Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Заключению брака в большинстве случаев сопутствует свадьба. Современные молодые люди всё чаще устраивают тематические праздники, в том числе и в русском духе. К сожалению, многие особенности русской свадьбы оказались забытыми. В наше время бракосочетание обычно включает в себя роспись в загсе, возложение букетов к памятникам и застолье. О том, как проводили свадебный обряд наши предки, будет рассказано в этой публикации.

Сговорки и рукобитье

Русской свадьбе предшествовало несколько предварительных обрядов.


Подготовка невесты и жениха к венчанию

Русская свадьба всегда видна и слышна издалека. Это, пожалуй, самый весёлый и красочный праздник из всех, которые бывают в жизни человека. Это и понятно, ведь нет ничего важнее семьи, которая рождается в этот день. Именно в день заключения брака на Руси особенно внимательно относились к соблюдению всех свадебных обрядов. Первым из них являлся сбор к алтарю невесты и жениха.

Подготовка невесты

С утра у невесты собирались её подружки. Они помогали девушке одеться к венцу, а затем принимали активное участие в традиционном свадебном действии.

Женский свадебный наряд был выполнен в красных тонах. Он состоял из нескольких основных частей, главной из которых был сарафан. Для него выбиралась лучшая ткань. Его украшали вышивкой, бисером, золотой и серебряной тесьмой. Для невест из зажиточных семей сарафан шили из парчи и отделывали жемчугом и ценным мехом. Общий вес свадебного наряда мог достигать 15 кг. Свадебный сарафан, как правило, укладывали в сундук и предавали из поколения в поколение. Под сарафан надевались несколько нижних юбок и венчальная рубаха.

Голову невесты вначале украшал венок, сплетённый из полевых цветов. Затем он был заменён на украшенную ленту или обруч, которые завязывались вокруг головы. При этом волосы оставались распущенными или заплетались в одну косу. Поверх головного убора надевалась вуаль или фата, которая имела двойное назначение. С одной стороны, она являлась украшением, а с другой стороны, защищала новобрачную от порчи и нечистой силы.

Надо сказать, что красивый костюм невеста надевала не сразу. Вначале она облачалась в одежду тёмного, а порой и чёрного цвета. Она символизировала скорбь девушки, которая уходила из родного дома к чужим людям. Только после венчания невеста облачалась в праздничные одежды.

В свадебное платье втыкали иглы без ушек и булавки без головок, а тело девушки обёртывали обрывками мережек с бесчисленным количеством узелков, чтобы её не сглазили во время церемонии. В обувь новобрачной насыпали деньги и зерно. Считалось, что это поможет сделать её семью процветающей.

Наряженную невесту накрывали платком, уберегая таким способом от дурного глаза. Затем её сажали за стол на застеленную вывернутой шубой лавку. По поверью, если сидеть на мехе, то семья будет жить в богатстве, а дурные люди не смогут навредить.

Вокруг молодой рассаживались подруги. К ним позднее присоединялись родственники. Стол при этом застилался белой скатертью и на него выставлялись пироги. Все ожидали новую родню.

Подготовка жениха

Парень также готовился к бракосочетанию с раннего утра. У него собирались друзья и родственники, чтобы украсить повозки лентами, цветами и колокольчиками.

Наряд мужчины состоял из штанов и красной или белой рубахи, подпоясанной длинным кушаком. Ворот и рукава рубахи вышивались традиционными символами, которые обозначали счастье и достаток. В ворот и подол, так же как и невесте, втыкались иглы и булавки. Для защиты от сглаза в карман молодой часто клал ножик.

Приезд свадебного кортежа и обряд «выкупа»

К назначенному времени у дома невесты появлялся свадебный поезд. В него входили сам жених, его друзья и родственники, сваты. Первым ехал дружка, державший перед собой икону. На свадьбе он охранял жениха и вёл шутливые переговоры, «выкупая» место для молодого за праздничным столом. Этот свадебный обряд, согласно русской традиции, проходил шумно и весело. Посмотреть на него обычно собирались все соседи.

1. Навстречу «поезду» выходил отец невесты. Он приглашал гостей в дом, но не сразу.


2. Как только жених и сопровождающие его лица входили, невеста по обычаю начинала плакать и причитать с новой силой. Этим она показывала свою привязанность к отчему дому и родным, которых должна навсегда покинуть. Остальные присутствующие шутили и веселились. На её плач никто не реагировал. Начиналась церемония «выкупа» места за столом - один из самых весёлых обычаев русской свадьбы. Обряд проходил в несколько этапов.

  • Перед гостями выстраивались подружки невесты и пели, обращаясь к дружке:

«Идёт дружка наш хороший,

На лиху болезнь похожий!

Друженька хороший!

Друженька пригожий!

Ну-ка, дружка, поскачи,

Подавай нам калачи!»

Дружка благодарил их за песню и одаривал спиртным и пирогами.

  • Топнув ногой, дружка поворачивался к родителям невесты, задавал вопросы о здоровье и благополучии, а также передавал поклоны от родителей жениха.
  • После поклона родителям невесты дружка поворачивался к мужчинам, делая на них «наговор». С подобными шуточными «наговорами» он обращался к другим присутствующим: незамужним девушкам, молодым женщинам, старикам и детворе.
  • Гости отвечали дружке шутливыми стихами или песней приблизительного такого содержания:

«Ой, у друженьки -

Нос крючком!

Ой, у друженьки -

Голова яйцом!»

Дружка давал им денег, чтобы они перестали на него «наговаривать».

3. Когда взаимный обмен любезностями заканчивался, дружка приступал к главной части - «выкупу» для жениха места рядом с невестой. Во время этого действия разыгрывался своеобразный спектакль, все сцены которого разворачивались в строгом соответствии с традициями русского свадебного обряда.

Сколько ты хочешь и что возьмёшь: казну или что другое? У нашего князя наречённого всего вдоволь.

Раз так, что я буду просить, то и подавай. Отсыпь мне для начала рублей семь, чтоб приятно было всем.

Изволь собирать (с этими словами дружка выкладывал на подставленное блюдо деньги).

Подай теперь то, что ярче солнца, краше звёзд небесных.

Пожалуйста, принимай.

Говоря эти слова, дружка отдавал образ, с которым шёл впереди свадебного поезда. «Продавец» помещал его в божницу, расположенную в правом (красном) углу комнаты.

Дай мне три поля: яровое, ржаное, да пары.

Изволь принять.

Отвечая, дружка отдаёт брату невесты каравай, пирог и жареные пирожки из картофеля.

Подай мне море пенное на пяти столбах.

Вот, принимай.

Дружка подаёт пиво в дубовом жбане.

  • После этого продавец и дружка начинали загадывать друг другу различные сложные загадки. Когда все вопросы были заданы, а ответы даны, «продавец» говорил: «Дай мне, дружка, то, чего у нашего хозяина в доме нет».

Дружка за руку подводит к «продавцу» жениха. Тот, уступая своё место, сажает молодого за стол рядом с причитающей невестой. Фату, закрывающую лицо, она не снимает вплоть до венчания.

4. После этого другие члены свадебного поезда выкупают места у девушек и рассаживаются за столом в следующем порядке:

  • на почётное место, под образа, садится самый близкий родственник жениха из прибывших;
  • рядом размещается дядя;
  • напротив невесты и жениха усаживается дружка с товарищем;
  • остальные гости располагаются «по чину».

Когда все присутствующие рассаживаются, к каждому из них обращается невеста. Она просит выпить стакан вина. Гость должен выслушать обращение стоя, положить на блюдо деньги и выпить.

В конце невеста с тем же предложением обращается к будущему мужу. Он не встаёт и не берёт предложенный бокал. Просьбу дочери повторяет и хозяин дома, но и после этого новобрачный должен отказаться. Тогда невеста встаёт и, поклонившись, подаёт ему стакан с пивом. Жених встаёт и принимает стакан из её рук. Затем оба садятся.

5. Когда все гости выпьют и закусят, дружка встаёт и предлагает родителям невесты благословить будущих супругов. Вслед за ним, благодаря хозяев, встают и остальные гости.


Венчание

Первый обряд производился на паперти. Молодые брались за железную скобу и просили, чтобы она забрала себе их беды и болезни. Считалось, что железо, особенно ржавое, способно вбирать в себя недуги человека.

В сопровождении церковнослужителя брачующиеся с зажженными свечами в руках проходили в центр храма. Они вставали перед аналоем на разостланный на полу светлый платок. По примете, тот, кто наступит на него первым, и будет главным в семье.


Остановимся на каждом этапе более подробно.

1. При обручении батюшка брал кольцо из золота и надевал его жениху. Затем кольцо из серебра надевалось невесте. Золотое кольцо символизирует дневное светило. Его свету в браке уподобляется глава семьи. Серебряное похоже на свет луны, которая блистает, отражая свет солнца.

Новобрачные трижды обменивались кольцами с помощью дружки или священнослужителя. В результате серебряное кольцо оставалось у мужа, а золотое - у жены.

2. Затем батюшка брал венец и, три раза перекрестив жениха, давал ему приложиться к лику Христа, прикреплённому к венцу. Во время этого действия произносились венчальные слова.

Таким же образом священник благословлял молодую, дав ей поцеловать лик Богородицы. После этого служитель церкви венчал головы новобрачных. Венцы символизируют главенство обоих в семейном союзе.

Когда священник произносил венчальные слова, новобрачный, к которому они обращены, должен был перекреститься и тихо сказать: «Я, раб божий (имя), венчаюсь, а болезни мои не венчаются». По поверью, если у брачующегося есть недуги, то после церемонии вылечить их будет невозможно.

3. Далее новобрачные в три приёма выпивали вино из поданной им чаши, которая символизировала их единение. Первым подносил сосуд к губам жених.

4. После этого священник соединял руки супругов, покрывал пару епитрахилью и трижды обводил вокруг аналоя. Это действие символизировало вечность супружеского союза.

По окончании церемонии священнослужитель снимал с новобрачных венцы и подводил их к Царским вратам. Там мужчина целовал икону Спасители, а женщина - Богородицы. Затем они менялись местами.

Новобрачные целовали распятие, и батюшка отдавал им иконы, которые заранее приносили в церковь родные молодых. Эти лики новоиспечённые муж и жена должны были поместить в собственном доме, в котором они поселялись после отводин.

Свадебный пир

Когда обряд венчания завершался, молодая супруга переставала лить слёзы. Из церкви свадебный кортеж отправлялся в дом родителей мужа. Они встречали молодых с иконами и хлебом-солью. Отец держал в руках лик, а мать - каравай. Гости обсыпали пару зерном, монетами и хмелем. Крёстные благословляли молодожёнов крестами.

После этого супругов уводили в особую комнату и наскоро кормили. Невеста снимала свои «траурные» одежды и облачалась в яркий свадебный наряд. Подружки заплетали ей две косы и обвивали их вокруг головы. Поверх женской причёски надевался головной убор (обычно кокошник) и фата.

И, наконец, все собирались на традиционный для русской свадьбы пир. Здесь, как и в другие моменты бракосочетания, соблюдалось множество различных традиций и обрядов. Перечислим самые важные из них.


«Княжий стол» и третий день русской свадьбы

Второй день русской народной свадьбы проводился полностью в доме жениха и назывался «княжий стол».

Утром гости отправлялись будить молодых. Все оставались у порога бить посуду, а сваха заходила непосредственно в опочивальню. При появлении новобрачных участники пира продолжали бить тарелки и чашки, поздравляя новобрачных.

Умытые и наряженные молодожёны усаживались за стол. За ними садились остальные гости, и начинался завтрак. После этого молодые отправлялись к невестиной родне, чтобы созвать её за «княжий стол». Родители жены выставляли на стол угощение. Затем новобрачные уходили, а вслед за ними в дом молодого супруга собирались званые гости.

Во второй день почётное место за столом занимали родственники новобрачной. Родители жениха за стол не усаживались. Они ходили вокруг, угощая пирующих. Остальная родня жениха подносила еду и напитки. Как и в первый день, молодые должны были сидеть, плотно прижавшись друг к другу, и не притрагиваться к еде. Они лишь имели право пригубить поднесённое пиво или вино.

За княжьим столом самым популярным являлся обряд целования. Гости часто кричали молодым супругам: «Горько!», а затем спрашивали: «Нельзя ли подсластить?». Молодые вставали, кланялись, целовались и произносили: «Попробуйте, теперь сладко!». Кричавший допивал из своей рюмки и сообщал: «Теперь очень сладко». Потом гость подходил к супругам и лобызался с ними.

Приглашённые семейные пары обращались с подобными словами друг к другу. А когда подавали горячее, каждый гость подходил к молодожёнам с кусочком жаркого и целовался с ними, а затем возвращался к своей второй половине или сватье, повторяя процедуру.

После застолья гости продолжали гулять до полуночи. Большинство из них расходилось по домам, но некоторые оставались на ночь.

В третий день

Молодая жена пекла блины, которыми угощала родных мужа. Вечером в дом приходили юные девушки и парни. Они устраивали игры и пляски. Если новобрачная приехала издалека, то на празднике она заводила новые знакомства, одаривая гостей разными сладостями и пирогами.

Русский свадебный ритуал, история формирования.
За основу проведения современного русского обряда свадьбы были взяты сложившиеся традиции к девятнадцатому и первой четверти двадцатого века. Окончательно он сложился предположительно в середине четырнадцатого века на базе общеславянского свадебного обряда. В письменных материалах этого периода ведется краткое описание свадеб с использованием привычных нашему слуху слов: «жених», «свадьба», «невеста», «венчание», «сваты». Также имеются сохраненные старинные миниатюры и рисунки с изображением свадебных пиров и брачных обрядов. В шестнадцатом веке, если судить по описанию княжеских свадеб, сложилась номенклатура свадебных чинов и определились их функции, возникла специальная свадебная одежда, атрибутика, пища, свадебный фольклор.

В деревнях Владимирской губернии невеста причитала о своей вольной жизни, сидя вместе с девушками на лавочке у своего дома. На ее причитания сбегались все женщины деревни. В Ярославской губернии невеста с подругами причитала посреди деревни, у дома ее родственников, у избы, где проходили посиделки. Финалом девичника было так называемое прощание с «девьей красотой», проводимое накануне венчания в доме невесты в присутствии родителей, сестер, братьев и подруг. Практически по всей России символом девичества была «коса - девичья краса». Проводился ритуал прощания невесты с косой: вначале косу заплетали, продавали невесту, а потом вновь расплетали. Заплетали ее так, чтобы ее потом было, как можно труднее расплести: вплетали ленты, шнуры, тесьму, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Все это сопровождалось печальными песнями девушек и причитаниями невесты. После заплетения косы, подруги или брат невесты торговались с дружкой жениха, прося выкуп за невесту . После получения выкупа девушки расплетали косу под пение песен.В старинной свадебной песне, исполнявшейся на девичнике, говорится:

Лей-полей, Волга-река,
Волга-река, во круты берега!
Побереги, родной батюшко,
Ты свою Федосью-душу!
Сегодня у Федосьи-души да девичь вечер,
Завтра у Петровны поведенный день:
Поведут Федосью-душу ко суду Божью,
Ко суду Божью, ко злату венцу,
Страшно стоять, страшно стоять у суда Божья!
От суда, от суда Божия - к чужому батюшку,
Ко чужому батюшку, ко неродному.
У суда Божья голова болит,
Под златым венцом ноги ломятся!

Распущенные волосы демонстрировали готовность невесты к браку, символизировали первый шаг к замужней жизни. Ленты из косы подруги делили между собой. В северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае в качестве прощания с «девьей красотой» невеста в компании подруг посещала баню. Топили баню рано утром подружки невесты, сопровождая этот процесс специальными песнями. Затем они брали за руку, сидящую в переднем углу избы, невесту и вели в баню. Во главе этого шествия шел дружка жениха, который читал заклятия от нечистой силы, махал кнутом и обсыпал невесту зерном. Процесс мытья в бане был довольно длительным, невесту парили березовым веником, с ленточками, поливали каменку квасом, пивом, посыпали ее зерном. Все это сопровождалось пением и причитаниями.

Молодечник.
Молодечник символизировал прощание жениха с холостой жизнью и проводился в доме жениха в последний предсвадебный день, либо рано утром в день венчания. На нем присутствовали родителей, родственники и друзья жениха. Собирали угощение для присутствующих, пелись свадебные песни. После этого родные жениха, либо он сам ехал к невесте с подарками. Данный обряд особой распространенностью не отличался, встречался лишь в некоторых селах Европейской России.

Свадебный поезд.
Данная традиция представляет собой выезд жениха и невесты в церковь для венчания. Рано утром в доме жениха в день венчания собирались дружки, один или два подружья, крестные родители жениха, ранняя сваха (близкая родственница жениха), учавствовавшая в изготовлении и выпечке каравая (в ее обязанности входило обсыпание поезда зерном), помощницы свахи, дядьки или шафера, которые сопровождали жениха к венцу, бояре - приятели и родственники жениха. В разных областях России состав свадебного поезда мог различаться. Родители жениха, по традиции, на венчании не присутствовали. Они занимались подготовкой к встрече молодых и непосредственно свадебному пиру. За невестой поезжане зимой ездили на санях, осенью на кошевах, пошевнях, бричках. Лошадей очень тщательно готовили к данному событию: кормили овсом, чистили, расчесывали хвосты и гривы. На свадьбу их украшали ленточками, сбрую колокольчиками, бубенчиками, а сани застилали коврами, подушками.

Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901. Масло . Андрей Рябушкин .

Возглавлял поезд дружка, при этом он выбирал дорогу до невесты ровную, чтобы «жизнь молодой пары была ровная, без ссор». На пути к невесте поезд встречали жители деревни и всячески преграждали путь: запирали въездные ворота, протягивали веревки. В качестве выкупа дружка предлагал вино, конфеты, фрукты, орехи и пряники. У дома невесты поезд встречали ее подружки, закрывали ворота и пели песни о женихе и его свите, как о разлучниках, приехавших забрать подругу. Дружка возглавлял шествие, размахивая кнутом, как бы очищая дорогу от нечистой силы. Затем он вступал в разговор с подругами, которые после хорошего выкупа пропускали гостей в дом. Затем в некоторых деревнях России жених и дружка начинали искать спрятанную невесту, а в других – выкупать ее у старшего брата. Все это сопровождалось насмешливыми песнями, которые исполняли девушки в адрес жениха и поезжан. Обрядовое действие выражалось в стремлении спасти невесту от неминуемой символической гибели, которую сулило замужество, согласно мифологическим представлениям.

Затем поезжан приглашали за стол и угощали. Невеста и жених должны были сидеть с краю стола и не притрагиваться к пище. Считалось, что перед таинством венчания следовало нравственно очиститься, отказавшись от «плотских» удовольствий, в том числе и от еды. Также жених и невеста не должны были кушать вместе с женатыми и замужними родственниками, это было возможно только после брачной ночи. После угощений отец невесты передавал свою дочь жениху со словами, что он передает ее навсегда в распоряжение мужа.

В церковь жених и невеста ехали в разных повозках: невеста в сопровождении свашки, а жених - с тысяцким (главный предводитель). К свадебному поезду подключались поезжане со стороны невесты: повозник, который управлял лошадьми, крестные родители, ближайшие родня. Во главе по-прежнему ехал дружка в сопровождении поддружьев верхом на конях, далее повозка жениха, потом невесты, а за ними все остальные родственники. Родители невесты также на венчании не присутствовали. В церковь свадебный поезд ехал быстро, громко звеня колокольчиками, тем самым оповещая всех о своем приближении. Во время поездки жених и невеста осуществляли своеобразные магические действия: невеста, выехав за пределы родной деревни, открывала лицо, смотрела вслед удалявшимся домам и бросала носовой платок, в котором «были собраны все ее горести», жених периодически останавливал поезд, дабы справиться о состоянии невесты, не приключилось ли с ней чего-то во время опасного пути. При этом дружка на протяжении всего пути читал молитву-заговор.

Венчание.
Венчание представляло собой церемонию заключения брака в Православной Церкви, которая совмещалась с юридической регистрацией в метрических книгах. Обряд проводился в церкви священником и включал обручение, при котором жених и невеста давали согласие на брак и обменивались кольцами, и венчание, то есть возложения на их головы брачных венцов, что символизировало наложение Славы Божьей.

Во время венчания читались молитвы с целью Божьего благословения брачующихся. Священник давал наставления. В христианской традиции венчание выступало в виде некого таинства, символизировало соединение мужчины и женщины в нерушимый Божественный союз, который существовал и после смерти.

Обряд венчания связывал ряд ритуально-магических действий, которые обеспечивали защиту от злых сил, счастливый брак, здоровое потомство, хозяйственное благополучие, долголетие. Считалось, что именно в этот момент молодые более уязвимы, по тогдашним представлениям деревенских жителей, колдуны могли превратить их в камень, животных, оставить без потомства в браке. Для защиты от этого свадебный поезд не должен был останавливаться, следуя на венчание, поезжанам нельзя было оглядываться назад. Своеобразной защитой от темных сил считался звон колокольчиков, прикрепленных на повозках. Для оберега в одежду невесты, иногда жениха, крепили булавки, втыкали иголки, насыпали льняное семя или просо, в карман помещали чеснок и т. д.

Некоторые обрядовые действия были направлены на предотвращение измены молодыми. К примеру, запрещалось стоять или проходить между молодыми. Считалось, что во время обряда венчания можно было обеспечить здоровье молодым, для чего в момент обведения священником брачующихся вокруг аналоя, тихо произносили специальные заговоры.

Для обеспечения хозяйственного благополучия будущей семье перед приближением молодых к церкви перед ними расстилали белую новую ткань, бросали под ноги деньги, осыпали зерном, а во время венчания невеста запрятывала за пазуху хлеб, сыпала в обувь соль, крепила к одежде клочок шерсти. Верили, что предметы в руках у жениха и невесты во время церемонии венчания, имеют магические свойства. К примеру, воск венчальных свечей и вода с благословенной иконы, применялись в лечении младенцев, венчальная рубаха – для снятия боли у женщины во время родов. В некоторых деревнях хозяин дома надевал на себя венчальную рубаху в первый день сева для обеспечения хорошего осеннего урожая. Обручальное кольцо применяли при гаданиях на святках. После венчания новобрачные в северных губерниях Европейской России и во многих деревнях Сибири и Алтая отправлялись в родительский дом на свадебный пир. Там же по окончании пира проходила и их брачная ночь.

«Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». В. Максимов , 1875

А в некоторых южнорусских деревнях после венчания каждый возвращался в свой дом, а вот вечером жених приходил к невесте, там и проходила их первая брачная ночь. Свадебный же пир начинали только после того, как объявлялось о том, что молодые стали мужем и женой. Если пара жила без венчания, их мужем и женой не признавали, а их дети считались незаконнорожденными. Между тем, согласно народным представлениям, одного венчания было недостаточно для признания брака. Необходимо было провести установленные обрядовые действия, согласно традиции.

Княжий стол.
Княжий стол (венчальный или красный стол) - свадебный пир, который проводился после венчания в доме родителей жениха. По традиции столы ставили вдоль половиц и лавок буквой «Г» и только в некоторых местностях - поперек половиц. Согласно традиции, в определенном порядке усаживали гостей, размещали также зрителей - «гляделыциков», подавали еду и напитки, пели песни. Жениха и невесту называли не иначе, как «князь молодой» и «княгиня молодая», сидели они в переднем углу избы. Гости рассаживались в порядке родства: чем ближе родня, тем ближе она располагалась к жениху или невесте. На свадебный пир обычно приглашали парней, соседей, девушек из деревни, но за столом они не сидели, они выступали в качестве зрителей. Свадебные столы были накрыты белыми скатертями. Вначале на столы (середину) раскладывался хлеб и пироги. По краю стола в соответствии с каждым место гостя укладывали ломоть ржаного хлеба, а сверху продолговатый пирог. Перед молодожёнами ставили две буханки круглого хлеба, положенных друг на друга и прикрытых платком. Как только гости занимали свои места, подавались напитки и еда. Блюда чередовались с напитками, при этом количество блюд должно было быть четным (символ счастья и удачи).

Началом свадебного пира служи обряд открывания «молодой княгини». После венчания состоявшаяся жена входила в дом, при этом лицо ее было закрыто платком. Обычно отец жениха, держал в руках горбушку хлеба или пирог и поднимал ими платок невесты, после чего брал его в руки и три раза обводил им вокруг голов новобрачных под возгласы присутствовавших. Этот обряд выступал в качестве знакомства родственников жениха с новым членом семьи. Жених и невеста во время свадебного пира ничего не ели и не пили, это было запрещено. В знак запрета миска перед ними стояла пустая, а ложки связаны красной ленточкой и располагались ручками к центру стола, а посуда для напитков переворачивалась вверх дном.

«Свадебный пир в боярской семье XVII столетия». Маковский К. Е. 1883.

Окончанием свадебного стола служил уход молодых в особое помещение, там им подавали ужин. В некоторых местностях молодую после ужина «окручивали» или надевали на нее женский головной убор. Второй частью свадебного пира был горний стол, на котором были «князь молодой» и «молодая княгиня» в женском головном уборе и нарядной одежде. В этот момент приезжали родители и родственники новобрачной и садились за один стол с родственниками и родителями жениха. Горний стол выражался в одаривание невестой родственников жениха, от близких до самых дальних. Подарок клали на специальное блюдо, молодая подходила к родственнику мужа и отвешивала низкий поклон. Взяв подарок, на блюдо он клал отдарок: пряник, конфеты, деньги. Именно во время горнего стола «княгиня молодая» впервые называла свекра батюшкой, а свекровь - матушкой. После этого молодые принимали участие в общей трапезе. Однако им подавались определенные блюда: каша, яйца, мед, масло, хлеб, пироги, молоко. При этом молоко молодые пили из одного стакана, ели одной ложкой и из одной чашки, ели хлеб от одного куска. Это подтверждало единство молодых их неразрывную связь. По окончании горнего стола проводился обряд деления каравая.

Окончанием княжего стола являлся уход молодых к месту проведения брачной ночи под сопровождение пения гостей. Пиры проводились также и на второй, и на третий день, но несколько в иной форме. Суть их заключалась в символичном знакомстве родных мужа с новым членом семьи и раздача даров.

Брачная ночь.
Брачная ночь (подклет) - физическое и правовое скрепление брака проводилась в родительском доме жениха. В южнорусских губерниях, после венчания молодожены возвращались каждый в свой дом, ее проводили в доме родителей невесты до главного свадебного пира. Обычно постель для новобрачных стелили в холодном помещении (клеть, чулан, сенник, баня, реже хлев или овчарня), при этом использовалась постель из приданого невесты. С помощью различных приспособлений сооружали высокое брачное ложе: на доски клали мешки с мукой, затем ржаные снопы, пару матрасов из сена, реже перину и много подушек. Все это застилали белой вышитой простыней до пола и красивым одеялом.

Стелили постель свашки со стороны жениха и невесты, а также мать или сестра жениха. После этого под постель клали кочергу, несколько поленьев, сковородник, а затем обходили постель с веткой рябины или можжевельника. Ветка в дальнейшем втыкалась в стену. Верили, что все это защитит новобрачных от злых сил, а мешки с мукой и ржаные снопы обеспечат им благополучие. Поленья выступали символом будущих детей: чем больше их на брачном ложе, тем и детей в семье будет много.

Новобрачных провожали дружка, свашки, реже все присутствующие на пире под хохот, шум, прибаутки, эротические наставления, песни. Первым, по традиции, в комнату с брачной постелью входил дружка и пару раз бил кнутом по постели, дабы отпугнуть нечистую силу. В некоторых местах России также был распространен обычай, согласного которому дружка платил выкуп постельницам (тем, кто стелил постель). Дверь комнаты снаружи запирали и ставили снаружи клетника или по-нашему охранника, который охранял новобрачных от нечистой силы и подразгулявшихся гостей. Оставшись одни, новобрачным перед тем, как лечь в постель, полагалось скушать хлеб и курицу, дабы обеспечить себе согласную супружескую жизнь, богатство, здоровое потомство. Новобрачная должна была продемонстрировать смирение и покорность, сняв с мужа сапоги. Этот старинный обряд упоминается еще в «Повести временных лет». Новобрачный же демонстрировал свое положение, как хозяина в семьи, вынуждая невесту просить у него разрешения лечь с ним в постель. Во время брачной ночи к молодым несколько раз наведывался дружка и интересовался относительно того, состоялся ли половой контакт. По обычаю, который был распространен практически во всех местностях России, если все завершалось благополучно, дружка извещал об этом гостей, молодых же после этого либо выводили к гостям, либо не тревожили до утра. Гости после такого известия запевали эротические частушки, в которых говорилось о том, что произошло между молодыми.

Наутро те, кто сопровождал молодых к постели, приходили их будить, в целях проверки добрачного целомудрия девушки. Будить могли по-разному: использовались стук в дверь, крики, звон колокольчиков, битье горшков о порог, одергивание одеяла, обливание водой. Оповещение родителей, гостей, да и всей деревни о целомудрии или его отсутствии у невесты происходило посредством проведения обрядово-игровых действий. К примеру, в селах Пермской губернии, если новобрачная была девственницей, на дом молодоженов вывешивали полотенца и скатерти с красными вышивками, их же дружка привязывал к дугам лошадей, по дороге к родителям новобрачной. Во Владимирской губернии брачная простыня, вывешенная в переднем углу избы, говорила о честности невесты. В некоторых деревнях гости во главе со свашкой и дружкой с криками, звоном и шумом разъезжали по деревне и размахивали рубашкой новобрачной.

Если оказывалось так, что молодая утратила девственность до брака, то ее родителям надевали на шею хомут, отцу подавали пиво в дырявом стакане. Унижению подвергалась и сваха. Обязательная невинность невесты, а в некоторых деревнях и жениха до брака, исходила из представлений крестьян о том, что превращение девушки в женщину, а юноши в мужчину было возможно произойти только в ходе определенных обрядов и только при соблюдении в определенной последовательности. Нарушение порядка считалось нарушением хода жизни, посягательством на ее основы.

Также считалось, что девушка, потерявшая невинность до брака, останется бесплодной, рано станет вдовой или оставит вдовцом мужа, а семье погрязнет в голоде и нищете.

На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Один из самых распространённых обрядов - «поиски ярочки».

Этот обряд заключается в том, что «ярочка» (то есть овечка, невеста) прячется где-нибудь в доме, а «пастух» (один из её родственников или все гости) должен её найти.

Распространено было также хождение «молодухи» за водой с двумя веслами на коромысле, разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна - молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями.

Важным является приезд жениха к тёще. Этот обряд имеет множество различных названий в разных регионах («хлибины», «яишня» и др.). Заключается он в том, что тёща давала жениху приготовленную еду (блины, яичницу и др.). Тарелка накрывалась платком. Зять должен был выкупить её, положив на платок (или завернув в него) деньги.

Окручивание молодой.
Окручивание молодой также являлось свадебным обрядом, при котором невеста меняла девичью прическу и головной убор на женские. Ритуал проводился сразу же после венчания на церковной паперти или в сторожке церкви, в доме жениха перед княжьим столом, в середине свадебного пира, после брачной ночи. На данном обряде обязательно присутствовал жених, его родители, дружки и свашек. Все это сопровождалось пением. Вместо одной косы заплетали две и укладывали вокруг головы, после чего покрывали кокошником.

В русских селах Алтая окручивание проводилось после приезда от венца. Невесту сажали в угол, закрывали с каждой стороны платками, плели две косы, укладывали их вокруг головы, надевали самшуру и платок. Затем молодую показывали жениху и просили их обоих посмотреться в одно зеркало, дабы «жить дружно». Песни, которые пели свашки при смене прически и головного убора, в разных местностях звучали по-разному, но суть была одна: утверждение девушки в новом статусе.

Хлебины.
Хлебины (отводины, отгостки) завершает последовательность свадебных обрядов. Это застолье, которое устраивалось для молодых в доме родителей молодухи. Ее родители к их приезду заранее готовили угощения. Теща угощала зятя блинами или яичницей, он же при этом показывал свое отношение к ней. Если он откусывал блин или ел яичницу с края, значит, дочка ее сохранила девственность до брака, и он за этой ей благодарен, если же зять откусывал блин или ел яичницу с середины, значит молодая оказалась «нечестной», т. е. не сохранила целомудрия до свадьбы. Тогда он высказывал ей претензии за плохое воспитание дочери. Затем молодые уезжали домой. При благополучном исходе пир в родительском доме молодухи продолжался.

Обережные обряды

  • Чтобы обмануть тёмные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами.
  • Защитой от нечистой силы считался звон бубенцов, сопровождавший свадебный поезд на всём пути к церкви.
  • Чтоб закружить голову нечистику и отправить его куда подальше, молодых обводили вокруг столба или дерева.
  • Чтобы домовой принял молодую в новую семью - необходимо было невесту внести в дом на руках, не наступив на порог.
  • От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды.
  • Для многодетности и богатства осыпали молодых зерном или хмелем, сажали на шубу выветренную вверх мехом.
  • Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком или рушником .

Пословицы и поговорки

  • Свадьба и смерть - сёстры.
  • Не страшно жениться, страшно к тому делу приступиться (страшно к попу приступиться).
  • Страшно видится: стерпится - слюбится.
  • Холостому помогай боже, а женатому хозяйка поможет.
  • Тошно жить без милого, а с немилым тошнее.
  • Не купи у попа лошади, не бери у вдовы дочери!
  • Жениться - не лапоть надеть.
  • Добрая женитьба к дому приучает, худая от дому отлучает.
  • Дай бог с кем венчаться, с тем и кончаться.
  • Невеста родится, а жених на конь садится (на коня сажали трёх-семи лет).
  • В девках сижено - горе мыкано; замуж выдано - вдвое прибыло.
  • Женился на скорую руку да на долгую муку.
  • У старого мужа молодая жена - чужая корысть.
  • Мужчина, коли хоть немножко казистее чёрта, - красавец.
  • Много женихов, да суженого нет.
  • Тот не хорош, другой не пригож, погляди-ка на себя, сама-то какова?
  • Не ищи красоты, ищи доброты.
  • С лица не воду пить, умела бы пироги печь.
  • Не бери жену богатую, бери непочатую!
  • Первую дочь бери - по отцу, по матери, а вторую - по сестре!
  • Выбирай корову по рогам, а девку по родам (смотри по роду)!
  • Быть на свадьбе, да не быть пьяну - грешно.
  • Венчальные свечи разом задувать, чтобы жить вместе и умереть вместе.
  • Горько вино, не пьётся (или: кисло, и молодые должны подсластить, поцеловаться).
  • Девка после сговора на улицу и в церковь не ходит.
  • Дождь на молодых - счастье.
  • Жениха под венец опоясывают вязаным кушаком (узлы охраняют от порчи).
  • Коли на улице распута, быть свадьбе беспутной.
  • Молодые до венца не едят. До венца тощи, после солощи.
  • Монах на свадьбе зловещ для молодых.
  • Обручальное кольцо под венцом уронить - не к доброму житью.
  • Подвенчальную свечу берегут, а зажигают её для помощи при первых родах.
  • Пошла смывать девьи гульбы, прохладушки (предсвадебная баня).
  • Свадьба без див не бывает (без проказ либо без чудес).

1.Русские свадебные обряды

2.Смотрины

4.Свадебный обряд русского народа. Сватовство и рукобитие

Нельзя отрицать, что концептуально сама свадьба и свадебные традиции, скажем, семнадцатого и свадьба века настоящего в чем-то схожи. Например, и тогда, и сейчас главным лицом на свадьбе был не жених или невеста, а отдельный человек — в семнадцатом веке его называли дружкой, сейчас этот персонаж чаще носит название шафер, тамада или ведущий.

Впрочем, роль этого человека несколько изменилась и свадебные традиции претерпели ряд изменений. В прошлые века он был не только распорядителем церемонии, но также совмещал в себе функции свидетеля жениха, собственно ведущего и блюстителя правильности совершения обрядов. Иногда за «благочинием» следил отдельный человек — тысяцкий. Иногда, наоборот, тысяцкий занимался общим распорядительством, дружки в таком случае вовсе не было. Также у дружки или тысяцкого была ритуальная функция: гости должны были его всячески унижать и оскорблять, а он, в свою очередь, должен был достойно отвечать на такие выходки гостей.

В наше время, конечно, сложно представить, чтобы кто-то искренне, из суеверных побуждений, все мероприятие ругал ведущего на чем свет стоит. Тем более сложно представить соблюдение традиции избрания дружкой человека, занимающегося знахарством.

Конечно, русские свадебные обычаи и традиции, а так же структура самой свадьбы изменились. Так, в прошлом принципиальными элементами свадебного цикла были сватовство, смотрины и . Сватовство представляло собой полный набор ритуальных элементов, это был процесс предварительного заключения договора о свадьбе, в котором главная роль отводилась сватам жениха. Они должны были понять, что представляет собой невеста, хороша ли она внешне, какое приданое может получить жених от ее родителей в случае, если брачный союз состоится.

Обычно сваты вели речь в иносказательной форме. Например, начинать разговор могли с выражений вроде «у вас товар, у нас купец», «ищем овечку, не заблудилась ли». При этом родители должны были достаточно долгое время не соглашаться отдать свою дочь замуж. Часто сваты занимались также поиском невесты, отбирали достойные кандидатуры.

За сватовством следовали смотрины. Родители невесты приезжали в дом жениха, тщательно осматривали хозяйство. Если их все устраивало, они принимали приглашение хозяев остаться на торжественную трапезу. Не менее важны были и смотрины невесты — родители жениха знакомились с девушкой, узнавали, какими умениями она обладает, смотрели, насколько она красива, какое у нее есть приданое и т.д. Сама невеста часто все это время сидела в красном углу, лицо ее было прикрыто фатой.

В наше время сватовство и смотрины по-прежнему существуют, но не несут никакой практической пользы. Действительно, сложно представить, чтобы сейчас жених и невеста были фактически отстранены от своей собственной женитьбы, чтобы решение о свадьбе принимали родители или вовсе посторонние люди. Однако в символической форме и тот и другой обряд сохранились. Часто они проводятся в тот же день, что и венчание.

Еще одному древнему свадебному обряду — рукобитию — повезло меньше. Он крайне редко практикуется в настоящее время. Во время рукобития (или, как его еще называли, запоя) родители жениха и невесты договаривались обо всех материальных аспектах будущего брака, распределяли свадебные чины, уславливались, где будут жить молодые после свадьбы, кто понесет расходы на церемонию. Весь этот процесс завершался собственно рукобитием — отцы жениха и невесты били друг другу руки в знак заключения договора. Иногда после рукобития происходил обмен подарками, за заключением договора, бывало, следовало испитие спиртных напитков (отсюда второе название обряда).

В значительной степени сохраняется обычай приготовления на свадьбу специального праздничного каравая, который во время церемонии должны вкусить новобрачные. Обычай этот пришел из Древнего Рима. Правда, в римской традиции обязательным было изготовление пирога из муки, размешанной на соленой воде, и меда. На Руси же каравай мог быть приготовлен по любому принятому в то время рецепту. В наше время совместное поедание женихом и невестой каравая или другого свадебного пирога символизирует единение новобрачных.

Также некоторое время на Руси новобрачным во время пира преподносили в качестве своеобразного ритуального подарка одну большую жареную курицу. Сама по себе курица особого сакрального значения не имела, но обычай этот должен был продемонстрировать, что отныне новобрачные будут делить всю имеющуюся пищу на двоих. Возникла данная традиция, предположительно, у литовцев во времена их язычества.

В отличие от русского обряда, в литовском варианте обязательным было совместное поедание подаренной курицы прямо на брачном ложе, причем подносить птицу к постели и разделывать ее в обязательном порядке должен был жених — и не заранее, а именно на кровати. Иногда таким же образом употребляли курицу в пищу и русские новобрачные. К счастью, в наше время ни у литовцев, ни у русских ничего подобного в брачную ночь в подавляющем большинстве случаев не происходит.

Современные традиции на русской свадьбе во многом перекликаются с традициями прошлых веков и большой частью с привычками советской эпохи. И с большим опозданием трансформируются под современность — силами первопроходцев и особо независимых людей. Я часто бываю на русских свадьбах как фотограф и по моим наблюдениям есть следующие отличительные особенности у наших свадеб:

1. Большинство молодоженов внутренне сопротивляются привычным, но часто уже не подходящим современному обществу традициям и в принципе не хотят, что бы их свадьба проходила «как у всех», но в результате чаще всего получается именно так.

2. Русских людей с рождения приучали к ответственности и осознанию собственной важности через призму восприятия окружающих. Поэтому мы довольно критично относимся к самим себе. Отсюда вытекает основной стиль съёмки на свадьбах — портретно-постановочно-фотошопный. Репортаж как-то не особо ценится, в то время, как цивилизованный мир давно уже предпочитает репортажные карточки, порой с искаженными от эмоций или широких объективов лицами и фигурами.

3. На русских свадьбах как правило присутствует большое количество спиртных напитков.

Теперь обо всём по-порядку.

Современная русская свадьба

Жених и Невеста в России знакомятся и принимают решение о свадьбе сами. Иногда бывает и так, что родители узнают о свадьбе «детей» уже после регистрации. Чаще всего однако о свадьбе заранее знают все возможные родственники, а так же друзья Вконтакте и тп. Дата регистрации брака (этим странным словом называют начало совместной жизни в России) у русских планируется от полугода до месяца заранее.

За эти полгода невеста (женихи чаще как-то не особенно заморачиваются подготовкой к свадьбе) живёт в постоянно стрессе. Подготовка к свадьбе происходит как во сне так и на яву. Надо успеть составить список гостей, найти кафе или пункт общественного питания для банкета, придумать где погулять с фотографом после регистрации, где взять нормальные туфли, какие рюшечки будут на платье и тд. В этом русские традиции не сильно отличаются от каких-то других. В общем, для некоторых невест предсвадебные полгода — это самый настоящий дурдом.

Свадебное платье невесты традиционно белого цвета. До времен Екатерины Второй наряд невесты в России был красным. Белый наряд невесты, символизирующий сейчас у нас чистоту и непорочность, пришел из Древней Греции — там он был символом радости и процветания. Екатерина вышла замуж в белом платье и тем самым категорически изменила русскую традицию.

Свадебный день как и в любой другой стране начинается с прически, макияжа и одевания. Происходит это у всех по-разному: невеста может делать прическу и макияж в салоне красоты у специально обученного парикмахера и визажиста, а может в собственной комнате подручными инструментами.

Жениху на подготовку требуется меньше времени и сил.

Но на него иногда сваливаются другие испытания (украсить машину, раздобыть свадебный букет и так далее).

А у невесты тем временем продолжается переполох. Ведь это вам не какой-нибудь там букет купить (заранее выбранный невестой), а надо правильно уложить кудри, зашнуровать платье и всякое такое — это дела посерьёзнее.

Родители и подруги тоже участвуют в подготовке: носятся по квартире, проверяя все ли бутылки перенесли в машины, достаточно ли сделано бутербродов для прогулки, всё ли готово к встрече жениха и не приехал ли он уже.

И вот, подъезжает машина, из которой выходит жених с букетом и тут начинается …выкуп. Происходит процедура в подъезде дома невесты.

Выкуп — это пожалуй самая старинная традиция, сохранившаяся в русской свадьбе. Смысл её — фан. Подружкам невесты надо как можно веселее помучить жениха, задать ему кучу дурацких заданий и загадок и при этом получить от него выкуп — это могут быть деньги или какие-нибудь вкусняшки, которые ему не жалко отдать за невесту.

Невеста тем временем заканчивает свои приготовления.

Если она не успевает, то жениху достаётся больше.

В конце концов жениха впускают в дом, где ему ещё надо найти невесту. Потому что и тут его пытаются надуть.

В конце концов невесту он находит, и все выпивают по этому поводу шампанское. Потом происходит момент, корни которого сохранились в современности из старины, когда мать передавала невесте так называемый «талисман». Это могли быть драгоценности или какая-то семейная реликвия. Талисманы эти очень ценились и не при каких обстоятельствах не продавались. Невеста в свою очередь передавала их своей дочери в день ее свадьбы. На современных свадьбах такое иногда тоже происходит.

После этого все едут в ЗАГС — довольно официозное учреждение, из которого жених и невеста выходят уже мужем и женой.

На пороге ЗАГСА к жениху и невесте подтягиваются другие гости — родственники и друзья. Трудно сказать что происходит здесь: встреча друзей.. или прощание с холостяцкой жизнью). И вот, в точно запланированное время всех приглашают внутрь.

В ЗАГСЕ молодожены подписывают какой-то документ (я никогда в него не заглядывала, даже когда подписывала сама), официально соглашаются перед официальными тётеньками (работницами ЗАГСА) с тем, что по собственной воле «вступают в брак», обмениваются кольцами, целуются — и всё это за 5-10 минут, потому что в это время их ждут десятки других молодоженов, желающих поскорее пройти эту часть церемонии. Очередь — это ещё одна русская традиция..

И вот всё свершилось! Теперь все поздравляют молодых и выходят на улицу, чтобы по этому поводу выпить шампанское.

И вот теперь начинается едва ли не самая изнурительная часть свадебного дня (кому как повезёт с фотографом:) — прогулка:)

Правда бывают некоторые отклонения от вышеперечисленных традиций. Самая запоминающаяся для меня свадьба была в Кронштадте. На свадьбе нас было всего трое. Когда ребята вышли из ЗАГСА, мы отправились в кафе, где они достали свои мобильники и позвонили родителям, чтобы сообщить о том, что теперь они муж и жена. До этого момента никто ничего не знал вообще. Это было круто.

Ну и в конце концов уставшие молодожены и фотограф едут в кафе, где их уже ждут родственники и друзья, не участвовавшие в прогулке.

Молодых встречают в кафе и посыпают крупой и монетами, что символизирует богатство и благополучие. Ещё могут сыпать конфеты (чтобы жизнь была сладкой) и всевозможные блёстки (чтобы всё было ярко и романтично).

Потом родители молодых преподносят им каравай. Это тоже старая русская традиция — от каравая новоиспеченные муж и жена одновременно откусывают по куску — у кого кусок больше, тот якобы и будет доминировать в совместной жизни. Это типа такая примета. И потом начинается застолье.

Для начала гости открывают бутылки со спиртным и выпивают по этому поводу. Потом кричат «Горько» и молодые, которые уже безумно устали и проголодались, должны отложить свои ложки-вилки, встать и поцеловаться.

Начиная с приезда в кафе сценарий свадьбы полностью переходит в руки одного человека — тамады. Это тоже древняя традиция, некоторым образом трансформировавшаяся в современность. Раньше на свадьбу обязательно выбирали дружку. Это должен был быть мудрый и в то же время весёлый человек (знахарь, старейшина рода). Дружка присутствовал на свадьбе с самого начала и считался главным режиссёром и контролёром этого события. Он следил за соблюдением всех обрядов и поддерживал веселье среди гостей. В давние времена на свадьбе присутствовали театрализованные элементы — ими тоже руководил дружка. Сейчас всё это трансформировалось, и осталось следующее:

1. Дружка теперь называется «тамадой» и руководить начинает только в тот момент, когда уставшие и голодные гости и молодожены приходят в кафе и садятся за столы.

2. Театрализованные элементы сводятся чаще всего к переодеванию особо активных гостей (чаще всего мужчины переодеваются в женщин, а женщины в мужчин), которые успевают сыграть во время застолья несколько ролей не совсем понятного предназначения.

3. Тамада четко распределяет время поднятия тостов и криков «Горько» — чаще всего это происходит с частотой один раз в 5-10 минут. Между тостами происходит так же строго распределённое тамадой дарение подарков гостями вперемежку с зачитыванием пожеланий, написанных чаще всего в стихотворной форме на специально купленных для этого открытках.

4. Гости и молодожены к моменту начала торжества успевают довольно сильно устать и проголодаться и думают чаще всего в основном о трапезе, от которой их постоянно отвлекают. Поэтому процесс насыщения затягивается и длится почти до конца вечеринки.

5. В по-ведении тамады чаще всего ощущается всё та же особенная русская официальность и чрезмерная «ответственность». Поэтому застолье условно можно разделить на две части: особо любимая гостями «трапеза» и не совсем понятная, но традиционная «официальная часть». Обе части перемешаны всеобщим весельем и в результате получается всё довольно забавно и празднично.

Раньше праздник свадьбы длился три дня. Второй день проходил в доме родителей, а на третий гости приходили в дом к молодым. Когда именно эти дни сократились до одного сказать трудно — частично это произошло во времена СССР (люди были заняты работой), частично во времена послеперестроечного кризиса — когда даже один день праздника обходился слишком дорого молодым и их родителям.

Не секрет, что многие пары сегодня классической свадьбе предпочитают необычные театрализованные представления. Но, несмотря на это, большинство молодоженов все-же предпочитают традиционный вариант, с белым платьем, застольем и танцами до упаду. В статье мы расскажем, какая же она – современная русская свадьба, какие традиции и обычаи ее сопровождают.

Образы жениха и невесты

С давних времен принято, что невеста на свадьбе должна быть одета в белое платье, а голову ее покрывает фата. Ничего не изменилось, и белое платье по сей день остается главным свадебным атрибутом. Изменилась прическа невесты – если в старину девушки заплетали тугие косы, то сейчас ассортимент свадебных причесок удивляет. Шаг в старину присутствует – современные невесты частенько стали делать свадебные укладки на основе кос, только затейливо украшенных и необычно уложенных. В качестве украшения прически можно использовать диадему или живые цветы, а также цветные ленты и много маленьких заколочек с жемчугом или стразами.


Туфли выбирают тоже белые, чаще всего это классические лодочки на среднем каблуке. Плохая примета надевать на свадьбу босоножки – этого правила многие придерживаются до сих пор.

Жених традиционно одет в строгий костюм черного, серого или синего цветов. В жаркие дни встречаются и светлые варианты: белый, бежевый, кремовый. Изюминкой образа служит изысканный галстук или бабочка, гармонирующий с нарядом невесты.

Мальчишник и девичник

Эта традиция пришла в свадебную индустрию из Европы, но оказалось невероятно популярной в нашей стране. Хоть в старину на Руси такого никогда не делали, сегодня вечеринки накануне свадьбы безумно популярны. Многие даже делают их едва ли не торжественнее самой свадьбы.


Таинство венчания

Все больше молодых пар хотят узаконить отношения не только перед государством, но и перед Богом. Поэтому таинство венчания уже не так редко встречается. Его можно провести в тот же день, что и свадьбу, либо в любой день после нее. У венчания много нюансов, которые лучше обсудить с духовным наставником или любым служителем Церкви.

Традиции свадебного дня

И вот знаменательный день настал. Какие же обряды сопровождают свадебные торжества?

Издавна накануне свадьбы невеста ночевала в отчем доме. Сегодня многие молодые люди и до свадьбы живут вместе и ведут совместный быт. Но этой славной традиции твердо придерживаются. Если родители живут далеко, подойдет дом любых родственников или подруг. Главное, чтобы предсвадебную ночь молодожены провели не вместе.

С утра жених приезжает выкупать свою суженую. Раньше этот обряд имел практическое назначение – собрать выкуп. Сейчас же это шоу для создания настроения. Сценарий выкупа может быть любой – на медицинскую тематику, в гангстерском стиле, некоторые делают все наоборот и выкупают жениха. Обычно же жених поет песни, отвечает на шутливые вопросы и выполняет необычные задания подружек невесты. Выкуп считается состоявшимся, когда жених вручил невесте свадебный букет.

Провожают молодых из дома родители девушки. Они благословляют детей на долгую и счастливую семейную жизнь, говорят напутственные слова и желают счастья. Верующие семьи дарят молодоженам первую семейную икону.

Потом молодые едут в ЗАГС, где перед лицом закона дают клятву любить друг друга до конца своих дней. С этого момента они больше не жених с невестой, а настоящие муж и жена. Новоявленные супруги совершают небольшую прогулку по городу или живописным местам неподалеку, где их снимают на видео и делают красивые фотографии.


И вот, наконец, ресторан. Праздничное застолье – основная часть торжества. Тамада или ведущий включает в него старинные русские обычаи, которые еще сохраняют свою актуальность. Про некоторые из них расскажем подробно.

Каравай

Свадьбу в русском стиле без традиционного «Хлеб-соль». Родители жениха встречают невесту с караваем, к которому прилагается солонка. Новобрачные должны отломить как можно больший кусок, обильно посолить его, и затем накормить друг друга. Чей кусок окажется больше – тот и будет главой в новой семье. Считается, что это последний раз, когда молодые насолили друг другу. Раньше встреча происходила в доме жениха. Теперь мало кто справляет свадьбу дома, поэтому свадебный каравай преподносят на входе в кафе или ресторан.

Другие свадебные традиции

Русская свадьба знаменита и другими традициями, среди них:

  • Бросание букета невесты;
  • Поцелую новобрачных под крики «Горько!»;
  • Осыпание молодых розовыми лепестками, крупой и монетками;
  • Выпускать символ любви и верности – белых голубей;
  • Обряд снятия фаты;
  • Похищение невесты или свадебной атрибутики: туфельки, шампанского, букета.

Конкурсы и развлечения

Еще одна традиция – гадание на первенца. Свидетели подходят по очереди ко всем гостям с ползунками – розовыми и голубыми. Приглашенные кладут в них некоторую сумму денег. В каких ползунках денег оказывается больше – ребенок того пола и родится у пары первым.

Застолье сопровождается веселой музыкой и танцами. Можно пригласить ди-джея или даже артистов с живой музыкой.

Венчает праздник главное угощение – свадебный торт. Эта традиция также пришла с запада, но очень полюбилась молодоженам. В нее даже внесли нотку русского колорита – кусочки торта продают за деньги. Получился некое смешение двух культур. Впрочем, это было настолько давно, что продажа торта уже стала самостоятельной традицией.

После этого молодые муж и жена уезжают домой или в номер отеля, где и проведит свою первую брачную ночь.

Ниже смотрите фото с веселых праздников:







Подарки

Подарки – немаловажная тема. Все чаще в качестве подарка гости приносят конвертик с некоторой суммой денег. Появилось даже такое понятие, как «свадьба окупилась» — значит, подаренная сумма покрыла расходы на свадебные торжества. Если не знаете, какая сумма будет достаточной, можно подарить и вещественный подарок. Обычно это бытовая техника, дорогая красивая посуда, постельное белье или прочий текстиль для дома.


Второй день

Гуляния продолжаются и на другой день, только в гораздо меньшем масштабе. Наряды уже попроще, гостей поменьше. Некоторые устраивают второй день свадьбы дома или выезжают на пикник. Некоторые и вовсе ограничиваются одним днем.

Свадьба с русскими корнями считается наиболее удачным началом семейной жизни молодоженов. Поэтому ей по праву принадлежит место самой популярной свадьбы.

Интересное видео по теме статьи:

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь