Формирование правильной осанки у детей – это одна из главных задач, которые стоят перед родителями. Позвоночник у малышей дошкольного возраста еще не сформирован до конца, поэтому риски, связанные с его искривлением достаточно высоки. У детей с нарушениями осанки наблюдаются не только проблемы с опорно-двигательным аппаратом, но также и с внутренними органами. Ниже мы расскажем вам о том, как сделать так, чтобы сколиоз обошел стороной ваших детей, и какие методы лечения и профилактики дают наиболее положительный эффект.
Перед тем как начинать лечение, важно определить причины, которые спровоцировали нарушения. Сколиоз у детей дошкольного возраста может быть врожденным или приобретенным. Говоря о врожденных изменениях и патологиях, в первую очередь важно вспомнить о родовых травмах. На формирование правильной осанки может влиять подвывих 1 шейного позвонка и кривошея. Также при некоторых генетических отклонениях и патологическом течении беременности могут происходить такие изменения, как дисплазия соединительной ткани, миотонический синдром, образование дополнительных позвонков, клиновидная деформация позвонков.
Такие патологические врожденные состояния диагностируют у 5-10% случаев. У всех остальных детей нарушения осанки носят приобретенный характер. В группу риска входят дети с избыточным весом и астеническим телосложением. Нередко нарушения осанки провоцирует недостаточная активность ребенка и недостаток некоторых витаминов и микроэлементов. Детей дошкольного возраста нельзя водить гулять, всегда держа за одну и ту же руку. Также опасны преждевременные посадка малыша и постановка на ноги.
Не помешает обратить внимание на детскую мебель. К нарушениям осанки приводят слишком мягкие матрасы и несоответствующие росту столы и стулья. На формирование правильной осанки влияют некоторые заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом (остеомиелит, туберкулез, рахит, последствия переломов позвоночника). Иногда правильная осанка нарушается из-за глазных болезней (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Эти патологии вынуждают детей принимать неправильные позы во время рисования или других занятий за столом.
Приучать свое чадо к правильному сидению за столом и просто на стуле нужно с самого раннего возраста, чтобы в дальнейшем такой навык стал автоматическим и ребенок самостоятельно садился так как нужно. Голова всегда должна находиться вертикально или немного наклонена вперед. Плечи должны быть симметричными горизонтальной поверхности. При правильной посадке стопы полностью упираются об пол, а не свисают в воздухе. Ноги в коленях и бедрах расположены под прямым углом. Туловище должно быть прямым. Локти кладут свободно на стол.
Идеальное расстояние между столом и глазами – 30-35 сантиметров. В таком положении осанка находится в правильном виде, а позвоночник разгружается. Следите тщательно за тем, чтобы дети, сидя за столом, не сползали на него грудью, не подгибали под себя ноги, не сидели боком, не клали голову на одно плечо. Выбирая мебель, отдавайте предпочтение стульям со спинками, а не табуретам. Лучше всего подбирать мебель индивидуально, следя за тем, чтобы ребенок плотно сидел на сиденье, не сползал и не ерзал на нем.
Чтобы малыш формировал правильную осанку во время ходьбы, покупайте ему устойчивую обувь с супинаторами. Не позволяйте чаду искривлять ступни во время стояния. На состояние позвоночника влияет и традиция ставить детей в угол в качестве наказания. Длительное пребывание в одной позе заставляет ребенка сутулиться, опираться о стены и принимать другие неестественные позы.
В лечении детского сколиоза и других нарушений осанки гимнастика занимает важное место. Особенно важна правильная физическая нагрузка при наличии начальных стадий заболевания. Упражнения позволяют укрепить мышцы спины. Детям дошкольного возраста достаточно проводить комплекс из 3-4 основных корректирующих упражнений, направленных на разработку мышц спины, живота, сближение лопаток и расширение грудной клетки.
Лучше всего работать с детьми старших групп и подготовительных классов. В возрасте 4-6 лет малыши более осознанно проводят гимнастику и поддаются обучению. Главное в лечении физическими упражнениями – систематичность и индивидуальность. Перед внедрением в ежедневный режим тех или иных упражнений, обязательно пройдите обследование у ортопеда, педиатра или хирурга.
Одноразовые занятия не принесут ожидаемого эффекта. Гимнастика должна быть последовательной. Все лечебные и профилактические упражнения должны подбираться в индивидуальном порядке. Если ребенок жалуется на болезненные ощущения во время выполнения определенных движений, откажитесь от данного упражнения.
Для того чтобы заинтересовать малыша, делайте все упражнения в игровой форме и участвуйте в занятиях сами. Не заставляйте ребенка делать что-либо через силу.
Если он капризничает, лучше перенесите занятие на другое время. Ваша задача – создать наилучшие психо-эмоциональные условия. Каждое занятие должно длиться не более 25-30 минут. Первые результаты можно будет увидеть уже через 3-4 недели.
В лечении патологий опорно-двигательного-аппарата профилактика стоит на первом месте. Профилактические упражнения как нельзя лучше влияют на формирование правильной осанки. Предлагаем вашему вниманию несколько действенных и простых вариантов для ежедневной гимнастики.
Поставьте ребенка спиной к стене так, чтобы лопатки касались ее поверхности. Теперь пусть малыш медленно опуститься на корточки, не отходя от стены, и подымиться в исходное положение. Упражнение повторить несколько раз в медленном темпе. Если у вас дома имеется резиновый мяч, то смело используйте его для физкультуры. Положите ребенка животом на мяч и попросите его поочередно поднимать руки. Ноги при этом находятся на полу.
Для профилактики сколиоза обязательно приседайте на носках. Следите за ровным положением спины детей. Сразу же после сна на кровати можно проводить упражнение с прогибанием поясницы и вытягиванием рук. Для равномерного развития всех групп мышц важно делать наклоны в стороны, повороты туловища и шеи. Для того чтобы процесс дошел до автоматизма применяйте упражнения, где ребенку нужно выполнять движения с закрытыми глазами или между приемами поворачиваться на 360 градусов.
Важно научить ребенка отличать правильную и неправильную осанку, а также следить за собой самостоятельно. Для этого широко применяются игры направленные на подражание. При этом больше внимания акцентируйте на том, как все должно быть в идеале, а не наоборот. Выполняя такие нехитрые упражнения, вам не придется в будущем думать о серьезном лечении сколиоза с помощью корсетов и массажей.
В небольшом видео-ролике вы увидите основные методики и способы их применения для коррекции осанки детей дошкольного возраста.
Екатерина Жаровских
Консультация для воспитателей «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей
Профилактика нарушения осанки
у детей дошкольного возраста .
Составитель : Жаровских Екатерина Геннадьевна
Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки , проявляющиеся ещё в детском возрасте . Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей , своевременное выявление нарушений и их активное устранение.
Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.
Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.
При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.
Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста.
Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника : шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.
Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к
6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.
У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка , для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка ) или комбинированное искажение.
Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.
Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений , должны контролировать позы детей при сидении , стоянии, ходьбе.
Важное значение имеют :
Своевременное правильное питание;
Свежий воздух;
Подбор мебели в соответствии с длиной тела;
Оптимальная освещённость;
Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;
Привычка правильно сидеть за столом;
Расслаблять мышцы тела;
Следить за собственной походкой.
Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание .
Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет . С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки : при сидении на стуле и за столом.
Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз) . Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь, голова слегка наклонена вперёд.
Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (1517 см) . Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.
Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела : лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий :
Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;
Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит) . Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения : отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений : напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.
Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками, установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся : ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании : стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.
Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке .
Следует проводить и профилактику плоскостопия , так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног , что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.
Публикации по теме:
Консультация для родителей «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений» ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА ПРИ ХОДЬБЕ Необходимо держать корпус прямо, расправить плечи и слегка приподнять подбородок. Не держать руки в карманах,.
Консультация для родителей детей с нарушением осанки. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей. Осанка – это свободное положение человека в вертикальном положении. Правильная осанка.
Консультация для родителей «Организация режима, способствующего профилактике и коррекции нарушений осанки» Организация режима, способствующего профилактике и коррекции нарушений осанки. 1. Постель ребёнка должна быть полужёсткой, ровной, ус.
Консультация для родителей «Причины и профилактика нарушений осанки, корректирующая гимнастика» Следует отметить, что современные дети и растут, и во всех отношениях развиваются быстрее, чем в прежние, даже не очень далекие времена.
Консультация для родителей. Профилактика нарушения осанки у дошкольников Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» Авдеева Т. Н. Уважаемые родители, предлагаю вам поговорить о такой важной проблеме.
Консультация для воспитателей «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия» Статика человека характеризуется вертикальным положением тела в пространстве, определяющем осанку. Осанку принято называть привычную позу.
Консультация логопеда «Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей» Консультация логопеда «Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей».С каждым годом увеличивается количество детей, которые.
НОД «По волшебным дорожкам!» (профилактика плоскостопия и нарушений осанки) Конспект НОД по физической культуре для детей старшей группы. «По волшебным дорожкам!» Задачи: 1. Оздоровительные: Профилактика плоскостопия.
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её.
Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста» Здоровье для человека является главной ценностью.
Библиотека изображений:
Искривление позвоночника сегодня является наиболее распространенной хронической патологией костно-мышечной системы среди лиц детского и молодого возраста. Нарушение осанки у детей может иметь врожденную природу. Однако чаще патология является приобретенной и развивается после начала обучения ребенка в детском саду или школе. Это связано с длительным сидением за партой при отсутствии контроля над правильностью положения тела.
В основе приобретенного нарушения осанки у ребенка лежит длительное неправильное положение тела. К числу предрасполагающих факторов относят:
Нарушения осанки у детей дошкольного возраста и младенцев могут быть врожденными или приобретенными в родах. Патология развивается при родовых травмах, нарушении процесса формирования скелета, врожденном подвывихе шейных позвонков, недостаточном развитии соединительнотканных образований и прочее. Коррекция осанки у таких детей является более сложной и не всегда оканчивается успешно.
Врожденная неправильная осанка может развиваться при неправильном питании матери, начиная с 4-й недели беременности. Именно в этом периоде формируются зачаток позвоночника – хорда.
Нарушения линии осанки чаще встречаются у подростков-девочек. Это обусловлено более быстрым ростом тканей и органов, чем у мальчиков аналогичного возраста. Костные структуры часто не успевают развиваться с необходимой скоростью и подвергаются деформации.
Существует несколько классификаций, позволяющих идентифицировать заболевание. Нарушения осанки у детей дошкольного и школьного возраста могут происходить в двух плоскостях – сагиттальной и фронтальной.
Искривление в сагиттальной плоскости:
Искривления во фронтальной плоскости могут быть обусловлены гипертонусом мышц в одной половине тела без органического изменения в строении позвонков. Это явление называют сколиотической дугой. Истинным сколиозом она не является. Сколиоз, основной диагностической чертой которого является изменения в строении или расположении позвонков, может иметь 4 степени тяжести:
3-я и 4-я степень сколиоза, как правило, приводит к тому, что ребенку приходится назначать инвалидность. Такие дети имеют выраженные изменения в работе внутренних органов, испытывают трудности при ходьбе и выполнении физической работы, страдают от множества хронических болезней, связанных с неправильным расположением почек, печени, кишечника.
Основным диагностическим признаком того, что формирование осанки проходит неправильно, является внешний вид малыша. У таких детей может отмечаться выпирание той или иной части тела, уплощение ягодиц, выпячивание живота, крыловидность лопаток, опущение плеч, сутулость. Такая симптоматика характерна для патологии сагиттального типа.
При сколиозе или сколиотической дуге искривление проявляется в виде асимметрии тела. На разном уровне могут находиться соски, плечи, голова может быть постоянно наклонена в сторону. В некоторых случаях отмечается атония мышц, слабое развитие скелетной мускулатуры.
Косвенно причины нарушения осанки у детей могут влиять и на общее состояние здоровья. Так, признаком сколиоза или искривленности позвоночника в сагиттальной плоскости часто являются частые бронхиты, сниженная экскурсия грудной клетки, боли в спине, опущение внутренних органов, хронические запоры, головные боли, боли в спине. Часто на фоне неправильного развития позвоночника формируется остеохондроз, межпозвоночные грыжи.
Диагностика нарушений осанки основывается на визуальном осмотре больного. Однако для подтверждения диагноза в обязательном порядке назначается рентгенографическое исследование позвоночника, КТ или МРТ.
Визуально признаком того, что осанка начала неправильно формироваться, является асимметричность тела ребенка. Основные признаки асимметричности были описаны в предыдущем разделе данной статьи. Для более точной установки степени асимметричности может проводиться измерение расстояния между углами лопаток и седьмым шейным позвонком, расстояние между лопатками, расчет плечевого индекса.
Рентгенографические методики позволяют оценить тяжесть изменений, а также исключить ошибки, вызванные чрезмерной субъективностью визуального метода диагностики. На снимках отчетливо видны пораженные участки, а также изменения позвонков, вызванные искривлением.
В основе консервативных методов, которые обычно используются для исправления осанки у маленьких детей, лежит формирование полноценного мышечного корсета, устранение провоцирующих факторов, выработка привычки ровно держать спину. В некоторых случаях используется внешняя поддержка позвоночника в правильном положении. При этом используется корсет для осанки, поддерживающий деформированный участок.
Говоря о том, как исправить осанку у ребенка, нельзя не упомянуть методики лечебной физкультуры. Грамотная физическая нагрузка позволяет в короткие сроки скорректировать начальные стадии искривления, предотвратив тяжелые последствия болезни. Одним из наиболее эффективных упражнений является вис на перекладине.
Для исправления сколиотической дуги применяются методы, позволяющие снять чрезмерное напряжение с мышечных слоев: электрофорез, массаж, пелоидотерапия, теплотерапия. Для повышения тонуса отстающих мышц используется импульсное лечение, душ-массаж, низкочастотная электротерапия.
Корректор осанки, выполненный в виде корсета, применяют при 2-3 степенях сколиоза. Он выполняет две основные функции:
Ношение корсета может продолжаться от полугода до 2-3 лет. При этом устройство используется не постоянно. Достаточно, если корсет будет надет на ребенка в течение 5-6 часов в сутки.
Использование корсета считают эффективным, если угол искривления уменьшился на 5 и более градусов за первые 2 месяца.
Оперативное лечение заболевания показано при врожденной патологии. При этом врач фиксирует позвоночник и уменьшает угол его изгиба. Полного выздоровления после операции, как правило, не наступает.
На начальных стадиях болезни возможно остановить прогрессирование нарушений, как и исправить осанку ребенка дома. Необходимо следить, чтобы малыш всегда ровно держал спину и не находился длительно в одном положении. Так, для изучения домашнего задания вместо стола можно использовать позу лежа на животе, подложив под грудь подушку.
Разумеется, ребенок должен заниматься физкультурой. В домашних условиях будет достаточно ежедневной зарядки и некоторых гимнастических упражнений. Также в программу занятий следует включить вис на турнике.
Спать следует на спине, на жесткой кровати. Подушка должна быть плоской. При этом достигается оптимальное положение спины и снимается напряжение с мышц. Использовать кровати с панцирной сеткой или чрезмерно мягкими матрасами недопустимо.
Как и практически любую болезнь, легче предупредить нарушения осанки, чем заниматься ее исправлением. Профилактика заключается в создании оптимальных условий. Так, формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста возможно только при соблюдении следующих правил:
В целом, прогноз при сколиозе на начальных его стадиях благоприятный. При своевременном начале лечения выздоровление наступает в абсолютном большинстве случаев. Однако даже при использовании домашних методик борьбы с искривлением позвоночника следует предварительно проконсультироваться с врачом для подтверждения диагноза, оценки степени тяжести болезни и выбора подходящей программы упражнений.
Спасибо
Осанкой называется привычная поза (вертикальное положение человеческого тела) при движении и в покое. Подобное привычное положение тела регулируется на уровне безусловных рефлексов, бессознательно, создавая так называемый двигательный стереотип. Человек обладает только одной, присущей исключительно ему, привычной осанкой.
Кроме того, осанка является не только привычным положением человеческого тела, но и признаком состояния здоровья, составляющей частью привлекательной внешности и основой гармоничного развития опорно-двигательного аппарата. Осанка человека также ассоциируется с выправкой и манерой держать себя.
Определяется осанка, в первую очередь, конституцией человека, его генным набором - то есть является врожденным проявлением. Однако она подвержена изменениям и совершенствованиям в процессе индивидуального развития.
Также осанка определяется:
2 этап
Самый важный период жизни для формирования осанки – это возраст от 8 до 17 лет. Даже малейшие отклонения в развитии осанки в данный период могут привести к деформациям конечностей и позвоночника. Именно в этом возрасте "закладываются" будущие патологии суставов и позвоночного столба. И в этом же возрасте мероприятия по воспитанию осанки будут наиболее эффективны.
3 этап
Устойчивую осанку человек обретает в старшем школьном возрасте. Окончательное формирование осанки совпадает с прекращением роста скелетных костей - т.е. примерно с 18 до 23 лет. С этим же периодом связано созревание нервной системы и формирование устойчивого двигательного стереотипа. В этом возрасте происходит окончательное образование изгибов позвоночника, свода стопы, выравнивание нижних конечностей.
Сохранение правильной, хорошо сбалансированной позы, достигается за счет ее постоянной коррекции с помощью точно дозированных напряжений многочисленных мышц. Поэтому успех в формировании правильной осанки достигается, прежде всего, при помощи укрепления мышечной системы и ее разносторонней физической тренировки.
Длительное сохранение сидячего положения является причиной возникновения болей в спине и различных заболеваний. Массовое школьное обучение имеет и оборотную сторону: нарушения осанки сейчас выявляются у 40-80% детей. У 3-10% из них нарушения переходят в различные искривления позвоночника - чаще всего в так называемые школьные сколиозы .
С развитием нашей цивилизации менялись содержание, методы и организация человеческого труда. Появилась новая массовая профессия – офисные работники, численность которых на данный момент составляет более половины всего работающего населения. Длительное нахождение в сидячей позе при работе за компьютером, с клиентами или документами, вызывает рост количества патологий опорно-двигательной системы среди взрослого населения. Число таких заболеваний постоянно растет, они молодеют – и подобная тенденция, по-видимому, сохранится в ближайшем будущем.
Первые признаки нарушений осанки у ребенка:
Также родители могут сами заметить, что их ребенок начал сутулиться, его позвоночник выглядит несимметрично, а лопатки находятся на разной высоте. Иногда может наблюдаться асимметрия талии, или даже хождение боком, возникновение затруднений при наклонах и т.д.
Поводом для обращения к врачу служат:
В норме позвоночник имеет 4 изгиба:
1.
В шейном отделе – изгиб вперед (шейный лордоз).
2.
В грудном отделе – изгиб назад (грудной кифоз).
3.
В поясничном отделе – изгиб вперед (поясничный лордоз).
4.
В крестцово-копчиковом отделе – изгиб назад (крестцовый кифоз).
Именно за счет этих естественных изгибов увеличивается сопротивление позвоночника осевым нагрузкам. При чрезмерных и резких воздействиях позвоночный столб как бы "сжимается" в S-образную форму, предохраняя тем самым связки и диски от травм, а потом распрямляется, как пружина.
Круглая спина или сутулость обусловлена избыточной выраженностью грудного кифоза. В том случае, если он проявлен очень сильно, и захватывает даже часть поясничного отдела, такая спина называется тотально-круглой.
Для плоской спины характерна сглаженность всех физиологических изгибов позвоночника, уменьшение угла наклона таза и уплощение грудной клетки. При таком типе осанки сильно нарушается амортизаторная функция позвоночного столба. Плоская спина часто сочетается с боковыми искривлениями позвоночника – сколиозами.
Плоско-вогнутая спина характеризуется усилением только поясничного лордоза.
При кругло-вогнутой (седловидной) спине одновременную избыточную выраженность имеют поясничный лордоз и грудной кифоз.
Причины нарушения осанки делят на внешние и внутренние, а также врожденные и приобретенные.
Внешние причины нарушения осанки подразумевают нарушения образа жизни человека. В первую очередь это неправильный режим дня, в котором для сна отводится недостаточное количество времени. Важную роль играет также гиподинамия - т.е. недостаточная физическая деятельность. Объем мышечной работы при этом недостаточен, и мускулы со временем становятся слабыми и дряблыми. А ослабшие мышцы живота и спины, не способные длительно удерживать корпус в правильном положении, служат причиной нарушения осанки.
Внутренние причины нарушения осанки – это, чаше всего, какие-либо хронические заболевания:
Приобретенные причины нарушения осанки:
Неправильная осанка не только ухудшает эстетику человеческого тела. Она также способна неблагоприятно влиять на деятельность организма в целом, нарушая работу сердца , печени , легких , желудка и кишечника .
Кроме того, хронические болевые ощущения в позвоночнике, возникающие уже после периода острой травмы, могут вызывать "противоболевое" изменение позы, о котором говорилось выше. Человек рефлекторно старается снизить мышечное давление на поврежденные структуры, чтобы избежать боли. Со временем такое положение становится привычным, меняется распределение нагрузки на мускулатуру и развивается нарушение осанки.
Причинами возникновения таких нарушений может служить множество факторов. Ниже перечислены наиболее частые:
Клинические проявления данного заболевания действительно очень похожи на сколиоз:
Именно поэтому столь важно заметить появление первых симптомов вовремя, в самом начале развития патологии, когда структуры позвоночника еще не повреждены. В данном случае терапия сколиотической осанки достаточно проста – специальный комплекс физических упражнений, курс мануальной терапии и нормализация режима отдыха и труда. Но если вовремя не предпринять никаких мер, достаточно быстро сколиотическая осанка разовьется в серьезное заболевание – сколиоз.
Распространенность сколиоза
Девочки страдают данной патологией чаще мальчиков. Первые клинические признаки, как правило, начинают проявляться примерно с 6-7 лет, и обладают тенденцией к постоянному прогрессированию, вплоть до завершения роста скелетных костей. Пик активности сколиоза приходится на пубертатный возраст – 12-15 лет. Чем быстрее растет ребенок, тем больше скорость прогрессирования сколиоза. Однако заранее прогнозировать частоту возникновения нарушений у каждого конкретного пациента довольно сложно. Об этом судят, в основном, ретроспективно. Статистически средняя прогрессия сколиоза составляет примерно 5 градусов в год.
Причины сколиоза
Сколиоз достаточно часто является результатом невнимательного отношения к собственному здоровью, несоблюдения условий труда и неправильного образа жизни. Длительное сидение или стояние в неправильной позе, которая вызывает перенапряжение отдельных групп мускулатуры позвоночника, неправильное поднятие тяжестей, неправильные наклоны вызывают мышечный спазм, который со временем становится привычным. В последующем он начинает постепенно изменять нормальную осанку. Спазмированные мышцы оттягивают костные структуры позвоночника влево или вправо, заставляя их принимать неправильное положение. Кроме того, подобные "перекосы" в осанке и нарушения анатомии позвоночного столба стимулируют появление болевого синдрома, обусловленного перенапряжением мышц и сдавливанием нервных путей.
В некоторых случаях сколиоз может быть врожденной патологией. Особенно опасным является проявление такого врожденного заболевания в детском возрасте. Спинной связочно-мышечный аппарат у детей еще не настолько развит, чтобы длительно противостоять давлению, а структуры позвоночника еще податливые и гибкие. Все это в комплексе вызывает очень быстрое развитие сколиотических изменений.
Внутренние механизмы развития сколиоза
Нарушение расположения межпозвоночных дисков приводит к их деформации и плохому кровоснабжению. Из-за этого весь позвоночный ряд искривляется, сдвигается, а в позвонках начинают формироваться костные изменения. Кроме линейных искривлений позвоночного столба во фронтальной плоскости, это заболевание практически всегда сопровождается скручиванием позвонков.
Заболевание начинается, чаще всего, в детском возрасте, и поражает зоны роста позвоночника. Следствием этого становится возникновение асимметрии роста и еще более выраженное искривление спины.
Клинические проявления сколиоза
Клиническая картина сколиоза включает:
Истинный сколиоз очень тяжело поддается лечению - не зря его иногда называют "крестом ортопедии". Особенно трудно лечить сколиоз, если он развился уже в зрелом возрасте. А в случае возникновения его у ребенка, при своевременной диагностике, данные изменения поддаются исправлениям достаточно легко. Постоянное ношение ортопедического корсета, мероприятия по гармоничному развитию мышечного каркаса, весьма быстро возвращают позвоночник в нормальное положение. У пациентов старшего возраста те же процедуры необходимо проводить намного дольше. В особо тяжелых случаях приходится даже прибегать к хирургическим вмешательствам.
Лечение сколиоза – намного более длительный и сложный процесс, чем коррекция сколиотической осанки. Кроме того, страдающий сколиозом имеет намного меньше шансов на полное выздоровление. Поэтому ранняя диагностика нарушений осанки, и своевременная их коррекция, послужат залогом здоровья вашей спины и всего организма в целом.
Данное заболевание диагностируется при наличии деформаций грудной клетки в направлении от груди к спине, видимых невооруженным глазом. Для подтверждения диагноза применяются рентгеновские снимки, которые также позволяют определить выраженность патологии. Схема лечения кифозов практически полностью идентична таковой при сколиозе.
Кифосколиоз
Кифосколиоз – это сочетанное нарушение осанки, которое характеризуется усилением физиологического кифоза в грудном отделе, вкупе с искривлением позвоночника влево или вправо (сколиозом).
Первичный лордоз обусловлен патологиями позвоночника: пороками его развития, опухолями или воспалительными процессами. Кроме того, его причиной могут стать контрактуры подвздошно-поясничной мышцы или спазмы мышц спины.
Вторичный лордоз обычно является одним из проявлений врожденного, или приобретенного в результате травмы, вывиха бедра, сгибательных контрактур или патологической фиксации тазобедренного сустава в неправильном положении. При вывихе тазобедренного сустава вертикальное положение тела вызывает смещение центра тяжести вперед, и для удержания равновесия пациент сгибает туловище в пояснице. Еще одним фактором развития лордоза может послужить избыточная масса тела, в частности, увеличение жировых отложений в области живота.
Клинически лордоз и лордотическая осанка проявляются следующими признаками:
При этом виде осанки нагрузки, обусловленные весом человеческого организма, приходятся не на тела позвоночных костей, как должно быть в норме, а только на их дуги. Подобное нарушение распределения нагрузки приводит к возникновению таких заболеваний, как спондилолиз (разрушение и перелом позвонковых дуг) и спондилолистез (смещение позвонка с деформацией позвоночника). Поэтому пациенты с лордотической осанкой должны находиться под постоянным наблюдением врача, проходить периодические курсы лечения и использовать специальные ортопедические приспособления. Кроме того, таким пациентам необходимо ограничивать физические нагрузки, избегать поднятия тяжестей и длительного нахождения в стоячем положении.
Как это происходит?
Центр тяжести тела при плоскостопии смещается назад, и с целью удержания равновесия человек рефлекторно немного наклоняется вперед. Возникает замкнутый круг, кроме того, из-за наклона вперед начинает развиваться сутулость.
Характерное проявление плоскостопия – быстрая утомляемость ног. При данной патологии очень сильно страдают колени, поскольку именно на них ложится большая часть нагрузки. Кроме того, возрастает нагрузка на позвоночник, ведь удары и толчки при беге и ходьбе организму необходимо как-то компенсировать.
Основные признаки плоскостопия:
При осмотре со стороны спины позвоночник должен выглядеть прямым, а остистые отростки – образовывать ровную линию. Даже незначительные искривления свидетельствуют об отклонениях от нормы.
О правильной осанке говорит не только прямой позвоночник. Ее также определяют:
Консервативное лечение нарушений осанки дает выраженный эффект только в период роста позвоночника. На более поздних этапах что-нибудь сделать очень трудно. Хорошо, если ребенок увлекается спортом , но не все его виды могут приносить пользу при уже имеющихся искривлениях позвоночника.
Некоторые виды спорта подразумевают значительные нагрузки на позвоночник: прыжки в высоту, тяжелая атлетика, легкоатлетическое метание, борьба. Игра в теннис, бадминтон или гольф связана с резкими поворотами туловища. Бокс, фехтование, теннис и иные "несимметричные" виды спорта могут быть неподходящими для слабых мышц туловища и спины. Езда на велосипеде с низким расположением руля способствует формированию круглой спины. Для его предотвращения необходимо выполнять компенсирующие упражнения, тренирующие мышцы – разгибатели спины. Футбол, хоккей и спортивная гимнастика могут представлять опасность для искривленного позвоночника при падениях, толчках и ударах.
Хороший эффект при лечении нарушенной осанки дает сочетание специальных корригирующих упражнений с плаванием. Плавать лучше всего брассом на груди или на спине. При такой технике движения ног и рук выполняются симметрично и одновременно. Также врачи рекомендуют бег по мягкому основанию - к примеру, по песку, катание на велосипеде, прогулки по лесу, хождение на лыжах без использования палок, или с одновременным отталкиванием ими.
Полезные навыки легко вырабатываются в детстве, поэтому начинать формировать правильную осанку необходимо еще до школы:
Организация рабочего места
Рациональная организация рабочего места поможет ребенку сэкономить время, и обеспечит высокую работоспособность. До начала занятий нужно приготовить все необходимые пособия и убрать лишние вещи, чтобы они не отвлекали и не мешали ребенку. Тетрадь, книгу и все то, что необходимо в настоящий момент, удобнее расположить прямо перед собой, посередине стола. То, что может понадобиться в процессе (карандаш, линейка, чистая бумага и т.д.) – разместить слева, а предметы, которые уже не нужны (тетради с выполненными заданиями, черновики и др.) – складывать справа, или вообще убирать.
Для профилактики нарушений осанки необходимо обращать внимание также на правильное положение стола и достаточное его освещение во время письма и чтения. Если ребенок правша, то естественный свет из окна должен падать слева. В левом же углу стола нужно поставить настольную лампу, оптимальная мощность которой должна составлять 75 Вт. Нормальное расстояние от глаз до тетради или книги – 30–35 см.
Соблюдение правильного положения тела при работе
Также очень важно следить за соблюдением правильной позы, особенно в процессе письма, так как именно оно вызывает наибольшее утомление, особенно у школьников младших классов. Ребенок начинает неосознанно искать опору для туловища и головы, налегать грудью на край стола. Это вызывает затруднения дыхания и кровообращения и, конечно же, приводит к дефектам осанки. Так как положение тела наиболее выражено страдает при косом почерке, необходимо приучать ребенка писать с небольшим наклоном букв (в 10–15 o).
Чередование труда и отдыха
Для школьников очень важно чередовать умственный труд c периодами отдыха. В младших классах желательно через каждые полчаса устраивать короткие десятиминутные перерывы с простыми физическими упражнениями и обязательной гимнастикой для глаз. Это быстро восстанавливает работоспособность детей.
ХХI, как и XX, век не без оснований называют веком человека сидячего и даже сидячей цивилизации. Развитие современного транспорта, образование крупных городских агломераций, появление все новых машин, облегчающих труд на производстве, дома и в школе – все это привело к кардинальному изменению образа нашей жизни. Подсчитано, что мы с вами сидим до 15 часов в сутки, сознательно «выключая» одну из важнейших систем нашего организма – опорно-двигательный аппарат. Это бездействие не может не сказаться на состоянии и физическом здоровье скелета и мышц. Слабея день ото дня, они страдают от множества патологий, хорошо знакомых ортопедам, терапевтам и, к сожалению, педиатрам.
Нарушение
К сожалению, нарушения, или дефекты, осанки, в том числе и сколиоз, встречаются достаточно часто: по данным медиков, почти 2/3 из нас в той или иной степени подвержены этому недугу. Сколиоз «в чистом виде» встречается у 10-15 % школьников. К концу обучения в школе частота сколиоза увеличивается.
Причин этого недуга – великое множество. Сколиоз может возникать вследствие перенесенных заболеваний (травмы, рахит), а также вследствие слабости мышц спины. Встречаются врожденные формы заболевания. Но в девяти случаев из 10 это заболевание приобретенное. То есть зачастую мы, сами того не ведая, способствуем тому, что у ребенка возникает нарушение осанки. То есть создаем обстановку, «благоприятную» для развития заболевания.
Способствуют сколиозу: неправильное оформление рабочего места, в результате чего ребенок подолгу сидит «сгорбившись» (например, маленькие, не по росту ребенка, парты, или, напротив, высокий стул), ношение тяжестей (особенно в одной руке), неправильное физическое воспитание, недостаток двигательной активности и т. д.
Причиной нарушений осанки могут быть также нерациональная одежда (тесная, подобранная не по размеру), заболевания внутренних органов, снижение зрения (в результате чего ребенок вынужден низко наклоняться над книгой или тетрадью) или слуха (в результате чего дети часто наклоняются вперед и вбок, прислушиваясь к голосу учителя). Реже осанка у ребенка нарушается из-за тяжелых хронических заболеваний. В то же время, дефекты осанки нередко усугубляют течение других болезней (болезней позвоночника, сердца, бронхов, легких, верхних дыхательных путей). В то же время, запущенные дефекты лечить труднее, чем небольшие, поэтому важно вовремя обратить на них внимание.
Источник nnmama.ru
Упражнения
Приводим и маленький комплекс корректирующих упражнений, направленных на исправление неправильной осанки. Физические упражнения предназначены для школьников средних и старших классов, и выполнять их лучше всего перед большим зеркалом.
«Упражнение 1». Стоя у стены без плинтуса и касаясь ее лопатками, ягодицами и пятками, развести руки (до уровня плеч), скользя ими по стене (ладони при этом обращены вперед); слегка напрячь мышцы спины, рук. Затем опустить руки и расслабиться. Голову все время выполнения упражнения необходимо держать прямо. Дыхание - произвольное, количество повторов - до пяти.
«Упражнение 2». Стоя в том же исходном положении, что и в предыдущем упражнении, проверить правильность принятой осанки перед зеркалом, отойти, сохраняя осанку. Повторить упражнение не менее трех раз.
«Упражнение 3». Кисти на поясе пальцами вперед, локти касаются стены. Присесть, скользя, по стене руками, лопатками и ягодицами; встать, сохраняя правильную осанку. Во время выполнения упражнения наблюдать за собой в зеркало - все ли правильно. Повторить 3-5 раз.
Источник ladushki.info
Правильная
Традиционно осенью, вначале учебного года у сознательных родителей возникает вопрос, как сохранить у ребенка правильную осанку и предупредить развитие сколиоза. Учебная нагрузка на школьников младших классов с каждым годом возрастает, как и вес учебников, которые дети ежедневно носят из домав школу и обратно.
В раннем возрасте закладываются двигательные привычки, которые непосредственно влияют на формирование опорно-двигательного аппарата малыша, на его здоровье в целом, и которые, возможно, останутся у него на всю жизнь. Поэтому профилактика искривления позвоночника должна стоять на первом месте в списке приоритетов ответственных родителей.
Уговорами и наставлениями как, например, «сиди ровно!», сложно добиться длительного эффекта, лучше постараться увлечь ребенка подходящим видом спорта. Выбирая вид физической нагрузки для ребенка стоит учесть, что аэробная нагрузка или кардионагрузка нежелательны для неокрепшего детского организма. Лучше предпочесть тренировки с умеренной силовой нагрузкой, к примеру, пилатес.
Упражнения пилатеса
расправляют плечевой пояс,
исправляют осанку,
улучшают функцию позвоночника,
предупреждают боль в спине в будущем.К тому же пилатес улучшает способность к концентрации внимания у ребенка, помогает снять умственную усталость и учит двигаться легко и грациозно, не напрягая мышц.
Источник uaua.info
Исправление
Каковы причины искривления позвоночника у детей? Мышцы и кости растут, их форма в процессе слегка меняется и к этому нужно постоянно приспосабливаться, на что мы не обращаем внимания.
Родители не в силах круглосуточно следить за действиями малыша, но в домашней обстановке можно проводить профилактические занятия, которые помогут сохранить его осанку правильной. Какие упражнения помогут исправить нарушение осанки и какие тренажеры могут стимулировать коррекцию осанки?
Ребенок склонен повторять действия родителей, ведь эти люди — авторитет и идеал. Работайте над своей осанкой и малыш захочет заниматься с вами. А зарядку для осанки легко превратить в веселую игру.
После 4 лет дитя проводит все больше времени за столом, школа уже не за горами. Необходимо подготовить спину к дополнительным нагрузкам, с которыми придется столкнуться позже.
Предлагаем комплекс упражнений для исправления осанки, выполняя которые ребенок обеспечит себе правильную осанку и ровную спину.
Держа одну руку на поясе, другую выпрямляем и делаем круговые движения (назад-вперед), постепенно увеличивая скорость действий. После руку поменять.
Стопы вместе, руки расставлены на ширине плеч. Выполнять наклоны вправо-влево.
Поднять руки вверх и тянуться пальцами к небу, максимально выпрямляясь, потом медленно качаться, поочередно выводя плечи вперед.
Согнуть левую руку, затем поднять вверх. Наклониться вправо 8 раз. Поделать то же с правой рукой.
Поставить ребенка на руки, и попросить пойти на ладонях, при этом взрослый должен держать малыша за ноги. Выполнение данного действия способствует отхаркиванию, рекомендуется при кашле и бронхите.
Ползать вперед в положении лежа. Вытягиваться нужно, как кошечка и тянуть сначала руку, а после ногу.
Ходить на четвереньках, в процессе поочередно подтягивая колени, потом выполнять повороты в одну и другую сторону. Спину прогибать не нужно.
Полезно хождение на носочках и приседания с книгой на голове. Кататься на велосипеде (не сутулясь). Ходить по бревну и выполнять ласточку.
Это простые и вместе с тем очень полезные упражнения для осанки ребенка. Ниже вы найдете целый комплекс упражнений для укрепления спины и устранения сутулости у детей,которые помогут скорректировать нарушение осанки и укрепить мускулатуру ребенка. Также вы найдете информацию о том,что такое корректор осанки,как правильно выбирать его для ребенка и какие типы корректоров бывают.
Источник bebi.lv
Коррекция
Коррекция осанки человека предполагает использование следующих принципов:
Правильная организация постели;
Точный подбор обуви под ноги ребенка;
Устранение малоподвижности;
Отказ от патологических стереотипов ходьбы;
Постоянный контроль нагрузки на позвоночник;
Ежедневная лечебная гимнастика в домашних условиях.Правильная организация постели для детей должна включать жесткий матрас и ортопедическую подушку. Жесткий матрас препятствует расслаблению мышечного корсета спины во время сна. Тем не менее, его нельзя применять при наличии деформаций позвоночника с болевым синдромом в пояснице.
Ширина подушки должна быть равна размеру плечевого пояса. Желательно приобретать специальную ортопедическую подушку согласно возрасту ребенка. Она обеспечит правильное функционирование шейного отдела позвоночника.
Коррекция обуви предполагает не только подбор правильного размера, но и исключение укорочения конечности у детей. Такое состояние наблюдается при плоскостопии и косолапии. Чтобы откорректировать осанку при данных патологических состояниях, следует выровнять высоту нижних конечностей.
Малоподвижный образ способствует застою крови в сосудах и воспалительным изменениям в мышечно-связочном аппарате. Включите в схему лечения неправильной осанки у детей ежедневные прогулки по 1-2 часа.
Дети любят стоять на одной ноге, во время сидения принимают неправильную позицию (сгорбленная спина и разное расположение надплечий). Научите ребенка правильно сидеть на стуле, за партой.
Нарушению осанки способствует ношение рюкзаков в школьном возрасте на одном плече. Следует также учитывать влияние на деформацию позвоночника веса портфеля.
Источник spinazdorov.ru
Формирование
Формирование осанки — процесс длительный, он начинается уже с первого года жизни и завершается только к 20-25 годам.
Правильной осанкой принято считать такое положение тела, при котором голова чуть приподнята, плечи развернуты, лопатки приближены к позвоночнику, не выступают, а линия живота не выходит за линию грудной клетки. У детей дошкольного возраста может быть небольшая «выпуклость» живота на 1-2 см.
В период бурного роста у дошкольников в 5-7 лет, а в подростковом возрасте у девочек в 11 -13 лет, а у мальчиков в 13-15 лет особенно внимательно необходимо следить за осанкой ребенка и создать все условия для профилактики ее нарушений.
Мебель подбирают в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Конструкция стола и стула должна обеспечивать, во-первых, опору для туловища, рук и ног, во-вторых, симметричное положение головы и плечевого пояса.
Размер мебели должен соответствовать росту ребенка: длина сиденья стула – длине бедер, высота его ножек – длине голеней. Хорошо, если спинка стула имеет небольшой наклон назад, что позволяет откинуться, расслабиться, дать отдых позвоночнику. Стопы должны стоять на полу.
Постель не должна быть слишком мягкой, подушка – большой. Длина кровати больше роста ребенка на 20-25 см, чтобы он смог свободно вытянуться.
Поза ребенка в любых видах его деятельности должна постоянно быть в центре внимания взрослых.
Во время сна ребенок может часто менять положение своего тела (ведь дети спят днем 1,5-2 часа, а ночью 10-11 часов). Нельзя допускать, чтобы малыш спал, свернувшись «калачиком», с подтянутыми к груди ногами. В этом положении смещаются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник. Вся тяжесть тела падает на две точки – плечевой и тазобедренный суставы, а позвоночник провисает между ними. Связочно-мышечный аппарат перерастягивается.
Лучше всего, если ребенок спит на спине, голова на небольшой подушке, матрац ровный, плотный.
Если ребенок стоит, надо следить, чтобы равномерно распределялась нагрузка от тяжести тела на обе ноги. В естественном положении ноги несколько расставлены (так удобнее удержать равновесие), носки немного развернуты наружу. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.
Источник sunny7.ua
Гимнастика
Гимнастика подойдёт для детей с предрасположенностью к боковым — сколиотическим — искривлениям спины. Наиболее широко распространены именно они, а не кифозы и лордозы.
Вначале следует сделать несколько полезных движений из исходного положения лёжа на животе:
Руки подложить под лоб тыльной стороной кверху, попеременно слегка поднимать локти и делать ими пару пружинистых покачиваний.
Держа руки так же, приподнимать верх туловища и опускать лоб после подъёма то на левый локоть, то на правый. Глаза в ходе упражнения должны смотреть в пол.
Кисти по-прежнему подо лбом. Нужно приподнимать верх корпуса, глядя вперёд, и на подъёме выполнять поворот в одну и в другую сторону.
Не меняя положение кистей, подтянуть к локтю соответствующую ногу до максимально возможного уровня. Повторить то же самое для другой стороны.
Поднять руки, попеременно тянуться ими вверх.
Прямые руки закинуть за голову и напрячь в вытянутом состоянии. Поворачивать корпус вправо-влево.
Сесть и широко раздвинуть ноги. Затем в такой позе:
Протянутыми вверх руками быстро чертить круги по воздуху в противоположных направлениях.
Правая ладонь — на затылке, левая рука вытянута в сторону. Наклониться в левый бок и потянуться пальцами к полу. Сделать аналогичное движение вправо.
Из позы на коленях — руки вперёд, присесть боком сперва вправо, потом влево. Пальцами тянуться в противоположную сторону.
Встать на четвереньки:
Одну руку вытянуть вперёд и немного наклонить корпус в соответствующую сторону. Выполнить три маха этой рукой вперёд-назад. Сменить руку.
Предплечья соединить и прижать к полу. Отвести попу вправо и посмотреть на правое же бедро. Теперь — в другую сторону.
Одну руку вытянуть вперёд единовременно с соответствующим коленом. Наклониться в противоположную сторону, пытаясь дотянуться лбом до второго колена. И — наоборот.
Сесть по-турецки:
Ладони тыльной стороной прижать к затылку, совершать ритмичные повороты корпуса в сторону, не двигая нижнюю часть туловища.
Из положения, как в предыдущем упражнении делать боковые наклоны.
Встать, ноги на ширине плеч:
Наклониться вперёд с круглой спиной и повисеть, болтая руками.
По возможности дотянуться пальцами до пола; оттянуть одну руку в сторону и вверх, устремляясь корпусом за нею, а второй по прежнему касаться пола.
Закинуть ладошки за затылок, наклониться вперёд и так поворачивать верх туловища влево-вправо.
Согнуть руки у груди, чтоб локти оказались повыше кистей, и сделать несколько пружинящих отмашек — рывков локтями. Можно сочетать их с поворотами.
Руки поднять и чертить ими круги в одном направлении. Затем поменять направление.
В завершение ребёнок должен проползти несколько метров по комнате по-пластунски. Это партизанское упражнение обычно обчень впечатляет мальчишек.
Каждое упражнение выполняется шесть-двенадцать раз. Начать можно с минимального количества повторений, а потом постепенно увеличить продолжительность гимнастики.
Источник spinainfo.ru