Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

и песни

Проникновенный стих –людскую лечит душу...

Проникновенный стих – людскую лечит душу,
Согреет он её и боль заговорит,
Прочти стихи, мой друг, или чтеца послушай,
Ведь в них сама Душа, поэта, говорит.

Порой скорбит она, порой она в них плачет,
То радость в тех стихах, то грустный в них мотив,
Но тронул сердце стих, и это много значит -
Он до тебя донёс добро и позитив.

Талантлив ли поэт, иль пишет неумело,
У всякого свой вкус, цензура и запрет…
Рождён ли в муках стих, или написан смело,
Ведь главное - есть смысл, или его там нет.

Проникновенен стих, он лечит людям душу,
Что мается порой, и выхода не зрит.
А иногда, в себе, хранит такую ношу,
Что тяжестью её, как грузом тяготит.

Кто верует в добро, кто стих понять способен,
Тот светлый человек, И Бог его хранит,
Поэт ведь не всегда бывает многословен,
И не всегда своей он жизнью говорит.

Ведь стих написан был самой душой поэта,
И потому, что кто-то, себя узнав, притих,
Поэтам так дано, им не дано лишь это -
Знать наперёд, о чём душа напишет стих…




СТИХИ О РОДОСЛОВНОЙ

МОЯ РОДОСЛОВНАЯ

Говори мне, мама, говори!
Жизнь свою рассказывай подробней,
Всю судьбу сначала повтори,
Не спеши, я сяду поудобней!

Что и как, кто был кому родня,
Всё меня, поверь, интересует!
Нам не хватит для беседы дня,
Ну и что ж, нас это не волнует!

Корни родословной глубоки,
Я мечтаю знать о них побольше,
Времена те были далеки,
Хочется, чтоб помнили их дольше!

Твой рассказ подробно запишу,
Ничего я, вроде, не забыла,
От волненья чувств своих дрожу:
Как же много в жизни всего было!

Связь времён легла на мой листок,
Стало ближе прошлое мгновенно!
Всех эмоций не сдержать поток,
И не нужно это совершенно!

Помнить всё и знать родной свой род
Я считаю, что обязан каждый,
Может это приведёт народ
В век неравнодушия однажды!



Я не знаю своей родословной,
Дальше прадедов счёт не идёт,
Только знаю — в родне моей кровной
Были все не гулящий народ.

В праздник — песенники, балагуры,
В будни — слово клещами тяни.
И хоть драли с них разом три шкуры -
Всё равно выживали они.

Дома разве зимой ночевали,
Чуть весна — у костров на станах.
Ляда прятали, пни корчевали,
Нагоняя на лешего страх.

Жито ль сеяли, траву ль косили —
На земную молились красу.
И дивились медведи их силе,
Уступая дорогу в лесу.

Говорили друг другу соседи:
— Что б у них ни случилось в дому,
Работяги двужильные эти
Не пойдут на поклон ни к кому.

Не заплачут, на улицу выйдя,
Всё, как есть, из избы вынося...
Я на предков моих не в обиде,
Коль характером в них удался!

Стихи Рыленкова


"Семейный альбом» - это огромный, необъятный альбом всех наших историй, запечатленных, собранных воедино и потому правдивых и неизменных во времени."
(Проект "Семейный альбом")












СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ


Метель за окном замела мягким пледом Зеркальную гладь, укрывая реки. Бессонницы бездна, и мысли при этом На шабаш летят, как к огню мотыльки. Глядят с фотографий знакомые лица, Ведут разговоры, заходят в мой дом. Как памяти книгу, страница к странице, Здесь время безвластно, рассыпет мгновения, Как звёзды по небу, как листья в саду. Историю жизни пяти поколений, Цепочкою судеб в едино сведу. Вот дед улыбнулся, и я тут мальчишка, И мама идёт по траве босиком. Страница к странице, как памяти книжку, Листаю я старый семейный альбом. Хранитель былого, наследник секретов, В нём молодость вечна, а старость мудра. Здесь каждое фото душою согрето, Окно для потомков, учитель добра. Нас жизнь разбросала, расставив границы, Но в дни, когда смех наполняет мой дом, Под вечер за чаем, страница к странице, Листаем мы старый семейный альбом. Владимир Тиссен

Песня "Семейный альбом " http://vladimir-tissen.com/semeynyy_albom

СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ

Семейный альбом, это летопись жизни.
В нем те, с кем когда-то прожил человек.
Вся долгая жизнь, от рожденья до тризны,
Кто рядом с ним был, с кем прошёл его век.

В нём бабушка, мать, в нём отец, дети, внуки,
Все те, с кем дружил и кого он любил.
Вот сядешь порой, полистаешь от скуки
И будто бы снова родных навестил.

Найдёшь в нём себя, где ещё ты ребёнок,
Где мать ещё держит тебя на руках,
Где выйти ещё не успел из пелёнок,
Ещё не умеешь ходить на ногах.

Страничка ещё, та, где ты уже в школе.
Серьёзные лица друзей и подруг.
Где жизнь для тебя, как степное приволье,
Как яркий, большой, нескончаемый круг.

А вот на тебе гимнастёрка, пилотка,
Другое совсем выраженье лица.
Другие глаза и другая походка,
Какая когда-то была у отца.

А вот и отец, я его и не знаю.
Меня он зачал и ушёл воевать.
Но всё ж постоянно о нём вспоминаю,
Жаль, не довелось мне его повидать.

А это бабуля – простая крестьянка,
В деревне всю долгую жизнь прожила.
Как жить, обучала меня постоянно
И сколько в ней было души и тепла.

Вот мамино фото, ну как же красива!
Как солнце, как всё, что мне радует глаз.
Она, как никто меня крепко любила,
Как жаль, что её нет со мною сейчас.

Вот дочки, то ради чего жизнь я прожил,
Какие улыбки, какие глаза!
И на меня вроде чем-то похожи,
А именно чем, не могу и сказать.

Листаю ещё, а вот внук и вот внучка.
На них не могу равнодушно смотреть.
Они – дорогие мои почемучки,
Когда их увижу, мне хочется петь.

А вот и жена, с ней так долго я прожил.
Влюблённость, свидания, дети, закат.
Чего только не было в жизни, о, Боже!
Но жили не плохо, как все говорят.

Вот так и живу, как страницы листаю,
На старые фото порою смотрю.
Сколь долго мне жить, я конечно, не знаю,
Об этом пока много не говорю.


СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ

Пролетели годы быстро что-то

И опять я в зеркало смотрю,

Взяв альбом с семейным старым фото

Вглядываюсь в молодость свою.


На руках у бабушки лежу.

В объектив испуганно гляжу.


Новый белый фартук, умный взгляд.

Это я пою со всеми в хоре,


Пятый класс...Всё бантики да ленты.

Нос курносый, локон завитой.

Это школьный бал и комплементы!


Тут рожденье дочки, сыну - год!

А на этом снимке из роддома

Бабушка уж внученьку несёт..


Именины, свадьбы и крещенья...

Шаг за шагом пролистав всю жизнь,

Год за годом множа день весенний,

Время бесконечное бежит.


Жизнь летит со скоростью ракеты...

Снегом запорошило висок

И морщинки - осени приметы -

Пролегли у глаз наискосок.


Я то знаю, что они от смеха

И мельканья спиц в ночной тиши -

В час несчастья или в дни успеха,

Посмотреть альбом свой поспеши...


Татьяна Лаврова

СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ


Ах, чего только не было с нами!

Первый шаг, первый класс, первый вальс
Все, чего не расскажешь словами,
Фотографии скажут про нас

Сколько всякого мы позабыли,
Сколько снова забудем потом
Чтобы вспомнить, какими мы были,
Загляните в семейный альбом

Годы быстрые катятся с горки,
И вернуть их наверх не дано.
Позади у нас, как в поговорке,
Было много мостов сожжено.

Все нам дорого - каждая малость,
Каждый миг в отдаленье любом.
Чтобы все это не потерялось,
Сохраните семейный альбом.

И летят за страницей страницы -
Наших дней верстовые столбы,
И в домашнем альбоме хранится
Фотокопия нашей судьбы.

С кем-то вдруг нас она разлучала,
С кем-то встречу дарила мельком.
Чтобы жизнь повторилась сначала,
Загляните в семейный альбом.

М.Танич

НАПЕРЕКОР ВО ЙНЕ Клад нашла я в старом нашем доме (Как давно я не бывала тут!) - Желтенький конверт лежал в альбоме, Тот, что треугольником зовут. Никогда не видела такого, Дедушка письмо писал жене, Из далекого сорок второго – Гимн Любви, наперекор войне! Припев: Бабушка, милая, посидим! Вспомним про деда, поговорим Как он любил, дарил цветы, Как ты ждала его с войны? Бабушка, разве бывает так? Трудно всю жизнь объяснить в словах, Боль и любовь, мечта и страх.... Просто письмо держу в руках... Повстречал тебя он в сельской школе, Где учил истории детей. И, увидев в шумном коридоре, Про себя назвал тебя своей... Все ученики в тебя влюбились! И, наверно, это неспроста. Радостью глаза твои лучились И с улыбкой ты была всегда! Свадьбу отыграли и зажили, Сын уж был у вас в сороковом. Но не довелось, недолюбили, Много отложили на потом... Дедушка на фронт просился тоже. Стал сержант он гвардии лихой. Он на фото выглядит моложе, Хоть и был не очень молодой... Припев: Бабушка, милая, посидим! Вспомним про деда, поговорим Как он любил, дарил цветы, Как ты ждала его с войны? Бабушка, разве бывает так? Трудно всю жизнь объяснить в словах, Боль и любовь, мечта и страх.... Просто письмо держу в руках... Он писал: "Мне жаль, мои родные, Что фашистов не прогнали мы! Как люблю, скучаю, дорогие! Сына я не видел с той зимы..." Но пропал мой дед в сорок четвертом... И всю жизнь его ты прождала... Есть медаль и за отвагу орден... Память и любовь не умерла! На фоне мелодии припева речетатив: Бабушка, милая! ..

Когда тебя хоронили 12 мая валил снег и в этот же день мы получили известие из Полоцка

о том, что найдена братская могила, где похоронен дед..... И в последний путь все провожали Бабушку той снежною весной, Со слезой в глазах, дрожа читали, Что нашелся муж ее – герой... Братскую могилу отыскали! Легчу будет пусть ее душе! Деда моего письмо читали, Гимн Любви, наперекор войне! Бабушка, милая... Бабушка, милая... Слова и музыка Марии Жуковой

Старые фото

Я в руки взяла фотографии детства
От слез это самое верное средство!
Вот смотрит в глаза с фотографии мама,
Красива,дерзка, молода и упряма
С другой, улыбаясь мне, смотрит отец
С ним рядом в тельняшке безусый юнец
Вновь папа. Сестра на руках у него.
Он в вечность ушёл, не вернуть уж его
Вот горстка подруг собралась в одночасье.
Всё мирно, всё дружно и светится счастье
В глазах озорных и глазах молодых.
Уже никого не осталось в живых
И вновь, улыбаясь мне мама глядит
глазами,все сбудется," мне говорит...
Вот море,вот Сочи,вот Зимний дворец
Цветущая вишня и рядом отец
Вновь море, Ташкент, это просто Москва,
Вновь мама и дочка и просто зима
Вот пёс возле будки из детства дружок,
Я с мамой на кухне,мой первый урок
Вот первенец мой,скоро в школу идти.
Сумеет ли он себя в жизни найти?
Вот дочку уже на руках держит мама.
Горласта как я и надеюсь упряма...
А вот на коленях знакомые руки,
А рядышком в ряд повзрослевшие внуки
Ведь выросли дети, а я повзрослела

Как мало я всё таки в жизни успела!
Когда то возьмут фотографии эти
И, будут смотреть их детей моих дети!
Я им улыбнусь,если кто-то заметит
Глазами "всё сбудется" мама ответит

103 высказывания, пословицы и поговорки о семье и Роде «Познай свой край … себя, свой РОД, свой народ, свою землю - и ты увидишь путь в жизни. Путь, на котором наиболее полно раскроются твои способности. Ты дашь ему продолжение, проторив тропинку, с той тропинки уже двинулись в жизнь твои потомки. И будешь ты». Г. Сковорода «Из рода в род пролагает жизнь мосты, Без корней саду не цвести, Без стремления лодка не плывет, Без корней сохнет все живое. » Родословная память - явление достаточно уникальное. Его воспевали в песнях, говорили в стихах, преданиях, а особенно увековечили - в пословицах и поговорках. Да и, пожалуй, нет такой сферы в жизни украинского народа, которая не нашла отражения в искрометных и мудрых народных выражениях. Пословицы и поговорки являются значительной составляющей частью культуры народа, его сокровищем, которым он владеет с давних времен и каким обогащает новые поколения. Эти перлы народной мудрости редко просто констатируют некий факт, они рекомендуют или предостерегают, одобряют или осуждают, поучают или превозносят. Для них характерны не только наблюдательность, жизненный опыт, но и выразительность, юмор, ирония, здравый смысл. Вот и родственные связи, взаимоотношения в украинской культуре всегда сопровождались «перлами» устного народного творчества, передавались из поколения в поколение: «Крепкая семья - крепкое государство» «Какая семья - такой и я» «Родственники хоть и ссорятся, и друг друга не чураются» «Почитай отца и мать, то будет тебе везде гладко» «Без семьи и своего рода - нет нации, народа» В пословице: «Своего доправляйся, от роду не отчужай», - говорится об основном, что касается твоих корней - каких бы ты вершин не достиг - всегда помни откуда и с какого рода ты происходишь, и не уклоняйся от своего прошлого, что является твоей историей. В народной речи есть и такие высказывания, говорящие о неизвестном происхождении человека, одиночество - «Без роду и племени», - говорили о человеке, который был без семьи. «Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет» «Человек без братьев и сестер - одинокое дерево» «Человек без семьи, что дерево без плодов» «Без рода, хоть с моста в воду» «Ты можешь не знать своих родителей, но твоя семья существует независимо от твоего знания или незнания. Ты можешь удалиться от родственников, порвать с ними всякие отношения, но ты не вправе утверждать, что этих родственников у тебя нет» (Диана Сеттерфилд «Тринадцатая сказка ») Часто мы встречаем народные высказывания о ценности воспитания, уважение к родителям, что тебя вырастили, «на ноги поставили», хотя, не биологических, ведь семья - это родство не только по крови: «Отец не тот, что породил, а то, что приготовил» «Не та мать, что родила, а та, что воспитала (взрастила)» «Не тот отец, родились, а тот, что до ума довел» На Украине издавна почитались семьи, где было много детей: «Много детей в семье - Божья благодать». Эта пословица говорит о большой, дружественной и трудолюбивой семье, которая есть и благосостоянием, и взаимоуважением и взаимопомощью - высшими ценностями в семье. А о тех, кто имел одного-двоих - говорили: «Где Одинец - семейству конец, где семь - счастье всем» «Один сын - не сын ли, два сына - пол сына, три сына - вот только сын!» Большая семья - большая ценность. Жизнь бурлит в таких семьях, традиции процветают, уважают старших, уважают. «Дерево держится корнями, а человек семьей» Мало кто знает, что в древности было обязательно знать поименно свою родословную до пятого или даже седьмого колена. Память о своих предках была естественной потребностью. Держаться своего рода, оберегать семейные реликвии, традиции, передавать их по наследству следующим поколениям - было обязанностью. Тех, кто отказывался или пренебрегал исторической памятью, пренебрежительно называли «людьми без роду-племени». «Если забудешь тропинку к дому, Какую детём напрямик протоптал, И мать, и род свой, и слово крылатое, Значит, чужаком бездушным ты стал. » (Р.Братуня) Каждый человек и каждый народ имеют свои святыни. Портрет на стене дедушки и бабушки - это не просто дань традиции, это память о тех, кто творил историю, с кого стоит брать пример. Сегодня почти все фото хранятся на электронных носителях, когда-то - зайдешь в хижину бабушки - а там вся история семьи на фотографиях, что развешенные на стенах, стоят на шкафах и в трельяж. Дедушки и бабушки - это живая мудрость, неписанная история нашего рода, опыт, полученный от них в наследство, остается золотым достоянием на всю жизнь. Часто наши бабушки и дедушки являются именно теми создателями легенд, сказок, пословиц и поговорок. «Тысячи вещей, - писал Иван Франко, - в жизни забудете, а тех минут, когда вам дорогая мама или бабушка рассказывала байки, не забывайте до смерти.» «Корми деда на печи, потому что сам там будешь» «Почитай отца и Бога - будет тебе везде дорога» «Пока деда, поты и хлеба» «Пока бабы, поты и советы» «Для внука дедушка - ум, а бабушка - душа» «Умный ребенок в отцовской свитке» «Как родители относятся к своим родителям, так и дети будут относиться к ним» «Молодежь богата мудростью родителей» Как дерево держится на корню, так и каждый род держится на старейших его членах, поскольку именно они имеют большой опыт жизни и помогают молодым. О сильной, крепкой семье, в которой поддерживают друг друга, семейный очаг, гнездо, к которому всегда хочется возвращаться сложено много народных пословиц и поговорок: «В нашем роду нет переводу» «Семья крепкая - горе плачет!» «На печи всегда красное лето» - дома всегда тепло и уютно. «Родные пенаты» - устаревший выражение, означающее родной дом, домашний очаг. «К своему роду хоть через воду» «Как мать родная, то и рубашка беленькая» «Не ясли к лошадям ходят, а лошади в ясли» «Всякая птичка свое гнездо знает» «Свой дом - своя крыша; свой батюшка - своя радость» «Свой дом не враг, когда придешь, то примет» «Наш род хорош на плод» «Любовь к Родине начинается с семьи» (Ф. Бэкон) «В семье бывает всякое, случается и счастье» (Борис Трушкин) Еще с детства нас учили наши родители, а их - наши бабушки и дедушки: «Этот пальчик - дедушка, Этот - моя бабушка, Этот пальчик - мой отец, Этот - моя мама, А этот пальчик - это я! А это вся моя родня!» Уже тогда, на примере маленькой ручки малыша, формировали образ семьи и ее целостности. Толстой Л.Н. писал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему», «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Есть в народном творчестве высказывания о семье, отражающие довольно ироничные отношения: «Нет рода без урода». Однокоренное «урод» свидетельствует, что бывали случаи, когда представители рода были совсем не похожи на остальных его членов, в частности речь идет о различии моральных установок. «Десятая вода на киселе» - об очень далеких или даже сомнительных родственниках. «Такой родственник, как черт козе дядя» «Не трать хода к плохому роду» «Как к такому роду, то лучше с моста в воду» «Род большой, а пообедать негде». Довольно часто так складываются семейные отношения, хотя и большая семья, а любви и дружбы нет. Каждая отдельная семья живет сама по себе и не родичаеться с родней. «Когда много родственников, семь раз пообедал, или ни разу не ел» «Несчастная семья, как беда» «У детей высокие пороги, а у родственников хотя бы еще выше были» «Большой род, а нигде приклониться» «Столько родни, что лапти одни» «Родня до половины дня, а как солнце зайдет - и сам черт не найдет!» - Другая трактовка «когда приходит беда в дом - и некому помогать». «При хороших временах - братья и собратья, а при плохих - нет и семьи» «В недружественный семье добра не бывает» «Своих много, а как пришлось топиться, то ни за кого и ухватиться» «Родня только в черный день» «Род большой, а родственника нет» Очень много в народном фольклоре есть высказываний о сходстве родителей и детей, сходство детей к родителям поступками, характером, способностями. Ведь именно семья является ячейкой любви и тепла для ребенка, дает ему представление о доброте, нравственности, культуры поведения. Поэтому в народе говорят: «Какой дуб, такой клин, какой отец, такой сын» «Какое дерево, такие его цветы; какие родители, такие и дети» «Отец - рыбак, то и дети в воду смотрят» «Какой куст, такая и хворостина, какой отец, такая и дитина» «Какие мамка и папа, такое и дитя» «С кривого дерева - кривая и тень» «Какое волокно, такое и полотно» «Какая плотина, такая мельница; какой отец, такой сын» «Какое зелье, такое и семечко» «От лося - лосята, а от свиньи - поросята» «Родители трудолюбивые - и дети не ленивые» «Какой род - таков и плод» «Детям больше нужен пример для подражания, чем критика» (Ж.Жубер) Об отношениях родителей и детей, которые не уважают свои корни, достаточно часто мы встречаем в народных поговорках и пословицах: «Добрые дети - родителям венец, а злые дети - конец» «От малых детей голова болит, а от больших - сердце» «Добрые дети добре слова послушают, а плохие - и палки не боятся» «Добрые дети на ноги поставят, а злые и с ног свалят» «Охотнее один отец выкормит десять детей, чем десять детей одного отца» «Почитай отца и мать - будет тебе везде гладко» Пожилые люди боятся одиночества, поэтому с их уст звучат следующие слова, говорят о детях, которые, как птицы, улетят из родительского дома, и позабудут своих отца и мать: «Дети, дети, хорошо с вами летом, а зимовать - горевать!» «Дочь - как ласточка: пощебечет, пощебечет и полетит» Семья - маленькое государство, которое имеет свои законы, права и обязанности, традиции, которые передаются из рода в род, ценности. «Семья - не ячейка государства. Семья - это государство и есть» (Довлатов). О добрых отношениях в семье в народе говорят: «Хорошо там живется, где вместе сеется и жнется» «Зачем и клад, когда в семье лад» «В дружной семье и в холод тепло» «В своей семье всякий сам большой» «В семье и каша гуще» «Где мир и лад, там и Божья благодать» «За общим столом еда вкуснее» «Семья крепкая строем» «Есть род - будет и обед» «Как не станет - то отец достанет, не будет - то и мать добудет» «Сын в семье - опора, а дочь - украшение» «Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (Сухомлинский) «Семья - вот что самое важное, вот что заставляет биться мое сердце» (Филипп Грегори «Еще одна из рода Болейн») Какого бы возраста и статуса человек не был, где бы он не жил и каких взглядов бы не следовал, он нуждается в семьи. Сначала в той, где рождается и растет, затем - той, которую создает сам и где растит своих детей. Доверие, забота, поддержка - вот с чем ассоциируется это слово. В чем же тайна «малой ячейки общества»? В некоторой степени это можно понять, изучив высказывания о семье, звучавшие в разное время у разных народов. Мудрые высказывания о семье отличаются особой глубиной. Чего стоит, например, остроумное замечание древнегреческого математика и философа Пифагора, в котором он советует родителям и матерям «беречь слезы своих детей, чтобы они могли проливать их на отцовской могиле». Ведь, действительно, чем сердечнее, справедливее и нежнее мы относимся к детям, тем более искренней будет их печаль, когда мы уйдем. Очень точно сказал о семье политик Брэд Генри: «У нее есть сила вдохновлять нас на подвиги и утешать, когда мы вдруг оступаемося». Для французского летчика и писателя Антуана Сент-Экзюпери чудо заключалось в том, что «родной дом способен незримо создавать в сердце пласты нежности, где как воды источника, рождаются мечты». Семья, род - является основной опорой, «столпами» для становления нас как личности. Мы должны это ценить и помнить, и слава нашим предкам за ценные советы и наставления, по созданию семейного очага и поддержанию его, которые они увековечили в этих поговорках, пословицах, изречениях.

0 Дерево держится корнями, а человек семьей. Моя родословная

Россия,Республика Башкортостан,г.Уфа

ГБОУ Республиканская гимназия-интернат им.Г.Альмухаметова

Воспитатель

Файзуллина А.Р.

Девиз мероприятия:

« Моя семья – мое богатство».

« Дом - это там, где вас поймут

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом.

Цель:

пробудить интерес к своей родословной, обычаям, преданиям, семейным традициям и реликвиям, расширить представления о связи времен, углубить представления об именах и фамилиях, их происхождении и значении, воспитания чувства гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины.

Оформление:

схема –рисунок « Моя родословная», эмблема семьи, выставка семейных реликвий, девизы семьи, традиции и обычаи каждой семьи, музыкальное оформление, презентация.

Воспитатель:

из истории:

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в 2008 г отметил, что надо возродить культ большой семьи, потому что благополучной является такая, которая связывает всех родственников, и именно она дает силы для развития.

На заседании Президентского Совета Республики Башкортостан М.Г. Рахимов подчеркнул, что социальная поддержка семьи, охрана здоровья всегда будут приоритетными направлениями в республике.

Еще 1998 г. в нашей республике был объявлен Годом Семьи.15 мая отмечается Международный день семьи.

Ведущий:

Что такое семья? Чем отличается семья от другой группы людей?

Семья- самая необходимая ячейка общества. Главные члены семьи: мама и папа состоят в законном браке. Члены семьи ведут общее хозяйство, они любят и уважают друг друга, родители воспитывают детей. Они вместе проводят свободное время, распределяют и делят между собой обязанности, в каждой семье свои традиции и свои обычаи. Все члены семьи друг другу родственники.

Семья – это самое дорогое, что у вас есть. Это ваши мама, папа, сестры, братья, бабушки, дедушки- самые близкие вам люди, которые вас любят, заботятся о вас, делают все, чтобы ваша жизнь была счастливой. Словом, это ваша семья. Вы вырастете полюбите, женитесь или выйдете замуж, у вас появятся дети – родится новая семья. Чем же мы обязаны семье?

Наверное, прежде всего тем, что мы существуем. Мы появились на свет потому, что наша мама и папа полюбили друг друга и создали семью. Значит, главное предназначение семьи в том, чтобы не иссякал человеческий род, чтобы появились люди.

Ведущий:

Слово « фамилия» в значении « семья» заимствовано из латинского языка « Наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям». В русском языке это слово появилось в эпоху Петра1, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилии, присваивались на основании единственного признака-родства. Фамильная гордость, интерес к своей родословной – это ветви одного дерева, имя которому- патриотизм. Родословная, или как говорили раньше, « родословие» - это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.

Ведущий:

В народе говорят: счастлив тот, кто счастлив в семье. А знаете ли вы, как появилось слово семья?

Когда –то о нем слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

-Сейчас я тебе семь вопросов задам,

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: « Я».

-Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

-Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: «Я»

-Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье.

«Я, я – тихо молвила Ева. _Я, я»

Сказала она знаменитых семь «Я»-

Вот так на земле появилась семья.

Ведущий: Мы предлагаем командам принять участие в наших конкурсах.

Конкурс « Представление команд»

1-ая команда. Команда « Дружба».

Наш девиз- « Пока едины – мы непобедимы»

Наша песня -« Крыша дома твоего»

2-ая команда « Семь-Я»

Наш девиз- « Семья –это супер, семья – это класс»

Наша песня - «Колыбельная»(из репертуара М.Боярского)

3-ая команда « Улыбка»

Наш девиз - « Улыбка- это радость, улыбка- это смех»

Наша песня-« Я люблю тебя жизнь»

4-ая команда « Дружная семейка»

Наш девиз-«Мама, папа, я- месте дружная семья»

Наша песня- « Родительский дом»

Ведущий:

Наши конкурсы будет оценивать компетентное жюри. Представляем вам жюри:

Ведущий:

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья- это люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. В семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Самый большой дефицит, который испытывают дети- это дефицит общения. Им не хватает родительского внимания, ласки, заботы.

Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь. Наш задушевный разговор может восполнить этот пробел.

Ведущий:

Конкурс « Моя дружная семья» ( самопрезентация семей).

Семья- это не только родители и дети. Это еще многочисленные родственники. Начинаем наш первый конкурс. Представляем свои родословные. Это будет своеобразная визитная карточка семьи. А в какой форме ее представить, уважаемые участники, вы выбрали сами. Это может быть рассказ о семье « По страницам альбома», видеофильм, компьютерная презентация и другие виды. Вы должны рассказать обо всех членах семьи, их профессиях, увлечениях, традициях, о домашних животных, если они есть, смешные случаи, истории из жизни вашей семьи,

Участникам конкурса нужно в течение 5 минут в творческой, увлекательной форме рассказать о себе, о своей семье)

Ведущий:

Второй наш конкурс « Наш герб».

В далеком средневековье крестьяне жили большими патриархальными семьями из 15- 20 человек: престарелые родители, женатые сыновья с детьми и внуками – по 3-4 поколения родственников. Тесновато было в такой семье в небольшом крестьянском доме. Может быть, тогда и родилась поговорка « В тесноте да не в обиде»? Главой семьи был старший мужчина в доме. Его уважительно называли « большаком». Мать, продолжатель рода человеческого, всегда пользовалась уважением в семье.

Руки мамы…

Люблю их с детства,

Где б дорога моя не шла,-

Никуда мне от них не деться,

От душистого их тепла.

Руки мамы…

В морщинках, в родинках

Сколько вынесли вы, любя…

С этих рук я увидел Родину,

Так похожую на тебя, мама…(А.Дементьев)

Ведущий:

В феодальные времена у каждой знатной семьи был свой герб. На нем символами изображались важные моменты в истории семьи, ее традиции и ценности. Команды должны были создать свой семейный герб.

Ребята! Покажите какие семейные гербы изобразили и расскажите о них. (демонстрация гербов)

Ведущий: для зала

Дом… слово знакомо всем, от него веет уютом и теплом. Чем сложнее мир вокруг нас, тем труднее сохранить в нем себя, свою индивидуальность и доброту, тем сильнее нас тянет в дом – убежище, который оградит нас от всех напастей. И если в нем царит мир и взаимопонимание, доверие и доброта, тепло и уют, это настоящее счастье. Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не достает житейской мудрости. Именно этому учат нас пословицы и поговорки. А теперь попробуйте угадать:

  • Дом без хозяйки… сирота.
  • Дом вести… не бородой трясти.
  • В гостях хорошо… а дома лучше.
  • Не нужен клад… когда в семье лад.
  • Не будет добра… когда в семье вражда.
  • Чем богаты… тем и рады.
  • Когда семья вместе… так и душа на месте.
  • Детишек воспитывать… не курочек пересчитывать.
  • Где родился… там и сгодился.
  • Дома как хочу… а в людях как велят.

Ведущий:

Вы все проявили художественный вкус в процессе создания семейного герба. Члены жюри оценят каждый герб.

Ведущий:

В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – 100 человек, и в ней царили мир, любовь, согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что все это правда, то он спросил у старца, главы семьи: « Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово « понимание».

Ведущий : Конкурс « Расскажи мне, мама, сказку»

Цель следующего конкурса – узнать, как хорошо вы знаете устное народное творчество, умеете ли вы рассказывать сказки и сочинять их сами.

Победит тот, кто проявит наибольшие творческие способности, расскажет свое сочинение или сказку, передаваемые в семье из поколения в поколение, наиболее ярко и эмоционально. Разрешается импровизировать, играть...

Ведущий:

Авторитет семьи в народе необычайно велик. Человек, не желающий в зрелом возрасте заводить семью, вызывает у людей подозрение. Только две причины считались уважительными: болезнь или желание уйти в монастырь.

Задание для команд: объясните и ответьте на вопросы:

  • В чем спасительная сила любви родственников для человека?
  • Почему жизнь без родни тяжела и трудна?
  • Какие чувства испытываете вы к родне в разлуке?
  • Какие обычаи есть в вашей семье?

Ведущий: пока команды думают:

Ведущий:

Викторина для зала .

А сейчас мы проверим, как разбираемся в родственных связях. Вопросы.

  • В каком родстве состоят свояки? (женаты на сестрах).
  • Твоя сестра вышла замуж. Как зять может тебя называть (шурин, свояченица).
  • Я тебе не отец, но ты мне сын. Кто я тебе? (мать).
  • Шел старец. Жали молодец с девицей. Старик и говорит: « Как вам не стыдно жать вдвоем?» Они отвечают: « Какой нам стыд? Мы – большая родня: моя мать ее матери – родная свекровка. »
  • Кто такие сватовья и кумовья? (родители жениха и невесты – сватовья. кровные родители и духовные – кумовья)
  • Кто является золовкой, снохой, деверем? (золовка- сестра мужа, сноха – жена брата, деверь- брат жены

Ведущий:

Для информации:

В словаре В.И. Даля « Семья»:

Семейство ср., семья ж, - вообще:

Совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми: женатый сын или замужняя дочь: отдельно живущие, составляют уже иную семью. В семье не без урода. В естественной истории: разряд подобных и сродных, схожих: семейство кошек, кошачье: лев, тигр, барсы, все роды кошек; семья грибов, папоротников.

Семейщина - совокупность всего семейного быта. Семейно – всей семьей; в кругу своей семь; людно, многолюдно. Семейный человек – у кого семья. Семейные связи – семейные, родственные.

Ведущий:

Берегите близких. Берегите!

Жизнь, она торопится, не ждет. На крутом изломе поддержите. Знайте беды их наперечет. Сохраняйте письма, ждите в гости. Иногда дарите им цветы. Это очень трудно, очень просто. Жизнь прожить- не поле перейти. Близкие от нас уходят в вечность. Каждому свой час и свой черед. Пусть жестокость или бессердечность Поздним вас раскаяньем не жжет. Вы еще успеете. Спешите Окружить их множеством забот. Будьте снисходительны к ошибкам и прощать умейте в свой черед.

Ведущий: Конкурс « Чего в семье не бывает…»

Семья – это особый мир. Это пристань, это причал, куда мы все так стремимся. Следующий Конкурс « Чего в семье не бывает…»

В будем задавать вопросы,на которые нужно сразу отвечать.

  • Назови дни рождения мамы и папы.
  • Сколько лет бабушке и дедушке.
  • Любимая песня мамы.
  • Дарите ли вы маме цветы и когда?
  • Знаешь ли ты историю знакомства мамы и папы.
  • Любимый цвет одежды мамы.
  • Назовите лучшие черты характера папы.
  • Что для тебя главное в семье.
  • Ты на неделю уезжаешь из семьи. Будешь ли ты скучать?
  • Знают ли родители твоих друзей?
  • Если тебе дают деньги, на что ты их тратишь?
  • Жалеешь ли ты своих родителей? Как?
  • Есть ли у тебя тайны от родителей?
  • Если ты получаешь двойку. Как ты говоришь об этом родителям?

Вы все успешно экзамены. Как хотелось бы, чтобы в жизни каждого из вас было, как можно меньше трудных вопросов. Пусть жизнь вам преподносит только легкие вопросы жизненных экзаменов.

Ведущий:

Для информации:

В башкирской культуре созданы письменные памятники - шежере.

Башкирские шежере - своеобразные письменные памятники, относящиеся к 16-19 векам, а некоторые из них и к более раннему периоду. Башкирские шежере носят в известной степени энциклопедический характер. В них содержатся различные сведения об истории и быте народа, описание нравов, обычаев, юридических, морально-этических норм, образцы народного творчества.

Знание родного языка и родной культуры – основа формирования личности.

Ведущий:

А сейчас музыкальный конкурс « Без песен жизни нет». Каждая семья исполняет свою любимую песню.

Ведущий:

Жюри подводит итоги.

Ведущий:

Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Все это так. Да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки?

Такие случаи нередки,

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений –

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений,

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьей, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется,

И никогда не оборвется

Веков связующая нить.

Ведущий:

Наш вечер заканчиваем словами Д.С. Лихачева: « Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, ценит память о них, оставленную в саду, которые они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он их не любит. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, равнодушен к своей стране»

Использованная литература.

  • Лихачев.Д. « Помнить о своих корнях», Воспитание школьников 1993.№3
  • « Кто твой предок?», « Неделя», 1998.№38
  • Федосюк Ю. «Русские фамилии», популярный этимологический словарь М.Детизд. 1972
  • Можаров Н. « Как составить родословную», Воспитание школьников 1993 №5
  • « Читаем, учимся, играем» №5 2010 М. Детизд
  • Учитель Башкортостана. № 10 .2009
  • Классный руководитель №1, 2011
  • Крепкая семья- опора страны. Сборник внеклассных мероприятий. 2008 Издательство БИРО

Пословицы о родословной:

  • « Дерево с крепкими корнями ветер не валит» ;
  • « Корень дерева сквозь землю проходит, корень людей через весь мир протянется»;
  • « Равнодушие к своей родословной – признак сиротства»
  • « Древо держится корнями, а человек - родственниками» ;
  • « Семейная ссора что весенний дождь»;
  • « Семейный горшок всегда кипит»;
  • « Семья сильна, когда над ней крыша одна»;
  • « Дома и стены помогают»;
  • « Дома все споро, на чужбине житье хуже»;
  • « Предания предков – глаза мудрости»;
  • « Плоха та девушка, которая не любит родителей, плох тот парень, который не уважает родственников»;
  • « Дом, где дети – базар, дом без детей – могила»;
  • « Дружба – с другом, родство – с родом»;
  • « В благополучии друзья хороши, в бедности – родня»;
  • « Пока родители живы, не уезжай далеко»;
  • « Голубь садится на три ветки ниже своих родителей»;
  • « Кого любишь, тот и родственник»

В чем общность восприятия семьи

народами разных стран?

Наших близких любовь, коль оценишь ее,

Сахара наше сластит бытие,

Нет родни- верить некому тайну свою,

Пред врагом нет соратников рядом в строю,

А в делах нет опоры в своем же краю,

Родни не имеет- грустит без нее (Мавля Колый)

Моя родословная

Я в роду Бикбаевых седьмое колено. Папа Гатауллин Газинур Ханифович 1963г. р. Его отец Ханиф Ахметсафович 1928г.р. У дедушки Ахметсафа и у бабушки Василя было трое детей:Ханниф, Зиннур и Марьям. Дедушка Ахметсафа самый старший сын продедушки Мустафы и пробабушки Фахрикамал. В семье их было пятеро:Ахметсафа, Мафруза,Мафтуха, Мазхар и Фатима.

Тетя Мафтуха живет в Уфе. Мафрузы и Мафтухы уже давно нету. Ахметсафа Мазхар на войне без вести пропали.

У продедушки Ахметсафы было трое детей: Ханиф, Зиннур и Марьям. Для того чтобы прокормить своих маленького брата и сестру,дедушка Ханиф в 13 лет начинает работать на железной дороге.

Дядя Зиннур 1933г.р. отучившись начинает работает инженер-конструктором. Тетя Марьям работает учительницей в школе.У дяди Зиннура есть два сына:Ильдар и Ильдус. Дядя Ильдар – полковник. Ильдус живет в Белоруссии.

Тетя Марьям работает учительницей. В данное время находится на пенсии.

Дедушка Ханиф 1928г.р. отучившись работает в металлургическом заводе директором.

Моя семья

Моя семья в роду Бикбаевых седьмое колено. Она состоит из пяти человек. Мама, папа и гордость нашей семьи 3 дочери.

Мама - Гатауллина Гузалия Рафиковна 1962г.р. работает в школьной библиотеке.

Папа - Гатауллин Газинур Ханифович 1963г.р. работает водителем.

Мои родители добрые, заботливые, ласковые.

Старшая сестра Альбина учится в Башкирском Государственном Медицинском университете. Вышла замуж за Минигалеева Аяза и воспитывают моего самого любимого племянника Радмира.

Сестра Эльвира учится в Башкирском Государственном университете.

Я Гатауллина Диля Газинуровна. Мое имя означает с(лат.)-радующая душу.Родилась в Абзелиловском р-н.в с.Баимово. В год Тигра под знаком Близнецов. В данное время учусь ГБОУ РГИ им.Г.Альмухаметова, 8А классе. Хожу на уроки фортепиано, кыл-кубыза, хора, танцев и гусарства(на барабанах). Так же хожу на театральный кружок.В свободное время люблю вязать, рисовать, сидеть в социальных сетях,кататься на коньках и предпочитаю читать романы. В школе особенно люблю уроки геометрии, физики, географии и истории. Каждый год учавствую в школьных олимпиадах и занимаю призовые места. В будущем хочу получить высшее образование и стать музыкантом.

У нас есть любимые семейные праздники такие как: Новый год, дни рождения. Новый год мы отмечаем всей семьёй. Друг другу готовим подарки, наряжаем ёлку и пускаем салют, а в дни рождения делаем сюрпризы. Хорошую погоду летом едем в лес ягоды собирать, осенью грибы, а зимой ездим в горнолыжный центр (ГЛЦ) Банной и Абзаково. Для того, чтобы сохранить семью крепкой необходимо уважать родителей, им помогать и заботиться друг о друге.

АНКЕТА "Кто ты?"

1.Моё хобби-Музыка и батик.

2.Я люблю слушать классику и современную музыку.

4.Больше всего на свете люблю быть на природе и в кругу друзей.

5.Ценю в людях такие качества как доброта, вежливость.

6.Моя любимая телепередача-«Топ модель по-американски», «Хочу знать».

8.Мои друзья отзывчивые, классные.

«К чему я стремлюсь в жизни? »

1.Хорошее образование.

2.Дружба, наличие хороших и верных друзей.

3.Счастливая семья.

4.Хорошее здоровье.

5.Наука и познания.

7.Уверенность в себе и самоуважение.

Я и мое будущее

Мне нравятся многие профессии: стюардессы, психолога, певицы, архитектора, ландшафтного дизайнера. Но свой выбор я остановила на профессии стюардессы. Родители советуют выбрать профессию врача, но я твердо знаю, что врачом я не буду, так как мои старшие сестры уже получают эту профессию, обучаясь в медицинских вузах.

Мне нравится профессия стюардессы потому что она дает возможность посмотреть другие страны, увидеть много интересных, исторических и экзотических мест.

В будущем планирую, получив среднее образование, поступить в институт, изучить иностранные языки (английский, французский и турецкий) и воплотить свою мечту в жизнь.

Анкета «Зачем я учусь?»

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для получения продолжения образования, поступления в институт.

2. Я бы не учился, если бы не хотела поступить в вуз и иметь высшее образование.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за личные качества и хорошую работу.

4. Мне кажется, что цель моей жизни получить высшее образование и хорошую профессию.

5. Моя цель на уроке усвоить материал и понять тему.

6. Когда я планирую свою работу, то сначала стараюсь понять ее суть.

7. Самое интересное на уроке – это изучение нового материала.

8. Я изучаю материал добросовестно, если я его хорошо понимаю и он мне интересен.

9. Мне нравится делать уроки, всегда так как это необходимо для глубоких знаний.

  1. Я более активно работаю на занятиях, если изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.
  2. Учиться лучше побуждают мысли о будущем.
  3. Хорошие отметки – это результат добросовестного выполнения мной домашних заданий.
  4. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от приложенных мной усилий.
  5. Я буду активной на уроке, если хорошо знаю тему и понимаю учебный материал.
  6. Если учебный материал мне не понятен, то я вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.
  7. Сделав ошибку при выполнении задания, я исправляю её.
  8. Если не знаю, как выполнить учебное задание, то я спрашиваю совета у учителя или у родителей.
  9. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они однообразны и их можно выполнять по шаблону.

Я люблю свою родину, это тот уголок большой, красивой, плодородной, богатой мудрыми людьми и природными ископаемыми ЗЕМЛИ, которая находится в Абзелиловском районе республики Башкортостан, где прошло моё детство, где до сей поры живут мои родители, которых я очень люблю и уважаю.

Я думаю, что действительно человек силен своей семьей, своими близкими и родными людьми, которые могут поддержать в трудную минуту и дать мудрый, единственно правильный совет.

Цель: развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

Предварительная подготовка:

  1. Родительское собрание на тему «Духовные традиции семьи».
  2. Поиск старинных документов, вещей, фотографий, хранящихся в семьях. Подготовка выставки «Семейные реликвии».
  3. Написание сочинений-миниатюр на тему «Традиции и увлечения моей семьи».

Оформление :

Оборудование:

  1. Фонограмма песни М. Боярского «Посадите дерево»
  2. Цветная бумага, клей, ножницы.

Место проведения : 2 класс.

Ход беседы

Учитель: – Тема нашей сегодняшней беседы «Помни корни свои». Как вы думаете о каких «корнях» будет наш сегодняшний разговор? (Ответы детей.)

Учитель: – Мы собрались, чтобы поговорить о вашей семье, о ее традициях, увлечениях, о ваших предках. Многим из вас есть, что рассказать своим одноклассникам. Начнём наш разговор с загадки:

Задам сейчас загадку я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка.
А самая младшая – я
Какая же у нас семья?

(Ответ: 6 человек: дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочь.)

Учитель: – Да, одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья – главное богатство в жизни. Та семья, где были папа и мама, а потом та, которую ты построишь сам. Что такое СЕМЬЯ? (Ответы детей.)

Обобщение учителем : Семья – это группа, живущих вместе близких родственников.

Учитель: – До начала 20 века семья состояла из нескольких поколений. Не случайно же и слово такое образовалось: «СЕМЬ» – «Я». Все жили одной большой семьей, помогали друг другу. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. Я нашла тому много подтверждений. Вспомним хотя бы народные пословицы, поговорки, в которых говорится о семье. Я буду начинать пословицу, а вы вместе постарайтесь ее закончить…

В гостях хорошо, … (а дома лучше).
Не нужен клад, … (коли в семье лад).
Чем богаты, … (тем и рады).
Когда семья вместе, … (тогда и душа на месте).
Один в поле … (не воин).

Учитель: – В наше время семьи небольшие, в них часто по одному ребенку. А вот интересно, в какой семье легче прожить на свете? (Ответы детей.)

Учитель: – А сейчас, мы постараемся вместе ответить на вопрос: «Счастливая семья. Какая она?» (Ответы детей.)

Обобщение учителем: – Счастливая семья – это, когда всем хорошо вместе. Никто никого не раздражает, дети не проказничают, а родители не ссорятся. Когда родители на выходные не оставляют детей с бабушками и дедушками, а всей семьей дружно и весело отмечаются праздники. Когда у родителей находится время поиграть со своим ребенком. Когда у родителей и детей есть общие увлечения. Когда дети и взрослые отдыхают вместе, вместе путешествуют. Когда дети и родители увлечены одним занятием и т.д.

Учитель: – А как вы думаете, все ли семьи одинаковые? (Ответы детей).

Учитель: – Все семьи разные, они отличаются друг от друга своими привычками, обычаями, увлечениями, традициями. О своих семьях вы писали в сочинениях, и теперь пришло время рассказать об увлечениях ваших семей. (Рассказы детей.)

Учитель: А есть ли в ваших семьях ТРАДИЦИИ? (Рассказы детей.)

Обобщение учителем: Традиции – то, что перешло от одного поколения к другому, то, что унаследовано от предшествующих поколений.

Учитель: – Издревле на Руси существовал обычай: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, передавая свое мастерство, трудовые навыки из поколения в поколение. Так рождались ДИНАСТИИ . Династии гончаров, портных, пекарей, военных, строителей, учителей. Вот, например, в моей семье бабушка – учитель русского языка и литературы, мама – учитель французского и немецкого языков, а мы с сестрой – учителя начальных классов.

Об одной очень известной семье расскажет нам мама Алеши – Лариса Ивановна, она – музыковед, заведующая архивом семьи известного музыканта Мстислава Ростроповича.


(Рассказ о семье Ростроповича).

Ученики , в чьих семьях есть династии, рассказывают о них классу.

Учитель: – Человек рождается, получает имя. Родители выбирают имя по святцам (церковным книгам) в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в тот день, когда родился ребенок. Довольно часто родители дают такое имя, какое им нравится (модное в данный период), а другие родители называют своих детей в честь родственников. Вот, например, меня назвали в честь моей прабабушки – Ольги (показ фото). А кого из вас тоже назвали в честь родных? (Ответы детей.)

Учитель: – В нашем классе много детей, носящих красивые старинные имена. Серафима, Матвей, Полина, Людмила, Григорий, Стефания…

Ученица Стефания рассказывает о происхождении своего имени.

Учитель: – Интересно, что самое популярное женское имя всех времен и народов – Анна. По планете Земля разгуливает почти 100 млн. его обладательниц.

Итак, имя каждому из нас выбрали родители. Отчество образовано от имени отца, которое в свою очередь ему дали родители. А откуда произошла фамилия? Происхождение фамилий идет из далекого прошлого. Некоторые образовались от имен:

Иванов – потомок Ивана; Васильева – Василия; Григорьева – Григория; Захарова – Захара и т.д. Некоторые фамилии произошли от профессии предков: – Кузнецовы, Рыбаковы, Столяровы. Некоторые – от географических названий: Горские, Полянские, Ржевские. Кто-нибудь из вас знает, происхождение своей фамилии? (Ответы детей.)

Учитель: – Что касается самых распространенных фамилий, то с ними дело обстоит следующим образом: только в одной Москве живет более 100 тысяч семей Ивановых, в Швеции более 300 тысяч Карлсонов, которые живут, разумеется, не на крыше, а в Китае 90 млн. китайцев отзываются на фамилию Ли.

Учитель: – Собирать и хранить семейные фотографии – это еще одна традиция.

В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, событиях. Эти фотографии хранятся в каждой семье. Вот снимок моих прапрабабушки и прапрадедушки. Снимок сделан в конце 19 века. А на этом снимке моя прабабушка со своей мамой Пелагеей. А вот это мой прадед – муж прабабушки Оли, в честь которой меня назвали Ольгой. Мы бережно храним эти фотографии.

Я люблю это таинство рода,
Дух семьи, продолжающий жить,
Заставляющий сердце народа
С красотою былого дружить.
«Очерк Растрелли» С. Копыткин (1915 г.)

Рассказ детей о старинных фотографиях, хранящихся в семейном архиве.

Учитель: – Пройдет время, и ваши дети и внуки будут смотреть на ваши фотографии, которые вы оставите в семейном архиве.

Ученик: Стихотворение «Семейная фотография» (Валентин Берестов):

Натягиваю новую матроску,
И поправляет бабушка прическу,
На папе брюки новые в полоску,
На маме ненадеванный жакет,
Братишка в настроении отличном,
Румян и пахнет мылом земляничным
И ждет за послушание конфет.
Торжественно выносим стулья в сад.
Фотограф наставляет аппарат.
Смех на устах. Волнение в груди.
Молчок. Щелчок. И праздник позади.

Учитель: – Ребята, а что делает дом домом, непохожим на другие дома. Что вас окружает в квартире? (Ответы детей.)

Учитель: – Человек живет, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с разными событиями в его жизни. И даже, когда человека уже нет на свете, мы продолжаем беречь его вещи, сохраняя с их помощью память о дорогом нам человеке.

У многих дома хранятся семейные РЕЛИКВИИ – вещи, свято хранимые, как память о прошлом.

Рассказы детей о семейных реликвиях.

Учитель: – С появлением современных средств связи люди все реже и реже пишут письма, все чаще ограничиваются телефонным разговором. А ведь для наших предков письма были основным средством общения на расстоянии. В моей семье письма и открытки наших родственников являются реликвией. Письма… Они трогательны, таинственны, хранят в себе дух прошлого. Я хочу показать вам письмо, которое мой двоюродный прадед, Степан Аверьянович, написал своей любимой жене Катерине, когда отбывал службу в гвардейском корпусе. Напечатано письмо на старинной пишущей машинке, где еще в конце слов приписывается «Ъ». Письмо датировано 19 января 1918 года. Оно тоже хранится в нашей семье как реликвия (зачитывается отрывок).

Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?» Люди всегда чтили своих предков. Родословная выписывалась на отдельных свитках, которые передавались следующим поколениям. А.С. Пушкин гордился своими предками до такой степени, что велел вделать пуговицу с мундира своего далекого предка Абрама Ганнибала в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и всегда с гордостью демонстрировал ее своим друзьям.

Учитель: – Сегодня мы с вами познакомимся с наукой ГЕНЕАЛОГИЕЙ. Генеалогия – раздел науки, изучающий происхождение рода. В переводе с греческого оно означает «родословная», т.е. наука, занимающаяся поиском предков .

Историю рода изображают в виде разветвленного дерева, которое называется РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО – перечень поколений одного рода, где устанавливается происхождение и степень родства.

Например, у того же А.С. Пушкина в родословном древе было 5000 исторических имен. Традиция составлять генеалогические древа возвращается в семьи.

(Рассказы родителей о родословных древах семей.)

Учитель: – Для чего нужно следовать семейным традициям, чтить, уважать их, хранить, передавать из поколения в поколение? (Ответы детей):

Чаще спрашивайте своих родных об их детстве, пусть они как можно больше рассказывают вам о своей жизни.

Учитель: – Мы сегодня говорили о ваших семьях. Но не надо забывать о том, что у нас есть еще одна большая и дружная семья – семья учащихся, сплоченных общими интересами. Наш класс – семья на все 11 школьных лет. У нас в коллективе тоже постепенно будут складываться свои традиции: утренники, праздники, экскурсии, походы.

Я предлагаю сегодня посадить дерево дружбы нашего класса.

(Под фонограмму песни Оскара Фельцмана в исполнении М. Боярского «Посадите дерево» учащиеся вырезают из цветной бумаги ручки-листочки и наклеивают на заранее заготовленный ствол дерева).

Подведение итогов классного часа:

Учитель: – Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Кому из вас захотелось больше узнать о своих предках? Какие появились вопросы, которые вы хотите задать своим родителям?

Принадлежал к древней династии Гайдов и был сыном и наследником Графа Кларендонского, дяди королевы… но в его поведении не было никакой горделивости.

Не хотел бы давать оценку значимости архива о. Всеволода, ни, тем более, самой личности моего отца. Это лучше меня сделают другие. Но уверенно скажу: этот архив - часть отечественной культуры XX века.

Почтительность, которою окружает ребенка челядь, а также его осведомленность о богатстве и величии своего рода являются немалыми помехами в правильном воспитании детей.

Три кита современной нашей общественной жизни: зависть, болтовня во всех ее видах и покупка бесчисленных вещей. Хотел бы знать, как это оценят наши потомки!

Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал.

Никто никогда не доказывал, что человек, по его происхождению от определённой группы людей, должен обязательно иметь определённые умственные характеристики.

Быть известным очень здорово, хотя некоторые известные люди из вежливости это отрицают, чтобы неизвестные люди чувствовали свое превосходство. Принято стесняться славы и делать вид, что она тебе портит жизнь.

Я был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, ее жизнью прежде всего интересуюсь, ее интересами живу, ее достоинством укрепляю свое достоинство.

Одним из существенных препятствий для развития рода человеческого следует считать то, что люди слушаются не того, кто умнее других, а того, кто громче всех говорит.

Легенды входят в историю не потому, что похожи одна на другую, а потому, что отличаются друг от друга. Мастером становится художник, который делает чужие легенды понятными нам.

К числу величайших открытий, к которым пришел за последнее время человеческий ум, бесспорно принадлежит, по моему мнению, искусство судить о книгах, не прочитав их.

Робинзон не воспитал тысячи Робинзонов, а открыл что-то от Робинзона во всяком настоящем мальчишке: каждая литература, каждое великое сочинение порождает в самой жизни соответствующие события.

Обычно у нас признают писателя после смерти. Мертвого почитать легко. Он уже не соперник. Можно даже назваться его другом, рассказывать каким он был тружеником и делать прибыль на его так и не изданных произведениях.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь