, лирическими историями, танцами, кулинарией и т. п. – мальчик обязательно услышит, что это не мужское дело. А если такой ребенок проявит чуть больше сострадания к другим или заплачет, то ему непременно скажут, что он раскис, как девчонка.

Если в семье растет девочка, от нее, как правило, ожидается интерес к своей внешности, эмоциональность, умение подчиняться, способность к сопереживанию, кулинарный талант. Чумазая девчонка в рваных джинсах, самозабвенно лазающая с мальчишками по деревьям и заборам, не раз услышит, что девочка не должна так себя вести.

Но раз такое регулярно случается, пора перестать упираться в старые догмы и признать, что как мальчики, так и девочки обладают качествами, никак не связанными с половыми различиями.


На самом деле


И теория, и практика соционики показывает, что ТИМ не зависит от пола. Сенсорно-логические мальчики и девочки демонстрируют хорошие способности к естественным и точным наукам, известную аккуратность и собранность, хорошую координацию движений, силу, волю, независимый характер, практичность в быту.

Интуитивно-этические дети склонны к фантазированию, некоторой отвлеченности, широте интересов, гуманитарной направленности, способности к сопереживанию, умению нравиться людям, а также проявляют неистребимый интерес к житейским ситуациям и отношениям между людьми.

Сенсорно-этические девочки и мальчики демонстрируют умение располагать к себе людей, упрямый характер, интерес к искусству, особенно в его прикладных аспектах, к литературе и театру, к психологической стороне жизни.

Интуитивно-логические дети проявляют себя как исследователи, обычно способны к учебе и находят интерес в естественных и точных науках. Их занимает история и перспективы развития, то есть прошлое и будущее. Они могут усваивать большой объем информации, систематизировать ее и успешно использовать.

Если, например, сравнивать девочку логического типа с мальчиком этического типа, то она, несомненно, будет успешнее его справляться с математикой, физикой, химией, информатикой. В любых спорах ей удастся более аргументировано отстаивать свою точку зрения, нежели ему. Девочки-логики обычно также более организованны и ответственны.

Преимущества мальчика-этика перед девочкой-логиком будут видны на уроках по гуманитарным предметам. Кроме того, он более гибко ведет себя при контактах с другими. Он умеет творчески использовать свое обаяние для достижения целей, умеет произвести впечатление своей природной тонкостью, дипломатичностью, врожденным шармом.

Интуитивный мальчик может испытывать трудности в присутствии девочки-сенсорика. Ему непросто доминировать, ведь она – решительнее и подчас сильнее физически. К тому же она лучше ориентируется в бытовых вопросах, быстрее осваивает практические навыки и потому испытывает превосходство над таким неприспособленным мальчиком.

Нужно понимать, что его преимущество заключается не в силе, а в той скорости, с какой он ориентируется в обстановке, в объемном, целостном видении любой проблемы, в проницательности и изобретательности, в умении предвидеть возможности, таящиеся в ситуации, заметить неожиданный поворот в решении той или иной задачи.

И это самые яркие из тех расхождений реальной жизни и традиционных ожиданий, с которыми мы сталкиваемся, но, конечно же, далеко не все.

Отрадно, что в современной культуре жесткость этих рамок несколько размыта. Сегодня, когда вокруг множество девушек получает высшее техническое образование и защищает диссертации по «мужским» специальностям, примеры Софьи Ковалевской и Марии Склодовской-Кюри уже не поражают воображение. И тем не менее такие предубеждения сохранились в сознании многих людей. Это оборачивается тем, что к детям без учета типа предъявляются неадекватные требования, что в подавляющем большинстве случаев порождает у них комплекс неполноценности.

С подачи прошлого современная культура связывает успешность восприятия той или иной информации с половыми различиями. На самом деле, как уже говорилось выше, ни эмоциональность, ни логические способности, ни воля, ни интуиция не связаны с полом. Осмысление и принятие этого факта лишит почвы еще одну шовинистическую идею, которая слишком надолго задержалась в нашей культуре.


Взаимные партнерские ожидания


Еще одна сторона этих псевдокультурных традиций проявляется в различных ожиданиях в сфере партнерских отношений. Подразумевается, что настоящий мужчина в паре должен проявить следующие качества:

– ум и предприимчивость (логика);

– стабильность и предсказуемость (рациональность);

– активность, контактность, экспансивность (экстраверсия).

Если перевести все эти качества на язык соционики, то получится описание типа ШТИРЛИЦ.

Женщине традиция приписывает следующие качества:

– сердечность и умение сопереживать (этика);

– тонкость (интуиция);

– гибкость (иррациональность);

– сосредоточенность на внутреннем мире и отношениях в семье (интроверсия).

Эти ожидания в соционике соответствуют типу ЕСЕНИН.

Почему-то считается, что такие персонажи в браке будут счастливо дополнять друг друга. Однако соционический анализ показывает, что между этими типами существует информационный конфликт. Взаимопонимание здесь наиболее затруднено.

Люди, оказавшиеся в отношениях информационного конфликта, сталкиваются с выбором: либо подавлять основу своей личности, либо разрушать основу личности партнера, дав волю собственным проявлениям.

На самом деле прохождение информационного конфликта даже соционически грамотными людьми осуществляется с большим трудом. А если человек вообще не в курсе дела, без потерь такой конфликт разрешить невозможно. При этом культура, как видим, подталкивает нас именно к таким партнерским ролям! Неудивительно, что по поводу брака существует столько негативного фольклора, обоснованных опасений. В значительной мере трудности запрограммированы, видимо, именно этими социальными масками.

Здесь мы попадаем в настоящую западню. Если люди соответствуют описанным типам (ШТИРЛИЦ – ЕСЕНИН), то между ними существует реальный информационный конфликт. Если же они живут в соответствии со своими типами, отличными от описанных, то они неминуемо приходят к мысли о собственном несоответствии нормам, принятым в общественном сознании. Это порождает ощущение дефектности и вины за собственную или досады за чужую «несостоятельность».

Жесткое соблюдение предписанных обществом ролей приводит к искажению отношений внутри пары. А игнорирование традиции порождает разочарование со стороны партнера и ощущение собственного несоответствия социальным образцам.


Представления о возрастной динамике


На женский образ при этом накладываются еще и занятные представления о том, каким нормам женщина должна соответствовать в разные периоды своей жизни.

Легкомысленный, романтический, подвижный и пленительный образ ЕСЕНИНА (описанный выше) на самом деле допускается только в период ухаживания и медового месяца.

Настоящая хозяйка дома ассоциируется с другим образом. В России это женщина, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Ясно, что женщине типа ЕСЕНИН такой героизм не по плечу.

Подразумевается, что хозяйка и мать семейства и дом ведет, и детей воспитывает, и деньги считает. На ее плечи ложится забота о заготовках, а значит, сад и огород, а помимо этого, конечно же, уход за детьми и скотиной, не говоря уже о стирке, уборке, лечении, воспитании детей и удержании мужа от пьянства. А зачастую помимо всего этого на ней же лежит обязанность зарабатывать деньги. И на все это у нее должно хватить сил и ума. Здесь, безусловно, встает сенсорно-логический образ. В нашем быстро меняющемся мире, где к тому же приходится отстаивать право своей семьи на существование, причем часто в баталиях разного рода, скорее всего, речь идет о типе ЖУКОВ.

Когда же большая часть жизненного пути пройдена, дети выросли и появились внуки, женщина опять видится в новой роли – в роли нежной, заботливой бабушки. Она должна уметь поиграть с младенцем, порадовать его сказочками и прибауточками, приласкать, утешить, кашкой накормить, вовремя заметить нездоровье, проявлять бесконечное терпение и заботу. Это – классический образ ДЮМА.

Понятно, что одна и та же женщина не может выступать в трех лицах даже в разные периоды своей жизни без существенного насилия над своей информационной системой. Этим и объясняется, что разные женщины более успешны в разные фазы жизни. Одним легче дается веселье и легкомыслие, они – вечные невесты. Других с удовольствием берут на роль хозяйки дома. В стадии же ухаживания они отпугивают кавалеров своей решительностью и определенностью, а уж если говорить о преклонном возрасте, то кажется, что они превратятся в настоящих домашних тиранов. Третьи, заботливые и бесконечно терпеливые, не внушают мужчинам уверенности в том, что им можно доверить сложную экономику семейной жизни.

Как видим, здесь снова нормы, предписанные обществом, расходятся с реальной природой женщины. Так социум провоцирует искажение типов, поскольку никто не может воплотить себя в этих трех ролях на протяжении одной жизни.

Мужчине же в течение всего этого времени предписывается гордо исполнять роль кормильца, координатора, главы семьи, то есть ШТИРЛИЦА.

А теперь задумаемся, как поощряемые социумом ролевые маски женщины могут взаимодействовать с типом ШТИРЛИЦ.

ЕСЕНИН – конфликтер ШТИРЛИЦУ, и этот случай подробно описан выше.

ЖУКОВ – тип квазитождественный для ШТИРЛИЦА. Здесь возможно взаимопонимание, общее завоевание и отстаивание социальных позиций, общая ориентация на статус и престиж и общие трудности с оценкой перспектив деловых начинаний и сути человеческих отношений. Эти типы – хорошие партнеры для работы, но не в состоянии освоить этическую сторону существования, столь важную в семье как для поддержания комфортных отношений, так и для передачи этого навыка детям.

ДЮМА для ШТИРЛИЦА является подревизным. Он вызывает бесконечную критику со стороны последнего, упреки в бестолковости и лени. Ведь подревизный часто кажется ревизору малозначительным человеком, с которым незачем считаться. (Хотя известно, что ревизные браки могут быть устойчивыми при доминировании в сознании обоих партнеров чувства долга по отношению к семье и друг к другу.)

Как видим, образцы, выработанные в социуме, не гарантируют счастья в личной жизни. Соционическое знание позволяет гораздо успешнее построить отношения и распределить роли так, что творческий потенциал конкретной пары будет использован более эффективно.

Расхожие образцы партнерского поведения слишком грубое приближение к реальным, сложным и тонким взаимодействиям между мужчинами и женщинами. Они не обеспечивают ни оптимального использования возможностей конкретных пар, ни сохранения устойчивой самооценки каждого из партнеров.


Дополняющие отношения


Соционика предполагает, что при выборе партнера могут реализоваться любые из 16 интертипных отношений в соответствии с теми жизненными задачами, которые актуальны для партнеров в данный момент. Причем ни одно из них не хуже, чем конфликт ШТИРЛИЦ-ЕСЕНИН, который предлагает нам традиция. Соционически грамотное партнерство не будет заставлять человека играть чужие роли, например, выставлять конфликтные отношения как идеальные.

Поскольку мы не раскрываем в этой книге подробно тему интертипных отношений, в качестве примера возможного сотрудничества партнеров различных типов рассмотрим здесь лишь отношения дополнения.

Все концепции развития личности предполагают некую цель, эталонный образец личности, к которому следует устремлять свои усилия. В соционике это – дуализированная личность. В вульгарном толковании речь идет о человеке, нашедшем партнера дополняющего типа, но другого пола, что якобы обеспечивает ему комфортную и счастливую жизнь автоматически.

На самом деле это неверно. Все обстоит как раз наоборот. Дуализация – это такое полное освоение своего типа, настолько развитая толерантность к другим типам, что становится реально возможным продуктивное сосуществование с человеком совершенно противоположного склада, то есть с дуалом, причем без соперничества и разрушения своей и его личности.

Это состояние не приходит автоматически после прочтения соционической книжки. Его наработка требует не только знаний, но и немалого душевного труда. Об этом написана вся наша книга, но в конце не лишним будет еще раз, уже конкретно показать, какой именно подход выведет каждого из нас на дорогу дуализации и гармоничной эволюции, соответствующей нашему типу.

Как обычно здесь приведены только схемы рассуждений о взаимодействии партнеров в дополняющих парах в свете модели А. Наполнить эти схемы конкретным содержанием, взятым из собственной жизни, каждый может самостоятельно, если его привлекает освоение тех перспектив взаимопонимания, которые обещает соционика.

Важно помнить, что сюжеты, находящиеся на периферии наших интересов, не являются незначительными для всего остального мира. Поэтому не следует вытеснять из сознания эти стороны бытия. Наоборот, постараемся проявить скромность и уважение к людям, экспертно разбирающимся в запутанных для нас вопросах, – к нашим дополняющим партнерам.

Таким образом, при создании проектов, связанных с целостным охватом ситуации, выяснением причин и учетом психологических и нравственных качеств окружающих (а таковы практически все наши проблемы), ДОН КИХОТ и ДЮМА нуждаются друг в друге как равноправные партнеры.




Итак, когда дело касается, например, отстаивания своих прав или территории, внедрения новой идеи или подбора команды – во всех этих случаях требуется объединенный потенциал пары ГЮГО – РОБЕСПЬЕР.




При взаимодействиях с людьми, когда необходимо учитывать как гуманитарные, так и формальные стороны отношений, только совместное, равноправное участие ГАМЛЕТА и МАКСИМА обеспечит стабильность предприятия.




В любых начинаниях, включающих как производственные, так и межличностные взаимодействия (а одно без другого, как правило, не существует), жизнь требует для успешной реализации совместных усилий ЖУКОВА и ЕСЕНИНА.




Создание и поддержание программ, эффективно работающих в социальном окружении, в обязательном порядке должно учитывать полный набор способностей, представленных в паре НАПОЛЕОН – БАЛЬЗАК.




При реализации проектов, рассчитанных на общественные потребности, устойчивый и стабильный успех получится, только если в него будут вовлечены оба партнера – ДЖЕК и ДРАЙЗЕР, – работающие по своим сильным функциям.




В любой деятельности, где человеческий фактор существенно связан с технологическим процессом, необходим полный набор сильных функций, присущий паре ШТИРЛИЦ – ДОСТОЕВСКИЙ.




Когда реализация задуманного требует соединения общественной активности с разработкой эффективных методических приемов, успех может прийти только при одинаковой включенности в процесс обоих партнеров – ГЕКСЛИ и ГАБЕНА.


При развитии уважения к дополняющему партнеру человек получает такую информацию и защиту, мысль о которых просто не пришла бы ему в голову самому. Только тогда, через собственный душевный труд, могут реализоваться все соционические легенды о прелестях дуальных отношений (если партнер случайно оказался другого пола).

Человек, прошедший дуализацию, опирающийся на возможности дополняющего партнера и, в свою очередь, готовый поддержать его по своим сильным функциям, более успешен в своей социальной жизни, чем герой-одиночка.

Ключевые слова для Штирлица: практичность, профессионализм, организованность и порядок, отрешение к высокому качеству работы, сила сексуального влечения и уверенность в его правомерности, свобода эротического проявления, умение доставить чувственное наслаждение, позаботиться о физических потребностях, спортивный образ жизни; отвержение мистики и фантазий, стремление в точности знать будущее, неуверенность в эмоциональных состояниях как своих, так и чужих, доказательство любви делом, заботой, а не на словах.

Ключевые слова для Есенина: мечтательность, одухотворенность, склонность к самообману, всепоглощающая любовь, эмоциональность, стремление найти сильного партнера, умение манипулировать им для достижения собственных целей; деловая беспомощность, трудность организации и решения бытовых проблем, неумение отказать себе в сиюминутных желаниях, общая духовная потребность превалирует над физической, стремление к элегантности и «светскому» образу жизни.

1. Шкала интертипности - соционический балл -14.

Штирлиц - практик, для которого реальность - определяющая сущность подхода ко всему, а Есенин - гуманитарий, мечтатель и романтик, который уходит в страну грез, - таковы эти психотипы. К тому же Штирлиц является человеком конкретного восприятия, для него любая неопределенность может оказаться травмирующим фактором, он должен заранее все знать, поскольку интуиция является его ранимой функцией. А для Есенина иллюзорная зыбкость, мечта, греза - сфера наиболее частого пребывания.

В то же время, деловая конкретность Штирлица, который не любит иждивенчества, не лучший «подарок» для Есенина, у которого деловая логика - болевая функция. И любое указание о необходимых действиях, о чем любит напоминать Штирлиц, больно ранит Есенина. Поскольку его деловая беспомощность воспринимается им самим как подтверждение собственного «аристократизма» и исключительности, Есенин хочет быть завоеванным только самым сильным среди остальных, но Штирлиц нацелен не на подавление с помощью силы, а на равноправное сотрудничество.

Эти установки проявляются и в сексуальных отношениях партнеров. Желание принадлежать, быть беспомощным ребенком со стороны Есенина не очень-то поддерживается Штирлицем, который предпочитает заботиться, но отнюдь не завоевывать. Есенин желал бы силового секса как уверенности в том, что его партнер - самый сильный среди других. Но силовой подход в чем бы то ни было не принадлежит к стратегиям поведения Штирлица. Заметим, что Штирлиц вообще не отличается особенным тщеславием, его общественные претензии не настолько велики, чтобы сильно выделяться среди других.

Эмоциональность также имеет несколько разбалансированный характер по сравнению с требуемым. Есенин любит расточать эмоции, но для Штирлица постоянно находиться с таким партнером рядом достаточно утомительно, ему хотелось бы более спокойной корректировки своих эмоциональных действий, но не прямого, эмоционального прессинга.

Эта конфликтная пара мало чем по стилю взаимодействия функций отличается от предыдущих пар. Также один - экстраверт, а другой - интроверт, и также один - рациональный; а другой - иррационален. Первое обстоятельство положительно, а второе приводит к тем негативным последствиям, которые характерны для отношений конфликта, не говоря уже о самой разнице жизненных ритмов партнеров, что само по себе также некомфортно.

ШТИРЛИЦ И ЕСЕНИН. ОТНОШЕНИЯ КОНФЛИКТА И КОНФЛИКТНЫЙ БРАК.

2. Маскулинность и фемининность; 3. Кормилец и хозяйка.

При всех недостатках такого союза, о котором мы уже говорили выше, из двух возможных вариантов он все же предпочтительней противоположного. Это очевидно, поскольку в нем реализуются самые высокие мужские и женские свойства этих психотипов, маскулинность Штирлица (маскулинность = 3) и фемининность Есенина (фемининность = 3), так что по второй шкале мы здесь имеем максимальный балл (6).

А вот третья шкала не показывает столь же высоких баллов, как вторая: здесь очень уж низок балл Есенина в хозяйственной сфере жизни (хозяйка =2). В частности, это связано не только с тем, что Есенин - тип интуитивный, деловая логика у женщины этого психотипа расположена в болевом канале. Очень часто это проявляется в очень низкой энергетике.
Одновременно, Штирлиц обладает хоть и не самым высоким, но все же значительным баллом в умении обеспечить семье надежную материальную базу (кормилец = 6).

Этот вариант еще менее предпочтителен, чем предыдущий, в связи с тем, что здесь и по второй шкале нет гендерного соответствия психотипов. Есенин больше относится к женским типам, как и другие гуманитарии (маскулинность = -3), а практик Штирлиц - тип мужской, так что фемининность жены этого психотипа нейтральна (фемининность = 0).

В итоге суммарный балл супругов вообще имеет отрицательную величину (- 3).

Третья шкала, правда, имеет вполне неплохой суммарный балл, в основном благодаря высоким хозяйственным возможностям жены - Штирлица, (хозяйка = 8), хотя способности мужа Есенина - кормильца весьма скромны (кормилец = 2).
К сожалению, суммарный результат третьей шкалы не может перекрыть все негативные стороны двух предыдущих шкал.

4. Конформность; 5. Эмоционально-сексуальная совместимость.

Мало что могут добавить в положительный общий баланс этой пары и последние две шкалы. Слабая конфликтность Есенина (- 1) полностью компенсируется слабой конформностью Штирлица (1), результат - нулевой.

Эмоционально-сексуальная совместимость сильно снижена за счет разных потребностей супругов в интимной сфере из-за принадлежности их к противоположным квадрам (- 3). И, как и в других парах, находящихся в отношениях соционического конфликта, тот факт, что в паре логик и этик (2), а также сенсорик и интуит (2) - улучшает общую ситуацию по пятой шкале.

Итоговый расчет выглядит следующим образом:

Муж - Штирлиц, жена - Есенин.

1. Интертипность: -14

2. Маскулинность и фемининность: 3+3= 6

3. Кормилец - хозяйка: 7+2= 9

4. Конформность: 1-1= 0

5. Квадральность, эмоциональность, сенсорность: -3+2+2= 1 ИТОГО: 2

Муж - Есенин, жена - Штирлиц.

1. Интертипность: -14

2. Маскулинность и фемининность: -3+0= -3

3. Кормилец - хозяйка: 2+8= 10

4. Конформность: -1+1= 0

5. Квадральность, эмоциональность, сенсорность: -3+2+2= 1 ИТОГО: - 6

Е.С.Филатова."Супружество в системе соционики".

ЭТИ СТРАНИЦЫ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ:

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь