Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Описание методики

Методика предназначена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

Теоретические основы

Методика построена на общетеоретических представлениях об эмоциональном интеллекте как о личностных характеристиках, позволяющих распознавать свои эмоции, управлять ими, распознавать чувства в каждой конкретной ситуации и т.д.

Шшал рискнул сообщить мне. Он был как можно честен в этой уникальной ситуации. В принципе, все они сформировали один и тот же фронт, с небольшим или отсутствием разнообразия интересов или, по крайней мере, по мере их восприятия. Шшал, познакомил Фахшша и Хуамсшу. После этого дня группа сопротивления стала больше и смелее. В конечном счете все закончилось, когда военная интервенция состоялась в выходном туннеле. Все те, кто был в списке потерян, люди и рептилии. Мы ответили на это нападение, но ни одна из работающих касты не имела оружия, ни кто-либо из людей - лабораторных работников.

Внутренняя структура

Опросник состоит из 30 пунктов, ответы на которые формируются по 6-балльной шкале Ликкерта.

Пункты формируют 5 шкал, каждая из которых содержит 6 пунктов, пункты шкал не пересекаются:

1. Эмоциональная осведомленность

2. Управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность)

Только силы безопасности и несколько грабителей банков имели вспышки. Все кричали и искали убежища, а комнаты и туннели были заполнены молнией, и мы думали, что это была Сила Дельты, которая решила нанести удар во время изменения и убить как можно больше людей. Гордон Эннери бежал рядом со мной, когда мы направились на третий уровень туннелей и были убиты, когда несколько пуль ударили его по спине, убив убийцу и убегая.

Во втором режиме он может левитировать все, независимо от веса. Третий режим действительно мощный. Его можно использовать, чтобы парализовать все, что живет, людей, животных, незнакомцев и растений. При более высокой настройке в том же режиме это может привести к временной смерти. Уверяю вас, каждый врач подтвердит, что такой человек мертв, но ее жизненная сущность остается в каком-то странном состоянии.

3. Самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями)

4. Эмпатия

5. Распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей)

Интерпретация

Для получения результата по шкале необходимо сложить результаты по всем пунктам с учётом знака ответа:

В течение одного-пяти часов такой человек возвращается к жизни, медленно, сначала возвращаясь к жизненным функциям, а затем к сознанию. В этом режиме чужие ученые перепрограммируют человеческий мозг и сеют ложную информацию. Когда человек «возвращается», он возвращает обработанную память, полученную в течение жизни. У человека нет возможности узнать правду. Человеческий ум «помнит» и верит в полностью обработанные данные. Даже если вы попытаетесь убедить их, что их воспоминания не верны, они будут смеяться и злиться.

Двухлетний ребенок может справиться с одной рукой. Он напоминает фонарик, с черным стеклом - конический реверсированный объектив. С одной стороны есть три встроенных ручки в трех изогнутых канавках. Когда ручка ближе к руке, сила ручки выше. Каждая ручка имеет три положения покоя. Самая сильная позиция испаряет все живое.

· Полностью не согласен (–3 балла).

· В основном не согласен (–2 балла).

· Отчасти не согласен (–1 балл).

· Отчасти согласен (+1 балл).

· В основном согласен (+2 балла).

· Полностью согласен (+3 балла).

Инструкция



Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов:Полностью не согласен (-3 балла). В основном не согласен (-2 балла). Отчасти не согласен (-1 балл). Отчасти согласен (+1 балл). В основном согласен (+2 балла). Полностью согласен (+3 балла).

Этот режим настолько силен, что не оставляет следов испарений. Что еще используется против шпионов или несанкционированного доступа? Вы попадаете на второй уровень, вас заметят через несколько метров, больше, чем вы уверены, что вы станете одним из заключенных и больше не увидите свет и мир на поверхности.

Если бы у вас была «удача», вы были бы перепрограммированы, и вы станете одним из бесчисленных шпионов господствующей касты. Могут ли люди свободно перемещаться между залами, встречаться в одиночку, есть ли специальный протокол по этому вопросу? Из каст рабочих, чужих правителей, существует бесконечный список правил, законов и строгих протоколов. Нет шансов пересечь пятый уровень. Чужой жилой район - Чужой жилой район является областью запрещенного доступа для людей. Область, стоящая за «защитой от стен», является одной из самых охраняемых зон, потому что в ней содержится много секретных документов.

Утверждение -3 -2 -1 +1 +2 +3
1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.
2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.
3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.
4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.
5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.
6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.
7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.
8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.
9. Я способен выслушивать проблемы других людей.
10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.
11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.
12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.
13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.
14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.
15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.
16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.
17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.
18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.
19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».
20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.
21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.
22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.
23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.
24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.
25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.
26. Я способен улучшить настроение других людей.
27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.
28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.
29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.
30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Понятие о личности. Соотношение объема и содержания понятий: индивид, личность, индивидуальность.
  2. Психологическая структура личности.
  3. Современные теории личности.
  4. Потребностно-мотивационная сфера личности.
  5. Самосознание личности. «Образ Я».
  6. Формирование и развитие личности. Подходы к решению проблемы развития личности в русле различных теорий.
  7. Формы переживания чувств.
  8. Виды чувств.
  9. Методы изучения эмоций и чувств.
  10. Понятие о воле. Значение воли в организации жизни и деятельности человека. Функции воли.
  11. Волевые свойства личности.
  12. Структура волевого акта.

Список дополнительной литературы:

Подняты ли они электрически? Планы объектов показывают, что уровни постепенно заканчиваются, от пола до пола, уровня за уровнем. Когда вы побеждаете третий уровень, вы должны не только сменить лифт, но и перед тем, как войти в каретку, вы также взвешиваете и кодируете цвет. Все лифты контролируются магнитом даже в лифтах, так как все освещение на всех уровнях использует магнитную индукцию. Шарики не типичны, вы можете купить на поверхности. Это совершенно другая система освещения. Освещение здесь намного ближе к естественному солнечному свету, чем освещение любого искусственного света на поверхности.

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2011, – 288 с.

2. Большой психологический словарь. Под ред. Мещеряков Б. Г.; Зинченко В. П. – М.: АСТ, 2009. – 811 с.

3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов. – М.:КДУ, 2011. – 400 с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, 2010. – 336 с.

Они похожи на чашу с скошенной основой. Трафик спокойный и тихий, почти незаметный, когда лифт начинает или останавливается. Кабели не нужны, потому что лифт магнитный, а не электрический. Этот офицер крепости был в контакте с доброжелательными незнакомыми людьми в Озерном зале. Есть ли у вас информация о существовании такой группы?

Имеются фактические данные, которые видели, проанализировали немало людей. У меня нет хорошей позиции, чтобы учить вышеуказанную информацию друг другу, с глазу на глаз. Они много работают, чтобы убедиться, что никто не открывает это место. Если бы любой мог легко найти его, это не был бы секретный комплекс.

5. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М.: Международная педагогическая академия, 1997. – 152 с.

6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.

7. Крылов А.А. Психология. – М.: Проспект, 2009. – 743 с.

8. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 256 с.

9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие: рек. Мин. обр. РФ / А. Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 512 с.

Существует еще одно доказательство - пять комплектов копий расположены в пяти разных контейнерах в пяти разных местах. Копия нового полного инопланетянина с подписями. 2 страницы оригинальных документов иностранца, подписанных Рональдом Рейганом, каждая страница содержит его подпись. Оригинальный набор вышеупомянутого набора был собран в одном пластиковом герметически закрытом пакете. Запуск вспышки - одно из доказательств - чрезвычайно опасное оружие.

Если бы не было рук, не было бы слов, которые могли бы описать степень опасности, которая могла бы вызвать ее. Доказательство должно быть защищено, если оно попадет в руки конкретного государственного учреждения, оно не будет рассматриваться как свидетельство существования инопланетян. Правительство знает правду, публично лжет. Подумайте об этом следующим образом: вы точно знаете, что Джордж Вашингтон жив? Вы верите в то, что другие люди говорят о нем? Сегодня нет никого, кто видел бы Джорджа и Вашингтона или любого, кто знал по собственному опыту, что он думал.

10. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2011. – 592 с.

11. Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. Учебник. – М.: Владос, 2010. – 687 с.

12. Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. – СПб.: Речь, 2009. – 432 с.

13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2009. – 512 с.

Вы судите о том, что знаете об этом, основываясь на знаниях других. Колумб сказал, что он обнаружил новую землю, и земля вскоре была найдена. Кроме того, есть ужасные вещи. Словно не глядя на него, Дульсе и другие подземные комплексы «никуда не денутся». Если эти базы существуют, должны быть некоторые признаки этого факта. Попросите правительство признать его существование. Если этого потребует достаточно людей, они найдут способ объяснить существование базы или, по крайней мере, почему она должна оставаться секретным комплексом.

В Даллесе много людей, которые знают меня. Во имя мужества мужчин, женщин, детей и незнакомых людей, которые умерли, пытаясь сообщить общественности о том, что происходит там, в Дульсе. Покажите это страшное место, прежде чем тысячи новых невинных людей будут подвергнуты пыткам и станут невыразимыми. Существуют ли биологические исследования в этой области?

14. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие/ Психологические тесты: в 2 т. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 312 с.

15. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М.: АСТ, 2008. – 720 с.

16. Психология личности: хрестоматия. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М,: АСТ, 2009. – 618 с.

Предположительно, они экспериментируют с передовыми технологиями в виде антигравитационных дисков. Некоторые свидетели увидели рядом с этим курортом шары баскетбола. У вас есть дополнительная информация об этом? Мячи для баскетбольных мячей используются для беспилотных патрулей. Они тихие, но когда они стреляют, вы слышите какой-то жужжащий звук. Вы можете видеть это, но он не будет освещать какой-либо объект.

Используют ли они его как источник энергии? Что-нибудь еще нам нужно знать о магнетизме? Они используют его в качестве основы для своего источника энергии. Чем больше мы узнаем о магнетизм, тем лучше. Люди называют их «магнитами», инопланетянами «лодестар». Инопланетяне на протяжении веков использовали магнетизм нашей планеты, желая всего этого для себя. Пока мы - люди - мы используем силу магнита довольно спорадически, так долго не проблема. Однако в прошлом человеческая раса использовала магнит в больших масштабах, чем сегодня.

17. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М.: АСТ, 2008. – 720 с.

18. Психология мотиваций и эмоций: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.Ф. – М.: АСТ, 2009. – 705 с.

19. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. – 672 с.

Мы также знали больше способов использовать его. На каком-то этапе соглашение было заключено. В оригинале человеческая раса собиралась прекратить использовать магнит в свою пользу, но когда люди искали другие источники энергии, они всегда возвращались к магнетизму. Они выбрали землю, право извлекать ресурсы нашей планеты, права на животных и людей на новые эксперименты. На этот раз мы получили технические знания. Мы были «проданы» в обмен на магниты.

Что должны делать инопланетяне с кровью и другими частями тела? Нужен ли им этот тип «жидкости» для исследований или для жизни? Плазма и амниотическая жидкость являются двумя жизненно важными ингредиентами, необходимыми для жизни. Также соки некоторых растений могут содержать их в живых в течение нескольких месяцев. Большинство из этих растений являются паразитическими растениями, но, например, красный красный виноград и съедобные кетаминовые растения могут быть добавлены к формуле и сохранить их в живых, когда основные ингредиенты отсутствуют.

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2009. – 422 с.

21. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений // Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. – М.: Академия, 2005. – 352 с.

22. Степанов С.С. Психологические тесты: Составление психологического портрета. Тестирование личности. – М.: Эксмо, 2005. – 320 с.

Они пытаются пересечь наш вид? «Змеиная» раса находится на орбите Земли, Венеры и Марса. Это волшебство, достигнутое с помощью передовых технологий или физической силы? Они могут проникать сквозь стены, как мы делаем через воду. Мы можем узнать то же самое. Все зависит от управления поведением атомов силой воли.

Это тяжелая работа, вы часто живете в кустах, вы едите то, что сами себе оказываете. На самом деле это заброшенная хижина. Эта база находится в горах, не слишком далеко от спящего вулкана. Это не так интересно, как Дульсе, но люди великолепны. Культурный шок может произойти, когда мы покидаем Коста-Рику для туристов. В целом, в городских районах это не самое худшее, но далеко от попираемых путей изображение радикально меняется. Нет канализационной системы, дренажной системы, дорог с твердым покрытием.

23. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 592 с.

Впервые сочетание «эмоциональный интеллект» появилось в научной статье, выпущенной в 1990 году. То есть, совсем недавно. Сейчас в Интернете, по сведениям сайта EQToday можно найти 486 000 веб-страниц, посвященных этому явлению.

Но если вы останетесь в городе, вы не почувствуете большой культурной разницы. Коста-Рика еще многое может предложить. Хорошая погода, прекрасные пляжи и красивые деревья с фруктами, растущими на них. На каких языках вы используете? Все информационные таблицы в базе данных написаны на символически признанном языке. Вы также можете попросить существ, реплик, сущность второго типа или одну из действительно фантастических генетических смесей.

Формула содержит амниотическую жидкость, плазму и несколько других частей тела. Это почти чистое персиковое пюре и почти того же цвета. Кузнечики стараются не есть с людьми, потому что запах формулы очень неприятен для любого человека. Они могут проводить целые дни или даже недели между приемами пищи. Рептильные кошки едят мясо, насекомых и любят на самых разных растениях, включая овощи и фрукты. Они предпочитают сырое и очень свежее мясо, хотя они научились есть мясо с большим удовольствием, например, кровавый бифштекс.

Выпущены в свет тысячи книг и статей, многие уважаемые консалтинговые компании проводят тренинги по развитию эмоционального интеллекта, однако профессиональное психологическое сообщество все еще не может прийти к единому определению этого явления. Отсутствие общепризнанной точки зрения на эмоциональный интеллект приводит к тому, что каждый ученый, тренер, консультант транслирует свое собственное понимание вопроса, которое часто может не состыковываться с другими позициями.

В этой статье мы хотели бы просто изложить историю вопроса: кто, как, когда и зачем изучал эмоциональный интеллект и какие практические результаты получил. Стоит сразу оговориться, что в этой статье речь пойдет, в основном, о зарубежных исследованиях эмоционального интеллекта.

Модели эмоционального интеллекта

Сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалась такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк. В развитии когнитивной науки в определенный период времени слишком много внимания уделялось информационным, «компьютерообразным» моделям интеллекта, а аффективная составляющая мышления, по крайней мере, в западной психологии, отошла на дальний план.

Понятие социального интеллекта как раз и явилось звеном, связывающим воедино аффективную и когнитивную стороны процесса познания. В сфере социального интеллекта вырабатывался подход, понимающий познание человека не как «вычислительную машину», а как когнитивно-эмоциональный процесс.

Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. После того, как Абрахам Маслоу в 50-х годах ввел понятие самоактуализации, в западной психологии случился «гуманистический бум», который породил серьезные интегральные исследования личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы.

Один из исследователей гуманистической волны Питер Салоуэй в 1990 году выпустил статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большинства в профессиональном сообществе, стала первой публикацией на эту тему. Он писал, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни.

Салоуэй и его соавтор Джон Майер определяют эмоциональный интеллект как «способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов». Другими словами, эмоциональный интеллект, по их мнению, включает в себя 4 части: 1) способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека); 2) способность направлять свои эмоции в помощь разуму; 3) способность понимать, что выражает та или иная эмоция; 4) способность управлять эмоциями.

Как позже написал коллега Салоуэя Девид Карузо, «очень важно понимать, что эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».

В сентябре 1997 года была организована ассоциация «6 секунд» (http://flogiston.ru/www.6seconds.org) с целью поддержать исследования по эмоциональному интеллекту и обеспечить перенос их результатов в практику («6 секунд» проводят тренинги и группы развития, чтобы улучшить эмоциональный климат в семьях, школах и организациях). Они предлагают свое понимание этого явления, основанное на практике: «способность получить оптимальный результат в отношениях с собой и другими людьми». Как видно, определение с широкими возможностями для трактовки. Варианты возможны как в сторону гуманизма и повышения градуса взаимопонимания, так и в сторону манипуляций с целью получения личной выгоды. В любом случае, «6 секунд» понимают эмоциональный интеллект с чисто прагматической точки зрения.

Ревен Бар-Он предлагает похожую модель. Эмоциональный интеллект в трактовке Бар-Она это все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями.

Развитие моделей эмоционального интеллекта можно представить, как континуум между аффектом и интеллектом. Исторически первой стала работа Салоуэя и Майера, и она включала в себя только познавательные способности, связанные с переработкой информации об эмоциях. Затем определился сдвиг в трактовке к усилению роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции стала модель Бар-Она, который вообще отказался относить к эмоциональному интеллекту познавательные способности. Правда в таком случае «эмоциональный интеллект» превращается в красивую художественную метафору, так как, все-таки, слово «интеллект» направляет трактовку явления в русло когнитивных процессов. Если же «эмоциональный интеллект» трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект».

Итак, если обобщить все вышесказанное, получается, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.

Способы диагностики: тестирование и оценка

Следующим шагом исследователи, после определения конструкта эмоционального интеллекта, вполне естественно, ставят вопрос о том, как его измерить. Ответ для многих вполне очевиден: если уж проводить аналогию с интеллектом, то нужен некий коэффициент, который будет показывать, на сколько человек эмоционально «умен». Естественно, что эта цель достигается методом тестирования.

Разработано несколько многошкальных тестов, большинство из которых являются коммерческими продуктами, используемыми в рамках тренингов и программах развития эмоционального интеллекта. Подавляющее большинство из них разработаны за рубежом, в нашей стране это направление пока не столь популярно у исследователей и разработчиков психодиагностических методик.

Бесплатный тест эмоционального интеллекта на британском сайте , посвященном психологическому тестированию - http://www.queendom.com/tests/access_page/index.htm?idRegTest=1121. Естественно, на английском языке. Тест состоит из 70 вопросов и, по прогнозам разработчиков, занимает около 40 минут. Результаты выдаются по следующим шкалам: «Поведение», «Знание», «Эмоциональное проникновение в себя», «Мотивация», «Выражение эмоций», «Эмпатия и социальная интуиция». Авторы приводят также довольно подробное описание каждого фактора. Поведенческий аспект эмоционального интеллекта характеризует то, каким человек воспринимается окружающими (яркий, коммуникабельный, тактичный, или сдержанный, холодный, невыразительный, стремящийся к уединению), а также способность человека контролировать свои эмоции в поведенческих реакциях.

Фактор «Знания» отражает наличие у человека знаний, необходимых для эмоционально «умного» поведения. Эти знания могут касаться основных принципов социального взаимодействия, навыков саморегуляции, поведенческих проявлений различных эмоций, ситуаций, в которых уместно проявление тех иных чувств.

«Эмоциональное проникновение в себя» означает способность распознавать и называть свои чувства (то есть не только понять по физиологическому состоянию, что переживается какое-то чувство, но и осознать и назвать его), а также осознавать мотивы собственного поведения.

Следующий фактор отвечает за способность человека адекватно выражать и контролировать свои эмоции, а также адекватно реагировать на проявления чувств других людей. «Эмпатия и социальная интуиция», отличается от предыдущего тем, что в нем основной акцент делается на то, способен ли человек адекватно понимать мотивы, стоящие за поступками окружающих.

Отечественная разработка тест «Эмоциональный интеллект» Лаборатории «Гуманитарные технологии» представляет собой попытку адаптировать этот тест для русскоязычных пользователей. Первоначально этот тест имел ту же факторную структуру, однако, поскольку он пока находится в процессе апробации и модификации, окончательный русскоязычный вариант может отличаться от английского.

Еще один тест, на котором мы остановимся подробно - MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Tests). Он разработан на основе теории «первых пионеров» эмоционального интеллекта Питера Салоуэя и Джона Майера (о них мы писали выше). Тест состоит из 141 вопроса, которые оценивают испытуемого по двум областям («Опытной» и «Стратегической»), и четырем шкалам. Первая «Распознавание эмоций» - отражает способность тестируемого воспринимать и различать чувства, как свои, так и окружающих. В вопросах этого типа испытуемые смотрят на портрет и должны выбрать, что чувствует человек, на нем изображенный.

Название второй шкалы можно перевести как «Помощь мышления» (Facilitating Thought). Ее смысл становится понятным, если обратиться к примерам вопросов: «Какие чувства будут наиболее адекватны при знакомстве с родителями Вашего партнера?». То есть, в данной группе вопросов упор делается на рефлексию, способность тестируемого понять, демонстрация каких чувств будет наиболее уместна в данной ситуации (именно демонстрация, совсем необязательно их испытывать).

Третья и четвертая шкалы вполне традиционна для такого рода тестов. «Понимание эмоций» объясняется, как способность понимать комплексные эмоции и «эмоциональные цепи» (как эмоции переходят из одной в другую). «Управление эмоциями» - как способность управлять чувствами и настроением, как у себя, так и у окружающих.

С подробным описанием теста, включающим его психометрические свойства можно познакомиться по адресу http://www.emotionaliq.org/MSCEIT.htm . Насколько нам известно, русскоязычной версии этого теста пока не существует. Будем рады поправиться, если это не так.

Помимо уже описанных методик, существует еще несколько популярных тестов на эмоциональный интеллект: SEI (Six Seconds Emotional Intelligence Test) и OVC (Organizational Vital Signs), разработанные группой «6 секунд»; EQ-i Рэвена Бар-Она; ECI (Emotional Competence Inventory) Хая МакБера и другие. Краткое описание этих и некоторых других методик на английском языке можно найти здесь: http://www.6seconds.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=17tests/

Из русскоязычных тестов на эмоциональный интеллект еще можно отметить представляемый И. Андреевой (Полоцкий Госуниверситет) опросник Н. Холла (со ссылкой на книгу Ильина 2001 года - http://www.epolotsk.com/psy/). В нем всего 30 утверждений, степень своего согласия с которыми испытуемый шкалирует от (-3) до (+3), а факторная структура похожа на уже описанные факторы опросника EQ с сайта Queendom.com . - http://www.queendom.com/

Также в научных работах встречается упоминание методики, разработанной в Институте психологии РАН (Люсин Д.В, Марютина О. О., Степанова А. С.). Они выделяют два вида эмоционального интеллекта внутриличностный и межличностный, и строят свой опросник соответственно этому делению. К межличностному интеллекту они относят все формы понимания и интерпретации чужих эмоций, а к внутриличностному, соответственно, своих. К сожалению, нам не удалось найти, как и где используется этот опросник.

Существуют еще нетестовые методы оценки эмоционального интеллекта, основанные на технологии «360 градусов». Как известно, перекрестную оценку (когда в группе испытуемых каждому предлагается оценить каждого) можно проводить по разным критериям. Так почему бы не попросить оценить эмоциональный интеллект? Эти оценки будут показывать, насколько оцениваемая фигура «эмоционально умна» в отношениях с людьми, непосредственного его окружающих.

В качестве примера можно привести метод 360 градусов - западную технологию The Emotional Intelligence View 360 (EIV360), предлагающую 17 критериев оценки эмоционального интеллекта, разбитых по областям «Саморегуляция», «Регулирование отношений» и «Коммуникация». С описанием этой технологии можно познакомиться здесь: http://www.eiconsortium.org/measures/emotional_intelligence_view360.htm (на англ. языке).

Итак, мы постарались составить краткое обозрение взглядов современной психологии на эмоциональный интеллект и описать способы его диагностики. Конечно, эта статья не претендует на полное описание проблемы, но вполне может рассматриваться, как стартовая площадка для более глубокого поиска.

Опросник «Эмоциональный интеллект» - он-лайн версия с интерпретацией результатов - http://virtualexs.ru/cgi-bin/exsurveys/survey.cgi?ac=542

Орел Е. Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики - http://flogiston.ru/articles/general/eq

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь