Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

При проведении СИНТАКСИЧЕСКОГО анализа важно научить детей определять предложение по интонации, правильно устанавливать связь между словами в предложении, находить в предложении словосочетания.

Разбор по членам предложения имеет большое значение для развития речи младших школьников и формирования у них :

1. Овладение способами сочетания слов в предложении, практическое знакомство с разнообразием синтаксических конструкции помогают ребенку полно, образно и логично выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

2. Целенаправленная работа над построением словосочетаний предупреждает типа: беспокоиться за отца, пришел со школы…

3. Умение находить слово, от которого зависит данное, и правильно ставить вопросы лежит в основе разграничений частей речи, правописания безударных окончаний существительных и глаголов.

4. Безударные окончания прилагательных проверяются ударными окончаниями вопросов.

В науке о языке синтаксический анализ предложения можно проводить в трех направлениях:

— в формальном (выделение членов предложения по вопросам);
— в семантическом (выделение субъекта, объекта, предиката…);
— в коммуникативном (выделение «данного» — темы (о чем говорится?) и «нового» — ремы (что говорится?)

В начальных классах разбираются, как правило, те предложения, в которых формальная структура не вступает в противоречие с семантической и коммуникативной.

РЕБЕНОК (субъект — тема) РИСУЕТ (предикат — рема) КОРАБЛИК (объект) — прямой порядок слов.

Поэтому в рамках традиционного подхода к обучению не рекомендуется разбирать:
— сложные предложения (теоретически не изучаются);
— предложения с обратным порядком слов (что трудно выдержать, так как в нашем языке их очень много): У МЕНЯ (субъект — тема) БОЛИТ (предикат — рема) ГОЛОВА (объект)

— коммуникативно нечленимые: СВЕТАЕТ. РАННЕЕ УТРО.

Особенности работы в каждом классе школы 1-3:
(традиционный подход в обучении)

1 кл. — дети под руководством учителя выясняют О КОМ? или О ЧЕМ? говорится в предложении, подчеркивая это слово одной линией, и ЧТО об этом говорится, подчеркивая двумя линиями (термины не сообщаются, так как в 1 кл. не изучается; но опыт работы учителей показал, что введение терминологии затруднений у учащихся не вызывает).

2 кл. — в конце изучения грамматической темы «Предложение» вводится , содержащий описание приемов выделения каждого члена предложения и выписывание словосочетаний (полная форма). Так как подлежащее и сказуемое не являются словосочетание, их выписывать не следует. Второстепенные члены предложения не дифференцируются и никак не подчеркиваются. В практике работы школы чаще проводится частичный письменный синтаксический разбор предложения, осложненный указанием частей речи, что способствует формированию умения разграничивать части речи и члены предложения.

СКВОЗЬ (пред.) ВОЛНИСТЫЕ (прил.) ТУМАНЫ (сущ.) ПРОБИРАЕТСЯ (глаг.) ЛУНА (сущ.).

Такая форма разбора приемлема лишь с целью контроля за умениями учащихся, но не , в отличие от полной устной формы.

3 кл. — систематически проводится полный синтаксический разбор предложения как в письменной, так и в устной форме в сочетании с частичным морфологическим разбором изучаемых частей речи. В связи с изучением темы « » добавляется разбор предложений с однородным членами.

В традиционной методике обучения существуют различные точки зрения на оформление синтаксического разбора в тетрадях учащихся.

Учебники школы 1-3 (2 кл.) (авторы — Рождественский Н.С. и др.)

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

пробирается (сквозь что?) — сквозь туман, туманы (какие?) — волнистые

Учебники школы 1-4 (3 кл.) (автор — Рамазаева Т.Г.)

Сквозь волнистые ← туманы ← пробирается ↔ луна.

Первая форма записи представляется нам более удобной и доступной младшим школьникам.

АЛГОРИТМ РАЗБОРА

1. Выразительно прочитать предложение. Определить, какое оно по интонации (повествовательное, вопросительное или побудительное).
2. Найти подлежащее (о ком или о чем говорится в предложении).
3. Найти сказуемое (что говорится о подлежащем).
4. Найти второстепенные члены предложения, относящиеся к подлежащему, затем — к сказуемому, а затем — к второстепенным членам.
5. Выписать словосочетания (письменная форма).

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА

Устный :
1. Предложение повествовательное, в конце ставится точка.
2. В предложении говорится о туристах. (Кто?) — туристы. Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой.
3. Туристы (что делали?) шли. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.
4. Задаем вопрос от подлежащего. Туристы (какие?) веселые, это второстепенный член предложения. Задаем вопрос от сказуемого. Шли (где? по чему?) по дороге, это второстепенный член предложения. Задаем вопросы от второстепенных членов предложения. По дороге (какой?) лесной. Это второстепенный член предложения.

Письменный :
Веселые туристы шли по лесной дороге.

туристы (какие?) — веселые, шли (по чему? где?) — по дороге, по дороге (какой?) — лесной

В рамках альтернативных подходов к преподаванию родного языка в начальных классах объем синтаксической теории значительно увеличен, что отражается и в синтаксическом разборе предложений.

Например, в учебниках Поляковой А.В., составленных с целью реализации идей развивающего обучения по системе Занкова Л.В., со 2 класса учащиеся знакомятся с типами второстепенных членов предложения и в связи с этим различаются распространенные и нераспространенные простые предложения, осложненные и не осложненные однородными членами.

Ведется целенаправленная работа по разграничению простых и сложных предложений через подсчет количества грамматических основ, по определению границ каждой части сложного предложения, по выделению союзов. В 3 классе дети учатся отличать сложноподчиненные предложения от сложносочиненных, составлять элементарные схемы этих предложений, знакомятся с предложениями, содержащими прямую речь. Учащиеся знакомятся с такими видами связи слов в словосочетании, как управление и согласование.

АЛГОРИТМ РАЗБОРА

1. Простое или сложное.
2. Вид предложения по цели высказывания.

Простое предложение:
3. Распространенное или нераспространенное.
4. Главные и второстепенные члены предложения, какой частью речи выражены.
5. Однородные члены предложения (если они есть).

Сложное предложение :
3. Части сложного предложения, их главные члены.
4. Союзы (союзные слова) в сложном предложении (если они есть).
5. Сложносочиненное или сложноподчиненное.

ОБРАЗЕЦ ПИСЬМЕННОГО РАЗБОРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (2 класс)

Простого :

Румяной зарею покрылся восток . (А.С.Пушкин)

Сложного :

Туча по небу идет, бочка по морю, плывет. (А.С.Пушкин).
——- =====, ——- =====

Сложносочиненного:

Бродят дождевые в небе облака, и о берег тихо плещется река. (С.Д.Дрожжин)
===== ——— , и ====== ———

Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Ф.И.Тютчев)
===== ——— , а ——- =====

Сложноподчиненного :

Цветет рябина поздней весной, когда оденутся в зеленую одежду леса.
Главное , когда придат.

ОБРАЗЕЦ ПИСЬМЕННОГО РАЗБОРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (3 класс)

Остановимся подробнее на основных затруднениях, которые испытывают младшие школьники в процессе синтаксического разбора предложений (независимо от подходов к обучению и программ), и их причинах.

Прежде всего эти трудности связаны с нахождением и выписыванием СЛОВОСОЧЕТАНИЙ, которые до середины 80-х годов в учебниках начальной школы назывались «парой слов». Этот термин является ненаучным, так как не любая пара слов образует словосочетание. В современных учебниках используется научная терминология, но лишь по программе четырехлетней начальной школы дается четкое данного понятия с указанием его существенных признаков (учебник Рамзаевой Т.Г., 3 кл., с.42):

— в словосочетании слова связаны между собой по смыслу;
— одно слово зависит от другого, от главного слова к зависимому можно поставить вопрос;
— подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания, так как они по отношению друг к другу равноправны и взаимозависимы.

Важно помнить о том, что в словосочетании оба слова должны быть знаменательной частью речи, поэтому сочетания предлогов и существительных (сквозь туманы, около дерева, благодаря темноте ) словосочетанием не являются.

Существенный вред процессу формирования понятия «словосочетание» приносит непродуманность заданий (даже в современных учебниках) типа: «Выпишите в столбик главные члены предложения и словосочетания» (учебник Поляковой А.В., 2 кл., с.62, упр. 161). Такие задания могут привести к смешению в сознании учащихся изучаемых понятий, так как и то, и другое выписывается. Лишь в учебниках Рамзаевой Т.Г. с целью разграничения главные члены предложения только подчеркиваются, а словосочетания выписываются (3 кл., упр. 96, с.39):

На полях выросла кукуруза.
кукуруза (какая?) высокая
выросла (где?) на полях

Следующим проблемным вопросом синтаксического разбора является нахождение и подчеркивание второстепенных членов предложения, так как некоторые учащиеся механически, без учета смысловой связи, объединяют слова в пары и даже связывают их вопросами, что мешает осознанию сущности и взаимосвязи синтаксических понятий.

Согласно программам традиционного подхода к , второстепенные члены предложения не дифференцируются. До конца 80-х годов господствовала точка зрения, что все второстепенные члены следует подчеркивать волнистой линией, что являлось отступлением от принципа научности знаний и требовало переучивания в средней школе. В настоящее время считается, что второстепенные члены предложения лучше вообще никак не подчеркивать, чтобы в дальнейшем не переучивать.

Данное положение подтолкнуло учителей традиционной начальной школы к внедрению опережающего обучения. Многие из них в 3 классе школы 1-3, либо в 4 классе школы 1-4 знакомят учащихся с типами второстепенных членов предложения, используя различные опорные таблицы с терминами и вопросами.

Грамматическая теория о типах второстепенных членов предложения содержится только в учебниках Поляковой А.В. В других учебниках начальной школы она отсутствует, что породило значительное количество ошибок при разграничении второстепенных членов предложения. Приведет пример наиболее грубой ошибки.

В КУСТАХ ГРОМКО ЧИРИКАЮТ ВОРОБЬИ.

Учитель : «Определите, каким членом предложения является существительное В КУСТАХ, докажите это» .
I ученик : «Я поставлю к этому существительному вопрос В ЧЕМ? Это падежный вопрос, значит существительное является дополнением. Подчеркну его пунктиром.»
II ученик : «А я поставлю вопрос ГДЕ? Это существительное будет обстоятельством мест. Подчеркну его пунктиром с точкой.»
Учитель : «Подчеркните это существительное так, какой вопрос вы задали.»

Во избежании ошибок учителю важно помнить следующее:

— одно и то же слово в предложении не может быть разными членами предложения;
— любое грамматическое понятие определяется через единство его существенных признаков (смысловой и формальной сторон);
— наибольшую трудность вызывает разграничение второстепенных членов предложения, выраженных именем существительным.

Итак, нельзя ограничиваться только постановкой вопросов к словам без учета из семантики.

Определение — эта такой второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета или принадлежность и отвечает на вопросы: какой? какая? какие? чей? Подчеркивается волнистой линией.

Дополнение — это такой второстепенный член предложения, который обозначает объект действия и отвечает на вопросы косвенных падежей. Подчеркивается пунктирной линией.

Обстоятельство — это такой второстепенный член предложения, который обозначает время, место, причину, цель, образ протекания действия, либо качество признака (очень умный). Отвечает на вопросы? когда? где? куда? почему? зачем? как? в какой степени? и т.д. Подчеркивается пунктиром с точкой.

АЛГОРИТМ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВЫРАЖЕННЫХ ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ:

1. Если к существительным можно поставить лишь один вопрос косвенного падежа, — это ДОПОЛНЕНИЕ (шевелить листья, любоваться природой). Такие существительные всегда обозначают только объект действия (предмет).

2. Если к существительному можно поставить два вопроса (падежный и смысловой), — это либо обстоятельство, либо определение.

3. Если один из вопросов косвенного падежа, а другой: когда? где? куда? откуда? как? и т.д., — это ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (пели в кустах, вышли на заре).

4. Если один из вопросов косвенного падежа, а другой: чей? чьи?, — это несогласованное ОПРЕДЕЛЕНИЕ (ветви ели, гнездо сороки). Такие существительные легко заменяются прилагательными (еловые ветви, сорочье гнездо).

Следует оговориться, что даже программа развивающего обучения родному языку (учебники Поляковай А.В.) не предусматривает изучения несогласованных определений, как наиболее трудных для понимания младшими школьниками.

Алгоритм разграничения дополнений и обстоятельств в учебнике Поляковой А.В. (3 класс, с.96) базируется на положении «Обстоятельства не отвечают на вопросы косвенных падежей», с чем трудно согласиться. Если обстоятельство выражено именем существительным оно не может отвечать на вопросы косвенных падежей. Ведь падеж того или иного существительного определяется прежде всего по грамматическому вопросу.

Теги: разбор предложения по членам, разбор предложения с однородными членами, разбор по членам предложения урок, примеры разбора предложения по членам, схема разбора по членам предложения, разбор предложения второстепенные члены

В начальной школе дети знакомятся с правилами составления и разбора предложений. Одно из часто встречающихся заданий - разобрать предложение по частям речи. Для его выполнения достаточно над каждым словом в предложении сокращенно написать, к какой части речи оно относится. Но для того чтобы определить это, нужно, как минимум, знать, какие части речи бывают и как отличить одну от другой.

Части речи

В русском языке выделяют десять частей речи (в скобках приведены общепринятые сокращения), которые объединены в 3 группы: самостоятельные, служебные и междометия.

Самостоятельные части речи несут основную смысловую нагрузку в предложении и отвечают на соответствующие вопросы. К ним относятся:

  1. имя существительное (сущ., кто?, что?) - называет предметы;
  2. имя прилагательное (прил., какой?) - описывает предмет, давая понятие о его характеристиках;
  3. имя числительное (числ., какой по счету?, сколько?) - называет порядковый номер или количество;
  4. глагол (гл., что делать?) - выражает действие предмета. Дополнительно выделяют две глагольные формы - это причастие (прич., какой?) и деепричастие (дееприч., что делая?, что сделав?), которые выражают признак предмета по действию и дополнительное действие соответственно;
  5. местоимение (мест., кто?, что?) - указывает на предмет, но не называет его;
  6. наречие (нар., как? когда?, где? куда?, почему? и т.д.) - называет признаки действия, признаки предмета, указывают на время, место, цель и т.п.

Служебные части речи предназначены для связки самостоятельных частей речи в словосочетания и предложения, для создания сложных предложений и придания им различных оттенков. Это:

  • предлог (пр.) - выражает зависимость между словами, указывают на положение в пространстве, времени;
  • союз (с.) - служит для связки однородных членов предложения между собой и простых предложений в сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные;
  • частица (част.) - придаёт словам и предложениям различные оттенки значения.

Междометие (межд.) - часть речи, которую нельзя отнести ни к самостоятельны,ни к служебным, придает тексту эмоциональную окраску и выражает различные чувства и побуждения.

Разбор предложения на примере

Это лето выдалось жарким, поэтому дети дома не сидели- они много купались в речке, часто загорали на солнышке, лежа в траве, а по вечерам развлекались разными играми.

Теперь рассмотрим по порядку, какие части речи встречаются в этом предложении.

  • это - указательное местоимение
  • лето - существительное
  • выдалось - глагол
  • жарким - прилагательное
  • поэтому - союз
  • дети - существительное
  • дома - существительное
  • не - отрицательная частица
  • сидели - глагол
  • они - местоимение
  • много - наречие
  • купались - глагол
  • в - предлог
  • речке - существительное
  • часто - наречие
  • загорали - глагол
  • на - предлог
  • солнышке - существительное
  • лежа - деепричастие
  • в - предлог
  • траве - существительное
  • а - союз
  • по - предлог
  • вечерам - существительное
  • развлекались - глагол
  • разными - прилагательное
  • играми - существительное

Мы разобрали части речи в данном предложении. Аналогично и следует делать в любом другом предложении, но не выписывать слова в столбик и писать напротив них части речи, а используя сокращения (см. в статье выше), аккуратно надписывать над каждым словом его часть речи.

Пусть изучение русского языка дается Вам легко!


Внимание, только СЕГОДНЯ!

ДРУГОЕ

Чтобы выяснить, какие части речи самостоятельные, следует разобраться в признаках, их характеризующих. Самостоятельные…

В современном русском языке выделяются различные части речи. Это одно из важнейших понятий в языкознании.Что такое…

Самостоятельные и служебные части речи играют в языке разные роли. Самостоятельные (знаменательные) обозначают…

Ученые-русисты по-разному выделяют части речи. Наша статья расскажет о тех частях речи, которые изучаются в школьном…

Иной раз достаточно сложно с первого взгляда определить, какой частью речи является слово, а ведь от этой процедуры…

Если вы учитесь и изучаете русский язык, что такое союз, вам придется узнавать в любом случае, но лучше найти легкий…

Давайте выясним, «хорошо» - какая часть речи? Большинство ответят, что наречие, и будут правы. Дадим…

Существует одно маленькое, но «хитрое» слово, которое постоянно норовит сыграть роль то одной части речи,…

Такие слова как "можно" в руском языке выражают какое-либо состояние, обозначающее обязательность, возможность,…

Умение отличать причастие от прилагательного иллюстрирует багаж знаний человека в области русского языка. Особенно это…

Местоимение – это самостоятельная часть речи, указывающая на признаки, предметы, количество, но не называющая их: "ты",…

Большую роль играют в речи союзы и местоимения. Иногда на письме их легко спутать за счет того, что они одинаково…

Вам необходимо сделать морфологический разбор слова? Для начала определимся, что это такое, а потом уже конкретно…

Разбор предложения по членам, или синтаксический разбор предложения, - это обязательная часть учебной программы по русскому языку. Тому, кто не справится с этим заданием, не стоит и мечтать об отличных оценках в табеле и/или аттестате. Причем, в отличие от многих новомодных методик, совсем недавно появившихся в учебниках и методических пособиях, синтаксическим разбором предложений и словосочетаний занимались еще наши бабушки и дедушки – и на уроках, и в качестве домашнего задания. Да и контрольные работы по лингвистике не обходятся без этого задания.

Наверняка вы знакомы с ним не понаслышке. Но даже самым смышленым ученикам никогда не мешает закрепить и/или углубить свои знания. Поэтому, независимо от успеваемости в школе, предлагаем вам подробно обсудить и запомнить, как разобрать предложение по членам правильно и без ошибок.

Синтаксический состав предложения. Члены предложения
Начнем с того, что сверим терминологию. Синтаксический разбор и разбор предложения по членам – это равнозначные названия одного и того же процесса, который заключается в анализе состава предложения и определении принадлежности каждого слова к той или иной части речи. Разница между ними заключается только в объеме работы: синтаксический разбор подразумевает более глубокий анализ параметров предложения, а разбор по членам – это, как правило, только часть общего синтаксического анализа. Тем не менее, именно разбор предложения по членам вызывает у большинства школьников основные затруднения. Возможна причина: в вариативности роли слов в предложении. Дело в том, что даже относящиеся к одной части речи слова могут выполнять в предложении разные роли. Причем различаться они будут и в рамках одного, и в нескольких разных предложениях. Фигурально выражаясь, можно было бы назвать каждый член предложения некой должностью, на которой «работает» слово. Перейдя на другое место работы, то есть в другое предложение, оно может сменить свою должность и, соответственно, выполнять уже другие функции. Более того: членом предложения может быть не только одно слово, но и словосочетание.

Именно поэтому многие ученики школ и даже студенты высших учебных заведений порой путаются и неверно идентифицируют члены предложения. Помочь им восстановить понимание можно, если прояснить базовые понятия синтаксического состава предложения. Начать можно с простых упражнений, постепенно усложняя задания и вводя в них новые, сбивающие с толку и тренирующие навыки синтаксического разбора, элементы. Например, для начала следует запомнить, что все члены предложения, даже самого короткого, делятся на:

  1. Главные члены предложения. Их всего два: подлежащее и сказуемое. Вместе они образуют так называемую грамматическую основу предложения. Не в каждом предложении одновременно присутствуют оба главных члена, но один из них необходим всегда.
  2. Второстепенные члены предложения. Их три: определение, дополнение и обстоятельство. Могут наличествовать в предложении в любых сочетаниях и количествах, все вместе или по одному.
И главные, и второстепенные члены предложения имеют собственные, четко определенные характеристики, по которым их и становится возможным определить и отличить друг от друга. Даже опытные филологи иногда ведут споры о том, какую функцию выполняет в предложении то или иное слово, но то касается лишь частных случаев авторского синтаксиса в очень сложных, длинных предложениях художественных и научных текстов. В школах обычно даются задания на основе типичных и наглядных примеров, для анализа которых нужно лишь один раз как следует запомнить те параметры, которые определяют члены предложения. Для успешного выполнения задания достаточно всего двух таких параметров: это вопрос, на который отвечает каждый член предложения, и та часть речи, которая чаще всего выступает в этой роли:
  • Подлежащее обозначает (называет) тот предмет, объект или явление, о котором идет речь в предложении. Соответственно, оно логично становится ответом на вопросы «Кто?» и/или «Что?». В большинстве случаев в роли подлежащего выступает имя существительное или местоимение, а также числительное в сочетании с существительным (напр., «множество вариантов»).
  • Сказуемое рассказывает о том, что делает или что происходит с подлежащим. Чтобы найти в предложении сказуемое, задайте вопрос: «Что делает?» (делал/сделает) объект. Не удивительно, что сказуемым обычно бывает глагол. В отдельных случаях в качестве сказуемого может выступать имя существительное или другие части речи.
  • Определение описывает предмет и сообщает его признаки, поэтому отвечает на вопросы «Какой?» (какая/какое/какие), «Чей?» и т.п. Как правило определениями бывают прилагательные и причастия.
  • Дополнение раскрывает содержание предложения в связи с предметом (подлежащим). Оно может отвечать на любой вопрос косвенных падежей (то есть всех, кроме именительного): «Кого?» («Чего?»), «Кому?», («Чему?»), «Кем?», («Чем?»), «Откуда?» и т.п. Дополнениями бывают как деепричастия, так и другие части речи вместе с предлогами.
  • Обстоятельство раскрывает подробности действия и обозначает его место, время, способ и другие характеристики. В предложении обстоятельство – это тот член, который отвечает на вопросы «Почему?», «Зачем?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?», «Где?» и «Как?». Обстоятельствами часто бывают существительные, наречия, реже – другие части речи.
Сам факт наличия в предложении тех или иных членов позволяет говорить о делении предложений еще на две категории. Это может показаться усложнением учебной работы, но на самом деле понимание этой характеристики помогает легче определять актуальную каждого слова в предложении. Поэтому важно запомнить, что по составу предложения делятся на:
  1. Нераспространенные предложения – то есть не имеющие других слов, кроме подлежащего и/или сказуемого (грамматической основы).
  2. Распространенные предложения – то есть включающие в себя, помимо грамматической основы, и второстепенные члены. Их количество не важно: если они есть, то предложение автоматически считается распространенным.
Предложение может быть полным, если в нем присутствуют оба главных члена, или неполным – если один из них отсутствует и угадывается лишь по контексту. Эти параметры обязательно указываются при разборе предложения по членам, в противном случае учитель при проверке задания наверняка снизит оценку. Кроме того, необходимо научиться различать две и большее количество грамматических основ в рамках одного предложения. Такое явление не редко – на практике сложные (содержащие больше одной грамматической основы) предложения встречаются намного чаще, чем простые (включающие только одну грамматическую основу).

Как сделать разбор предложения по членам
Теперь давайте практической работой закрепим теоретические знания о том, как разобрать предложение по членам. Для этого нам понадобится система условных обозначений, с помощью которых маркируются разные члены предложения. Традиционным способом является подчеркивание слов в предложении фигурными линиями в зависимости от синтаксической роли. Эти обозначения общепризнаны и н письме, и в печатном тексте, поэтому запомните их один раз, чтобы впредь всегда использовать при разборе предложения по членам:

  • Подлежащее подчеркивают одной линией.
  • Сказуемое подчеркивают двумя линиями.
  • Определение подчеркивают волнистой линией или горизонтальным зигзагом.
  • Дополнение подчеркивают пунктиром.
  • Обстоятельство подчеркивают пунктиром с точкой.
Для примера возьмем задание средней сложности: простое предложение (одна грамматическая основа), распространенное и полное:

Вечером небо осветила полная луна.


Если вам будет сложно сразу разобрать предложение по членам самостоятельно, сделайте это с помощью пошаговой инструкции:
  1. Вдумчиво прочтите предложение, обращая внимание не только на его содержание, но и на форму: порой именно в ней скрываются каверзные моменты и сложности анализа.
  2. Найдите подлежащее: в данном предложении на вопрос «Что?» отвечает слово «луна». Подчеркните его одной прямой линией.
  3. Найдите сказуемое, отталкиваясь от подлежащего: «Что сделала луна?». Луна осветила (небо). Значит, сказуемое в том предложении: «осветила». Подчеркните этот глагол двумя параллельными прямыми линиями.
  4. Найдите определение (признак подлежащего): «Луна какая?». Луна полная. Слово «полная» - это определение, подчеркните его волнистой линией.
  5. Найдите дополнение: «Что осветила луна?». Луна осветила небо. «Небо» - то дополнение в данном предложении, подчеркните это слово пунктиром.
  6. Найдите обстоятельство: «Когда луна осветила небо?». Луна осветила небо вечером. Соответственно, «вечером» - это определение, которое следует подчеркнуть пунктиром с точкой.
  7. В процессе выполнения задания записывайте вопросы, которые связывают слова в единую по смыслу систему. Пишите их прямо над предложением, сопровождая стрелками от одного слова к другому. Например: Стрелка от слова «луна» к слову «полная» должна быть подписана вопросом «Какая?». Стрелка от слова «осветила» к слову «небо» должна быть подписана вопросом «что?». Это дает возможность преподавателю при проверке задания видеть, каким образом вы его выполняли, и в какой последовательности развивался анализ предложения.
Сложные, неполные предложения требуют еще большей внимательности при синтаксическом разборе. Не забывайте, что одним членом предложения словосочетания могут быть целые словосочетания – и тогда они подчеркиваются именно так, как единый член. Это же правило распространяется на устойчивые выражения и обособленные второстепенные члены предложений. Например, в предложении «Они вернулись, не солоно хлебавши» «они вернулись» – это грамматическая основа, а «не солоно хлебавши» - обстоятельство. Что касается сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, то при их разборе главное – найти и не перепутать каждую из грамматических основ. Для удобства разбора и проверки на письме разделите простые предложения в составе сложного косой чертой – это покажет преподавателю, что вы в совершенстве владеете инструментами синтаксического разбора, и наверняка повысит вашу оценку. Умение правильно разобрать предложение по членам приходит с опытом и практикой, поэтому выполняйте как можно больше подобных заданий самостоятельно, не бойтесь совершать ошибки и учитесь на них. Удачи вам и отличных оценок!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь